Возрастные особенности регуляции сердечного ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением зрения
Диссертация
Большинство ученых на основании экспериментальных данных выявляют связь сердечной деятельности с дыханием (Р. М. Баевский, 1988), с эмоциями (Ф. Александер и др., 1995), с функциональным состоянием различных отделов мозга (З.Г. Хабаева и др., 2000) и даже с поведением. Так, Calkin (1998) показал различия в реактивности сердечного ритма у детей с 6 нормальным и агрессивно — деструктивным… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ ЗДОРОВЫХ И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
- 1. 1. Возрастные особенности развития системы регуляции сердечного ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- 1. 2. Влияние нарушений развития и неблагоприятных условий жизни на регуляцию сердечного ритма детей
- 1. 3. Взаимосвязь вегетативных и поведенческих реакций у детей
- 1. 4. Средства психофизического оздоровления и коррекции у детей и подростков
- ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация обследований
- 2. 2. Методики исследования функций сердечно — сосудистой системы у детей с нарушением зрения
- 2. 3. Характеристика программы психофизического оздоровления детей
- ГЛАВА 3. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ ХРОНОТРОПНОЙ ФУНКЦИИ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ 3−10 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ ЗРЕНИЯ
- 3. 1. Возрастные особенности структуры сердечного ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста при различном состоянии зрительной функции
- 3. 2. Особенности адаптационных реакций сердца на общую и локальную нагрузки у здоровых и детей с нарушением функции зрения 3−10 лет
- 3. 3. Возрастные особенности функций сердечно — сосудистой системы у детей с нарушением зрения по данным лонгитудинального обследования
- 3. 4. Изменения характера адаптационных реакций сердца на общую нагрузку у детей с нарушением зрения в течение
- 5. лет внедрения оздоровительной программы
- ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абзалов Р.А. Адаптация детского организма к различным физическим нагрузкам// Теория и практика физической культуры. 1976. -№ 3.1. С. 39−41.
- Абзалов Р.А., Ситдиков Ф. Г. Развивающееся сердце и двигательный режим. Казань, 1998. — 96с.
- Авилов О.В. Особенности функционального состояния школьников различных классов при психо эмоциональном стрессе// XVII съезд Всероссийского физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. -Ростов — на — Дону: РГУ, 1998. — С. 60.
- Агаджанян Н.А., Петрова П. Г. Человек в условиях Севера. М.: Крук, 1996.-208 с.
- Аксянова Е.А., Сырцова М. А. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей 5−7 лет// Гигиена и санитария. -1990.- № 4.-С. 13−14.
- Алфёрова Попова Т. В. Утомление и восстановление при локальной работе. — Челябинск: ОГИФК, 1990. — 27с.
- Алфёрова Попова Т. В., Пястолова Н. Б. Адаптационные реакции сердца на локальную работу у дошкольников// Физиология человека. -1996. — Т. 22,№ 5.-С. 118−121.
- Андреева М. В. Бородкина Г. В., Кузнецова JI.M. и др. Психофизиологические и вегетативные показатели у медлительных и подвижных подростков (лонгитудинальные исследования)// Физиология человека. 1995. — Т. 21, № 5. — С. 68 — 74.
- Андреева И.Г. Вегетативная регуляция сердечного ритма у детей 7−16 лет, перенёсших онкологические заболевания// Физиология человека. -2001.-Т. 27, № 5.-С. 147- 148.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. — 196с.
- Антропова М.В. Реакция основных физиологических систем организма детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке// Физиология человека. 1983. — Т.9, № 1. — С. 18 — 22.
- Антропова М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова JI.M. и др. Психофизиологические и вегетативные показатели у медлительных и подвижных подростков (лонгитудинальные исследования)// Физиология человека. 1995. — Т.21, № 5. — С. 68 — 74.
- Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967.-475с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: (Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физич. культуры). М.: Физкультура и спорт, 1978.-223с.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 296с.
- Баевский P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. — 221с.
