Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономический анализ деятельности ОАО «КЗХ Бирюса»

ОтчётПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из приоритетных направлений кадровой политики компании является повышение привлекательности работы на предприятии для молодых специалистов. Численность молодых работников и специалистов до 31 года составляет 24,7%. Важным фактором привлечения молодых специалистов в компанию является начисление процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных… Читать ещё >

Экономический анализ деятельности ОАО «КЗХ Бирюса» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение.

1. Характеристика деятельности предприятия.

1.1 Общие сведения о предприятии.

1.2 История предприятия.

1.3 Описание продукции, выпускаемой на предприятии.

1.4 Анализ персонала и кадровая политика ОАО «КЗХ Бирюса».

1.5 Обзор конкурентов и доля на российском рынке КЗХ «Бирюса».

2. Анализ финансового состояния ОАО «КЗХ Бирюса».

2.1 Содержание финансового анализа.

2.2 Горизонтальный анализ предприятия.

2.3 Вертикальный анализ баланса предприятия.

2.4 Анализ ликвидности предприятия.

2.5 Показатели структуры капитала.

2.6 Показатели рентабельности.

3. Рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия Заключение Список литературы и интернет ресурсов.

Введение

финансовый экономический ликвидность рентабельность Ознакомительная практика служит необходимой частью обучения студента, позволяющей ему окончательно убедиться в правильности сделанного им выбора. Связь с практикой, знание конкретных задач и особенностей будущей практической деятельности является одним из требований к подготовке специалистов высшей квалификации.

Во время прохождения практики студент может проверить свой профессионализм, поработать рядовым исполнителем и принять участие в решении общих производственных задач.

Сегодня, когда система гарантированного распределения выпускников уже не работает, именно на ознакомительной практике студенту предоставляется возможность проявить и зарекомендовать себя потенциальному работодателю.

Целью ознакомительной практики является: закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, изучение производственно-экономической деятельности организации, выявление у студента способностей к научно-исследовательской деятельности при проведении им простейших прикладных исследований конкретных производственных ситуаций и управленческих решений.

Задачи ознакомительной практики состоят в следующем:

· Знакомство с работой конкретного предприятия отрасли машиностроения подотрасли приборостроения в области финансово-хозяйственных, социально-экономических и организационных проблем управления;

· Сбор и обработка данных о финансовом состоянии предприятия за 3 года;

· Углубление и закрепление знаний по специальным дисциплинам;

· Получение необходимых профессиональных знаний и опыта работы в отрасли машиностроение.

Предприятиеобъект изучения: открытое акционерное общество «КЗХ Бирюса».

1. Характеристика деятельности предприятия.

1.1 Общие сведения о предприятии Полное фирменное наименование организации на русском языке — Открытое акционерное общество «Красноярский завод холодильников «Бирюса».

Сокращенное фирменное наименование организации на русском языке ОАО «КЗХ «Бирюса».

Полное фирменное наименование организации на английском языке — Open join-stock company «Krasnoyarsk Refrigerator Plant «Biryusa».

Cокращенное фирменное название организации на английском языке — OJSC «Biryusa».

Место нахождения организации — 660 123, Российская Федерация, г. Красноярск, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 29.

Почтовый адрес общества — 660 123, Российская Федерация, г. Красноярск, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 29.

Единоличный исполнительный орган организации (Генеральный директор) располагается по адресу — 660 123, Российская Федерация, г. Красноярск, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 29.

Адрес хранений документов организации — 660 123, Российская Федерация, г. Красноярск, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 29.

Юридический статус организации — Открытое акционерное общество.

Уставный капитал OAO «КЗХ Бирюса» по состоянию на 31.12.2011 г. составляет 201 400 000 рублей.

Уставной капитал поделен между акционерами в следующих долях:

— ЗАО «Депозитарная Клиринговая компания» — 43%.

— Члены Совета директоров — 37%.

— Работники предприятия — 20%.

Организация имеет следующие органы управления:

· общее собрание акционеров Общества;

· Совет директоров Общества;

· Коллегиальный исполнительный орган (Правление) Общества;

· Единоличный исполнительный орган (Генеральный директор) Общества.

На рисунке 1 представлена структура управления ОАО «КЗХ «Бирюса».

Рисунок 1. Структура управления ОАО «КЗХ «Бирюса В состав совета директоров входят 11 человек:

1.Булевич Владимир Алексеевич.

2.Городов Павел Алексеевич.

3.Исаев Марат Мурсалимович.

4.Козырев Дмитрий Анатольевич.

5.Колмыков Владимир Афанасьевич.

6.Ребров Александр Сергеевич.

7.Синников Сергей Иванович.

8.Слинкин Виталий Степанович.

9.Суровцев Виктор Евгеньевич.

10.Филатов Александр Анатольевич.

11.Чепкасов Алексей Леонтьевич В состав правления ОАО «КЗХ «Бирюса» входят 7 человек:

1.Городов Павел Алексеевич.

2.Исаев Марат Мурсалимович.

3.Козырев Дмитрий Анатольевич.

4 Синников Сергей Иванович.

5.Слинкин Виталий Степанович.

6.Суровцев Виктор Евгеньевич.

7.Филатов Александр Анатольевич Красноярский завод холодильников «Бирюса» — один из крупнейших производителей холодильной техники в России.

1.2 История предприятия Основные направления деятельности Компании «Бирюса» — производство бытовых холодильников и торгового холодильного оборудования.

Красноярский завод холодильников «Бирюса» имеет производство полного цикла — более 85% деталей изготавливаются самостоятельно из материалов и комплектующих известных мировых производителей, таких как BASF, Danfoss, ACC, DOW, Ticona, Ilpea, Samsung. Производство оснащено оборудованием ведущих фирм из Германии, Италии, Японии, Кореи.

Сегодня продукция «Бирюса» реализуется как на территории России, так и в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Азербайджане и Республике Беларусь. Широко развитая сеть сервисных центров позволяет осуществлять гарантийное и послегарантийное обслуживание продукции на всей территории продаж.

Красноярский завод холодильников «Бирюса» — один из крупнейших производителей холодильной техники в России, единственный производитель в Восточной Сибири. Предприятие производит бытовые холодильники, морозильные камеры, торговое холодильное оборудование.

В августе 1963 года было принято решение о создании производства бытовых холодильников на базе Красноярского машиностроительного завода. Новый холодильник создавался в результате творческого труда большого количества специалистов.

В 1964 году начат серийный выпуск холодильников «Бирюса». Название «Бирюса» было дано в честь одной из красивейших горных рек Сибири.

В 1967 году начались регулярные поставки продукции «Бирюса» в развитые европейские страны: Англию, Германию, Австрию, Францию и Скандинавские страны. Поставки на экспорт осуществлялись под брендом «Snowcap», что в переводе означает «снежная вершина». Также «Бирюса» в Европе реализовывалась под марками таких известных производителей, как Zanussi, Thomson, Brandt, Electrolux.

КЗХ «Бирюса» является неоднократным лауреатом различных премий среди производителей бытовой техники в России.

2010 год: премия «Лучший российский экспортер 2009». Компания «Бирюса» была признана лучшей в среди предприятий отрасли «Машиностроение (промышленное оборудование, бытовая техника)».

2005 год: премия «Лучший российский экспортер» — победитель в номинации «Лучший экспортер отрасли» (машиностроение, промышленное оборудование) по итогам 2004 года.

2004 год: премия «Российский Национальный Олимп» в категории «Крупный бизнес. Промышленные предприятия» .

2002 год: звание «Лидер региональной экономики» в номинации «Автоматизация и механизация производственных процессов в области серийного выпуска холодильной техники».

2001 год: диплом победителя конкурса «1000 лучших предприятий России — 2001» за высокую деловую активность и эффективную деятельность по итогам работы за год.

На сегодняшний день Компания «Бирюса» выпускает 23 базовые модели бытовых холодильников, 24 модели торгового холодильного оборудования, 4 модели винных шкафов. Все виды продукции «Бирюса» имеют гарантию и полное техническое обслуживание в фирменных сервисных центрах.

1.3 Описание продукции, выпускаемой на предприятии Производство бытовой холодильной техники является основным направлением деятельности ОАО «КЗХ Бирюса».

В 2011 году компанией производилось семнадцать базовых моделей холодильников 600-ряда и шесть базовых моделей 570-ряда. Обновление внешнего дизайна холодильников 600-ряда способствовало повышению спроса на более современные модели холодильников, что повлияло на изменение структуры производства и продаж между рядами: 60% -600-ряда, 40% холодильники 570-ряда.

Рисунок 2. Состав выпускаемой продукции КЗХ «Бирюса».

Компания выпускает как классические белые холодильники и морозильники, так и продукцию серебристого цвета — «металлик», которые пользуются постоянным спросом. Кроме того, в 2011 году с конвейера сошли холодильники цвета «перламутр» и «матовый графит». Доля произведенных компанией цветных холодильников за отчетный год составила 7,1% от общего количества, выпущенной холодильной техники.

На заводе реализован проект перевода производства холодильников на пенополиуретановую изоляцию с применением вспенивателя циклопентана.

Соответствующее решение было принято Советом директоров предприятия и связано это со вступающими в действие по Монреальскому протоколу запретом на использование 141 хладона в качестве вспенивающего агента.

В 2011 году был внедрен в производство проект по улучшению внешнего дизайна и комплектации бытовых холодильников 600- разряда. В продажу холодильники «Бирюса» комфорткласса с обновленным дизайном поступили с дополнительной маркировкой буквой «L», например, «Бирюса -129KLSS». Изменения коснулись преимущественно внешнего дизайна холодильников. В новых моделях увеличена высота дверей холодильной и морозильной камер, благодаря чему холодильник стал более элегантным. Разработан новый дизайн ручки с усиленным креплением. Как и ранее, во всех моделях нового дизайна предусмотрена возможность перенавешивания двери. Затраты на проект по улучшению дизайна бытовых холодильников составили 9,5 млн рублей, ожидается получить экономический эффект от снижения стоимости материалов около 15 млн. рублей.

Красноярский завод холодильников «Бирюса» имеет оборудование, которое позволяет осуществлять полный цикл производства бытовых холодильников и торгового оборудования. Более 85% деталей изготавливается самостоятельно из высококачественных комплектующих, поставки которых осуществляют такие известные мировые производители, как DOW, Samsung (Корея), ILPEA (Италия), BASF и TICONA (Германия).

Прежде чем стать готовым изделием, холодильник проходит множество этапов. Технология производства основана на системе непрерывных конвейеров, ежеминутно поставляющих комплектацию со всех цехов производства на сборочные конвейеры, где осуществляется заключительная сборка изделий.

Внутренние поверхности холодильника, соприкасающиеся с пищевыми продуктами, изготавливают из полистирола — гигиеничного и удобного материала для деталей сложной формы. Новейшее литейное и вакуум-формовочное оборудование «Canon» позволяет контролировать и изменять толщину полистирола, плотность массы, температуру и другие параметры непосредственно в процессе производства.

Покраска металлических деталей холодильника осуществляется методом электростатического напыления (под действием электрических зарядов) на современном покрасочном комплексе «Eisenmann». Применение порошковых красителей позволило значительно улучшить качество наносимого покрытия, повысило стойкость к механическому повреждению.

