Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственно-правовое регулирование религиозных отношений в Забайкалье во второй половине XVII — начале XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Там же лье. По собранным данным в 1741 г. в Забайкалье оказалось 11 «ламских капищ» и 150 лам. В этом же году Елизавета II издала указ об официальном признании буддийской религии в Российском государстве. Впервые этим указом утвержден штат — 150 комплектных лам, которые были приведены «к присяге на верноподданство России», освобождены от ясака и других повинностей и получили разрешение… Читать ещё >

Содержание

  • Ф
  • Введение
  • Глава 1. Законодательная политика Российского государства по христианизации коренного населения Забайкалья во второй половине XVII — начале XX вв
    • 1. 1. Государственное и церковное законодательство по крещению инородцев Сибири во второй половине XVII в
    • 1. 2. Политика правительства и решения Синода по вопросу христианизации бурят в XVIII в
    • 1. 3. Законодательные и руководящие документы по миссионерской деятельности в XIX — начале XX вв
  • Глава 2. Правовое регулирование деятельности буддийской
  • Т церкви на территории Забайкалья во второй половине XVII начале XIX вв
    • 2. 1. Российское государство и буддийская церковь во второй половине XVII — начале XIX вв
    • 2. 2. «Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири» 1853 г
  • Глава 3. Политика государства и деятельность православной церкви среди старообрядцев Забайкалья во второй половине XVII — начале XX вв
    • 3. 1. Государство и старообрядцы Забайкалья во второй половине XVII — первой половине XIX в
    • 3. 2. Деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев
  • Л Забайкалья
    • 3. 3. Изменение политики государства по отношению к старообрядчеству Забайкалья со второй половины XIX в. по 1917 г

Государственно-правовое регулирование религиозных отношений в Забайкалье во второй половине XVII — начале XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Настоящий период характерен переходом к комплексному переосмыслению многих моментов истории нашей страны. В значительной степени это касается роли религии и форм ее правового регулирования в истории Российского государства, значение которых трудно переоценить.

Конец XX века ознаменовался принятием новых законов регулирующих конфессиональные отношения. В 1997 году был принят федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях"1. Одним из последствий принятия этого нормативно-правового акта стало широкое обращение к истории религии России, как самими вероисповедными организациями, так и научно-общественными учреждениями, а также средствами массовой информации и непосредственно государственными органами.

Наряду с возрождением традиционных церквей, происходит процесс восприятия обществом религиозных зарубежных течений и создание новых религиозных общественных: организаций. Многие из них претендуют на доминирующее положение в духовной жизни страны. Эта проблема становится особенно актуальной и для Забайкалья из-за ее пограничного положения, оторванности от традиционных духовных центров, а также из-за множественности религиозных конфессий достаточно долгое время функционирующих в данном регионе.

За последние годы в Забайкалье, как и по всей России, происходит пересмотр ценностных ориентаций разных культур и религий: казаки ориентируются на соборное православие и на общекультурные исторические достижения своего сословиябуряты на культурные ценности Востока — монголо.

1 В ред. Федеральных законов от 26.03.2000 N 45-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-Ф3, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ язычного мира и буддизмастарообрядцы Забайкалья на общекультурные достижения России. Такое положение существовало во все времена, но до недавнего времени эти процессы происходили в основном в глубине народной духовности, придавленной величайшим по своим масштабам экспериментом по созданию новой коммунистической культуры.

Одним из важнейших вопросов современности остается проблема веротерпимости в обществе, толерантное восприятие религиозного инакомыслия. Для этого необходима выработка гибкой и результативной государственно-правовой политики в области религии, нормализация государственно-конфессиональных отношений и, возможно, совершенствование политического регулирования межконфессиональных отношений в правовой форме.

Изучение правовых взаимоотношений государства и разных конфессий в прошлом и настоящем, поиски решения возникающих проблем в правовой форме становятся насущной потребностью общества, залогом его дальнейшего успешного духовного развития. Указанные обстоятельства обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования. Первые упоминания о вероисповедной политике государства в Забайкалье, начиная с начала XVIII в., можно встретить в трудах П. С. Палласа, И. Г. Георги, И. Г. Гмелина. В них приводятся сведения не только о православной церкви и о развитии ее миссионерской деятельности, но и о распространении буддизма и возникновении буддийских монастырей, а также старообрядческих поселениях и центров в Забайкалье. Нужно отметить, что все эти труды по содержанию являются работами этнографического и краеведческого плана.

Работам светских ученых в известной степени предшествовали изыскания деятелей Русской Православной церкви в отношении буддизма, активно стимулировавших миссионерскую работу и стремившихся вооружить будущих миссионеров знанием буддийской догматики, культовых практик. В связи с этим необходимо отметить труды архиепископа Вениамина (Благонравов), архимандрита Гурия (Степанов), архиепископа Мелетия (Якимов).

Исследования по старообрядчеству Забайкалья в период заселения края (XVIII в.) не проводились, так как это не соответствовало политике Российского государства. Первым историческим исследованием о старообрядцах в масштабе страны является книга А. Иванова (Журавлева) «Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, собранное из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем», написанная обличительным тоном.

В 70−80 годы XIX в., когда приоткрылась завеса жесточайшей секретности в целом по стране в отношении старообрядчества, появились исследования Н. И. Костомарова, А. С. Пругавина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, А. П. Щапова, В. В Андреева. Авторы этих работ связывали проблему усиления раскола с правовым и экономическим положением народа. На рубеже XIX — XX вв. появляются работы А. К. Бороздина, В.Д. Бонч-Бруевича, монографии Н. И. Ивановского, И. К. Быковского, посвященные определению правового положения старообрядцев в свете взаимоотношения церкви и государства.

Именно в этот период появляются статьи, брошюры и монографии В. В. Птицына, О. Ф. Ковалевского, A.M. Позднеева, В. Вашкевича, Ц. Жамцарано, И. А. Подгорбунского, Э. Э. Ухтомского, Д. Банзарова, О. М. Ковалевского, А. Н. Термена по истории буддизма в Монголии, вероисповедной политике российского государства в Забайкалье.

В первой половине XX в. появляются труды и исследования общероссийского уровня, дающие представление об общей религиозной ситуации в российской империи. Основными обобщающими трудами являются работы И. Покровского, И. Знаменского, Н. М. Коркунова, А. В. Карташева. Роль русского православия в государстве и обществе, его влияние на внутреннюю и внешнюю политику рассматриваются в работе Н. М. Никольского и в коллективной монографии «Русское православие: вехи истории».

Основополагающие выводы о роли старообрядчества изложены в трудах современных исследователей А. И. Клибанова, В. Ф. Миловидова,.

С.В. Сироткина, Н. С. Гурьяновой, B.C. Румянцева, Ю. Д. Рыкова, Е. М. Юхименко, П. Г. Рындзюнского и др.

При анализе государственной политики и правового регулирования в области вероисповедания в Забайкалье особое место занимают монографии В. П. Гирченко, Г. Н. Румянцева, Е. М. Залкинда, Ф. А. Кудрявцева, Г. Ц. Цыби-кова и др. Ценные материалы по буддийской религии собраны научным сотрудником Верхнеудинского центрального музея Г-Д. Нацовым. Огромный вклад в дело изучения буддизма внесли востоковеды М. Н. Тубянский, Б. Я. Владимирцов, Б. Б Барадийн и др. Необходимо отметить монографии К. М. Герасимовой, где впервые дан концептуальный анализ источников, который показывает общую историческую картину становления института буддизма, правовое положение вероисповедания бурят в системе российской государственности.

На волне идеологического кризиса 1980 — 1990 годов произошло постепенное переосмысление значения православной церкви и других религий в истории Российского государства. В это время появляются работы А.И. Кли-банова, В.А. Поплавной-Есиповой, И. В. Левченко, П. Т. Хаптаева, Ф. А. Кудрявцева, И. А. Манжигеева, Г. Р. Галдановой и др. в которых взаимоотношения государства и православной церкви, других конфессий рассматриваются боле логично и системно. В этой связи представляет интерес монография JI.M. Дамешека (1986 г.), в которой рассматривается политика российского государства в отношении Забайкалья в начале XVIII и середине XIX в. Автором монографии анализируется деятельность православной церкви по идеологическому обеспечению государственной политики. JI.M. Дамешек рассматривает также вопросы миссионерства и распространения православия в Забайкалье, акцентируя внимание на крещении бурят. Серьезным исследованием по старообрядчеству Забайкалья конца 60-х начала 70-х годов XX в. является работа В. М. Мотицкого. Автор показал специфику религиозных верований и роль религии в общественной жизни старообрядцев. Данная работа не потеряла актуальности и в наше время, хотя сегодня можно не согласиться с идеологическими оценками образа жизни старообрядчества с атеистической точки зрения. Не преуменьшая роли многих исследователей по старообрядчеству, ведущее место в изучении истории старообрядчества Забайкалья принадлежит Ф. Ф. Болоневу. Его работы отличаются широтой исследования, но необходимо отметить, что автором в значительно меньшей степени изучено место старообрядчества среди других конфессий Забайкалья. Особо следует отметить работы Н. С. Гурьяновой (Сибирское отделение РАН), изучавшей политические идеалы старообрядчества2.

