Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка процесса гидрооблагораживания углеводородов для производства высокооктановых топлив

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зависимости от используемого в процессе каталитического крекинга катализатора и температурного режима реакторно-регенераторного блока, содержание непредельных углеводородов, являющимися носителями октанового числа, в бензине каталитического крекинга составляет от 7 до 40% масс., что часто приводит к невозможности обеспечения требований Технологического Регламента по содержанию в товарном… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЦЕССЕ ГИДРООЧИСТКИ БЕНЗИНА КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА
    • 1. 1. Назначение процесса и трудности его реализации
    • 1. 2. История развития
    • 1. 3. Химизм и кинетика ~
    • 1. 4. Параметры, характеризующие процесс гидроочистки
      • 1. 4. 1. Температура
      • 1. 4. 2. Парциальное давление
      • 1. 4. 3. Объемная скорость подачи сырья
      • 1. 4. 4. Кратность циркуляции
  • ГЛАВА II. КАТАЛИЗАТОРЫ ПРОЦЕССА ГИДРООЧИСТКИ
    • 2. 1. Промышленные катализаторы гидроочистки
    • 2. 2. Испытания промышленных образцов катализаторов гидроочистки в процессе гидрооблагораживания бензина каталитического крекинга
      • 2. 2. 1. Описание пилотной установки для испытания катализаторов гидроочистки
      • 2. 2. 2. Подготовка катализатора к испытанию
      • 2. 2. 3. Испытания катализаторов
    • 2. 3. Методы загрузки катализатора в реактор
      • 2. 3. 1. Загрузка в навал
      • 2. 3. 2. Рукавная загрузка
      • 2. 3. 3. Плотная загрузка 45 ^ 2.4. Разработка загрузочного устройства и способа равномерной (плотной) загрузки катализатора
    • 2. 5. Послойная (ранжированная) загрузка
    • 2. 6. Осернение (сульфидирование) катализаторов
    • 2. 7. Регенерация катализаторов
      • 2. 7. 1. Регенерация катализатора на установке гидроочистки (in-situ)
      • 2. 7. 2. Регенерация катализатора вне установки гидроочистки (ex-situ)
    • 2. 8. Утилизация отработанных катализаторов
  • ГЛАВА III. СУЩЕСТВУЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ГИДРООЧИСТКИ БЕНЗИНА КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА НА БЛОКЕ ГИДРООЧИСТКИ ЗАВОДА БЕНЗИНОВ ОАО «ТАИФ-НК»
  • ДО РЕКОНСТРУКЦИИ
    • 3. 1. Техническая характеристика исходного сырья и основных продуктов
    • 3. 2. Техническая характеристика промежуточных продуктов
    • 3. 3. Принципиальная технологическая схема процесса
    • 3. 4. Характеристика основного оборудования
  • ГЛАВА IV. МОДЕРНИЗАЦИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ УСТАНОВКИ ГИДРООЧИСТКИ С ЦЕЛЬЮ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕТВА УГЛЕВОДОРОДОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ НЕСТАБИЛЬНОГО БНЗИНА КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА
    • 4. 1. Реконструкция основного оборудования
      • 4. 1. 1. Рекомендации по принципиальной конструкции реактора Р
      • 4. 1. 2. Рекомендации по принципиальной конструкции реактора Р
    • 4. 2. Основные технологические параметры процесса гидрооблагораживания бензина каталитического крекинга
    • 4. 3. Принципиальная схема потоков процесса по разработанной технологии гидрооблагораживания бензина каталитического крекинга
      • 4. 3. 1. Описание принципиальной технологической схемы потоков по разработанной технологии
  • ГЛАВА V. СРАВНЕНИЕ РАБОТЫ БЛОКА ГИДРООЧИСТИ ЗАВОДА БЕНЗИНОВ ОАО «ТАИФ-НК» ДО И ПОСЛЕ РЕКОНСТРУКЦИИ
    • 5. 1. Основные показатели работы установки до проведения мероприятий по ее реконструкции
      • 5. 1. 1. Технологические параметры процесса
      • 5. 1. 2. Аналитический контроль качества сырья и продуктов процесса
    • 5. 2. Основные показатели работы установки после проведения мероприятий по ее реконструкции с целью внедрения разработанной технологии
      • 5. 2. 1. Получение компонента товарного бензина, соответствующего требованиям ЕВРО
      • 5. 2. 2. Получение компонента товарного бензина, соответствующего требованиям
  • ЕВРО
  • ВЫВОДЫ

Разработка процесса гидрооблагораживания углеводородов для производства высокооктановых топлив (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общемировые тенденции улучшения экологического состояния на планете требуют от нефтепереработчиков выпускать топлива по более жестким стандартам и нормам, содержащие все меньше и меньше нежелательных компонентов. В частности в последние 10 лет наблюдается стойкая тенденция на снижение содержания серы в моторных топливах (автомобильном бензине и дизельном топливе) [1].

