Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нейрофизиологические корреляты селективного внимания, селекции действий и их нарушение при синдроме дефицита внимания и гиперактивности у человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К настоящему времени накоплено относительно небольшое количество экспериментальных данных о подкорковых аналогах скальповых ВП компонент. Так, аналог раннего негативного, связанного с вниманием компонента (N1) был зарегистрирован в ретикулярной формации среднего мозга, медиальном и дорсальном таламусе, стриатуме и лимбической системе (Velasco & Velasco, 1986). Положительный компонент, отражающий… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень сокращений и условных обозначений
  • ВВЕДЕНИЕ б
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Проблема внимания или селекции
    • 1. 2. Метод вызванных потенциалов
    • 1. 3. Компоненты слуховых вызванных потенциалов и их связь с процессами внимания у человека
      • 1. 3. 1. Экзогенные и эндогенные компоненты
      • 1. 3. 2. Компоненты вызванных потенциалов, связанные с селективным вниманием
      • 1. 3. 3. Компоненты ВП, связанные с направленным вниманием
      • 1. 3. 4. ' Компоненты ВП, связанные с ожиданием и подготовкой к действию
    • 1. 4. Синдром дефицита внимания и гиперактивности как отражение нарушений процессов селекции
      • 1. 4. 1. Психологическое обследование детей с СДВГ
      • 1. 4. 2. Нейроанатомические и нейропсихологические основы Синдрома Дефицита Внимания
      • 1. 4. 3. Нейрохимические основы СДВГ
      • 1. 4. 4. Нейрофизиологические основы синдрома дефицита внимания и гиперактивности
      • 1. 4. 5. Теоретические подходы в исследовании синдрома дефицита внимания и гиперактивности
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 51 2.1. Объект исследования, электроды
    • 2. 1. 1. Внутримозговая регистрация вызванных потенциалов
    • 2. 1. 2. Скальповая регистрация вызванных потенциалов
    • 2. 2. Схема установки
    • 2. 3. Психологические тесты
    • 2. 3. 1. «Слуховой» тест на селективное внимание
    • 2. 3. 2. «Двустимульный» тест
    • 2. 4. Статистический анализ данных
    • 2. 4. 1. Статистическая обработка внутримозговых ВП
    • 2. 4. 2. Статистическая обработка скальповых вызванных потенциалов
    • 2. 4. 3. Межгрупповое статистическое сравнение скальповых вызванных потенциалов
    • 2. 4. 4. Оценка правильности выполнения двустимульного теста
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Вызванные потенциалы как корреляты селективного внимания
      • 3. 1. 1. Скальповые корреляты селективного внимания у человека
      • 3. 1. 2. Внутримозговые корреляты селективного внимания у человека
      • 3. 1. 3. Профили реакций для внутримозговых вызванных потенциалов -коррелят селективного внимания
    • 3. 2. Вызванные потенциалы как корреляты селекции действий
      • 3. 2. 1. Точность выполнения задания
      • 3. 2. 2. Скальповые корреляты селекции действий
      • 3. 2. 3. Внутримозговые корреляты селекции действий
      • 3. 2. 4. Профили реакций для внутримозговых вызванных потенциалов -коррелят селекции действий
    • 3. 3. Нарушение процессов селекции при синдроме дефицита внимания у человека 8 6 3.1. Точность выполнения задания 87 3.3.2. Компонент вовлечения (КВ)
      • 3. 3. 3. Компонент подавления (КП)
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 4. 1. Скальповые и внутримозговые корреляты селективного внимания
    • 4. 2. Скальповые и внутримозговые корреляты селекции действий
    • 4. 3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) как отражение нарушений процессов селекции действий
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ВЫВОДЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ЭЭГ — электроэнцефалограмма
  • МЭГ — магнитоэцефалограмма
  • ПЭТ — позитронно-эмиссионная томография
  • МРТ — магнитно-резонансная томография
  • ВП — вызванный потенциал
  • ЛП — латентный период
  • N1 — негативная волна с ЛП порядка 100 мс
  • MMN — «негативность рассогласования»
  • N2 — негативное отклонение с ЛП порядка 200−300 мс
  • РЗа — положительный компонент с ЛП порядка 2 50 мс
  • РЗЬ — положительный компонент с ЛП порядка 3 00 мс
  • KB — «компонент вовлечения»
  • КП — «компонент подавления»
  • СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью
  • ТС — височная кора
  • FC — лобная кора
  • PC — теменная кора
  • GC — поясная извилина
    • V. L — вентролатеральное ядро таламуса
  • Am — миндалина
  • GP — бледный шар
  • CN — головка хвостатого ядра
  • Hip — крючок парагиппокампальной извилины

Нейрофизиологические корреляты селективного внимания, селекции действий и их нарушение при синдроме дефицита внимания и гиперактивности у человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Внимание или селекция является одной из наиболее важных психических функций человека. Это наиболее наглядно проявляется в том, что человек из огромного числа внешних раздражителей и возможных реакций выбирает лишь те, которые соответствуют целям и мотивам его деятельности. От того насколько быстро и адекватно организм выделяет наиболее важную информацию и выбирает ту или иную стратегию поведения зависит его приспособляемость к изменяющимся условиям существования. Степень концентрации на определенном задании или виде деятельности определяет способность человека к обучению и формированию адекватных для данной ситуации форм поведения. Нарушение механизмов селективного внимания и селекции действий ведет к возникновению таких психических заболеваний как болезнь Паркинсона, Гантингтона, Жиля-деля-Туретта, обцессивнокомульсивный синдром (Posner et al., 1988; Naatanen, 1992, Sano et al., 1996, Albert et al., 1974, Cummings, 1994), синдром дефицита внимания с гиперактивностью (Castellanos et al., 1996, Lou et al., 1989, Swanson et al., 1992, Barkley, 1995).

Исследования в области изучения механизмов «внимания» велись как психологами, так и физиологами на протяжении 19−2 0-х веков. Еще в 18 90 году Вильям Джеймс (James, 18 90) впервые дал определение термину «внимание». В 1903 году И. П. Павлов ввел понятие «ориентировочный рефлекс» (И.П. Павлов, 1927). Позднее работами Бергера было показано, что возникновение ориентировочного рефлекса тесно связано с угнетением альфа ритма (Berger, 1929). В 1949 году Моруззи и Могун (Moruzzi, Magoun, 1949) показали, что депрессия альфа ритма, ориентировочный рефлекс и селективное внимание, являются интегрированной системой оценки окружающей среды.

В настоящее время для исследования селективности человеческого восприятия психологи, в основном, используют стандартные методики такие как время реакции, точность выполнения теста и т. д. Однако эти показатели могут меняться при научении или тренировке (Johnston, and Dark, 1986). С другой стороны, физиологи изучают селективное внимание, исследуя реакцию отдельного нейрона на простую последовательность стимулов. Но задача усложняется тем, что различные нейрональные эффекты могут возникать спонтанно в различных зонах мозга (Wurtz, Richmond, and Newsome, 1984) и данные полученные на животных не всегда однозначно применимы к пониманию работы мозга человека.

С начала 50-х годов для диагностики и лечения различных нервно-психических заболеваний у человека в клинической практике стал применятся метод вживленных электродов (Meyer et al., 1950, Heath, 1954, Бехтерева и др., 1963). Используя разработанный академиком Н. П. Бехтеревой комплексный подход для изучения психических функций человека, который включал в себя одновременную регистрацию электроэнцефалограммы, импульсной активности нейронов и внутримозговых вызванных потенциалов, было в частности показано, что в формировании и селекции действий важную роль играют подкорковые структуры головного мозга человека, такие как хвостатое ядро, бледный шар и таламус (Бехтерева и др., 1965, 1985; Бехтерева, 1980; Гоголицин и др., 1987; Кропотов., 1988, 1997; Кропотов, Пономарев, 1993). Эти структуры входят в сложную мозговую корково-подкорковую систему с обратной связью, обеспечивающую последовательный характер развития процесса принятия решения (Кропотов, Пономарев, 1985; 1986; 1987).

Современные методы психофизиологических исследований открыли новые возможности в изучении многих мыслительных процессов и, в том числе, процесса селекции действий у человека. К таким методам следует отнести позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ), функциональную магнитно-резонансную томографию (МЭГ) (Posner, Raichle, 1994) .

