Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственная политика Российской Федерации в области физической культуры и спорта: 1991-2000 годы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Арвисто М. А., Чесноков А. С. Физическая культура и советский образ жизни. М., 1982; Бальсевич В. К. Олимпийский спорт и физическое воспитание взаимосвязи и диссоциации//Теория и практика физической культуры, № 10, 1996; Виноградов П. А., Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физической культуры и спорта. Пенза, 1995— Спорт, духовные ценности, культура. Выпуск седьмой. Детский спорт. М… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • Раздел II. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
  • Раздел III. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Государственная политика Российской Федерации в области физической культуры и спорта: 1991-2000 годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Физическая культура и спорт, как одна из отраслей социальной сферы, способствуют общему экономическому прогрессу страны, так как направлены на совершенствование личности человека, являются важной отраслью, отвечающей за здоровье людей и обеспечивающей высокоэффективное функционирование трудовых ресурсов.

Сфера физической культуры и спорта являлась гордостью Советского строя, образцом преимущества советского образа жизни. Успехи в области спорта и массовой физкультуры были возможны благодаря мощной финансовой организационной и пропагандистской помощи со стороны государства. Распад СССР и экономические реформы 1990;х гг. больно ударили по спортивной сфере. Была нарушена государственная система поддержки спорта высших достижений, что привело к ослаблению его позиций на мировой арене. Что же касается массовой физкультуры, то гражданам РФ, поставленным реформами на грань выживания, стало просто не до нее. Отсюда резкое ухудшение здоровья населения, увеличение смертности и т. д.

Новые политические и экономические условия диктовали необходимость кардинальных изменений в сфере государственной спортивной политики. Существовавший к началу 1990;х гг. механизм, организационные структуры, формы управления и действующее законодательство в значительной степени устарели и не отвечали новым условиям развития, как массового спорта, так и спорта высших достижений. Практически не были разработаны вопросы правовой регламентации, организации физического воспитания, отсутствовало административно-правовое обеспечение статуса субъектов отношений в этой отрасли. Существующая правовая система не успевала за изменениями, происходящими в реальной жизни. Более того, несовершенное законодательство в ряде случаев служило тормозом наметившихся позитивных процессов. Нормативно-правовые акты (не только административного, но и трудового, финансового, хозяйственного, уголовного права) оставляли нерешенными целый ряд проблемне отвечали потребностям существовавших ранее и постоянно возникающих новых форм и явлений физкультурно-спортивной деятельности (коммерциализация и профессионализация спорта, проблемы допинга и т. п.). Необходимо отметить, что все эти процессы имеют длительный характер и продолжаются и в настоящее время.

По нашему мнению, в значительной мере должен быть изменен подход к решению экономических проблем в управлении спортивной сферой. Необходимо учитывать, что значительная часть средств, вложенных в физическую культуру и спорт, носит характер долгосрочных экономических инвестиций в человека, результаты которых в течение длительного времени может присваивать общество.

Представляется актуальным изучение опыта организации управления спортивной сферой в странах с развитой рыночной экономикой. Сравнительный организационно правовой и социально-экономический анализ проблем государственного руководства, финансирования, спонсорства, статуса спортсмена-профессионала и его социальной защищенности в этих странах и России даст возможность понять природу этих явлений и внутреннюю логику их развития, что, на наш взгляд, поможет избежать негативных моментов в развитии физкультуры и спорта в нашей стране.

Все это предопределило выбор темы, сам характер и направление нашего исследования, в котором сделана попытка обобщить опыт государственной политики в сфере физкультуры и спорта в 1990;е гг., обосновать собственное видение проблем стоящих перед российским спортом и возможность их решения в условиях рыночной экономики.

Степень изученности проблемы. Несмотря на большой объем проработанной научной литературы, состояние разработки рассматриваемой темы вряд ли можно признать удовлетворительным. Главная, на наш взгляд, причина заключается в том, что сам объект исследования — государственная политика в сфере физической культуры и спорта в 1990;е гг. — имеет короткую историю, в течение которой историография поставленного вопроса не успела сложиться в самостоятельное направление исторической науки.

Систематизация и научный анализ литературы по теме диссертации позволили дифференцировать историографию и выделить в ней несколько основополагающих направлений.

Первое направление затрагивает концептуальные аспекты исследуемой проблемы, общетеоретические вопросы государственного управления и права в интересующей нас сфере физической культуры и спорта, а также общесоциальные вопросы развития общества1. Изучением данных проблем еще в советское время занимались В. Н. Уваров, 1978;1980 гг., И. Ш. Чемакин, 1983;1992 гг., Д. Н. Бахрах, 1985 г. и др2. Именно В. Н. Уваров является первым.

1 Атаманчук Г. В. Государственное управление: проблемы методологии правового исследования. М., 1997; Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997; Бачило И. Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. М., 1998; Ефимов В. И. Система государственной власти //Под ред. Мальцева Г. В. М., 1994; Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997; Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв.ред. И. Л. Бачило М., 1998; Мальцев Г. В. и др. Право и политика современной России. М., 1996;

2 Уваров В. Н. Правовые основы физической культуры и спорта. М., 1978; Чемакин И. М. Модификация законодательства о физической культуре, спорте и туризме //Правоведение., № 1., 1984; Чемакин И. М. Правовые проблемы управления физическим воспитанием советских граждан. Свердловск, 1988; Бахрах Д. Н., Чемакин И. М. Правовые основы управления физической культурой. //Теория и практика физической культуры, № 4,1985. о автором учебного пособия по физической культуре для спортивных вузов. Определенный вклад в изучение проблем физической культуры в 1990;е гг. внесли Л. В. Аристова, П. А. Виноградов, С. Э. Воронин, А. Н. Ефименко, С. И. Гуськов, А. В. Гусев, Г. Р. Гостев, А. С. Соколов, Т. З. Холщевникова и др4. Необходимо отметить, что авторы данных работ, в основном юристы и педагоги, практически не уделяли внимание историческим аспектам данной проблемы. В качестве исключения можно выделить докторскую диссертацию И. М. Чемакина, в которой автор определенное место уделяет истории развития государственной политики в сфере физической культуры и спорта в советский период5. К тому же, большей частью, упомянутые исследования относятся к советскому периоду жизни российского общества и не затрагивают те радикальные изменения, которые произошли в политико-экономических и социальных устоях, государственной и общественной жизни страны в последующий период развитияне учитывают они и появление нового законодательства, регулирующего те или иные стороны физического воспитания и спорта.

Второе направление исследований составили работы, посвященные развитию непосредственно физической культуры и спорта6. Авторы этих.

3 Уваров В. Н. Правовые основы физической культуры и спорта. М., 1987; Он же. Руководство физической культурой и спортом в Казахстане. Алма-Ата, 1980.

Виноградов П.А. Нормативно-правовые аспекты развития детско-юношеского спорта в России. Сб. «Молодежь — наука — олимпизм». М., 1998; Воронин С. Э., Филиппов С. С. Организационно-правовые формы физкультурных организаций в современных условиях // Теория и практика физической культуры, № 4, 1999; Гуськов С. И. Государство и спорт. М., 1996; Международный научный конгресс «Физическая культура, спорт, туризм — в новых условиях развития стран СНГ» М., 1999; Соколов А. С. Роль и участие местных органов власти Германии и Франции в развитии физического воспитания и спорта // Теория и практика физической культуры, № 4, 1999; Холщевникова Т. Камо грядеши? // Спорт для всех, № 3−4, 1997; Холщевникова Т. Троянский конь МОКа в России // Спорт для всех, № 2, 1998.

5 Чемакин И. М. Административно-правовые проблемы организации физического воспитания в СССР. Дисс. доктораюрид. наук. Свердловск, 1990.

6 Арвисто М. А., Чесноков А. С. Физическая культура и советский образ жизни. М., 1982; Бальсевич В. К. Олимпийский спорт и физическое воспитание взаимосвязи и диссоциации//Теория и практика физической культуры, № 10, 1996; Виноградов П. А., Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физической культуры и спорта. Пенза, 1995— Спорт, духовные ценности, культура. Выпуск седьмой. Детский спорт. М., 1997; Справочник физкультурного работника / Под ред. И. И. Переверзина и А. В. Царика. М., 1991. работ — бывшие известные спортсмены, крупные чиновники в сфере физической культуры и спорта. В данной связи необходимо отметить, что для части этих авторов особенно болезненными были проходившие изменения в обозначенной сфере общественной жизни начала 1990;х гг., приведшие к утрате отечественным спортом целого ряда ведущих позиций. Отсюда негативное отношение к изменениям, происходящим в отечественном спорте в 1990;е гг. Однако можно выделить и другую исследовательскую парадигму в работах данного направления. Большинство исследователей пытаются объективно разобраться в сильных и слабых сторонах проводившейся государственной политики в сфере физической культуры и спорта, предлагая свои собственные варианты для повышения ее эффективности8.

