Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами
Диссертация
Нейропсихологический метод исследования имеет некоторые ограничения при использовании, прежде всего связанные с возрастом. Поскольку одним из непременных условий нейропсихологического подхода является синдромный анализ, полноценное его использование возможно только, начиная с четырех, пятилетнего возраста. В то же время нейропсихологический подход к развитию ребенка на более ранних возрастных… Читать ещё >
Содержание
- Глава I.
- Нейропсихологические закономерности нормального онтогенеза (обзор литературы)
- Глава II.
- Материал и методы исследования
- Современные представления о природе аутизма (обзор литературы)
- Глава VII.
- Обсуждение результатов исследования детей с расстройствами аутистического спектра
Список литературы
- Ахутина T.B. Порождение речи. Нейропсихологический анализ синтаксиса. Изд-во МГУ. 1989. стр. 16.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучении, в сб. Нейропсихология сегодня. Изд-во МГУ. 1995. Стр. 160−170.
- Ахутина Т В., Игнатьева С. Ю. Максименко М.Ю., Полонская H.H., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6−8 лет. Вестник Московского университета, сер.14, психология № 2, 1996, стр. 5158.
- Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе. В сб. докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия. М 1998. Стр.201−207.
- Бадалян.Л.О. «Детская неврология» М. 1975.
- Балонов Л. Я. Деглин В.Л., Николаенко H.H. О роли доминантного и недоминантного полушарий в регуляции эмоциональных состояний и эмоциональной экспрессии. В кн. Функциональная асимметрия и адаптация человека. М.1976. Стр. 143−147.
- Балонов Л. Я. Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. М. 1976.
- Бауэр Т. «Психическое развитие младенца» М 1985.
- Башина В.М. Аутизм в детстве. «Медицина» М. 1999.
- Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория. С-П 1992
- И.Брагина H.H., Каменская В. М., Доброхотова ТА, Чебышева Л. Н. Клиникоэлектрофизиологические сопоставления при эпилепсии у левшей иамбидекстров. в кн. «Функциональная асимметрия и адаптация человека» М. 1997. Стр. 117−119.
- Брагина H.H. Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека М «Медицина» 1981.
- Валлон А. От действия к мысли. М. 1956.
- Визель Т. Г. Индивидуальная вариабельность нарушений речевой и других высших психических функций при локальных поражениях мозга. В кн. «Исцеление» Москва 1997. Стр. 72−82.
- Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 томах М. 1982−1984.
- Гасымов Ф.М. К проблеме связи когнитивного стиля с типами межполушарной асимметрии мозга. В сб. Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии. М.1991. Стр.233−242.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию М.1988.
- Гилберт. К. Питере. Т. Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты. С-П 1998.
- Гращенков Н.И. «Гипоталамус, его роль в физиологии и патологии» «Наука» М 1964.
- Доброхотова ТА, Брагина H.H. Левши. М.1994.21.3аззо Р. «Стадии психического развития ребенка» в сб. «Развитие ребенка» М 1968.
- Иванов Е.С. Спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма. Детский аутизм. Хрестоматия. С-П. 1997. Стр.47−55.
- Исаев Д. Н. Каган В.Е. Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения. В сб. Патологические нарушения поведения у подростков. Л. 1973.Стр.60−68.
- Каменская С.Н., Брагина. H.H., Доброхотова Т А. «К вопросу о функциональных связях правого и левого полушарий мозга с различными отделами срединных структур у правшей» в кн. «Функциональная асимметрия и адаптация человека» М. 1997. Стр.25−27.
- Козлова С. И. Демикова Н.С. Семанова Е. Блинникова O.E. Наследственные синдромы. М.1996.
- Корсакова Н.К. Московичюте Л И. «Клиническая нейропсихология» М 1988.
- Корсакова H.K. Микадзе Ю. В. Балашова ЕЮ. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.1997,
- Костин И.А. Стилевые особенности когнитивных процессов у аутичных подростков и юношей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М.1997.
- Котик Б.С., Тирава О. П. Асимметрия позы у новорожденных. В кн. Взаимоотношения полушарий мозга. Материалы Всесоюзной конференции, посвященной 60-летию образования СССР. Тбилиси, 1982. Стр. 101.
- Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург 2000.
- Красовская O.A., О нарушениях зрительных перцептивных функций при очаговых поражениях в детском возрасте. В кн. Проблемы медицинской психологии. М.1980. Стр.79−88.
- Кроткова O.A., Карасева Т.А Найдин B. J1. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных. Методические рекомендации. М.1982
- Курганский A.B., Ахутина Т. В., Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6−7 лет. Вестник Московского университета, сер. 14, психология № 2, 1996, стр.58−65.
- Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию я. Кабинет. Картины мира. С-П, Инапресс. 1998. Стр.136−141.
- Лебединская КС., Никольская О. С. «Диагностика раннего детского аутизма.» М «Просвещение» 1991.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. Изд-во Московского университете. 1985.
- Лебединский В.В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития.. В сб. докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия. М 1998. Стр.193−200.
- Лебединский В В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М 1990.
- Леушина Л. И. Невская A.A. и др. «Асимметрия полушарий головного мозга с точки зрения опознания зрительных образов» в сб. «Сенсорные системы» Л 1982. Стр.76−92.I
- Леушина ЛИ. Невская A.A. и др. «Сравнительное исследование закономерностей зрительного опознания в правом и левом полушариях» в сб. «Сенсорные системы» Л 1985. Стр.21−37.
- Ломов Б. Ф. Сурков E.H. Антиципация и структура деятельности. М.1980.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Изд-во МГУ 1969.
- Лурия АР. Основы нейропсихологии. Изд-во МГУ. 1973.
- Лурия А. Р. «Язык и сознание» Изд-во МГУ. М 1979.
- Манелис Н Г «Развитие олтико пространственных функций в онтогенезе. Ж. „Школа здоровья“ № 3 1997.Стр.25−37.
- МарютинаТ.М., ИвашинаТ.Г. Влияние генотипа на вызванные потенциалы левого и правого полушарий при восприятии зрительных стимулов. Журнал ВНД, т. 35. № 6. 1985.
- Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. С-П.Т994. Стр. 178−186,248−254.
- Мешкова Т.А. О различном влиянии генотипа на ЭЭГ правого и левого полушарий человека. в кн. „Функциональная асимметрия и адаптация человека“ М. 1997. Стр.78−80.
- Мешкова T.A. Наследственность и среда в межиндивидуальной вариативности электроэнцефалограммы. В кн. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под ред. И.В.Равич-Щербы. Стр. 85−89.
- Мид. М. Культура и мир детства. М.1988.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей». В сб. докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия. М 1998. Стр.225−231.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихология индивидуальных различий в детском возрасте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М 1999.
- Мну хин СС. Исаев Д. Н. Об органической основе некоторых форм шизоидных или аутистических психопатий. Детский аутизм. Хрестоматия. С-П.1997. Стр. 31−40.
- Мнухин С. С. Зеленецкая А.Е. Исаев Д. Н. О синдроме «раннего детского аутизма» или синдроме Каннера у детей. Ж. Невропатологии и психиатрии им.
- С.С.Корсакова. 1967 № 10. Стр. 1501−1506.
- Московичюте ЛИ. Голод В. И. «Повторное тестирование изменений мозговой организации психических функций в процессе научения» в сб. «Новые методы нейропсихологических исследований» М 1989. Стр. 129−137.
- Московичюте Л.И., Симерницкая Э. Г., Смирнов H.A., Филатов Ю. Ф. О роли мозолистого тела в организации высших психических функций. В кн. АР. Лурия и современная психология. М 1982. Стр. 143−150.
- Мосидзе B.W., Макашвили МА Мозолистое тело передатчик информации. В кн. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М 1986. Стр.53−57.
- Найссер У. Познание и реальность. М. Прогресс. 1981.
- Никольская О.С. Аффективная сфера как система организации сознания и поведения при нормальном и аномальном развитии. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. М 1999.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М. 1981.
- Пашковекий В.Э., Пиотровская В. Р., Пиотровский Р. Г. Психиатрическая лингвистика. С-П 1994.
- Печникова Л.С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М 1997.
- Полонская H.H. Яблокова Л. В. Функции программирования и контроля и успешность обучения у первоклассников. В сб. докладов 1 Международной конференции памяти АР.Лурия. М 1998. Стр.231−237.
- Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. М. Аспект-Пресс. 1999. Стр.297−298
- Раушенбах В.В. «Поиск решения в задачах математического характера» Психологический журнал т. 17, № 2, 1996. Стр.80−87.0
- Самохвалов В.П. Эволюционная психиатрия. Симферополь. 1993.
- Самохвалов В.П., Егоров В. И. Биология ребуса: Томалала Малубода как зеркало Тробрианских островов. В кн. Кабинет. Картины мира. С-П, Инапресс. 1998.стр. 105−136.
- Семенович A.B. Межполушарная организация психических функций у левшей. М изд-воМГУ. 1991
- Семенович A.B., Цыганок A.A. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза. В сб. Нейропсихология сегодня. Изд-во МГУ. 1995. Стр. 170−183.
