Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ сложившейся ситуация в муниципальной экономике отчетливо показывает, что организация территориальной производственной деятельности на мезоэкономическом уровне — уровне муниципальных образований, претерпела существенные изменения. Прежде всего, это связано с усиливающимся переливом капитала из муниципальных образований в центр. Обострение российских проблем (финансовые кризисы и низкие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Сущность, понятия, факторы и принципы корпоративного экономического развития муниципальных образований
    • 1. 2. Анализ современного состояния экономического развития муниципальных образований
    • 1. 3. Анализ основных изменений условий экономического развития муниципальных образований в связи с введением в действие нового федерального закона
  • Глава 2. МИРОВАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
    • 2. 1. Отечественный опыт управления экономическим развитием муниципальных образований
    • 2. 2. Обобщение мирового опыта экономического развития муниципальных образований
  • Глава 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
    • 3. 1. Критерии эффективного социально-экономического развития муниципальных образований
    • 3. 2. Институциональные предпосылки разработки корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований
    • 3. 3. Алгоритм разработки и реализации корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований

Формирование корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что разработка и реализация корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований (1) может стать одним из факторов, способствующих формированию условий повышения уровня качества жизни населения.

На современном этапе развития российского общества, перед органами местного самоуправления стоят стратегические задачи: оптимизировать муниципальную экономическую политику и, адекватную ей финансовую инфраструктурусформировать необходимые условия для экономического саморазвития муниципальных образованийсоздать благоприятный инвестиционный климат для активизации инвестиционной деятельности населения отечественных, иностранных инвесторов и др.

Задачи указывают на острую необходимость инновационных действий органов местного самоуправления по их решению. В экономической сфере муниципального образования к инновационной деятельности автор относит формирование корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований. Корпоративная организация населения направлена на усиление роли местного самоуправления, инновационной деятельности и развитие малого предпринимательства в деле социально-экономического развития территорий (2) и регионов в целом.

1 Согласно Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным образованием в диссертационном исследовании понимается «городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения» (Российская газета, № 202 (3316), от 8.10.2003).

2 В работе под «территорией» автор понимает участок пространства (земля, вода, лесные угодья и др.), на котором располагается муниципальное образование.

Анализ сложившейся ситуация в муниципальной экономике отчетливо показывает, что организация территориальной производственной деятельности на мезоэкономическом уровне — уровне муниципальных образований, претерпела существенные изменения. Прежде всего, это связано с усиливающимся переливом капитала из муниципальных образований в центр. Обострение российских проблем (финансовые кризисы и низкие темпы экономического развития) вызывает необходимость разработки корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований, способствующей формированию партнерских отношений среди хозяйствующих субъектов различной организационно-правовой формы собственности на их территории.

Внедрение качественно новых механизмов управления развитием экономики муниципальных образований будет способствовать повышению эффективности жизнеобеспечения населения. В связи с этим задача разработки концепции и реализации корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований, а также принципов и алгоритма её внедрения, приобретает особую важность и предопределяет актуальность темы, ее теоретическую и практическую значимость.

Состояние научной разработанности проблемы развития экономики муниципальных образований не отвечает реальным, практическим потребностям. Анализ научных публикаций, посвященных данной тематике показывает, что авторы рассматривают, как правило, отдельные аспекты управления экономикой и социальной жизнью муниципальных образований. По мнению автора, в них недостаточно уделено внимания инновационному — корпоративному подходу — к разработке стратегии экономического развития муниципальных образований.

И. Ансофф, С. Ф. Жилкин, К. Н. Знаменская, В. А. Ириков, У. Кинг, Д. Клиланд, Г. С. Поспелов, В. Е. Рохчин, А. Н. Петров, Дж. Форрестер и др.3 в своих публикациях рассматривали вопросы стратегического планирования развития социально-экономических систем регионов и городов.

И.Г. Асламазов, С. Голубева, А. Евсеенко, А. Калин, Е. В. Ленский, К. Некрасовский, М. Хессель, В. А. Цветков и др.4 в своих исследованиях рассматривали различные аспекты корпоративной формы деятельности объединений.

3 Ансофф И. Стратегическое управление. / Сокр. пер. с англ. — М.: Экономика, 1989; Кинг У., Клиланд Д Стратегическое планирование и хозяйственная политика.

— М.: Прогресс- 1982; Поспелов Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление — М.: Сов. радио, 1976; Рохчин В. Е. Формирование стратегического выбора региона: методологический ' аспект. // Школа гуманитарных наук. 1997. № 2- Рохчин В. Е., Знаменская К. Н., Жилкин С. Ф. Стратегический выбор как основа перспективного развития города: научно-методический подход. // Материалы к научно-практическому семинару «Городской маркетинг как путь к инвестициям и — совместным проектам» Евро град.

— СПб, 1998; Стратегическое планирование и управление. / Под ред. проф АН. Петрова, 4.1: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1997; Форрестер Дж. Динамика развития города. — М., 1974.

