Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы повышения эффективности управления на основе оптимизации трансакционных затрат: На примере торговых организаций Республики Татарстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поскольку торговая организация осуществляет два основных вида деятельности: производственную (торгово-технологическую) и распределительную (экономические связи с поставщиками и потребителями), то автором было предложено следующее ее определение: «Торговая организация — это хозяйствующий субъект рынка, обладающий экономической самостоятельностью и осуществляющий коммерческую деятельность, вступая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Современные концепции экономического управления коммерческими организациями
    • 1. 1. Анализ основных направлений совершенствования экономического механизма деятельности коммерческих, организаций
    • 1. 2. Основные аспекты теории трансакционных издержек
    • 1. 3. Влияние структуры рынка и характера экономических связей на эффективность рыночных трансакций
  • Выводы

ГЛАВА 2. Методологические аспекты формирования эффективных экономических связей на потребительском рынке Сущность и механизм формирования трансакционных издержек на договорные отношения Экономическая эффективность рыночных трансакций Оценка эффективности рыночных трансакций на рынке совершенной конкуренции на краткосрочных и долгосрочных временных интервалах Оценка эффективности рыночных трансакций в условиях несовершенной конкуренции на краткосрочных и долгосрочных временных интервалах

Выводы

2.2. 2.3.

ГЛАВА Совершенствование управления торговыми организациями на основе оптимизации трансакционных издержек

Анализ эффективности рыночных трансакций торговых организаций на потребительском рынке

Разработка методики расчета экономической эффективности договорных отношений в торговых организациях Определение эффективности договорных отношений для ряда конкретных случаев коммерческой деятельности торговой организации

Управление процессом договорный отношений в торговой организации

Выводы

ГЛАВА 4. Проблемы потребительского рынка и пути его совершенствования с учетом оптимизации рыночных трансакций

4.1. Анализ влияния организационных форм потребительского рынка на эффективность рыночных трансакций

4.2. Основные направления совершенствования потребительского рынка в современных условиях

4.3. Государственное регулирование рыночных трансакций на потребительском рынке

Выводы

Проблемы повышения эффективности управления на основе оптимизации трансакционных затрат: На примере торговых организаций Республики Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В последнее время резко возрос интерес к процессу формирования экономических связей между субъектами потребительского рынка Это объясняется рядом причин. Во-первых, их эффективность существенно влияет на ценообразование, что является немаловажным фактором в условиях низких доходов населения. Во-вторых, возможность организации эффективных связей между субъектами потребительского рыжа позволить повысить рентабельность торговых предприший. И, наконец, формирование совершенных экономических связей даст возможность повысить эффективность вши экономической системы в целом, и потребительского рынка в частности. Кроме того, они являются основой для формирования производственных предприятий и определения направлений деятельности коммерческих структур на перспективу.

В нашей стране коммерческая деятельность в сфере отечественного товарного обращения в современных условиях определяется прежде всего становлением рыночной экономики, что в свою очередь требует перестройки <]юрм и методов управления как на макроуровне, так и в основном звене экономики — предприятии. Такв ''Концепции реформирования предпри5гшй и л иных коммерческих организаций", принятой Пэстановлегдаем правительства РФ от 30 октября 1997 г. и в «КЬмплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998;2005 годьг», принятой Установлением Цтавительства Российской Федерации от 15 июня 1998 г., отмечен ряд характерных проблем, г грахятсгаующих эффективному функционированию экономики на уровне предприятий и потребительского рынка, в том числе неудовлетворительный менеджмент в области финансов и издержек производства, а также отсутствие эффективных экономических связей между субъектами рынка Таким образом, вопросы совершенствования деятельности на основе таких экономических рычагов, как эффективное распределен ние ресурсов, необходимых для максимизации прибыли торговых организаций, процесс ценообразования, экономическое стимулирование, организация эффективных экономических связей и т. п. являются актуальными и требуют своего решения.

Проведенный анализ литературных источников в области теории фирм и теории трансакционных издержек отечественных и зарубежных авторов, таких как Р. Коуз, О. Вильямсон, X Лейбенстан, Р. Кэмпбегоз, Л Стэнли, Дж. Додан, Е Лиццсей, Дж. Джоунс, С. Хишт К ^>роу, О. Демсет, А Шасштко, С Малахов, а также экономической деятельности розничных, оптовых и посреднических организаций показан, что в настоящее время не разработан в должной мере экономический механизм функционирования и развития торговых организаций в условиях рыночной экономики с учетом особенностей договорных отношений. Однако следует отметить существенный вклад в совершенствование деятельности торговых предприятий и общественного питашш В Баканова, В. Бурмистрова, Я Орлова, А Шеремета, J1 Братина, Г. Данько, В. Воронина, Р. Савкиной, В. Иэхина, занимающиеся вопросами анализа и оптимизации коммерческой деятельности. Все это дехиет существенно важным разработку и исследование не только общих аспектов регулирования рыночных отношений с учётом новых экономических теорий, но и их практическую увжку со спецификой деятельности торговых организации и потребительского рынка в целом, что послужило основной побудительной причиной выбора настоящего диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является обоснование и разработка нового подхода в повышении эффективности управления торговыми организациями на основе совершенствования хозяйственных связей и рационального использования ресурсов в современных условиях функционирования потребительского рынка.

В соответствии с целью дассертационного исследования поставлены и решены следующие задами теоретического и прикладного характера;

— исследована сущность и содержание современных концепций экономических методов управления коммерческими организациями, а также выявлены возможные пути их совершенствования с учетом современных условий потребительского рынка;

— обоснованы предпосылки нового подхода в управлении торговыми организациями на основе совершенствования их экономических связей;

— разработаны механизм оценки экономической эффезсшвности договорных отношений и методика расчета экономической устойчивости торговых организаций для различных схем рыночных трансакций;

— предложены экономические модели для рынка совершенной и несовершенной (монополистической) конкуренции, позволяющие торговым организациям наилучшим образом организовать свою коммерческую деятельность при различных видах рыночных трансакций;

— выявлено влияние структуры рынка на величину затрат на рыночные трансакции;

— структурирована система рыночных трансакций и разработана схема затратного механизма на их реализацию;

— осуществлена оптимизация расчетов экономической эффективности торговых организаций с применением современного математического аппарата и ЭВМ;

— разработаны конкретные методики расчета эффективности торговых организаций с учетом различных видов рыночных трансакций,.

— показана схема управления договорными отношениями в торговой организации;

— проведен анализ влияния издержек обращения и затрат на рыночные трансакции на эффективность коммерческой деятельности ряда торговых организаций потребительского рынки Республики Татарстан.

Предметом исследования в диссертащгонной работе являются экономические процессы и хозяйственные связи как на уровне отдельных торговых организавдй, так и на уровне потребительского рынка в целом на примере Республики Татарстан.

Объектом исследования были избраны оптовые и розничные торговые организации различной формы собственности, функционирующие на потребительском рынке Республики Татарстан.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили классические и современные исследования зарубежных, и отечественных авторов в области теории фирм, теории трансакционных издержек и теории распределения ресурсов, а также современные разработки по проблемам менеджмента Кроме того, использовались законодательные акты, связанные с регулированием коммерческой деятельности организаций на потребительском рынке. v.

Фактической базой даосертационной работы послужили нормативно-технические документы Госкомстата Российской Федерации, Госкомстата Республики Татарстан, государственных исполнтедьных органов Республики Татарстан, материалы специальной литературы, посвященные социально-экономическим исследованиям потребительского рынка" результаты обследований, проведенных автором.

В процессе исследования были использованы основные положения системного и предельного подходов, методы экономического и статического анализа, традиционные приемы экономико-математического моделирования.

Научная новизна исследования заключается в разработке нового подхода в организации коммерческой деятельности торговых организаций в современных условиях функционирования потребительского рынка на основе оптимизации трансакционных затрат и затрат на торгово-технологаческий процесс для достижения максимально возможной экономической прибыли.

Кроме того, автором сделан ряд теоретических и практических разработок, носящих как принципиально новый характер, так и дополняющих ранее сформулированные методические положения менеджмента в области экономических методов управления. В том числе:

— дано понятие трансакционных издержек, которое в отличии от известных включает в себя затраты, связанные с товародвижением;

— сформулирован отличный от применяемых методик затратный механизм реализации товаров, включающий в себя издержки торгово-текнологического процесса и затраты на обеспечение договорных отношений;

— предложен новый подход в оценке экономической эффективности договорных отношений, который предусматривает отношение прибыли от реализации к затратам на рыночные трансакции как по каждому контракту в отдельности, так и по всем контрактам торговой организации в целом;

— усовершенствована методика расчета рентабельности торговых организаций с использованием коэффициента экономической устойчивости, представляющего собой отношение ценыреализуемого товара при нормальной прибыли (экномическия прибыль равна нулю) к его реальной цене;

— на основе предельного подхода получены экономические модели коммерческой деятельности торговых организаций в условиях совершенной и несовершенной (монополистической) конкуренции, позволяющие получить максимально возможную прибыль при определённых трансавсционньг^с затрат и затрат на торгово-технологический процесс, и объемах прод аж;

— разработан критерий оценки отимальных трансакционных издержек, который основан на минимизации цены товарного ресурса;

— получены графические зависимости, характеризующие связь величины издержек обращения и трансакционных затрат с рентабельностью торговых организациях потребительского рынка Республики Татарстан за период с 1993 г. по 1998 г. и определены пути его совершенствования за счет создания развитых и относительно коротких экономических связей;

— разработаны и опробированы на практике методики расчета эффективности и экономической устойчивости торговых организаций для различных схем рыночных трансакций и затратных механизмов: изменение затрат на договорные отношения и торгово-технологический процесс по линейному закону и закону убывающей отдачипо схеме рыночных трансакций «йродавец-комиссионф-покупитель» — заключение нескольких однородных сделок на краткосрочном и долгосрочном временных интервалах;

— для оценки эффективности потребительского рынка предложен коэффициент несовершенств рыночных трансакций как отношение коэффициента эффективности рыночных трансакций в условиях несовершенной конкуренции к аналогичному коэффициенту в условиях совершенной конкуренции.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования разработанного подхода для повышения эффективности управления торговыми организациями с учетом современных условий потребительского рынка.

Резузтьтаты исследоваования использованы.

— в ряде торговых организаицйеспублики Татарстан для оценки экономической эффективности и организации выгод ных экономических связей с контрагентами и в том числе: в супермаркете «Европа»: в АО 'Торговый дом ЦУМ" - в Торгово-финансовой компании КамАзв ЗАО «Финта Инвест Холдинг» — в ООО 'Эдельвейс" .

— в системе Министерства торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан для разработки проекта Закона РТ 'О государственном регулировании рынка потребительских товаров и услуг" ;

— в управлении торговли при главе администрации г. Казани для разработки «Программы развития торговли в г. Казани до 2000 г.;

— в учебном процессе Казанского института Московского государственного университета коммерции при чтении лекций и проведении практических занятий по курсу «Управление предприятиями торговли» и '" Организация коммерческой деятельности" .

Апробация работы и публикации. Обоснованность основных предположений диссертационного исследования была подтверждена в результате их обсуждения на научно-методаческих конференциях в Московском тсударсгвенном университете коммерции (1997, 1998, 1999), Казанском коммерческом институте МГ~УК (1997,1998,. 1999), Казанском финансово-экономическом институте (1998), на Региональной научно-практической конференции 4Т1ромьшшзшая экология и проблемы безопасного будущего" (1997), на Международной научно-практической конференции 'Россия накануне ~ХХ1 ве^ касуверенитет — федерализм — экономическая безопасность" (1998), на Всероссийской нау" шо-гфактической конференции' 'Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии" (1997), на международной *[аунно-практтеской конференции «Коммерческое делю в России: история, современное состояние, будущее (1999).

Основные положения и выводы, полученные в диссертации, опубликованы в 30 работах, объем которых составляет 118,3 печатных листов. Общий список опубликованных работ диссертанта составляет 69 наименований объемом 147,7 печатных листов.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Список использованной литературы включает 165 наимшований Текстовая часть работы содержит 16 таблиц, 52 рисунка, 105 формул и алгоритмов. Объем диссертационного исследования составляет 280 с. машинописного текста.

Выводы по четвертой главе.

1. Анализ структуры потребительского рынка показал, что соответствующее его формирование окажет существенное влияние на эффективность рыночных отношений, а в конечном итоге и на эффективность потребительского рынка за счет организации коротких и разветвленных связей между производителями и потребителями, сокращения издержек товародвижения, сокращения отчислений в бюджет и исключения из системы товародвижения «товарных пирамид». Это в свою очередь, позволит снизить влияние ценового фактора на покупательскую способность населения.

2. В целях сокращения затрат на экономические связи необходимо создание своей собственной структурированной системы прямых хозяйственных связей с производителями не только России и СНГ, но и стран дальнего зарубежья, выпускающими качественную и относительно дешевую продукцию и надежными в выполнении договорных обязательств.

3. На базе бывших государственных крупных оптовых предприятий целесообразно создание региональных закупочных центров (специализированных и универсальных), осуществляющих закупки товаров в соответствии с потребностями регионального рынка. Это позволит правительству Республики Татарстан эффективно влиять на потребительский рынок и своевременно решать вопросы контроля качества и количества товаров народного потребления. Кроме того, это сократит затраты, связанные с обеспечением устойчивых и развитых экономических связей, приведет к снижению оптовой цены реализуемых товаров, а также сократит отток денежных средств в другие регионы страны. На первом этапе такими закупочными центрами можно охватить товары, находящиеся в государственной монополии.

