Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие системы оценки качества менеджмента промышленного предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подобная точка зрения получила свое развитие в разработанной автором модели оценки качества менеджмента, на основе сочетания процессного подхода и функциональной модели оценки менеджмента. Особенностью данной модели является возможность оценки потенциала системы менеджмента на основе исследования системообразующих управленческих процессов (процесса стратегического и оперативного управления… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы качества менеджмента
    • 1. 1. Качество менеджмента в системе повышения конкурентоспособности предприятия
    • 1. 2. Сущность и содержание понятия «качество менеджмента»
    • 1. 3. Факторы воздействия на качество менеджмента предприятия
  • ГЛАВА 2. Методические основы и практические подходы к оценке качества менеджмента промышленного предприятия
    • 2. 1. Анализ современных методических подходов к оценке качества менеджмента
    • 2. 2. Анализ опыта промышленных предприятий по оценке качества менеджмента
  • ГЛАВА 3. Направления совершенствования системы оценки качества менеджмента промышленного предприятия
    • 3. 1. Формирование модели оценки качества менеджмента на основе процессного подхода
    • 3. 2. Реализация предлагаемого методического подхода к оценке качества менеджмента на промышленных предприятиях

Развитие системы оценки качества менеджмента промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сегодня Россия стоит на рубеже вступления в качественно новый этап своего экономического развития, результатом которого станет резкое обострение конкурентной борьбы. Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых для современного рынка характерна устойчивая тенденция к повышению роли неценовых форм конкуренции, особенно конкуренции на основе качества. Причем одним из главных факторов обеспечения и повышения конкурентоспособности становится не столько качество продукции, сколько качество менеджмента.

В настоящее время среди специалистов в области менеджмента стал довольно популярен лозунг «от менеджмента качества к качеству менеджмента», имеющий глубокий смысл, и возможно, знаменующий собой очередную смену управленческих парадигм. Подтверждением тому служит переход различных премий по качеству из разряда моделей оценки системы менеджмента качества в разряд моделей оценки совершенства бизнеса. Так, модель делового совершенствования EFQM1, разработанная Европейским фондом управления качеством, представляет собой обобщенную модель идеальной системы управления для организаций, ориентированных на устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности. Применение модели EFQM предполагает проведение исследования и измерения мощности управленческого потенциала предприятия, а так же оценки эффективности системы управления любой организации. Модель основана на философии TQM, на системном подходе к управлению, учитывающем интересы всех заинтересованных сторон организации. Во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий. В России это премия Правительства Российской Федерации в области качества, построенная на базе Европейской премии качества.

1 European Foundation for Quality Management-Европейский фонд управления качеством.

2 Total Quality ManagementВсеобщее управление на основе качества.

Однако следует отметить, что подходы совершенствования управления и бизнеса возникли на Западе эволюционно, и менеджеры западных компаний воспринимали ориентацию на потребителя, непрерывное совершенствование, процессный подход, вовлечение и заинтересованность работников как неотъемлемые принципы ведения бизнеса. В российском же бизнесе все эти принципы вводятся стихийно и не всегда эффективно. Кроме того, по данным Фел деральной службы государственной статистики в стране зарегистрировано около 3,5 млн. предприятий, однако только около 4 тыс. из них сертифицировали систему менеджмента качества4. Подобные данные заставляют задуматься о том, что менее 1% отечественных предприятий целенаправленно выстраивают свой бизнес в соответствии с мировыми тенденциями в развитии менеджмента и применяют различные методики оценки менеджмента качества для исследования и повышения качества управления в целом, а более 99% предприятий вообще не проводят подобной работы.

В связи с этим актуальной проблемой становится развитие концептуальных основ и методических подходов к оценке и повышению качества менеджмента, которые могли бы быть адекватно восприняты и применены с высокой степенью эффективности в системах менеджмента с различным уровнем развития.

Степень разработанности проблемы. До недавнего времени концепция качества менеджмента не находила широкого отражения в научной и прикладной литературе по управлению, однако в последние годы интерес к ней возрос, что нашло свое отражение в трудах таких современных исследователей как Т. Конти, В. Я. Белобрагина, Т. А. Салимовой, М. З. Свиткина, Ю. П. Адлера, О. С. Щукина.

Теоретические основы концепции качества менеджмента формировались на основе взаимодействия научного менеджмента и менеджмента качества, и.

3 Россия в цифрах.2007: Кратк. стат. сб./Росстат. -М., 2007. -494с.

4 Стандарты и качество № 1,2005, с. 12. были заложены в трудах таких видных зарубежных ученых как: Ф. У. Тейлор, Э. Эмерсон, А. Файоль, В. Шухарт, Э. Деминг, Дж. Джуран, К. Исикава, А. Б. Фейгенбаума, Ф. Кросби и др.

Фундаментальные экономические основы эффективного управления организацией и управления качеством отражены в трудах выдающихся отечественных ученых В. А. Лапидуса, Б. Л. Бенцмана, А. В. Гличева, В. М. Ларина, Е. А. Горбашко, В. В. Окрепилова, А. А. Богданова и др.

Прикладные аспекты качества менеджмента организации получили развитие в публикациях В. Винокурова, А. Винокурова, В. Машкина, Д.В. Мас-лова, П. Ватсона, Н. Чилиши, Э. А. Белокоровина.

