Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Землевладение и хозяйство Спасо-Каменного монастыря в XV — XVII веках

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концептуальную основу диссертации составляет совокупность исходных представлений автора об органической связи аграрной и социальной истории Средневековья, политического и экономического развития института феодальной собственностиотход от сугубо социологических макропостроений и ориентация на целостное постижение региональных социально-экономических, политических и социокультурных систем, которым… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Землевладение Спасо-Каменного монастыря
    • 1. 1. Кубеыозерский край в XIII — XIV вв. и основание монастыря
    • 1. 2. Формирование монастырской вотчины в XV в
    • 1. 3. Сельское расселение в XVI — XVII вв
    • 1. 4. Монастырский иммунитет: общее и особенное
  • Глава II. Структура и организация монастырского хозяйства
    • 2. 1. Земледелие и животноводство
    • 2. 2. Промыслы и торговля
    • 2. 3. Организация управления
  • Глава III. Социальные микроструктуры и их демографическая характеристика
    • 3. 1. Крестьянский двор и семья
    • 3. 2. Сельская община и приход
    • 3. 3. Монашеское сообщество и состав работников
    • 3. 4. Миграции населения

Землевладение и хозяйство Спасо-Каменного монастыря в XV — XVII веках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несмотря на длительное изучение церковно-монастырского землевладения и хозяйства в отечественной историографии, некоторые стороны этой проблематики остаются ещё слабо разработанными. К настоящему времени наиболее глубоко исследованы крупнейшие духовные корпорации феодальной Руси (Московский Патриарший дом, Новгородский дом святой Софии, Ростовский архиерейский дом, Иосифо-Волоколамский, Симонов, Троице-Сергиев, а на севере — Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри). На основе их обширных архивов (включающих акты, копийные книги, комплекс «вотчинных хозяйственных книг») учёные всесторонне раскрыли этапы, пути и способы формирования и роста землевладения и хозяйства этих церковных институций, ход земельно-иммунитетпой политики государства по отношению к ним, многосторонний вклад в развитие материальной и духовной культуры средневековой Руси. Поскольку распределение земле-, дворои душевладения внутри Церкви было крайне неравномерным, большинство монастырей в России были средними (по 400−600 дворов по переписи 1678 г.) или вовсе малыми. Однако именно эта их совокупность (наиболее типичных и «массовид-ных») разработана в научной литературе явно недостаточно и неравномерно — и по хронологии (имея в виду длительный период средневековья — до XVII в. включительно) и порегионально.

Научная актуальность комплексного исследования их социально-экономического, политического, социокультурного развития на основе апробированного в дореволюционной и советской историографии опыта, с учётом ряда новейших методологических и методических подходов не подлежит сомнению. Средние и малые северные монастыри Вологодского края постепенно стали изучаться в 1980;х гг., а в последние десятилетия обращение к их истории усилилось, что связано с потребностью во всестороннем, всеобъемлющем осмыслении духовной и экономической жизни русского средневекового общества в XIV—XVII вв. Для комплексного их рассмотрения имеются и документальные предпосылки, хотя, конечно, уцелевшие от провинциальных монастырей среднего масштаба архивы существенно уступают документальному наследию крупнейших духовных корпораций. Здесь ещё велики ресурсы как региональных, так и центральных архивохранилищ.

Спасо-Преображенский монастырь на о. Каменном на Кубенском озере следует отнести к группе средних монастырей (по объему земле-, душеи дво-ровладения, а также числу братии), его вотчина располагалась в Вологодском уезде, а соляные промыслы еще и в Тотемском уезде. Историческое название региона, где возник монастырь и происходило формирование его земельной собственности, — Кубенозерье — связывает воедино две части вотчины, а с середины XVI в. две части Вологодского уезда в единое целое. Кубено-Заозерский край как историко-культурный ареал, плотно насыщенный монастырями, относится к землям по восточному побережью о. Кубенского, в бассейне р. Кубены и ее притоков, соотносим в XVI—XVII вв. с Заозерской половиной Вологодского уезда, а в XVIII—XIX вв. он был частью Кадниковского уезда Вологодской губернии. В рамках Кубенозерья Спасо-Каменный монастырь являлся древнейшим (середина XIII в.), в масштабе Вологодского уезда данный монастырь может быть отнесен к числу наиболее значительных корпораций, таких как Спасо-Прилуцкий, Павло-Обнорский и Корнильево-Комельский1.

Цель настоящего диссертационного исследования состоит в изучении землевладения и хозяйства островного монастыря, раскрытии всей полноты его экономических, социальных, политических, культурных связей с обществом и государством, их эволюции на протяжении длительного периода. Это предусматривает разработку комплекса проблем землевладения и хозяйства данной корпорации, по-своему уникальной в силу островного положения и.

1 Колычева Е. И. Православные монастыри второй половины XV—XVI вв.ека // Монашество и монастыри в России XI—XX вв.ека: Исторические очерки / отв. ред. Н. В. Синицына. М., 2005. С. 100- Водарский Я. Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII — начале XVIII в. // Историческая география России: XII — начало XX в. М., 1975. С. 76, 81- Румянцева B.C. Монастыри и монашество в XVII веке // Монашество и монастыри в России XI—XX вв.ека. С. 173−174- Суворов Н. И. Описание Спасокаменного, что на Кубенском озере, монастыря. Вологда, 1893. раннего возникновения, его весомой роли в распространении христианства на Севере России.

Сформулируем совокупность источниковедческих, методических, конкретно-исторических задач, направленных на реализацию цели исследования:

— реконструкция земельно-правового (актового) и хозяйственного архива Спасо-Каменного монастыря;

— анализ процесса складывания и развития монастырской земельной собственности и ее атрибута — феодального иммунитета на фоне и с учетом сложной социально-политической истории Кубено-Заозерского края в XIII—XV вв. и особенностей последующего формирования территории двух половин (Первой и Заозерской) в Вологодском уезде в XVI—XVII вв.;

— изучение эволюции системы сельского расселения в вотчине и особенностей функционирования в ней отдельных микроструктур (земледельческо-животноводческих и промысловых комплексов, крестьянской общины, церковного прихода, двора и семьи);

— исследование социальной и демографической структуры и динамики населения вотчины, численного состава, организации, социального происхождения монашества этой общежительной духовной корпорации;

— изучение структуры вотчинного хозяйства и соотношения в нем различных отраслей, особенностей его организации и управления им, рациональных основ самого хозяйствования;

— определение социально-политического статуса Спасо-Каменного монастыря в Русском государстве XV—XVII вв., в церковной иерархии России, в Вологодской епархиивнутрии межрегиональных связей (белозерско-заозерских, белозерско-вологодских, ярославско-вологодских), а также внут-ривотчинных (сеньориально-крестьянских) связей.

Объектом исследования является русский православный средневековый монастырь как целостная система — социально-экономическая, политическая, демографическая и культурная. Предметом — эволюция землевладения и хозяйства Спасо-Каменного монастыря в XV—XVII вв. Землевладение монастыря понимается нами широко, как важная составляющая не только экономической, но и социально-политической истории средневековья, в тесной связи с его иммунитетом. Хозяйство рассматривается как целостная система, сбалансированная совокупность отраслей. Учитываются параметры не только собственно монастырской, но и крестьянской экономики (землепользование, организация обложения), а также их взаимосвязи.

Методологическая база исследования определяется совокупностью общенаучных и специальных методов, принципами объективности, системности и историзма. Широко применяется сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставлять хронологически и территориально близкие, но разные по своему происхождению (государственные и внутривотчинпые) материалы поземельного кадастра, а также выявить динамику и определить степень исторической достоверности и полноты самих источников. При анализе социальных микроструктур, их взаимодействия между собой и явлений внутри них, были применены социокультурный и историко-антропологический подходы.

Концептуальную основу диссертации составляет совокупность исходных представлений автора об органической связи аграрной и социальной истории Средневековья, политического и экономического развития института феодальной собственностиотход от сугубо социологических макропостроений и ориентация на целостное постижение региональных социально-экономических, политических и социокультурных систем, которым и являлись севернорусские монастыри. Раскрытие этих внутренних механизмов показывает историческую преемственность развития корпоративного сообщества Спасо-Каменного монастыря на протяжении XIII—XVII вв. Подробного изучения требует и высокая эмпирическая насыщенность изучаемых в диссертации понятий «вотчина-сеньория», «община», «семья» и др. Важным является вопрос о соотношении корпоративного и личностного начал в системе монастырского властвования, раскрываемый в процессе анализа функций отдельных членов монастырского сообщества.

Конкретная научная методика автора диссертации базируется на разработанных и апробированных в современном источниковедении русского средневековья принципах. Поземельные акты изучаются не сами по себе, а с учетом истории самого архива, в котором они отложились (А.А. Зимин, С. М. Каштанов, JI.B. Черепнин и др.)2- Сведения кадастровых источников XVII в. разного происхождения (государственного, вотчинного, церковного) по важнейшим параметрам аграрного и демографического развития сопоставляются между собой (З.В. Дмитриева, В. И. Иванов, Т. В. Сазонова, М.С. Черкасова). Микроисторический подход позволяет рассмотреть отдельные социальные явления как целостные системы, скрепленные внутренней организацией (Н.В. Соколова)4. Источники рассматриваются не только как основа информации о развитии общества, т. е. не чисто функционально, но и как продукт определенной культуры, овеществленная основа «другого» (общества, человека и его сознания). Предпринята попытка показать осознание людьми эпохи средневековья (старцами, крестьянами, агентами государственной власти) целей своей деятельности в хозяйственной, политической, социальной и культурной сфере, рациональных основ природопользования и хозяйствования.

Хронологические рамки диссертационного исследования — XV-XVI1 вв. — определяются рядом общеисторических и источниковедческих признаков. Это было время становления и укрепления Московского государства, а также интенсивного роста церковно-монастырского землевладения и хозяйства. XV—XVII вв. стали эпохой социально-политического, экономического и духовного.

2 Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV—XVI вв.). М., 1977; Каштанов С. М. Русская дипломатика. М., 1988; Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV—XV вв.: в 2 ч. М.-Л" 1948;1951 и др.

J Дмитриева З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI—XVII вв. СПб., 2003; Иванов В. И. Бухгалтерский учет в России XVI-XVI1 вв. Исюрико-источниковедческое исследование монастырских приходо-расходных книг. СПб., 2005; Сазонова Т. В. Кирилло-Повоезерский монастырь как социокультурное явление средневековой жизни Московского государства (1540-е — 1660-е гг.): автореф. дис.. канд. ист. наук. СПб., 2005; Черкасова М. С. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI-XVI1 в. М., 2004.

4 Соколова Н. В. Социальные микроструктуры монастырской деревни в Центральной России конца XVIIпервой четверти XVIII века (некоторые источники и методы исследования) // Северо-Запад в аграрной истории России. Калининград, 2005. С. 12−26- она же. К вопросу о характере взаимоотношений сельской общины и монастырских вотчинных управителей во второй половине XVII в. // Северо-Запад в аграрной истории России. Калининград, 2007. С. 17−35. расцвета Спасо-Камеиного монастыря. Но данные рамки не являются жесткими, застывшими: по мере необходимости они раздвигаются вглубь, до XIII—XIV вв., и поднимаются вверх — до начала XVIII в.

Территориальные рамки определяются расположением ядра земельной собственности Спасо-Каменного монастыря. Это Кубено-Заозерский край — историко-культурный ареал, плотно насыщенный монастырями, в окрестностях оз. Кубенского. Кихтская половина монастырской вотчины располагалась к северо-востоку от озера (по р. Кихти), Пучецкая — на его юго-западном берегу (по р. Пучке).

Структура работы обусловлена последовательной реализацией поставленных исследовательских задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Первая глава посвящена исследованию формирования землевладения Спасо-Каменного монастыря, изучению его иммунитета. Вторая глава содержит характеристику монастырского хозяйства — структуры его отраслей и организации управления. В третьей главе раскрываются вопросы демографии в монастырской деревне и особенности формирования в ней социальных микроструктур. В заключении подведены общие итоги исследования, намечены перспективы дальнейшего изучения. В приложениях содержатся карто-схемы, таблицы и иллюстрации. Таблицы выстроены в соответствии со структурой и общей хронологией исследования, содержат основные подсчеты и группировку информации по отдельным проблемам.

Заключение

.

Проведенное исследование показало, что Спасо-Преображенский Каменный монастырь, возникший в начальный период христианизации и земледельческого освоения Кубенозерья, на протяжении XV—XVII вв. являлся самой крупной церковной корпорацией в этом крае. Его длительное существование на землях разных княжеских домов, с отличающимися административно-правовыми порядками в разных «половинах» ее вотчины, введение архиманд-ритии в середине XVI в., зависимость организации и ведения хозяйства от природно-географического фактора (расположение на острове) — все это выделяло Спасо-Каменный монастырь на фоне других обителей Вологодско-Пермской епархии.

При работе с архивом корпорации была осуществлена методика сравни1 тельно-исторического анализа источников разного происхождения. Проведена реконструкция монастырского архива путём привлечения как опубликованных и архивных актов, так и выявленных по описям крепостной казны XVII в., но не дошедших до нас источников. Особо подчеркнем значение весьма содержательных «вотчинных частей» описных книг 1628, 1670 и 1701/03 гг. Систематизированы упоминания о составлении в Спасо-Каменном монастыре синодиков, книжных описей, вкладных, приходных и расходных, соляных, «засев-ных» и хлебных книг.

В результате проведённого исследования были существенно уточнены и детализированы основные этапы социально-политического развития Кубено-зерской обители в XIII—XVI вв. Их удалось увязать с меняющейся владельческой принадлежностью территории, на которой монастырь возник и развивался, и где формировалось его землевладение. Для начального периода (1260-е гг. — при князе Глебе Васильковиче) можно говорить о Белозерской, затем (1340-е гг. — при князе Глебе Борисовиче) о Ростовской, а с конца XIV и в первой половине XV в. — о Ярославской принадлежности данной земли и самой обители. Причём, Спасо-Каменный монастырь был значим для ярославских князей как старшей, так и младшей ветви. Весьма показательным в этом плане можно считать пострижение в нём последнего представителя Заозерской ветви — князя Андрея-Иоасафа.

Вместе с тем, уже в период игуменства Дионисия Свято горца (13 701 380-е гг.) наметилась связь с Московским великим княжеством, переросшая в конце феодальной войны в установление над монастырём патроната великого князя Василия II (около 1448 г.). Но земельные, политические, духовные связи корпорации с представителями старшей ветви ярославских князей не прерывались до 1562 г. Это обусловило сложный административно-судебный и налоговый статус разных половин монастырской вотчины — Пучецкой и Кихтской. И если само по себе явление перехода духовной корпорации из-под удельно-княжеского под великокняжеский патронат было распространено в период образования Русского централизованного государства (Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский, Толгский монастыри), то столь длительное сохранение существенных различий в статусе земель — черта, явно выделяющая Спасо-Каменный монастырь и на общерусском, и на региональном фоне.

