Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование экономико-организационного механизма повышения качества инновационного продукта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложена модель формирования плана реализации инновационного проекта с распределением ограниченных ресурсов по операциям проекта для повышения качества инновационного продукта. Для достижения высоких экономических результатов в проектной деятельности, повышения качества инновационного продукта проектные организации должны наилучшим образом использовать имеющиеся у них ресурсы. Формирование… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретическое обоснование качества инновационного продукта
    • 1. 1. Понятие качества как системообразующий элемент управления организацией
    • 1. 2. Инновации: основные понятия и характеристика
    • 1. 3. Инновационный продукт как объект управления качеством
  • 2. Экономико-организационный механизм повышения качества инновационного продукта
    • 2. 1. Разработка механизма повышения качества инновационного продукта
    • 2. 2. Алгоритм распределения ограниченных ресурсов по операциям проекта для повышения качества инновационного продукта
    • 2. 3. Формирование оптимального портфеля инновационных проектов с учетом повышения качества инновационного продукта
    • 2. 4. Аудит системы качества в проектной организации
  • 3. Практическая реализация экономико-организационного механизма повышения качества инновационного продукта
    • 3. 1. Организационное обеспечение реализации механизма повышения качества инновационного продукта
    • 3. 2. Информационное обеспечение внедрения механизма повышения качества инновационного продукта
    • 3. 3. Оценка эффективности внедрения экономико-организационного механизма повышения качества инновационного продукта

Формирование экономико-организационного механизма повышения качества инновационного продукта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе рыночной экономики происходит активное развитие принципов и методов управления качеством, обеспечивающих совершенствование управления инновационными проектами и проектной организацией в целом. В этих условиях механизмы управления качеством претерпевают значительные изменения, связанные со спецификой и конкретными условиями деятельности организаций.

Качество в настоящее время становится стратегией многих проектных организаций и рассматривается как основная составляющая конкурентного преимущества инновационного продукта.

В условиях все возрастающей конкуренции, непредсказуемости изменений окружающей среды, методы управления качеством должны приобретать динамичный, непрерывно развивающийся характер, требующий постоянного совершенствования организационных условий и структур управления. Становится очевидным тот факт, что обеспечить не только развитие, но и даже сохранение системы управления качеством инновационного продукта на достигнутом уровне чрезвычайно сложно без структурирования процессов самой системы и определения условий эффективного их применения при управлении инновационными проектами.

В современных условиях обострения конкуренции, превращения ее в глобальную основу выживания и успеха проектной организации, основой устойчивого положения организации на рынке является своевременное предложение продукции, соответствующей мировому уровню качества. При этом конкурентоспособность любой организации, независимо от размеров, формы собственности и других особенностей, зависит в первую очередь от качества продукта и соизмеримости его цены с предлагаемым качеством, т. е. от того, в какой степени предлагаемый инновационный продукт удовлетворяет запросам потребителя.

Эти обстоятельства приводят к закономерному росту роли системы качества предприятия как универсального инструмента повышения конкурентоспособности проектной организации, позволяющего достичь цели снижения себестоимости производимого инновационного продукта при абсолютном удовлетворении требований потребителя.

Наиболее распространенной в мире организационно-методической основой создания систем качества предприятий являются международные стандарты ISO серии 9000. Создание системы качества на основе этих стандартов позволяет перейти от управления качеством вообще к управлению качеством определенных видов продукции, необходимых потребителю. В рамках системы качества реализуется и экономический аспект качества — учет взаимосвязи между качеством продукта и результатами экономической деятельности проектной организации через учет затрат на обеспечение качества и сопоставление их с потерями, связанными с выпуском некачественного, неконкурентоспособного продукта. Международной организацией по стандартизации качество продукции определяется как совокупность свойств и характеристик, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные и предполагаемые потребности. Выявление предполагаемых потребностей, ожиданий потребителя, связанных с качеством предлагаемого инновационного продукта может также успешно осуществляться при реализации функции маркетинга в системе качества, охватывающей все этапы жизненного цикла продукта.

Особенно актуальны проблемы создания систем качества для российских проектных организаций, характеризующихся кризисным состоянием. Для большинства проектных и разрабатывающих организаций нашей страны типична ситуация, когда неконкурентоспособность продукции по качеству усугубляется дополнительно неконкурентоспособностью по цене из-за чрезмерной затратности производства. Одним из обязательных условий выведения разрабатывающей отрасли российской экономики из кризиса является внедрение эффективных систем качества.

Повышение конкурентоспособности проектных организаций путем создания систем качества должна решаться как на уровне отдельных организаций, так и на государственном уровне. В числе мер, призванных стимулировать предприятия на внедрение систем качества, выделяются учреждение в 1996 году ежегодной Премии Правительства Российской Федерации в области качества, а также принятие Правительством в 1998 году постановления «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг».

Однако основные проблемы создания эффективно функционирующей системы качества должны решаться, в первую очередь, на уровне конкретного предприятия с учетом его особенностей, определяемых сферой деятельности, текущим финансовым состоянием, существующим уровнем реализации принципа системности в работе по обеспечению качества и т. д.