4 Асламазов И. Г. Развитие корпоративных форм хозяйствования в России (научно-практическая конференция, ноябрь, 1997 г.) // Российский экономический журнал. 1998, № 1, с.28- Голубева С. Актуальные аспекты теории транснациональной кооперации предприятий // Российский экономический журнал, 1996, № 6, с. 94 — 97- Евсеенко А., Некрасовский К. О японских «сюданах» // Российский экономический журнал, 1995, № 12, с. 67 — 76- Калин А. Национальные особенности корпоративного развития. — М.: «Экономика и жизнь», май 1998; Ленский Е. В., Цветков В. А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. — М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1998; Ленский Е. В., Цветков В. А. Финансово-промышленные группы: история создания, международный опыт, российская модель. — М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1997; Хессель М. Корпоративное управление: владельцы, директора и наемные работники.

— М. Джон Уайли Саш, 1996.

Зарубежный опыт развития экономики местных сообществ освещен в работах Блэйкли Э.Дж., Друкера П. Ф., Пирза Н., Стайнбейна К., Уинвера Р., Принела Э. Э. и др.*.

Разработке инновационных подходов к проблеме развития страны и регионов посвящены работы О. Л. Кузнецова, ПГ. Кузнецова, Б. Е. Большакова, В. И. Кушлина, Д. Л. Львова, В. П. Орешина, Л. В. Потапова, А. Н. Фолофьева, Ю. М. Швыркова, И. В. Прангишвили и др.6.

Поиском эффективных путей развития экономики муниципальных образований на современном этапе занимались А. Н. Алисов, Ю. П. Алексеев, AJL Гапоненко, А. Г. Гладышев, В. А. Гришин, Ю. С. Дулыциков, В. Н. Иванов, М. Т. Лавров, С. Б. Мельников, В. А. Николаев, Ф. М. Русинов, С. Н, Сильвестров, Ю. А. Соловьев, В. Ф. Уколов и др.7.

Проблемам формирования новых организационных структур, адекватных сложившейся экономической ситуации в муниципальных s Блэйкли Э.Дж. Значение местного экономического развитияДрукер П. Ф. Изменившаяся мировая экономикаПирз Н., Стайнбейн К. Возникновение корпораций экономического развитияУинвер Р. // Организация программ экономического развития. Местное экономическое развитие: Стратегия меняющейся экономики. М., 1996. № 11- Принел Э. Э. Стратегии экономического развития. 1997, № 38.

6 Кузнецова О. Л., Кузнецова П. Г, Большакова Б. Е. Система природаобщество-человек: Устойчивое развитие. — Дубна: ВНИИгеосистем, 2000; Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный, муниципальный уровень — М.: Изд-во РАГС, 1998; Орешин В. П., Потапов Л. В. Управление региональной экономикой — М.: ТЕИС, 2003; Львов Д. С. Экономика развитияМ.: «Экзамен», 2002; Прангишвили И. В, Системный подход и общесистемные закономерности. — М.: СИНТЕГ, 2000.

7 Общий и специальный менеджмент: Учебник, — М.: Изд-во РАГС, 2000; Мельников С. Б., Николаев В. А., Соловьев Ю. А. Муниципальный менеджмент: корпоративная собственность муниципальных образований. — Владимир: «Пасад», 1998; Гладышев А. Г., Иванов В. Н., Мельников С. Б., Николаев В. А., Русинов Ф. М., Сильвестров С. Н. Стратегия вывода экономики муниципальных образований из кризиса. — М.: «ЗелО», 1997; Лавров Т. М. Управление социально-экономическим развитием района. — М.:1998; Социальная политика государства./ Под ред. В. Ф. Уколова, М.: Луч, 1997. образованиях были посвящены работы А. Н. Алисова, A.JI. Гапоненко, В. А. Гришина, В. А. Николаева, Н. И. Яремко и др.8.

Вместе с тем, требуют научной разработки проблемы формирования корпоративной стратегии экономического развития муниципального образования.

На наш взгляд, решение данной проблемы, как в научном, так и в практическом плане является важной научно-хозяйственной задачей.

Общая цель исследования состоит в поиске и аргументации новых путей решения важной научной задачи, имеющей существенное значение для теории и практики управления развитием региональной экономики. Она заключается в разработке концептуальных основ формирования корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований и в выработке практических рекомендаций по её использованию.

Для достижения данной цели предполагается решение следующих конкретных задач:

— исследовать сущность, понятия, факторы и принципы корпоративного экономического развития муниципальных образований;

— проанализировать современное состояние экономического развития муниципальных образований;

8 Алисов А. Н., Гапоненко А. Л, Гришин В. А., Мельников С. Б., Николаев В. А. Управление социально-экономическим развитием города: современные подходы и технологии. М.: Международный дом сотрудничества, 1999; Мельников С. Муниципальный менеджмент. Участие населения в финансировании социально-экономических программ развития своего города (района). — М.: МИКО «Коммерческий вестник», 1995; Николаев В. А. Экономика муниципального образования: сущность, проблемы развития и технологии решения. — М.: изд-во РАГС, 1998; Яремко Н. И. Стратегический маркетинг в управлении кредитной организацией. — М.: «Луч», 1999. 1998; Яремко Н. И. Стратегический маркетинг в управлении кредитной организацией. — М.: «Луч», 1999.

