Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационная культура профсоюзных работников в современных условиях: социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены основные противоречия, характеризующие функционирование и развитие информационной культуры профсоюзных работников в современных условиях: между необходимостью постоянного пополнения знания, получения информации и отсутствием у профсоюзных работников современных способов и навыков получения нового знания и его использованиямежду широкими возможностями получения информации (Библиотеки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основания изучения информации и информационной культуры
    • 1. Информация как основа информационной культуры
    • 2. Информационная культура как социальный феномен
  • Глава II. Состояние информационной культуры профсоюзных работников и факторы ее формирования
    • 1. Особенности информационной культуры профсоюзных работников в современных условиях
    • 2. Факторы формирования и типы информационной культуры профсоюзных работников

Информационная культура профсоюзных работников в современных условиях: социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях перехода России к рыночной экономике, в условиях экономического кризиса, охватившего страну в 2008;2009 гг., профсоюзы сталкиваются с новыми реалиями, серьезно отличающимися от тех, что имели место несколько лет назад. Сегодня им приходится менять курс своей деятельности в сторону поиска путей разрешения возникающих проблем в социально-трудовой сфере через сотрудничество в конструктивном плане с предпринимателями, членами профсоюза, работодателями, государством. В этой связи возникает проблема формирования у профсоюзных работников информационной культуры как основы их профессиональной деятельности, которая была бы адекватна современным социальным изменениям и решаемым ими проблем.

Другой аспект проблемы информационной культуры связан с новым этапом развития России — переходом страны от индустриального к информационному обществу, которое характеризуется изменением места и роли информации в жизни человека, независимо от его принадлежности к социально-профессиональной группе, и социально-технологическим развитием общества.

Выбор темы обусловлен так же и тем, что по мере развития общества и интенсификации его социальной жизни все более и более необходимым становится согласование деятельности людей, живущих не только в разных странах, но и на разных континентах. Сегодня компьютер изменяет прежние формы культурного бытия людей, их виды общения и взаимодействия, трансформирует способ культурной коммуникации. В современных условиях человек без ограничений может взаимодействовать с гражданами разных стран. А это требует иного, чем прежде, отношения к партнеру. Поэтому возникает задача нахождения общих научных парадигм, тезауруса, лингвистических основ, формирования новой информационной культуры (умений, навыков получения и передачи информации, ценностей, знаний и пр.), иначе будет невозможно обеспечить полноценное взаимодействие в условиях глобализации.

Изучение информационной культуры, в том числе, и информационной культуры профсоюзных работников, прежде всего, важно с ч социологической точки зрения. В работах отечественных и зарубежных исследователей информационная культура часто сводится к понятию электронной, культуры, либо рассматривается данное понятие применительно к современному обществу, при этом используются разные теоретико-методологические подходы. Однако работ, посвященных социологическому изучению информационной культуры профсоюзных работников, информационной культуры различных социальнопрофессиональных групп явно недостаточно. Следовательно, данная проблема требует дальнейшей теоретической разработки и проведения эмпирических исследований.

Исследование затронутой в настоящей работе проблематики актуально не только с научной точки зрения, но и с позиции практического использования полученных результатов. Анализ состояния и особенностей информационной культуры профсоюзных работников, выявление факторов и противоречий имеют практическое значение для разработки механизмов и программ приведения ее в соответствие с требованиями развивающегося информационного общества.

Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования.

Изучение научной литературы, относящейся к теме исследования, позволило выделить несколько групп работ.

К первой группе отнесены труды зарубежных и отечественных исследователей, касающиеся выявления сущности, специфики и функций информации и социальной информации. Разработке общей теории информации посвящены работы В. Г. Афанасьева, М. М. Бонгарда, Н. Винера, Н. Н. Дубинина, В. В. Кима, С. П. Курдюмова,, В. З. Когана, М. Кастельса, А. Д. Урсула, Г. Хаккена, К. Э. Шеннона и др. Существенную роль в развитии теории информации принадлежит таким отраслям знания как кибернетика и синергетика (О.Н. Астафьева, Н. Винер, А. И. Берг, JI.A. Василенко, B.C. Капустин, И. А. Пригожин, К. Шеннон, Г. Хаккен и др.). Труды этих. авторов посвящены изучению управленческой функции социальной информации. Другие функции информации рассмотрены в работах В. Г. Афанасьева, В. З. Когана, B.JI. Романова, А. Г. Романенко и др. Их труды позволяют более всесторонне рассмотреть проблему информационного взаимодействия в социальной среде.