Необходимо отметить, что проблемы религиозных конфессий в советское время, в большинстве своем, рассматривались преимущественно с точки зрения этнографии, фольклористики и лингвистики с преобладанием идеологического фактора и атеистического подхода. Глубокое изучение данной проблемы развернулось только в последние годы, однако полностью круг еще не охвачен, определены лишь их контуры. Отсутствуют работы, дающие представление о религиозной ситуации в Забайкалье в целом, о правовых взаимоотношениях государства с различными конфессиями этого края. Анализ правового регулирования межконфессиональных отношений в Забайкалье историками права никогда не предпринимался.

Научная новизна работы состоит в том, что в диссертации впервые проведен комплексный междисциплинарный и системный анализ правовых актов, регулирующих миссионерскую деятельность православной церкви в Забайкалье, становление института буддийской церкви, распространения буддизма как мировой религии в России, разрешительное законодательство, относительно заселения Забайкалья старообрядцами, начиная со второй половины XVII и до начала XX вв. Такой подход позволяет осмыслить законодательную политику российского государства в отношении различных религиозных конфессий в Забайкалье как составляющую часть национальной правовой культуры и одно из направлений политики российского государст.

2 Гурьянова Н. С. Монарх и общество: к вопросу о народном варианте анархизма // Старообрядчество в России XVII—XX вв. М.: 1999 г.-с. 126−198. ва, определяющей его деятельность в данном регионе, с учетом его геополитических интересов на Дальнем Востоке в указанных хронологических рамках.

Цель и задачи исследования

Исходя из состояния современной научной разработанности темы, диссертант ставит целью диссертации комплексно рассмотреть важнейшие аспекты политико-правовых отношений государства с религиозными организациями Забайкалья в специфических социально-политических и экономических условиях, связанных с проблемами заселения данной территории. В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе решаются следующие задачи:

— рассмотреть основные законодательные акты: указы, нормативные акты и постановления, касающиеся правовых форм регулирования различных религиозных конфессий отношения государства и религий, которые исповедовали народы Забайкалья во второй половине XVII в. — начале XX в.;

— показать эволюцию отношения государства, получившую свое выражение в правовых формах к различным религиозным организациям Забайкалья, способы правового воздействия государственной администрации на них, а также их эволюцию на разных этапах развития общества;

— рассмотреть установленные государством формы правовых взаимоотношений Русской Православной церкви с буддизмом, шаманскими культами и старообрядцами;

Методологическая основа. Основными методами исследования являлись: общенаучные, специальные и частно-научные методы, представляющие выводы исследования темы посредством способов и методов, выработанных юридической наукой.

Обращение к конкретно — историческому и сравнительно — правовому методам исследования позволило показать формы правового определения статуса конфессий Забайкалья сложившихся в особых неповторимых условиях, характерных для этого региона. Сравнительно-правовой метод предоставил возможность проанализировать некоторые общие закономерности и те правовые новации, которыми сопровождалось их развитие, во взаимоотношениях государства и православной церкви, буддийских организаций и старообрядческих общин в Забайкалье в разные периоды времени, начиная с середины XVII в. и заканчивая 1917 г.

Объект исследования — политико-правовое закрепление сибирских земель в составе России и распространение государственной идеологии, основой которой служило ортодоксальное православие.

Предмет исследования — непосредственное правовое регулирование государством деятельности Русской Православной церкви, традиционной буддийской общины, старообрядческих сект.

Территориальные рамки (границы) исследования — территория современной республики Бурятия, обусловленная историческими границами Восточной Сибири.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1648 по 1917 гг.: начинаются со второй половиной XVII в., то есть времени начала освоения Россией Забайкалья и заканчиваются Февральской революцией 1917 г., означавшей крушение Российской империи, приведшее к коренным изменениям в вероисповедном законодательстве и политике государства.

Основные положения, выносимые на защиту, вытекают из результатов исследования и могут быть сформулированы следующим образом:

1. Вхождение сибирских земель в состав Российской империи потребовало от правительства принятия законодательства, определяющего процессы заселения края русским населением и распространение среди коренных народов Сибири православия, в качестве официальной идеологии российского государства.

2. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди населения Забайкалья регулировалась российским правительством и Святейшим Синодом. Нормативными актами государство соотносило миссионерскую деятельность в Забайкалье с интересами внутренней и внешней политики, законодательно приостанавливало или ограничивало ее, когда миссионерские действия могли нанести ущерб политическим и экономическим интересам Российского государства, а при необходимости издавало соответствующие нормативные акты, которыми поощряло и поддерживало такую деятельность. Единого для всех территорий России законодательства по миссионерской проблеме в рассматриваемый период не было создано. Законодательные акты в своей основе чаще касались определенных территорий, отдельных сторон миссионерской деятельности.

3. Правительственные указы способствовали становлению и развитию буддийской церковной системы в Забайкалье. В частности указом Екатерины II об официальном признании буддийской религии в Российском государстве от 1741 г., оформлялся статус буддийского духовенства и утверждался титул Пандито Хамбо Ламы. Правительство Российской империи, подтверждая своим правовым актом, лояльное отношение к верованиям бурят, преследовало цель установить контроль над их церковью, закрепить в правовых формах присоединение Забайкалья к России. С другой стороны, Россия стремилась вызвать доверие и нормализовать отношения с буддийскими государствами Азии.

4. Правовые акты, определяющие статус старообрядчества были едиными для всей страны. Вместе с тем они дополнялись рядом секретных циркуляров и постановлений, которые свидетельствовали об определённом учёте государственными органами специфики Забайкалья.

5. Правительство ставило задачей заселение Забайкалья постоянным русским населением. Преимущество среди переселенцев отдавалось старообрядцам: они водворялись в любых условиях, быстро и эффективно развивали все отрасли экономики, почти не подвергаясь ассимиляции. Заселение края старообрядцами нормировалось законодательными актами, предоставлявшими им определенные льготы.

Источниковая база исследования. Для решения поставленных задач привлечен широкий круг источников. Нормативные материалы представлены Полным собранием законов Российской империи, Сводом законов.

Российской империи, Устав Всероссийского православного миссионерского общества. Для доказательств и отдельных выводов в данном исследовании использовались архивные документы Государственного архива Иркутской области (ГАИО), Национального архива Республики Бурятия (НАРБ), Государственного архива Читинской области (ГАЧО).

Исследование опиралось на монографические труды и научные статьи дореволюционного и современного периода, в той или иной степени, освещающих избранную тему.

Теоретическая и практическая значимость результатов работы состоит в том, что содержание диссертационного исследования, его выводы могут использоваться в дальнейших теоретических научных разработках, а также в законодательной практике государства по регулированию конфессиональных отношений в нашей многонациональной стране. Материалы исследования дают возможность использовать их в учебном процессе при написании учебников и учебных пособий, подготовке специальных курсов, чтении лекций, проведении углубленных семинарских занятий и написании монографических исследований, посвященных изучению данной тематики во всем объеме.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования излагались в выступлениях автора на научно-практических конференциях, в сообщениях на заседаниях кафедры теории и истории права и государства Бурятского государственного университета, при проведении лекций со студентами. Результаты диссертационного исследования отражены в следующих научных публикациях:

1. Шатуев Н. В. Право и религия в современном обществе // Вопросы правоведения: теория и практика. Сборник статей. — УланУдэ, Издательство Б ГУ, 2004.-С. 215−217.

2. Шатуев Н. В. Государственные указы и постановления Собора по крещению инородцев Сибири и их роль в законодательной политике России по христианизации коренного населения Забайкалья во второй половине XVII века // Право: теория и практика. — М., 2005. — № 15 — С. 69−73.

3. Шатуев Н. В. Законодательные и иные руководящие документы по вопросам миссионерской деятельности в политике Правительства по христианизации бурят в во второй половине XIX — начале XX вв // Юридические науки. — М., 2005. — № 6 (16) — С. 25−33.

4. Шатуев Н. В. Роль и правовые последствия принятия «Положения о ла-майском духовенстве» в Восточной Сибири 1853 г. в политике Правительства в Забайкалье // Аспирант и соискатель. — М., 2006. — № 1 (32) — С. 107−114.

5. Шатуев Н. В. Российское государство и буддийская церковь на территории Забайкалья во второй половине XVII — начале XIX вв // Право и политика. — М., 2006. — № 1 — С. 85−97.

Цель и задачи исследования

определяют структуру диссертации и порядок ее изложения. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исторический отрезок времени — с середины XVII до начала XX в. стал для Забайкалья временем кардинальных перемен во всех отраслях жизни. Энергичные мероприятия Российской империи по освоению Восточной Сибири оказали огромное влияние на эволюцию традиционных экономических, общественных и культурных взаимосвязей в обществе.

