Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование управления региональной системой подготовки рабочих кадров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обосновано, что в процессе формирования трудовых ресурсов, в том числе квалифицированных рабочих кадров, важную роль играет государственная промышленная политика, а также политика в области развития образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров. На основе анализа опыта регионов России по использованию различных подходов к реализации государственной региональной политики… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы управления подготовкой рабочих кадров
    • 1. 1. Роль государственного управления в совершенствовании системы подготовки рабочих кадров
    • 1. 2. Социальное партнерство как фактор совершенствования управления подготовкой квалифицированных рабочих кадров
    • 1. 3. Экономическое содержание управления системой подготовкой квалифицированных рабочих кадров
  • Выводы по первой главе
  • 2. Исследование обеспеченности потребностей развития экономики города Москвы в квалифицированной рабочей силе
    • 2. 1. Анализ обеспеченности отраслей экономики города Москвы квалифицированными рабочими кадрами
    • 2. 2. Исследование проблем управления системой подготовки квалифицированных рабочих кадров города Москвы
    • 2. 3. Совершенствование методики определения количественной потребности рынка труда в перспективных профессиях и специальностях
    • 2. 4. Разработка направлений развития системы профессионального образования города Москвы
  • Выводы по второй главе
  • 3. Методические рекомендации по совершенствованию региональной системы подготовки квалифицированных рабочих кадров
    • 3. 1. Разработка методических рекомендаций по организационно-структурной оптимизации системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в городе Москва
    • 3. 2. Методика экономического обоснования структуры приема в учреждения среднего профессионального образования
    • 3. 3. Методическое обеспечение управления качеством среднего профессионального образования в рамках программ межуровневого взаимодействия системы образования и сферы труда
  • Выводы по третьей главе

Совершенствование управления региональной системой подготовки рабочих кадров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях глобализации мировых рынков успешность экономического развития государств определяется их способностью к генерации инноваций, определяющих радикальные изменения в технологической базе и способах организации производства, динамику элементов социокультурной сферы, прежде всего науки и образования. Вместе с тем обязательным условием инновационного развития является постоянное совершенствование управления образованием, ориентированным на наращивание и эффективное использование интеллектуального капитала, содержание которого, в первую очередь, определяют знания и умения специалистов, высокая профессиональная квалификация исполнителей. В то же время, с начала 1990;х г. г. наблюдается устойчивая тенденция снижения численности соискателей рабочих специальностей. Например, за 2000 — 2009 г. г., при увеличении количества занятых в экономике на 6,3%, их количество снизилось на 6,5% (с 79,9% до 73,4%). В результате региональные рынки труда, включая Москву и Московскую область, испытывают дефицит соискателей рабочих профессий.

Основными причинами являются несовершенство управления системой подготовки квалифицированных рабочих кадров, в значительной мере обусловленное отсутствием активной государственной промышленной политики, и, соответственно, недооценка обществом значимости рабочих профессий в условиях широкого использования информационных технологий. Кроме того, материально-техническая база учреждений системы начального и среднего профессионального образования не отвечает требованиям современного высокотехнологичного производства и не способствует успешной адаптации выпускникам на рынке труда.

Недостаток кадров рабочих специальностей в Москве и Московской области возмещается мигрантами из других регионов России и стран СНГ. В 4 последнем случае наблюдается осложнение криминогенной обстановки, усиление социальной напряженности, создается угроза национальной безопасности. Кроме этого, отсутствие системы контроля качества профессиональных знаний работников-иностранцев, подготовки и регулярного повышения квалификации отечественных рабочих кадров не способствует достижению высоких производственных результатов.

Изложенное выше свидетельствует об актуальности исследования, посвященного совершенствованию управления системой подготовки квалифицированных рабочих кадров, конкурентоспособных в условиях модернизации экономики.

