Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественная концепция истории в прозе В.Г. Митыпова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты будут использованы в дальнейших научных исследованиях по истории бурятской литературы. Изучение динамики жанров исторической прозы, становления и развития интеллектуального направления в бурятской литературе восполнит недостающее звено в комплексном исследовании творчества В. Митыпова. Диссертационная работа вносит… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ В ПОВЕСТЯХ И РОМАНАХ В.Г. МИТЫПОВА
    • 1. 1. Концепции и интерпретации истории в отечественной прозе второй половины XX в
    • 1. 2. Взаимосвязь истории и творческой личности в повести «Ступени совершенства»
    • 1. 3. Историко-культурная рефлексия в научно-фантастических повестях В.Г. Митыпова
  • ГЛАВА II. РОМАНЫ В.Г. МИТЫПОВА: ИСТОРИЯ ВО ВНУТРЕННЕМ ОПЫТЕ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. История как условие самопознания личности в романе «Долина бессмертников»
    • 2. 2. Личность и пространство национальной истории в романах «Долина бессмертников» и «Инспектор золотой тайги»
    • 2. 3. «Геологическая поэма»: историческая оптика личности в интеллектуальном романе

Художественная концепция истории в прозе В.Г. Митыпова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество Владимира Гомбожаповича Митыпова (род. в 1940 г.) занимает особое место в бурятской литературе второй половины XX в. Прозаик, пишущий на русском языке, автор исторической повести «Ступени совершенства», с которой он дебютировал в 1965 г. на страницах журнала «Байкал», и научно-фантастических повестей «Зеленое безумие земли» (1966) и «Приход больших обезьян» (1968), составивших с дебютным произведением сборник «Ступени совершенства», впервые опубликованный в Бурятском книжном издательстве в 1969 г. [4], в зрелом творчестве обратился к историческому жанру и создал три романа: «Долина бессмертников» (1975), «Инспектор Золотой тайги» (1978) и «Геологическая поэма» (1985), которые стали достоянием бурятской прозы, не раз издавались и переиздавались в местных и московских издательствах.

Каждый этап творчества писателя представлял собой освоение актуальной современной проблематики в оригинальном и новом для бурятской литературы ключе. Новаторское значение начального этапа творчества В. Митыпова отмечено в «Истории бурятской литературы»: уже первые произведения автора «за короткий срок появившиеся в печати, сразу же привлекли к себе внимание читателей широкой эрудированностью автора, его умением, не стилизуя, в пластически выразительных образах, в точных деталях и событиях воссоздать своеобразие изображаемой эпохи, богатством и гибкостью языка и одновременно утвердили за автором почетное место зачинателя нового жанра в бурятской литературе — научно-фантастической повести» [79, с. 95]. Новаторская природа митыповского творчества затем выразительно раскроется в его романистике. Так, новизну романа «Долина бессмертников» С. И. Гармаева увидела в особенностях его построения: «Композиционная система „двойного бытия“, ставшая основой сюжета романа, свидетельствовала о том, что начался объективный и в чем-то новаторский процесс художественного осознания сложности и противоречивости жизни» [44, с. 140].

Именно в творчестве В. Митыпова обнаружился живой интерес бурятской литературы не только к обширному культурному багажу русской классики, но и к богатству западно-европейской и восточной культур и литератур. Знание образцов мировой культуры, русской классической и многонациональной советской литератур, ярко выраженная эрудиция, тяготение к интеллектуально-философской проблематике позволили писателю внести свой вклад в начатый всем предыдущим развитием бурятского этноса процессмодернизации, в решение назревшей задачивывести бурятскую литературу из «состояния этнической замкнутости» [136, с. 155].

Для исследователя творчества В. Митыпова представляет интерес тяготение к исторической проблематике и глубоко своеобразное ее решение. Его творчество выглядит необычайно органичным в контексте литературного процесса как в русской, так и в национальных литературах России благодаря тому, что он разрабатывал на историческом материале проблемы, характерные для литературы XX в.: история на личностном уровне, связь времен во внутреннем опыте личности, ответственность и самопознание творческой личности. В то же время В. Митыпов внес в решение этой проблематики свой индивидуальный вклад, во многом связанный с национальным мировидением бурятского писателя.

Уроки истории", «историческая память» — в критике эти выражения обозначили целую тенденцию в литературном процессе 1960;1980;х гг. «Помни имя свое» — этот крик птицы Донненбай из романа Ч. Айтматова, без преувеличения можно сказать, стал поэтическим паролем-обращением к читателю-современнику, остался в памяти целого читательского поколения.

Литература

внушала, напоминала, взывала к тому, что каждый человек живет в истории, принадлежит истории и что это позволяет ему не уподобиться манкурту или ивану, не помнящему родства. Данное свойство литературы можно назвать историческим чувством или историческим зрением, позволяющим слышать и видеть «далеко во все концы света».

Важной составляющей художественного процесса советской поры была так называемая многонациональная литература — литература советских и российских национальных республик. Это было явление достаточно целостное, существовавшее в общем поле взаимовлияний и взаимоотталкиваний, где свое место занимала и бурятская литература. И в прозе названной тенденции особенно ярко проявлялось слияние, взаимодействие национальных традиций, а более всего — «слияние восточного образа мышления и русской реалистической прозы» [34, с. 170].

Значимым моментом в освоении исторической проблематики является и то, что В. Митыпов пишет на русском языке: его можно поставить в один ряд с такими писателями XX в., как киргиз Ч. Айтматов, грузин Б. Окуджава, кореец А. Ким, чукча Ю. Рытхэу, казах О. Сулейменов, узбек Т. Пулатов, выразившими сокровенные идеи и создавшими впечатляющие образы именно на языке А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, JI.H. Толстого. По этому поводу хорошо сказал А. Ким: «По-моему, принадлежность к литературе определяется только языком. На каком языке человек пишет и наиболее полно выражает себя, к той национальной литературе он и принадлежит. Дело не в расовой принадлежности, а в принадлежности к слову.» [182]. Тем не менее, восточное происхождение русскоязычных писателей, несомненно, сказывается на их творчестве. Тот же А. Ким гордится своим происхождением, тем, что его предок был поэтом, и в одном из интервью признавался: «.бывая в Корее, я неожиданно обнаружил в старинных родословных книгах, что я прямой потомок одного из самых великих корейских средневековых поэтов — Ким Си Сыпа. Видите, древняя духовная струя ушла под землю и вырвалась в России в русском слове.» [182]. Если же говорить о русскоязычных бурятских писателях, то главной принадлежностью их к национальной литературе является не язык, а образ мышления, национальная картина мира. Об этом уже имеются работы бурятских исследователей (С.Ж. Балданов, О. Баранова и др.).

В творчестве бурятского прозаика В. Митыпова, возникшем на перекрестке культурных традиций, эстетических влияний, литературных тенденций, также проявилась «древняя духовная струя» и в структуре произведений, напоминающих восточную «обрамленную повесть», и в жгучем интересе к образу ученого, который в восточных практиках был одновременно художником, творцом, созидателем. Сам синтез Востока и Запада в прозе В. Митыпова не был явлением новым, но включенный в атмосферу напряженного интереса к исторической теме, предстал в неожиданном для бурятской литературы свете, что и вызвало достаточно большое количество откликов в критике и специальной литературе. Однако вопрос о месте его творчества в многонациональной литературе России до сих пор еще не ставился в бурятском литературоведении, еще нет ни одного монографического исследования, посвященного осмыслению вклада писателя в бурятскую литературу.

Не стало объектом изучения и проявившееся в его творчестве такое примечательное свойство, как соединение художественно-беллетристического и интеллектуально-философского начал. В. Митыпов принадлежит к тому типу писателей, в творчестве которых внимание к жанрам и формам так называемой массовой литературы органично соединяется обращением к сфере мысли, научных идей, с развертыванием научно-интеллектуальных теорий. После своего литературного дебютаисторико-интеллектуальной повести «Ступени совершенства» В. Митыпов обратился к научно-фантастическому жанру, но затем немаловажное значение приобрели естественно-научные пристрастия писателя, геолога по образованию. Уже о первой повести писателя «Ступени совершенства» известный бурятский критик и литературовед В. Ц. Найдаков писал: «В повести В. Митыпова по сути дела поставлен и в определенной мере решен целый ряд кардинальнейших вопросов искусства и эстетики, которых хватило бы не на один специальный научный трактат» [112, с.8].

Герои трех первых повестей писателя, объединенных в единый цикл под названием «Ступени совершенства», бьются над решением важных проблем философского характера. Будучи по профессии художниками или учеными, принадлежащими разным эпохам и странам, они одинаково способны к размышлениям, мучительной рефлексии, в своей мыслительной и творческой деятельности одинаково выдвигают гипотезы и, решая свои профессиональные вопросы, выходят за пределы рационального мышления на уровень нравственных общечеловеческих ценностей. Такой герой, становящийся по сути представителем человечества, субъектом истории, обнаруживает в себе сосредоточение и конкретного исторического времени, и субстанциальной, вечной истории, что присуще жанру философского романа [12, с. 14−15]. Такой герой, по сути, и является центром ранних произведений В. Митыпова, а сюжет его становления и формирования такого героя — принципом, лейтмотивом всего последующего творчества.

История выступает как развернутый во времени человек, а человек становится сфокусированной и персонифицированной историей в романах «Долина бессмертников», «Геологическая поэма», «Инспектор Золотой тайги». Герои романов — художники, ученые, представители научной и художественной интеллигенции разных эпох, в своих размышлениях, спорах, поисках ответов на мучительные вопросы обретают себя в субстанциальном, универсальном пространстве, когда место их обитания становится чуть ли не центром Вселенной. История как в ранних повестях, так и в романах писателя носит метафорический смысл и приобретает общекультурное значение. Бытовые подробности и детали, хотя и играют немаловажную роль, но на первый план выдвигаются все-таки диалоги-споры, монологи-размышления.

В этих условиях обращение к одному из периодов советской истории, когда наблюдались типологически близкие нынешнему этапу культурные явления, представляет интерес и особую актуальность. Научный, историко-философский взгляд художника проявляет свою востребованность в определенные — переходные — эпохи, и представляется интересным обнаружить причины этого социокультурного явления. Ведь еще на заре возникновения бурятской литературы проявился закон литературного развития, сформулированный одним из ведущих в свое время критиком и литературоведом Бурятии А. Б. Соктоевым: «В какие моменты наступают у летописца (читай — художника-историка) озарения, когда возникает острота слуха и видения? В момент рождения нового исторического сознания, знаменующего переход к новой исторической эпохе» [137, с. 185].

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы — рассмотреть творчество В. Митыпова в контексте исторических концепций многонациональной прозы последних десятилетий XX в., проследить и обосновать интерес писателя на протяжении всего творчества к исторической проблематике, объяснить своеобразие ее решения, выразившееся в образной, жанровой, повествовательной структуре его произведений.

Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:

1. определить место исторической прозы писателя в литературном процессе 1960;1980;х гг.;

2. связать художественную концепцию истории В. Митыпова с характером и особенностями процесса интеллектуализации в его раннем и зрелом творчестве;

3. рассмотреть историческую проблематику в романах писателя (история и современность, художник и творчество, история через внутренний опыт личности) в аспекте самопознания личности, показать органичность средств выразительности в произведениях В. Митыпова для выражения исторической концепции;

4. выделить в романах писателя специфические особенности преломления национальной образности, позволяющие объяснить характер взаимосвязи истории и творческой личности, мысли и чувства, понятийного и образного начал.

Методы и приемы исследования. Особенность материалахудожественная концепция истории в творчестве русскоязычного бурятского писателя В. Митыпова — определила методологическую базу диссертации. Методологической основой исследования стали труды по структурно-типологическим проблемам (М.М. Бахтин, Ю. Н. Тынянов, Ю.М. Лотман*и др.), труды по истории русской (Г.А. Белая, Е. Б. Скороспелова, М. А. Голубков и др.), и бурятской литературы XX столетия (В.Ц. Найдаков, С. И. Гармаева, С. С. Имихелова и др.). Работа строится на сочетании элементов историко-типологического, культурологического подходов, использовании метода мотивного анализа текста, метода бинарных оппозиций.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым целостным исследованием творчества В. Митыпова. Научное' осмысление бурятской литературы дополнено теоретическим обоснованием тенденции, которая была характерна для литературы XX в. — стремления к единству чувственного и интеллектуального, мысли и образа в претворении художественной концепции истории и личности в истории. Значительно расширен и углублен контекст творчества писателя, с точки зрения современных концепций обоснована связь его версии художественной истории с другими историческими концепциями и интерпретациями в литературном процессе XX в.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. История в концепции В. Митыпова напрямую связана с философией творчества и творческой личности. Герои писателя, будучи по профессии художниками или учеными, принадлежащими разным эпохам и странам, в своей мыслительной и творческой деятельности, решая профессиональные вопросы, выходят на уровень нравственных общечеловеческих ценностей. Такой герой по сути и является центром произведений В. Митыпова, а сюжет становления и формирования такого героя — принципом, лейтмотивом всего творчества. Бытовые подробности и детали, хотя и играют немаловажную роль, но для писателя приоритетными оказываются диалоги-споры, монологи-размышления. Взгляды героя на жизнь, искусство, исторические обстоятельства становятся формой исторической рефлексии самого писателя.

2. Произведения В. Митыпова можно органично включить в контекст развития русской и других национальных литератур России в связи с процессом интеллектуализации исторической прозы, такими ее особенностями, как рационализация композиции и сюжетной канвы, вызванная работой мысли героя, перенос центра тяжести с фабульности на разветвленную систему мотивов, монтаж фрагментов и эпизодов, построенных на двух пересекающихся пластах повествования типа «текст в тексте», активное использование различных форм авторского присутствия в реалистическом повествовании, средств выразительности, воспроизводящих ассоциативный тип мышления, включение в текст «чужого слова» — цитат, аллюзий, реминисценций.

3. В основу художественной концепции истории прозе писателя положены универсальные законы отношения человека к природе, социуму, к другом человеку, к самому себе. История в произведениях В. Митыпова — не просто «персонаж», но активная сила, которая ставит человека перед необходимостью самопознания. И наоборот, внутренняя работа сознания, чувства и мысли героев писателя не существуют в отрыве от обостренного чувства истории.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты будут использованы в дальнейших научных исследованиях по истории бурятской литературы. Изучение динамики жанров исторической прозы, становления и развития интеллектуального направления в бурятской литературе восполнит недостающее звено в комплексном исследовании творчества В. Митыпова. Диссертационная работа вносит существенный вклад в разработку проблемы «человек и история», концепции личности и интеллектуального романа. Систематизированный в работе материал может быть использован в дальнейшем изучении вклада бурятской литературы в отечественный литературный процесс, при чтении лекций по истории русской и бурятской литературы второй половины XX в. Результаты исследования могут быть привлечены в спецкурсах, изучающих пути развития русскоязычной бурятской литературы, а также в изучении таких вопросов, как природа и динамика исторических жанров, проблема творчества, искусства в литературе.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы работы апробированы на международных научных конференциях (Улан-Удэ, 2007): «Россия — Азия: механизмы сохранения и модернизации этничности», «Интеллигенция и проблемы национальных отношений», «Мир бурятских традиций в контексте истории и современности» (Улан-Удэ, 2008). По теме диссертации опубликованы 3 статьи, одна из них — в реферируемом журнале «Вестник Бурятского госуниверситета» (Улан-Удэ, 2008).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Творчество В. Митыпова глубоко своеобразно, обладает особым качеством — историзмом авторского отношения к изображенным событиям. В своих повестях и романах он сумел показать, как человек из человека частного со своей личной судьбой и личными чувствами превращается в человека исторического, равноправного участника истории, факты которой становятся фактами его личной биографии. Анализ того, как это происходит, и составил интерес данного исследования.

Другая особенность произведений писателя — тема творчества, научного и художественного, которая и придает своеобразие структуре его произведений. Это своеобразие композиционной структуры (текст в тексте), своеобразие мотивной структуры, вырастающая из принципа бинарных оппозиций (динамика/статика, смерть/бессмертие, добро/зло), своеобразие повествовательной структуры, продиктованное проблеме самосознания личности, это специфика культурных и литературных ассоциаций в авторском сознании и сознании героя-интеллектуала, для которого внутренний духовный опыт сопрягается с опытом нации.

Особенность исторической концепции В. Митыпова является научная, творческая природа мышления автора, которая становится предметом напряженной рефлексии в его повестях и романах. В интеллектуальных повестях и романах писателя рефлексия в виде рациональной идеи облачена в необходимую для нее жанровую форму. Такой формой часто в XX в. служила научная фантастика, которая не просто не отвлекала от идеологического содержания, а позволяла донести до читателя идею в обнажено-образном виде. Другая форма — исторический роман. Жанровая природа романа в такого рода прозе, хотя и обладала большей свободой для толкования идейного содержания, но в XX в. в ней интеллектуальное начало позволило обновить потенциал жанра. Это видно даже на примере романа историко-революционного — его обновленная форма у В. Митыпова также свидетельствовала о возможностях, которая она дает для приближения к подлинно интеллектуальному роману.

История в исторических романах В. Митыпова предстает в буквальном смысле как текст: она воспринимается через тексты, созданные в пространстве основного повествования. Разные голоса накладываются друг на друга, фрагменты-отступления построены на подробно разработанной системе пересекающихся точек зрения. Другими словами, интеллектуальная проза обладает не только большой долей условности (фантастической), но и большой исторической оптикой.

Герой интеллектуальной прозы — обладатель особых качеств, которые остаются неизменными во все времена. Такие герои в большом наличии присутствуют и в современной русской прозе. Так, в начале XXI в. появилось немало произведений, главное отличие которых заключалось в том, что в центре был «герой философского трактата, а не романа, в большей степени — носитель идеи, чем художественный образ» [28, с. 162]. Именно этими словами характеризовал критик героя романа «Даниэль Штайн, переводчик» JI. Улицкой (2005). Другой критик охарактеризовал роман как «идеологический»: «все в нем приспособлено для прямого выражения взглядов его создателя» [123, С. 190].