— изучить отечественный опыт управления экономическим развитием муниципальных образований;

— обобщить мировой опыт управления экономическим развитием муниципальных образований;

— определить критерии эффективного социально-экономического развития муниципальных образованийвыявить институциональные предпосылки разработки корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований;

— разработать алгоритм формирования корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований и рекомендации по её применению в муниципальных образованиях.

Объектом исследования является процесс экономического развития муниципальных образований.

Предметом исследования выступают управленческие и связанные с ними институциональные и организационные отношения, возникающие в процессе разработки и реализации корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований.

Теоретической и методологической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, фундаментальное исследование в области муниципального и регионального менеджмента, корпоративного управления и теории организации, прикладные работы по данной проблематике, действующее российское законодательство, нормативные акты и другие официальные документы, регулирующие процесс экономического развития муниципальных образований.

В диссертации используется совокупность приемов и методов научного познания социально-экономических явлений и процессов: конкретно-исторический, системный, программно-целевой, статистический, сравнительный экономический анализы.

В качестве эмпирического материала использована информационная база ряда муниципальных образований Московской области.

Новые научные результаты, полученные лично автором в ходе исследования, состоят в следующем: найдены и аргументированы пути решения важной научной и хозяйственной задачи, имеющие существенное значение для экономики муниципальных образованийдополнены, развиты и обогащены концептуальные основы экономического развития муниципальных образований — формирование корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований, и даны научно-практические рекомендации по ее разработке и реализации.

Они включают в себя: результаты исследования сущности, факторов и принципов корпоративного экономического развития муниципальных образованийданные изучения современного состояния экономического развития муниципальных образованийвыводы, обобщающие мировой и отечественный опыт управления экономическим развитием муниципальных образованийинституциональные предпосылки формирования и разработки корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образованийалгоритм формирования корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований и рекомендации по её разработке и реализации в муниципальных образованиях.

В частности:

— определено, что разработка корпоративной стратегии развития экономики муниципальных образований есть процесс переосмысления институциональных основ экономического развития муниципальных образований и кардинального изменения муниципальными менеджерами механизмов их экономического развития для достижения генеральной цели развития — значительного, надежного и гарантированного повышения уровня качества жизни населения. Кардинальные изменения означают обращение к самой сути явления корпоративного экономического развития, и это не «перетасовка» или «перестановка» существующих элементов системы, а настоятельный отказ от неэффективных правил, норм отношений и механизмов их реализующих;

— установлено, что при формировании корпоративной стратегии экономического развития муниципального образования следует исходить из того, что институциональная среда является определяющим фактором экономического саморазвития, включая в себя формирование жителями собственных финансовых институтов, производственных и торговых организаций, функционирование которых направлено на создание и формирование конкурентоспособной среды;

— уточнено понятие «муниципальное — сообщество» как «корпоративная социально-экономическая система». В определении введены новые базовые признаки: корпоративные интересы населения, касающиеся важных социальнозначимых показателей для каждого человека, определяющих качество их жизнивзаимовыгодное взаимодействие людей в различных сферах: экономической, политической, социальнойкорпоративное хозяйствование в решении конкретных задач социально-экономического развития территории проживания. Под муниципальным сообществом как корпоративной социально-экономической системой автор понимает взаимодействие людей в финансовой, производственной и торговой сферах, чья хозяйственная деятельность направлена на достижение социально значимой и взаимовыгодной генеральной цели — значительного, надежного и гарантированного повышения уровня и качества жизни каждого человека;

— определены предпосылки, способствующие формированию корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований. К ним относятся: — потребность развития конкурентоспособности местного производства, решения проблемы занятости населения посредством открытия высокооплачиваемых рабочих мест и сохранения существующихвозможность повышения эффективности и усиления конкурентоспособности, интегрированных финансовых институтов, производственных и торговых организаций в единую структуру, связанных с эффектом экономии издержек, присущих рыночным отношениямнесовершенство рыночного механизма в реализации собственности на управленческие технологии, производственный опыт и другие, так называемые нематериальные активы (муниципальный менеджмент, маркетинговый опыт и др.). Особую важность при этом представляет то, что в рамках муниципальных финансово-производственных групп указанные активы становятся мобильными;

— показано, что «корпоративная экономика муниципального образования» формируется для активизации внутренних, собственных возможностей муниципальных сообществ, которые способствуют формированию условий самодостаточности их развития с опорой, в первую очередь, на традиции, собственные ресурсы и возможности;

— установлено, что муниципальное сообщество является основным субъектом формирования корпоративных экономических отношений, которые основываются на корпоративной собственности жителей. При корпоративной организации муниципального сообщества жители-собственники передают управление своей корпоративной собственностью муниципальным менеджерам на конкурсных и договорных условиях. Они делегируют им право принятия оперативных решений по ряду аспектов деятельности корпорации, за исключением решений принципиальной важности. В условиях, когда корпоративная организация основана муниципальным сообществом, каждый человек владеет равной динамично изменяющейся для всех ее частью;