К третьему направлению относится комплекс исследований посвященных изучению зарубежного опыта развития физической культуры и спорта9. Если до 1991 г. эти исследования носили лишь ознакомительный характер, то в 1990;е гг. зарубежный опыт развития спорта в условиях рыночной экономики приобрел не только сугубо теоретическое, но и вполне практическое значение10.

7 Материалы симпозиума «Физическая культура и спорт в жизни трудящихся». М., 1995; Современная система спортивной подготовки / Под редакцией Ф. П. Суслова, В. Л. Сыча, Б. Н. Шустина. М., 1995.

8 Братановский С. Н. Управление физической культурой и спортом в условиях реформ (Организационно-правовые проблемы). Дис.. доктора юрид. наук. М. 1997; С. 119.Душанин А. П. Государственное управление физической культурой и спортом в Российской Федерации (Организационно-правовые вопросы). Дис.. канд. юрид. наук. М. 2002; Богомолов И. Ф. Организационно-педагогические аспекты обеспечения социально-экономической безопасности государства средствами физической культуры и спорта. Дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 2002.

9 Жарова Л. Б. Методы и формы организации массовой физической культуры в развитых зарубежных странах: Автор, дис. канд.пед.наук. М., 1986; Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986; Кутепов М. Е. Менеджмент в зарубежном спорте. М., 1990; Организация массовой физкультурно-оздоровительной работы в зарубежных странах / Сост. Переверзин И. И. и др. М., 1985; Родиченко B.C. Спортивные соревнования: информация, управление. М., 1978; Роль правительств ведущих капиталистических стран в развитии физической культуры и спорта. М., 1987.

10 Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 1998; Гуськов С. И. Спортивный маркетинг. Киев, 1995; Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта.

Работы, отражающие развитие спортивных средств массовой информации в изучаемый период и их влияние на принятие решений государственными органами в сфере физической культуры и спорта составляют четвертое направление. В советский период всестороннее и глубокое изучение спортивной журналистики практически не стало предметом широкого научного исследования. Отводившаяся спортивным изданиям специфическая роль пропагандиста и агитатора массового физкультурного движения, ограниченность числа изданий и схожесть их между собой делали исследование спортивной журналистики явлением, с научной точки зрения малопривлекательным. Как исключение можно назвать кандидатские диссертации С.И. Орлова11, В.Д. Асаулова12- Е.Ф. Долгополовой13. Положение несколько изменилось в 1990;е гг., когда начал меняться статус спортивной журналистики, когда она стала влиятельной силой в спортивной отрасли страны. В этот период появился целый ряд принципиально новых исследований, в частности, касавшихся спортивной печати14. Особенно на этом фоне выделяются обобщающие труды,.

4.1−2. Челябинск. 1997; Роль и участие местных органов власти в зарубежных странах в развитии физической культуры и спорта. М., 1997; Скидмор М.Дж., Трапп М. К. Американская система государственного управления. Пер. с англ. М., 1993; Скороходов Н. М., Синельникова О. Д. Концепция любительского и профессионального спорта в международном Олимпийском движении // Теория и практика физической культуры. 1996. № 10. С. 26.

11 Орлов С. И. «Зарождение и становление советской спортивной журналистики: к вопросу.

0 типологии изданий". Дисс.. канд. фил. наук. М., 1974.

12 Асаулов В. Д. «Печать как эффективное средство формирования советской системы физического воспитания народа». Дисс.. канд. фил. наук. Киев, 1989.

Долгополова Е.Ф. «Социально-педагогические аспекты пропаганды физической культуры и спорта. Дисс.. канд. пед. наук. Малаховка, 1987.

1 Бедная М. Зимнее отечество // Спортклуб. 1997. № 6. С. 10- Горохов В. Б. Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. М., 1998; Грабельников А. А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996; Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2001; Он же. Журналистика и демократия. М., 2001; Шкондин М. В. Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1996 г.- Стяжкин В. Региональная и локальная периодика. М., 1996; Холщевникова Т. Камо грядеши? // Спорт для всех. 1997. № 3. опубликованные под редакцией мэтра отечественной журналистики, декана факультета журналистики МГУ Я.Н.Засурского15.

Отдельное, пятое направление в исследовании темы составляют материалы научных конференций, в рамках которых, наряду с актуальными вопросами по выработке эффективной государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации активно обсуждались многие животрепещущие для отрасли и для страны в целом проблемы: соотношение профессионального и любительского спорта, будущее детско-юношеского спорта, роль физической культуры в деле укрепления здоровья граждан России и т. д.16.

Проведенный историографический анализ позволил, таким образом, сделать вывод о том, что государственная политика в сфере физической культуры и спорта в 1990;е гг. еще не изучена в должной мере и нуждается в дополнительном, более детальном освещении.

С учетом этого определена цель работы — исследовать основные направления и общественно-экономические последствия политики российского государства в сфере физической культуры и спорта в 1991;2000 гг.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

15 Система средств массовой информации России. Под ред. проф. Я. Н. Засурского. М., 2001; История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 — начало 1990;х гг.). Под ред. проф. Я. Н. Засурского. М., 1996; История новейшей отечественной журналистики (середина 1980;х — 90-е гг.). Под ред. проф. Я. Н. Засурского. М., 1996; Засурский Я. Н. Переход к рынку и кризис прессы // Вестник Московского университета. Серия «Журналистика». 1991. № 3.

16 «Олимпийское движение в XX в.»: Материалы международной конференции. М: «Советский спорт», 2000; «Олимпийское движение и социальные процессы»: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, 1−3 декабря 1999 г. М., 1999; «Правовая база физической культуры и спорта в России»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 5−6 октября 1999 г. Воронеж, 1999; «Совершенствование законодательства в сфере физической культуры и спорта»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 28−30 мая 2001 г. Суздаль — М.: «Советский спорт», 2001; «Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 21−22 июня 2000. Смоленск, 2000.

• обобщить советский опыт государственной политики в сфере физической культуры и спорта и показать ее сильные и слабые стороны;

• осветить эволюцию системы управления физической культурой и спортом в условиях реформ 1990;х гг.;

• исследовать законодательную базу, регламентировавшую деятельность государственных органов в сфере физической культуры и спорта в 1990;е гг.;

• дать анализ управленческо-правовых форм участия государственных органов в развитии физической культуры и спорта в странах с развитой рыночной экономикой;

• показать социальные проблемы развития физкультуры и спорта в России в условиях реформ;

• оценить роль средств массовой информации в развитии спортивной сферы.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1990;х гг. Нижняя их граница определяется вступлением России в начале 1990;х гг. в период радикального экономического реформирования, которое вызвало громадные изменения в сфере физической культуры и спорта. Верхняя же граница очерчивается концом 1990;х — началом 2000;х гг., поскольку именно с этого времени начинается смена модели отношения власти к сфере спорта и физической культуры.

Источниковая база исследования включает в себя как опубликованные документы, так и архивные материалы впервые вводимые в научный оборот.

Основными источниками исследования послужили нормативно-правовые документы российского государства, определившие становление и развитие государственной политики в сфере физкультуры и спорта в 1990;е.

17 гг., Указы Президента Российской Федерации и Постановления.

17 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» М.: Госкомспорт, 1999; Основы законодательства Российской Федерации о Физической.

J о.

Правительства. Автор использовал работы лидеров государства в исследуемый период М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина, в которых затрагивались проблемы государственной политики в области физической культуры и.

19 спорта .

В диссертации были использованы работы современных исследователей физической культуры и спорта. В контексте избранной темы.

20 особый интерес представляют работы руководителей спортивной отрасли. Серьезным подспорьем в работе стали опубликованные сборники культуре и спорте // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 22. С.784- Основы законодательства Российской Федерации об охране труда от 6 августа 1993 г. (вред. Федерального закона от 14 июня 1995 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 35. Ст. 1412- Российская газета. 1995. 25 июняОсновы законодательства Российской Федерации об охране здоровья // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 22. С.784- Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.