- Баевский P.M., Гуров С. Г. Измерьте ваше здоровье. М.: Советская Россия, 1988.-94с.
- Баевский P.M. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине// Физиология человека. -2002. Т. 28, № 2. -С. 10- 82.
- Батлук С.Г., Цывьян П. Б. Особенности регуляции сердечного ритма у доношенных детей малой массы// Вопросы охраны материнства и детства. 1991.- № 3. — С. 20−23.
- Безобразова В.Н., Догадкина С. Б. Функциональное состояние кровообращения головного мозга и предплечья у детей 5−9 лет// Физиология человека. 2001. — Т. 27, № 5. — С.49 — 53.
- Безруких М.М. Я и другие Я, или правила поведения для всех. М.: Политиздат, 1991. — 317с.
- Безруких М.М., Хрянин А. В. Психофизиологиченские и нейрофизиологические особенности организации зрительно -пространственной деятельности у праворуких и леворуких детей 6−7 лет// Физиология человека. 2000. — Т. 26, № 1. — С. 14 — 20.
- Бейтс У., Корбетт М. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. Как приобрести хорошее зрение без очков. Вильнюс: Полина, 1995. -272с.
- Бекмансуров Х.А. Особенности адаптации сердца к физическим и умственным нагрузкам у сельских школьников 11 и 15 лет// Механизмы адаптации сердца к физической нагрузке. Казань, 1980. — С. 32 — 42.
- Беренштейн Г. Ф., Нурбаева М. Н., Василенко Н. И. и др. Динамика сердечного ритма старшеклассников в процессе обучения// Гигиена и санитария. 1993. — № 4. — С. 35 — 36.
- Берсенев Е.Ю., Берсенева И. А. Исследование вегетативной регуляции кровообращения в различных возрастных группах// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: ГЭОТАР -МЕД, 2001.- С. 479.
- Блинникова И.В. Роль зрительного опыта в раннем психическом развитии детей// Психологический журнал. 2000. — Т. 21, № 3. — С. 49 -64.
- Бондарь Н.В. Адаптация сердечно сосудистой системы мальчиков -подростков и юношей в разные периоды онтогенеза// Физиология развития человека: Матер, междунар. конф., посвященной 55-летию Института возрастной физиологии. — М.: РАО, 2000. — С. 9.
- Босенко А.И., Белинова А. Г., Скобелев В. А. и др. Возрастные особенности системы управления движениями у детей младшего школьного возраста// Гигиена и санитария. 2001. — № 4. — С. 51 — 52.
- Быков Е.В. Состояние отдельных показателей здоровья учащихся школы крупного города в зависимости от образа жизни// Физиология человека.-2001.-Т. 27, № 1.-С. 142- 144.
- Быков Е.В., Исаев А. П. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа// Физиология человека. -2001.-Т. 27, № 5.-С. 76−81.
- Ванюшин Ю.С., Ситдиков Ф. Г., Исхакова А. Т. Особенности сердечной деятельности детей 5−7 лет при нагрузках различной мощности// Физиология человека. 2000. — Т. 26, № 3. — С. 108 — 112.
- Васильев В.Н., Медведев М. А., Подкопаева Т. И. и др. Нарушения адаптации у субъектов образовательного процесса// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: ГЭОТАР — МЕД, 2001, — С. 492.
- Васильева P.M. Состояние центральной и периферической гемодинамики у детей младшего школьного возраста при физических нагрузках разной мощности: Автореф. дис.. канд. биол. наук. М., 1983.-24с.
- Великанова JI.K., Шуленина Н. С. Состояние сердечно сосудистой системы как показатель здоровья учащихся при разных формах обучения// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. — Казань: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 494.
- Гавриков К.В., Глазачев О. С. Индивидуальные особенности кардиогемодинамики детей и устойчивость к «школьному» эмоциональному напряжению// Педиатрия. 1993. — № 4. — С. 44 — 47.
