Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Финансовое и институциональное регулирование системы социальной защиты военнослужащих профессиональной армии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертационного исследования, кроме того, возрастает в связи с: наличием существенных социально-экономических противоречий в сфере строительства профессиональной армии, среди которых наиболее значимыми представляются противоречия: между объемом выделяемых финансовых средств и системой определения затрат, необходимых для привлечения и закрепления на военной службе профессиональных кадровмежду… Читать ещё >

Содержание

  • Введение Y |"лава 1. Сущность и необходимость социальной защиты военнослужащих
    • 1. 1. Понятие и сущность социальной защиты, ее особенности в условиях профессиональной армии
    • 1. 2. Методология определения социально-экономической эффективности системы социальной защиты военнослужащих и их семей
  • Глава 2. Сравнительный анализ финансово-экономического и правового обеспечения социальной защиты военнослужащих в * ' России и ведущих странах мира
    • 2. 1. Реализация социальных гарантий и норм обеспечения военнослужащих иностранных государств и России
    • 2. 2. ' Сравнительный анализ страхования жизни и здоровья военнослужащих в США и в Российской Федерации

    Глава 3. Основные направления совершенствования системы социально-правовой защиты военнослужащих з /3.1. Противоречия функционирования системы социально-правовой защиты военнослужащих и ее финансово-экономического ме-* ханизма

    3.2. Основные направления привлечения дополнительных источников финансирования и пути совершенствования финансово-экономического механизма социальной защиты военнослужащих

Финансовое и институциональное регулирование системы социальной защиты военнослужащих профессиональной армии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В любом обществе существуют виды благ и услуг, потребление которых оно обязывается тем или иным способом гарантировать всем своим членам.

Перечень этих видов благ и услуг может различаться на разных этапах общест-t венно-экономического развития каждой конкретной страны. Как правило он включает прежде всего услуги социально-культурного характера (просвещение, здравоохранение, культура). Существуют и группы населения, которые (целиком или частично) обеспечиваются обществом, а не непосредственными индивидуальными усилиями или усилиями семей в которых они проживают. Предоставление обществом указанных благ и услуг и поддержка определенных групп населения обозначаются обычно термином «социальная защита».

Функция социальной защиты военнослужащих выражается в деятельности органов государственной власти, военного управления и местного самоуправления по созданию условий для реализации прав и законных интересов, свобод и обязанностей, а также льгот, гарантий и компенсаций, вытекающих из особенностей военной службы. Указанные условия включают в себя также обязанности перечисленных органов по закреплению в нормативных правовых актах льгот, гарантий и компенсаций, обусловленных спецификой военной службы, и созданию механизмов реализации прав, свобод и обязанностей военнослужащих.

Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена в сис тему рынка и является ее неотъемлемым элементом. Через нее реализуется принцип социальной справедливости. Социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, — это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

На протяжении последнего десятилетия в России остро встала проблема финансовой и материальной ресурсообеспеченности национальной обороны. Основным источником финансирования Вооруженных Сил (ВС) в соответствии с Федеральным законом «Об обороне», Бюджетным кодексом РФ являются средства федерального бюджета Российской Федерации. Несмотря на принимаемые в последние годы меры по мобилизации в федеральном бюджете доходов для финансирования мероприятий военного строительства, возможности федерального бюджета остаются ограниченными и не позволяют существенно улучшить уро-&diamsвень содержания и технической оснащенности Вооруженных Сил РФ. t.

Социальная защита военнослужащих является элементом военного строительства, важной составной частью общегосударственной политики в условиях реформирования российского общества и его Вооруженных Сил. Соответственно социальная незащищенность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, тенденция ее расширения и углубления подрывает сами основы строительства и реформирования армии, престиж военной службы, сводит на нет все усилия, предпринимаемые по военно-патриотическому воспитанию молодежи, ориентации ее на подготовку и прохождение военной 9лужбы по призыву и в кадрах, порождает массовое уклонение от призыва, не позволяет укомплектовать армию наиболее жизнедеятельной, профессионально пригодной частью общества.

В таких сложных социально-экономических условиях возникла объективная необходимость в новых подходах к финансированию национальной обороны, одним из которых является возрастание роли дополнительных (внутрен-t них) источников финансирования, прежде всего средств, образующихся за счет внебюджетных источников. В настоящее время вполне закономерны активные поиски новых путей привлечения средств за счет внебюджетных источников для сохранения существующего потенциала армии и флота, эффективного его использования в решении многочисленных социальных проблем военнослужащих, гармоничного «вливания» материальных и людских ресурсов в гражданскую инфраструктуру с получением максимального экономического эффекта. С этой целью следует обратить внимание на историческое прошлое, а именно на годы тяжелых экономических испытаний страны, когда роль внебюджетных источников существенно возрастала и компенсировала ту часть функций государства, которую оно в силу объективных экономических и политических причин не могло исполнить в полной мере.

Характер современной военной службы коренным образом меняет место и роль военнослужащих, их правовой статус, наполняет новым содержанием их права и обязанности. Вне системы социальной защиты профессионализация t армии и переход на службу по контракту весьма проблематичны и практически 1 несостоятельны.