Эффективность работы холодильника напрямую зависит от используемого теплоизолирующего материала. В холодильниках «Бирюса» им является пенополиуретан, обладающий низким коэффициентом теплопроводности и практически неограниченным сроком службы.

Главный сборочный конвейер имеет несколько линий, на каждой из которых собирается определенная модель. Каждый холодильник «Бирюса», прошедший строгий контроль качества сборки, чистоты внутренних и внешних поверхностей, поступает на испытательную станцию, где проходит 6-ти часовую проверку качества. Проверке подвергаются точная и надежная работа всего холодильника и отдельных электрических схем, приборов. Здесь же контролируется электропотребление и электробезопасность изделий. Результаты всех испытаний и проверок заносятся в технический паспорт холодильника.

Бытовые холодильники «Бирюса» оснащаются современными энергоэффективными компрессорами компаний, являющихся крупнейшими в мире производителями компрессоров для холодильного оборудования.

1.4 Анализ персонала и кадровая политика ОАО «КЗХ Бирюса».

Главным фактором успешной деятельности компании является обеспечение конкурентоспособности выпускаемой холодильной техники, что достигается как модернизацией производства, так и развитием человеческого капитала. Персонал компании является одним из самых важных и ценных активов в достижении ее целей и задач. Кадровая политика базируется на необходимости обеспечения эффективности труда и производства и предусматривает четыре основные направления:

· Обеспечение компании квалифицированными кадрами, сохранение профессионального коллектива, справедливые и доброжелательные отношения между коллегами;

· Мотивация и стимулирование персонала для решения поставленных задач;

· Обучение, развитие, профессиональный карьерный рост сотрудников внутри компании;

· Обеспечение гарантий и социальная защита работников.

Общая численность работников КЗХ «Бирюса"на 31.12.2011 составила 2087 человек. Изменение численности работников КЗХ «Бирюса» за последние три года отражено на рисунке 3.

Рисунок 3. Динамика количества работников КЗХ «Бирюса Возрастной состав работников КЗХ"Бирюса» представлен всеми возрастными категориями, начиная от молодых специалистов, приходящий в компанию после окончания учебного заведения и постепенно перенимающих опыт работы старших коллег, и заканчивая работниками пенсионного возраста, обладающими богатым опытом работы, так необходимым молодым специалистам. Кадровая политика направлена на систематическое и рациональное обновление кадров компании с сохранением преемственности за счет постоянного притока молодежи, использования возможностей и способностей кадров всех возрастов.

Самая массовая возрастная группа работающих в возрастном диапазоне от 41−50 лет составляет 25,3% от общей численности. Возрастной состав работников компании по состоянию на 31.12.2011 г. Отражен на рисунке 4.

Рисунок 4. Возрастной состав работников КЗХ «Бирюса» на конец 2011 г.

Одним из приоритетных направлений кадровой политики компании является повышение привлекательности работы на предприятии для молодых специалистов. Численность молодых работников и специалистов до 31 года составляет 24,7%. Важным фактором привлечения молодых специалистов в компанию является начисление процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях всем работникам до 30 лет, принятым на работу по трудовому договору в полном объеме с первого дня начала трудовых отношений. На эти цели в 2011 году израсходовано 1659 тыс. рублей собственных средств.

Рисунок 5. Состав работников по категориям КЗХ «Бирюса».

Высшее образование имеют 15,5% работников компании, среднее-профессиональное 19,4%, начальное-профессиональное — 21,4% работников и среднее образование имеют 43,7%.

1.5 Обзор конкурентов и доля на российском рынке КЗХ «Бирюса».

В настоящее время рыночный ассортимент бытовых холодильных приборов включает модели разных потребительских и экономических классов, отвечающие разнообразным требованиям покупателей.

Практически потеряла актуальность классификация холодильников «по количеству звездочек». Почти все современные холодильники обеспечивают температуру -18С в морозильной камере, а многие и более низкую.

Как тенденцию сегодняшнего дня следует отметить тот фактор, что понятие импортного и отечественного производителя несколько смешалось, так, например, модели Indesit Forma производятся в Липецке, а «Атланты» — за границей России, в Минске.

На настоящий момент продукция КЗХ «Бирюса» реализовывается по всей территории Российской Федерации, а также в странах СН и ближнего зарубежья (Казахстан, Азербайджан, Афганистан, Киргизия, Украина, Молдавия, Беларусь, Армения.

Основными конкурентами по сбыту продукции в вышеперечисленных странах для КЗХ «Бирюса» являются:

· «Атлант».

· «Позис».

· Indesit.

Компания «Позис» производит бытовые холодильники и морзильники под торговыми марками «Свияга» и «Мир». Линейка холодильников «Свияга» представлена в сегменте «эконом" — класса, линейка холодильников «Мир» — в среднем ценовом сегменте бытовых холодильников. Доля рынка компании «Позис» составляет 3,4%.

Линейка продукции «Атлант» представлена как в сегменте эконом-класса, так и в среднем ценовом сегменте. По сравнению с 2010 годом компания «Атлант» снизила долю рынка с 15% до 14%.

Компания Indesit — крупнейший производитель холодильной бытовой техники в России. Модельный ряд холодильной техники под торговыми марками Indesit и Ariston представлен во всех сегментах рынка бытовой холодильной техники. Моделями-аналогами бытовым холодильникам и морозильникам «Бирюса» являются холодильники по торговой маркой Indesit. Модели этой линейки представлены в низком и среднем ценовом сегменте. По итогам 2011 года компания Indesit составила 21% от всей доли рынка бытовых холодильных приборов.

Объем продаж бытовых холодильников и морозильников компании КЗХ «Бирюса» в 2011 году увеличился на 1%, но рынок при этом вырос на 7%.