- Гавриков К.В., Глазачев О. С. Типы организации гемодинамики как критерии донозологической диагностики здоровья младших школьников// Вопросы охраны материнства и детства. — 1991. № 7. -С. 73.
- Гельман В.Я. Медицинская информатика: Практикум. Санкт -Петербург: ПИТЕР, 2001. — 480с.
- Глазачев О.С., Рыбаков В. П., Тупицын И. О. Вегетативный и психоэмоциональный статус у младших школьников из регионов радионуклидного загрязнения местности// Физиология человека. 1994. — Т.20, № 2. — С. 129- 135.
- Годик М.А., Барамидзе A.M., Киселёва Т. Г. Стретчинг: Подвижность, гибкость, эластичность. М.: Советский спорт, 1991. — 91с.
- Гоникман Э.И. Искусство диагностики по лицу: Вост. мед. аспекты. -Минск: Сатана, 1998.-475с.
- Горбунов Н.П., Батенкова И. В. Динамика сердечного ритма у младших школьников в процессе адаптации к условиям дифференцированного обучения// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 502.
- Горев А.С. Возрастные особенности динамики ритмических составляющих ЭЭГ у подростков 14−15 лет в условиях релаксации// XVII съезд Всероссийского физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Ростов — на — Дону: РГУ, 1998. — С. 158.
- Горев А.С. Регуляция функционального состояния ЦНС младших школьников при ритмической звуковой стимуляции// Физиология человека. 2001. — Т. 27, № 5. — С. 35 — 40.
- Горелик Н.Д. Мероприятия по оздоровлению часто болеющих детей дошкольных учреждений// Педиатрия. 1991. — № 3. — С. 86 — 89.113
- Григорьева Г. В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушением зрения// Дефектология. 2001. — № 2. — С. 76−83.
- Григорьева Л.П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.-240с.
- Григорьева О.В., Ситдиков Ф. Г., Самигуллин Г. Х. Возрастные особенности недельной динамики функционального состояния организма младших школьников// Физиология человека. 2000. — Т. 26, № 6.-С. 116−119.
- Дамскер И.С., Шлык Н. И. Лечебная физкультура в домашних условиях. -Устинов: Удмуртия, 1985. 163с.
- Деденко И.И., Устюшин Б. В., Столбун Б. М. и др. Влияние природно-климатических факторов Крайнего Севера на состояние сердечно -сосудистой системы человека// Гигиена и санитария. 1982. — № 6. -С. 79−81.
- Димитриев А. Д, Димитриев Д. Н., Романова И. И. Особенности вегетативной регуляции у детей на территориях с разным уровнем техногенной нагрузки// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 508.
- Демирчоглян Г. Г. Детское зрение. Практические советы по профилактике близорукости у детей. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. — 160с.
- Демирчоглян Г. Г., Демирчоглян А. Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. М.: Советский спорт, 2000. — 160с.
- Дьячкова Г. И. Сердечный ритм при эмоциональном напряжении у детей// Педиатрия. 1990. — № 8. — С. 25 — 27.
- Егоров Б. Оздоровительно воспитательная работа с ослабленными детьми// Дошкольное воспитание. — 2001. — № 12. — С. 10−23.
- Елизарова JI.H., Чирихин С. Н. Оздоровительная работа в начальной школе// Начальная школа. 2000. — № 9. — С. 93 — 97.
- Ермаков В.П., Якунин Г. А. Развитие и воспитание детей с нарушением зрения: Справочно-методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 1990.-222с.
- Ефимова JI.K. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания у детей. Киев: Здоровье, 1988. — 85с.
- Жарова Г. Н. Интегральная характеристика кардиореспираторной системы детей 6 10 лет в динамике обучения// Интеграция функциональных систем в онтогенезе. — Новосибирск, 1990. — С. 84 -93.
- Зрение: сохранение, нормализация, восстановление/ Составитель Н. И. Кудряшова. М.: «Грэгори — Пэйдж», «Новый центр», 1997. — 298с.