Степень разработанности темы исследования. В процессе выполнения работы автором изучены труды отечественных ученых и специалистов, исследующих вопросы развития человеческих ресурсов и квалификации рабочей силы. Среди отечественных ученых необходимо выделить работы Б. М. Генкина [59], В. Е. Гимпельсона [59], Н. А. Горелова [63], Р. И. Капелюшникова [59−84−85], Е. Д. Катульского [88−218], В. В. Куликова [100], К. Г. Кязимова [104−105−106], И. Д. Мацкуляк [116], О. И. Меньшиковой [118], А. М. Новикова [129], Д. А. Новикова [130], О. В. Ромашова [28], Е. А. Рыковой [154], Н. И. Сидорова [158−159], Ю. Н. Царегородцева [ 179- 182- 183- 184], С. В. Шекшни [192], Д. Г. Щипановой [93−94], В. Н. Якимова [201]. Из зарубежных ученых вопросам производительности труда и квалификации работников посвятили исследования, в том числе, Ф. Гилберт [210], Л. Гилберт [210], Э. Майо [208], Ф. Тейлор [211], Г. Форд [209], Г. Эмерсон [199] и другие.

В условиях перехода к рыночной экономике активно исследуют проблемы занятости и функционирования рынка труда В. В. Адамчук [28], Н. А. Волгин [50−51−52], М.Х. Гарсия-Исер [55−56], Н. К. Долгушкин [62], Р. П. Колосова [91−195], Е. Б. Крылова [96−97], И.С.Маслова[151], Г. Г. Меликьян [91−195], А. А. Никифорова [100−128], Ю. Г. Одегов [135−136], В. А. Похвощев [44].

Теоретические разработки в области профессионального образования нашли отражение в трудах В. М. Гаськова [57], Е. З. Карпенко [87], Е. А. Климова [90], А. С. Мещерякова [120], В. М. Моисеенко [123], В. С. Леднева [107], А. Н. Лейбовича [108−109], Ю. Н. Петрова [143], И. П. Смирнова [161], В. В. Чекмарева [186], В. В. Шапкина [120], и др., в том числе по проблемам начального и среднего профессионального образования — П. Ф. Анисимова [32], Ф. Е. Довженко [70], Н. Н. Захарова [76], М. В. Никитина [127], А. М. Петровой [144−145−179], Г. М. Романцева [149−150], М. С. Савиной [156], Е. В. Ткаченко [172] и др.

Вместе с тем, до настоящего времени недостаточно исследована проблема совершенствования управления системой подготовки квалифицированных рабочих кадров с целью удовлетворения потребностей регионального рынка труда, отсутствуют научно-методологические и методические подходы к определению количественной потребности в перспективных профессиях и специальностях.

Связь с научными программами, планами, темами. Диссертация выполнена в соответствии с основными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, с учетом стратегических приоритетов государственной политики в сфере подготовки кадров, заложенными в Стратегии развития науки и инноваций Российской Федерации на период до 2015 г. (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 г. № 1)), а также политики Правительства города Москвы в сфере образования, труда и занятости населения, с учетом основных направлений деятельности, определенных государственными программами города Москвы «Развитие образования города Москвы» (Столичное образование) на 2010;2011 и 2012;2016 годы, городской целевой программой развития начального и среднего профессионального образования «Рабочие кадры» на 2008;2010 и 2010;2011 годы.

Целью диссертационного исследования является разработка б теоретико-методологических и практических рекомендаций по совершенствованию управления региональной системой подготовки квалифицированных рабочих кадров в условиях несбалансированности рынка труда.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:

— уточнить понятие социального партнерства и исследовать роль государственного управления в разделении ролей и обязанностей ключевых партнеров, заинтересованных в подготовке квалифицированных рабочих кадров;

— выявить существующие проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию механизма управления системой подготовки квалифицированных рабочих кадров в условиях несбалансированности регионального (на примере города Москвы) рынка труда;

— усовершенствовать методику определения количественной потребности в перспективных профессиях и специальностях отраслей экономики города Москвы, обеспечивающую сбалансированность подготовки рабочих кадров учреждениями среднего профессионального образования с потребностями рынка труда;

— исследовать состояние нормативно-правовой базы управления подготовкой квалифицированных рабочих кадров из числа граждан России и стран СНГ и подготовить предложения по ее совершенствованиюразработать рекомендации по организационно-структурной оптимизации системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров города Москвы;

— предложить методику экономического обоснования структуры приема обучающихся в учреждения среднего профессионального образования с учетом потребностей экономики города Москвы в квалифицированных рабочих кадрах;

— разработать методику комплексной оценки качества подготовки 7 выпускников региональной системы профессионального образования.