Вторую группу работ составляют труды, посвященные изучению культуры как социального феномена. Различные подходы к анализу культуры представлены в работах Е. М. Бабосова, С. А. Баллера, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, Р. Линтона, Ю. Лотмана, В. М. Межуева, Э. Маркаряна, П. Сорокина, Л. Уайта и др. Особый интерес для исследования представляют труды уральской социологической школы: Ю. Р. Вишневского, Е. В. Грунт, Л. Н. Когана, Н. И. Шаталовой, В. Т. Шапко и др.

К третьей группе работ отнесены труды по теории информационной культуры.

Понятие «информационная культура» первоначально было введено в западной науке и использовалось в связи с понятиями «информационное общество», «постиндустриальное общество», «антропогенная цивилизация» (А. Барзел, М. Кастельс, Э. Тоффлер, Д. Хаукен и др.). В работах Д. Бидни, Р. Линтона, К. Коллина и др. указывается на коммуникативную сущность информационной культуры.

Методологические аспекты изучения информационной культуры представлены в исследованиях И. В. Анисимовой, Л. А. Василенко, В. А. Виноградова, Г. Г. Герцог, Н. И. Гендиной, Н. И. Колковой, И. Н. Рыбаковой, И. В. Юшкиной, Ю. В. Уленко и др.

В четвертой группе представлены работы, посвященные исследованию деятельности профсоюзов, их социальной роли и функций. Особую ценность для данного исследования представляют труды Ю. Е. Волкова, Ю. Р. Вишневского, Н. Н. Гриценко, Е. В. Грунт, С. И. Кубицкого, Т. Д. Фроловой, М. И. Хрущевой и др.

Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что в отечественной социологии необходимо продолжать изучение информационной культуры, выявляя новые факторы и противоречия ее формирования и функционирования. Используя названные научные труды, автор предлагает один из возможных подходов к решению поставленной проблемы. Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования и необходимость ее развития в отечественной социологии определили цель и задачи данной работы.

Объект исследования — информационная культура в современных условиях.

Предметом исследования являются функционирование и развитие информационной культуры профсоюзных работников в современных условиях.

Цель исследования — изучить современное состояние, особенности функционирования и развития информационной культуры профсоюзных работников.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:

— определить сущность понятия «информация»;

— уточнить социологическое содержание понятия «информационная культура»;

— раскрыть особенности информационной культуры ;

— выявить основные характеристики информационной культуры профсоюзных работников как особой социально-профессиональной группы;

— изучить влияние различных факторов (объективных и субъективных) на состояние информационной культуры профсоюзных работников;

— на основании теоретического и эмпирического исследования разработать типологию информационной культуры профсоюзных работников.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды классиков социологической, философской мысли, работы современных социологов, культурологов, философов, кибернетиков, посвященные вопросам информации и информационной культуры профсоюзных работников. Особое внимание привлекли идеи исследователей, разрабатывающих сущность и содержание информационной культуры. В анализе деятельности профсоюзов послужили теоретические труды зарубежных и отечественных авторов.

Методологическую основу диссертации составили принципы социологического и системного анализа, а также культурологического и личностного подходов. Изучение информационной культуры профсоюзных работников опирается на общеметодологические и частные социологические теории: социологию культуры, социологию личности.

Системный подход позволил раскрыть целостность феномена информационной культуры, выявить взаимосвязи между ее структурными элементами, рассмотреть информационную культуру в системе общей культуры.

Культурологический подход позволил изучить ценностную составляющую информационной культуры и ценность информации для профсоюзных работников.

