Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-инвалидами
![Диссертация: Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-инвалидами](https://westud.ru/work/5132336/cover.png)
Диссертация
Опытно-экспериментальная работа выявила эффективность разработанной модели содержания профессиональной подготовки студентов к работе с детьми-инвалидами и влияние создаваемых условий активизации познавательной и практической деятельности студентов экспериментальных групп по сравнению с контрольной группой. В двух экспериментальных группах отмечена позитивная динамика роста по всем компонентам… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С НИМИ
- 1. 1. Ребенок-инвалид как субъект развития, социализации и объект профессиональной деятельности социального педагога
- 1. 2. Специфика и содержание профессиональной деятельности социального педагога в системе оказания помощи детям-инвалидам в современном обществе
- 1. 3. Сущность и структура профессиональной готовности специалистов к работе с детьми-инвалидами
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИНВАЛИДАМИ
- 2. 1. Моделирование содержания подготовки социального педагога к работе с детьми-инвалидами
- 2. 2. Использование технологий активного обучения как условие эффективной реализации модели содержания подготовки специалистов к работе с детьми-инвалидами
- 2. 3. Анализ эффективности формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с детьми-инвалидами
Список литературы
- Абдуллина О.А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования //Советская педагогика. -1976.-№ 1.-С. 76−84.
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования М.: Просвещение, 1984. — 207с.
- Абдуллина О.А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов: учебное пособие. М.: Просвещение, 1989. -175с.
- Азарова Е. Если гражданин недееспособен //Социальная защита. -2000.-№ 10.-С. 20−22.
- Аксиологические аспекты готовности учителя к решению проблем гуманизации образования /В.Г. Воронцова //Гуманизация образования: Теория. Практика. СПб., 1994. — С. 15−36.
- Актуальные проблемы социального воспитания /Т.Ф. Яркина, В. Г. Бочарова, В. Е. Львов. Москва-Запорожье: Изд-во АПН СССР, 1990. — 186с.
- Алехина С.В. Профессиональное становление учителя как социального педагога в рамках дополнительной специализации: Дисс.. канд. пед. наук. Воронеж, 2002. — 166с.
- Андрусяк Н.Ю. Профессиональная подготовка студентов университета к социальной работе с детьми-инвалидами в учреждениях социальной службы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. — 24с.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980.-368с.
- Баитингер И.Е. Творческая деятельность детей-сирот младшего школьного возраста как фактор социально-педагогической адаптации в условиях детского дома: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. -21с.
- Бакланов К.В. Формирование основ самосознания социального педагога в процессе профессиональной подготовки: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998.- 185с.
- Балагурова О.В. Формирование профессиональной готовности студентов технического вуза к социальной работе: Дис.. канд. пед. наук. -Чита.-2004.- 141с.
- Батова А.В. Социально- педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду: Дисс. .канд.пед.наук. М. — 2001. -173с.
- Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект Пресс — 1996. -С. 46 -56.
- Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства //Педагогика. 1992. — № 7/8. — С. 23−27.
- Беличева С.А. Научно-методическое обеспечение подготовки кадров социальных работников //Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координационного совещания. М., 1992.-Вып. 6.
- Беличева С.А. Создание в России сети социальных служб как базы для практической подготовки специалистов по социальной работе //Социальная работа. 1995. — Вып. 9. — С. 98 — 102.
- Беличева С.А., Подольская Т. А. Деловые игры как активный метод обучения социальных работников //Вестник психосоциальной и коррек-ционно-реабилитационной работы 1995. — N 3. — С. 19−21.
- Беляева JI.A., Беляева М. А. Категории «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность» в их взаимосвязи //Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. научн. тр. /Отв. ред. М. А. Галагузова. -Вып 3. Екатеринбург, 1998. — С. 193- 194.
- Березина В., Шилов Д. Мы должны помочь детям жить полноценной жизнью //Народное образование. 2000. — № 4/5. — С. 10−13.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
- Беспалько В.П., Беспалько JI.B. Педагогические технологии. -М., 1989. 37с.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности /В.А. Бодров. М.: «ПЕРСЭ», 2001. — 511с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−24.
- Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания /Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов-н/-Д., 1999. — 560с.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного образования /Е.В. Бондаревская //Педагогика. 2001. — № 1.-С. 17−24.
- Бочарова В.Г. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х т. Т.1. Москва-Тула, 1993 — 459с.
- Бочарова В. Г. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х т. Т.2. Москва-Тула, 1993. — 385с.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994. -С. 32−35.
- Бочарова В.Г. Социальная работа в XXI веке: проблемы и перспективы развития / В. Г. Бочарова, Г. Н. Филонов //Материалы межд. конф. 13−17 мая 1996 г. М., 1996. — 74с.
- Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999. — 184 с.
- Бочарова В.Г. Социальная педагогика и социальная политика: линии сопряжения //Социальная работа. 2001. — № 5. — С. 13−17.
- Бузаров К.И. Этнопедагогическая культура в структуре поликультурной образовательной модели /К.И. Бузаров //Образование города на пути к XXI веку. Майкоп. — 2000. — С. 49−58.
- Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика /Н.П. Вайзман. М.: АГРАФ, 1996.- 159с.