В связи с эти доля компании уменьшилась до 5,3%. По доле рынка КЗХ «Бирюса» уступает Indesit, «Атлант», Samsung, LG, БСХ «Бытовые приборы» и «ВЕКО».

Рисунок 6. Структура сбыта продукции на российском рынке бытовых холодильных приборов, 2011 год На динамику рынка розничной продажи холодильников в Российской Федерации влияет техническое усовершенствование приборов и обновления дизайна изготавливаемых приборов.

В течение последних двух лет наблюдается запуск новых заводов иностранных компаний Arcelik, LG Electronics, Bosh und Siemens Hausgerate, GMHB, Vestel, чья техника уже продается по всей России. Данная активность со стороны иностранных конкурентов может негативно сказаться на спросе на продукцию компании «Бирюса».

Основными рисками для КЗХ «Бирюса» являются:

· Строительство заводов по производству иностранных бытовых приборов, в том числе и холодильников;

· Снижение уровня рубля по отношению к доллару США, что может повлечь за собой снижение стоимости продукции;

· Увеличение размера таможенных пошлин стран-покупателей;

· Увеличение цен на сырье и материалы на внутреннем и внешнем рынке;

· Финансовые риски, связанные с возможностью неисполнения предприятием своих обязательств;

· В крупных федеральных торговых сетях бытовая холодильная техника в подавляющем большинстве представлена марками широко рекламируемых зарубежных брендов;

2. Анализ финансового состояния ОАО «КЗХ Бирюса».

2.1 Содержание финансового анализа Глава посвящена финансовому анализу предприятия ОАО «КЗХ Бирюса», которое на сегодняшний день является крупный производителем бытовых и промышленных холодильных приборов. К финансовому анализу относятся внутрихозяйственный финансовый анализ и внешний финансовый анализ, которые заключаются в исследовании следующих аспектов деятельности организаций:

· горизонтальный анализ баланса предприятия;

· вертикальный анализ баланса предприятия;

· анализ ликвидности предприятия;

· анализ имущественного положения предприятия;

· анализ рентабельности активов предприятия.

Необходимо иметь в виду, что на финансовые показатели организации оказывают влияние не только технические, организационные и природные условия самого процесса производства, но и те социальные условия производственного коллектива, финансово-экономические условия организации, так как от степени этих условий зависит степень использования производственных ресурсов, средств и предметов труда, то есть фондоотдача, материалоемкость продукции, производительность труда Сам финансовый анализ состоит из горизонтального и вертикального анализа баланса, также в данном разделе рассмотрены коэффициенты ликвидности, коэффициенты платежеспособности предприятия, эффективности использования предприятия, проанализирована структура активов и пассивов баланса предприятия, структура заемного капитала и рентабельность предприятия.

2.2 Горизонтальный анализ предприятия Горизонтальный анализ баланса заключается в построении аналитических таблиц, в которых вычисляются абсолютные показатели изменения балансовых сумм и относительные показатели роста (снижения) этих сумм.

Таблица 1. Горизонтальный анализ баланса КЗХ «Бирюса».

АКТИВ.

31 декабря 2009.

31 декабря 2010.

31 декабря 2011.

2010 к 2009.

2011 к 2010.

Абс.

%.

Абс.

%.

ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ.

Нематериальные активы.

— 89.

— 19%.

78%.

Результаты исследований и разработок.

— 48.

— 2%.

— 48.

— 2%.

Основные средства.

— 54 670.

— 6%.

— 39 276.

— 5%.

Финансовые сложения.

65 586%.

0%.

Отложенные налоговые активы.

— 28 969.

— 56%.

— 944.

— 4%.

Прочие внеоборотные активы.

26%.

— 3423.

— 6%.

ИТОГО по разделу I.

1%.

— 43 394.

— 4%.

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ.

Запасы.

— 4235.

— 1%.

58%.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.

170%.

— 30 140.

— 74%.

Дебиторская задолженность.

19%.

— 64 095.

— 18%.

Фи нансовые сложения (за исключением денежных эквивалентов).

— 284.

— 30%.

— 156.

— 23%.

Денежные средства и денежные эквиваленты.

175%.

369%.

ИТОГО по разделу II.

12%.

17%.

БАЛАНС.

5%.

5%.

ПАССИВ.

КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ.

Уставный капитал.

0%.

0%.

Переоценка внеоборотных активов.

— 51 540.

— 27%.

— 1352.

— 1%.

Добавочный капитал (без переоценки).

;

;

;

Резервный капитал.

0%.

64%.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

102%.

11%.

ИТОГО по разделу III.

19%.

6%.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

Заемные средства.

0%.

10%.

Отложенные налоговые обязательства.

3%.

29%.

ИТОГО по разделу IV.

1787%.

11%.

КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

Заемные средства.

— 559 290.

— 79%.

13%.

Кредиторская задолженность.

— 171 599.

— 38%.

— 49 999.

— 18%.

Оценочные обязательства.

20%.

— 2564.

— 8%.

ИТОГО по разделу V.

— 725 793.

— 61%.

— 33 123.

— 7%.

БАЛАНС.

5%.

Рисунок 8. Динамика и структура активов баланса КЗХ «Бирюса».

Нематериальные активы, к которым принято относить патенты, лицензии, торговые марки, интеллектуальную собственность, программные продукты, новые технологии и которые могут приносить доход предприятию снизились в 2010 году на 19% (89 тыс. руб), и значительно выросли в 2011 году (78% и 297 тыс. руб) Затраты на исследовательские разработки снизились в 2010 и 2011 годах незначительно- 2% в год.

Основные средства предприятия, представляющие собой наиболее существенную часть активов — имущество предприятия снизились на 6% в 2010 году и на 5% в 2011 году (54 670 тыс. руб. и 39 276 тыс. руб. соответственно).

Отложенные налоговые активыдоля отложенного налога на прибыль, которая приводит к уменьшению суммы налога на прибыль, который должен быть уплачен в последующих отчетных периодахсущественно снизились в 2010 году — на 56% (28 969 тыс руб) и несущественно в 2011 году (4% и 944 тыс. руб.).

Прочие внеоборотные активы, которые включают в себя расходы на НИОКР, расходы будущих периодов, текущие издержки предприятия, которые будут включены в производимую продукцию, стоимость оборудование, которое должно пройти монтаж резко выросли в 2010 году (26% и 12 154 тыс. руб) и снизились в 2011 году на 6% (3423 тыс руб).

В связи с выдачей долгосрочных займов и внесения вкладов в уставные капиталы дочерни организаций расходы на финансовые вложения выросли в 2010 году на 65 586% (87 230 тыс. руб.). В 2011 году финансовых вложений не было.

Запасы предприятия в 2010 году уменьшились незначительнона 1% (4235 тыс. руб.), но существенно выросли в 2011 году- (58% и 214 121 тыс. руб.).

НДС по приобретенным ценностям вырос на 170% (25 681 тыс. руб.), и снизился в 2011 году на 74% (30 140 тыс. руб.).

Дебиторская задолженность предприятия (задолженность покупателей, заказчиков, заемщиков, подотчетных лиц) выросла в 2010 году на 19% (56 135 тыс. руб) и уменьшилась в 2011 году на 18% (64 095 тыс. руб.).

Рисунок 9. Структура пассивов баланса КЗХ «Бирюса».

В результате переоценки внеоборотных активов их стоимость значительно уменьшилась в 2010 году — на 27% (51 540 тыс. руб.), и немного снизилась в 2011 году — на 1% (1352 тыс. руб).

Резервный капитал предприятия (резервы предприятия, необходимые для покрытия непредвиденных расходов в связи с возможным возникновением кризисного состояния) резко вырос в 2011 году — на 64% (6279 тыс. руб.).

В 2010 году на предприятии наблюдался резкий рост нераспределенной прибыли — 102% (156 866 тыс руб), в 2011 году данный показатель вырос на 11% (34 310 тыс руб).

Долгосрочные заемные средства предприятия в 2010 году остались без изменений, а в 2011 году выросли на 10% (72 053 тыс. руб).

Рост отложенных налоговых обязательств в 2010 году был незначительным — 3% (1315 тыс руб), а в 2011 году уже более ощутимым — 29% (11 990 тыс руб).

Краткосрочные заемные средства предприятия (кредиты и займы на срок менее 1 года, кредитные задолженности поставщикам, по оплате труда, перед бюджетом), резко снизились в 2010 году- 79% (559 290 тыс руб), а в 2011 году незначительно выросли — 13% (19 440 тыс руб).

Кредиторская задолженность предприятия (задолженность предприятия другим юридическим и физ. лицам в результате совершенных ранее действий (событий)), резко снизилась в 2010 годуна 38% (171 599 тыс руб), и в 2011 годуна 18% (49 999 тыс руб).

2.3 Вертикальный анализ баланса предприятия Вертикальный анализ — это представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его итоге.

Таблица 2. Вертикальный анализ баланса КЗХ «Бирюса».

Показатель.

На конец 2009.

На конец 2010.

На конец 2011.

Структура, %.

На конец 2009 г.

На конец 2010 г.

На конец 2011 г.

отклонение.

2010 г. от 2009 г.

2010 г. от 2011 г.

АКТИВ.

1.ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ.

0,03%.

0,02%.

0,03%.

— 0,01%.

0,01%.

Нематериальные активы.

Результаты исследований и разработок.

2 663.

2 615.

2 567.

0,15%.

0,14%.

0,13%.

— 0,01%.

— 0,14%.

Основные средства.

904 575.

849 905.

810 629.

50,79%.

45,32%.

41,25%.

— 5,47%.

— 46,72%.

Долгосрочные финансовые вложения в материальные ценности.

91 738.

5,15%.

4,89%.

4,67%.

— 0,26%.

— 4,93%.

Финансовые вложения.

87 363.

87 363.

0,01%.

4,66%.

4,45%.

4,65%.

0,20%.

Отложенные налоговые активы.

51 762.

22 793.

21 849.

2,91%.

1,22%.

1,11%.

— 1,69%.

— 2,80%.

Прочие внеоборотные активы.

47 083.

59 237.

55 814.

2,64%.

3,16%.

2,84%.

0,52%.

— 2,33%.

2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ.

375 365.

371 130.

585 251.

21,08%.

19,79%.

29,78%.

— 1,29%.

— 31,07%.

Запасы.

НДС по приобретенным ценностям.

15 082.

40 763.

15 623.

0,85%.

2,17%.

0,80%.

1,33%.

0,53%.

Дебиторская задолженность.

290 375.

346 510.

282 415.

16,30%.

18,48%.

14,37%.

2,17%.

— 12,20%.

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов).

0,05%.

0,04%.

0,03%.

— 0,02%.

— 0,04%.

Деннежные средства и денежные эквиваленты.

2 246.

10 527.

0,05%.

0,12%.

0,54%.

0,07%.

— 0,46%.

БАЛАНС:

1 781 015.

1 875 349.

1 964 966.

ПАССИВ.

III.КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ.

Уставный капитал.

201 400.

201 400.

201 400.

11,31%.

10,74%.

10,25%.

— 0,57%.

— 10,82%.

Переоценка внеоборотных активов.

192 855.

141 315.

139 963.

11%.

7,54%.

7,12%.

— 3,29%.

— 10,42%.

Резервный капитал.

9 838.

9 838.

16 117.

1%.

0,52%.

0,82%.

— 0,03%.

— 0,85%.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

153 306.

310 712.

344 482.

9%.

16,57%.

17,53%.

7,96%.

— 9,57%.

IV.ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

Заемный средства.

712 947.

785 000.

0%.

38,02%.

39,95%.

38,02%.

— 1,93%.

Отложенные налоговые обязательства.

39 974.

41 289.

53 279.

2%.

2,20%.

2,71%.

— 0,04%.

— 2,75%.

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

Заемные средства.

703 571.

144 281.

163 721.

40%.

7,69%.

8,33%.

— 31,81%.

— 40,14%.

Кредиторская задолженность.

454 567.

282 968.

232 969.

26%.

15,09%.

11,86%.

— 10,43%.

— 22,29%.

Оценочные обязательства.

25 504.

30 599.

28 035.

1%.

1,63%.

1,43%.

0,20%.

— 1,23%.

БАЛАНС:

1 781 015.

1 875 349.

1 964 966.

Рисунок 10. Структура активов баланса предприятия КЗХ «Бирюса» на 31.12.2010 г.

Рисунок 11. Структура активов баланса предприятия на 31.12.2011 г.

Из представленных выше диаграмм можно сделать вывод, что большую долю активов предприятия занимают основные средства (47%), что говорит об ориентировании руководства предприятия на создание материальных условий для расширения основной деятельности КЗХ «Бирюса».

Вторую по величине долю активов занимают запасы- 37%, что обусловлено большим количеством запчастей и комплектующих, которые в дальнейшем будут использоваться в ремонтной службе завода.

Дебиторская задолженность снизилась на 4% и составляет 15% от всех активов баланса предприятия, это символизирует то, что свидетельствует об уменьшении доли коммерческого кредита, предоставляемого другим предприятиям.

Прочие внеоборотные активы занимают 1% от общей структуры средств предприятия.

Рисунок 12. Структура пассивов на 31.12.2010 г.

Рисунок 13. Структура пассивов на 31.12.2011 г.

Из указанных выше схем можно сделать следующие выводы:

— Большую часть пассивов баланса предприятия составляют заемные средства (40%), что говорит о нехватке у компании собственных средств на поддержание процесса производства.

— Второй по величине долей в баланса предприятия обладает нераспределенная прибыль.

— Самой меньшей долей обладают долгосрочные средства.

2.4 Анализ ликвидности предприятия В данном разделе будут рассмотрены следующие коэффициенты ликвидности предприятия:

1)Коэффициент текущей ликвидности Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств.

Нормальным считается значение коэффициента 1,5 — 2,5.

Значение более 3 свидетельствует о нерациональной структуре капитала, что может быть связано с замедлением оборачиваемости средств, вложенных в запасы, неоправданным ростом дебиторской задолженности.

Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы/Краткосрочные обязательства.

на 31.12.2009 г.= 682 593/1183641 = 0,6.

на 31.12.2010 г.= 761 319/457848 = 1,7.

на 31.12.2011 г.= 894 330/424725 = 2,1.

Коэффициент текущей ликвидности увеличился на 0,4 за исследуемый год, что говорит о приобретении предприятием платежеспособности.

2)Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности.

По смысловому назначению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть — производственные запасы.

Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению.

Коэффициент быстрой ликвидности = Денежные Средства+Дебиторская Задолженность./Текущие обязательства На 31.12.2009 г.= (817+290 375)/1 183 641 = 0,25.

На 31.12.2010 г.= (2246+346 510)/457 846 = 0,77.

На 31.12.2011 г.= (10 527+282415)/424 725 = 0,69.

Коэффициент быстрой ликвидности имеет значение >1, что говорит о том, что ликвидные активы не покрывают краткосрочные обязательства, а значит существует риск потери платежеспособности в будущем, что является негативным сигналом для инвесторов.

3)Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно.

Рекомендательная нижняя граница показателя, приводимая в западной литературе, — 0,2.

В отечественной практике фактические средние значения рассмотренных коэффициентов ликвидности, как правило, значительно ниже значений, упоминаемых в западных литературных источниках. Поскольку разработка отраслевых нормативов этих коэффициентов — дело будущего, на практике желательно проводить анализ динамики данных показателей, дополняя его сравнительным анализом доступных данных по предприятиям, имеющим аналогичную ориентацию своей хозяйственной деятельности.

Коэффициент абсолютной ликвидности= (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения)/ Текущие обязательства На 31.12.2009 г. = (817+954)/1 183 641=0,002.

На 31.12.2010 г. = (670+2246)/457 848 = 0,006.

На 31.12.2011 г. = (514+10 527)/424 725 = 0,025.

Коэффициент абсолютной ликвидности на 31.12.2011 г. имеет чрезвычайно низкий показатель, что означает огромный недостаток свободных денежных средств. Исходя из полученный данных, можно сделать вывод, что предприятие вскоре начнет терять платежеспособность и станет непривлекательным для инвесторов.

Рисунок 14. Динамика коэффициентов ликвидности.

4)Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности.

Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности компании, в частности от ее масштабов, объемов реализации, скорости оборачиваемости материальных запасов и дебиторской задолженности. Недостаток оборотного капитала свидетельствует о неспособности предприятия своевременно погасить краткосрочные обязательства.

Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов предприятия. Важное аналитическое значение имеет рассмотрение темпов роста собственного оборотного капитала предприятия на фоне темпов инфляции.

Чистый оборотный капитал= текущие активы — текущие пассивы На 31.12.2009 г.= 894 330−232 969=661361 тыс. руб.

На 31.12.2010 г.= 761 319−282 968=478351 тыс. руб.

На 31.12.2011 г.= 682 593−454 567=228026 тыс. руб.