Существовавшие при централизованно-плановой экономике системы управления качеством перестали отвечать требованиям времени. Появилась необходимость создания и внедрения новых систем, на базе теоретических разработок в этом направлении с последующим их применением на практике. Несмотря на то, что интерес к системам управления качеством постоянно растет, организационно-экономические аспекты данного вопроса разработаны сравнительно слабо, фрагментарно.

Повышение качества инновационного продукта и конкурентоспособности предприятия на основе совершенствования систем управления качеством представляет собой проблему, для решения которой требуется комплексный подход, охватывающий не только процесс разработки инновационного продукта, но и его реализацию, и дальнейшее обслуживание.

Это позволяет сделать вывод о возможности создания единого комплекса мероприятий по улучшению действенности систем управления качеством и их влиянию на инновационный продукт.

На современном этапе хозяйствования для российской практики характерен отказ от директивных методов управления и развитие конкуренции товаропроизводителей. В связи с этим основной проблемой российских проектных организаций в условиях интеграции российской экономики в мировую систему является адаптация накопленного опыта в области управления качеством к новым условиям, что требует приведения методических основ управления качеством в соответствие с современными требованиями к качеству продукции.

Противоречие между необходимостью совершенствования управления качеством инновационного продукта и недостаточным для этого методическим обеспечением обуславливает актуальности темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Современные концепции развития систем управления качеством сегодня представлены различными подходами, направлениями и школами. В настоящей работе исследованы идеи управления качеством, изложенные в работах видных отечественных и зарубежных учёных Ю. П. Адлера, В. Я. Белобрагин, В. В. Бойцов, Б. В. Бойцов, В. А. Васильев, В. В. Версана, Б. И. Герасимова, А. В. Гличева, А. В. Гугелева, Дж. Джурана, Э. Деминга, Н. Д. Ильенковой, К. Исикавы, Ф. Кроссби, X. Кумэ, В. А. Лапидуса, В. М. Ларина, В. В. Окрепилова, Дж. Ситтинга, С. Н. Семёнова, В. Б. Швеца, Р. А. Фатхутдинова,.

A. Фейгенбаума, Дж. Харрипгтона.

Вместе с тем изучение указанных и других работ показывает, что проблемы развития системы управления качеством инновационного продукта исследованы недостаточно.

Практические аспекты внедрение систем менеджмента качества в деятельность предприятий и организаций получили развитие в публикациях АЛО. Афонина, О. А. Горленко, М. В. Латышева, В. В. Мирошникова, В. А. Никитина, Н. Ш. Никитиной, А. В. Олейника, Ю. И. Полоцкого, Д. В. Пузанкова, С. А. Степанова,.

B.C. Соболева и других авторов.

Однако недостаточно изучены организационные вопросы внедрения систем менеджмента качества в проектных организациях, вопрос реформирования организационных структур управления с ориентацией на качество инновационного продукта.

Вопросы управления качеством инноваций и инновационных проектов рассматривались в работах Г. Я. Гольдштейна, Ю. В. Шленова, А. А. Харина, О. П. Коробейникова, А. А. Трефиловой, В. А. Чернышева, А. И. Терехова, М. В. Грачевой, Ф. Янсена, В. Г. Медынского, Гунина В. Н., С. Д. Ильенковой и других авторйкшросы построения эффективного управления инновационными процессами в системе управления качеством в настоящее время не находят должного отражения. Кроме того, требуют совершенствования механизмы повышения качества инновационного продукта.

Таким образом, актуальность и значимость проблем развития систем управления качеством в проектных организациях, а также нерешённость целого ряда теоретических и практических вопросов, связанных с этой проблемой, обусловили выбор темы, цели, задач, объекта, предмета, а также структуры и содержания исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационной работы состоит в формировании экономико-организационного механизма повышения качества инновационного продукта в проектной организации.

В соответствии с поставленной целью в диссертации был обозначен следующий комплекс задач:

— уточнить понятие системы управления качеством в проектной организации;

— раскрыть содержательную сторону понятий «качество инновации», «качество инновационного проекта», «качество инновационного продукта»;

— систематизировать и проанализировать экономическую сущность и содержание инноваций и инновационного продукта в целом и определить их место в системе управления качеством в проектной организации;

— разработать экономико-организационный механизм повышения качества инновационного продукта;

— разработать и обосновать методику повышения качества инновационного продукта, основанную на формировании плана реализации инновационного проекта с распределением ограниченных ресурсов по операциям проекта.

Предмет исследования. Предметом исследования является качество инновационного продукта в проектных организациях.

Объект исследования. Объектом исследования выступает система менеджмента качества инновационного продукта.

Методология и теоретические основы исследования. Теоретической базой диссертационного исследования являются труды зарубежных и российских учёных в области теории и практики управления качеством, нормативно-правовая и законодательная база инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, основополагающие идеи и концепции зарубежных и отечественных ученых в области общей теории менеджмента и управления проектами.

