Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление процессом модернизации производственных систем российских промышленных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Производственная система (ПС) предприятия представляет собой способ организации бизнес-процессов на уровне рабочего места, участка, цеха, предприятия в целом, включая производственные (цеховые) операции, закупки сырья и материалов, управление качеством, разработку новых продуктов и т. д. Для отдельного предприятия эффективность существующей производственной системы определяется тем, насколько… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ зарубежного и отечественного опыта развития методов организации производства в XX веке
  • Этапы развития методов организации производства
  • Подходы к изучению методов организации производства за рубежом на основе опыта японских производителей
  • Глава 2. Методология изучения производственных систем (ПС)
  • ПС как основа конкурентоспособности компании
  • ПС как целостная структура, а не совокупность отдельных компонентов
  • Показатели эффективности внедрения Г1С
  • Глава 3. Практика российских промышленных предприятий по модернизации ПС

Управление процессом модернизации производственных систем российских промышленных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методика исследования.70.

Опыт модернизации ПС на российских предприятиях машиностроительного сектора. 72.

Ярославский завод дизельной аппаратуры.72.

Тверской экскаваторный завод.91.

Ликинский автобусный завод.106.

Анализ восприятия специалистами предприятий модернизации производственной системы.123.

Общие результаты проведенного исследования.126.

Заключение

128.

Список литературы

131.

Приложения.137.

Приложение 1. Интервью с экспертами в области модернизации ПС.137.

Приложение 2. Таблица для оценки производственно-технологической эффективности модернизации каждого отдельного участка.138.

Приложение 3. Анкета.139.

Актуальность темы

исследования.

Производственная система (ПС) предприятия представляет собой способ организации бизнес-процессов на уровне рабочего места, участка, цеха, предприятия в целом, включая производственные (цеховые) операции, закупки сырья и материалов, управление качеством, разработку новых продуктов и т. д. Для отдельного предприятия эффективность существующей производственной системы определяется тем, насколько рационально используются такие ресурсы, как рабочая сила, капитал, сырье и материалы, информация, с учетом производственной специфики предприятия и особенностей его внешнего окружения.

Мировой опыт совершенствования производственных систем, в частности в автомобилестроении, представляющий собой поиск путей рационализации работы предприятий, является достаточно обширным и состоит из ряда управленческих новаций в Северной Америке (создание конвейерного производства), Азии (производственная система компании Toyota) и европейских странах. Особенностью японского опыта совершенствования производственных систем является синтез новаций и предложений, которые были разработаны преимущественно за рубежом (управленческие новшества США и Западной Европы). В настоящее время рационализация производственных процессов в развитых странах во многом связана именно с применением японского опыта. Опыт японских производителей уже используется на многих российских предприятиях, осуществляющих в настоящее время модернизацию своих производственных систем.

Совершенствование производственной системы является одним из способов повышения конкурентоспособности предприятий. Компания Toyota Motor была создана 57 лет назад, а сегодня это лидер мирового автомобильного рынка. Знаменитая производственная система Тойоты стала началом стремления к совершенству в компании. Этот процесс охватил всех в компании — от оператора до генерального директора. При этом совершенствование не ограничивается улучшением производственных процессов на уровне цеха. Компания Toyota, как и другие компании, работающие в соответствии с принципами производственной системы компании Toyota (Toyota Production System — TPS), непрерывно совершенствует все процессы своей деятельности: от процесса прикручивания сиденья на конвейере до процесса разработки новых продуктов и развертывания целей внутри компании. Именно культура, обеспечивающая стремление к непрерывному совершенству всех и вся, а не задача снижения издержек в цехе позволяет компании завоевывать все новые рынки.

Россия отстала от ведущих стран мира по показателям производительности труда. Однако точкой отсчета начала изучения опыта японских производителей в нашей стране можно считать лишь 2003 год. Сегодня большое количество российских компаний разного размера из разных отраслей обращаются к опыту компании Toyota с тем, чтобы перенять «ноу-хау непрерывного роста». Такие предприятия, как РУСАЛ, Группа ГАЗ, КамАЗ, АвтоВАЗ, на сегодняшний день не только приступили к модернизации своих производственных систем, но и уже достигли существенных результатов, исчисляемых сотнями миллионов долларов1.

