Развитие системы оценки качества менеджмента промышленного предприятия
Диссертация
Подобная точка зрения получила свое развитие в разработанной автором модели оценки качества менеджмента, на основе сочетания процессного подхода и функциональной модели оценки менеджмента. Особенностью данной модели является возможность оценки потенциала системы менеджмента на основе исследования системообразующих управленческих процессов (процесса стратегического и оперативного управления… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы качества менеджмента
- 1. 1. Качество менеджмента в системе повышения конкурентоспособности предприятия
- 1. 2. Сущность и содержание понятия «качество менеджмента»
- 1. 3. Факторы воздействия на качество менеджмента предприятия
- ГЛАВА 2. Методические основы и практические подходы к оценке качества менеджмента промышленного предприятия
- 2. 1. Анализ современных методических подходов к оценке качества менеджмента
- 2. 2. Анализ опыта промышленных предприятий по оценке качества менеджмента
- ГЛАВА 3. Направления совершенствования системы оценки качества менеджмента промышленного предприятия
- 3. 1. Формирование модели оценки качества менеджмента на основе процессного подхода
- 3. 2. Реализация предлагаемого методического подхода к оценке качества менеджмента на промышленных предприятиях
Список литературы
- МС ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества и словарь».
- ГОСТ Р ИСО 9000:2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Введен в действие 31.08.2001 г. № 332 -ст. (с изм. от 07.07.2003 г.)
- МС ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества Руководящие указания по улучшению деятельности"/2-е изд. от 15.12.2000 г., пер. В. А. Качалова.
- Адлер Ю. Анатомия организации с точки зрения физиологии // Стандарты и качество, 2001, № 2, с. 46−51.
- Адлер Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир// Стандарты и качество, 2001, -№ 6, с.49−61.
- Адлер Ю.П., Аронов И. З., Шпер B.JI. Что век грядущий нам готовит? Менеджмент XXI века краткий обзор основных тенденций// Стандарты икачество,-1999, -№ 3.
- Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы / Гос. ун-т управления, Нац. фонд подготовки фин. и упр. кадров. М.: ОАО «Тип. «Новости», 2000. — 256 с.
- Андреев Г. И., Тихомиров В. А. и др. Принципы построения формализованных методов принятия решений. Части 1−2. МО, ВУ ПВО, 2002.
- Ансофф И. Стратегическое управление/Под ред. Л. И. Евенко. Пер. с англ.-М.: Экономика, 1989.
- Аронов И.З., Версан В. Г. О моделях систем управления: нужна ли альтернатива моделям МС ИСО 9000? Какова стратегия действия в этой области?// Стандарты и качество, 2003, № 2, с.56−58.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.: ИПКГС, 1996, -219с.
- Белобрагин В.Я. Качество: уроки прошлого и современность. М.: АСМС, 2003, — 273 с.
- Белобрагин В.Я. Стандарты ИСО серии 9000 и 14 000 в зеркале стати-стики//Стандарты и качество, 2004, № 11, с. 86−91.
- Белокоровин Э.А., Маслов Д. В. Малый бизнес: пути развития. Архангельск: Март, 2003.
- Бенцман Б.Л., Ларин В. М., Герман И. М. Резервы, качество, эффективность. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1974.
- Бенцман Б.Л., Ларин В. М. Управление качеством продукции на предприятиях. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1972. -82 с.
- Благодаров А.В., Матушкин М.А.Стратегические намерения в системе управления предприятием/Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2007. -88с.
- Бобрышев Д.Н. Основные категории теории управления. -М.: АНХ СМ СССр, 1986.
- Бойдел Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. -М.: Машиностроение, 1993.
- Большая Советская Энциклопедия. / Ред. Введенский Б. А. т.34
- Брагин В. Совершенствование управления основа повышения конкурентоспособности предприятия// Стандарты и качество, 2004, № 8, с.65−67.
- Булахов В.А. Модернизация менеджмента: от функционального к процессному// Стандарты и качество, 2005, № 8.
- Булахов В.А. Некоторые аспекты менеджмента качества// Вестник Военного Регистра, 2004, № 2, № 3.
- Василевская С.В. TQM основа интегральной системы менеджмента// Методы менеджмента качества, 2005, № 1.
- Вейлл П. Искусство менеджмента. -М.: 1993.
- Версан В.Г. Высшее руководство предприятий и стандарты ИСО серии 9000 версии 2000: суть конфликта и его последствия//Сертификация, 2005, № 1.