Анализ современной литературы по исследуемой проблеме позволяет сделать вывод, что теоретико-методические основы качества менеджмента находятся на этапе становления. В настоящее время существует потребность научного исследования по данной проблеме, так как менеджмент отечественных предприятий нуждается в адаптированных для российского бизнеса методических рекомендациях по оценке и улучшению качества систем управления. Это обусловило выбор темы исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе обобщения теоретических и методических основ концепции качества менеджмента разработать и научно обосновать адаптированный для отечественного бизнеса методический подход к оценке качества менеджмента. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: -выявлена роль качества менеджмента в системе повышения конкурентоспособности предприятия;

— определены сущность и содержание понятия «качество менеджмента" — -исследованы и систематизированы факторы воздействия на качество менеджмента;

— исследованы методические и практические подходы к оценке качества менеджмента промышленного предприятия;

— предложена и апробирована модель оценки качества менеджмента промышленного предприятия, разработаны критерии и систематизированы характеристики оценки качества менеджмента;

— разработана процедура проведения оценки качества менеджмента на крупных и средних промышленных предприятиях.

Объектом исследования является система менеджмента крупных и средних промышленных предприятий.

Предметом исследования является организационно-экономический механизм оценки качества менеджмента промышленного предприятия.

Методологическая база исследования. В процессе исследования использованы системный и процессный подходы, диалектический метод познания, методы абстрагирования и обобщения, структурно-функциональный и сравнительный анализ, статистические методы и др.

Информационная база исследования представлена данными Госкомстата РФпервичной информацией о деятельности ряда промышленных предприятийданными интервьюирования руководителей промышленных предприятийматериалами, опубликованными в монографиях и периодической печати, специализированных научных журналахматериалами научных и научно-практических конференцийтрудами отечественных и зарубежных ученых.

Научная новизна. К числу основных результатов диссертационного исследования, определяющих научную новизну, относятся следующие:

— сформулирована и обоснованна авторская позиция относительно сущности и содержания понятия «качество менеджмента». Качество менеджмента определяется как степень развитости потенциала системы менеджмента, позволяющая организации достигать поставленных целей. Особенность данного подхода состоит в том, что наряду с эффективностью и результативностью менеджмента, качество менеджмента является одной из сторон его оценки, позволяющей исследовать степень использования всех возможностей и средств в системе менеджмента для повышения конкурентоспособности предприятия;

— предложена систематизация факторов воздействия на качество менеджмента, согласно которой, выделены внешние факторы, обуславливающие требования к качеству менеджмента (уровень развития экономической системы страны, уровень развития внешнеэкономических и внешнеполитических отношений в стране, сила конкуренции в отрасли и смежных отраслях) — и внутренние, формирующие определенный уровень развития потенциала системы менеджмента в рамках предприятия. При этом внутренние факторы воздействия на качество менеджмента подразделяются на две группы: организационные и кадровые;

— на базе процессного подхода и функциональной модели оценки менеджмента разработана авторская модель оценки качества менеджмента, позволяющая исследовать системообразующие управленческие процессы и составить на этой основе представление о степени развитости потенциала системы менеджмента;

— предложен алгоритм проведения оценки качества менеджмента позволяющий учесть индивидуальные особенности системы управления предприятияи процедура проведения оценки на основе сочетания анкетирования, интервьюирования и консультирования, позволяющая достичь единства понимания управленческих процессов среди руководителей всех уровней;

— разработана модель «управленческий многоугольник», представляющая собой графическое изображение построения управления по функциям. «Управленческий многоугольник», с одной стороны, — является инструментом визуализации результатов оценки качества менеджмента, а с другой, — инструментом диагностики управленческих проблем, вызванных непропорциональностью в развитии функций менеджмента;

— предложена матрица диагностики характеристик системы менеджмента на основе корреляции среднего значения характеристики и коэффициента согласия в коллективе, позволяющая руководству принять решение о первоочередности и возможности совершенствования того или иного вида управленческой деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методического подхода и практических рекомендаций к оценке качества менеджмента, адаптированных к особенностям российского бизнеса и учитывающих мировые тенденции в управлении. Их использование позволит руководству предприятий повышать качество систем управления, что будет способствовать росту конкурентоспособности отечественных предприятий как на национальных, так и международных рынках.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные результаты и положения исследования апробированы на международных научно-практических конференциях: «Развитие научных концепций и технологий управления экономическими системами в современном обществе» (Киров, апрель 2004), «Страны мирового сообщества в условиях глобализации экономики» (Киров, ноябрь 2004), «Проблемы и перспективы совершенствования управления национальным экономическим потенциалом» (Саратов, СГСЭУ, февраль 2006), «Проблемы менеджмента качества в современной России» (Саранск, апрель 2006), а так же на научно практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы СГСЭУ (Саратов, февраль 2007).

Полученные теоретические практические результаты исследования апробированы на ОАО «НЕФТЕМАШ» — САПКОН г. Саратов и ОАО «Энерго-машкорпорация» филиал «Энергомаш Волгоэнергоремонт» г. Энгельс.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 7 научных работ общим объемом 2,1 п.л.

Структура работы. Цели и задачи исследования определили структуру диссертации. Работа изложена на 191 машинописной странице, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 179 источников, содержит 32 рисунка, 28 таблиц.

Заключение

.

Проведенный анализ тенденций экономического развития позволяет сделать вывод о том, что в условиях обостряющейся конкурентной борьбы особое значение принимает повышение качества управленческой деятельности. Сегодня устойчивое развитие отечественных предприятия немыслимо без преобразования систем менеджмента с учетом мировых тенденций в управлении. В связи с этим руководству российских предприятий требуется адаптированная к условиям ведения отечественного бизнеса теоретическая и методическая база, которая позволяла бы оценить и повысить качество систем менеджмента.

Анализ существующих точек зрения по определению понятия «качество менеджмента», показал, что в настоящее время нет единого мнения и понимания сущности этого термина. Поэтому одной из задач диссертационного исследования является формулирование авторского подхода к сущности и содержанию данного понятия.

Согласно философскому пониманию, сущность — это главное внутреннее содержание явления, определяющее его реальность и действительность- - совокупность существенных свойств. Содержание есть то, что наполняет форму, из чего она осуществляется- - философская категория, обращающая систему взаимосвязанных составных элементов, свойств и процессов, определяющих специфику и развитие объекта.