- Василькова А.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Учебн. пособие для студ. вузов и колледжей М.: Издательский центр «Академия», 1999.-440с.
- Вербицкий АЛ. Активное обучение в высшей школе. М., 1991.
- Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов М., 1995. — 264с.
- Викулина М. А. Проектирование и реализация личностно ориентированного процесса подготовки педагогов в вузе: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Оренбург, 2001. — 38с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. -М&bdquo- 1973.-254с.
- Волкова JI.C. К проблеме интеграции лиц с нарушениями речи //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития.- СПб.: Образование, 1995. С. 41−43.
- Воронецка-Боровска Агнешка. Социально-педагогическая помощь детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы. Дисс.. канд. пед. наук. Ярославль. — 2003.-147с.
- Воронцова В. Г. Аксиологические аспекты готовности учителя к решению проблем гуманизации образования /В. Г. Воронцова //Гуманизация образования: Теория. Практика. СПб., 1994. — С. 15−36.
- Вульфов Б.З. Социальная педагогика в системе общественного воспитания //Педагогика. 1992. — № 5. — С. 45−49.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Социальная педагогика как наука и учебный предмет //Педагогика. 2000. — № 8. — С. 100−106.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995. — 112с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования //Сочинения в 6 т. М. — 1982. — Т.6.
- Газман О.С. Воспитание: цели, действия, перспективы //Новое педагогическое мышление. М.: Просвещение, 1989. — 221с.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века /О.С. Газман //Новые ценности образования. Вып. № 6. -М., 1996.
- Галагузова М.А., Костикова М. Н. Дипломированный социальный педагог //Специфика профессиональной деятельности и система профессиональной подготовки. Екатеринбург, 1991. — 61с.
- Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики //Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. научн. тр. /Отв. ред. М. А. Галагузова. Вып 3. — Екатеринбург, 199 — 183с.
- Галагузова Ю. Н. Выбор специальности в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995. — 18с.
- Галагузова Ю.Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов: Автореферат дисс. .докт. пед. наук. М., 2001.-45с.
- Галкин Н.Н. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов средствами изобразительного искусства: Дисс.. канд. культ, наук. Краснодар, 2004. — 181с.
- Госсе О.В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности: Дисс. .канд.пед.наук. Волгоград, 1996. -237с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «31 300 социальная педагогика». — М., 2000. — 25с.
- Григорьев С.И., Демина Л. Д. Психологические основы социальной педагогики. Барнаул, 1995. — 210с.
- Гудонис В.П. Интеграция лиц с нарушенным зрением //Дефектология. -1993. №-4. С. 13−16.
- Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001.
- Гуревич А.Я. Двоякая ответственность историка //Новая и новейшая история. 1997. — № 5. — С. 75.
- Данакин Н.С. Теоретические и методические основы разработки технологий социального управления: Автореф. дисс.. докт. соц. наук. М., 1994.-28с.
- Данилин К. Право на достойную жизнь // Социальная защита. -1991.-№ 3.-С. 3−5.
- Дегтярев В.А. Формирование профессиональной компетентности специалиста социальной работы в вузе. Дисс. .канд. пед наук. Нижний Новгород. — 2005. — 155с.
- Декларация о правах инвалидов //КОДЕКСМо. 2001. — № 7. — С.39.53.
- Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника.-М.: Союз, 1994.-21с.
- Дети с особыми образовательными возможностями: изучение, специальные технологии обучения: Сб. науч. тр. /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. — 65с.
- Дети-инвалиды: защита прав и интересов: Сб. норм. док. М., 2002. — 58с.
- Дзугкоева Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без нее //Дефектология. 1999.- № 2. С. 19−25.
- Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников /Под ред. В. Н. Келасьева. М., 1994. — 128с.
- Евсеева А. О судьбе инвалида //Вестник Высшей школы Alma Mater. 2000. — № 12. — С. 35−37.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.- Д.: Изд-во ЛГУ, 1985. 66с.
- Емельянова М.А. Становление профессиональной зрелости социального педагога в образовательном процессе вуза: Дисс. докт. пед. наук. -Оренбург, 2005. 354с.
- Ертанова О.Н. Вновь о терминологии, или культура языка //Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. М.: Ин-т педагогических инноваций, 1998. -С. 424−431.
- Ертанова О.Н. Мы и особенные дети //Внешкольник. 1999. — № 9. -С. 14−16- № 10.-С. 23−27.
- Ертанова О.Н. Образование и семья. Некоторые модели взаимодействия специалиста, родителя и ребенка //Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. -М.: Ин-т педагогических инноваций, 1998. С. 80−95.
- Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М.: Педагогика, 1995. — С. 3−15, 98−115.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992.-51с.
- Закон о защите детства: Сборник-справочник. М., 1999. — 253с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании //Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-41с.
- Зотова A.M. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации //Дефектология. 1997. — № 5. — С. 21−25.
- Зотова A.M. Интеграция ребенка-инвалида в среду социальной адаптации //Дефектология. 1997. — № 6. — С.21−24.
- Информационный бюллетень. Международные конвенции и Декларации о правах ребенка. М., 2002. — 276с.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы /И.Ф. Исаев- МПГУ им. В. И. Ленина, Белгородский гос. пед. ин-т. М. — Белгород, 1993. — 219с.