Объектом исследования является региональная система подготовки рабочих кадров (на примере города Москвы).

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе совершенствования управления региональной системой подготовки рабочих кадров.

Научная гипотеза исследования — эффективное управление системой подготовки квалифицированных рабочих кадров должно способствовать достижению сбалансированности между потребностями рынка труда и подготовкой образовательными учреждениями среднего профессионального образования рабочих кадров по уровням, объемам и профилям образования в целях обеспечения соответствия структуры предложения рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест, обусловленной высокими темпами технологических и организационных изменений экономики региона.

Область исследования. Диссертация выполнена по специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством». Специализация работы: 5 — экономика трудаобласть исследования: 5.7 — проблемы качества рабочей силы, подготовки, формирования профессиональных компетенций, переподготовки и повышения квалификации кадровформирование конкурентоспособности работниковпрофессиональная ориентация населениямобильность кадров- 5.13 — социальная политика, ее стратегия и приоритетысоциальное положение трудящихся, их социально-профессиональных и социально-территориальных группсоциальное развитие хозяйственных систем и социальная безопасность (в соответствии с Паспортом специальностей научных работников).

Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам занятости и регулирования рынка труда, государственного управления экономикой, формирования и проведения социально-экономической политики, направленной на развитие человеческих ресурсов и повышение 8 производительности труда.

Методы исследования. Исследование основано на использовании общенаучных методов: обобщения, научной абстракции, функционального и сравнительного анализа, структурного и системного анализа, методов статистического анализа и теории вероятности.

Информационной базой работы явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Правительства города Москвыматериалы Департамента образования и Департамента труда и занятости населения города Москвыданные статистической отчетности Росстата, Москомстата и сетевых структур системы профессионального образования города Москвы, отражающие динамику регионального развития социально-трудовых отношений и системы профессионального образования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке теоретико-методологических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию управления региональной системой подготовки рабочих кадров на примере города Москвы, направленных на обеспечение сбалансированности потребностей рынка труда и подготовки образовательными учреждениями СПО рабочих кадров по уровням, объемам и профилям образования в условиях высоких темпов технологических и организационных изменений экономики региона.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором, обладающие новизной и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1. Уточнено понятие социального партнерства в области подготовки рабочих кадров, под которым предложено понимать технологии согласования интересов участников взаимодействия по вопросам регулирования социально-трудовых отношений в сфере подготовки рабочих кадров, включающие в состав партнеров образовательные учреждения, органы управления образованием и систему образования в целом, что позволяет повысить сбалансированность регионального рынка труда по 9 уровням, объемам и профилям образования рабочих кадров.

2. Разработана методика определения количественной потребности в перспективных профессиях и специальностях, основанная на использовании предложенных алгоритмов прогнозирования и позволяющая сбалансировать подготовку рабочих кадров в учреждениях СПО с потребностями рынка труда.

3. Сформулированы предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы регулирования процессов подготовки рабочих кадров, включающие комплект проектов нормативно-правовых актов, учитывающих региональную специфику профессионального образованияпредложен комплекс мероприятий, позволяющих осуществить организационно-структурную оптимизацию системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров Москвы на основе изменения организационной и функциональной структуры сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, включая создание Регионального агентства развития квалификаций.

