Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характеристики патогенного мышления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Патогенному мышлению свойственно самоподкрепление; в результате обидчивый становится все более обидчивым и т. д., то есть без определенной работы, связанной с коррекцией мышления, патогенные привычки закрепляются и усиливаются; Непроизвольность воображения, отрыв от реальности, что выражается в возникновении спонтанных образов (мести обидчику, смерти близкого человека, собственной смерти и т. п. Читать ещё >

Характеристики патогенного мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1) жесткость, привязанность к жестким схемам и моделям;
  • 2) отсутствие рефлексии, то есть способности посмотреть на ситуацию со стороны, глазами другого человека;
  • 3) неосознанность умственных операций, которые порождают эмоцию;
  • 4) восприятие собственной эмоции как реальности, которую нельзя контролировать;
  • 5) непроизвольность воображения, отрыв от реальности, что выражается в возникновении спонтанных образов (мести обидчику, смерти близкого человека, собственной смерти и т. п.);
  • 6) слияние «Я» с возникающими спонтанными образами; в результате образуются эмоционально-личностные комплексы, обладающие большой энергетической силой;
  • 7) отсутствие способности контролировать свои мысли;
  • 8) патогенному мышлению свойственно самоподкрепление; в результате обидчивый становится все более обидчивым и т. д., то есть без определенной работы, связанной с коррекцией мышления, патогенные привычки закрепляются и усиливаются;
  • 9) патогенное мышление связано с включением психологической защиты — защитной рефлексии. Человек, переживая неприятное чувство (например, обиду), начинает защищаться от нее, например представляя, как он отомстил обидчику, что сказал бы или сделал — при этом он переживает положительные чувства, что стимулирует его все больше думать об обидной ситуации. При этом само чувство обиды может даже не осознаваться, но мысли, которые способствуют ее появлению, закрепляются и затем повторяются в других ситуациях;
  • 10) содержание патогенного мышления составляют стереотипы — программы мышления, которые не учитывают особенностей ситуации и партнера. При этом стереотип воспринимается как «объективный закон», который не может обсуждаться. Несоответствие стереотипу воспринимается как нарушение закона, которое должно быть наказано.

По мнению Ю. М. Орлова, каждая культура имеет свои патогенные стереотипы мышления и, таким образом, патогенность формируется спонтанно, в детстве. Кроме того, возникновение патогенных способов мышления трудно отследить, так как они протекают во внутреннем плане и родители не всегда могут их вовремя скорректировать. Однако чаще всего патогенные стереотипы усваиваются ребенком от родителей и обычно передаются из поколения в поколение.

Основные ошибки патогенного мышления:

  • 1) ошибки присваивания — ошибка в присваивании а) бытия несуществующему объекту; б) признака предмета; в) значения (смысла) объекта);
  • 2) ошибки контраста — склонность к упрощению ситуации, подгонке ее под известные человеку стереотипы; при этом не учитываются аспекты ситуации, которые могут быть контрастны друг другу (угроза и в то же время сексуальная привлекательность; в результате они связываются в единый комплекс, образуя садо-мазохистскую ориентацию);
  • 3) ошибки в присваивании операций — иллюзия контроля над собственными автоматическими действиями.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой