Интеллект как фактор подверженности психологическому влиянию
![Диссертация: Интеллект как фактор подверженности психологическому влиянию](https://westud.ru/work/5046048/cover.png)
Диссертация
Методы и методики исследования. Использовались как известные, так и авторские методики. Для измерения психометрического интеллекта были применены «Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена и «Культурно-независимый тест интеллекта» Р. Кеттелла. Были также специально разработаны экспериментальные методы влияния и оценки подверженности влиянию. Метод влияния включал инструкцию испытуемым… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретический анализ современного состояния проблемы
- 1. 1. Категории «психологическое воздействие» и социальное влияние"
- 1. 1. 1. Категория «психологическое воздействие» 11 в отечественной психологии
- 1. 1. 2. Категория «социальное влияние» в зарубежной психологии
- 1. 2. Модели механизмов влияния
- 1. 2. 1. Личностные факторы
- 1. 2. 2. Когнитивные факторы
- 1. 3. Интеллект как фактор подверженности 36 психологическому влиянию
- 1. 3. 1. Интеллект и социальное поведение
- 1. 3. 2. Возможности сетевой модели в объяснении 39 механизмов влияния
- 1. 3. 3. Сетевая модель влияния
- 1. 1. Категории «психологическое воздействие» и социальное влияние"
- 2. 1. Общая схема исследования
- 2. 2. Программа и результаты первого этапа исследования
- 2. 2. 1. Описание экспериментальной методики, процедуры и испытуемых
- 2. 2. 2. Результаты Фактор влияния
- 2. 2. 3. Обсуждение результатов
- 2. 3. Программа и результаты второго этапа исследования
- 2. 3. 1. Описание экспериментальной методики, процедуры и испытуемых Психодиагностические методики
- 2. 3. 2. Результаты
- 2. 3. 3. Обсуждение результатов второго этапа исследования
Список литературы
- Агапова И.Ю. Социально-психологическое воздействие рекламного сообщения на целевую аудиторию. М., 1999.
- Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.
- Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы / Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984.-С. 111−126.
- Артемьев М.А. Эффективная система психологических воздействий в политической рекламе:автореф. М., 1997.
- Блинникова И.В., О.В. Сафуанова Психосемантика и процессы семантической обработки./ Психология XXI века: Под ред. В. Н. Дружинина. М., 2003. — С. 268−276
- Богомолова H.H. Современные когнитивные модели убеждающей коммуникации. // Мир психологии № 3 (19) Июль-сентябрь, С. 46−51.
- Бойко В.В., Маркин JI.B. Устная пропаганда: критерии, показатели, условия эффективности Д., 1983.
- Брушлинский A.B. Субъект безопасности и безопасность субъекта./ Проблемы информационно-психологической безопасности./ Под ред. A.B. Брушлинского. М., 1996. — С. 39−46
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
- Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981
- Х.Грачев Г. В., Мельник И. К. Приемы и техника манипулятивного воздействия в массовых информационных процессах. / Проблемы информационно-психологической безопасности./ Под ред. A.B. Брушлинского. М., 1996.-68−75
- Доценко E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -М., 1997.
- Ъ Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие.-М, 2001.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.15., Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб., 2003.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2003.
- Ерошина Г. Ю. Социально-психологическое воздействие рекламы на потребителей товаров и услуг в России. -М., 1990.
- Забарин A.B. Механизмы психологического воздействия политической пропаганды: Дис.. канд.психол.наук. СПб., 2003
- Зазыкин В.Г. Психология в рекламе М., 1992-
- Ю.Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000.21 .Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия М., 2000.
- Канеман Д., ТверскиА. Рациональный выбор, ценности и фреймы.// Психологический журнал. 2003 — т. 24 — № 4 — С.31−42.2Ъ.Караяни А. Г. Психология в США в годы Второй мировой войны // Психологический журнал. 2002 — № 2 — С. 110−117.
- Ковалев Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: Дис.док.психол.наук. М., 1991.
- Когнитивная психология. М., 2002.
- Кочева H.A. Пресса как социально-психологический фактор влияния на политические установки избирателей: автореф. дис.. канд.психол.наук. -М., 1998
- Kymacoea Т.В. Социально-психологические факторы эффективного устного публичного выступления: Дис. канд.психол.наук. М, 1991.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
- Лузанов A.A. Влияние особенностей когнитивных структур на восприятие публицистических текстов.: Дис.. канд. психол.наук. Тбилиси, 1989.
- Магазанник В.Д. Структурирование информации человеком при принятии решений.// Психологический журнал. 1997 — Т. 18 — № 1 — С. 90−100.
