Материалы для строительства
Вытянутые бруски в форме параллелепипеда длиной от 70 см до нескольких метров, с вертикальной или наклонной лицевой гранью или двумя боковыми гранями и обработанной поверхностью видимой части. Размеры сечения: Используется в верхнем слое дорожных покрытий (до 5% объема слоя) для снижения его набухания, устранения липкости смеси, повышения устойчивости к механическим и атмосферным воздействиям… Читать ещё >
Материалы для строительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При строительстве плоскостных элементов благоустройства применяют материалы естественного и искусственного происхождения, которые обладают рядом физико-механических свойств, определяющих возможности их использования. Наиболее значимыми из них являются прочность — способность сопротивляться механическим воздействиям, сопротивление сжатию и стиранию, водопоглощение и морозостойкость — способность материала выдерживать попеременное замораживание и оттаивание без значительных признаков разрушения или снижения прочности.
Основные физико-механические свойства горных пород, используемых в строительстве, представлены в табл. 4.1.
Из материалов естественного (природного) происхождения в строительстве наиболее распространены материалы из камня, которые разнообразны по форме, размерам и назначению, реже используются строительные материалы растительного происхождения, в основном продукты деревообработки (кора, поперечные спилы дерева и др.).
Характеристика породы. | Класс прочности; прочность, МПа. | Водопоглощение, %. | Морозостойкость; % потери массы от первоначальной. | Применение. |
Не затронутые или слабо затронутые выветриванием (кварциты, граниты, порфиры, базальты, мраморовидные и плотные известняки и доломиты). | I (очень крепкие); более 100. | 0,5!!! | М орозостойкие; ДО 10. | Все виды дорожных одежд. |
То же. | II (крепкие); более 100. | 1,5 …3. | Все виды дорожных одежд. | |
Затронутые выветриванием кварциты, граниты, порфиры, база;! ьты, мраморовидные и плотные известняки и доломиты, а также кремнистые сланцы, неравномерной плотности известняки и песчаники. | III (средней крепости); 60… 80. | 3,5…8. | Широко применяются в виде щебня. | |
Пористые известняки, доломиты известняковые и железистые, тонкопленчатые песчаники. | IV (мягкие); 30…40. | 4…15. | Неморозостойкие, свыше 15. | Щебень для оснований дорог с твердыми покрытиями. |
Выветренные изверженные породы, мучнистые, землистые известняки, слабые песчаники, глинистые сланцы. | V (очень мягкие); 30. | 4.15. | Только с вяжущими материалами для щебеночных оснований. |
К материалам искусственного происхождения относятся отходы промышленных предприятий (например, шлаки) и специально изготовленные изделия (бетонные плиты, кирпич-клинкер и др.). Качество тротуарной плитки определяется ее прочностью, морозостойкостью, водопоглащением и истираемостью, которые нормируются ГОСТ 17 608– — 91 и ТУ 5746−051−429 266−16−97.
Основные виды и характеристика материалов, используемых при строительстве плоскостных элементов благоустройства, приведены в табл. 4.2.
Таблица 4.2. Вилы и характеристика материалов, используемых при строительстве плоскостных элементов благоустройства.
Наименование. | Материал. | Характеристика. | Применение. |
Природные материалы | |||
Шашка каменная. | Грубоколотый камень I и II классов прочности. | Усеченный конус или пирамида с двумя плоскостями (верхняя плоскость больше нижней). | Мощение в сочетании с плиткой; укрепление откосов кюветов, открытых лотков. |
Брусчатка. | Колотый камень I и 11 классов прочности. | Параллелепипед с параллельными верхней и нижней плоскостями. | Мощение, устройство бордюра, укрепление откосов и открытых лотков. |
Бортовой камень. (бордюр). | Камень I и 11. классов прочности. | Вытянутые бруски в форме параллелепипеда длиной от 70 см до нескольких метров, с вертикальной или наклонной лицевой гранью или двумя боковыми гранями и обработанной поверхностью видимой части. Размеры сечения: 10×20, 15×30, 20×30 см. | Укрепление края дорожного покрытия. |
Плитка каменная. | Пиленый камень I и II классов прочности с полированной поверхностью. | Различной величины и толщины. | Толщиной 10… 15 см — для дорожных покрытий; толщиной 5 см — дтя облицовки. |
Валунный камень. | Грубо окатанная осадочная порода (III класс). | Размером более 10 см. | Крупные камни — для рокарисв, в отсыпке берегов водоемов. |
Булыжник. | Грубо окатанная осадочная порода (III класс прочности). | Размером 10…30 см. | Для дорожных покрытий, укрепления откосов и устройства открытых лотков. |
Гравий. | Окатанные обломки горных пород. | Очень крупный (галька) —. 70… 100 мм; крупный — 40… 70 мм; средний — 25…40 мм; мелкий — 15…25мм; очень мелкий — 10… 15 мм; гравийная мелочь — 3… 10 мм. | Дорожные основания и покрытия, дренаж. |
Песок. | Обкатанные обломки горных порол. | Очень крупный — 2… 1 мм; крупный — 1 …0,5 мм; средний — 0,5 …0,25 мм; мелкий —0,25…0,1 мм; тонкий — 0,1 …0,05 мм. | Чистые крупнои среднсзернистые пески для устройства дорожной одежды. |
Наименование. | Материал. | Характеристика. | Применение. |
Щебень. | Угловатые остроугольные куски горных пород различных классов прочности, полученные в результате естественного разрушения или дробления в камнедробилках. | Крупный — 40…70 мм; средний — 25…40 мм; мелкий — 15…25 мм; клинец щебенки — 10… 15 мм; каменная мелочь — 5… 10 мм; высевки малые — 3… 5 мм. | Для дорожных оснований и покрытий, дренажей. |
Глина. | Тощая каолиновая (глинистых частиц — 30…40%). | В специальных смесях дорожных одежд для придания сцепления инертным материалам. | |
Суглинок. | Содержание глинистых частиц: тяжелый —.