4. Помимо проведения сезонных оптовых выставок-ярмарок необходимо возобновить на базе региональных закупочных центров деятельность еженедельных товарных бирж, что позволит сократить издержки на товародвижение и обеспечить наиболее эффективное распределение товарных ресурсов.

5. На местном уровне необходимо создание локальных закупочных центров, которые учитывали бы интересы потребителей отдельных районов и крупных городов. Для обеспечения конкурентоспособности на потребительском рынке, они могут создавать добровольные цепные объединения с розничными торговыми организациями, что позволит сократить трансакционные издержки между оптовым и розничным звеньями товародвижения.

6. В структуре розничного рынка необходимо создание различных торговых объединений на основе мелких предпринимателей, способствующих их экономической устойчивости и усилению конкуренции на потребительском рынке. Для поддержки мелких торговых предприятий целесообразно использование франчизных соглашений с крупными фирмами, зарекомендовавшими себя с положительной стороны на потребительском рынке.

7. Для совершенствования рыночных трансакций, за счет рационального формирования ассортимента товаров, следует шире использовать специализацию розничной торговой сети.

8. В целях совершенствования структуры потребительского рынка и поддержания покупательского спроса необходимо всесторонне развивать сеть потребительской кооперации не только в сельской местности, но и в городах Республики Татарстан.

9. Развитие малого бизнеса в Республике Татарстан позволяет воздействовал" на формирование развитых и коротких экономических связей между производителем и потребителем за счет приближения производителя к потребителю и исключения посреднического звена.

10. Для формирования эффективной системы малого предпринимательства необходимо разработать в Республике Татарстан комплексную программу государственной политики развития малого бизнеса на базе правовой, экономической и информационной под держки и использования процесса кооперирования малого и крупного бизнеса.

11. Значительное влияние на эффективность рыночных трансакций оказывает государственное регулирование. Это позволяет создать условия для нормального функционирования рыночной системы и в то же время преодолеть негативные последствия этого функционирования.

12. Для осуществления эффективного государственного регулирования деятельности торговых предприятий различных форм собственности, на-ряду с уже имеющимися законодательными актами, необходимо разработать Закон РТ «О государственном регулировании торговли в Республике Татарстан», учитывающий особенности и специфику торговли как отрасли рыночной системы. Этот Закон позволил бы перейти к международной системе классификации торговых предприятий, конкретизировать систему регулирования и контроля деятельности торговых организаций, разработать новую нормативную базу с учетом современных рыночных реалий, а также способствовать эффективному формированию потребительского рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Значительное место в успешной коммерческой деятельности торговых организаций на потребительском рынке занимают экономические связи. Поэтому одной из главных задач в обеспечении эффективного функционирования потребительского рынка является создание всесторонне развитых рыночных отношений. Решение данной задачи позволит более полно удовлетворить покупательский спрос населения и реализовать в полной мере возможности производителей.

Отсутствие в настоящее время в менеджменте экономической теории договорных отношений затрудняет создание оптимальных систем управления не только торговыми организациями, но и потребительским рынком в целом. Как показали наши исследования в этой области, зарубежные и отечественные разработки не позволяют в полной мере использовать научные достижения в практической деятельности коммерческих организаций на потребительском рынке, так как в основном затрагивают производственную сферу. Нет в этом вопросе и единого подхода, наблюдают различия в понятиях рыночных трансакций и трансакционных издержек. Отсутствуют и рыночные модели, позволяющие на основе рыночных трансакций определять эффективность деятельности субъектов рынка.

Используемый в нашей стране механизм определения издержек обращения не учитывает соответствующим образом затраты рыночных трансакций. Нерассмотрена классификация договорных отношений в зависимости от вида рыночных трансакций.

Сказанное нами выше, явилось основной причиной, обуславливающей содержание и направленность настоящего диссертационного исследования.

В первой главе работы проведен анализ теоретических и практических исследований проблем экономического управления коммерческими организациями в условиях рыночных отношений. При этом, наряду с вопросами совершенствования экономического механизма деятельности коммерческих организаций, значительное место было уделено формированию эффективных экономических связей с контрагентами.

Целью деятельности любой коммерческой организации является решение вопроса об объеме производства и уровне цен для достижения максимально возможной экономической прибыли. Такая концепция предусматривает выпуск такого количества продукции, при котором предельные издержки равны рыночной цене, что является условием максимизации получаемой прибыли. Эта концепция была отражена в работах Р. Коуза, О. ильямсона, Р. Кэмпбелла, JI. Стэнли и др. Однако, следует заметить, что эти работы рассматривают деятельность производственных фирм, что делает затруднительным использование результатов исследования при организации эффективной коммерческой деятельности торговых предприятий.

Анализ работ в области теории трансакционных издержек показал, что существует многообразная и разноречивая оценка затратного механизма, содержания и состава трансакционных издержек. Отсутствуют методологические разработки, позволяющие провести оценку экономической эффективности договорных отношений торговых организаций.

Результаты проведенного нами анализа легли в основу разработки принципиально новой теории договорных отношений на потребительском рынке.

Во второй главе настоящей работы разработаны методологические аспекты формирования эффективных экономических связей между субъектами потребительского рынка На основе теории фирм, теорией распределения ресурсов и теории трансакционных издержек предлагается новый подход в формировании затратного механизма функционирования торговых организаций. Значительное место уделено сущности и составу трансакционных затрат.

Для оценки экономической эффективности рыночных трансакций разработаны система экономической показателей и соответствующий математический аппарат, позволяющий рассчитать эти показатели при оптимальных режимах коммерческой деятельности. Кроме того, изложен материал, связанный с разработанными автором экономическими моделями, характеризующих эффективность договорных отношений на потребительском рынке и их анализ в условиях совершенной и несовершенной конкуренции в краткосрочных и долгосрочных временных интервалах для ряда конкретных случаев деятельности торговых организаций.

Поскольку торговая организация осуществляет два основных вида деятельности: производственную (торгово-технологическую) и распределительную (экономические связи с поставщиками и потребителями), то автором было предложено следующее ее определение: «Торговая организация — это хозяйствующий субъект рынка, обладающий экономической самостоятельностью и осуществляющий коммерческую деятельность, вступая при этом в экономические связи с другими субъектами рынка». В соответствии с этим определением, все издержки обращения можно поделить на две группы: трансакционные издержки и затраты на торгово-технологический процесс. Кроме того, для более полной оценки затратного механизма договорных отношений, наряду с затратами на мониторинг, переговоры и заключения контракта, авI тором предлагается включить издержки, связанные с товародвижением. Это позволит учесть фактор места (пространства), который может оказать существенное влияние на эффективность договорных отношений и более полно оценить затраты на эксплуатацию экономической системы. В свою очередь, наличие транспортных расходов в составе трансакционных издержек позволяет скорректировать модель рынка совершенной конкуренции с учетом гипотез «к случаю» и перевести ее из разряда «идеальной» в разряд практической модели, характеризующей случай равновесной рыночной конкуренции и минимальных (не нулевых) эксплуатационных затрат экономической системы.

Определенный вклад в теорию договорных отношений вносит разработанная автором методика оценки экономической эффективности рыночных трансакций между субъектами потребительского рынка. В качестве оценочного показателя в работе предложен коэффициент экономической эффективности рыночных трансакций, учитывающий процесс формирования затратного механизма рыночных трансакций. Предварительная оценка экономической эффективности договорных отношений позволит избежать ошибок в коммерческой деятельности за счет принятия обоснованного решения по выбору контрагентов, определения цены реализации товаров, а также снизить возможность накопления сверхнормативных запасов и количество торговых скидок.

Торговая организация постоянно принимает решения о количестве используемых ресурсов. Применительно к закупке товаров она должна сопоставлять поставщиков и затраты на приобретение товаров. При этом, следует иметь ввиду, что эти затраты должны включать в себя не только цену покупаемого товара, но и затраты на договорные отношения, которые в совокупности образуют цену товарного ресурса. Поэтому определяя оптимальную величину затрат на рыночные трансакции необходимо исходить из того, что величина цены товарного ресурса должна быть минимальной из всех возможных вариантов поставки товаров.

Значительное влияние на успешное функционирование торговых организаций оказывает экономическая эффективность, которая зависит от многих факторов и в том числе от процесса ценообразования, объема реализации, из-держкоемкости, структуры рынка, экономических связей и т. п. Ценообразование торговой организации предусматривает систему дифференцированных уровней торговых надбавок на реализуемые товары, а также оперативную их корректировку в зависимости от условий потребительского рынка. При этом, торговая организация обладает определенными границами их формирования. С одной стороны, это цена товарного ресурса, а с другой ценовой спрос потребителей. Поэтому ценовая политика должна быть в первую очередь направлена на снижение уровня затрат на торгово-технологический процесс и договорные отношения при соответствующем оптимальном объеме реализации товаров. Это позволяет в рамках диапазона торговой надбавки формировать более высокий размер прибыли, а тем самым обеспечивать более устойчивое положение торговой организации на потребительском рынке. Вследствие этого, заслуживает внимания разработанная автором методика оценки экономической устойчивости торговых организаций, основанная на условиях рыночного равновесия. В качестве коэффициента экономической устойчивости предлагается отношение цены продажи товаров к цене в точке получения нормальной прибыли (равновесия).

При разработке рыночных моделей, характеризующих связь трансакционных издержек с максимальной прибылью от реализации контракта в настоящей работе использовался предельный подход. Оптимальному значению объема реализации в этих моделях соответствует правило равенства предельного дохода и предельных издержек обращения, т. е. MR = МС^ = Т для рынка совершенной конкуренции и MR = МС^р для рынка несовершенной конкуренции. Таким образом, связь торговой надбавки с предельными издержками обращения определяет условие ценообразования при оптимальном объеме реализации.

Для оценки эффективности всего потребительского рынка нами предлагается коэффициент совершенства рыночных трансакций, который определяется как отношение коэффициентов экономической эффективности рыночных трансакций для рынков совершенной и несовершенной конкуренции. Данная теория использована нами в дельнейшем для разработки конкретных практических методик расчета экономической эффективности договорных отношений для различных видов рыночных трансакций.

В третьей главе рассматриваются вопросы связанные с анализом величины трансакционных издержек и их вклада в общий затратный механизм торговых организаций Республики Татарстан, а также на конкретных примерах проводится оценка экономической эффективности их функционирования на потребительском рынке на основе разработанной автором теории договорных отношений.

Проведенный анализ ряда торговых организаций потребительского рынка Республики Татарстан показал, что за период с 1993 г. по 1995 г. величина трансакционных затрат по отношению к товарообороту составила от 4 до 7% при коэффициенте экономической эффективности рыночных трансакций до 1,2. При отношении трансакционных издержек в общем товарообороте менее 2% и более 10% коэффициент экономической эффективности рыночных трансакций будет отрицательным и договорные отношения не будут иметь смысла.

Существующий подход в оценке эффективности торговых организаций предусматривает эластичность спроса по цене, т. е. неизменность спроса от объема реализации. Такой подход в полной мере присущ регулируемой экономике, когда устанавливается равновесие между спросом и предложением. Вызывает определенное сомнение и подход к процессу ценообразования по принципу «издержки +», основанный на точке безубыточности, так как он не отражает реальные рыночные условия (наличие конкуренции, изменение ценового спроса и т. п.). Поэтому целесообразно использовать такой подход, который учитывал бы эти недостатки. В качестве такого подхода в настоящей работе предлагается методика, основанная на использовании предельных величин, которая позволит получить рад важных преимуществ: во-первых, даст возможность торговой организации максимизировать прибыль с учетом оптимального объема реализации и соответствующих издержках обращенияво-вторых, при максимальной прибыли наилучшим образом провести процесс ценообразованияв-третьих, получить реальную величину показателя рентабельностив-четвертых, задавая необходимый показатель рентабельности, планировать соответствующие издержки обращения.

Значительное место в эффективной деятельности торговой организации занимает процесс договорных отношений, который, с точки зрения автора, можно представить в виде совокупности определенных этапов и элементов, объединенных в единую замкнутую систему, состоящей из двух стадий. Первая стадия заключается в формировании портфеля рыночных трансакций и включает в себя следующие элементы: выявление проблемыинформационное обеспечение рыночных трансакцийвыбор контрагентапроведение переговоровзаключение контрактов. Вторая стадия заключается в реализации портфеля рыночных трансакций с последующей оценкой экономической эффективности рыночных трансакций как в целом, так и по каждому контракту в отдельности.

На основе предложенных нами рыночных моделей для рынка совершенной и несовершенной конкуренции в настоящей работе разработаны конкретные методики расчета эффективности договорных отношений для ряда конкретных случаев торговой практики: заключение нескольких однородных контрактов в краткосрочном и долгосрочном временном периодезаключение контракта по схеме рыночных трансакций «продавец — комиссионер — покупатель" — при изменении затрат на рыночные трансакции по закону убывающей отдачи. На базе этих разработок сформулированы общие правила, позволяющие менеджерам избегать ситуаций, связанных с заключением невыгодных сделок.

В четвертой главе диссертации анализируется влияние организационной формы потребительского рынка на эффективность рыночных трансакций. Проводится анализ потребительского рынка Республики Татарстан и предлагаются пути его совершенствования с учетом формирования оптового и розничного звена на основе эффективных рыночных трансакций. Рассматриваются вопросы управления рыночными трансакциями на макроуровне (государственное регулирование).

Анализ структуры потребительского рынка Республики Татарстан показал, что соответствующее его формирование окажет существенное влияние на эффективность рыночных отношений торговых организаций, а в конечном итоге на эффективность потребительского рынка в целом за счет организации «коротких» и разветвленных экономических связей между производителями и потребителями, сокращения издержек товародвижения и исключения из системы товародвижения товарных пирамид". Это в свою очередь, позволит снизить влияние ценового фактора на покупательскую способность населения, что очень важно при низких доходах и существующей системе невыплат зарплат. В качестве путей сокращения затрат на эксплуатацию потребительского рынка необходимо создать на уровне республики своей собственной структурированной системы оптовых предприятий, имеющих разветвленную систему прямых хозяйственных связей с производителями (поставщиками) не только России и СНГ, но и стран дальнего зарубежья, реализующими качественную и относительно дешевую продукцию и надежными в выполнении договорных обязательств. Для этого на базе бывших государственных крупных оптовых предприятий целесообразно создание региональных закупочных центров (специализированных и универсальных), осуществляющих закупки и реализацию товаров в соответствии с потребностями регионального рынка Это позволит правительству Республики Татарстан эффективно влиять на потребительский рынок и своевременно решать вопросы контроля качества и количества товаров народного потребления. Кроме того, это сократит затраты, связанные с обеспечением устойчивых и развитых экономических связей, приведет к снижению оптовой цены реализуемых товаров, а также сократит отток денежных средств в другие регионы страны. На первом этапе такими закупочными центрами можно охватить товары, находящиеся в государственной монополии и товары первой необходимости. Для более эффективной реализации товаров необходимо возобновить на базе региональных закупочных центров деятельность еженедельных товарных бирж. На местном уровне целесообразно создание локальных закупочных центров, которые учитывали бы интересы потребителей отдельных районов и крупных городов. Для обеспечения конкурентоспособности на потребительском рынке, они могут создавать добровольные цепные объединения с розничными торговыми организациями, что позволит сократить затраты на товародвижение между оптовым и розничным звеньями.

В структуре розничного рынка необходимо создание различных торговых объединений (кооперативов) на основе мелких предпринимателей, что будет способствовать их экономической устойчивости и усилению конкуренции на потребительском рынке. Для поддержки мелких торговых предприятий целесообразно использование франчизных соглашений с крупными фирмами, зарекомендовавшими себя на потребительском рынке с положительной стороны.

Развитие малого бизнеса позволяет воздействовать на формирование развитых и коротких экономических связей между производителем и потребителем за счет приближения производителя к потребителю и исключения посреднического звена. Поэтому, для формирования эффективной системы малого предпринимательства, необходимо разработать в Республике Татарстан комплексную программу государственной политики развития малого бизнеса на базе правовой, экономической и информационной поддержки и использования процесса кооперирования предприятий малого и крупного бизнеса.

Значительное влияние на эффективность рыночных трансакций оказывает государственное регулирование. Это позволяет создать условия для нормального функционирования рыночной системы и в тоже время преодолеть негативные последствия этого функционирования. Для осуществления эффективного государственного регулирования деятельности торговых организаций различных форм собственности, наряду с уже имеющимися законодательными актами, необходимо разработать Закон РТ «О государственном регулировании торговли в Республике Татарстан», учитывающий особенности и специфику торговли как отрасли рыночной системы. Этот Закон позволил бы перейти к международной системе классификации торговых организаций, конкретизировать систему регулирования и контроля, разработать новую нормативную базу с учетом современных рыночных реалий, а также способствовать эффективному формированию потребительского рынка.

На основе проведенного исследования нами были сделаны обобщенные предложения теоретического и практического характера, которые мы считаем возможным использовать в системе менеджмента и практике управления торговыми организациями в условиях перехода к рыночному регулированию экономических отношений.

Республиканским и городским органам управления торговлей:

— использовать методические разработки по совершенствованию потребительского рынка на основе формирования эффективных экономических связей между субъектами рынка.

Торговым организациям различной формы собственности:

— использовать методические рекомендации, разработанные в рамках настоящего исследования, для формирования оптимальных договорных отношений;

— применять на практике алгоритм определения оптимального объема реализации при соответствующем уровне издержек обращения и спроса по цене;

— управлять процессом договорных отношений на основе предложенной нами схемы формирования оптимального портфеля рыночных трансакций;

— в целях обеспечения эффективной деятельности применять методику расчета экономической устойчивости торговой организации на потребительском рынке;

— использовать при экономическом анализе методические разработки по формированию затратного механизма с учетом договорных отношений;

— применять методику оценки экономической эффективности рыночных трансакций для прогнозирования коммерческой деятельности в зависимости от условий потребительского рынка.

Научно-исследовательским и учебным заведениям:

— применять в своей работе теоретические положения, связанные с управлением договорными отношениями;

— использовать в учебном процессе теоретические и практические разработки по оценке эффективности договорных отношений на потребительском рынке.

Менеджерам всех уровней управления:

— применять на практике правила и принципы формирования эффективных договорных отношений;

— использовать на практике методшсни расчета экономической эффективности договорных отношений для различных видов рыночных трансакций;

— использовать математический аппарат, разработанный в настоящем исследовании, для оптимизации процесса договорных отношений;

— совершенствовать систему товародвижения по отдельным видам товаров на основе расчета экономической эффективности договорных отношений;

— применять на практике основные положения теории договорных отношений при анализе, планировании и реализации коммерческой деятельности своего торгового предприятия.

Мы выражаем надежду, что итоги сделанных нами научных разработок дают возможность не только повысить экономическую эффективность функционирования и развития торговых организаций, но и могут способствовать становлению нового научного направления в рамках менеджмента — общей теории договорных отношений, базирующейся на комплексных исследованиях в области экономики, кибернетики, правоведения, прикладной математики и маркетинга.

Разработка этого перспективного научного направления, на наш взгляд, могла бы явится основой вклада России в сложившуюся теорию фирм, одним из направлений которой является теория управления (менеджмента).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая — М: КОДЕКС, 1995 -240 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая М: Мита и Пресс, 1996 — 336 с.
  3. Закон РФ от 22 апреля 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1991, № 16, ст. 499.
  4. Закон РФ от 25 мая 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Оконкуренции .» Российская газета, 30мая 1995 г.
  5. Закон РФ от 17 августа 1995 года «О естественных монополиях» Российская газета, 24 августа 1995 г.
  6. Закон РФ от 21 июля 1995 г. «О государственном реэгулировании внешнеторговой деятельности» Российская газета, 24 октября 1995 г.
  7. Закон РФ от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» Российская газета, 21 июля 1995 г.
  8. Закон РФ от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» Российская газета, 24 ноября 1995 г.
  9. Закон РТ от 22 июля 1997 г. «О защите прав потребителей» газета Вечерняя Казань, 2 августа 1997 г.
  10. Закон РТ от 18 июля 1996 г. «О внешнеторговой деятельности» Ведомости Госсовета РТ, 1996, № 7, ст. 247.
  11. Указ Президента РФ от 12 августа 1994 г. № 936 «О мерах государственного регулирования торговли и улучшения торгового обслуживания населения» Российская газета, 18 августа 1994 г.
  12. Указ Президента РФ от 3 декабря 1991 г. «О мерах либерализации цен" — Ведомости ОВД и ВС РФ, 1991, № 52, ст. 1878.
  13. Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Российская газета, 16 марта 1995 г.
  14. Указ Президента РТ от 24 апреля 1996 г. «О первоочередных мерах поддержки малого предпринимательства» Ведомости Госсовета РТ, 1996, № 4, ст. 123.
  15. Указ Президента РТ от 27 декабря 1996 г. «Положение об общенациональном центре содействия инвестициям Республики» Ведомости Госсовета РТ, 1996, № 1Z ст. 343.
  16. Постановление Правительства РТ от 12 февраля 1997 г. «Об упорядочении ценообразования при реализации алкогольной продукщш» Республика Татарстан от 18 февраля 1997 г.
  17. ГЬстановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. «Об утверждении Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции в РФ (основные направления, первоочередные меры)» Российская газета, 14 апреля 1994 г.
  18. ГЬстановлеяие Правительства РФ от 19 декабря 1992 г. № 55 «О мерах по либерализации цен» СП РСФСР, 1992, № 12, ст. 8.
  19. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах, по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Российская газета 16 марта 1995 г.
  20. ГЬстановлеяие Правительства РФ от 1 июля 1994 г. № 758 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг" — Внешняя торговля, 1994 г., № 10, с. 44−47.
  21. Рэстановление Правительства РФ от 8 октября 1993 г. № 995 «Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров" — Экономика и жизнь, 1993, № 44 с 4 прил.
  22. Постановление Правитеяьства^РФ от 12 февраля 1994, № 109 «Правила продажи новых автомототрана юргных средств» Экономика и жизнь, 1994, № Юс 12 прил.
  23. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г., № 918 «Правила прод ажи товаров по образцам» Экономика и жизнь, 1997, № 34.
  24. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 г., № 1090 «Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами» Сборник нормативных документов для торговых предприятий — М: Экономика, 1995, с. 84−93.
  25. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 1995 г., № 169 «Правила прод ажи товаров по заказам и на дому у покупателей» Сборник нормативных документов для торговых предприятий — М: Экономика, 1995, с. 119 124.
  26. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1993 г., № 895 «Правила продажи товаров длительного пользования в кредит» Экономика и жизнь, 1993, № 39, с. 16−17.
  27. Постановление Правительства РФ от 24 мая 1994 г., № 553 «Правила продажи меховых товаров» Сборник нормативных документов для торговых предприятий — М: Экономика, 1995, с. 74−77.
  28. Постановление Правительства РФ от 15 июня 1994 г., № 684 «Правили продажи изделий из драгоценных металлов и камней» Сборник нормативных документов для торговых предприятий — М: Экономика, 1995, с. 78−82.
  29. Постановление Правительства РФ от 30 октября 1997, № 1373 «Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций» -Российская газета, 13 ноября 1997 г.
  30. Постановление Государственного Совета РТ от 22 июня 1995 г. «О структуре кабинета министров РТ» Ведомости Госсовета, 1995, № 6, ст. 133.
  31. Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 г. № 118 «Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия» Экономика и жизнь, 18 октября 1997 г.
  32. Акбашев Р. Х, Мищенко АП, Печников В. Н Договорные отношения в коммерческой деятельности Казань: КВАКНУ, 1995 — 252 с.
  33. Акбашев Р. Х, Мищенко АП Внешний рынок: Договорные аспекты. Казань. КВАКНУ, 1995 435 с.
  34. Акбашев Р. Х, Орлов С. Л. Экономика под оком государства журнал Татарстан, 1997, № 11, с. 20−25.
  35. Акбашев Р. Х, Орлов С. Л. Социальная политика и экономика: требуется смела приоритетов журнал Татарстан, 1997, № 8, с. 24−29.
  36. Акбашев Р. Х, Мищенко АП, Лгавинкж АА Трансакционные издержки в торговле М МГУК 1999 — с. 246
  37. С.С. Общая теория права М: Право, 1982, т.2 — 348с.
  38. Анализ и основные направления развития и размещения производительных сил Республики Татарстан (под редакцией AM Габатдинова) Казань: Экоцентр, 1996 385 с.
  39. В. Г. Экономический механизм арендных операции М: ЭкономИка, 1990−186 с.
  40. Ансофф ИХ Стратегическое управление М: Экономика, 1 989 243 с.
  41. Баканов МИ Анализ хозяйственной деятельности в торговле М: Экономика, 1999 — 350 с.
  42. Баканов МИ, Шеремет АД Теория экономического анализа Ml Фи-нансыи сгатисшка, 1995 — 288 с.
  43. Бланк И, А Торговый менеджмент Киезв: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997 — 408 с.
  44. Бронштейн ИН, СЫендяев К, А Справочник по математике для инженеров и учащихся вузов М: №ука 1980 — 976 с.
  45. Бахшяров А, Курчаков Р. Шдаонапшая экономика Татарстана: проблемы формирования журнал Татарстан, 1997, № 7, с. 49−54.
  46. Бщуг М Несложный урок экономической методологии THESIS, 1994, т. 2, вып. 4 — 65 с.
  47. Г. Экономический анализ и человеческое поведение THESIS, Зима, 1993, вып. 1, с. 29.
  48. ИЭ. Экономика фирмы М: №сштут международного права и экономики, 1997 — 253 с.: ил.
  49. У. Экономическая теория и исследования операций М: Прогресс, 1965 — 219 с.
  50. Ветлугин, А Малый бизнес Татарстана газета Вечерняя Казань, 8 марта 1997 г.
  51. Л. Россия и либерализация международных экономических ошошений Внешняя торговля, 1993, № 3, с. 5−7.
  52. Вильямсон О. ГЬведенческие предпосылки современного экономичен
  53. GEcort) анализа THESIS, Осень 1993, т. 1, вып. 3, с. 39−49.
  54. Внешнеэкономическая деятельность. Как заключать контракт с инофирмой. Энциклопедия международных контрактных отношений /под общей редакцией Биржакова МБ./ Спб, ИРВДИИ, САТИС, 1993 — 307 с.
  55. С. Внешнеэкономическая деятельность: итога и перспективы -Внешняя торговля, 1993, № 1, с. 2−9.
  56. Л. Г. Рынок непродовольственных товаров народного потребления (обзор центра конъюнктурных и маркетинговых исследований товародвижения и конькшюуры оптового рынка) Е&ешняя торговля, 1996, № 9, с. 24.28.
  57. В. ГЬддержка малого бизнеса приоритетная задача — Экономика и жизнь, 16 августа 1997 г.
  58. О. И Организация и техника внешнеторговых операций М: Дата стром, 1992 — 76 с.
  59. Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять: Пер. с англ. М: ИНФРА-М 1996 — 304 е.: ил
  60. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ- С-пб: 1992 496 с.
  61. Р. Финансы и предпринимательство: Финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организаций / Пер. с англ Ярославль: Елень, 1993 — 223 с.
  62. О.О., Толстопятенко АВ., Черемных Ю.Н Математические методы в экономике М: МГУ им. MB. Ломоносова, ДИС, 1997 — 368 с.: ил
  63. Ишдцинов И Внешние инвестиции и эко! {омическая самостоятельность Татарстана Татарстан, 1997, № 5, с. 19−21.
  64. Иэхин В. Я Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ М: ИНФРА-М, 1997 — 512 е.: ил.
  65. Кац, И. Система внутрифирменного планирования Проблемы теории и практики управления, 1999, № 4, с. 84−89
  66. Креегьянов, А Современная торгово-договорная практика Российской
  67. Федерации Е&ешняя торговля, 1993, Jte 3, с. 14−18
  68. Крис А, Жалю В. Внутренняя торговля / Ifep. с франц. М: Iljpoipecc, 1993−190с.
  69. В., Латышева Г., Николаев, А Образование финаноово-промышленных групп: необходимость, цели и механизм. Российский экономический журнал, 1994, № 1, с. 16−21.
  70. Комаров, А Правовые формы встречных торговых сделок Внешняя торговля- 1994, № 1, с. 31−34.
  71. Р. Фирма, рынок и право /Пер. с англ М: Дело ЛТД 1 993 119 с.
  72. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономики, макроэкономики, переход ная экономика: Учебное пособие (под ред. А В. Сидоровича М: МГУ им. Ломоносова, из-ва «EUC», 1 997 736 с.
  73. В. Шституционапьнью преобразования в современной России: анализ д инамики трансакционных издержек Вопросы экономики, 1996, № 12, с. 61−72.
  74. Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: пер. с англ, т.2 Таллин, 1993 — 400 с.
  75. Ф. Основы маркетинга М: Прогресс, 1990 — 462 с.
  76. RB. Лизинг: понятие, правовое регулирование и унификации М: Наука, 1991 — 132 с.
  77. В.Ф., КЪлуга ЕВ., Юсупова AT. Аренда, лизинг, фирменный сервис Новосибирск: Наука, 1991 — 129 с.
  78. . Г. Учет лизинговых операций. Бухгалтерский учет. 1996, № 12, с. 45−47.
  79. МГ., Масленников В. В. Арендный подряд М: Экономика, 1991 — 203 с.
  80. С. Трансакционные издержки в Российской экономике Вопросы экономики, 1997, № 7, с. 77−86.-. 88. Малахов С. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия Вопросы экономики, 1996, № 10, с. 89−102.
  81. С. ИЕпраэкономичесжая модель и иллюзия прибыльности -Пжкологичеосий журнал, 1991, № 4, с. 6−12.
  82. С. Финансовое состояние и поведение российских предприятий Вопросы экономики, 1994, № 8, с. 54−61.
  83. В.В. Деловое партнерство: хозяйственные связи пред-гфинимателей М: Финансэыи статистика, 1993 — 272 е.: ил.
  84. Малый бизнес как нелюбимое дитя Время и деньги, № 110, 1997 г.
  85. Микро-макроэкономика Практикум (под. общ. ред. Ю. А Опибина -опб.: «Литера плюс», 1994 432 с.
  86. Мищенко АП Оптовый рынок Татарстана журнал Татарстан, 1997, № 4, с. 17−19.
  87. Мищенко АП Эффективность договорных отношений на потребительском рынке Казань: Чара, 1997, 185 е.: ил.
  88. Мищенко АП Розничный рынок Татарстана журнал Татарстан, 1997, № 3, с. 7-Ю.
  89. Мищенко АП, Печников В. Н Государственное регулирование потребительского рынка Республики Татарстан журнал Татарстан, 1997, № 8, с. 3034.
  90. Ф. Социально-экономические реформы в Татарстане -журнал Татарстан, 1997, № 10, с. 6−14.
  91. М^хамепшш Ф. Социально-экономическое развитие Республики Татарстан журнал Татарстан, 1997, № 9, с. 4−18.
  92. Ф. Иивестжшонньге процессы в Татарстане: тенденции иперспективы журнал Татарстан, 1997, № 5, с. 8−12.
  93. С. А Особенности учета затрат в условиях рынка: система «Директ-Костинг» теория и практика — М: Финансы и статистика, 1993 — 128 с.
  94. Норт Д Институты и экономический рост: историческое введение -THESIS, 1993, т. 1, вып. 2, с. 73−86.
  95. Норт Д Инстиутционапьнью изменения: Рамки анализа Вопросы экономики, 1997, № 3, с. 6−17.
  96. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник (под общейредакцией акад. В. И Видянина, акад. Г. П Журавлёвой М: 1995. Экономика 298 с.
  97. О социально-экономической ситуации в Республики Татарстан Время и деньга, № 87, 1997.
  98. ГЬтребитет^ский рынок (по материалам Госкомитета РФ) -Экономист, 1996, № 6, с. 3−10.
  99. Пономаренко, А О контрактных взаимсютношениях крупного и малого бизнеса Российский экономический журнал 1997, X® 10, с. 110−112.
  100. ГЪвлова Л. Н Финансовый менеджмент в предприятиях и коммерческих организациях. Управление денежных оборотом М: Финансы и статистика, 1993, 160 с.: ил
  101. Р., Рубинфельд Д Микроэкономика, Сокр. Пер. с англ. М: Экономика, Делю, 1992 — 510 е.: ил.
  102. В.Ф., Палий В. В. Учет лизинговых операций Бухгалтерский учет, 1996, № 9, с. 13−17.
