Возрастные закономерности физического и психического развития, заболеваемости детей 2-9 лет с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью (СДВГ) , диагностика и профилактика нарушений
На научно-практических конференциях: «Организация комплексного подхода диагностики психического развития детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития» (Иваново, 1997) — «Проблемы психического здоровья в педиатрии» (Москва, 1998) — «Фармакотерапия и фармакогенетика в педиатрии» (Москва, 2000) — Всероссийской конференции с международным участием (Иваново, 2001… Читать ещё >
Содержание
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ).
1.1. Особенности состояния здоровья и причины его нарушений у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
1.2. Подходы к профилактике и коррекции СДВГ у детей.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП ОБСЛЕДОВАННЫХ ДЕТЕЙ, МЕТОДЫ И ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ГЛАВА III. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2−9 ЛЕТ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ВЫРАЖЕННОСТИ ОТСТАВАНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.
3.1. Характеристика состояния здоровья.
3.2. Закономерности физического развития.
3.3. Возрастные особенности нервно-психического и интеллектуального развития.
3.4. Возрастная динамика эмоционально-поведенческих нарушений.
ГЛАВА IV. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ 2−9 ЛЕТ С УЧЕТОМ ВЫРАЖЕННОСТИ ОТСТАВАНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.:.
4.1. Возрастная динамика вегетативной регуляции.i.4.
4.2. Особенности мозговой гемодинамики и биоэлектрической активности мозга.
4.3. Особенности иммунного статуса.
ГЛАВА V. ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ШКОЛУ И ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНОМ ЗВЕНЕ.
5.1. Психо-функциональная готовность к обучению в школе и особенности адаптации первоклассников.
5.2. Особенности адаптации к обучению в коррекционно-развивающем классе.
ГЛАВА VI. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ДИАГНОСТИКА, ПРОФЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ДЕТЕЙ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕР АКТИВНОСТЬЮ.
6.1. Прогнозирование частой заболеваемости и декомпенсации синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей.
6.2. Комплексный медико-психолого-педагогический подход к диагностике, профилактике и коррекции нарушений состояния здоровья у детей с СДВГ раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, оценка его эффективности.
6.3.Влияние термопульсации на эмоциональное состояние, вегетативную регуляцию и мозговую гемодинамику.
Список литературы
- Ю.Барашнев Ю. И. Принципы реабилитационной терапии перинатальных повреждений нервной системы у новорожденных и детей первого года жизни. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1999. -№ 1. -С.7−13.
- Барашнев Ю.И., Лицев А. Э. К генезу минимальных мозговых дисфункций у детей. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1995. — № 6. -С.11−17.
- Белоконь Н.А., Кубергер М. Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей: В 2 томах, Т.1.- М.: Медицина, 1987.- 448 с.
- Белоусова Е.Д. Система оценки нейропсихологических и неврологических нарушений у детей с минимальной мозговой дисфункцией с учетом данных компьютерной томографии головного мозга: Автореф. дис. .канд. мед. наук. М., 1994. — 16 с.
- Н.Белоусова Е. Д., Никанорова М. Ю. Синдром дефицита внимания/гиперактивности //Российский вестник перинаталогии и педиатрии.-2000.- Т. 45. № 3. — С. 39−42.
- Бессонова Ю.В. Индикаторы перинатальных повреждений головного мозга плода и новорожденного ребенка.: Автореф. дис. .канд. мед. наук. М., 1996.-24 с.
- Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1980. — 208 с.
- Болезни нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста/ Якунин Ю. А., Ямпольская Э. И., Кипнис С. Л., Сысоева И. М. М.: Медицина, 1979. -280 с.
- Борейша Е.А., Усачева Е. А., Рудак Л. С. Применение препарата Церебрум композитум в лечении детей с минимальной церебральной дисфункцией. // Биологическая Медицина. 2000. — № 2.- С.61−62.
- Бондаренко Е.С., Шереторова Д. Ч., Зыков В. П. Современные подходы к патогенезу и реабилитации детей с заболеваниями нервной системы. //Российский вестник перинатологии и педиатрии.-2000.- № 2.-С.40−45.
- Бочарова Е.А., Сидоров П. И., Соловьев А. Г. Медико-социальные факторы риска в формировании отклонений в психическом и речевом развитии в детском возрасте. //Российский вестник перинатологии и педиатрии.-2002.-№ 4.-С.39−42.
- Брязгунов И.П., Гончарова О. В., Касатикова Е. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: протокол лечения.// Российский педиатрический журнал.-2001 .-№ 5 .-С.34−36
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. — 136с.
- Ваганов Н. Н. Здоровье детей и подростков в зеркале Российских реформ// Здоровый ребенок. Москва, 1999. — С. 87.
- Вейн A.M. Классификация вегетативных нарушений. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова 1988. — т.88. -№ 10.-С. 9−12.
- Вельтищев Ю.Е., Балева Л. С. Научные и организационные принципы современной педиатрии. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. -1997.-№ 5.- С.6−15.