- Иваницкая Л.Н., Леднова М. И. Взаимосвязь развития тонкой моторики кисти и высших психических функций у детей 7 лет// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: ГЭОТАР -МЕД, 2001, — С. 519.
- Казнечеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980, — 190с.
- Калюжная Р.А. Физиология и патология сердечно сосудистой системы детей и подростков. — М.: Медицина, 1973. — 327с.
- Каменская В.Г., Музалевская Н. Н., Зверева С. В. и др. Показатели флюктуаций кардиоинтервалов при различных функциональных состояниях дошкольников// Физиология человека. 2001. — Т.27, № 3. -С. 89- 94.
- Кассирский Г. И., Зотова JI.M., Татаринова Т. Н. Функция кардиореспираторной системы у здоровых детей в покое и при велоэргометрической нагрузке// Педиатрия. 1990. — № 8. — С. 62 — 65.
- Кмить Г. В., Рублева J1.B. Возрастные особенности морфологического и функционального развития миокарда у детей 5−9 лет// Физиология человека. 2001. — Т. 27, № 5. — С. 54 — 59.
- Ковалёва А.В. Лонгитудинальное исследование динамики созревания центральной и автономной нервных систем у детей 6−10 лет// XVII съезд Всероссийского физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Ростов — на — Дону: РГУ, 1998. — С. 214.
- Коваленко Е.А., Туровский Н. Н. Гипокинезия. М.: Медицина, 1980. -320с.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/116
- Б.П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова- Под ред. Б. П. Пузанова. 3-е изд., доп. — М.: «Академия», 2001. — 160с.
- Корнилова И.Г. Личностное своеобразие и его роль в процессе социализации подростков с патологией зрения// Дефектология. 2001. -№ 2.-С. 3−12.
- Король В.М. Динамика показателей кровообращения и дыхания у мальчиков младшего школьного возраста под влиянием нагрузок разной мощности// Новые исследования по возрастной физиологии. 1980. -№ 2.-С. 33.
- Котов А. В., Лосева Т. Н., Певцова Е. И. и др. Доминирующая мотивация: само детерминация активности при конфликте// Интегративная деятельность мозга. М.: РАМН, 2000. — С. 47 — 53.
- Крылова А.В., Побежимова O.K., Дикопольская Н. Б. и др. Адаптивные возможности организма школьников в зависимости от возраста, пола и режима обучения// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 534.
- Кузнецов В.И. Адаптация организма юных спортсменов к тренировочным нагрузкам// XVII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Ростов — на — Дону: РГУ, 1998. — С. 241.
- Кузнецова В.Н. Эффективность оздоровления часто болеющих детей в санаторных группах дошкольных учреждений// Педиатрия. 1990.1173. С. 83 -85.
- Куприянова О.О. Суточный ритм сердца у детей// Педиатрия. 1998. -№ 4.-С. 51−55.
- Кураева Г. А., Иваницкая JI.H., Яковлева М. Г. Профиль функциональной межполушарной асимметрии и особенности ЭЭГ заикающихся детей// Физиология человека. 1995. — Т.21, № 4. — С. 36 — 44.
- Лакин Г. Ф. Биометрия: Учебное пособие для биол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1990. — 351с.
- Леус Э.В. Характеристика временного и частотного спектра вариабельности сердечного ритма у детей 7−10 лет// XVII съезд Всероссийского физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. -Ростов на — Дону: РГУ, 1998. — С. 268.
- Леус Э.В. Характеристика показателей вариабельности сердечного ритма у младших школьников// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл.- Казань: ГЭОТАР-МЕД, 2001.- С. 540.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, дезадаптация и недостаточность сердца. М.: Медицина, 1978.-343с.
- Меерсон Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации/ Физиология адаптационных процессов. М.: Медицина, 1986. — С. 10.
- Меерсон Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. — 256с.