18 Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. «О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 1. С. ЗУказ Президента Российской Федерации от 22 ноября 1993 г. «О протекционистской политике Российской Федерации в области Физической культуры и спорта» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 48. Ст. 49- Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 1996 г. «О дополнительных социальных гарантиях спортсменов, работников физической культуры, спорта и туризма» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1996. № 48. Ст. 4646- Положение о Государственном комитете Российской по Физической культуре, спорту и туризму: Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1687- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 мая 1994 г. «О льготах по уплате таможенных платежей Национальному фонду спорта» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 4. С. 390.

19 Горбачев М. С. О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки. М., 1988; Ельцин Б. Н. Место и роль России в период формирующегося многополярного мира// Дипломатический вестник. 1998. № 6.

0 Рожков П. А. О мерах по усилению Государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Доклад председателя Госкомспорта РФ. Чебоксары, 2000; Он же. Усиление государственной политики в сфере физической культуры и спорта // Спорт для всех, 2000, № 4. С.4−10- Он же. Создание правовой базы развития физической культуры и спорта — стратегическая задача Госкомспорта России / Совершенствование законодательства в сфере физической культуры и спорта: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 28−30 мая 2001 г. Суздаль — М.: Советский спорт, 2001; Расин М. С. Управление физической культур документов, касающихся различных аспектов государственной политики в сфере ФКС21.

Важнейшим источником исследования явилась периодика: годовые подписки газет и журналов: «Спорт-Экспресс», «Спорт-Экспресс» (журнал), «Советский спорт», «Футбол», «К спорту!», «Легкая атлетика», «Боевые искусства планеты», «Здоровый образ жизни» и т. д. Существенным дополнением для проведенного исследования оказалась информация сайтов информационных агентств и спортивных изданий в ИНТЕРНЕТЕ22.

Источниковой базой явились также характеризующие процесс распада СССР и становления новой государственности материалы архивов Российской Федерации — РГАНИ, ГАРФ, РГАСПИ, а также документы текущих архивов спортивных организаций и клубов.

В целом, использованные документы и источники позволили полно и объективно представить проблемы становления и развития государственной политики в сфере ФКС в 1991;2000 гг. Круг привлеченных для исследования материалов широк и разнообразен, что позволяет решить поставленные в диссертации задачи.

Методология исследования. В работе автор использовал общенаучные и специальные исторические методы исследования, находящиеся в рамках диалектико-материалистического понимания истории. Основу составили научные принципы историзма, объективности, изначально исходящие из приоритета фактов, документальных свидетельств, провозглашающие отказ от политической заданности, от любого рода догм и предубеждений, основанные на привлечении максимально широкого круга источников, отражающих различные точки зрения на рассматриваемую проблему. В процессе изучения и разработки темы автор широко применял.

21 Основные документы и материалы по вопросам советской физической культуры. 19 171 950 гг. М., 1952; Сборник руководящих документов Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту. М., 1986; Физическая культура и спорт: Сборник нормативных актов. Т. 1−2 /Под общ. ред. В. Г. Солнцева. М., 1991.

22 http://www.sports.ruhttp://www.sport-express.ruhttp://www.sovietsport.ruhttp://www.infosport.ru и др. проблемно-хронологический метод. На этапе анализа и осмысления собранных данных были использованы методы количественного и качественного анализа (группировка и типологизация материалов и т. д.). Вместе с тем, при обращении к вопросам государственной политики в сфере физической культуры и спорта, автором учитывалась многоплановость исследуемого явления. Поэтому одним из основных явился принцип междисциплинарного синтеза.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в отечественной историографии на основе конкретно-исторического анализа обширного массива архивных и опубликованных документов комплексно исследована проблема выработки в РФ эффективной политики в сфере физической культуры и спорта в условиях рыночной экономики.

В работе обоснован вывод, что проведение либеральных экономических реформ начала 1990;х гг. привело к развалу советской системы государственной поддержки физкультуры и спорта в Российской Федерации. После этого, на протяжении 1990;х гг. шли мучительные поиски новых эффективных путей развития, предпринимались многочисленные попытки выработки действенной государственной политики в области физкультуры и спорта в новых условиях.

Автор считает, что правовая база, на основе которой реализовывалась государственная политика в области физической культуры и спорта, как показали проведенные исследования, была не адекватна предпринимаемым в стране социально-экономическим реформам, не гарантировала конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом. Основной причиной этого являлось отсутствие надежных механизмов реализации принятых законов.

Исследование показало, что в рассматриваемый период шли интенсивные поиски эффективной модели управления спортивной отраслью. В этом отношении выглядят логичными шаги Правительства по наделению значительными полномочиями Олимпийского комитета России и созданию.

Национального фонда спорта. Однако навязываемая в начале 1990;х гг. модель минимального государственного участия в поддержке физической культуры и спорта неуклонно вступала в противоречие с существующей отечественной традицией ведущей роли государства в этой сфере. К тому же слабая эффективность в деятельности Олимпийского комитета России внутри страны и скандалы вокруг Национального фонда спорта никак не способствовали росту авторитета и укреплению позиций этих неправительственных организаций (на которые делались основные ставки некоторыми «реформаторами»). С середины же 1990;х гг. государство начинает постепенно наращивать свое влияние и увеличивать степень своего непосредственного присутствия в спортивной сфере.

Автор обосновал вывод о том, что создание эффективно функционирующей структуры управления физической культурой и спортом, где разумно сочетались бы поддержка со стороны государства и спонсорская помощь со стороны бизнеса, выработка нормативно-правовой основы этого взаимодействия позволят повысить массовость физкультурного движения внутри России, а также вернуть былое величие страны на международных спортивных аренах.

Научная и практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования позволяют составить более полное и рельефное представление об особенностях государственной политики в области физической культуры и спорта. В контексте повышения значимости этой сферы в жизни современной России опыт 1990;х гг., с его ошибками и просчетами, находками и потерями, представляется весьма значимым и чрезвычайно полезным.

Материалы диссертации могут быть использованы при написании учебников, учебных и методических пособий, при подготовке обобщающих работ и монографических исследований по данной проблемев процессе преподавания, при разработке и чтении вузовских лекций и спецкурсов по Отечественной истории в целом и по истории спорта в частности. Приводимые в диссертации выводы и практические рекомендации могут применяться в повседневной работе государственных органов и общественно-политических организаций, контролирующих сферу физической культуры и спорта, в ходе выработки нормативных документов и базовых программ развития данной сферы.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в статьях, тезисах выступлений и других научных публикациях автора, в сообщениях и докладах на региональных научных конференциях.

Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования и включает в себя введение, три раздела, заключение, список использованных источников и литературы.

Выводы по разделу.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что Средства массовой информации (будь-то печатные или электронные) начинают играть все большую роль в спортивной жизни страны, влияя, в том числе, и на развитие государственной политики в сфере физической культуры и спорта. В дальнейшем это влияние в условиях нарождающегося информационного общества будет только возрастать. Активная пропаганда достижений российского спорта, казалось, приводила к тому, что спортивная печать определяла успехи российского спорта и как свои собственные. Один советский спортивный журналист еще в 1996 году как-то заметил: «Журналисты должны быть не только бесстрастными свидетелями и хроникерами спортивной жизни, но и ее деятельными, заинтересованными участниками. Они, считаю, должны не только писать и рассказывать о том, как сложился матч и почему он так сложился, но и оказывать тренерам, футболистам, развитию всего нашего футбола посильную помощь собственными средствами"254.

В сущности, российская спортивная печать именно это и делала на протяжении всех 90-х годов, при этом не только по отношению к футболу, но и к другим видам спорта. Делала она это не на директивной идеологической основе и не из альтруистских побуждений. Вся логика развития национального спорта и выживания спортивных изданий в условиях рыночной экономики делала спортивную печать и спорт союзниками, заинтересованными в достижениях российскою спорта, поднятии престижа и уровня российских внутренних первенств, в увеличении числа побед на международных соревнованиях, на Олимпиадах, в успешном выступлении российских «легионеров» в зарубежных соревнованиях. Непредсказуемая спортивная жизнь, насыщенная победами российского спорта могла бы стать самым лучшим способом привлечения внимания читателей. Подобным образом через освещение спортивных достижений российского спорта и проявлялась важная роль спортивной печати в подъеме всего спорта.