- Вельтищев Ю.Е. Актуальные направления научных исследований в педиатрии. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2003.- № 1.-С.5−12.
- Венгер Л. А., Холмовская В. В. и др. Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Медицина, 1978.-150 с.
- Винокуров JI.H. Роль нервно-психических нарушений в возникновении неуспеваемости у младших школьников: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. мед. наук. М., 1974.-24 с.
- Висцеральная патология при поражении центральной нервной системы/ под. Ред. В. М. Угрюмова.- Л.: Медицина, 1975.-304 с.
- Володин Н.Н., Медведев М. И., Рогаткин С. О. Перинатальная энцефалопатия и ее последствия — дискуссионные вопросы семиотики, ранней диагностики и терапии // Российский педиатрический журнал.- 2001.- № 1.- С.4−8.
- Володин Н.Н., Рогаткин С. О., Шкловский В. М., Асмолова Г. А. Формализованные подходы к оценке нервно-психического развития детей раннего возраста перинатальной патологией. // Российский вестник перинатологии и педиатрии Т.48, № 6, 2003 С. 38−41.
- Воробушкова М.В., Жданова Л. А., Ширстов A.M., Огурцов В. В., Воро-бушкова В.В. К вопросу о реабилитации детей с минимальной мозговой дисфункцией в дошкольном возрасте: Сб. научн, тр. «Реаблитология». -Москва, 2003.- С. 129.
- Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки: Учебное пособие. Л., 1986. — 56с.
- Вотякова О.Н., Ключева М. Г., Радецкая С. Н. Клинические особенности рецидивирующего бронхита у детей.: Сб. научных трудов Ивановской медицинской акдемии.- 1994.- с.54−58
- Гайдар Б.В., Парфенов В. Е., Свистов Д. В. Практическое руководство потранскраниальной допплерографии /Российская военно-медицинская академия.- Петербург,-1995.
- Глоба О.В. Нейрохимические аспекты судорожных пароксисзмов у детей. //Российский педиатрический журнал.- 2002.- № 5 С.31−35.
- Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей: Нейропсихологические аспекты. М.: Наука, 1983. — 240с.
- Горбачевская H. JL, Якупова Л. П., Кожушко Л. Ф., Симерницкая Э. Г. Ней-робиологические причины школьной дезадаптации.// Физиология человека -1991 т. 15, № 5. — С. 72−80.
- Горелик Н.Д., Мазоян Э. Н. Опыт определения функциональной готовности организованных детей к поступлению в школу. // Вопросы охраны материнства и детства. 1984. — т.29. — № 9. — С.71−73.
- Грищенко В.И., Щербина Н. А. Влияние интранатальной асфиксии на характер психомоторного развития детей до 7-летнего возраста. //Педиатрия.-1990.- № 1.-С.32−36.
- Гудимова В.В. Роль перинатальной патологии в генезе нарушений раннего постнатального развития детей: Автореф. дис.канд. мед. наук М., 1997.-21с.
- Гурьева М.Б. Когнитивные процессы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Российский педиатрический журнал.- 2001.6.- С.39−40.
- Дереча Г. И., Дереча В. А. Системно-клинический подход к оценке невротических расстройств, — Коми.-1996.- 40 с.
- Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.).- 96с.
- Доскин В.А. Основы ранней реабилитации детей с отклонениями в развитии. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1998. — № 4. -С.54−57.
- Жданова JI.A. Системная деятельность организма ребенка при адаптации к школьному обучению// Автореф. дис.. докт. мед. наук.- М.-1990.-41с.
- Жданова JI.A., Русова Т. В. Роль адаптационных реакций в формировании здоровья школьников. //Российский педиатрический журнал. 1999. — № 2. -С. 52−56.
- Журба JI.T., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития у детей первого года жизни. М.: Медицина, 1981.- 272с.
- Журба JI.T., Мастюкова Е. М. Ранние неврологические проявления минимальной церебральной дисфункции у детей. // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1976. — № 10. — С. 1451−1454.
- Ильенко Л.И., Голосная Г. С., Петрухин А. С. Катамнестическое наблюдение за детьми, перенесшими перинатальную патологию ЦНС. // Педиатрия. 1996.-№ 5.-С.46−49.
- Исаев Д.Н. Роль современных психогенных и неблагоприятных социальных факторов в генезе психосоматических расстройств у детей. Обзор психиатрии и медицинской психологии. -1991.-№ 1. — С.59−67.
- Исаева Л.А., Баженова Л. К., Капранова Е. Л. Вегетовисцеральные нарушения при перинатальной энцефалопатии //Вестник АМН СССР.-1990.- № 7.-С. 49−51.
- Ионова М.Ю., Суслова Г. А. Методика лечебной физкультуры в реабилитации детей с минимальной мозговой дисфункцией. Сб. научн. тр. «Реаби-литология». — 2003.- С. 139.