Основные сдерживающие факторы распространения концепции TPS в России — это нехватка информации (книг, учебных программ и семинаров, конференций) и отсутствие российских специалистов, изнутри знающих особенности этой системы, способных возглавить процессы модернизации производственных систем в компаниях.

Эти проблемы постепенно решаются. Издаются книги по бережливому производству, в июне 2007 г. прошел второй лин-форум. С 2005 г. в Высшей школе бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова действует единственная в России специализированная программа «МВА — Производственные системы», направленная на подготовку производственных менеджеров. Информационный вакуум постепенно заполняется. Но пока остается неясным, как все эти ресурсы используют российские компании в процессе модернизации своих производственных систем. Какие цели они для себя ставят, какими методами решают поставленные задачи и каких результатов добиваются? Пока наши компании предоставляют только данные о том, сколько инструментов TPS они внедрили, сколько миллионов рублей при этом сэкономили и сколько человек обучили.

В данных условиях, когда большинство компаний находятся в самом начале пути к созданию бережливых компаний, видятся весьма актуальными оценка результатов начала процесса модернизации ПС и изучение специфики этого процесса в российских компаниях машиностроительного сектора.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей процесса начала модернизации производственных систем российских промышленных предприятий машиностроительного сектора на основе принципов TPS.

Для этого необходимо решить ряд задач: Кайдзен' когда черепаха обгоняет ахиллеса, www or^prom.ru.

1. Изучить процесс введения принципов TPS в работу промышленных предприятий.

2. Проанализировать результаты российских промышленных предприятий машиностроительного сектора, полученные вследствие модернизации производственных систем.

3. Выявить и обобщить основные проблемы, с которыми сталкиваются на российских предприятиях при модернизации производственных систем, и систематизировать способы их решения.

Объект и предмет исследования.

В работе рассматривается опыт ряда российских промышленных предприятий по изменению системы организации производства на основе принципов TPS. Объектом исследования является процесс начала модернизации производственных систем российских промышленных предприятий машиностроительного сектора на основе принципов TPS. Предметом исследования являются изменения отношений между участниками процесса освоения современных производственных систем.

При модернизации ПС особое значение имеет методология проводимых изменений. Поэтому в данной работе важное место отведено изучению процесса планирования и проведения изменений на предприятии в процессе введения принципов TPS.

Теоретическая основа и методологическая база исследования.

Теоретической и методологической базой исследования явились труды ряда зарубежных (Д. Коттер, Джоз. Бойетт, Джим. Бойетт, Ф. Тейлор, Г. Форд, А. Слоун, Д. Вумек, Д. Джонс, Э. Деминг, Д. Джуран, М. Хаммер, Т. Фудзимото, Р. Холл, Д. Крафчик, Э. Голдрат, Д. Бичено, М. Косумано, Я. Монден, Т. Оно, Р. Шонбергер, Ф. Чо, С. Спир, М. Спирман, К. Боуэн, М. Имаи, Р. Каплан) и отечественных (О. Виханский, Ю. Адлер, А. Гастев, О. Ерманский, П. Керженцев, В. Лапидус, В. Шпер) исследователей по вопросам теории изменений и организации производства.

В работе был использован системный подход к изучению международного опыта модернизации производственных системметод глубинного интервьюметод конкретно-ситуационного исследования (кейс-стади).

Информационную базу исследования составляют работы зарубежных и отечественных авторов по вопросам организации производстваисследования опыта российских компаний по модернизации ПС, проведенные Институтом комплексных стратегических исследованийобследования российских предприятий машиностроительной отраслиматериалы СМИ и материалы консультационных компаний о процессе и результатах модернизации ПС предприятийинтервью с руководителями и менеджерами среднего звена российских компанийинтервью с экспертами в области модернизации ПС.

Научная новизна исследования.