- Версан В.Г. Сильные и слабые стороны стандартов ИСО серии 9000 новой версии: стратегия внедрения в действие// Стандарты и качество, 2001, № 12.
- Версан В.Г., Чайка И. И. Система управления качеством продукции. -М.: Изд-во стандартов, 1988.
- Веснин В.Р. Стратегическое управление.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. -328с.
- Веснин В. Р. Основы менеджмента. -М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада Лтд», 1996.
- Вильтдгрубе Ю.Н., Крайнев В. А. К вопросу об эффективности системы менеджмента//Методы менеджмента качества, 2004, № 9.
- Винокуров В., Винокуров А. Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия //Стандарты и качество, 2005, № 12.
- Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы: Пер с англ.- М.: ИНФРА-МД996.
- Всеобщее управление качеством/Под ред. Глудкина О. П., Горбунова М. Н., Гурова А. И., Зорина Ю. В.: Учебник для вузов. -М.: Радио и связь, 1999. -600с.
- Галкин О.А. Совершенствование управления промышленным предприятием: Дис. канд. экон. наук/ Саратовский государственный социально-экономический университет. Саратов, 2002.
- Гаффорова Е. Анализ деятельности предприятия для создания интегрированных систем менеджмента.// Стандарты и качество, 2005, № 8, с. 8284.
- Герасимова Г. Е. Еще один взгляд на терминологию по качеству// Стандарты и качество, 1997, № 7, с.44−46.
- Герчикова И.Н. Менеджмент. -М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1994.
- Гибсон Дж., Иванцевич Д. М., Донелли Д., Организации: поведение структура, процессы. -М.: ИНФРА, 2000, -662с.
- Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М: РИА «Стандарты и качество», 2001. -198с.
- Гличев А.В. Система непрерывного образования в области качества: какой ей быть?// Стандарты и качество, 2001, № 12, с. 90−93.
- Годфри Блентон A. TQM- рулевой эффективности бизнеса//Надежность и контроль качества (сер. «Статистические методы»).1998. № 6.
- Голдрат Э. М. Кокс Дж. Цель: процесс непрерывного совершенствования. Минск: Попуррри, 2004.
- Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. -М.: МННИПУ, 1998.
- Гончаров Э.Н., Круглов Е. Д. Статистические методы контроля качества продукции. -М.: Изд-во стандартов, 1983.
- Горбашко Е. А. Конкурентоспособность промышленной продукции. Спб.: Изд-во СПбУЭФ, 1991.
- Горбашко Е.А. Управление качеством и конкурентоспособностью: учебное пособие.- СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2001.
- Гребнев Е.Т., Кандрашина Е. А., Хайнце X, Бабенков Д.Н. Процессно-ориентированное управление/Менеджмент в России и за рубежом, 2003, № 1, с.3−17.
- Губачев Г. Управленческая деятельность: понятие, содержание, эффек-тивность//Экономика и управление, 2004, № 6, с.ЗЗ.
- Гугелев А.В., Чистякова С. В., Голодаева Н. А. Повышение эффективности менеджмента качества на промышленном предприятии.- Саратов: Изд-ат центр СГСЭУ, 2004.-88с.
- Гудушаури Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. -М.: Изд-во-ЭКСМО, 1998.
- Гусаков Ю., Тавер Е. Модель делового совершенства и ее применение в России// Стандарты и качество, 2005, № 8.
- Гусаров Ю.В. Использование методологии экономической динамики при прогнозировании и стратегическом планировании//Экономические стратегии, 2007, № 1, с. 45−49.
- Гусаров Ю.В. Использование методологии экономической динамики при прогнозировании и стратегическом планировании//Экономические стратегии, 2006, № 8.
- Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. -М.: Москва, 1992.
- ДрукерП. Практика менеджмента. -М., 2000.
- Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики./ Пер. с англ. -М.: Дело, 1996.
- Еленаева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. М.: Янус-К, 2001. -26 с.
- Елиферов В. Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни/ Изд-во «Вершина», 2006. -296с.
- Ефимов В. В, Размышления о процессном подходе// Методы менеджмента качества, 2004, № 11, с. 15−18.
- Задоя А.А. Народно-хозяйственный потенциал и интенсивное воспроизводство. Киев, 1986
- Закора С.В. Развитие системы всеобщего менеджмента качества: Дис. канд. экон. наук / Саратовский государственный социально-экономический университет, Саратов, 2004.
- Зворыкин Н.М. Реализация процессного подхода на промышленном предприятии// Методы менеджмента качества, 2004, № 1, с.35−40.
- Зонис М.М., Ямпольская Д. О. Менеджмент. НЕВА. 2004.
- Иванов Г. И., Полоцкий Ю. И. Использование процессного подхода в системе менеджмента качества // Методы менеджмента качества, 2001, № 9.
- Игнатьева А.В., Максимцов М. М. Исследование систем управления. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
- Игошина И.А. Формирование и развитие управленческого потенциала в строительстве / Матер конференции «Менеджмент. Управление инновационными процессами в экономике» Пенза.: ПГАСА, 1997.
- Иноземцев В. Цели и структура корпорации как основы ее конкурентоспособности // Пробл. теории и практики управления, 2001, № 3, с.63−68.
- Иноземцев Ю. Взаимосвязь факторов конкурентоспособности // Экономист, 2000, № 10, с.92−94.
- Исикава К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ. -М.: Экономика, 1988. -215с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. -М.: Новое знание, 2005. 336с.
- Канджи Дж.К., Моура Р. Бальные оценки бизнеса: все о качестве зарубежный опыт.-Вып.39.-М.: НТК «Трек», 2003, с.3−16.
- Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действиям. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
- Карлоф Б. Деловая стратегия// Пер. с англ.-М.: Экономика, 1991.
- Карпов Э.А., Масалытина О. В. Качество менеджмента организации. Корпоративная культура и современная парадигма управления/Управление организационным поведением в условиях современного российского предприятия.- Набережные Челны, 2001.
- Качалина JI.H. Конкурентоспособный менеджмент.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.
- Качалов В. А. Сертификация систем менеджмента качества триумф или хорошо подготовленный стандарт? Краткий обзор современных взглядов на менеджмент качества TQM -XXI: проблемы, опыт, перспективы. Вып. 1. М.: ИздАТ, 1997, с.7−55.
- Классики менеджмента/ Под ред. М. Уорнера: Пер. с англ.-СПб.: Питер, 2001.
- Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления.-3-е изд., изм. и доп.-М.: Нома, 2004. -544с.
- Конти Т. Возможности и риски при использовании моделей делового совершенства// Стандарты и качество, 2003, № 1.
- Конти Т. Опасности конкуренции// Европейское качество, 1999, № 20.-с.ЗО
- Конти Т. Самооценка в организациях./ -М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.
- Коротков Э.М. Концепция менеджмента.- М.: ДеКА, 1997.
- Кохно П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. -М.: 1993
- Кощий С.С. Самооценка и ее роль в развитии и совершенствовании системы менеджмента качества// Стандарты и качество, 2002, № 10, с.61−63
- Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. 6-е изд., Изд-во Академический проект, 2007. -560с.
- Краснова В. и др. Семь нот менеджмента. М.: 1997.
- Кросби Ф.Б. Качество и я. Жизнь бизнеса в Америке/ Изд-во Стандарты и качество, 2004. -264с.
- Кунц Г., О Донел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981.
- Кусаба И. Роль премии Деминга в становлении японской промышлен-ности//Стандарты и качество, 1995, № 9, -с.25−31.
- Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. Гос. ун-т управления- Нац. фонд подготовки кадров. -М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. -432с.
- Лапидус В.А. Статистический приемочный контроль и международные стандарты ИСО. Вчера, сегодня завтра. -Н.Новгород СМЦ «Приоритет», 1993.-101с.
- Ларин В.М., Немцев А. Д., Лапина Н. В. Качество и конкурентоспособность продукции. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2004.
- Львов Д.С., Седов В. И., Сиськов В. И. Стандарты и качество (экономический аспект проблемы). М.: Издательство стандартов, 1975.
- Лэнд П.Э. Менеджмент искусство управлять: Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 1995.
- Маслов Д. Всеобщее управление качеством в России труден путь к со-вершенству//Стандарты и качество, 2004, № 1.
- Маслов Д., Белокоровин Э. Сравнительный анализ мировых премий по качеству//Стандарты и качество, 2005, № 5.
- Маслов Д., Ватсон П., Чилиши Н. Функциональная модель оценки менеджмента для совершенствования управления//Поволжский вестник качества, 2005, № 1.
- Маслов Д.В., Ватсон П., Чилиши Н. Функциональная модель оценки менеджмента/УМетоды менеджмента качества, 2005, № 3.
