Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология транспорта высокопарафинистых нефтей на основе применения депрессорных присадок

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить уникальность условий работы сети магистрального транспорта продукции месторождений Республики Казахстан — Узень, Жеты-бай, Тенгиз, Кумколь, Карачаганак вследствие того, что по своим физико-химическим свойствам добываемые нефти весьма разнообразны, но преимущественно это парафинистые и высокопарафинистые жидкости. Динамика добычи нефтей с аномальными физико-химическими свойствами… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Краткий обзор способов воздействия на реологические характеристики высокопарафинистых нефтей в системе трубопроводного транспорта
    • 1. 1. Проблема трубопроводного транспорта высокопарафинистых нефтей
    • 1. 2. Анализ основных факторов, влияющих на процесс парафинообразования
  • Выводы по разделу
  • 2. Исследование реологических свойств высокопарафинистых нефтей с добавками депрессорных присадок
    • 2. 1. Физико-химические характеристики исследуемых высокопарафинистых нефтей
    • 2. 2. Физико-химические характеристики депрессорных присадок
    • 2. 3. Механизм действия депрессорных присадок на высокопара-финистые нефти
    • 2. 4. Методы реологических исследований и выбор реологической модели
    • 2. 5. Методика проведения реологических исследований
      • 2. 5. 1. Проведение вискозиметрических исследований
    • 2. 6. Оптимальные параметры обработки высокопарафинистых нефтей депрессорными присадками
      • 2. 6. 1. Выбор депрессорных присадок
      • 2. 6. 2. Температура нагрева нефти при добавлении присадок
      • 2. 6. 3. Скорость охлаждения нефтей с добавками депрессорных присадок
      • 2. 6. 4. Гидродинамические условия охлаждения нефтей с добавками депрессорных присадок
    • 2. 7. Реологические параметры высокопарафинистых нефтей исходных и добавками депрессорных присадок
    • 2. 8. Эмпирические зависимости реологических параметров мангышлакской нефти от концентрации депрессорной присадки и температуры нефти
  • Выводы по разделу
  • 3. Технология применения депрессорных присадок при трубопроводном транспорте высокопарафинистых нефтей
    • 3. 1. Способы добавления депрессорной присадки в нефть
    • 3. 2. Технология обработки депрессорной присадкой всего объема перекачиваемой нефти
    • 3. 3. Технология обработки депрессорной присадкой кольцевого пристенного слоя нефти, перекачиваемой по трубопроводу
    • 3. 4. Тепловой и гидравлический расчет трубопровода при добавлении депрессорной присадки ко всему объему перекачиваемой нефти
    • 3. 5. Тепловой и гидравлический расчет трубопровода при добавлении депрессорной присадки в кольцевой пристенный слой нефти
  • Выводы по разделу
  • 4. Применение депрессорных присадок и разработка технических средств для повышения эффективности и надежности эксплуатации магистральных нефтепроводов, транспортирующих высокопарафинистые нефти
    • 4. 1. Пуск «горячего» трубопровода
    • 4. 2. Плановая остановка «горячего» нефтепровода
    • 4. 3. Эксплуатация «горячего» нефтепровода в начальный и конечный периоды работы
    • 4. 4. Перекачка смеси высокопарафинистых нефтей с маловязкими нефтями
    • 4. 5. Технические средства для повышения эффективности эксплуатации магистральных нефтепроводов

Технология транспорта высокопарафинистых нефтей на основе применения депрессорных присадок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Казахстан является одним из крупнейших мировых нефтедобывающих регионов и обладает развитой трубопроводной системой. Среди разведанных и эксплуатирующихся месторождений наиболее крупные — Тенгиз, Карачаганак, Узень, Жетыбай, Каламкас, Кумколь и ряд других. Добываемые нефти по своим физико-химических свойствам, таким как вязкость, содержание асфальте-нов, смол и парафинов весьма разнообразны. Их значения высоки, и нефти, обладающие такими свойствами, относятся к реологически сложным, отличающимся высокой температурой застывания.

Важнейшим направлением в развитии народного хозяйства, добывающего и транспортирующего нефть и нефтепродукты, является разработка новых технологических процессов, направленных на снижение энергозатрат и потерь углеводородного сырья. Особое место в этой проблеме занимают нефти с аномальными физико-химическими свойствами.

Вопросы повышения эффективности трубопроводного транспорта аномальных нефтей, в частности, смесей высокопарафинистых застывающих, высоковязких и маловязких жидкостей в трубопроводах при их совместном движении до настоящего времени являются недостаточно изученными.

Следовательно, исследование физико-химических и реологических свойств смесей и высокопарафинистых и высокозастывающих нефтей, научный поиск методов воздействия на свойства смесей, имеющих аномальные физико-химические свойства, и составляющих их нефтей, разработка новых технологий, обеспечивающих экономичность их транспортировки по трубопроводам, и технических средств для осуществления этих технологий является первостепенной задачей как для науки, так и для нефтяной промышленности государства или компании — субъекта исследований. Эти исследования важны также с точки зрения безопасной эксплуатации трубопроводной системы.

Значительный вклад в развитие трубопроводного транспорта внесли как российские (советские) ученые — Ребиндер П. А., Каргин В. А., Трапезников А. А., Виноградов Г. В., Девликамов В. В., Мирзаджанзаде А. Х., Тугунов П. И., Новоселов В. Ф., Юфин В. А., Губин В. Е. Галлямов А.К., Скрипни-ков Ю.В., Пиядин М. Н., так и зарубежные — Хедстрем, Бенбоу, Мерилл, Бьюкки и многие другие.

Необходимо отметить, что богатый материал ранних работ носит в своей основе теоретический характер. Эксперименты по исследованию коэффициента гидравлического сопротивления, расхода энергии на перемещение смеси и т. д. проводились без учета влияния физико-химических свойств смеси, которое стало возможным с разработкой общих теоретических методов постановки экспериментов и обработки данных с учетом теории подобия. Однако, влияние физико-химических свойств аномальных нефтей, к которым относятся высокопарафинистые и высокозастывающие нефти, не укладывается в общую схему и до сих пор представляет объект исследований, требующий каждый раз индивидуального решения при оценке и выборе методов воздействия на нефть и нефтесмеси с целью улучшения их транспортабельных способностей.

Следует отметить уникальность условий работы сети магистрального транспорта продукции месторождений Республики Казахстан — Узень, Жеты-бай, Тенгиз, Кумколь, Карачаганак вследствие того, что по своим физико-химическим свойствам добываемые нефти весьма разнообразны, но преимущественно это парафинистые и высокопарафинистые жидкости. Динамика добычи нефтей с аномальными физико-химическими свойствами особенно характерных для месторождений Республики Казахстан, выбор методов воздействия на них и их смеси с целью изменения физико-химических свойств, выявление степени влияния на совместный транспорт по действующей сети трубопроводов и определят перспективу ее развития. Опыт таких частных исследований является универсальным при общем анализе этой проблемы.

В Республике Казахстан было создано акционерное общество закрытого типа Национальная Компания по транспортировке нефти «КазТрансОйл», которой были переданы все существующие нефтепроводы, нефтепродуктопро-воды и водоводы Казахстана. «КазТрансОйл» эксплуатирует свыше 6400 км магистральных нефтепроводов, 3140 км водоводов, проходящих по территориям восьми областей Казахстана. В состав компании входит 39 насосноперекачивающих станций. Общий объем нефтехранилищ резервуарного парка составляет 1200 тыс. м. Компания эксплуатирует нефтеналивные железнодорожные эстакады в г. Атырау, на станции Макат Атырауской области и неф-тесливную эстакаду на НПС Актау (в 2000 году введены в эксплуатацию эстакада для слива нефти в г. Атырау и нефтеналивная эстакада в Карагандинской области). Общая мощность терминалов по наливу в железнодорожные цистерны достигает до 5 млн. тонн в год. С реконструкцией и расширением морского парка Актау объем отгрузки сырой нефти с морских терминалов возрос до 2 млн. тонн в год, при проектной мощности до 6 млн. тонн в год.

КазТрансОйл" осуществляет централизованный диспетчерский контроль и управление поставками нефти по всей нефтепроводной системе Казахстана, обеспечивает транспортировку по трубопроводу основного объема добываемой в Казахстане нефти.

КазТрансОйл" уполномочен представлять интересы Республики Казахстан в трубопроводных проектах, в том числе и международных. Компания является монополистом на рынке услуг по трубопроводному транспорту нефти, осуществляя транспортировку 80% добываемой в Казахстане нефти. Доля других видов транспорта составляет: водного — 7%- железнодорожного -13%.

Из 180 разведанных и осваиваемых месторождений Республики Казахстан наиболее крупные — Узень, Жетыбай, Кумколь, Тенгиз, Карачаганак.

Следует отметить, что нефти этих месторождений по своим физико-химическим свойствам весьма разнообразны, но преимущественно это нефти парафинистые и высокопарафинистые.

Исследования технологических процессов транспорта нефтей и их смесей с целью определения перспективы развития сети с учетом динамики разработки месторождений, добычи нефтей с различными физико-химическими свойствами, выбор оптимальных методов воздействия на физико-химические свойства смесей как необходимы для практики, так и, вследствие своей уникальности, представляют интерес для науки.

В силу отмеченных выше причин исследования технологических процессов транспорта парафинистых нефтей, методов воздействия на нефти, направленных на улучшение их реологических свойств и разработка новых технологий транспорта до настоящего времени не утратили своей актуальности.

Целью диссертационной работы является повышение эффективности транспорта аномальных жидкостей с применением депрессорных присадок.

Задачи исследований, поставленных в диссертационной работе:

1. Исследовать реологические свойства высокопарафинистых нефтей с добавками депрессорных присадок.

2. Изучить механизм действия депрессорных присадок на высокопара-финистые нефти.

3. Исследовать способы добавления депрессорных присадок в высоко-парафинистую нефть.

4.Разработать технологию применения депрессорных присадок при трубопроводном транспорте высокопарафинистых нефтей.

5. Разработать технические средства для эффективной эксплуатации магистральных нефтепроводов.

Решение поставленных задач осуществлено на базе теоретических и экспериментальных данных, полученных преимущественно в результате исследований, выполненных в промышленных условиях и проведения экспериментов на опытно-промышленных стендах транспорта нефти с применением при обработке данных современных методов математической статистики и вычислительной техники.

В результате выполнения данной диссертационной работы получены следующие результаты:

1. Экспериментально установлено, что добавка депрессорной присадки в высокопарафинистую нефть позволяет получить значительный реологический эффект.

2. Изучен механизм влияния депрессорных присадок на высокопарафинистую нефть.

3. Установлена закономерность улучшения транспортабельных свойств высокопарафинистых нефтей под влиянием различных депрессорных присадок.

4. Разработана технология применения депрессорных. присадок при трубопроводном транспорте высокопарафинистых нефтей.

5. Разработаны мероприятия для обеспечения безопасной эксплуатации нефтепроводов.

Достоверность результатов подтверждается сопоставлением результатов расчетов с результатами, полученными экспериментально на реально действующих трубопроводах и опытно-промышленном стенде. Результаты работы докладывались и обсуждались на: заседаниях Ученого совета и семинарах Института химии и природных солей АН Республики Казахстан;

Республиканской научно-практической конференции «Проблемы и методы обеспечения надежности транспорта нефти, нефтепродуктов и газа», (тезисы докладов), Уфа, 2007 г. заседаниях секции Ученого совета Института проблем транспорта энергоресурсов (ИПТЭР);

Основные результаты диссертации опубликованы в 10 работах. Диссертационная работа общим объемом 123 страницы машинописного текста состоит из введения, 4 глав, заключения (основных выводов и рекомендаций) 15 таблиц, 31 иллюстрации.

Список литературы

включает 80 наименований.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Установлено, что наиболее эффективными депрессорными присадками к высокопарафинистым нефтям являются присадки фирм «Esso Chemical» и «Shell». Для каждой конкретной высокопарафинистой нефти необходимо подбирать свои наиболее эффективные депрессорные присадки. Для мангышлакской нефти наиболее эффективной депрессорной присадкой является ЕСА 4242.

2. Исследованиями показано, что существенное влияние на реологические свойства высокопарафинистой нефти оказывают величины концентрации присадки, термои гидродинамические условия охлаждения. Для исследованных нефтей условия, обеспечивающие наибольший депрессорный эффектэто концентрация присадки в нефти — 0,15 — 0,2% от веса нефти, при температуре нагрева нефти — 60. .70 °С и скорости охлаждения нефти 10−20 °С/час.

3. Депрессорные присадки ЕСА способны значительно снижать реологические параметры высокопарафинистых нефтей. Рекомендуемая для ман-гышлакских нефтей, депрессорная присадка ЕСА 4242 при 20 °C и концентрации присадки 0,2% вес. уменьшает пластическую вязкость более, чем в 2 разапредельное динамическое напряжение сдвига — в 3,5 разапредельное статическое напряжение у нефти с присадкой отсутствует, а у исходной тст = 209 н/м2.