— предложен алгоритм разработки и реализации корпоративной стратегии экономического развития муниципального образования:

1) подготовка краткой аналитической информации о географическом и социально-экономическом положении муниципального образования;

2) оценка ресурсного и социально-экономического потенциала муниципального образования и определение его места и роли в регионе;

3) выявление проблем в развитии муниципального образования и приоритетов в их решении;

4) разработка экстр аполяционного прогноза, основанного на учете складывающих тенденции социально-экономического развития муниципального образования;

5) разработка концепции и стратегических направлений развития муниципального образования в рамках концепции экономического саморазвития региона;

6) повариантная разработка целевого прогноза развития муниципального образования в соответствии с выбранными приоритетами и корпоративным стратегическим направлением экономического развития, определяющего конкретные задачи на перспективу;

7) разработка комплекса программных мероприятий по достижению целей и задач корпоративной стратегии экономического развития муниципального образования;

8) оценка эффективности корпоративной стратегии экономического развития, предлагаемых инвестиционных проектов, бизнес-планы по приоритетным проектам;

9) создание механизмов реализации корпоративной стратегии экономического развития;

10) ресурсное обеспечение корпоративной стратегии экономического развития;

11) распределение функций по реализации корпоративной стратегии экономического развития;

12) реализация корпоративной стратегии экономического развития.

Практическая значимость работы состоит в том, что исследование доведено до конкретных рекомендаций. Предложен алгоритм разработки корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований.

Обобщенный в диссертации теоретический и фактический материал, ее основные положения и выводы могут быть использованы в практической деятельности органов местного самоуправления при разработке концепции корпоративного развития и реализующей ее стратегий и программ в части экономического саморазвития муниципальных образований.

Положения и рекомендации, выработанные в ходе проведенного исследования, могут быть использованы:

— органами местного самоуправления и органами власти субъектов РФ в качестве методологической основы повышения эффективности муниципального и регионального менеджмента в экономическом деле территорий и регионов;

— научными учреждениями для дальнейшей разработки проблем применения стратегического менеджмента в государственном и муниципальном управлении;

— в системе переподготовки специалистов по программе «мастер государственного администрирования»;

— в преподавании курсов «региональная экономика и управление», «региональный и муниципальный менеджмент», «муниципальное управление».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации апробированы в ходе практической деятельности автора и обсуждены на методологических семинарах кафедры государственного управления и менеджмента Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. Различные аспекты исследования изложены в публикациях автора.

Предложения и выводы, сформулированные в диссертации, реализованы автором в процессе формирования программ экономического и социального развития муниципальных образований: Волоколамский район Московской области, Петушинский район Владимирской области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в исследовании анализ и оценка возможности формирования корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований и изучение зарубежного опыта формирования стратегий развития муниципальных, позволяет сформулировать ряд выводов и предложений:

1. Сложное, во многом противоречие социально-экономического положения страны, ее отдельных регионов, муниципальных образований, служит источником социальной напряженности. Особую озабоченность вызывает отсутствие ясных и согласованных в муниципальных сообществах стратегических целей и приоритетов в их социально-экономическом развитии.

Представляется вполне очевидной нецелесообразность разработки стратегии формирования устойчивого экономического саморазвития муниципальных образований без выбора его населением эффективного способа хозяйствования и решения существующих конкретных задач социального и экономического его развития.- Таким способом хозяйствования, по мнению автора, является корпоративный.

2. Корпоративная стратегия экономического развития муниципального образования предусматривает, прежде всего: формирование корпоративных отношений в муниципальных сообществахдобровольное формирование населением собственных финансовых институтов, аккумулирующих денежные средства в развитие частного производства.

Корпоративная стратегия формирует условия для корпоративных организаций населения, взаимной поддержки и совместного более устойчивого существования. С этой точки зрения муниципальные образования могут рассматриваться как основа формирования корпоративной экономики субъектов Российской Федерации, их экономического саморазвития. Для функционирования собственных населения корпоративных образований характерна центростремительная сила. Они отличаются от корпоративных образований типа финансово-промышленных групп, которые развивают в стране центробежные силы.

3. Местное самоуправление, как показывает международный опыт, и есть тот механизм, посредством которого можно обеспечить сближение людей с властью. Между ветвями власти и населением муниципального образования устанавливаются партнерские отношения, заключаются социальные контракты. Сутью партнерства является взаимное доверие, которое формируется на принципах корпоративной организации и управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

Формирование корпоративного управления экономическим развитием муниципального образования в рамках реализации стратегии развития муниципальных образований, являются по своей сути формой проявления власти народа, представляет собой, не столько чисто политическую ее сторону, сколько социально-экономическую. Причем политические, социальные и экономические аспекты строго сбалансированы, что гарантирует устойчивое развитие муниципальных сообществ.

4. Корпоративную стратегию экономического развития муниципальных образований можно реализовать на практике лишь в том случае, если ее воспринимает муниципальное сообщество. Ключевая формула корпоративного социально-экономического развития и корпоративного управления муниципальными образованиями — это очерченные и всем понятные, а главное разделяемые населением социально значимые цели, нормы (правила) и механизмы их достижения.