Нерчинский договор с Китаем от 1689 г. и затем Буринский трактат от 1727−1728 гг. закрепили территорию вокруг Байкала, под названиями Пред-байкалья и Забайкалья, за Россией. С этого периода Российское государство осуществляло свою деятельность в данном регионе в соответствии со своими правовыми нормами. Таким образом, коренное население этих земель — буряты, попав в новые для них условия социальных и правовых взаимоотношений, были вынуждены адаптироваться к ним. Этноконфессиональная специфика потребовала особого внимания Российского государства на правовое регулирование деятельности религиозных организаций в данном регионе. Нормативные акты по христианизации народов Сибири на рассматриваемый период знаменуют новое направление в политике российского государства, суть которого состояла в том что, российское законодательство предписывало добровольный характер обращения и запрещало использование принудительных мер. Принципы и методы крещения были определены царскими грамотами и наказами воеводам. Используя православную церковь как средство политической и идеологической борьбы внутри России, правительство стремилось распространить ее действие и среди этнически разнообразного населения на обширной территории Восточной Сибири. Распространение и внедрение христианской православной конфессии в Забайкалье среди бурят являлось важнейшим звеном колониальной политики Российского государства и поэтому деятельность церкви как главного орудия этой политики на всех этапах поддерживалось и направлялось государством. В XVII в. началось формирование основ правовой политики российского государства по миссионерским вопросам. В этот период были приняты указы, определявшие наиболее важные вопросы в политике по христианизации инородческого населения Сибири, в частности Забайкалья. Определялись принципы и методы крещения, формирование политики льгот для новокрещеных, образование отдельных поселений для них, необходимость подготовки миссионерских кадров, организационные изменения в миссионерском деле. Незначительные колебания в этой политике, изменения в формах и способах христианизации нерусского населения не вносили каких-либо серьезных корректировок в основной принцип христианизации — добровольность, основанную на системе поощрений, льгот и подарков от государства.

В целом в годы правления Петра I и Екатерины II законодательная политика Российского государства по миссионерским вопросам отличалась гибкостью, практически незамедлительной реакцией на сложившиеся обстоятельства и ситуации с учетом интересов общегосударственной политики. Отсюда, как представляется, прослеживается в указах Петра I, далее и в указах Екатерины II, веротерпимое и лояльное отношение к вопросам христианизации инородцев, что было отмечено многими исследователями. Это было закреплено в «Уставе об управлении инородцев» 1822 г. 193, 286 статья которого предоставляла сибирским иноверцам возможность «отправлять богослужения по их законам и обычаям», а статья 287-я того же устава запрещала преследовать инородцев за их языческую религию.

Необходимо подчеркнуть, что единого для всех территорий России законодательства по миссионерской проблеме в тот период так и не было создано. Руководящие документы в своей основе чаще касались определенных территорий и отдельных сторон миссионерского дела.

Конец XIX — начало XX вв. характеризуется активной христианизацией народов Сибири. Российское правительство, прилагая усилия к распространению православия как к одному из основных способов воспитания вернопод.

193 ПСЗРИ.Собр. 1.Т.38. № 29 126. п. 188. даннических чувств у иноверцев, в то же время провозгласило принцип терпимости к религиозным верованиям нерусского населения. Таким образом, государство, провозгласив принцип веротерпимости, одновременно разрабатывало теорию и практику пропаганды и распространения православия как единственно правильной религии в России, обращая при этом внимание на введение и ускорение введения в Сибири христианства «всеми теми способами, какие только при каждом случае удобными представятся194». Кроме того, гражданским властям было предписано оказывать содействие духовному ведомству всеми возможными мерами «к облегчению действий миссионеров и других духовных лиц"195.

Отметим, что с начала XVIII в., религиозные вопросы населения Восточной Сибири были поставлены в прямую связь с внешней политикой России на Дальнем Востоке. Российская империя стремилась к прочным мирным взаимоотношениям с Китаем, поэтому объяснимо стремление России устранить все причины, которые могли привести к нарушению пограничного режима. Проблема была в том, что центры буддизма находились в пределах Маньчжурской империи, где правительство сумело добиться государственного контроля над делами буддийской церкви. Естественно, что развитие буддийской церкви в Забайкалье должно было усилить связи и влияние со стороны Внешней Монголии, Тибета и Китая. Российское правительство со своей стороны стремилось исключить управление забайкальскими буддистами из религиозных зарубежных центров. Инструкция Саввы Рагузинского пограничным чиновникам Фирсову и Михалеву от 30 июня 1728 года являлась нормативным актом, который определял взаимоотношения Российского государства и буддийской религии в Забайкалье на тот период.

25 ноября 1741 г. на российский престол взошла Елизавета Петровна. Новая императрица потребовала сведения о вероисповедных делах в Забайка.

194 Ванина И. Ю. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в СевероВосточной Азии (сер. XVII — сер. XIX вв.). — Иркутск: ИГУ, 1995. — 270 с.

195 Там же лье. По собранным данным в 1741 г. в Забайкалье оказалось 11 «ламских капищ» и 150 лам. В этом же году Елизавета II издала указ об официальном признании буддийской религии в Российском государстве. Впервые этим указом утвержден штат — 150 комплектных лам, которые были приведены «к присяге на верноподданство России», освобождены от ясака и других повинностей и получили разрешение проповедовать бурятам буддийское учение. Количество лам и дацанов было определено штатным расписанием. При 34 дацанах находилось 285 так называемых «штатных лам», все остальные ламы были поставлены как бы вне закона, на них не распространялись права и льготы для штатного духовенства. Строго было запрещено строить новые дацаны свыше «комплекта», то есть свыше 34 имеющихся. Строжайше регламентировалось любое строительство в дацанах.

Официальное признание Российским государством буддизма как одной из религий в Российской империи открыло новую эпоху в истории бурятского народа. Это стало большим политическим событием как в жизни бурятских племен, так и Российского государства. Правительство Российской империи, подтверждая своим правовым актом лояльное отношение к верованиям бурят, преследовало цель установить контроль над их церковью, закрепить присоединение Бурятии к России, вызвать доверие и симпатию со стороны буддистов всей Азии и их государств, особенно нормализовать отношения с Китаем. Это был период необычайно бурного развития буддизма в Забайкалье.

Нормативно-правовым актом по установлению контроля над деятельностью бурятского буддийского духовенства явилось «Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири"196 1853 года. Российское государство хотело привлечь буддийскую церковь на свою сторону, добиться ее изоляции от влияния зарубежных центров ламаизма. Вместе с тем, было бы неверным представить себе, что все пункты «Положения о ламайском духо.

196 РГИА. Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири, ф. 821, оп. 133, д. 422. венстве в Восточной Сибири" 1853 г. имели ограничительный характер. Для российского правительства данный нормативный акт был не инструментом запрещения, а необходимым средством служения буддийской церкви царскому престолу и проведения интересов Российской империи не только в Забайкалье, но и за рубежом.

Освоение Забайкалья в рассматриваемый период для российского государства имело стратегический характер. Екатерина II в 1762 г. издает манифест «О возвращении в Россию к поселению на назначенных выгодных местах раскольников», в котором предлагает всем раскольникам вернуться в Россию, обещая им льготные условия поселения в Сибири и других губерниях страны. Поэтому еще до начала массовых переселений в 1760 г. Сенатом был издан указ о местах расселения в Забайкалье. В том же указе определялось, что польские поселенцы должны будут обслуживать проезжие места, снабжать хлебом пограничные караулы. Старообрядцы вскоре после переселения составили основное ядро земледелия Забайкалья.

Закрепление сибирских земель в составе России потребовало формирования в Забайкалье постоянного русского населения и распространения государственной идеологии, основой которого, как мы уже отметили, служило православие. О том, что вопросам вероисповедания уделялось серьезное внимание и они всегда находились под контролем светской власти, свидетельствуют различные ежегодные отчеты губернаторов Восточной Сибири. В них обязательно присутствуют сведения о вероисповедном составе населения и изменениях, в нем происходящих. Официально старообрядцы не преследовались за их «мнение о вере», формальное право исповедовать древнее православие признавалось за старообрядцами, но запрещалось привлекать кого-либо в свое вероисповедание и демонстрировать публично обрядовую сторону веры.

Легализация древнего православия сопровождалась ожесточением контроля и назначением уплаты податей в двойном размере, в случаях неповиновения предусматривалась ссылка. Правительство было заинтересовано в привлечении старообрядцев к уплате податей, поэтому основная масса распоряжений была посвящена выявлению численности старообрядцев, их переписи, контролю за сбором податей. Российское правительство внимательно следило за состоянием численности старообрядцев в Забайкалье, так как здесь сконцентрировалось значительное их количество.

