Актуальность темы
исследования. Положение России в XXI веке и становление ее как одного из ведущих центров многополярного мира должно опираться на устойчивое инновационное развитие экономики, основанное на повышении конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировых рынках. Одним из ключевых звеньев развития российской экономики становится инновационное развитие транспортной системы страны и реализация ее мощного транзитного потенциала для обеспечения евроазиатских связей, что позволило бы ей занять достойное место в постиндустриальной структуре мира. Для достижения данных целей необходима разработка системы управления расширенным воспроизводством, позволяющая поддерживать и наращивать конкурентные преимущества отрасли за счет проведения эффективной инновационной политики.
Экономическое регулирование процессов расширенного воспроизводства, в целях достижения стратегических целей компании, является первым и основополагающим принципом инвестиционной и инновационной политики компании. Однако существует ряд методических проблем, обуславливающих актуальность данного исследования и связанных с проблемой управления инновационным процессом и комплексной оценкой эффективности конкретных инноваций.
В настоящее время остается малоизученной проблема управления и оценки эффективности инновационного процесса, как непрерывной деятельности направленной на достижение стратегических целей компании. Не в полной мере решена проблема оценки внетранспортного эффекта, также на современном этапе развития отечественной экономики достаточно сложно рассчитать риск, доход и альтернативные издержки инвестирования, опираясь на методики разработанные зарубежными учеными.
Вопросы эффективного управления инновационным процессом, оценки внетранспортного эффекта конкретных проектов и определения минимальной нормы рентабельности инвестиций для инновационных проектов на железнодорожном транспорте являются актуальными и представляют значительный теоретический и практический интерес.
Цель и задачи научного исследования. Целью данной диссертационной работы является разработка научно-обоснованных рекомендаций по оценке экономической эффективности инновационных процессов направленных на развитие и модернизацию железнодорожного транспорта.
Учитывая поставленную цель в диссертации были решены следующие задачи: проведены системные исследования теоретических основ экономического регулирования инновационного развития транспортных комплексов, современных концепций оценки эффективности инвестиционных проектовпредложена система критериев отнесения проектов к инновационным и неинновационнымна основе проведенных исследований и анализа стратегической концепции развития ОАО «РЖД» предложена классификация инноваций на железнодорожном транспорте и система показателей оценки эффективности инновационного процессавыбрана ставка дисконтирования для инвестиционных проектов па железнодорожном транспортепредложена классификация внетранспортного вида эффекта и модифицирована методика его оценки.
Объект исследования — инновационные процессы на железнодорожном транспорте.
Предмет исследования управление эффективностью инновационного процесса, комплексная оценка эффективности инвестиций в инновационные проекты на железнодорожном транспорте.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют исследования и научные труды по тематике инвестиционной и инновационной деятельности на предприятиях железнодорожного транспорта. Использован ряд нормативно-правовых документов, в том числе документы МПС РФ и ОАО «РЖД», в которых затрагиваются вопросы реформирования на железнодорожном транспорте и вопросы осуществления инвестиционной и инновационной деятельности. В работе использованы научные труды зарубежных и российских ученых, освещающие вопросы осуществления инвестиционной и инновационной деятельности на производственных предприятиях и предприятиях сферы услуг. Среди практиков и ученых, уделяющих внимание этим вопросам, необходимо назвать таких как: А. П. Абрамов, Т. В. Богданова, И. В. Белов, А. В. Болотин, A.JI. Васютинский, А. А. Вовк, Б. А. Волков, В. Г. Галабурда, А. Е. Гибшман, В. А. Дмитриев, В. А. Сокольский, Р. А. Кожевников, Б. М. Лаиидус, J1.A. Мазо, М. Е. Мандриков, В. А. Персианов, Н. П. Терешина, М. М. Толкочева, М. Ф. Трихунков, Т. С. Хачатуров, P.M. Царев, В. Я. Шульга и других.
Информационная база. Диссертация выполнена на основании данных статистических сборников Госкомстата РФ, отраслевой статистической отчетности по основным показателям производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта, отчетов о выполнении плана по капитальным вложениям.