Автором впервые в российской практике была поставлена научная задача выявить особенности процесса начала модернизации ПС российских компаний машиностроительного сектора.

В результате исследования был подтвержден вывод, полученный ранее зарубежными исследователями, о том, что возможность модернизации ПС на основе принципов TPS не основана исключительно на национальных особенностях работников. Подтвердилось предположение о том, что и в России инструменты и методы TPS могут быть использованы при модернизации ПС.

Автором впервые обобщен и структурирован опыт российских промышленных предприятий по модернизации ПС на основе использования опыта японских производителей. Были проанализированы не только полученные за первые 4 года результаты модернизации ПС предприятий автомобильной отрасли, но и сам процесс преобразований на предприятиях. Впервые были выявлены и структурированы проблемы, с которыми сталкиваются руководители предприятий при запуске изменений, связанных с модернизацией ПС. Автором была предложена методология начала модернизации ПС промышленного предприятия.

Установленный автором вывод о возможности внедрения принципов TPS в российских компаниях был подтвержден результатами исследования отношения руководителей различного уровня к процессу модернизации ПС и их оценки эффективности данной работы.

Представленная в работе методика изучения процесса и результатов преобразований конкретного предприятия является авторской и может быть использована для подготовки конкретно-ситуационного исследования по любому предприятию.

Практическая значимость исследования.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования, а именно методологии введения принципов TPS, при планировании работы по модернизации ПС предприятия.

Результаты исследования представляют ценность для руководителей предприятия и сотрудников подразделений, проводящих модернизацию производственной системы предприятий на основе принципов TPS, а также для консультантов, специализирующихся на вопросах модернизации ПС предприятия.

Результаты могут быть использованы преподавателями при подготовке курсов «Управление предприятием», «Организация производства», «Современные производственные системы» на программах «Бакалавр», «Магистр» экономических и управленческих специальностей вузов и программах «МВА» в бизнес-школах, а также для подготовки специализированных курсов преподавателями техникумов и профессиональных технических училищ.

Автором подготовлен первый в России учебный видеофильм по модернизации ПС, который используется для обучения мастеров и операторов на предприятиях и студентов в вузах.

Апробация результатов.

Результаты данного исследования послужили основой разработки автором учебного курса «Современные производственные системы» для программ «Бакалавр», «Магистр» и «МВА» в Высшей школе бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова. Курсы преподаются автором данной работы с 2005 г. В частности, автором разработана и успешно проводится недельная учебная практика студентов 3-го курса на предприятии, в процессе которой студенты проводят модернизацию одного из производственных участков промышленного предприятия.

В августе — октябре 2007 г. автор принимал участие в проекте модернизации сварочного производства Тверского экскаваторного завода.

Результаты исследования были опубликованы в журнале «Экономические науки», в сборнике материалов к 9-ой международной конференции по истории экономической мысли «Российская модель управления: вчера-сегодня-завтра», сборнике материалов ежегодной научной конференции «Ломоносовские чтения 2008». Также результаты использовались автором при подготовке введений к переводным изданиям книг о производственном менеджменте, изданным в Институте комплексных стратегических исследований. Начиная с 2005 г. были написаны введения более чем к 15 книгам.

На деловом семинаре для руководителей производственных компаний «Кайдзенключ к превосходству в бизнесе», организованном Высшей школой бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова совместно с Институтом комплексных стратегических исследований 8 декабря 2006 г., автор представил доклад на тему «Распространение методов инструментов ПС в России».

Заключение

.

Процесс использования опыта японских компаний по повышению эффективности российских производственных компаний в России начался в 2003 г. на крупных машиностроительных предприятиях. В стране закончился период приобретения активов, и собственники, ориентированные на долгосрочное развитие своих компаний, начали искать пути повышения их конкурентоспособности. Выбор концепции TPS в качестве основного инструмента не случаен, т.к. ее эффективность к этому времени была доказана не только практикой различных компаний, но и большим количеством академических исследований.