4. Раскрыто организационно — экономическое содержание управления системой подготовки квалифицированных рабочих кадров, включающее анализ распределения и оптимизацию использования финансовых ресурсов в сетевых учреждениях региональной системы образования, а также оценку экономической эффективности затрат на обеспечение подготовки кадров. Предложенная методика экономического обоснования планирования приема в учреждения среднего профессионального образования, основанная на анализе динамики и эффективности трудоустройства выпускников, призвана обеспечить повышение уровня согласованности структуры профессий и специальностей и объема подготовки специалистов с учетом потребностей развития экономики Москвы.

5. Обоснован методический подход к анализу и совершенствованию управления региональной системой профессионального образования, основанный на использовании разработанной модели оценки качества ю подготовки выпускников независимыми экспертами и предусматривающий подтверждение потребителями достигнутого уровня качества.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке обоснованных рекомендаций по совершенствованию региональной системы управления подготовкой квалифицированных рабочих кадров (на примере города Москвы), позволяющих сбалансировать потребность рынка труда по качеству рабочей силы и подготовку рабочих кадров в учреждениях СПО по уровням, объемам и профилям образования с целью рационализации занятости и повышения эффективности использования трудового потенциала региона.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы:

— органами регионального и муниципального управления при формировании политики в области занятости населения и подготовки кадров, при определении объемов финансирования и эффективности расходования бюджетных средств на подготовку кадров в образовательных учреждениях среднего профессионального образования;

— в учебном процессе высших и средних профессиональных учебных заведений при изучении дисциплин «Государственное и муниципальное управление», «Профессиональное обучение», «Управление персоналом" — «Экономика труда», «Теория организации», при реализации программ дополнительного профессионального образования работников образовательных учреждений и органов управления образованием, сферы труда и занятости населения.

Личный вклад автора — разработан комплекс методологических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию управления региональной системой подготовки квалифицированных рабочих кадров.

Положения, выносимые на защиту:

— доказано, что социальное партнерство является важнейшим принципом управления подготовкой конкурентоспособных рабочих кадров,.

11 реализация которого способствует обеспечению сбалансированности регионального рынка труда по уровням, объемам и профилям образования рабочих кадров;

— предложена методика определения количественной потребности рынка труда в перспективных профессиях и специальностях, базирующаяся на алгоритмах прогнозирования объемов подготовки кадров, статистическом анализе концепций и планов социально-экономического развития экономики города Москвы и позволяющая осуществлять подготовку рабочих кадров учреждениями СПО с учетом тенденций развития потребностей рынка труда;

— разработан комплекс мер по развитию региональной системы подготовки рабочих кадров, позволяющих осуществить организационно-структурную оптимизацию системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров города Москвы. Сформулированы предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы регулирования процессов подготовки рабочих кадров с учетом региональной специфики;

— конкретизировано организационно-экономическое содержание управления системой подготовки квалифицированных рабочих кадров с целью повышения эффективности расходования средств бюджета города Москвы. Проведен анализ возможностей оптимизации использования финансовых ресурсов в сетевых учреждениях региональной системы образования. Разработана методика экономического обоснования структуры приема в учреждения среднего профессионального образования, направленная на повышение уровня согласованности структуры профессий, специальностей, объема подготовки специалистов с учетом потребностей развития экономики города Москвы;

— разработан методический подход к совершенствованию управления региональной системой профессионального образования на основе использования принципов управления качеством. Разработана модель оценки качества подготовки выпускников учреждений СПО, позволяющая получить целостную картину эффективности профессиональной подготовки по всей.

12 региональной системе образования на основе независимой оценки и подтверждения потребителями достигнутого уровня качества.

Апробация работы. Основные положения исследования докладывались на Международном форуме «Оценка качества и аккредитация программ профессионального образования» (г. Москва, 2011 г.), круглом столе «Практика использования резерва управленческих кадров при разработке и реализации социально значимых федеральных, региональных и муниципальных проектов» (г. Москва, 2011 г.) — использованы при разработке: подпрограмм «Начальное и среднее профессиональное образование», «Управление качеством образования» и индикаторов достижения цели Государственной программы города Москвы на среднесрочный период 2012—2016 гг. «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») — Программы формирования кадрового ресурса системы профессионального образования города Москвынаучно-исследовательских работ в НИИРПО города Москвы.