В последние десятилетия для исследования нейрофизиологических основ избирательности психической деятельности человека, используется метод вызванных потенциалов (Harter and Aine, 1984, Hillyard and Hansen, 1986, Naatanen, 1982) .

Вызванные потенциалы (ВП) представляют собой сумму постсинаптических потенциалов, которые могут быть зарегистрированы у человека в процессе выполнения им определенных психологических тестов. Обычно ВП регистрируются на стимулы к которым привлекается внимание и к которым не привлекается внимание. В дальнейшем производится вычитание реакций на стимулы к которым привлекалось или не привлекалось внимание испытуемого. В исследованиях, где использовалась эта методика показано, что некоторые характеристики ВП отражают мозговые процессы восприятия, формирования двигательных актов, установления осознаваемых и неосознаваемых условных связей, внимание (Шагас, 1975; Иваницкий и др. 1984; Суворов, Таиров, 1985; Naatanen, 1992). Метод ВП широко применяется как для не инвазивных исследований, например регистрация вызванных потенциалов с поверхности головы испытуемых или скальповая регистрация ВП, так и для изучения корковых и подкорковых структур (внутримозговая регистрация ВП).

К настоящему времени накоплено относительно небольшое количество экспериментальных данных о подкорковых аналогах скальповых ВП компонент. Так, аналог раннего негативного, связанного с вниманием компонента (N1) был зарегистрирован в ретикулярной формации среднего мозга, медиальном и дорсальном таламусе, стриатуме и лимбической системе (Velasco & Velasco, 1986). Положительный компонент, отражающий процесс вовлечения в деятельность (РЗ) был обнаружен в миндалине, гиппокампе (Halgren et al., 1980; Wood et al., 1980; Puce, Donnan & Bladin, 1989), во фронтальной и теменной коре (Wodd et al., 1980;. Smith et al., 1990; Alen et al., 1989), в базальных ганглиях и таламусе (Yingling & Hosobuchi, 1984; Velasco et al., 1986; Kropotov & Ponomarev, 1991). В некоторых из этих структур этому положительному отклонению предшествовал негативный компоненткоррелят процесса привлечения внимания к стимулу (N2). Как правило, в указанных выше исследованиях использовалась так называемая «oddball» парадигма в которой редкие стимулы вызывают поздний положительный комплекс волн, связанный с различными когнитивными процессами. Однако несмотря на многочисленные исследования, вопрос о мозговых механизмах селективного внимания и выбора адекватной программы действия до сих пор остается открытым.

Для решения этой проблемы, в данной работе, предполагается исследовать механизмы автоматического и не автоматического внимания с помощью регистрации вызванных потенциалов одновременно со скальповых и внутримозговых электродов. Например известно, что такие скальповые компоненты как «негативность рассогласования» (MMN) и РЗа (компонент появляющийся на 230−300 мс после предъявления стимула) могут отражать ориентировочную реакцию у человека (Shiffrin, Schneider, 1977; Woods, 1990; Naatanen, 1992; Дорошенко, 1994; Соколов, 1995; Escera et al., 1997). Поиск источников такой активности важен для понимания функциональных свойств отдельных зон головного мозга человёка.

Для исследования механизмов селекции действий, используется так называемая GO-NOGO парадигма, которая позволяет обнаружить отдельные компоненты, связанные с вовлечение и подавление действий у человека (Karlin et al., 1970; Hilliard et al., 1973; Sirnson et al., 1977; Pfefferbaum et al., 1988; De Jong et al., 1990; Jodo et al., 1990; Roberts et al., 1994). Однако, данных о подкорковой регистрации такой активности практически нет. Выявление отдельных компонент — коррелят селекции действий в конкретных структурах может пролить свет на их роль в процессах формирования двигательного акта.

Помимо внутримозговой регистрации вызванных потенциалов, представляется весьма интересным исследовать нарушения механизмов селекции действий. В качестве такой «модели» исследования может выступать синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) при котором, как указывается много-численными исследованиями (Trommer et al., 1991; Barkley, 1995), нарушены механизмы вовлечения и подавления действий.

Таким образом, использование комплексного подхода при изучении селективного внимания и селекции действий, включающего в себя регистрацию внутримозговых и скальповых вызванных потенциалов и исследование «модели» нарушения внимания в виде синдрома дефицита внимания и гиперактивности позволит расширить и дополнить уже имеющиеся данные об этих процессах.

Цель исследования. Изучить нейрофизиологические корреляты внимания и селекции действий при регистрации внутримозговых вызванных потенциалов из корковых и подкорковых образований головного мозга, а также исследовать изменения вызванных потенциалов, зарегистрированных с поверхности головы, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

Основные задачи исследования.

1. С помощью метода одновременной регистрации скальповых и внутримозговых вызванных потенциалов (ВП), зарегистрировать отдельные компоненты — корреляты селективного внимания и ориентировочной реакции у человека в процессе выполнения «слухового теста на селективное внимание» в пассивном (чтение книги) и активном (нажатие на кнопку в ответ на редкие стимулы) вариантах.

2. Используя двустимульную парадигму и метод одновременной регистрации скальповых и внутримозговых ВП, зарегистрировать отдельные компоненты ВП, связанные с вовлечением (СО) и подавлением (N060) действий у человека.

3. В той же двустимульной парадигме провести анализ скальповых ВП у здоровых подростков с целью выявления распределения компонент вовлечения и подавления по поверхности головы.

4. С помощью метода скальповой регистрации вызванных потенциалов, проанализировать изменения вызванных ответов у подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью по сравнению с контрольной группой.

Основные положения выносимые на защиту.

1. В височной коре больных с внутримозговыми электродами впервые обнаружены независящие от внимания компоненты вызванных потенциалов мозга, связанные с автоматической реакцией мозга на редкие изменения в регулярной последовательности звуковых стимулов — подкорковый аналог негативности рассогласования, обнаруженной в конце 7 0- годов при регистрации вызванных потенциалов с поверхности головы человека.

2. При внутримозговой регистрации вызванных потенциалов в двустимульной (СО/ЖЮО) парадигме впервые выделены компоненты, связанные с вовлечением в движение (60-компонент или компонент вовлечения) и с подавлением подготовленного двигательного акта (ЫООО-компонент или компонент подавления). Различное распределение этих двух компонент по структурам мозга говорит о существовании двух мозговых систем, связанных с разными составляющими процесса селекции действий.

3. При исследовании слуховых вызванных потенциалов с поверхности головы подростков при выполнении ими «двустимульного» теста показано, что компоненты вовлечения и подавления действия имеют разные распределения по поверхности головы и различные латентности. Показано, что у подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью эти компоненты уменьшены по амплитуде.

Научная новизна результатов.

В работе впервые проведен анализ данных, полученных с помощью метода регистрации вызванных потенциалов головного мозга человека с внутримозговых и скальповых электродов в тестах на внимание и селекцию действий. Это позволило обнаружить, что одни и те же зоны височной коры участвуют как в автоматической обработке слухового сигнала с последующим формированием ориентировочной реакции на редкий стимул, так и в процессах селекции действий. Проведенные в данной работе исследования показали, что стриатум, лобная и височная кора, участвуют в формировании реакции подавления подготовленного моторного ответа, что вносит дополнительный вклад в подтверждение теории о программировании действий. Использование теоретического подхода в объяснении механизмов селекции действий позволило предположить, что при нарушении внимания могут страдать системы, связанные с процессами селекции действий. Действительно, исследование «модели» нарушения внимания в виде синдрома дефицита внимания и гиперактивности, позволило выявить отдельные изменения скальповых вызванных потенциалов, являющихся коррелятами нарушений селекции действий.

Научно-практическая ценность работы.

Полученные данные вносят существенный вклад в понимание процессов селекции действий у человека. Использование набора психологических тестов впервые позволило обнаружить, что некоторые области височной коры мозга человека, реагируя независимо от привлечения внимания к стимулу, в то же время, вовлекаются в процессы селекции действий.

Анализ вызванных ответов, зарегистрированных из стриатума и лобной коры, позволил подтвердить данные о вовлечении этих образований в различные этапы процесса селекции действий. Поскольку из данных литературы было известно, что эти структуры входят в список структур, нарушенных при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), было проведено сравнение компонентного состава вызванных потенциалов у пациентов, страдающих этим заболеванием и нормальных испытуемых. В результате, было обнаружено достоверное изменение паттерна вызванной активности у группы пациентов с СДВГ. Эти данные могут быть использованы в дальнейшем для создания объективной диагностики нарушений внимания у человека.