- Калашникова Т.П., Корюкина И. П., Кравцов Ю. И. Неврологические и нейропсихологические проявления школьной дезадаптации // Российский педиатрический журнал. 2001. — № 1. — С. 13−15.
- Калашникова Т.П. Специфические расстройства обучения у детей младшего и школьного возраста // Педиатрия. 2002. — № 5. — С.47−49.
- Касатикова Е.В., Брязгунов И. П. Характеристика детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Педиатрия. 2001. — № 2. — С.40−42.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. М.:S1. Медицина, 1979. 607с.
- Ковалев В.В. Психический дизонтогенез как клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста. // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.- 1981.-№ 10.-С.1505−1509.
- Ковалев В.В. Расстройства речи в детском возрасте с позиции концепции психического дизонтогенеза. // Проблемы патологии речи: Тезисы Всесоюзного симпозиума, Москва, октябрь 1989. Москва, 1989. — С.5−6.
- Ковач JL, Панченко E.JI. Первичный ночной энурез: новый взгляд на старую проблему. //Педиатрия. 1998. — № 3. — С.56−61.
- Комплексная оценка здоровья детей. Информационно-методические материалы для врачей-педиатров и интернов. / Под ред. д.м.н., проф. А.И. Рыв-кина. Иваново-Владимир, 1995.-35с.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.- СПб.-1997.-282с.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. -М: Российское педагогическое агентство, 1997.-121с.
- Кривоногова Т.С., Черновская Л. К., Матвеева Л. А., Тропова Т. Е. Малые мозговые дисфункции и нарушение памяти у детей дошкольного возраста // Российский педиатрический журнал. 2003. — № 3. — С. 11−13.
- Кравцов Ю.И., Аминов Ф. Х. Вегетативные нарушения у доношенных новорожденных с гипоксическим поражением головного мозга. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1997. — № 12. — С.74−75.
- Красов В.А. Лечение сиднокарбом детей младшего школьного возраста с гипердинамическим синдромом.// Журнал неврологии и психиатрии -1997-№ 8-с. 97−101.
- Крук И.В. Церебрастенические состояния у детей дошкольного возраста. Киев: Здоровье, 1990. — 132с.
- Кучма В.Р., Брязгунов И. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. М, — Мед. Академия им. И. М. Сеченова.-1994.- 43 с.
- Лицев А.Э. Ранние признаки ММД у детей. В сб. «Актуальные вопросы клинической педиатрии, акушерства и гинекологии» Киров, 1993 — С.224
- Лицев А.Э. Роль перинатальной патологии в генезе минимальных мозговых дисфункций у детей раннего возраста // Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1995. -21с.
- Лихтенштейн В. А. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1982. -Т.32, — № 5. — С.44−50.
- Лихтенштейн В. А. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1979. — Т.29. — С.893−901.
- Лихтенштейн В. А., Мугутдинов Т. М. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1988. — № 1. — С.53−55.
- Лобанова Л.В. Гипоксические поражения головного мозга у доношенных новорожденных причины, патогенез, клинико-ультразвуковая диагностика, прогноз и тактика ведения детей в раннем возрасте// Автореф. дис.. докт. мед. наук. — Иваново, 2000 — 45с.
- Ломосков В.А., Шиляева Г. П., Кондрашина М. Р. и др. Методика исследования вегетативного статуса и диагностика его отклонений от нормы у детей: Методические разработки. Иваново, 1992. — 28с.
- Лохов М.И., Фесенко Ю. А., Рубин М. Ю. Плохой хороший ребенок (Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи).- СПб., 2003.- 320с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. -373с.
- Лурия А.Р. «Природа человеческих конфликтов», — М: Наука.- 2002.- 527с.
- Макаренко Ю.А. Адаптивные возможности организма как показатель уровня здоровья детей. //Онтогенетические особенности адаптации детей/Под ред. Ю. Е. Вельтищева, P.P. Шиляева. М., 1985. — С. 31−36.
- Макарова З.С. Закономерности формирования состояния здоровья и реабилитации детей с неблагоприятным течением раннего онтогенеза// Авто-реф. дис. доктора мед. наук. Москва, 2001.- 48с.
- ЮО.Малышев В. Г. К оценке гемодинамики головного и спинного мозга при экспериментальной травме шейного отдела позвоночника// Перинатальная неврология. Казань.- 1983.-С.455.
- Мамайчук И.И., Мороз М. П., Чубарова Е. В., Чубаров И. В. Нейропсихо-логическая диагностика задержки психического развития у детей младшего школьного возраста//Дефектология.- 2002.- № 6.- С. 17−21.
- ЮЗ.Маслова О. И., Студеникин В. М., Балканская С. В., Передерий Е. Э., Ма-кулова Н.Д. и соавт.// Российский педиатрический журнал. 2000. — № 5. -С. 40−42.
- Мастюкова Е.М. Ранняя диагностика нарушений доречевого развития у детей с перинатальными поражениями мозга. // Гипоксия плода и асфиксия новорожденного: Сб. науч. тр. -М., 1974. -С.163−168.