Согласно принятому правительством Российской Федерации Технологическому Регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» от 27 февраля 2008 года, к товарным автомобильным бензинам ужесточаются требования по содержанию серы и олефиновых углеводородов.

Основными базовыми компонентами высокооктановых товарных с автобензинов являются бензин каталитического риформинга и бензин каталитического крекинга. Доля бензина каталитического крекинга в бензиновом фонде предприятий составляет на сегодняшний день более 40% и с развитием процесса каталитического крекинга постоянно увеличивается.

Бензин каталитического крекинга, полученный из негидроочищенного вакуумного газойля, характеризуется достаточно высоким содержанием серы, доля которой в общем бензиновом фонде составляет порядка 97%. В зависимости от содержания серы в сырье, в бензине каталитического крекинга содержание серы изменяется в пределах 0,15−0,4% масс. Такой бензин, даже при разбавлении его малосернистыми компонентами (риформатами, изомеризатами и др.) в ряде случаев не позволяет достигнуть требуемого содержания серы в товарном бензине.

В зависимости от используемого в процессе каталитического крекинга катализатора и температурного режима реакторно-регенераторного блока, содержание непредельных углеводородов, являющимися носителями октанового числа, в бензине каталитического крекинга составляет от 7 до 40% масс., что часто приводит к невозможности обеспечения требований Технологического Регламента по содержанию в товарном бензине непредельных углеводородов не более 18% без ухудшения его октанового числа.

Анализ исследовательских данных, опубликованных в научно-технической литературе, материалов научных конференций и семинаров, рекламных материалов и патентной литературы показывает, что во всем мире в последние десятилетия процесс гидрооблагораживания бензина каталитического крекинга является весьма актуальной задачей.

Поэтому работа, связанная с доведением качества бензина каталитического крекинга до требуемых значений по содержанию серы и олефиновых углеводородов, перед введением его в состав товарных автомобильных топлив, является весьма важной.

Настоящая работа посвящена разработке и внедрению на комплексе каталитического крекинга Завода Бензинов ОАО «ТАИФ-НК» процесса повышения качества продуктов каталитического крекинга: фракций пропан-пропиленовой ППФ, бутан-бутиленовой ББФ и бензина каталитического крекинга, до уровня требований, предъявляемых к сырью процессов нефтехимии по содержанию серы, и к характеристикам автомобильного бензина класса 4 и 5, изложенных в Технологическом Регламенте, по содержанию серы и непредельных углеводородов.

Для этого необходимо проведение ниже следующих мероприятий:

— провести и проанализировать результаты пилотных лабораторных исследований катализаторов в процессе гидрооблагораживания бензина каталитического крекинга негидроочищенного вакуумного газойля с целью определения требований к катализатору для данного процесса;

— определить основные параметры процесса гидрооблагораживания бензина каталитического крекинга;

— разработать методы загрузки катализатора в реактор технологической установки, позволяющие обеспечить эффективную работу катализатора в течение его межрегенерационного цикла;

— на основе принятых требований к качественным показателям компонентов автомобильных бензинов и фракций пропан-пропиленовой ППФ, бутан-бутиленовой ББФ и проведенных исследований осуществить разработку технологии процесса гидрооблагораживания углеводородов, входящих в состав нестабильного бензина каталитического крекинга;

— разработать исходные данные для проекта реконструкции блока гидроочистки бензина каталитического крекинга Завода Бензинов ОАО «ТАИФ-НК» с целью внедрения разработанного процесса повышения качества продуктов каталитического крекинга ППФ, ББФ и бензина каталитического крекинга.

Целью работы является разработка новых условий технологии гидрооблагораживания с целью повышения качества продуктов каталитического крекинга: фракций пропан-пропиленовой ППФ, бутан-бутиленовой ББФ и бензина каталитического крекинга, которые входят в состав нестабильного бензина каталитического крекинга, до уровня требований, предъявляемых к сырью процессов нефтехимии по содержанию серы, и к характеристикам автомобильного бензина класса 4 и 5, изложенных в Технологическом Регламенте, по содержанию серы и непредельных углеводородов.