В качестве информационной базы диссертационного исследования были использованы государственные и отраслевые стандарты, материалы периодической печати, электронные базы данных и периодические электронные издания в сети Internet, статистические сборники и первичная документация проектных организаций.

В работе использованы следующие методы исследования: системный анализситуационный подходфункционально-структурный анализкомплексный анализэкономико-статистические методы исследования (группировки, сравнения, декомпозиция) — экспертно-аналитический метод.

Содержание диссертационного исследования соответствует п. 9.13 «Резервы и механизмы повышения качества продукции (услуг)» паспорта специальности 80 005 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика и управление качеством.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке методического подхода и практических рекомендаций по совершенствованию системы управления качеством в проектной организации, включающей экономический и организационный аспекты качества инновационного продукта.

— предложена авторская трактовка сущности системы управления качеством инновационного продукта, на основе критического анализа и обобщения существующих концепций. Качество инновационного продукта следует определять как степень, с которой совокупность собственных характеристик, проявляющаяся в полезных свойствах, конструктивном и эксплуатационном совершенстве удовлетворяет сложившиеся на данном этапе требования потребителей.

Под системой управления качеством инновационного продукта следует понимать адекватный внешним условиям комплекс действий, методов и средств эффективного преобразования организационных структур, процессов деятельности, поведения персонала и т. д. Таким образом, чем выше уровень развития системы качества в проектной организации, тем стабильнее ее конкурентоспособность, или чем эффективнее алгоритм выбора направлений совершенствования системы управления качеством, тем надёжнее позиция проектной организации на рынке.

— разработан экономико-организационный механизм повышения качества инновационного продукта, который за счет интеграции нескольких ключевых факторов, таких как организационная структура управления, организация труда, оптимальное распределение ресурсов по операциям инновационного процесса (финансовые, трудовые ресурсы, производственная мощность) способствует повышению качества инновационного продукта. Процесс управления качеством инновационного продукта предполагает выделение комплекса задач в соответствии с общесистемным принципом иерархического упорядочения. Первостепенное значение имеет разработка стандартов по качеству или системы менеджмента качества проектной организации, что влечет за собой различные организационные проблемы, такие как организация труда, выбор организационной1, структуры управления. Задачи, связанные с организацией процесса разработки инновационного продукта включают в себя, в первую очередь, задачи распределение ограниченных ресурсов по стадиям реализации инновационного процесса.

— предложена модель формирования плана реализации инновационного проекта с распределением ограниченных ресурсов по операциям проекта для повышения качества инновационного продукта. Для достижения высоких экономических результатов в проектной деятельности, повышения качества инновационного продукта проектные организации должны наилучшим образом использовать имеющиеся у них ресурсы. Формирование календарного плана заключается в оптимальном распределении ресурсов, обеспечивающем выполнение операций комплекса за минимальное время, либо с минимальными потерями, связанными с задержкой времени реализации комплекса или ряда его операций.

Практическая значимость исследования: Теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в диссертационном исследовании, ориентированы на дальнейшее развитие механизмов управления качеством инновационного продукта, а также на создание теоретической основы для решения задач развития проектной организации, а на их основе определения условий эффективного управления инновационными процессами в системе качества. Практическая значимость работы состоит в том, что рекомендации и выводы исследования могут быть использованы в проектных организациях как инструменты экономико-организационного механизма управления качеством.

Самостоятельное практическое значение имеют:

1. Рекомендации по совершенствованию системы управления качеством инновационного продукта в проектных организациях. Для устойчивого и динамичного развития любой сложной системы необходимо поддерживать разнообразие ее элементарных структур, т. е. создавая топологически правильную организацию из более простых структур, проектная организация выходит на новый, более высокий уровень иерархических организаций и ускоряет тем самым свое собственное развитие. Целое развивается быстрее составляющих его частей. Синергетиче-ский эффект проявляется через: передачу ноу-хаусовместное использование ресурсовсоздание преимущества при согласованности сроков отдельных проектовсоздание преимуществ за счет выигрыша времени через разделение работвыигрыш в качестве за счет разделения работ согласно наилучшим успехам участниковвыигрыш за счет наилучших условий привлечения заемного капитала из-за высокого авторитета участников программырост доверия потребителей конечного результатавыигрыш в меньшей сумме затрат за счет масштаба внедрения конечных результатов.

2. Алгоритм формирования оптимального портфеля инновационных проектов в условиях ограниченных ресурсов с учетом повышения качества инновационного продукта. В основе подхода лежит процесс последовательного заполнения портфеля заказов, который рассматривается как общий процесс выбора-распределения. Для формирования оптимального портфеля проектов необходимо знать, какие средства можно расходовать на каждый из нескольких возможных проектов с учетом обеспечения требуемого уровня качества в каждый из периодов времени. В конце каждого периода времени состав портфеля изменяется с учетом множества имеющихся в данных момент проектов, включающего проекты, которые в текущий момент выполняются, и которые находятся в резерве. Назначение модели выбора состоит в том, чтобы провести ранжирование и осуществить отбор подходящих инновационных проектов для формирования оптимального портфеля.

Основные результаты и положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских, вузовских научных и научно-практических конференциях: международная заочная научно-практическая конференция «Достижения ученых XXI века» (Тамбов, 2005 г.) международная конференция «Наука на рубеже тысячелетий» (Тамбов, 2004 г.), VIII и IX научных конференциях Тамбовского государственного технического университета, а также ежегодных научных конференциях института «Экономики и управления производствами» Тамбовского государственного технического университета.

Научные и методические результаты исследования использованы также в учебном процессе института «Экономика и управления производствами» Тамбовского государственного технического университета в рамках дисциплин «Управление качеством», «Инновационный менеджмент», «Управление инновационными проектами» для подготовки экономистов по специальностям 08.01.05 «Финансы и кредит», 08.05.02 «Экономика и управление», 08.05.07 «Менеджмент организации», 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», что подтверждено соответствующими справками.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объёмом 9 п. л., в том числе авторских — 5,84 п. л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Повышение качества инновационного продукта и конкурентоспособности предприятия на основе совершенствования систем управления качеством представляет собой проблему, для решения которой требуется комплексный подход, охватывающий не только процесс разработки инновационного продукта, но и его реализацию, и дальнейшее обслуживание.

Во всем мире качество превратилось в основной рычаг экономического развития отдельных организаций и государств в целом. Во многих странах достижение высокого качества продукта, отвечающего требованиям потребителя, стало основным элементом экономической стратегии и важным фактором рыночного и финансового успеха.

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качествоодна из сложнейших и многоплановых категорий, с которой приходится сталкиваться человеку в жизни. Она пронизывает все сферы материального производства и общественных отношений.

Экономическое содержание понятия «качество инновационного продукта» образуется путем соединения философского понятия качества как характеристики отличия одного предмета от всех остальных и экономического как овеществленного результата интеллектуальной и производственной деятельности людей.

Качество инновационного продукта следует определять как степень, с которой совокупность собственных характеристик, проявляющаяся в полезных свойствах, конструктивном и эксплуатационном совершенстве удовлетворяет сложившиеся на данном этапе требования общества. Анализ позволил выделить ряд факторов, влияющих на качество инновационного продукта. Эти факторы определяются внешней средой, системой управления проектной организацией, а также инновационным процессом и его ресурсным обеспечением.

За исходную характеристику в определении понятия «качество инновационного продукта» принято его свойство. Свойство продукта — это объективная особенность инновационных проектов, проявляющаяся при их создании и реализации (потреблении). Каждый конкретный вид проектов имеет множество различных свойств, а их совокупность позволяет отличить его от другой продукции.

Повышение качества инновационного продукта не исключает возможностей сокращения затрат. Роль качества как источника экономии ресурсов и снижения расходов наиболее отчетливо проявляется в поиске оптимального варианта структуры, что возможно только при подходе к анализу качества и стоимостей инновационного продукта с позиции его полного жизненного цикла.

Для выявления и определения целей, состава и содержания инновационного проекта, организации планирования и контроля процессов осуществления проектов необходимо определить и построить структуру, на основе которой строятся различные структурные модели проекта и его окружения, используемые в процессе управления на протяжении всего его жизненного цикла.

Нами отмечено, что процесс управления качеством инновационного продукта предполагает решение ряда задач, которые можно разделить на четыре группы: разработка стандартов по качествувыбор организационной структуры управленияорганизация процесса разработки инновационного продуктарешение задач операционного уровня.

На основе выделенных задач формируется механизм повышения качества инновационного продукта, который влияет на все стороны деятельности проектной организации, начиная с формирования организационной структуры и заканчивая процессом закупки сырья.

В основу данного механизма легли принципы Всеобщего менеджмента качества. В нем можно выделить организационные и методические составляющие, которые включают в себя: принципы управления организацией и персоналом, алгоритмы распределения ограниченных ресурсов по стадиям процесса разработки инновационного продукта, а также методы проведению аудита качества.

Задачи, связанные с организацией процесса разработки инновационного продукта включают в себя в первую очередь задачи распределение ограниченных ресурсов по стадиям процесса разработки, т. е. любой инновационный проект можно представить как совокупность дискретных процессов (комплекс операций) с заданными конечными целями, протекающими в условиях ограниченного времени и ограниченных ресурсов.

Задача оптимального распределения ресурсов (задача календарного планирования) заключается в определении распределения ресурсов такого, что все операции комплекса выполнены за минимальное время (задача оптимального быстродействия), либо потери, связанные с задержкой времени реализации комплекса или ряда его операций, минимальны (минимизация упущенной выгоды).

Внедрение экономико-организационного механизма повышения качества инновационного продукта в проектные организации, требует проведения аудита качества, выполняющего роль обратной связи, так как любая, даже самая совершенная экономическая система, может деградировать, т. е. ухудшать свои качественные показатели из-за недостаточности или несвоевременности информации о ее функционировании, получаемой органом управления системой.

