Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике регионов России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В РФ становление системы подобных структур (государственных и полугосударственных) происходило достаточно непоследовательно и противоречиво, в направлении отхода от их объединения в рамках единого, независимого и уполномоченного органа управления. С одной стороны, такой подход был свидетельством для потенциальных инвесторов о нестабильности, неустроенности государственной политики в отношении… Читать ещё >

Содержание

Глава I. Экономико-правовые особенности развития внешнеэкономических инвестиционных связей регионов России 1.1 .Причины притока иностранного капитала и его роль в территориальном развитии дореволюционной России и в СССР (20-е-30-е годы).

1.Внешнеэкономические инвестиционные связи субъектов РФ в контексте становления правовых основ федеративных отношений.

1.3.Роль зарубежных капиталовложений в формировании современных территориально-отраслевых пропорций экономики России.

Глава II. Государственная политика организационного обеспечения процесса иностранного инвестирования в Россию. 2.¡-.Структура государственных административных органов содействия иностранным инвестициям.

2.2.Прочие организационные формы стимулирования иностранных инвестиций.

Глава III. Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику региона.

3.1.Инвестиционный потенциал Чувашской республики.

3.2.Влияние иностранного капитала на экономику Чувашии.

3.3.Стратегия и тактика регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне.

Организация привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике регионов России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объективная потребность в углублении и расширении внешнеэкономических инвестиционных связей России — как страны-реципиента капитала, определяется всем ходом и направлением мирохозяйственного процесса, а также необходимостью решения неотложных стратегических и текущих задач экономического развития. В условиях глобализации внутренняя экономика перестала быть самодостаточной относительно имеющихся факторов производства, технологий и потребности в капитале. С другой стороны, обращение к зарубежным источникам инвестиций связано с предельно сократившимися объёмами капитальных вложений и недоинвестированностью большинства отраслей народного хозяйства.

Наука и практика показывают, что, полагаясь только на рыночные механизмы саморегулирования, нельзя рассчитывать на увеличение притока иностранного капитала, обязательное получение от него нужного социально-экономического эффекта, а также решение связанных с этим проблем. Для этого необходима сознательная воля и обоснованная государственная политика по привлечению и использованию иностранных инвестиций. Вместе с тем в этой сфере, в условиях регионализации внутренних и внешних макроэкономических процессов, повышения роли субъектов в федеративных отношениях, в России происходят определенные изменения. В частности, формируется новая модель государственно-организационного механизма на региональном, федеральном и внешнем уровнях. В связи с этим актуальность приобретает исследование вопросов организации привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике регионов России.

За прошедшие годы в этой области накоплен определённый опыт, тем не менее, и на федеральном и на региональном уровне механизм организации находится на стадии становления и до сих пор не отлажен. В первую очередь это касается соответствующей государственной системы управления. На данный момент, несмотря на определённые успехи, действующая система всё ещё не готова комплексно решать вопросы международного инвестиционного сотрудничества регионов, ввиду отсутствия адекватной организационной структуры центр — регионы, а также механизмов привлечения инвестиций в те субъекты РФ, которые не относятся к первой десятке по уровню экономического развития и адаптированности к рыночным условиям. Сейчас имеет место тенденция концентрации иностранных инвестиций в наиболее развитых регионах (Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской области, Татарстане), а также субъектах РФ, в экспортном потенциале которых преобладают сырьевые ресурсы. Такая региональная дифференциация потоков капитала будет усугублять существующие территориально-экономические диспропорции в рамках единого экономического пространства. Это обязывает государство сочетать политику стимулирования иностранных капиталовложений с разработкой эффективной системы регулирования их региональной направленности. Причем, учитывая географические масштабы и разноликость российских регионов, комплексный подход необходимо осуществлять с учетом индивидуальных стратегий, разрабатываемых в самих субъектах РФ.

Анализ основных аспектов данной проблематики представляется наиболее важным и практически ценным применительно к условиям конкретного региона — Чувашской республики. Она представляет группу так называемых «депрессивных» регионов, где наиболее необходима взвешенная политика в отношении иностранных инвестиций.

Степень разработанности проблемы.

В работе рассматриваются отдельные проблемы привлечения иностранного капитала в Россию и регионы. Особенно большое внимание уделяется вопросам государственной организации этого процесса.

В настоящее время заметно увеличивается количество публикаций, в которых затрагивается этот аспект государственного управления, и анализируются объективные процессы включения экономики регионов в мировое хозяйство. Однако, несмотря на довольно широкое освещение, многие моменты данной темы остаются спорными или нерешёнными. Недостаточное внимание уделяется комплексному решению вопросов государственного воздействия на транснациональное движение капитала, связанных с увеличением объёмов привлекаемых инвестиций, состоянием внутренней инвестиционной сферы и равномерным развитием экономического пространства России.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является выработка рекомендаций по совершенствованию организации привлечения и использования иностранных инвестиций на федеральном и региональном уровнях на основе комплексного анализа практики привлечения, экономических условий притока и межрегиональной миграции иностранных инвестиций, а также организационно-правовой базы их государственного регулирования в России.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

— выявлены особенности присутствия иностранного капитала в национальной экономике;

— на примере России рассмотрены современные тенденции размещения иностранного капитала в регионах в сочетании с процессом развития федеративных отношений;

— иностранный капитал рассмотрен в качестве фактора формирования территориально-отраслевых пропорций в экономике России;

— уточнено содержание категории «инвестиционный потенциал» с целью ее использования в качестве одного из базовых показателей, оценивающих ход и состояние инвестиционного процесса в регионе;

— определена степень влияния зарубежных капиталовложений на структуру и динамику некоторых социально-экономических показателей и тенденций экономики Чувашии;

— определены направления усовершенствования организационно-функциональной структуры государственной инвестиционно-проводящей сети на уровне федеральный центр — регионыОбъектом исследования являются иностранные инвестиции в Россию, исследуемые с позиций государственного управления процессом их миграции.

Предметом исследования в диссертации выступают организационные, экономические и правовые механизмы государственного регулирования, направленные на увеличение притока и совершенствование структуры иностранных инвестиций в регионы РФ, а также факторы, влияющие на инвестиционную активность иностранных инвесторов.

Диссертация соответствует области исследования 5.16 — управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управленияразработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления.

Методологические и теоретические основы исследования Методологической основой исследования явились принципы диалектического, системного и функционально-структурного подходов, методы факторного и сравнительного анализа.

Обоснованность и достоверность научных положений диссертации обусловлена изучением и использованием исследований, проводимых в области иностранных инвестиций в России и их региональной направленности. Использованы материалы, отечественных и зарубежных ученых, а также публикации по исследуемой тематике в общей и специализированной периодической печати, изучена и обобщена практика осуществления иностранных инвестиций в России и на уровне субъекта РФ — Чувашской республики. Информационной базой исследования являются обзорные и справочные материалы, статистические данные Госкомстата России и.

Чувашской республики, информация, полученная от российских организаций федерального уровня, ответственных привлечение иностранных инвестиций.

Исторические особенности развития российской экономики, связанные с присутствием иностранного капитала и политикой его привлечения, впервые были раскрыты в исследованиях, проведенных крупнейшими учёными конца Х1Х-го — начала ХХ-го веков, занимавшимися проблемами иностранных инвестиций. Это — Брандт Б., Зак А., Зив В., Левин И., Ляндау Л., Менделеев Д., Озеров И., Оль П., Туган-Барановский М., Эвентов Л., Янжул И. и др.

Важными теоретическими и методологическими источниками исследования данной темы стали труды современных учёных — специалистов по инвестициям, мировой и региональной экономике: Авдокушина Е., Аджубея Ю., Балацкого Е., Барда В., Белоусова А., Богуславского М., ВодяноваА., Донгарова А., Козлова Ю., Марченко Г., Семёнова К., Тихомировой И., Фишера П., Ясина Е. и других.

Научная новизна. Наиболее значимые результаты данного диссертационного исследования, отражающие его научную новизну, заключаются в следующем:

— дана дефиниция категории «инвестиционный потенциал региона" — -обоснован тезис о том, что глобализация и интернационализация мировой экономики приводят к изменению и усложнению функций государства;

— установлено дифференцирующее значение иностранного капитала в формировании территориально — отраслевых пропорций;

— установлено, что в условиях кризисной экономики деятельность предприятий с участием иностранного капитала в Чувашии оказывала устойчивое амортизирующее воздействие на региональные темпы роста объемов производства;

— разработаны рекомендации по совершенствованию организационно-функциональной структуры системы привлечения иностранных инвестиций на уровне федеральный центр — регионы.

Практическая значимость исследования.

Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы федеральными и региональными органами исполнительной власти для разработки стратегии и тактики привлечения иностранных инвестиций, а также мер по усилению политики регионального выравнивания.

Апробация результатов научного исследования.

Отдельные практические результаты исследования нашли отражение в текущей деятельности Отдела внешних связей Министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики (справка № 01−17/60 от 12.04.2002 г.).

Основные выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, были изложены и обсуждены на научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Московского университета потребительской кооперации (1999;2001гг.) и получили положительную оценку. Отдельные положения диссертационной работы использовались при составлении лекционного материала на кафедре «Мировая экономика» МУПК.

Заключение

.

Проведённое исследование проблем и закономерностей организации привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике регионов России позволяет сделать ряд обобщений и сформулировать определённые выводы.

1. Обращение к историческому опыту показало, что в начале века иностранный капитал играл ведущую роль в развитии отечественной экономики. Большинство крупных ученых того времени рассматривало иностранные инвестиции в качестве одного из стратегических резервов экономического роста.

Опыт дореволюционной России, выступившей крупнейшим в мире реципиентом иностранного капитала, и послереволюционный этап присутствия иностранного капитала в экономике страны подтвердили тезис о том, что государственная политика привлечения иностранного капитала должна строится на участии, а не на вмешательстве государства в экономическую жизнь. Такое участие определяется принципами «разумного протекционизма», основными инструментами которого выступают таможенно-тарифная система, свободная конвертируемость национальной валюты, закрепление правового статуса иностранных инвесторов.

Экономический подъем отдельных территорий (Донбасс, Юг России) развивавшихся до 1917 г. полностью за счет расширенной экспансии иностранного капитала, дает основания рассматривать последний в качестве мощного инструмента региональной политики.

В работе показано, что иностранный капитал, даже при его значительной доле в промышленности (более 50%), способен ассимилироваться с национальным капиталом, пропорционально увеличивая его. Поэтому, при больших объемах поступления иностранного капитал, не образующего государственного долга, угроза национальным интересам страны-реципиента возможна лишь в том случае, если динамика объёмов поступающих инвестиций извне будет опережать динамику их ассимиляции.

2. На современном этапе формируется и укрепляется новое и относительно независимое направление международных экономических отношений, определяющееся уровнем субъектов федеративных государств. В России, совпадение этого процесса с развитием федеративных отношений выразилось в активном и последовательном перемещении центра тяжести управления иностранными инвестициями с федерального на региональный уровень.

Одними из основных элементов сформировавшейся в субъектах РФ инвестиционной политики являются собственное законодательство, регулирующее инвестиционный процесс и предоставление инвесторам (в пределах полномочий) различных финансовых и нефинансовых льгот и стимулов.

Оценка уровня дефицита инвестиций выступает единственно значимым фактором для предоставления дополнительных льгот иностранным инвесторам в регионах России. Их низкая величина и короткий период действия чаще имеет место в субъектах РФ с меньшими оценками недостатка инвестиций и более благоприятной структурой производства.

Система правового обеспечения инвестиционной деятельности, предусматривающей применение соответствующих инструментов стимулирования, способна компенсировать некоторые региональные инвестиционные риски. Однако она не в состоянии быть единственным элементом привлечения иностранных инвестиций в регионы. Необходимо прилагать усилия по совершенствованию других важных элементов организационного обеспечения инвестиционного процесса, в частности специализированных структур содействия притоку капитала.

3. Проведенный анализ показал, что иностранный капитал становится весомым фактором формирования территориально-отраслевых пропорций экономики. Существующая тенденция секторальной ориентации иностранного капитала, привязанная к определенной группе регионов и отраслей будет усиливать характер его дифференцирующего влияния на территориальное развитие.

В настоящее время одним из принципиальных направлений организации привлечения и использования иностранных инвестиций в федеральных округах является вовлечение депрессивных территорий в процесс внешнеэкономического инвестиционного сотрудничества.

4. В процессе адаптации государства к условиям параллельно развивающейся глобальной экономики, заметно усиливается значение системы организации внешнеэкономических инвестиционных связей вообще и её организационно-функциональной структуры в частности. На данном этапе происходит концентрация функций и направлений деятельности, связанных с политикой в отношении иностранного капитала в ведении специально уполномоченных органов, действующих от имени государства.

В РФ становление системы подобных структур (государственных и полугосударственных) происходило достаточно непоследовательно и противоречиво, в направлении отхода от их объединения в рамках единого, независимого и уполномоченного органа управления. С одной стороны, такой подход был свидетельством для потенциальных инвесторов о нестабильности, неустроенности государственной политики в отношении иностранных инвестиций. В то же время он не мог обеспечить единого конвейера работы с инвестиционными проектами на отрезке: принятие решения об инвестицияхрегистрация предприятия с иностранными инвестициями — запуск производства на предприятии с иностранными инвестициями. С ругой стороны не была сформирована соответствующая региональная структура федеральных органов управления, на принципах, обеспечивающих механизм комплексного территориального развития с использованием иностранного капитала.

Проведенный анализ позволил сделать вывод, что необходимым на данный момент условием повышения эффективности деятельности соответствующих государственных институтов управления, является совершенствование их организационной структуры, как на федеральном, так и на региональном уровне. Предпринимая соответствующие меры, необходимо двигаться в направлении создания мощной, независимой организации (Государственного Инвестиционного Агентства), которая бы полностью отвечала за формирование приоритетов политики, её реализацию, координацию и надзор за всеми аспектами, касающимися иностранных инвестиций. Для повышения эффективности работы Агентства на региональном уровне в работе предлагается создать его филиалы в федеральных округах.

5. Относительно статуса и принципов функционирования, государственные корпорации способны обеспечивать и мотивировать как интересы иностранного капитала, так и выгодное для России его региональное «размещение», непосредственно участвуя в реализации проектов. Однако для обеспечения такого комплексного подхода существующая региональная структура филиалов Госинкор и РФК, и, что самое главное принципы их создания и размещения нуждаются в серьезной корректировке. По результатам исследования был выделен один принципиальный вопрос. Он состоит в том, чтобы отказаться от существующей системы двух корпораций и их филиальной организационной структуры, создав отдельные инвестиционные корпорации на уровне федеральных округов. Им должен быть предоставлен соответствующий статус государственных уполномоченных органов и возложена ответственность за реализацию государственной инвестиционной политики, в частности по привлечению и размещению иностранного капитала.

6. Понятие «иностранный капитал в региональной экономике» связано со многими экономическими категориями — инвестиционный потенциал, инвестиционная ёмкость, привлекательность региона для иностранных инвесторов.

Критический анализ существующих точек зрения по поводу понятия «инвестиционный потенциал региона» показал, что оно трактуется неоднозначно. В ходе работы было сформулировано следующее определение.

Инвестиционный потенциал региона — это совокупность инвестиционных ресурсов, аккумулированных в регионе, которые могут быть использованы в данный момент (период) для расширения и обновления производства.

Установлено, что на данный момент инвестиционный потенциал Чувашской республики является пониженным, с ослабленным ресурсом саморазвития, а сложившуюся за ряд последних лет ситуацию, связанную с его формированием и реализацией необходимо рассматривать как инвестиционный кризис. Таким образом, усугубилась объективная потребность в иностранном капитале как в дополнительном и эффективном источнике укрепления инвестиционного потенциала региона.

Однако, как показывает практика, инвестиционные предпочтения владельцев капитала не зависят от потребности региональной экономики в дополнительных инвестиционных ресурсах. Это должно учитываться при разработке региональной стратегии привлечения иностранных инвестиций. В частности, перспективы привлечения иностранного капитала очень важно оценивать в комплексе, во-первых, с позиций использования иностранного капитала для решения конкретных задач народного хозяйства, связанных с укреплением инвестиционного потенциала и ускорением темпов развития, во-вторых, с позиций наличия факторов производства и наиболее привлекательных для иностранных инвесторов сфер и объектов инвестирования.

7. Полученные в ходе исследования результаты позволяют говорить об определённых достоинствах Чувашии в качестве потенциального реципиента иностранного капитала. Они формируются за счёт благоприятного экономико-географического положения, густой транспортной сети, обеспеченности трудовыми и энергоресурсами, выгодной специализацией производства и сельского хозяйства, сферы и объекты инвестирования которых, по своей специфике совпадают с инвестиционной направленностью крупнейших ТНК, а также устойчивых позиций предприятий на определённых сегментах внутреннего и внешнего рынка.

8. Прослеженная закономерность между основными причинами инвестиционного кризиса в России и Чувашии и низкой активностью отечественных и иностранных инвесторов, доказывает, что при специфике инвестиционного кризиса увеличение притока иностранных инвестиций возможно только после восстановления качественного уровня функционирования нарушенного воспроизводственного процесса во внутренней экономике. В связи с этим в работе подчёркивается, что особенность сложившейся в республике ситуации состоит в том, что активизация иностранных инвесторов в определенной степени будет индикатором, свидетельствующим о сглаживании диспропорций на уровне макроэкономики, в той или иной степени нарушивших региональный инвестиционный процесс.

9. Динамика поступления иностранных инвестиций в Чувашию подтверждает тот факт, что, несмотря на имеющиеся объективные предпосылки для инвестиций, в кризисную экономику они поступают в очень небольшом объёме. Тем не менее, в условиях такой экономики деятельности предприятий с участием иностранного капитала оказывает относительно устойчивое амортизирующее воздействие. В то же время потенциал такого влияния ограничивается глубиной производственной рецессии. В Чувашской республике необходимый стабилизирующий эффект будет иметь достижение и сохранение доли иностранного капитала в размере 10−15% (на данный момент эта величина составляет 8−10 млн долл. США в год) в общем объёме капиталовложений. При стабилизации экономики и восстановлении внутреннего воспроизводственного механизма, можно прогнозировать, что данный уровень иностранного участия способен обеспечить ощутимые региональные темпы роста объёмов производства.

10. На современном этапе наиболее реалистичный путь привлечения иностранных инвестиций в Чувашию состоит в стимулировании большего количества небольших совместных проектов в различных отраслях, и в первую очередь в потребительском секторе и сфере услуг.

Важнейшим направлением развития внешнеэкономических инвестиционных связей Чувашии может стать привлечение иностранного капитала на предприятия, работающие в рамках кооперирования производства с предприятиями других регионов, на которых уже планируется совместные с иностранными инвесторами проекты.

Республиканский механизм организации привлечения и использования иностранных инвестиций окончательно не разработан с точки зрения системной реализации политики привлечения иностранных инвестиций. Целиком не сформирована система взаимодействия федеральных и региональных органов управления по вопросам привлечения иностранных инвестиций. С точки зрения организации, эту задачу необходимо рассматривать в качестве приоритета для Правительства Чувашии. Как одно из возможных направлений её решения предложено создание соответствующей системы взаимодействия в рамках Приволжского федерального округа, на базе усовершенствованной региональной структуры государственных корпораций и Агентства содействия иностранным инвестициям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрист, 1997. — 31 с.
  2. Закон Российской Федерации «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности»: Принят 13 марта 1995 г. № 31 //Собрание законодательства РФ. 1995. — № 11. — ст. 942.
  3. Закон РФ «О международных договорах РФ»: Принят 15 июля 1995 г. № 101 //Собрание законодательства РФ. 1995. — № 29. — ст. 2757.
  4. Закон РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ»: Принят 4 января 1999 г. № 4 //Собрания законодательства РФ. 1999. -№ 2.-ст. 231.
  5. Закон Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»: Принят 25 февраля 1999 г. № 39 //Собрание законодательства РФ. 1999. — № 9. — ст. 1096.
  6. Закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в РФ»: Принят 9 июля 1999 г. № 160 //Собрание законодательства РФ. 1999. — № 28. -ст. 3493.
  7. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ» № 548 от 4 июня 1992 г. //Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. — № 24. — ст. 1325.
  8. Указ Президента РФ «О создании Государственной инвестиционной корпорации» № 184 от 2 февраля 1993 Г.//САПП. 1993. — № 6. -ст. 513.
  9. Указ Президента РФ «О создании международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков» № 282 от 26 февраля 1993 г. //САПП РФ.- 1993. № 10. — ст. 853.
  10. Указ Президента РФ «О создании Российской финансовой корпорации» № 339 от 15 марта 1993 г. //САПП. 1993. — № 12. — ст. 991.
  11. Указ Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» № 1466 от 27 сентября 1993 г. //Кадастр. 1993. — № 44. -с. 3−4.
  12. Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» № 2270 от 22 декабря 1993 г. //САПП. 1993. — № 52. — ст. 5076 (утратил силу).
  13. Положение о Российском агентстве международного сотрудничества и развития. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1992 г. //Внешняя торговля. 1993. — № 3. — с. 41.
  14. Постановление Правительства РФ «О Российской финансовой корпорации» № 336 от 17 апреля 1993 г. //САПП. 1993. — № 17. — ст.1548.
  15. Постановление Правительства РФ «О государственной регистрационной палате при Министерстве экономики РФ» № 655 от 6 июня 1994 г. / Серёгин В. Иностранные инвестиции в России на пороге XXI века. М.: МАИК «Наука/ Интерпериодика», 2000. — с. 92 -93.
  16. Постановление Правительства РФ «О Федеральном центре проектного финансирования» № 545 от 2 июня 1995 г. //Собрание законодательства РФ. 1995. -№ 33.-ст.3399.
  17. Постановление Правительства РФ «О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики РФ» № 657 от 30 июня 1995 г. //Собрание законодательства РФ. 1995. — № 28. — ст.2683.
  18. Закон 4P «Об инвестиционной деятельности в Чувашской республике»: Принят 15 июня 1998 г. № 15. //Собрание законодательства 4P. 1998. -№ 5−6.-ст. 173.
  19. Указ Президента 4P «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений в 4P» № 49 от 26 апреля 1994 г.//Бизнес курс. -1994.-№ 9.
  20. Указ Президента 4P «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента 4P от 26 апреля 1994 г. № 49 „О дополнительных мерах порегулированию экономических отношений в ЧР“» № 107 от 27 сентября 1994 г.//Правительственный вестник. 1994. — № 28.
  21. Указ Президента ЧР «О дополнительных мерах, направленных на улучшение расчетов в народном хозяйстве и инвестиционного климата в ЧР» № 144 от 17 ноября 1995 г.//Советская Чувашия. 1995. — 21 ноября
  22. Указ Президента ЧР «О порядке осуществления залоговых операций с акциями, находящимися в собственности ЧР» № 73 от 11 сентября 1997 г. //Чаваш-ен. 1997. — № 38.1. Статистические материалы
  23. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. /Госкомстат России. М., 1998. — 813 с.
  24. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник /Госкомстат России. М., 1999. — 621 с.
  25. Инвестиции в 1996 г.: Статистический бюллетень /Госкомстат ЧР. -Чебоксары, 1996. 16 с.
  26. Инвестиции и строительство в 1997 г.: Статистический бюллетень /Госкомстат ЧР. Чебоксары. — 1997. — 16 с.
  27. Инвестиции в экономику ЧР в 1998 г.: Статистический сборник /Госкомстат ЧР. Чебоксары. — 1998. — 16 с.
  28. Социально экономическое положение ЧР: Статистический сборник /Госкомстат ЧР. — Чебоксары, 1998. — 110 с.
  29. Чувашская республика и отдельные регионы РФ: Статистический сборник /Госкомстат ЧР. Чебоксары, 1998. — 101с.
  30. Вести статистики-1998 г.: Статистический сборник /Госкомстат ЧР. -Чебоксары, 1999 64 с .
  31. Чувашия 1998 г.: Статистический сборник /Госкомстат ЧР. — Чебоксары, 1999.-92 с.
  32. Социально-экономическое положение ЧР в 1998 г.: Статистический сборник /Госкомстат ЧР. Чебоксары, 1999. — 113 е.
  33. Деятельность предприятий с участием иностранного капитала в 1996 -1998 гг.: Статистический сборник /Госкомстат 4P. Чебоксары, 1999. — 20 с.
  34. Социально-экономическое положение 4P. Январь 1999 г.: Статистический сборник /Госкомстат 4P. Чебоксары, 1999. — 121 с.
  35. Социально-экономическое положение 4P. 1-е полугодие 1999 г.: Статистический сборник /Госкомстат 4P. 4ебоксары, 1999. — 100 с.
  36. Сельское хозяйство 4P (1993−1998г.г.): Статистический сборник /Госкомстат 4P. 4ебоксары, 1999. — 106 с.
  37. Социально-экономическое положение 4P. 1999 г.: Статистический сборник /Госкомстат 4P. 4ебоксары, 2000. — 162 с.
  38. Инвестиции в экономику 4P в 1998 г.: Статистический сборник /Госкомстат 4P. 4ебоксары, 1999. — 16 с.
  39. Об иностранных инвестициях, поступивших на предприятия республики /Госкомстат 4P. Экспресс информация. — 1999. — № 141.40. 4увашия 99: Статистический сборник /Госкомстат 4P. — 4ебоксары, 2000. -100 с.
  40. Инвестиции в экономику 4P в 1999 г.: Статистический сборник /Госкомстат 4P. 4ебоксары, 2000. — 16 с.
  41. Социально-экономическое положение 4P. Январь 2000 г.: Статистический сборник /Госкомстат 4P. 4ебоксары, 2000. — 158 с.
  42. Деятельность предприятий с участием иностранного капитала в 1997—1999 гг. г.: Статистический сборник /Госкомстат 4P. 4ебоксары, 2000. — 18 с.
  43. Об иностранных инвестициях, поступивших на предприятия республики /Госкомстат 4P. Экспресс информация. — 2000. -№ 31.
  44. Внешняя торговля, экспорт-импорт услуг 4P за 1996−1999 годы: Статистический сборник /Госкомстат 4P. 4ебоксары, 2000. — 20 с.
  45. Финансы 4увашской республики/ Госкомстат 4P. 4ебоксары, 2000.
  46. Деятельность предприятий с участием иностранного капитала в 1998—2000 годах: Статистический сборник/Госкомстат 4P. 4ебоксары, 2001. — 15с.4 8. Промышленность Чувашской Республики 2000 г.: Статистический сборник/Госкомстат ЧР. Чебоксары, 2001. — 74с.
  47. Справка о деятельности Российского центра содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики РФ. Официально не опубликовано.1. Монографии, книги
  48. Е. Международные экономически отношения: Учебник. М.: Юристь, 1999.-368 с.
  49. Е., Маюров В. Управление международными экономическими отношениями. Учебное пособие. М.: Издательство МУПК, 1999. — 95 с.
  50. Ю. Иностранный капитал в экономике капиталистических государств. М.: Наука, 1984. — 220 с.
  51. В. Финансово-инвестиционный комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М.: Финансы и статистика, 1998. — 304 с.
  52. И. Очерки концессионного права СССР / Под ред. М. Рейхеля. -М.-Л., 1930.- 128 с.
  53. М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М.: Изд-во БЕК, 1996.-462 с.
  54. . Иностранные капиталы. Их влияние на экономическое развитие страны. В 3 ч. Ч. 1. Теоретические основания. Опыт иностранных государств. СПб., 1898. — 312 с.
  55. . Иностранные капиталы. Их влияние на экономическое развитие страны. В 3 ч. Ч. 2. Иностранный капитал в России. Металлургическая и каменноугольная промышленность. СПб., 1899. — 419 с.
  56. . Иностранные капиталы. Их влияние на экономическое развитие страны. В 3 ч. Ч. 3. Мануфактурная промышленность в Царстве Польском. Часть 4. Нефтяная промышленность. СПб., 1901. — 453 с.
  57. В. Иностранные концессии в народном хозяйстве СССР. М-Л., Госиздат, 1928. — 123 с.
  58. И. Иностранные капиталы в России. Л., 1925 г. -125 с.
  59. К. Иностранный капитал и СССР. М. — Л., 1925. — 64 с.
  60. Л. Иностранные капиталы в России. Доклад Московскому отделению общества для содействия русской промышленности и торговле. -М., 1901 г. -96 с.
  61. А. Иностранный капитал в России и СССР. М.: Международные отношения, 1990. — 166 с.
  62. Зак А. Немцы и немецкие капиталы в русской промышленности. СПб., 1914 г.-67 с.
  63. Законы о частном капитале. Сборник законов, инструкций, разъяснений. /Сост. Б. Мальцман, Б. Ратнер. М., 1928.
  64. Зив В. Государственное банкротство и иностранные капиталы. М., 1918. -32 с.
  65. Зив В. Иностранные капиталы в русской горнозаводской промышленности. Петроград, 1917. — 132 с.
  66. Зив В. Иностранный капиталы в русской нефтяной промышленности. -Петроград, 1916.-71 с. 69.3ив В. Иностранные капиталы в русских акционерных предприятиях: Германские капиталы. Вып.1. Петроград, — 1915.
  67. Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития./Отв. ред. И. Бочило. -М.: Юристъ, 1998. 432 с.
  68. В. НЭП и акционерное предпринимательство в СССР. М.: Знание, — 1991. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Политическая история XX в. — № 5).
  69. А. правовые основы отношений государства и инвесторов. Инфра-М, 1998. — 268 с. — (Экономико-правовое досье- Вып. 1.).
  70. Краткий экономический словарь. /Под ред. Ю. Белкина и др. М.: Политиздат, 1987 г.
  71. Л., Фёдоров Н. Состояние и перспективы развития экономики Чувашской Республики. М.: Пресс-сервис, 1997. — 360 с.
  72. Н., Кисельников А. Региональная политика в странах рыночной экономики / НГАЭиУ. М.: Издательство «Экономика», 1998. — 172 с.
  73. И. Германские капиталы в России. Петроград, 1918. — 91с.
  74. Л. Иностранный капитал в дореволюционной России и в СССР. М. -Л., 1925. — 58 с.
  75. М. Из истории концессионных предприятий Москвы в период НЭПа. М.: Уникум — центр, 1997. — 26 с.
  76. Ю. Инвестиционная политика в России. СПб.: Издательство СПбГУЭФ., 1999.-226 с.
  77. Оль П. Иностранные капиталы в России. Петроград, 1922. -304 с.
  78. О. Политика коммунистической партии по привлечению иностранного капитала в Советскую Россию (1920−1927 гг.) /МГУ им. Ломоносова. М., 1994. — 33 с. — рукопись деп. в ИНИОН РАН № 49 742 от 03.11.94 г.
  79. А. Система государственного управления. М.: Юнити-Дана. -2000.- 150 с.
  80. В. Государственная монополия внешней торговли в СССР. М.: Международные отношения, 1969. — 199 с.
  81. Ю. Государственное регулирование внешнеэкономических связей в период НЭПа /Хозяйственный механизм внешнеэкономической деятельности: проблемы переходного периода (Сборник статей) М., 1991. -142 с.
  82. JI. Формирование концессионной политики России при переходе к рынку. Ярославль, 1994. — 21 с.
  83. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Рук. авт. колл. Д. Львов.М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
  84. Региональные стратегии и технологии экономического развития./ Под ред. проф. Игнатовой Т. В. Ростов н/Дону. Изд-во СКАГС. 1999.- 256 с.
  85. К. Международное движение капиталов и Россия. Лекции. М.: Издательство МУПК, 1998. — 150 с.
  86. В. Иностранные инвестиции в России на пороге XXI века. М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. — 176 с.
  87. Современная Чувашия. Ч.: Чувашское книжное изд-во, 1997. — 374 с.
  88. И. Инвестиционный климат в России: региональные риски. -Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, М.: Издатцентр, 1997.
  89. Ф. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. М.: Экономика, 1999. — 272 с.
  90. П. Прямые иностранные инвестиции для России: Стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика, 1999. — 512 с.
  91. Г. Внешнеэкономическое сотрудничество СССР в условиях перестройки: механизм, прогнозирование, эффективность. М.: Экономика, 1990.-240 с.
  92. Л. Акционерное учредительство в России /Из истории империализма в России. Сборник статей под ред. М. Вяткина. М.-Л. Издательство АН СССР (Ленинградское отделение), 1959. — 458 с.
  93. В. Власть. Политика. Экономика. Послереволюционная Россия 1917 1928 г. г. — СПб., 1997. — 399 с.
  94. Л. Иностранные капиталы в русской промышленности. М. — Л., 1931. — 104с.
  95. Экономические регионы России: Чувашская республика./Федеральная Служба по Внешнеторговой Информации. Кельн Берлин, 1994. — 43 с.
  96. Chan S. Foreign investments in a changing global political economy. New York. 1995.
  97. Dunning J. H. Foreign Direct Investment and Governments. Catalysts for economic restructuring. London. 1996.1. Статьи
  98. Анализ тенденций развития регионов России. Типология регионов, выводы и предложения /НБФ «Экспертный институт» М., 1996.
  99. А., Григорьев Л. Иностранные инвестиции в России: проблемы и решения //Мировая экономика и международные экономические отношения. 1993. — № 5. — с. 16−29.
  100. Е. В. Иностранный бизнес и его влияние на экономику страны реципиента //Мировая экономика и международные отношения. — 1999. -№ 6. -с. 82−91.
  101. Л. Опыт регулирования иностранных инвестиций в РФ на основе двусторонних отношений //Внешняя торговля. 1998. — № 7- 9. — с.23−26.
  102. Д. Административная власть как вид государственной власти //Государство и право. 1992. — № 3. — с. 13−20.
  103. А. Неполноценный подъем //Эксперт. 1999. — № 17. — с. 8.
  104. А. Развитие российской экономики в среднесрочной перспективе (концепция среднесрочной программы экономической политики) //Экономическое развитие России. 1999. — т.6. № 6. — с. 49−58.
  105. Р. Развитие отношений собственности и управления//Вопросы экономики. 1989. -№ 6.
  106. В. Иностранный капитал в России: некоторые уроки прошлого /Россия во внешнеэкономических отношениях: уроки истории и современность. Материалы к конференции. М., 1993. — 228 с.
  107. В Консультативном совете по иностранным инвестициям в России //Инвестиции в России. 1999. — № 1. — 3 — 5.
  108. А. Инвестиционный кризис: последствия и пути преодоления //Экономист. 1998. — № 5. — с. 21−30.
  109. Вон Роджер. Стратегия маркетинга (привлечение капитала) //США: экономика, политика, идеология. 1994. — № 11. — с. 63−76.
  110. М. Иностранные капиталы в русской промышленности перед войной //Народное хозяйство. 1922. — № 3. — с. 26
  111. Г. Разграничение предметов ведения и полномочий в экономической сфере: юридико-технический аспект//Федерализм: теория, практика, история. 1998.- № 1.
  112. Госинкорпорейтед Лтд. //Эксперт. 1998. — № 41. — с. 33 — 34.
  113. Государство в меняющемся мире. (Всемирный банк. Отчет о мировом развитии 1997. Краткое содержание.) //Вопросы экономики. — 1997. — № 7. -с. 4−34.
  114. Р., Гатрелл П. От царизма к НЭПу //Вопросы истории. 1992. — № 8−9. — с. 30−51.
  115. С. Россия: экономическое развитие и императивы глобализации. //Мировая экономика и международные отношения. 1999. — № 1. — с.25−34.
  116. А. Сами виноваты //Эксперт. 2000. — № 10.- с. 18−21.
  117. Инвестиционная привлекательность для России: условия, результаты, инвестиционная привлекательность отдельных отраслей промышленности. //Вопросы статистики. 2000. — № 1.-е. 69 -76.
  118. Инвестиционный рейтинг Российских регионов 1996—1997 гг. //Эксперт. -1997. -№ 47.-с. 18−39.
  119. Инвестиционный рейтинг Российских регионов. 1997−1998 годы //Эксперт. 1998. — № 39. — с. 18 — 37.
  120. Инвестиционный рейтинг Российских регионов. 1998−1999 годы //Эксперт. -1999. № 39. — с. 20 — 44.
  121. Инвестиционный рейтинг Российских регионов. 1999−2000 годы //Эксперт. -2000. № 41. — с. 68 — 94.
  122. Инвестиционный рейтинг Российских регионов. 2000−2001 годы //Эксперт. -2001. № 41. — с. 68 — 94.
  123. О., Павлова Н. Как поживают российские пивовары. //Рынок ценных бумаг. 1999. — № 6. — с. 61 — 67.
  124. В. Формы и методы государственного управления //Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 2. — с. 46 — 49.
  125. Колл. авторов Института государства и права РАН. О концепции развития системы исполнительной власти в РФ //Государство и право. -1996 г.-№ 8.-с. 3−32.
  126. И. Инвестиционный комплекс России. Проблемы и перспективы. //Инвестиции в России. 1998. — № 11. — с. 1−7.
  127. Конкурентный потенциал отраслей промышленности России. //БИКИ. -1998.-№ 143.-с. 4.
  128. В. Методология государственного управления инвестициями в системе рыночных отношений. //Маркетинг. 1997. — № 3. — с. 3−18.
  129. В. Пути восстановления положительного рейтинга России в инвестиционной сфере //Внешнеэкономический бюллетень. 2000. — № 1. -с. 45−49.
  130. А., Кузнецова О. Оценка бюджетного потенциала регионов России. //Рынок ценных бумаг. 1999. — № 5. — с. 38 — 54.
  131. В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы //Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 1. — с. 26 — 31.
  132. Ю. Политика соглашений о разделе продукции может усилить финансовое истощение России //Экономист. 1996. — № 6. — с. 11−17.
  133. Г., Магульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты. //Вопросы экономики. 1999. -№ 9. — с. 69−79.
  134. Г., Магульская О. Регионы России. Справочник. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1997.-488 с.
  135. Р., Шамис Л. Государственное регулирование инвестиционных преобразований в экономике России //Экономика строительства. 1996. — № 4.-с. 38−47.
  136. М. Проблемы организационных структур управления российским рынком //Вопросы экономики. 1997. — № 6. — с. 48 — 55.
  137. А. Активизация притока иностранных инвестиций в регионы РФ //Инвестиции в России. 1998. — № 1. — с. 5 — 8.
  138. Н. Инвестиционная политика: диалектика федерального и регионального уровней //Российский экономический журнал. 2000. — № 1. -с. 49−56.
  139. А. Государство и рынок //Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 4. — с. 20 — 24.
  140. Ю. Предприниматели и российское общество в начале XX в. //Свободная мысль. 1992. — № 17. — с. 41 — 50.
  141. Пути преодоления социально экономического кризиса в регионах РФ: Материалы научно-практической конференции. — Чебоксары.: Изд-во Чувашского ун-та, 1999. — 293 с.
  142. А. А. Инвестиционный кризис и экономическая наука. //Экономика строительства. 1998. — № 11−12. — с. 2−21.
  143. В., Львов А., Фурщин М. Вернуть иностранного инвестора не только нужно, но и можно //Инвестиции в России. 1999. — № 1. — с. 8−19.
  144. В. К судьбе государственного управления //Государство и право. -1999. -№ 2. -с. 14−22.
  145. M. Организация крупной промышленности //Народное хозяйство. 1921. — № 6 — 7. — с. З — 20.
  146. А.А. Россия как потенциальный рынок для привлечения иностранных инвестиций. //Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 2. — с. 82 — 85.
  147. Ю. Инвестиционная ёмкость трудоизбыточного региона: методологический аспект //Инвестиции в России. 1999. — № 7. — с. 30−34.
  148. ., Марковская В. Инвестиционный рынок: конъюнктура 1999 г. //Инвестиции в России. 2000. — № 5. — с. 13
  149. В., Макарова Н. О регистрации иностранных инвестиций //Экономика и жизнь. 1997. — № 23. — с. 28.
  150. Е. Федеральные округа новые экономико-географические и социально-экономические образования//Российский экономический журнал. -2000. — № 11−12. — с. 77−78.
  151. С. А. Ключевое значение инвестиционной политики для Российской экономики //Общество и экономика. 1996. — № 9−10. — с. 40−46.
  152. В. Внешнеторговое регулирование и инвестиционная деятельность в России //Бизнес и Банки. 1997. — № 12.-е. 5.
  153. С. Государственная корпорация как юридическое лицо и орган управления //Законодательство и экономика. 1994. — № 21 — 22. — с. 5 — 11.
  154. М. Инвестиционный кризис в России //Вопросы статистики. -1998. -№ 5. -с. 31−36.
  155. А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения //Вопросы экономики. 1999. — № 9. — с. 57 — 68.
  156. Н. Место и роль института омбудсмана в системе правового контроля //Известия вузов. Правоведение. 1992. — № 2. — с. 84 — 88.
  157. Н. Госмаркетинг //Эксперт. 1998. — № 48. — с. 13.
  158. А. Закон об иностранных инвестициях новый подход к привлечению иностранного капитала в РФ //Иностранный капитал в России.- 1999.-№ 8.-с. 10−21.
  159. А. Система льгот и преференций для иностранного капитала //Иностранный капитал в России. 1999. — № 5. — с. 15 — 32.
  160. П. Инвестиционная политика: быть или не быть //Налоги.1998. -№ 7.-с. 2.
  161. В. Современный федерализм в контексте международных отношений //США: экономика, политика, идеология. 1998. — № 4. -с. 44.
  162. О. Некоммерческие инвестиционные риски и программы гарантий Всемирного банка //Инвестиции в России. 2001. — № 1. — с. 22 — 27.
  163. Ф. Критерии оценки кредитного риска. //Рынок ценных бумаг.1999. -№ 5.-с. 11−20.
  164. Экономическое положение и внешнеэкономические связи Чувашии. //БИКИ.-1998.-№ 150. с. 3.
  165. Ю. Иностранные концессии в России и СССР (20-е 30-е годы.) //Государство и право. — 1993. — № 10. — с. 100 — 111.
  166. M. М. Об источниках и условиях использования средств для капиталовложений. //Банковское дело. 1998. — № 5. — с. 9−11.
  167. Е., Астапович А., Данилов Ю. и др. Инвестиционный климат в России: Доклад НБФ «Экспертный институт». //Вопросы экономики. 1999.- № 12. с. 4 -33.
  168. Alvin G. Witt. 1993. Promoting transnational investment: organizing to serve approved investors. / Transnational Corporation Journal, 2 (1): 86−88: February 1993.
  169. Wells, Louis Т. Jr- Wint, Alvin G. The Public Private Choice: The Case of Marketing a Country to Investors, World Development, p.p. 749 — 761, Jul. 1991.
  170. Direct foreign investments /The Russian Financial market. Published with the march 1997 issue of «Euromoney».1. Диссертации
  171. О. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций. Дис. к. ю. н. М., 1998. — 153 с.
  172. М. В. Управление инвестиционным потенциалом региона. Дис.. канд. экон.наук. -М., 1998. 184 с.
Заполнить форму текущей работой