Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие предпринимательской деятельности в сфере санаторно-курортных услуг: На материалах региона Кавказских Минеральных Вод

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основой устойчивого функционирования санаторно-курортной отрасли в современных условиях может быть тесное взаимодействие государственного регулирования и саморегулирования в санаторно-курортной сфере. При этом государство должно выступать инициатором в этом процессе. В этом случае саморегулируемая организация позволит создать реальный механизм, направленный на защиту интересов производителей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. ф 1. Теоретико-методологическое обоснование развития предпринимательской деятельности в сфере санаторно-курортных услуг
    • 1. 1. Сущность и факторы развития предпринимательской деятельности в санаторно-курортной отрасли народного хозяйства
    • 1. 2. Формирование процессов саморазвития и государственного регулирования в санаторно-курортных организациях
    • 1. 3. Концепция развития конкурентоспособного санаторно-курортного дела на предпринимательской основе
  • 2. Современное состояние и тенденции развития санаторно-курортной отрасли в регионе Кавказских Минеральных Вод
    • 2. 1. Природно-лечебные ресурсы в сфере бальнеолечения региона Кавказских Минеральных Вод
    • 2. 2. Санаторно-курортный комплекс как приоритетная сфера предпринимательства в регионе Кавказских Минеральных Вод
    • 2. 3. Повышение эффективности функционирования санаторно-курортных организаций как предпринимательских структур
  • 3. Основные направления развития предпринимательской деятельности в сфере санаторно-курортных услуг
    • 3. 1. Производственный потенциал санаторно-курортного комплекса и предпринимательские формы его использования
    • 3. 2. Совершенствование санаторно-курортного продукта и повышение эффективности его продаж на базе маркетинговых исследований
    • 3. 3. Стратегия и прогноз развития санаторно-курортного комплекса региона Кавказских Минеральных Вод

Развитие предпринимательской деятельности в сфере санаторно-курортных услуг: На материалах региона Кавказских Минеральных Вод (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных российских условиях одновременное снижение централизованной поддержки и расширение хозяйственной самостоятельности санаторно-курортных организаций сопровождается повышенной предпринимательской активностью в развитии отечественной курортологии. В этой связи особую актуальность приобретают проблемы теоретического осмысления региональной специфики и научно-практических разработок в области формирования и функционирования санаторно-курортных организаций на предпринимательской основе.

Анализ происходящих здесь изменений показывает, что среди многочисленных процессов рыночной трансформации доминирующими факторами в рекреационном комплексе, в частности региона Кавказских Минеральных Вод (КМВ), стали: критический спад заполняемости санаториев, низкий уровень инфраструктурного обеспечения, финансовая нестабильность большинства организаций. При этом проявляются отрицательные результаты проведенных институциональных преобразований, теряется управляемость, а санаторно-курортный комплекс несет большие материальные, трудовые и финансовые потери.

Прогрессирующее его отставание требует создания организационно-экономического механизма и регионального менеджмента, построенного на принципах предпринимательства и коммерциализации. Для регионов с большими запасами природно-лечебных ресурсов это задача первостепенной важности с точки зрения их выживаемости и дальнейшего обеспечения успешной деятельности в области подъема курортного дела и повышения уровня занятости местного населения.

Все вышеизложенное характеризует особую актуальность и практическую значимость исследования проблем формирования предпринимательских процессов в сфере санаторно-оздоровительных услуг в условиях развития конкурентной среды.

Степень разработанности проблемы. Фундаментальные теоретические и практические аспекты развития санаторно-курортной отрасли были ранее исследованы и представлены в работах известных российских ученых: Азара В. И., Арахамия Ш. К., Балабанова И. Г., Биржакова М. Б., Бушиной Н. Е., Вайсбурга И. Ф., Ветитнева A.M., Герасименко Н. Ф., Гидбуда A.B., Гусейнова Ф. Н., Жуковой М. А., Зорина И. В., Кабушкина Н. И., Квартальнова В. А., Колупаевой В. А., Кучеренко В. З., Лимонова В. И., Разумова А. Н., Темного Ю. В., Туманова С. Ю. Яковенко Г. В. и ряда других исследователей.

Региональные и прикладные аспекты формирования и функционирования санаторно-курортного комплекса на Кавказских Минеральных Водах рассматривались в работах Васильева Ю. В., Васина В. А., Гончаровой Е. Ю., Кобловой A.A., Кузнецовой С. Г., Леоновой Л. А., Литвяк Б. И., Мельник Е. А., Михайленко В. И., Редькина A.B., Северина Д. Н., Слепакова С. С. и других экономистов.

По достоинству оценивая их вклад в решение исследуемой проблемы, следует отметить, что отдельные региональные параметры эффективной реконструкции санаторно-курортного комплекса в рамках развития предпринимательской деятельности остаются дискуссионными и малоисследованными. Целесообразно проведение научных разработок в области методики предпринимательской оценки формирования санаторно-курортного продукта, использования ресурсного потенциала, структурного реформирования и регулирования санаторно-курортного комплекса, стратегических разработок по его развитию в предпринимательской среде, что и предопределило выбор темы, постановку цели и задач диссертационного исследования.

Тема диссертации соответствует п. 10.6 Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) — становление и развитие форм предпринимательства: по сферам предпринимательской деятельности (производства, обмена, финансовой и других).