Актуальность темы

Значение социальной защиты профессиональных военнослужащих и членов их семей в современных условиях неуклонно возрастает, что обусловлено: обострением ранее существовавших и возникновением новых социальных проблем российского общества — безработицы, неплатежей заработанного вознаграждения, платности медицинских и образовательных услуг, потери социально-уязвимыми группами населения, в том числе военнослужащими и их семьям^, ряда социальных гарантийосуществляемым в России комплексом социальных реформ, нацеленных на переход в социальной сфере от патерналистской политики к либеральной, ориентированной на снижение вмешательства государства в решение личных проблем граждан, предоставление им возможно большей свободы, что в условиях законодательного запрета для военнослужащих заниматься какой-либо уплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой, ставит благосостояние их самих и их семей в прямую зависимость от уровня их государственного обеспеченияпроведением комплексной военной реформы, важнейшей составной частью которой является создание соответствующей системы социальной защиты военнослужащих;

• активным участием российских военнослужащих в локальных войнах, вооруженных конфликтах, миротворческих и контртеррористических операциях, вследствие чего актуализировалась проблема принятия дополнительных мер по социальной защите участников боевых действий, инвалидов, семей погибших военнослужащих.

В условиях, когда финансирование расходов государственного бюджета по.

разделу «Национальная оборона» обеспечено лишь на минимальном уровне потребности в содержании Вооруженных Сил, необходимо выработать принципиально иные подходы к реформированию социальной сферы, разработать такой «финансово-экономический механизм социальной защиты военнослужащих, ко-1 торый позволил бы вовлечь человека в совместное финансирование социальной сферы и обеспечить тем самым более эффективное ее функционирование.

В связи с тем, что в настоящее время в нормативно-правовой базе, регламентирующей социально-правовое положение военнослужащего, происходят существенные изменения, направленные, по мнению их разработчиков, на дальнейшее улучшение материального обеспечения и правового статуса вооруженных защитников Отечества, о которых говорится в различного рода публикациях, назрела необходимость проанализировать сложившуюся ситуацию в области социально-экономического положения военнослужащих и выявить перспективы его развития на ближайшее время.

Актуальность темы

диссертационного исследования, кроме того, возрастает в связи с: наличием существенных социально-экономических противоречий в сфере строительства профессиональной армии, среди которых наиболее значимыми представляются противоречия: между объемом выделяемых финансовых средств и системой определения затрат, необходимых для привлечения и закрепления на военной службе профессиональных кадровмежду направлениями социальной политики в Министерстве обороны РФ и уровнем затрат на поддержание уровня и качества жизни офицерского состава и членов их семейнеобходимостью в условиях дефицита ассигнований, направляемых на текущее содержание Вооруженных Сил РФ, наиболее эффективно расходовать выделенные на эти цели материальные и финансовые средства, используя результаты военно-экономического анализа, а также программно-целевой подходотсутствием единой нормативно-правовой базы, регламентирующей финансово-экономическое обеспечение социальной защиты военнослужащих и членов их семейотсутствием единой системы органов, обеспечивающих социальную защиту военнослужащих и отвечающих за ее состояниевысокой социальной значимостью военной службы, обеспечивающей военную безопасность государстваt установлением в качестве одной из целей первого этапа военного строительства в Российской Федерации1 повышение уровня социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и гражданского персонала военной организациинеобходимостью наметить пути совершенствования финансово-экономического регулирования социальной защиты профессиональных военнослужащих и разработать модель управления системой социальной защиты военнослужащих, которая способствовала бы формированию наиболее эффективных форм, методов и средств социальной защиты военнослужащих в условиях профессиональной армии.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты теории распределения и социальной справедливости представлены в научных трудах основоположников экономической науки: А. Смита, Д. Рикардо, Дж.М.Кейнса, Дж.К.Гэлбрейта, Дж.Р.Хикса. Проблемы социальной защиты населения рассматривалась в работах Л. Гордона, А. Емельянова, Т. Заславской, А. Назимовой, А. Осипова и других. Экономическим аспектам этой проблемы посвятили свои работы Н. Герасимов, А. Бим, Ю. Курочкин, Ю. Пешехонов, Б. Ракитский, А. Ревайкин, М. Ланцев, Р. Хабиби, С. Шаталин, А.Шохин.

Вопросы финансово-экономического обеспечения социальной защиты военнослужащих разрабатывались такими исследователями, как Ф. Аврамчук, С. Викулов, Л. Гончаренко, О. Грунин, А. Гуров, С. Ермаков, А. Пожаров, М. Смирнов, В. Уразов, Г. Федоров и другие.

В последнее время в отечественной военной литературе стали появляться работы, посвященные анализу отдельных элементов финансово-экономиче.

1 Указ Президента РФ от 16 августа 2002 г. «Об основах государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 г.» — Ярославль, филиал ВФЭУ. — 2003. — С. 9. ского механизма социальной защиты военнослужащих. Среди таких работ можно выделить исследования А. Бурыкина, Е. Горголы, В. Климовича, А. Коломий-цева, Г. Савина, Е. Тарасенко, А. Волкова, В. Тимоненкова, Р. Смелика, О. Коваленко по вопросам механизма стимулирования воинского труда, уровня жизни, «структуры и механизма удовлетворения потребностей военнослужащих, спроса и предложения на рынке воинского трудаВ. Бондаренко, А. Григорьева, В. Кожухарь, А. Коровникова, А. Котляра, В. Якуничева по проблемам функционирования механизма социальной защиты военнослужащихВ. Круглова по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения военнослужащих.

Данная проблема в целом, несмотря на ее актуальность, в военно-экономической литературе разработана, на наш взгляд, недостаточно. Коренные изменения всей жизнедеятельности российского общества, сложность и неоднозначность происходящих трансформаций в социально-экономической сфере Вооруженных Сил РФ, отсутствие целостной модели управления системой социальной защиты военнослужащих профессиональной армии и специальных исследований по этим вопросам обусловливает необходимость дальнейшей разработки названной проблемы. Таким образом, актуальность и недостаточность научной разработанности. предопределили выбор темы, обусловили цель и задачи исследования.

Объектом исследования в диссертационной работе являются финансово-экономические отношения и закономерности в области военного строительства в процессе обеспечения социальной защиты профессиональных военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации.

Предметом исследования выступают механизмы финансового и институционального регулирования системы социальной защиты военнослужащих профессиональной армии.

Основная цель исследования данной диссертационной работы заключается в разработке и научном обосновании рекомендаций по совершенствованию финансового и институционального регулирования системы социальной защиты военнослужащих в условиях профессиональной армии.

Цель определила задачи исследования: рассмотреть сущность и необходимость социальной защиты военнослужащих в условиях профессиональной армии, выделить противоречия функционирования системы социально-правовой защиты военнослужащих и ее финансового механизмауточнить теоретические подходы к определению эффективности системы социальной защиты профессиональных военнослужащих и членов их семей (на основе теорий: уровней качества жизни, распределения доходов и расходов до-мохозяйств военнослужащих) и выработать предложения по их применению в условиях Вооруженных сил РФобобщить современный зарубежный и отечественный опыт применения финансовых инструментов обеспечения социальной защиты военнослужащих в условиях профессиональной армии;

• разработать основные направления привлечения дополнительных финансовых источников и пути совершенствования регулирования системы социальной защиты военнослужащих профессиональной армии и членов их семей.

Методология исследования. Логика диссертационной работы базируется на теоретических и методологических исследованиях ведущих ученых и специалистов по проблемам финансово-экономического обеспечения социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

В ходе исследования применялись: системный подход к анализу функционирования системы социальной защиты военнослужащих в условиях профессиональной армии, методы статистического анализа (группировок, динамики, взаимосвязей и другие), табличные и графические приемы. В процессе выполнения работы использованы материалы Госкомстата РФ, периодических изданий, нормативно-правовые акты РФ, руководящие документы МО РФ, а также материалы сети Internet.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что эффективность мер по социальной защите военнослужащих в условиях профессиональной армии непосредственно связана и значительно возрастает при условии применения научно-обоснованных параметров ее финансово-экономического обеспечения, наличия ресурсов, создания и действия финансово-экономического механизма, адекватного современным условиям и социальному статусу этой категории граждан.

Работа выполнена в соответствии с пунктами 2.12 и 5.2 паспорта специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит».

Научная новизна исследования сформулирована в выносимых автором для публичной защиты положениях: определены и раскрыты закономерности и особенности финансово-экономического обеспечения социальной защиты военнослужащих профессиональной армии, даны оценки состояния и основных тенденций его развития в условиях военной реформы и становления профессиональной армиисделаны выводы о возможности использования в России зарубежного опыта функционирования элементов систем и механизмов социальной защиты военнослужащихобоснован и применен авторский подход по использованию результатов статистического анализа и осуществлению мониторинга уровня жизни военнослужащих и их домохозяйств с использованием современных экономико-социологических методикразработаны конкретные предложения по совершенствованию управле-* ния системой социальной защиты профессиональных военнослужащих. В их основе выделено упорядочивание функционирования подсистем финансового и институционального регулирования, включающих финансово-экономический механизм, правовые и другие институты, методы и инструментыпредложены вариант модели финансово-экономического механизма обеспечения и алгоритм военно-экономического обоснования программ социальной защиты профессиональных военнослужащихопределены и обоснованы основные направления привлечения дополнительных источников финансирования и пути совершенствования финансового механизма обеспечения социальной защиты военнослужащих.

Теоретическая значимость полученных результатов состоит в развитии теории научного обоснования системы социальной защиты военнослужащих в условиях профессиональной армии, разработке рекомендаций финансового и институционального регулирования данной системы.

Практическая значимость выполненного исследования заключается в возможности использования основных положений и выводов: для разработки целостной системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей, адекватной требованиям военной реформыв деятельности органов государственного, регионального и муниципального управления по реализации программ социальной защиты военнослужащих;

• в процессе преподавания военно-специальных дисциплин в военно-учебных заведениях МО РФ экономического профиля.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях в Ярославском филиале военного финансово-экономического университета в 20 002 003 гг., межрегиональной научно-практической конференции в декабре 2000 г., проводимой Правительством Ярославской области, международной научно-практической конференции в октябре 2002 г. в ЯрГУ им. П. Г. Демидова, а также использовались в учебном процессе ЯФВФЭУ. По теме диссертации опубликовано 7 научных работ общим объемом 2,6 п.л. Материалы диссертации использованы при выполнении научно-исследовательских работ: «Концепция военно-социальной политики Российской Федерации» (шифр «Концепция») по заказу управления военного строительства Совета Безопасности РФ, «Разработка концепции экономической безопасности Ярославской области» (шифр «Безопасность»).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений. В диссертации представлены 17 таблиц, 8 рисунков, 3 диаграммы. Основной текст изложен на 160 страницах компьютерного текста.

Список литературы

включает в себя 145 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие рыночных отношений в экономике страны, изменение структуры и принципов комплектования войск в ходе военной реформы предполагают формирование в звене армия-государство новой системы распределительных отношений. Важная роль при этом принадлежит финансам Вооруженных Сил, последующим выделением части валового национального продукта в экономику ВС РФ для финансово-экономического обеспечения социальной защиты военнослужащих.

