Психорегуляция педагогической деятельности учителя-словесника
![Диссертация: Психорегуляция педагогической деятельности учителя-словесника](https://westud.ru/work/5132140/cover.png)
Результаты данного исследования подтвердили идеи С. Л. Рубинштейна, О. В. Дашкевича о целостности процесса психической регуляции деятельности, Б. Ф. Ломова, О. Д. Конопкина, В. Д. Шадрикова о системно-структурной организации процесса психической регуляции деятельности, В. Н. Мясищева, В. А. Зобкова об отношении к деятельности как целостной характеристике личностиподтвердили и дополнили идеи Ю. П… Читать ещё >
Содержание
- Глава 2.
- 2.
- Теоретико-методологический анализ проблемы психорегуляции педагогической деятельности учителя-словесника
- Психолого-педагогическое исследование личности и деятельности учителя. Творчество как характеристика деятельности учителя
- Психолого-педагогическое исследование личности и деятельности учителя-словесника
- Личностно-деятельностный подход к психорегуляции педагогической деятельности
- Методы и организация исследования
Исследование механизма психической регуляции педагогической деятельности учителя-словесника. 53 Изучение личностных компонентов механизма психической регуляции педагогической деятельности учителя-словесника.
Изучение объективных показателей мотивации педагогической деятельности учителя-словесника. 63 Исследование взаимосвязей объективных показателей мотивации педагогической деятельности учителя-словесника и субъективных характеристик его личности.
Исследование содержательно-типологических компонентов личности учителя-словесника.
Психологическая характеристика личности профессионально одаренного учителя-словесника.
2.4.2. Психологическая характеристика личности профессионально самоактуализирующегося учителя-словесника.
2.4.3. Психологическая характеристика личности профессионально сомневающегося учителя-словесника.
Глава 3. Управление процессом формирования творческой активности учителя-словесника.
3.1 Обоснование формирующего эксперимента.
3.2. Проведение формирующего эксперимента и его результаты.
Рекомендации
Список литературы
- Аболин J1.M. Методики изучения эмоций в спорте. Казань, 1985. 100с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1969. 340с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.215с.
- Ананьев Б.Г. Становление системы человекознания //Избранные психологические труды: В 2тт. М.: Педагогика, 1980, т.1, с.17−55
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1986. 176с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, Издательство КГУ, 1988. 240с.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. 400с.
- Ансимова Н.П., Борисова М. В. Анализ эмоциональных компонентов педагогического труда //Проблемы общей и организационной психологии. Сборник научных трудов /Под ред. Карпова A.B. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1999, с. 119−128.
- Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования //Психологический журнал, 1992, т.13, № 5, с.12−25.
- П.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158с.
- Баранов A.A. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства. Дисс. канд. психол. наук. СПб, 1995.
- Батищев Г. С. Творчество и рациональность //Человек, творчество, наука. М.: Наука, 1967, с. 83−98.
- Березин Ф.Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М., 1994. 175с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 423с.
- Бизяева A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя. Дисс. канд. психол. наук. СПб, 1993.
- Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества//Вопросы психологии, 1999, № 2, с.35−41.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.464с.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. 80с.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. 96с.
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990. 192с.
- Васадзе А.Г. Проблема художественного творчества. Тбилиси: Мецниереба, 1978. 174с.
- Васильев H.H. Психология личности. Спецпрактикум. Вологда: Русь, 1998, с. 3−23.
- Вачков И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя (на материале специальных тренинговых групп). Дисс. канд. психол. наук. М., 1995.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1986. 143с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 283с.
- Волкова E.H. Субъектность как интегративное свойство личности педагога. Дисс. канд. психол. наук. М., 1992.
- Воробьев Г. Г. Ищи свой талант. М.: Молодая гвардия, 1983. 208с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1999. 534с.
- Выханду JI.K. Об исследовании многопризнаковых биологических систем //Применение математических методов в биологии. Вып.З. JL: ЛГУ, 1964, с. 19−23.
- Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 1979. 74с.
- Габуния Т.Г. Условия и факторы развития духовной культуры учителя. Дисс. канд. психол. наук. М., 1998.
- Гильманов С. А. Интуиция в профессиональной деятельности педагога. Дисс. канд. психол. наук. Тюмень, 1990.
- Голева З.В., Данилевич А.К. Творческая реализация профессиональных функций в педагогическом процессе
- Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя (Круглый стол) //Вопросы психологии, 1987, № 6, с.67−68.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя //Вопросы психологии, 1975, № 1, сЛ 00−111.
- Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. М.: Издательство Академии педагогических наук СССР, 1951. 156с.
- Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. 432с.
- Горальски А. Пути изучения творчества //Вопросы психологии, 1986, № 5, с. 175−176.