  103. В.В. Учет бартерных операций Бухгалтерский учет, 1996, № 6, с. 16−19.
  104. . Сущность и принципы рынка Деловая жизнь, 1994, № 7, с. 10−21.
  105. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики общий ход реформ. Материалы международной научно-практаческой конференции. 2−3 апреля 1997 г. — Рскхийский экономичеодай журнал, 1997, № 4, с. 3.15.
  106. Робинсон)ж. Экономическая теория несовершенной конкуренции -М: Прогресс, 1978 215 с
  107. Д. Дж., Мескон MX, Боуви К Л., Тилл Дж. В. Современный бизнес: Т. 2/ пер. с англ. М: Республика 1995 — 479 с: ил.
  108. Республика Татарстан: Время больших перемен / под ред. Ф. Х Му-хамслннна Казань: изд-во Кабинета Министров Республики Тдаарсггс»», 1996 -383 с.
  109. Реформа лредггриячий: новый подход (подготовил С. Губанов) Экономист, 1997, № 9, с. 20−26.
  110. Р. В. Ресурсная оеюлаожхлъ современной России. Безопасность России. 'Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии Сборник материалов Всероссийской конференции. М.: МГФ «Знамя», 1998 — 384 с.
  111. В. Феномен прегитрииимательства Рсххзийский экономический журнал 1995, № 10, с. 60−62.
  112. Г., Богданов А. Гпушкова А, Демидов Д., Савеличев М., Самякова О., Экономические преобраювания в Российском регионе Российский экономический журнал. 1996, № 4, с. 48−61.
  113. Coiигчьно-сжономическое развитие Решублики Татарстан в J996 году. Госкомстат РГ газета Реатублика Татарстан, 11 сентября 1997 г.
  114. Статистическое обозрение экономических и социальных процессов в Pea облике Татарстан за годы реформ. Госкомстат РТ Казань, 1996, 186 с.
  115. Торговое дело: экономика и организация (под ред. Л. А Братина, Т. П Данько М.: ИНФРА 1997 — 256 с.
  116. Толковый словарь торговых терминов Торговля за рубежом, 1990, № 9, с. 8−9.
  117. Толковй словарь русского языка (под ред. Е. Ушакова) М: /Дело, 1990 240 с
  118. К». Контроль в совместных ттредприятиях Мировая экономика имезОДФсародные отношения, 1995, № 10, с. 129−133.
  119. Хойер В Как делать бизнес в Европе М: Прогресс, 1991 — 253 с.
  120. Хайман ДН Современная микроэкономика анализ и применение М: Финансы и стажстика, 1992 219 с.
  121. Р., Мотыгулин Р. «Челночный» бизнес: старые и новые проблемы журнал Татарстан, 1997, № 11, с. 26−32.
  122. Хаирушюв Д С. Государственное регухифование процессов социаль-но-эко! юмической трансформации и рдавития Ресзпублики Татарстан Казань: ФЭН, 1997 — 236 с.
  123. Хасанов MX, Хайруллов Д. С., Нугаев Р. А, Афанасьев А. И Программа социально-экономического и духовного возрождения Республики Татарстан на 1995−2000годы АкадемияйаукТатарстан Казань, 1994- 195 с.
  124. Цышчко, А Оптимизация ЦЦС Экономист, 1997, № 9, с. 78−80.
  125. Щютатко, А Условия и результаты формирования институтов Вопросы экономики, 1997, № 3, с. 67−81
  126. ИЬстпоо, А Трансакционные издержки (содержание, оценка и взаимосвязь с проблемами трансформации) Вопросы экономики, 1997, № 7, с. 6576.
  127. Шаститко, А Теория фирмы Альтернативные подходы Российский экономический журнал, 1995, № 8, с. 97−103.
  128. Щззус, А Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки Российский экономический журнал, 1996, № 5−6, с. 7581.
  129. Р.Дж., Берман Б. Маркетинг- М: Экономика, 1990 351 с.
  130. Экономика регионов: малый и слабый бизнес Экономика и жизнь, № 32, 1997 г.
  131. Эрроу К Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов THESIS, Весна 1993, ч. 1, вып. 2 — 166 с.
  132. Alheaen A, Demsets. Production, Information Costs and Economics organization Amer. Ec. Review — Desemb. 1972.
  133. Woodcock M, Germger J. Business Quaterby n. 54−1, 1989, pp 97−107/
  134. Begg D., Fisher S., Dombusch R Economics, 3 d ed. London, 1991, p.
  135. Cc^se RH The Problem of Social Cost Journal of Law and Economics, 1960, vol. 3, p. 1−44.
  136. Coase RH Commeuts Contract Economics: Hackwell Publishesrs, 1992, p. 173.
  137. Chueng S. On the New Institutional Economics Contract Economics: Hackwell Publishers, 1992, p. 52.
  138. Colrnan D, Young T. Principles of Agriculture Economics. Markets and Prices in Less Developed Gauntries Cambridge, 1989, p. 169.
  139. Cyeri RH, Hsdrick C.S. Theory of the Firm: Past, Present and Future. An Interpretation Journal of Economic Literaturu — 1972, vol. 10, n. 2, p. 40.
  140. Dsmsetz H Ovvhership, Contrjl and the Firm. Vol. 1: Organization of Economic Activity. Basis Hadcwdl, 1988, p. 65.
  141. Eggertsson T. Economic Behavir and Institutions Cambridge, 1990, p.158.
  142. Fisher S. Long-term Contracting, Sticke Prices and Monetary Policy Comments Journal of Monetary Economics, May 1977, vol. 3, p. 322.
  143. Jones G. R, НИ C.W.L. Transaction Cost Analysis of Strategy Structure Choice — Strategic Management Journal, vol. 9, p. 160.
  144. Lipsey P.G., Lancaster К The General Theory of Second Best Review of Economic Studies, 1956, vol. 24, n. 1, p. 11.
  145. Leibenstein H Allocative Effeclency VS X-non-efficaency American Economic Review, 1966, June, p. 392−415.
  146. Miller M, Qrr d. A model of tie Demand for Money by Firms Quartdy Journal of Economics, august 1996.
  147. Nicholson W. Mcroeconomic Theory Basis Principles and Extensions/ 5 th ed: The Dryden Press, 1992 p. 440.
  148. North D. Institutions Journal ofEconomic Perspectives, 1991, vol. 5, n. 1, p. 97−103.
  149. North D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambrige University Press, 1990, p/ 25.
  150. Olson M Notes for a paper on transaction Cost. Working unpublished paper. IRIS-LET Project, 1995, p. 1.
  151. Scattiatty F. Experiments and Theories on the Origin of the Endowment Effect 18 fli JAREP Annual Collogwium Moscow, July 1993, p. 59−65.
  152. Stigles G. The Economics of Information Journal of Political Economy, June 1961, vol. 69, p. 213−215.
  153. Simon H Organizations and Markets Journal of Economic Perspectives, vol. 5, n. 2, Spring, 1991, p. 25−44.
  154. Williamson O.E. Hie Economic institutions of Capitalism New York Free Press, 1985, p. 318.
  155. Williamson O.E. Transaction Cast Economics. ЬпЛ Handbook of Industrial Organization. Ed. By R Schmolensee and RD. Willig. Elsvier Scence Publishers B.V., 1989, vol. l, p. 142.
Заполнить форму текущей работой