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование предпринимательских процессов формирования и развития санаторно-курортного комплекса и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности его функционирования. Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:

— обобщить и уточнить теоретические положения, выявить тенденции и особенности, определить факторы и условия развития конкурентоспособного регионального санаторно-курортного комплекса на предпринимательской основе;

— разработать концепцию и сформулировать основные направления развития санаторно-курортного комплекса как приоритетной сферы предпринимательства в региональной экономике;

— обосновать организационно-экономический механизм повышения эффективности использования производственного потенциала санаторно-курортного комплекса и предпринимательские формы его использования;

— усовершенствовать механизм формирования санаторно-курортного продукта и повышения эффективности его продаж на базе процессов саморазвития и государственного регулирования в санаторно-курортных организациях;

— разработать стратегию и прогноз развития санаторно-курортного комплекса с учетом возрастания роли предпринимательской составляющей в структуре формирования и реализации санаторно-курортного продукта в регионе КМВ.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе развития предпринимательских процессов в сфере санаторно-оздоровительных услуг.

Объектом исследования выступают санаторно-курортные организации городов-курортов КМВ, формирующие курортный комплекс региона.

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные научные положения, представленные в трудах ведущих российских и зарубежных ученых, а также законодательные и нормативно-правовые акты по вопросам санаторно-курортного дела, формирующие процессы функционирования рекреационного комплекса.

Научно-методической основой работы является системный подход с использованием сравнительного, монографического, экономико-статистического, структурно-логического, социального методов, а также инструментария экономического моделирования и прогнозирования.

Информационно-эмпирической базой диссертационной работы явились материалы Госкомстата Российской Федерации и Ставропольского края, Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края, плановые и отчетные документы санаторно-курортных организаций региона КМВ, аналитические данные отечественной и зарубежной литературы, научно-исследовательских учреждений по курортологии, а также личные наблюдения и расчеты автора.

Научная новизна исследования состоит в обосновании основных методологических положений и разработке рекомендаций по формированию и развитию санаторно-курортного комплекса в регионах с кризисной финансовой ситуацией. Наиболее важные результаты заключаются в следующем:

— выявлены особенности, факторы и условия, определяющие авторское видение функционирования санаторно-курортных организаций в современных российских условиях и предложены методические подходы к разработке целенаправленной экономико-экологической стратегии по эффективному использованию природно-лечебных ресурсов в сфере бальнеолечения региона КМВобоснована концепция развития конкурентоспособного санаторно-курортного дела на предпринимательской основе, обеспечивающая высокий уровень заполнения санаторно-курортных организаций и доступность санаторно-курортного продукта для большинства населения;

— составлена организационно-экономическая модель программных мероприятий по финансово-экономическому восстановлению и развитию курортов в регионе с учетом коренной модернизации санаторно-курортного продукта и повышения эффективности его продаж на базе маркетинговых исследований;

— выполнена разработка алгоритма оценки конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса в регионе Кавказских Минеральных Вод, включающего определение целевой функции, выбор ключевых показателей, оценку их величины, динамики и возможности роста с учетом признания развития специфической предпринимательской деятельности на курорте;

— на основе разработанной экономико-математической модели составлен четырехвариантный прогноз стабилизации и устойчивого развития санаторно-курортного комплекса на предпринимательской основе, плановая реализация которого позволит осуществить эффективное функционирование санаторно-курортной отрасли, а также продажу санаторно-курортного продукта по доступным ценам для большинства населения.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по стабилизации и устойчивому развитию рекреационного комплекса с учетом современных требований к потребительским свойствам санаторно-оздоровительных услуг. Непосредственное практическое значение имеют следующие результаты исследования: методика комплексного проведения аналитического анализа санаторно-курортной отраслиалгоритм оценки использования природно-лечебных ресурсовусловия и направления повышения эффективности производственного потенциала курортов в нестабильной экономической средемодель оптимизации развития санаторно-курортного комплекса на основе формирования соответствующих стратегий роста.

Содержащиеся в диссертационном исследовании методические положения, предложения и рекомендации могут быть использованы Правительством Ставропольского края в целях развития курортной отрасли и совершенствования санаторно-курортного продукта по увеличению параметров его доступности для рекреантов.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены и получили одобрение в сборниках научных трудов «Экономика, организация и управление региональным территориально-производственным комплексом» (Невинномысск, 2004) и «Рыночные преобразования экономики Северного Кавказа и тенденции ее развития» (Невинномысск, 2005), на VIII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону» (Ставрополь, 2004), всероссийской научно-практической конференции «Экономико-статистические исследования отраслей народного хозяйства» (Ставрополь, 2005), XXXIV научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов Северо-Кавказского государственного технического университета (Ставрополь, 2005).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 10 научных работ общим объемом 10,6 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы (178 наименований) и 16 приложений. Работа изложена на 173 страницах компьютерного текста, включает 25 таблиц и 18 рисунков.

Выводы и предложения.

1. Переход России к рынку породил предпринимательский подход к санаторно-курортным и оздоровительным услугам, что может стать наиболее важным фактором экономического роста и решения острых социальных проблем общества. Под предпринимательской деятельностью в этой сфере мы понимаем такой системный режим функционирования санаторно-курортных организаций, при котором они ориентированы на позитивную динамику параметров уровня и повышения качества курортного продукта при надежной и сравнительно дешевой схеме санаторно-оздоровительных услуг на базе формирования устойчивого сбалансированного рекреационного хозяйства.

2. Оценка санаторно-курортного комплекса, как приоритетной сферы предпринимательства в регионе Кавказских Минеральных Вод, показала, что за годы рыночных преобразований с 1990 по 2004 гг. число рекреантов в санаторно-курортных организациях снизилось с 942,4 до 347,3 тыс. чел. (в 2,7 раза), в расчете на койко-место — с 23 до 14,3 чел. (в 1,6 раза). С 1995 г. наблюдается рост развития санаторно-курортных организаций. При этом число пролечившихся увеличилось более чем на 1/3, а в расчете на койко-место — в 1,7 раза. Коэффициент загрузки санаториев составил: по санаториям ФНПР — 0,68, ведомственным санаториям — 0,84.