Рекомендации и разработки автора нашли практическое применение в деятельности Департамента труда и занятости населения города Москвы, окружных управлений образования города Москвы, в регламентирующих и нормативных документах Управления профессионального развития Департамента образования города Москвы, использовались в практической деятельности отраслевых и общероссийских объединений работодателей, в т. ч. Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Федерации рестораторов и отельеров.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 научных статей общим объемом 2,1 п.л.

Структура. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Выводы по третьей главе.

1. Наличие множественных сетевых структур системы профессионального образования города Москвы при отсутствии эффективных механизмов их взаимодействия приводит к тому, что функция каждого участника как самостоятельной стратегической и тактической единицы системы профессионального образования города Москвы подменяется функцией обслуживания ситуационных потребностей чиновников Департамента. Происходит дублирование функционала и, как следствие, неоптимальное расходование бюджетных средств.

На основе проведенного анализа предложены, функционально и экономически обоснованы состав и этапы проведения мероприятий по совершенствованию организационной структуры сетевых учреждений системы Департамента образования города Москвы, включающие: создание сети управления качеством профессионального образования, создание единой информационно-аналитической базы всех участников сетевых структур профессионального образования, а также создание Регионального агентства развития квалификации для совершенствования и интеграции образовательных и профессиональных стандартов, разработки и создания региональной рамки квалификаций.

2. Анализ существующей практики планирования контингента учреждений СПО, свидетельствует о преобладании формальногоопределения контрольных цифр приема абитуриентов в образовательные учреждения среднего профессионального образования, не учитывающего реальных потребностей экономики города в квалифицированных кадрах. Происходит неэффективное расходование средств бюджета на подготовку невостребованных рынком труда. С целью согласования структуры профессий и специальностей и объема подготовки по ним специалистов с учетом потребностей развития экономики города Москвы проведен анализ возможностей оптимизации использования финансовых ресурсов в учреждениях региональной системы образования.

Разработана методика экономического обоснования структуры приема в учреждения среднего профессионального образования, направленная на повышение уровня согласованности структуры профессий, специальностей, объема подготовки специалистов с учетом потребностей развития экономики города Москвы. В качестве показателя результативности работы учреждений СПО рассматривается трудоустройство выпускников. Показано, что анализ динамики удельного веса выпускников, не устроившихся на работу по полученной профессии или специальности, позволяет оценить целесообразность вложений в подготовку кадров по конкретным направлениям, а применение технологий прогноза потребности и опережающего планирования, рассмотренных во второй главе, позволит оптимизировать затраты бюджета на удовлетворение квалификационных потребностей региона.

3. Обоснована целесообразность разработки методического подхода к совершенствованию управления региональной системой профессионального образования на основе использования принципов управления качеством. В рамках методического обеспечения управления качеством среднего профессионального образования в условиях социального партнерства разработана модель оценки качества подготовки выпускников, позволяющая получить целостную картину эффективности профессиональной подготовки по всей региональной системе образования на основе независимой оценки и подтверждения потребителями достигнутого уровня качества.

Показано, что качество образования можно рассматривать как необходимое условие, обеспечивающее баланс всех характеристик и специфических свойств, присущих системе образования, а так же соответствия потребностям, которые предъявляет участники социального партнерства к системе образования в целом.

Заключение

.

Обеспечение сбалансированности профессиональной, квалификационной, региональной, отраслевой, демографической сфер регионального рынка труда во всех отраслях экономики является актуальной проблемой развития трудового потенциала страны с позиций обеспечения национальной безопасности, компенсации нехватки рабочих кадров и регулирования процессов трудовой миграции. Рыночной экономике требуется рабочая сила определенного образовательного и квалификационного уровня, соответствующая структуре спроса на труд со стороны субъектов хозяйствования. Достичь указанного уровня качества рабочей силы можно посредством организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом потребностей и перспектив развития национальной экономики. При этом государственная политика в области развития образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров играет в формировании квалифицированных рабочих кадров существенную роль.