Землевладение Спасо-Каменного монастыря сложилось еще в первой трети XV в. на основе княжеских пожалований. Формирование его земельной собственности (хотя и скромной по масштабу) интересно тем, что оказалось тесно связанным со сложной социально-политической историей Кубено-Заозерского края, отразив, к тому же, разнообразные белозерско-вологодские и вологодско-ярославские политические связи XIII—XVI вв.

Формирование и рост землевладения Спасо-Каменного монастыря приходились на конец XIV—XV вв. В XVI—XVII вв. темпы роста были весьма низкими. Этому способствовало изначально слабое развитие в крае частной светской собственностивозможное влияние Паисия Ярославова и идей нестяжательстваэффективная ограничительная политика государства в области цер-ковно-монастырского и родового княжеского землевладенияотсутствие ресурсов для земельного роста вследствие перехода собственности ярославских князей после 1562 г. в фонд дворцовых земель, которые вскоре были розданы в поместно-вотчинную собственность. Некоторый рост землевладения монастыря наблюдался в 1680—1690-х гг., когда активизировался обмен землями между корпорацией и вологодскими помещиками. Внутри вотчины резервы для внутреннего земледельческого и промыслового освоения оставались до конца XVII в. Таким образом, на землевладении монастыря отразились и сложные перипетии социально-политической истории Заозерского края, и общерусские процессы.

Хозяйство Спасо-Каменного монастыря в XV—XVII вв. было комплексным. Земледелие и животноводство господского хозяйства концентрировались в вотчинных селах, где ими занимались монастырские работники, детеныши и наемные люди. Удалось проследить изменение хозяйственной специализации сел на протяжении XVII в., связанное с увеличением в их хозяйстве доли животноводства. Торговля обеспечивала монастырю необходимый минимум продовольствия и товаров, не производимых в его вотчине, а также способствовала реализации излишков сельскохозяйственной и промысловой продукции. Система управления монастырским хозяйством в вотчине имела территориальный характер. Связи по линии «корпорация — община» осуществлялись через конкретные фигуры монастырских приказчиков и посельских старцев.

В системе сельского расселения в монастырской вотчине показана устойчивая картина функционирования целостных вотчинных комплексов. Центром такой микроструктуры было село или сельцо, причем наблюдается преемственность позднейших сел от «земель» XV в. Семь сел Спасо-Каменного монастыря являлись и центрами приходской жизни, а с начала XVII в. фиксируются и отдельные церковные деревни, населенные причтом. Вокруг сел располагались деревни с тремя-четырьмя дворами крестьян и бобылей, к которым «тянули» земельные угодья — поля, пожни, леса и пустоши. Более заселенной была Пучецкая половина вотчины в волости Сяме, известной еще с XIV в.

Спасо-Каменный монастырь на протяжении XV—XVII вв. представлял собой целостный социальный организм, связующий в единое целое монастырскую власть и сельскую общину. Такое единение объясняется социальной основой самого монастыря, братия которого происходила преимущественно из крестьянской среды. Весьма показательна для отмеченного единства систематическая практика кредита, вообще широко распространенного в русских монастырях: корпорация выдавала многочисленные ссуды (зерном, хлебом, скотом) для поддержки крестьянского хозяйства. Были развиты традиции взаимопомощи и внутри самой общины и прихода. В конце XVII в. прослеживается преобладание государственной централизованной ренты над сеньориальной владельческой. Последняя и в начале XVIII в. была натуральной, что показывает замедленную товарно-денежную эволюцию вотчины, слабую связь крестьянского хозяйства с рынком. Система крестьянской барщины даже к концу XVII в. не сложилась, имела в основном сезонный характер. Позднее письменное закрепление норм сеньориально-крестьянских отношений свидетельствует о длительном бытовании устной традиции (обычного права).

Исследование показало, что вотчина Спасо-Каменного монастыря обладала высокой адаптивностью к политическим и экономическим кризисам. В целом, выявляется устойчивый характер вотчин (и круппых, и средних монастырей) как наиболее оптимальной формы хозяйственной деятельности в феодальной России. Вотчина имела лучшую обеспеченность трудовыми ресурсами, развитую структуру отраслей, более разнообразную совокупность компонентов системы расселения, включая городские дворы.

Иммунитет Спасо-Каменного монастыря был обусловлен природой феодальной собственности, органическим единством в эпоху феодализма власти и собственности, прежде всего, па землю. Специфика феодального иммунитета корпорации проявилась в длительном (до начала 1560-х гг.) сохранении различий в административно-судебном и финансовом статусе ее двух «половин». Подобные «варьирующиеся корпоративные права», отсутствие единообразия норм податного иммунитета духовных феодалов отмечал С. М. Каштанов вплоть до майской ревизии тарханов 1551 г., и даже после нее1. «Вариативно.

1 Каштанов С. М. Финансы средневековой Руси. М., 1988. С. 242. иммунитетное право" Спасо-Каменного монастыря проявилось и в сравнении с другими монастырями, и в рамках его собственной вотчины. Наблюдается нарастание государственной регламентации в отношении хозяйственной деятельности корпорации в XVI—XVII вв. В 1623 г. обитель в своих правах окончательно сблизилась с другими русскими монастырями (три указных судебных срока, общеобязательность уплаты ямских денег и стрелецких хлебных запасов, городовое и острожное дело «с сошными людьми вместе»).

Древность возникновения Спасо-Каменного монастыря стала определяющим фактором для его первенствующего положения в рамках Вологодского края и епархии. В отличие от большинства белозерских и вологодских монастырей, здесь не сложилось устойчивого культа его основателя, а общерусской канонизации Иоасафа Каменского ни в 1547 г., ни позднее не состоялось. Но именно в нем, ранее на столетие, чем в других вологодских монастырях, была утверждена архимандрития. Настоятели обители принимали участие в утверждении важнейших законодательных актов Русского государства во второй половине XVI—XVII вв., приглашались на церковно-земские соборы для обсуждения и принятия решений в области церковных преобразований.