Разрабатывая корпоративную стратегию развития муниципальных образований, следует исходить из того, что наиболее перспективным ресурсами являются образовательный, интеллектуальный и научно-технический его потенциал.

Разрабатывая и реализуя бизнес-проекты, корпоративные организации населения могут функционировать и развиваться во взаимодействии и сочетании с отраслевыми производственными корпорациями.

5. В условиях корпоративного развития муниципальные образования получают экономическую и социальную самостоятельность, подобающее им место в политическом и управленческом пространстве страны, которое соответствовало бы их реальному значению как центров экономического и социального развития страны.

6. Комплексно оценивая потенциал муниципального образования более корректно говорить не об экономическом, а о социально-экономическом аспекте. Обусловлено это тем обстоятельством, что исследование тех или иных составляющих экономического потенциала города неминуемо приводит к выделению социального аспекта, определяемого отношениями между людьми по поводу его создания, поддержания и использования.

Стартовый социально-экономический потенциал реализации корпоративной стратегии экономического развития муниципальных образований может быть представлен следующими основными структурными составляющими: интеллектуальный ресурсный потенциал, природно-ресурсный потенциал, экономикегеографический потенциал, демографический потенциал, трудовой потенциал, производственный потенциал, научно-инновационный потенциал, социально-инфраструктурный потенциал, бюджетный потенциал, инвестиционный потенциал, экспортно-импортный потенциал.

7. Результативность реализации корпоративной стратегии экономического развития муниципального образования в значительной мере определяется позицией органов местного самоуправления, деятельность которых должна быть направлена на создание необходимых институциональных условий и принятие конкретных мер, направленных на достижение стратегических ориентиров и целей корпоративного социально-экономического их развития.

Среди необходимых условий реализации корпоративной стратегии экономического развития муниципального образования отметим следующие.

Во-первых, муниципальное образование должно иметь концепцию корпоративного своего социально-экономического развития, ядром которой выступает формируемая населением корпоративная собственности. Она является базой для формирования научно-обоснованной системы стратегических целей и приоритетов корпоративного развития, муниципальной социальной и экономической политики. Концепция призвана уточнить стратегический выбор населением метода корпоративного хозяйствования и решения конкретных задач экономического саморазвития муниципального образования, являться рамочным документом, в определенной мере обосновывающим реальность выполнения задуманного. При этом принципиальным является рассмотрение и одобрение населением концепции корпоративного социально-экономического развития. Это позволит осуществлять решение широкого спектра проблем комплексного развития муниципального образования исходя из сделанного муниципальным сообществом стратегического выборакорпоративного.

Во-вторых, необходимым условием успешной работы по реализации корпоративной стратегии является создание в муниципальном сообществе органами местного самоуправления благоприятного социально-психологического климата, что позволит эффективно включить в выполнение стратегического замысла организации и предприятия, общественные группы и население в целом.