- ЪХ.Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
- Макаров Ю.А. Индивидуально-психологические различия педагогического воздействия. СПб., 1997.
- Маэс С. Теории и принципы перехода к здоровому образу жизни.// Психологическое обозрение. № 1 (2) — 1996 — С.51−55.
- Мезенцев Д.Ф. Психология влияния средств массовой информации на формирование политических установок личности: Дис.канд.психол.наук. СПб., 1998.
- Ментальная репрезентация: динамика и структура. М., 1998.
- Минигалиева М.Р. Когнитивные схемы и эвристические процессы в социальном познании.// Психологический журнал. т. 19 — № 4 — 1999
- Митъкин A.A. О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике. // Психологический журнал т. 20 — № 5 — С. 103 — 112.
- ЪЪ.Московичи С., Бушини Ф. Являются ли предвзятые сообщения более эффективными, чем сообщения непредвзятые?// Психологический журнал -2000-Т. 21 -№ 3 С. 20−33.
- С. Московиси, Г. Мюныл, X. Перес Влияние меньшинства// Иностранная психология" — 1999- №)
- Олехнович М.О. Когнитивное смещение под воздействием иррелевантной информации: Дис.. канд.психол.наук. СПб., 2002.
- Панасюк А.Ю. Психологические основы убеждающего воздействия в профессиональной деятельности: теория и технология.: Автореф. дис.. канд.психол.наук. М, 1992.
- Пиаже Ж. Избранные труды. М., 1969.
- А5.Погольила В. М. Социально-психологический потенциал личного влияния. -СПб., 1998.
- Полозов Г. С. Внушение и убеждение как социально-психологические явления и их роль в формировании общественного мнения. М., 1972.
- Почепцов Г. Психологические войны. М., К., 2000.
- Проблемы информационно-психологической безопасности./ Под ред. А. В. Брушлинского. М., 1996.
- Равен Дж. К., КуртДж. X., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равенна и словарным шкалам. М., 1996.
- Романов А.А. Управление персоналом: психология влияния. Учеб.пособие. Тверь, 2000. 51 .Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. — М., 1999.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. -М., 1989.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М., 1959.
- Савина Е.А., ВангХ.Т. Выбор и принятие решения: риск и социальный контекст.// Психологический журнал 2003 — т. 24 — № 5 — С. 23−30.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1998.
- Современная психология: Справочное руководство. М., 1999.
- Социальная психология/ Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сире. СПб., 2004.
- Старунский А.Г. Психологическое воздействие как объект акмеологиче-ского исследования: Дисс.канд.психол.наук. М., 199 361. Тернер Дою. Социальное влияние. СПб., 2003.
- Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб., 2001.
- Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. -М., 2003.
- Ушаков Д.В. Мышление и интеллект. // В. Н. Дружинин (ред.). Современная психология. М.: Инфра-М, 1999. С. 241 — 266.
- Ушакова Т.Н. Системно-структурная организация вербальных процессов человека/ Психология высших когнитивных процессов М., 2004. С. 163 188.вв.Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.
- Хараш А. У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия: Автореф.дисс.. канд.психол.наук. М., 1983.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб., 2002.
- Цещов В.А., Куаръе П. Когнитивная модель аргументации.// Психологический журнал. 1999 — т. 18 — № 1 — С. 81 -89.
- Чалдини Р., КеирикД., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. СПб., 2002.71 .ЧарквиапиД. Информация, противоречие и смена социальных установок. -Тбилиси, 1980.
- Шилова В.А. Современная информационная среда и современные дети: социальная диагностика.// Мир психологии, 2000.
- Anderson, J. R. ACT: A simple theory of complex cognition. American Psychologist 1996 — 51 — p. 355−365.lA.Bem D.J. Self-perception theory. / In L. Berkowitz (Ed.) / Advances in experimental social psychology. New York, 1972. — p. 2−62
- Brehm S.S., Brehm J. W. Psychological reactance: A theory of Freedom and Control. New York, 1981
- Burger J.M., Caldwell D.F. The effects of monetary incentives and labeling on the foot-in-the-door effect: Evidence for a self-perception process // Basic and Applied Psychology 2000 — 25 (3) — p. 235−242
- Cacioppo J.T., Petty R.E. Involvement and persuasion // Psychological Bulletin. 1990-p. 367−374
- Campbell J.D. Self-esteem and clarity of the self-concept. // Journal of Personality and Social Psychology 1990 — 59 — p. 538−549.
- Cooper J. Dissonance and return of the self-concept.// Psychological Inquiry -1999−3(4)-p. 320−323.
- Cooper J., Fazio R.H. A new look at dissonance theory. / In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology. 1999 — p. 229−262
- Eiser, J. Richardl Categorization, cognitive consistency and the concept of dimensional salience // European Journal of Social Psychology Dec71 — 1(4) — p. 435−455
- Epstein G.F. Machiavelli and the devil’s advocate // Journal of Personality and Social Psychology 1968 — 11 — p. 38−41
- Friestad C., Rise J. Social representation of smoking and attitudes towards smoking restrictions in the Norwigian Navy. // Scandinavian Journal of Psychology Sep99 — vol.40 — issue 3.
- Gottfredson L. S. Intelligence predicts health and longevity, but why? / American Psychological Society 2004 — 13 (1)
- Gudjonsson G.H., Sigurdsson J.F. and etc. The relationship of compliance with anxiety, self-esteem, paranoid thinking and anger // Psychology, Crime & Law-2002-vol. 8-p. 145−153
- Gueguen N., Pascual A. Improving the response rate to a street survey // The Psychological Record 200 — 55 — 297−303
- Joule R. V. Cognitive dissonance, double forced compliance, and commitment. // European Journal of Social Psychology Jul 2003 — vol.35, issue 4 — p. 565 572
- Joule R. V. Double forced compliance: A new paradigm in Cognitive dissonance theory // The Journal of Social Psychology 2001 — 131 (6) — p. 839−845
- Kunda Z. Can dissonance theory do it all? (2000)
- Lanvine H, Snyder M. Cognitive processing and the functional matching effect in persuasion: the mediating role of subjective perceptions of message quality// Journal of Experimental and Social Psychology 1996 — 32 — p. 580−604
- Leippe M.R., Eisenstadt D. Counter attitudinal advocacy in the prejudice domain // Personality and Social Psychology Bulletin (1994)
- Lebiere, C. & Anderson, J. R. A Connectionist Implementation of the ACT-R Production System. In Proceedings of the Fifteenth Annual Conference of the Cognitive Science Society, (1993). p. 635−640.
- Martindale, C. Cognition and consciousness. Homewood, IL: Dorsey 1981.
- Mednick, S. A. & Mednick, M. T. An associative interpretation of the creative process. In C. W. Taylor (Ed.), Widening horizons in creativity New York: Wiley, 1964-pp. 54−68
- Q3.NailP.R., MisakJ.E., Davis R.M. Self-affirmation versus self-consistency: a comparison of two competing self-theories of dssonance phenomena. // Personality & Individual differences Jun 2004 — vol. 36, issue 8 — p. 1893 -1906
- O 'Neal E., Kipnis D., Craig KM. Effects on the persuader of employing a coercive influence technique // Basic and Applied Social Psychology 1994 15(3)-p. 225−2389
- Rhodes N., Wendy W. Self-esteem and intelligence affect influencability: the mediating role of message reception // Psychological Bulletin 1992 — 11 (1) -p. 156−171
- Rosenberg self-esteem scale (1972)
- Shultz T., Lepper M. Consonance network simulations of arousal phenomena in cognitive dissonance (2001)
- Shultz T., Lepper M. A constraint-satisfaction model of cognitive dissonance (2000)
- Steele, C. M., Lui T.J. Dissonance processes as self-affirmation // Journal of Personality and Social Psychology 1983 — 45 — p. 5−19.
- Steele C.M., Spenser S.J., Lynch M. Dissonance and affirmation resources: Resilience against self-image threats. I I Journal of Personality and Social Psychology 1993 — 64 (6) — p. 885−896.
- Stone J., Cooper J. A self-standards model of cognitive dissonance 11 Journal of Experimental Social Psychology 2000
- Stone J., Cooper J. The effect of self-attribute relevance on how self-esteem moderates attitude change in dissonance processes. // Journal of Experimental Social Psychology Sep2003 — vol. 39, issue 5 — p508 — 516
- Thibodeau R., AronsonE. Taking a closer look: Reasserting the role of the self-concept in dissonance theory // Personality and Social Psychology Bulletin 1992- 18 (5)-p. 591−602.
- Van Hook C., Steele H. Individual personality characteristics related to suggestibility // Psychological Reports 2002 — 91(3) — p. 1007−1011
- Van Overwalle F., Jordens K. An adaptive connectionist model of cognitive dissonance // Personality and Social Psychology Review 2002 — vol.6 — № 3 -p. 203−231
- Van Overwalle F., Siebler F. A connectionist model of attitude formation and change. (2004)
- Wood W. Attitude change: Persuasion and Social Influence // Annual review psychology 2000 — p. 539−570.