В плане перспектив дальнейших исследований было бы важно в сравнительно-историческом плане изучить формирование и развитие землевладения и хозяйства других Заозерских монастырей (Дионисиево-Глушицкого, Нико-ло-Катромского, Николо-Подольного, Спасо-Рабангского, Сямженского Ев-фимьева), поскольку ни по одному из них пока не имеется комплексных научных, разработок (в отличие от гораздо более полно изученных Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского, Кирилло-Новоезерского, Соловецкого и монастырей южной части Вологодского уезда). Необходимы исследования, обобщающие социально-политическую и социально-экономическую историю самого Кубено-Заозерского края. Перспективной представляется интеграция археологических и письменных источников о раннем этапе его освоения. История Спасо-Каменного монастыря в Синодальный период, вплоть до его упразднения после пожара 1774 г., также заслуживает отдельного рассмотрения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные материалы
  2. Российский государственный архив древних актов (РГАДА)
  3. Ф. 237: Монастырский приказ. Оп. 1.4. 1. Кн. 37 (Переписная книга Спасо-Каменного монастыря 1701/03 гг.).
  4. Ф. 281: Грамоты коллегии экономии. On. 1. №№ 2618, 2686, 2724, 2727, 2732, 2857, 2939, 2955, 3012, 3046, 3052, 3058, 3059, 3061, 3080 (поземельные акты XVI—XVII вв.).
  5. Ф. 1209: Поместный приказ. On. 1. Кн. 59, 62, 14 727, 15 044, 66, 14 720, 14 725, 14 726, 14 732, 14 733, 14 737, 14 741, 14 880, 14 881, 14 882 (дозорные, писцовые и переписные книги XVII в.).
  6. Ф. 1356: Материалы Генерального межевания. On. 1. Д. 6/310, 314.
  7. Архив Санкт-Петербургского Института истории Российской академии наук (СПб ИИ РАН)
  8. Ф. 115: Собрание рукописных книг. Д. 60 (Копийная книга актов Спасо-Каменного монастыря второй половины XVIII в.).
  9. Ф. 238: Колл. Н. П. Лихачева. Д. 102/1 (Копийная книга актов Спасо-Каменного монастыря второй половины XVIII в.).
  10. Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки (ОР РНБ)
  11. Государственный архив Вологодской области (ГАВО)
  12. Ф. 496: Консистория. On. 1. Д. 2190, 3178, 3250, 3984. Ф. 515: Спасо-Каменный монастырь. On. 1. Д. 2, 30.
  13. Ф. 883: Краеведов Н. И. и И. Н. Суворовых. On. 1. Кн. 44 (Опись Спасо-Каменного монастыря 1670 г.). Научно-справочная библиотека. Д. 7847.
  14. Опубликованные источники Документальные публикации и сборники документов
  15. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV начала XVI в.: в 3 т. / отв. ред. проф. JI.B. Черепнин — сост. И. А. Голубцов. — М.: Изд-во АН СССР, 1952−1964.
  16. Акты Спасокаменскаго монастыря, 1545−1698 / публ. А. Ф. Бычкова // Летопись занятий Археографической комиссии за 1864 год. — СПб., 1865. — Вып.3.-С. 23−46.
  17. Акты феодального землевладения и хозяйства XIV—XVI вв.: в 3 ч. Ч. 1 / подгот. к печати Л. В. Черепнин — отв. ред. С.В. Бахрушин- М.: Изд-во АН СССР, 1951.-400 с.
  18. Акты юридические, или собрание форм старинного делопроизводства. -СПб.: Изд. Археографической комиссии, 1838. -465 с. -№ 279.
  19. Воскресенская церковь в с. Устье Кадниковского уезда Вологодской губернии. Исторический очерк / сост. А. Розанов.— Вологда, 1903.—200 с.
  20. Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссией. СПб., 1846. — Т.1. -№№ 10, 14−1 — 14−3, 15−18, 20,21.
  21. Духовные и договорные грамоты московских великих и удельных князей XIV—XVI вв. / подгот. к печати JI.B. Черепнин- отв. ред. С. В. Бахрушин. М., 1909. — С. 44−64, 80−88- М.: Изд-во АН СССР, 1950. — 587 с.
  22. Житие и подвизи преподобного отца нашего князя Иоасафа, Каменскаго чюдотворца / публ. Г. М. Прохорова // Святые подвижники и обители Русского Севера / изд. подг. Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2005. — С. 54−76.
  23. Житие Кирилла Новоезерского: Текст и словоуказатель / сост. И. В. Азарова и др., под ред. А. С. Герда. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 153 с.
  24. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI — первой половины XVII в.: в 2 т. / под ред. Н. Е. Носова. — JI.: Наука. Ленигр. отд-ние, 1986−1988.
  25. Летописец Троицкого Устьшехонского монастыря / подгот. к печати Ю. С. Васильевым // Белозерск: историко-лит. альманах. Вологда: Русь, 1994. — Вып. 1.-С. 86−92.
  26. Материалы для истории делопроизводства Поместного приказа по Вологодскому уезду в XVII в., собранные В. Н. Сторожевым. Пг., 1918. — Вып. 2. -278 с.
  27. Опись Спасо-Каменного монастыря 1628 года / публ. А. В. Лаврентьева, А. А. Турилова // Памятники письменности в музеях Вологодской области / под общ. ред. П. А. Колесникова. Вологда: Вологод. отд-ние ВООПИК — ВГПИ, 1985. -Ч. 4, вып. 1, — С. 163−209.
  28. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года: комментированное издание / сост. З.В. Дмитриева- М. Н. Шаромазов. СПб.: «Петербургское востоковедение», 1998. — 384 с.
  29. Опись строений и имущества Кирилло-Новоезерского монастыря 1657 года / публ. Т. В. Сазоновой // Белозерье: краевед, альманах. — Вологда: Русь, 1998.-Вып. 2.-С. 139−165.
  30. Послания Иосифа Волоцкого / подгот. текста А. А. Зимина, Я.С. Лурье- вступ. ст. И. П. Еремина, Я. С. Лурье. — АН СССР, Ин-т русской лит. (Пушкинский дом). М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 390 с.
  31. Приходо-расходныя книги Корпильева-Комельскаго монастыря. 15 761 578 гг. // Летопись занятий Археографической комиссии за 4 года. СПб., 1871.-Вып. 5.-С. 14−29.
  32. Сказание о Спасо-Каменном монастыре / публ. Н. Н. Малининой // Памятники письменности в музеях Вологодской области: каталог-путеводитель / под общ. ред. П. А. Колесникова. Вологда: Вологод. отд-ние ВООПИК — ВГПИ, 1987.-Ч. 1, вып. 2.-С. 407−417.
  33. Соборное Уложение 1649 г.: Текст, комментарии / АН СССР, Ин-т истории СССР, Ленингр. отд-ние- подгот. текста Л.И. Ивиной- коммент. Г. В. Абрамовича и др.- рук. авт. кол. А. Г. Маньков. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987.-448 с.
  34. Н.И. Описание Спасокаменного, что на Кубенском озере, монастыря. 2-е изд. — Вологда, 1893. — 90 с.
  35. Таможенные книги Московского государства / под ред. А. И. Яковлева: в 3 т.-М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950−1951.
  36. С.А. Сотницы (1537−1597 гг.), грамоты и записи (1561−1969 гг.).- М.: Изд. Имп. О-ва истории и древностей Российских при Моск. ун-те, 1902.- 272 с.
  37. Справочно-энциклопедические издания
  38. С.Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв.: справочник. М.: Наука, 1975.-607 с.
  39. В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 1−3. — СПб.: Синод. тип., 1890−1897.
  40. С.М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI века. Часть 1 // Археографический ежегодник за 1957 год. М.: Изд-во АН СССР, 1958.-С. 302−376.
  41. С.М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в. Ч. 2 // Археографический ежегодник за 1960 год. М.: Изд-во АН СССР, 1962. -С. 129−200.