В рассматриваемый период значительная часть дел по старообрядчеству проходила под грифом «секретно» или «совершенно секретно», попадая тем самым в компетенцию министерства внутренних дел, которое ведало составлением программ с целью пресечения деятельности старообрядчества в России. Для законодательных актов рассматриваемого периода в отношении староверов характерно, прежде всего, то, что они являлись отражением той позиции официальных органов, которая была доминирующей в указанный период. Так, раскол рассматривался правительством как временное зло в государстве, подлежащее уничтожению. Соответственно и правовая система носила ограничительно — запретительный и карающий характер. Сам факт введения данных юридических норм в уголовное законодательство явился следствием того, что старообрядчество в России было гонимой религией. Старообрядцы были наделены гражданскими правами, но принимаемые нормативные акты оговаривали преимущества православного населения перед старообрядцами, так что можно говорить не столько о наделении правами, сколько об уступках.

Старообрядцев рассматривали не только как возмутителей спокойствия, но и как очаг иностранной угрозы, который может быть использован в удобной политической ситуации против России.

И только в 1875 г. принятый закон «О даровании раскольникам прав гражданских» разрешил совершать богослужения, кроме публичных процессий, ремонт и строительство молитвенных домов, при условии, что они не будут иметь внешнего вида православного храма. Прекращалось преследование старообрядческих священников за отправление культа. Отменялись дискриминационные законы о паспортах, приписке к городам, найме на работу.

Этот закон относился к старообрядцам-поповцам, частично к беспоповцам. Принимая этот акт, Государственный совет исходил из того, что полностью запретить религиозные христианские меньшинства невозможно. Положение официальной церкви этот закон под сомнение не ставил. Оставались в силе все статьи «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных», по которым выход из православия, его порицание и совращения из православия карались каторгой, ссылкой, заключением и лишением прав состояния.

Правительство во исполнение манифеста Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» от 16 февраля 1903 г. в апреле 1905 г. распространил 17 положений, регламентирующих расширение веротерпимости. Старообрядчеству и сектантству был посвящен специальный раздел.

Осознание необходимости системного подхода к решению вопроса о старообрядчестве, начавшееся глубокое к тому времени изучение его истории, совершенствование законодательства, отмена крепостного права — все это позволило оценить мифическую угрозу, «вредность» староверия Этот закон имел силу до 1917 г. Он во многом облегчил положение старообрядцев и стал первым шагом в направлении веротерпимости в России.

Основными итогами исследования стали следующие выводы:

1. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди населения Забайкалья велась под руководством российского правительства и Синода. Отметим, что государство соотносило миссионерскую деятельность в Забайкалье с интересами внутренней и внешней политики, приостанавливало или ограничивало ее, когда миссионерские действия могли нанести ущерб политическим и экономическим интересам Российского государства, а при необходимости поощряло и поддерживало морально и материально.

2. В XVII в. для российского правительства важно было укрепление новых финансовых сборов, установление стабильных отношений в Забайкалье — особо важном регионе для дальнейших связей России со странами Центральной Азии, ее продвижением на Дальний Восток. Поэтому политика государственной власти по христианизации забайкальских бурят в XVII в. была сравнительно мягкой, она ориентировалась на добровольное крещение, запрещала и порицала сложившуюся в этот период практику насильственного крещения, купли-продажи новокрещеныхстаралась привлечь «язычников» материальными и экономическими выгодами, приобщала местное население к христианству посредством смешанных браков.

3. В XVII в. началось формирование основ правовой политики российского государства по миссионерским вопросам. В первой половине века были приняты указы, определявшие наиболее важные вопросы в политике по христианизации инородческого населения Сибири, в частности Забайкалья. Определялись принципы и методы крещения, формирование политики льгот для новокрещеных, образование отдельных поселений для них, необходимость подготовки миссионерских кадров, организационные изменения в миссионерском деле. Незначительные колебания в этой политике, изменения в формах и способах христианизации нерусского населения не вносили каких-либо серьезных корректировок в основной принцип христианизации — добровольность, основанную на системе поощрений, льгот и подарков от государства.

4. Развитию буддийской церковной системы в Забайкалье способствовали правительственные мероприятия: первые официальные документы графа Саввы Рагузинского в 1728 г., Указ Екатерины II об официальном признании буддийской религии в Российском государстве, юридическое оформление статуса буддийского духовенства и утверждение титула пандито хамбо ламы. В результате политики поддержки Российским государством буддийской церкви, активной деятельности буддийского духовенства была сформирована централизованная церковная буддийская система, независимая от зарубежных центров. Созданы центры образования и просвещения с монастырскими школами. Дальнейшая правовая регламентация деятельности буддийской церкви привела к созданию «Положения о ламайском духовенстве в Восточной Сибири» от 1853 г., что позволило России в проведении своей политики в Восточной Сибири твердо опираться на буддийскую церковь.

5. Правительство полностью осознавало важность создания в крае постоянного русского населения и хозяйственного освоения Забайкалья этим населением. Старообрядцы были признаны самым необходимым контингентом переселенцев, вследствие чего в Забайкалье не применялись в полной мере законы, ограничивающие положение старообрядцев, или практика исполнения не всегда в точности следовала букве закона.

В целом государственная политика в области религии строилась и проводилась в соответствии с практическими нуждами края. Такое отношение светской власти к конфессиональным организациям способствовало складыванию обстановки веротерпимости. С другой стороны, одновременное появление на новых землях разных конфессий, одинаковые условия жизни их приверженцев в процессе устройства на новом месте приводили к веротерпимости всего населения в целом. Межконфессиональное противостояние обнаруживается только на уровне религиозных организаций и их руководства, взаимоотношения между рядовыми верующими отличались лояльностью, последователи разных религий нормально уживались и соседствовали друг с другом. Поликонфессиональность и веротерпимость были характерными чертами религиозной жизни края.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российский государственный исторический архив (РГИА)
  2. Ф. 821. Департамент духовных дел иностранных исповеданий министерства внутренних дел. Оп. 10, д. 594, 597. Оп. 133, д. 21,420, 422.
  3. Государственный архив Иркутской области (ГАИО)
  4. Ф. 32. Иркутское губернское управление. On. 1, д. 62, 527, 5267,5715. Оп. 2, д. 2, 58, 443. Оп. 3, д. 176.
  5. Ф. 50. Иркутская духовная консистория.
  6. Оп. 1, д. 759, 5048, 5133, 5173, 5506, 6062, 6214, 6418, 6449. Ф. 55. Канцелярия генерал-губернатора Восточной Сибири. Оп. 28, д. 73.
  7. Ф. 293 Восточно-Сибирский отдел Русского Географического общества On. 1, д. 9а, 490, 543, 545, 576, 598, 647, 649, 820.
  8. Национальный государственный архив Республики Бурятия (НАРБ).
  9. Ф. 8. Хоринская степная дума.
  10. Ф. 63. Верхнеудинский отдел Забайкальского епархиального училищного совета.
  11. On. 1, д. 7, 8, 10, 11, 13, 19, 21.
  12. Ф. 207. Тарбагатайское волостное правление.
  13. On. 1, д. 139, 524, 1616, 1956.
  14. Ф. 262. Троицко-Селенгинский монастырь и православные церкви.
  15. On. 1, д. 170a, (в 4-х т.), 326 (л. 112), 337, 409, 412 (92 л), 424 (176 л), 440 (103 л), 532 (283 л).
  16. Ф. 337. Верхнеудинское уездное полицейское управление.
  17. On. 1, д. 206, 251, 1051, 1108, 2561, 3160.
  18. Государственный архив Читинской области (ГАЧО)
  19. Ф. 1. Забайкальское областное правление.
  20. On. 1, д. 83, 115, 116,160,192,206, 219, 6831, 7102, 11 493.
  21. Ф. 8. Забайкальская духовная консистория.
  22. On. 1, д. З, 45, 97, 117, 291.
  23. Ф. 282 Церкви Забайкальской области.1. Оп. 1, д. 396, 29 698.1. Нормативный материал
  24. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 3, 6, 38. — Спб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830.
  25. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т.11, 15,18. — Спб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1867.
  26. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е.- Т. 11. -Спб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1894.
  27. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. 25. Спб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1902.
  28. Судебники XV—XVI вв. / Под ред. Р. Б. Мюллера и JI.B. Черепнина. -М.-Л., 1952.-616 с.
  29. Сборник церковно-гражданских постановлений в России, относящихся до лиц православного духовенства / Сост. Н. Александров. Спб.: Типография Главного штаба Его Императорского Величества по учебным заведениям, 1860.-240 с.
  30. Соборное уложение 1649 г. / Подготовка текста Л. И. Ивиной. Л., 1987.-448 с.
  31. В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. Спб.: Типография Поповицкого, 1870.-412 с.
  32. К.К. Сибирь в XIX столетии. Спб., 1889. Ч. II — 298 с.
  33. Актовые источники по истории России и Сибири XVI—XVIII вв.еков в фондах Г. Ф. Миллера. Описи копийных книг (в 2 т.). Т. 1. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. 250 с.
  34. Актовые источники по истории России и Сибири XVI—XVIII вв.еков в фондах Г. Ф. Миллера. Описи копийных книг (в 2 т.). Т.2. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. 305 с.
  35. И. Спутник священнослужителя. Руководство для причтов сельских и городских церквей, духовных консисторий и следователей, а равно лиц, имеющих отношение к церковному управлению. — Спб.: Церковь и жизнь, 1909. 128 с.
  36. Т.П. Забайкальская православная миссия в царствование Александра II (1855−1881).- М., 1893. 44 с.
  37. В. Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819—1822 гг.-Спб., 1872.-Т. 1 -801 е.- Т.2−752 с.
  38. В. Ламаиты в Сибири. Спб., 1885. — 145 с.
  39. М.Н. Государственная система отношений к старообрядческому расколу в царствование императора Николая I. Казань, 1914. — 254 с.
  40. Ю.Введенский В. Православные братства (1864−1914). Спб., 1914.26 с.
  41. П.Веденяпин П. Законодательные меры XVIII в. для обращения инородцев к православной вере в России // Православное обозрение. Спб., 1865. № 5.-С. 164−186.
  42. Вениамин (Благонравов). Жизненные вопросы православной миссии в Сибири. Спб.: Типография A.M. Котомина, 1885. — 75 с.
  43. З.Вениамин (Благонравов). Переписка архиепископа Иркутского и Нерчинского Вениамина с обер-прокурором Святейшего синода Константином Петровичем Победоносцевым. Иркутск: Типография Н. Н. Синицына, 1916.-65 с.
  44. Вениамин (Благонравов). О ламском суеверии // Труды православных миссий Иркутской епархии. Т.1. (1862−1867). Иркутск, 1863. — С. 528−559.
  45. А. О ламаизме за Байкалом // Труды православных духовных миссий Иркутской епархии. Т. 4. (1878−1883). Иркутск: Типография Н. Н. Синицына, 1886. — С. 594−617.
  46. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1866−1914 гг. // Издание ежегодное. — 1884.- 127 е.- 1885.- 127 с.- 1898.-98 е.- 1902.-83 е.- 1905.-268 с.
  47. И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских образов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Изд. 2. СПб: Типография переселен, управления, 1799.-386 с.
  48. Громов Прокопий, протоиерей. Обзор событий в Иркутской епархии в течение полуторавекового существования с 15 января 1727 г. по 15 января 1877 г. Читанный в Иркутском кафедральном соборе. Иркутск: Типография Н. Н. Синицына, 1877. — 14 с.
  49. Гурий (Степанов). Буддизм и христианство в их учении о спасении. -Казань, 1908.-38 с.
  50. Гурий, архимандрит. Православная миссия среди ламаитов и меры к наилучшей ее постановке // Православный собеседник. 1911. — № 1. — С. 95 133.
  51. Гурий, архимандрит. Мое знакомство с деятельностью Иркутской духовной миссии // Московские церковные ведомости. 1882. № 24. — С. 173 176.
  52. Дионисий, архимандрит. Современное состояние, задачи и нужды православного инородческого миссионерства в Сибири. Изд. 2. — М., 1905. — 135 с.
  53. Ефрем (Кузнецов). Вероисповедный соблазн в Забайкалье // Православный благовестник. 1914.-№ 5−6. — С. 177−185.
  54. Ц. Буряты и освободительное движение // Сибирские вопросы. 1907. -№ 25. — С. 15−19.
  55. Ц. Народническое движение бурят и его критики // Сибирские вопросы. 1907. № 24.
  56. Журналы епархиального съезда духовенства Забайкальской епархии, бывшего с 21 августа по 1 сентября 1901 г. Чита: Типография Забайкал. обл. правления, 1902.-51 с.
  57. Журналы епархиального съезда духовенства Забайкальской епархии, бывшего с 1 по 14 июня 1903 г., с приложением ведомости о 25%-ном сборе.- Чита: Типография торгового дома «П. А. Бадмаев и К», 1903. 45 с.
  58. А. О распространении христианства между бурятами // Журнал министерства народного просвещения. 1870 — Т. 147. — № 1−2. — С. 3753.
  59. Забайкальская духовная миссия 1862−1863 гг.: Письма из Посольского монастыря // Труды православных миссий Восточной Сибири. Т. 1. Иркутск: Изд-во ПМО, 1883. — 476 с.
  60. Н.Ф. Постановления по делам православной церкви и духовенства в царствование Екатерины II. Спб., 1902. — Вып. 1. — 142 с.
  61. Кузнецов Е.(Ефрем). Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорок лет ее существования. М., 1902. — 24 с.
  62. П.Е. Буряты Иркутской губернии // Иркутск: Изд-во ВСОР-ГО. Т. XXVI.- 1896.-№ 4,5.-С. 118−170.
  63. Мак П. Г. Православие и ламаизм в Забайкалье //Сибирский вестник. 1893.-№ 140−141.
  64. С. Хронологические справки по поводу 300-летней годовщины присоединения Сибири к Русской державе // Журнал министерства народного просвещения. — 1811. — № 9. С. 21−36.
  65. Ф. Извлечения из Свода законов Российской империи узаконений, относящихся до духовного ведомства православного исповедания. -Спб., 1863.-422 с.
  66. Д.Ф. О христианском просвещении и русском образовании инородцев Восточной Сибири. Одесса, 1914.-71 с.
  67. Мелетий (Якимов). Древние церковные грамоты ВосточноСибирского края (1653−1726) и сведения о Даурской миссии. Казань: Казанский вестник, 1875. 190 с.
  68. Мелетий (Якимов). Православие и устройство церковных дел в Дау-рии (Забайкалье), Монголии и Китае в XVII и XVIII столетиях. Рязань, 1901.-220 с.
  69. Мелетий (архиепископ Якутский). Очерки из истории распространения евангельской проповеди и борьбы с ламаизмом на границе китайской Монголии // Православный благовестник. 1895, № 5, 6, 8, 19.
  70. Миссионерское Всероссийское православное общество, состоящее под августейшим покровительством государыни императрицы Марии Федоровны в 1901 г. -М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1902. 106 с.
  71. А. Забайкальская духовная миссия (1681−1903). Очерк из истории православной миссии Восточной Сибири. М., 1904. — 98 с.
  72. Нил (Исакович). Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири. Спб., 1858. — 386 с.
  73. Н. Колебания русского правительства во взглядах на миссионерскую деятельность русской православной церкви. Казань, 1910. — 11 с.
  74. Отчет о состоянии и деятельности Забайкальской духовной миссии за 1882 г. Иркутск: Типография Н. Н. Синицына, 1883. 12 с.
  75. Отчет о состоянии и деятельности Забайкальской духовной миссии за 1901 г. Чита: Типография Забайкальского областного правления, 1902. 10 с.
  76. И.А. Буддизм, его история и основные положения его учения. Иркутск: Иркутск, губ. тип, 1900. — Вып. 1. — 248 с- Иркутск, 1901. Вып. 2. — 242 с.
  77. И.А. Шаманские верования монголов и бурят. Иркутск: Тип. Н. Н. Синицына, 1895. — 80 с.
  78. Н. Историческая записка о распространении христианства среди инородцев Идинского ведомства и в Боханском Пророко-Ильинском стане // Иркутские епархиальные ведомости. 1895. — № 9. — С. 217−225.
  79. А.С. О необходимости и способах всестороннего изучения сектантства. — Спб., 1880.
  80. А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни, с критическими замечаниями духовного цензора. М., 1905. — 91 с.
  81. С.Г. Русская церковь в XIX в. Спб., 1901. -232 с.
  82. Н.И. Обрусение инородцев и задачи обрусительной политики // Исторический вестник. 1892. — Т. 47. — С. 752−765.
  83. С. Порабощение бурят ламством в Хоринском ведомстве // Труды православных миссий Иркутской епархии. Т. 4. 1878−1883. Иркутск: Типография Н. Н. Синицына, 1886.-С. 138−141.
  84. Трудность распространения христианского учения между бурятами-буддистами // Странник. 1864. — Т.4. — № i о. — С. 40−42.
  85. Труды православных духовных миссий Иркутской епархии- Иркутск: Типография Н. Н. Синицына. Т.2: 1884. 632 е.- Т. З: 1885. — 599 с- Т.4: 1886.-678 с.
  86. Труды православных духовных миссий Восточной Сибири. Т. 1−4 (1862−1867). Иркутск: Типография Н. Н. Синицына. Т.1. 1883. — 559 с.
  87. А.П. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII и первой половине XVIII вв. Казань: Типография Императорского университета, 1859. — 547 с.
  88. Э. О состоянии миссионерского вопроса в Забайкалье. -Спб., Лейпциг: Ф. А. Брокгауз, 1892.-48 с.
  89. Учение о святой христианской вере, изложенное в беседах с бурятами // Изд. 2. Православного миссионерского общества. Казань: Типолитография Императорского университета, 1907. — 28 с.
  90. Монографии, учебники, учебные пособия и статьи отечественных ученых
  91. А.И. Освоение русскими людьми Востока и Русской Америки до конца XIX в. М.: Наука, 1982. — 288 с.
  92. B.C. Российская государственность в терминах: IX начало XX вв.-М., 2001.-456 с.
  93. Апостол Аляски: Материалы научно-практической конференции, посвященной 200-летию Иннокентия Вениаминова и 270-летию Иркутской епархии (Иркутск, 1−2 октября 1997 г.) /Отв. ред. А. В. Дулов. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1998.- 100 с.
  94. И. Православная церковь в Монголии: История и современность // Миссионерское обозрение. М., 1998. -№ 1. — С. 7−9.
  95. В.А., Покровский Н. Н. Власть и общество. Сибирь в XVII в. Новосибирск: Наука, 1991.-399 с.
  96. А.И. Освоение русскими людьми Востока и Русской Америки до конца XIX в. М.: Мысль, 1982. — 288 с
  97. Русское население Восточной Сибири в XVII начале XVIII вв. — М: Мысль, 1964.-303 с
  98. Ю.В. Семья и быт старообрядцев Приморья (конец XIX -начало XX в.) // Культура Дальнего Востока XIX—XX вв. Владивосток, 1992.-С. 159−170.
  99. Ю.В. Старообрядцы: история и современность // Россия и АТР. — 1993. № 2. — С. 111−123.
  100. JI.JI. Культ гор и буддизм в Бурятии. М.: Наука, 1992. -141 с.
  101. .Б. К вопросу о происхождении бурят-монгольского народа //Бурятиеведение. 1929. -Вып. 1-Й (9−10).-С. 115−136.
  102. .Б. Буддийские монастыри // Orient: Альманах. Вып. 1. -СПб., 1992.-С. 61−120.
  103. .Б. Жизнь в Тангутском монастыре Лавран: Дневник буддийского паломника 1906−1907 гг. Улан-Удэ-Улан-Батор, 19. — 295 с.
  104. .Б. К вопросу о дореволюционной историографии истории Бурятии: Тез. и докл. междунар. научно-теорет. конф. «Банзаровские чтения-2». Улан-Удэ, 1997. — С. 28−31.
  105. Т.Б. Народы Сибири в трудах западноевропейских исследователей XVII—XIX вв.. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995.- 106 с.
  106. А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом.- М: Политиздат, 1990. 480 с.
  107. Н.С. Забайкальская духовная миссия и образование (1861−1874)//Миссионерское обозрение. 1998.-№ 10.-С. 22−23.
  108. Н.С. Забайкальская Духовная миссия (1861−1874) // 2000-летие христианства: 4-е Иннокентьевские чтения. Чита, 2001. — С. 167−171.
  109. Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII—XX вв.. М.: ИПЦ ДИК, 2004. — 352 с.
  110. Г. Ф. Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в. -Новосибирск: Наука, 1981. 247 с.
  111. М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа // Под ред. Н. Н. Козьмина. Верхнеудинск: Бурят-Монгольское изд-во, 1926. -229 с.
  112. О.В. О начальном этапе развития этнокультурных связей русских и бурят (XVII начало XVIII вв.) // Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. — Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1988. — С. 128−142.
  113. О.В. К вопросу об отношении православной церкви к буддизму в Бурятии // 250-летие официального признания буддизма в России: Тез. докл. науч. конф. Улан-Удэ, 1991. — С. 64−68.
  114. С.В. Сведения о старообрядческой книжности в делопроизводственной документации церковных учреждений Забайкалья // Культура Центральной Азии: письменные источники. Вып. 4. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН.-С. 135−144.
  115. С.В. Светская власть Российской провинции и старообрядцы (по материалам архива Кяхтинской городовой ратуши XIX—XX вв.) // Кяхта: страницы истории. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999. — С. 41−53.
  116. Бурятские летописи / Сост. Ш. Б. Чимитдоржиев, Ц. П. Ванникова. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ, 1995.-198 с.
  117. Бурятия XVII начала XX веков. Экономика и социально-культурные процессы: Сб. науч. тр. БИОН СО АН СССР / Отв. ред. Н. В. Ким. — Новосибирск: Наука, 1989. — 184 с.
  118. Буддизм в Тибете и в Монголии // Лекция Б. Я. Владимирцова, читанная 31 сентября 1919 г. Пб: Изд-во отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины, 1919. — 52 с.
  119. Выдающиеся бурятские деятели. Видные деятели культуры, просвещения и науки. XVII начало XX вв. — Улан-Удэ: Бэлиг, 1994. — Вып. 1. -144 с.
  120. Ц.П. Тибетские и монгольские источники о деятельности первых настоятелей Цугольского дацана // Культура Центральной Азии: письменные источники. Вып. 4. Улан-Удэ, 2000. — С. 85−101.
  121. ЮО.Ванчикова Ц. П. О сочинении дорамба ламы Буян-Далая по истории буддизма в Бурятии // Проблемы истории и кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. III. Улан-Удэ, 2000. — С. 188−196.
  122. JI.C. Ламаизм // Васильев Л. С. История религий Востока. -М., 1999.-С. 29−63.
  123. С.В. История формирования старообрядчества Забайкалья // Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию. Ч. 2. Улан-Удэ, 2002. — С. 43−49.
  124. ЮЗ.Вашкевич В. Ламаиты Восточной Сибири // Ермакова Т. В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX первой трети XX вв. -СПб., 1998.-С. 29−63.
  125. О.В. Крестные ходы в Забайкалье: история и современность // 2000-летие христианства: 4-е Иннокентьевские чтения. Чита, 2001. -С. 172−181.
  126. Юб.Верховский J1.A., Китинов Б. У. Буддизм в России // Религии народов современной России: Словарь. -М.: Республика, 1999. С.48−51.
  127. Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987.- 156 с.
  128. Г. Р. Традиционные верования бурят в системе буддизма // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ, 1997. -С. 92−103.
  129. Г. Р., Герасимова К. М., Дашиев Д. Б. Ламаизм в Бурятии XVIII начала XX в. — Новосибирск: Наука, 1983. — 287 с.
  130. ПО.Гармаева Х. Ж. Печатные издания бурятских дацанов // Материалы научной конференции «Цыбиковские чтения -7». Улан-Удэ, 1998. — С. 7982.
  131. Ш. Герасимова К. М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX вв. Улан-Удэ: Бургиз, 1957. -158 с.
  132. К.М. Материалы о доходах дацанских казначейств // Записки Бурят-Монгольского НИИК. Улан-Удэ, 1955. — Вып. XX. — С.134−153.
  133. ИЗ.Гирченко В. П. Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев семейских. Верхнеудинск, 1922. — 20 с.
  134. В.П. К истории бурят-монголов хоринцев первой половины XIX в. // Бурятиеведение. — 1928. — Вып. 1−3. — С. 43−63.
  135. В.П. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX вв. о бурят-монголах. Улан-Удэ: Гос. Бурят-Монг. изд-во, 1939. — 90 с.
  136. Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII в. Новосибирск, 1996. — 232 с.
  137. Гурьянов В. К. Культовое деревянное зодчество Удинска конца
  138. XVII первой половины XVIII вв. и его декоративное убранство // Русская православная церковь в Сибири: история и современность. — Улан-Удэ, 2003. — С. 56−60.
  139. В.К. Удинский острог (конец XVII первая половина
  140. XVIII в.) // Историческое, культурное и природное наследие (состояние, проблемы, трансляция). Вып. 3. — Ч. 1. — Улан-Удэ, 2000. — С. 13.
  141. Т.Н. Старообрядцы и православный Символ веры // Ки-рилло-Мефодьевские чтения: Материалы науч.-практ. конф. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2003. — С. 37−46.
  142. Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я пол. XIX нач. XX вв.). -М.: Наука. — 1969. — 184 с.
  143. JI.M. Ясачная политика царизма в Сибири в XIX начале XX вв. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 1986. — 188 с.
  144. JI.M. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX начало XX вв.). — Иркутск: Изд-во ИГУ, 1986. — 168 с.
  145. Дамешек JI.M. Русская церковь и народы Сибири в первой половине
  146. XIX в. // Социально-экономическое развитие Сибири XIX—XX вв. Иркутск, 1976.-С. 39−46.
  147. .Д. Намо гуро ратна Дарья: Пер. тибетской рукописи о строительстве дацанов и деятельности крупных лам Бурятии в 1648—1852 гг. //Священный Байкал, 1993 -№ 10.-С. 30−31.
  148. Дионисий (Поздняев), священник. История православной общины во внешней Монголии // 8 ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. 29−31 января 1998. -М.:
  149. Православный Свято-Тихоновский богосл. ин-т, 1998. С. 282- 284.
  150. С.С. Православная церковь и государство в предрефор-менной России // История СССР. М., 1966. -№ 4.
  151. Г. Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии: Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи в середине XVII начале XX вв. — Элиста: Джангар, 1995. — 127 с.
  152. Доржи Банзаров: Собрание сочинений /Под ред. Д. Б. Улымжиева. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. 240 с.
  153. А.В. Взаимоотношения светских и духовных властей Сибири (1806−1860) // Иркутская область в панораме веков: Материалы науч.-практ. конф. Иркутск, 1997. — С. 55−57.
  154. Р.Н. Традиционные верования и буддизм хори-бурят (XVI-XVII) // 250-летие официального признания буддизма в России: Тез. докл. науч. конф. Улан-Удэ, 1991. — С. 48−51.
  155. А. Церковь и сектантство в Сибири. Новосибирск: Сиб-крайиздат, 1930.- 128 с.
  156. Н.П. Колониальная политика царизма и I этап национального движения в Бурятии в эпоху империализма. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1963.-315 с.
  157. Н.П. Бурятия до присоединения к России. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1963. — 316 с.
  158. О.П. Документы по истории старообрядчества XIX в.: Из фондов РГИА г. Москва // Историография, источниковедение отечественной истории: Сб. науч. тр.-М., 1993.-С. 142−153.
  159. О.П. Развитие законодательной системы в области раскола в 50−60-е гг. XIX в. // Старообрядчество: история, культура, современность. -Вып. 2.-М., 1995.-С. 26−31.
  160. Ершова О. П Роль министерства внутренних дел в формировании политики в отношении старообрядчества в середине XIX в.// Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 4. — М., 1995. — С. 9−18.
  161. Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX трети XX в. (Россия и сопредельные страны). — СПб.: Наука, 1998. -342 с.
  162. Д.С. Эгитуйский дацан // Лекшед, 1999. № 4. — С. 29−35.
  163. Д.С. Хроника строительства Анинского дацана // Лекшед, 1998.-№ 3.-С. 56−68.
  164. Н.Л. 250 лет официального признания буддизма в России (Размышления о прошедшем юбилее некоторое время спустя) // Этнографическое обозрение, 1992. № 3. — С. 118−131.
  165. Н.Л. Буддизм в Бурятии: начало, история, день сегодняшний // Священный Байкал, 1993. С. 12−14.
  166. Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.: Наука, 1977.- 199 с.
  167. Н.Л. Из истории религиозного синкретизма в Забайкалье // Современная этнография, 1965. № 6.
  168. Е.М. Ясачная политика царизма в Бурятии в XVIII в. -первой половине XIX в.//Экономика, управление и культура Сибири XVI—XIX вв. Новосибирск, 1965. — 320 с.
  169. Е.М. К характеристике политики царизма по отношению к бурятам в XVIII в. УланУдэ: БИОН. Вып. 5, 1968. — 140−149.150.3еньковский В. В Русское старообрядчество: Духовное движение XVII в.-М., 1995.-528 с.
  170. Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX в.: Сб. док. / Сост. С. Г. Аюшева, М. Г. Бухаева, Н. К. Сафонова, Л. П. Щапова. Улан-Удэ: Комитет по делам архивов РБ, 2001. — 260 с.
  171. История Бурят-Монгольской АССР. Т. 1. / Под ред. А. П. Окладникова. Улан-Удэ: Бурят-монгиз, 1951. — 574 с.
  172. История Сибири. Т. 1−2. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1964. — 739 с.
  173. История Русской православной церкви в документах региональных архивов России: Аннотир. справочник-указатель. М: Издание Новоспасского монастыря, 1993. — 681 с.
  174. Исторические судьбы православия в Сибири: Тез. докл. и сообщ. науч. конф. Иркутск: ИрГТУ, 1997. — 120 с.
  175. История русской церкви. Т. 8. // Смолич И. К. История русской церкви. 1700−1917. 4.1. М: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. — 800 с.
  176. История русской церкви. Т. 8. // Смолич И. К. История русской церкви. 1700−1917. Ч. 2. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. — 800 с.
  177. История Православной Церкви в XIX в. Славянские книги. Кн. 2.
  178. М: Издание Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевской лавры, 1998 (репр. 1901).-458 с.
  179. П.Ф. Юлиан Талько-Грынцевич о семейских: К 150-летию со дня рождения // История, культура и язык старообрядцев Забайкалья: Тез. докл. науч.-практ. конф. 19−20 окт. 2000, г. Улан-Удэ. Улан-Удэ: Изд-во Б ГУ, 2000. — С. 11−14.
  180. И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII нач. XX в. — М.: Галарт, 2000. — 495 с.
  181. А.В. Временное правительство и Русская церковь// Из истории христианской церкви на родине и за рубежом в XX столетии. Кн. 5. -М., 1995.-С. 9−27.
  182. А.Е. Старообрядчество. М: Политиздат, 1972. — 120 с.
  183. В.В. Рябушинские: династия старообрядцев-предпринимателей // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.З.-М., 1995.-С. 9−15.
  184. А.В. Смысл старообрядчества // Церковь: Старообрядческий церковно-общественный журнал. Вып. 2. — М., 1992. — С. 18−20.
  185. В.Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России: Спецкурс. Ч. 1−2. Калинин, 1971. -380 с.
  186. .У. Ламаизм // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика, 1999. — 202 с.
  187. Н.Н. К вопросу о турецко-монгольском феодализме // Предисловие М. Гудошникова. Иркутск: Обл. гос изд-во, 1934. — 149 с.
  188. В.И. Православная церковь Восточной Сибири в борьбе против крестьянского движения 1905−1908 гг. // Забайкалье: некоторые аспекты истории края. Чита: Изд-во Забайк. гос. пед ун-та, 1992. — С. 39−51.
  189. О. Православная миссия «на колесах» // Журнал Московской Патриархии. 2000. — № 12. — С. 28−32.
  190. А.И. История религиозного сектанства в России (60-е гг. XIX в. 1917 г.).-М., 1965.-348 с.
  191. В.М. Из историй взаимоотношений государства и церкви в России // Вопросы научного атеизма. Вып. 37. М: Мысль, 1988. -С.152−163.
  192. В.В. Закон и религия. От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М: Политиздат, 1982. — 160 с.
  193. В.О. Сочинения: В 9 т. Т. З. Курс русской истории. Ч. З // Под ред. ВЛ. Янина- послесл. и ком. В. В. Александров, В. Г. Зимина. М.: Мысль, 1988.-414 с.
  194. И.А. История религий. T.l. -М.: Мысль, 1975.-415 с.
  195. . Церковная реформа XVII в. Трагическая ошибка или диверсия // Церковь № 1. 1992. С.58−67.
  196. С.С. Две тысячи лет. История православной христианской церкви. М: Паломник, 2000. — 333 с.
  197. Ф.А. Страницы из истории насильственного крещения бурят // Жизнь Бурятии. 1929. — № 6. — С. 63−66.
  198. Ф.А. История бурят-монгольского народа от XVII до 60 гг. XIX в. М.- Л.: АН СССР, 1940. — 157 с.
  199. В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. -М: Наука, 1983.-248 с.
  200. А.Н. Буддизм. 2-е изд., перераб. -М.: Наука, 1983. 177 с.
  201. Ламаизм в Бурятии XVIII начала XX в. Структура и социальнаяроль культовой системы. Новосибирск: Наука, 1983. — 236 с.
  202. И.В. Русская православная церковь и государство: Учеб. пособие. Иркутск.: ИГЭА, 1997. — 159 с.
  203. Летопись баргузинских бурят. Тексты и исследования / А.И. Вос-триков и Н. Н. Поппе // Тр. ин-та востоковедения АН СССР. Т. 18. М.-Л., 1935.-75 с.
  204. Летописи селенгинских бурят. Вып. 1. Хроника Убаши Дамби Джалсан Ломбо Цэрэнова, 1868 г. / Текст издал Н. Н. Поппе // Труды института востоковедения АН СССР. Т. 18. М.-Л., 1936. — 55 с.
  205. Летописи хоринских бурят. Вып. 1. Хроника Т. Тобоева и В. Юмсу-нова /Текст издал Н. Н. Поппе // Тр. ин-та востоковедения АН СССР. Т. 9. -М.-Л., 1935.- 172 с.
  206. Летописи хоринских бурят. Вып. 2. Хроника Ш-Н. Хобитуева / Текст издал В. А. Казакевич // Труды Института востоковедения АН СССР. Т.9.-М.-Л, 1935.- 125 с.