Сегодня наблюдается рост интереса к использованию концепции TPS и у небольших производственных компаний, созданных «с нуля» в начале — середине 1990;х гг. Зная все острые углы производственного процесса, собственники видят в применении TPS источник долгосрочной конкурентоспособности своих компаний. Как только они выходят из ситуации, когда они создавали процессы, в этих компаниях начинается процесс улучшения производственной системы.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. В результате исследования подтвердилось предположение о том, что модернизация ПС на основе принципов TPS возможна на российских промышленных предприятиях. Но вместе с тем процесс оценки экономической эффективности таких изменений является достаточно сложным и неоднозначным. Важно отметить отсутствие единой общепринятой системы оценки эффективности преобразований. Это связано, с одной стороны, с тем, что существующая система финансового учета фактически конфликтует с проводимыми преобразованиями. А с другой стороны, очень сложно оценить вес проводимых изменений по модернизации ПС в изменении финансовых результатов предприятия в целом. Поэтому оценка эффективности проводимых преобразований в большинстве случаев проводится на основе анализа производственно-технологических показателей, а не финансово-экономических.

2. При запуске процесса модернизации ПС предприятия сталкиваются с характерными проблемами:

• консервативный настрой линейного персонала и менеджеров среднего звена к преобразованиям;

• отсутствие знаний о принципах и методах работы в соответствии с TPS;

• конфликт старой и новой системы управления и контроля на предприятии;

• сложность поддержания достигнутых на участках результатов.

Кроме этого существует опасность свести модернизацию ПС предприятий к сугубо технологическим изменениям, т. е. физическим изменениям отдельных производственных участков, а не изменению поведения и системы взаимоотношения работников между собой.

3. Проведенный анализ позволил выявить алгоритм запуска процесса модернизации ПС на промышленных предприятиях.

A. Для запуска процесса модернизации ПС необходима личная заинтересованность собственника компании. Именно первое лицо компании инициирует процесс модернизации ПС через приказ о начале модернизации ПС.

B. Для управления процессом модернизации ПС создается специальный орган — группа по развитию ПС (ГРПС). Основными задачами такой группы являются обучение принципам и методам TPS сотрудников предприятия и реализация проектов по модернизации отдельных производственных участков. В данное подразделение входят лучшие специалисты из различных функциональных служб: производственники, технологи, конструкторы, экономисты, контролеры и др.

C. Для получения знаний о принципах и методах TPS привлекается внешняя консультационная компания. Консультанты тесно работают с ГРПС, обучая сотрудников группы принципам и методам TPS. ГРПС в свою очередь выступает внутренним консультантом для подразделений предприятия.

D. Процесс модернизации начинается с пилотного тренинга для топ-менеджеров предприятия, направленного на изучение принципов, методов и инструментов TPS. Тренинг проходит непосредственно на производственной площадке. В процессе тренинга происходит внедрение одного из инструментов TPS (например, системы 5S или «быстрая переналадка»). Получение и демонстрация реальных быстрых результатов на конкретном участке является самым эффективным способом устранить сомнения сотрудников в действенности новых методов.

E. Основной задачей следующего этапа является внедрение стандартизированной работы на отдельном участке. Данный этап является длительным. Задачей данного этапа является стабилизация процесса и создание «инкубатора по развитию сотрудников».

F. После этого преобразования проходят в соответствии с потребностями конкретного предприятия и стоящими перед ним задачами в порядке приоритета. Однако упор при модернизации ПС делается на обучении и развитии людей, а не на физических изменениях отдельных участков.

Российские предприятия машиностроительного сектора встали на долгий, тяжелый, но абсолютно необходимый путь преобразований на основе концепции TPS. Никто не знает, смогут ли наши предприятия стать конкурентоспособными в мировом масштабе, обеспечат ли им методы и инструменты TPS место на мировой арене. Одно точно — без использования современных методов управления производством наши предприятия туда не попадут.

Показать весь текст

Список литературы

  1. S для рабочих: как улучшить свое рабочее место / Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. — 160 стр. (13)
  2. , С.А. Глубокое интервью / М.: Николо-М, 2001. 320 стр.
  3. В. Новый менеджмент / М.: Экономика, 2004. 368 стр.
  4. Г. Методология «шесть сигм» для лидеров / Пер. с анл. -М.: РИА Стандарты и качество, 2006. — 224 стр.
  5. О.С., Наумов А. И. Менеджмент / М.: Экономистъ, 2006. 672 стр.
  6. , Д., Джонс, Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 476 стр. (9)
  7. А.К. Как надо работать / М.: Экономика, 1966. 526 стр. (34)
  8. , Э. Цель / Пер. с англ. Мн.: Поппури, 2007. — 496 стр. (32)
  9. Гон, Карлос. Гражданин мира / Пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, 2005. — 320 стр.
  10. И.Ф. «Методы социологического исследования», учебное пособие для ВУЗов, Екатеринбург: издательство Уральского университета, 1998. 268 стр.
  11. П.Деннис, Паскаль. Сиртаки по-японски. О производственной системе Тойоты и не только / Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007, — 192 стр.
  12. Детмер, Уильям. Теория ограничения Голдратта / Пер. с англ. М.: Альпина бизнес букс, 2008. — 448 стр.
  13. Джексон, Томас. Хосин канри: как заставить стратегию работать / Пер. с англ. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2008. — 248 стр.
  14. , М. Гемба Кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качества / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 346 стр. (11)
  15. , М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 276 стр. (10)
  16. Иммельман, Рэй. BOSS: бесподобный или бесполезный / Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. — 384 стр.
  17. Кайдзен для рабочих / Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. — 152 стр. (17)
  18. Канбан для рабочих / Пер. с англ. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. 136 стр. (15)
  19. , М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества / М.: Питер, 2008. 560 стр.
  20. , К. Учитесь летать: практические уроки по управлению знаниями от лучших организаций / Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. — 296 стр.
  21. Кондо, Иосио. Мотивация персонала / Пер. с англ. — Н. Новгород: СМЦ Приоритет, 2002. 206 стр.
  22. Кондо, Йосио. Управление качеством в масштабах компании / Пер. с англ. — Н. Новгород: СМЦ Приоритет, 2003. 236 стр.
  23. , Д. Впереди перемен / Пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, 2004. — 256 стр. (28)
  24. , Д. Суть изменений / Пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, 2004. — 256 стр. (27)
  25. , Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей корпорации мира / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 400 стр. (3)
  26. , Дж. Система разработки продукции в Toyota / Пер. с англ. М.: Альпина бизнес букс, 2007. — 440 стр.
  27. Лутц, Роберт А. 7 законов Крайслер / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2003. -284 стр.
  28. Можно ли управлять предприятием вместе / Под ред. И. П. Фаминского и А. И. Наумова. М.: Внешторгиздат, 1990. — 206 стр.
  29. Монден, Ясухиро. Система менеджмента Тойоты / Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. — 216 стр. (23)
  30. Нив, Генри. Пространство доктора Деминга / Пер. с англ. — М.: Альпина бизнес букс, 2007. 376 стр.
  31. Общая эффективность оборудования / Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. — 120 стр. (18)
  32. Оно, Тайити. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства / Пер. с англ. — М. Институт комплексных стратегических исследований, 2004. -208 стр. (7)
  33. Питере, Том. Представьте себе! / Аудиокнига, Пер. с англ. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. (31)
  34. Производство без потерь / Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. — 152 стр. (12)
  35. В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация / М.: РИА Стандарты и качество, 2007. 272 стр.
  36. Синго, Сигео. Быстрая переналадка: революционная технология оптимизации производства / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 344 стр. (19)
  37. Синго, Сигео. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства / Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. — 312 стр.
  38. Стандартизированная работа / Пер. с англ. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. 152 стр. (16)
  39. Такеда, Хитоси. Синхронизированное производство / Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2008. — 288 стр.
  40. Ф.У. Принципы научного менеджмента / Пер. с англ. М.: Издательство стандартов, 1991. — 156 стр.
  41. Точно вовремя для рабочих / Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. — 112 стр. (14)
  42. Г. Моя жизнь. Мои достижения / Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1989.-208 стр.
  43. , М. Бизнес в XXI веке / Пер. с англ. М.: Добрая книга, 2005. — 336 стр.
  44. , М., Чампи, Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе / Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. — 287 стр. (4)
  45. , Р. Японские методы управления производством: девять простых уроков / Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1988. — 216 стр. (24)
  46. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Беа Ф. К. М.: Инфра-М, 2001. — 928 стр.
  47. В.А. Стратегия социологического исследования / М.: Добросвет, 1998. 596 стр.
  48. , Ли. Карьера менеджера / Пер. с англ. — Мн.: Поппури, 2002. — 544 стр.
  49. Asanuma, Banri, 1989. «Manufacturer-Supplier Relationships in Japanese Subcontracting: A Microeconomic Study of the Automobile Industry» // Journal of the Japanese and International Economics, 6, March. Pp. 1−29.
  50. Autonomous Maintenance for Every Operator / Productivity Press, Portland, OR, 2001. (22)
  51. Camp, Robert C. Benchmarking / ASQC Quality press, 1989
  52. Clark, Kim B. and T. Fujimoto, 1991. «Product-development Performance: Strategy, Organization, and Management in the World Auto Industry» / Boston, MA: Harvard Business School Press
  53. Cunningham, Jean E. Real Numbers: Management Accounting in a Lean Organization / Managing Times Press, 2003
  54. Dal, B., Tugwell, P. and Greatbanks, R. «Overall Equipment Effectiveness as a measure of operational improvement: a practical analysis» // International Journal of Operations & Productions Management, Vol. 20, № 12, 2000, pp.1488−1502. (21)
  55. Deniro, D. Training Within Industry: The foundation of lean / Productivity Press, 2005
  56. Dorgan, S.J. and Dowdy, J. How good management raises productivity // The McKinsey Quarterly, 2002, #4.
  57. Hino, S. Inside the mind of Toyota / Productivity Press, 2005.-4Qrffm57S7InsM5-th^
  58. Kaplan, R. Measures for Manufacturing Excellence / Harvard Business School Press, Boston, MA, 1990 (30)
  59. Lean Production and Manufacturing Performance Improvement in Japan, UK, and US 1994−2001. Nick Oliver, 2002.
  60. Maskell, B. Practical Lean Accounting / Productivity Press, NY, NY, 2002. (26)
  61. Monden, Ya., Shibakawa, R., Takayanagi, S., Nagao, T. Innovation in Management. The Japanese Corporation/ Atlanta, Georgia: Institute of Industrial Engineering. 1985.
  62. Nakajima, S. Introduction to Total Productive Maintenance (TPM) / Productivity Press, Cambridge, MA, 1988. (20)
  63. Ouchi, W. Theory Z. How American Business can meet the Japanese Challenge / MA: Addison-Wesley Publ. Co. 1981.
  64. Spear S. Learning to Lead at Toyota // Harvard Business Review, May 2004.
  65. Spear, S. and Bowen, K. Decoding the DNA of Toyota Production System // Harvard Business Review, September-October 1999. (29)
  66. Spear, S. The essence of just-in-time: embedding diagnostic tests in work-systems to achieve operational excellence // Production Planning & Control, 2002, VOL. 13 No. 8 (8)
  67. Sugimori, Y.K., Kusunoki, K., Cho, F., Uchikawa, S., 1977a. Toyota Production System and Kanban System- materialization of just-in-time and respect-for-human system //
  68. Fourth International Conference on Production Research, Preprint 3.12, Tokyo, August. (1)
  69. Sugimori, Y.K., Kusunoki, K., Cho, F., Uchikawa, S., 1977b. Toyota Production System and Kanban System- materialization of just-in-time and respect-for-human system // International Journal of Production Research 15 (6), 553−564. (2)
  70. Womack J., Jones D., Roos D. Machine, That Changed the World / Free Press, NY, 20 075)
Заполнить форму текущей работой