| Добавляется в состав верхнего дорожного покрытия. | |
Деревянные спилы. | Древесина твердых пород с обработкой прошв гниения антисептиком. | Толщина — 300…400 мм, диаметр различный. | Верхнее покрытие. |
Брус. | Древесина твердых пород с обработкой против гниения антисептиком. | Сечение — 150×150 мм. | Верхнее покрытие. |
Дробленая кора. | Отходы деревообрабатывающего производства. | Верхнее покрытие. | |
Опилки. | Отходы деревообрабатывающего производства. | Верхнее покрытие. | |
Искусственные материны | |||
Кирпич клинкерный. | Искусственный каменьс высокой прочно; | Мощение. Линкерная крошка — для покрытия теннисных кортов. |
Наименование. | Материал. | Характеристика. | Применение. |
стъю, получаемый путем обжига глины при высокой температуре и обдуве. | |||
Кирпич строительный. | Искусственный камень со средней прочностью, получаемый из глины путем обжига. | Для устройства подпорных стенок, бордюров, покрытий дорожек. | |
Кирпичный бой или щебень. | Отходы кирпичной промышленности при недожоге или пережоге кирпича, переработанные на камнедробилке в щебень. | Крупный — 15…20 мм; мелкий (кирпичная крошка) — 0,1…5 мм. Недожженный кирпич не отличается крепостью и легко размокает — допустимое содержание его в щебне составляет не более 10… 15%. | Крупная фракция для оснований дорожек и площадок, мелкая — в специальных смесях для спортивных площадок. |
Шлак. (гарь). | Отходы при сгорании каменного угля. | Пористый, нетвердый, темного цвета. | Основания дорожек и площадок, верхний слой беговых дорожек и набивных футбольных полей. |
Молотая черепица. | Отходы производства черепичного покрытия. | Крупные зерна — до 15 мм; мелкие зерна — до 5 мм. Морозоустойчива и долювечна. | Крупные зерна в основаниях безгазонных полей, мелкие — для верхнего покрытия спортивных площадок. |
Строительная гидратная воздушная известь. (пушонка). | Получают путем обжига известняков, доломита, мела и т. д. (не доводимых при этом до спекания) с последующим гашением при ограниченном количестве воды. | Порошок с частицами менее 0,5 мм. | Используется в верхнем слое дорожных покрытий (до 5 % объема слоя) для снижения его набухания, устранения липкости смеси, повышения устойчивости к механическим и атмосферным воздействиям. |
Портландцемент. | Продукт тщательного измельчения клинкера, образуемый. | В верхнем покрытии дорог. |
Наименование. | Материал. | Характеристика. | Применение. |
при обжиге до спекания смеси известняков, глин и мергелей определенного состава. | |||
Цемент. | Вяжущий материал, проявляющий спои свойства только при взаимодействии с водой. | Составляет актив"1ую часть бетона с песком, щебнем или гравием в качестве инертного заполнителя. | Вверхнем покрытии дорог в составе бетона, для крепления элементов мощения и других работ. |
Битум. | Результат переработки нефти. | Для приготовления асфальтобетона, поверхностной обработки дорожных покрытий и оснований. | |
Асфальтобетон. | Смесь щебня или гравия, пес-ка, минераль-ного порошка и битума. | По крупности зерен инертного материала: крупнозернистый — до 35 мм; среднезернистый — до 25 мм; мелкозернистый — до 15 мм; песчаный — до 5 мм. | Верхнее покрытие. Укладывают в горячем (125… 180*С) или холодном состоянии по специальной технологии. |
Плитка бетонная. | Спрессованная бетонная смесь на основе цемента марок 400…600 кг/м2 | Размеры, форма и цвет разнообразны. Толщина 4…7 см. | Мощение. |
Плитка бетонная с обнаженным заполнителем. | Спрессованная бетонная смесь на основе цемента марок 400…600 кг/м2 с добавлением гальки (гравия) различных фракций. | Размеры, форма и цвет разнообразны. Толщина 4 …7 см. | Мощение. |
Бетонный борт. | Спрессованная бетонная смесь на основе цемента марок 400…600 кг/м2 | Размеры разнообразны: 15×30×100(50) мм; 10×25×100(50) мм; 8×20×100(50) мм. | Укрепление края покрытия. |