Свое первое десятилетие российский спорт завершал при слабоэффективной государственной политике в сфере физической культуре и спорта и откровенно слабом интересе граждан к этой сфере. В спортивной прессе печально констатировалось: «Правы те, кто называл среди причин этого общую ситуацию в стране и обнищание подавляющей части населения. Но правы и те, кто видят корни этого явления в разрушении тех социальных завоеваний, которые, несмотря на критику всей старой системы, были достигнуты в стране, в том числе и в спорте. Правы и те, кто усматривает причины продолжающегося кризиса в российском спорте в неумении многих.

254 Спасский. О. За кого болеют журналисты. М., ФиС. 1986. С. 117. спортивных руководителей приспособиться к новым условиям. Но правы и.

255 те, кто видят в падении интереса зрителей к спорту действия ТВ" .

Только человек, располагающий свободными денежными средствами, станет интересен «спортивной индустрии». Как телезритель спортивных состязаний, он будет привлекать рекламодателей, деньги которых телекомпании будут отчислять за право телетрансляций спортивным клубам и организациям. Как зритель, пришедший на стадион, он заплатил не только за билет, но и за спортивные сувениры. Как любитель спорта он окажется способным купить спортивный инвентарь или регулярно посещать спортивно-оздоровительный клуб (бассейн, боулинг-центр, теннисный корт, фитнес-клуб, гольф-клуб). Именно такая картина и сложилась в США и Западной Европе. Но, по моему глубокому убеждению, Россия еще только начинает движение поэтому пути и она еще станет великой спортивной державой!

255 Гуськов С. И. Хуссам М. Телевидение и спортивная политика // Спорт для всех. 1998. № 3−4. С. 12−15.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С распадом СССР кануло в лету и его единое союзное спортивное пространство. С 1992 г. каждая республика бывшего Советского Союза последовала по своему пути развития физкультуры и спорта. (Хотя необходимо отметить, что попытки его сохранения продолжались и после 1991 г. Примером чего может служить выступление единой команды СНГ на Олимпийских играх в Нагано и Барселоне в 1992 г.).

Проведение либеральных экономических реформ в начале 1990;х гг. привели к развалу советской системы государственной поддержки физкультуры и спорта в Российской Федерации. В 1990;е гг. шли мучительные поиски по выработке эффективной модели государственной политики в области физкультуры и спорта в новых условиях.

Исследование показало, что система исполнительной власти в области физической культуры и спорта в Российской Федерации в исследуемый период имела конституционную основу ее формирования. В то же время, конституционные положения являются недостаточными для организации и обеспечения функционирования системы органов управления физической культурой и спортом в новых социально-экономических условиях. Действовавшая в 1990;е гг. законодательная база физической культуры и спорта не получила необходимого нормативного правового наполнения, что и породило крайнюю неустойчивость системы управления физической культурой и спортом, в итоге происходили частые, в весьма коротких временных рамках, изменения (структурные, целевые, кадровые и т. д.), что больно било по развитию физкультуры и спорта в стране.

Создание эффективно функционирующей структуры управления физической культурой и спортом, где разумно сочетались бы поддержка со стороны государства и спонсорская помощь со стороны бизнеса позволит повысить массовость физкультурного движения внутри России и вернуть былое величие страны на международных спортивных аренах.

Правовая база, на основе которой реализовывалась государственная политика в области физической культуры и спорта, как показали проведенные исследования, нуждалась в значительной доработке.

Значительные организационно-правовые, материально-технические и иные усилия как государственных, так и общественных физкультурно-спортивных организаций направлялись на развитие спорта высших достижений в ущерб физическому воспитанию и развитию личности, внедрению физической культуры и спорта в повседневную жизнь граждан России.

В начале 1990;х гг., в условиях либеральных реформ в экономике страны был взят курс на максимальное сокращение участия государства в организации физической культуры и спорта. В рамках этого курса произошло максимальное сокращение присутствия государства в сфере организации физической культуры и спорта и наделение значительными полномочиями общественных организаций — Олимпийского комитета России (ОКР) и создание Национального фонда спорта (НФС). Однако традицию ведущей роли государства в сфере физкультуры и спорта наскоком преодолеть не удалось. К тому же, слабая эффективность в деятельности ОКР внутри страны и скандалы вокруг НФС не способствовали росту авторитета этих организаций.

Анализ существовавшей схемы взаимодействия государственных органов и общественных формирований в управлении физической культурой и спортом говорит о том, что она была громоздка, недееспособна, не имела аналогов в мире, не учитывала сложившуюся практику организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, как в СССР, так и в Российской Федерации. Отдельные ее звенья механически перенесены из различных зарубежных систем управления спортом, не увязаны между собой, дублируют друг друга.

Так, в 1992 году вместо действовавших двух организаций (Комитета по содействию олимпийскому движению и Олимпийского комитета) было создано пять органов, два из которых находились непосредственно при.

Президенте Российской Федерации. По своим функциям Координационный комитет и служба советника Президента Российской Федерации являлись чисто бюрократическими организациями, на которые возлагалось государственное управление, формирование принципов государственной политики, разработка государственных программ, проектов законодательных актов в области физической культуры и спорта, а также распределение средств Национального фонда спорта (внебюджетных денежных средств и пожертвований).

Неоправданным оказался и перевод большинства Всероссийских федераций по видам спорта на самообеспечение, что повлекло за собой необходимость создания управленческих структур в каждой федерации (своего рода мини-спорткомитетов), вызвало многократное увеличение численности управленческого и обслуживающего персонала центральных аппаратов и, как следствие, значительный рост финансирования на их содержание.

Проведенный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность общественных объединений и организаций позволяет сделать вывод о том, что передача Олимпийскому комитету России ряда функций государственного органа управления в области физической культуры и спорта противоречит действующим федеральным законам Российской Федерации и нормативным документам международных спортивных организаций, в том числе и Олимпийской хартии МОК.

Анализ систем управления физкультурно-спортивным движением ряда ведущих зарубежных стран показал, что в большинстве из них ответственность за развитие физической культуры и спорта несут государственные органы. К таким странам относятся Австрия, Великобритания, Испания, Канада, Франция и др., а также подавляющее большинство развивающихся государств, стран Восточной Европы и бывшего СССР. В других странах, где нет министерств по спорту, часто за его развитие отвечают другие государственные органы (в ФРГ и Швейцарии.

— Министерство внутренних дел, в Японии — Министерство образования, науки и культуры и т. д.).

На основании анализа организационной структуры спортивного движения в различных странах можно заключить, что модели их спортивного развития обусловлены рядом исторических, культурных, социально-экономических, а в отдельных случаях и политических факторов. Ни одна из них не может считаться образцовой моделью, которую можно было бы слепо копировать другим странам.

В условиях перехода к информационному обществу и резкого возрастания роли средств массовой информации на все сферы жизни общества, автор не мог в своем исследовании обойти проблемы взаимовлияния СМИ, прежде всего, спортивных изданий и государственной политики в сфере физкультуры и спорта. Процессы зарождения спортивной периодики происходили под непосредственным влиянием тех процессов в политике, экономике и спорте, которые переживала Россия в 1990;е гг.

Благодаря взаимодействию с телевидением и радио, использованию все возрастающих ресурсов сети Интернет, спортивная печать сумела заметно усилить свое воздействие на массовую аудиторию. Минимальная конкуренция между различными видами спортивных СМИ сделало их взаимодействие весьма результативным для них всех, а, в конечном счете, плодотворным и для непосредственного потребителя спортивной информации — поскольку общее «информационное поле» не только активно расширялось, но и бурно насыщалось.

Все более возрастающий в течение исследуемого периода авторитет спортивной СМИ позволял ей все активнее влиять на принятие решений в сфере физической культуры и спорта. В дальнейшем, по нашему мнению, степень такого влияния будет возрастать.

Логика развития национального спорта и выживания спортивных изданий в условиях рыночной экономики в 1990;е гг. сделали спортивные СМИ и спорт союзниками, поскольку яркая и насыщенная спортивная жизнь, победы российских спортсменов на соревнованиях различного уровня, были самым лучшим способом привлечения читательского внимания. В свою очередь, без любителей спорта становилось невозможным развитие инфраструктуры спортивно-массовых мероприятий.

Спортивные СМИ, и, прежде всего печатные издания, активно включались в дискуссии о будущем развитии российского спорта. Будучи в эпицентре всех важнейших событий средства спортивные журналисты по мере возможностей старались публично вскрывать причины различных бед российского спорта, не давая им оседать в тиши чиновничьих кабинетов.

В то же время, необходимо добавить, что спортивная периодика развивается, прежде всего, в центральных городах страны, слабо затрагивая периферию. Тоже можно сказать и об электронных средствах массовой информации, работающих в спортивной сфере. Именно продвижение спортивных СМИ в российскую провинцию позволит им как увеличить свою аудиторию, так и оперативнее решать проблемы физкультуры и спорта, привлекая к ним внимание широкой общественности.

Проведение исследований позволяет сделать следующие общие выводы:

• происходящие в России социально-экономические преобразования непосредственно на выбор организационно-управленческой схемы развития физической культуры и спорта почти не влияют. Он определен субъективными факторами, а не объективными условиями. Об этом говорит тот факт, что если за 74 года Советской власти (1917;1991 гг.) центральные органы управления физической культурой менялись девять раз, то за последние восемь лет (с 1991 г. по 1999 г.) в России — десять раз;

• анализ деятельности органов управления физической культурой и спортом позволяет отметить, что сегодня, федеральными и региональными органами управления физической культурой и спортом, первоочередное внимание — в ущерб массовому спорту, физическому воспитанию детей и молодежи — уделяется развитию спорта высших достижений. Именно этим можно объяснить все возрастающую роль Олимпийского комитета России в управлении физической культурой и спортом в стране, перераспределением управленческих функций между государственными органами и общественными, в пользу последних;

• при выборе структур управления физической культурой и спортом на федеральном уровне не учитывается опыт СССР и ведущих спортивных стран мира, что приводит к регулярным изменениям федерального органа управления физической культурой и спортом. Не оправдала себя передача функций государственного органа в области спорта высших достижений Олимпийскому комитету России и Всероссийским федерациям по видам спорта;

• в настоящее время в России создана законодательная и нормативная база, необходимая для развития физической культуры и спорта. В связи с этим первоочередной задачей является разработка надежных механизмов реализации уже принятых законов;

• диссертант считает, что преждевременно были отменены сначала ряд статей, а затем и сами Основы законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте». Основы имели огромное значение для создания правовой базы развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации. Так, сегодня более половины субъектов Российской Федерации приняли свои законы о физической культуре и спорте;

• исследование позволило определить все возрастающий интерес руководителей физкультурно-спортивных организаций к организационно-правовым проблемам развития физической культуры и спорта в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Указы Президента Российской Федерации
  2. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. «О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 1. Ст.З.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 31 июля 1993 г. «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения предприятий» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 3. С. 168.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 31 мая 1993 г. «Об имуществе организаций бывшего ДОСААФа, находящихся на территории Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 23. Ст. 2104.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.1993. № 44. Ст. 4188.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.1994. № 13. Ст. 985.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. «О государственной приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 1. Ст. 2.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 74.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 19 993 г. «О концепции правовой информатизации в России» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 27. Ст. 2521.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 1996 г. «О целевой и спортивно-оздоровительной программе «Президентские состязания» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 24. Ст. 2878.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 г. «О федеральной программе «Молодежь России» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 22. Ст. 2459.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 1996 г. «О дополнительных социальных гарантиях спортсменов, работников физической культуры, спорта и туризма» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 48. Ст. 4646.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 1993 г. «О протекционистской политике Российской Федерации в области физической культуры и спорта» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 48. Ст. 4646.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 г. «О государственном регулировании спортивных и других видов лотерей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 28. С. 2970.
  15. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря1997 г. № 130 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 18 января 2000 г. № 24).
  16. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. М.: Юрист, 2000. 31с.
  17. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 949.
  18. Постановления Правительства РФ
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. «О привлечении дополнительных средств для проведения международных спортивных соревнований"//Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 5. Ст. 497.
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 1. Ст. 69.
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 1993 г. «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации"//Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 31. Ст. 2991.
  22. Постановление Совета Министров СССР от 7 мая 1985 г. «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения"//СП СССР. 1985. № 17. Ст. 82.
  23. Постановление Совета Министров СССР от 23 октября 1990 г. «О порядке найма и освобождения руководителей государственного предприятия"//СП СССР. 1990. 3 30. Ст. 141.
  24. Положение о Государственном Комитете Российской Федерации по физической культуре и туризму: Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1995 г.//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1687.
  25. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 мая 1994 г. «О льготах по уплате таможенных платежей Национальному фонду спорта"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 4. Ст. 390.
  26. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 2005 годы"//Сборник официальных документов и материалов, 2001, № 3. С.4−28.
  27. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена Правительством РФ от 24.09.2000 г. № 1270-р).М., 2001. 11с.
  28. Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации / Одобрено на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи. Протокол № 4 от 4 и 5 декабря 2001 г. М., 2001. 5с.
  29. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года / Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202-Р. М., 2001. 5с.
  30. Концепция развития физической культуры и спорта в Саратовской области до 2005 года//Сборник официальных документов и материалов. 2001, № 7. С.57−64.
  31. Об итогах реализации государственной политики в области физической культуры, спорта и туризма в 2000 году и перспективах на 2001 год. Постановление коллегии Госкомспорта РФ // Сборник официальных документов и материалов. 2001, № 4. С.4−51.
  32. Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2005 г. Принята Госкомспортом 31 января 2001 г. // Сб. официальных документов и материалов, 2001, № 2. С. 18−26.
  33. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму «Об улучшении организации соревнований по спортивным программам» от 8 апреля 1995 г. М., 1995.
  34. Положение о физкультурно-спортивном клубе по месту жительства: Утв. Постановлением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 29 октября 1975 г. М., 1976.
  35. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 января 1959 г. «О руководстве физической культурой и спортом в стране» // СП СССР. 1959. № 1. Ст. 1.
  36. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 августа 1966 г. «Вопросы развития физической культуры и спорта» // СП СССР 1966. № 18. Ст. 160.
  37. Инструкция о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет заслуженным мастерам спорта СССР и мастерам спорта СССР международного класса членам сборных команд СССР: Утв. Госкомтрудом СССр от 13 февраля 1989 г. М., 1989.
  38. Устав Российского спортивного общества «Спартак», утвержденный Учредительным съездом по возрождению Российской организации спортивного общества «Спартак» 29 октября 1991 г. М., 1991.
  39. Устав физкультурно-спортивного общества профсоюзов «Россия», принятый внеочередным съездом Российской республиканской организации ВДФСО профсоюзов 29 марта 1991 г. М., 1991.
  40. Положение об инструкторе-методисте по производственной гимнастике и физкультурно-оздоровительной работе: Утв. Постановлением Секретариата ВЦСПС от 4 апреля 1972 г. // Физкультурно-спортивная работа профсоюзов. М., 1985.
  41. Постановление Секретариата ВЦСПС от 31 августа 1978 г. «О типовых штатах спортивных сооружений профсоюзных организаций и добровольных обществ» // Физкультурно-спортивная работа профсоюзов. М., 1980.1. Сборники документов
  42. Основные документы и материалы по вопросам советской физической культуры. 1917−1950 гг. М., 1952.
  43. Сборник руководящих документов Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту. М., 1986.
  44. Физическая культура и спорт: Сборник нормативных актов. Т. 1−2 /Под общ. ред. В. Г. Солнцева. М., 1991.
  45. Монографии, брошюры, статьи
  46. В.У. Влияние идей олимпизма на физическое и нравственное здоровье подрастающего поколения России / Олимпийское движение и социальные процессы: материалы конференции. М.: Советский спорт, 1999. С.9−15.
  47. С.В., Петренко С. Н. Правовые основы физической культуры и спорта в Российской Федерации. М.: МГИУ, 2000. 142с.
  48. А.А., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Изд. 2-е, исправл. и допол. М.: «Зерцало», 1998. 672с.
  49. В.В., Переверзин И. И. Менеджмент спортивного сооружения. М.:ИСМ-РГАФК, 1996. 57с.
  50. В.В., Переверзин И. И. Менеджмент и маркетинг на европейских стадионах. М.: Советский спорт, 1999. 240с.
  51. Аналитические материалы Госкомстата России к парламентским слушаниям на тему «О проблемах здорового образа жизни в РФ». М.: Комитет Госдумы РФ по охране здоровья и спорта, 2001. 10с.
  52. В. Управление французским спортом (пер. с франц.)//Тематическая подборка ВНИИФК «Зарубежный спорт: менеджмент и маркетинг». М.: ЦООНТИ-Физкультура и спорт, 1993. № 1−2. С.6−16.
  53. JI.B. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта (Теория. Проблемы. Пути решения) / Научный труды 1995 года / Под ред. С. Д. Неверковича. Том III. М.: ВНИИФК, 1996. С.3−40.
  54. JI.B. О материально-технической базе физической культуры и спорта//Сб. научных статей «Физическая культура и спорт в Российской Федерации», вып. 1 / Под ред. Р. Г. Гостева и С. И. Гуськова. -М.: Издательский центр «Воронеж», 2000. С. 137−170.
  55. JI.B., Шпилько В. П. Физическая культура: отрасль в новых условиях хозяйствования. М., 1981. 144с.
  56. JI.B. Физкультурно-спортивные сооружения. М.: Спорт-Академпресс, 1999. 536с.
  57. JI.B. Развитие материально-технической базы физической культуры//Теория и практика физической культуры. 2000, № 7. С.52−55.
  58. Г. В. Государственное управление: проблемы методологии правового исследования. М., 1997.
  59. Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997.
  60. Е.М. Социология управления: Учебное пособие. М.: ТетраСистемс, 2001. 288с.
  61. М.В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М., Изд-во БЕК, 1998. 519с.
  62. В.К. Олимпизм и спортивный стиль жизни / Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы конференции. М.: Советский спорт, 19 999. С.25−28.
  63. В.К. От высоких информационных технологий к спортивным победам // Теория и практика физической культуры, 2000. № 10. С. 56.
  64. В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной и технологии физического воспитания // Теория и практика физической культуры, 1999, № 4. С.21−25.
  65. Н.В. Практика олимпийского образования в профилактике наркомании среди подростков / Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы конференции. М: Советский спорт, 1999. С.28−31.
  66. С.Н. Государственное управление физической культурой и спортом / Под ред. В. И. Новоселова. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1991. 168с.
  67. С.Н. Законодательство в спорте: проблемы развития и совершенствования //Государство и право. М., 1997. № 10. С.16−21.
  68. А.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Новый Юрист, 1998. 622с.
  69. Я.Р. Экономика физической культуры и спорта: Учеб. Пособие. Минск, 1993. 54с.
  70. П.А. Основам законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте» долгую жизнь // Теория и практика физической культуры, 1993, № 8. С.3−4.
  71. П.А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни, М.: Советский спорт, 1996. 588с.
  72. П.А., Дивина Г. В., Жолдак В. И. Концепция массового развития спорта: Европейский опыт / Сб. Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Челябинск: УралГАФК, 1997. С. 138−177.
  73. А.А. Чрезвычайные происшествия и несчастные случаи в спорте (причинно-следственные связи, классификация, ответственность). М.: Советский спорт, 2001. 78с.
  74. Всероссийская научно-практическая конференция. Депопуляция в России: причины, тенденции, последствия и пути выхода. М., 1996. 142с.
  75. С.Е., Филиппов С. С. Организационно-правовые формы физкультурных организаций в современных условиях // Теория и практика физической культуры, 1999. № 4. С.14−15.
  76. Д.М. Организация и управление. М.: «Наука», 1972. 536с.
  77. В.Б. Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. М., 1998. 78 с.
  78. В.Е., Какузин В. А., Полухин А. В. и др. Управление физической культурой и спортом в современных условиях. Малаховка: МОГИФК, 1993. 98с.
  79. Р.Г. Спорт и законодательство. М.: НИЦ «Еврошкола», 2001.438с.
  80. Г. Р. Новые тенденции в развитии физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы», 1−3 декабря 1999 г. М.: ОКР, 1999. С.47−49.
  81. Г. Р. Нормативно-правовая и законодательная базы как фактор дальнейшего развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации//Спорт для всех, 1999, № 1−2. С.24−25.
  82. Г. Р. Правовая база физической культуры и спорта в России. Материалы научно-практической конференции, 5−6 октября 1999 г. Воронеж, 1999. 1999. С.94−97.
  83. Р.Г., Гуськов С. И. Физическая культура и спорт в России: состояние и перспективы // «Физическая культура и спорт в Российской Федерации». Вып. I / Под ред. Р. Г. Гостева и С. И. Гуськова. М.: Издательский центр «Воронеж», 2000. С.14−38.
  84. Государство, физическая культура и спорт: депутаты и специалисты размышляют. Материалы «круглого стола», 23 мая 1996 г. и парламентских слушаний, 9 июля 1996 г. в Государственной Думе РФ. М.: Полиграф сервис, 1996. 63с.
  85. Н.Д. Спорт и здоровье // Теория и практика физической культуры, 1996, № 4. С.49−54.
  86. С.И. Государство и спорт. М.: МЦНТИ, 1995. 160с.
  87. С.И., Куратов А. О. Маркетинг физкультурно-оздоровительных услуг в зарубежных странах. М.: ЦООНТИ-ФИС, 1993. 75с.
  88. С.И., Соколов А. С. Местные органы власти и спорт. М.: Полиграф сервис, 1998. 223с.
  89. С.И. Социальные процессы, значимость спорта и его развитие в России / Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы конференции. М.: Советский спорт, 1999. С.49−53.
  90. С.И. Профессиональный спорт и российская действительность / Физическая культура и спорт в Российской Федерации: Сборник научных статей. М.: Изд-во «Импульс-Принт», 2000. С.66−85.
  91. С.И., Дегтярева Е. И. Новые виды физической активности женщин веление времени // Теория и практика физической культуры, 1998, № 2. С.56−57.
  92. А. А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.
  93. А.П., Виноградов П. А. Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России // Теория и практика физической культуры, 2000, № 6. С.59−62.
  94. В.К., Какузин В. А., Контанистов А. Т., Починкин А. В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. Малаховка: МГАФКУ, 2000. 76с.
  95. В.И. Основы менеджмента. Малаховка: МОГИФК, 1994. -238с.
  96. В.И., Сейранов С. Г. Менеджмент. М.: Советский спорт, 1999.-528с.
  97. В.И., Зуев В. Н. Основы менеджмента спорта. Тюмень: Вектор Бук, 1998. 402с.
  98. И.В., Квартальнов В. А. Туристика. М.: Советский спорт, 2001.-288с.
  99. Ф.Р., Чинкин А. С. К вопросу о современных тенденциях развития спорта // Теория и практика физической культуры, 2001, № 2. С.39−42.
  100. В.Н. Реализация нормативно-правовых актов в отечественной сфере физической культуры и спорта / Материалы Всероссийской научно-практической конференции 28−30 мая 2001 г., Суздаль. М.: Советский спорт, 2001. С.69−78.
  101. В.Н. Законотворчество о физической культуре и спорте на уровне субъекта Российской Федерации // Теория и практика физической культуры, 2001, № 3. С.41−43.
  102. В.Н. Управление системой спортивного соревнования: Монография. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 1999. 312с.
  103. Ф.А. Физическая культура и спорт в жизни российских женщин // Теория и практика физической культуры, 1998, № 9. С.45−46.
  104. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв.ред. И. Л. Бачило М., 1998.
  105. В.Г. Физкультурно-спортивное движение: управление и пути совершенствования // Теория и практика физической культуры, 1999, № 4. С. 19−22.
  106. В.Г. Культура управления физкультурно-спортивной деятельностью: Монография. Челябинск: Изд-во Урал ГАФК, 2001. 148с.
  107. П. Тенденция в движении спорта для всех // Спорт для всех, 1999, № 4. С.31−33.
  108. В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. 320с.
  109. В.А. Педагогика и туризм, Учебник. М.: Советский спорт, 2000. 334с.
  110. Г. Г. Спортивные клубы и их вклад в физическое развитие и «Спорт для всех» // Теория и практика физической культуры, 1991, № 2. С.55−57.
  111. Ф. Спорт как средство содействия коммунальной экономической структуре в ФРГ//Тематический бюллетень переводов ВНИИФК «Международный и зарубежный спорт: новости, политика, менеджмент, маркетинг». М.: ВНИИФК, 1998, № 4. С.14−23- № 5 С.8−19.
  112. В.А. Система органов государственной власти Российской Федерации. М., 2000. 74с.
  113. В.В. Социально-педагогические аспекты предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта. М.: ГЦОЛИФК, 1993.164с.
  114. В.В. Оптимизация системы управления отраслью. Физическая культура и спорт в России в рыночных условиях // Теория и практика физической культуры, 2000, № 6. С.56−5 В.
  115. В.В. Предпринимательство в зарубежном спорте. М.: ГЦОЛИФК, 1993. 128с.
  116. В.В. Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России // Теория и практика физической культуры, 1996, № 9. С.55−57.
  117. В.В., Кутепов М. Е., Холодняк Д. Г. Спортивный арбитраж. М.: «Физкультура, образование и наука», 1996, 165с.
  118. В.В., Золотов М. И., Кутепов М. Е. Возможности финансирования спорта за счет игорного бизнеса // Теория и практика физической культуры. 1999, № 4. С.2−5.
  119. М.Е. Закономерности управления спортом и рекреацией в зарубежных странах / Физическая культура и спорт в условиях рынка: проблемы управления, экономики, предпринимательства и права. М.: РГАФК, 1994. С.10−18.
  120. М.Е. Менеджмент в зарубежном спорте. Курс лекций. М.: ГЦОЛИФК, 1992. 144с.
  121. М.Е. Современные механизмы управления спортом в муниципалитете Франции // Спорт для всех, 2000, № 1. С.28−30.
  122. В., Швецов А. Смысл и механизмы государственного регулирования территориального развития // Российский экономический журнал, 1997, №№ 3−4. С.22−27.
  123. Л.И. Социальная роль спорта в период становления современного олимпийского движения // Теория и практика физической культуры, 2001, № 7. С.24−26.
  124. Л.И. Олимпийская культура и спорт в современном обществе // Теория и практика физической культуры. 1999, № 12. С.23−25.
  125. Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры, 2001, № 4. С.11−15.
  126. С.В., Любимова Г. И. Экономическая эффективность занятий оздоровительной физической культурой // Теория и практика физической культуры, 1999, № 4. С.6−7.
  127. В.А. Управление физической культурой и спортом в вузе в период перехода к рыночной экономике // Теория и практика физической культуры, 2000, № 7. С.23−24.
  128. Л.П. Общая теория спорта. М.: Воениздат, 1997. 305с.
  129. Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 286с.
  130. Л.П. Спорт для всех и спорт не для всех // Спорт для всех, 1999, № 1−2. С.15−18.
  131. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже ХХЪвека» / Под общ. ред. П. А. Виноградова. М., 1994. 112с.
  132. Материалы к докладу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» (Материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации, январь 2002. М., 2002. 61с.
  133. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М. И. Золотов, В. В. Кузин, М. Е. Куиепов, С. Г. Сейранов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 432с.
  134. М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело». 1994. 701с.
  135. В.И. Современные проблемы физической культуры и спорта // Материалы IX Всероссийской конференции «Олимпийскоедвижение и социальные процессы», 1−3 декабря 1999 г. М.: Советский спорт, 1999. С. 148.
  136. В.И. Управление сферой спорта на межрегиональном уровне. Омск: СибГАФК, 1998. 296с.
  137. В.П. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи // Теория и практика физической культуры, 2001, № 2. С.60−62.
  138. В.О. Основы гражданского права: Учебное пособие. М.: Международные отношения, 1995. 208с.
  139. С.Н. Женский спорт в период становления современного олимпийского движения // Теория и практика физической культуры//2001, № 7. С.24−26.
  140. Настольная книга спортивного менеджера. Справочное пособие. / Авт.-состав. Золотов М. И., Кузин В. В., Кутепов М. Е., Сейранов С. Г. М.: «Физкультура, образование и наука», 1997. 518с.
  141. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийского совещания работников образования. М.: высшая школа, 2000. С.34−49.
  142. Ю.Ю. Теоретико-методологические основы физической культуры. СПб., 1999. 74с.
  143. Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры, 1997, № 6. С.2−10.
  144. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2-х томах: Том 1. Теория государства / Под ред. М. Н. Марченко. М.: «Зерцало», 1998. 416с.
  145. О государственной политике ведущих зарубежных стран в области физического воспитания и спорта. М.: Координационный комитет по физической культуре и спорту при Президенте РФ, М.: ВНИИФК, 1996. 24с.
  146. О демографической ситуации в России и мерах Правительства Российской Федерации по ее оптимизации, 30−31 мая 2000. М., 2000. 40с.
  147. О деятельности муниципалитетов в области спорта // Тематический бюллетень переводов ВНИИФК «Международный и зарубежный спорт: политика, менеджмент, маркетинг». М.: ВНИИФК, 1997, № 4. С.442−450.
  148. О новых направлениях в деятельности спортклубов Германии // Тематическая подборка переводов ВНИИФК «Международный и зарубежный спорт: политика, менеджмент, маркетинг». М.: ВНИИФК, 1996, № 11−12. С.6−12.
  149. Организация массовой физкультурно-оздоровительной работы в зарубежных странах / Сост. Переверзин И. И. и др. М., 1985. 154 с.
  150. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986.
  151. B.C. Спортивные соревнования: информация, управление. М., 1978.
  152. , А.Т. Контанистов. Олимпийское движение и социальные процессы. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. B.C. М.: Советский спорт, 2001. 198с.
  153. Роль правительств ведущих капиталистических стран в развитии физической культуры и спорта. М., 1987. 245 с.
  154. Роль и участие местных органов власти в зарубежных странах в развитии физической культуры и спорта. М., 1997. 187 с.
  155. И.И. Менеджмент спортивной организации. М.: РГАФК, 1998. 169с.
  156. И.И., Щербаков В. Г. Основы законодательства о физической культуре и спорте // Право. М., 1996. С.22−46.
  157. А.А. Спортивные клубы в России: становление и развитие // Теория и практика физической культуры, 2000, № 1. С.ЗО.