3. Основой устойчивого функционирования санаторно-курортной отрасли в современных условиях может быть тесное взаимодействие государственного регулирования и саморегулирования в санаторно-курортной сфере. При этом государство должно выступать инициатором в этом процессе. В этом случае саморегулируемая организация позволит создать реальный механизм, направленный на защиту интересов производителей и потребителей санаторно-оздоровительных услуг, укрепить доверие к российскому санаторно-курортному комплексу. Государственное регулирование санаторно-курортного рынка с экономических позиций необходимо, прежде всего, для формирования конкурентной среды и эффективного предпринимательства. Одновременно возможно создание рекреационных зон в качестве своего рода аналога свободных экономических зон. При этом санаторно-курортное лечение следует осуществлять по научно обоснованным программам, которые должны быть гарантированы стоимостью путевки при уделении особого внимания решению проблем лицензирования курортного дела.

4. Наблюдающийся переход ряда санаториев с лечебной функции на оздоровительную неизбежно оказал влияние на динамику добычи и структуру использования минеральных вод. При общем снижении их объема с 2 154 тыс. м3 в 1990 г. до 799 тыс. м3 в 2004 г. использование минеральных вод на бальнеологические цели снизилось с 92,1% до 60,1% с увеличением промышленного их розлива с 6,2% до 37,0%. Это позволяет ежегодно направлять в консолидированный бюджет до 150 млн руб. налоговых платежей. Однако мы полагаем, что при этом стратегия перехода к рынку не должна сопровождаться уменьшением и изменением лечебного профиля санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

5. Главной целью санаторно-курортных учреждений может быть создание современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи. Совместно с этим должно быть улучшено состояние инфраструктуры курортов и лечебно-оздоровительных местностей, обеспечена экономическая стабильность деятельности всего санаторно-курортного комплекса. Это позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России, повысить уровень оказания санаторно-курортной помощи и конкурентоспособность отечественного курортного комплекса. Анализ показал, что для достижения этой цели необходимо решение следующих проблем: коренная модернизация инфраструктуры курорта, повышение источников его финансирования, профессиональное обеспечение, совершенствование нормативно-правовой базы, создание отраслевой структуры управления санаторно-курортным комплексом и благоприятного инвестиционного климата, совершенствование налоговой политики, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие маркетинговых исследований и совершенствование ценовой политики.

6. Проведенные исследования показывают, что с увеличением объемов санаторно-курортных услуг в расчете на одну санаторно-курортную организацию в крупных санаториях, по сравнению с мелкими, увеличивается прибыль, повышается рентабельность санаторно-оздоровительных услуг и производительность труда. Причем с увеличением финансовых средств на содержание санатория из внебюджетных источников за счет коммерциализации и предпринимательства в расчете на койко-день снижается стоимость лечения и питания в расходах. В этой связи в диссертации выявлены резервы повышения эффективности функционирования санаторно-курортных учреждений КМВ.

7. Как показывают результаты исследования, многоукладная экономика в санаторно-курортной сфере не способствовала динамичному развитию курортного хозяйства. Анализ эффективности деятельности санаторно-курортных организаций различных форм собственности и хозяйствования не выявил особых тенденций и преимуществ ни одной из них. При этом наименьшие расходы по эксплуатации на 1 руб. доходов у организаций с частной (0,97 руб.) и смешанной (0,90 руб.) формами собственности. Сложившаяся структура собственности в целом неэффективна вследствие того, что большинство собственников курортных ресурсов территориально базируются за пределами региона КМВ, и потому доходы курорта в своем движении имеют преимущественно центростремительную направленность в преобладающей части ведомственных санаториев (86%).

8. В ходе проведенных исследований установлена особая значимость маркетингового комплекса, многочисленные элементы которого могут быть сведены к понятию шести основных аспектов и направлений. Первое — это рекреанты, которые являются главным звеном и конечной целью маркетинговой деятельности. Во-вторых, выделение санаторно-курортного продукта, в-третьих, определение его места реализации и распространения, в-четвертых, стимулирование и рекламная деятельность, в-пятых, определение цены, которая должна удовлетворять рекреантов и одновременно обеспечивать получение прибыли санаторно-курортными учреждениями. Заключительным элементом маркетингового комплекса может быть повышение экономической и социальной эффективности предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций.

9. Масштабность и сложность решения проблемы развития предпринимательской деятельности в сфере санаторно-курортных услуг предопределяет необходимость временной и пространственной декомпозиции развития санаторно-курортного комплекса. В связи с этим, в диссертации разработан многовариантный прогноз развития санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод. Согласно расчетам к 2015 г. доходы от эксплуатации санаторно-курортных организаций возрастут в 3,7 раза, налоговые платежи в бюджеты всех уровней — в 4,4 раза, коэффициент доступности санаторно-курортного лечения составит 0,90, а производительность труда повысилась — в 1,5 раза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Конституция (1993), Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Маркетинг, 2001. — 39с.
  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.: Экзамен, 2001. — 304с.
  3. Российская Федерация. Законы. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.: федер. закон, от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ. // Собр. зак-ва РФ. 1995. — № 9. — Ст. 713.
  4. Российская Федерация. Законы. Об особо охраняемых территориях: федер. закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ. // Собр. зак-ва РФ. 1995. -№ 9.-Ст. 1024.
  5. Российская Федерация. Законы. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г.) С. 5−9.
  6. Российская Федерация. Законы. О несостоятельности (банкротстве): федер. закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // Рос. газ. 2002. — 2 ноября. — С. 9−16.
  7. Российская Федерация. Госдума. Постановление Госдумы РФ № 1744-ШГД «О мерах по разработке государственной политики в области санаторно-курортного дела» // Курортные ведомости. 2001- № 6. — С. 6.
  8. Российская Федерация. Правительство. Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона РФ Кавказских Минеральных Водах: постановление Правительства Рос.
  9. Федерации от 28 декабря 1994 г. № 1430 // Собр. зак-ва РФ по региону
  10. КМВ / Администрация КМВ. Ессентуки, 1995.
  11. Российская Федерация. Правительство. Федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения»: постановление Правительства Рос. Федерации от 2 февраля 1996 г.
  12. Российская Федерация. Министерство Здравоохранения. О концепции государственной политики развития курортного дела в российской Федерации: решение Минздрава России от 26 июня 2003 г. № 11.
  13. , В. Б. Перспективы развития курортного дела в России / В. Б. Адилов // Курортные ведомости. — 2002. — № 5. — С. 5.
  14. , О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О. Ю. Акимов. — М.: Финансы и статистика, 2003. 192 с.
  15. Актуальные проблемы восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии: материалы Международного Конгресса // Здравница 2002. 2002. — 8−10 окт. — С. 25−50.
  16. , К. М. Курортно-рекреационный комплекс: проблемы управления собственностью // Рекреационная деятельность -приоритетное направление социально-экономической политики./ К. М. Альтудов, X. Пежев. —Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001. — 196 с.
  17. , Ю. П. Организация и управление малым бизнесом / Ю. П. Анискин. М.: Финансы и статистика, 2001. — 160 с.
  18. , А. А. Фактор предпринимательства в экономике / А. А. Апишев. М.: Луч, 1995. — 98с.
  19. , Г. Л. Организация предпринимательской деятельности / Г. Л. Багиева, А. Н. Асаул Спб: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. — 231 с.
  20. , С. М. Лизинг как источник финансирования капитальных вложений в санаторно-курортный комплекс / С. М. Батчаева // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. —2000.-№ 4.-С. 45−51.
  21. , И. Н., Питьевые минеральные воды : материалы 3-ей международной конференции по внутреннему применению минеральных вод / И. Н. Белоусов, Ф. Б. Яковенко. Пятигорск: Пятигорский НИИ курортологии и физиотерапии, 1969. — 221 с.
  22. , А. И. Роль и задачи санаторно-курортных учреждений Медицинского центра при Правительстве РФ в новых экономических условиях / А. И. Блинов // Клинический вестник. — 1994. — № 3. — С. 4−7.
  23. , М. Рекреационные системы / М. Бочаров, Н. Мироненко. М.: 1986.- 174 с.
  24. , А. И. Малые предприятия как фактор формирования и развития рыночной экономики / А. И. Бузлаева: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М.: ИЭ АН СССР, 1991. С. 175−176.
  25. , А. В. Предпринимательство. Основной курс: учебник для вузов / А. В. Бусыгин. М.: ИНФРА -М, 1997. — 608 с.
  26. , И. Ф. О методике разработки критериев оценки эффективности санаторно-курортного лечения / И. Ф. Вайсбург // Вопросы курортологии. 1988. -№ 3. — С. 74−78.
  27. , Ю. В. Развитие рекреационной сферы Кавказских Минеральных вод: монография / Ю. В. Васильев, Е. А. Мельник, Е. Ю. Гончарова. Ставрополь: СевКав ГТУ, 2004. — 182 с.
  28. , В. А. О проблемах и перспективах курортной науки региона Кавказских Минеральных вод / В. А. Васин // Курортные ведомости.2001.-№ 1.-С. 12−13.
  29. , О. С. Менеджмент, человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Вахинский, А. И. Наумов. М.: Изд-во МГУ, 1995. — С. 137−155, 167−189.
  30. , Ю. А. Рекреационные ресурсы СССР / Ю. А. Веденин. М. :1. Наука, 1990.- 166 с.
  31. , А. Некоторые особенности маркетинга санаторно-курортных учреждений / А. Ветитнев // Маркетинг. 1997. — № 6. — С. 64−71.
  32. , А. М. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций / А. М. Ветитнев, М. А. Боков, Е. С. Угрюмов. Сочи: РИО СГУТ и КД, 1999. — 95 с.
  33. , А. М. Маркетинг санаторно-курортных услуг : учеб. пособие / А. М. Ветитнев. М.: Медицина, 2001. — 224 с.
  34. , А. М. Теоретические основы применения концепции маркетинга в курортной практике / А. М. Ветитнев // Курортные ведомости. 2002. — № 6. С. 4−6.
  35. , Б. Л. Стратегия медико-экономического развития курортных регионов в системе обеспечения здоровья населения РФ. / Б. Л. Винокуров. СПб: СПб ГУЭиФ, 1998. — 214 с.
  36. , Н. А. Лечение на курортах Краснодарского Черноморья / Н. А. Гавриков Краснодар: Краснодарское кн. издательство, 1990. — 208 с.
  37. , А. В. Предпринимательство : государственное регулирование, финансовая поддержка, налогообложение / А. В. Гвоздиков, А. В. Дурнов, Е. А. Радюков — под ред. А. В. Гвоздикова. — Ставрополь, 2004. 148 с.
  38. , Н. Ф. Санаторно-курортная деятельность как отрасль экономики государства / Н. Ф. Герасименко // Курортные ведомости. — 2001.-№ 6-С. 4−6.
  39. , А. В., Мезенцев, А. Г. Курортно-рекреационное хозяйство (региональный аспект) / А. В. Гидбуд, А. Г. Мезенцев. М.: Наука, 1991.-С. 8−12.
  40. , В. А. 6 положений финансирования среднего и малого предпринимательства / В. А. Гонза // Финансы и кредит. 2004. — № 4. -С. 2−5.
  41. , В.Д. Основы бизнеса / В. Д. Грибов. М.: Финансы и статистика, 2000. — С. 78−80.
  42. , И. И. Климатооздоровительные ресурсы России и пути использования их в санаторно-курортной практике / И. И. Григорьев, К. И. Григорьев // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. — 1994.-№ 5.-С. 41−45.
  43. , Т. Д. Возможности повышения эффективности и внедрения медицинских технологий в санаторно-курортную практику / Т. Д. Гриднева // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. -2001. — № 6.-С. 42—43.
  44. , Ф. М. Отдых на Юге : проекты и решения / Ф. М. Гусейнов, А. А. Салманов. М.: Мысль, 1988. — 192 с.
  45. , Н. Н. К вопросу о методике оценки социально-экономического эффекта от функционирования санаторно-курортных учреждений / Н. Н. Деменщенкова // Тезисы к научно-практической конференции: Владивосток, 1989. С. 88−90.
  46. , П. Ф. Нововведения и предпринимательство / П. Ф. Друкер // ВРС Предпринимательство в промышленно развитых странах. — М.: 1992.
  47. , А. Российские курорты в условиях становления рыночных отношений / А. Дудов // Российский экономический журнал. — 1994. — № 8.-С. 105−108.
  48. , А. С., Кардаш, В. А. Эколого-экономическая динамика рекреационных систем в условиях рынка / А. С. Дудов, В. А. Кардаш. -Кисловодск. 1995. — С. 65.
  49. , О. О предпринимательстве и предпринимателе / О. Емельянов // Человек и труд. 1993. — № 2. — С. 122−124.
  50. , И. В., Преображенский, В. С. Кавказские Минеральные Воды — соединение территориально-рекреационных систем лечебного типа / И. В. Зорин, В. С. Преображенский // Исследование
  51. Кавказской территориально-рекреационной системы.
  52. Ставрополь. 1976. — С. 78−96.
  53. , Л. В. Современное состояние санаторно-курортной помощи детям и задачи по дальнейшему ее улучшению / Л. В. Иванова, М. А. Хан // Вопросы курортологии, физтотерапии и ЛФК. — 2003. — № 1. — С. 43−45.
  54. , Т. А. Сравнительный анализ современного состояния санаторно-курортного дела на Кавказе / Т. А. Ирисова // Медицина Юга России. № 10. — 2002. — С. 23−41.
  55. История Государственного научно-исследовательского института курортологии г. Пятигорска. — Пятигорск. — 2001. —287 с.
  56. История предпринимательства в России. М.: РОССП ЭН, 1999 — 2000. — Кн. 1,2. — 480 с.- 575 с.
  57. Итоги социально-экономического развития санаторно-курортного комплекса КМВ за 2000 2003 г. // Отдел курорта и туризма Администрации КМВ. — С. 50.
  58. , О. Г., Винокуров, Б. Л. Микроцентр санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма: инструктивно-методическое письмо / О. Г. Кабак, Б. Л. Винокуров- ЧРЦСМ. Сочи, 2004. — 8 с.
  59. Кавказские Минеральные Воды. //Оптовик, № 32−33. 2002. — С. 9.
  60. , И. Конкуренция и предпринимательство. / И. Кирцнер, А. Н. Романов — пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 2001. — 239 с.
  61. , Т. Н. Бухгалтерский учет в санаторных организациях / Т. Н. Кисилевич. М.: Финансы и статистика, 2000. — 332 с.
  62. , Т. Н. Бухгалтеру санаторно-курортного учреждения / Т. Н. Кисилевич // Финансовая газета. -Рег. вып. -1999-№ 27.-С. 7−9.
  63. , Т. Н. Внутренний контроль в санаторно-курортных организациях / Т. Н. Кисилевич. М.: Финансы и статистика, 2002. — 128 с.
  64. , В. В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выборинвестиций. Анализ отчетности / В. В. Ковалев. М.: Финансы и статистика, 1998.-С. 139−140.
  65. Концепция экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод. — Пятигорск.: 1992. — 500 с.
  66. , С. Е. Роль и задачи курортной медицины в современных социально-экономических условиях / С. Е. Короленко, С. С. Солдатченко, и др. // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. — 1995.-№ 5.-С. 3−6.
  67. , А. И. Анализ хозяйственной деятельности санаториев, домов отдыха и пансионатов профсоюзов / А. И. Кривенцов, Л. М. Крючков, В. И. Петрова. М.: Профиздат, 1967. — 128 с.
  68. , Н. Г. Курорты Кавказских Минеральных вод в науке и практике курортного дела в России / Н. Г. Кривобоков // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 2003. — № 2. — С. 4 — 7.
  69. , С. М. Экономическая оценка эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений / С. М. Крошин // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 2003. — № 5 — С. 41−42.
  70. , И. М. Здравоохранение в условиях рыночной экономики / И. М. Кузьменко. М.: 1993. — 236 с.
  71. , М. М. Финансовый менеджмент в здравоохранении России / М. М. Кузьменко, П. В. Баранов М.: 1995. — 2000. — С. 56−87.
  72. , С. Г. Проблемы занятости и рынка труда в регионе Кавказских минеральных Вод / С. Г. Кузнецова // Материалы 31 науч.-пркт. конф. преподавателей и аспирантов / СевКав ГТУ. — Ставрополь, 2000.
  73. , С. Г. Роль рекреационной сферы в реализации экономического потенциала региона и решение проблемы занятости / С. Г. Кузнецова: материалы межвузовской практ. конф. / ПФ МГУК. -Пятигорск, 2000.
  74. , В. Г. О кадастре природных лечебных ресурсов / Г. В. Куликов // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. — 1997. — № 3.-С. 30−31.
  75. , Г. В. Задачи организации и ведения мониторинга лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных мероприятий / Г. В. Куликов // Вопросы курортологии. — 1996. — № 5. — С. 39−40.
  76. Курорты Ставрополья. (К 200-летию Кавказских Минеральных Вод). — Ставрополь: Ставропольский краевой комитет государственной статистики, 2003. 115 с.
  77. Курс предпринимательства / В. Я Горфинкиль, В. А. Швандар, Е. М. Купряков и др. — под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. — С. 39−65.
  78. , В. 3. Организационно-правовые формы экономической деятельности учреждений здравоохранения / В. 3. Кучеренко, В. Г. Корюкин, В. П. Морозов. СПб.: ДЕЛЬФА Р. А., 1994. — 256 с.
  79. , В. 3. Экономика здравоохранения: учебное пособие / Кучеренко, В. 3. и др. М.: 1996. — 138 с.
  80. , М. Г. Малое предпринимательство / М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин М.: ИНФРА-М, 1997. — 257 с.
  81. , М. Я. Организация рекреационной деятельности / М. Я. Лемешев, О. А. Щербина. -М.: Экономика, 1986. 160 с.
  82. Лечение и отдых на курортах мира и России: справочник. М.: Культурные традиции, 1997. — 56 с.
  83. , В. И. Пути совершенствования учетной информации для управления здравницей / В. И. Лимонов // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 2005. -№ 1. — С. 34−35.
  84. , В. И. Экономические аспекты ценообразования на санаторно-курортные и оздоровительные услуги / В. И. Лимонов // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 2000. — № 5 — С. 42—45.
  85. , Дж. В. Курорты и бальнеология в США / Дж. В. Лунд // Вопросы курортологии. 1994. — № 3. — С. 112.
  86. Малое предпринимательство: в какой поддержке оно нуждается? // Человек и труд. 2005. — № 7. — С. 65−70.
  87. Малое предпринимательство в России // Стат. сб. / Госкомстат России. -2000.-С. 16.
  88. , Г. Е. Лечебное действие углекислых вод из новых источников Ессентукского и Кисловодского курортов при заболеваниях сердечно-сосудистой системы / Г. Е. Марантиди. — М.: Медиз, 1952 г. 124 с.
  89. , В. Д. Маркетинг услуг / В. Д. Маркова. М.: Финансы и статистика, 1996.- 128 с.
  90. , О. Финансирование государственной программы бесплатной медицинской помощи / О. Маркова, И. Солошенко, Ю. Лунин // Экономист. -2000. № 4. — С. 34−40.
  91. , В. Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства
  92. В. Г. Меденский, С. В. Ильданенов — под. ред. Р. А. Ирикова. М.: ЮНИТИ, 1999.-414 с.
  93. Методические рекомендации по расчету тарифов на медицинские услуги: Письмо МЗ и МП РФ № 19 15/03 от 01. 09. 92 // Методическое пособие для бухгалтерий здравниц профсоюзов. — М.: 1993−45 с.
  94. , А. А. Экономическая оценка естественных ресурсов / А. А. Минц. М.: Мысль, 1972. — 89 с.
  95. , И. С. Рекреационная география / И. С. Мироненко, И. Т. Твердохлебов. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 125 с.
  96. , В. И. От калмыцких кибиток до современного курорта / В. И. Михайленко. — Отчет отдела курортов и туризма администрации КМВ, 2002. С. 50.
  97. , В. И. Курорты весомая составляющая здоровья населения России / В. И. Михайленко // Курортные ведомости. — 2001. — № 1. — С. 10−11.
  98. , И. Санаторно-курортный комплекс России на пути реформирования / И. Мысляева, В. Нелюбин, Б. Ракитский // Вопросы экономики. 1995. — № 9. — С. 34−39.
  99. , Л. Курорты минеральной водой не исцелить / Л. Носарева // Человек, туризм, спорт. 2001. — № 21. — С. 3−7.
  100. , А. Д. Основные черты привлекательности зимней рекреации Приэльбрусья / А. Д. Олейников // Рекреационная деятельность приоритетное направление социально-экономической политики. — Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001. — 196 с.
  101. , Е. С. Оптимальные модели развития и размещения мест курортно рекреационного обслуживания / Е. С. Олейников. Киев: Киев НИИП градостроительство, 1978. — 62 с.
  102. , А. Перспективы развития малого предпринимательства в России / А. Орлов // Вопросы экономики. 2002. — № 7. — С. 5−12.
  103. Основы предпринимательского дела. /Под ред. Ю. М. Осипова, Е. Е. Смирновой. М.: Издательство БЕК, 1996. — 476 с.
  104. Основы предпринимательской деятельности / под ред. В. М. Васильевой. -М.: Финансы и статистика, 1995.-258 с.
  105. Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг / под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1999. — 240 с.
  106. , Е. В. Маркетинг услуг / Е. В. Песоцкая. СПб: Питер, 2000.-160 с.
  107. , С. Совершенствование экономического механизма природопользования / С. Пилиев, В. Кадохов // Экономист. 2002. — № 4. — С. 50−59
  108. , В. В. Рыночная адаптация рекреационных предприятий Крыма / В. В. Побирченко // Ученые записки Таврического национального университета. -2001.- № 1.-254 с.
  109. , Г. А. Экономические проблемы в управлении лечебно-профилактическими учреждениями медицины / Г. А. Попов. М.: 1976.-289 с.
  110. Предпринимательство / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Г. Б. Поляка, проф. В. А. Швандера. М.: ЮНИТИ, 2000. — 475 с.
  111. Предпринимательство / под ред. М. Т. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 2000.-448 с.
  112. Проблемы и перспективы развития Кавказских Минеральных Вод — крупнейшего региона России: материалы круглого стола (26 июня 1998 г.) / Администрация Кавказских Минеральных Вод и г. Пятигорска, 1998. С. 45.
  113. , В. Российские предприниматели кто они? / В. Рядаев. // Вестник статистики. — 1993. — № 9. — С. 3−14.
  114. , В. Экономическая функция и психологический аспект предпринимательства / В. Разумов // Российский экономический журнал. 1995. — № 10. — С. 89−97.
  115. , А. И. О концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации / А. И. Разумов // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 2003. — № 4. — С. 3−6.
  116. , А. Н. Концептуальные вопросы развития курортного дела в России / А. Н. Разумов // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 1998. — № 6. — С. 3−6.
  117. , А. Н. Основные аспекты государственного регулирования санаторно-курортного рынка / А. Н. Разумов, В. И. Лимонов, Б. Н. Семенов // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. — 2003. -№ 1. С. 4−9.
  118. , Б. А. Основы экономики и предпринимательства / Б. А. Райзберг. М.: МН Новая школа, 1993. — 205 с.
  119. Рекомендации по организации лечебного процесса и оценке эффективности санаторно-курортного лечения больных / Т. В. Хутиев и др. Сочи: 1986. — 45 с.
  120. Рекреация: социально-экономические и правовые аспекты / Отв. ред. В. К. Мамутов, А. И. Амоша. К.: Наукова думка, 1992. — 143 с.
  121. , С. М. Подготовка санатория к переходу на рыночные отношения / С. М. Рожков, Д. С. Биденко // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 1991. — № 6. — С. 67.
  122. , В. Партнерские связи как фактор эффективного развития малого предпринимательства / В. Савельев // Человек и труд. — 2003. -№ 10.-С. 39−41.
  123. , В. Е. Современное предпринимательство: экономические и организационные основы- проблемы формирования и регулирования /
  124. B. Е. Савченко. М.: Экономика, 1997. — 221 с.
  125. Санаторно-курортная служба в условиях рыночной экономики / Н. Г. Кривобоков, А. Н. Глухов, JI. Н. Шведунова, Е. Д. Кузнецова // Вопросы курортологии. 1997. — № 2. — С. 28−30.
  126. Санаторно-курортный комплекс в системе народного хозяйства России. -М.: 1995.-178 с.
  127. , Б. Н. Санаторно-курортная деятельность как отрасль экономики государства / Б. Н. Семенов // Курортные ведомости. — 2001. — № 6. — С. 4−6.
  128. , И. В. Маркетинг услуг санаторно-курортного комплекса на рынке туристских продуктов в России / И. В. Серебренников // Интеграция экономики в систему межхозяйственных связей: сб. науч. тр. / ПГТУ. СПб, 1998. — С. 258.
  129. , В. Теория предпринимательства: достижение и проблемы исследования / В. Сизаненко // Экономика Украины. — 2002. № 9.1. C. 45−51.
  130. , К. Н. Стратегия маркетинга в здравоохранении в условиях перехода к рыночной экономике / К. Н. Симонян. М.: Центр, институт усовершенствования врачей, 1992. — С. 33−34.
  131. , И. Санатории и курорты: забытое прошлое или перспективное будущее / И. Славянов // Экономика и жизнь. СПб per. вып. 1997. -№ 1−2. — С. 12.
  132. , С. С. Специфика многообразия отношений собственности в рекреационной сфере / С. С. Слепаков // Сб. материалов III межрегиональной науч. конф. Ставрополь, 2002.
  133. , С. С. Роль отношений собственности в развитии санаторно-курортного комплекса региона КМВ / С. С. Слепаков // Сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. / Кубанский госуниверситет. — Краснодар, 2002.
  134. , С. В. Роль рекреационного хозяйства в экономике
  135. Ростовской области / С. В. Слободчуков. // Стратегии и проблемы региональной экономики: Научный вестник. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2000. — Вып. 2. — С. 189−191.
  136. , А. И. Предпринимательство / А. И. Соболев — под ред. А. Ф. Шишкина. Воронеж: ВГАУ, 1998. — 207 с.
  137. Современные проблемы санаторно-курортного дела М. — 1996. -157 с.
  138. , О. В. История развития санаторно-курортного дела / О. В. Столярова // Курортные ведомости. 2000. — № 1. — С. 8—11.
  139. , П. К. Рекреационная система в России / П. К. Таов, А. О. Гуртуев // Эко. 1999. — № 2. — С. 30−36.
  140. , Ю. В. Предпринимательство в трансформируемой экономике / Ю. В. Тарануха. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. — 368 с.
  141. , А. И. Экономика рекреационного природопользования / А. И. Тарасов. М.: Наука, 1980. — 45 с.
  142. , Ю.В. Экономика туризма / Ю. В. Темный, Л. Р. Темная. М.: Советский спорт, 2003. — С. 323−324.
  143. Теория рекреологии и рекреационной географии / под ред. В. С. Преображенского, П. К. Таов, А. О. Гуртуев, И. В. Зорина. М.: ИГ РАН, 1992.-С. 45−69.
  144. , А. Кубанские курорты: реалии и мифы / А. Ткачев // Материалы совещания Администрации Краснодарского края. -Краснодар, 2001. 0,2 п.л. — С. 45−47.
  145. , С. А. О предпосылках и особенностях управления сферой рекреационных услуг в регионе / С. А. Туменова // Сб. науч. тр. IIIконф. молодых ученых (25−27 сентября 2002 г.). В 2 ч. 4.2. Нальчик: Издательство КБНЦ РАН, 2002. — С. 191−196.
  146. Дж. Введение в гостеприимство : учебник / Дж. Уокер — пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1999. — 463 с.
  147. , В. А. О перспективах развития системы управления санаторно-курортным делом / В. А. Филиппов // Курортные ведомости 2002. — № 5. — С. 5.
  148. , Р. А. Об основных направлениях развития курортного дела в Российской Федерации / Р. А. Хальдин, JI. В. Иванова // Курортные ведомости. 2002. — № 5. — С. 2−4.
  149. , M. М. Прогнозирование оптимального размещения санаторно-курортной базы / M. М. Хачева // Известия РАН КБНЦ. -2001.-№ 2.-С. 10−14.
  150. , Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха / Р. Хизрич, М. Питере. М.: Прогресс-Универс, 1991. -Вып. 1.-289 с.
  151. , Е. П. История предпринимательства и меценатства в России / Е. П. Хорькова. М.: 1998. — 458 с.
  152. , А. Курс предпринимательства / А. Хоскинг. М.: Международные отношения, 1993.-352 с.
  153. , Т. В. Санаторно-курортная отрасль в новых экономических условиях / Т. В. Хутиев // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 1993. -№ 2. — С. 60−62.
  154. , В. А. Потоки и структура отдыхающих / В. А. Шальнев // Вопросы рекреационной географии Северного Кавказа / Ставропольский госпединститут. Ставрополь, 1977. — Выпуск И. — С. 33−41.
  155. , В. А. Природный комплекс, его место в рекреационной географии и методы исследования / В. А. Шальнев // Вопросы рекреационной географии Северного Кавказа / Ставропольский госпединститут. Ставрополь, 1977. — Выпуск II. — С. 50−53 .
  156. , В. А. Принципы и методы региональных рекреационных исследований / В. А. Шальнев, Ю. А. Хоменко, // Вопросы рекреационной географии Северного Кавказа / Ставропольский госпединститут. Ставрополь, 1977. — Выпуск II. — С. 3−25.
  157. , Ю. Т. Основные принципы и задачи маркетинга в здравоохранении / Ю. Т. Шарабчиев, В. С. Улащик // Здравоохранение Белоруссии. 1995. — № 4. — С. 20−23.
  158. , Н. И. Стандарт структуры и деятельности санатория : метод, пособие / Н. И. Шварева, Е. М. Иванов. Владивосток: 1996. — С. 1252.
  159. , О. Р. О некоторых закономерностях формирования стационарных рекреационных систем городов / О. Р. Ширгазин // Известия ВГО. Том 6. 1991.—№ 123. — С. 531−535.
  160. , Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. — М.: Экономика, 1989.
  161. , А. В. Кавказские Минеральные Воды. Ставрополь: ГУПСК, Ставрополь, кр. тип., 2003. — 184 с.
  162. , Н. А. Ширгазин, О. Р. Виды и циклы занятий. Бюджет времени отдыхающих / Н. А. Щитова, О. Р. Ширгазин // Вопросы рекреационной географии Северного Кавказа / Ставропольский госпединститут. Ставрополь, 1977. — Выпуск II. — С. 41−50.
  163. , Н. А. Рекреационное пространство населения Ставропольского каря / Н. А. Щитова // Вестник Ставропольского государственного университета. 1998. -№ 15. — С. 42−52.
  164. . Дж. Маркетинг / Дж. Эванс, Б. Берман — пер. с англ. М.: Экономика, 1990. — С. 55
  165. Экономика и бизнес (Теория и практика предпринимательства) / под ред. А. Д. Камаева. МГУ им. Н. Э. Баумана, 1993. — С. 56−97.
  166. Экономическая теория / под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. Б. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2003. -С. 172−173, 189.
  167. , Э. М. Тенденции и перспективы развития экономико-географического аспекта рекреалогии / Э. М. Эльдаров // География и природные ресурсы. 1990. — № 1. — С. 13−20.
  168. Эффективность внедрения новых форм организаций санаторно-курортного обслуживания населения // Актуальные социально-правовые и духовные проблемы общественного развития / Б. И. Литвяк, Ю. В. Быхкало. Пятигорск, 1997. — С. 45−53.
  169. Эффективность поддержки малого предпринимательства / А. Дадашев, Н. Гловацкая, С. Лазуренко, А. Кишитный // Вопросы экономики. 2002. — № 7. — С. 25.
  170. , Г. В. Организационная технология ведения бухгалтерского учета в предприятиях курорта и туризма / Г. В. Яковенко, Б. Л. Винокуров, А. М. Ветитнев. Сочи: 1996. — 154 с.
  171. , Г. В. Технологии управления предприятиями курортных и туристских услуг / Г. В. Яковенко, Б. Л. Винокуров, А. Т. Быков-Сочи: 1997.-215 с.
  172. , Г. В. Экономика туристских и санаторно-курортных предприятий / Г. В. Яковенко, В. Л. Винокуров, А. М. Ветитнев. -Сочи: Южный филиал НИИ им. Семашко, 1997. 210 с.
  173. Аллан Гибб. Creating Small Businesses out of Large in Central and Eastern Europe 24th European Small Business Seminar, 21−23.09.94 r.
  174. Advanced Leisure and Tourism. Oxford. 1996. 56 p.
  175. Booms, В. H. «Marketing Strategies and Organizational Structures for
  176. Service Firms» in Marketing of Services, eds: J. Donnelly and W.R. George / B. H. Booms, M. Y. Bitner. Chicago: American Marketing Association. — 1981. — P. 47−51.
  177. McCarthy E. Jerome. Basic Marketing: A. Managerial Approach, 12 ed., Howewood, IL: Irwin, 1996. — 126 p.
  178. Powers, T. Introduction to the Hospitality Industry, NY, 1988. P. 4518.
  179. State of Small and Medium Sized Business in Hungary. Annual Report, 2000.-P. 3−15.
Заполнить форму текущей работой