- Машкин В. Позиционная диагностика системы управления// Поволжский вестник качества, 2005, № 1.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: «Дело», 1993.
- Методы Тагути и структурирование функций качества. Методическое пособие. -Л.: 1991.-57с.
- Минько Э.В., Кричевский М. Л. Качество и конкурентоспособность. СПБ.: Питер, 2004.
- Миттаг Х.-И. и др. Статистические методы обеспечения качества. Пер. с нем.- М.: Машиностроение, -1995. -616с.
- Михеев С.В. Некоторые аспекты оценки качества управле-ния//Стандарты и качество, 2003, № 3.
- Михеев Ю. Система эффективного управления//Вестник ПКК, 2004, № 3, с.11−13.
- Мишин В.М. Управление качеством: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- Моисеева Н.К. Международный маркетинг: Учеб. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1998
- Морита Акио. Сделано в Японии: Пер. с англ. Новое в жизни науки и техники// Сер. «Экономика». -М.: Знание, 1991.
- Наставники по качеству: Джозеф Джуран //Стандарты и качество, 1999, № 7, с.86−87.
- Наставники по качеству: Арманд Фейгенбаум// Стандарты и качество, 1999, № 10, с.28−29.
- Наставники по качеству: Каору Исикава //Стандарты и качество, 1999, № 11, с.90−92.
- Науман Э. Принять решение -но как? / Пер. с немецкого, под ред. Ю. П. Адлера. М.: Мир, 1987. — 198 с.
- Нечаев Н.И. Эффективный менеджмент. Регулирование процессов в бизнесе через бизнес-процессы//ЭКО, 2002, № 6, 49 с.
- Новейший философский словарь/ Сост. А. А. Грицанов, 1998.
- Новые программы и проекты Всероссийской организации качест-ва//Стандарты и качество 2005, № 1, с. 12
- Огвоздин В.Ю. Управление качеством.-4-е изд. Испр. и доп.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002.
- Окрепилов В.В. «Всеобщее управление качеством»: учебник.- СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1997.
- Окрепилов В.В., Бабичева О. Ю. «Самооценка деятельности организаций на соответствие критериям премий по качеству»: учебное пособие. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
- Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов/2-е изд., доп. и перераб. -М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. -639с.
- Основы управления предприятием: Современные тенденции в управлении: Учебное пособие: в 3-х кн. кнЛ/Под ред.Г. И. Андреева В.А., Тихомирова. -М.: Финансы и статистика, 2005. -400с.
- Пичурин И.И. Сущность понятия «качество»// Стандарты и качество, 2002, № 8, с.62−63.
- По материалам 58-го конгресса ASQZ/Европейское качество. Дайджест. 2004, № 4, с. 6−16.
- Райзберг Б.А., Пекарский J1.C. Качество планово-управленческой работы. -М: Экономика, 1987.
- Розенталь О.М., Сурсяков В.Н. TQM и проблемы устойчивого развития// Стандарты и качество, 2002, № 8, с.79−82.
- Русинов Ф.М., Никулин Л. Ф., Фатхин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учебн. пособие. -М.: ИНФРА-М, 1996. -352с.
- Рыбаковская А. Промышленный потенциал Саратова раскрыт еще не полностью// Промышленность Поволжья, -2007, № 1.
- Садовский В.Н. К вопросу о методических принципах исследования предметов, представляющих собой системы/ Проблемы методологии и логики наук. Томск: 1962.
- Салимова Т.А., Еналеева Ю. Р. «Самооценка деятельности организации». -М.: Издат. Академич. проект, 2006, -279с.
- Самоукин А.И. Потенциал нематериального производства М.: Знание, 1991.
- Свиткин М. 3. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества//Стандарты и качество, 2002, №3, с.74−77.
- Свиткин М. 3. Руководитель и персонал. Социально-психологические аспекты менеджмента организации// Стандарты и качество, 2005, № 1, с.54−57.
- Свиткин М.З. От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса: миф или реальность? //Стандарты и качество, 2004, № 1, с.74−79.
- Свиткин М.З. От менеджмента качества к качеству менеджмента// Методы менеджмента качества, 2000, № 4, с. 19.
- Скрипка B. JL Система качества механизм приспособления к коммерческой среде// Стандарты и качество, 2002, № 7, с.84−86.
- Слейтер Р. Стань лучшим или проиграешь! 31 секрет лидера от Джека Уэлча, легендарного управляющего «Дженерал Электрик». -М.: Лори, 2000. -149 с.