- Мотылянская Р.Е., Ерусалимский Л. А. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе. М.: Физкультура и спорт, 1980.-96с.118
- Поборский А.Н. Оценка степени напряжения регуляторных механизмов у школьников в условиях Севера// Гигиена и санитария. 2001. — № 4. -С. 49−51.
- Поборский А.Н., Кожевникова B.C. Адаптация первоклассников -семилеток по ряду функциональных показателей к обучению в школе по новой учебной программе// Физиология человека. 1997.-Т. 23, № 6. — С. 44 — 47.
- Поборский А.Н. Особенности регуляции сердечного ритма у детей в начальный период обучения в школе в условиях Севера// Физиология человека. 2001. — Т. 27, № 5. — С.82 — 86.
- Поздняков Ю.М., Волков B.C. Профилактика заболеваний сердечно -сосудистой системы. М.: Мир Отечества, 1997. — 254с.
- Полевой Д.А., Беренштейн Г. Ф., Нурбаева М. Н. Динамика статистических характеристик сердечного ритма у дошкольниковв течение учебного года// Гигиена и санитария. 1990. — № 9. — С. 54 -55.
- Попова Т.В., Вотякова О. И. Программа релаксационной биоэнергорегуляции// Биоэнергоинформатика («БЭИ 1998»): Докл. I Междунар. конгресса. Барнаул: Изд-во АГТУ, 1998. — Т.1. — С. 142 -144.
- Попова Т.В., Пястолова Н. Б., Удалов А. А. Особенности физического развития у детей с нарушением зрения// Физическая культура. 1998. -№ 3. — С. 47−49.
- Попова Т.В. Психическая саморегуляция (10 уроков психофизического здоровья). Челябинск, 1999. — 46с.119
- Попова Т.В., Пястолова Н. Б., Максутова Г. И. и др. Эффективность применения программы психофизической регуляции в занятиях с лицами разного возраста// Теория и практика физической культуры. -2002.-№ 1.-С. 44−47.
- Ревин Н. Е. Модель ЭКГ идентификации лиц с различными спектрами мотивационной активности при конфликте// Интегративная деятельность мозга. — М.: РАМН, 2000. — С. 252 — 254.
- Роговин М.С. Структурно уровневые теории в психологии// Психическая саморегуляция. — Ярославль: ЯГУ, 1977.-С. 157 — 159.
- Розенблат В.В. Проблема утомления. 2-е изд., перераб. и допол. — М.: Медицина, 1975.-240с.
- Розенблат В.В. Симфония жизни: (Попул. физиология человека). М.: Физкультура и спорт, 1989. -237с.
- Ромен А.С. Активное самовнушение в общем комплексе реадаптации, реабилитации больных с психоневрологическими расстройствами// Психическая саморегуляция. Алма-Ата: КГУ, 1974. — С. 202 — 204.
- Рубанович В.Б., Гиренко J1.A., Айзман Р. И. Адаптивные возможности школьников 10 -' 15 лет к физическим нагрузкам// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: ГЭОТАР -МЕД, 2001, — С. 566.
- Рублева JI.B. Возрастная динамика показателей биоэлектрических функций миокарда у детей 7−15 лет// XVII съезд Всероссийского физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Ростов — на -Дону: РГУ, 1998.-С. 351.
- Русинова С.И., Ибрагимов А. И., Крылова А. В. и др. Влияние режимов обучения на функциональное состояние сердечно сосудистой системы детей 7−9 лет// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. — Казань: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 569.
- Русинова С.И., Святова Н. В., Зиятдинова Н. И. Влияние гиподинамии на сердечно сосудистую систему школьников// XVII съезд
- Всероссийского физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. -Ростов на — Дону: РГУ, 1998. — С. 355.
- Савкин В.В. Проектирование валеологических антистрессовых программ// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 571.
- Севастьянова С.Н., Питухина И. В., Корженевская H.JI. Степ тест PWC150 в донозологической диагностике сердечно — сосудистых заболеваний у детей школьного возраста// Медицина и охрана здоровья: Матер. Междунар. симп. — Тюмень, 2001. — № 4. — С. 81.