- Исаев Д.Н. Психология инвалида //Лекции С-Пб.: Изд-тво ППМИ, 1993.-76с.
- Келасьев Н. и др. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. М., 1994. — 128с.
- Клемантович И.П. Формирование профессиональной культуры социального педагога в процессе вузовского образования: Дисс. докт. пед. наук.-М.-2000.-351с.
- Клемантович И.П. Социальный педагог: основные направления формирования профессиональной культуры: Метод, рекомендации. М., 2000. — 62с.
- Клемантович И.П., Мягченков С. В. Подготовка социального педагога к воспитательной работе. М., 2000. — 43с.
- Ковтун Т.В. Подготовка социального педагога в педагогическом колледже: Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. — 168с.
- Коломинский Я.Л., Березовин Н. А. Стиль отношений педагога к учащимся как фактор управления межличностным общение в учебной группе //Вопросы педагогики и психологии общения: Сб. науч. трудов. Фрунзе, 1975.-Вып. 1.-С. 49−54.
- Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. — 285с.
- Конвенция о правах ребенка. UNICEF, Детский фонд ООН. — 20с.
- Коновалова А.П. Социально-педагогическая защита детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания: Дисс.. канд. пед. наук. Вологда, 2001. — 134с.
- Концепция реформирования системы специального образования //Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. М., 2001. — С. 84−90.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М., 2002.
- Кошелева JI.H. Центр социально-психологической реабилитации несовершеннолетних детей //Социальная работа по профилактике и преодолению насилия, агрессии в молодежной среде. М., 1996. — С. 216 — 223.
- Краснова В. Г. Педагогические аспекты в социальной работе: Учеб. пособие. Волгоград, 2004. — 60с.
- Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-метод. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 224с.
- Кудаев М.Р. Методология и методика педагогических исследований: Учеб. пособие. Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. — 168с.
- ЮЗ.Кузьмина Н. В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах //Проблемы профессионального отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. JI.: Знание, 1970. — С. 47−61.
- Кузьмина Н.В. Научно-практические методы анализа педагогической ситуации // Психология производству и воспитанию. JL, 1977. — С. 211 224.
- Кузьмина Н.В., Гинецинский Б. И. Педагогическая практика: методические указания. JL: ЛГУ, 1983. — 72с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /Н.В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.-120с.
- Курбатова И.Н. Проблема разработки концепции реабилитации //Актуальные проблемы дефектологии: Тезисы докладов межвуз. научн. конференции. М.: МПГУ, МОСУ, 1996. — С. 64 — 65.
- Курбатова И.Н. Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей. Южно-Сахалинск: Изд-во РИО ЮСГПИ, 1996. — 96с.
- Кыверялг А.А. Методы исследования профессиональной педагогики.- Таллин, 1980. 1972. — № 7. — С.8- 13.
- Лапшин В.А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов -М, 1990.- 143с.
- Левитас Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М., 1998. — 288с.
- Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний/ Н. Д. Левитов //Вопросы психологии. 1967. — № 6. — С. 118−130.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. — 219с.
- Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства /А.Н. Леонтьев //Избр. психол. пр-я в 2-х тт. Т.2. М.: Педагогика, 1983. — С. 232 239.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида /Психологические проблемы социальной регуляции поведения М., 1976.
- Макаренко Т.А. Формирование индивидуальной траектории профессионального развития будущих социальных педагогов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Якутск — 2006. — 21с.
- Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб, 1997. — С. 25−43.
- Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования: социокультурный анализ современных тенденций //Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. -М.: Ин-т педагогигических инноваций, 1998. С. 97−106.
- Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. Союз-НВФ иСПТ. М, 1996.- 140с.
- Мардахаев Л.В. Профессиональная деятельность и деформация личности: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2001. — С.52.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя //Советская педагогика. № 8. — 1990.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя //Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
- Маркова А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова. М., 1996.-308с.
- Масленникова В. Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога Дисс. докт. пед. наук. Казань, 1996. — 395с.
- Масленникова В.Ш. Теоретические аспекты подготовки социального педагога в системе среднего специального образования /В.Ш. Масленникова. Казань, 1995. — 92с.
- Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе /М.И.Махмутов. М., 1977. — 280с.
- Мезенин С.Г. Инвалиды, их образ жизни в современном российском обществе (на материалах Республики Бурятия): Дисс. .канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2004. — 149с.
- Метаева В.А. Рефлексия и ее роль в преодолении профессиональных затруднений педагога: Дисс. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. -207с.
- Меретукова З.К. Методология научного исследования: Учебн. пособие для студентов, занимающихся НИР и аспирантов. Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. — 268с.
- Методика и технологии работы социального педагога: Учебн. пособие. М.: Академия, 2002. — 192с.
- Мищенко А.И. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования /А.И. Мищенко и др. -М.:МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. 291с.
- Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1992.
- Мищик JI. И. Профессиональная подготовка социального педагога (педагогический, психологический и управленческий аспекты), ИПК «За-пор1жжя», 1996. С. 104.
- Моделирование педагогических ситуаций /Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. М.: Педагогика, 1981. — 120с.
- Молодцова Т.Д. Подготовка социальных педагогов к работе с де-задаптивными подростками: Учебно-методическое пособие /Т.Д. Молодцова. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. пед. ин-та, 1999. — 127с.
- Морова Н.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1998.-38с.
- Мудрик А.В. Социализация в «смутное время». М., 1994. — 165с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр Академия", 1999. -184с.
- Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов М.: Академия, 2000. — 200с.
- Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высшая школа, 1995. — 205с.
- Нечаева С.М. Качество жизни инвалидов в контексте социальной политики: Дисс. .канд. социолог, наук. Саратов, 2005. — 131с.
- Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. -2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. -72с.
- Никитин В.А. Понятия и принципы социальной педагогики. М., 1996.-21с.
- Никитина JI.E. Феномен волонтерства в современной России //Волонтер и общество. Волонтер и власть: сборник научн. трудов М., 2000. — С. 5−11.
- О внесении дополнения в статью 28 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»: Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 315 //Бюллетень Министерства труда и социальной развития РФ. 2000. — № 6. — С. 14.
- О положении детей в Российской Федерации. Государственный ежегодный доклад. М., 2002. — 96с.
- О положении детей в Краснодарском крае. Ежегодный доклад. -Краснодар, 2005.
- О порядке признания граждан инвалидами: Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 //Российская газета. 1996. — 21 августа.1510 реабилитации инвалидов в Российской Федерации //Социальное обеспечение. 2000. № 6. — С.35−38.
- О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (№ 181-ФЗ от 24.11.95 г.).
- О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". № 122-ФЗ от 02.08.95.
- Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. 4.1. Педагогика социальной работы /Отв. ред. Бочарова В. Г., Филонов Г. Н., -М., 2004.-С. 4−12.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога /Р.В. Овча-рова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 480с.
- Овчинникова В.И. Формирование у будущих учителей умений управлять процессом становления личности школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1977. — 18с.
- Олифиренко JI. Я., Дементьева И. Закон об образовании и реформа школы //Воспитание школьников 1993 — № 6.
- Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации. Учебно-методическое пособие /Сост. М. В. Коробов. СПб.: Изд-во СПИУВЭ, 1999. — 84с.
- Осадчих А.В. В интересах инвалидов //Человек и закон. 2000. — № 8.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. — 351с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.-512с.
- Педагогические технологии в современной школе. Рязань, 1996.
- Пехова Л.С. Формирование профессиональной готовности социальных педагогов к взаимодействию с подростками. Дисс.. канд. пед. наук. -Калининград, 1998. 177с.
- Платонов К.К. Личность как объект социальной психологии //Методологические проблемы социальной психологии /Под. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. — С. 72−88.
- Платонов К.К. Об изучении психологии учащегося /К.К. Платонов. М.: Просвещение, 1961. — 143с.
- Пономарева И.Н. Педагогические условия профессиональной подготовки социальных педагогов по воспитанию детей в безработной семье: Дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 2004. — 156с.
- Проблемы подготовки социального педагога и социального работника //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х т. Том 2. /Ред. Т. Ф. Яркиной, В. Г. Бочаровой. Москва-Тула: АСОПиР, 1993.-389с.
- Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования /Под. ред. В. А. Сластенина. М., 1982. — 178с.
- Психология и педагогика /Под редакцией К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Совершенство, 1998. — 320с.
- Пушкарева Т.В. Гуманистические основы социальной работы //Актуальные проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века: Материалы международной практической конференции. М., 1996. — С. 111−113.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика /Е.И. Рогов. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512с.
- Родина Л.И. Педагогические основы подготовки социального педагога: Дисс. .канд. пед. наук. Самара, 2000. — 200с.
- Романова И.А. Формирование личностной готовности будущего социального педагога к трудностям профессиональной деятельности в детском доме и школе-интернате. Дисс.. канд. пед. наук. Тамбов. — 2003. -199с.
- Ромашина Е.В. Функциональная сторона деятельности социального педагога, работающего с детьми-инвалидами //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. Проблемы образования. Ростов н/Д. — 2006. — С.81−84.
- Ромашина Е.В. Интеграция инвалидов в общество как.социально-педагогическая проблема //Неделя науки в АГПУ: Материалы научн.-практ. конф. Армавир: РИЦ АГПУ, 2006. — С. 127−130.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232с.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. -288с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
- Семенова JI. Система реабилитации инвалидов в России /Л. Семенова //Доступность высшего образования для инвалидов: проблемы и перспективы: Сб. научн. статей. Саратов, 2004. — С. 249−254.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании и технологии. -Волгоград, 1994. 103с. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2001. — С.56−61.
- Сластенин В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности /В.А. Сластенин, Н. Е. Мажар. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им В. И. Ленина, 1991. — 144с.
- Сластенин В.А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности //Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. М., 1995. -С. 3−10.
- Словарь-справочник по социальной работе /Под ред. Е.И. Холо-стовой. М.: Юрист, 2000. — 420с.
- Социальная педагогика: вопросы теории и практики /Отв. ред. В. Г. Бочарова. М., 1994. — 109с.
- Социальная педагогика: Курс лекций: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений /Под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. из-дцентр «Владос», 2001. — 416с.
- Социальная педагогика: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений /Под ред. В. А. Никитина. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2002. -272с.
- Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.Я. Олифиренко, Т.Н. Шуль-га, И. Ф. Дементьева. 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. -256с.
- Спирин Л.Ф. Качественные характеристики уровней сформированное&trade- общепрофессиональных умений в процессе профессионального обучения студентов //Формирование социальной активности личности учителя: Сб. науч. трудов. М., 1982. — С. 119−125.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая /Л.Ф. Спирин.-М., 1997.-34с.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач /Л.Ф. Спирин. М., 1997. — 173с.
- Спирина В.И. Становление социальной работы на Кубани. М.: МПГУ, 2000.- 177с.
- Спирина В.И. Очерки истории социальной работы на Кубани. -Армавир: РИЦ АГПУ, 2004. 160с.
- Спирина В.И. Генезис социально-педагогической работы на Кубани. Армавир: РИЦ АГПУ, 2006. — 72с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
- Теоретические основы подготовки социальных работников /Под. ред. И. А. Зимней. М., 1992. — 156с.
- Теория и практика социальной работы /Под ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова. в 2-х т. — Москва-Тула, 1993.
- Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов: Психолого-педагогические аспекты. М., 2001. — 285с.
- Технология социальной работы /Под ред. И. А. Ильяевой, Т. Н. Кузнецовой. М., Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. — 392с.
- Тюнников Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ. М., 1988. — 46с
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования М.: Наука, 1966.451с.
- Ухтомский А.А. Физиологический покой и мобильность как биологический факто //Собр. соч. в 2 т. JI: Изд-во Ленингр. ун-та, 1951. — 179с.
- Ухтомский А.А. Избр. труды /А.А. Ухтомский. Л.: Наука, 1978.359с.
- Филиппова Л.В., Лебедева Ю. А. Социальная педагогика как интегральная наука о личности. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1992. — 207с.
- Холостова Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы //Теоретические основы подготовки социальных работников /Под ред. И. А. Зимней. М., 1992. — С 18−29.
- Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.120с.
- Холостова Е. И. Социальная реабилитация: Учебное пособие: 2-е изд. /Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
- Цыденова Jl. В.Управление социальной адаптацией детей-инвалидов в школьном (общем) образовании: Дисс.. канд. пед. наук. Чита, 2004.- 165с.
- Черкасова М.Ф. Специализация в профессиональной подготовке социальных педагогов в вузе: Дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — 166с.
- Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе: Учебное пособие /Под ред. Д. В. Чернилевского. М., 1996. — 288с.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебн. пособие / М. В. Шакурова. М.: Академия, 2002. — 272с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика.1982.
- Шапиро Б.Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, организация //Социальная работа. М., 1992.-Вып. 5.-С. 89
- Шеламова Н. В. Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае: Дисс. .канд. пед. наук. Ставрополь, 2004.-214с.
- Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога: Учебн. пособие /П.А. Шептенко, Г. А. Воронина. М.: Академия, 2001. -208с.
- Шибутани Т. П., Гуревич А. Я. Двоякая ответственность историка // Новая и новейшая история. 1997. — № 5. — С. 75.
- Шибутани Т.П. Социальная психология /Пер. с англ. Ростов н/Д. — 1998.-С. 507.
- Шитова И.Ю. Проблемы педагогической профессии и пути их решения //Таврический национальный журнал. Выпуск № 3 (42). — 2002.
- Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы /Н.Б. Шмелева. Ульяновск: Изд-во СВНЦ, 1997. — 240с.
- Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности /Е.В. Шорохова //Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — С. 3−33.
- Щербаков А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе //Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя: Межвуз. сб. научных трудов. Л., 1980. — С. 3−46.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии /Н.Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250с.
- Энциклопедия социальной работы: в 3 т. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
- Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева, М.: АПО, 1998. Т. 1. — 568с.
- Яркина Т.Ф. Социальная педагогика и социальная работа в контексте международного сотрудничества. М, 1998. — 62с.
- Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы //Теоретико-методолог. аспект (в контексте мирового опыта). М.: Центр социальной педагогики РАО, 1996. — 81с.
- Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности /Е. Р. Ярская-Смирнова Саратов: Изд-во СГТУ, 1997. — С. 198.
- Ярская-Смирнова Е. Р. Когда в семье ребенок-инвалид //Социологические исследования. 1997. — № 1.
- Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности //Социол. исслед. 1999. — № 4. — С.38−45.
- Ярская-Смирнова Е. Р. Социальные изменения и мобилизация ресурсов: жизненные истории российских инвалидов /Е. Ярская-Смирнова //ИНТЕРакция, ИНТЕРвью, ИНТЕРпретация. 2002. — № 1. — С. 39−50.
- Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами /Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина- Саратов: СГТУ, 2003.
- Содержание спецпрактикума по работе с детьми-инвалидами
- Практикум содержит три раздела:
- Раздел 1. Организация жизнедеятельности детей-инвалидов в специализированном учреждении.
- Раздел 2. Работа социального педагога с детьми-инвалидами.
- Раздел 3. Практика работы с семьей, воспитыващей ребенка-инвалида.
- Темы занятий Задачи практикума Задание студентам на практику
- Организация жизнедеятельности детей-инвалидов в специализированном учреждении
- Работа социального педагога с детьми-инвалидами
- Проектировние психолого-педагогической поддержки воспитаннику-инвалиду. Составление программ индивидуального социально-педагогического сопровождения. Составить индивидуальную программу социально-педагогического сопровождения.
- Формы интеграции детей в социум. Разработка плана организация совместной деятельности здоровых детей и детей-инвалидов. Участие в организации совместной деятельности здоровых детей и детей-инвалидов.
- Анализ семейного пространства детей-инвалидов. Изучение проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида и определение направления и организации социально-педагогической помощи. Выяснить содержание проблем семей воспитанников специализированных учреждений.
- Методика организации и проведения:
- Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа:1 .Конструирование игры: четко сформировать общую цель игры и частные цели для участников- разработать общие правила игры.
- Примерный порядок проведения деловой игры:
- Деловая игра «Компетентность».
- Участникам предлагается выступить в качестве работников одного образовательного учреждения, в котором обучаются дети-инвалиды:1. группа администрация образовательного учреждения-2. группа социальные педагоги, работающие с детьми-инвалидами.
- Следующий этап — оценка работы групп, обсуждение результатов. Разбор деловой игры. Итоговая рефлексия.
- Следующий этап самостоятельное объединение участников в группы. Группы выбирают руководителя в лице «директора школы» в одной группе и «опытного социального педагога» — во второй группе.
- На этап подготовки отводится одна неделя для выполнения группами полученного задания.1. Процесс игры:
- На заключительном этапе деловой игры осуществляется оценка работы групп, обсуждается ход игры, результаты, проводится итоговая рефлексия.
- Рефлексия «Эффективность проведения деловой игры»:
- С какими трудностями Вы столкнулись при выполнении заданий?2. 2. Укажите положительные и отрицательные моменты выполнения заданий в группе.3. 3. Что нового о себе Вы узнали?
- Дискуссия критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.
- Цель дискуссии вовлечение студентов в активное обсуждение проблемы- выявление противоречий между практиками и наукой- овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.
- Тематика рефератов, курсовых, ВКР и дискуссий
- Дети-инвалиды как феномен современного общества.
- Инвалидизм как социальное явление.
- Социальная природа детской инвалидности
- Современное состояние проблемы интеграции детей-инвалидов в России и за рубежом.
- Жизнеустройство детей-инвалидов как проблема современного общества.
- Социально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду.
- Интеграция детей-инвалидов в социальную среду в рамках системы образования.
- Особенности развития и образа жизни детей инвалидов.
- Социально-педагогическая защита детей-инвалидов.
- Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
- Социально-педагогическая реабилитация детей с болезнью Дауна (на базе реабилитационного отделения).
- Социально-педагогическая работа с детьми, страдающими церебральным параличом.
- Ранняя комплексная помощь детям с церебральным параличом.
- Взаимодействие учреждений и организаций в реализации программы социальной поддержки семей, воспитывающей детей-инвалидов.
- Учреждение дополнительного образования как открытая социально-педагогическая система и средство защиты детей-инвалидов.
- Персонализация педагогического взаимодействия с детьми-инвалидами.
- Проблемы социальной адаптации детей-инвалидов.
- Проблемы защиты прав детей-инвалидов в современных условиях.
- Ценностные ориентации детей-инвалидов: содержание, тенденции, изменения.
- Профессиональные и личностные качества социального педагога, работающего с детьми-инвалидами.
- Причины ограничения образовательных возможностей детей -инвалидов.
- Организация коррекционной и реабилитационной работа с детьми-инвалидами в условиях специализированного учреждения.
- Социально-педагогическая деятельность с детьми с ограниченными возможностями в условиях коррекционного образовательного учреждения.
- Формы и методы организации жизнедеятельности детей-инвалидов в условиях специализированного учреждения.
- Организация досуго-массовой работы с детьми-инвалидами.
- Досуг как фактор социальной реабилитации детей-инвалидов.
- Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов.
- Педагогические условия взаимодействия семьи и других институтов воспитания по социально-педагогической защите детей-инвалидов.
- Проблемы молодой семьи, воспитывающей ребенка-инвалида и возможности их решения средствами социально-педагогической работы.
- Консультативная служба как форма социально-педагогической работы с семьями, имеющих детей-инвалидов.
- Телефонное консультирование как инновационная форма экстренной помощи семье
- Семья как форма первичной социализации ребенка-инвалида.
- Социально-педагогическая реабилитация семей, имеющих детей-инвалидов.1. Педагогические ситуации
- Предлагается прочитать текст.
- Алгоритм работы с текстом:
- Содержание творческих заданий Возможные варианты его выполнения
- Выявить педагогическую ситуацию 1. Определите педагогическую ситуацию (выберите один из вариантов): а) позиции учителя- б) виновности учащихся- в) самочувствия ученика
- Проанализируйте выбранную ситуацию 1) кто участники- 2) их взаимоотношения- 3) поведение.
- Сформулируйте проблему 1) кто виноват? 2) причина случившегося- 3) возможные последствия.
- Определите цели и задачи по разрешению найденной проблемы а) надо разрешить проблему, чтобы в классе не было конфликтов- б) надо разрешить проблему, чтобы не унижать мальчика и т. п.
- Найдите педагогические пути разрешения обнаруженной проблемы, и как следствие, всей ситуации а) уволить учителя- б) наказать ученика- в) обнаружить истинного виновника и провести беседу и т. п.
- Составьте краткий рассказ или аннотацию а) при первичном прочтении текста-б) при поиске проблемы и путей её разрешениям) при рассказе-
- Отрефлексируйте своё состояние Как бы Вы поступили в аналогичной ситуации?
- Тренинг слово английское — специальный, тренировочный режим. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинары.
- При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.
- Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.
- Все, о чем говорилось в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.
- Схема или структура тренингового занятия1. Приветствие.
- Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу «здесь и теперь», рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).
- Предложение ведущим темы занятия (иногда может определяться исходя из предварительных запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага).4. Разминочные упражнения.5. Основная (рабочая) часть.
- Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысливание проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).7. Прощание.
- Примерное содержание занятий коммуникативного тренинга1. Занятие № 1. (2часа).
- ЦЕЛЬ: Развитие внимания к окружающим в совместной деятельности, осознание своих чувств, попытка вербализации, описание окружающих попыток видеть партнера, а не созданный образ.1. ПОРЯДОК РАБОТЫ:
- Мы предлагаем провести эксперимент в каком случае, не ущемляя собственного достоинства и не копируя других, каждый участник сможет работать в группе.1. Упражнение 1.
- Вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулаки и на счет «три» мгновенно открыть ладони (провести репетицию). А теперь с трех попыток постарайтесь достичь единства -выбросить, не сговариваясь, одинаковое количество пальцев.1. У п р, а ж н е н и е 2.
- Это упражнение основано на упражнение 1, дополненном ориентировочными условиями: выбрасывая пальцы ориентироваться: а) на противостоящих-б) на рядом стоящих-в) на лидера-г) на большинство участников.
- Предложить ответить, какой ориентир оказался наиболее результативным, в каком случае каждый себе больше понравился.1. УпражнениеЗ.
- Участникам предлагалось посмотреть на соседа справа так, как он смотрит на вас. Какие чувства вызывает этот взгляд? Как по-вашему правильнее сказать: «Он смотрит на меня осуждающе?» или «Я чувствую осуждение в его взгляде?»
- Возникла небольшая дискуссия.1. Упражнение 4.
- Разыгрывался небольшой этюд.
- Один участник входит в комнату, проходит и садится там, где хочет. Остальные наблюдают и пытаются понять, какие чувства возникли у него в процессе этой процедуры.
- Все по очереди рассказывают о том, какие чувства возникали в момент выполнения упражнения.
- Упражнение 5. Мы предлагаем нескольким участникам рассказать: анекдот, в это время остальным нужно проследить, какие чувства вызывают голоса рассказывающих.1. Обобщение.
- Легче говорить о своих чувствах или о том, кто вызывает эти чувства?
- Всегда ли мы говорим о человеке или часто переносим на него свои чувства и мысли, вызванные другим человеком?1. Упражнениеб.
- ЦЕЛЬ: Определение стиля общения своего и партнера.1. ПОРЯДОК РАБОТЫ:1. Упражнение 1.
- Участникам предлагается представить следующее:
- Вы приезжаете в другой город, вас поселяют в гостиничной комнате с незнакомым человеком. Попробуйте предсказать ваше поведение.
- Вам необходимо что-то купить, но магазин закрывается. Опишите ваши действия.
- Вы хотите выбрать какую-то вещь, продавец не настроен, показывать вам несколько экземпляров на выбор. Как вы себя поведете?
- Затем ситуации обыгрываются небольшими группами.1. Обсуждение.
- Определить личный стиль поведения.
- Каков стиль поведения других участников?
- Что вызвало деструктивное поведение?
- Какие личностные качества мешают (помогают) вести себя адекватно ситуации?
- Каков стиль поведения, способствующий развитию отношений?
- Каков стиль поведения, прерывающий или формализующий общение?1. Упражнение2.
- Проводится с целью отработки поведения в неблагоприятных ситуациях.
- Один человек выходит за дверь. Ему необходимо : — что-то рассказать-- убедить кого-либо из участников группы переместиться в пространстве комнаты- вызвать на разговор как можно больше людей (решить свою проблему)
- Какие особенности общения пробуждают инициативность?
- Как окружающие влияют на говорящего (корректируют его стиль)?1. Занятие № 3.(2 часа)
- ЦЕЛЬ: Определение и тренировка ресурсов влияния на собеседника.
- У п р, а ж н е н и е 1. «Бег ассоциаций»
- Участникам предлагается придумать ассоциации к словам. Например: «Ветер- ласковый, нежный, штормовой, мерзкий и т. д.» Через несколько слов ведущий предлагает слово «обаяние» (мужское, женское, речи, взгляда)1. Упражнение 2.
- Мы предлагаем вспомнить знакомого всем человека, которого можно назвать обаятельным и выписать на листочке его индивидуальные особенности, придающие его образу обаяние.
- Прочитать и выписать совпадающие характерные черты. Например: блеск глаз, живость или пластичность движений, естественные непосредственные реакции и т. д.1. Упр аж нениеЗ.
- Разыгрывается мини-спектакль. Каждый придворный должен подойти к Королеве, улыбнуться и сказать любую фразу, стараясь ее очаровать.