Реалии нынешней социально-экономической ситуации в России требуют того, чтобы реформирование всех сторон жизни общества сопровождалось сильной социальной политикой государства, эффективной системой социальной защиты военнослужащих и членов их семей, как базовое условие поступательности военного строительства в государстве. Автор убежден в том, что сильная и эффективная государственная социальная политика в отношении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей — единственно реальный путь утверждения престижности военной службы в обществе.

Исходя из этой точки зрения, необходимость исследования вопросов социальной защиты профессиональных военнослужащих очевидна, связана с определением основных направлений и разработкой концепции военно-социальной политики.

Необходимой предпосылкой социальной защиты профессиональных военнослужащих является, прежде всего, социальная защита населения в любом обществе. На этот процесс оказывает влияние характер складывающихся между людьми отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. С переходом к рыночным отношениям в России происходит изменение форм собственности, а, следовательно, и общественно-экономических отношений. Наряду с государственной и общественной все более весомый удельный вес приобретает частная собственность.

С изменением форм собственности начинается демонтаж системы распределения материальных благ и услуг. Формируются новые отношения между членами общества, в которые они вступают в процессе присвоения. Появление новых форм собственности на средства производства приводит к проблеме их отчуждения. Эта проблема непосредственно замыкается на категории удовлетворения потребностей человека (материальных, социальных, экономических, духовных, культурных и др.), на выражении интересов личности.

В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

Однако не все категории населения имеют одинаковые возможности для активного участия в строительстве новых отношений собственности, а соответственно, и использования новых источников доходов. Именно поэтому рыночные отношения неизбежно порождают свою противоположность — специализированный институт социальной защиты населения. Рынок и социальная защита населения тесно взаимосвязаны. Социальная защита вовлечена в систему рынка и служит необходимой платой работодателей и бизнесменов за возможность нормальной хозяйственной деятельности, за стабильность общества.

Развитие цивилизованного рынка может нормально осуществляться только вместе с расширением и углублением социальной защиты. Элементарное требование справедливого обмена в условиях рыночных отношений состоит в том, что чем больше кто-то хочет получить прибыли, тем больше он должен платить за социальную защиту населения. Поэтому государство должно гарантировать некоторым слоям населения с помощью государственно-правовых норм определенный уровень жизни.

Военнослужащие составляют исключительную социальную общность граждан, на которых возложены особые обязанности, связанные с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях и с риском для жизни. Им вручено современное оружие, в том числе средства массового поражения, грамотное содержание и умелое применение которого немыслимо без их высокой духовности, профессиональной пригодности и физического здоровья. Сам же человеческий фактор, определяющий боеготовность и боеспособность армии, выполнение Вооруженными Силами и другими войсками своего назначения по обеспечению военной безопасности и национальных интересов России, всецело зависит от положения военнослужащих в обществе, от защищенности предоставленных им прав и свобод человека и гражданина.

Социальная защита военнослужащих, по нашему мнению, есть совокупность социально-экономических отношений, складывающихся по поводу образования, распределения и использования специальных фондов денежных средств в целях наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей военнослужащих, реализации гарантий, льгот, преимуществ и компенсаций, установленных государством в соответствии с их социальным статусом.

Для обеспечения ее непрерывного функционирования и поступательного развития необходима, определенная историческими условиями развития страны, сумма жизненных средств, которая должна быть достаточна для поддержания уровня качества жизни профессиональных военнослужащих и членов их семей, адекватном условиям военной службы и уровню профессионального мастерства.

В ходе исследования были проанализированы теоретические подходы по определению эффективности системы социальной защиты профессиональных военнослужащих и их семей на основе теорий: уровней качества жизни, распределения доходов и расходов домохозяйств военнослужащих, выработаны предложения по их применению в условиях Вооруженных Сил РФ, обобщен современный зарубежный и отечественный опыт применения финансовых инструментов обеспечения социальной защиты военнослужащих профессиональной армии, выделены противоречия функционирования системы социально-правовой защиты военнослужащих и ее финансового механизма, разработаны основные направления привлечения дополнительных финансовых источников и пути совершенствования финансового и институционального регулирования системы социальной защиты военнослужащих профессиональной армии.

Таким образом, опыт показывает, что формирование эффективной системы социальной защиты военнослужащих профессиональной армии возможно только если основные формы социальной защиты военнослужащих представлены единой системой прав, льгот, гарантий и компенсаций, реализующихся в финансово-экономической и других сферах жизни общества, направлены на обеспечение достойных условий оплаты воинского труда.

Анализ функционирования системы социальной защиты военнослужащих, ее финансово-экономического механизма и основных направлений совершенствования на современном этапе, предпринятый в исследовании, свидетельствует о его актуальности и несомненной практической значимости. Среди основных проблем теории финансового регулирования системы социальной защиты военнослужащих основное внимание обращено на выяснение содержания, структуры, значения и путей его совершенствования.

При выяснении необходимости совершенствования финансового регулирования системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей исследованы внешние и внутренние факторы, обуславливающие его необходимость и основные направления. Предложенные пути совершенствования финансового регулирования системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей касаются обновления его институциональной, правовой и функциональной сторон.

В настоящем исследовании предложено создание в воинских гарнизонах самостоятельных администраций как единого территориального органа материально-технического, финансового обеспечения и социальной защиты военнослужащих, что позволит существенно уменьшить расходы на содержание войск и обеспечить достойные условия для жизни и быта военнослужащих и членов их семей, образования, досуга и культуры.

В условиях, когда финансирование расходов государственного бюджета по разделу «Национальная оборона» обеспечено лишь на минимальном уровне потребности в содержании Вооруженных Сил, мы считаем возможным проведение следующих мероприятий в целях привлечения дополнительных источников финансирования программ социальной защиты военнослужащих.

В сфере материального обеспечения военнослужащих необходимо рассмотреть перспективы создания в Вооруженных Силах РФ военно-экономических сообществ (военной кооперации) с целью улучшения экономического положения военнослужащих за счет предоставления торговых скидок или возможности получения дивидендов по прибылям военно-экономического общества, премий за купленные товары (предметы потребления, продукты питания).

Другим источником дополнительных средств для обеспечения социальной защиты военнослужащих и их семей может стать введение военного налога, взимаемого с граждан (организаций и предприятий, на которых они трудятся), обязанных по закону проходить военную службу по призыву, но принявших решение не служить, для покрытия части расходов на денежное и материальное обеспечение военнослужащих профессиональной армии. Необходимость введения такого налога диктуется неспособностью государства содержать ВС РФ на необходимом и достаточном уровненежеланием части граждан призывного возраста служить в армии по различным причинамотсутствием средств для перехода на контрактную систему прохождения военной службы, позволяющую иметь действительно боеспособную, организованную и дисциплинированную армиюнеобходимостью устранения социальной несправедливости между проходящими и не проходящими военную службу.

Еще одним дополнительным источником финансирования программ социальной защиты военнослужащих профессиональной армии могло бы стать создание системы негосударственного пенсионного (эмеритального) обеспечения. Цель её создания — выплата дополнительной пенсии её участникам, а их семьям — пенсий и единовременных пособий. Мы считаем, что уставный капитал эмеритальной кассы должен быть сформирован за счет вкладов общественных организаций, добровольных пожертвований, благотворительных фондов, других вкладчиков, а также взносов самих участников.

Для решения квартирного вопроса современных офицеров необходимо в кратчайшие сроки разработать и принять установленным порядком единую государственную целевую программу строительства жилья для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, включив в нее составной частью программу «Государственные жилищные сертификаты». Необходимо будет при этом предусмотреть создание федерального координирующего центра, наделенного правом привлечения в этих целях внебюджетных инвестиционных средств, а также использование строительных возможностей федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации. В указанную программу составной частью необходимо включить программу накопительной системы обеспечения жильем военнослужащих.

Необходимо отметить, что важной задачей военно-экономической науки является разработка программно-целевого подхода к организации финансового обеспечения военного строительства в Российской Федерации в целом, и социальной защиты профессиональных военнослужащих в частности.

Программно-целевой подход к организации финансового обеспечения социальной защиты профессиональных военнослужащих предусматривает три системно взаимосвязанных и последовательных этапа: перспективное планирование развития системы социальной защиты (определение целей), программирование (упорядоченный комплекс мероприятий, направленных на достижение целей управления) и разработку военного бюджета (распределение ресурсов).

Реализация отмеченных предложений, имеющих определенную практическую значимость, могла бы способствовать развитию социальной защиты профессиональных военнослужащих и членов их семей на современном этапе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ, 1998. № 31. -Ст. 3823.
  2. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства РФ, 1996. № 23. — Ст. 2750.
  3. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЭ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями от 27 мая 2000 г.) // Собрание законодательства РФ, 1997. № 43. — Ст. 4904- 2000. — № 22. — Ст. 2264.
  4. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих.» // Собрание законодательства РФ, 1998.-№ 13. Ст. 1474.
  5. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ, 1998. № 13. — Ст. 1475.
  6. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ, 1998. № 22. — Ст. 2331.
  7. Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1999 г.-№ 47.-Ст. 5619.
  8. Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» // Собрание законодательства РФ, 2001. -№ 1 (Часть I). Ст. 2.
  9. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» // Собрание законодательства РФ, 2001. -№ 53. Ст. 5030.
  10. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 52 (часть I). Ст. 5132.
  11. Указ Президента РФ от 28 января 1998 г. № 102 «О президентской программе «Государственные жилищные сертификаты» // Собрание законодательства РФ, 1998 г. № 5. — Ст. 567.
  12. Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2000. -№ 17. Ст. 1852.
  13. Указ Президента РФ от 16 августа 2002 г. «Об основах государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 г.» Ярославль, филиал ВФЭУ. — 2003. — 22 с.
  14. Декреты Советской власти. Т. 2. М., 1959.
  15. Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 г. № 71 «О федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» // Собрание законодательства РФ, 1998. № 5. — Ст. 615.
  16. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 315 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Государственные жилищные сертификаты» // Собрание законодательства РФ, 2000. -№ 16. Ст. 1708.
  17. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002−2010 годы» // Российская газета, 2001. 26 сентября.
  18. Постановление Правительства РФ от 26.6.2002 г. № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. № 26. Ст. 2603.
  19. Постановление Госстроя РФ от 30 августа 2001 г. № 103 // Информационный бюллетень «Нормирование в строительстве и ЖКХ». 2001. — № 5.
  20. Постановление Госстроя РФ от 31 августа 2001 г. № 106 // Российская газета. 2001. — 31 октября.
  21. Постановление Госстроя РФ от 30 августа 2002 г. № 108 // Российская газета. 2002. — 19 сентября.
  22. Постановление Госстроя РФ от 29 ноября 2002 г. № 160 // Российская газета. 2002. — 18 декабря.
  23. Сборник Приказов по военному ведомству 1869−1886 гг. СПб., 1893. -1275 с.
  24. Приказ РВС СССР от 25 мая 1926 г. № 285 «Положение о государственном обеспечении кадрового начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии» // Собрание законов СССР, 1926. № 20.
  25. Приказ Минобороны РФ от 22 июля 2000 г. № 400 «Об утверждении Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Фе- дерации на мирное время» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000. № 44, 45.
  26. Россия и страны мира: Стат. сб. -М.: Госкомстат России, 1998. 325 с.
  27. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 1999.-734 с.
  28. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2000. — 642 с.
  29. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2001. — 679 с.
  30. Россия в цифрах. Краткий стат.сб. / Госкомстат России М., 2002 — 398 с.
  31. Ш. Монографии и другие публикации
  32. В.Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России.-М.: 1995.- 156 с.
  33. Большой Экономический словарь. -М.: Фонд «Правовая культура», 1994. -614с.
  34. Н.А. Принципы и система денежного довольствия военнослужащих. (Научные записки).- М.: ВФ при МФИ, 1956. 196 с.
  35. С.Ф. Военно-экономическая эффективность затрат на укрепление боевого потенциала и повышение боевой готовности войск. — М.: МФИ ВФЭФ, 1986.- 106 с.
  36. С.Ф. Современные проблемы экономического обеспечения оборонной безопасности России— М.: ВФЭФ при ФА при Правительстве РФ, 1997.- 245 с.
  37. С.Ф. Экономические и правовые основы обеспечения национальной безопасности России. — М.: Современный гуманитарный университет, 2002.- 158 с.
  38. Военная энциклопедия. Т. 16. СПб., 1914. — 1176 с.
  39. Военный энциклопедический словарь. -М.: Воениздат, 1984. 1218 с.
  40. Э.А. Финансы как стоимостная категория. М.: Финансы и статистика, — 1985. — 236 с.
  41. Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.-406 с.
  42. А.И., Золотухин Г. А., Михайлов А. В. Денежное довольствие и иные выплаты военнослужащим: Юридический справочник. М.: «За права военнослужащих», 2001. — 336 с.
  43. С.М. Экономика Вооруженных Сил СССР.- М.: Воениздат, 1989.-266 с.
  44. А.Х. Доходы и потребление населения СССР. М.: Статистика, 1980.-271 с.
  45. Дж. М. Избранные произведения-М.: Экономика, 1993. 543 с.
  46. В.П., Смирнов М. К. Финансовый механизм Вооруженных сил: вопросы теории и практики. -М.: ФВЭФ, 1995. -212 с.
  47. Концепция социальной защиты военнослужащих РФ на рубеже 2000 года. (Центр исследования проблем социальной защиты военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей). М.: «Диамант СВ», 1996.- 104 с.
  48. Ю.В. Денежное обеспечение русской армии. Ярославль: ЯВВ-ФУ, 1992.-276 с.
  49. А.В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование. М.: «Диамант СВ», 1995. — 253 с.
  50. А.В. Социальная защита военнослужащих в зарубежных государствах: правовое регулирование. — М.: «Диамант СВ», 1997. — 199 с.
  51. Краткий словарь по философии / Под общей ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. 3-е изд., дораб. и доп. — М.: Политиздат, 1979. — 413 с.
  52. М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М.: «Былина», — 2000. — 237 с.
  53. Липпе фон П. Экономическая статистика. Штутгарт, ФСУ ФРГ, 1995. — Т. 1.-629 с.
  54. В.Ф. Планирование социального развития и повышения уровня жизни народа. М.: МГУ, 1988. — 271 с.
  55. П.П. Измерение потребительского спроса. — М.: Экономика, 1971.- 159 с.
  56. Научно-методические подходы к разработке норм, лимитов и нормативов расходования денежных и материальных средств в МО РФ: Отчет о экспресс-НИР. М.: ВФЭФ, 1998.
  57. Научно-методологические подходы к совершенствованию системы норм, лимитов и нормативов расходования денежных средств в МО РФ: Отчет о НИР «Норматив». М.: ВФЭУ, 1999.
  58. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М.: МГУ, 1994.-386 с.
  59. А.И., Смирнов М. К. Экономика национальной безопасности. — М.: ВФЭУ, 1999.- 134 с.
  60. Л.И. Повышение эффективности социального обеспечения. — М.: Экономика. 1990. — 380 с.
  61. Л.С. Доходы: уровень, дифференциация, гарантии.-М.: Про-физдат, 1991. -158 с.
  62. В.М. Социальная сфера. Проблемы планирования. М.: Экономика, 1989.-239 с.
  63. П.Ф. От сокращения Вооруженных сил к их преобразованию // Сборник материалов научно-практической конференции «Финансово-экономические проблемы военного строительства в современных условиях». — М.: ВФЭУ, 1999.-254 с.
  64. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соц-экиздат, 1962. 684 с.
  65. Совершенствование методологии финансово-экономического обеспечения функционирования и развития ВС РФ на основе системы норм и нормативов / Рук. авт. кол.: А. Т. Коваленко. М.: ВФЭУ, 2000. — 122 с.
  66. Советская Военная Энциклопедия. Т.5. М.: Воениздат, 1978. 1268 с.
  67. Социальная сфера экономики и качество жизни. Курс экономики / Под ред. В. А. Райзберга. -М: «Инфра-М», 1997. 601 с.
  68. Структура и механизм системы социальной защиты военнослужащих и ветеранов вооруженных сил США. М.: Изд. ВС РФ, 1993. — 318 с.
  69. В.В. Финансы русской армии (XYIII век начало XX века). -М.: ВФЭФ при ГФА, 1993.-254 с.
  70. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д. С. Львов, А.Г. Поршнев- Гос. ун-т упр., Отд-ние экономики РАН. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2002. — 702 с.
  71. Финансы Вооруженных Сил СССР. / Под ред. В. Н. Дутова. М.: Военное издательство, 1986. — 426 с.
  72. Финансы и кредит в экономике Вооруженных сил. Словарь. М.: ВФЭУ, 2001.- 140 с.
  73. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л. А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2000. — 527 с.
  74. Дж.Р. Стоимость и капитал. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.-448 с.
  75. Экономика труда и социально-трудовые отношения (Под ред. Г. Г. Ме-ликьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, изд-во ЧеРо, 1996. — 623 с.
  76. Экономическая теория: Учебник для студентов ВУЗов / Под ред. В. Д. Камаева. М.: Издательский центр «Владос», 1999. — 603 с.
  77. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. Учебник для вузов. СПб: Питер Ком, 1999.-448 с.
  78. Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под ред. В.И. Видя-пина, Г. П. Журавлевой.- М.: Издательство Российской экономической академии наук, 2000. 592 с.
  79. И.И. Военно-хозяйственный механизм социалистического государства. М.: ВПА, 1989. -142 с. 1.Диссертации, авторефераты диссертаций
  80. Г. А. Экономические основы социальной политики государства в условиях переходной экономики России: Дис. докт. экон. наук. М., 1988. -388 с.
  81. А.Д. Регулирование системы удовлетворения социально-экономических потребностей военнослужащих Российской армии в условиях рынка: Дис. канд. экон. наук. Ярославль, 1996. — 183 с.
  82. С.Ф. Социально-экономическая эффективность затрат на укрепление боевого потенциала: (Теория, методология, методика.): Дис. докт. экон. наук. -М., 1988.-324 с.
  83. A.JI. Финансово-экономический механизм обеспечения воспроизводства рабочей силы профессиональных военнослужащих в условиях рынка: Дис. канд. экон. наук. Ярославль, 2001. — 222 с.
  84. H.JI. Уровень жизни населения показатель стабильности экономического развития: Дис. канд. экон. наук. — СПб., 1999. — 152 с.
  85. Е.В. Механизм удовлетворения социально-экономических потребностей военнослужащих и его развитие в условиях перехода страны к рыночной экономике: Дис. канд. экон. наук.-Ярославль, 1992. 187 с.
  86. В.Г. Социальная защищенность: проблемы социальной защиты военнослужащих: Дис. канд. экон. наук. М., ВУ, 1996. — 140 с.
  87. А.Г. Экономическое стимулирование профессиональной службы в Вооруженных силах США: Дис. канд. экон. наук. М., ВФЭФ, 1992. -179 с.
  88. В.В. Негосударственные пенсионные фонды в финансовой системе России: Дис. канд. экон. наук. Ярославль, 2002. — 151 с.
  89. Г. Г. Социальная защита военнослужащих в условиях формирования гражданского общества: Дис. д-ра полит, наук: М., 1999. — 338 с.
  90. Мигачев Ю И. Конституционные права военнослужащих (сравнительное исследование законодательства Российской Федерации, США, Франции и ФРГ): Дис. канд. юр. наук. -М.: Воен ин-т, 1993.- 188 с.
  91. С.В. Социальная защита пожилых людей в условиях становления рыночной экономики. Автореферат дис. канд. экон. наук — СПб, Университет экономики и финансов, 1994. 18 е.
  92. Г. В. Военно-экономический анализ затрат на содержание личного состава при углубленной профессионализации армии: Дис. канд. экон. наук М., ВАЭФиП ВС РФ, 1993.- 174 с.
  93. В.Н. Социально-экономическая защищенность военнослужащих в условиях перехода к рынку: Дис. канд. экон. наук. М., 1998. — 146 с.
  94. А.Н. Правовое регулирование финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (историко-административный аспект): Дис. канд. юрид. наук. М., 1999. — 174 с.
  95. В.И. Уровень жизни и его влияние на служебную деятельность офицерского состава Вооруженных Сил СССР: Дис. канд. экон. наук. — М., ВПА, 1991.- 184 с.
  96. В.Н. Денежное и материальное обеспечение военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского флота и их совершенствование в современных условиях: Дис. канд. экон. наук. М., ВФЭФ, 1977. — 117 с.
  97. Ю.А. Социальный статус военнослужащего: Социально-философская концепция: Дис. докт. филос. наук. М., 1997. — 450 с.
  98. Якуничев В. В Финансово-экономические аспекты социальной защиты военнослужащих в условиях реформы Вооруженных сил РФ: Дис. канд. экон. наук М., ВФЭФ при ФА, 1997. — 208 с. 1. V. Периодические издания
  99. Л.И. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России // Вопросы экономики. 1998. -№ 6. — С.10−17.
  100. А.Г. Проблемы социальной защищенности населения при переходе к рынку // Социально-политические науки. 1991. — № 10. — С. 92−98.
  101. A.M., Хрусталев Е. Ю., Балычев С. Ю. Цена профессиональной армии: Военная реформа: проблемы и суждения // Красная звезда. 1997. — 7 февраля.
  102. Ю.В. Когда бюджетных средств не хватает // Право в Вооруженных Силах. 2003. — № 2. — С. 35−38.
  103. С.Е. Некоторые вопросы управления военным строительством: финансовый аспект // Военная мысль, 2000. № 5. — С. 56−58.
  104. Белов В.К. Armed forces life insurance (о страховании жизни и здоровья военнослужащих США) // Право в Вооруженных Силах. 2001. — № 2. — С. 18−22.
  105. А. Нам нужна современная армия // Красная звезда, 2003. 17 апреля. С. 1, 7.
  106. С.Ф., Сторонин В. В., Маслов В. В. Военно-экономическая аналитическая деятельность в Вооруженных Силах // Военная мысль. 2002. — № 4.-С. 33−36.
  107. Воробьев В. В Социальная защита военнослужащих: проблемы и способы их решения. // Военная мысль. 1992, № 3 — С. 2.
  108. Е.Г. Военно-экономические общества // Военно-экономический вестник.-2002.-№ 5.-С. 110−115.
  109. В. Армия у России есть // Красная звезда. 2002, 30 марта. — С. 1,3.
  110. С.М., Савинский П. Ф. Военно-экономические проблемы военной реформы // Военная мысль, 2001. № 6. — С. 8−10.
  111. И. Правовое и финансово-экономическое обеспечение социальной защиты военнослужащих Франции // Зарубежное военное обозрение. -2000.-№ 10.-С. 6−12.
  112. И. Пробуксовка. Почему число бесквартирных военнослужащих растет? // Красная звезда. 2003. — 22 марта. — С. 1−2.
  113. Интернет-сайт информационного агентства Росбизнесконсалтинг: http://top.rbc.ru/index.shtml7/news/policy.
  114. А. Пенсионное обеспечение военнослужащих США // Зарубежное военное обозрение.-2000.-№ 11.-С. 12−13.
  115. А.В., Пикулик А. В. Военный бюджет России: реальность и перспективы // Военно-экономический вестник. 2002. — № 7. С. 15−22.
  116. А. Больше государственной заботы // Красная звезда. 2003. -20 марта. — С. 2.
  117. В.Ф. О критериях минимального уровня жизни населения // Общество и экономика. 1994. — № 5−6. — С. 121−126.
  118. Ю. Добровольный способ комплектования вооруженных сил США // Зарубежное военное обозрение. 2000. — № 2. — С. 2−6.
  119. А. Правовое и финансово-экономическое обеспечение социальной защиты военнослужащих Японии. Зарубежное военное обозрение. 2000. -№ 2.-С. 10−11.
  120. А.И. Венный бюджет-2001 // Красная звезда. 2000, 16 декабря. С. 1, 3.
  121. А.И. Военный бюджет 2002 года // Военно-экономический вестник. 2002. — № 2. — С. 5−12.
  122. Обзор экономики России в 2001 году // Бизнес и инвестиции. Специальный выпуск.-2001. С. 13−18.
  123. В. Правовые, финансово-экономические аспекты и социальная защита военнослужащих Великобритании // Зарубежное военное обозрение. — 2000.-№ 5.-С. 9−11.
  124. П.Б. Сколько стоит военная служба // Зарубежное военное обозрение. 2001. — № 10. — С. 25−31.
  125. А.А., Кукушкин Д. К. Бедность в Москве: использование шкал эквивалентности для ее измерения // Проблемы прогнозирования. 1995. — № 6.-С. 133−145.
  126. А.Н. Еще несколько слов о компенсации взамен продовольственного пайка // Право в Вооруженных Силах. 2002. — № 10. — С. 36−41.
  127. Н.Н. Цена жизни и социально-экономические компенсации // Военная мысль. 2001. — № 1. — С. 44−47.
  128. .В. Социальная защищенность и ее типы // Вопросы экономики. 1992. — № 7. — С. 5−12.
  129. Ракурс: теория, практика, информация. Специальный выпуск № 1. М.: 12 ЦТ МО РФ. 2002.-96 с.
  130. . Правовое, финансово-экономическое обеспечение и социальная защита военнослужащих Италии // Зарубежное военное обозрение. — 2000.-№ 6.-С. 8−9.
  131. В.К. Социальная защищенность в переходный период к рыночной экономике. Тезисы доклада к Международной конференции 20−23 сентября 1993 г. Юнеско — Мировой Банк: Экономическая Академия. Министерство экономики РФ. Россия. — М.: 1993. — С. 4−7.
  132. М., Климович В. Весома ли потребительская корзина военнослужащего // Военно-экономический журнал 1993. — № 3. — С. 19−20.
  133. М.К. Военный бюджет и его роль в экономическом обеспечении обороноспособности и военной безопасности страны // Военная мысль. 2001. -№ 3.-С. 5−11.
  134. С.С. Российские офицеры опора государства или источник нестабильности? // Социологические исследования. — 1997. — № 5. — С. 24−29.
  135. А.В., Ульянова Е. А. Денежные доходы населения России: 19 921 996 гг. // Проблемы прогнозирования. 1997. -№ 6. — С. 35−48.
  136. П.В. Ожидания военнослужащих и военных пенсионеров оправдываются // Военно-экономический вестник. 2002. — № 5. С. 27−35.
  137. А., Шатров С. Финансово-экономическое обеспечение и социальная защита американских военнослужащих // Зарубежное военное обозрение.-2002.-№ 12.-С. 7−13.
Заполнить форму текущей работой