Научная новизна исследования заключается в следующем: предложена классификация инновационных проектов на железнодорожном транспортемодифицирована система показателей оценки эффективности инновационного процессаобоснована ставка дисконтирования для инвестиционных проектов на железнодорожном транспортепредложена классификация внетранспортного эффектапредложен методический подход к оценке внетранспортного эффекта.
Практическая ценность работы заключается в том, что ее рекомендации и выводы могут быть широко использованы в различных подразделениях железнодорожного транспорта для совершенствования управления инвестиционными и инновационными процессами. Сформулированные предложения и рекомендации диссертационного исследования могут найти применение при проведении комплексной оценки эффективности инновационных и инвестиционных проектов, позволят повысить точность оценки эффективности крупномасштабных проектов, а также выявлять дополнительные источники финансирования капиталовложений за счет выявления и оценки в нетранспортного эффекта.
Реализация и апробация результатов исследования. Основные результаты и выводы диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на ряде научно-технических конференций, семинаров и совещаний: на второй международной научной конференции «Производственная инфраструктура в стационарной и нестационарной экономике.», г. Санкт-Петербург, ИСЛ РАНСПб., 2003 г. на научно-практической конференции «Проблемы корпоративного управления на железнодорожном транспорте», г. Москва, МИИТ, 2004 г. на научно-практических конференциях проводившихся в Российском государственном открытом техническом университете путей сообщения, 2002 г. — 2005 г.
Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в пяти работах.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, включающего 104 наименования, 4 приложений и содержит 166 страниц основного текста, 7 рисунков и 8 таблиц.
Выводы:
1. По ряду признаков и характеру проявления внетранспортный эффект развития железнодорожной инфраструктуры может быть разбит на 4 основных вида:
• экономический;
• социальный;
• геополитический;
• экологический.
В работе приводится детализация указанных четырех видов внетранспортного эффекта по их компонентам, отмечаются последствия реализации инновационных, инвестиционных проектов, которые необходимо учитывать при проведении комплексной оценки эффективности.
2. Предложено при расчете эффективности инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры наряду с анализом транспортных затрат и выгод оценивать более широкие экономические последствия развития транспортной инфраструктуры, проявляющиеся за пределами транспортного сектора: в других производственных секторах, на рынках труда, земли и недвижимости. Сооружение транспортной линии увеличивает стоимость земли, хозяйственных объектов и жилья пропорционально их близости к транспортным терминалам. Оценка влияния транспортной обеспеченности на стоимость оцениваемого объекта может осуществляться через расчет прироста рыночной стоимости объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в зоне тяготения (рассчитанный на основе корректировки стоимости объектов с использованием сравнительного подхода и корректировочных коэффициентов сравнения).
3. На основе данных по результатам продаж и размера ставки арендной платы однотипных имущественных комплексов за 2002 -2004 г., определено значение корректировочного коэффициента сравнения, учитывающего наличие железнодорожных подъездных путей к рассматриваемому объекту, в размере.
4. Предложен подход к обоснованию размера ставки дисконтирования. На современном этапе развития отечественной экономики достаточно сложно рассчитать риск, доход и альтернативные издержки инвестирования, опираясь на методики разработанные зарубежными учеными. Однако их можно адаптировать учитывая отраслевую специфику и опираясь на экономический смысл дисконтирования.
5. Практическая апробация, изложенного в работе подхода к оценке эффективности инновационного проекта на железнодорожном транспорте, проводится на примере строительства железнодорожного подъездного пути и предпортовой станции к морскому порту Оля, данный участок является существенным звеном международного транспортного коридора «Север — Юг». Благодаря произведенным расчетам был выявлен существенный внетранспортный эффект, выраженный в виде прироста капитальной стоимости норта Оля, в следствии улучшения транспортной обеспеченности. Размер полученного эффекта (49,73 — 62,17 млн. рублей.) следует учесть при поиске дополнительных источников финансирования проекта и при проведении приватизации порта (планируется в 2005 г.). С учетом существенного размера выявленного внетранспортного эффекта ОЛО «РЖД» может поставить вопрос о возможной компенсации части инвестиционных затрат либо в виде государственных субсидий, либо в форме долевого участия в активах приватизируемой компании.
Заключение
.
Основной движущей силой на современном этапе развития мировой экономики следует считать ее инновационный характер, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном управлении. Сегодня экономическое развитие ОАО «РЖД», конкурентоспособность компании в стратегическом плане зависит в большей мере от инновационного характера предпринимательства, нежели от ресурсных возможностей.
Реализация экономических реформ на железнодорожном транспорте требует решения проблем функционирования и развития за счет введения различного рода инноваций. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна потребительских свойств транспортной продукции. На железнодорожном транспорте инновационные проекты следует отличать от проектов направленных на простое и расширенное воспроизводство. Процессы экстенсивного наращивания производственных мощностей или замены старой техники на новые аналоги не приводят к изменению качества продукции, повышению конкурентоспособности отрасли и повышению уровня эффективности хозяйственной деятельности. Поэтому необходимо подразделять и анализировать структуру и эффективность инвестиций, выделяя инновационные инвестиции и инвестиции направленные на экстенсивное развитиё или простое воспроизводство.
На основе полученных автором теоретических и практических результатов сделаны следующие выводы и предложения:
1. Предложена система критериев деления проектов на инновационные и не инновационные. Прежде всего к категории инновационных проектов следует относить инвестиционные проекты обладающие очевидной научной новизной, проекты требующие повышения уровня квалификации работников, проекты в результате которых внедряется принципиально новая техника и технологии. К инновационным проектам следует также относить проекты влияющие на уровень качества транспортной продукции, влияющие на конкурентоспособность железных дорог на рынке транспортных услуг, а также проекты, существенно влияющие на технико-экономические и натуральные показатели хозяйственной деятельности.
2. На основе проведенных исследований и анализа стратегической концепции развития ОАО «РЖД» предложена классификация инноваций на железнодорожном транспорте. Исходя из того, что главной целью инновационного процесса является обеспечение устойчивого экономического развития предприятия и формирование желаемых конкурентных преимуществ, через повышение конкурентоспособности его продукции, следует разделить все инновационные проекты делить на две основные группы:
• инновации, направленные на улучшение товара или услуги;
• инновации, позволяющие более эффективно использовать имеющиеся ресурсы предприятия, повышающие качество и общую эффективность работы предприятия.
Для обеспечения сбалансированного развития транспортного комплекса, при управлении инновационным процессом, возникает необходимость оценки масштаба инновации и выявление всех форм эффекта реализуемого проекта. Данная необходимость, комплексной оценки инноваций, обуславливает деление инновационных проектов по критерию масштабности инновации (инновации влияющие на качество транспортного обслуживания на всей сети железных дорог, на отдельном транспортном полигоне, на участке, направлении и т. д.).
3. Модифицирована система показателей оценки эффективности инновационного процесса, позволяющая осуществлять мониторинг инновационной деятельности компании. В систему показателей характеризующих динамику, характер и результативность инновационного процесса должны войти показатели отражающие взаимосвязь инновационного процесса, конкурентной стратегии, экономикотехнологического потенциала и капитализации компании. В предложенной системе показателей предлагается учитывать:
— соотношение в распределении инвестиционных ресурсов между инвестициями в инновации и инвестициями на реновацию;
— влияние рентабельности активов каждого инновационного проекта на эффективность инвестиционной деятельности, с учетом его удельного веса в объеме капиталовложений в инновации;
— соотношение собственных и заемных инвестиционных ресурсов, направленных на финансирование инновационного процесса;
— возможность компании поддерживать желаемую норму доходности при росте объемов капиталовложений.
4. Предложена система дополнительных показателей оценки эффективности инноваций, которые призваны отразить различные виды эффектов инновационной деятельности с учетом специфики функционирования железнодорожного транспорта как отрасли в целом, отдельных хозяйств и предприятий транспорта. В качестве дополнительных показателей привлекаются натуральные показатели, отражающие научно-технический, технологический, ресурсный, экономический, финансовый, социальный, экологический эффекты внедряемых инноваций. Характер и набор натуральных показателей, дополняющих оценку инноваций определяется спецификой инновационной деятельности. Расчет изменения данных показателей, при оценке эффективности инноваций, отражает связь между инновационной, маркетинговой, производственной и конкурентной стратегиями. Методика включающая в себя расчет данных показателей позволяет интегрировать инновационную политику с маркетинговой стратегией, с политикой технического развития и методологически ориентировать ее на достижение целей, поставленных конкурентной стратегией отрасли.
5. Подчеркивается необходимость проведения оценки внетранспортного эффекта крупных инновационных проектов и предложена классификация данного вида эффекта. По ряду признаков и характеру проявления внетранспортный эффект развития железнодорожной инфраструктуры может быть разбит на 4 основных вида:
• экономический;
• социальный;
• геополитический;
• экологический.
В работе приводится детализация указанных четырех видов внетранспортного эффекта по их компонентам, отмечаются последствия реализации инновационных, инвестиционных проектов, которые необходимо учитывать при проведении комплексной оценки эффективности.
6. Предложено при расчете эффективности инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры наряду с анализом транспортных затрат и выгод оценивать более широкие экономические последствия развития транспортной инфраструктуры, проявляющиеся за пределами транспортного сектора: в других производственных секторах, на рынках труда, земли и недвижимости. Сооружение транспортной линии увеличивает стоимость земли, хозяйственных объектов и жилья пропорционально их близости к транспортным терминалам. Оценка влияния транспортной обеспеченности на стоимость оцениваемого объекта может осуществляться через расчет прироста рыночной стоимости объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в зоне тяготения (рассчитанный на основе корректировки стоимости объектов с использованием сравнительного подхода и корректировочных коэффициентов сравнения).
7. На основе данных по результатам продаж и размера ставки арендной платы однотипных имущественных комплексов за 2002 -2004 г., определено значение корректировочного коэффициента сравнения, учитывающего наличие железнодорожных подъездных путей к рассматриваемому объекту, в размере 1,2.
8. Предложен подход к обоснованию размера ставки дисконтирования. На современном этапе развития отечественной экономики достаточно сложно рассчитать риск, доход и альтернативные издержки инвестирования, опираясь на методики разработанные зарубежными учеными. Однако их можно адаптировать учитывая отраслевую специфику и опираясь на экономический смысл дисконтирования.
9. Практическая апробация, изложенного в работе подхода к оценке эффективности инновационного проекта на железнодорожном транспорте, проводится на примере строительства железнодорожного подъездного пути и предпортовой станции к морскому порту Оля, данный участок является существенным звеном международного транспортного коридора «СеверЮг». Благодаря произведенным расчетам был выявлен существенный внетраиспортный эффект, выраженный в виде прироста капитальной стоимости порта Оля, в следствии улучшения транспортной обеспеченности. Размер полученного эффекта (49,73 — 62,17 млн. рублей.) следует учесть при поиске дополнительных источников финансирования проекта и при проведении приватизации порта (планируется в 2005 г.). С учетом существенного размера выявленного внетранспортного эффекта ОАО «РЖД» может поставить вопрос о возможной компенсации части инвестиционных затрат либо в виде государственных субсидий, либо в форме долевого участия в активах приватизируемой компании.
Результаты, полученные в данной работе, могут быть широко использованы в различных подразделениях железнодорожного транспорта для совершенствования управления инвестиционными и инновационными процессами. Сформулированные предложения и рекомендации диссертационного исследования могут найти применение при проведении комплексной оценки эффективности инновационных и инвестиционных проектов, позволят повысить точность оценки эффективности крупномасштабных проектов, а также выявлять дополнительные источники финансирования капиталовложений за счет выявления и оценки внетранспортного эффекта. Совершенствование методики оценки внетранспортного эффекта позволит повысить инвестиционную привлекательность компании ОАО «РЖД», откроет возможности привлечения дополнительных инвестиций и увеличения инвестиционных возможностей.