Задачи исследования:

— провести и проанализировать результаты стендовых лабораторных исследований и опытно-промышленных испытаний процесса гидрооблагораживания бензина каталитического крекинга негидроочищенного вакуумного газойля с использованием существующих алюмокобальтовых и алюмоникелевых катализаторов;

— на основе принятых требований к качественным показателям компонентов автомобильных бензинов и фракций пропан-пропиленовой ППФ, бутан-бутиленовой ББФ и проведенных исследований осуществить разработку технологии процесса гидрооблагораживания углеводородов, входящих в состав нестабильного бензина каталитического крекинга.

В результате решения поставленных задач впервые разработана технология повышения качества углеводородов, кипящих в пределах выкипания нестабильного бензина, включая предварительное фракционирование широкой фракции бензина каталитического крекинга с получением легкой головной и тяжелой фракций, очистку головной легкой фракции от сернистых соединений методом экстракции, стабилизацию сероочищенной головной легкой и гидрооблагораживание тяжелой фракции путем контактирования сырья при повышенных температуре и давлении в присутствии водородсодержащего газа с неподвижным слоем катализатора гидрооблагораживания, смешение сероочищенной легкой и гидрооблагороженной тяжелой фракции.

Разработанные научные и инженерные решения использованы при модернизации действующей установки процесса гидрооблагораживания бензина каталитического крекинга негидроочищенного вакуумного газойля на ОАО «ТАИФ-НК» (г. Нижнекамск). Это позволило обеспечить получение компонента товарного бензина, соответствующего требованиям Технологического Регламента к классу 4 автомобильных топлив и высококачественных фракций ППФ и ББФ, используемых в качестве сырья процессов нефтехимии. Экономический эффект, от внедрения разработанной технологии, составил 130 млн. рублей в год.

Основные положения и результаты диссертации докладывались на Международной научнопрактической конференции «Нефтегазопереработка и нефтехимия-2005» (Уфа, 2005 г.) и 5-ом Международном форуме «Топливно-энергетический комплекс России: региональные аспекты» (Санкт-Петербург, 2005 г.).

По материалам диссертации опубликовано 3 статьи и 2 тезиса докладов, выдано 5 патентов на изобретения.

Выводы.

1. Разработка новых технологических условий гидрооблагораживания позволила установить, что наиболее предпочтительным является использование в процессе гидрооблагораживания углеводородов легких фракций вторичного происхождения, таких как бензин каталитического крекинга, алюмокобальтмолибденовых катализаторов, которые характеризуются высокой активностью в реакциях гидрогенолиза сернистых соединений и умеренной активностью в реакциях гидрирования.

2. На основании опытных исследований определены оптимальный способ и схема загрузки катализаторов для процессов гидрооблагораживания углеводородов, характеризующихся склонностью к коксообразованию. Разработано устройство для загрузки катализаторов в реактора технологических установок, позволяющее формировать однородный по своим свойствам (плотность) слой катализатора.

3. На основании анализа нестабильного крекинга была определена оптимальная граница деления широкой бензиновой фракции на легкую и тяжелую часть 75 °C, что позволило выбрать способы снижения содержания серы для каждой из частей бензина каталитического крекинга.

На основе проведенных исследований разработана технология процесса получения высококачественных продуктов процесса каталитического крекинга: газовых фракций пропан-пропиленовой ППФ и бутан-бутиленовой ББФ — сырья для нефтехимической промышленности и компонента товарного бензина, соответствующего требованиям класса 4 Технического регламента, из углеводородов, входящих в состав нестабильного бензина каталитического крекинга.

4. Экспериментальные результаты пилотных испытаний дали возможность определить оптимальные технологические параметры процесса гидрооблагораживания бензина каталитического крекинга: температуру и объемную скорость подачи сырья, которая определяет время пребывания сырья в зоне реакции.

В результате были определены основные условия процесса гидрооблагораживания тяжелой фракции бензина каталитического крекинга, что позволило добиться минимальной потери октанового числа при степени гидрообессеривания 99% отн.

5. Предложена принципиальная конструкция реакционных аппаратов, которая обеспечила возможность промежуточного теплосъема в процессе реакции и ведение процесса гидрооблагораживания в термодинамически более выгодных условиях протекания целевых реакций гидрообессеривания, что определило возможность работы всего слоя катализатора в одинаковых термодинамических условиях и высокую степень его активности в реакциях гидрообессеривания.

6. Разработаны исходные данные проекта реконструкции блока гидроочистки Завода Бензинов ОАО «ТАИФ-НК», что позволило осуществить промышленное внедрение разработанной технологии на вышеупомянутой установке.