- Мастюкова Е.М. Системогенез нервно-психической деятельности у детей с анте-перинатальным поражением мозга: Автореферат дис. докт. мед. наук. -М., 1979. 48с.
- Юб.Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр. /ВОЗ.- Женева.-1995.-Т.1.-Ч.1-С379.386.
- Михайличенко Н.В. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2001. — № 3. -С.46−49.
- Михайлов М.К. Нейрорентгенология детского возраста.- Казань: Таткни-гоиздат, 1986.- 223 с.
- Ю.Михайлов М. К., Акберов Р. Ф., Фаттахов В. В. Влияние ишемии шейного отдела спинного мозга на функцию ЖКТ// Казанский медицинский журнал.-1986.-№ 4.-С.284−287.
- Ш. Морозов И. Н. неврологические факторы в развитии дискинезий ЖКТ у новорожденных и грудных детей// Актуальные вопросы невропатологии, психиатрии и наркологии: Тез. Докл. Науч.- практ.конф., апрель 1987.-Казань, Т.1.-С.42−43.
- ПЗ.Олимова К. С. Динамика проявлений и отдаленные последствия перинатальных поражений центральной нервной системы у детей: Автореферат дис. докт. мед. наук. М., 2002. — 44с.
- Осипенко Т.Н., Белоусова Е. Д., Котляров П. М., Скворцов Н. А. Компьютерно-томографическая морфометрия головного мозга при ММД у детей 5−7 лет.// Журнал неврологии и психиатрии — 1994 т. 94, № 3 — С.12−16.
- Пальчик А.Б., Шабалов Н. П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: Руководство для врачей, СПб.- 2001.-217с.
- Переслени Л.И., Рожкова Л. А. Психофизиологические механизмы дефицита внимания у детей разного возраста с трудностями обучения. // Физиология человека 1993 -№ 4-с. 5−13.
- Петрухин А.С. Перинатальная неврология //Педиатрия.-1997. № 5. -С.36−38.
- Побединская Н.С., Ключева Н. Г., Рывкин А. И. Оценка биоэлектрической активности мозга у детей с рецидивирующим бронхитом// Материалы IV национального конгресса по болезням органов дыхания.- Москва.- 1994.-гл-XLII.- С. 1031.
- Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии.- СПб.: Речь, 2003.- 432 с.
- Ратнер А.Ю. Поздние осложнения родовых повреждений нервной системы. Казань.: Изд-во Казанского ун-та.- 1990.- 307с.
- Русова Т.В. Возрастные закономерности физического, интеллектуального развития, системной деятельности организма школьников 6−11 лет и их заболеваемость. // Автореф. дис.. доктора медицинских наук. Иваново, 1996. — 38с.
- Рябчикова Т.В. Формирование здоровья у детей с задержкой внутриутробного развития (диагностика, прогнозирование и профилактика его нарушений) // Автореф. дис.. докт. мед. наук.- Иваново.-1996.-27с.
- Савченко А.А., Куртасова JI.M., Шульга С. Ю., Крюкова Е. В. Особенности метаболизма иммунокомпетентных клеток у детей с задержкой психического развития.
- Самсонова Т.В. Диагностика нарушений церебральной гемодинамики у новорожденных детей с недостаточностью маточно- и фетоплацентарного кровообращения в антенатальном периоде //Автореф. дис. .канд. мед. наук. Иваново, 1997. — 30с.
- Самсыгина Г. А. Новые технологии в диагностике и профилактике инва-лидизирующих нарушений у детей раннего возраста. // Педиатрия. -1995. -№ 4. С.95−97.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 190с.
- Скворцов И.А., Симерницкая Э. Г., Осипенко Т. Н. Неврологическая и нейропсихологическая характеристика «функционального виража» в критическом дошкольном периоде. // Педиатрия. 1989. — № 1. — С. 13−19.
- Солнцев А.А. Диагностика, прогнозирование и профилактика отклонений в состоянии здоровья у детей при адаптации к дошкольному учреждению и школе //Автореф. дис. доктора мед. наук. Москва, -1985. — 41с.
- Софронов В.В., Мальцева Л. И., Сафиуллина Ф. К., Андриянова М. С., Яруллина Л. Е., Зарипова Р. Т. Возможности этапной реабилитации детей раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС. // Педиатрия. 1997. -№ 1.-С.77−78.
- Стефани Д.В., Вельтищев Ю. Е. Клиническая иммунология детского возраста.- Л.: Медицина, 1977.-275с.
- Стратулат П.М. Клиническое значение показателей клеточного, гуморального и местного иммунитета у детей с перинатальными повреждениями мозга// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1996. — № 3.-С 22−23.
- Строганова В.А. Актуальные проблемы перинатальной неврологии// Детская неврология (Под ред. О.И.Ефимова).- СПб.- 1994.-Вып. 1.-С. 12−14.