- Семенович A.B. Архипов. БА, Фролова Т. Г., Исаева Е. В. «О формировании межполу тарного взаимодействия в онтогенезе» В сб. докладов 1 международной конференции памяти АР.Лурия. М 1998. Стр.215−225.
- Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. Наука. М.1992.
- Сергиенко Е.А. Истоки познания. Онтогенетический аспект. Психологический журнал. Т. 17. № 4 1996.Стр.43−55.
- УЗ.Сергиенко Е. А «Влияние ранней зрительной депривации на интерсенсорное взаимодействие» Психологический журнал т. 16, № 5, 1995.Стр.32−48.
- Симерницкая Э. Г. «Доминантность полушарий» М 1978.
- Симерницкая Э.Г. «Мозг человека и психические процессы в онтогенезе» М 1985
- Симерницкая Э.Г. О предмете и специфике детской нейропсихологии. В кн. АР. Лурия и современная психология. М 1982. Стр. 110−119.
- Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика нарушений памяти при поражении мозолистого тела. В сб. «Новые методы нейропсихологических исследований» М 1989. Стр.159−175.
- Симерницкая Э.Г., Бадалян Л. О. О роли фактора доминантности в проявлении нарушений психических процессов при эпилепсии у детей. В кн. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М 1986. Стр.33−40.
- Симерницкая Э.Г. Методика-экспресс «Лурия-90» М. 1991.
- Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьнойнеуспеваемости. В сб. Нейропсихология сегодня. Изд-во МГУ. 1995. Стр. 154 159.
- Скворцов И, А Башина В. М. Ройтман Г. В. Применение метода Скворцова-Осипенко в лечении синдрома аутизма при детском церебральном параличе и генетически обусловленной умственной отсталости (синдроме Мартина-Белл) веб. «Исцеление» М.1997. Стр. 125−132.
- Траченко О.П. Многократное дихотическое тестирование лиц с разными типами доминирования полушарий. Нейропсихология сегодня. М. 1995. Стр. 184−198.
- Фарбер Д. А., Бетелева Т. Г. и др. «Нейрофизиологические основы динамической локализации функций в онтогенезе» В сб. докладов 1 международной конференции памяти А. Р. Лурия. М 1998. Стр.208−215.
- Фарбер Д. А. Семенова Л.К. и др. «Структурно функциональная организация развивающегося мозга» Наука Л 1990.
- Фарбер Д. А. Бетелева Т. Г. «Межполушарные различия механизмов зрительного восприятия в онтогенезе» в сб. «Сенсорные системы» Л 1985.Стр. 127−136.
- Филиппычева Н.А., Фаллер Т. О., Гребенникова Н. В. О некоторых вариантах «лобного синдрома». В кн. А. Р. Лурия и современная психология. Изд-во МГУ1982. Сстр. 150−162.
- Хомская Е.Д. Еще раз о проблеме факторов в нейропсихологии. В сб. Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии. М. 1991 .стр. 109 121.
- Хомская Е.Д. Проблема факторов в нейропсихологии. В кн. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М 1986. Стр. 23−33.
- Хомская Е.Д., Батова.Н. Я. Мозг и эмоции. М. 1992.
- Хомская Е.Д. Об асимметрии блоков мозга. В сб. Нейропсихология сегодня. Изд-во МГУ. 1995. Стр. 14−27.
- Хомская Е. Д. Ефимова И.В. Будыка Е. В. Ениколовова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий М 1997.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. М. 1987.
- Цветкова Л.С., Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии.1. М.1981.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М 1998.
- Ченцов Н, Ю., Симерницкая Э. Г., Обухова Л. Ф. Нейропсихологический анализ нарушений пространственных представлений у детей и взрослых. Вестник Московского университета- Сер. 14 (психология) № 3 М. 1980 Стр.63−71.
- Ченцов Н.Ю. «Нарушения пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте». Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М.1983.
- Шрагина Л.И. Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования. Психологический журнал № 6 1997. Стр. 121 128.
- Яблокова Л. В. Нейропсихологическая диагностика развития высшихпсихических функций у младших школьников. Разработка критериев оценки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М.1998.
- Ahern J.L., Schwartz J.E. Differential lateralization for positive and negative emotion. Neuropsychology, Vol. 17, 1979.
- Asendorf, J.В., Baudonniere, P-M. Self-awareness and other- awareness. Mirror self-recognition and sinchronic imitation among unfamiliar peers. Developmental psychology, 29, 1993.