В многочисленных культурных и литературных цитатах обнаруживается ориентация голоса героя на «чужое» слово. А это проекция личной судьбы на судьбы людей, отстоящих на десятилетия, столетия, и даже тысячелетия, но сходных по жизненным стратегиям и потому сопоставимых в рамках единого большого времени — Истории.

Книжность, отсутствие жизненности и жизненного опыта — в этом упрекали критики автора книги «Ступени совершенства». Но, на наш взгляд, в произведениях писателя было главное — в ней явственно отразился гуманизм автора, его боль за другого человека, неравнодушие, беспокойство, тревога, которые придают одухотворяющее начало повествованию.

В нашем исследовании сделана попытка отыскать основные линии художественной идеологии произведений В. Митыпова, ибо главная мысль дана в них не в прямых рассуждениях (хотя порой ее движение может осуществляться и напрямую в открытых монологах-сентенциях героя), а растворена в художественной ткани. Прежде всего, в структуре произведения — композиционной, пространственно-временной, повествовательной, мотивной.

В содержательной и образной структуре произведений В. Митыпова важное место занимает мотив смерти. Если доминантной структурной составляющей является мысль автора о связи разных исторических времен, то мотив смерти — один из сквозных, подтверждающих эту мысль мотивов, одно из доказательств истинности пути героя — ученого-мыслителя, художника-философа, способного связать в своем внутреннем мире историю и современность, смерть и бессмертие.

Таким образом, интеллектуальный спор составляет проблемно-тематическое поле повествования и его художественную структуру в прозе писателя. И это художественнее единство мысли и образа, как мы убедились, достойно стать предметом литературоведческого исследования.