В результате промышленного внедрения разработанной технологии получен компонент товарного бензина с содержанием серы не более 50 ppmw, при потере октанового числа, определенного по моторному методу, не более 0,9 пункта. Получаемый компонент бензина соответствует всем требованиям класса 4 Технического регламента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Ф., Хавкин В. А. Глубокая переработка нефти: технологический и экологические аспекты. М.: Издательство «Техника», 2001.-384 с.
  2. Технологический Регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», 27 февраля 2008 года
  3. В.Е., Садчиков И. А., Шершун В. Г. Стратегические приоритеты российских нефтеперерабатывающих предприятий. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2002. 292 с.
  4. Е.Д., Нефедов Б. К., Алиев P.P. Промышленные катализаторы гидрогенизационных процессов нефтепереработки, М.: Химия, 1987. — 224 с.
  5. В. П. Каталитические процессы в нефтепереработке. 3-е изд., перераб. и доп., М., Химия, 1979, 344 е., ил.
  6. М. Е., Белоусова М. Р., Людмирская Г. С. Изомеризация легких углеводородов С4-Сб. М., ЦНИИТЭнефтехим, 1967.
  7. J. Hydrocarbon processing, november, 2000, p. 104
  8. Пат. №№ 2 106 387, 1 567 598 РФ
  9. Нефтепераработка и нефтехимия, № 4, 1969, с. 1−4
  10. Ю.Пат. №№ 5 397 455, 5 401 389, 5 411 658, 5 413 696 США11.Пат.№ 3 950 389 США
  11. Пат. № 2 686 617, 2 689 517 Франция13, J. Hydrocarbon processing, november, 2000, p. 123
  12. Семинар ЮОПи по вопросам переработки нефти «Переработка нефти. Проблемы и их решение», М., 28 сентября, 2000
  13. Нефтепереработка и нефтехимия, № 1, 2000, с.8−10.
  14. Технологический регламент блока гидроочистки бензина каталитического крекинга ОАО «ТАИФ».
  15. Н.Б., Демкина Г. Г. Гидроочистка моторных топлив. М.: Химия, 1977.- 160 с.
  16. P.P., Ёлкин А. И., Сердюк Ф.И.// Нефтепереработка и Нефтехимия. -2001.-№ 6.-с. 15−18.
  17. А.К. Технология переработки природных энергоносителей. М.: Химия, КолоСС, 2004. 456 с. 24.0боленцев Р. Д., Машкина А. В. Гидрогенолиз сероорганических соединений. М.: Гостоптехиздат, 1960. 144 с.
  18. Ю.М. Термодинамика химических процессов. М.:Химия, 1985. — 464 с.
  19. Ч. Промышленные каталитические процессы и эффективные катализаторы. Пер. с англ./Под ред. Рубинштейна А. М., Мир, 1973.
  20. Я. Г. Особенности переработки сернистых нефтей и охранаокружающей среды. М., Химия, 1975.3О.Герасименко Н. М. Гидроочистка нефтепродуктов. М.: Гостоптехиздат, 1962.
  21. Е.А., Глаголева О. Ф. Гидрогенизационные процессы. 2003.
  22. С.А. Технология глубокой переработки нефти и газа. Уфа: Гилем, 2002. 672 с.
  23. И. В. Химия процессов гидрообессеривания топлив. М., ЦНИИТЭнефтехим, 1974.
  24. И. В. Химия гидрогенизационных процессов в переработке топлив. М., Химия, 1973.
  25. В. П. Каталитические процессы в нефтепереработке. 2-изд. перераб. и доп. М., Химия, 1973.
  26. Дж. Каталитические превращения углеводородов. Пер. с англ. М., Мир, 1972.37,Орочко Д. И., Сулимов А. Д., Осипов JI. Н. Гидрогенизационные процессы в нефтепереработке. М., Химия, 1971http://www.akzonobel-catalysts.com
  27. Н. Р. Химия и технология топлив и масел, 1975, № 3, с. 3.
  28. Р. 3. Теоретические основы химических процессов переработки нефти. М., Химия, 1976.
  29. Е. В. Технология переработки нефти и газа. М., Химия, 1968. Часть вторая.
  30. Н. Б., Демкина Г. Г. Гидроочистка моторных топлив. М., Химия, 1977.
  31. В. Н., Расина М. Г., Рудин М. Г. Химия и технология нефти и газа. 2-е изд., перераб. JL, Химия, 1977.