Чистый оборотный капитал имеет большое превышение над оптимальной потребностью, что говорит финансовой неустойчивости предприятия, нерациональном использовании ресурсов и о большой зависимости от предприятия от инвестиций.

2.5 Показатели структуры капитала.

1)Коэффициент автономии.

Коэффициент автономии характеризует долю собственности владельцев предприятия в общей сумме авансированных средств. Чем выше значение коэффициента, тем финансово более устойчиво от внешних кредиторов предприятие.

Нормативное значение коэффициента- 0,5.

Чем больше значение коэффициентатем лучшим будет считаться финансовое состояние предприятия.

Коэффициент автономии= Собственный капитал/Валюта баланса на 31.12.2009 г.=557 399 /1 781 015= 0,31.

на 31.12.2010 г.= 663 265/1875349 = 0,35.

на 31.12.2011 г.=701 961 /1 964 966 = 0,35.

Значение коэффициента на 2011 г. говорит о том, что предприятие неустойчиво от внешних кредиторов.

2)Коэффициент левериджа Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. По-другому можно сказать, что финансовый леверидж (в некоторых источниках встречается и название «финансовый рычаг») представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа.

Оптимальное значение этого показателя, выработанное западной практикой — 0,8−1. Считается, что если значение его превышает единицу, то финансовая автономность и устойчивость оцениваемого предприятия достигает критической точки, однако все зависит от характера деятельности и специфики отрасли, к которой относится предприятие.

Рост показателя свидетельствует об увеличении зависимости предприятия от внешних финансовых источников, то есть, в определенном смысле, о снижении финансовой устойчивости и нередко затрудняет возможность получения кредита.

Коэффициент финансового левериджа =Заемный капитал/Собственный капитал на 31.12.2009 г.= (39 974+1183641)/557 399=2,19.

на 31.12.2010 г. = (754 236+457846)/663 265=1,82.

на 31.12.2011 г. (424 725+838279)/701 961 = 1,79.

Рисунок 15. Сравнение динамики коэффициентов автономии и левериджа Все показатели коэффициента автономии ниже 0,5, что говорит о большом риске потери инвестиций и кредитов.

Коэффициент левериджа в 2009 и 2010 годах превышают 1, что означает, что активы компании финансируются за счет заемных средств.

Таблица 3 Среднегодовые показатели баланса КЗХ «Бирюса.

Среднегодовые активы.

2 105 968,5.

Среднегодовой собственный капитал.

710 331,5.

Среднегодовая Дебиторская задолженность.

318 442,5.

316 534,5.

Среднегодовая Кредиторская задолженность.

368 767,5.

3)Коэффициент оборачиваемости активов показывает количество полных циклов обращения продукции за анализируемый период. Или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Или иначе показывает количество оборотов одного рубля активов за анализируемый период.

Этот показатель используется инвесторами для оценки эффективности вложений капитала.

Коэффициент. Оборотных Активов = Выручка/среднегодовая стоимость активов (таблица №).

2009 г. = 3 434 795/2105968,5= 1,63.

2010 г. = 3 883 904/1828182=2,12.

2011 г. = 4 005 793/1920157=2,08.

Определенного норматива для показателей оборачиваемости не существует, поскольку они зависят от отраслевых особенностей организации производства. В капиталоемких отраслях оборачиваемость активов будет ниже, чем в торговле или сфере услуг.

4)Коэффициент оборачиваемости собственного капитала — коэффициент равный отношению объема реализации к среднегодовой стоимости собственного капитала. Данными для его расчета служит бухгалтерский баланс.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала=Выручка/Среднегодовой Собственный капитал.

2009 г. = 3 434 795 / 710 331,5=4,8.

2010 г.= 3 883 904 / 610 302=6,3.

2011 г. = 4 005 793 / 682 613= 5,8.

Показатель данного коэффициента за 2011 год довольно высок, что говорит о больших объемах реализации производимой продукции.

5)Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

показывает сколько раз в среднем в течение года дебиторская задолженность превращалась в денежные средства.

Коэфициент оборачиваемости. Дебиторской задолженности = Выручка/Средний остаток дебиторской задолженности.

2009 г = 3 434 795/316534,5=10,8.

2010 г. = 3 883 904/318442,5= 12,1.

2011 г.= 4 005 793 / 307 562= 13,0.

Для оборачиваемости дебиторской задолженности, как и для других показателей оборачиваемости не существует четких нормативов, поскольку они сильно зависят от отраслевых особенностей и технологии работы предприятия. Но в любом случае, чем выше коэффициент, т. е. чем быстрее покупатели погашают свою задолженность, тем лучше для организации. При этом эффективная деятельность не обязательно сопровождается высокой оборачиваемостью. Например, при продажах в кредит остаток дебиторской задолженности будет высокий, а коэффициент ее оборачиваемости соответственно низкий.

6)Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает сколько требуется оборотов для оплаты выставленных счетов.

Высокая оборачиваемость кредиторской задолженности может свидетельствовать об улучшении платежной дисциплины предприятия в отношениях с поставщиками, бюджетом, внебюджетными фондами, персоналом предприятия, прочими кредиторами — своевременное погашение предприятием своей задолженности перед кредиторами и (или) сокращение покупок с отсрочкой платежа (коммерческого кредита поставщиков).

Оборачиваемость кредиторской задолженности оценивают совместно с оборачиваемостью дебиторской задолженности. Неблагоприятной для предприятия является ситуация, когда коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности значительно больше коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности.

Коэфф. оборачиваемости. Кредиторской. задолженности. = Покупки/Средняя величина Кредиторской задолженности.

2009 г. = 3 434 795 / 208 935 = 16,4.