- Судаков К.В. Общая теория функциональных систем. М., Наука, 1984.65 с.
- Схема нейропсихологического исследования: Учебное пособие / Под ред. А. Р. Лурия. МГУ, 1973. — 20с.
- Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмид-Кольмер Е., Атанасова-Вукова А. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях.- М.: Медицина, 1980.- 232с.
- Трошин В.Д. Минимальная дисфункция мозга. Ранняя диагностика и реабилитация. // Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста: Тез. докл. Всесоюзн. Конференции. Ташкент, 1984. — С.59.
- Трошин В.Д. Патогенетические варианты вегетативно-сосудистой дис-тонии детского возраста. // Возрастные особенности нервных болезней: Сб. науч. тр. Ижевск, 1976.-С.109−111.
- Трошин В.М. О возможностях возникновения и развития в недрах ММД и других форм неврологической патологии. В сб. «Актуальные вопросы клинической педиатрии, акушерства и гинекологии».- Киров, 1993, С.262−263.
- Трошин В.М., Радаев A.M., Халецкая О. В., Радаева Г. М. Клинические варианты ММД у детей дошкольного возраста.// Педитрия 1994 — № 2 — с. 72−75.
- Трошин В.Д., Чекалова Н. Г. Семиотика отдаленного периода натальной травмы мозга у детей старшего дошкольного возраста.// Родовые повреждения головного и спинного мозга: Сб. науч. тр. Казань, 1979. -С.77−78.
- Трошин В.М., Бурцев Е. М., Трошин В. Д. Ангионеврология детского возраста.- Н. Новгород: ГИПП.- 1995.-С. 241−310.
- Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью: Психиатрия./ Под ред. Р Шейдера. 1998.- С223−236.
- Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы)/Под ред. А. А. Баранова, JI.A. Щеплягиной.- М.-2000.-587 с.
- Философова М.С. Проблемы и перспективы диагностики и лечения перинатального повреждения мозга у детей. // Проблемы неврологии и нейрохирургии: Сб. науч. трудов /Под ред. Е. М. Бурцева.- Иваново, 1994. -С.238−244.
- Философова М.С., Шниткова Е.В Методологические подходы к изучению влияния перинатальной патологии на рост и развитие детей раннего возраста. // Вестник Ивановской медицинской академии.-1996.-T.I.- № 3−4.-С.61−63.
- Филькина О.М. Возрастные закономерности системной деятельности организма, физического, психического развития дошкольников, их нарушения и профилактика //Автореф. дис.. доктора, мед. наук. Иваново, 1996,-32с.
- Филькина О.М. Возрастные особенности приспособительных реакций и профилактика их отклонений у дошкольников при поступлении в детский сад. //Автореф. дис. канд. мед. наук. Иваново, 1985.- 18с.
- Фокичева С. О., Русова Т. В., Горбунова Е. А., Маслова Т. И. Возрастные закономерности и типологические особенности физического и интеллектуального развития детей в период от 7 до 16 лет// Укрепление здоровья в школе. Казань, 2000. — С. 96 — 97.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М.: АРКТИ, 2000.- 56 с.
- Фрухт Э.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В. Некоторые особенности развития и поведения детей с перинатальными поражениями нервной системы // Российский педиатрический журнал. 2001. — № 1. — С. 9−12.
- Халецкая О.В. Минимальная мозговая дисфункция: многоуровневая диагностика и комплексная нейрореабилитация// Автореф. дис.. доктора, мед. наук. Иваново, 1999.- 33с.
- Халецкая О.В., Трошин В. М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. Нижний Новгород, 1995 — 37 с.
- Харламова Н.В. Клинико-функциональное обоснование применения термопульсации для лечения новорожденных с перинатальной гипоксически-ишемической энцефалопатией// Автореф. дис.. канд. мед. наук. Иваново, 1999.-21с.
- Хацкель С.Б. Постнатальное развитие больных энцефалопатией с различным уровнем стигматизации. // Нижегородский медицинский журнал. -1991. -№ 2. -С.10−13.
- Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Учебное пособие для студентов и слушателей спец. факультетов: Сост. В. Астапов.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. 264 с.
- Хрипкова А.Г., Фарбер Д. А. Актуальные проблемы физиологии развития ребенка. // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1982. № 10. — С.1453−1460.
- Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение.- М.: Московский психолого-социальный институт.-2000.-159с.
- Чаша Т.В. и др./Актуальные проблемы здоровья семьи.- Иваново, 2000.-С.199−202., С.220−224.
- Чичерин Л.П. Психолог в детской поликлинике: актуальность, правовая база. //Российский педиатрический журнал. 1998. — № 6. — С.40−43.
- Чутко Л.С., Кропотов Ю. Д., Яковенко Е. А., Сурушкина С. Ю. Транскраниальная микрополяризация при лечении синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2002. — № 4. — С. 35−38.
- Шварков С.Б. Особенности вегето-сосудистой дистонии у детей // Заболевания вегетативной нервной системы / Под ред. А. М. Вейна.- М.: Медицина, — 1991. С. 508 — 549.