На основе исследования текущего и анализа перспективного состояния и специфических особенностей регионального рынка труда в диссертационной работе аргументирована необходимость совершенствования организационного механизма управления системой подготовки рабочих кадров на примере г. Москвы. Выявлены основные причины существующего дисбаланса регионального рынка труда с точки зрения структуры высвобождающихся и пополняемых трудовых ресурсов, включающие демографические (снижение численности активного населения за счет спада рождаемости в 1990;е годы и одновременного роста численности работников постпенсионного возраста), миграционные (рост доли иностранной рабочей силы в структуре занятости региона) и производственные (интенсификация процессов внедрения достижений научно-технического прогресса и инновационное развитие экономики) факторы. Это позволило обосновать объективную потребность использования внешних трудовых ресурсов в экономике мегаполиса. Проведенный анализ позволил определить ключевые факторы решения социально-экономических задач региональной политики в сфере образования, ориентированные как на основное население города, так и на входящие миграционные потоки.

Выполненный в диссертационной работе комплекс теоретических и методологических исследований и методических разработок позволил сформулировать следующие основные выводы и предложения.

1. Обосновано, что в процессе формирования трудовых ресурсов, в том числе квалифицированных рабочих кадров, важную роль играет государственная промышленная политика, а также политика в области развития образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров. На основе анализа опыта регионов России по использованию различных подходов к реализации государственной региональной политики в данной сфере проведена классификация мер и инструментов государственного воздействия на рынок рабочей силы. На примере города Москвы обоснована необходимость и определены основные направления работы по созданию системы опережающей модернизации содержания программ профессионального образования, организации опережающего обучения на новой материально-технической базе, качественному обновлению педагогического и инженерно-педагогического состава образовательных учреждений, организационно-структурной оптимизации сети учреждений профессионального образования, организаций и предприятий на основе консолидированной работы Департамента образования города Москвы, заинтересованных предприятий, организаций, учреждений и ведомств, в сфере организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом потребностей и перспектив развития региональной и национальной экономики, в том числе по вопросу профессионального обучения мигрантов и членов их семей.

На основе проведенного сопоставительного анализа терминологического аппарата и обобщения опыта работы образовательных учреждений региона в сфере подготовки кадров для экономики города уточнено понятие социального партнерства в сфере подготовки кадров. Рассмотрены различные модели социального партнерства в зависимости от степени государственного участия и потребностей социальных партнеров в объединении целевых усилий в сфере труда и занятости. Исследование показало, что существующие формы взаимодействия в рамках социального партнерства не решают задач профессионального развития персонала, в то время как в условиях высокой динамики развития отраслей народного хозяйства необходима непосредственная связь реального сектора экономики с системой образования и подготовки кадров.

Показана целесообразность расширения спектра участников социального партнерства как элемента организационного механизма управления подготовкой квалифицированных рабочих кадров, включая образовательные учреждения, органы управления образованием и систему подготовки кадров в целом на региональном и муниципальном уровнях. Это позволило обосновать необходимость реализации механизмов социального партнерства в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров на основе кластерного подхода, обеспечивающего сбалансированность с потребностями регионального рынка труда. Среди возможных выгод участников социального партнерства в ходе решения проблемы дисбаланса потребностей рынка труда и предложения сферы образования и подготовки кадров обозначены следующие:

— представители деловых кругов получат возможность подготовить специалистов с учетом специфики конкретных производственных процессов, а также соответствующих запланированным направлениям развития их бизнеса,.

— образовательные учреждения обеспечат совершенствование учебно-материальной базы и получение заказов на подготовку специалистов, востребованных рынком труда,.

— население (работники) получат гарантированное трудоустройство,.

— власть сможет обеспечить подготовку специалистов, необходимых для нужд развития государственной экономики, а также решить проблему безработицы посредством рационализации занятости.