Применение общесоциологической методологии и социологических методов позволило проанализировать эмпирические данные (с помощью типологического, факторного, функционального анализа). Социологический анализ позволил выделить факторы, которые влияют на информационную культуру профсоюзных работников, и выявить основные противоречия ее развития.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы социологического исследования, проведенного автором в 20 062 008 гг. в Свердловской области. Методами сбора первичной информации выступили: анкетный опрос, глубинное интервью, анализ документов. Опрошено 520 профсоюзных работников (выборка — квотная) — 25 экспертов из числа руководителей профсоюзных организаций Свердловской области. Также осуществлен вторичный анализ результатов исследований других авторов по данной проблеме.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. Дано авторское понятие «информационная культура», под которой понимается степень овладения личностью информацией, совокупность знаний, норм и ценностей, обеспечивающих эффективное взаимодействие в информационной среде, способствующее развитию культуры личности.

2. Выделены основные сущностные характеристики информационной культуры: имеет всеобщий надэтнический, надгрупповой характер, обладает универсальным содержаниемявляется условием успешного формирования профессиональной культуры специалистав отличии от других видов культуры (политической, религиозной, экономической и пр.) она является «сечением», способствующим формированию как культуры в целом, так и ее отдельных видов.

3. Выделена иерархия объективных факторов развития информационной культуры профсоюзных работников: информационно-технологическое и техническое оснащение трудадоступ к необходимой информациивостребованность информации в профессиональной деятельностисистема образованиясоциально-экономическое положение профсоюзного работника;

4. Доказано, что ведущими субъективными факторами формирования и развития информационной культуры выступают: личный опыт работы с информациейинформационные потребностиустановка на получение информацииустановка на использование информации.

5. Показано, что исходя из ценностной составляющей информационной культуры профсоюзных работников, ее важной особенностью является овладение и использование противоречивого единства трех блоков специальной информации: о потребностях и интересах работодателя организациио содержании ориентации и установок членов профсоюза и их собственных интересах и потребностях, связанных с профсоюзной деятельностью.

6. Выявлены основные противоречия, характеризующие функционирование и развитие информационной культуры профсоюзных работников в современных условиях: между необходимостью постоянного пополнения знания, получения информации и отсутствием у профсоюзных работников современных способов и навыков получения нового знания и его использованиямежду широкими возможностями получения информации (Библиотеки, Интернет, СМИ) и отсутствием навыков получения и работы с неймежду необходимостью использования различных видов информационной деятельности с членами профсоюзов (проведение интернет-конференций, работа с электронной почтой и т. д.) и недостаточным внедрением в практику данных видов деятельности в силу замкнутости информационных коммуникаций в системе профсоюзных организаций;

7. На основе анализа эмпирических данных разработаны типологии информационной культуры профсоюзных работников. Первая образована сочетанием коррелирующих между собой признаков: 1) наличие информационных потребностей- 2) наличие навыков, умений получения и использования информации. Выделено три типа: «информированный специалист», «пользователь информацией», «поисковик». Основой второй типологии явились следующие основания: наличие/отсутствие информационных потребностей, способы их удовлетворения и виды информационной деятельности. Согласно этому основанию выделено два типа: «книжник» и «интернетчик».

8. Разработаны рекомендации по организации мероприятий по повышению уровня информационной культуры профсоюзных работников в современных условиях.

Выводы и результаты проведенного автором диссертационного исследования могут быть использованы:

— для дальнейшей разработки теоретических основ информационной культуры и решения методологических проблем ее конкретно-социологического исследования;

— для систематизации понятийного аппарата социологического анализа информационной культуры, разработки ее типологии;

— для получения эмпирической информации о содержании и состоянии информационной культуры различных социально-профессиональных групп и прогнозирования тенденций ее развития;

— при разработке и чтении курсов «Социология культуры», «Социология коммуникаций», спецкурсов «Информационная культура как социальный феномен», «Информационная и профессиональная культуры: общее и особенное» для студентов факультетов социологии и культурологии;

— при разработке мероприятий по повышению уровня информационной культуры профсоюзных работников.