Исходя из философского понимания «сущности» и «содержания», а также анализа достоинств и недостатков современной интерпретации качества менеджмента, предлагается под качеством менеджмента понимать степень развитости потенциала системы менеджмента, позволяющую организации достигать поставленных целей. При этом под потенциалом системы менеджмента понимается совокупность всех имеющихся возможностей и средств в системе менеджмента, степень совершенства которых может быть определена на основе исследования системообразующих управленческих процессов.

Содержательная основа категории «качество менеджмента» проявляется в том, что наряду с эффективностью и результативностью менеджмента, качество менеджмента является одной из сторон оценки менеджмента, отражающей определенный уровень совершенства и развитости потенциала системы менеджмента.

Поскольку «содержание» есть то, «.что наполняет форму и обращает систему взаимосвязанных элементов, свойств и процессов, определяющих специфику и развитие объекта.», то содержательная сторона «качества менеджмента» не может претендовать на полноту без анализа факторов, которые в той или иной степени влияют и формируют определенный уровень развития потенциала системы менеджмента, т. е. качество менеджмента.

Анализ факторов воздействия на качество менеджмента, описанных в современной литературе, показал, что все представленные факторы качества менеджмента в основном формируются во внутренней среде организации, однако на наш взгляд, любая современная организация, являясь сложной открытой системой, претерпевает влияние как внутренних, так и внешних факторов. Следовательно, и система менеджмента подвержена влиянию соответствующих факторов, которые в значительной степени воздействуют на ее качество.

Автор предложил систематизировать ряд факторов качества менеджмента, отнеся одни к внешним факторам, формируемым внешней средой и предъявляющим определенные требования к качеству менеджмента, а другие к внутренним, формирующим определенный уровень развития потенциала системы менеджмента, т. е. качество менеджмента.

К факторам внешней среды отнесены следующие: уровень развития экономической системы страныуровень развития внешнеэкономических и внешнеполитических отношений в странесила конкуренции в отрасли и смежных отраслях.

Развивая тезис о том, что степень развитости потенциала системы менеджмента целесообразно оценивать на основе управленческих процессов, качество которых формируется во взаимодействии способностей и возможностей управленцев и организационных возможностей и ресурсов, предлагается систематизировать внутренние факторы воздействия на качество менеджмента, относя их либо к кадровым, либо к организационным.

К организационным факторам воздействия на качество менеджмента предлагается отнести:

— уровень развития системы непрерывного получения, анализа и распределения достоверной информации в организации;

— уровень корпоративной культуры, приверженность членов организации ее целям;

— соответствие организационной структуры стратегии предприятия и изменяющихся условий внешней среды;

— внедрение и использование в организации современных технологий управления, процедур анализа и методов решения проблем- -уровень сбалансированности процессов стратегического и оперативного управления в организации;

— гибкость процедур разработки, принятия и реализации управленческих решений, а также процедур анализа обратной связи о результативности его выполнения в зависимости от изменений во внешней среде;

— внедрение и совершенствование в организации системы менеджмента качества.

Организационные факторы взаимодействуют и взаимодополняются кадровыми факторами, отражающими комплекс способностей и возможностей работников аппарата управления. Исследованию возможностей, способностей, а также описанию качеств необходимых современному менеджеру посвящено много работ, в каждой из которых предлагается собственное видение идеального руководителя. Автор придерживается мнения, что к кадровым факторам качества менеджмента можно отнести следующие:

— наличие образования в области менеджмента;

— опыт управленческой работы;

— личные и профессиональные качества менеджеров;

— мотивация управленческого персонала;

— зависимость материального стимулирования менеджеров от результатов деятельности организации;

— непрерывность обучения менеджеров.

Необходимо отметить, что автор не является сторонником факторного анализа оценки качества менеджмента, поскольку при применении подобной методики могут вызвать затруднение два обстоятельства: выбор норматива или оптимального значения фактора и установление весомости каждого фактора в совокупности факторов. Подобная точка зрения подкрепляется тем, что каждая организация и каждая отдельная система управления уникальны и специфичны, и более высока степень использования одного фактора может компенсировать более низкую степень использования других факторов. Выявление и исследование факторов, влияющих на качество менеджмента и формирующих его, необходимо для более комплексного представления и понимания природы качества менеджмента. А оценку качества менеджмента представляется более целесообразным проводить на основе исследования управленческих процессов и отдельных характеристик этих процессов, которые интегрируют в рамках определенной организации и системы управления все организационные и кадровые факторы качества менеджмента.

Подобная точка зрения получила свое развитие в разработанной автором модели оценки качества менеджмента, на основе сочетания процессного подхода и функциональной модели оценки менеджмента. Особенностью данной модели является возможность оценки потенциала системы менеджмента на основе исследования системообразующих управленческих процессов (процесса стратегического и оперативного управления). Принятие в качестве основы модели оценки процессов оперативного и стратегического управления представляется целесообразным, поскольку как бы ни была сформирована система менеджмента, все разнообразие управленческих процессов протекающих в ней можно объединить либо в рамках укрупненного процесса стратегического управления, либо в рамках укрупненного процесса оперативного управленияоценка качества которых, происходит на основе исследования взаимосвязанных видов управленческой деятельности (планирования, организации, мотивации, контроля, координации, коммуникации).

