Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование институциональной среды функционирования негосударственных лечебно-профилактических учреждений медицинских услуг: на примере города-наукограда Обнинска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Качественные изменения в социально-экономических отношениях, вызванные переходом к рыночной экономике, обусловили существенные трансформации в здравоохранении, которые касаются форм собственности медицинских учреждений, состояния ресурсной базы, методов управления многоуровневой системой здравоохранения. Становление и формирование рынка медицинских услуг изменяют экономическую основу деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ СФЕРЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИМПЕРАТИВО^В РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
    • 1. 1. Анализ муниципально-локализованного сегмента сферы медицинских услуг с позиции системно-исторического и структурно-функционального'подходов
    • 1. 2. Проблемы становления и пути совершенствования деятельности продуцентов платных медицинских услуг в контексте развития муниципального здравоохранения

    2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ГОРОДОВ С ФЕДЕРАЛЬНОЙ БАЗОВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ОТРАСЛЬЮ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ.

    2.1 Особенности развития и управления социально-экономической сферой и локальным рынком медицинских услуг в российских городах-наукоградах второго поколения.

    2.2 Первый российский город-наукоград Обнинск как единое пространство системной инновационной социально-медико-технической интеграции.

    3 СТРАТЕГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ СФЕРЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ГОРОДЕ-НАУКОГРАДЕ ОБНИНСКЕ НА ПРИМЕРЕ ЛПУ ООО «ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ».

    3.1 ЛПУ медицинских услуг ООО «Центр реабилитации» как субъект институциональных изменений в амбулаторно-поликлиническом звене муниципального здравоохранения г. Обнинска.

    3.2 Управление развитием эффективного менеджмента ЛПУ медицинских услуг ООО «Центр реабилитации» в формате реализации его потенциала.

Формирование институциональной среды функционирования негосударственных лечебно-профилактических учреждений медицинских услуг: на примере города-наукограда Обнинска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время поступательное развитие сферы услуг здравоохранения в качестве научной и социальной проблемы входит в число приоритетных вопросов, которые принято называть глобальными. Важнейшим сектором сферы услуг здравоохранения выступает рынок медицинских услуг, важность цивилизованного развития которого постоянно увеличивается по мере изменения масштабов природных, техногенных и других угроз для безопасности человеческой жизнедеятельности и все более осознаваемой ценности человеческого капитала в общественном воспроизводстве.

С началом перехода России на рыночные рельсы радикальным образом изменились формы собственности и институциональные условия деятельности учреждений здравоохранения, появились сложные проблемы. Особой сложностью совокупность медико-социальных проблем, которые тесно сопряжены с развитием рынка медицинских услуг, обладает в так называемых городах-наукоградах. Это связано с тем, что спрос на рынке платных медицинских услуг, будучи изначально эластичным по своей сути, в этих муниципальных образованиях детерминирован не только прямыми экономическими затратами на процесс модернизации системы здравоохранения, но и теми трансакционными издержками, которые жители городов-наукоградов, как принципалы, несут в результате наступления отдаленных во времени экстерналий управленческих решений, принятых при определении принципов организации и финансирования социально-экономической сферы этих малых и средних городов.

Изначально наукограды создавались в середине прошлого века для размещения промышленности и научных институтов оборонного профиля, стратегическая военно-политическая значимость которых была продиктована гонкой международной напряженности, и с возложенной на них задачей создания ядерного щита страны для предотвращения угрозы третьей мировой войны они успешно справились. Будучи организованными по заказу ВПК государства, эти города были прочно встроены в государственно-дирижистскую систему административно-командной экономики, и, как следствие этого, оказались наиболее уязвимыми из-за развала ее несущей конструкции после появления новых макрорыночных приоритетов. Рыночная трансформация системы народнохозяйственного комплекса принципиально изменила потребности общества в продукции этих градообразующих предприятий, поэтому городам с базовой инновационной отраслью пришлось искать и заново определять свою нишу в хозяйственной системе страны.

Как свидетельствуют материалы Экспертного института при Правительстве РФ, в настоящее время в городах-наукоградах проживает около 20% городского населения страны. Изначально сфера медицинских услуг в этих городах создавалась для парциального обслуживания специалистов бюджетного градообразующего предприятия или НИИ оборонного комплекса. После перехода К’рынку появились серьезные проблемы в финансировании городской медико-социальной сферы в наукоградах из-за смены парадигмы отечественного здравоохранения и его структурирования по уровням. Этот процесс заметно утяжелил трансакционные издержки регенерации наукоградов и активизировал процесс поиска рыночных подходов к возможным вариантам развития их муниципальной медико-социальной сферы.

В этой связи проведение исследования, сфокусированного на выявлении комплементарных условий посредством организации негосударственных лечебно-профилактических учреждений (далее — ЛПУ), создаваемых для все более полного удовлетворения потребностей жителей городов-наукоградов в качественных медицинских услугах, с одной стороны, медицинских работников как производителей этих услуг — с другой, и работодателей, которым экономически выгодно иметь здоровых работников — с третьей, является актуальным, теоретически инновационным и практически значимым.

Степень разработанности проблемы.

Введение

платных медицинских услуг и провозглашение плюрализма форм собственности привели к появлению ЛПУ в негосударственном формате, а актуализация проблемы формирования человеческого капитала и развития отраслей экономики, обеспечивающих этот процесс, подвигнула ученых и практиков к институциональному анализу феномена рынка платных медицинских услуг и его игроков.

Процессы становления рынка медицинских услуг анализировали такие ученые, как: Аралов А., Ильинский И., Мамонтов С., Панкрухин А., Сагин-диков Е., Скаржинская Е., Чекмарев В., Щербаков А., Щетинин В. и ряд других исследователей. Однако до сих пор практически не изучены медицинские процессы в городах с базовой инновационной отраслью. Здесь есть своя специфика, обусловленная, с одной стороны, потребностями личностей, и, с другой — давлением градообразующего предприятия на рынке труда.

Социально-экономические и культурные проблемы городов с базовой инновационной отраслью в различных аспектах отражены Дуженковым В., Карповой Т., Лысковой А., Морозенко А. и др. Однако указанные исследователи не акцентировали внимание на том, как характер города с базовой инновационной отраслью влияет на развитие его системы здравоохранения.

Поиск решений, учитывающих интересы восстановления здоровья и продления экономически активного трудоспособного периода жизни личности, в настоящее время находится в центре внимания не только членов общества, как носителей трудовых ресурсов, но и работодателей, и государства, и побуждает исследователей изучать, в том числе, траекторию, ориентиры и императивы развития сферы медицинских услуг городов с базовой инновационной градообразующей отраслью и отличающейся от других городов схемой финансирования муниципального уровня здравоохранения в устойчиво институционализированном окружающем рыночном пространстве, а также вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию менеджмента в негосударственных ЛПУ медицинских услуг этих городов.

Значительный вклад в изучение проблем взаимодействия лечения и общества внесли Васильцова Л., Константиновский Д., Чередниченко Г., Нечаев В., Собкин В., Писарский П., Римашевская Н., Овсянников А., Баскакова М. Подход Жильцова Е., заключающийся в комплексном подходе к формированию оздоровительного потенциала общества на основе анализа историко-культурных, социально-демографических и технико-экономических факторов, создал теоретическую основу для выявления институциональных факторов, определяющих развитие рынка медицинских услуг города с федеральной базовой инновационной отраслью.

Таким образом, накоплен обширный научный материал, необходимый для серьезных теоретических обобщений исследований. Вместе с тем, целый ряд узловых проблем привлечения дополнительных ресурсов и достижения эффективности системы здравоохранения в этих специфических муниципальных образованиях, острее других российских городов переживающих рыночную реструктуризацию, породили спрос на новые методологические и методические разработки и подходы к анализу формирования рынка платных медицинских услуг, повышению ответственности их продуцентов перед потребителями медицинских услуг в инновационно-ориентированных городах, что определяет необходимость формирования гибридного институционального подхода к анализу менеджерских проблем деятельности негосударственного ЛПУ медицинских услуг в городах с базовой инновационной градообразующей отраслью и отличающейся от других городов схемой финансирования муниципального уровня здравоохранения.

Большую роль в этом призвана сыграть теория эволюционных изменений и институциональной экономики. Экономические и социологические доктрины, позволившие рассмотреть управленческие проблемы деятельности негосударственного ЛПУ медицинских услуг с позиции институционализма и неоинституционализма, позволяют глубже понять процессы реструктуризации медицинской помощи населению, формирование новых структур и экономических отношений между государственными и муниципальными органами управления по поводу охраны здоровья, между ними и хозяйствующими субъектами, между хозяйствующими субъектами и потребителями медицинской помощи, услуг и товаров медицинского назначения. Представители данного экономического направления основой экономического развития в постиндустриальном обществе справедливо считают человека, а целью экономической системы — его всестороннее развитие. Перемены в структуре институтов, формальных и неформальных правилах, социально-экономических отношениях определяют способы функционирования, потенциальные возможности развития медицинских учреждений, эффективность использования ресурсов, влияние на качество человеческого капитала.

Особое место принадлежит разработанной институционалистами теории человеческого капитала (Г. Беккер и Т. Шульц). Для здравоохранения она имеет первостепенное значение. В его структуру входит здоровье населения — компонент национальной безопасности страны, социальной стабильности общества. Медицинская помощь выступает продуктом интеллектуальной деятельности, зависящей от качественного состояния человеческого капитала. Производители медицинских услуг сами выступают носителями человеческого капитала, от которого зависит качество жизни населения, человеческих ресурсов, прирост общественного продукта. Следовательно, принципиальные положения институциональной теории человеческого капитала должны служить методологической основой разработки государственной политики в сфере охраны здоровья населения, управленческих технологий организации медицинской помощи на всех иерархических уровнях, что позволило бы дать взвешенные научно обоснованные рекомендации. Всё это определяет необходимость и значимость дальнейших исследований затронутой проблемы в институциональном направлении.

Несомненная актуальность и недостаточная разработанность перечисленных направлений исследования, а также практический опыт профессиональной работы соискателя в системе муниципального уровня здравоохранения обусловили выбор темы данного исследования, цель которого состоит в выявлении теоретических основ и тенденций развития институциональной среды деятельности негосударственных ЛПУ медицинских услуг в локализованном пространстве системной инновационной социально-медико-технической интеграции в городах-наукоградах для определения направлений реализации институционального потенциала этих учреждений на примере г. Обнинска Калужской области.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

— углубление представления о содержании, основных характеристиках и особенностях муниципально-локализованного сегмента сферы медицинских услуг в контексте смены парадигмы развития и структурирования национальной системы здравоохранения при переходе к рынку;

— систематизация и классификация проблем становления и развития деятельности продуцентов платных медицинских услуг в целях выявления направлений совершенствования в контексте развития муниципального уровня здравоохранения;

— составление характеристики первого российского города-наукограда Обнинска Калужской области как репрезентативного представителя городов с федеральной базовой инновационной отраслью (наукоградов) в качестве единого пространства системной инновационной социально-медико-технической интеграции и институционально-пространственной среды функционирования учреждений сферы медицинских услуг;

— уточнение места и роли ООО «Центр реабилитации» в развитии амбулаторно-поликлинического звена сферы медицинских услуг г. Обнинска на основе составления теоретико-модельного представления о взаимосвязи внутренней и внешней институциональных сред деятельности негосударственного ЛПУ в муниципально-локализованной территории инновационного развития;

— выработка практических рекомендаций по совершенствованию управления деятельностью негосударственного ЛПУ ООО «Центр реабилитации» в контексте развития сферы медицинских услуг города-наукограда Обнинска.

Предметом исследования определены организационно-экономические и управленческие отношения, складывающиеся в процессе производства медицинских услуг в негосударственном ЛПУ, работающем в муниципальном образовании с базовой федеральной инновационной градообразующей отраслью.

Объектом исследования выбрана многопрофильная поликлиника ЛПУ ООО «Центр реабилитации» г. Обнинска Калужской области, что объясняется следующими основополагающими факторами. Во-первых, наукоград Обнинск в советское время был создан одним из первых, после развала СССР возглавил общественное движение за возрождение статуса наукоградов на новой институциональной основе, и стал первым российским наукоградом второго поколения. Во-вторых, это медицинское учреждение было создано в период регенерации институционально-хозяйственного облика наукоградов в момент прохождения процесса реструктуризации их медико-социальной сферы через точку бифуркации. Вследствие этого траектория предшествующего пути развития негосударственного ЛПУ «Центр реабилитации» конгруэнтна всем флуктуациям становления рыночного механизма производства платных медицинских услуг в инновационно-ориентированных городах, поэтому результаты ее исследования являются репрезентативными для экстраполяции научных выводов на другие города-наукограды России и на других игроков рынка платных медицинских услуг.

Теоретико-методологическая база исследования представлена двумя направлениями: одно из них охватывает теоретические подходы к рынку платных медицинских услуг на муниципальном уровне здравоохранения в той мере, в которой это необходимо для анализа основных концептуальных линий экономико-управленческого плана деятельности негосударственного ЛПУ, а второе включает анализ институционального пространства бюджето-зависимого города-наукограда как монопрофильной в рамках административно-территориально определенного локалитета социально-хозяйственной мезосистемы с базовой инновационной отраслью в качестве задающей среды существования и уставной деятельности негосударственного ЛПУ медицинских услуг.

В силу недостаточной проработанности всего комплекса теоретико-методологических вопросов проблема, обозначенная в заглавии работы, в настоящее время пока еще не имеет адекватного научного отражения, и база ее исследования формируется по фрагментарно-эклектическому принципу, сочетая фундаментальные концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых по экономической теории, макрои микроэкономике, маркетингу, менеджменту, управлению организацией, институционализму, эволюционной экономике.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Работа выполнена в рамках специальностей 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг: п. 15.105. Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услугп. 15.111 Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг) и 08.00.01 — Экономическая теория (1.4. Институциональная и эволюционная экономическая теория) Паспортов специальностей ВАК (экономические науки).

Официально-нормативная база исследования. В ходе исследования использованы законы Российской Федерации, Постановления Правительства и Указы Президента РФ, Счетной палаты РФ, инструктивные, методические и внутрисистемные документы. В ходе диссертационного исследования использовались нормативные правовые акты Калужской области и города-наукограда Обнинска.

Информационно-эмпирическую базу исследования настоящей работы, обеспечивающую репрезентативность исходных данных, достоверность, надежность и точность выводов, составили материалы и данные периодической печати, монографическая и другая научная литература по теме диссертации, аналитические обзоры по здравоохранению, наукоградам, рекомендаи ции и разработки ведущих отечественных и зарубежных ученых, статистические данные органов федеральной службы статистики, справочные и аналитические материалы статистических и ведомственных органов федерального и регионального уровня, данные Минсоцзащиты РФ, Торгово-промышленной Палаты РФ, органов власти РФ, субъектов РФ и г. Обнинска, материалы Интернет-ресурсов, органов управления здравоохранением и лечебных учреждений, в том числе негосударственных, а также собственные аналитические и расчетные материалы автора и данные соцопросов населения и руководителей разного уровня, в которых соискатель принимал непосредственное участие.

Инструментарно-методический аппарат представлен комплексом фундаментальных общенаучных методов научного познания, в частности, системного, компаративизма, единства качественного и количественного, исторического и логического анализа, индукции и дедукции, теории принятия решений, маркетингового анализа, взаимосвязи экономической теории, политики и практики. В процессе обоснования теоретических положений, выводов и рекомендаций использовался инструментарий структурно-функционального, субъектно-объектного, экономико-статистического, социологического и эмпирического методов познания. В процессе сбора данных для практической части исследования применялись: опросы руководителей организаций здравоохранения и специалистов, потребителей медицинских услугдиагностическое интервьюирование сотрудников и методы наблюдений за управленческими процессами в ЛПУ. Системное применение общенаучных и частных методов исследования позволило избежать фрагментарности исследования и обеспечило достаточный уровень верификации полученных соискателем научных результатов.

Хронологические рамки исследования обусловлены поставленной целью, а также отсутствием обобщающих работ институционально-методологического плана по связи муниципальной экономики городов-наукоградов и рынка медицинских услуг на муниципальном уровне здравоохранения в этих городах, и простираются на весь рыночно-переходный период.

Научная новизна работы заключается в самой постановке проблемы и состоит в обосновании и реализации авторского концептуального подхода к анализу городов с федеральной базовой инновационной отраслью как институциональной и пространственной среды функционирования негосударственных ЛПУ медицинских услуг, и разработке практических рекомендаций управленческого характера. В диссертации получены самостоятельные научные результаты, которые на реальном примере обогащают и конкретизируют современное знание об особенностях функционирования негосударственных ЛПУ на муниципально-локализованной территории инновационного развития, и конкретно выражаются в следующих положениях:

По специальности 08.00.01:

1. Обоснованы методологические ориентиры исследования, базирующиеся на категориальном анализе сущности, социально-экономической природы, основных характеристик, особенностей и предпосылок повышения степени институциональной зрелости муниципально локализованного сегмента сферы медицинских услуг в контексте рыночной парадигмы трансформации здравоохранения в ведущий мезофактор формирования и приращения человеческого капитала, адекватный идее и задачам структурирования национальной системы здравоохранения, что позволило расширить методологическую и информационную базу разработки муниципальной политики оказания медицинских услуг.

2. Определены с помощью инструментария поэлементного подхода методологические и организационно-экономические аспекты сущностного анализа репрезентативного представителя городов с федеральной базовой инновационной отраслью — города-наукограда Обнинска — как институциональной и территориальной мезосреды функционирования ЛПУ, в которой отсутствует муниципальное звено здравоохранения вследствие трансакционных издержек особого статуса наукоградов, и как единого пространства системной инновационной социально-медико-технической интеграции, обусловившей высокий институциональный потенциал развития сегмента платных медицинских услуг, в том числе наличие крупных федеральных научных центров медико-фармо-биологического профиля, что позволило детализировать специфическую характеристику предпринимательской инициативы и бизнес-среды на рынке медицинских услуг в наукоградах.

3. Обоснованы посредством ретроспективно-прогнозного анализа экономических и институциональных факторов и потенциалов эффективного менеджмента в негосударственных ЛПУ на локализованных инновационных территориях необходимость и достаточность условий для реализации резервов повышения социально-экономической эффективности управления деятельностью коллектива ЛПУ ООО «Центр реабилитации» города-наукограда Обнинска в качестве резонансного усилителя генератора идеи и корпоративного промоутера новаторской муниципальной социальной программы «Наукоград — здоровый город» в контексте реализации актуального императива здорового образа жизни как институционального инструмента сбережения населения в период обострения демографической ситуации в России, что позволило детализировать современные представления об оздоровительно-лечебной миссии негосударственного ЛПУ в институциональном пространстве наукограда.

По специальности 08.00.05:

1. Определены с помощью институционального анализа и сформулированы наиболее значимые проблемы становления (незавершенность правового обеспечения, слабость финансовой, материальной и кадровой базы, наличие институциональных разногласий между субъектами государственной и частной медицины, появление феномена гипердиагностики) и выявлены потенциалы совершенствования деятельности продуцентов платных медицинских услуг (ориентация на безусловный приоритет интересов пациента, предоставление возможности выбора специалиста и ЛПУ, реализация требований пациентов к компетенции персонала,. минимизация репутационного риска специалистов и ЛПУ), в контексте развития рыночных начал в элементной и уровневой структурах здравоохранения, что позволило предложить инструменты совершенствования организационно-экономического механизма в комплементарных сегментах рынка платных медицинских услуг (принятие Кодекса профессиональной этики российского врача частной практики, контент-анализ репутационного имиджа ЛПУ, новый методический подход к измерению социально-экономической эффективности его деятельности и т. д.).

2. Составлено на основе структурно-функционального анализа опыта работы ЛПУ ООО «Центр реабилитации» в амбулаторно-поликлиническом звене системы здравоохранения г. Обнинска в контексте развития мезосис-темы лечебно-профилактических услуг города-наукограда авторское теоретико-модельное представление о взаимосвязи внутренней и внешней институциональных сред деятельности, экономической стратегии, системе корпоративных ценностей и миссии негосударственного ЛПУ медицинских услуг в муниципально-локализованной территории инновационного развития, что позволило выработать и осуществить практические рекомендации по совершенствованию менеджмента негосударственного лечебного учреждения медицинских услуг (выделение брэндового профиля медицинской деятельности, в т. ч. издание специализированного научного журнала, включенного в перечень ВАК РФ для публикации результатов докторских диссертаций по медицинским наукам и превращение ЛПУ ООО «Центр реабилитации» в трансрегионального оператора рынка медицинских услуг вертебро-неврологического профиля, составление планов по маркетингу, по лечебным, экономическим и социальным показателям, разработка комплексов мероприятий по специальным программам лечения и по репутационному менеджменту, по международному медицинскому сотрудничеству и др.).

3. Разработана посредством реализации институциональных потенциалов и использования ресурсов муниципально-локализованного сегмента здравоохранения и теоретического обобщения эмпирического материала на реальном примере ООО «Центр реабилитации» города-наукограда Обнинска и предложена авторская модель муниципального заказа для негосударственного ЛПУ медицинских услуг в качестве инструмента реализации муниципальной политики здравоохранения, что позволило доказать возможность и целесообразность распространения практики применения внебюджетных инструментов развития малого предпринимательства на муниципальном уровне здравоохранения.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в развитии и углублении теоретических положений в области использования внебюджетных ресурсов муниципального уровня здравоохранения в городах-наукоградах и выработке инструментов управления негосударственными ЛПУ в институциональной среде муниципально-локализованной территории инновационного развития.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в возможности использования представленных выводов в следующих направлениях: в разработке программ муниципальной политики развития рынка медицинских услуг на основе учета выявленных в работе институциональных факторов, определяющих развитие медицинских услуг в городе с базовой инновационной отрасльюдля совершенствования стратегического менеджмента лечебных учреждений на основе анализа полученных данных о мотивах получения индивидами платных медицинских услугв процессе подготовки и повышения квалификации специалистов управленческого и экономического профиля в здравоохранениидля совершенствования профессионально-образовательных программ в учебных заведениях по дисциплинам «Институциональная экономика», «Экономика сервиса» и «Экономика здравоохранения».

Апробация и внедрение результатов. Основные результаты диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на ряде конференций, совещаний и методологических семинаров, в том числе: Первом всероссийском съезде врачей частной практики.

Самара, 2001), Ш Общероссийском медицинском форуме под эгидой Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Медицина за качество жизни» (Москва, 2008), Всероссийских научно-практических конференциях «Стратегия здоровья человека глазами производителей и потребителей медицинских услуг» (Волгоград, 2006), «Сочи предолимпийский: проблемы и перспективы развития» (Сочи, 2008), «Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья» (Суздаль, 2008) — в Совете по развитию инфраструктуры рынка услуг в Торгово-промышленной Палате Калужской областина Форуме официального сайта Первой общероссийской ассоциации врачей частной практикина заседаниях Городского собрания и городского Совета по здравоохранению г. Обнинска.

Результаты диссертационной работы использованы: в разработке Целевой муниципальной социальной программы г. Обнинска «Наукоград — здоровый город» на 2008;2012 гг.- в работе Калужского регионального отделения Первой общероссийской ассоциации врачей частной практикиучебном курсе «Экономика здравоохранения», рекомендованном Департаментом здравоохранения Калужской области для повышения квалификации руководителей лечебных учрежденийв создании информационной базы данных по медицинским учреждениям Калужской области и Администрации г. Обнинскаряд положений диссертации включены автором в учебные курсы филиала ГОУ ВПО «Государственный университет управления» в г. Обнинске и Обнинского медицинского училища повышения квалификации средних медицинских работниковв совершенствовании менеджмента в многопрофильной поликлинике ООО ЛПУ «Центр реабилитации» г. Обнинска.

Практическое внедрение авторских разработок и полученных в исследовании научных результатов и рекомендаций в деятельность органов управления здравоохранением на муниципальном уровне, учебных заведений и учреждений медицинских услуг подтверждается соответствующими документами.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 7 статьях общим объемом 3,1 п.л., из них авторских — 2,7 п.л.

Структура и объем работы отражают логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное в работе исследование позволило сделать следующие теоретические и практически выводы.

Актуальность решения проблем охраны и укрепления здоровья здорового человека в России продолжает оставаться высокой в связи с тем, что, несмотря на отдельные позитивные тенденции, показатели здоровья и состояние национальной системы здравоохранения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне.

Практическая и теоретическая значимость темы исследования определяется системной модернизацией лечебных учреждений, нацеленной на рост эффективности ресурсного управления в условиях формирования конкурентного рынка медицинских услуг.

Здравоохранение — важнейшая социальная сфера государства. От ее состояния зависит не только здоровье, но зачастую и сама жизнь человека. Как и общество в целом, здравоохранение в последнее время испытывает серьезные трудности.

Здравоохранение должно быть проводником государственного влияния на экономику, ориентированную на жизненно важные потребности населения, приоритетным направлением вложения инвестиций в человеческий капитал. Как органическая часть национальной экономики, оно должно быть адаптировано к институциональным изменениям с точки зрения сохранения социальных достижений, дальнейшего развития.

Выполнение здравоохранением своей основной функции — оказание населению квалифицированной медицинской помощи — зависит от экономического состояния как самой отрасли, так и всего народного хозяйства. Вместе с тем, соответственно, результаты медицинской деятельности приносят огромный положительный экономический эффект. Поэтому экономическая сторона здравоохранения заслуживает самого пристального рассмотрения.

Главными выводами исследований ведущих институционалистов стали аргументы ученых о необходимости инвестирования в человеческий капитал путем государственных вложений в здравоохранение, разумного сочетания механизмов государственного регулирования и развития рыночных отношений.

Инвестиции в потенциал здоровья в цивилизованном обществе рассматриваются в качестве приоритетного фактора развития производительных сил общества, который приносит как основной, так и дополнительный доход, произведенный за счет улучшения динамики жизнеспособности людей и продления активного трудоспособного периода в жизни людей. Накопление капитала происходит за счет двух источников — общественных и личных средств граждан, поэтому актуализируется задача поиска их соотношения, допустимых границ соплатежей населения при оплате медицинской помощи.

Чрезвычайно слабое развитие экономических отношений в здравоохранении во многом объясняется устаревшими теоретическими догмами, согласно которым экономические методы управления чуть ли не противопоказаны здравоохранению. Проблемы здравоохранения вообще, и экономические в частности, не могут не затрагивать общества в целом. И поэтому проблема коммерциализации медицинского обслуживания населения является как никогда актуальной.

Здравоохранение в России переживает сейчас сложный этан. Переход от бесплатной медицины к системе платных услуг, с одной стороны, помогает решить важную проблему финансирования здравоохранения. Существовавший длительное время традиционный для нашей страны хозяйственный механизм здравоохранения базировался на жестком бюджетном финансировании, представлявшем подавляющую часть финансовых ресурсов отрасли. Потому размеры государственного финансирования были основным фактором, определяющим развитие здравоохранения.

Анализ развития муниципального здравоохранения как части целостной системы отношений муниципальной экономики и сферы медицинских услуг в новом методологическом контексте в связи с трансформациями в сфере охраны здоровья населения, позволяет дать ему следующее определение: муниципальное здравоохранение — это система социально-экономических отношений в сфере охраны здоровья населения на муници-пально-локализованной территории, обеспечивающая доступность гарантированного объема медико-социальной помощи населению, развитие медицинских учреждений различных форм собственности в интересах жителей муниципального сообщества и активную роль граждан в процессах трансформации здравоохранения.

Муниципальное здравоохранение является функциональной подсистемой местного самоуправления, поэтому меняется его значение для развития муниципального образования. Проблемы демографической ситуации, состояния здоровья, уровень организации медицинской помощи, состояние и развитие рынка медицинских услуг, управление ресурсами здравоохранения на подведомственной территории должны рассматриваться с точки зрения ответственности местной власти, потенциальных и реальных возможностей экономики муниципального образования, поиска управленческих решений, направленных на сбалансированность потребностей объемов медицинской помощи населению и реального финансирования.

Следовательно, предпосылками формирования, становления и развития рынка медицинских услуг являются: выбор экономической модели здравоохранения, адекватной экономике странысмешанная экономика внутри отраслипризнание медицинской услуги товароминституциональные изменения, вызванные появлением новых институтов и правил, муниципальной и частной медицины, внедрением обязательного медицинского страхования.

Таким образом, деятельность муниципальных ЛПУ носит двойственный характер. С одной стороны, они реализуют объемы медицинской помощи населению и являются базой для того, чтобы сохранять здоровье людей. Следовательно, здравоохранение выполняет функцию воспроизводства важнейшего ресурса общества. С другой стороны, муниципальные медицинские учреждения являются активными участниками рынка медицинских услуг, особенно в мегаполисах, крупнейших, крупных и средних городах, так как они, помимо медицинской помощи, оказывают медицинские услуги.

Двойственное положение медицинской услуги — как первичного элемента медицинской помощи и как составной части медицинского блока сервисной экономики — определяет ее место как в сфере охраны здоровья населения, так и в сфере услуг, и обусловливает два вектора развития здравоохранения. Первый вектор отражает позицию здравоохранения в системе воспроизводства населения и общественных благ, второй — его развитие по законам рыночной экономики. Это отвечает современным представлениям теории человеческого капитала, поскольку здравоохранение влияет на его прирост, но не может выполнять свою миссию индифферентно к рыночной среде, и сам человеческий капитал формируется и развивается на экономической основе и в тесной связи с экономическими возможностями общества.

Первый вектор обусловил реструктуризацию национальной системы здравоохранения, предусматривающую разграничение полномочий и функций государственной и муниципальной систем здравоохранения в связи с изменением роли и функций государства в обществе. Второй вектор обусловил формирование сектора платных медицинских услуг и институционализацию его игроков с доминантным институтом в лице государства.

Государство, как доминантный институциональный субъект, должно устанавливать общие цели для системы здравоохраненияк числу таких целей относятся обеспечение высокого и равного здоровья населения, обеспечение высокого уровня медицинской помощи, обеспечение справедливой оплаты за медицинское обслуживание. Реализация целей, установленных правительствами, должна осуществляться с использованием управляющих и стимулирующих воздействий внешних и внутренних влияний.

Качественные изменения в социально-экономических отношениях, вызванные переходом к рыночной экономике, обусловили существенные трансформации в здравоохранении, которые касаются форм собственности медицинских учреждений, состояния ресурсной базы, методов управления многоуровневой системой здравоохранения. Становление и формирование рынка медицинских услуг изменяют экономическую основу деятельности медицинских учреждений, требуют согласования интересов всех субъектов отношений по поводу производства и потребления медицинских услуг. методологические ориентиры исследования, которые базируются на уточнении сущностного анализа социально-экономической природы, основных характеристик, особенностей и предпосылок повышения степени институциональной зрелости муниципально локализованного сегмента сферы медицинских услуг в контексте рыночной парадигмы трансформации здравоохранения в ключевой мезофактор формирования и приращения человеческого капитала. Это конгруэнтно идее и задачам структурирования национальной системы здравоохранения, на основе чего, по мнению автора, можно существенно расширить методологическую и информационную базу разработки муниципальной политики развития медико-социальной сферы и эффективного взаимодействия игроков рынка платных медицинских услуг в интересах горожан.

Актуальная и теоретически, и практически важная в такой ситуации проблема — это грамотное использование институционального, экономико-организационного, научного, информационного и других ресурсных потенциалов наукоградов и их влияние на рыночную трансформацию региона с адекватным решением возникающих социально-экономических проблем.

Анализ основных показателей социально-экономического развития Обнинска позволил увидеть специфику институциональной ситуации, сложившейся вокруг и внутри первого российского наукограда второго поколения, и выделить институциональные факторы, влияющие на спрос на медицинские услуги со стороны его жителей и формирующие институциональную и пространственную среду функционирования ЛПУ медицинских услуг, в том числе и негосударственных.

В первом российском городе-наукограде второго поколения Обнинске существуют институциональные факторы, непосредственно влияющие на формирование пространственной и управленческой среды деятельности негосударственных ЛПУ медицинских услуг в городах-наукоградах, трактуемые как институциональные потенциалы развития предпринимательской инициативы и формирования благоприятной бизнес-среды на рынке медицинских услуг в городах-наукоградах. Они разделены на несколько групп в целях более взвешенного и эффективного научного подхода к их реализации: экономические, социально-демографические, поведенческие.

Основа успешной деятельности ЛПУ «Центр реабилитации» на рынке медицинских услуг в течение 14 лет состоит в высоком уровне качества оказываемых услуг, разумной тарифной политике, грамотно выстроенных и реализуемых менеджерских технологиях, неукоснительном выполнении разумно составляемых стратегических и тактических планов по лечебным, экономическим и социальным показателям, разработке комплексов мероприятий по специальным программам лечения и по репутационному менеджменту.

Даны практические рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности.

В условиях города-наукограда с бюджетозависмой моделью муниципального здравоохранения необходимо совершенствовать методические подходы к планированию муниципальных заказов, учитывая специфику этих муниципальных образований. Мы полагаем, что можно внести некоторые дополнения в методику планирования муниципального заказа, основанную на усовершенствованной идеологии их формирования.

В основе формирования муниципального заказа должна быть заложена идея, обусловливающая ее деление на две составляющих части. Одна из них связана с созданием условий для улучшения факторов среды обитания, сохранения и укрепления здоровья людей, а" другая — с оказанием медицинской помощи населению. Таким образом, существенное отличие от действующей системы планирования заказа состоит в том, что в первом случае он сориентирован на население, которое может получить бесплатную медицинскую помощь, а во втором случае учитывается состояние здоровья всех жителей, как больных, так и здоровых. Эти две части должны быть уравновешены, первое направление не менее важно, чем второе. Муниципальный заказ для негосударственного ЛПУ «Центр реабилитации» в таком контексте выступает институциональным новационным инструментом усиления его интеграции в поле муниципального здравоохранения и реализации тех значительных институциональных потенциалов, которыми обладает данный медицинский центр.

В России в процессе перехода к рынку и на фоне общего повышения доли оплаты услуг в структуре расходов домашних хозяйств, что соответствует началу перехода к сервисной экономике, происходит тревожное падение доли расходов на оздоровление населения с одновременным ростом расходов на оплату услуг по лечению. Это пересечение кривых, которое произошло в середине 90-х гг., характеризует ситуацию, напоминающую всем известный «Русский крест» в отношении падения численности населения России, и тоже самым непосредственным образом касается здоровья нации. в названии медицинских организаций «лечебно-профилактическое учреждение» смысловой акцент должен смещаться от первого слова ко второму. Города-наукограды, как официальные инновационно-пилотные территории страны, могут и должны стать консолидированной федеральной экспериментальной площадкой для отработки соответствующих институциональных инструментов, а медицинские учреждения, расположенные в них — институциональными инноваторами, внедряющими соответствующие институты и матрицы поведения граждан и игроков рынка медицинских услуг.

На основе проведения научного анализа организационно-экономических и институциональных факторов эффективного менеджмента в негосударственных ЛПУ на локализованных инновационных территориях были доказаны необходимость и достаточность условий для реализации резервов повышения социально-экономической эффективности управления деятельностью коллектива ЛПУ ООО «Центр реабилитации» города-наукограда Обнинска в качестве резонансного усилителя генератора идеи и корпоративного промо-утера новаторской муниципальной социальной программы «Наукоградздоровый город» в контексте реализации актуального императива ЗОЖ как институционального инструмента сбережения населения в период обострения демографической ситуации в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 21.07.2005).
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 09.05.2005).
  3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 г. № 5487−1 (в ред. от 07.03.2005).
  4. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: Закон РФ от28.07.91 № 1499−1 (вред, от23.12.2003).
  5. О мерах по повышению эффективности использования ресурсов в здравоохранении // Решение коллегии Министерства здравоохранения РФ от 28.11.2001.-Протокол № 19.
  6. О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год. Постановление Правительства РФ от 26.11.2004 № 690.
  7. Закон о некоммерческих организациях от 12.03.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 23.12.2003).
  8. Указания по. обеспечению целевого и рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования. Утверждены приказом Федерального фонда ОМС от 09.12.1999 № 105 (в ред. от 25.07.2005).
  9. Л.И. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы // Экономическая наука современной России. 2000. Экспресс-выпуск № 1.с.53−53.
  10. А.Г. Социально-экономическое развитие России. М.: Дело, 2004.-272 с.
  11. И. Аганбегян А-Г., Баранов Э. Ф., Вайнштейн A.A. и др. Оптимальное планирование и совершенствование управления народным хозяйством. М.: Наука, 1969.-448 с.
  12. H.A., Рогуленко Т. М., Амучиева Г. А. Основы управленческого учета / Под общ. ред. Н. А. Адамова. СПб.: Питер, 2005. — 112 с.
  13. A.C. и др. Индустрия здоровья: экономика и управление. -М.: Дрофа, 2007.-270 с.
  14. Р. Акофф о менеджементе: Пер с англ. Ю. Канского,-Под.ред.Л. А. Волковой. СПб.: Питер, 2002, 447 с.
  15. И. Новая корпоративная стратегия /При содействии Макдо-нелла Э.Дж.: Пер. с англ. Жильцов. С. СПб.: Питер, 1999. — 414 с.
  16. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 20 061 — 284 с.
  17. И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2002. — 208 с.
  18. СБ., Мельник М. В. Методология экономического анализа хозяйствующего субъекта: Учеб. пособие. -М.: Финансы и статистика, 2003. -240 с.
  19. Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2004 222 с.
  20. Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. — 215 с.
  21. Ф., Брехт И., Райннемайнер А. М. Здравоохранение Германии. М. Рарогъ, 2004.-184 с.
  22. КВ., Юдин Э. Т. Становление и сущность системного под-хода.-М.: 1993.-270 с.
  23. А.Н. Система управления развитием предприятия (СУРП). -М.: Финансы и статистика, 2001. 240 с.
  24. С.А. Управленческий анализ: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 384 с.
  25. ВВ. Медицина в условиях дефицита ресурсов . М.: Триумф, 2000.-447 с.
  26. А.И. Оценка эффективности деятельности учреждений здравоохранения // Главврач. 2005. — № 3. — с.25−33.
  27. А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 528 с.
  28. А.И., Райзберг Б. А., Шиленко Ю. В. Управление и экономика здравоохранения: Учебное пособие / Под ред. А. И. Вялкова. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.-328 с.
  29. B.JI. Финансирование здравоохранения / Под ред. В. З. Кучеренко. М.: ММА им. И. М. Сеченова, 2002. — 223 с.
  30. Н.Ф., Александрова О. Ю. Законодательное регулирование здравоохранения: состояние вопроса, проблемы и перспективы //Менеджер здравоохранения. 2004, № 1. с.8−10.
  31. А. Практика контроллинга. / Пер. с нем. / Под ред. и с пре-дисл. М. Л. Лукашевича, Е. Н. Тихоненковой. -М.: Финансы и статистика, 2001. -335 с.
  32. Л.А., Фальцман В. К. Экономика и управление предприятием. Основы немецкой теории ВептеЪзуи1:8Спаи.81епге, адаптированной для применения в России: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 224 с.
  33. A.B. Исследование систем управления: Конспект лекций. -М.: Приор-издат, 2005. 96 с.
  34. Э. Выход из кризиса: Пер. с англ. Тверь: Альба, 1994. — 498с.
  35. Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухое Е., Бреслав Е. Бюджетирование: шаг за шагом. СПб.: Питер, 2005. — 448 с.
  36. П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 272 с.
  37. Дугельный А'.П., Комаров В. Ф. Бюджетное управление предприятием. -М: Дело, 2003. -432 с. ¦ '
  38. М.Ю. Безусловный приоритет реформ здравоохранения // Терапевт. 2005. — № 3 — с.3−5.
  39. В. С. и др. Менеджмент: проблемы, программы, решения. -Л.: Лениздат, 1990. 227 с.
  40. Ф.Н. Экономический анализ и планирование деятельности медицинских учреждений: Трудовые показатели. Производственная деятельность. Финансовое состояние. Составление смет. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1999.- 198 с.
  41. Ф.Н. Ценообразование медицинских и сервисных услуг учреждений здравоохранения. М.: ГРАНТЪ, 2001. — 424 с.
  42. . Деловая стратегия: Пер. с англ./ Под ред. И с послесл. В. А. Приписнова. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  43. СИ. Инструментарий бизнеса: современные методологии управления предприятием. М.: Статус-Кво, 2001. — 332 с.
  44. В.П. Финансовое обеспечение здравоохранения. М.: Эпи-давр, 2007.-267 с.
  45. Кох Р. Менеджмент и финансы- от, А до Я /Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 496 с.
  46. A.A. Менеджмент в здравоохранении: Медико-экономические стандарты и методы их анализа. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2004.-172 с.
  47. Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭО-ТАР-МЕД, 2001 .-520с.
  48. НИ. Экономические проблемы здравоохранения. М.: Экономика, 1990.-47 с.
  49. Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1992. — 273 с.
  50. Э. Контроллинг как система мышления и управления: Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1993. — 96 с.
  51. В.П., Маренков Н. Л., Схирталадзе А. Г. Управление организацией: Учебное пособие /Под ред. акад. В. Н. Мельникова и проф. Н. Л. Маренкова. М.: КНОРУС, 2004. — 240 с.
  52. В.И. Исследование систем управления. Анализ и синтез систем управления. М.: Экзамен, 2002. — 384 с.
  53. И.С. Управленческий учет в учреждениях здравоохранения. М.: ГРАНТЪ, 2005. — 152 с.
  54. Н.Б., Пудовкина H.A. Виды медицинской помощи, типы организаций здравоохранения, источники финансирования в здравоохранении. Разграничение полномочий по уровням власти // Менеджер здравоохранения. 2005,№ 8.-с.4−12.
  55. O.E., Алексеева О. В. Стратегический управленческий учет. -М.: Едиториал УРСС, 2003. 304 с.
  56. Е.А. Маркетинговое планирование: Конспект лекций. К.: МАУП, 2002. — 264 с.
  57. О’Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой / Пер. с англ. М. :Сирин, 2001. — 296 с.
  58. А.Л., Яковлев Е. П., Кудрявцев ТО.Я. Технологии управления некоммерческой медицинской организацией в условиях рыночной экономики / Под ред. В. З. Кучеренко. М., 2004. — 152 с.
  59. КВ., Твердохлебов A.C. и др. Качество медицинской помощи и руководство организацией: Монография / Под науч. ред. И. В. Полякова. -СПб., 2003.-130 с.
  60. Проблемы городского здравоохранения. Сборник научных трудов / Под ред. Н. И. Вишнякова. СПб., 2007. — 307 с.
  61. М., Кадыров Ф.Н, Исаков А. Ю. Технологический менеджмент в области здравоохранения. Стратегия и экономика оснащения ЛПУ. М.: ГРАНТЪ, 2003.-248 с.
  62. .А. Курс управления экономикой. СПб.: Питер, 2003 -528 с.
  63. .А., Зальцман В. И. Состояние и направления дальнейшего развития народнохозяйственного планирования и управления народным хозяйством. Сборник научных трудов. М.: Изд. НИЭИ, 1986. — 178 с.
  64. Реформа больниц в новой Европе / Фигерас Ж., Макки м., Моссиа-лос Э., Солтман Р. Б. / Пер. с англ. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. — 320 с.
  65. Романова Л'.Е. Анализ хозяйственной деятельности: Краткий курс лекций. М.: Юрайт-Издат, 2003. — 220 с.
  66. Т.А., Лохтина Л. К. Мониторинг реализации Программы государственных гарантий как основа государственного регулирования в сфере здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2005, № 8. с. 13−20.
  67. Т.М. Экономика и управление здравоохранением: Учеб. пособие. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. — 184 с.
  68. М.Л. Управленческий анализ. СПб.: Питер, 2002. — 144с. ,
  69. Современные аспекты медицины и здравоохранения крупного города: Сб. научно-практических работ. СПб.: Елизаветинская больница, 1997. -203 с.
  70. Справочник по международным стандартам на системы менеджмента качества. Самара: 2001. — 124 с.
  71. В.И., Тихомиров A.B. Перспективы существования учреждений здравоохранения//Менеджер здравоохранения. 2004, № 1 с.4−7.
  72. Е.С. и др. Управление оборотным капиталом. М.: Перспектива, 1998. — 656 с
  73. , С.Г. К вопросу о промышленном перевороте в России (1944 г.) //Проблемы экономики, 1952, № 12. с. 70.
  74. С.Г. Промышленные кризисы в России (1873−1907) // Проблемы экономики, 1940, № 2. с. 14.
  75. Тейло> Ф. У. Менеджмент / Пер. с англ. А. И. Зака / Под ред. Е. А. Кочергина. М., 1992. — 137 с.
  76. С.Г., Носов В. М. Контроллинг на предприятии. М.: Знание, 1995.-82 с.
  77. В.К. Основы микроэкономики. М.: ТЕИС, 1999. — 81с.
  78. В.О. и др. Инновационные технологии управления ресурсами в здравоохранении. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001 — 233 с.
  79. В.Б. Совершенствование экономического управления деятельностью научно-технических организаций. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2003. -192 с.
  80. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
  81. А.Д. Теория экономического анализа. -М.: ИНФРА-М, 2002 -333с.
  82. В.П. Экономическая оценка стандартов объема медицинской помощи. М.: ГРАНТЪ, 2002. — 198 с.
  83. Г. Основы и проблемы экономики предприятия. М.: Финансы и статистика, 1996. — 512 с.
  84. В.О., Овчаров В. К. Здравоохранение России: стратегический анализ и перспективные направления развития // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005 — № 2. — с.3−7.
  85. О.П., Шмаков Н. М., Головтеев В. В. и др. Материально-техническая база, планирование и управление здравоохранением // 70 лет советского здравоохранения. М.: Медицина, 1987, — 512 с.
  86. СВ., Бесстремянная Г. Е., Красилъникова М. Д. и др. Российское здравоохранение: оплата за наличный расчет. М.: ГУ ВШЭ, 2004.
  87. СВ., Богатова Т. В., Потапчик Е. Г. и др. Бесплатное здравоохранение: реальность и перспективы. М.: 000"Пробел-2000″, 2002. — 216 с.
  88. Экономика предприятия / Под ред. Ф. К. Беа, Э. Дитриха,. М.Швайтцера. М.: Инфра-М, 1999. — 294 с.
  89. Е.П., Подольцев А. Л. Современные тенденции расширения хозяйственной самостоятельности ведомственных медицинских организаций в условиях рыночной экономики. // Ж. Экономика здравоохранения. -2004, № 8.-С. 15−16.
  90. Материалы Администрации Первого российского города-наукограда Обнинска.
  91. Материалы первичной отчетности и социологических обследований пациентов ЛПУ ООО «Центр реабилитации» г. Обнинска Калужской области.248 с. I
Заполнить форму текущей работой