Интеллектуальной прозой произведения В. Митыпова становятся и в жанровом аспекте: в них научный (научно-художественный или научно-фантастический) трактат встроен в координаты исторического сюжета и беллетристического вымысла. Сделать движение идеи, мысли увлекательным и захватывающим — эта сверхзадача интеллектуальной прозы, на наш взгляд, последовательно достигается В. Митыповым на протяжении всего его творчества. Синтез духа и интеллекта, чувства и мысли выразился в его героях-интеллектуалах, для которых интеллектуальное усилие не может существовать в отрыве от эмоционального, их единство и становится важнейшей составляющей духовной работы. О сущности героя В. Митыпова вернее говорить как о духе-интеллекте, о духовном и интеллектуальном усилии, дающем личности возможность самопознания, самосозидания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Двенадцать моих драгоценностей. Текст. / А. Бальбуров. М.: Советская Россия, 1975. — 222 с.
  2. , А. Петербург: роман в 8-ми гл. с прологом и эпилогом. Текст. / А. Белый- изд. Подготовил Л. К. Долгополов Л.: Наука, 1981.-696 с.
  3. , Ю.В. Скорее облако, чем птица. Текст. / Ю. В. Буйда. М.: Вагриус, 2000.
  4. , В. Ступени совершенства Текст. / В. Митыпов. Улан-Удэ: Бурятяское книжное издательство, 1969. -255 с.
  5. , В. Мамоптенок Фуф Текст. повесть-сказка / В. Митыпов.- Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1982. -41 с.
  6. , В. Долина бессмертников Текст. / В. Митыпов. — М.: Современник, 1975. 236 с.
  7. , В. Инспектор золотой тайги Текст.: Роман. / В. Митыпов.- Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1978. 369 с.
  8. , В.Г. Ступени совершенства. Долина бессмертников.
  9. Инспектор золотой тайги Текст.: Повесть и романы. / В. Митыпов. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984. 576 с.
  10. , В. Геологическая поэма Текст. / В. Митыпов. М.:1. Современник, 1985. 560 с.
  11. , В. Долина бессмертников. Инспектор золотой тайги Текст. / В. Митыпов. Чита, 2005. — С. (Забайкальский роман: в 5 т. / В. Митыпов- т.5.)
  12. , Ч. Моя первая книга Текст. / Ч. Цыдендамбаев // Байкал. 1970,-№ 1.
  13. , В.В. Советский философский роман Текст. / В. В. Агеносов. М.: Прометей, 1989 — 466 с.
  14. , Л. Национальный мир и человек Текст. / Л. Арутюнов // Изображение человека: Сб. ст. М.: Наука, 1972.
  15. , Э.А. Поэтика лирической прозы: 1960−1980-е годы. Текст. / Э. А. Бальбуров. Новосибирск: Наука, 1982. — 132 с.
  16. , Э.В. Концепция возможных миров в свете эстетического идеала писателей-фантастов А. и Б. Стругацких: Текст. дис.. канд. филол. наук: /Э.В. Бардасова. Казань, 1995.
  17. , Р. Мифологии. Текст. [пер. с фр.] / Р. Барт- вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1996. -313 с.
  18. , М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Текст. / М. М. Бахтин. -М.: Советская Россия, 1972. -318 с.
  19. , Г. А. Булат Окуджава: время и мы Текст. / Г. А. Белая. М.: Современник, 1989. — С. 3−24. (Окуджава Б. Ш. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1.
  20. , С. Дон Кихот из Хайфы Текст. / С. Беляков // Новый мир. -2007.-№ 5.-С. 161−168.
  21. , Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля Текст. / Л. Г. Бергер // Вопросы философии. 1984.-№ 4.-С. 114−128.
  22. , B.C. Мышление и творчество. (Введение в логику мысленного диалога). Текст. / B.C. Библер. М., 1975.
  23. , А.Г. Бесконечность поиска. Текст. / А. Г. Бочаров. -М.: Советский писатель, 1982. — 424 с.
  24. , А. Русский советский научно-фантастический роман. Текст. / А. Бритиков. Л.: Наука, 1970.
  25. , С.Н. Историческая поэтика. Хрестоматия-практикум. Текст. / С. Н. Бройтман. М.: Академия, 2004. — 341 с.
  26. , А. Как физики съели лириков с потрохами и не подавились Текст. / А. Великанов // Логос. 2006. № 4. — С. 28−38.
  27. , Р. Очерки русской утопической мысли XX века. Текст. Р. Гальцева. М.: Наука, 1991. — 208 с.
  28. , С.И. Типология художественных традиций в прозе Бурятии XX в. Текст. / С. И. Гармаева. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997.- 170 с.
  29. Проблемы интерпретации текстов русской и восточной культур. Улан-Удэ, 2002.
  30. , JI. Вселенная за пределами догмы: Размышления о советской фантастике. Текст. / JI. Геллер. Лондон, 1985. 444 с.
  31. , А.В. Искусство в век науки. Текст. / А. В. Гулыга. М.: Наука, 1978.
  32. , Ю. Наш век это век Иуды Текст. / Ю. Давыдов // Знамя. -2000.-№ 2.-С. 177−178.
  33. , М.Д. Когерентность пространства и времени в романе В.Митыпова «Долина бессмертников» Текст. / М. Д. Данчинова // Гуманитарные исследования: Сб. трудов молодых ученых Бурятии. Улан-Удэ, 1996.-С. 165−172.
  34. , М.Д. Пространственные и временные особенности художественного мира В. Митыпова Текст. / М. Д. Данчинова // Вестник Бурятского университета. Сер. Филология. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2003. — Вып. 6. — С. 77−83.
  35. , О.А. Жизнестроительная концепция Д. Андреева в контексте культурфилософских идей и творчества русских писателей первой половины XX века Текст.: автореф. дис.. д-ра филол. наук: / О. А. Дашевская. Томск, 2006.
  36. , И. Живое лицо времени: очерки прозы семидесятых-восьмидесятых. Текст. / И. Дедков. М.: Советский писатель, 1986. -389 с.
  37. , В.Д. Идеи времени и формы времени. Текст. / В. Д. Днепров. JL: Советский писатель, 1980. — 598 с.
  38. , В.Д. Черты романа XX века. Текст. / В. Д. Днепров. JL: Советский писатель, 1982.
  39. , Е. Аналитические тенденции в современной советской прозе и творчество Ю. Трифонова 1960−1980-х годов Текст.: автореф.. канд. филол. наук. Одесса, 1987.
  40. , М.Н. Стилевые новации в современной исторической прозеТекст. / М. Н. Жанузаков // Филологические науки. 1997. — № З.-С. 26−34.
  41. , И. Монолог с вариациями. Текст. / И. Золотусский. -М.: Советская Россия, 1980. 416 с.
  42. , Н. Жизнь и смерть симулякра в России Текст. / Н. Иванова // Дружба народов. 2000. — № 8.-С. 186−196.
  43. , С.С. «Авторская» проза и драматургия 1960−1980-х годов: своеобразие творческого метода. Текст. / С. С. Имихелова. -Улан-Удэ: Издательство БГУ, 1996. 88 с.
  44. Имихелова, С. С. Своеобразие субъективных повествовательных форм в бурятской прозе 1970-х гг. Текст. / С. С. Имихелова // Вестник
  45. Бурятского государственного университета. Сер. Филология. 1997. -Вып. 1.-С. 118−128.
  46. , С.С. «Текст 1968 года» как концепт русской культуры Текст. / С. С. Имехелова // Вестник Томского государственного педагогического университета. Сер. Гуманитарные науки (Филология).-2001.-Вып. 1 (26).-С. 83−87.
  47. , С.С., Фролова, И.В. «Антология бурятского романа»: новый издательский проект Текст. / С. С. Имихелова, И.В. Фролова// Сибирские огни. 2008. — № 7. — С. 159−165.
  48. , М.М. Советский роман. Статьи. Портреты. Текст. / М. М. Кузнецов. — М.: Советский писатель, 1986. — 413 с.
  49. , Н. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 60−70-е годы. Текст. / Н. Лейдерман. Свердловск, 1982. — 256 с.
  50. Лем, С. Сумма технологии. Текст. / С. Лем. СПб.: Амфора, 2002. -313 с.
  51. Лем, С. Философия случая Текст.: [пер. с пол.] / С. Лем. М.: ACT: ACT МОСКВА: Транзиткнига, 2005. — 767 с.
  52. , И. О невероятном и невозможном Текст. / И. Лифшиц // Художественое и научное творчество. Л., 1972.
  53. , А.Ф. Ирония античная и романтическая // эстетика и искусство. Из истории домарксистской эстетической мысли. Текст. / А. Ф. Лосев. М., 1966. — С. 54−84.
  54. , Ю.М. Текст в тексте Текст. / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. Вып. 14. — Тарту, 1981.
  55. , Ю.М. Технический прогресс как культурная проблема Текст. / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. Вып. 831. -Т. 22.-Тарту, 1988.
  56. , Ю.М. Смерть как проблема сюжета Текст. / Ю. М. Лотман // Избранные труды по семиотике. / Ю. Лотман. — М., 1993.
  57. , Ю.М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки.
  58. Выступления. (1962 1993) Текст. / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство, 1998. — 704 с.
  59. , Г. Историческая идентичность Текст. / Г. Люббе // Вопросы философии. 1994. — № 4.
  60. , О. Слово и культура: Статьи. Текст. / О. Мандельштам. М.: Советский писатель, 1987. — 320 с.
  61. , Т. Собрание сочинений Текст.: В 10 т.Т. 10. / Т. Манн. М.: Гослитиздат, 1961. — 672 с.
  62. , В.М. Философия истории и историческая наука Текст. / В. М. Межуев // Вопросы философии. 1994. — № 4. — С. 74−86.
  63. , H.JT. Дискурс отчаяния и надежды: внутренняя речь и депрагматизация коммуникации Текст. / H.JI. Мусхелишвили, В. М. Сергеев, Ю. А. Шрейдер // Вопросы философии. 1997. — № 10.
  64. , В.Ц. Прошлое, будущее, настоящее Текст. / В. Ц. Найдаков // Байкал. 1974. — № 2. — С. 125−132.
  65. , В.Ц. Путь к роману: История формирования бурятской прозы. Текст. / В. Ц. Найдаков. Новосибирск: Наука, 1985. 260 с.
  66. , В.Ц. Ступенями совершенства // Митыпов В. Ступени совершенства. Долина бессмертников. Инспектор золотой тайги. -Улан-Удэ, 1984.-С. 3−12.
  67. , В.Ц. Владимир Митыпов Текст. / В. Ц. Найдаков // Портреты писателей Бурятии. Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 1997,-С. 63−70.
  68. , В.Ц. Русскоязычная проза Бурятии Текст. / В. Ц. Найдаков //Байкал, 1988.-№ 2.-С. 128−134.
  69. , В.Ц. Африкан Бальбуров Текст. / В. Ц. Найдаков // Байкал.- 1989.-№ 3.-С. 105−110.
  70. , В.Ц., Имихелова, С.С. Бурятская советская драматургия. Текст. / В. Ц. Найдаков, С. С. Имихелова. Новосибирск: Наука, 1987.-272 с.
  71. , Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Текст. / Е. М. Неелов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 200 с.
  72. , О. Мистический дух переходных эпох Текст. / Панфилов О., Панфилова Н. // Ступени. 1992. — № 2.
  73. , А.И. Искусство исторического повествования (проза Ю. Давыдова) Текст. / А. И. Пауткин // Вестник МГУ. Серия 9: Филология. -1990. -№ 1.
  74. , Н. Реабилитация историзма. Философские исследования Германа Люббе Текст. / Н. Плотников // Вопросы философии. -1994.-№ 4.-С. 87−93.
  75. Роднянская, И. P. S. В сухом остатке Текст. / И. Роднянская // Новый мир.-2007,-№ 5.-С. 190−191.
  76. , В.П. Словарь культуры XX века. Текст. / В. П. Руднев. -М.: Аграф, 1999.-384 с.
  77. Русская повесть как форма времени Текст.: сб. статей. / под ред. -Томск: Издательство Томского гос. ун-та, 2002. 340 с.
  78. , Э.Г. Концепция мира и человека в бурятском романе 1960−1970-х годов Текст.: дис.. канд. филол. наук:: /Э.Г. Сангадиева. Улан-Удэ, 2004.
  79. , Г. М. Современная художественно-философская проза. Текст. / Г. М. Сердобинцева. М.: МГПИ, 1985. — 81 с.
  80. , Н.Р. Русская философская проза 20−30-х годов XX века Текст.: автореф. дис.. докт. филол. наук / Н. Р. Скалон. М., 1995.
  81. , Е. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). Текст. / Е. Скороспелова. М.: ТЕИС, 2003.-358 с.
  82. , К. Преображение любви Текст. / К. Степанян // Новый мир. 2007. — № 2.
  83. , Ю. В 70-е и сегодня. Текст. / Ю. Суровцев. М.: Советский писатель, 1985. — 574 с.
  84. , Н.Д. Типология реалистического романа. Текст. / Н. Д. Тамарченко. Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1988.
  85. , А. Постижение истории. Текст. / А. Тойнби. М.: Искусство, 1991. — 312 с.
  86. , С.М. Принцип историзма в историческом романе Бурятии: Автореф.. канд. филол. наук. Улан-Удэ, 1994. 18 с.
  87. , С.М. Силуэты писателей Бурятии. Текст. / С. М. Тулохонов. Вып. 1. — Улан-Удэ: ВСГТУ, 1998. — 112 с.
  88. , Э.А. Роман о современности в бурятской советской прозе (опыт комплексного анализа). Текст. / Э. А. Уланов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1981.-- 133 с.
  89. , Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. Текст. / Б. А. Успенский. М., 1970.
  90. , Б.А. История и семиотика Текст. / Б. А. Успенский. — М.: Гнозис, 1996. 780 с. (Избранные труды: В 3 т. / Успенский Б. А. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры.)
  91. , Н.П. Жанры эпической прозы. Текст. / Н. П. Утехин. JL: Наука, 1982.
  92. , Л. Бои за историю. Текст. / Л. Февр. М., 1991.
  93. , П. Столп и утверждение истины. Текст. / П. Флоренский. М.: Правда, 1990. — 825 с.
  94. , К.Г. Философия и психология фантастики. Текст. / К. Г Фрумкин. -М.: Едиториал УРСС, 2004. 240 с.
  95. , М. Ницше, генеалогия, история. Текст. / М. Фуко. СПб.: Университет, кн., 1997.
  96. , Л. Ц. Проза Ч. Цыдендамбаева: специфика создания национальной картины мира: Автореф.. канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2007.
  97. , М.Н. Зэгэтэ-аба. Облава на зверей у древних бурят Текст. / М. Н. Хангалов. -// Улан-Удэ: Бургиз, 1958. 550 с. (Собр. соч.: В 3 т. / М.Н. Хангалов- Т.1.)
  98. , Й. Задачи истории культуры Текст. / Й. Хейзинга // Человек играющий: Статьи по истории культуры. / Й. Хейзинга. -М.: Айрис-Пресс, 2003.
  99. , П.Я. Поли. собр. соч. и избранные письма. Текст. / П.Я. Чаадаев- Т. 1. -М.: Наука, 1991.
  100. , Т.А. Природа фантастики. Текст. / Т. А. Чернышева. -Иркутск: Издательство ИГУ, 1998. 336 с.
  101. , М. Мирные дни инспектора Крафта. Фантастические рассказы и попутно. Текст. / М. Чудакова. М.: ОГИ, 2005. — 112 с.
  102. , Ю.В. Художественная целостность и жанрообразующие процессы. Текст. Ю. В. Шатин. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1991. — 190 с.
  103. , В. Гамбургский счет: Статьи воспоминания — эссе (1914−1933). Текст. / В. Шкловский. ~М.: Советский писатель, 1990. — 544 с.
  104. , В. Поэзия прозы. Текст. / В. Шмид. СПб., 1995.
  105. , Н. Проза 70-х Текст. / Н. Шундик // Байкал. 1978. — № 6.
  106. , М. Время самопознания Текст. / М. Эпштейн // Дружба народов. 1978. — № 8. — С. 276−280.160 1 / L- ^
  107. , А .Я. Внутрижанртвая типология и пути ее изучения. Текст. / А. Я. Эсалнек. М.: Издательство МГУ, 1985. — 184 с.
  108. , К. Смысл и назначение истории. Текст. / К. Ясперс. М.: Радуга, 1991.-534 с. 1. Электронный ресурс
  109. Ким, А. Я пишу о бессмертии Электронный ресурс. / Зап. С. Руденко http://www.hrono.info/public/2001/kim01 .html
Заполнить форму текущей работой