- Громов Е.С. Художественное творчество. М.: Политиздат, 1970. 263с.
- Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. 272с.
- Дашкевич О.В. Экспериментальные исследования социально обусловленной мотивации человека //14 Всесоюзный Совет по проблемам нервной деятельности, посвященный 125-летию со дня рождения И. П. Павлова. Материалы симпозиума. М., 1974, с.59−60.
- Дашкевич О.В. К методологии исследования эмоционального компонента деятельности и психических состояний спортсменов //Психология спортивной деятельности. М., 1977, с. 16−22.
- Донченко Е.А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Киев: Политиздат Украины, 1989. 175с.
- Дубовская Е.М., Улановская И. М. Учителю. Вопросы к себе. М., 1991. 79с.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков: Изд-во Псковского обл. ИУУ, 1994. 280с.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986. 143с.
- Ершова А.П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М.: Издательство «Институт практической психологии» -Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. 268с.
- Журавлев Д.В., Дашкевич О. В. Исследование свойств личности учителя-предметника и их психорегул ирующих функций (на материале преподавания географии) //Научные труды Mill У. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 2000, с.218−229.
- Иванников В.А. К сущности волевого поведения //Психологический журнал, 1985, т.6, № 3, с.47−55.
- Иванников В.А., Эйдман Е. В. Структура волевых качеств по данным самооценки //Психологический журнал, 1990, т.11, № 3, с.39−49.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во МГУ, 1991.142с.
- Иванова H.B. Динамика ценностных ориентации личности в зрелом возрасте (в сфере профессиональной деятельности педагога). Дисс.. канд. психол. наук. М., 1994.
- Ивашнева JI.A. Характеристика структур интегральной индивидуальности педагогов в зависимости от этапов их профессиональной деятельности. Дисс.. канд. психол. наук. Пятигорск, 1998.
- Игры обучение, тренинг, досуг. Книга 5. Педагогические игры /Под ред. Петрусинского B.B. М., 1994. 136с.
- Ильин E.H. Рождение урока. М.: Педагогика, 1986. 176с.
- Интуиция. Логика. Творчество. М.: Наука, 1987. 176с.
- Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. 336с.
- Кагальняк А.И., Мельник Л. П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности //Вопросы психологии, 1986, № 2, с.79−85.
- Калин В.К. Классификация волевых качеств //Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. 10−14 мая 1983 г. Симферополь, 1983, с.175−181.
- Калин В.К. Актуальные аспекты теории воли//Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы второго Всесоюзного семинара молодых ученых. 19−24 мая 1986 г. Симферополь, 1986, с. 120−124.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144с.
- Капица П.JI. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи //Вопросы философии, 1971, № 7, с. 16−24.
- Кашапов М.М. О психологической концепции педагогического мышления //Ярославский психологический вестник. Выпуск 1 /Под ред. Корнилова Ю. К. Москва Ярославль: Изд-во «Российское психологическое общество», 1999, с. 173−190.
- Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. 172с.
- Киселева Т.Г. Исследование педагогического мышления //Ярославский психологический вестник. Выпуск 1 /Под ред. Корнилова Ю. К. Москва Ярославль: Изд-во «Российское психологическое общество», 1999, с.73−91.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во КГУ, 1969. 278с.
- Клюева Н.В. Психологическое обеспечение педагогической деятельности. Ярославль, 1998. 91с.
- Клюева Н.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход). Автореферат дисс.. доктора психол. наук. Ярославль, 2000.55с.
- Кожухарь Г. С. Соотношение личностного и профессионального самоопределения у учителей. (Мотивационный аспект). Дисс.. канд. психол. наук. М., 1993.
- Козиев В.Н. Самообразование и самооценка учителя //Психологические проблемы самообразования учителя. Сборник научных трудов /Под ред. Сухобской Г. С. М.: Изд-во АПН СССР, 1986, с.19−27.
- Кондратьева О.В. Психологический тип личности учителя как условие формирования профессионального стиля деятельности. Дисс.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 1996.
- Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 256с.
- Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М.: Политиздат, 1971.256с.
- Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. Москва Воронеж, 1998. 128с.
- Кочетков А.Н. Быть личностью, воспитывать личность //Вопросы психологии, 1988, № 1, с. 74 -76.
- Краевский В.В. Функции учителя в сфере педагогической деятельности //Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1973, № 7 (20), с.3−4.
- Крылов А.Н. Психологические основы педагогического мастерства учителя. М.: Знание, 1989. 40с.
- Кудрявцев Т.В. О различных психологических уровнях управления творческой деятельностью //Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М.: Изд-во МГУ, 1975, с.62−73.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Издательство ЛГУ, 1967. 183с.