  207. В.Ф. Старообрядческие волнения в Забайкалье в начале 40-х гг. XIX в. // Известия Сибирского отделения АН СССР. 1985 — № 14. -Вып.З. — С.43−48.
  208. А.С. Структура пространства в концепции старообрядчества А.П. Щапова // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы V науч.-практ. конф., проход, в г. Москве 20−21 ноября 2000 г.). -М., 2000.-С. 33−38.
  209. Г. П. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Сибири // Вопросы научного атеизма. М.: Мысль, 1988. — Вып. 37. -С. 187−201.
  210. Л.В. Хозяйство Селенгинского Троицкого монастыря в первой половине XVIII в. // Вопросы истории Сибири досоветского периода. Новосибирск: Наука, 1973. — С. 150−165.
  211. О.А. Л. Тихомиров о взаимоотношениях православной церкви и самодержавного государства (1892−1905) // Вестник ТПГУ. Вып. 3.-Томск, 1997. -С.37−44.
  212. Г. Ф. История Сибири: В 2-х т. М.-Л.: АН СССР, 1941. -Т.2.-637 с.
  213. В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М: Мысль, 1969.- 111 с.
  214. .Н. Социальная история России периода империи (XVIII начало XX веков) // Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. — СПб: Дмитрий Булавин, 1999. -352 с.
  215. Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. Новосибирск: Наука, 1983.-191 с.
  216. Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987. — 288 с.
  217. Т.М. Влияние ламаизма и христианства на шаманизм бурят. Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л., 1979. -149 с.
  218. В.Т. Православие в духовной культуре бурят (30-е гг. XVII в. 1917 г.). — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1999. — 174 с.
  219. В.Т. Православная церковь и социум в Байкальской Сибири в пореформенный период (1861−1916 гг.). Улан-Удэ: ВСГТУ, 2003. -208 с.
  220. В.Т. Начало распространения и утверждения христианства в бурятских улусах: Сб. нуч. ст. Вып. 2 // Музей истории им. М.Н. Хан-галова. Улан-Удэ, 1998. — С. 59−64.
  221. О.Е. Иркутская епархия. XVII первая половина XIX в. -Иркутск: Изд-во ИГТУ, 1996. — 208 с.
  222. Г. Д. Материалы по истории и культуре бурят. 4.1 / Пред., пер. и прим. Г. Р. Галдановой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. -156 с.
  223. Г. Д. Материалы по ламаизму в Бурятии. 4.2. / Пред., пер. иприм. Г. Р. Галдановой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. — 187 с.
  224. Н.М. История русской церкви. 3-е изд. М: Политиздат, 1983.-448 с.
  225. В.К. Вероисповедная реформа правительства П.С. Столыпина // Религия, церковь в России и за рубежом. № 2. М., 1994. — С. 53−59.
  226. И.В. Русское старообрядчество конца XX в. Задачи и перспективы исследования //Алтарь России. Вып. 1. Владивосток — Большой Камень: Омега, 1997. — С. 7.
  227. A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в связи с отношениями сего последнего к народу. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. — 512 с.
  228. Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири (1853) // Ермакова Т. В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX -первой трети XX в. СПб: Наука, 1998. — С. 57−62.
  229. Покровский Н. Н К истории появления в Сибири забайкальских «се-мейских» и алтайских «поляков» // Изв. Сиб. отд. АН СССР. № 6, 1975. -Вып. 2.-С. 109−112.
  230. О.Н. Вопросы буддизма в трудах О.М. Ковалевского // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. T.III. Улан-Удэ, 2000. — С. 209−214.
  231. Р.Е., Санжиев Г. Л. Буддизм в Бурятии // Бурятия. 1991. 13 июля. С. 3.
  232. Р.Е., Санжиев Г. Л. 250-летие буддизма в Бурятии и России // 250 лет официального признания буддизма в России: Тез. докл. на науч. конф. 16−17 июля 1991 г.-Улан-Удэ, 1991.-С. 3−8.
  233. А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. М.: Центр, 1997. — 240 с.
  234. Религия и церковь в истории России. М: Мысль, 1975. — 255 с.
  235. Российская государственность в терминах: IX начало XX вв.: Словарь / Сост. А. Р. Андреев. — М: Крафт+, 2001. — 456 с.
  236. М.В. История Русской Православной церкви в документах рукописного отдела // Ин-т рус. лит-ры. СПб. рук. отдел. // Ежегодник. 1994 г.-СПб., 1998.-С. 3−18.
  237. Г. Н. Архив засак ламы Г.Гомбоева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959 -С.5.
  238. Русская православная церковь. Монастыри: Энциклопедический справочник / Под общ. ред. архиепископа Тихона Бронницкого / Сост. А. В. Никольский. М: Изд-во Московской Патриархии: Республика, 2001. — 464 с.
  239. Русские в Бурятии: история и современность / Отв. ред. В. И. Затеев.- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2002. 578 с.
  240. Русское население Поморья и Сибири. М.: Наука, 1973. — 448 с.
  241. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А. И. Клибанов. М: Политиздат, 1989.-448 с.
  242. Г. Л., Санжиева Е. Г. Бурятия: История (XVII-XIX). Вып. 4.- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. 356 с.
  243. О.И. Казачество на русском Дальнем Востоке в XVII — XIX вв. М.: Наука, 1983. — 127 с.
  244. Сборник документов по истории Бурятии. XVII в. /Под ред. Г. Н. Румянцева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1960. Вып. 1. — 492 с.
  245. Сборник материалов по истории Бурятии XVII первой половины XIX вв. Вып. 1 / Под ред. В. П. Гирченко. — Верхнеудинск: Изд-во центрального архивного управления БМАССР, 1926. — 42 с.
  246. В.П. Религии на карте Забайкалья. Чита: Восток, 1995. -117 с.
  247. A.M. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск: ИГУ, 1920.-81 с.
  248. Т.Д. Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия. XVI начало XX в. — Новосибирск: Наука, 1988. — 104 с.
  249. Т.Д. Роль Чжебцзун-дамба-хутухты в церковной организации монгольского ламаизма в XVII в. // Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии: Сб. науч. ст. Новосибирск: Наука, 1980. -С. 18−32.
  250. Социально-экономическое развитие Бурятии XVII начало XX в.: Сб. науч. тр. / БИОН СО РАН / Отв. ред. С. А. Максанов. — Новосибирск: Наука, 1987.- 128 с.
  251. С.М. История России с древнейших времен. М.: Мысль, 1965. — Т. 10. — 647 е.- Т. 14. — 670 с.
  252. Старообрядчество в России (XVII XX вв): Сборник научных трудов. Выпуск 3 / Гос. Истрический музей / Отв. ред. И сост. Е. М. Юхименко -М.: Языки славянской культуры, 2004. — 568 е.: ил., после с. 288. — (Studia Historica)
  253. Старообрядчество в России (XVII XX вв): Сборник научных трудов. Выпуск 3 / Гос. Истрический музей / Отв. ред. И сост. Е. М. Юхименко -М.: Языки славянской культуры, 1999. — 456 е.: ил., — (Studia Historica)
  254. С.Ф. Инородцы Приволжско-Приуральского края и Сибири по материалам Екатерининской законодательной комиссии. — Казань, 1922. -190 с.
  255. В.Я. Власть московских государей в XVII в.// Три века. Т. 2.: Сб. / Сост. A.M. Мартышкин, А. Г. Свиридов (репр. 1912). М.: ГИС, 1991. -С. 275−284.
  256. Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX начало XX вв.) / Отв. ред. И. С. Вдовин. — Л.: Наука, 1979.228 с.
  257. Христианство и церковь в России феодального периода / Отв. ред. Н. Н. Покровский. Новосибирск: Наука, 1989. — 365 с.
  258. B.C. Буряты XVII XVIII вв.: Демографическая история и этнические процессы. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2000. — 150 с.
  259. Церковь и русификация бурят-монголов при царизме // Красный архив. 1932. — Т. 4. — С. 100−126.
  260. Д.В. Буддизм и история формирования национальных движений в Бурятии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1999. — № 2. — С. 36−58.
  261. И.С. Религия и власть в Республике Бурятия. История взаимоотношений (1917−1940). Улан-Удэ: ИМБИТ СО РАН, 2000. — 162 с.
  262. Н.В. Право и религия в современном обществе //Вопросы правоведения: теория и практика: Сб. ст. / Отв. ред. Ю. Н. Федоров. Улан-Удэ, 2004.-С. 215−218.
  263. М.М. Очерки истории Западного Забайкалья. XVI сер. XIX в. — Новосибирск: Наука, 1985. — 286 с.
  264. Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII—XVIII вв.. (развитие феодальных отношений и их особенности). Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1983. -164 с.
  265. А.Х. Экспедиционные материалы Г.Ф. Миллера как источник по истории Сибири. Новосибирск: Наука, 1990. — 247 с.
  266. Е.М. Старообрядчество: история, традиция, современность. М., 1995. № 4. — С.43−49.
  267. Юрчикова АЛО. Указ 17 апреля 1905 г. (Из истории свободы вероисповедания в России) // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.З.-М., 1995.-С. 16−19.1. Авторефераты диссертаций
  268. В.Б. Ламаизм в Бурятии: опыт этносоциологического анализа: Автореф. канд. ист. наук. Л., 1978. — 17 с. ф 2. Солопий П. А. Крупная буржуазия Забайкальской области в XIX в.:
  269. Автореф.. канд. ист. наук. Томск, 1978. — 18 с.
  270. Е.С. Христианизция народов Якутии: Автореф.. канд. ист. наук. Якутск, 1975. — 22 с. 1. Диссертации
  271. С.Л. Православная церковь и российское государство в 1907> 1917 гг.: социальные и политические проблемы: Дис.. д-ра ист. наук. -СПб., 1997.-665 с.
Заполнить форму текущей работой