Поскольку функции планирования, организации, мотивации и контроля в рамках процесса стратегического и оперативного управления взаимодополняют друг друга, а функции координации и коммуникации в рамках указанных процессов перекликаются и дублируются, то весомость при оценке качества их выполнения будет различной. Предлагаемая модель оценки качества менеджмента предполагает анализ каждой функции по пяти укрупненным характеристикам (вопросам). Необходимо отметить, что вопросы для оценки качества планирования, организации, мотивации, контроля, координации и коммуникации в рамках управленческих процессов могут корректироваться с учетом специфики отрасли, производства или системы управления, однако при их формулировке следует опираться на принципы TQM: ориентации на потребителей (как внешних, так и внутренних), лидерство руководства, максимальное вовлечение работников в процесс постоянного совершенствования, процессный подход, системный подход к менеджменту, принятие решений на фактах.

В работе определены границы отдельных видов управленческой деятельности, характерных для каждого этапа процессов стратегического и оперативного управления. Их оценка, относительно предлагаемых критериев, позволит составить комплексное представление о степени развитости потенциала системы менеджмента.

Оценка качества менеджмента организации по предлагаемой модели проводиться методами анкетирования и интервьюирования. В анкете, каждый вопрос (оцениваемая характеристика) имеет пять вариантов ответа. Предлагается выбирать только один вариант, который максимально точно характеризует текущее состояние определенного направления деятельности. Важно отметить, что каждый вариант ответа подразумевает не просто альтернативный вариант (ДА или НЕТ). Представители экспертной группы по оценке качества менеджмента совместно с опрашиваемым менеджером в процессе интервьюирования выставляют балл в соответствии со шкалой оценки управленческой деятельности о 0 до 4, а основными критериями оцениваемых характеристик являются:

— систематичность проведения деятельности;

— степень разработанности процедуры;

— документация, подтверждающая деятельность;

— определение круга ответственных по данному виду деятельности.

Исходя из полученных данных, уровень качества системы менеджмента организации определяется посредством суммарной бальной оценки качества процессов стратегического и оперативного управления. В работе представлена шкала оценки качества менеджмента по 5-уровневой системе с учетом количества баллов.

Оценка качества менеджмента по предлагаемой модели подразумевает не только установление степени развитости потенциала системы менеджмента, ее результаты должны составить основу для совершенствования управления на предприятии.

Оценка качества менеджмента требует обоснования и разработки организационно-методического механизма ее проведения. Процесс оценки качества менеджмента предлагается построить по следующему алгоритму:

Первым этапом оценки качества менеджмента является одобрение и принятие соответствующего решения о ее проведении высшим руководством организации. Осознание необходимости, инициатива и поддержка высшим руководством данной работы является залогом того, что менеджеры различных управленческих уровней организации отнесутся с достаточной долей ответственности к ее выполнению.

На втором этапе необходимо решить вопрос по подбору экспертной группы для проведения оценки. При этом полагаем, что руководство заинтересовано в максимально объективной оценке, позволяющей выявить проблемные области деятельности организации.

На наш взгляд существуют следующие варианты формирования экспертной группы: привлечение независимых экспертов консалтинговых фирм, подбор экспертной группы из числа менеджеров предприятия, при условии наличия в организации отдельного подразделения, занимающегося развитием и анализом систем менеджмента, могут быть привлечены сотрудники этого подразделения.

Результаты оценки по приведенным вариантам экспертной рабочей группы могут значительно варьироваться. Поэтому выбор в пользу любого варианта следует оценивать исходя из следующих критериев:

— независимость оценки;

— максимальная осведомленность о деятельности организации;

— наилучшее владение инструментами оценки.

Представляется, что идеальным вариантом была бы группа из 5−7 человек, объединяющая в себе представителей независимых экспертов и представителей аналитических отделов предприятия, ознакомленных с инструментами оценки.

Третий этап оценки качества менеджмента связан с уточнением вопросов оценки качества управленческих процессов. Необходимость данного этапа объясняется тем, что каждая организация является уникальной, а любая модель упрощает моделируемый процесс и никогда не может охватить все элементы и связи реальной действительности.

Четвертым этапом оценки качества системы менеджмента является сбор данных посредством интервьюирования управленческого персонала организации. Автором передоложена процедура проведения интервьюирования, которая позволяет избежать недопонимания или не правильного толкования отдельных вопросов анкеты. Такой подход с одной стороны увеличивает трудоемкость проведения оценки, но с другой стороны позволяет повысить качество и достоверность анализируемых данных, что в значительной степени повышает качество самой оценки.

Важной особенностью и принципиальным отличием предлагаемой нами методики от методики самооценки по критериям функциональной модели оценки менеджмента (ФМОМ) является опрос именно управленческого персонала, в то время как авторы ФМОМ предлагают опрос не менее 80% руководителей и не менее 50% работников. Однако по нашему мнению, проведение двустороннего анализа, отражающего полярность мнений менеджеров различного уровня и работников, может исказить реальную ситуацию в системе менеджмента, поскольку существует масса объективных и субъективных факторов, влияющих на результаты оценки отдельных сотрудников: специфика управленческого труда и исполнительского труда, уровень полномочий и ответственности, перечень решаемых задач и выполняемых работ, уровень образования, уровень профессионализма, личные взаимоотношения и т. д.

Представляется более целесообразным для оценки качества системы менеджмента привлекать максимально возможное количество управленческого персонала, непосредственно участвующего в управленческих процессах, выполняющего относительно однородные управленческие функции, наделенного полномочиями и высоким уровнем ответственности.

Пятый этап в алгоритме оценки качества системы менеджмента потребовал разработки механизмов анализа полученных экспертной группой данных. Анализ предлагается вести в двух направлениях:

Во-первых, исходя из полученных данных, определить качество системы менеджмента организации в соответствии с предложенной градацией уровней развития системы менеджмента.

Для анализа качества системы менеджмента автором разработана графическая модель «управленческий многоугольник», позволяющая визуально представить результаты оценки качества системы менеджмента по отдельным функциям. Отклонения в абсолютных размерах вписанной фигуры наглядно показывают несовершенство постановки управления по отдельным функциям, а относительная правильность фигуры свидетельствует о том, что выполнению различных функций управленческого процесса отводится относительно равная значимость.

Во-вторых, важным направлением анализа является определение коэффициента согласия в коллективе, отражающего полярность мнений по каждому вопросу (характеристике) при оценке системы менеджмента. Анализ ответов менеджеров дает возможность выявить зоны единства и зоны полярности мнений в управленческом коллективе.

Вопросы (характеристики), по которым менеджеры дали однозначную оценку, имеют большой потенциал для проведения эффективных изменений, так как состояние данного направления одинаково воспринимается всем коллективом. Показатели, находящиеся в зоне полярности требуют анализа причин разногласий, иначе любые планы по улучшению деятельности будут неоднозначно восприняты коллективом, и результативность изменений будет в лучшем случае низкой, либо эффект окажется вовсе отрицательным.

Следующим этапом анализа данных является ранжирование вопросов (характеристик) по степени их совершенства. При этом учитывается два показателя среднее значение характеристики и коэффициент согласия в коллективе.

Автором предложена матрица корреляции среднего значения характеристики и коэффициента согласия в коллективе. В зависимости от того в какую из ячеек матрицы попадает характеристика руководством принимается решение о срочности и масштабе применения корректирующих мероприятий.

Результаты анализа представляются экспертной группой на общем собрании менеджеров предприятиясовместно обсуждаются проблемных вопросы менеджерами всех уровней и представителями экспертной группыназначаются ответственные менеджеры за разработку и внедрение корректирующих мероприятий по проблемным вопросам, а высшее руководство берет на себя ответственность за мониторинг выполнения корректирующих мероприятий по проблемным вопросам.

В результате реализации предлагаемой модели и методического подхода к оценке качества менеджмента на ОАО «Нефтемаш"-САПКОН и ОАО «Энергомашкорпорация» филиал «Энергомаш Волгоэнергоремонт» была доказана возможность их применения как на предприятиях внедривших СМК, так и на предприятиях, не имеющих опыта внедрения СМК. Кроме того, были подтверждены и другие преимущества: адаптированность к особенностям российского бизнесаучет мировых тенденций в управлении (в частности методологии TQM) — комплексность оценки управленческой деятельности в организациипростота и доступность понимания отдельных характеристик и критериев оценкивозможность двустороннего анализа управленческих процессоввозможность ранжирования характеристик, с точки зрения срочности и масштаба корректирующих мероприятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. МС ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества и словарь».
  2. ГОСТ Р ИСО 9000:2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Введен в действие 31.08.2001 г. № 332 -ст. (с изм. от 07.07.2003 г.)
  3. МС ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества Руководящие указания по улучшению деятельности"/2-е изд. от 15.12.2000 г., пер. В. А. Качалова.
  4. Ю. Анатомия организации с точки зрения физиологии // Стандарты и качество, 2001, № 2, с. 46−51.
  5. Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир// Стандарты и качество, 2001, -№ 6, с.49−61.
  6. Ю.П., Аронов И. З., Шпер B.JI. Что век грядущий нам готовит? Менеджмент XXI века краткий обзор основных тенденций// Стандарты икачество,-1999, -№ 3.
  7. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы / Гос. ун-т управления, Нац. фонд подготовки фин. и упр. кадров. М.: ОАО «Тип. «Новости», 2000. — 256 с.
  8. Г. И., Тихомиров В. А. и др. Принципы построения формализованных методов принятия решений. Части 1−2. МО, ВУ ПВО, 2002.
  9. И. Стратегическое управление/Под ред. Л. И. Евенко. Пер. с англ.-М.: Экономика, 1989.
  10. И.З., Версан В. Г. О моделях систем управления: нужна ли альтернатива моделям МС ИСО 9000? Какова стратегия действия в этой области?// Стандарты и качество, 2003, № 2, с.56−58.
  11. Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.: ИПКГС, 1996, -219с.
  12. В.Я. Качество: уроки прошлого и современность. М.: АСМС, 2003, — 273 с.
  13. В.Я. Стандарты ИСО серии 9000 и 14 000 в зеркале стати-стики//Стандарты и качество, 2004, № 11, с. 86−91.
  14. Э.А., Маслов Д. В. Малый бизнес: пути развития. Архангельск: Март, 2003.
  15. .Л., Ларин В. М., Герман И. М. Резервы, качество, эффективность. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1974.
  16. .Л., Ларин В. М. Управление качеством продукции на предприятиях. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1972. -82 с.
  17. А.В., Матушкин М.А.Стратегические намерения в системе управления предприятием/Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2007. -88с.
  18. Д.Н. Основные категории теории управления. -М.: АНХ СМ СССр, 1986.
  19. Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. -М.: Машиностроение, 1993.
  20. Большая Советская Энциклопедия. / Ред. Введенский Б. А. т.34
  21. В. Совершенствование управления основа повышения конкурентоспособности предприятия// Стандарты и качество, 2004, № 8, с.65−67.
  22. В.А. Модернизация менеджмента: от функционального к процессному// Стандарты и качество, 2005, № 8.
  23. В.А. Некоторые аспекты менеджмента качества// Вестник Военного Регистра, 2004, № 2, № 3.
  24. Василевская С.В. TQM основа интегральной системы менеджмента// Методы менеджмента качества, 2005, № 1.
  25. П. Искусство менеджмента. -М.: 1993.
  26. В.Г. Высшее руководство предприятий и стандарты ИСО серии 9000 версии 2000: суть конфликта и его последствия//Сертификация, 2005, № 1.
  27. В.Г. Сильные и слабые стороны стандартов ИСО серии 9000 новой версии: стратегия внедрения в действие// Стандарты и качество, 2001, № 12.
  28. В.Г., Чайка И. И. Система управления качеством продукции. -М.: Изд-во стандартов, 1988.
  29. В.Р. Стратегическое управление.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. -328с.
  30. Веснин В. Р. Основы менеджмента. -М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада Лтд», 1996.
  31. Ю.Н., Крайнев В. А. К вопросу об эффективности системы менеджмента//Методы менеджмента качества, 2004, № 9.
  32. В., Винокуров А. Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия //Стандарты и качество, 2005, № 12.
  33. X. Менеджмент в подразделениях фирмы: Пер с англ.- М.: ИНФРА-МД996.
  34. Всеобщее управление качеством/Под ред. Глудкина О. П., Горбунова М. Н., Гурова А. И., Зорина Ю. В.: Учебник для вузов. -М.: Радио и связь, 1999. -600с.
  35. О.А. Совершенствование управления промышленным предприятием: Дис. канд. экон. наук/ Саратовский государственный социально-экономический университет. Саратов, 2002.
  36. Е. Анализ деятельности предприятия для создания интегрированных систем менеджмента.// Стандарты и качество, 2005, № 8, с. 8284.
  37. Г. Е. Еще один взгляд на терминологию по качеству// Стандарты и качество, 1997, № 7, с.44−46.
  38. И.Н. Менеджмент. -М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1994.
  39. Дж., Иванцевич Д. М., Донелли Д., Организации: поведение структура, процессы. -М.: ИНФРА, 2000, -662с.
  40. А.В. Основы управления качеством продукции. М: РИА «Стандарты и качество», 2001. -198с.
  41. А.В. Система непрерывного образования в области качества: какой ей быть?// Стандарты и качество, 2001, № 12, с. 90−93.
  42. Годфри Блентон A. TQM- рулевой эффективности бизнеса//Надежность и контроль качества (сер. «Статистические методы»).1998. № 6.
  43. Э. М. Кокс Дж. Цель: процесс непрерывного совершенствования. Минск: Попуррри, 2004.
  44. В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. -М.: МННИПУ, 1998.
  45. Э.Н., Круглов Е. Д. Статистические методы контроля качества продукции. -М.: Изд-во стандартов, 1983.
  46. Е. А. Конкурентоспособность промышленной продукции. Спб.: Изд-во СПбУЭФ, 1991.
  47. Е.А. Управление качеством и конкурентоспособностью: учебное пособие.- СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2001.
  48. Е.Т., Кандрашина Е. А., Хайнце X, Бабенков Д.Н. Процессно-ориентированное управление/Менеджмент в России и за рубежом, 2003, № 1, с.3−17.
  49. Г. Управленческая деятельность: понятие, содержание, эффек-тивность//Экономика и управление, 2004, № 6, с.ЗЗ.
  50. А.В., Чистякова С. В., Голодаева Н. А. Повышение эффективности менеджмента качества на промышленном предприятии.- Саратов: Изд-ат центр СГСЭУ, 2004.-88с.
  51. Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. -М.: Изд-во-ЭКСМО, 1998.
  52. Ю., Тавер Е. Модель делового совершенства и ее применение в России// Стандарты и качество, 2005, № 8.
  53. Ю.В. Использование методологии экономической динамики при прогнозировании и стратегическом планировании//Экономические стратегии, 2007, № 1, с. 45−49.
  54. Ю.В. Использование методологии экономической динамики при прогнозировании и стратегическом планировании//Экономические стратегии, 2006, № 8.
  55. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. -М.: Москва, 1992.
  56. ДрукерП. Практика менеджмента. -М., 2000.
  57. Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики./ Пер. с англ. -М.: Дело, 1996.
  58. Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. М.: Янус-К, 2001. -26 с.
  59. В. Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни/ Изд-во «Вершина», 2006. -296с.
  60. Ефимов В. В, Размышления о процессном подходе// Методы менеджмента качества, 2004, № 11, с. 15−18.
  61. А.А. Народно-хозяйственный потенциал и интенсивное воспроизводство. Киев, 1986
  62. С.В. Развитие системы всеобщего менеджмента качества: Дис. канд. экон. наук / Саратовский государственный социально-экономический университет, Саратов, 2004.
  63. Н.М. Реализация процессного подхода на промышленном предприятии// Методы менеджмента качества, 2004, № 1, с.35−40.
  64. М.М., Ямпольская Д. О. Менеджмент. НЕВА. 2004.
  65. Г. И., Полоцкий Ю. И. Использование процессного подхода в системе менеджмента качества // Методы менеджмента качества, 2001, № 9.
  66. А.В., Максимцов М. М. Исследование систем управления. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  67. И.А. Формирование и развитие управленческого потенциала в строительстве / Матер конференции «Менеджмент. Управление инновационными процессами в экономике» Пенза.: ПГАСА, 1997.
  68. В. Цели и структура корпорации как основы ее конкурентоспособности // Пробл. теории и практики управления, 2001, № 3, с.63−68.
  69. Ю. Взаимосвязь факторов конкурентоспособности // Экономист, 2000, № 10, с.92−94.
  70. К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ. -М.: Экономика, 1988. -215с.
  71. Н.И. Основы менеджмента. -М.: Новое знание, 2005. 336с.
  72. Дж.К., Моура Р. Бальные оценки бизнеса: все о качестве зарубежный опыт.-Вып.39.-М.: НТК «Трек», 2003, с.3−16.
  73. Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действиям. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
  74. . Деловая стратегия// Пер. с англ.-М.: Экономика, 1991.
  75. Э.А., Масалытина О. В. Качество менеджмента организации. Корпоративная культура и современная парадигма управления/Управление организационным поведением в условиях современного российского предприятия.- Набережные Челны, 2001.
  76. JI.H. Конкурентоспособный менеджмент.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.
  77. Качалов В. А. Сертификация систем менеджмента качества триумф или хорошо подготовленный стандарт? Краткий обзор современных взглядов на менеджмент качества TQM -XXI: проблемы, опыт, перспективы. Вып. 1. М.: ИздАТ, 1997, с.7−55.
  78. Классики менеджмента/ Под ред. М. Уорнера: Пер. с англ.-СПб.: Питер, 2001.
  79. В.И. Теория, практика и искусство управления.-3-е изд., изм. и доп.-М.: Нома, 2004. -544с.
  80. Т. Возможности и риски при использовании моделей делового совершенства// Стандарты и качество, 2003, № 1.
  81. Т. Опасности конкуренции// Европейское качество, 1999, № 20.-с.ЗО
  82. Т. Самооценка в организациях./ -М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.
  83. Э.М. Концепция менеджмента.- М.: ДеКА, 1997.
  84. П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. -М.: 1993
  85. С.С. Самооценка и ее роль в развитии и совершенствовании системы менеджмента качества// Стандарты и качество, 2002, № 10, с.61−63
  86. А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. 6-е изд., Изд-во Академический проект, 2007. -560с.
  87. В. и др. Семь нот менеджмента. М.: 1997.
  88. Ф.Б. Качество и я. Жизнь бизнеса в Америке/ Изд-во Стандарты и качество, 2004. -264с.
  89. Г., О Донел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981.
  90. И. Роль премии Деминга в становлении японской промышлен-ности//Стандарты и качество, 1995, № 9, -с.25−31.
  91. В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. Гос. ун-т управления- Нац. фонд подготовки кадров. -М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. -432с.
  92. В.А. Статистический приемочный контроль и международные стандарты ИСО. Вчера, сегодня завтра. -Н.Новгород СМЦ «Приоритет», 1993.-101с.
  93. В.М., Немцев А. Д., Лапина Н. В. Качество и конкурентоспособность продукции. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2004.
  94. Д.С., Седов В. И., Сиськов В. И. Стандарты и качество (экономический аспект проблемы). М.: Издательство стандартов, 1975.
  95. П.Э. Менеджмент искусство управлять: Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 1995.
  96. Д. Всеобщее управление качеством в России труден путь к со-вершенству//Стандарты и качество, 2004, № 1.
  97. Д., Белокоровин Э. Сравнительный анализ мировых премий по качеству//Стандарты и качество, 2005, № 5.
  98. Д., Ватсон П., Чилиши Н. Функциональная модель оценки менеджмента для совершенствования управления//Поволжский вестник качества, 2005, № 1.
  99. Д.В., Ватсон П., Чилиши Н. Функциональная модель оценки менеджмента/УМетоды менеджмента качества, 2005, № 3.
  100. В. Позиционная диагностика системы управления// Поволжский вестник качества, 2005, № 1.
  101. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: «Дело», 1993.
  102. Методы Тагути и структурирование функций качества. Методическое пособие. -Л.: 1991.-57с.
  103. Э.В., Кричевский М. Л. Качество и конкурентоспособность. СПБ.: Питер, 2004.
  104. Миттаг Х.-И. и др. Статистические методы обеспечения качества. Пер. с нем.- М.: Машиностроение, -1995. -616с.
  105. С.В. Некоторые аспекты оценки качества управле-ния//Стандарты и качество, 2003, № 3.
  106. Ю. Система эффективного управления//Вестник ПКК, 2004, № 3, с.11−13.
  107. В.М. Управление качеством: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  108. Н.К. Международный маркетинг: Учеб. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1998
  109. Морита Акио. Сделано в Японии: Пер. с англ. Новое в жизни науки и техники// Сер. «Экономика». -М.: Знание, 1991.
  110. Наставники по качеству: Джозеф Джуран //Стандарты и качество, 1999, № 7, с.86−87.
  111. Наставники по качеству: Арманд Фейгенбаум// Стандарты и качество, 1999, № 10, с.28−29.
  112. Наставники по качеству: Каору Исикава //Стандарты и качество, 1999, № 11, с.90−92.
  113. Э. Принять решение -но как? / Пер. с немецкого, под ред. Ю. П. Адлера. М.: Мир, 1987. — 198 с.
  114. Н.И. Эффективный менеджмент. Регулирование процессов в бизнесе через бизнес-процессы//ЭКО, 2002, № 6, 49 с.
  115. Новейший философский словарь/ Сост. А. А. Грицанов, 1998.
  116. Новые программы и проекты Всероссийской организации качест-ва//Стандарты и качество 2005, № 1, с. 12
  117. В.Ю. Управление качеством.-4-е изд. Испр. и доп.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002.
  118. В.В. «Всеобщее управление качеством»: учебник.- СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1997.
  119. В.В., Бабичева О. Ю. «Самооценка деятельности организаций на соответствие критериям премий по качеству»: учебное пособие. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  120. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов/2-е изд., доп. и перераб. -М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. -639с.
  121. Основы управления предприятием: Современные тенденции в управлении: Учебное пособие: в 3-х кн. кнЛ/Под ред.Г. И. Андреева В.А., Тихомирова. -М.: Финансы и статистика, 2005. -400с.
  122. И.И. Сущность понятия «качество»// Стандарты и качество, 2002, № 8, с.62−63.
  123. По материалам 58-го конгресса ASQZ/Европейское качество. Дайджест. 2004, № 4, с. 6−16.
  124. .А., Пекарский J1.C. Качество планово-управленческой работы. -М: Экономика, 1987.
  125. О.М., Сурсяков В.Н. TQM и проблемы устойчивого развития// Стандарты и качество, 2002, № 8, с.79−82.
  126. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фатхин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учебн. пособие. -М.: ИНФРА-М, 1996. -352с.
  127. А. Промышленный потенциал Саратова раскрыт еще не полностью// Промышленность Поволжья, -2007, № 1.
  128. В.Н. К вопросу о методических принципах исследования предметов, представляющих собой системы/ Проблемы методологии и логики наук. Томск: 1962.
  129. Т.А., Еналеева Ю. Р. «Самооценка деятельности организации». -М.: Издат. Академич. проект, 2006, -279с.
  130. А.И. Потенциал нематериального производства М.: Знание, 1991.
  131. М. 3. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества//Стандарты и качество, 2002, №3, с.74−77.
  132. М. 3. Руководитель и персонал. Социально-психологические аспекты менеджмента организации// Стандарты и качество, 2005, № 1, с.54−57.
  133. М.З. От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса: миф или реальность? //Стандарты и качество, 2004, № 1, с.74−79.
  134. М.З. От менеджмента качества к качеству менеджмента// Методы менеджмента качества, 2000, № 4, с. 19.
  135. Скрипка B. JL Система качества механизм приспособления к коммерческой среде// Стандарты и качество, 2002, № 7, с.84−86.
  136. Р. Стань лучшим или проиграешь! 31 секрет лидера от Джека Уэлча, легендарного управляющего «Дженерал Электрик». -М.: Лори, 2000. -149 с.
  137. Словарь иностранных слов. / Ред. Васюкова. М., 1972 г
  138. Статистические методы повышения качества // Под ред. X. Кумэ.- М.: Финансы и статистика.-1990.
  139. Столяров.О., Курынцев С. Процессно-ориентированное управление на промышленном предприятии//Стандарты и качество, 2006, № 12, с. 67.
  140. Ф.У. Принципы научного менеджмента. -М.:1991.
  141. Н.С., Лаптев А. А. Механизмы управления и мышление руководителя// Менеджмент России и за рубежом, 2006, № 3, с.3−13.
  142. Управление качеством продукции / Под ред. Новицкого Н.И.-Мн.: Новое знание, 2002.
  143. Файоль А, Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. -М.: Республика, 1992.
  144. А. Общее и промышленное управление. Пер. с англ. А.И. За-каШод ред. И с пред. Е.А.Кочергина// Контролинг.- 1991. -104с.
  145. Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, 2-е изд.- М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1997.
  146. Р.А. Управление конкурентоспособностью организа-ции:учебник.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  147. В. Индустрия ищет путь// Ведомости, 2002,26апреля, — 5 с.
  148. В.К. Управление качеством процессов. СПб.: Питер, 2004.
  149. А. Контроль качества продукции. -М.: Экономика, 1986.
  150. Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1989.
  151. Философский энциклопедический словарь./ Ред. сост. Е. Ф. Губский и др.
  152. А.Г. Ресурсный потенциал М., 1985
  153. Г. Моя жизнь, мои достижения. -М: Финансы и статистика, 1989.
  154. Фридаг, Хервиг Р. Сбалансированная система показателей: руководство по внедрению/ пер. с нем. М. Реш.- М.: Омега-J1, 2006.-267с.
  155. М. Бизнес в XXI веке: повестка дня/Пер. с англ.-М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2005. -336с.
  156. Х.Д., Воел Ф. Управление глобальной организацией// Деловое совершенство, 2005, № 3.
  157. Р. Организации: структуры, процессы, результаты/ Пер. с англ.- Под ред. И. В. Андреевой. -СПб: ПИТЕР, 2001.-512 с.
  158. И.В. Концепции качества и варианты их системной реализации. Иркутск: ИГЭА, 1998. -64с.
  159. И.И. Рынок качество — система качества — благополучие предприятия// Стандарты и качество, 2003, № 11, с. 14−19.
  160. Н.Ю. «Менеджмент конкурентоспособности предпри-ятия»/Учебное пособие.: СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
  161. А.Д. Некоторые аспекты практической реализации процессного подхода//Стандарты и качество, 2003, № 6, с. 52−55.
  162. В.Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента// Стандарты и качество, 1997, № 10, с. 50.
  163. Ш., Грэхэм А., Вальден Д. Тотальное управление качеством/ Нижний Новгород: «Приоритет», 2003, с. 68.
  164. О.С. Анализ качества менеджмента на основе самооценки// Экономический анализ, 2005, № 3(36).
  165. Г. Двенадцать принципов производительности: В Кн. Управление это наука и искусство. -М.: Экономика, 1992.
  166. Этимологический словарь русского языка. / Ред. Шаинского Н. М. М., 1994 г.
  167. А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб. пособие, 3-е изд.-М.: Гром-Пресс, 2002.
  168. Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: методология, оценка, регулирование.- Саратов, Изд-во СГСЭА, 1997.
  169. Н.С., Литвинова А. В. Эволюция методов управления качеством продукции в условиях экономических преобразований// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета 2003, № 6, с.61−65.
  170. The Guide for The Deming Application Prize for Oversees 2004// The Dem-ing Prize Committee. -JUSE, 2004
  171. Criteria for Performance// the Malcop Bolbrige National Quality Award Program. National Institute of Standards and Technology, 2003.
  172. Japan Quality Award Criteria 2002/ Performance Excellence Driven by customer// Japan Quality Award Committee, 2002.
  173. EFQM Levels of Excellence // European Quality Award Information Brochure 2004. EFQM, 2004.
  174. Watson P., Maslov D., Chileshe N. Deploying Total Quality Management in Russia//European Quality-2004/ Vol/11, No.2.
  175. Crosby.P. Quality is Free: The art of Making Quality Certain.-New York: McGraw-Hill.-1979.
  176. Porter M.E. Competition in Global Industries/ Boston: Harvard Business School Press, 1986. Porter M. E The Competitive Advantage of Nations. New York: The Free Press. 1990.179. www. volga-quality.ru
Заполнить форму текущей работой