Результаты данного диссертационного исследования обсуждались на следующих научно-практических конференциях:

— международных: «Политические, социально-экономические и правовые проблемы труда в современной России» (Екатеринбург, 2005 г.), «Политическая культура: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2006 г.), «Социально ориентированная экономика как фактор устойчивого развития современной России» (Екатеринбург, 2008 г.), «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2007 г., 2008 г.);

— всероссийских: «Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни: наука, культура, искусство, власть, государство». (Екатеринбург, 2001, 2002 г.).

Основные положения диссертации были обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии факультета политологии и социологии Уральского Государственного университета имени A.M. Горького.

Основное содержание и выводы диссертационного исследования нашли отражение в 9 научных публикациях.

Заключение

.

Теоретико-методологический анализ информационной культуры профсоюзных работников и анализ результатов эмпирического исследования позволяют сделать следующие научные и практические выводы.

Информация является важным условием развития информационной культуры личности. Информация — понятие, которое выходит за рамки любой из конкретных наук. Оно стало общенаучным понятием, а информационный подход — общенаучным методом исследования.

Информация выступает как своеобразный показатель развития материального и духовного мира, ее можно количественно и качественно измерить.

Информация имеет как субъективный, так и объективный характер, т. е. зависит от человека или может возникнуть, накапливаться и храниться независимо от него.

Наиболее сложной формой информации является социальная информация, которая выполняет следующие функции: познавательнуюуправленческуюориентировочнуюманипулятивную и др.

Под информационной культурой мы понимаем степень овладения личностью информацией, совокупность знаний, норм и ценностей, обеспечивающих эффективное взаимодействие в информационной среде, способствующее развитию культуры личности.

Рассмотрев информационную культуру в системе родственных понятий: культура и компьютерная культура, определено их соотношение. Культура, информационная культура и компьютерная культура соотносятся как общее, особенное и единичное. Информационная культура является сквозным сечением всех видов культуры.

Информационная культура личности является условием развития профессиональной и общей культуры. Она выполняет следующие функции: познавательную, адаптационную, интегрирующую, регулятивную и др.

В диссертации структура информационной культуры личности рассмотрена через три основных блока: 1) когнитивного- 2) поведенческого- 3) праксеологического.

В первый блок входят знания, умения и навыки работы с информацией. В информационной культуре знания, информация являются ценностью.

В поведенческий блок информационной культуры входят нормы, обеспечивающие личности эффективное взаимодействие в информационной среде.

В работе выделены факторы, влияющие на формирование информационной культуры профсоюзных работников.

Выделена иерархия объективных факторов развития информационной культуры профсоюзных работников: информационно-технологическое и техническое оснащение трудадоступ к необходимой информациивостребованность информации в профессиональной деятельностисистема образованиясоциально-экономическое положение профсоюзного работника;

Доказано, что ведущими субъективными факторами формирования и развития информационной культуры выступают: личный опыт работы с информациейинформационные потребностиустановка на получение информацииустановка на использование информации.

Исследование показало, что профсоюзными работниками информационная культура понимается весьма расплывчато. В основном, в ее содержание они вкладывают знаньевый компонент.

Исследование показало, что для большинства профсоюзных работников (80%) преобладают традиционные формы информационного взаимодействия с членами профсоюзов (работа с бумажными носителями информации, телефон, прием граждан по личным вопросам и др.).

Анализ результатов исследования позволил сконструировать две типологии информационной культуры профсоюзных работников по двум основаниям.

Первая образована сочетанием коррелирующих между собой признаков: 1) наличие информационных потребностей- 2) наличие навыков, умений получения и использования информации. Выделено три типа: «информированный специалист», «пользователь информацией», «поисковик». Основой второй типологии явились следующие основания: наличие/отсутствие информационных потребностей, способы их удовлетворения и виды информационной деятельности. Согласно этому основанию выделено два типа: «книжник» и «интернетчик».