- Придворные выбирают самого обаятельного из них. Свои предложения они должны аргументировать.1. Упражнение 4.
- Участникам предлагается написать тайную записку каждому члену группы, в которой выделяются черты обаятельности. Обязательно надо написать имя адрасата. Записки складываются сначала вместе, а потом каждый ищет «послание» для себя.1. Обсуждение.
- Что нового вы о себе узнали?
- Какие ваши черты помогут вам в общении?1. Занятие № 4.
- ЦЕЛЬ: Выявление наиболее эффективных способов начала общения.1. Упражнение.
- Участники делились на две группы. Каждый член первой группы придумывал себе роль имя, образ, «легенду», адрес, телефон. Во второй группе все остаются сами собой.
- Члены второй группы должны были познакомиться с кем-нибудь, из первой группы участников, ведущих себя как «трудные».
- Оговаривалась ситуация (транспорт, улица, школа, детский сад). После проигрывания ситуаций группы меняются ролями.1. Обсуждение.
- Что чувствовали знакомящиеся и те с кем знакомятся?1. Что помогало, что мешало?
- Какие самые удачные способы входа в коммуникацию?
- Типология презентаций, предложенная Ястребовым Л.И.
- Официальная (информационная): • строгий дизайн, единство оформления- • четкая структура • крупный текст • итог
- Официально-эмоциональная: • фотографии мероприятий • ролики мероприятий • рассказ об участниках проекта
- Плакат: • единый шаблон оформления • только иллюстрации и подписи к ним
- Двойное действие: • зрительно-образное восприятие (плакат) • дополнительная текстовая информация на экране • речь докладчика, сопровождающая, но не дублирующая презентацию
- Интерактивный урок: • разветвленные презентации • анимация • выезжающие картинки • нет единого шаблона оформления
- Материалы для самостоятельной работы: • очень подробное изложение материала • линейная структура • переход между слайдами не щелчком, а специальными стрелками • стрелка, позволяющая перейти назад
- Информационный ролик: • показ в автоматическом режиме • крупный текст • наглядные материалы, расчитанные на быстрое восприятие • слоганы, броские короткие фразы • продуманный сценарий презентации
- Уважаемые студенты! Просим вас объективно оценить свои личностные качества, ценно стные ориентации, обеспечивающие эффективную работу с детьми-инвалидамиобвести в кружок балл).1 балл наименьшая степень выраженности, 10 — наибольшая степень проявления)
- Гуманистически-ценностная установка на ребенка- 12 345 678 910
- Убежденность в высокой социальной личной значимости работы с детьми-инвалидами 1 2345 6789 10осознание соответствия избранного профессионального пути оказания социапыю-педагогической помощи детям-инвалидам и своего жизненного назначения. 1 23 456 789 10
- Сформированность качеств, обеспечивающих эффективное гуманистическое взаимодействие с детьми-инвалидами
- Личностно-профессиональные качества социального педагога, обеспечивающие эффективное гуманистическое взаимодействие с детьми-инвалидами КГ№ 1 ЭГ№ 1 ЭГ№ 2
- Любовь к детям, доброта, сострадание 7,1 7 7,3
- Способность к сопереживанию (но без ги-персензитивности как одного фактора «синдрома сгорания») 6,9 6,7 7,1
- Альтруизм, бескорыстие 6,6 6,9 6,8
- Безусловное принятие ребенка таким, какой он есть 6,6 6,4 6,5
- Терпение и терпимость, готовность к психологическому дискомфорту 5,7 5,8 5,6
- Гибкость и деликатность, тактичность в общении умение слушать 6,3 6,8 6,5
- Легкость выражения эмоций, эмоциональная открытость и теплота («экстравертирован-ность») 6.5 6,5 6,9
- Способность понимать желания, ожидания детей-инвалидов, взвешивать и учитывать их права 6,2 6,3 6,49 Толерантность 6,0 5,7 6,11. Средний балл 6,4 6,5 6,6
- Оценка качеств, отражающих специфику личностных проявлений в процессе профессиональной работы с детьми-инвалидами
- Содержание педагогических знаний и умений1. Уровень сформированности Оценка в баллах
- Профессиональные знания социального педагога1. Методологические знания1 234 5 6789 10
- Методологические основы социально-педагогической помощи поддержки инвалидов.
- Система государственных органов, общественных организаций и учреждений социально-педагогической помощи детям-инвалидам
- Система государственных органов, общественных организаций и учреждений социально-педагогической помощи детям-инвалидам. Сущность комплексной реабилитации детей инвалидов.
- Профессиональные умения социального педагога
- Обозначения данных основных компонентов профессиональной готовности
- Компоненты готовности КГ № 1 ЭГ № 1 ЭГ № 2
- Личностная готовность Личностные качества, обеспечивающие эффективное гуманистическое взаимодействие с детьми-инвалидами ai ь, Cl
- Качества, отражающие специфику личностных проявлений а2 Ь2 с2
- Ценностные ориентации а3 Ьз Сз
- Профессиональная готовность Профессиональные знания Методологические а4 ь4 с41. Теоретические а5 ь5 С51. Методические ае ь6 Сб1. Технологические а7 Ь7 С7
- Профессиональные умения Профессиональные умения а8 Ь8 С8