  42. С.М., Назаров В. Д., Флоря Б. Н. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в. Ч. 3 // Археографический ежегодник за 1966 год. -М.: Наука, 1968.- 197−253.
  43. Писцовые книги Русского Севера / Федер. архив, служба России, Рос. гос. архив древ, актов — сост.: Н. П. Воскобойникова (отв. сост.), В. Ю. Беликов, Н. Ф. Демидова, М. Ю. Зенченко, Г. А. Иванова. — М.: Памятники ист. мысли, 2000. 478 с.
  44. Словарь книжников и книжности Древней Руси.- СПб., 1992−2004.-Вып. 1−4.
  45. Д.А. Перечень иммунитетных грамот 1584−1610 г. Часть 1 // АЕ за 1978 год. М.: Наука, 1979. — 191−235.
  46. Д.А. Перечень иммунитетных грамот 1584−1610 гг. Часть 2 // АЕ за 1979 год, М.: Наука, 1981.-С. 210−254.
  47. Церковно-исторический атлас Вологодской области: в 2 т. / сост. Т. М. Македонская. — Вологда: «Древности Севера», 2007. Т. 1. — 255 с. — Т. 2. — 127 с.
  48. О.А. Описи имущества Большого Тихвинского Богородичного Успенского монастыря XVII в. // Очерки феодальной России. СПб.: Альянс-Архео, 2005. — Вып. 9. — С. 285−308.
  49. Аграрная история Северо-Запада России XVII века: (Население. Землевладение. Землепользование) / отв. ред. А. Л. Шапиро. — Л.: Наука. Ленигр. отд-ние, 1989.-231 с.
  50. В.А. Сельская община в России (XVII начало XIX в.). -М.: Наука, 1976.-323 с.
  51. В.А. Типология русской крестьянской семьи в эпоху феодализма// История СССР. 1981. — № 3. — С. 78−96.
  52. А.И. Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности конца XIV начала XVI вв. — СПб.: «Алетейя», 2002. — 352 с.
  53. А.И. Роспись главам древнейшего синодика Московского Богоявленского монастыря // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб.: Наука, 2001. — Вып. 4. — С. 7−33.
  54. Ю.Г. Под знаменами Москвы: Борьба за единство Руси. — М.: Мысль, 1992.-268 с.
  55. Амвросий (Орнатский А.А.). История российской иерархии. Ч. I-IV.1. М., 1807−1813.
  56. Е.Н. Крестьянский двор и община на Русском Севере. Конец XVII начало XVIII в. — М.: Наука, 1976.-221 с.
  57. К.В. Заметка о происхождении Паисия Ярославова // Исследования по истории средневековой Руси: К 80-летию Ю. Г. Алексеева: сб. ст. М. — СПб.: Альянс-Архео, 2006. — С. 268−272.
  58. Н.В. Землевладение Дионисиево-Глушицкого монастыря в XV — XVII вв. // Историческая наука в контексте социогуманитарного знания: традиции и современные подходы. Череповец, 2007. — Ч. 1. — С. 54−67.
  59. М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. Т. 1: Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления.-М: Императорское о-во истории и древностей, 1909.—105 с.
  60. A.M. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI—XVII вв.еках. Петрозаводск: Карел, кн. изд-во, 1966.-284 с.
  61. В.И., Преображенский А. А., Тихонов Ю. А. Эволюция феодализма в России: Социально-экономические проблемы. М.: Мысль, 1980. — 342 с.
  62. И.У. Монастыри и борьба с ними крестьян в XIV—XVI вв.. (по «житиям святых») / вступ. ст. JI.B. Черепнина. М.: Наука, 1966. — 392 с.
  63. И.А. Борьба государства с феодальным иммунитетом // Общество и государство феодальной России: сб. ст. / под ред. В. Т. Пашуто. М.: Наука, 1975.-С. 327−333.
  64. И.А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII века. М.: Наука, 1977. — 327 с.
  65. Ю.С. Материалы писцового делопроизводства Севера России XVI в. как исторический источник // Крестьянство Севера России в XVI в.: межвуз. сб. пауч. тр. Вологда: ВГПИ, 1984. — С. 19−31.
  66. Ю.С. Феодальное землевладение и хозяйство в Важской земле в XV-XVII вв.: автореф. дис.. канд. ист. наук. Л., 1971.-20 с.
  67. Л.Н. Добывающие промыслы // Очерки русской культуры XVII века: в 2 ч. М.: Изд-во МГУ, 1979. — С. 55−74.
  68. Л.Н. Крестьянская община и монастырь в Центральной России в первой половине XVIII в. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 210 с.
  69. С.Б. К вопросу о происхождении вотчинного режима. М.: РАЙОН. Ин-т истории, 1926. — 128 с.
  70. С.Б. Монастырское землевладение в Московской Руси во второй половине XVI в. // Исторические записки. М., 1941.-Т. 10.-С. 95−116.
  71. С.Б. Село и деревня Северо-Восточной Руси XIV-XVI вв.: Историко-социологическое исследование о типах внегородских поселений. -М.: ОГИЗ, 1936.- 165 с.
  72. С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. — Т. I, ч. 1−2. М.: АН СССР, 1947. — 496 с.
  73. М.В. Историко-географические очерки Заонежья XVI—XVII вв.еков. Из истории сельских поселений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. — 290 с.
  74. М.В., Власова И. В. География сельского расселения Западного Поморья в XVI—XVIII вв.еках. М.: Наука, 1974. — 191 с.
  75. Я.Е. Вологодский уезд в XVII в. (к истории сельских поселений) // Аграрная история Европейского Севера СССР. Вологда: ВШИ, 1970. — С. 253−366.
  76. Я.Е. Население России в конце XVII — начале XVIII века: (Численность, сословно-классовый состав, размещение). — М.: Наука, 1977. 263 с.
  77. Я.Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII начале XVIII в. // Историческая география России: XII — начало XX в. — М.: Наука, 1975. — С. 70−96.
  78. В.М., Дегтярев А. Я. Русское феодальное землевладение: От «Смутного времени» до кануна Петровских реформ. JL: Изд-во ЛГУ, 1986. — 197 с.
  79. В.Г. Материалы по истории русской соляной промышленности (Тотемский соляной промысел Спасо-Прилуцкого монастыря в 1622/1623 году) // Труды государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1958. — Т. V (8). — С. 71−104.
  80. К. Сыр и черви: Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М.: РОССПЭН, 2000. — 269 с.
  81. Н.А. Историческая демография России эпохи феодализма. (Итоги и проблемы изучения) / РАН, Ин-т рос. истории. М.: Наука, 1994. — 213 с.
  82. Н.А. Монастырские крестьяне Центральной России в XVII в.: О сущности и формах феодально-крепостнических отношений. М.: Наука, 1977.-365 с.
  83. IT.A. Русская феодальная деревня в историографии XX в. М.: Памятники исторической мысли, 2006. — 360 с.
  84. М. Монастырский приказ (1649−1725 гг.): Опыт историко-юридического исследования. СПб., 1868.
  85. Ю.В. Замосковный край в XVII веке: Опыт исследования по истории экономического быта Московской Руси. М.: Соцэкгиз, 1937. — 411 с.
  86. .Д. Монастырское хозяйство XVI—XVII вв.. — Л.: Путь к знанию, 1924.- 183 с.
  87. .Д. Новгородский дом Святой Софии: Опыт изучения организации и внутренних отношений крупной церковной вотчины. СПб., 1914.
  88. Д.А. Тотемские соляные промыслы // Тотьма: краевед, альманах. Вологда: Легия, 1997. — Вып. 2. — С. 84−131.
  89. А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988,-№ 1.-С. 56−70.
  90. А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. — № 4. — С. 23−35.
  91. М.М. Кабалы Спасо-Прилуцкого монастыря второй половины XVI—XVII вв.: дипломатическое исследование: автореф. дис.. канд. ист. наук. -СПб., 2005.-25 с.
  92. А.Я. Русская деревня в XV—XVII вв.еках: Очерки истории сельского расселения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 176 с. — Переизд.: Дегтярев А. Я. Избранные труды по русской истории.-М.: Парад, 2006.-Т. 1.-519 с.
  93. В. Земля русского преображения: Рассказ об одном из исторических и духовных центров России вологодском Кубеноозерье. — М.: Фонд им. И. Д. Сытина, «Зарницы», 2005. — 256 с.
  94. Г. В. Земельный строй в Двинском уезде в XVII в. Екатеринбург: УрО РАН, 2002. — 327 с.
  95. М.В. Рецензия на кн.: Бушкович П. Религия и общество в России XVI—XVII вв. Нью-Йорк, 1992 // Исследования по истории Украины и Белоруссии / отв. ред. М. В. Дмитриев. -М., 1995.-С. 188−193.
  96. З.В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI—XVII вв.. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — 348 с.
  97. З.В. Уставные грамоты Кирилло-Белозерского монастыря XVI—XVII вв.. // Российское государство в X1V-XVII вв.: сб. ст., поев. 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002.-С. 261−269.
  98. Н.Е. К биографии епископа Александра Вятского // Памятная книжка Кировской области и календарь на 2005 год. Киров (Вятка): Кировский областной комитет гос. статистики, 2005. — С. 167−179.
  99. Е.И. У истоков крупного производства в русской промышленности XV1-XVII веков: К вопросу о генезисе капитализма в России. — М.: Наука,'1970.-476 с.
  100. А.Н. Крупная феодальная вотчина Костромского края XVI—XVII вв.. (по материалам Костромского Троицкого Ипатьева монастыря): автореф. дис.. канд. ист. наук. -М.: МГУ, 1998. -25 с.
  101. В.Н., Черкасова М. С. Иностранные купцы и их дворы в Вологде в XVII первой четверти XVIII века // Вологда: краевед, альманах. — Вологда: Русь, 2000. — Вып. 3. — С. 97−132.
  102. С.Д. Древнерусский город Белоозеро: научное издание. М.: «Индрик», 2004. — 592 с.
  103. А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. — М.: Мысль, 1990.-286 с.
  104. А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV—XVI вв.). М.: Наука, 1977. — 355 с.
  105. В.И. Бухгалтерский учет в России XVI-XVII вв.: Историко-источниковедческое исследование монастырских приходо-расходных книг. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. 248 с.
  106. В.И. Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в XVI—XVII вв.еках: Механизм становления крепостного права. — СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. 600 с.
  107. Л.И. Внутреннее освоение земель в России XVI в.: Историкогеографическое исследование по материалам монастырей. JI.: Наука. Jle-нингр. отд-ние, 1985.-273 с.
  108. Л.И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV—XVI вв.. — Л.: Наука, 1979.-223 с.
  109. Иконы Вологды XIV—XVI вв.еков: каталог.-М.: Северный паломник, 2007.-824 с.
  110. История крестьянства России с древнейших времен до 1917 г. / редкол.:
  111. В.И. Буганов, И. Д. Ковальченко (отв. ред.) и др. — РАН, Ин-т рос. истории. Т. 3:
  112. Крестьянство периода позднего феодализма (середина XVII в. 1861 г.). — М.: Наука, 1993.-664 с.
  113. История северного крестьянства: в 4 т. Т. 1: Крестьянство Европейского Севера в период феодализма / Л. В. Данилова и др. Архангельск — Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во. Вологод. отд-ние, 1984. — 432 с.
  114. Н.А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV начала XVI века. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. — 544 с.
  115. А.В. Островные монастыри в культурном ландшафте Русского Севера // Русская культура на рубеже веков: Русское поселение как социокультурный феномен: сб. ст. / гл. ред. Г. В. Судаков. Вологда: Книжное наследие, 2002.-С. 7−16.
  116. А.В. Православная Церковь на севере России: Очерки истории до 1917 г. Вологда: ВГПИ, 1992. — 164 с.
  117. Ш. Камкин А. В., Кубарева Е. В. О братии Кирилло-Белозерского монастыря перед секуляризацией // Кириллов: краевед, альманах. — Вологда: Легия, 1998.-Вып. З.-С. 93−100.
  118. Л.П. Очерки средневековой религиозности XII—XIII вв.еков, преимущественно в Италии. Пг., 1915. — Переизд.: Карсавин Л. П. Сочинения. Т. 2: Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв.еках. — СПб.: Алетейя, 1997.-418 с.
  119. Л.П. Философия истории. СПб.: Комплект, 1993. — 350, 1. с.
  120. А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — Т. 1. — 848 с. — Т. 2. — 816 с.
  121. С.М. Очерки русской дипломатики. — М.: Наука, 1970. 502 с.
  122. С.М. Русская дипломатика. М.: Высшая школа, 1988. — 231 с.
  123. С.М. Финансы средневековой Руси. М.: Наука, 1988. — 248 с.
  124. Л.А. Актовый материал Троице-Сергиева монастыря 15 841 641 гг. как источник по истории землевладения и хозяйства. М.: РГГУ, 2006.-290 с.
  125. А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: АО «Аспект Пресс», 1994.-368 с.
  126. В.О. Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае // Соч.: в 9 тт.-Т. 8.-М., 1990. С. 5−30 (1-е изд. — 1869 г.).
  127. И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований: Заметки и размышления о новых подходах // Новая и новейшая история. 1995,-№ 1.-С. 3−33.
  128. С.А., Дмитриева З. В. Налоги в России до XIX в.: курс лекций иматериалы для семинарских занятий. СПб.: Историческая иллюстрация, 1999.-288 с.
  129. П.А. Северная деревня в XV первой половине XIX века: К вопросу об эволюции аграрных отношений в русском государстве. — Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во. Вологод. отд-ние, 1976. — 416 с.
  130. Е.И. Аграрный строй России XVI в. М.: Наука, 1987. — 229 с.
  131. А.И. Неземледельческие занятия крестьян России в XVII—XVIII вв.. // Народ и власть: Исторические источники и методы исследования: материалы XVI науч. конф. М., 2004. С. 64−87.
  132. К.И. На исследовании соляных источников // Красный Север. -1926. 7 сентября (№ 203 (2190)).
  133. А.И. История землевладения Белозерского края XV—XVI вв.. М.: Изд-во АН СССР, 1951. — 255 с.
  134. А.И. Крестьяне Русского Севера в XVI в. — JL: Наука. Ленигр. отд-ние, 1978.-245 с.
  135. А.И. Крестьяне Русского Севера в XVII в. Л.: Наука. Ленигр. отд-ние, 1984.-244 с.
  136. Кох О. Б. Крестьянская семья // Аграрная история Северо-Запада России XVII века: (Население. Землевладение. Землепользование) / отв. ред. А. Л. Шапиро. Л.: Наука. Ленигр. отд-ние, 1989. — С. 55−62.
  137. А.В. Торговля солью на Русском Севере в 1630-х — 1650-х годах : автореф. дис.. канд. ист. наук. СПб.: СПб ИИ РАН, 2005. — 24 с.
  138. А.Н. Почитание местных святых в Вологодско-Белозерском регионе XVII в.: источники и проблемы // Историческая наука в контексте со-циогуманитарного знания: традиции и современные подходы. Череповец, 2007.-Ч. 2.-С. 165−173.
  139. М.М. Историческая антропология. Изд. 2-е. — СПб.: Дмитрий Бу-ланин, 2004. — 161 с.
  140. Кубенское озеро: взгляд сквозь тысячелетия. (Шесть лет исследования
  141. Мининского археологического комплекса) / отв. ред. Н. А. Макаров. Вологда: «Древности Севера», 2001. — 48 с.
  142. И.П., Кукушкина Е. Н. Печать Феодосия Каменского // Вологда: краевед, альманах. Вологда: Русь, 1997. — Вып. 2. — С. 631−633.