- Словарь иностранных слов. / Ред. Васюкова. М., 1972 г
- Статистические методы повышения качества // Под ред. X. Кумэ.- М.: Финансы и статистика.-1990.
- Столяров.О., Курынцев С. Процессно-ориентированное управление на промышленном предприятии//Стандарты и качество, 2006, № 12, с. 67.
- Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. -М.:1991.
- Тидор Н.С., Лаптев А. А. Механизмы управления и мышление руководителя// Менеджмент России и за рубежом, 2006, № 3, с.3−13.
- Управление качеством продукции / Под ред. Новицкого Н.И.-Мн.: Новое знание, 2002.
- Файоль А, Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. -М.: Республика, 1992.
- Файоль А. Общее и промышленное управление. Пер. с англ. А.И. За-каШод ред. И с пред. Е.А.Кочергина// Контролинг.- 1991. -104с.
- Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, 2-е изд.- М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1997.
- Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организа-ции:учебник.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.
- Федорин В. Индустрия ищет путь// Ведомости, 2002,26апреля, — 5 с.
- Федюкин В.К. Управление качеством процессов. СПб.: Питер, 2004.
- Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. -М.: Экономика, 1986.
- Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1989.
- Философский энциклопедический словарь./ Ред. сост. Е. Ф. Губский и др.
- Фонотов А.Г. Ресурсный потенциал М., 1985
- Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. -М: Финансы и статистика, 1989.
- Фридаг, Хервиг Р. Сбалансированная система показателей: руководство по внедрению/ пер. с нем. М. Реш.- М.: Омега-J1, 2006.-267с.
- Хаммер М. Бизнес в XXI веке: повестка дня/Пер. с англ.-М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2005. -336с.
- Харрингтон Х.Д., Воел Ф. Управление глобальной организацией// Деловое совершенство, 2005, № 3.
- Холл Р. Организации: структуры, процессы, результаты/ Пер. с англ.- Под ред. И. В. Андреевой. -СПб: ПИТЕР, 2001.-512 с.
- Цвигун И.В. Концепции качества и варианты их системной реализации. Иркутск: ИГЭА, 1998. -64с.
- Чайка И.И. Рынок качество — система качества — благополучие предприятия// Стандарты и качество, 2003, № 11, с. 14−19.
- Четыркина Н.Ю. «Менеджмент конкурентоспособности предпри-ятия»/Учебное пособие.: СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
- Шадрин А.Д. Некоторые аспекты практической реализации процессного подхода//Стандарты и качество, 2003, № 6, с. 52−55.
- Швец В.Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента// Стандарты и качество, 1997, № 10, с. 50.
- Шиба Ш., Грэхэм А., Вальден Д. Тотальное управление качеством/ Нижний Новгород: «Приоритет», 2003, с. 68.
- Щукин О.С. Анализ качества менеджмента на основе самооценки// Экономический анализ, 2005, № 3(36).
- Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности: В Кн. Управление это наука и искусство. -М.: Экономика, 1992.
- Этимологический словарь русского языка. / Ред. Шаинского Н. М. М., 1994 г.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб. пособие, 3-е изд.-М.: Гром-Пресс, 2002.
- Яшин Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: методология, оценка, регулирование.- Саратов, Изд-во СГСЭА, 1997.
- Яшин Н.С., Литвинова А. В. Эволюция методов управления качеством продукции в условиях экономических преобразований// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета 2003, № 6, с.61−65.
- The Guide for The Deming Application Prize for Oversees 2004// The Dem-ing Prize Committee. -JUSE, 2004
- Criteria for Performance// the Malcop Bolbrige National Quality Award Program. National Institute of Standards and Technology, 2003.
- Japan Quality Award Criteria 2002/ Performance Excellence Driven by customer// Japan Quality Award Committee, 2002.
- EFQM Levels of Excellence // European Quality Award Information Brochure 2004. EFQM, 2004.
- Watson P., Maslov D., Chileshe N. Deploying Total Quality Management in Russia//European Quality-2004/ Vol/11, No.2.
- Crosby.P. Quality is Free: The art of Making Quality Certain.-New York: McGraw-Hill.-1979.
- Porter M.E. Competition in Global Industries/ Boston: Harvard Business School Press, 1986. Porter M. E The Competitive Advantage of Nations. New York: The Free Press. 1990.179. www. volga-quality.ru