Апробация диссертационной работы.

Апробация диссертации состоялась на научном семинаре лаборатории нейрофизиологии электромагнитных воздействий совместно с лабораторией нейробиологии программирования действий Института Мозга Человека РАН 30 октября 1998 г. Основные положения диссертации были представлены: на интернациональном симпозиуме «Физиологические и биохимические основы мозговой активности», посвященном 7 0-летию академика Н. П. Бехтеревой в июне 1994гна 8-ом международном конгрессе Всемирной Организации по Психофизиологии в Финляндии (Тампере) в июле 1996 г.- на XXXIII всемирном конгрессе по физиологическим наукам в июне-июле 1997 г.- на семинаре для логопедов г. Ст-Петербурга и Ленинградской Области («Дифференциальная диагностика и коррекция речевых нарушений») 2224 октября 1997 г.- на Финско-Российской школе для молодых ученых в Финляндии 7−13 февраля 1998; на Международном симпозиуме по синдрому дефицита внимания с гиперактивностью в Нью Йорке в 1998 г. (CHADD conference, 15−18 October, 1998) и в Национальном Институте Здоровья в Вашингтоне 19 октября 1998 г. Данная работа была поддержана грантом для молодых ученых и аспирантов в категории «Кандидатский проект» по направлению «Биология» (грант M97−2.4JT-319, 1997г) .

Публикации.

1. Kropotov J.D., Naatanen R., Sevostianov A.V., Alho К.,.

Reinikainen К. and Dubrovskaya O.V. (Kropotova O.V.). Responses to stimulus change recorded from cortical and subcortical structures of the human brain. Abstr.: Int. Symp. «Physiological and biochemical basis of brain activity». St.-Petersburg. 1994. — P. 16.

2. Naatanen R., Kropotov J.D., Sevostianov A.V., Alho K., Reinikainen K., Kropotova O.V. Mismatch negativity to auditory stimulus change recorded directly from the human temporal cortex. // Psychophysiology. 1995. — Vol. 32, N. 4. — P. 418 422.

3. Naatanen, R., Kropotov, J.D., Sevostianov, A.V., Alho, K., Reinikainen, K., Kropotova O.V. Intracranial Mismatch negativity and its computer simulation. Abstr.: 8th World Congress of IOP. Tampere. 1996. — P.75.

4. Sevostianov, A.V., Naatanen, R. Kropotov, J.D., Alho K., Reinikainen K., Kropotova O.V., Ponomarev V.A. Neurophisiological intracerebral correlates of attentional and motor disengegement in man. Abstr. 8th World Congress of IOP. Tampere. 1996. — P. 75.

5. Kropotova O.V., Nikolaeva 0., Novikova I. A. Impairment of attention and motor suppression in children with attention deficit and hyperactivity disorder. Abstr.: XXXIII World Congress of Physiologycal Sciences. St.-Petersburg. 1997. — P. 70.

6. Кропотова О. В., Пономарев В. А., Новикова И. А., Нечаев В. В., Кропотов Ю. Д. Компоненты подавления движения в вызванных потенциалах головного мозга подростков. Журнал Физиология Человека. 1988. — Vol. 24, N 2. — С. 1−10.

7. Kropotova O. V, Nikolaeva О., Novikova I.A. Attentional and motor disengegement processes in children with attention deeficit hyperactivity disorder. Abstr.: 14 International.

Congress of EEG and Clinical Neurophysiology. Florence. 1997. -P. 167.

8. Kropotova O.V., Kropotov J.D., Ponomarev V.A., Nechaev V.B., Ferri R., Poliakov Yu.I., Novikiva I.A., Nokolaeva O.N. Electrophysiological correlates of motor inhibition impairement in children with Attention Deficit Hiperactivity disorder. // International Journal of Psychophysiology. 1998. — Vol. 30, N 12. — P. 59.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация изложена на 150 страницах и состоит из четырех основных глав (обзора литературы, методов исследований, результатов исследований, обсуждения результатов), введения, заключения, выводов, списка использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована 22 рисунками и 2 таблицами. Список цитированой литературы включает 231 источник.

2. Литературный обзор

ВЫВОДЫ.

1. В 41, 42 и 22 полях височной коры больных с внутримозговыми электродами обнаружены отклонения потенциала с латентностью около 100 — 120 мс, вызванные редкими изменениями в последовательности слуховых стимулов — негативность рассогласования. Эти отклонения потенциала проявлялись независимо от внимания, что указывает на участие височной коры в процессах автоматической обработки слухового сигнала.

2. В «двустимульном» тесте в теменной, лобной коре, миндалине, вентролатеральном ядре таламуса и хвостатом ядре зарегистрированы компоненты вызванных потенциалов, связанные с процессом вовлечения человека в действие. Полученные нами данные о различном распределении компонент вовлечения и подавления действий по структурам головного мозга человека указывают на существование двух различных мозговых систем, связанных с разными этапами селекции действий.

3. При исследовании слуховых вызванных потенциалов с поверхности головы подростков при выполнении ими «двустимульного» теста обнаружено два разных компонента вызванного потенциала: компонент вовлечения и компонент подавления. Компонент вовлечения появлялся в ответ на стимул, требующий реакции испытуемогоон имел теменное распределение с максимальной амплитудой на 230 мс. Компонент подавления появлялся в ответ на стимул, запрещающий подготовленную реакциюон имел лобное распределение с максимумом амплитуды на 340 мс.

4. При исследовании скальповых слуховых вызванных потенциалов у подростков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, было обнаружено статистически достоверное уменьшение амплитуды компонент вызванных потенциалов, связанных с вовлечением и подавлением подготовленного ответа, по сравнению с контрольной группой.

Заключение

.

Исследования в области селективного внимания у человека, ведутся во многих лабораториях мира. Однако в большинстве работ, анализируются одиночные процессы, происходящие в отдельных структурах головного мозга. Кроме того, многие данные были получены в экспериментах на животными и выводы, сделанные в этих исследованиях не могут полностью совпадать с данными, полученными при исследовании мозга человека.

В данной работе приведены результаты исследований проведенных с помощью методов скальповой и внутримозговой регистрации слуховых вызванных потенциалов мозга человека в процессе выполнении им заданий на внимание. Использование этого подхода позволило обнаружить некоторые закономерности в возникновении отдельных компонент ВП и сделать вывод о функциональной роли структур, в которых были зарегистрированы подобные отклонения.

Так было показано, что височная кора участвует в процессе автоматической (ненаправленной) селекции слуховой информации у человека. Это проявлялось в возникновении ранних, не зависящих от активного привлечения внимания к слуховому стимулу компонент вызванных потенциалов (ВП).

Однако помимо селекции слуховой информации, височная кора вовлечена в организацию независящих от направленного внимания ориентировочных реакций. Такое заключение было сделано на основании того, что в 21 поле височной коры был обнаружен источник внутримозгового аналога скальпового РЗа компонента, связанного с ориентировочной реакцией у человека. Эти данные позволили подтвердить предположение, высказанное на основании результатов, полученных с помощью метода магнитоэнцефалографии, о возможном расположении источника слухового РЗа компонента в височной коре (AIho et al., 1998) .

Кроме того было обнаружено, что совместно с хвостатым ядром и фронтальной корой височная кора вовлечена в процесс селекции действий. Поскольку во всех обследованных в данной работе точках височной коры были обнаружены компоненты, связанные с подавлением действий у человека.

Необходимо отметить, что данные о наличии коррелят подавления действий в хвостатом ядре, бледном шаре и поясной извилине, указывают на то, что в соответствии с теорией Кропотова о программировании действий у человека, эти структуры являются звеньями непрямого пути, участвующего в подавлении действий (Кропотов, 1989; Кропотов, Пономарев, 1993; Кропотов, 1997; Пономарев 1987).

Итак, представленные результаты являются доказательством участия коры и базальных ганглиев в процессах выделения слуховой информации и селекции действий.

На основании полученных данных было высказано предположение, что при нарушении внимания (например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности) могут страдать механизмы селекции действий. Причем по предположениям разных авторов у СДВГ пациентов страдают в основном механизмы подавления (Trommer et al., 1991; Barkley, 1995). Более того, с помощью метода магнитно-резонансной томографии бьшо показано, что при синдроме дефицита внимания страдают такие структуры как поясная извилина, хвостатое ядро и бледный шар (Mattes, 1980; Chelune et al., 1986; Voeller and Heilman, 1988; Lou, 1989; Hynd et al., 1990; Hynd et al.,.

1991; Suffin, 1995; Rueckert and Levy, 1996; Castellanos, 1996; Rapoport et al, 1996) .

В результате проведенных в третьей части работы исследований было доказано, что у группы детей с СДВГ значимо уменьшена амплитуда компонент — коррелят селекции действий. Эти результаты, подтверждают высказанные выше предположения и позволяют предложить метод скальповой регистрации вызванных потенциалов для диагностики и мониторинга синдрома дефицита внимания у человека.

Таким образом, представленные в данной работе результаты позволяют предположить, что внутримозговая и скальповая регистрация вызванных потенциалов может быть объективным параметром для выяснения функций некоторых образований головного мозга человека. Однако наиболее эффективным представляется комплексный подход, который включал бы в себя различные подходы в изучении мозга, такие как метод магнитоэнцефалографии, магнитно-резонансной и позитронно-эмиссионной томографии. Причем, как было показано в данной работе, даже объединение некоторых их этих методов позволяет не только выяснить участие отдельных образований в том или ином виде деятельности, но также может быть использовано для создания объективных методов диагностики различных заболеваний мозга человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я.А., Вайтулевич С. Ф. Слуховые вызванные потенциалы человека и локализация источника звука. С.-Петербург,"Наука", 1992, 136 с.
  2. А.Д., Аннарауд Д. К., Ефименкова H.A., Полонский Ю. З., Усов В. В. Програмное обеспечение стереотаксических операций. Кибернетический подход к биологическим системам. М. JT., 1976. -С. 76−52.
  3. А.Д. Стереотаксический аппарат для. введения долгосрочных множественных электродов. // Физиология человека. 1977. 3, N 5. — С. 372.
  4. А.Д., Камбарова Д. К., Полонский Ю. З. Стереотаксическое наведение. М., 1985. 154 с.
  5. П.К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968. 548с.
  6. А.К., Батуев A.C. Некоторые методологические аспекты структурно-функциональной организации деятельности мозга. В кн.: Некоторые философские вопросы современного естествознания. Л., Изд-во ЛГУ, 1973, вып. 1, — С. 123 — 136.
  7. Л.О., Заваденко H.H., Успенская Т. Ю. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева.1993. Т 1, N 3. — С. 75−90.
  8. A.C., Таиров О. П. Мозг и организация движений. Л., Наука, 1978 240 с.
  9. A.C., Куликов Г. А. Нейрофизиологические механизма акустической сигнализации. // Физиология человека. 1979. Т. 5, N 3. — С. 899 — 912.
  10. A.C. Высшие интегративные системы мозга. Л. Наука, 1981.- 345 с.
  11. A.C., Куликов Г. А., Васильева JI. А., Соколова H.H., Клименко В. Ю. «Ключевые» сигналы, гетеросенсорное взаимодействие и поведение. // Сенсорные системы. Л., 1983. -С. 36−58.
  12. Т.Г., Дубровинская Н. Я., Фарбер Д. А. Сенсорные механизмы развития мозга. JT.: Наука, 1977. 175с.
  13. Н.П., Грачев К. В., Орлова А. Н., Яцук C.JI. Использование множественных электродов, вживленных в подкорковые образования головного мозга человека для лечения гиперкинеза. // Жур. невропатологии и психиатрии. 1963. Т. 1, N 1. — С. 3−8.
  14. Н.П., Здоровый и больной мозг человека. JI. Наука. 1980. 286 с.
  15. Н.П., Гоголицин Ю. Д., Кропотов Ю. Д., Медведев C.B. Нейрофизиологические механизмы мышления: отражение мыслительной деятельности в импульсной активности нейронов. JI.: Наука., 1985. 272 с.
  16. JI.C., Сороко С. И., Шеповальников А. И. Особенности статистической структуры взаимодействия основных компонентов ЭЭГ у детей школьного возраста. // Физиология человека. 1998. -Т. 24, N 1. С. 5−15.
  17. Ю.Л., Кропотов Ю. Д. Исследование частоты разрядов нейронов мозга человека. Л.: Наука, 1983. 124 с.
  18. Горбачевская Н. Л, Кожушко Л. Ф. Динамика формирования ЭЭГ у мальчиков и девочек школьного возраста (по данным 9-летнего наблюдения). // Журнал Невропатологии и Психиатрии им. С. С. Корсакова. 1990, N 8. — С. 75.
  19. Горбачевская H. J1., Заваденко H.H., Якупова Л. П., Сорокин A.B., Суворинова Н. Ю., Григорьева Н. В., Соколова Т. В. Электроэнцевалографическое исследование детской гиперактивности. // Физиология человека. 1996. — Т. 22, N 5.- С. 49−55.
  20. A.C., Динамика частотных составляющих альфа-диапазона ЭЭГ у детей 9−10 лет в условиях релаксации. // Физиология человека.- 1996. Т. 22, N 5. — С. 45.
  21. В.В., Боровикова В. Н. Медленные неэлектрические процессы в оценке функционального состояния мозга человека. Л., 1982. -172 с.
  22. В.А., Полякова М. В. Метод регистрации вызванных потенциалов мозга в кн:Методы исследований в психофизиологии. С.-Петербург, издательство С.-Петербургского университета. 1994. С. 46−80.
  23. В.В., Конторов Д. С. Проблемы системологии. М., 1976. -296 с.
  24. A.M. Мозговые механизмы оценки сигналов.М., Медицина: 1976. 263 с.
  25. A.M., Стрелец В. В., Корсаков И. А. Информационные прцессы мозга и психическая деятельность М., 1984. 201 с.
  26. И.Е., Ветошеева В. И. Современные представления о психофизиологической значимости Р300. // Физиология человека. 1988. Т 14, N 2. — С. 314−323.
  27. Э.А., Арзуманов Ю. Л., 1972. Влияние мотивации на условный медленный отрицательный потенциал коры головного мозга человека.- ДАН СССР. 1972.- Т. 203. С. 1429 — 1432.
  28. Э.А. Восприятие и эмоции. М., Медицина., 1977.- 310 с.
  29. Ю.Д. Мозговая организация восприятия и памяти: гипотеза программирования действий. // Физиология человека. 1989. Т.15, N 3, С. 19.
  30. Ю.Д., Пономарев В. А. Нейрофизиология целенаправленной деятельности. Л. Наука, 1993. 130 с.
  31. Ю.Д. Роль стриатума в селекции действий. // Физиологический журнал, 1997. Т. 83, N 1. С 45−48.
  32. И.П., ' Фишман М.Н., Мачинская Р. И. Исследование нейрофизиологических механизмов задержки психического развития у детей. Структурный анализ ЭЭГ. // Физиология человека. 1998. Т. 24, N 1. — С. 16−20.
  33. А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 374 с.
  34. Ю.С. Нервные болезни М.: Медицина, 1988. С. 310.
  35. М.Д. Лекарственные средства: Пособие по фармакотерапии для врачей: В 2 ч., 1993, ч1 стр. 83 Вильнюс.
  36. Г. В., Ромасенко В. А. Нервные и психические болезни с основами медицинской психологии. М., «Медицина», 1976. С. 300.
  37. И.П. Полное собрание трудов., З.М. Л., 1949. — 603 с.
  38. А.Ю. Адаптированный вариант методики Векслера (ЮБС), М., 1973. 80 с.
  39. В. А. Вызванные реакции нейронных популяций мозга человека на стимулы с различной интенсивностью и смысловой значимостью: Автореф. дис. канд. биол. наук. Л., 1987. 16с.
  40. Т.Н., Смирнов В. М. Электрофизиологические корреляты внимания. В кн.: Нейрофизиологические механизмы внимания. М., Изд-во МГУ, 1979. — С. 173 — 186.
  41. Э.М. Вызванные потенциалы в психологии и психофизиологии. М.,"Наука", 1979. С. 213 — 216.
  42. E.H. Высшая нервная деятельность: Ориентировочный рефлекс. Обзор работ по физиологии. 1963. Т 25. — С. 545−580.
  43. E.H. Принцип векторного кодирования в психофизиологии. Вест. Моск. Ун-та. Сер 14. // Психофизиология. 1995. N 4. -С.З.
  44. Н.В. Биологические мотивации. М., 1971. 272 с.
  45. Н.В., Системные механизмы мотивации. М., 197 9. 200 с.
  46. Н.Ф., Таиров О. П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. J1.: Наука, 1985. С. 7−20.
  47. Н.Ф., Шаповалова К. Б. Неостриатум и инструментальное поведение. // Физиол. журн. СССР. 1986. Т. 72. — С. 13 371 356.
  48. A.A. Доминанта (1923). Л., 1966. 234 с.