2010 г. = 3 883 904 / 368 767,5= 10,5.

2011 г.= 4 005 793 / 950 259 = 4,2.

7)Соотношение оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженностей.

2009 г.= 10.8/16,4=0,65.

2010 г. =12,1/10,5=1,1,.

2011 г. = 13,0/ 4,2 = 3,1.

На вышеуказанном рисунке видно, что оборачиваемость кредиторской задолженности снизилась в период с 2009 по 2011 год, это говорит о том, что количество приобретения материальных активов в кредит увеличилось.

Дебиторская задолженность, напротив, выросла в течение двух исследуемых лет, данное ускорение оборачиваемости говорит об улучшении расчетов с дебиторами.

Оборачиваемость активов и собственных капиталов менялись незначительно.

2.6 Показатели рентабельности Рентабельность продаж — коэффициент равный отношению прибыли от реализации продукции к сумме полученной выручки. Данными для его расчета служит бухгалтерский баланс.

Рентабельность продаж используется в качестве основного индикатора для оценки финансовой эффективности компаний, которые имеют относительно небольшие величины основных средств и собственного капитала. Оценка рентабельности продаж позволяет более объективно взглянуть на состояние дел.

Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании — реализацию основной продукции.

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж/Выручка.

2009 г.= 13 141/3434795=-0,3%.

2010 г. = 182 570/3883904=0,4%.

2011 г. = 195 936/4005739= 0,4%.

Так как Россия имеет инфляционный вид экономики показатель 20, % является нормальным, но данный показатель может сигнализировать о том, что предприятие обладает большой долей заемного капитала и малой долей собственного, что негативно влияет на финансовую устойчивость предприятия.

Коэффициент рентабельности активов характеризует способность руководства компании эффективно использовать ее активы для получения прибыли. Кроме того, этот коэффициент отражает среднюю доходность, полученную на все источники капитала (собственного и заемного).

Рентабельность активов= Чистая прибыль /Валюта баланса =.

2009 г.= -145 187/1781015=-8%.

2010 г.= 105 866/1875349=5%.

2011 г.= 38 699/1964966=2%.

Небольшое значение показателя коэффициента на 2011 год говорит о неэффективном использовании имущества предприятия.

Рентабельность собственного капитала — показатель чистой прибыли в сравнении с собственным капиталом организации. Это важнейший финансовый показатель отдачи для любого инвестора, собственника бизнеса, показывающий, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал. В отличие от схожего показателя «рентабельность активов», данный показатель характеризует эффективность использования не всего капитала (или активов) организации, а только той его части, которая принадлежит собственникам предприятия.

Прибыль от обычной деятельности/ среднее значение за период итога по разделу III Капитал и резервы.

2009 г.= -147 408/557399=26%.

2010 г.= 105 866/663265=15%.

2011 г. =38 669/701961=0,5%.

Снижение значение данного показателя говорит о неэффективном использовании собственниками капитала предприятия, что снижает прибыль на единицу продукции.

3. Рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия Результаты анализа показали, что общая картина финансово-хозяйственной деятельности предприятия неблагоприятная. Основными причинами тому явились недостаток собственных средств и наращивание обязательств предприятия.

Чтобы повысить значение показателя абсолютной ликвидности и стать более привлекательным для инвесторов предприятию следует своевременно рассчитываться с кредиторами.

Для увеличения показателя быстрой ликвидности руководству предприятия следует заняться наращиванием собственных оборотных средств (например, снижением количества запасов). Данные манипуляции приведут к росту обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами, с помощью которых можно покрыть текущие обязательства компании.

Для улучшения значения показателя текущей ликвидности необходимо наращивать собственный капитал предприятия и сдерживать рост внеоборотных активов и долгосрочной дебиторской задолженности.

Пути повышения ликвидности и платежеспособности на предприятии будут зависеть от факторов, вызвавших их снижение. К внешним причинам можно отнести спад производства в стране, банкротство должников, устаревшие технологии, несовершенство законодательства и т. д. Для привлечения средств предприятию следует возобновить выпуск и продажу акций.

Заключение

Проведенный анализ финансовой деятельности предприятия ОАО «КЗХ Бирюса» показал, что предприятие находится не в лучшем финансовом положении и его руководству требуется серьезно пересмотреть свою деятельность и задуматься над осуществлением новых проектов, способных исправить ситуацию.

В данной работе были подробно проведены сбор и обработка данных о финансовом состоянии предприятия за 3 года. Были составлены горизонтальный и вертикальный анализы баланса предприятия, которые позволили определить долю активов и пассивов в самом балансе предприятия сделать выводы о его структуре.

Также в данной работе были рассчитаны показатели ликвидности баланса и было проведено их сравнение с нормативными показателями, что позволило определить отклонение и составить план мероприятий для улучшения показателей ликвидности.

Анализ рентабельности активов предприятия показал, что большинство активов предприятия на данный момент нерентабельны и помог найти причины существующего положения.

Проведенный финансовый анализ предприятия позволил выявить основные причины непрочного финансового состояния предприятия и найти пути выведения предприятия из кризиса.

Цели и задачи, поставленные в данной работе, были раскрыты и проанализированы.

Список литературы

и интернет-ресурсов.

1. Годовые отчеты ОАО «КЗХ Бирюса» URL: http://www.biryusa.ru/.

2. Финансовая отчетность ОАО «КЗХ Бирюса» URL: http://www.biryusa.ru/show_doc.php?id=7.

3. Ежеквартальные отчеты ОАО «КЗХ Бирюса» URL: http://www.biryusa.ru/show_doc.php?id=7.

4. Полезные сведения и определения — Консалтинговая компания «Slaan URL:"http://slaan.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=182:finans-analist&catid=42:stati&Itemid=240.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой