Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление инновационно-инвестиционными процессами в экологической сфере регионов и их финансовое обеспечение

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создание системы устойчивого эколого — экономического управления хозяйственной деятельностью региона, муниципального образования на основе решения поставленных задач и реализации программных мероприятий позволит достичь ряда положительных результатов. К их числу относятся, с одной стороны, совместимость экологических требований и экономической политики, привлечение инвестиций в природоохранную… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ В РЕГИОНАХ РОССИИ
    • 1. 1. Тенденции, закономерности и проблемы использования природных ресурсов и состояния окружающей среды в Российской
  • Федерации
    • 1. 2. Концепция устойчивого развития и повышение эффективности систем экологического менеджмента
    • 1. 3. Методы и механизмы управления и финансирования ® устойчивого эколого — экономического развития в регионе
  • 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО — ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННО ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ^ СФЕРЕ РЕГИОНОВ
    • 2. 1. Состояние и проблемы инновационно — инвестиционной деятельности субъектов Российской Федерации в области устойчивого развития, охраны окружающей среды и природных ресурсов
    • 2. 2. Зарубежный опыт управления и финансирования эколого -инновационных процессов
    • 2. 3. Совершенствование экономических, правовых методов и механизмов управления инновационно — инвестиционной деятельностью в экологической сфере российских регионов
  • 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЭКОЛОГО ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ И ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
    • 3. 1. Содержание, порядок разработки и источники финансирования региональных, муниципальных эколого — инновационных программ
    • 3. 2. Перспективы развития в России экологического налогообложения и банковского кредитования природоохранных мероприятий для финансового обеспечения устойчивого развития
    • 3. 3. Основные положения и механизмы реализации «Целевой экологической программы города Орла на 2006 — 2010 годы»

Управление инновационно-инвестиционными процессами в экологической сфере регионов и их финансовое обеспечение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В современном мире наблюдаются тенденции увеличения объёмов производства, численности населения, усиления негативного воздействия на окружающую среду, сокращения запасов природных ресурсов. Они провоцируют возникновение экологических проблем, препятствуют устойчивому социально-экономическому развитию стран и регионов, соблюдению прав человека на благоприятную среду обитания, принципов платности природопользования и возмещения вреда.

За последние десятилетия в Российской Федерации существенно сократились объёмы инвестиций, в том числе в основные фонды природоохранного назначения, уменьшилось финансирование экологических программ, ресурсосберегающих инновационных разработок.

В настоящее время, таким образом, весьма актуальными являются вопросы эколого — инновационного развития экономики, правового и финансового обеспечения природоохранной деятельности, стимулирования снижения негативного воздействия, активизации экологического предпринимательства. Для их решения и обеспечения перехода к устойчивому развитию требуется создание систем эколого — экономического управления и финансирования в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, на предприятиях.

Исследованию экономических аспектов устойчивого развития, проблем взимания природно — ресурсной ренты, экологических налогов, формирования и использования целевых фондов посвящены работы многих отечественных и зарубежных учёных. Среди них: Б. Боске, В. И. Вернадский, К. Г. Гофман, А. Г. Гранберг, А. А. Гусев, В. И. Данилов — Данильян, Н. Н. Клюев, Н. А. Моисеев, Ю. Б. Осипов, А. К. Рябчиков, В. Г. Садков, Н. Тидеман.

Вопросы инвестиционной деятельности, научно — технического и инновационного развития неоднократно исследовались такими авторами, как.

В. М. Аныиин, Н. В. Бекетов, Д. Д. Ендовицкий, С. Д. Ильенкова, Р. Э. Келли, М. Мухетдинова, И. О. Сагиров, И. С. Санду, Б. А. Чуб, Й. Шумпетер.

Следует отметить, что в научной литературе не получили достаточного освещения проблемы системного подхода к управлению и финансированию инновационно — инвестиционных процессов в регионах, муниципальных образованиях при реализации концепции устойчивого развития. Недостаточно изучена специфичность осуществления инновационной деятельности в экологической сфере, её инструментальная база. Дискуссионный характер носят вопросы формы экологических налогов и платежей, их целевого использования, имеются пробелы в правовом регулировании.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена возрастанием негативных процессов в состоянии окружающей среды, потребностью в создании, совершенствовании эколого — экономических систем, методов и механизмов управления, стимулирования, финансирования инновационно — инвестиционных процессов в экологической сфере для решения конкретных региональных, муниципальных проблем.

Необходимость дальнейшего изучения указанных вопросов определила цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка и обоснование системы эффективных методов и механизмов управления, финансирования и стимулирования инновационно — инвестиционных процессов в экологической сфере регионов.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:

— проанализировать современные тенденции и проблемы использования природных ресурсов и окружающей среды;

— изучить и уточнить концептуальные положения стратегий устойчивого развития, экологического менеджмента, правовое обеспечение природоохранной инновационной деятельности в России и её инвестирования;

— исследовать российский и зарубежный опыт, состояние и проблемы инновационно — инвестиционной деятельности в области устойчивого развития, охраны окружающей среды и природных ресурсов, теоретико — методические основы формирования эколого — инновационных программ;

— рассмотреть, классифицировать методы и механизмы управления, финансирования устойчивого эколого — инновационного развития регионов, обосновать направления их совершенствованияопределить перспективы развития в России экологического налогообложения и банковского кредитования природоохранных мероприятий как источников финансового обеспечения устойчивого развития;

— разработать основные положения и механизмы реализации «Целевой экологической программы города Орла».

Объектом исследования являются инновационные процессы в экологической сфере регионов и их финансовое обеспечение.

Предмет исследования — методы и механизмы управления, стимулирования, финансирования инновационно — инвестиционных процессов в экологической сфере регионов.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили положения, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных специалистов, публикации в прессе, официальные документы, нормативные правовые акты по изучаемой проблематике.

Эмпирическая база исследования включает данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства природных ресурсов РФ, материалы, опубликованные в научной литературе, периодических изданиях, представленные на официальных сайтах в сети Интернет.

Диссертационное исследование базируется на общенаучной методологии, использовании системного, комплексного подходов. При решении конкретных задач применялись методы сравнительного, нормативного анализа и синтеза, экономико — статистический, монографический, диалектический методы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке теоретических положений, системы методов и механизмов управления устойчивым эколого — инновационным развитием регионов и муниципальных образований на базе систематизации финансово — налоговых инструментов инвестирования и стимулирования экологической деятельности. Научная новизна подтверждается следующими научными результатами, выносимыми на защиту:

— по специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью):

1) дополнены и усовершенствованы понятие, содержание «концепции устойчивого развития», определены направления обеспечения экологически безопасного устойчивого развития России, регионов, стимулирования экологоинновационного предпринимательства, что будет способствовать созданию привлекательного инвестиционного климата и мобилизации финансовых ресурсов (п. 4.17 Паспорта специальности 08.00.05);

2) разработаны направления активизации эколого — ориентированной инновационной деятельности в рамках комплексных систем экологоэкономического управления, отличающиеся от известных подходов целостностью предложений (п. 4.10 Паспорта специальности 08.00.05);

3) определены приоритетные источники осуществления инвестиционной деятельности в экологической сфере Российской Федерации, методы регулирования, стимулирования природоохранных инвестиций для финансирования экологических инноваций (п. 4.23 Паспорта специальности 08.00.05);

— по специальности 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит:

1) выявлены и обоснованы резервы увеличения объёмов доходов и расходов российской бюджетной системы в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов (п. 2.5 Паспорта специальности 08.00.10);

2) определены перспективы развития экологического налогообложения Российской Федерации, разработаны механизмы формирования и использования финансовых ресурсов Целевого экологического фонда муниципального образования для аккумуляции природоохранных платежей, обеспечения их целевого расходования (п. 2.9 Паспорта специальности 08.00.10);

3) предложен механизм льготного банковского кредитования природоохранных мероприятий, позволяющий обеспечить их финансирование, усиление влияния кредита на эколого — инновационные процессы (п. 9.3 Паспорта специальности 08.00.10).

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и предложения, сформулированные в диссертационном исследовании, обеспечивают методическую основу для создания механизмов устойчивого социально — экономического развития, активизации и финансирования эколого — инновационной деятельности на региональном и муниципальном уровнях.

Результаты работы могут быть использованы руководителями предприятий — природопользователей для получения финансовых выгод (налоговые, кредитные льготы, ускоренная амортизация) при осуществлении эффективных природоохранных мероприятий, снижении нагрузки на окружающую среду и потребления природных ресурсов.

Материалы исследования рекомендуются к применению в учебном процессе при чтении дисциплин «Государственные и муниципальные финансы», «Инновационный менеджмент», «Экономика природопользования» студентам и слушателям экономических специальностей ВУЗов.

Апробация и реализация результатов исследования.

Наиболее важные положения диссертационного исследования опубликованы в научно — аналитическом журнале «Инженерная экология» (Москва, 2004), в электронном журнале «Управление общественными и экономическими системами» (Орёл, 2006), докладывались на международных и всероссийских научных, научно — методических, научно — практических конференциях. Среди них: «Экономическое развитие отраслей народного хозяйства в рыночных условиях» (Киров, Вятский государственный университет, 2003), «Проблемы и перспективы совершенствования национальных налоговых систем» (Орёл, Орловский государственный технический университет", 2004), «Экономика, организация и управление инновационными и инвестиционными процессами на предприятиях и в регионе» (Новочеркасск, Южно — российский государственный технический университет, 2005).

Положения и результаты исследования использованы при формировании «Целевой экологической программы города Орла на 2006 — 2010 годы», разработанной в рамках «Концептуальных основ стратегического развития города Орла» (приняты решением Орловского городского совета народных депутатов № 81 / 863 — ГС от 26.01.2006), а также при подготовке системы мер по активизации эколого — инновационного предпринимательства.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 9 статей, отражающих основное содержание работы, общим объёмом 2,65 п. л., из них 2,3 п. л. — авторские.

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников. Диссертация содержит 177 страниц основного текста, 19 таблиц, 5 рисунков, 39 приложений (в том числе 33 таблицы, 7 рисунков). Библиография включает 207 источников.

3. Результаты исследования послужили базой для разработки основных положений и механизмов реализации «Целевой экологической программы города Орла на 2006 — 2010 годы», «Перспективных направлений развития экологической политики города Орла до 2020 года» в рамках создания «Концептуальных основ стратегического развития города Орла».

Сформирован комплекс приоритетных мероприятий по проблемным направлениям, определены источники финансирования, инструменты реализации. Разработаны механизмы формирования и использования финансовых ресурсов Целевого экологического фонда города Орла.

Решение поставленных задач и реализация программных мероприятий обеспечат создание системы устойчивого эколого — экономического управления хозяйственной деятельностью города, получение значительных социальноэкономических эффектов, вызванных улучшением состояния окружающей среды и условий жизни населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги диссертационного исследования, можно сделать следующие основные выводы.

1. В Российской Федерации, несмотря на спад производственной активности последних десятилетий, не произошло адекватного снижения интенсивности загрязнения среды, рационализации потребления ресурсов, в ряде регионов сложилась напряжённая экологическая обстановка.

Так, за 1995 — 2004 годы объёмы образования отходов в целом по стране увеличились в 3,5 раза, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников за 2000 — 2004 годы — на 9,1%, а сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водоёмы снизились лишь на 8,7%. Также нерационально используются все российские природные ресурсы.

Объективными причинами этого являются негативные тенденции современного природопользования, большой износ основных фондов производственного и природоохранного назначения, незначительные объёмы экологоориентированных инвестиций и инноваций, отсутствие эффективной системы эколого — экономического управления. ;

2. Наличие глобальных экологических проблем, противоречий между ограниченностью естественных ресурсов биосферы и ростом потребностей общества определили актуальность формирования новой парадигмы устойчивого развития цивилизации. При этом важное значение имеет обеспечение экологически безопасного устойчивого развития Российской Федерации и её субъектов, активизация экологического предпринимательства.

3. В современных условиях формирование и реализация систем экологоэкономического управления позволят обеспечить переход к устойчивому развитию, стимулировать экологобезопасное поведение природопользователей, внедрять эколого — инновационные технологии, финансировать природоохранные мероприятия.

Наиболее эффективной является реализация данных систем на региональном, муниципальном уровнях с учётом специфических особенностей территории, на базе соответствующих методологий, с разработкой оптимальной структуры инструментов. В этих целях классифицированы и проанализированы административные, правовые, экономические методы, механизмы управления и финансирования устойчивого эколого — экономического развития, определены основные направления их совершенствования.

4. Для перехода на путь устойчивого развития, решения природоохранных проблем требуется эффективное осуществление инновационной и инвестиционной деятельности в экологической сфере.

Исследование соответствующей практики позволило выявить основные проблемы и позитивные моменты, определить направления стимулирования, активизации природоохранной инновационно — инвестиционной деятельности в рамках комплексных систем эколого — экономического управления.

5. Накопленный и апробированный в зарубежных государствах опыт перехода к устойчивому развитию, управления, финансирования эколого-инновационных процессов свидетельствует о тенденциях усиления государственного контроля, сохранения государственной собственности на природные ресурсы, о создании эколого — экономических систем с использованием научно — обоснованных инструментов административного, экономического стимулирования рационального природопользования, экологического предпринимательства. Наличие эффективного опыта определяет актуальность его применения в России.

6. Основными направлениями совершенствования экономических, правовых методов и механизмов управления инновационно — инвестиционной деятельностью в экологической сфере регионов являются правовое обеспечение адекватной экономической оценки природных ресурсов, реформирование системы платежей за загрязнение окружающей среды, внедрение программноцелевого метода для природоохранного финансирования, экономическое стимулирование экологобезопасной деятельности.

Помимо этого, в целях повышения объёмов природоохранного финансирования, сбалансированного сочетания фискальной и регулирующей функций экологических налогов выявлены резервы увеличения объёмов доходов и расходов бюджетной системы Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов. В её основе лежат «экологизация» налоговой системы, изъятие природно — ресурсной ренты, обеспечение целевого расходования поступающих средств.

7. При создании систем эколого — экономического управления первостепенное значение имеет программно — целевой метод и нормативноправовое обеспечение. К числу перспективных направлений повышения эффективности формирования и реализации целевых экологических программ относятся увеличение экономической заинтересованности участников, недопущение распыления ресурсов по однотипным проектам, создание целевых экологических фондов.

8. Основными источниками финансового обеспечения устойчивого эколого — экономического развития всех уровней, реализации целевых программ являются экологические налоги, платежи и сборы, а также льготное банковское кредитование природоохранных мероприятий. ^.

К главным направлениям развития экологического налогообложения относятся переход к прямому природо — ресурсному налогообложению, изъятие ренты, законодательное закрепление неналогового статуса платы за негативное воздействие, повышение ставок до экономически обоснованного уровня, введение специальных экологических налогов с соблюдением принципа «фискальной нейтральности», аккумулирование средств в Экологических фондах для обеспечения целевого использования.

9. Проведённые исследования позволили разработать основные положения и механизмы реализации «Целевой экологической программы города Орла на 2006 — 2010 годы», «Перспективные направления развития экологической политики города Орла до 2020 года» в рамках создания «Концептуальных основ стратегического развития города Орла».

Сформирована комплексная система приоритетных мероприятий по проблемным направлениям, определены источники её финансирования и инструменты реализации. Разработаны механизмы формирования и использования финансовых ресурсов Целевого экологического фонда г. Орла.

10. Создание системы устойчивого эколого — экономического управления хозяйственной деятельностью региона, муниципального образования на основе решения поставленных задач и реализации программных мероприятий позволит достичь ряда положительных результатов. К их числу относятся, с одной стороны, совместимость экологических требований и экономической политики, привлечение инвестиций в природоохранную сферу, эффективность внедрения хозяйствующими субъектами эколого — инновационных технологий, систем экологического менеджмента. С другой стороны будет обеспечиваться снижение нагрузки на среду, повышение инвестиционной привлекательности региона, создание новых рабочих мест, увеличение объёмов налоговых поступлений, в конечном итоге — улучшение уровня жизни населения.

В целом, по итогам диссертационного исследования получены следующие результаты:

— в научно — методическом аспекте — разработаны теоретические положения, система методов и механизмов управления устойчивым экологоинновационным развитием регионов и муниципальных образований на базе систематизации финансово — налоговых инструментов инвестирования и стимулирования экологической деятельности;

— в прикладном аспекте — положения и результаты исследования использованы при формировании «Целевой экологической программы города Орла на 2006 — 2010 годы», разработанной в рамках «Концептуальных основ стратегического развития города Орла» (приняты решением Орловского городского совета народных депутатов № 81 / 863 — ГС от 26.01.2006), а также при подготовке системы мер по активизации эколого — инновационного предпринимательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51 ФЗ (ред. от 03.01.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. -5.12.1994.-№ 32.-ст. 3301.
  2. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 № 22 ФЗ (с изм. от 31.12.2005) // Российская газета. — 04.02.1997. — № 23.
  3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145 ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. -3.08.1998.-№ 31.-ст. 3823.
  4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.07.1998 № 146 -ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. -3.08.1998.-№ 31.-ст. 3824. i
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 10.01.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации.0708.2000. № 32. — ст. 3340.
  6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136 ФЗ (ред. от 31.12.2005) // Собрание законодательства Российской Федерации.2910.2001.-№ 44.-ст. 4147.
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 ФЗ (ред. от 16.03.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 07.01.2002. — № 1 (часть 1). — ст. 1.
  8. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991 № 1488−1 (ред. от 10.01.2003) // Бюллетень нормативных актов. -1992.-№ 2−3.
  9. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395−1 (ред. от2208.2004) // Российская газета. 15.03.1995. — № 52.
  10. Федеральный Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174 ФЗ (ред. от 31.12.2005) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 27.11.1995. — № 48. — ст. 4556.
  11. Федеральный закон Российской Федерации «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 № 225 ФЗ (ред. от 29.12.2004) // Российская газета. — 11.01.1996.-№ 5.
  12. Федеральный закон Российской Федерации «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996 № 115 ФЗ (в ред. от2212.2005) // Собрание законодательства Российской Федерации. 19.08.1996. -№ 34. — ст. 4030.
  13. Федеральный закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89 ФЗ (ред. от 31.12.1995) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 29.06.1998. — № 26. — ст. 3009.
  14. Федеральный Закон Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39 ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 01.03.1999. — № 9. — ст. 1096.
  15. Федеральный Закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 № 160 ФЗ (ред. от 25.07.2005) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 12.07.1999. -№ 28. — ст. 3493.
  16. Федеральный Закон Российской Федерации «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7.04.1999 № 70 ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Российская газета. — 14.04.1999. — № 71.
  17. Федеральный закон Российской Федерации «О Федеральном бюджете на2000 год» от 31.12.1999 № 227 ФЗ (ред. от 30.12.2001) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 3.01.2000. — № 1 (ч. 1). — ст. 10.
  18. Федеральный Закон Российской Федерации «О Федеральном бюджете на2001 год» от 27.12.2000 № 150 ФЗ (ред. от 25.07.2002) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1.01.2001. — № 1 (ч. 1). — ст. 2.
  19. Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8.08.2001 № 128 ФЗ (ред. от 31.12.2005) // Российская газета. — № 153 — 154. — 10.08.2001.
  20. Федеральный закон Российской Федерации «О Федеральном бюджете на2002 год» от 30.12.2001 № 194 ФЗ (ред. от 10.11.2004) // Собрание законодательства РФ. — 31.12.2001. -№ 53 (ч. 1). — ст. 5030.
  21. Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7 ФЗ (ред. от 31.12.2005) // Российская газета. -12.01.2002.- № 6.
  22. Федеральный закон Российской Федерации «О Федеральном бюджете на2003 год» от 24.12.2002 № 176 ФЗ (ред. от 10.11.2004) // Российская газета. -28.12.2002.-№ 244.
  23. Федеральный закон Российской Федерации «О Федеральном бюджете на2004 год» от 23.12.2003 № 186 ФЗ (ред. от 10.11.2004) // Собрание законодательства РФ. — 29.12.2003. — № 52 (ч. 1). — ст. 5038.
  24. Федеральный закон Российской Федерации «О Федеральном бюджете на2005 год» от 23.12.2004 № 173 ФЗ (ред. от 4.11.2005) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 27.12.2004. — № 52 (часть 1). — ст. 5277.
  25. Федеральный закон Российской Федерации «О Федеральном бюджете на2006 год» от 26.12.2005 № 189 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 26.12.2005. — № 52 (ч. 2). — ст. 5602.
  26. Постановление Совета министров РСФСР от 9.01.1991 № 13 «Об утверждении нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды» // Российская газета. 12.01.1991. — № 3.
  27. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» от 13.08.1997 № 1013 (ред. от 17.12.2005) // Российская газета. 21.08.1997. — № 161.
  28. Постановление Правительства Российской Федерации «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» от 31.03.1998 № 374 (ред. от 13.10.1999) // Собрание законодательства Российской Федерации. 06.04.1998. — № 14. — ст. 1603.
  29. Постановление Правительства Российской Федерации «О Концепции инновационной политики РФ на 1998 2000 годы» от 5.08.1998 № 432 // Российская газета. — 9.08.1998. — № 162.
  30. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002 2010 годы)» от 7.12.2001 № 860 // Российская газета. — 10.12.2001. — № 305.
  31. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об одобрении Экологической доктрины Российской Федерации» от 31.08.2002 № 1225—р // Российская газета. 2.09.2002. — № 216.
  32. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Основные направления государственной инвестиционной политики РФ в сфере науки и технологий» от 11.12.2002 № 1764-р // Российская газета. 14.12.2002. — № 272.
  33. Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4.02.1994 № 236 // Российская газета. 9.02.1994. — № 26.
  34. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утверждены Госстроем РФ,
  35. Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» от 26.01.1993 № 25 (в ред. от 15.02.2000) // Российская газета. 28.01.1993. — № 5.
  36. Закон Орловской области «Об инвестиционной деятельности в Орловской области» от 01.09.1997 № 53 03 (ред. от 21.03.2005) // Орловская правда. -5.09.1997. -№ 127.
  37. Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 22.04.2004 № 1380 «О принятии концепции экологической политики Пермской области на период до 2010 года» // Internet resource: www.ecology.permregion.ru.
  38. Распоряжение администрации Воронежской области «О мерах по развитию инновационной деятельности на предприятиях Воронежской области» от 31.03.2004 № 668-р // Internet resource: http://admin.vrn.ru/sourse/668-r.rtf.
  39. Положение Администрации Орловской области «О порядке предоставления льгот по налогам и сборам» от 1.02.2000 № 28 // Орловская правда. 3.02.2000. — № 34.
  40. Распоряжение Орловского городского совета народных депутатов «О концепции развития города Орла до 2010 года» от 20.06.05 № 130 // Город Орёл.-23.06.05.-№ 25.
  41. И. М., Вартанова С. JI. Проектный подход к созданию регионального сегмента национальной инновационной системы в Московской области // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2004. — № 2. — С. 9 — 11.
  42. С. Борьба с бедностью // Экос-информ. 2002. — № 10. -С. 25−43.
  43. С. Рациональное природопользование с точки зрения интересов России // Экое информ. — 2002. — № 4. — С. 14 — 27.
  44. Э. А., Левакова И. В., Баркалова Н. В. Экологические основы природопользования: Учебник. М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 320 с.
  45. Р. С., Волкова И. И. Решение проблем совместимости экономики и экологии в природоохранном законодательстве РФ // Экое информ. — 2002. -№ 1.-С. 6- 18.
  46. А. С. Кемеровская область: проект завершён, работа продолжается // На пути к устойчивому развитию России. 2003. — Выпуск 24. -С. 21−22.
  47. С. Н. Экология и экономика: взгляд в будущее // Экологическое право. -2001. -№ 2. -С. 15−21.
  48. В. С. Проблема устойчивого развития Северо Каспийского региона // Экое — информ. — 2002. — № 9. — С. 41 — 45.
  49. И. А. Государственная инновационная политика ФРГ // Сборник трудов ВНИИ Системных исследований. 1990. — № 3. — С. 26 — 35.
  50. . Экологизация налоговой системы. Экономика и охрана природы- проблемы и пути их решения. М.: Русский университет, 2001. — 320 с.
  51. М. М. О головном акте экологического законодательства // Государство и право. 2001. — № 11. — С. 64 — 75.
  52. М. М., Дубовик О. JI. О проекте ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды"' // Экологическое право. 2001. — № 3. — С. 23 — 29.
  53. А. А. Природно-ресурсная и экологическая политика, экономические механизмы ее осуществления в России // Internet resource: http://mirkin.eufn.ru.
  54. И. И. Принцип платности негативного воздействия на окружающую среду в контексте конституционных норм // Экое информ. -2005.-№ 8.- С. 24−35.
  55. А. П. Экономика природопользования: Учебное пособие. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. — 424 с.
  56. Г. В. Правовые проблемы обеспечения устойчивого развития России и её регионов // Экологическое право. 2005. — № 5. — С. 7 — 9.
  57. Н. X. Развитие и совершенствование нормативно правовой базы в области воздухоохранной деятельности в Республике Татарстан // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. — 2002. — № 2. — С. 15−18.
  58. В. Н. Экологические платежи Германии // Экологическое право. -2002. № 5. — С. 45 — 57.
  59. А. Б., Соколов В. С. Экономические стимулы и механизмы в охране окружающей среды // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 2003. — № 11. — С. 9 — 14.
  60. А. А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1998. — 198 с.
  61. В. Д., Десяткова К. С. Особенности финансирования и стимулирования природоохранной деятельности на современном этапе // Проблемы окружающей среды. 2003. — № 5. — С. 38 — 53.
  62. ГОСТ Р ИСО 9000. Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Части 1 4. М.: Издательство стандартов, 1995.
  63. ГОСТ Р ИСО 14 001−98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. М.: Издательство стандартов, 1998. -48 с.
  64. ГОСТ Р ИСО 14 004−98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования. М.: Издательство стандартов, 1998.- 56 с.
  65. ГОСТ Р ИСО 14 010 (11, 12) 98. Руководящие указания по экологическому аудиту. М.: Издательство стандартов, 1998. — 52 с.
  66. ГОСТ Р 17.0.0.06−2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. М.: Издательство стандартов, 2000.-61 с.
  67. Государственное регулирование промышленности: новые отрасли и передовые технологии (на материалах Франции): Научно аналитический обзор. — М.: РАН, 1992. — 67 с.
  68. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2001 году». М.: Государственный центр экологических программ, 2002. 452 с.
  69. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2002 году». М.: Государственный центр экологических программ, 2003. 482 с.
  70. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 году» // Internet resource: http://www.mnr.gov.ru.
  71. К. Г. Переход к рынку и экологизация налоговой системы России // Экономика и математические методы. 1994. — Том 30. — Выпуск 4. — С. 5 -27.
  72. А. А. Современные экономические проблемы природопользования: Учебное пособие. М.: Международные отношения, 2004. — 208 с.
  73. Р. А. Формирование системного регионального экологического законодательства // На пути к устойчивому развитию России. 2003. — Выпуск 22.-С. 42−43.
  74. В. Н., Салахутдинов Р. 3. Экологический налог за воздействие электромагнитного излучения: социально экономический аспект проблемы // Проблемы региональной экологии. — 2005. — № 4. — С. 14 — 20.
  75. Данилов Данильян В. И. Платить иль не платить? Вот в чём вопрос // Зелёный мир. — 2003. — № 5 — 6. — С. 5 — 7.
  76. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие будущее Российской Федерации // Россия на пути к устойчивому развитию. — 1996. — № 5. — С. 3 — 10.
  77. Д. Д. Анализ инновационной активности предприятий Республики Бурятия // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2004. — № 2. -С. 15−17.
  78. А. Г., Попов А. Н. Управление инновациями и инвестициями в сфере природоохранных технологий // Вестник экологического образования в России. 2003. — № 2 (28). — С. 17 — 18.
  79. И. Ю. Налоговая реформа: проблемы остаются // Финансы. 2003. -№ 1. -С. 32−33.
  80. С. Г. Региональная экологическая политика: Калининградская область // На пути к устойчивому развитию России. 2002. — Выпуск 20. — С. 39 -40.
  81. Доклад «Природно-ресурсный комплекс Российской Федерации» // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2001. — № 1 — 2. — С. 3 -267.
  82. Документы Правительства Ивановской области // Internet resource: http://ivadm.ivanovo.ru/portal/ips2000.nsf/cat2.
  83. Документы Правительства Москвы // Internet resource: http://www.mos.ru/cgi-bin/poisk.
  84. М. Б. Международный опыт конституционно -^правового регулирования права государственной собственности на природные ресурсы // Экое Информ. — 2002. — № 12. — С. 43 — 51.
  85. Д. Д. Особенности проведения контроля на этапе экспертизы инвестиционного предложения // Аудитор. 1998. — № 9. — С. 24 — 28.
  86. А. П. Проблемы и перспективы сбалансированногЬ развития Северо Западного региона РФ // Устойчивое развитие. Наука и Практика. -2004.-№ 2.-С. 10−14.
  87. Е. В. Управление промышленностью Орловской области на основе модели устойчивого развития региона: Материалы научной конференции. О.: ОрёлГТУ, 2003. — 208 с.
  88. Закон «О комплексном природопользовании г. Москва» // Internet resource: http://www.regions.rU/news/l754873.
  89. Законодательное собрание Свердловской области // Internet resource: http://3 718 048.343.ru.
  90. У. Г., Сандалова Е. С. Модернизация формирования и реализации целевых экологических программ // Экономика природопользования. 2005. — Выпуск № 4. — С. 18 — 29.
  91. В. Г., Кокнн А. В., Батурин Л. А. Сбалансированное природопользование. Ростов — на — Дону.: Ростиздат, 1999. — 432 с.
  92. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой. -М.: ЮНИТИ, 2001.-321 с.
  93. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. В. А. Швандар. М.: Вузовский учебник, 2004. — 381 с.
  94. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В. М. Аньшина. М.: Дело, 2003. — 527 с.
  95. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию // На пути к устойчивому развитию России. 2003. — Выпуск 22. — С. 3 — 5.
  96. Н. Н. На пути к международному экологическому налогу // Природа. 2003. — № 7. — С. 3 — 9.
  97. Н. Н. Россия: экологический «портрет» на глобальном фоне // Экология и жизнь. 2002. — № 6. — С. 5 — 12.
  98. Н. Н. Экологические итоги реформирования России // Экология и жизнь. 2002. — № 4. — С. 20 — 26.
  99. Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11.10.1985). Международное частное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1997. — 670 с.
  100. Конференция «Опыт разработки региональной экологической политики и гражданское общество» // На пути к устойчивому развитию России. 2003. -Выпуск 22. — С. 19.
  101. С. Инвестиционная деятельность в субъектах РФ // Хозяйство и право. 2000. — № 10. — С. 36 — 49.
  102. Л. Политика переработки отходов в Евросоюзе: тенденции и перспективы // Экологическое право. 2002. — № 2. — С. 45 — 49.
  103. М. И. Наукограды: интеллектуальный потенциал и инновационный ресурс развития России // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2004. — № 2. — С. 10 — 12.
  104. Н. И., Кравец Ю. В. Экономическая оценка природных ресурсов в Томском районе // На пути к устойчивому развитию России. 2003. — Выпуск 22. — С. 26 — 27.
  105. С. США придумали альтернативу Киотскому протоколу // Internet resource: http://www.inauka.ru/ecology/article55295.
  106. В. А., Урсул А. Д. Устойчивое развитие: Учебное пособие. М.: изд-во «Агар», 2000. — 254 с.
  107. В. Налог или сбор? // Экое информ. — 2003. — № 5. — С. 7 — 20.
  108. В. В. Характеристика и экологическое значение инновационных процессов в регионе // Экономика природопользования. 2004. — № 1. — С. 19 — 27.
  109. Д. С., Белкин В. Д., Стороженко В. П. Зарубежный опыт формирования и использования рентных платежей за эксплуатацию месторождений природных ресурсов // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2003. — № 7 — 8. — С. 158 — 162.
  110. Менеджмент для устойчивого развития // Internet resource: http://www.ecoline.ru/eco-man.html.
  111. Местная повестка XXI // Internet resource: http://www.la21.nw.ru.
  112. Методические положения по формированию и реализации эколого-инновационных программ в современных экономических условиях / Под ред. Гусева А. А. М.: Лаборатория эколого-экономического регулирования НТП. ИПР РАН, 1995.-252 с.
  113. Методические указания по разработке проекта норм ПДС. Свердловск, 1990.-144 с.
  114. Т. Ю., Сирин А. А. Территориальная охрана природы // На пути к устойчивому развитию России. 2000. — Выпуск 5 (16). — С. 20 — 21.
  115. . М., Наумов Л. Г. Сценарии перехода к устойчивому развитию // Экология и жизнь. 2002. — № 5. — С. 36 — 39.
  116. Многое о малой энергетике, когенерации и газовых электростанциях // Internet resource: http://www.cogeneration.ru.
  117. Н. А. Экономический механизм обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования в России // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002. — № 3. — С. 32 — 36.
  118. Наука России в цифрах: Статистический сборник. М.: Центр исследований и статистики науки (ЦИСН), 2004. — 250 с.
  119. Наука и технологии // Internet resource: http://emigration.russie.ru/news/3.
  120. Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию для представления на Всемирном саммите пооустойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002) // Internet resource: http://info.rusrec.ru.
  121. Национальная Стратегия сохранения биоразнообразия России // Internet resource: http://bio. 1 september.ru/2004/28/5.htm.
  122. Наше общее будущее (Our Common Future (The Brundtland Report). M.: ЭКСМО, 1989.-58 c.
  123. В. В. Динамика правотворчества субъектов РФ в сфере охраны окружающей среды, использования природных ресурсов // Экологическое право. 2004. — № 1. — С. 15 — 25.
  124. Нормативно правовые документы Республики Татарстан // Internet resource: http://info.tatcenter.ru/society/37 329.htm.
  125. Основы научно технической политики: Теория и практика. — Москва -Париж, 1993.-67 с.
  126. Основы экономики природопользования: Учебник для ВУЗов / Под ред. Волковой И. Н. СПб.: Питер, 2005. — 672 с.
  127. О. В. Перспективы развития предпринимательства в области экологии и его законодательного регулирования (информационно -аналитический материал) // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов: Обзорная информация. 2003. — № 5. — С. 11−13.
  128. И.А., Рыбальский Н. Г., Думнов А. Д., Снакин В. В., Федоров А. В., Горбатовский В. В. Экология России на рубеже тысячелетий. Состояние окружающей среды в России. М.: ПРЕСС, 2001. 72 с.
  129. Парламентские слушания по устойчивому развитию // На пути к устойчивому развитию России. 2003. — Выпуск 22. — С. 11−13.
  130. Н. В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и экологический менеджмент. СПб.: Издательство Санкт — Петербургского университета, 1999. — 320 с.
  131. А. Н. Перспективы венчурного инвестирования инновационной деятельности // Финансы. 2003. — № 5. — С. 15−17.
  132. Предложения по дифференциации НДПИ // Internet resource: http://www.rosinvest.com/news/139 514.
  133. Природные ресурсы и судьба страны // Экология и жизнь. 2002. — № 3. -С. 20−25.
  134. Проект Главы 31 Налогового Кодекса Российской Федерации «Экологический налог» // Internet resource: http://www.ecoline.ru/mc/ecotax/draft.php.
  135. Проект Федерального закона РФ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» № 216 152−3 (внесён депутатом Государственной Думы В. А. Грачевым 17.06.2002) // Internet resource: http://www.nspi.ru/pages/law.asp?id=7. '
  136. Проект Федерального Закона РФ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» (внесён МПР РФ 15.09.2003) // Экое информ. — 2005. — № 8.-С. 36−55.
  137. В. В. Минерально сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики // Зелёный мир. — 2000. — № 14. — С. 6 — 7.
  138. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России // Internet resource: http://old.expert.ru/expert/ratings/regions.
  139. Рекомендации по оформлению и содержанию проектов нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия. М.: Государственный комитет СССР по охране природы, 1989. — 168 с.
  140. Т. Облик новой экономики // Экология и жизнь. 2001. — № 3. — С. 12- 16.
  141. Решение Конференции «Экономическое обеспечение охраны окружающей среды в субъектах РФ» 24 25 апреля 2003 г. // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. — 2003. — № 11. — С. 70 — 74.
  142. С. Б., Новичков С. Б. Экологические платежи предприятий // Экология и жизнь. 2003. — № 3 (32). — С. 23 — 25.
  143. Российская ассоциация экологического предпринимательства // Экое -информ. 2002. — № 12. — С. 15 — 26.
  144. Российский статистический ежегодник. 2001: Статистический сборник. -М.: Госкомстат России, 2002. 679 с.
  145. Российский статистический ежегодник. 2003: Статистический сборник. -М.: Госкомстат России, 2003. 705 с.
  146. Российский статистический ежегодник. 2004: Статистический сборник. -М.: Росстат, 2004. 725 с. «
  147. Россия в цифрах. 2005: Краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2005. — 477 с.
  148. А. К. Экономика природопользования. М.: Элит — 2000, 2003. — 192 с.
  149. И. С. Сроки окупаемости и льготирование инвестиций // Финансы. 2003. — № 8. — С. 74.
  150. В. Г. Россия на рубеже веков. М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. 176 с.
  151. В. Г., Зубрицкая В. И. Методическое пособие по разработке целевой комплексной программы охраны окружающей среды и рационального природопользования региона и муниципальных образований: Методическое пособие. О.: ОрёлГТУ, 2001. — 80 с.
  152. В. Г., Машегов П. Н. Концепция устойчивого развития и экологичность инновационной деятельности: Материалы научной конференции. О.: ОрёлГТУ, 2003. — 208 с.
  153. В. Г., Никитин А. Я. Концепция и экономико правовые механизмы устойчивого эколого — социального развития: Материалы научной конференции. — О.: ОрёлГТУ, 2003. — 208 с.
  154. В. JT. Геополитические аспекты формирования политики устойчивого развития регионов // Использование и охрана природных ресурсов России. 2000. — № 10. — С. 101 — 105.
  155. JT. И. Финансы и кредит субъектов РФ. Калининград.: Балтийский институт экономики и финансов, 1999. — 1036 с.
  156. Сидорчук В. JL, Давыдова Р. Т. Экологический аудит в системе управления природопользованием: муниципальный уровень. М.: Изд-во РЭФИА, 2001.-356 с.
  157. Системы и стандарты экологического менеджмента // Internet resource: http://www.iso 14 001 .ru/info/whatisEMS.html.
  158. Состояние и охрана окружающей среды Орловской области в 2003 году: Доклад. Орёл, 2004. — 272 с.
  159. Социально экологическая ответственность и рейтинги российского бизнеса // Internet resource: http://www.biodat.ru/db/mon/rating.htm.
  160. Статистический бюллетень «Основные показатели охраны окружающей среды, 2004» // Internet resource: http://www.gks.ru/bgd/free/boxr05/Main.htm.
  161. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. А. Г. Гранберга, В. И. Данилова Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхоева. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. — 414 с.
  162. Е. Ф. Экологическая политика Кемеровской области: опыт разработки // На пути к устойчивому развитию России. 2003. — Выпуск 22. — С. 22−23.
  163. Технопарки // Internet resource: http://technopark.al.ru.
  164. Н. О преимуществах налоговой системы в России // Природные ресурсы национальное богатство России. — М.: Изд-во Государственной Думы, 1999.- 168 с.
  165. Е. Ю. Региональный экологический менеджмент, как инструмент реализации Экологической доктрины Российской Федерации // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2003. — № 3. — С. 11−15.
  166. И. Использование экономических инструментов в экологическом регулировании: опыт Японии // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 6. — С. 54 — 58.
  167. А. В. Инвестиции в инновации: Мировой опыт и российские реалии // Финансы и кредит. 2000. — № 6 (66). — С. 11−18.
  168. Управление природоохранной деятельностью в РФ / Под ред. Ю. Б. Осипова. М.: Издательство Московского университета, 2001. — 440 с.
  169. В. А. Федеральная контрактная система: эволюция, проблемы, противоречия. М.: Наука, 2002. — 487 с.
  170. Е. Тенденции в развитии экологического бизнеса в Японии // Вестник МГУ. Серия Экономика. 1997. — № 3. — С. 15−22.
  171. С. А. Экологический Кодекс Франции и нормы финансового характера, обеспечивающие его реализацию при обращении с отходами // Экологическое право. 2005. — № 3. — С. 31 — 35.
  172. Человек и экология: Сборник. О.: Изд-во ОГТРК, 2000. — 504 с.
  173. В. Д. О перспективах развития предпринимательской деятельности в области охраны окружающей среды // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов: Обзорная информация. 2003. — № 5. — С. 2 — 6.
  174. Е. К. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека // На пути к устойчивому развитию России. 2003. — № 23. — С. 3 — 7.197 ?> и
  175. Е. К. Центр экологических инвестиций // На nyTriJlT"10 iустойчивому развитию России. 2002. — Выпуск 21. — С. 33 — 34.
  176. Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе. М.: БУКВИЦА, 1999.- 186 с.
  177. А. С. Экологическое право и вопросы кодификации экологического законодательства РФ // Экологическое право. 2001. — № 2. — С. 26−29.
  178. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. -456 с.
  179. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена Правительством РФ 27.08.2002) // Экое информ. — 2002. — № 10. — С. 3 — 24.
  180. Экологический мониторинг и управление природными ресурсами // Internet resource: http://www.ecoline.ru/eco-mon.html.
  181. Экология, охрана природы, экологическая безопасность / Под ред. А. Т. Никитина. М.: Издательство МНЭПУ, 2000. — 648 с.
  182. Экономика и экология / Под ред. Н. Н. Агапова. М.: Изд-во Российской экономической академии, 2000. — 354 с.
  183. Экономика природопользования / Под ред. А. А. Аверченкова. М.: Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, .1994. -472 с.
  184. Экономическая и финансовая политика в сфере охраны окружающей среды / Под ред. В. И. Данилова Данильяна. — М.: Издательство НУМЦ Госкомэкологии России, 1999. — 512 с.
  185. Экономия на экологии может обернуться катастрофой // Экое информ. -2002.-№ П.-С. 3−8.
  186. А. Г. Экологический евроналог. Фискальные элементы в экологической политике Европейского союза// Экология и жизнь. 2003. — № 5. -С. 21 -25.
  187. Е. А. Платежи за пользование природными ресурсами: структура и состояние правовой базы // Финансы. 2003. — № 4. — С. 24 — 29.
Заполнить форму текущей работой