- Шиляев P.P. Управление формированием здоровья детей.// Проблемы адаптации детского и взрослого организма в норме и патологии.- М., 1990.-С.3−10.
- Шиляев P.P., Виноградов С. Ю., Копилова Е. Б., Виноградова Е. Е. и др., Синдром вегетативно-висцеральных нарушений у детей раннего возраста с перинатальной патологией ЦНС // Вестник Ивановской медицинской академии.- 1998.-ТЗ.- № 4.- С.25−31.
- Школа и психическое здоровье учащихся. / Под ред. С. М. Тромбах. М.: Медицина, 1988. — 272с.
- Шниткова Е.В. Формирование здоровья, прогноз, диагностика и профилактика его нарушений в онтогенезе у детей и подростков, перенесших перинатальную гипоксию // Автореф. дис.. докт. мед. наук. Иваново, 1999. — 27с.
- Штрыголь Д.В. О состоянии здоровья младших школьников с легкой степенью умственной отсталости // Автореф. дис.. канд. мед. наук. Иваново, 2001. — 27с.
- Шубина Н.Ю. Становление показателей зрительного и слухового анализаторов, их нарушения у детей, перенесших перинатальную патологию нервной системы// Автореф. дис.. канд. мед. наук. Иваново, 1998.-22с.
- Щеплягина JI.A. Проблемы роста и развития здорового ребенка. Научные приоритеты// Здоровый ребенок. Москва.-1999.-С.548−549
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990,-197с.
- Яременко Б.Р., Яременко А. Б., Гориянова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей: Этиология. Патогенез. Диагностика. Коррекция. Профилактика.- СПб.: Салит: ДЕАН, 1999.- 125с.
- Яцык Г. В., Бомбардирова Е. П. Новое в реабилитации детей с перинатальной патологией. //Педиатрия. 1995. — № 4. — С.92−95.
- AbikoffH. Cognitive training in ADHD children: less to it than meets the eye. //J. Learn. Disabilities. 1991. — 24. — P.205−209.
- Adams M.S. Management of attention deficit disorders. // J.Natl. Med. Association. 1983.-75 (2). — P. I 87−189.
- Anand K.J. Gastric lesions in neonates: effects of stress? // Crit. Care. Med. -1993.- Vol. 21, № 12.-P. 1817−1819.
- Armstrong T. The myth of the A.D.D. child. New York: Dutton, 1995.
- August G.L., Garbinkel B.A. Hyperactive girls and boys: stimulant drug effects on mother-child interaction. // J.Child. Psychology and Psychiatry. 1989. — 30. -P.379−390.
- Barkley R.A. Defiant Children: A clinician’s manual for parent training. New York: Guilford, 1987.
- Barkley R.A., McMurray M.B., Edelbrock C.S., Robins K. The response ofagressive and nonagressive ADHD children to two doses ofmethylphenidate. // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. 1989. — 28. — P.873−881.
- Barlcley R.A., Fisher M., Edelbrock C.S., Smallish L. The adolescent outcome of hyperactive children diagnosed by research criteria, 1: an 8-year prospective follow-up study. // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. 1990. — 29. — 546 557.
- Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder. New York: Guilford Publications, 1990.
- Barr R. Q. et al. Dosage effects and individual responsitivity to methylpheni-date in attention deficit disorder. // J. Child. Psychol. Psychiatry. -1988. 29. -P.453−475.
- Barrickman L., Noyes R., Kuperman, et al. Treatment of ADHD with fluoxetine: A preliminary trial. // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. -1991. 30. -P.762−767.
- Berger E., Berger-Mergulies J. Frequensy of minor nervous dysfimction in school children.// J. Neurol. 1978. — Vol.219. — N3. — P.205−212.
- Bergstroem K., Bille B. Computed tomography of the brain in chilhood with minimal brain damage: a preliminary study of 46 children.// Neuropadiatric. -1978. -Bd.9. -S.378.
- Bergstroem K. Computed tomography of the brain in childhood with minimal neurological disfimction. // Neuropadiatrie. 1984. — Bd.15 — N3. -S.l 15−119.
- Biederman J., Faraone S., Mick E., Spencer T.5 Wilens T. High risk for attention deficit hyperactivity disorder among children of parents with childhood onset of the disorder: a pilot study. // Am. J. Psychiat. 1996. — 152 (3). — P.431−435.
- Buka S.L., Lipsitt L.P., Tsuang M.T. Emotional and behavioural development of low birthweight infants.// In Friedman S.L. and Sigman M.D. (eds.)/ The Psychological Development of Low Birthweight Children. New Jersey: Ablex. -P.187−214.
- Carey W.B. Minimal brain dysfimction and hyperkinesis. / Am. J. Dis. Child. -1980.-Vol. 134. P.926−929.
- Casat C.D., Pleasants D.Z., Van Wyck Fleet J. A double-blind trial of bupropion in children with attention deficit disorder. // Psychopharmacol. Bull. -1987. 87. — 120−122.