- Скороходова Т.А. Возрастная динамика ЭЭГ детей младшего школьного возраста в покое и при деятельности// Физиология развития человека: Матер. Междунар. конф., посвященной 55-летию Института возрастной физиологии. М.: РАО, 2000. — С. 386.
- Слободская Е.Р., Татауров Ю. А. Вегетативная регуляция сердечного ритма и темперамента детей раннего возраста// Физиология человека. -2001.-Т. 27, № 2.-С. 86−90.
- Соболева Е.А., Ляликова В. Б., Осокина Г. Г. Структура синусного сердечного ритма у здоровых детей// Вопросы охраны материнства и детства. 1984. — Т. 29, № 3. — С. 10 — 13.
- Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. М.: Полиграфсервис, 1997. — 124с.
- Соловьева С.В., Болотнова Т. В., Соловьев B.C. и др. Функциональное состояние кардиореспираторной системы подростков севера Тюменской области// Медицина и охрана здоровья: Матер. Междунар. симп. -Тюмень, 2001,-№ 4.-С. 76.
- Старшинова Е.О., Кондрашова Н. П. Электрокардиографические особенности у детей раннего возраста и дошкольников Иркутской области по данным скрининга// Педиатрия. 1999. — № 4. — С. 52 — 54.
- Сурнина О.Е., Лупандина В. И., Зайцев А. В. Исследование времени когнитивных процессов у младших школьников// Физиология развития человека: Матер. Междунар. конф., посвященной 55-летию Института возрастной физиологии. М.: РАО, 2000. — С. 15.
- Теория и методики физического воспитания: Для фак-ов физ. культуры пед. ин-ов/ Под ред. Ашмарина Б. А., Виноградова Ю. А., Вяткина З. Н. др. М.: Просвещение, 1990. — 286с.
- Толстогузов С.Н., Ковязина О. Л., Соловьева С.В. Адаптационные возможности сердечно сосудистой системы у детей 7 лет города122
- Тюмени// XVII съезд Всероссийского физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Ростов — на — Дону: РГУ, 1998. — С. 424.
- Тупицын И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно сосудистой системы школьников. — М.: Педагогика, 1985. -86с.
- Тупицын И.О., Андреева И. Г., Безобразова В. Н. и др. Развитие системы кровообращения// Физиология развития ребенка: Теоретические и практические аспекты. М.: Образование от, А до Я, 2000. — С. 148 -167.
- Тупицын И.О., Андреева И. Г., Шарапов А. Н. и др. Вегетативная регуляция и состояние сердечно сосудистой системы// XVII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. — Ростов — на -Дону: РГУ, 1998.-С. 427.
- Фарбер Д.А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга// Физиология человека. 1991. — Т. 17, № 5. -С.17.
- Феоктистова В.А. Участие семьи в интеграции слепых детей и подростков// Интеграция лиц со специальными потребностями: Тез. докл. Междунар. науч. конф. Шяуляй, 1993. — С. 40 — 43.
- Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы: Тез. докл. регион, научн. практ. конф./ Под ред. С. Б. Шарманова. — Челябинск, 1999. — 211с.
- Физическое развитие/ Под ред. А. Н. Узуновой, О. В. Лопатиной, М. Л. Зайцевой. Челябинск, 1998. — С. 23.
- Халметов Р.Х., Камилова Р. Т., Боровков К. Г. и др. Опыт внедрения комплекса лечебно профилактических мероприятий в дошкольных учреждениях//Гигиена и санитария. — 1993. — № 6. — С. 37−38.
- Хохлова Е.М. Отдельные аспекты здоровья школьников// Медицина и охрана здоровья: Матер. Междунар. симп. Тюмень, 2001.-№ 4. -С. 117.