В-третьих, орган местного самоуправление должен создать, обеспечить запуск и эффективное функционирование механизма реализации корпоративной стратегии развития муниципального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Водный Кодекс РФ, № 167-ФЗ от 16.11.95 г.
  2. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.03, № 131-Ф3 // Российская газета от 08.10.03, № 202 (3316).
  3. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ — М., Изд-е офиц., 1995. № 30. Ст. 2871.
  4. Абрамов B. J1, Мельников С. Б., Николаев В. А. Финансовые основы местного самоуправления: проблемы становления и пути решения. М.: ЗелО, 1998.
  5. А.Н., Гапоненко A.JI., Мельников С. Б., Николаев В. А., Гришин В. А. Управление социально-экономическим развитием города: современные подходы и технологии. М.: Международный дом сотрудничества, 1999.
  6. Ю.А., Мельников С. Б. Антикризисные стратегии муниципального менеджмента. / Социальный менеджмент. Курс лекций. Под ред. Иванова В. Н., Патрушева В. И. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998.
  7. А.Н. Программы регионального развития // Наука и производство: век интеграций. США Западная Европа. Япония. М., 1992.
  8. Л., Кистанов В. Региональные программы, перспективные вопросы//Экономист. 1997. № 3.
  9. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Сов. радио, 1974.
  10. Р. Планирование будущего корпораций. М.: npoipecc, 1985.
  11. И. Стратегическое управление. / Сокр.пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  12. Г. В. О хартиях местного самоуправления в США //Городское управление. 1995. № 2.
  13. В.В. Городское самоуправление в России. -С-Пб, 1995.
  14. Бем-Баверк. Основы теории ценности хозяйственных благ. Пер. А.Санина. СПб., 1897
  15. А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. М.: 1964.
  16. Н. Судьба России.- М., 1990. С. 214.
  17. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969.
  18. И.В., Юдин Э. Г. Системный подход в социальных исследованиях. М.: Вопросы философии, 1969. № 9.
  19. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.
  20. В., Кабаков В., Ходачек А. Стратегия малого предпринимательства, СПб.: Корвус, 1995.
  21. Ф.М. Проблемы самоуправления в России и задачи социологии. // Изв. Сибирского отделения РАН. Экономика и прикладная социология. Новосибирск, 1993. Вып. 1. С. 19−29.
  22. Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления. //Социс. 1997, № 1.
  23. A.M. Власть в городе. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1995.
  24. А.Н., Мельников С. Б., Николаев В. А. Программный подход в региональном управлении. Южно-Сахалинск: Сахалинская областная типография, 1999.
  25. И.В. Заработная плата и доходы населения в России и развитых странах.// Общество и экономика. 1996. № 3−4.
  26. В.А. Логика «Капитала» К.Маркса. М.: 1968.
  27. А.И. О самоуправлении: Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. Т.2 СПб., 1870.
  28. М. Город. В кн. «Избранное, Образ общества». -М., 1994.
  29. Л.А. Основы городского хозяйства. Обнинск: Институт муниципального управления, 1995.
  30. .Б. История земства. СПб., 1911.
  31. В.А. Местное самоуправление: российский вариант. М., 1993.
  32. Возрождение развития малых городов России (основные положения Федеральной программы и экономических методов ее практической реализации). М.: АО «Панас-Аэро», 1994.
  33. A.M. Швеция: Социально-экономическая модель. -М.: «Мысль», 1991.
  34. Волкова В. Н, Чабровский В. А. Цель, прогнозирование, анализ, структуризация. СПб., 1995.
  35. А.Г., Лапин В. А. Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Московский общественный научный фонд, 1997.
  36. А., Абалкина И., Абалкина Т. «Доходность городских территорий», «Городское управление» № 6, 1997- «Доходымуниципальных образований», «Финансы» № 2,1998.
  37. A.JI. Управление экономическим развитием. -М., 1997.
  38. Гапоненко A. JL, Алисов А. Н., Демченко О. В., Казарин В. Н. Стратегия развития города: современные подходы и технологии. -М.: Международный дом сотрудничества, 1999.
  39. А.Л., Мельников С. Б., Николаев В. А., Петрухина Е. В., Сайгин В. В. Управление формированием региональных и муниципальных потребительских рынков. М.: ЗелО, 1998.
  40. А.Л., Мельников С. Б., Николаев В. А., Орлова Т. М., Яремко Н. И. Стратегический маркетинг в управлении кредитной организацией. М.: «Луч», 1999.
  41. А.Л., Гришин В. В., Мельников С. Б., Николаев В. А., Сильвестров С. Н. Управление формированием кредитной кооперации в регионе. М.: «ЗелО», 1998.
  42. М.М. Подготовка земской реформы 1864 года. -М., 1957.
  43. Гегель. Государство.-М., 1934.
  44. Гегель. Учение о бытии. М., 1934, т. 5
  45. Гегель. Наука логики,-М., 1934, т.6.
  46. А.Г., Иванов В. Н., Мельников С. Б., Николаев В. А., Русинов Ф. М., Сильвестров С. Н. Стратегия вывода экономики муниципальных образований из кризиса. М.: «ЗелО», 1997.
  47. В.Л. Малые города: технологии выживания и развития. //Свободная мысль. 1993, № 7.
  48. ВЛ., Егоров М. М., Ильина Т. В. и др. Городская среда. Технология развития: Настольная книга. М., 1995.
  49. Город как самоорганизующаяся система. //Под ред. Ю. В. Кириллова. Обнинск, 1998.
  50. А.Д. История местного самоуправления в России. СПб, 1899.
  51. Л.И. Эффективность территориальной организации. М.: «Мысль», 1979.
  52. Р. Город в Америке: жители и власти. М., 1995.
  53. В.А., Мельников С. Б., Николаев В. А. Муниципальный менеджмент: формирование системы кредитных кооперативов муниципальных образований. М.: «ЗелО», 1998.