4. На основании экспериментальных данных получены эмпирические зависимости реологических параметров нефти от температуры концентрации депрессорной присадки ЕСА 4242.

5. В целях экономии депрессорной присадки и снижения энергозатрат на нагрев нефти предлагается добавлять депрессорную присадку не в весь объем перекачиваемой по трубопроводу нефти, а только в кольцевой пристенный слой нефти в трубе.

6. Разработана методика гидравлического расчета трубопровода при перекачке нефти с депрессорной присадкой как ко всему объему перекачиваемой нефти, так и с добавкой присадки только к кольцевому пристенному слою нефти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Перекачка вязких и застывающих нефтей. М., Гостоптехиз-дат, 1958,164 с.
  2. П.И., Новоселов В. Ф., Абузова Ф. Ф. Транспорт и хранение нефти и газа, М., «Недра», 1975, 248 с.
  3. С.Г., Бобровский С. А. Проектирование и эксплуатация нефтебаз и газохранилищ. М., «Недра», 1973, 368 с.
  4. В.Н. Термообработка парафинистых нефтей Казахстана. М., ЦНИИТЭнефтегаз, НТС, серия // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов, № 6,1964, С. 3−6.
  5. В.Н. Некоторые вопросы термообработки высокозастывающих нефтей. НТС // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов, № 8, ЦНИИТЭнефтегаз. 1964. С. 3−7.
  6. Р.А., Блейхер Э. М. Трубопроводный транспорт высокозастывающих нефтей с жидкими углеводородными разбавителями. Тематический научно-технический обзор // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов, М., ВНИИОЭНГ, 1970, С. 88−90.
  7. В.Н. Смешение парафинистых нефтей. Тематический научно-технический обзор // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов, М., ВНИИОЭНГ, 1972,77 с.
  8. JI.C., Губин В. Е., Дегтярев В. Н. и др. Трубопроводный транспорт высоковязких и высокозастывающих нефтей. Тематический научно-технический обзор // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов, М., ВНИИОЭНГ, 1968,92 с.
  9. А.И., Блейхер Э. М., Черникин В. И. Гидротранспортировка нефтей по трубопроводам. НТС // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов, № 9, М., ВНИИОЭНГ, 1965, С. 3−5.
  10. Ю.Асатурян А. Ш., Черникин В. И. Гидротранспорт вязких нефтей по трубопроводам, II Нефтяное хозяйство, № 7,1965, С. 56−59.
  11. Патент США № 3.369.992, П1113 кл.208−14. Заявл. 18.03.1966. 0публ.20.02.1968.12.3айцев Ю.В., Хасаев A.M., Меликбеков А. С. и др. О структурно-механических свойствах узеньских нефтей. // Нефтяное хозяйство, № 8,1967, С.64−67.
  12. А.Т. Пути улучшения реологических свойств нефтей. // Нефтяное хозяйство, № 8, 1969, С.38−42.
  13. О.М., Коновалов В. П. К проблеме снижения температуры застывания высокопарарфинистых нефтей. Тр. института химии нефти и природных солей АН Каз. ССР, т. З, Алма-Ата, 1971, С.96−99.
  14. Патент Франции № 1 575 984. МПКС10Д, С08, Заявл. 05.06.1968. Опубл. 1969.
  15. Патент Японии № 6.709.453, МПК 610 1/10, опубл. 26.08.70. Заявка 4 342 292 от 20.06.68. Заявитель Шелл Интернешнл.
  16. Патент Великобритании № 1.244.205, кл. 5С (СЮ 11/14). Заявл. 28.11.68. Опубл. 25.08.71.
  17. Патент Франции № 2.016.054 МПК СЮ 1/10. Опубл. 19.06.70.
  18. Патент Великобритании № 1.258.650, кл. С5У (СЮ 11/18). Заявл. 9.09.70. Опубл. 30.12.71.
  19. Патент США № 3.574.575 кл. 44−62 (СЮ 1/18). Заявл. 21.04.69. Опубл.1304.71.
  20. Патент Великобритании № 1.242.535, кл. С5У (СЮ 11/14). Заявл. 21.04.69. Опубл. 13.04.71.
  21. Патент США № 3.675.671 кл. 137−13 (С17 1/16). Заявл. 28.12.70. Опубл.1106.72.
  22. Патент Великобритании № 1.285.087, кл. С5 (СЮ 11/18). Заявл. 18.12.69. Опубл. 09.08.72.
  23. JI.A. Пути улучшения реологических свойств нефтяных смесей. Сб. // Нефть и газ, М., 1974, С. 169−170.
  24. В.Р., Мукук Н. В. О реологических свойствах нефтей месторождений Киргизии. НТС // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов, № 10,
  25. М., ВНИИОЭНГ, 1974, С. 7−10.
  26. Н.И., Зубков B.JI. Исследование эффективности депрессаторов для легких нефтей Усинского месторождения. // Нефтепромысловое дело, № 2,1975, С. 44−45.
  27. Ю.А., Емков А. А., Бриль JI.M. О взаимодействии депрессорных присадок с ПАВ. НТС // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов, № 6, М., ВНИИОЭНГ, 1974, С. 3−5.
  28. ГОСТ 912–66 «Нефти СССР. Технологическая классификация».
  29. Г. И. Вязкость и пластичность нефтепродуктов. М., Гостоптехиздат. 1551,271 с.
  30. Методика определения температуры застывания нефтей и нефтепродуктов. Гипровостокнефть, Куйбышев, 1971, 8 с.
  31. В.П. Механизм образования смоло-парафиновых отложений и борьба с ними., «Недра», 1970,191 с.
  32. С.С. Курс коллоидной химии. М., «Химия», 1964, 574 с.
  33. Н.Ф. Физико-химические основы процесса кристаллизации парафина. Тр. ГрозНИИ // Проблемы переработки нефти, Гостоптехиздат, 1949, СЛ 5−19.
  34. Я.А. Физико-химическая механика дисперсных структур. М., «Наука», 1966,400 с.
  35. М.П. Коллоидный журнал, т. ХУ1, вып. 3,1954.
  36. И.М., Виноградов Г. В., Леонов А. И. Ротационные вискозиметры. Измерение вязкости и физико-химических характеристик материалов. М., «Машиностроение», 1968,272 с.
  37. У.Л. Неньютоновские жидкости. М., «Мир», 1964,216 с.
  38. В.П. Образование в нефти парафиновой суспензии и ее свойства. Труды ТатНИИ, вып 5, С.209−222.
  39. В.Г. Реологические свойства туркменских нефтей. НТС // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов, № 12, М., ВНИИОЭНГ, 1963, С. 10−16.
  40. В.Н. Кандидатская диссертация. МИНХ и ГП, М., 1966,120 с.
  41. Р.А. Кандидатская диссертация. МИНХ и ГП, М., 1969,110 с.
  42. Д.Э. Кандидатская диссертация. АзИНХ им. Азизбекова, Баку, 1969,130 с.
  43. А.И. Экспериментальное определение вязкопластичных свойств высокопарафинистых нефтей. Тр. Тюменского индустриального института, вып. II, 1968, С. 207−212.
  44. В.Н. реологические параметры высокозастывающих газонасыщенных нефтей месторождений Южного Мангышлака. Баку. // Азербайджанское нефтяное хозяйство, № 12,1966, С. 7−11.
  45. .И., Шульман Г. В., Леонов А. И. Реодинамика и теплообмен нелинейных вязкопластичных материалов. Минск, «Наука и техника», 1970, X, 424 с.
  46. Краткий справочник химика. M.-JL, «Химия», 1964, 624 с.
  47. Н.В., Ребиндер П. А. О структурно-механических свойствах дисперсных и высокомолекулярных систем. // Коллоидный журнал, вып.27 № 2, 1955, С.22−26.
  48. Н.В. О текучести и прочности структурированных жидкостей. // Коллоидный журнал, вып 17, № 1,1955, С.4−8.
  49. В.Е., Скрипников Ю. В., Пиядин М. Н. О тиксотропных характеристиках парафинистой нефти. Тр. ВНИИСПТнефть // Сбор, подготовка и транспорт нефти и нефтепродуктов, вып. 11. Уфа, 1973, С. 3−6.
  50. Патент США № 3.434.485,кл.137−13. Опубл. 1969.
  51. B.C., Новоселов В. Ф., Галеев В. Б. и др. Проектирование, эксплуатация и ремонт нефтепродуктопроводов. М., «Недра», 1965,412 с.
  52. М.А. Основы теплопередачи. М., «Энергия», 1973., 319 с.
  53. В.В., Тепловой и гидравлический расчет пускового периода «горячего» нефтепровода. Тр. ВНИИСПТнефть, вып. 12, Уфа, 1975.
  54. П.И., Яблонский B.C. Прогрев грунта линейным источником. Изв. ВУЗов // Нефть и газ, № 3, 1963, С. 85−89.
  55. П.И., Яблонский B.C. Прогрев грунта линейным источником при граничных условиях 3-его рода. Изв. ВУЗов // Нефть и газ, № 4, 1963, С. 78−82.
  56. П.И., Яблонский B.C. Транспортирование вязких нефтей и нефтепродуктов по нефтепроводам. М., «Недра» №, 1973, 88 с.
  57. П.И., Гаррис Н. А. Уточнение оптимального числа циклов при «горячих» перекачках. НТС // Проектирование, строительство и эксплуатация магистральных газонефтепроводов и нефтебаз, вып. 15, Уфа, Уфимский нефтяной институт, 1974, С. 68−71.
  58. JI.C. Влияние присадок на реологические свойства нефтей. НТС // Проектирование, строительство и эксплуатация магистральных газонефтепроводов и нефтебаз, вып. 15, Уфа, Уфимский нефтяной институт, 1974, С. 133−136.
  59. Ю.В. Кандидатская диссертация, БашНИПИнефть, Уфа, 1973, 125 с.
  60. А.Г., Карамышев В. Г., Тогашева А. Р., Хазипов Р. Х. Применение деэмульгаторов в процессах подготовки нефти к транспорту // Тр. ин-та / Институт проблем транспорта энергоресурсрв, — 2006.-вып 66.- С.27−34.
  61. А.Р., Карамышев В. Г., Хазипов Р. Х. Применение депрессорных присадок при трубопроводном транспорте высокопарафинистых нефтей // Тр. ин-та / Институт проблем транспорта энергоресурсрв.- 2006,-вып 66.-С. 218−220.
  62. А.Г., Карамышев В. Г., Тогашева А. Р., Бекбаулиева А. А. Подготовка нефти в процессах обезвоживания и обессоливания. // Тр. ин-та / Институт проблем транспорта энергоресурсов.- 2006.-вып 66.- С.7−12.
  63. А.Г., Карамышев В. Г., Тогашева А. Р. Подготовка высокообвод-ненной нефти к трубопроводному транспорту // Тр. ин-та / Институт проблем транспорта энергоресурсов.- 2006.- вып 66.- С.20−26.
  64. Патент на полезную модель № 65 173 МПК F16L 55/07 Устройство для удаления газа из трубопровода / А. Г. Гумеров, В.Г., Карамышев, В. В. Болотов, А. Р. Тогашева, — 2 007 106 209- Заявл.19.02.2007- Опубл. 27.07.2007- Бюл. № 21.- С. 2.
  65. В.В., Тогашева А. Р., Бекбаулиева А. А. Выбор вариантов перекачки при проектировании нового нефтепровода // Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов.- № 1(67).- С. 12−16.
  66. Fridricson A.Y. Principles and Applications ofRheology New Sorsey, 1964, 536 p.
  67. Dodg D.W. Metzner А. В/ A.J. Ch.E.J. 5,1959, pp. 189−204
  68. Casson N/, Brit.Soc. Reol. Rull. 52,1957, p.5
  69. Le Fur В., Martin M. Transport in conduite de liquides non-newttoniens. Revue Inst. Frans. Petrole, m 21, N 7−8,1966, pp. 34−39.
  70. Kruyer J., Ellis H.S. The use of capsules for solids transmission in pipelines. «Pipe Line News» 1965,37, N2, pp 28−33, 72.
  71. Capsule pipelining: New method in transportion «Chem. Eng.», 1965, 72, N12, pp.90−92.
  72. Cranfielld John. Here’s some new technology for handling weaxy crudes, «oil andGasInt». 1971,11, N1, pp. 29,31,34.
  73. Положительное решение к заявке 2 007 105 911 Способ переключения насо-ных агрегатов / А. Г. Гумеров, В. Г. Карамышев, Н.П. А. Р. Тогашева, Ш. И. Рахматуллин.- 2 007 105 911- Заявл. 16.02.2007.
Заполнить форму текущей работой