2. Несовершенство управления подготовкой рабочих кадров приводит к экономическим и социальным потерям. Сбалансированность рынка труда по структуре спроса и предложения на труд на практике определяется эффективной разработкой и реализацией комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест, обусловленной высокими темпами технологических и организационных изменений. Среди основных задач, на решение которых должно быть направлено управление системой подготовки квалифицированных кадров, выделены:

— сокращение потерь времени и финансовых ресурсов на переподготовку кадров;

— снижение нагрузки на социальную инфраструктуру за счет сокращения количества мигрантов;

— сокращение нерациональных расходов бюджетных средств, выделенных на подготовку обучающихся в образовательных учреждениях;

— снижение социальной напряженности в обществе.

Показано, что существующие методики формирования структуры подготовки рабочих кадров не учитывают динамику структуры рабочих мест, деформирующуюся под влиянием непрерывно происходящих технологических и организационных изменений и носят чисто административный характер. В то же время, стратегия планирования контингента учреждений СПО должна формироваться с учетом прогнозных оценок перспективных потребностей экономики региона в заданном объеме, уровне квалификации и номенклатуре рабочей силы.

На основании проведенного исследования обоснована необходимость совершенствования методики определения количественной потребности в перспективных профессиях и специальностях с учетом концепций, прогнозов и планов социально-экономического развития экономики города Москвы в целях обеспечения сбалансированности потребности рынка труда с возможностями подготовки рабочих кадров в учреждениях СПО.

Предложенная автором структура мониторинга востребованности профессий и специальностей региональным рынком труда учитывает не только профильную потребность работодателей в работниках на различную перспективу, но и структуру потребности в привлечении иностранных работников с учетом региональной миграционной политики. Это обеспечивает возможность оперативного и опережающего реагирования на изменения требований рынка труда, необходимого для формирования сбалансированной системы управления спросом и предложением на наемных работников в регионе.

Применение предложенного автором алгоритма действий при формировании государственного заказа и показателей контрольных цифр приема в учреждениях СПО с учетом реальной потребности рынка труда позволит уменьшить дисбаланс между структурой спроса на труд и структурой предложения труда, увеличить степень рациональности подготовки и последующей занятости населения и, как следствие, эффективность использования трудового потенциала региона.

3. На основе анализа организационно-экономических факторов развития системы подготовки квалифицированных кадров выделены ключевые стратегические «точки роста» региональной системы подготовки кадров: демографическая и миграционная политика, политика в сфере профессионального образования и социальное партнерство. Проведенное исследование пессимистического и оптимистического сценариев развития системы подготовки кадров региона позволило предложить комплекс мер по изменению траектории развития по положительному сценарию.

Обоснованы ключевые направления совершенствования нормативно-правовой основы регулирования подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов на среднесрочную и долгосрочную перспективу, включающие нормативное финансирование и разработку механизмов возмещения затрат работодателей, организующих обучение мигрантовусиление социальной поддержки мигрантов в период прохождения ими профессионального обученияопределение сфер ответственности государства (в частности, системы профессионального образования) и бизнесавалидацию неформального и спонтанного обучения.

Показано, что существующий дисбаланс функций между участниками сетевых структур региональной системы образования приводит к постоянному снижению эффективности управления качеством профессионального образования Москвы, необоснованному дублированию функций сетевыми структурами и, как следствие, неоптимальному расходованию ресурсов. В целях повышения качества подготовки региональных кадров и содействия достижению тактических и стратегических целей развития региона предложены, функционально и экономически обоснованы состав и этапы проведения организационно-структурной оптимизации сетевых учреждений системы Департамента образования города Москвы, включающие: создание сети управления качеством профессионального образования города Москвы, создание единой информационно-аналитической базы всех участников сетевых структур профессионального образования, а также создание Регионального агентства развития квалификации для совершенствования и интеграции образовательных и профессиональных стандартов, разработки и создания региональной рамки квалификаций. В связи с изменением организационной структуры системы профессионального образования города Москвы проведен анализ возможностей оптимизации использования финансовых ресурсов в сетевых учреждениях региональной системы образования.