  54. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. Учебное пособие. М.: Прогресс-Традиция, 2000, 416 с.
  55. Данилов-Данильян В. Й. Устойчивое развитие будущее Российской Федерации // Россия на пути к устойчивому развитию. — М., 1996.
  56. Р. Правила для руководства ума. Избр. произвел. М.: Политиздат, 1950.
  57. Р., Каст Ф. Розенцвейг Д. Системы и руководство (теория систем и ркуоводство системами). М.: Советское радио, 1971.
  58. Диалектика в науках и природе человека. М.: Наука, 1983. Т. 1−3.
  59. О. Инвестиционные возможности региона. Экономист, 1993, № 6.
  60. Ю.С. Развитие организационной структуры управления в регионе. -М.: АОН, 1989.
  61. Э.В. Местные органы власти во Франции. М., 1996.
  62. Европейская хартия местного самоуправления // Народный депутат, 1993, № 11.
  63. Жихаревич Б. С, Современная экономическая политика городских и региональных властей. СПб: ИСЭП РАН, 1995.
  64. Зарубежный опыт государственного управления. М.: РАГС, 1999.
  65. Л.Г. Земская контрреформа 1890 года. М., 1968.
  66. В.А., Иванов В. Н., Мельников С. Б., Могилевский JI.M., Николаев В. А., Патрушев В. И., Сильвестров С. Н., Филипов Ю. В. Муниципальное сообщество: стратегии и технологии антикризисного развития. // Муниципальный мир. 1998. № 1. С. 13−19.
  67. В.Н., Мельников С. Б., Мельникова Н. С., Доронин А. О. Социальная инноватика в структурно-логических схемах, вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. М.: Союз, 2000.
  68. В.Н., Мельников С. Б., Мельникова Н. С., Доронин А. О. Социальная инноватика: Учебно-методическое пособие. М. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2000.
  69. В.Н., Мельников С. Б., Могилевский JI.M., Сильвестров С. Н. Россия: объединяющая идея, путь выхода из кризиса, улучшение качества жизни каждого. М.: Славянский диалог, 1997.
  70. Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К.Маркса. М: 1966.
  71. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. -М.: Наука, 1995.
  72. .М. О методе изложения диалектики. М.: Наука, 1983.
  73. У., Клиланд Д, Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс- 1982.
  74. Ю. Городская корпорация развития. //Городское управление, 1995, № 1.
  75. Ю.В. Модельный кодекс российского города. -Обнинск, 1998.
  76. А.Е., Литовка О. П., Рохчин В. Е., Румянцев А. А. Экономика крупного города: проблемы структурной перестройки. -СПб, 1994.
  77. Когут А. Е, Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
  78. Коломийченко О, В., Овсянников Е. К., Пономарев В. В., Рохчин В. Е. Научные основы разработки концепции развития региона. -Л.: ЛИИАН, 1987.
  79. Концепция социально-экономического развития Московской области на 1997−2005 гг. Железнодорожный, 1997.
  80. Концепция социально-экономического развития г. Читы до 2003 г. Чита, 1998.
  81. П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания. М.: Наука, 1982.
  82. Корпоративная организация и управление муниципальными образованиями. /В сб. «Управление развитием региона и города"/М.: РАГС, 2000, с. 175−225.
  83. Кризисные города России: пути и механизмы социально-экономической реабилитации и развития. М., 1998.
  84. Г., О' Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Том 1. /Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1981.
  85. И.В., Мельников С. Б., Николаев В. А., Николаевский О. В. Муниципальный менеджмент: территориальные финансово-промышленные группы (ТФПГ). М.: «ЗелО», 1998.
  86. В.Н., Швецов А.И, Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. -М.:УРСС, 1997.
  87. К. Образ города. /Пер. В. Глазычева. М., 1998.
  88. И.Ф. Сущность категории «свойство». М.: Мысль, 1982.
  89. И.М. Территориальная структура хозяйства. -Новосибирск, 1986.
  90. Э.С. Вопросы системного исследования общества. М.: Знание, 1972.
  91. К., Энгельс Ф. Святое семейство, практика критической критики. Соч., издание 2. Т. 2.
  92. Межмуниципальная кооперация. / Сост. Ю. В. Кириллов. Обнинск, 1998.
  93. С.Б. Муниципальный менеджмент. Введение в корпоративный метод хозяйствования: преимущества и отличия от капиталистического и социалистического. М.: МИКО «Коммерческий вестник», 1995.
  94. С.Б. Муниципальный менеджмент. Участие населения в финансировании социально-экономических программ развития своего города (района). М.: МИКО «Коммерческий вестник», 1995.
  95. С.Б. Муниципальный менеджмент. Участие населения в собственности муниципальных образований. М.: МИКО «Коммерческий вестник», 1995.
  96. С.Б. Формирование корпоративного управления муниципальными образованиями в России в условиях кризиса. -М.: «АРиНА», 1996.
  97. С.Б. Социально-экономическая поддержка интересов населения (проект целевой программы). М.: Издательская группа «АРиНА», 1996.
  98. С.Б. Корпоратизм Российский путь реформ. -М.: Издательская группа «АРиНА», 1996.
  99. С.Б. Не выученные или забытые уроки истории. // Муниципальный мир. 1999. № 2. С.8−14.
  100. С.Б. Корпоративная организация и культура социального и экономического саморазвития муниципальных образований. //В сборнике «Социальные процессы и социальная политика"// 4.2. Москва: МГСУ «Союз», 2000, стр. 30−34.
  101. С.Б. Современная кадровая политика органов местного самоуправления. //В сборнике «Совершенствование кадровой политики органов местного самоуправления Республики Бурятия"// -Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2000, сгр. 62−71:
  102. С.Б., Николаев В. А., Соловьев Ю. А. Муниципальный менеджмент: корпоративная собственность муниципальных образований. Владимир, 1998.
  103. М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М. Дело, 1992.
  104. Местное самоуправление: теория и практика /Сост. и ред. Г. Люх-терхандт. 2-е изм. и доп. изд. — М.: фонд Фридриха Науманна, 1997.
  105. Миклин А. М, Подольский В. А. Категория развития в марксистской диалектике. М.: Мысль. 1480.
  106. К. Ресурсный потенциал региона (теоретические аспекты исследования). М.: Наука, 1991.
  107. Муниципалитеты и экономическое развитие. /Сост. Ю. В. Кириллов. Обнинск, 1998.
  108. Муниципальный мир /Информационно-аналитический журнал/. М.: ИКАР, 1999, №№ 1 — 6- 2000 №№ 1 — 3.
  109. Общий и специальный менеджмент. Учебное пособие.//Под ред. А. Л. Гапоненко, А.Н. Панкрухина//. М.: изд. РАГС, 1997.
  110. Организация городского самоуправления. /Под ред. А. Н. Широкова. Обнинск, 1998.
  111. П.А. Муниципальный менеджмент. Серия «Библиотека муниципального служащего», выпуск 16. М.: Московский общественный научный фонд, 1999.
  112. Основы местного самоуправления: В 3 ч. /Под ред. С. В. Вобленко. — Обнинск: Институт муниципального управления, 1997.
  113. Основы современного социального управления: теория и методология: Учебное пособие/ Под ред. В. Н. Иванова М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. (Энциклопедия управленческий знаний).
  114. Н.В. Счастье и устойчивое развитие. // Экологические проблемы России. Предложения для обсуждения на 2-ом
  115. Всероссийском съезде по охране природы. Центр экологической политики России. Москва, 1999.
  116. От исполнительства к стратегии развития местного сообщества. /Под ред. Т. Т. Авдеевой, С. Н. Железко, Ю. В. Филиппова. Краснодар, 1996.
  117. М., Яценко А. Возможность, действительность и цель. //Проблемы возможности и действительности. М: Наука, 1964.
  118. Н.М. Земское либеральное движение: социальные корни и эволюция до начала XX века. М., 1977.
  119. План действий «Устойчивые Нидерланды». М.: Экопресс-«ЗМ», 1995.
  120. Планирование в городском самоуправлении. /Сост. Ю. В. Кириллов. Обнинск, 1998.
  121. Повестка на 21 век. Конференция ООН по охране окружающей Среды и развитию, Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г. Извлечения. М.: Центр координации и информации Социально-экологического союза, 1997.
  122. Подготовка муниципальных служащих / Под. Ред. Ю. В. Кириллова. Обнинск, 1998.124! Поспелов Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление М.: Сов. радио, 1976.
  123. Правовые основы управления городскими территориями. /Под ред. И. Н. Шустова, B.C. Болдырева, А. Е. Федорова, Обнинск, 1998.
  124. Приоритеты национальной экологической политики России. Отв. ред. В. М. Захаров, Центр экологической политики России, М.: Наука, 1999.
  125. Программа антикризисных мер и основные направления социально-экономического развития г. Ярославль. М.: Фонд «Институт экономики города», 1993.
  126. Развитие Одинцовского района на 1998−2005 гг. (Целевая комплексная программа). М.: «Славянский диалог», 1999.
  127. Рыночная экономика: Учебник. В 3-х томах. Т.2. Часть 1 /Основы бизнеса/ М.: «Соминтек», 1992.
  128. Н.И. Категория цели: проблемы исследования. М. Мысль, 1980.
  129. В.Е. Формирование стратегического выбора региона: методологический аспект. // Школа гуманитарных наук. 1997. № 2.
  130. А.Л. Разумно ли человечество. «Экология и жизнь», 2000, № 2, с. 10−13.
  131. А. Как нам обустроить Россию: Посильные соображения. М., 1994.
  132. Собрание законодательства РФ. М — Изд-е офиц., 1995. -№ 30, ст. 2871.
  133. Стратегическое планирование и управление. / Под ред. проф АН. Петрова, 4:1: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1997.
  134. А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М.: Издательский дом «Ноосфера», 1998.
  135. Ю.В., Авдеева Т. Т., Пенюгалова А. В. Как организовать развитие? Краснодар, 1996.
  136. Дж. Динамика развития города. М., 1974.
  137. AM. Стратегический выбор. // Экономика. Политика. Инвестиции. 1998J № 1.
  138. Л.Н. Формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Проблемы. Перспективы. М., 1996.
  139. А.Н. Рекомендации по формированию структуры органов местного самоуправления. /Городское управление. 1995, № 2.
  140. С., Зараквин Ф.Д. Л. Финансирование перемен. Финансовое сообщество, экоэффективностъ и устойчивое развитие. М.: Издательский дом «Ноосфера», 1998,201 с.
  141. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.
  142. City Managment in Tilburg (the Netherlands): Past, Present and Future (Материал, получен по сети Интернет. Адрес материала в Интернете: www.unesco.org/most/westeu 14/htm
  143. European Sustainable Cities. Report by the Expert Group on the Urban Environment. European Commission, Directorate General XI, Brussels, March 1996, c. 8.
  144. Indicators of Sustainable Development: Framework and Methodology. N.Y.: United Nations, 1996, 428 p. (цитируется no 2, c. 196.).
  145. Kickert W.J.M. Administrative reforms and public sector governance in the Netherlands, In: «Kommunalverwaltung im Moderrnisierungsschub», Berlin, 1996.
  146. Kommunale Dienstleisturgen zwischen Gemeinwohlauftrag, Biirgerschaft und Markt, Kommunale Selbstverwaltung, Hrgs von M. Nierhaus, Berlin, 1998.
  147. State Laws Governing Local Government Structure and Administration, U.S. // Advisory Commission on Intergovernmental Relations. Mach. 1997.
Заполнить форму текущей работой