  49. Д. А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности). // Физиология человека. 1991. Т.17. N 5. -С. 17.
  50. Д. А., Вильдавский В. Ю. Гетерогенность и возрастная динамика альфа-ритма электроэнцефалограммы. // Физиология человека. 1996. Т. 22, N 5. — С. 5−12.
  51. Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера (WISC), С.- Петербург, 1994. 35 с.
  52. Ч. Вызванные потенциалы мозга в норме и патологии. М., 1975. 314 с.
  53. К. Б. Современные представления о нейроморфологии и нейрохимии холинергической системы стриатума и ее роли в регуляции движения. // Журнал высшей нервной деятельности, 1996. Т. 46. 656 с.
  54. А.Н., Цицерошин М. Н., Погосян А. А. О некоторых принципах интеграции биоэлектрической активности пространственно-распределенных отделов неокртекса в целостную динамическую систему. // Физиология человека. 1995. Т. 21, N 5. — С.36.
  55. О., Niemi P., Nyrke Т., & Tuhkanen J.M. Event-related brain potentials and the perception of a phonetic continuum. // Biological Psychology. 1987. Vol. 24, N. 3. C. 197−207.
  56. Ackerman P.Т., Dykman R.A., Oglesby D.M., Newton J.E. EEG power spectra of children with dyslexia, slow learning, and normally reading children with ADD during verbal processing. // Journal of Learning Disabilities. 1994. Vol. 27, N 5. — P. 619.
  57. Ackerman P.Т., Dykman R.A., Oglesby D.M., Newton J.E. EEG power spectra of disphonetic and nondysphonetic poor reader. // Brain Languag. 1995. Vol. 49, N 3. — P. 140.
  58. C., Richer F., Achim A., & Saint-Hillaire J. M. Human intrecerebral potentials associated with target, novel an domitted auditory stimuli. // Brain Topography. 1989. Vol. 1, N.' 4. — P. 237−245.
  59. Albert M.L., Feldman R.G., Willis A.L. The subcortical dementia of supranuclear palsy. // J. Neurol. Neurosurg. Psychiatry. 1974. Vol. 37, N. 1. — P. 121
  60. Alexander G. E., DeLong M. R. Strick P. L. Parallel organisation of functionally segregated circuits linking basal ganglia and cortex. // Ann. Rev. Neuroscienci. 1986. Vol. 9, N 4. — P. 357−381.
  61. K., Paavilainen P., Reinikainen K., Sams M., & Naatanen R. Separability of different negative components associated with auditory stimulus processing. // Psychiphysiology. 1986. Vol. 23, N 8. — P. 613−624.
  62. Alho K. Cerebral generetors of mismatch negativity (MMN) and its magnetic counterpart (MMNm) elicited by sound changes. // Ear and Hearing. 1995. Vol. 16, N 1. — P. 38−50.
  63. K., Winkler I., Escera C., Huotilainen M., Virtanen J., Jaaskelainen I. P., Pekkonen E., Ilmoniemi R. // Psychophysiology. 1998. Vol. 35, N 2. — P. 199−211.
  64. Barkley R. A., Grodzinsky G., DuPaul G. J. Frontal lobe functions in attention deficit disorder with and without hyperactivity: a review and research report. // Journal of Abnormal Child Psychology. 1992. Vol. 20, N 2. — P 163−88.
  65. Barkley R. A. Taking charge of ADHD., The Guilford Press, New York. 1995. 480 p.
  66. P., Halgren E., Heite G., & Clarke J. M. Intracerebral potentials to rare and distractor auditory and visual stimuli. III. Frontal cortex. // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1995. Vol. 82, N 4. -P. 356−368.
  67. Buttross S. Disorders of attention and vigilance. // Seminars in Neurology. 1988. Vol. 1. — P. 97−107.
  68. Caine S. Barak. Cocaine abuse: hard knoks for the dopamine hypothesis? // Nature Neuroscience. 1998. Vol. 1, N 1. — P. 90−93.
  69. Carpenter, M.B. Interconnections between the corpus striatum and brain stem nuclei. In: The basal ganglia: structure and function. Proc. Symp. 29th Int.Congr.Union.Physiol.Sci. 1984. -P. 1−68.
  70. Castellanos FX, Toward a Pathophysiology of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder. Clinical Pediatrics.
  71. Westminster Publications, Inc., 708 Glen Cove Avenue, Glen Head, NY 11 545, U.S.A. 1997. P. 381−393.
  72. Castellanos F. X, The psychobiology of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorders. Hab=ndbook of Disruptive Behavior Disorders, edited by Quay and Hogan. Plenum Press, New York, 1998. P 179−198.
  73. Chevalier G., Deniau, J.M. Disinhibition as a basic process in the expression of striatal functions. // TINS. 1990. Vol. 13, N 7. P. 261−273
  74. Colby C. L. The neuroanatomy and neurophysiology of attention. // Journal of of Child Neurology. 1991. Vol. 6, N 2. P. 88 118 .
  75. Chelune G.J., Ferguson W., Koon, R., &Dicckey, T. 0. Frontal lobe disinhibition in attention deficit disorder. // Child Psychiatry and Human Development. 1986. Vol. 16, N. 3. P. 221−234.
  76. C.R., Geffen G.M., & Geffen L.B. Catecholamines and attention II: Pharmacological studies in normal humans. // Neuroscience and Biobehavioral Research. 1987. Vol. 2, N 5. -P. 353−364.
  77. Coming D.E., Coming B.G. A controlled study of Tourette syndrome. I. Attention deficit disorder, learning disorders and scholl problems. // American Journal of the Human Genetics, 1987. Vol. 47, N 12. — P. 701−741.
  78. Csepe V., Karmos G., Molnar M. Subcortical evoked potential correlates of early information processing: Mismatch negativity in cats. In E. Basar & T. H. Bullock (Eds), Springer series in br-ain dynamics Berlin: Springer Verlag. 1989. N 2. P. 278 289) .
  79. Csepe V. On the origin and development of the mismatch negativity. // Ear and Hearing. 1995. Vol. 16, N 1. — P. 90 103.
  80. Cummings J.L. Vascular subcortical dementias: clinical aspects. // Dementia. 1994. Vol. 5, N 3−4. P. 177−180
  81. Deecke L., Grozinger B., Kornhuber. H.H. Voluntary fingers movement in man: Cerebral potentials and theory. Biological Cybernetics. 1976. Vol. 23. — P.99.
  82. De Jong R., Coles M.G.H., Logan C.D. & Gratten G.). In search of the point of no return: the control of response processes. // Journal of the Experimental Psychology: Human Perception and Perphorming. 1990. Vol. 16, N 2. P. 164−182.
  83. A.J., & Antelman, S.M. Sensitization to amphetamine and stress may involve nucleus accumbens and medial frontal cortex. // Brain Research. 1979. Vol. 176, N 7. — P. 412−416.
  84. Eimer M. Effects of attention and stimulus probability on ERPsin a Go/Nogo task. // Biological Psychology. 1993. Vol. 35, N 2. P. 123−138.
  85. C., Alho K., Winkler I., & Naatanen R. Neural mechanisms of involuntary attention switching to novelty and change in the acoustic environment. 1997. Manuscript submitted for publication.
  86. Evarts E.V., Shinoda, Y., & Wise, S.P. Neurophysiological approaches to higher brain functions. New York: Wiley. 1984.
  87. Falkensteine M., Koshlykova N.A., Kiroj V.N., Hoormann J., Hohnsbein J. Late ERP components in visual and auditory GO/NOGO tasks. // Electroencephalography and Clinical Neurophisiology, 1995. Vol. 96, N 1. — P. 36−42.
  88. J.M., & Hillyard S.A. Event-related potentials, ERPs, to interraptions of steady rhythm. // Psychophysiology. 1981. -Vol. 18, N 2. P. 322−330.
  89. Games H. Satterfield, Anne M. Schell, and Thomas Nicolas. Preferential neural processing of attended stimulai in attention-deficit hyperactivity disoder and normal boys. // Psychophysiology. 1994. Vol. 31, N 1. — P. 1−10.
  90. Gemba H. and Sasaki K. Potential related to go/no-go hand movement task with color discrimination in human. // Neurosci. Lett. 1989. Vol. 101. N 1. P. 263−268.
  91. Giard M.-H., Perrin F., Pernier J., Bouchet P. Brain generators implicated in processing of auditory stimulus deviance: a topogrophic event-related potential study. // Psychophysiology. 1990. Vol. 27, N 4. — P. 627−640.
  92. Go-lcLman P. S., & Nauta W.J.H. An intricately petterned prefrontocaudate projection in the resus monkey. // Journal of Comparative Neurology. 1977. Vol. 171, N. 3. — P. 369−386.
  93. E., Squires N.K., Wilson C.I., Rohrbaugh J.W., Babb T.L., & Crandall P.H. Endogenouse potentials generated in hippocampal formation and amigdala by infrequent events. // Science. 1980. Vol. 210, N 11. — P. 703−705.
  94. Halliday A.M., Evoked Potential in Clinical Testing. Churchill Livingston, Edinburg. 1982. 450 p.
  95. Hari R., Rif J., Tiihonen J., & Sams M. Neuromagnetic micmatch fields to single and paried tones. // Electroencephalography and Clinikal Neurophysiology. 1992. Vol. 82, N. 1. — P. 152
  96. K.M., Shwartz H.D., & Watson R.T. Hypoarousal in patients with neglet syndrome and emotional indifference. // Neurology. 1978. Vol. 28, N 2. — P. 229−232.
  97. K.M., & Van Den Abell T. Right hemisphere dominance for attention: The mechanism underlying hemispheric asymetries of inattention (neglet). // Neurology. 1980. Vol. 6, N 1. — P. 76−81.
  98. Heilman. K. M, Voeller K.K.S., & Nadeau S.E. A possible pathophysiological substrat of attention deficit hyperactivity disorder. // Journal of Child neurology. 1991. Vol. 6, N 1. -P. 76-S81.
  99. Hikosaka 0., Sakamoto M., and Sadanari U. Functional properties of monkey caudate neurons. 1. Activities related to saccadic eye movements. // Journal of Neurophysiology. 1989. Vol. 61, N 11. — P. 780.
  100. S.A., Courchesne E., Krausz H.I., & Picton T.W. Skalp topography of the P3 wave in different auditory decision tasks. In: W.C. McCallum and J.R. Knott (Eds.), The Responsive Braine. John Wright and Sons, Bristol. 1973. P. 81−87.
  101. Hillyard Eric Courchesne, Howard I. Krausz and Terence W. Picton Scalp Topography of the P3 Wave in Different Auditory Decision Tasks. The Responsive Brain. Bristol: John Wright and Sons Limited. 1976. P. 81−86.
  102. Hillyard S.A. and Picton T.W. (1979). Cognitive Components in Cerebral Event-Related Potentials and Selective Attention (Desmedt, J., ed.). // Progress in Clinical Neurophysiology., 1. Vol.6. P. 1−50.
  103. S.A., Kutas M. // Annu. Rev. Psychol. 1983. Vol. 34, N 1. P. 33−61.
  104. S.A. // TINS. 1985. Vol 38, N 5. P. 400−405.
  105. R.D., Minderra R., & Cohen D.J. Clonidin benefits children with attention deficit and hyperactivity. // Journal of American Academy of Child and Adolscent Psychiatry. 1985. Vol. 24. N 10. P. 619−629.
  106. M., Ilmoniemi R.J., Lavikainen J., Tiitinen H., Alho K., Sinkkonen J., Knuutila J., & Naatanen R. Interaction between representations of different features of auditory sensory memory. // NeuroReport. 1993. Vol. 45, N 12. — P. 12.79−1281.
  107. G.W., Hern K.L., Novey E.S., Eliopolus D., Marshall R., Gonzalez J.J., & Voeller K.K. Attention-deficit hyperactivity disirder (ADHD) and assymmetry of caudate nucleus. // Journal-of Child Neurology. 1990. Vol 3, N 1. — P. 35−39.
  108. G.W., Hern K.L., Voeller K.K., & Marshall R.M. Neurobiologikal basis of attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD). // School Psychology Review. 1991. Vol. 20, N 1. — P. 174−186.
  109. E., & Inoue K. Effects of practice on the P300 in a GO/NoGo task. // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1990. Vol. 76, N 2. — P. 249−257.
  110. Johnson R.Jr. Auditory and visual P300s in temporal lobectomy patients: Evidence for modality-dependent generators. // Psychophysiology. 1989. Vol. 22, N 5. — P. 497−507.
  111. Jones E.G., Coulter J.D., Burton H., Porter R. Cells of origin and terminal distribution of corticostriatal fibers arising in the sensory-motor cortex of mankeys. // J. Comp. Neurol. 1977. Vol. 173, N 1. — P. 53−61.
  112. L., Martz M.J., & Mordkoff A.M. Motor performance and ce’nsory-evoked potentials. // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1970. Vol. 28, N 3. — P. 307−313.
  113. Keselman H.J., Rogan J.C. Repeated measures F test and psychophysiological research: Controlling the number of false positives. // Psychophysiology. 1980. Vol.17, N 4. — P. 499 503.
  114. King R.A., Noshpitz J.D. Pathways of growth. // Essential of child psychiatry. New York. 1991. N. 2. — P. 318−375.
  115. Kl’inke R., Fruhstorfer H. and Finkenzellar P. Evoked responses as a function of external and stored information. // // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1968. Vol. 25, N 1. P. 119−122.
  116. Klorman R. Cognitive event-related potentials in attention deficit disorder. // Journal of Learning Disabilities. 1991. -Vol. 24, N 3. P. 130.
  117. Knigt R.T. Decreased response to novel stimuli after prefrontal lision in man. // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1984. Vol. 59, N 1. — P. 9−20.
  118. R.T., Scabini D., Woods D.L., & Clayworth C. (1989). Contribution of temporal-paraetal junction to the human auditory P3. Brain Research, 502, 109−116.
  119. Knight R. T. Contribution of human hippocampal region to novelty detection. // Nature. 1996. Vol. 383, N. 2. — P. 256 259.
  120. Kraus N., McGee T. Mismatch negativity in the assesment of auditory function. // Americal Journal of Audiology. 1994. Vol. 3, N 1. P. 139−151.
  121. Krause N., McGee T., Carrell T., King C., Littman T., &Nicol T. Discrimination of speech-like contrasts in the auditory thalamus and cortex. // Journal of The Acoustical Siciety of America. 1994. Vol. 96, N. 3. — P. 2758−2768.
  122. Krause N., McGee T., Carrell T., King C., & Tremblay K. Central auditory sistem plasticity associated with speechdiscrimination learning. // Journal of Cognitive Neuroscience. 1995. Vol. 7, N 1. — P. 27−34
  123. A., Poustka F. (1991). Differential Diagnostic und Therapiefolg biem hyperkinestishen Syndrom. Kinder-Jugend-Psychiatr., 19, 13−49.
  124. Le-vanen S., Hari R., McEvoy L., & Sams M. Resoponses of the human auditory cortex to changes in one versus two stimulus features. // Experemental Brain Research. 1993. Vol. 97, N 1. — P. 177−183.
  125. Levanen S., Ahonen A., Hari R., McEvoy L., & Sams M. Deviant auditory stimuli activate human left and right auditory cortex differently. // Cerebral Cortex. 1996. Vol. 6, N 3. — P. 288 298.
  126. S., & Sams M. Disrupting auditory change detection: Chopin in superior to white noise. // Psychophysiology. 1997. -Vol. 34, N 2. P. 259−265.
  127. Levy F. The dopamin teory of attention defocit hyperactivity disorder (ADHD). // Australian and New Zeland Journal of Psichiatry. 1991. Vol. 25, N. 3. — P. 277−283.
  128. J.D., Roeder S., Oakey M.T., Arthur D.B., Aine C.J., George J.S., & Flynn E.R. Localisation of generators of the magnetic P3. In S. Williamson, M. Hoke, G. Stroink, & M. Kotani (Eds), Advances in biomagnetism New York: Plenum. 1990. P. 229−238.
  129. Loveless N.E. The orienting response and evoked potentials in man. In D. Siddle (Eds.), Orienting and habituation: Perspectives in Human researcg. New York. 1983. P. 71−108.
  130. Loveless, N.E. Potentials evoked by temporal deviance. // Biological Psychology. 1986. Vol. 22, N 1. — P. 149−167.
  131. Lou H.C., Henriksen L., Bruchn P., Borner H., & Nielsen J.B. Striatal disfunction in attention deficit and hyperkinetic disorder. // Archives of Neurology. 1989. Vol. 46, N 1. — P. 48−52 .
  132. Luria A. Higher cortical functions in man. New York: Basic Books. 1980. 230 p.
  133. W., Elbert T., & Rockstroh B. A brief tutorial on the implications of volume conduction for the interpritation of the EEG. // Journal og Psychophysiology. 1987. Vol. 1, N 1. -P. 81−89.
  134. J., Salmelin R., Kotila M., & Hari R. Neuromagnetic correlates of memory disturbunce caused by infarction in anterior thelamus. Society for Neuroscience Abstracts. 1994. -P. 67.
  135. C.A., Lubar J.F., Zimmerman A.W., Miller C.A., & Muenchen, R.A. Quantative analysis of EEG in boys with attention-defocit-hyperactivity disorder: Controlled study with clinikal implications. // Pediatric Neurology. 1992. Vol. 8, N 1. — P. 30−36.
  136. G.H., & Hynd G.W. Right hemisphere deficit syndrome: Similarities with subtipes of children with attention deficit disorder (ADD). Paper prezented at the 20th convention of the Internetional Neuropsychological Society, San Diego. 1992. P. 89.
  137. Mattes J.A. The role of frontal lobe dysfunction in childhood hyperkinesis. // Comprehensive Psychiatry. 1980. Vol. 21, N. 2. — P. 358−369.
  138. A., & Ullsperger P. The P300 to novel and target events: A spatio-temporal dipole model analasis. // NeuroReport, 1995. Vol. 7, N. 2. — P. 241−245.
  139. McCallum W.C. 1988. Human Event-Related Potentials. EEG Handbook), T.W. Picton (Ed.). Publishers B.V. Elsevier Science. 1988. revised series, Vol.3. 300 p.
  140. McKenna P.J. Basal ganglia disfunction in schizophrenia? In: Function and disfunction in the basal ganglia. N. Y. Pergamon Press. 1992. 280 p.
  141. Naatanen R., Gaillard A.W.K., & Mantysalo S. Early selectiveattention effects on the evoked potential reinterpreted. // Acta Psychologika. 1978. Vol. 42, N 2. — P. 313−329.
  142. Naatanen R. and Gaillard A.W.K. The N2 deflection of ERP and the orienting reflex. In A. W. K. Gaillard & W. Ritter (Eds.), EEG correlates of information processing: Theoretical issues. Amsterdam: North Holland. 1983. P. 119−141
  143. R., Paavilainen P., Alho K., Reinikainen K., & Sams M. Inter-stimulus interval and the missmatch negativity. In C. Barber & T. Blum (Eds.). // Evoked potentials. 1987. Vol. 3, N 3. — P. 392−397.
  144. R., Paavilainen P., Alho K., Reinikainen K., & Sams M. Do event-related potentials reveal the mechanism of the auditory sensory memory in the human brain? // Neuroscience Letters. 1989. Vol. 98, N 2. — P. 217−221.
  145. R., Paavilainen P., & Reinikainen K. Do event-related potentials to infrequent decrements in duration of auditory stimuli demonstrate a memory trace in man? // Neuroscience Letters. 1989. Vol. 107, N 4. — P. 347−352.
  146. Njiokiktjien Ch., Sonneville L. Differential diagnisis and treatment of attention deficit disorder. In: A. Benton, H. Levin, G. Moretti, D. Riva (Eds), Venezia. // Developmental neuropysiology. 1991. N 2. — P. 128−158.
  147. H., Roth W.T., & Pfefferbaum A. Event-related potentialsto breaks in sequences of alternating pithes or interstimulus intervals. // Psychophysiology. 1988. Vol. 25, N. 2. — P. 249−268.
  148. Novak G., Ritter W., Vaughan H.G.Jr., & Wiznitzer M.L. Differentiation of negative event-ralated potentials in an auditory discrimination task. // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1990. Vol. 75, N. 2. — P. 255−275.
  149. Ogden J.A. Anterior-posterior interhemispheric differences in the loci of lesions producting vigual hemineglet. // Brain and Cognition. 1985. N 4. P. — 59−75.
  150. P., Karlsson M.L., Reinikainen K., & Naatanen R. Mismatch negativity to chenge in spatial location of an auditory stimulus. // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1989. Vol. 73, N 1. — P. 129−141.
  151. Paller K. A., Zola-Morgan S., Squire L.R., & Hilliard S.A. PS-like braine waves in normal monkeys and monkeys with medial temporal lesions. // Behavioral Neuroscience. 1988. Vol. 102, N. 12. 714−725.
  152. Parasuraman R. The psichobiology of sustained attention. In J.S. Warm (Ed.), Sustained attention in human performans London: Wiley. 1984. P. 61−101.
  153. Perrin F., Pernier F., Bertrand 0. and Echallier J.F. Spherical splines for scalp potential and current density mapping. // Electroenceph. clin. Neurophysiol. 1987. Vol. 66, N 1. — P. 75−81.
  154. Pfefferbaum A., Ford J. M, Weller B.J., Kopell B.S. ERPs to response production and inhibition. // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1985. Vol. 60, N 4. — P. 423 434.
  155. A., & Ford J.M. ERPs to stimuli requiring response production and inhibition: effects of age, probability and visual noise. // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1988. Vol. 71, N. 1. — P. 55−63.
  156. Picton T.W. and Hillyard S.A. Human auditory evoked potentials.II.Effects of attention. // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1974. Vol. 36, N. 1. — P. 191 199.
  157. Picton T.W., and Hillyard S.A., Human Event-Related Potentials. EEG Handbook T.W. Picton (Ed.). Elsevier Science Publishers
  158. B.V. (Biomedical Division). 1988. revised series, Vol.3. P. 321.
  159. Picton T. W. The P300 from amnesic patients with bilateral hippocampal lesions. // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1992. Vol. 9, N. 4. — P. 456−479.
  160. J.R., & Squire L.R. P300 from amnestic patiants with bilateral hippocampal lesions. // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1993. Vol. 86, N. 4. — P. 408−417.
  161. Pontius A.A. Disfunction patterns analogous to frontal lobe system and caudate nucleus sindromes in some groupes of minimal brain disfunction. // Journal of Americal Madikal Women’s Association. 1973. Vol. 28, N. 3. — 285−292.
  162. Posner M.I., Inhoff, A. W., & Fredrich, F. S. Isolating attentional systems: A cognitive anatomikal analysise. // Psychobiology. 1987. — Vol. 15, N 1. — P. 107−121.
  163. Posner M.I., Raichel M.E. Images of mind. Scientific American library. 1994. 257 p.
  164. Requin J. Looking forvard to moving soon: Ante factum selective processes in motor control. In M.I. Pozner & O.S.M. Marin (Eds.), Attention and performance Hillsdale, NJ: lawrence Erlbaum Associates. 1985. N. 11. — P. 147−167.
  165. Ritter W., Vaughan H.G. and Costa L.D. Orienting and habituation to auditory stimuli: a study of short term chenges in average evoced responses. // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1968. Vol. 25, N. 5. — P. 550−556.
  166. Roberts L.E., Rau H., Lutzenberger W., Birbaumer N. Mapping P300 onto inhibition: GO/NOGO discrimination. // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1994.1. Vol. 92, N. 1. P. 44−55.
  167. Rolls E.T., Thorpe S.J. and Maddison S.P. Responses of striatal neurons in the behaving monkey. I. Head of the caudate nucleus. // Behavioral Brain Research. 1983. N. 7. — P. 179.
  168. Ro.sha B.A., Fumagalli F., Gainetdinov R.R., Jones S.R., Ator R., Giros B., Miller G.W., Caron M.G. Cocaine self-administration in dopamine-trensporter knockout mice. // Nature Neuroscience. 1998. Vol. 1, N 1. — P. 132−138.
  169. Ruchkin D.S.- Jonson R.Jr., Howard L. Canoune, Wolter Ritter, and Muriel Hammer. Multiple sources of P3b Associated with Different Types of information. // Psychophysiology. 1990. -Vol. 27, N. 1. P. 157−176.
  170. Rueckert L., Levy J. Further evidence that the callosum is involved in sustaining attention. // Neuropsychologia. 1996. -Vol. 34, N. 9. P. 927−35.
  171. M., Paavilainen P., Alho K., & Naatanen R. Auditory frequency discrimination and event-related potentials. // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1985. -Vol. 62, N. 4. P. 437−448.
  172. Sams M., Aulanko R., Alantonen 0., & Naatanen R. Event-related potentials to infrequent changes in synthesized phonetic stimuli. // Jornal of Cognitive Neuroscience. 1990. Vol. 2, N. 3. — P. 344−357.
  173. Sano M., Marder K., and Doonief G. Basal ganglia diseases. In: B.S. Fogel, R.B.Schiffer and S.M. Rao (Eds.) Neuropsychiatry., Williams and Wilkins, London. 1996. P. 805−825.
  174. Satterfield J.H., Schell A.M., Backs R.W., Hidaka K.C. A cross-sectional and longitudinal study of age affects of electrophysiological measures in hiperactive and normal children. // Biologikal Psychiatry. 1987. Vol. 19, N 7. — P. 973.
  175. Satterfield J.H., Schell A.M., Nicholas T. Preferential neural processing of attended stimuli in attention-deficit hyperactivity disorder and normal boys. // Psychophysiology. 1994. Vol. 31, N. 1. — P. 1−10.
  176. E.A., & Hynd G.W. Attentional control systems and the attention deficit disorders. // Learning and Individual differences. 1989. Vol. 14, N. 4. 423−449.
  177. L.D., & Goldman-Rakic P.S. Topographic intermingling of striatonigral and striatopallidal neurons in the resus monkey. // Journal of Comparative Neurology. 1990. Vol. 297, N. 3. -P. 359−376.
  178. Schneider W. and Shiffrin R.M. Controlled and automatic human information processing. I. Detection, search and attention. // Psychology. Rev. 1977. Vol. 84, N. 1. — P. 1−66.
  179. Schroger E. Event-related potentials to auditory stimuli following transient shifts of spatial attention in a Go/Nogo task. // Biological Psychology. 1993. Vol. 36, N. 3. — P. 183−207.
  180. Simson R., Vaughan Jr.H.G., & Ritter W. The scalp topography of potentials in auditory and visual go-nogo tasks. //
  181. Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1977. Vol. 43, N 8. P. 864−875.
  182. Singer H.S., Schuerholz L.J., Denckla M.B. Learning difficulties in children with Tourette syndrome. // Journal of Child Neurology. 1995. Vol. 10, N. 1. — P. 58−61.
  183. Shaywitz S.E., Shaywitz B.A. Attention deficit disorder: current perspectives. // Pediatrical Neurology. 1987. Vol. 3, N. 1. — P. 129−135.
  184. Squires K.C., Squires N.K. And Hillyard S.A. (1975). Vertex evoked potentials in a rating scale detection task: Relation to signal brobability. Behavioral Biology., 13, 21−34.
  185. Skinner J.E. And Yingling C.D. in Attention, Voluntary Contraction and Event-Related cerebral Potentials. // Prog. Clin. Neurophysiol. (Desmedt, J. E., ed.). 1977. P. 30−69.
  186. Smith A.D., Bolam J.P., The neural network of the basal ganglia as revealed by the study of synaptic connections of identified neurons. // TINS. 1990. Vol. 13, N. 7. — P. 259−265.
  187. J.M., Halgren E., & Moreno K.A. Endogenouse potentials after anterior temporel lobectomy. // Neuropsychologya. 1987. Vol. 25, N. 5. — P. 549−557.
  188. Stein A.B., Szumowski E., Blondis T. A., Roizen N. J. Adaptive skills dysfunction in ADD and ADHD children Adaptive functioning was examined in children with Attention Deficit. // J Child Psychol Psychiatry. 1995. — Vol. 36, N. 4. — P. 663−70
  189. Sutton S., Braren M., Zubin J., And John E.R. Evoked potential correlates of stimulus uncertainty. // Science. 1965. Vol. 150, N. 8. — P. 1187−1188.
  190. Suffin S.C., Emory W.H. Neurometric subgroups in attentionaland affective disorders and their association with pharnmatotherapeutic outcome. // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1995. Vol. 26, N. 1. — P. 76
  191. Swanson J.M. School-based assessments and intervetions for ADD students. K.C. Publishing, Irvine. 1992. 200 p.
  192. Talairach Tournoux P. Co-Planer Stereotaxis Atlas of the Human Brain, Thieme Medial Publishers, NY. 1988. 600 p.
  193. Tarkka I.M., Stokic D.S., Basile L.F.H., & Papanikolou A.C. Electric Source localisation of the auditory P300 agrees with magnetic source localisation. // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1995. Vol. 96, N. 5. — P. 538−545.
  194. C.D., Karhu J., & Tissari S. Non-invasive detection of neuronal population activity in human hippocampus. // Cognitive Brain Research. 1996. N 4. — P. 39−48.
  195. H., Alho K., Huotilainen M., Ilmoniemi R. J., Simola J., & Naatanen' R. Tonotopic auditory cortex and the magnetoencephalographic (MEG) equivalent of the mismatch negativity. // Psychophysiology. 1993. Vol. 30, N. 5. — P. 537−540.
  196. D.M., & Williamson P.A. Asymetric neural control systema in human self-regulation. // Psychological Review. 1984. Vol. 91, N. 1. — P. 185−215.
  197. Tucker D.M. Hemishere specialization: A mechanism for unifying anterior and posterior brain regions. In D. Ottoson (Ed.), Duality and unity of the braine: Unified functioning and specialization of the hemisheres. New York: Plenum Press. 1986. 360 p.
  198. Trommer B.L., Hoeppner J.A., Zecker S.G. The go-nogo test in attention deficit disorder is sensitive to methylphenidate. // Journal of Child Neurol. 1991. Vol. 6, N. 1. P. 128−131.
  199. G., & Perani D. The anatomy of unilateral neglet after right-hemisphere stroke lesions: A clinical CT scan correlation study in man. // Neurophychologia. 1986. — Vol. 24, N. 6. — P. 609−622.
  200. Van Hose G.W., Yeterian E.H., Lavizzo-Mourey R. Widespreade corticostriate projections from temporal cortex of the rhesus munkey. // J. Comp. Neurol. 1981. Vol. 199, N. 2. — P. 205 232.
  201. Vaughan H. G- Arezzo Jr. & Arezzo J.C. The neural basis of event-ralated potentials. In human event-ralated potentials. EEG Handbook. T. W. Picton (Ed.) Elsevier Science Publishers B.V. (Biomedical Division). 1988. Vol.3. — P. 45−47- P. 5165.
  202. Velasko M., Velasko F. Subcortical correlates of the somatic, auditory and visual vertex activities in man. II. Referential EEG responses. // Electoencephalography and Clinical Neurophysiology. 1986. Vol. 63, N. 1. — P. 62−67.
  203. Voeler K.K.S. Right-hemisphere deficit sindrome in children. // American Journal of Psychiatry. 1986. Vol. 143, N. 12. — P. 1004−1009.
  204. Voeller K.K.S. Toward a neurobiologic nosology of attention de-ficit hyperactivity disorder. // Journal of Clinical Neurology. 1991. Vol. 6, N. 1. — P. 2−8.
  205. Walter W.G. Slow potential waves in the human brain associated with expectansy, attention and decision. // Archive Psychiat. Nervenkr. 1964. Vol. 206, N. 2. — P. 309−322.
  206. Watson R.T., Valenstein E., Heilman K.M. Thalamic neglect. Possible role of the medial thalamus and nucleus reticularis in behavior. // Arch. Neurol. 1981. Vol. 38, N. 8. — P. 501−506.
  207. A.J., Stamm J.S., Maitinsky S., & Loisielle D.L. Auditory evoked potentials and selective attention in formerly hyperactive adilscent boys. // American Journal of Psycheatry, 1977. Vol. 134, N. 7. — P. 742−747.
  208. A.J., & Rapoport J.L. Neurobyology of attention deficit disorder with hyperactivity: Where have we come in 50 years? // American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 1987. Vol. 26, N. 6. — P. 676−686.
Заполнить форму текущей работой