Это позволило определить первоочередные задачи в области совершенствования управления подготовкой рабочих кадров в системе непрерывного профессионального образования, в том числе с учетом специфики миграционной политики региона: в части совершенствования законодательства, в части содействия работодателям в структурной перестройке экономики, в части необходимости общего усовершенствования системы управления подготовкой кадров.

4. Эффективность воспроизводства рабочих кадров определяется следующими факторами: изменение качества продукции, требования к квалификационному и образовательному уровню рабочих, уровень производственных технологий и орудий труда. На основе проведенного анализа предложено результативность работы учреждений СПО определять на основе оценки удельного веса выпускников, не устроившихся на работу по полученной специальности или профессии.

Предложенная методика, основанная на использовании коэффициентов эффективного расходования бюджетных средств, позволяет корректировать инвестиции города Москвы на подготовку обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Анализ динамики указанных показателей может быть использован как при комплексной оценке эффективности управления системой среднего профессионального образования города Москвы, так и при оценке и построении рейтинга работы отдельных образовательных учреждений.

5. Анализ эффективности профессиональной подготовки кадров по всей региональной системе образования носит двухсторонний характер и осуществляется не только по факту трудоустройства выпускников, но и на основе независимой оценки и подтверждения требуемого уровня качества со стороны потребителей. Качество образования рассматривается как необходимое условие, обеспечивающее баланс всех характеристик и специфических свойств, присущих системе образования, а так же соответствия потребностям, которые предъявляет участники социального партнерства к системе образования в целом.

Разработанный методологический подход к анализу и управлению качеством региональной системы профессионального образования на основе модели оценки качества подготовки выпускников, построенной на входных параметрах, которые обязательны для прохождения процедуры сертификации образовательных учреждений среднего профессионального образования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, подтверждает, что именно обеспечение качества среднего профессионального образования является недостающим звеном, позволяющим сбалансировать интересы участников социального партнерства.

Полученные в диссертационном исследовании научные результаты вносят вклад в изучение теоретико-методологических основ управления подготовкой квалифицированных рабочих кадров в условиях модернизации экономики в целях устранения дисбаланса структуры предложения и спроса на труд и формируют более глубокое представление о социально-экономической сущности этого процесса с точки зрения органов государственного управления. Это способствует решению задач рационализации региональной политики в области образования, труда и занятости и повышению эффективности использования трудового потенциала региона на примере города Москвы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) // СПС Консультант плюс
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья и четвертая. М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 474 с.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации // СПС Консультант плюс
  4. Закон Российской Федерации № 3266−1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» // СПС Консультант плюс
  5. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032−1 от 19.04.1991 г. // СПС Консультант плюс
  6. Федеральный закон Российской Федерации № 127-ФЗ от 23.08.1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» // СПС Консультант плюс
  7. Федеральный закон Российской Федерации «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» № 92-ФЗ от 01.05.1999 г. // СПС Консультант плюс
  8. Федеральный закон Российской Федерации «Об автономных учреждениях» № 174-ФЗ от 03.11.2006 г. // СПС Консультант плюс
  9. Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. // СПС Консультант плюс
  10. Федеральный закон Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. // СПС Консультант плюс
  11. Стратегия развития науки и инноваций Российской Федерации на период до 2015 г. (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 г. № 1))
  12. Закон города Москвы № 32 от 29.06.2005 г. «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве» // СПС1. Консультант плюс
  13. Закон города Москвы «О социальном партнерстве» № 44 от 22.10.1997 г. // СПС Консультант плюс
  14. Закон города Москвы «О социальном партнерстве в городе Москве» № 4 от 11.11.2009 г. // СПС Консультант плюс
  15. Постановление Правительства Российской Федерации № 219 от 09.04.2010 г. «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // СПС Консультант плюс
  16. Постановление Правительства Москвы № 552-ПП от 26.07.2005 г. «О создании государственно-общественных координационных советов в городе Москве по подготовке квалифицированных рабочих кадров» // СПС Консультант плюс
Заполнить форму текущей работой