Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Моделирование функций социальной организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплекс качеств, которые отражают основные характеристики управленческого коллектива, как социальной организации. Установлено, что происходящие социальные изменения влекут за собой изменения в психологии управленческого коллектива, общественных организаций и отдельных индивидов, то есть в новой микросреде формируется и новый тип менеджера. Изменения в функциях управленческого коллектива вызывают… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Методологические аспекты социальной организации
    • 1. 1. Эволюционное развитие понятийного аппарата социальной организации производственной системы
    • 1. 2. Эволюция понятийного аппарата человеческих ресурсов социальной организации в теории групповой динамики
    • 1. 3. Классификация самоорганизующихся иерархических социальных взаимодействий
  • Глава 2. Методологические особенности целей, функций и структурирования самоорганизующейся социальной иерархической системы (ССИС)
    • 2. 1. Методологические особенности целеполагания ССИС
    • 2. 2. Методологические особенности функций, функционально-стоимостного анализа и функционального разделения ССИС
    • 2. 3. Методологические особенности структурирования ССИС
  • Глава 3. Моделирование мотивов функций социальной организации
    • 3. 1. Проблематика мотивации социального поведения
    • 3. 2. Публикационное обобщение зарубежного опыта корпоративного мотивационного управления
    • 3. 3. Имитационная модель организационно-функционального стратегического поведения (ИМСП) сложноинтегрированной производственной и социальной синергической системы

Моделирование функций социальной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Организация как система упорядочения производительных сил и производственных отношений находится в постоянном взаимодействии производственной и социальной подсистем внутренней среды, функционирует и развивается под влиянием внешней среды. Динамичность внешней среды организации (политической, экономической, социальной, научно-технической, конкурентной, инфраструктурной и т. д.) обусловливают изменения в ходе развития организации, реструктуризации прерогатив производственной и социальной её подсистем. Актуальность исследования социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество, его отдельные сферы, социальные группы и организации, на сознание и поведение людей в настоящее время представляется особенно важной. В проблемном поле социологии управления разрабатываются концепции управленческого процесса как особого типа социального взаимодействия, обладающего устойчивыми и регулярными формами.

Социологические перспективы представленного исследования субъектно-объектных отношений в процессе управления определяются изучением, с одной стороны, институтов управления, а с другой — социальных результатов принимаемых управленческих решений. Многообразие областей исследования предопределило системный и комплексный характер рассмотрения многоаспектной проблематики:

• Социология организаций как реализация функций управления;

• Технологические модели управленческого процесса;

• Методы социального проектирования;

• Социальная программа как область реализации управленческих ресурсов;

• Проблема стилей, мотивации и участия в управлении;

• Ценность, мотивы и ориентации личности в системе управления;

• Кризисное управление и управленческие конфликты;

• Девиация в системе социального управления.

Поведение социальной организации (социальной подсистемы организации), отличающей её от всех других видов социального группирования, выражается в определенной структуре социальных отношений индивидов и системе разделяемых ими верований и. мотивирующих ориентаций.

Практика убеждает, что поведение социальной организации осуществляется в дисгармонии (рассогласованности) с поведением производственной организации, что обусловливает развитие бесполезных и вредных функций организации, как системы, сокращая период её жизнедеятельности. В значительной степени такое положение вызвано отсутствием единой методологической и методической базы диагностирования, мониторинга, проектирования, моделирования и планирования функций социальной организации в контексте с функциями производственной организации, как синергической хозяйственной системы. Эта проблема актуализируется особенно в настоящее время, когда динамичные условия внешней среды диктуют востребованность новых возможностей хозяйственной системы, постоянного роста её потенциала, важную роль в котором играет человеческий ресурс социальной организации.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика человеческого ресурса, групповой динамики, социальной организации и социальной сферы рассматривается в концепции Д. Е. Геста о человеческих ресурсах, учении Ф. Знанецкого о человеческом коэффициенте. Значительный вклад внесли апологеты теории социального поля (Левин, М. Дейч, Дж. Картрайт, Р. Липит), апологеты теории социального взаимодействия (Р.Ф. Бейлз, У. Ф. Уайт, Хоманс), апологеты теории социальных систем (Т.М. Ньюком, P.M. Стогдилл), апологеты теории статики и построения формальных моделей (P.P. Буш, Г. А. Саймон, Дж. Френч, Дж. К. Хемфилл), апологеты теории социометрии (Е.Ф. Богатта, Г. Линдсей, Морено).

В настоящее время проблематика стратегического управления (проектирования, моделирования, планирования) социально-экономической системой развивается в трудах Р. Ансоффа, Н. Х. Атаяна, О. С. Виханского, Дж. М. Гвишиани, Р. Дафта, П. Друкера, С. Закса, Б. К. Карлоффа, Дж. Келли, Г. Клейнера, М. Крозье, Дж.Б.Куина, Б. З. Мильнера, Г. Минцберга, Р. Нельсона, Т. Питерса, А. И. Пригожина, В. М. Рутгайзера, П. Сенге, Н. Тичи, Н. Тома, С. Уинтера, Р. Уотермена, С. В. Хайниша и др.

Объектом исследования является социальная организация как определённая структура социальных отношений и система верований и мотивирующих ориентаций. Предметом исследования являются функции социальной организации, представляющие совокупность полезных, бесполезных и вредных мотивирующих ориентаций и верований, вытекающих из закономерностей и проблем построения и развития бизнес-органйзации в гармоническом контексте с функциями её производственной подсистемы. Цель исследования — разработка эффективной имитационной модели функционального стратегического поведения социальной организации в сложноинтегрированной иерархической хозяйственной системе. Для реализации поставленной цели в работе решены следующие задачи:

• Обобщены и развиты методологические аспекты социальной организации;

• Дан анализ особенностей целеполагания, функций и структурирования самоорганизующихся иерархических социальных систем (организаций);

• Разработана и обоснована эффективная имитационная модель функционального стратегического поведения социальной организации в сложноинтегрированной иерархической хозяйственной системе.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой данного исследования выступили научные труды Р. Ф. Абдеева, Н. X. Атаяна. В. Г. Афанасьева, А. А. Богданова, Дж. М. Гвишиани, В. Гранта, Э. М. Короткова, Д. Марковича, Г. Минцберга, Н. Н. Моисеева, А. П. Пригожина, Дж. Форрестера, Й. Шумпетера, в которых обосновываются принципы анализа и проектирования развития, выявляются их атрибутивные характеристики и универсальные закономерности.

Методологической основой данного исследования служат теория систем, теория организации и управления, доктрины школ реактивного и проактивного менеджмента. В работе использованы методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, имитационного моделирования, блочно-объёмного морфологического проектирования, сравнения и изоморфизма (аналогии).

Эмпирическую основу исследования составляют результаты проведённого диссертантом социометрического исследования мотивационного поведения управленческих работников ОАО «ВЗТДиН» и ООО «МВФ-КЛАССИКА». Выбор этих организаций определяется тем, что они являются достаточно типичными по масштабности в сфере соответственно среднего и малого бизнеса.

Гипотеза исследования. Функциональное поведение социальной организации различается в зависимости от типа поведения, срочности целей, периода жизнедеятельности, этапа жизненного цикла, размаха линейного и функционального управления, сложности связей и масштабности самоорганизующейся иерархической социальной системы. Научная новизна исследования заключается в следующем:

1 • Сформулированы особенности сложноинтегрированных структур производственной и социальной синергической системы на основе изучения эволюции её понятийного аппарата;

2 • Определено и обосновано понятие «человеческие ресурсы» и сформулированы особенности управления человеческими ресурсами;

3 • Разработана Классификационная схема управления социальной организацией по структурным, процессным и организационно-мотивационным признакам и направлениям;

4 • Разработана Классификация самоорганизующихся иерархических социальных систем по особенным признакам её типа поведения, периода жизнедеятельности, этапов жизненного цикла, размаха линейного и функционального управления, масштабности, количества связей и особенностей реактивного и проактивного управления;

5 • Сформулированы принципы стратегического управления социальной организацией и человеческими ресурсами;

6 • Разработан граф функциональных целей стратегического управления человеческими ресурсами;

7 • Разработан и апробирован инструментарий социометрического исследования функциональных целей мотивационного управления социальной организацией;

8 • Разработан и апробирован «Тест стратегической экспертизы перспективного социального мышления, планирования и действия»;

9 • Разработана и апробирована «Карта стратегической экспертизы эффективности управления человеческими ресурсами», обеспечивающая реализацию механизма диагностирования, экспертизы и мониторинга эффективности управления человеческими ресурсами в социальной организации;

10 • Разработана блочно-объёмная морфологическая имитационная модель диагностирования, мониторинга, проектирования и планирования организационно-функционального стратегического поведения сложноинтегрированной производственной и социальной синергической системы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенности сложноинтегрированных структур производственной и социальной синергической системы, управления человеческими ресурсами социальной организации.

2. Классификационная схема управления социальной организацией по структурным, процессным и организационно-мотивационным признакам и направлениям.

3. Классификация самоорганизующихся иерархических социальных систем (СИСС) по особенным признакам её типа поведения, периода жизнедеятельности, этапов жизненного цикла, размаха линейного и функционального управления, масштабности, количества связей и особенностей реактивного и проактивного управления.

4. Принципы стратегического управления социальной организацией и человеческими ресурсами и построенные на их основе граф функциональных целей стратегического управления человеческими ресурсами.

5. «Тест стратегической экспертизы перспективного социального мышления, планирования и действия» и разработанная на этой основе «Карта стратегической экспертизы эффективности управления человеческими ресурсами», обеспечивающая реализацию механизма диагностирования, экспертизы и мониторинга эффективности управления человеческими ресурсами в социальной организации.

6. Бл очно-объёмная морфологическая имитационная модель диагностирования, мониторинга, проектирования и планирования организационно-функционального стратегического поведения сложноинтегрированной производственной и социальной синергической системы.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая ценность работы обусловлена сформированными особенностями, свойствами, классификационными признаками, разновидностями и принципами функционального мотивационного управления человеческими ресурсами в социальной организации.

Практическая значимость работы обусловлена разработанной блочно-объёмной морфологической моделью для реального диагностирования, мониторинга, проектирования и планирования организационно-функционального стратегического поведения сложноинтегрированной производственной и социальной синергической системы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в спецкурсах «Теория социальной организации», «Социальный менеджмент» и др.

Использование содержания и выводов исследования в учебном процессе будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки управленческих кадров в области социального менеджмента.

Разработанный социометрический инструментарий может быть рекомендован в качестве Методических рекомендаций по диагностированию, мониторингу, проектированию и планированию организационно-функционального стратегического поведения реальной социальной организации.

Апробация основных положений исследования. Основные положения исследования представлены в публикациях в учебном издании, научных журналах и сборнике научных работ аспирантов ВАГС. Диссертация прошла обсуждение на кафедре «Социология управления» ВАГС.

По теме диссертации опубликованы 6 научных работ объёмом 1,27 печатных листов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Списка литературы из 136 наименований и 2 Приложения. Общий объём работы составил 270 страницы, включающих 11 рисунков и 26 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследованием методологических аспектов социальной организации определено:

Критерием, отличающим социальную организацию от всех других видов социального группирования, является определённая структура социальных отношений индивидов и система разделяемых ими верований и мотивирующих ориентаций;

Типы формальной и неформальной социальной организации используют следующие основные подходы к анализу организации: рациональный, естественный, неорациональный;

Апологетика традиционных школ управления и социологии рассматривает человека в контексте краткосрочных и среднесрочных трудовых отношений. Механизм мотивационного образования человека, основанный на доминантах «ожидания» и «ценности», в таких условиях представляется сложной схемой оперативно-тактических рычагов, побуждающих его к высокопроизводительному труду;

Апологетика школ стратегического управления рассматривает человека в контексте долгосрочных трудовых отношений. Механизм мотивационного образования рассматривается по критерию стратегического партнерства человека с организацией по сложной схеме взаимообусловленных детерминант и следствий политики управления человеческими ресурсами.

Публикационные анализ многообразной литературы в области социологии трудовых отношений позволяет выделить следующие основные понятия: трудовые ресурсы, кадры, персонал, человеческие ресурсы. Человеческие ресурсы представляют стратегический потенциал человеческих личностей, характеризуемых целостностью социально-культурных и праксиологических ценностей и критериев.

Сравнительная характеристика управления кадрами и управления человеческими ресурсами осуществляется по признакам: срочность и перспективы планирования структуры организации и труда, социологические условия управления, система контроля, взаимоотношения между работниками, структуры организационного поведения, социальные и производственные ролевые установки работников, критерии оценки работников;

Сформирована концептуальная схема управления человеческими ресурсами из которой следует, что это сложный взаимообусловленный комплекс социальных категорий, предусматривающих реализацию стратегических социальных целей посредством сетевых социальной структуры, социальной организации и социального процесса и обеспечивающих посредством этого эффективные стратегические социальные решения, определяющих устойчивое перспективное развитие корпоративной производственной системы.

Сетевая социальная структура — это комплекс гармонично объединённых социальных категорий функций, иерархии и организационной структуры человеческих ресурсов, обеспечивающих эффективное организационное поведение социальной системы. Сетевой социальный процессэто комплекс гармонично объединённых социальных категорий коммуникации, информации, процедуры и цикла управления человеческими ресурсами, обеспечивающих эффективное информационное поведение социальной системы. Сетевая социальная организация — это комплекс гармонично объединённых социальных категорий потребности, интереса и мотивации человеческих ресурсов, обеспечивающих эффективное мотивационное поведение социальной системы;

• Функциональная логика управления процессами проектирования человеческих ресурсов предусматривает последовательную реализацию четырёх этапов: анализ состояния социальной системы, социальное планирование, социальная организация, социальный текущий и оперативный контроль и регулирование социальных решений.

• Формирование стратегии управления человеческими ресурсами предусматривает соблюдение принципа равносильности ожидания и ценностей человека и организации;

• Разработана классификационная таблица самоорганизующейся иерархической социальной системы (СИСС) в основу которой положены следующие признаки и разновидности: типы поведения систем, периоды жизнедеятельности, этапы жизненного цикла, размах линейного и функционального управления, особенности проактивного и реактивного поведения социальной организации;

2. Исследованием целей, функций и структурирования самоорганизующейся иерархической социальной системы (СИСС) определено:

• Особенности целеполагания СИСС вытекают из типов поведения СИСС, периодов жизнедеятельности СИСС, этапов жизненного цикла СИСС, размаха линейного и функционального управления СИСС, количества максимальных связей и масштабности СИСС.

• Функциональный механизм социальной организации осуществляется на основе следующих закономерностей: возникновения принципиально новых организационно-экономических потребностей в социумесохранения технически реализуемых организационно-экономических потребностей в социумевозрастания числа технически реализуемых организационно-экономических потребностей в социумевозрастания разнообразия организационно-экономических потребительских качеств и социально-экономических объектовоптимального соотношения параметров управляющей и управляемой подсистем социально-экономического объектаминимизации производственных и хозяйственных затратфункционального строения социально-экономических объектовсоответствия между функциями и структурой социально-экономического объектавозрастания числа реализуемых функций в социально-экономическом объектезависимости качества функций социально-экономического объекта от влияния факторовпрогрессивной эволюции социально-экономического объектасохранения старых структур социально-экономического объектациклического изменения рыночных индикаторов социально-экономического объектасохранения эффекта (эффективности) использования ресурсовнеобратимости социально-экономических процессов.

Сформулированы принципы стратегического управления человеческими ресурсами: принцип осуществления мотивационного ожидания социальной организациипринцип «знай своего мотивационного конкурента" — принцип использования мотивационных ожиданийпринцип концентрации мотивовпринцип четырёх компонент исследования социальных организацийпринцип восприятияпринцип преодоления базовых противоречий социальной организациипринцип равносильности ожидания и ценностей человека и организации. На основе отбора и ранжирования существенных факторов, влияющих на формирование структуры СИСС с помощью экспертного исследования по публикационной Методике построена и обоснована классификационная схема дерева (графа) функциональных целей управления социальной организацией. Генеральная цельэффективность мотивационного управления социальной организацией. Разработаны также подцели первого и второго уровня. В состав подцелей первого уровня вошли:

1) Эффективность мотивационной микросреды управленческого труда;

2) Эффективность личностной мотивации и направлений её воздействия;

3) Эффективность общеорганизационной мотивации и направлений её воздействия;

4) Эффективность установления взаимодействия человека и организации;

5) Эффективность направлений адаптации зарубежного опыта мотивационного управления.

• Формирование целевых функциональных нормативов осуществляется по «Карте стратегической экспертизы эффективности управления человеческими ресурсами», построенной на основе публикационной Методики и «теста стратегической экспертизы перспективного социального мышления, планирования и действия».

• Разработанный «Тест стратегической экспертизы перспективного социального мышления, планирования и действия» представляет собой необходимый и достаточный инструментарий, обеспечивающий осуществление механизма диагностирования, экспертизы и мониторинга эффективности управления человеческими ресурсами.

Тест стратегической экспертизы перспективного социального мышления, планирования и действия" состоит из четырех разделов:

— анализ субъектно-объектных отношений;

— содержание вопросов, касающихся отдельного лица, предприятия (организации) и общества (социальной среды);

— результат мотивационного ожиданияэффективность стратегического и тактического менеджмента. Представленный «Тест стратегической экспертизы перспективного социального мышления, планирования и действия» даёт возможность создать морально-психологический портрет социальной организации, определить комплекс качеств, которые отражают его основные характеристики: сплочённость, коллективизм, дисциплинированность, способность быть хозяином собственности. Мониторинговые исследования по данному «Тесту стратегической экспертизы перспективного социального мышления, планирования и действия» позволяют заключить, что социальная макросреда определяет содержание, формы и структуру микросреды, которая со своей стороны обусловливает функции и качества социальной организации. Рассмотренный механизм исследования позволяет более точно определить тенденции протекания социально-психологических процессов. На этой основе можно не только установить состояние конкретных психосоциальных явлений в настоящий момент, но и прогнозировать их дальнейшее проявление в социальной организации в процессе решения ряда актуальных задач перспективной организации производства, труда и управления сложноинтегрированной производственной и социальной синергической системой.

3. Исследованием проблематики моделирования мотивов функций социальной организации определено:

• Комплекс качеств, которые отражают основные характеристики управленческого коллектива, как социальной организации. Установлено, что происходящие социальные изменения влекут за собой изменения в психологии управленческого коллектива, общественных организаций и отдельных индивидов, то есть в новой микросреде формируется и новый тип менеджера. Изменения в функциях управленческого коллектива вызывают изменения в функциях его руководителя. Исследование дало возможность определить следующие основные социальные функции хозяйственного руководителя, и, в частности, руководителя отдела нового типа: руководящая, исполнительная, организационная, социально-бытовая, производственная, коммуникативная, координационная, одиночная, контрольная, хозяйственная, экономическая, защитная, мобилизующая и саморегулирующая. Для успешного выполнения перечисленных функций руководителю отдела нового типа необходимо обладать соответствующими качествами. Подход, используемый при оценке степени развития управленческого коллектива и личности менеджера может быть применён и при оценке степени развития руководителя. Определено, что в процессе перехода к новой форме организации труда возникают и новые противоречия в управленческих коллективах. Интенсивность трудового процесса отдельных менеджеров все в большей степени зависит от интенсивности деятельности управленческого коллектива как единого целого. Установлено, что в коллективах отделов нового типа различно проявляется ряд социально-психологических явлений и качеств. Среди них особое значение приобретают коллективная инициатива, творческая активность, социальное давление со стороны коллектива, коллективные навыки и традиции и т. д.

• На основе социометрического анализа, обобщения преимуществ и недостатков, а также «Публикационного обобщения зарубежного опыта корпоративного мотивационного управления» определены конкретные пути совершенствования мотивационного управления социальной организацией промышленного предприятия путём разработки системы стимулирования управленческого труда.

4. Разработаны блочно-объёмная морфологическая модель по блочным признакам подцелей управления, эвристическая модель мотивационного поведения социальной организации и графическая модель синергического поведения социальной и производственной систем реактивного и проактивного управления объединённых в системную имитационную модель организационно-функционального стратегического поведения (ИМСП) сложноинтегрированной производственной и социальной синергической системы на основе которой определено:

• Синергический функциональный потенциал блочно-объёмный морфологической модели объективизируется тестовый оценкой суммарной энтропии проектного мотивационного поведения социальной организации, а адаптационный потенциал — по оценке суммарной энтропии производственно-хозяйственных показателей от эталонных (проектных) значений рассматриваемого типа поведения корпоративной производственной системы;

• Эвристическая модель мотивационного поведения социальной организации корпоративной производственной системы синергически отображает самые существенные черты социально-экономического поведения, складывающиеся под влиянием хозяйственного механизма, сфер общественного производства и распределения и в свою очередь оказывающего влияние на функционирование этих сфер. В основе эвристической имитационной модели лежит попытка представить поведение социальной организации в виде совокупности взаимосвязанных элементарных деятельностей, каждая из которых может быть описана с помощью алгоритмов, информационных структур и значений исходных параметров, не зависящих от моделируемого варианта управления;

• Графическая имитационная модель синергического поведения социальной и производственной систем реактивного и проактивного управления наглядно отражает различие и особенности механизмов реактивного (традиционного) и проактивного (упреждающего) управления в обозначениях входного материально-вещественного потока, векторов выходных параметров, управляющего воздействия параметров и внешних возмущений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.M. Введение в теорию социальной организации. Л., 1980.
  2. Н.М. Моделирование социальных процессов. М., 1970.
  3. Антикризисное управление./ под ред. Э. М. Короткова. М.: Инфра-М, М., 2001.
  4. Г. А. Социальные системы и реальность // Социальная философия и инженерия. Новосибирск, 1998. — С. 17.
  5. А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. М.: Экономика, 1973.
  6. Н.Х. Организация управления нефтегазовой производственной системой в условиях ФПГ: Учеб. для вузов. М.: Недра, 1996.
  7. Н.Х. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. Волгоград: Изд-во ВАГС, 2002.
  8. Н.Х., Атаян Л. Н., Захаров М. М. Мотивационное управление социальной организацией в системе сложноинтегрированной производственной системы. -Астрахань // Астраполис. 2003. — № 4−5 (7−8). — С.68−73.
  9. Н.Х., Захаров М. М. Особенности понятийного аппарата сложноинтегрированных структур производственной и социальной синергической системы. Астрахань // Астраполис, — 2003, — №> 3 (6). -С. 102−109.
  10. Н.Х., Захаров М. М. Функциональные цели стратегического управления человеческими ресурсами. Астрахань // Астраполис. — 2003.- № 2 (5).- С.65−73.
  11. Н.Х., Захаров М. М. Эволюция понятийного аппарата управления человеческими ресурсами. Астрахань //Астраполис.- 2004.- № 3.- С.64−70.
  12. В.Г., Урсул А. Д. Об эффективности социального управления // Вопросы философии. 1982. № 7.- С. 61.
  13. JI.A. Моделирование организационных структур. JL: ЛГУ, 1978.
  14. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование // Социология в России. М., 1996.
  15. П.М. Исследование формальных организаций // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1970.
  16. А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2-х т. -М.: Экономика, 1989.
  17. Т. Как улучшить управление организацией. М., 1995.
  18. Л.А. Самоорганизация и управление в социальных системах // Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика. М., 1999. — С.92.
  19. О.С. Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс. М.: изд-во МГУ, 1995.
  20. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарика, 2000.
  21. Р. Функционально-стоимостной анализ в управлении: Сокр.пер. с чеш.- М.- Экономика, 1996.
  22. Возрастание роли человеческого фактора в управлении социалистическим обществом: межвуз. сб. науч. трудов Редкол.: B.C. Евликов и др.- Владимир, ВГПИ, 1988.
  23. И.П. Руководителю о человеческом факторе. Л., 1989.
  24. Ю. Е. Социальное управление как вид управленческой деятельности в общественных системах // Социс. 1997. — № 3. — С.65.
  25. Н. Инновационная стадия развития: новая модель использования «человеческих ресурсов» // Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 1. — С.10.
  26. Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972.
  27. Д.М. Школа «социальных систем» и принципы системного подхода // Системные исследования: Методол. Проблемы: Ежегодник. 1998. Ч.2.- М., 2000. СЛ.
  28. Э. Анализ организаций // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1967.
  29. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х тт. М.: МНИИПУ, 1998.
  30. В.Г. Методологический анализ системотехники. М.: Радио и связь, 1982.
  31. Р.С. Социальная организация предприятия и её структура. Вильнюс, 1979.
  32. Э.С. Высокоэффективный менеджмент. М.: Филинъ, 1996.
  33. Джордж Стоунхаус. Виртуальная корпорация высшая форма сети делового сотрудничества // Менеджмент в России и за рубежом. -1997.- № 1. — С.14−24.
  34. B.C. Неорационализм в современном управлении (философско-методологический аспект) // Социальная философия и социальная инженерия. Новосибирск, 1998. — С.6.
  35. В.В., Конторов Д. С. Системотехника. М.: Радио и связь, 1985.
  36. Дж.У. Основополагающие цели в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. М.: Дело, 1996.
  37. Дыбов (Дзыбов) К. М. Инновационное управление: эволюция социальных идей. Ростов-на-Дону, 1996.
  38. К.М. Социотехнический характер инновационного управления. Ростов-на-Дону, 1997.
  39. В.Н. Две модели социального управления // Материалы научной конференции молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления». М., 1994. — С. 169.
  40. B.C. Семь граней современного менеджмента. // Менеджмент в России и за рубежом 1997.-№ 1. — С.3−13.
  41. Ю. Развитие человеческих ресурсов как главная задача активной социальной политики // Общество и экономика. 2000. — № 11/12. — С.42.
  42. М.М. Моделирование функций социальной организации // Сборник научных работ аспирантов и студентов ВАГС: Сб. научных трудов. Вып. 6. — Волгоград: Изд-во ВАГС, 2004.- С.6−9.
  43. А.Г. Проблема интереса в социологической теории. JL, 1974.
  44. Дж. М. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. -М.: Дело, 1993.
  45. И.Н. Социальное управление: проблемы истолкования понятия // Социальное управление: философские, психологические, организационные и экономические проблемы. М., 1994. — С. 10.
  46. В.Ж. Человеческий потенциал: концепции и показатели // Человек. М., 1998. -вып.4. — С. 112.
  47. П.М. Принципы организации. М., 1968.
  48. А.В. Менеджмент процессов экфинального развития организацией // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2000. — № 4. — С.115.
  49. И. Изменение социальной организации промышленного предприятия // Социс.-1995. № 5. — С.12.
  50. О.В., Кузнецова И. Н., Брянский Г. А. Методология и организация управления производством. -М.: Экономика, 1972. С. 62.
  51. Концепция развития человеческих ресурсов // Изв. Академии труда и занятости. -Ижевск. 1998. — №¾. — С.ЗЗ.
  52. А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Новосибирск, 2000.
  53. В.А. К вопросу об определении понятия «социальная организация» // Социс.-2001. № 10. — С.64.
  54. Коубек Йозеф. Управление человеческими ресурсами и его роль на предприятии // Современное управление 2001. — № 4. — С. 11 -18.
  55. А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М.: Наука, 1991.
  56. Д.М. Структура промышленного предприятия и пути её совершенствования. М: Экономика, 1965.
  57. П.Н. Социальное управление. Л., 1982.
  58. В.К. Модели и методы моделирования в человеческой деятельности. -Минск, 1983.
  59. М. Теория социального управления. М., 1978.
  60. М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982.
  61. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1999.
  62. Методические указания к разработке государственных планов экономического и социального развития / Разраб. Котовым Ф. И. и др.- М.: Экономика, 1980.
  63. Методология и организация управления производством / под ред. О. В. Козловой. М.: Экономика, 1972.
  64. .З. Теория организации. М., 1999.
  65. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб: Издательство «Питер», 2000.
  66. В.Д. Методология систем: вербальный подход / Экономика, 1999.
  67. Модели и методы управления организационными системами / под ред. Е. Б. Моргунова. -М.: Наука, 1994.
  68. Модельные эксперименты с механизмами экономического управления / Г. М. Татевосян, Б. С. Луняков, Е. Н. Егорова и др. М.: Наука, 1989.
  69. А.А., Яковенко Е. Г. Организация и управление на промышленном предприятии -М.: Наука, 1972.
  70. А.А., Яковенко Е. Г. Организация и управление производственным процессом на промышленном предприятии. -М: Наука, 1978.
  71. С.К. Управление человеческими ресурсами. М.: Инфра-М, 1999.
  72. Ю.П. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2000.
  73. Научные основы управления социалистической экономикой / под ред. A.M. Омарова -М.: Мысль, 1976.
  74. Организационные структуры управления производством / под ред. Б. З. Мильнера М.: Экономика, 1975.
  75. Ю.М. Модели социальных систем и современность // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2000. — № 4. — С.96.
  76. А.В. Человеческий фактор в управлении: социально-гуманитарные аспекты менеджмента. СПб., 1999.
  77. В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973.
  78. А. И. Социология организаций. М.: Наука, 1980.
  79. А.И. Организация: системы и люди. М.: Политиздат, 1983.
  80. А.И. Современная социология организации. М.: Интерпакс, 1995.
  81. Принципы организации социальных систем: Теория и практика / под ред. М. И. Сетров -Киев, 1988.
  82. Программно-целевое планирование и управление / под ред. И.И. Сигова- М., 1976.
  83. Проектирование организационных структур управления производством / под ред. Н. Г. Чумаченко -Киев, Наукова думка, 1979.
  84. Л.Г. Принципы эффективной организации // Синергетика в современном мире: Сб. материалов Межд. Науч. Конференции. Ч. З. Белгород, 2001. — С. 195.
  85. А. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995.
  86. Г. М. Управление человеческими ресурсами. СПб.: изд-во СПб Ун-та экономики и финансов, 1999.
  87. Г. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем // Вопросы экономики. 1996. — № 3.- С. 43.
  88. В.М. Социальная сфера: проблемы планирования. М.: Экономика, 1989.
  89. Г. Менеджмент в организациях. М.: Экономика, 1995.
  90. М.И. Основы функциональной теории организации. Л., 1973.
  91. Г. Э. Совершенствование процессов управления предприятием М.: Машиностроение, 1975.
  92. И.М. Основы теории социального управления. М., 1990.
  93. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1990.
  94. Э.А. Основы теории организации. -М.: Аудит: ЮНИТИД998.
  95. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.
  96. Ю.Н. Циклы социальных систем: проблемы методологии: автореф. дис. д-ра фил. наук. М., 1996.
  97. Социальная сфера: методология анализа и управления // Общество и экономика. 2000. -№ 9/10.-С.8.
  98. Социология труда: Учебник М: изд-во МГУ, 1993.
  99. В. Стратегия реформ М. Крозье // Свободная мысль-1993.- № 11. с. 30.
  100. Справочник по функционально-стоимостному анализу / А. П. Ковалёв, Н. К. Моисеев, В. В. Сысун и др.- под ред. М. Г. Кариунина, Б. И. Майданчика. М.: Финансы и статистика, 1988.
  101. Н.Н. От приказа к мотивации: новые принципы управления в США // Полис. 1993. — № 2. — С.181.
  102. Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: Консалтинг, 1991.
  103. Теория и практика антикризисного управления. М.: ЮНИТИ, 1996.
  104. Трудовой коллектив как объект и субъект управления / отв. ред. А. С. Пашков Д., 1980.
  105. Управление организационными системами: концептуальные основания и модели: Сб. материалов науч. конференции. М., 2000.
  106. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / под ред.Р. Марра М.: изд-во МГУ, 1997.
  107. Управление социалистическим производством / Ред. коллегия, В. Г. Афанасьев и др. -М.: Экономика, 1975.
  108. В.Н. Структура аппарата управления промышленных предприятий. JI.: 1975.
  109. Г. Джоржд Хоманс: теория социального обмена // Современная американская социология. М., 1994. — С. 119.
  110. В.И. Основы современной теории организации. М., 1995.
  111. В.И. Современные основы социального управления. М., 1997.
  112. А.Т. Интересы как форма общественных отношений. Новосибирск, 1987.
  113. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теория личности. Пер. с англ. И. Б. Гриншпун. -М.: ЭКСМО Пресс, 2000.
  114. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / под ред. И. Т. Фролова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  115. Человеческий фактор: В 6 т. / под ред. Г. Салведи. М.: Мир, 1991.118. «Человеческий фактор» и его роль в решении современных управленческих проблем// Швейная промышленность. 1995. — № 1. — С. 14.
  116. Человеческий фактор в системе общественных отношений: Сб. науч. тр. / Редкол.: В. Г. Мирошников и др.- Краснодар: КПИ, 1989.
  117. Т.С. Социодуховные факторы развития концепции управления человеческими ресурсами в России. М.: Прометей, 1999.
  118. И.М. Стратегия социального управления // Формы и методы эффективного хозяйствования. М., 1997.
  119. О.И. Промышленное предприятие. М., 1978.
  120. В.Н., Архипенко С. М. Экономико-математические модели производственной структуры предприятия. -М.: Экономика, 1973.
  121. Экономическая энциклопедия / гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: Экономика, 1999.
  122. Энциклопедический социологический словарь // под ред. Г. В. Осипова. М., ИСПИРАН. -1995.
  123. Bavelas, A. and Lewin, К. Training in democratic leadership. J. Abnorm. Soc. Psychol., 1942,37,115−119.
  124. Guest D.E. Human Resource Management and Industrial Relations., Journal of Management Studies, 1987, September, P.503−521.
  125. D. «Chaos Theory and Strategy: Theory, Application and Managerial Implications»., Strategic Management Journal (15,1994: 167−178).
  126. Lewin (Ed.). New York: Harper & Row, 1948.
  127. Lewin, K. Field theory in social science- selected theoretical papers. D. Cartwright (Ed.). New York: Harper & Row, 1951.
  128. Lewin, K. Forces behind food habits and methods of change. Bull. Nat. Res. Counc., 1943, 108,35−63.
  129. Lewin, K. Frontiers in group dynamics. II. Channels of group life- social planning and action research. Hum. Relat., 1947, 1, № 153. (Reprinted in K. Lewin. Field theory in social science. Chapter VIII.)
  130. Lewin, К. Psycho-sociological problems of a minority group. Character and pers., 1935b, 3, 175−187.
  131. Lewin, K. Resolving social conflicts- selected papers on group dynamics. G.W.
  132. Lewin, K. Some social-psychological differences between the United States and Germany. Character and pers., 1936b, 4, 265−293.
  133. H.A. «Making Management Decisions: The Role of Intuition and Emotion.», Academy of Management Executives (1, February, 1987: 57−64).
Заполнить форму текущей работой