Реализация экономико-организационного механизма повышения качества инновационного продукта влечет за собой некоторые неизбежные изменения в структуре проектной организации. Под организационным аспектом реализации механизма управления качеством инновационного продукта мы понимаем целенаправленное воздействие на объект, с тем чтобы перевести его в требуемое состояние.

Организационная структура оказывает заметное воздействие на экономико-организационный механизм повышения качества инновационного продукта. Наиболее важными ее функциями являются:

— долгосрочное повышение квалификации персонала, накопление научно-технического опыта для достижения быстрых коммерческих результатов;

— передача научно-технической информации для нужд компании от внешних источников и доведение корпоративной политики до инновационной сферы;

— обеспечение коммуникаций персонала, занятого маркетингом, производством и финансами, со специалистами инновационной сферы;

— предоставление высокой степени автономии руководителям проектов при сохранении корпоративного контроля за расходованием ресурсов в проекте;

— стиль лидерства, отвечающий социальным и организационным процессам;

— выявление научно-технического профиля компании;

— стимулирование творчества персонала.

Реализация механизма повышения качества, также невозможна без формирования соответствующей информационной архитектуры проектной организации.

Разработка планируемой информационной архитектуры проектной организации предполагает:

— анализ деятельности организации как сложной бизнес-системы;

— разработку информационной модели бизнес-системы и составляющих ее бизнес-процессов;

— проведение анализа и оценка эффективности функционирования бизнес-системы, используя следующие показатели оценки эффективности основных и обеспечивающих бизнес-процессов: количество произведенной и реализованной продукции заданного качестваколичество потребителей продукциистоимость издержек производствакапиталовложения в производствоколичество типовых операций, которые необходимо выполнить при производстве продукции за определенный интервал временидлительность выполнения типовых операцийразработать систему мероприятий совершенствования бизнес-системы с позиций информационного обеспечения бизнес-процессов и распределения ресурсов.

Экономико-организационный механизм повышения качества инновационного продукта был внедрен и апробирован в организациях и дает положительный экономический эффект за счет снижения:

— затрат на повторный контроль и повторное испытание;

— трудоемкости процесса разработки инновационного продукта;

— затрат на формирование запасов;

— простоя в работе оборудования и нецелесообразного использования времени персонала;

— затрат на уступки (в частности, скидки).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.В. Обязательная сертификация в России за два года. Что изменилось? Текст. / М. В. Аверин // Сертификация. 1994. — № 3. — С. 6
  2. Автоматизация поискового конструирования Текст. / Под ред. Поло-винкина А.И. М.: Информэлектро, 1991.
  3. , Г. А. Общие сведения о метрологии и квалиметрии Текст. // Стандарты и качество. 1994. -№ 11.
  4. , Г. Г. Проблемы измерения и оценки качества продукции Текст. / Г. Г. Азгальдов. М.: «Знание», 1969.
  5. , Г. Г. Квалиметрия наука об измерении качества продукции Текст. / Г. Г. Азгальдов // Стандарты и качество. — 1969. — № 8.
  6. , Г. Г. Методы измерения и оценки качества продукции Текст. / Г. Г. Азгальдов // Стандарты и качество. — 1970. № 8.
  7. , Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии) Текст. / Г. Г. Азгальдов. М.: Экономика, 1982.
  8. , И.К. Развитие инновации необходимое условие обеспечения потенциала российской промышленности Текст.: магистерская диссертация / И. К. Азовцева. — Таганрог: ТРТУ, 1999.
  9. , Р. Дифференциальные игры Текст. / Р. Айзеке. М.: Мир, 1967.
  10. , Ф.А. Плюсы и минусы отечественных систем управления качеством продукции Текст. / Ф. А. Амирджанянц // Стандарты и качество. 1990. — № 8.
  11. , Ю.Д. Научно-техническая подготовка производства Текст. / Ю. Д. Амиров. М.: Экономика, 1989.
  12. , Ю.Д. Основы конструирования: творчество, стандартизация, экономика Текст. / Ю. Д. Амиров. М.: Изд-во стандартов, 1991.
  13. , Г. И. Особенности построения методического обеспечения управления развитием сложных систем специального назначения в современных условиях Текст. / Г. И. Андреев, В. В. Витчинка, С. Н. Остапенко // Экономика и математические методы. 1999. — № 2.
  14. , И. Стратегическое управление Текст. / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989.
  15. , Г. А. Основы стандартизации и управления качеством продукции Текст. / Г. А. Антонов. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  16. , И. А. Бенчмаркетинг и маркетинговые решения Текст. / И. А. Аренков, Е. Г. Багиев. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
  17. , Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации Текст. / Г. Л. Багиев. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  18. , Л.М. Экономические проблемы повышения качества продукции Текст. / Л. М. Бадалов. М.: Экономика, 1982.
  19. , Л.А. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления Текст. / Л. А. Базилевич, Д. В. Соколов, Л. К. Франева. Л.: ЛФЭИ, 1991.
  20. , Г. Г. Исследование показателей, применяемых в управлении качеством продукции в производствеТекст.: дис. на соиск. учен, степени канд. экон. Наук / Г. Г. Балекчян. Минск, 1970.
  21. , В.Я. Современные проблемы теории управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка Текст. / В. Я. Белобрагин. М.: Изд-во стандартов, 1994.
  22. , В.И. Техническое творчество Текст. / В. И. Белозерцев. -Ульяновск, 1975.
  23. , С.И. Вопросы определения затрат на поддержание, стабилизацию и повышение эксплуатационных показателей качества выпускаемой продукции Текст.: дис. на соиск. учен, степени канд. экон. Наук / С. И. Березина. Ленинград, 1984.
  24. Берталанфи, фон Л. Общая теория систем критический обзор. В кн. Исследования по общей теории систем Текст. / Л. Фон Берталанфи. — М.: Прогресс, 1969.
  25. , А.А. Стандартизация статистических методов управления качеством Текст. / А. А. Богатырев, Ю. Д. Филиппов. М.: Изд-во стандартов, 1990.
  26. , В.В. Научные основы комплексной стандартизации технологической подготовки производства Текст. / В. В. Бойцов. М.: Машиностроение, 1982.
  27. , В.В. О критериях оценки качества промышленной продукции Текст. / В. В. Бойцов. М.: «Техническая эстетика», 1966.
  28. , В.Н., Новиков Д. А. Теория графов в управлении организационными системами Текст. / В. Н. Бурков, Д. А. Новиков. М.: СИНТЕГ, 2001.
  29. , В.Н. Сетевые модели и задачи управления Текст. / В. Н. Бурков. М.: Советское радио, 1996.
  30. , С.А. Оценка бизнеса и инноваций Текст. / С.А. Валдай-цев. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.
  31. , Е.С. Экономическое содержание категории качества продукции Текст. / Е. С. Васильева, Я. Ш. Котликов // «Стандарты и качество». -1966.-№ 12.
  32. , В.Г. Интеграция управления качеством, сертификация. Новые возможности и пути развития Текст. / В. Г. Версан // «Сертификация». 1994. -№ 3.
  33. В.Г. Интеграционное управление качеством, сертификация. Новые возможности и пути развития Текст. / В. Г. Версан М.: Изд-во Акад. Информ., 1994.
  34. , Л. Стратегия управления инновациями на предприятии Текст. / Л. Волдачек. М.: Экономика, 1989.
  35. , В.Н. Основы теории систем и системного анализа Текст. / В. Н. Волкова, А. А. Денисова. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999.
  36. , О.П. Всеобщее управление качеством Текст. / О.П. Глуд-кин, А. И. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин. М.: Радио и связь, 1999.
  37. , Д.М. Диалектико-материалистические основания системных исследований Текст. / Д. М. Гвишиани М.: Наука, 1986.
  38. , Б.И. Качество в системе управления предприятием Текст. / Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин. М.: Машиностроение, 2000.
  39. .И. Экономические теории качества: генезис теории и практики системного подхода Текст. / Б. И. Герасимов, С. П. Спиридонов, М. В. Смагин. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001.
  40. , Р. Контроллинг на предприятии Текст. / Р. Герике. Берлин: АБУ-консальт ГмбХ, 1992.
  41. , А.В. Очерки по экономике и управлению качеством продукции Текст. / А. В. Гличев // Стандарты и качество. 1990. — № 8, 10. — 1992. — № 9, 10, П.- 1993.-№ 1,2.- 1994.-№ 10, 12.- 1995.-№ 1,3,4,5,6, 10.
  42. , А.В. Качество продукции и экономика Текст. / А. В. Гличев. -М.: Знание, 1968.
  43. , А.В. Предмет и направления науки о качестве продукции Текст. / А. В. Гличев II «Стандарты и качество». — 1969. — № 5.
  44. , А.В. Управление качеством продукции Текст. / А. В. Гличев, М. И. Круглов. М.: Экономика, 1979.
  45. , Г. Я. Инновационный менеджмент Текст. / Г. Я. Гольд-штейн. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.
  46. , Г. Я. Стратегические аспекты управления НИОКР Текст. / Г. Я Гольдштейн. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
  47. , В.В. В поисках совершенствования управления: Руководство для высшего управленческого персонала Текст. / В. В. Гончаров. М.: МП «Сувенир», 1993.
  48. , JI.M. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь Текст. / JI.M. Гохберг. М., 1996.
  49. Дагаев, А. А Фактор НТП в современной рыночной экономике Текст. / А. А. Дагаев. М.: Наука, 1994.
  50. , А.А. Экономический рост и глобализация технологического развития Текст. / А. А. Дагаев // Менеджмент в России и за рубежом. 1999 -№ 1.
  51. , А.А. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики Текст. / А. А. Дагаев // Проблемы теории и практики менеджмента. 1999. -№ 5.
  52. , Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект) Текст. / Т. П. Данько. М.: Инфра-М, 1997.
  53. , Е.Ф. Методические основы оценки эффективности нововведений (инноваций): Учеб. Пособие Текст. / Е. Ф. Денисова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1991.
  54. , Дж.М. Качество и прибыль. В.Сб. Качество, торговля, экономика Текст. / Дж.М. Джуран. — М.: Изд-во стандартов, 1970.
  55. , Л. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование Текст. / Л. Донцова // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 3.
  56. , Г. М. О работе с показателями «затраты на качество» Текст. / Г. М. Драбкин // Стандарты и качество. 1992. — № 10.
  57. , Г. М. Экономическое управление качеством продукции на предприятиях машиностроения: Дис. на соиск. учен, степени канд. экон. Наук Текст. / Г. М. Драбкин. М., 1990.
  58. , В.В. Проблемы системологии Текст. / В. В. Дружинин, Д. С. Конторов. М.: «Сов. радио», 1976.
  59. , Ю.А. Многокритериальные модели формирования и выбора вариантов систем Текст. /Ю.А. Дубов, С. И. Травкин, В. Н. Якимец. М.: Наука, 1986.
  60. , A.M. Математико-статистические методы изучения экономической эффективности производства Текст. / A.M. Ерина. М.: Финансы и статистика, 1983.
  61. , Ю.И. Экономика качества Текст. / Ю. И. Ефимычев, Н. Н. Ухов. Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1975.
  62. , B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования Текст. / B.C. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. 1997 -№№ 4, 5, 6.
  63. , B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ADL/LC Текст. / B.C. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 1.
  64. , В.М. Еще раз об экономической категории «качество продукции» Текст. / В. М. Ивахненко // «Стандарты и качество». 1969. — № 6.
  65. Измерение качества продукции. Вопросы квалиметрии / Под ред. Гли-чева А.В. М. Изд-во стандартов, 1976.
  66. , Н.Д. Спрос: анализ и управление Текст. / Н. Д. Ильенкова. -М.: Финансы и статистика, 1997.
  67. , С.Д. Управление качеством: Учебник для вузов Текст. /С.Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян. М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 1998.
  68. , С.М. Конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке: тенденции спада и линии укрепления Текст. / С. М. Иовчук // Проблемы планирования. 1999. -№ 1.
  69. , К. Японские методы управления качеством Текст. / К. Иси-кава. М.: Экономика, 1988.
  70. , Е.М. Опыт определения затрат на обеспечение и повышение качества продукции в машиностроенииТекст. / Е. М. Карлик, Д. С. Демиденко. -Л.: Знание, 1982.
  71. , Е.М. Затраты на качество продукции, их классификация Текст. / Е. М. Карлик, Д. С. Демиденко // Стандарты и качество. 1977. — № 8.
  72. , Е.М. Опыт определения затрат на обеспечение и повышения качества продукции в машиностроении Текст. / Е. М. Карлик, Д. С. Демиденко. -Л.: Знание, 1982.
  73. , Е.М. О затратах на повышение качества продукции Текст. / Е. М. Карлик, Д. С. Демиденко // Вопросы экономики. 1983. — № 9.
  74. , В.А. Сертификация системы менеджмента качества как основа для подхода к TQM Текст. / В. А. Качалов // Стандарты и качество. 1997.-т.
  75. , Т.Н. Качество продукции: экономический словарь Текст. / Т. Н. Кашневская. М.: Экономика, 1990.
  76. , Г. Б. Факторы производства и производственные функции: моделирование в условиях качественных изменений Текст. / Г. Б. Клейнер. -М., 1997.
  77. , А.Е. Эффективность повышения качества продукции в маши-носторении Текст. /А.Е. Когут. — Л.: Машиностроение, Ленинград, отд-ние, 1979.
  78. , Л.А. Низкое качество управления угроза безопасности нашей экономики Текст. / Л. А. Конарева // США. — 199. — № 7.
  79. Конов, 10.П. Экономическая оценка использования изобретений Текст. / Ю. П. Конов, Л. П. Фатькина. М.: ВНИИПИ, 1994.
  80. , Т. Эволюция международных стандартов по качеству и эволюция TQM Текст. / Т. Конти // Стандарты и качество. 1997. -№ 4.
  81. В.И. Управление качеством рыночной деятельности предприятий Текст. / В. И. Копылов, А. И. Першин. Саратов, 1997.
  82. , В.А. Звезды качества Текст. / В. А. Лапидус // Стандарты и качество. 1997. — № 7.
  83. , Н.И. Системно-деятельная концепция исследования нововведения // Диалектический и системный анализ Текст. / Н. И. Лапин. М.: Наука, 1986.
  84. , А. Экономические проблемы управления научно-техническим прогрессом: Опыт системного анализа Текст. / А. Левинсон. М.: Экономика, 1973.
  85. , М. Качество продукции: некоторые вопросы теории Текст. / М. Лола // Экон.науки. 1977.-№ 7.
  86. , Д.С. Экономика качества продукции Текст. / Д. С. Львов. М.: Экономика, 1972.
  87. , В.Г. Инновационное предпринимательство Текст. / В. Г. Медынский, В. Г. Шаршунова. М.: ИНФРА-М, 1997.
  88. Международный стандарт ИСО 9001. Системы качества модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании Текст. — М.: ВНИИС Госстандарта РФ, 1994
  89. , М. Теория иерархических многоуровневых систем Текст. / М. Месарович, Д. Мако, И. Такахара. М.: Мир, 1973.
  90. , Е.А. Стратегический менеджмент и стратегический маркетинг: проблемы взаимосвязи и взаимопроникновения Текст. / Е. А. Михайлова // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 2.
  91. , И.Н. Инновационный процесс Текст. / И. Н. Молчанов. -СПб, 1995.
  92. , Б. Программно-целевое управление и хозрасчет в науке Текст. / Б. Моторыгин. М.: Экономика, 1991.
  93. , И.Б. Многоэкстремальные задачи в проектировании Текст. / И. Б. Моцкус. М.: Наука, 1967.
  94. , О. Затратные методы оценки интеллектуальной собственности Текст. / О. Новосельцев // Финансовая газета. 1999. — № 6(374), 7(375).
  95. , Ф. Инновационный менеджмент Текст. / Ф. Никсон. М.: Экономика, 1997.
  96. , В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики Текст. / В. Ю. Огвоздин. СПб.: СПбГИЭА., 1997.
  97. , С.В. Оценка качества услуг при обязательной сертификации Текст. / С. В. Огнева // Стандарты и качество. 1996. — № 7.
  98. , В.И. Методы морфологического анализа технических систем Текст. / В. И. Одрин. М.: Наука, 1991.
  99. , В.В. Всеобщее управление качеством Текст. / В.В. Ок-репилов. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  100. , Н.С. Качество продукции и растущие потребности общества Текст. / Н. С. Перекалина. М.: Экономика, 1982.
  101. , И.И. Управление качеством на предприятии Текст. / И. И. Пичурин. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1987.
  102. Принципы, методы, правила и приемы технико-экономической оценки технических решений: Справ. Пособие Текст. -М.: ВНИИПИ, 1994.
  103. , Е.В. Инновационный анализ Текст. / Е. В. Пушняк. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2000.
  104. , Е.В. Стратегия инновационной деятельности Текст. / Е. В. Пушняк. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2000.
  105. , В.В. Управление качеством Текст. / В. В. Радионов. Новосибирск, 1996.
  106. , В. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации Текст. / В. Рапоппорт. М.: Экономика, 1988.
  107. , К.М., Скрипко Л. Я. Состав затрат на обеспечение качества Текст. / К. М. Рахлин, Л. Я. Скрипко // Стандарты качество. 1988. — № 8.
  108. , А.И. Планирование качества промышленной продукции Текст. / А. И. Рогов. М.: Экономика, 1971.
  109. , Б. Инновации как средство экономического развития Текст. / Б. Санто. М.: Прогресс, 1990.
  110. , С.Н. Резервы управления качеством, вопросы теории, анализа и измерений Текст. / С. Н. Семенов. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984.
  111. , А.И. Правовое регулирование инновационной деятельности в высшей школе России: Метод. Рекомендации Текст. / А. И. Соколов, В. А. Бублик, В. З. Панов. М.: Научный центр при Госкомвузе России, 1995.
  112. , С.А. Функционально-стоимостной анализ Текст. / С. А. Стуков. Калинин, 1982.
  113. , Б. Управление научно-техническими нововведениями Текст. / Б. Твисс. М.: Экономика, 1989.
  114. , И.Л. Управление инновационными проектами Текст. / Т. В. Александрова, С. А. Голубев, О. В. Колосова, Н. Б. Культин, С. П. Некрасов, Ю. Р. Нурулин, И. Л. Туккель, В. Г. Черняк. СПб.: СПбГТУ, 1999.
  115. Управление качеством Текст. / С. Д. Ильенкова М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996 г.
  116. , Э.А. Инновационный менеджмент Текст. / Э. А. Уткин. М.: Акапис, 1996.
  117. , И. Теория экономического развития Текст. / И. Шумпе-тер. -М.: Прогресс, 1982.
  118. , Ю.В. Ускорение научно-техгического прогресса: Теория и экономический механизм Текст. / Ю. В. Яковец. М.: Экономика, 1988.
  119. Dale Barrie G., Oacland John R. Quality improvement through standards/2nd ed.-London: Stanley thorns, 1994.
  120. Daughetly A.F., Reinganum J.F. Product safety: Liability, R&D, and signaling// American Economic Rev., 1995, № 5. -p.l 187−1206.
  121. Gabel, Landis. Product standardization and competitive strategy. -Holland, 1987.
  122. Garvin David A. Managing Quality- The strategic and Competitive Edge. -New-York, 1988. -p.320.
  123. Jin K.N., Namwoon K., Rajendra K.S. Market orientation and organizational performance: is innovation a missing link? // Journ. Of Marketing, 1998, v.62,#4.
  124. Quality WORLD for Technical supplement. -1994. September, -p.98.
  125. Slater J.A., United Kingdom. Certification Trade // EQO. Quality 1993, № 4,-p. 12−16.
Заполнить форму текущей работой