- Кулюткин Ю.Н. Психологическая природа деятельности педагога //Творческая направленность деятельности педагога /Под ред. Кулюткина Ю. Н., Сухобской Г. С. Л., 1978, с.7−10.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности //Вопросы психологии, 1986, № 2, с.21−30.
- Кэттелл Р. 16РР. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304с.
- Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, с.151−164.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии, 1975, № 2, с.31−45.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 306с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. 297с.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. 128с.
- Лук А. Н. Стимулирование творческой активности //Вестник АН СССР, 1978, № 3, с.106−114.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1992. 224с.
- Максимова Е.А. Смысл жизни как фактор педагогического творчества (психологический аспект). Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М., 2001.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 312с.
- Маркова А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя //Вопросы психологии, 1987, № 5, с.40−48.
- Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М.: Интерпракс, 1994. 160с.
- Матейко А. Условия творческого труда. М.: Мир, 1970. 300с.
- Медведев П.Н. В лаборатории писателя. JL: Советский писатель, 1971.392с.
- Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985. 318с.
- Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. М.: Педагогика, 1987. 144с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256с.
- Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1988. 80с.
- Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя //Вопросы психологии, 1998, № 1, с.44−53.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя //Вопросы психологии, 1990, № 3, с.58−64.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии, 1997, № 4, с.28−38.
- Митина Л.М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя //Вопросы психологии, 1998, № 3, с.3−16.
- Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978. 47с.
- Морозова Т.Н. Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя физики. Дисс. канд. психол. наук. М., 2001.
- Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред. Кулюткина Ю. Н., Сухобской Г. С. М.: Педагогика, 1990. 104с.
- Научное творчество /Под ред. Микулинского С. Р., Ярошевского М. Г. М.: Наука, 1969. 446с.
- Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л.: Издательство ЛГУ, 1989. 192с.
- Никонова А.Я. Влияние особенностей индивидуального стиля на процесс и результаты педагогической деятельности учителя //Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1987, № 1 (36), с.31−35.
- Оборина Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов //Вестник Московского университета, Серия 14, Психология, 1994, № 2, с.41−49.
- Олыианникова А.Е., Рабинович Л. А. Опыт использования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности //Вопросы психологии, 1974, № 3, с.65−73.
- Олыианникова А. Е, Семенов В. В., Смирнов Л. М. Оценка методик, диагностирующих эмоциональность //Вопросы психологии, 1976, № 5, с.103−113.
- Осадчева И.И. Мотивационные ресурсы самоактуализации (профессионального роста) учителя. Дисс. .канд. психол. наук. М., 1998.
- Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Казань: КГПИ, 1982. 76с.
- Петровская JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-воМГУ, 1982. 168с.
- Пинчук В.А. К индивидуально-психологической характеристике типов эмоциональности //Вопросы психологии, 1981, № 4, с.70−79.
- Пиняева С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости //Вопросы психологии, 1998, № 2, с.3−10.
- Поваренков Ю.П. Диалектика становления профессионала //Ярославский психологический вестник. Выпуск 1 /Под ред. Корнилова Ю. К. Москва Ярославль: Изд-во «Российское психологическое общество», 1999, с. 19−3 8.
- Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. Системогенетический подход //Проблемы общей и организационной психологии. Сборник научных трудов /Под ред. Карпова A.B. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1999, с.97−118.
- Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Педагогика, 1972. 240с.
- Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека //Психологический журнал, 1991, т. 12, № 1, с.3−11.
- Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967. 256с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества //Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1989, с.21−34.
- Портнов M.JI. Педагогическое мастерство учителя и пути его формирования //Советская педагогика, 1977, № 3, с.84−91.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект. Казань: Издательство ЮГУ, 1989. 208с.
- Поста Е.Е. Психологические основы профессионального становления личности учителя начальных классов. Дисс. .канд. психол. наук. Владимир, 2000.
- Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Киев: Радянська школа, 1988. 187с.
- Проблемы научного творчества в современной психологии /Под ред. Ярошевского М. Г. М.: Наука, 1971. 336с.
- Прохоров А.О., Васильева Т. Н. Связь черт характера и психических состояний педагогов //Вопросы психологии, 2001, № 3, с.57−69.
- Психология. Словарь /Под ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. М.: Политиздат, 1990. 494с.
- Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. 285с.
- Психология труда и личности учителя /Под ред. Щербакова А. И. Выпуск 2. Л.:ЛГПИ, 1977. 132с.
- Психофизиологические вопросы становления профессионала. Выпуск 1 /Под ред. Гуревича K.M. М.: Советская Россия, 1974. 199с.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. М.: Политиздат, 1967. 272с.
- Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.181с.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Флинта, 1998. 264с.