- Цывьян Г. Б., Чащин Г. В., Батлук С. Г. и др. Спектральный анализ периодических составляющих в структуре сердечно сосудистой системы детей// Физиологический журнал. — 1991. — Т.37, № 2. — С. 44 -48.
- Чернова Е. Вера в своё «Я»// Дошкольное воспитание. 2001. — № 3. -С.21 -30.
- Чернякина Т.С., Прибыткина Г. Н., Боцманова А. О. Оценка функционального состояния организма учащихся младшего школьного возраста при пятидневной учебной неделе// Гигиена и санитария. -1990.- № 5.-С. 63 -65.
- Чибисов А.Н., Федоров А. Б., Федоров Н. А. Нейрофизиологические характеристики компенсаторно-восстановительных процессов мозга при реабилитации нейросенсорных нарушений зрительной и слуховой систем// Физиология человека. 2001. — Т.27, № 3. — С. 14 — 21.
- Чудинова О. В. Возрастные особенности сенсорного обеспечения коммуникативного поведения детей// Интегративная деятельность мозга. М.: РАМН, 2000. — С. 260 — 262.
- Шацкая С.Н. О совершенствовании организационных форм оздоровления детей дошкольного возраста с использованием естественных и искусственных физических факторов// Вопросы охраны материнства и детства. 1992. — № 6 — 7. — С. 35 — 36.
- Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М.: Ин-т психологии РАН, 1995. — 162с.124
- Юрко Г. П., Лашнева И. П., Березина Н. О. и др. Состояние здоровья детей и разработка оздоровительных мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях// Гигиена и санитария. 2000. — № 4. -С. 39−42.
- Юсупов Р.Г., Гареев Е. М., Мулдашев Э. Р. Влияние повторных курсов электростимуляции и психофизиологической коррекции на характеристики зрительной системы при слабовидении разной этиологии// Вестник офтальмологии. 1999. — Т. 115, № 4. — С. 26 — 30.
- Янковский JI.A. Сияние голубого лазурита: Беседа с биоэнергетиком обл. центра «Здоровье». Самара: Самарский Дом печати, 1993. — 128с.
- Alfyorova Popova T.V., Votyakova О. Experience of the applying application of meditation to shaping// Current research in sports sciences: an international perspective. — New York, 1996. — P. 111−116.
- Baevsky R.M., Moser M., Nikulina G.A. et al. Autonomic regulation of circulation and cardiac contractility during a 14- month space flight// Acta Astronautica. 1998.-V.42, № 1 -8.-P. 159.
- Bishop V. Identifying the components of success in mainstreaming// Journal of Visual Impairment and Blindness. 1986. — № 9. — P. 939 — 945.
- Bradshaw Y. L., Nettleton N. C. The nature of hemispheric specialization in man// Behav., Brain Science. 1981. — V. 4. — P. 51.
- Coumel P., Leenhardt M. Mental activity, adrenergic modulation and cardiac arrhythmias in patients with heart disease// Clinical Cardiology. 1991.
- Eriksson P. S., Perfilieva E., Bjork Eriksson T. et al. Neurogenesis in the adult human hippocampus// Nature Medicine, 1998. — V. 4. — P. 1313.
- Falaleev A.G., Kobzev V.A., Cherenina S.V. Correlation of physical working capacity with morphofunctional characteristics in boys aged 9 — 15// Current research in sports sciences: an international perspective. — New York, 1996. — P.35 — 39.125
- Ferell К., Trief E., Deitz S. et all. The visually impaired infants research consoriura: First year’s results// J. of visual Impairment and Blindness. -1990.-V. 84.-P. 404−410.
- Field T.M., Quitino O., Hernandez Reif M., Kozlovsky G. Adolescents with attention deficit hyperactivity disorder benefit from massage therapy// Adolescence. — 1998. — V. 33. — P. 103.
- Finley J.P., Nugent S.T., Hellenbrand W. Heart rate variability in children// Canadian J. Physiol. Pharmacology. 1987. — V. 65. — P. 2048.