  32. В. М., Весейко А. И., Финелонов В. П. и др. Гидроочистка нефтепродуктов на алюмоникельмолибденовом катализаторе. М., ЦНИИТЭнефтехим, 1975.
  33. Труды конференции по крекингу и гидрогенизации. Грозный, 1931. М.-JI., Гостехиздат, 1931.
  34. Ю. А., Шапиро Р. Н., Маслянский Г. Н. Нефтепереработка и нефтехимия, 1974, № 11, с. 5.
  35. По материалам компании Eurecat fhttp://www.eurecat.fr/eurecat/gb/technical doc/PaperKFUPM Expert serv1. FV. pdf), p. 1047. http://www.akzonobel-catalysts.com48.Пат. № 2 111 911 РФ.49.Пат. № 3 949 908 США.50.Пат. № 3 995 753 США.51.Пат. № 2 582 955 Франция.
  36. Chris Cutchey. Spent Catalyst Recycling and the oil refining industry. 3rd European Catalyst Technology Conference. 27th February 2002, Amsterdam, Netherlands53.Пат. № 2 431 449 Франция.54.Пат. № 2 252 067 Франция
  37. Патент РФ на изобретение № 2 252 067 Способ загрузки катализаторов реакторы технологических установок/В .К. Смирнов, ЕЛ. Талисман, И. А. Бабаева, М. И. Бабаев, К. Н. Ирисова. Б.И. 2005, № 14.
  38. Проспект «Topsoe Refinary Catalysts. Pressure Drop Control» rhttp://www.haldortopsoe.com/site.nsf/vALLWEBDQCID/KVOQ-5PGF79/$file/Cat%20-%20Topsoe%20Pressure%20Drop%20brochure.pdf)
  39. JI. И. Высококремнеземные цеолиты и их применение в нефтепереработке и нефтехимии. М., Химия, 1974.
  40. Научные основы подбора и производства катализаторов. Новосибирск, изд. СО АН СССР, 1964.
  41. Д. Цеолитные молекулярные сита. Пер. с англ. М., Мир, 1976.
  42. Технология нефти. Катализ и адсорбция на цеолитах. Труды ГрозНИИ, 1975, вып. XXIX.
  43. В. Я. и др. В сб.: Исследование и применение гидрогенизационных процессов в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. М. ЦНИИТЭнефтехим, 1968.
  44. Всесоюзная конференция. Превращения углеводородов на кислотно-основных гетерогенных катализаторах. Тезисы докладов. Грозный, 1977.
  45. А. Д. Каталитический риформинг бензинов. 2-ое изд. М., Химия, 1973.
  46. В. В., Дорогочинский А. 3., Максимова Н. С. Катализ на цеолитах и окислах. Грозный, 1975.
  47. Е.И., Рябочкина О. В., Городецкий М. Л. // Химия технология топлив и масел. 1998. — № 2. — с. 45−46.
  48. Технологический регламент установки JI-35/5−300 Рязанского НПЗ.
  49. Пути интенсификации основных процессов нефтеперерабатывающей промышленности в связи с перспективами ее развития. М., ЦНИИТЭнефтехим, 1964.
  50. Г. Д. и др. В кн.: Материалы I Всесоюзной конференции «Применение цеолитов в катализе». Новосибирск, изд. СО АН СССР, 1976, Т. 2, с. 66.
  51. Семинар ТОПСЕ по технологиям нефтепереработки. Высокоэффективные катализаторы гидроочистки. Палм-Спрингс, Калифорния, 24−26 февраля, 1999, 7 с.
  52. А. В. Труды по кинетике и катализу. М., изд. АН СССР, 1956.
  53. М. Е., Танатаров М. А., Галикеев Р. К. Химия и технология топлив и масел, 1969, № 6, с. 15.
  54. И. В. Современное состояние и перспективы технического прогресса нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. По материалам IX Мирового нефтяного конгресса. М., ЦНИИТЭнефтехим, 1976.
  55. В., Бергер Ч. В. В кн.: Новейшие достижения нефтехимии и нефтепереработки. М., Гостоптехиздат, 1960. Т. 1, с. 202.
  56. Н. Ф., Козлов И. А. Системы автоматического управления каталитическими процессами платформинга и гидроочистки. М., ЦНИИТЭнефтехим, 1972.
  57. Химия и переработка нефти и газа. Экспресс-информация ВИНИТИ, 1972, № 30, с. 26.
  58. Технологический регламент блока гидроочистки на Новокуйбышевском МПЗ.
Заполнить форму текущей работой