- Раченко И.П. Педагогическое творчество учителей//Народное образование, 1985, № 7, с.78−82.
- Реан A.A., Баранов A.A. Факторы стрессоустойчивости учителей //Вопросы психологии, 1997, № 1, с.45−54.
- Резерв успеха творчество /Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, Х.Клейна. М.: Педагогика, 1989. 120с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512с.
- Розет И.М. Психология фантазии. Минск: Университетское, 1991. 342с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 354с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.416с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993. 368с.
- Русалов В.М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития //Психологический журнал, 1995, т. 16, № 5, с. 12−23.
- Самещенко Е.Г. Творческая инициатива учителя в ситуациях решения педагогических задач. Дисс. .канд. психол. наук. Л., 1990.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Экмос, 1999. 352с.
- Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения //Вопросы психологии, 1975,№ 3, с.62−72.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 192с.
- Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986. 144с.
- Сластенин В.А., Андриенко Е. В. Российский учитель: самоактуализация в педагогической деятельности //Индивидуальность как субъект и объект современной жизни. Материалы научно-практической конференции. В 2-х тт. Смоленск: Изд-воСГУ, 1996, т. 1, с.78−89.
- Сластенин В.А., Соломатина Т. Б. Проблемы формирования личности учителя в современной социокультурной ситуации //Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 2000, с.42−50.
- Сонин В.А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя. Автореферат дисс.. доктора психол. наук. Москва, 1998. 49с.
- Страхов И.В. Психические состояния и такт учителя //Вопросы психологии, 1966,№ 3, с.153−164.
- Сырицо Т.Г. Эмоциональность как профессионально важное качество учителя. Дисс.. канд. психол. наук. СПб, 1997.
- Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1992.
- Толочек В.А. Исследования индивидуального стиля деятельности //Вопросы психологии, 1991, № 3, с.53−62.
- Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии //Вопросы психологии, 1998, № 4, с.123−132.
- Фонарев А.Р. Личностные деформации педагога, препятствующие эффективности его деятельности //Психология и ее приложения. Т.9. В.2. Психология как система направлений. М., 2002, с. 248−250.
- Фонарев А.Р. Программа личностно-профессионального развития педагогов // Психология и ее приложения. Т.9. В. З. Психология как профессия (Исследователь, практик). М., 2002, с.92−93.
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителей //Вопросы психологии, 1994, № 6, с.57−64.
- Хрусталева Т.М., Шведчикова Ю. С. Специальные способности учителя в свете его профессионального становления //Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия 1. Психология. Пермь, 2001, № 1, с.45−55.
- Черейская И.Н. К проблеме связи профессиональной самооценки и профессиональных потребностей педагога-воспитателя //Совершенствование профессиональных знаний педагогических кадров (Тезисы конференции). 4.1. Л.: НИИООВ, 1978, с.86−88.
- Чинкина Н.Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности. Автореферат дисс. .доктора пед. наук. Казань, 2000.
- Чугунова Э.С. Личность и профессия //Социальная психология личности. Л.: Знание, 1974, с.68−76.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 184с.
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. 80с.
- Шарапановская Е.В. Психолого-педагогические последствия реализации педагогами различных моделей профессионального поведения. Дисс. канд. психол. наук. Барнаул, 1999.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: Владос, 1995. 544с.
- Ширманова О.В. Эмоциональная напряженность учителя и студента: взаимосвязь физиологических и психологических показателей //Психологический журнал, 2002, т.23, № 2, с.88−99.
- Юсупов Ф.М. Педагог, ищущий новое: Штрихи к психологическому портрету //Вопросы психологии, 1991, № 1, с.53−59.
- Conception of giftedness. Cambridge, 1968.
- Guilford J.P. Intelligence: 1965 model: American psychologist. N.Y., 1966.
- Guilford J.P. Measurement of creativity. N.Y., 1967, p.281 -287.
- Ryans D.G. Research on Teacher Behavior in Context of the Teacher Characteristics Study //Contemporary Research of Teacher Effectiveness. New York London, 1964.
- Solomon D. et. al. Teacher behavior and student learning //Journal of Educ. Psychol. 1974, no 35, p.23−30.
- Taylor C.W. How many types of giftedness can your program tolerate? // Journal of creative behavior, 1978, vol.12, № 1, p.39−51.
- Taylor C.W., Terman L.M. Perspectives of creativity: the intelligence quotient of F. Galton in childhood, 1917 //Studies in individual differencies. N.Y., 1961, p.134−139.
- Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking: Directional manual and scoring guide. Lexington, 1974.
- Torrance E.P., Hall L.K. Assessing the further research of creative potential //Journal of creative behavior, 1980, vol.14, № 1, p. 1−19.