- Gillbert T.C., Leite Mareira A.G. The hemodinamic manifestation of normal myocardial relaxation. A. framework for experimental and clinical evaluation// Acta Cardiol. 1997. — V. 52, № 3. — P. 233.
- Grisham J.D., Sheppard M.M., Tran W.U. Visual symptoms and reading performance// Optom. and Vision Sci. 1993. — V. 70, № 5. — P. 384 — 391.
- Hackie R.T., McCulloch D.L., Saunders K.J. et all. Relation between neurological status, refractive error, and visual acuity in children: a clinical study// Developmental Medicine and Child Neurology. 1998. — V. 40. — P. 31−37.
- Kagan J., Reznicr J. S., Snidman N. The physiology and psychology of inhibition in children// Child Development. 1987. — V. 58, № 6. — P. 1459 -1473.
- Kagan S. Arcus D, Sidman N, Riwn S. F. Asymmetry of forehead temperature and cardiac activity // Neuropsychology. 1995. — V. 9, №.1. -P. 47−51.
- Kempermann G., Kuhn G.H., Gage F.H. Experience induced neurogenesis in the senescent dentate gurus// The J. Neuroci, 1998. V. 18. — P.3206.
- Komkov A.G., Antipov G.L., Gurinovich E.G. Physical activity levels of school aged children in St. Petersburg// Current research in sports sciences: an international perspective. — New York, 1996. — P. 247 — 253.
- Koslowe K.S. Binocular vision, coding tests and classroom achievement// Behaviotrak Opt. 1991. — V. 2, № 1. — P. 16 — 19.126
- Kozlova K.F. Influence of ecological conditions on the physical activity and physical status of schoolchildren// Current research in sports sciences: an international perspective. New York, 1996. — P. 261 — 264.
- Malik M. Heart Rate variability// Curr. Opin. Cardiol. 1998. — V.13, № 1. -P. 36.
- Malik M., Camm A.J. Heart rate variability// Clinical Cardiology. 1990. -V. 13.-P. 570.
- Marshall P. S., Fox N.A. Attention and vagal regulation in 2-year olds// Psychophysiology. — 1998. — V. 35, № 1 — P. 14.
- Popova T.V. Program of improving health and correcting the psychophysiological state of children with weak sight// Psychophysiology. -1998. -№ l.-P. 89.
- Porges S.W., Fracasso M.P., Lamb M.E. et all. Cardiac activity in infancy: reliability and stability of individual differences// Infant Behavior and Development. 1994. — V. 17. — P. 277 — 284.
- Rahman A., Mubbashar M., Harrington R. et al. Annotation: Developing child mental service in developing countries// J. of child psychology and psychiatry, 2000. V. — P. 539.
- Rasid Z.M., Parish T.S. The effects of two Types of relaxation training on student’s levels of anxiety// Adolescence. 1998. — V. 33. — P. 99.
- Reyhell J. Developmental patterns of visually handicapped children// Child: Care, Health and Development. 1978. — V. 4. — P. 291 — 303.
- Rieffe C., Terwogt M. Deaf children’s understanding of emotions: desires take precedence// J. of child psychology and psychiatry, 2000. V. 41. — P. 601.
- Scherrer J. Physiologies due travail (Ergonomic). Paris: Maisson et cie edit. -1967.-V. 1,2.- P. 492.
- Simons H.D. An analysis of the role of vision anomalies in reading interference// Optom. and Vision Sci. 1993. — V.70, № 5. — P. 369 — 373.127
- Sporns О., Edelman G. M. Solving Bernstein’s problem: a proposal for the development of coordinated movement by selection// Child Development, 1993.-V. 64.-P.960.
- Steinsor L.V. Visually handicapped children’s: Their attitudes toward blindness. New Out looks for the Blin 60, 1985. P. 307 — 311.
- Wechsler D. Manual for Wechsler Intelligence Scale for Children Revised. — New York: The Psychological Corporation, 1974. — V. 83, S. 2. — P. 58.128