- Bailey A, Phillips W, and Rutter M. Autism: towards an integration of clinical, genetic, neuropsychological and neurobiological perspectives. J. Child Psycoi. Psychiat. Vol. 37. No. 1. 1996. P 89−126.
- Banich M T. Interhemispheric processing: theoretical considerations and empirical approaches. In: R.J.Davidson and К Hugdahl ed. Brain asymmetry. A Bradford book. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts, London, England. 1995. 428−450.
- Baron- Cohen S., Leslie A., Frith. U. Mechanical, behavioral and intentional understanding of picture stories in autistic children. The British Journal of Developmental Psychology. Vol.4f № 2,1986. P- 113−126.
- Baron- Cohen S. Autism and symbolic play. The British Journal of Developmental Psychology. Vol.5, № 2, 1987. P. 139−148.
- Baron- Cohen S., Leslie A., Frith. U. Does the autistic child have the «theory of mind»? Cognition. Vol.21. N1. 1985.
- Baron- Cohen S. Without a theory of mind one cannot participate in aconversation. Cognition, V (c)L29. N1, 1988P.83−85
- Baron- Cohen S.S.Swettenham J. The theory of mind in autism: its relationship to executive function and Central coherence. In: D.J.Cohen, F.R. Volkmar (Ed.) Handbook of autism and pervasive development disoders. N Y. 1997. P.880−893.
- Bertoncini J, Morais J, Bijeljac-Babic R, McAdams S, Peretz I, Mehler J. Dichotic perception and laterality in neonates. Brain and language, Vol. 37, No 3, 1989. P.591−605.
- Bettelheim B. The empty fortress: infantile autism and the birth of the self. N.Y. The free press. 1967.
- Bishop D.V.M. Handedness and developmental disorder. Oxford. 1990. р110−116.
- Bower T. G. R. Repetition in human behavior. In Early cognitive development. London. 1979. P.370−372.
- Brown T, Jenkins E. Krawczun M, Wisniewski K, Rudelly R, Cohen I, Fisch G. The Fragile X syndrome. In Mental retardation: research, education, and technology transfer. Annals of the New York Academy of sciences. Vol. 477. 1986. P. 129−150.
- Bryden M.P., Hecaen H., DeAgostini M. Patterns of cerebral organization. Brain and language. Vol.20. No, 2. 1983. P.249−263.
- Bukato D, Daehler M W. Child development. A thematic approach. Boston. 1995.
- Damasio A.R., Maurer R.G. A neurological model for childhood autism. Archives of neurology. 35, 1978. P.777−786.
- Dawson G Finley С Phillihs S Galpert L. Hemispheric specialization and the language abilities of autistic children. Child development. Vol.57 no.6 1986 1440 -1453.
- DeMyer, W. DeMyer, M. Infantile autism. J Neurol Clin VL 2. № 1. 1984.
- Eisenson J. Auer J.J. Irwin J.V. The psycology of communication. N.Y. 1963.
- Fein D, Humas M, Kaplan E, Lucci D, Waterhouse L. The question of left hemisphere dysfunction in infantile autism. Psychoiogical Bulletin, 95, 1984. P.258−281.
- Fogel A, Hannan T E. Manual actions of nine- to fifteen-week old human infants during face-to- face interaction with their mothers. J. Child development Vol.56. № 5 1985. P.1271−1279.
- Francis P L., Self P.A., McCaffree M. N. Behavioral assessment of a hydranencephaiic neonate. Child development. Voi.55 no.1 1984. P.262−266.
- Frith. U, Snowling M. Reading for meaning and reading for sound in autistic and dyslexic children. The British Journal of Developmental Psychology. Vol.1, No 4, 1983. P.329−342.
- Frith. U. Cognitive development and cognitive deficit. The Psychologist, 5,1992.
- Gazzaniga M. S. The bisected brain. N.Y. 1970.
- Geschwind N. The biology of cerebral dominance: implications for cognition. J. Cognition. Vol. 17. No.3 1984. P.193−208.
- Happe F. Autism. An introduction to psychological theory. London. 1995.
- Heilman K. N. Valienstein. E. Clinical neuropsychology, N.Y., Oxford 1985.
- Hiscock M, Kinsbourne M. Philogeny and ontogeny of cerebral lateralization, in- R.J.Davidson and K Hugdahl ed. Brain asymmetry. A Bradford book. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts, London, England. 1995. 536−578.
- Hobson. R.P. The autistic child’s appraisal of expression of emotion. J. Of child psychology and psychiatry. Vol.27. 1986. P. 321−342.
- Hunt, A. Dennis, J. Psychiatric disorder among children with tuberous sclerosis. J Dev Med Child Neurol Vol. 29 № 2 1987. P. 190−198.
- Kinsbourne, M. The development of cerebral dominance. In Filskov SB., Djlls T.J. Handbook of clinical neuropsychology. N-Y 1981.
- Larsen S, Hakonsen K. Absence of ear asymmetry in blind children on a dichotic listening task compared to sighted controls. Brain and language. Vol. 18. No, 2. 1983. P. 192−199.
- Le Couteur, A. Autism: current understanding and management. J. Br J Hosp Med. Vol. 43. № 6. 1990.
- Marcotte A C, LaBarba R C. Cerebral lateralization for speech in deaf andnormal children.. Brain and language, Vol.26. No 2, 1985. P.244−259.
- Melekian B. Lateralisation in the human newborn at birth. Asymmetry of the stepping reflex. Neuropsychology, Vol. 19, 1981. P.701−711.
- Meltzoff, A.N., Gopnik, A. The role of imitation in understanding persons and developing a theory of mind. In: Baron- Cohen S., Tager-FlusbergH., Cohen D. (Ed.) Understanding other minds: perspectives from autism. Oxford 1993. P.333−336.
- McGurk H. «Visual perception in young infants.» In «Early cognitive development». London 1974. P.111−128.
- Minshew N.J., Sweeney J.A., Bauman M.L. Neurological aspects of autism. In: D.J.Cohen, F.R. Volkmar (Ed.) Handbook of autism and pervasive development disoders. N Y. 1997. P. 344−369.
- Oiler K, Eilers R.E. The role of audition in infant babbling. J. Child development Vol.59. № 2. 1988. P.441−449.
- Ornitz E M. The functional neuroanatomy of infantile autism. Internationaljournal of neuroscience, 19, 1983. P.85−124.
- Prior M R, Hoffman W. Brief report: neuropsychological testing of autistic children through an exploration with frontal lobe tests. Journal of autism and developmental disorders, Vol. 20, No.4. 1990. P. 581−590.
- Reese H.W. Lipsitt LP. Experimental child psychology. NY London 1970.
- Reich, M. Lenoir, P. Malvy, J. Perrot, A. Sauvage, D. Bourneville’s tuberous sclerosis and autism J. Arch Pediatr V.4.№ 2 1997.
- Rogers S J, Pennington B F. A theoretical approach to the deficits in infantile autism. Development and psychopathoiogy, 3 1991. P. 137−162.
- Russell J., Mauthner N., Sharpe S., Tidswell T. The windows task as a measure of strategic deception in preschoolers and autistic subjects. The British Journal of Developmental Psychology. Vol.9, 1991. P.331−349.
- Rutter M, Bailey, Simonoff E, Pickles A. Genetic influences and autism.. In: D.J.Cohen, F.R. Volkmar (Ed.) Handbook of autism and pervasive development disoders. N Y. 1997. P.370−387
- Sperry R.W. Split brain approach to learning problems. — In The neurosciences. N.Y. 1967.
- Spiker D, Ricks M. Visual self-recognition in autistic children: developmentalrelationships. J. Child development Vol.55 № 1 1984. P. 214−226.
- Thatcher R V, Walker R A, Guidice S. Human cerebral hemispheres develop at different rates and ages. Science, 236- 1987. P. 1110−1113.
- Teuber H. L Perception. In. Handbook to Physiology. Washington, 1972.
- Tonge, B.J. Dissanayake, C. Brereton, A.V. Autism: fifty years on from Kanner. J Pediatr Child Health. VL 30.№ 2. 1994.
- Trevarthen C. Brain development. In R L Gregory and O L Zangwill Oxfordt
- Companion to the mind. Oxford, New York:. Oxford University Press 1987. P.1101−110.
- Trevarthen G, Aitken K, Papoudi D, Roberts J. Children with autistism. London. 1996.
- Trevarthen C. Lateral asymmetries in infancy: implications for the developmentof the hemispheres. Neuroscience and biobehavioral reviews. 1996.
- Turk, J. The fragile-X syndrome. On the way to a behavioural phenotype. J. Br J Psychiatry VL. 160.№ 1992.
- Turkewitz G. «The development of lateral differentiation in the human infant.» in «Evolution and lateralization of the brain.» NY 1977. P. 309−319.
- Vettter H. Language behavior and psychopathology. Chicago. 1969, p. 79−97.
- Wada J. Pre «Language and fundamental asymmetry in the infant brain.» In «Evolution and lateralization of the brain» NY 1977. P370−380.
- Wing L. Autistic children. N.Y. 1985.