  158. Р.А., Суханов А. Д. Модель раздельного управления спортом для всех и спортом высших достижений // Теория и практика физической культуры, 1999, № 12. С.26−28.
  159. А.В. Коммерческий спорт в Российской Федерации: тенденция развития и взгляд в будущее. Сб. статей «Физическая культура и спорт в РФ» / Под ред. Р. Г. Гостева и С. И. Гуськова. Вып. 1. Воронеж: Изд. Фирма «Воронеж». 2000. С.55−65.
  160. Правовой статус благотворительных организаций Москвы. М.: Изд-во «Арфа», 1996. 80с.
  161. B.C. Центральные органы управления народным хозяйством. М., 1971. 285 с.
  162. B.C. Конституционный статус органов межотраслевого управления. М., 1981. 206 с.
  163. О.Н. Управление спортивно-физкультурными комплексами в рыночной среде (методическое пособие). С.-Пб.: СПГАФК, 1996. 19с.
  164. А.С., Андриашин Х. А. Административно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Учебник для вузов. М.: Закон и право, 1998. 148с.
  165. М.С. Управление физической культурой и спорта в системе местного самоуправления // Теория и практика физической культуры, 2000, № 10. С.60−62.
  166. П.А. О мерах по усилению Государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Доклад председателя Госкомспорта РФ. Чебоксары, 2000. 13с.
  167. П.А. Усиление государственной политики в сфере физической культуры и спорта // Спорт для всех, 2000, № 4. С.4−10.
  168. К.С. Социальный туризм путь развития России // Теория и практика физической культуры, 1999, № 11.9−10.
  169. С.Г., Баженов А. Е. Американский футбол. Организационно-педагогические основы. Учеб. Пособие. Малаховка, МГАФК, 2001. 88с.
  170. С.Г. Менеджмент в спортивной федерации (на примере таэквандо). М.: РГАФК, 1996. 64с.
  171. С.Г. Развитие рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта/Сб. статей «Физическое воспитание, физическая культура и спорт в РФ» / Под ред. Р. Г. Гостева, С. И. Гуськова. М.: Полиграф сервис, 2000. С.39−54.
  172. С.Г. Менеджмент: наука или искусство // Теория и практика физической культуры. 1993. № 4. С.5−8.
  173. С.Г., Синицын В. И. Банковский маркетинг в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 1994. № 10. С.12−15.
  174. С.Г. Введение в менеджмент физической культуры и спорта: Учебно-методическое пособие. М.: РГАФК, 1995. 90с.
  175. Н.М., Синельникова О. Д. Концепция любительского и профессионального спорта в международном Олимпийском движении // Теория и практика физической культуры. 1996. № 10. С.26−34.
  176. М.С. Советский государственный аппарат управления: Вопросы организации и деятельности центральных органов. М., 1989. 257 с.
  177. Совет безопасности Российской Федерации: Функции. Структура. Нормативные документы (сборник справочных материалов). М., 1997. 75с.
  178. Совершенствование законодательства в сфере физической культуры и спорта / Материалы Всероссийской научно-практической конференции 28−30 мая 2001 г., Суздаль М.: Советский спорт, 2001. 144с.
  179. Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. 4.1−2. Челябинск. 1997.
  180. А.С. Муниципальная спортивная политика // Спорт для всех, 1998, № 1. С.36−39.
  181. А.С., Гуськов С. И. Развитие физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации в 90-е годы // Теория и практика физической культуры. 1998, № 3. С.45−49.
  182. Состояние и перспективы нормативного и правового обеспечения деятельности общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности / Материалы парламентских слушаний в Госдуме РФ, апрель 1999 г. -М.: Полиграф-сервис, 1999. 51с.
  183. Справка Об опыте работы Ассоциации «Народный СпортПарк» по проведению мониторинга резервов физического здоровья и работоспособности различных групп населения // Сборник официальных документов и материалов. 2001. № 7. С.5−6.
  184. И.И. Система основных понятий теории физической культуры: Учебное пособие. Тюмень: Вектор Бук, 1999. 126с.
  185. В.И. Финансирование российского спорта // Теория и практика физической культуры, 2000, № 1. С.36−37.
  186. В.И., Галкин В. В. Экономика физической культуры и спорта. Учебное пособие. Воронеж, 2000. 181с.
  187. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства / Под общ. ред. А. Б. Венгерова. М.: Юристъ, 1995. 256с.
  188. И. А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 1998. 279с.
  189. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». -М.: Госкомспорт, 1999. 56с.
  190. Физическая культура, спорт и законодательство ./Материалы парламентских слушаний в Госдуме РФ, 17 июня 1997. М.: Госдума РФ, 1997.-118с.
  191. Физическая культура на производстве и экономика: зарубежный опыт/ Под ред. С. И. Гуськова, ч.1−2. М.: ЦООНТИ Физкультура и спорт, 1991. 118с.
  192. Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги. Требования по обеспечению безопасности потребителей. Общие требования. М., 2001. 30с.
  193. Физическая культура: состояние, перспективы, проблемы, Сб. научных статей / Под ред. В. Г. Камалетдинова. Челябинск: УралГАФК, 1999. 145с.
  194. Физкультурно-спортивные организации России и законодательство. / Материалы парламентских слушаний, 6 апреля 1999 г. М., 1999. 51с.
  195. Ю.А. Влияние социально-экономических отношений на физическую культуру и спорт в современной России / На рубеже XXI века. Год 2000-й: Научный альманах. Малаховка: МГАФК, 2000. С.280−283.
  196. Функционирование государственного аппарата управления/С.Г. Атаманчук и др.- Общ. ред. Ю. А. Ткаченко. М.: Дело, 1998. 192с.
  197. Т.В. Развитие народного спортивного движения в России // Спорт для всех, 1998, № 1. С.42−44.
  198. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: «Зерцало», 1998. 432с.
  199. Ф. Спортивный маркетинг (пер. с англ.). М.: Филин, 1998. 464с.
  200. Н.А. Структура и функции отрасли физическая культура и спорт // Теория и практика физической культуры, 1997, № 6. С.46−47.
  201. Экономика физической культуры и спорта. Учебное пособие / Под ред. В. У. Агеевца. М.: Физкультура и спорт, 1983. 135с.
  202. В.А. Местное самоуправление. Комментарии, Разъяснения. М.: Изд-во «Ось-89», 1997. 176с.
  203. Abdilla Brenda. Marketing for Results. A common Sence Approach for Health Clubs. CBM Books, 1996. — 118p.
  204. Blackshaw I., Hoqq G. Sports Marketing Europe. Boston: Kluwer, 1993. — 340p.
  205. Club industry, USA, 1993. 2000, №№ 1−4.
  206. Heinemann K. Sozioeconomic problems of sports clubs//international review for soziology in Sport, 1991, vol. 19, № 3−4. P47−50.
  207. Luschen G., Sage G. Handbook of Social Science of Sport. -Champion, Illinois: Stipes Publ. 1981/P.574.
  208. Mullin В., Hurdy S., Sutton W. Sport Marketing. N.Y., 1993/ - 394 P
  209. Спортивная периодика (1989 2000)245. Автоспорт246. Академия борьбы247. АМС-Автоспорт248. Атлетика249. Боевое искусство планеты250. Болельщик251. Боулинг-Спорт252. Брянск-Спорт253. Будь здоров
  210. Вело: спорт, туризм, стиль жизни255. Велотемпо
  211. Вестник спортивной медицины России257. Вертикальный мир258. Воздухоплаватель259. Галаспорт260. Гонг261. Дзюдо262. Его Величество Футбол263. Еврофутбол
  212. Здоровый образ жизни (приложение к газете «Советский спорт»)265. Золотой мустанг266. К спорту!
  213. Новости спортивных федераций и союзов284. Олимпийский вестник285. Олимпийская панорама286. Первый тайм287. Планета баскетбола
  214. Потребитель. Все для спорта и отдыха289. Профи спорт290. Русский бильярд
  215. Русский стиль. Боевые искусства214 292. Самбо России293. Сила и красота294. Советский спорт295. Спартак296. Спорт
  216. Спорт (приложение к «Новой газете»)
  217. Спорт Аншлаг (Екатеринбург)299. Спорт-Браво (Ярославль)300. Спорт ветеранов301. Спорт глухих России302. Спорт для всех (газета)303. Спорт для всех (журнал)304. Спортивная Адыгея305. Спортивная газета (Омск)306. Спортивная газета (СПб)
  218. Спортивная жизнь Белгорода308. Спортивная жизнь России309. Спортивная Москва310. Спортивное рыболовство311. Спортивные игры312. Спортивный Башкортостан
  219. Спортивный курьер (Казань)314. Спортивный курьер (Пенза)315. Спортивный туризм316. Спорт Кабардино-Балкарии317. Спорт-Калейдоскоп318. Спорт Калмыкии319. Спортклуб
  220. Спорт-ревю Поволжья (Волгоград)321. Спорт. Россия. Мир215 322. Спорт-Тамбов323. Спорт Тайм (Новосибирск)
  221. Теория и практика физической культуры336. Торпедо
  222. Физическая культура в школе338. Физкультура и спорт339. Формула340. Футбол (газета)
  223. Диссертации и авторефераты диссертаций
  224. С.Н. Управление физической культурой и спортом в условиях реформ (Организационно-правовые проблемы). Дис.. доктора юрид. наук. М. 1997.
  225. Г. Л. Чрезвычайные ситуации и гражданская оборона (Для подготовки физкультурных кадров к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени): Автореф. дисс.. док. пед. наук. С.-Пб., 2002.
  226. С. А. Организация и управление международным спортивным движением на современном этапе. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. С.-Пб, 1997. — 37с.
  227. С.Г. Управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. дисс.. док. пед. наук. СПб., 1995. 44с.
  228. В.П. Государственно-правовые проблемы развития физической культуры и спорта в СССР. Автореф. дисс.. докт. юридич. наук. Ташкент, 1987. — 50с.
  229. И.М. Административно-правовые проблемы организации физического воспитания в СССР. Дис.. доктора юрид. наук. Свердловск. 1997.
  230. В.Д. «Печать как эффективное средство формирования советской системы физического воспитания народа». Дисс.. канд. фил. наук. Киев, 1989.
  231. Е.Ф. «Социально-педагогические аспекты пропаганды физической культуры и спорта. Дисс.. канд. пед. наук. Малаховка, 1987.
  232. В. А. Организационные, социально-экономические и правовые аспекты деятельности спортивных организаций на современном этапе дисс.. канд. пед. наук. М. 2000.
  233. А.П. Государственное управление физической культурой и спортом в Российской Федерации (Организационно-правовые вопросы). Дис.. канд. юрид. наук. М. 2002.
  234. Л.Б. Методы и формы организации массовой физической культуры в развитых зарубежных странах: Автор, дис. канд.пед.наук. М., 1986.
  235. М.И. Социально-педагогические аспекты управления спортом в Финляндии: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Малаховка, 1998.
  236. В.В. Организационно-методические условия управления физкультурно-спортивным движением (на примере Ханты-Мансийского автономного округа). Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1998.
  237. С.И. «Зарождение и становление советской спортивной журналистики: к вопросу о типологии изданий». Дисс.. канд. фил. наук. М., 1974.
  238. О.Н. Организационно-управленческие факторы спортивно-физкультурных комплексов в условиях рыночной среды. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. С.-Пб, 1997.
  239. А.С. Основные направления деятельности местных органов власти в развитии физической культуры и спорта в зарубежных странах и в России. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998.
Заполнить форму текущей работой