- Collier C.P., Soldin S.J., Swanson J.M., et al. Pemoline pharmacokinetics and long term therapy in children with ADHD. // Clin. Pharmacokinet. 1985. -10.-P. 269−278.
- Cormick M., Gortmaker S.L., Sobol A.M. Very low birth weight children: Behavior problems and school difficulty in a national sample // J.Pediatrics. -1990. -Vol.117. -N5.-P.687−693.
- Crichton J.U. Whatever happened to «Minimal cerebral dysfimction» and whatever happens to people who have it? // Annals RCPSC. 1985. — Vol. 18. -N1.-P.23−27.
- Danforth J.S., Barkley R.A., Stokes R.F. Observations of parent-child interactions with hyperactive children: Research and clinical implications. // Clinical Psychology Review. 1991. — II.-P.703−727.
- Fein G., Galin D., Johnson J. et al. EEG power spectra in normal and dyslexic children. 1. Reliability during passive conditions. / Electroenceph. din. Neuro-physiol. 1983. — Vol.55. — N4. — P.399−405.
- Finch A.J., Prezzute K.N., Montgomery L.E., Kemp S.R. Reflection-impulsivity and attainment in emotionally disturbed children. // J. of Abnormal Child Psychology. 1974. — Vol.2. — P.71−74.
- Fitzpatrick P.A., Klorman R., Brumaghim J.T., Borgstedt A.D. Effects of sustained-release and standard preparations of methylphenidate on attention deficit disorder. // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. 1992. — 31. — P.226−234.
- Francis-Williams 1. Eary indentification of children likely to have specific learning difficulties, repot of follow-up.// Devel. Med. Child. Neurol. 1976 -Vol.IS. — N2. — P.71−77.
- Garfinkel B.D., Wender P.H., Sloman L. Tricyclic antidepressant and methylphenidate treatment of ADHD in children. // J. Am. Acad. Child. Psychiatry. -1983. -22. -P.343−348.
- Gittelman-Klein R. Pharmacotherapy of childhood hyperactivity: an update. In Psychopharmacology: The Third Generation of Progress, (HY Meltzer). Raven Press, New York. 1987. — P.1215−1224.
- Greenhill L.L. Pharmacologic treatment of attention deficit hyperactivity diso-der. // Psychiatr Clin North Am. 1992. — 15. — P. I-27.
- Hadders-Algra M., Huisies H.J., Touwen B.C.L. Perinatal correlates of major and minor neurological dysfunction at school age: A multivariate analysis. // Devel. Med.- 1988. Vol.30. — N4. — P.472−481.
- Hebb D. Physiological learning theory. // J. Abnorm. Child. Psychol. 1976 -Vol.4. -N4. -P.309−314.
- Hechtman L. Adolescent outcome of hyperactive children treated with stimulants in childhood: a review. // Psychopharmacology Bull. 1985. -21.-P.178−191.
- Hensen C.R., Cohen D.J. Multimodality approaches in the treatment of attention deficit disorders. // Pediatr. Clinics of North Amer. 1984. — 2. — P.499−515.
- Huessy H., Cohen A. Hyperkinetic behaviors and learning disabilities! // Pediatrics. 1976. — Vol.57.-Nl.-P.4-ll.
- Kelly D.P., Aylward G.P. Attention deficit in school-aged children and adolescents. Current issues and practice. // Pediatr. Clin. North. Am. 1992. — 39. -P.487−512.
- Kinsbourne M. Minimal brain disfunction as aneurodevelopmentallag. //Ann. N. Y. Acad. Sci. 1973. — Vol.205.-P.268−273.
- Клиническая иммуннология и аллергология /Под. ред. Г. Лорора-мл., Т. Фишера, Д. Адельмана.- перевод с английского М. В. Пащенкова, Н. Б. Гамалеи. Практика.- Москва.-2000.-С.27, 607−624.
- Lambert N.M., Sandoval J. The prevalence of learning disabilities in a sample of children comsidered hyperactive. / J. Abn. Child. Psychol. 1980. — Vol. 8. -P.33−50.
- Leary P.M. Minimal brain dysfunction.// S. Air. Med. J.- 1976. Vol.50. -N20. — P.784−790.
- Lee S.W. Biofeedback as a treatment for childhood hyperactivity: a critical review of the literature. // Psychol. Rep. 1991. — 68. — P. I 63−192.
- Mattison R.E., Humphrey F.J., Kales S.N. An objective evaluation of special class placement of elementary schoolboys with behavioral problems. // J. of Abnormal Child Psychology. 1986. — Vol.14. — N2. — P.251−262.
- Myers G. Where’s the hyperactive child going? // J. Pediatrics. 1976. -Vol.57.-Nl.-P.l-3.222.(Piaget J.) Пиаже Ж. Речь и развитие ребенка.- СПб, «Союз», 1997.- 256 с.
- Porrino L.J., Rapoport J.L., Behar D., et al. A naturalistic assesment of the motor activity of hyperactive boys: II: Stimulant drug effects. // Arch Gen Psychiatry. 1983. — 40. — P.688−697.
- Prystowsky E. N., Klein G.J. Cardiac arrhythmias// An Integrated Approach for the Clinician. New York, NY McGraw — Hill. — 1994. -P.35.
- Quinn P.O., Rapoport I.L. Minor physical anomalies and neurologic status in hiperactive boys. //Pediatrics. 1974. — Vol.53. — P.742−747.
- Райчев P. Нейропсихологические аспекты нарушения развития речи вдетском возрасте . / Проблемы патологии речи: Тез. Всесоюзного симпозиума, Москва, октябрь 1989. Москва, 1989. — C. I 18−119.
- Rapoport J.L., Castellanos F.X. Stimulant drug treatment in children with Tourette’s syndrome and attention deficit hyperactivity disoder. // Clin Neuro-pharmacol. 1992. — 15 (suppl.l). — P.226A.
- Robert J., Doman Jr. Learning problems and attention deficits. // J. of the National Academy for Child Development. 1984. — Vol.4. — N6. — P. 135−136.
- Rossiter Т., LaVaque T. A comparison of EEG biofeedback and psychostimulants in treating attention deficit hyperactivity disoders. // Journal of Neurother-apy. Summer. — P.48−59.
- Rutter M. Syndromes attributed to «minimal brain dysfunction» in childhood. //Am.J.Phychiat. 1982 — Vol.139. — P.21.
- Safer D.J., Krager J.M. A survey of medication treatment for hyperactive / inattentive students. // J. Am. Med. Assoc. 1988. — Vol.260. — P.2256−2258.
- Safer D.J., Krager J.M. Hyperactivity and Inattentiveness. School Assesment of Stimulant Treatment. // Clin. Pediatr. 1989. — Vol.28. — N5. -P.216−221.
- Satterfield J.H., Hoppe C.M., Schell A.M. A prospective study of delinquency in 110 adolescent boys with attention deficit disorder and 88 normal adolescent boys. //Am. J. Psychiatry. 1982. — Vol.139. — P.795−798.
- Schouhaut S., Satz P. Prognosis for children with learning disabilities: A review of follow-up studies. / In: Rutter M. ed. «Developmental neuropsychiatry». N.Y. and London: The Guilford Press, 1983.-P.542−563.
- Shatz C.J., The developing brain. // Scientif. Am. 1992. — 267 (3). — P.35−41.
- Shaywitz В., Vagor R., Klopper 1. Minimal Brain Dysfimction: Dopamine Depletion. // Science. 1976.-Vol.l94.-P.4263−4453.
- Skinner J., Lindsley D. The unspecific mediothalamic-frontocortical system: its influence on cortical activity and behavior. // Psychophysiology of the Frontal Lobes./Ed. K. Pribram, A.Luria. N.Y., London, 1973. -chapt.ll. -P.185−212.
- Spencer Т., Biederman J., Steingard R., et al. Bupropion exacerbates tics inchildren with attention-deficit hyperactivity disoder and Tourette’s syndrome. 11 J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. 1993. — 32. — P.211−214.
- Spreen 0. The relationship between learning disability, neurological impairment and delinquency. // J. Nerv. Ment. Dis. 1981. -Vol.169.- P.791−799.
- Stancin T. et al. Reported practices of pediatrics residents in the management of attention deficit hyperactivity disorder. // Am. J. Dis. Child. 1990. — 144 (12). -P.1329−1333.
- Strayhorn J.M., Weidman C.S. Reduction of attention deficit and internalizing symptoms in preschoolers through parent-child interaction training. // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1989. — 28. -P.888−896.
- Thorley G. Huperkinetic syndrome of childhood: clinical characteristics. // British. J. Psychiatry. 1984. — 144. — P. 16−24.
- Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986. — 256с.
- Trott G.E., Friese H.J., Menzel М., et al. Use ofmoclobemide in children with attention deficit hyperactivity disoder. // Psychopharmacology. 1992. — 106. -P.134−136.
- Вагнер К.Д., Эггерс X. Выявление различных отягощающих факторов на психофизическое развитие детей в раннем возрасте.//Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.- 1980. т.80. — N10. -С.1471−1475.
- Weisglas-Kupems N., Koot Н.М., Baerts W., Fetter W.P.F., Sauer P.J.J. Behaviour problems of very low-birthweight children. // Dev. Med. Child. Neurol. 1993. — 35. — P.406−416.
- Wender P.H. Some speculations concemins a possible biochemical basis of minimal brain dysfunction. // J. Life-Sci.-1974.-Vol. 14.-P. 1605−1621.
- Wender P.H. et al. Pharmacological treatment of attention deficit disorders, residual type (ADD, RT «minimal brain dysfunction» in adults). // Psychopharm. Bull. 1985. — 21(2). — P.222−227.