Государственно-правовое регулирование религиозных отношений в Забайкалье во второй половине XVII — начале XX вв
Диссертация
Там же лье. По собранным данным в 1741 г. в Забайкалье оказалось 11 «ламских капищ» и 150 лам. В этом же году Елизавета II издала указ об официальном признании буддийской религии в Российском государстве. Впервые этим указом утвержден штат — 150 комплектных лам, которые были приведены «к присяге на верноподданство России», освобождены от ясака и других повинностей и получили разрешение… Читать ещё >
Содержание
- Ф
- Введение
- Глава 1. Законодательная политика Российского государства по христианизации коренного населения Забайкалья во второй половине XVII — начале XX вв
- 1. 1. Государственное и церковное законодательство по крещению инородцев Сибири во второй половине XVII в
- 1. 2. Политика правительства и решения Синода по вопросу христианизации бурят в XVIII в
- 1. 3. Законодательные и руководящие документы по миссионерской деятельности в XIX — начале XX вв
- Глава 2. Правовое регулирование деятельности буддийской
- Т церкви на территории Забайкалья во второй половине XVII начале XIX вв
- 2. 1. Российское государство и буддийская церковь во второй половине XVII — начале XIX вв
- 2. 2. «Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири» 1853 г
- Глава 3. Политика государства и деятельность православной церкви среди старообрядцев Забайкалья во второй половине XVII — начале XX вв
- 3. 1. Государство и старообрядцы Забайкалья во второй половине XVII — первой половине XIX в
- 3. 2. Деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев
- Л Забайкалья
- 3. 3. Изменение политики государства по отношению к старообрядчеству Забайкалья со второй половины XIX в. по 1917 г
Список литературы
- Российский государственный исторический архив (РГИА)
- Ф. 821. Департамент духовных дел иностранных исповеданий министерства внутренних дел. Оп. 10, д. 594, 597. Оп. 133, д. 21,420, 422.
- Государственный архив Иркутской области (ГАИО)
- Ф. 32. Иркутское губернское управление. On. 1, д. 62, 527, 5267,5715. Оп. 2, д. 2, 58, 443. Оп. 3, д. 176.
- Ф. 50. Иркутская духовная консистория.
- Оп. 1, д. 759, 5048, 5133, 5173, 5506, 6062, 6214, 6418, 6449. Ф. 55. Канцелярия генерал-губернатора Восточной Сибири. Оп. 28, д. 73.
- Ф. 293 Восточно-Сибирский отдел Русского Географического общества On. 1, д. 9а, 490, 543, 545, 576, 598, 647, 649, 820.
- Национальный государственный архив Республики Бурятия (НАРБ).
- Ф. 8. Хоринская степная дума.
- Ф. 63. Верхнеудинский отдел Забайкальского епархиального училищного совета.
- On. 1, д. 7, 8, 10, 11, 13, 19, 21.
- Ф. 207. Тарбагатайское волостное правление.
- On. 1, д. 139, 524, 1616, 1956.
- Ф. 262. Троицко-Селенгинский монастырь и православные церкви.
- On. 1, д. 170a, (в 4-х т.), 326 (л. 112), 337, 409, 412 (92 л), 424 (176 л), 440 (103 л), 532 (283 л).
- Ф. 337. Верхнеудинское уездное полицейское управление.
- On. 1, д. 206, 251, 1051, 1108, 2561, 3160.
- Государственный архив Читинской области (ГАЧО)
- Ф. 1. Забайкальское областное правление.
- On. 1, д. 83, 115, 116,160,192,206, 219, 6831, 7102, 11 493.
- Ф. 8. Забайкальская духовная консистория.
- On. 1, д. З, 45, 97, 117, 291.
- Ф. 282 Церкви Забайкальской области.1. Оп. 1, д. 396, 29 698.1. Нормативный материал
- Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 3, 6, 38. — Спб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830.
- Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т.11, 15,18. — Спб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1867.
- Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е.- Т. 11. -Спб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1894.
- Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. 25. Спб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1902.
- Судебники XV—XVI вв. / Под ред. Р. Б. Мюллера и JI.B. Черепнина. -М.-Л., 1952.-616 с.
- Сборник церковно-гражданских постановлений в России, относящихся до лиц православного духовенства / Сост. Н. Александров. Спб.: Типография Главного штаба Его Императорского Величества по учебным заведениям, 1860.-240 с.
- Соборное уложение 1649 г. / Подготовка текста Л. И. Ивиной. Л., 1987.-448 с.
- Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. Спб.: Типография Поповицкого, 1870.-412 с.
- Андриевич К.К. Сибирь в XIX столетии. Спб., 1889. Ч. II — 298 с.
- Актовые источники по истории России и Сибири XVI—XVIII вв.еков в фондах Г. Ф. Миллера. Описи копийных книг (в 2 т.). Т. 1. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. 250 с.
- Актовые источники по истории России и Сибири XVI—XVIII вв.еков в фондах Г. Ф. Миллера. Описи копийных книг (в 2 т.). Т.2. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. 305 с.
- Благовещенский И. Спутник священнослужителя. Руководство для причтов сельских и городских церквей, духовных консисторий и следователей, а равно лиц, имеющих отношение к церковному управлению. — Спб.: Церковь и жизнь, 1909. 128 с.
- Березин Т.П. Забайкальская православная миссия в царствование Александра II (1855−1881).- М., 1893. 44 с.
- Вагин В. Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819—1822 гг.-Спб., 1872.-Т. 1 -801 е.- Т.2−752 с.
- Вашкевич В. Ламаиты в Сибири. Спб., 1885. — 145 с.
- Василевский М.Н. Государственная система отношений к старообрядческому расколу в царствование императора Николая I. Казань, 1914. — 254 с.
- Ю.Введенский В. Православные братства (1864−1914). Спб., 1914.26 с.
- П.Веденяпин П. Законодательные меры XVIII в. для обращения инородцев к православной вере в России // Православное обозрение. Спб., 1865. № 5.-С. 164−186.
- Вениамин (Благонравов). Жизненные вопросы православной миссии в Сибири. Спб.: Типография A.M. Котомина, 1885. — 75 с.
- З.Вениамин (Благонравов). Переписка архиепископа Иркутского и Нерчинского Вениамина с обер-прокурором Святейшего синода Константином Петровичем Победоносцевым. Иркутск: Типография Н. Н. Синицына, 1916.-65 с.
- Вениамин (Благонравов). О ламском суеверии // Труды православных миссий Иркутской епархии. Т.1. (1862−1867). Иркутск, 1863. — С. 528−559.
- Виноградов А. О ламаизме за Байкалом // Труды православных духовных миссий Иркутской епархии. Т. 4. (1878−1883). Иркутск: Типография Н. Н. Синицына, 1886. — С. 594−617.
- Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1866−1914 гг. // Издание ежегодное. — 1884.- 127 е.- 1885.- 127 с.- 1898.-98 е.- 1902.-83 е.- 1905.-268 с.
- Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских образов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Изд. 2. СПб: Типография переселен, управления, 1799.-386 с.
- Громов Прокопий, протоиерей. Обзор событий в Иркутской епархии в течение полуторавекового существования с 15 января 1727 г. по 15 января 1877 г. Читанный в Иркутском кафедральном соборе. Иркутск: Типография Н. Н. Синицына, 1877. — 14 с.
- Гурий (Степанов). Буддизм и христианство в их учении о спасении. -Казань, 1908.-38 с.
- Гурий, архимандрит. Православная миссия среди ламаитов и меры к наилучшей ее постановке // Православный собеседник. 1911. — № 1. — С. 95 133.
- Гурий, архимандрит. Мое знакомство с деятельностью Иркутской духовной миссии // Московские церковные ведомости. 1882. № 24. — С. 173 176.
- Дионисий, архимандрит. Современное состояние, задачи и нужды православного инородческого миссионерства в Сибири. Изд. 2. — М., 1905. — 135 с.
- Ефрем (Кузнецов). Вероисповедный соблазн в Забайкалье // Православный благовестник. 1914.-№ 5−6. — С. 177−185.
- Жамцарано Ц. Буряты и освободительное движение // Сибирские вопросы. 1907. -№ 25. — С. 15−19.
- Жамцарано Ц. Народническое движение бурят и его критики // Сибирские вопросы. 1907. № 24.
- Журналы епархиального съезда духовенства Забайкальской епархии, бывшего с 21 августа по 1 сентября 1901 г. Чита: Типография Забайкал. обл. правления, 1902.-51 с.
- Журналы епархиального съезда духовенства Забайкальской епархии, бывшего с 1 по 14 июня 1903 г., с приложением ведомости о 25%-ном сборе.- Чита: Типография торгового дома «П. А. Бадмаев и К», 1903. 45 с.
- Забелин А. О распространении христианства между бурятами // Журнал министерства народного просвещения. 1870 — Т. 147. — № 1−2. — С. 3753.
- Забайкальская духовная миссия 1862−1863 гг.: Письма из Посольского монастыря // Труды православных миссий Восточной Сибири. Т. 1. Иркутск: Изд-во ПМО, 1883. — 476 с.
- Климов Н.Ф. Постановления по делам православной церкви и духовенства в царствование Екатерины II. Спб., 1902. — Вып. 1. — 142 с.
- Кузнецов Е.(Ефрем). Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорок лет ее существования. М., 1902. — 24 с.
- Кулаков П.Е. Буряты Иркутской губернии // Иркутск: Изд-во ВСОР-ГО. Т. XXVI.- 1896.-№ 4,5.-С. 118−170.
- Мак П. Г. Православие и ламаизм в Забайкалье //Сибирский вестник. 1893.-№ 140−141.
- Майков С. Хронологические справки по поводу 300-летней годовщины присоединения Сибири к Русской державе // Журнал министерства народного просвещения. — 1811. — № 9. С. 21−36.
- Малютин Ф. Извлечения из Свода законов Российской империи узаконений, относящихся до духовного ведомства православного исповедания. -Спб., 1863.-422 с.
- Машкевич Д.Ф. О христианском просвещении и русском образовании инородцев Восточной Сибири. Одесса, 1914.-71 с.
- Мелетий (Якимов). Древние церковные грамоты ВосточноСибирского края (1653−1726) и сведения о Даурской миссии. Казань: Казанский вестник, 1875. 190 с.
- Мелетий (Якимов). Православие и устройство церковных дел в Дау-рии (Забайкалье), Монголии и Китае в XVII и XVIII столетиях. Рязань, 1901.-220 с.
- Мелетий (архиепископ Якутский). Очерки из истории распространения евангельской проповеди и борьбы с ламаизмом на границе китайской Монголии // Православный благовестник. 1895, № 5, 6, 8, 19.
- Миссионерское Всероссийское православное общество, состоящее под августейшим покровительством государыни императрицы Марии Федоровны в 1901 г. -М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1902. 106 с.
- Никольский А. Забайкальская духовная миссия (1681−1903). Очерк из истории православной миссии Восточной Сибири. М., 1904. — 98 с.
- Нил (Исакович). Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири. Спб., 1858. — 386 с.
- Остроумов Н. Колебания русского правительства во взглядах на миссионерскую деятельность русской православной церкви. Казань, 1910. — 11 с.
- Отчет о состоянии и деятельности Забайкальской духовной миссии за 1882 г. Иркутск: Типография Н. Н. Синицына, 1883. 12 с.
- Отчет о состоянии и деятельности Забайкальской духовной миссии за 1901 г. Чита: Типография Забайкальского областного правления, 1902. 10 с.
- Подгорбунский И.А. Буддизм, его история и основные положения его учения. Иркутск: Иркутск, губ. тип, 1900. — Вып. 1. — 248 с- Иркутск, 1901. Вып. 2. — 242 с.
- Подгорбунский И.А. Шаманские верования монголов и бурят. Иркутск: Тип. Н. Н. Синицына, 1895. — 80 с.
- Попов Н. Историческая записка о распространении христианства среди инородцев Идинского ведомства и в Боханском Пророко-Ильинском стане // Иркутские епархиальные ведомости. 1895. — № 9. — С. 217−225.
- Пругавин А.С. О необходимости и способах всестороннего изучения сектантства. — Спб., 1880.
- Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни, с критическими замечаниями духовного цензора. М., 1905. — 91 с.
- Рункевич С.Г. Русская церковь в XIX в. Спб., 1901. -232 с.
- Смирнов Н.И. Обрусение инородцев и задачи обрусительной политики // Исторический вестник. 1892. — Т. 47. — С. 752−765.
- Стуков С. Порабощение бурят ламством в Хоринском ведомстве // Труды православных миссий Иркутской епархии. Т. 4. 1878−1883. Иркутск: Типография Н. Н. Синицына, 1886.-С. 138−141.
- Трудность распространения христианского учения между бурятами-буддистами // Странник. 1864. — Т.4. — № i о. — С. 40−42.
- Труды православных духовных миссий Иркутской епархии- Иркутск: Типография Н. Н. Синицына. Т.2: 1884. 632 е.- Т. З: 1885. — 599 с- Т.4: 1886.-678 с.
- Труды православных духовных миссий Восточной Сибири. Т. 1−4 (1862−1867). Иркутск: Типография Н. Н. Синицына. Т.1. 1883. — 559 с.
- Щапов А.П. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII и первой половине XVIII вв. Казань: Типография Императорского университета, 1859. — 547 с.
- Ухтомский Э. О состоянии миссионерского вопроса в Забайкалье. -Спб., Лейпциг: Ф. А. Брокгауз, 1892.-48 с.
- Учение о святой христианской вере, изложенное в беседах с бурятами // Изд. 2. Православного миссионерского общества. Казань: Типолитография Императорского университета, 1907. — 28 с.
- Монографии, учебники, учебные пособия и статьи отечественных ученых
- Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Востока и Русской Америки до конца XIX в. М.: Наука, 1982. — 288 с.
- Андреев B.C. Российская государственность в терминах: IX начало XX вв.-М., 2001.-456 с.
- Апостол Аляски: Материалы научно-практической конференции, посвященной 200-летию Иннокентия Вениаминова и 270-летию Иркутской епархии (Иркутск, 1−2 октября 1997 г.) /Отв. ред. А. В. Дулов. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1998.- 100 с.
- Арзуманов И. Православная церковь в Монголии: История и современность // Миссионерское обозрение. М., 1998. -№ 1. — С. 7−9.
- Александров В.А., Покровский Н. Н. Власть и общество. Сибирь в XVII в. Новосибирск: Наука, 1991.-399 с.
- Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Востока и Русской Америки до конца XIX в. М.: Мысль, 1982. — 288 с
- Русское население Восточной Сибири в XVII начале XVIII вв. — М: Мысль, 1964.-303 с
- Аргудяева Ю.В. Семья и быт старообрядцев Приморья (конец XIX -начало XX в.) // Культура Дальнего Востока XIX—XX вв. Владивосток, 1992.-С. 159−170.
- Аргудяева Ю.В. Старообрядцы: история и современность // Россия и АТР. — 1993. № 2. — С. 111−123.
- Абаева JI.JI. Культ гор и буддизм в Бурятии. М.: Наука, 1992. -141 с.
- Бамбаев Б.Б. К вопросу о происхождении бурят-монгольского народа //Бурятиеведение. 1929. -Вып. 1-Й (9−10).-С. 115−136.
- Барадийн Б.Б. Буддийские монастыри // Orient: Альманах. Вып. 1. -СПб., 1992.-С. 61−120.
- Барадийн Б.Б. Жизнь в Тангутском монастыре Лавран: Дневник буддийского паломника 1906−1907 гг. Улан-Удэ-Улан-Батор, 19. — 295 с.
- Батуев Б.Б. К вопросу о дореволюционной историографии истории Бурятии: Тез. и докл. междунар. научно-теорет. конф. «Банзаровские чтения-2». Улан-Удэ, 1997. — С. 28−31.
- Батуева Т.Б. Народы Сибири в трудах западноевропейских исследователей XVII—XIX вв.. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995.- 106 с.
- Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом.- М: Политиздат, 1990. 480 с.
- Богодухова Н.С. Забайкальская духовная миссия и образование (1861−1874)//Миссионерское обозрение. 1998.-№ 10.-С. 22−23.
- Богодухова Н.С. Забайкальская Духовная миссия (1861−1874) // 2000-летие христианства: 4-е Иннокентьевские чтения. Чита, 2001. — С. 167−171.
- Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII—XX вв.. М.: ИПЦ ДИК, 2004. — 352 с.
- Быконя Г. Ф. Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в. -Новосибирск: Наука, 1981. 247 с.
- Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа // Под ред. Н. Н. Козьмина. Верхнеудинск: Бурят-Монгольское изд-во, 1926. -229 с.
- Бураева О.В. О начальном этапе развития этнокультурных связей русских и бурят (XVII начало XVIII вв.) // Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. — Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1988. — С. 128−142.
- Бураева О.В. К вопросу об отношении православной церкви к буддизму в Бурятии // 250-летие официального признания буддизма в России: Тез. докл. науч. конф. Улан-Удэ, 1991. — С. 64−68.
- Бураева С.В. Сведения о старообрядческой книжности в делопроизводственной документации церковных учреждений Забайкалья // Культура Центральной Азии: письменные источники. Вып. 4. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН.-С. 135−144.
- Бураева С.В. Светская власть Российской провинции и старообрядцы (по материалам архива Кяхтинской городовой ратуши XIX—XX вв.) // Кяхта: страницы истории. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999. — С. 41−53.
- Бурятские летописи / Сост. Ш. Б. Чимитдоржиев, Ц. П. Ванникова. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ, 1995.-198 с.
- Бурятия XVII начала XX веков. Экономика и социально-культурные процессы: Сб. науч. тр. БИОН СО АН СССР / Отв. ред. Н. В. Ким. — Новосибирск: Наука, 1989. — 184 с.
- Буддизм в Тибете и в Монголии // Лекция Б. Я. Владимирцова, читанная 31 сентября 1919 г. Пб: Изд-во отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины, 1919. — 52 с.
- Выдающиеся бурятские деятели. Видные деятели культуры, просвещения и науки. XVII начало XX вв. — Улан-Удэ: Бэлиг, 1994. — Вып. 1. -144 с.
- Ванчикова Ц.П. Тибетские и монгольские источники о деятельности первых настоятелей Цугольского дацана // Культура Центральной Азии: письменные источники. Вып. 4. Улан-Удэ, 2000. — С. 85−101.
- ЮО.Ванчикова Ц. П. О сочинении дорамба ламы Буян-Далая по истории буддизма в Бурятии // Проблемы истории и кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. III. Улан-Удэ, 2000. — С. 188−196.
- Васильев JI.C. Ламаизм // Васильев Л. С. История религий Востока. -М., 1999.-С. 29−63.
- Васильева С.В. История формирования старообрядчества Забайкалья // Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию. Ч. 2. Улан-Удэ, 2002. — С. 43−49.
- ЮЗ.Вашкевич В. Ламаиты Восточной Сибири // Ермакова Т. В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX первой трети XX вв. -СПб., 1998.-С. 29−63.
- Василькова О.В. Крестные ходы в Забайкалье: история и современность // 2000-летие христианства: 4-е Иннокентьевские чтения. Чита, 2001. -С. 172−181.
- Юб.Верховский J1.A., Китинов Б. У. Буддизм в России // Религии народов современной России: Словарь. -М.: Республика, 1999. С.48−51.
- Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987.- 156 с.
- Галданова Г. Р. Традиционные верования бурят в системе буддизма // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ, 1997. -С. 92−103.
- Галданова Г. Р., Герасимова К. М., Дашиев Д. Б. Ламаизм в Бурятии XVIII начала XX в. — Новосибирск: Наука, 1983. — 287 с.
- ПО.Гармаева Х. Ж. Печатные издания бурятских дацанов // Материалы научной конференции «Цыбиковские чтения -7». Улан-Удэ, 1998. — С. 7982.
- Ш. Герасимова К. М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX вв. Улан-Удэ: Бургиз, 1957. -158 с.
- Герасимова К.М. Материалы о доходах дацанских казначейств // Записки Бурят-Монгольского НИИК. Улан-Удэ, 1955. — Вып. XX. — С.134−153.
- ИЗ.Гирченко В. П. Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев семейских. Верхнеудинск, 1922. — 20 с.
- Гирченко В.П. К истории бурят-монголов хоринцев первой половины XIX в. // Бурятиеведение. — 1928. — Вып. 1−3. — С. 43−63.
- Гирченко В.П. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX вв. о бурят-монголах. Улан-Удэ: Гос. Бурят-Монг. изд-во, 1939. — 90 с.
- Гурьянова Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII в. Новосибирск, 1996. — 232 с.
- Гурьянов В. К. Культовое деревянное зодчество Удинска конца
- XVII первой половины XVIII вв. и его декоративное убранство // Русская православная церковь в Сибири: история и современность. — Улан-Удэ, 2003. — С. 56−60.
- Гурьянов В.К. Удинский острог (конец XVII первая половина
- XVIII в.) // Историческое, культурное и природное наследие (состояние, проблемы, трансляция). Вып. 3. — Ч. 1. — Улан-Удэ, 2000. — С. 13.
- Гусейнова Т.Н. Старообрядцы и православный Символ веры // Ки-рилло-Мефодьевские чтения: Материалы науч.-практ. конф. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2003. — С. 37−46.
- Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я пол. XIX нач. XX вв.). -М.: Наука. — 1969. — 184 с.
- Дамешек JI.M. Ясачная политика царизма в Сибири в XIX начале XX вв. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 1986. — 188 с.
- Дамешек JI.M. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX начало XX вв.). — Иркутск: Изд-во ИГУ, 1986. — 168 с.
- Дамешек JI.M. Русская церковь и народы Сибири в первой половине
- XIX в. // Социально-экономическое развитие Сибири XIX—XX вв. Иркутск, 1976.-С. 39−46.
- Дандарон Б.Д. Намо гуро ратна Дарья: Пер. тибетской рукописи о строительстве дацанов и деятельности крупных лам Бурятии в 1648—1852 гг. //Священный Байкал, 1993 -№ 10.-С. 30−31.
- Дионисий (Поздняев), священник. История православной общины во внешней Монголии // 8 ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. 29−31 января 1998. -М.:
- Православный Свято-Тихоновский богосл. ин-т, 1998. С. 282- 284.
- Дмитриев С.С. Православная церковь и государство в предрефор-менной России // История СССР. М., 1966. -№ 4.
- Дорджиева Г. Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии: Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи в середине XVII начале XX вв. — Элиста: Джангар, 1995. — 127 с.
- Доржи Банзаров: Собрание сочинений /Под ред. Д. Б. Улымжиева. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. 240 с.
- Дулов А.В. Взаимоотношения светских и духовных властей Сибири (1806−1860) // Иркутская область в панораме веков: Материалы науч.-практ. конф. Иркутск, 1997. — С. 55−57.
- Дугаров Р.Н. Традиционные верования и буддизм хори-бурят (XVI-XVII) // 250-летие официального признания буддизма в России: Тез. докл. науч. конф. Улан-Удэ, 1991. — С. 48−51.
- Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. Новосибирск: Сиб-крайиздат, 1930.- 128 с.
- Егунов Н.П. Колониальная политика царизма и I этап национального движения в Бурятии в эпоху империализма. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1963.-315 с.
- Егунов Н.П. Бурятия до присоединения к России. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1963. — 316 с.
- Ершова О.П. Документы по истории старообрядчества XIX в.: Из фондов РГИА г. Москва // Историография, источниковедение отечественной истории: Сб. науч. тр.-М., 1993.-С. 142−153.
- Ершова О.П. Развитие законодательной системы в области раскола в 50−60-е гг. XIX в. // Старообрядчество: история, культура, современность. -Вып. 2.-М., 1995.-С. 26−31.
- Ершова О. П Роль министерства внутренних дел в формировании политики в отношении старообрядчества в середине XIX в.// Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 4. — М., 1995. — С. 9−18.
- Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX трети XX в. (Россия и сопредельные страны). — СПб.: Наука, 1998. -342 с.
- Жамсуева Д.С. Эгитуйский дацан // Лекшед, 1999. № 4. — С. 29−35.
- Жамсуева Д.С. Хроника строительства Анинского дацана // Лекшед, 1998.-№ 3.-С. 56−68.
- Жуковская Н.Л. 250 лет официального признания буддизма в России (Размышления о прошедшем юбилее некоторое время спустя) // Этнографическое обозрение, 1992. № 3. — С. 118−131.
- Жуковская Н.Л. Буддизм в Бурятии: начало, история, день сегодняшний // Священный Байкал, 1993. С. 12−14.
- Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.: Наука, 1977.- 199 с.
- Жуковская Н.Л. Из истории религиозного синкретизма в Забайкалье // Современная этнография, 1965. № 6.
- Залкинд Е.М. Ясачная политика царизма в Бурятии в XVIII в. -первой половине XIX в.//Экономика, управление и культура Сибири XVI—XIX вв. Новосибирск, 1965. — 320 с.
- Залкинд Е.М. К характеристике политики царизма по отношению к бурятам в XVIII в. УланУдэ: БИОН. Вып. 5, 1968. — 140−149.150.3еньковский В. В Русское старообрядчество: Духовное движение XVII в.-М., 1995.-528 с.
- Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX в.: Сб. док. / Сост. С. Г. Аюшева, М. Г. Бухаева, Н. К. Сафонова, Л. П. Щапова. Улан-Удэ: Комитет по делам архивов РБ, 2001. — 260 с.
- История Бурят-Монгольской АССР. Т. 1. / Под ред. А. П. Окладникова. Улан-Удэ: Бурят-монгиз, 1951. — 574 с.
- История Сибири. Т. 1−2. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1964. — 739 с.
- История Русской православной церкви в документах региональных архивов России: Аннотир. справочник-указатель. М: Издание Новоспасского монастыря, 1993. — 681 с.
- Исторические судьбы православия в Сибири: Тез. докл. и сообщ. науч. конф. Иркутск: ИрГТУ, 1997. — 120 с.
- История русской церкви. Т. 8. // Смолич И. К. История русской церкви. 1700−1917. 4.1. М: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. — 800 с.
- История русской церкви. Т. 8. // Смолич И. К. История русской церкви. 1700−1917. Ч. 2. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. — 800 с.
- История Православной Церкви в XIX в. Славянские книги. Кн. 2.
- М: Издание Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевской лавры, 1998 (репр. 1901).-458 с.
- Калашников П.Ф. Юлиан Талько-Грынцевич о семейских: К 150-летию со дня рождения // История, культура и язык старообрядцев Забайкалья: Тез. докл. науч.-практ. конф. 19−20 окт. 2000, г. Улан-Удэ. Улан-Удэ: Изд-во Б ГУ, 2000. — С. 11−14.
- Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII нач. XX в. — М.: Галарт, 2000. — 495 с.
- Карташев А.В. Временное правительство и Русская церковь// Из истории христианской церкви на родине и за рубежом в XX столетии. Кн. 5. -М., 1995.-С. 9−27.
- Катунский А.Е. Старообрядчество. М: Политиздат, 1972. — 120 с.
- Керов В.В. Рябушинские: династия старообрядцев-предпринимателей // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.З.-М., 1995.-С. 9−15.
- Карташев А.В. Смысл старообрядчества // Церковь: Старообрядческий церковно-общественный журнал. Вып. 2. — М., 1992. — С. 18−20.
- Карцов В.Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России: Спецкурс. Ч. 1−2. Калинин, 1971. -380 с.
- Китинов Б.У. Ламаизм // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика, 1999. — 202 с.
- Козьмин Н.Н. К вопросу о турецко-монгольском феодализме // Предисловие М. Гудошникова. Иркутск: Обл. гос изд-во, 1934. — 149 с.
- Косых В.И. Православная церковь Восточной Сибири в борьбе против крестьянского движения 1905−1908 гг. // Забайкалье: некоторые аспекты истории края. Чита: Изд-во Забайк. гос. пед ун-та, 1992. — С. 39−51.
- Кирьянова О. Православная миссия «на колесах» // Журнал Московской Патриархии. 2000. — № 12. — С. 28−32.
- Клибанов А.И. История религиозного сектанства в России (60-е гг. XIX в. 1917 г.).-М., 1965.-348 с.
- Клеандрова В.М. Из историй взаимоотношений государства и церкви в России // Вопросы научного атеизма. Вып. 37. М: Мысль, 1988. -С.152−163.
- Клочков В.В. Закон и религия. От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М: Политиздат, 1982. — 160 с.
- Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. З. Курс русской истории. Ч. З // Под ред. ВЛ. Янина- послесл. и ком. В. В. Александров, В. Г. Зимина. М.: Мысль, 1988.-414 с.
- Крывелев И.А. История религий. T.l. -М.: Мысль, 1975.-415 с.
- Кутузов Б. Церковная реформа XVII в. Трагическая ошибка или диверсия // Церковь № 1. 1992. С.58−67.
- Куломзина С.С. Две тысячи лет. История православной христианской церкви. М: Паломник, 2000. — 333 с.
- Кудрявцев Ф.А. Страницы из истории насильственного крещения бурят // Жизнь Бурятии. 1929. — № 6. — С. 63−66.
- Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа от XVII до 60 гг. XIX в. М.- Л.: АН СССР, 1940. — 157 с.
- Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. -М: Наука, 1983.-248 с.
- Кочетов А.Н. Буддизм. 2-е изд., перераб. -М.: Наука, 1983. 177 с.
- Ламаизм в Бурятии XVIII начала XX в. Структура и социальнаяроль культовой системы. Новосибирск: Наука, 1983. — 236 с.
- Левченко И.В. Русская православная церковь и государство: Учеб. пособие. Иркутск.: ИГЭА, 1997. — 159 с.
- Летопись баргузинских бурят. Тексты и исследования / А.И. Вос-триков и Н. Н. Поппе // Тр. ин-та востоковедения АН СССР. Т. 18. М.-Л., 1935.-75 с.
- Летописи селенгинских бурят. Вып. 1. Хроника Убаши Дамби Джалсан Ломбо Цэрэнова, 1868 г. / Текст издал Н. Н. Поппе // Труды института востоковедения АН СССР. Т. 18. М.-Л., 1936. — 55 с.
- Летописи хоринских бурят. Вып. 1. Хроника Т. Тобоева и В. Юмсу-нова /Текст издал Н. Н. Поппе // Тр. ин-та востоковедения АН СССР. Т. 9. -М.-Л., 1935.- 172 с.
- Летописи хоринских бурят. Вып. 2. Хроника Ш-Н. Хобитуева / Текст издал В. А. Казакевич // Труды Института востоковедения АН СССР. Т.9.-М.-Л, 1935.- 125 с.
- Лобанов В.Ф. Старообрядческие волнения в Забайкалье в начале 40-х гг. XIX в. // Известия Сибирского отделения АН СССР. 1985 — № 14. -Вып.З. — С.43−48.
- Маджаров А.С. Структура пространства в концепции старообрядчества А.П. Щапова // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы V науч.-практ. конф., проход, в г. Москве 20−21 ноября 2000 г.). -М., 2000.-С. 33−38.
- Мальцев Г. П. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Сибири // Вопросы научного атеизма. М.: Мысль, 1988. — Вып. 37. -С. 187−201.
- Машанова Л.В. Хозяйство Селенгинского Троицкого монастыря в первой половине XVIII в. // Вопросы истории Сибири досоветского периода. Новосибирск: Наука, 1973. — С. 150−165.
- Милевский О.А. Л. Тихомиров о взаимоотношениях православной церкви и самодержавного государства (1892−1905) // Вестник ТПГУ. Вып. 3.-Томск, 1997. -С.37−44.
- Миллер Г. Ф. История Сибири: В 2-х т. М.-Л.: АН СССР, 1941. -Т.2.-637 с.
- Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М: Мысль, 1969.- 111 с.
- Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII начало XX веков) // Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. — СПб: Дмитрий Булавин, 1999. -352 с.
- Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. Новосибирск: Наука, 1983.-191 с.
- Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987. — 288 с.
- Михайлов Т.М. Влияние ламаизма и христианства на шаманизм бурят. Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л., 1979. -149 с.
- Михайлова В.Т. Православие в духовной культуре бурят (30-е гг. XVII в. 1917 г.). — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1999. — 174 с.
- Михайлова В.Т. Православная церковь и социум в Байкальской Сибири в пореформенный период (1861−1916 гг.). Улан-Удэ: ВСГТУ, 2003. -208 с.
- Михайлова В.Т. Начало распространения и утверждения христианства в бурятских улусах: Сб. нуч. ст. Вып. 2 // Музей истории им. М.Н. Хан-галова. Улан-Удэ, 1998. — С. 59−64.
- Наумова О.Е. Иркутская епархия. XVII первая половина XIX в. -Иркутск: Изд-во ИГТУ, 1996. — 208 с.
- Нацов Г. Д. Материалы по истории и культуре бурят. 4.1 / Пред., пер. и прим. Г. Р. Галдановой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. -156 с.
- Нацов Г. Д. Материалы по ламаизму в Бурятии. 4.2. / Пред., пер. иприм. Г. Р. Галдановой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. — 187 с.
- Никольский Н.М. История русской церкви. 3-е изд. М: Политиздат, 1983.-448 с.
- Пинкевич В.К. Вероисповедная реформа правительства П.С. Столыпина // Религия, церковь в России и за рубежом. № 2. М., 1994. — С. 53−59.
- Поздеева И.В. Русское старообрядчество конца XX в. Задачи и перспективы исследования //Алтарь России. Вып. 1. Владивосток — Большой Камень: Омега, 1997. — С. 7.
- Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в связи с отношениями сего последнего к народу. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. — 512 с.
- Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири (1853) // Ермакова Т. В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX -первой трети XX в. СПб: Наука, 1998. — С. 57−62.
- Покровский Н. Н К истории появления в Сибири забайкальских «се-мейских» и алтайских «поляков» // Изв. Сиб. отд. АН СССР. № 6, 1975. -Вып. 2.-С. 109−112.
- Полянская О.Н. Вопросы буддизма в трудах О.М. Ковалевского // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. T.III. Улан-Удэ, 2000. — С. 209−214.
- Пубаев Р.Е., Санжиев Г. Л. Буддизм в Бурятии // Бурятия. 1991. 13 июля. С. 3.
- Пубаев Р.Е., Санжиев Г. Л. 250-летие буддизма в Бурятии и России // 250 лет официального признания буддизма в России: Тез. докл. на науч. конф. 16−17 июля 1991 г.-Улан-Удэ, 1991.-С. 3−8.
- Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. М.: Центр, 1997. — 240 с.
- Религия и церковь в истории России. М: Мысль, 1975. — 255 с.
- Российская государственность в терминах: IX начало XX вв.: Словарь / Сост. А. Р. Андреев. — М: Крафт+, 2001. — 456 с.
- Родюкова М.В. История Русской Православной церкви в документах рукописного отдела // Ин-т рус. лит-ры. СПб. рук. отдел. // Ежегодник. 1994 г.-СПб., 1998.-С. 3−18.
- Румянцев Г. Н. Архив засак ламы Г.Гомбоева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959 -С.5.
- Русская православная церковь. Монастыри: Энциклопедический справочник / Под общ. ред. архиепископа Тихона Бронницкого / Сост. А. В. Никольский. М: Изд-во Московской Патриархии: Республика, 2001. — 464 с.
- Русские в Бурятии: история и современность / Отв. ред. В. И. Затеев.- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2002. 578 с.
- Русское население Поморья и Сибири. М.: Наука, 1973. — 448 с.
- Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А. И. Клибанов. М: Политиздат, 1989.-448 с.
- Санжиев Г. Л., Санжиева Е. Г. Бурятия: История (XVII-XIX). Вып. 4.- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. 356 с.
- Сергеев О.И. Казачество на русском Дальнем Востоке в XVII — XIX вв. М.: Наука, 1983. — 127 с.
- Сборник документов по истории Бурятии. XVII в. /Под ред. Г. Н. Румянцева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1960. Вып. 1. — 492 с.
- Сборник материалов по истории Бурятии XVII первой половины XIX вв. Вып. 1 / Под ред. В. П. Гирченко. — Верхнеудинск: Изд-во центрального архивного управления БМАССР, 1926. — 42 с.
- Секерин В.П. Религии на карте Забайкалья. Чита: Восток, 1995. -117 с.
- Селищев A.M. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск: ИГУ, 1920.-81 с.
- Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия. XVI начало XX в. — Новосибирск: Наука, 1988. — 104 с.
- Скрынникова Т.Д. Роль Чжебцзун-дамба-хутухты в церковной организации монгольского ламаизма в XVII в. // Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии: Сб. науч. ст. Новосибирск: Наука, 1980. -С. 18−32.
- Социально-экономическое развитие Бурятии XVII начало XX в.: Сб. науч. тр. / БИОН СО РАН / Отв. ред. С. А. Максанов. — Новосибирск: Наука, 1987.- 128 с.
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Мысль, 1965. — Т. 10. — 647 е.- Т. 14. — 670 с.
- Старообрядчество в России (XVII XX вв): Сборник научных трудов. Выпуск 3 / Гос. Истрический музей / Отв. ред. И сост. Е. М. Юхименко -М.: Языки славянской культуры, 2004. — 568 е.: ил., после с. 288. — (Studia Historica)
- Старообрядчество в России (XVII XX вв): Сборник научных трудов. Выпуск 3 / Гос. Истрический музей / Отв. ред. И сост. Е. М. Юхименко -М.: Языки славянской культуры, 1999. — 456 е.: ил., — (Studia Historica)
- Ташкин С.Ф. Инородцы Приволжско-Приуральского края и Сибири по материалам Екатерининской законодательной комиссии. — Казань, 1922. -190 с.
- Уланов В.Я. Власть московских государей в XVII в.// Три века. Т. 2.: Сб. / Сост. A.M. Мартышкин, А. Г. Свиридов (репр. 1912). М.: ГИС, 1991. -С. 275−284.
- Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX начало XX вв.) / Отв. ред. И. С. Вдовин. — Л.: Наука, 1979.228 с.
- Христианство и церковь в России феодального периода / Отв. ред. Н. Н. Покровский. Новосибирск: Наука, 1989. — 365 с.
- Ханхараев B.C. Буряты XVII XVIII вв.: Демографическая история и этнические процессы. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2000. — 150 с.
- Церковь и русификация бурят-монголов при царизме // Красный архив. 1932. — Т. 4. — С. 100−126.
- Цыбикдоржиев Д.В. Буддизм и история формирования национальных движений в Бурятии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1999. — № 2. — С. 36−58.
- Цыремпилова И.С. Религия и власть в Республике Бурятия. История взаимоотношений (1917−1940). Улан-Удэ: ИМБИТ СО РАН, 2000. — 162 с.
- Шатуев Н.В. Право и религия в современном обществе //Вопросы правоведения: теория и практика: Сб. ст. / Отв. ред. Ю. Н. Федоров. Улан-Удэ, 2004.-С. 215−218.
- Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья. XVI сер. XIX в. — Новосибирск: Наука, 1985. — 286 с.
- Шорохов Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII—XVIII вв.. (развитие феодальных отношений и их особенности). Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1983. -164 с.
- Элерт А.Х. Экспедиционные материалы Г.Ф. Миллера как источник по истории Сибири. Новосибирск: Наука, 1990. — 247 с.
- Юхименко Е.М. Старообрядчество: история, традиция, современность. М., 1995. № 4. — С.43−49.
- Юрчикова АЛО. Указ 17 апреля 1905 г. (Из истории свободы вероисповедания в России) // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.З.-М., 1995.-С. 16−19.1. Авторефераты диссертаций
- Цыбикжапов В.Б. Ламаизм в Бурятии: опыт этносоциологического анализа: Автореф. канд. ист. наук. Л., 1978. — 17 с. ф 2. Солопий П. А. Крупная буржуазия Забайкальской области в XIX в.:
- Автореф.. канд. ист. наук. Томск, 1978. — 18 с.
- Шишигин Е.С. Христианизция народов Якутии: Автореф.. канд. ист. наук. Якутск, 1975. — 22 с. 1. Диссертации
- Фирсов С.Л. Православная церковь и российское государство в 1907> 1917 гг.: социальные и политические проблемы: Дис.. д-ра ист. наук. -СПб., 1997.-665 с.