В работе выявлены основные противоречия развития и формирования информационной культуры профсоюзных работников: между необходимостью постоянного пополнения знания, получения информации и отсутствием у профсоюзных работников современных способов и навыков получения нового знания и его использованиямежду широкими возможностями получения информации (Библиотеки, Интернет, СМИ) и отсутствием навыков получения и работы с неймежду необходимостью использования различных видов информационной деятельности с членами профсоюзов (проведение интернет-конференций, работа с электронной почтой и т. д.) и недостаточным внедрением в практику данных видов деятельности в силу замкнутости информационных коммуникаций в системе профсоюзных организаций.

Проведенное исследование позволило разработать ряд рекомендаций, направленных на формирование и развитие информационной культуры профсоюзных работников.

Федерации профсоюзов Свердловской области:

— определить пути повышения статуса профсоюзного работника, престижа данной профессии в обществе;

— разработать целевые программы комплексного подхода к формированию информационной культуры профсоюзных работников;

— восстановить систему подготовки и переподготовки профсоюзных кадров;

— систематически проводить цикл лекций по проблемам информационной и профессиональной культуры профсоюзных работников;

— систематически проводить и организовывать компьютерные курсы по обучению профсоюзных работников новым информационным технологиям.

Руководителям предприятий:

— разработать целевые программы комплексного подхода к формированию информационной культуры членов трудового коллектива;

— организовать постоянно действующие компьютерные курсы на предприятии;

— улучшать информационно-технологическое и техническое оснащение труда профсоюзных работников, для чего: создать локальную сеть Интернет, обеспечить доступ в Интернет профсоюзным работникам, оснащать рабочие места современным программным обеспечением;

— регулярно оснащать библиотеки новейшей литературой;

— обеспечить повышение квалификации профсоюзных работников: направлять на обучение и переобучение в профсоюзные вузы, семинары, курсы повышения квалификации;

— создать электронную библиотеку на предприятии.

Профсоюзным работникам:

— формировать информационные потребности личности;

— постоянно заниматься самообразованием;

— повышать уровень квалификации, как минимум 1 раз в 5 лет;

— овладевать компьютерными, информационными технологиями;

— внедрять новые формы информационного взаимодействия с членами профсоюза (проведение Интернет-конференций, работа с электронной почтой, создание веб-сайтов профсоюзных организаций).

Мы полагаем, что в одной работе невозможно осветить все аспекты заявленной в данном исследовании проблемы. Перспективными направлениями ее изучения могут стать:

1. Информационная культура как условие формирования профессиональной культуры профсоюзного работника.

2. Компьютерная культура профсоюзных работников: социологический анализ.

3. * Проблемы информатизации профсоюзной деятельности в условиях информационного общества.

4. Особенности профессиональной культуры профсоюзных работников.

5. Роль профсоюза в формировании корпоративной культуры на предприятии.

6. Роль профсоюза в формировании организационной культуры на предприятии и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М: ВЛАДОС, 1994.-336 с.
  2. Ю.Ф. Картина мира и информация (Философские очерки). — Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 1988. 318 с.
  3. Административная этика / Под ред. В. Л. Романова. М.: Изд-во РАГС, 1999.
  4. Г. П. Российские профсоюзы: 1905−1995 годы: Хроника. Статистика. Документы. Анализ. -М.: АТиСО, 2000. 128 с.
  5. П.А. Профессиональная культура офицеров российской армии в условиях трансформации российского общества (социологический анализ). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. соц.н., Екатеринбург, 2002.
  6. И.В. Особенности компьютерной культуры учащей молодежи в современной России: социологический анализ. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. соц. наук. Екатеринбург, 2004.
  7. Аристотель. Политика. М.: Мысль, 1997. — 458 с.
  8. А.И. Культура и современность. М., 1973.
  9. В.И. Синергетика как феномен постнеоклассической науки. -М.: ИФ РАН, 1999.
  10. В.И., Буданов В. Г. Синергетика наблюдения как познавательный процесс // Философия. Наука. Цивилизация. -М.: Эудиториал, 1999. 289 с.
  11. О.Н. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства // Медиакультура новой России. Том II. — Екатеринбург-Москва, 2007.12
Заполнить форму текущей работой