  143. М.Г. Описание актов, хранящихся в архиве императорской Археографической комиссии. Коллекция П. И. Савваитова // Летопись занятий Археографической комиссии за 1914 год. -Пг., 1915. Вып. 27. -№№ 77−2168.
  144. В.А. Формирование государственной территории СевероВосточной Руси в X—XIV вв.. М.: Наука, 1984. — 349 с.
  145. Н.А., Захаров С. Д. Накануне перемен: сельские поселения на Кубенском озере в XII—XIII вв. // Русь в XIII веке: Древности темного времени: сб. ст. / отв. ред. Н. А. Макаров, А. В. Чернецов. М.: Наука, 2003.-С. 131−150.
  146. Н.А., Захаров С. Д., Бужилова А. П. Средневековое расселение на Белом озере. М.: «Языки славянской культуры», 2001. — 496 с.
  147. Н.А., Захаров С. Д., Зайцева И. Е. Сельские поселения на Кубенском озере в XII—XIII вв.. от расцвета к запустению // Русь в XIII в.: Континуитет или разрыв традиций?: тез. докл. науч. конф. — М.: Ин-т археологии РАН, 2000. — С. 65−72.
  148. А.Г. Уложение 1649 г. кодекс феодального права в России. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980. — 271 с.
  149. А.Г. Хозяйственные книги монастырских вотчин XVI в. как источник по истории крестьян // Проблемы источниковедения. М.: Изд-во АН СССР, 1955. — Т. 4. — С. 286−306.
  150. М.А. Государственно-феодальная эксплуатация крестьян национальных районов Европейского Северо-Востока и Приуралья в XVII веке. — Сыктывкар: Коми науч. центр УрО АН СССР, 1988. 20 с.
  151. М.А. Крестьяне Коми края в конце XVI-XVII в.: Феодальная эксплуатация. М.: Наука, 1990. — 152 с.
  152. М.А. Михаило-Архангельский Усть-Вымский монастырь // Актуальные проблемы краеведения Республики Коми: тез. докл. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Общества изучения Коми края / отв. ред. М.А. Ма-цук. Сыктывкар, 1997. — С. 69−71.
  153. М.А. Спасский Сойгинский монастырь // Актуальные проблемы краеведения Республики Коми: тез. докл. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Общества изучения Коми края / отв. ред. М. А. Мацук. Сыктывкар, 1997. — С. 71−72.
  154. А.П. Кубенское озеро и его рыбные промыслы // Вестник императорского русского географического общества, 1855. — СПб., 1855−1856. — Ч. 15.-С. 63−70.
  155. А.Е. Вотчины Спасо-Каменнаго монастыря // Вологодские епархиальные ведомости. 1903. — № 1. — С. 25−28.
  156. А.Е. Вологодская старина: Материалы для истории северной России. СПб.: Тип. и литогр. В. А. Тиханова, 1889. — 124 с.
  157. Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: Росспэн, 1998. — 572 с.
  158. Л.В., Булгаков М. Б., Гарскова И. М. Тенденции аграрного развития России первой половины XVII столетия: Историография, компьютер и методы исследования. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 303 с.
  159. Монашество и монастыри в России. XI—XX вв.ека: Исторические очерки: научное издание / отв. ред. Н.В. Синицына- Ин-т рос. истории. М.: Наука, 2005.-346 с.
  160. С.В. Троице-Сергиев монастырь в XVI начале XVIII века: состав монашеской братии и вкладчиков: автореф. дис.. канд. ист. наук. — М.: ИРИ РАН, 2000. — 26 с.
  161. Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. Т. 1, вып. 1: Об основании и строениях монастыря- Т. 1, вып. 2: О средствах содержания монастыря. СПб., 1897, 1910.
  162. А.П., Пашуто В. Т., Черепнин JI.B. Пути развития феодализма: (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика). М.: Наука, 1972. — 338 с.
  163. А.И. О размерах церковного землевладения в России XVI века // История СССР. 1988.-№ 2, — С. 157−163.
  164. С.С. Архитектурные памятники Спасо-Каменного монастыря (XV-XVI века) // Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV—XVI вв.: сб. ст. М.: Наука, 1970.-С. 437−457.
  165. Е.А. Монашество синодального периода как предмет историко-демографического исследования // Европейский Север России: традиция и мо-дернизационные процессы.: материалы науч. конф. Вологда — Молочное: ИЦ ВГМХА, 2006. — Ч. 1. — С. 105−109.
  166. Правящая элита Русского государства IX начала XVIII в.: Очерки истории / Е. В. Анисимов и др. — отв. ред. А. П. Павлов. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 546 с.
  167. JI.C. Вотчинное хозяйство в XVII веке: По материалам Спасо-Прилуцкого монастыря. М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 177 с.
  168. Г. М. Житие Иоасафа Каменского // Книжные центры Древней Руси: Севернорусские монастыри / под ред. С. А. Семячко. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — С. 323−329.
  169. Прошлое крупным планом: современные исследования по микроистории / отв. ред. М. Кром.-СПб.: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге: Алетейя, 2003.-268 с.
  170. Е.В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М.: Мол. гвардия, 2002. — 329 с.
  171. .А. Изыскание о русском сельском поселении эпохи феодализма // Вопросы экономики и классовых отношений в русском государстве XII—XVII вв.еков / АН СССР. М. — Л.: АН СССР, 1960. — 496 с.
  172. B.C. Опыт классификации монастырей в России в XVII в.: Вологодская степень // Церковь в истории России: сб. ст. / РАН, Ин-т рос. истории.-М.: ИРИ, 1997.-Сб. 1.-С. 82−100.
  173. Русское православие: Вехи истории / под ред. А. И. Клибанова. М.: Политиздат, 1989. -719 с.
  174. .А. Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII—XVIII вв.еков: альбом. М.: «Галарт», 1995. — 484 с.
  175. П.И. О начале и распространении христианства в пределах Вологодской епархии / авт. предисл. Н. И. Суворов // Вологодские епархиальные ведомости. 1865. -№ 1. — С. 20−26- № 2. — С. 49−54.
  176. А.А. Соловецкая вотчина XV-XVII вв.: (Опыт изучения хозяйства и социальных отношений на крайнем русском севере в древней Руси). — Пермь, 1927.-280 с.
  177. С.В. К ранней истории синодичных предисловий // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1991.-Вып. 1.-С. 8−28.
  178. Т.В. Кирилло-Новоезерский монастырь как социокультурное явление средневековой жизни Московского государства (1540-е 1660-е гг.): автореф. дис.. канд. ист. наук. — СПб.: СПб ИИ РАН, 2005. — 26 с.
  179. А.Н. Русская деревня в XVII в.: По материалам патриаршего хозяйства. -М.: Наука, 1966. -230 с.
  180. П.В. Борьба крупных монастырей против отмены тарханов в 1670-х гг. // Духовное, историческое и культурное наследие Кирилло-Белозерского монастыря: К 600-летию основания. СПб., 1998. — С. 34−49.
  181. А.А. Историческая география Новгородской земли в XVI—XVIII вв.. Новгородский и Ладожский уезды Водской пятины. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.-496 с.
  182. С.С. Заозерское княжество // Ярославские губернские ведомости за 1843 г. Ярославль, 1843. — Прибавление. — С. 25−27.
  183. И.К. Русское монашество, 988−1917: Возникновение, развитие и сущность.- Жизнь и учение старцев: [Путь к совершенной жизни]. М.: Цер-ковно-науч. центр «Православ. энцикл.», 1997. — 606 с.
  184. Собственность в России: Средневековье и раннее новое время: научное издание / отв. ред. Н. А. Горская. М.: Наука, 2001. — 283 с.
  185. Н.В. Монастырское землевладение и хозяйство в Нижегородском крае в XVII середине XVIII в.: автореф. дис.. канд. ист. наук. М.: МГУ, 1990.-23 с.
  186. Т.Б. О взаимоотношениях царской власти и патриаршества по земельному и финансовому вопросам во второй половине XVII в. в России // Вестник МГУ. Серия «История». 1978. — № 5. — С. 60−72.
  187. Т.Б. Отношения церкви и государства по вопросам землевладения в XVII веке : автореф. дисканд. ист. наук.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.- 22 с.
  188. Т.Б. Пути роста городских владений церкви в России в первой половине XVII в. // Русский город: сб. ст. / под ред. B.JT. Янина — сост. Л.И. На-сонкина. М.: Изд-во МГУ, 1990. — Вып. 9. — С. 228−246.
  189. А.А. Труды по истории государева двора в России XVI—XVII вв.. М.: ИЦ РГГУ, 2004. — 505 с.
  190. Н.В. Повседневная жизнь русского православного монастыря во второй половине XIX первой четверти XX в. (на материалах Вологодской епархии): автореф. дис.. канд. ист. наук. — Архангельск: Помор, гос. ун-т, 2007. — 23 с.
  191. В.Н. Монастырское землевладение на Вологде в XVII веке : отд. оттиск. Б. м.: [б. и.], 1909. — 50 с.
  192. С.В. Землевладение в Ростовском уезде в XV—XVII вв..: автореф. дис.. канд. ист. наук. СПб.: С.-Пегерб. гос. ун-т, 2003. — 21 с.
  193. И.Н. Из собрания Вологодского епархиального древлехранилища // Вологодские епархиальные ведомости. 1911. -№ 16. — С. 392−395.
  194. Н.И. Исторические сведения об иерархах Древне-Пермской и Вологодской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. 1865. — № 15. — С. 600−602- № 16. — С. 649−653- № 18. — С. 742−746- № 20. — С. 813−825.
  195. Н.И. Описание Спасокаменного, что на Кубенском озере, монастыря. 2-е изд. — Вологда: Тип. губ. правления, 1893. — 90 с.
  196. Г. В. Монастырские описи XVII века как источник по истории книги // Историография и источниковедение истории северного крестьянства СССР / отв. ред. П. А. Колесников. Вологда: ВГПИ, 1978. — Вып.VI. -С. 41−49.
  197. Н.М. Метафизика Севера : монография. Архангельск: Помор. ун-т, 2004. 272 с.
  198. Н.М. Сакральная география Русского Севера: (Религиозно-мифологическое пространство севернорусской культуры). — Архангельск: Изд-во Помор, междунар. пед. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1993. 223 с.
  199. З.А. Социокультурный облик северной деревни XVII начала XVIII вв. — Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 1999. — 260 с.
  200. М.Н. Российское государство XV—XVII вв.еков. М.: Наука, 1973.-422 с.
  201. Ю.А. Помещичьи крестьяне России: Феодальная рента в XVII -начале XVIII в. М.: Наука, 1974. — 355 с.
  202. А.А. К вопросу о времени и обстоятельствах возникновения Спасо-Каменного монастыря (Из истории ярославских уделов в XIV в.) // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2007. — № 3 (29). — С. 110−111.
  203. Н.В. Солеваренная промышленность Соли Камской в XVII веке: К вопросу о генезисе капиталистических отношений в русской промышленности. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-336 с.
  204. .Н. Государственная власть и формирование духовного сословия в средневековой России // Сословия и государственная власть в России. XV -середина XIX в.: сб. ст. М., 1994. — Ч. 2. — С. 106−112.
  205. Л.В. Вотчинное право на Руси XIV—XV вв.. // Проблемы социально-экономической истории России: К 85-летию со дня рождения акад. Н. М. Дружинина: сб. ст. -М.: Наука, 1971. С. 13−25.
  206. JI.B. Русские феодальные архивы, XIV—XV вв..: в 2 ч. — М. — J1.: АН СССР, 1948−1951.
  207. JI.B. Спорные вопросы истории феодальной земельной собственности в IX—XV вв.. // Пути развития феодализма: (Закавказье, Средняя Азия, Прибалтика): сб. ст. М.: Наука, 1972.
  208. М.С. Землевладение Спасо-Ярославского монастыря в XIV—XVI вв.. // Ярославская старина. Ярославль, 1996. — Вып. 3. — С. 23−32.
  209. М.С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XV—XVI вв.. -М.: Археогр. центр, 1996. 335 с.
  210. М.С. К изучению финансового статуса русских монастырей в XVI—XVII вв.еках (по актовому материалу) // Кириллов: краевед, альманах. -Вологда: Легия, 1998. Вып. 1. — С.65−87.
  211. М.С. К характеристике монастырских архивов России // Археографический ежегодник за 2003 год. М., 2004. — С. 40−56- Археографический ежегодник за 2004 год. — М., 2005. — С. 30−45.
  212. М.С. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI—XVII вв.. (По архиву Троице-Сергиевой Лавры).-М.: «Древлехранилище», 2004. 396 с.
  213. М.С. Кубено-Заозерский край на политической карте Руси XIV—XVI вв.. // Труды кафедры истории России с древнейших времен до XX века. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 434−454.
  214. М.С. Монастырские описи XVII в. как источник по истории народонаселения // Историческое краеведение и архивы: материалы межрегион, науч. конф. 20 марта 2003 г. Вологда: О-во историков-архивистов, 2004. -Вып. 10.-С. 65−78.
  215. М.С. Монастырский иммунитет в XVII начале XVIII в. (Похозяйственному архиву Троицы) // Судебник 1497 г. в контексте истории российского и зарубежного права XI—XIX вв.: сб. ст.-М.: Парад, 2000.-С. 241−262.
  216. М.С. Поземельные акты как источник для изучения религиозного сознания средневековой Руси // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. — 2002. -№ 2(8). -С. 35−47.
  217. М.С. Россия в Средние века и Новое время: Теоретические проблемы: учеб. пособие / науч. ред. А. В. Камкин. — Вологда, 2008. 116 с.
  218. И.Н. Из истории вологодских монастырей XVI—XVII вв.ека (состав насельников) // Отечественная история. 2003. — № 1. — С. 141−154.
  219. И.Н. Монастыри Вологодского уезда в XVI-XVII вв.: землевладение и организация хозяйства: дис. канд.ист.наук.—М. :ИРИРАН, 2003. -310с.
  220. A.JT. Живущая четь и живущая выть // Вспомогательные исторические дисциплины.-Л.: Наука. Ленигр. отд-ние, 1987. Вып. XIX.-С. 94−117.
  221. А.Л. О природе феодальной собственности на землю // Вопросы истории. 1969. — № 12. — С. 57−72.
  222. Е.Н. Государство и крестьяне России: Поморье в XVII в. -М.: Археогр. центр, 1997. 283 с.
  223. JI. Вклады царя Ивана Грозного в Иосифо-Волоколамский монастырь // Древняя Русь: Вопросы медиевистики.- 2002.-№ 2(8).-С.90−100.
  224. B.C. Ярославское княжество в системе Русского централизованного государства // Научные труды высшей школы. Исторические науки. — 1958.-№ 4.-С. 3−15.
  225. С.В. Очерки по истории приходской жизни на Севере России в XV—XVII вв.. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1913. — 134 с.
  226. B.JI. Новгородская феодальная вотчина: Историко-генеалогическое исследование. — М.: Наука, 1981. 296 с.
  227. Bushkovitch P. Religion and Society in Russia. New York — Oxford, 1992.
  228. Steindorf L. Das Speisungsbuch von Volokolamsk.-Koln- Weimar- Wien, 1998.
  229. Steindorf L. Memoria in Altrussland. Studtgard, 1994. — 386 c.
Заполнить форму текущей работой