Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-экономическое содержание туризма в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Туризм прямо и непосредственно влияет на отрасли социальной инфраструктуры, такие как транспорт, связь, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, на учреждения культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта. Развитие туризма способствует созданию новых рабочих мест, повышает качество обслуживания, способствует увеличению финансирования, росту заработной… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 22.00.03 — Экономическая социология и демография
  • ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата социологических наук
  • Научный руководитель: доктор исторических наук, ссор А.Н. Кочетов
  • ГЛАВА 1. ТУРИЗМ И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ В ОБЩЕСТВЕ
    • 1. 1. Сущность туризма и особенности его исследования в экономической социологии
    • 1. 2. Социально-экономическая эффективность индустрии туризма
    • 1. 3. Влияние туризма на качество жизни населения России
  • ГЛАВА 2. РОЛЬ ТУРИЗМА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
    • 2. 1. Социальная инфраструктура и ее особенности
    • 2. 2. Взаимосвязь и взаимообусловленность туризма и культуры
    • 2. 3. Роль туризма в развитии пассажирского транспорта

Социально-экономическое содержание туризма в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует более глубокого проникновения в сущность объективных законов общественного развития и использования этого знания в интересах созидания нового общества. Перед современным российским обществом остро встают многообразные задачи экономического, социального, политического и духовного развития.

Вопросы социально-экономического развития становятся ключевыми при рассмотрении любых сторон жизни общества. Видное место среди них занимают проблемы развития такого общественно-экономического явления как туризм. Задачи кардинального изменения тенденций в современном развитии туризма объективно отражают необходимость новых практических действий. Дальнейшее развитие туризма должно способствовать выполнению многих социальных и экономических функций. Туризм призван стать активным и рациональным средством организации свободного времени людей.

Развитие туризма все в большей мере приобретает характер необходимого элемента социальной политики и конкретного сектора национальной экономики. Понятной в этой связи становится тенденция: в условиях увеличения свободного времени граждан относиться к нему как к мерилу общественного богатства, направленного на сохранение и восстановление трудового потенциала и здоровья населения, его духовное, культурное, нравственное и физическое развитие.

Другая тенденция развития сферы организации отдыха проявляется в усилиях по созданию индустрии туризма, т. е. отрасли, формирующей вокруг себя специфический, хозяйственный комплекс. Так, туристская отрасль оказывает серьезное влияние на работу предприятий транспорта, торговли, связи, коммунальных служб, учреждений культуры, здравоохранения и др. Практически туризм создает новый мощный рекреационно-экономический комплекс, в котором в единый узел увязаны социально-экономические проблемы и возможности многих общественных и государственных организаций, населения.

В связи с этим возникает необходимость научного изучения туризма, обусловленная потребностью в получении объективной и достоверной информации о состоянии и развитии отрасли, ее влиянии на экономику страны, а также оценка степени влияния туризма на социальную инфраструктуру России.

Поэтому сегодня теоретически и практически весьма важным является вопрос о социально-экономическом содержании туризма в современной России. Все это свидетельствует о необходимости научного решения данной проблемы, что и определяет актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

В российской научной литературе на роль таких элементов производительных сил, как транспорт, связь, создающих общие условия функционирования производства, впервые обратили внимание ученые-экономисты С. Г. Струмилин, Г. М. Кржижановский, В. В. Куйбышев, И. Г. Александров.

Рассмотрению некоторых проблем инфраструктуры посвятили свои исследования и географы, начиная с Н. Н. Колосовского, который в работе «Теория экономического районирования» обосновал территориальную организацию производительных сил и высказал ряд интересных предложений о комплексе условий, обеспечивающих эффективное развитие общественного производства. Его идеи были развиты в работах учеников и последователей И. И. Белоусова, Т. М. Калашниковой, Ю. Т. Саушкина, Б. С. Хорева и др.

Определенный вклад в изучение инфраструктуры внесли урбанисты и архитекторы своими разработками генеральных планов развития городов и районных планировок. В трудах таких исследователей, как А. С. Ахиезер, Ю. Л. Пивоваров, О. Н. Яницкий и др., освещена роль условий жизни в системах расселения, показано их влияние на повседневную деятельность людей.

Развитие социальной инфраструктуры исследовалось в работах ученых, изучающих проблемы размещения производительных сил, территориального планирования и непроизводственной сферы: А. Н. Алымова, М. К. Бандмана, Д. В. Бел ору сова, В. А. Жамина, В. П. Красовского, А. И. Кочерги, И. И. Панфилова, В. А. Сенникова, М. В. Солодкова и др.

Серьезный анализ социальной инфраструктуры осуществлен венгерскими учеными А. Балашшом, 3. Золтаном, И. Берендой, А. Чорноком, Е. Эрлихом, польскими исследователями А. Завадским, Б. Пясецким, К. Подоским, Д. Урбанек-Кржистофяком и др.

Свой вклад в разработку проблем социальной инфраструктуры внесли философы и социологи. Различные аспекты влияния материально-вещественных элементов на эффективную деятельность работников были проанализированы в работах ученых, занимающихся проблемами социального управления и планирования: В. Г. Афанасьева, Н. А. Аитова, Д. А. Керимова, Л. Н. Когана, Н. И. Лапина, Л. А. Олесневича. В. Р. Полозова, Ж. Т. Тощенко, О. И. Шкаратана.

Теоретические основы туризма, его сущность, виды, основные понятия исследовались российскими учеными Биржаковым М. Б., Зориным И. В., Ильиной E.H., Пациорковским В. В., и зарубежными исследователями Тейлором Ф. У., Уокером Д., Аткинсоном Н., Бернеккером П. И другими.

Экономическое содержание туризма явилось предметом изучения многих российский ученых экономистов, таких как Балабанов И. Т., Балабанов А. И., Ильина E.H., Терехова О. В., Чудновский А. Д., Чеботарь Ю. М., Черевичко Т. В., Широкова Г. В., Карпова Г. А., Папирян Г. А. и западных ученых Холовей.

К., Биовски Г., Котас Р., которые раскрыли основы экономики туризма, туристского рынка и механизмов его функционирования.

Правовые основы международного и отечественного туризма рассматривались Волошиным Н. И., Барчуковой Н. С., Немоляевой М. Э., Ходорковым Л. Ф., Тихоновым В.М.

Серьезный вклад в изучение туризма внесли историки и краеведы Колотова Е. В., Усыскин Г. С., Крючков A.A. и другие, исследовавшие историю отечественного туризма.

Особую роль в изучении туризма сыграли российские ученые Квартальное В. А., Романов A.A., Зорин И. В., которыми был представлен обобщенный теоретический и практический материал, рассматривающий условия появления и развития, место и роль туризма в жизни общества, туристскую политику государств в XX веке и альтернативные концепции роли туризма в современный период.

Однако имеющиеся публикации, монографии и учебно-практические пособия чаще всего рассматривают проблемы экономического значения туризма, а вопросы его социальной направленности освещены слабо.

Также до сих пор в научной литературе нет самостоятельных монографических исследований, целиком посвященных развитию социальной инфраструктуры.

В связи с этим социально-экономическое содержание туризма в современной России требует научного разрешения.

Цель исследования. Выявить социально-экономическое содержание туризма, определить его роль как элемента социальной инфраструктуры в развитии современной России.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

— раскрыть сущность туризма и особенности его исследования в экономической социологии;

— оценить социально-экономическую эффективность индустрии туризма;

— определить степень влияния туризма на качество жизни населения России;

— исследовать роль туризма в развитии социальной инфраструктуры в условиях реформирования российского общества,.

— раскрыть особенности социальной инфраструктуры;

— оценить степень влияния туризма на приоритетные отрасли социальной инфраструктуры.

Объектом исследования выступает туризм как элемент социальной инфраструктуры общества в процессе становления и функционирования рыночной экономики.

Предметом исследования является анализ социально-экономического содержания туризма в современной России.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования является диалектический метод познания, предполагающий изучение социально-экономических категорий и процессов в их постоянном развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. В процессе исследования использовались как общенаучные методы исследований теоретического уровня, так и социологические методы. Активно использовался теоретический, структурно-функциональный анализ, метод сравнительных характеристик, анализ статистической информации.

В качестве эмпирической базы диссертационного исследования выступают фундаментальные классические и современные труды российских и зарубежных социологов и экономистов в области туризма, сравнительный анализ опубликованных результатов социологических исследований и статистических данных о социально-экономическом развитии современной России.

Научная новизна выполненной работы заключается в следующих положениях и результатах диссертационного исследования:

— 8- впервые выявлено влияние туризма на социально-экономическое развитие современного российского общества;

— введены новые показатели оценки социальной и экономической эффективности туризма;

— показана взаимосвязь развития туризма и качества жизни населения;

— обоснована необходимость выделения туризма в самостоятельную отрасль социальной инфраструктуры;

— определена взаимосвязь отраслей социальной инфраструктуры и развития туризма.

Положения, выносимые на защиту.

1. Туризм оказывает существенное влияние на экономическое и социальное развитие страны. Прямое влияние туризма на экономику — это результат расходов туриста на покупку товаров и услуг. Кроме прямого, выделяют косвенное влияние туризма («эффект мультипликатора»), когда потраченные туристами деньги становятся доходами местного населения. Помимо экономического влияния туризм является важным фактором социального развития, поскольку повышает уровень жизни населения, увеличивает занятость, способствует возвышению духовных потребностей людей.

2. Определение социальной и экономической эффективности туризма является актуальным направлением развития социологической науки. В этих целях для анализа индустрии туризма предлагается использовать так называемые сателлитные счета, применяемые в зарубежных странах для изучения качества жизни населения. Система таких счетов создает методологическую основу для формирования современной статистики туризма и является необходимым условием перехода к комплексной оценке влияния туризма на экономику страны и качество жизни населения России.

3. Качество жизни — одна из важнейших социологических категорий. Основными составляющими качества жизни выступают доходы населения, потребление им материальных благ и услуг, его социальное обеспечение, условия жизни, свободное время и т. д. Туристский бизнес оказывает существенное влияние на показатели производства валового внутреннего продукта, занятости, оплаты труда, общественного здоровья и культуры, улучшая тем самым базовые индикаторы качества жизни населения.

4. Под социальной инфраструктурой понимают материальные условия для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения. Социальная инфраструктура отражает взаимодействие материально-вещественной среды и субъекта деятельности, функционально направлена на стимулирование общественного прогресса, совершенствование личности и образа жизни населения. В этом аспекте туристическая деятельность как один из важнейших способов производства и реализации услуг и духовных благ, роль которого в современной жизни постоянно растет, требует выделения туризма в самостоятельную отрасль социальной инфраструктуры с соответствующим статистическим учетом.

5. Туризм прямо и непосредственно влияет на отрасли социальной инфраструктуры, такие как транспорт, связь, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, на учреждения культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта. Развитие туризма способствует созданию новых рабочих мест, повышает качество обслуживания, способствует увеличению финансирования, росту заработной платы в этих отраслях. В свою очередь активное развитие отраслей социальной инфраструктуры способствует большей притягательности местности для туристов и, соответственно, увеличению туристских потоков.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют и углубляют теоретическую и методическую базу для выработки более эффективного механизма использования туристического потенциала в социально-экономическом развитии России.

— 10.

Положения и рекомендации, содержащиеся в диссертации могут быть использованы в процессе реформирования туристической отрасли, а также в процессе преподавания в высшей школе социологических дисциплин.

Апробация работы. Теоретические положения, методологические подходы, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, отражены автором в публикациях, излагались на ежегодных научных конференциях, проводимых в Саратовском государственном социальноэкономическом университете в 2000, 2001 годах. Отдельные положения диссертации используются в процессе преподавания курса «Гостиничный и туристический бизнес» в Саратовском государственном социально-экономическом университете. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой экономической социологии Саратовского государственного социально — экономического университета.

Структура диссертации отражает логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы и предложения, обоснованные в диссертационном исследовании, не претендуют на исчерпывающую полноту раскрытия социально-экономического содержания туризма в современной России. Вместе с тем, автор считает, что результаты проведенного диссертационного исследования будут способствовать выработке эффективного механизма формирования и использования туристских ресурсов в целях социально-экономического развития России.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. Российская газета. — 1996. — 3 дек.
  2. Указ Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации». Российская газета. — 1995. -28 дек.
  3. Указ Президента РФ от 25 апреля 1994 г. № 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма». -Экономика и жизнь. 1994, — № 18.
  4. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 177.
  5. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1995 г, № 426 „Об упорядочении использования федеральной собственности в сфере туризма“. Российская газета. — 1995. — 17 мая.
  6. Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. № 83 „О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов“. -Российская газета. 1998. — 6 февр.
  7. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года (Коммерсант, 12 мая 2000)
  8. Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации. Одобрена Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284. -Российская газета. 1995. — 28 дек.
  9. Положение о лицензировании международной туристическойдеятельности. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. № 1222. Странник. — 1996. — № 80.
  10. Правила бытового обслуживания в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа № 1025. Российская газета. — 1997. — 28 авг.
  11. Правила оказания услуг общественного питания. Утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036. -Российская газета. 1997. — 28 авг.
  12. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025. Российская газета. — 1997. — 27 авг.
  13. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период Ч1996−2000 гг. Утверждена постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г, № 222. Российская газета. — 1997. -12 марта.
  14. ГОСТ 28 681–90 „Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания (основные положения)“.
  15. ГОСТ Р50 645−94 „Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц“.
  16. ГОСТ Р50 644−94 „Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов“.
  17. ГОСТ Р50 681−94 „Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг“.
  18. ГОСТ Р50 690−94 „Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования“.
  19. Автобусный туризм в Европе. Мосинтур: Гостиницы, рестораны, туризм. Бюлл. № 4(12). М.: АО „Мосинтур“, 1994, — с.14
  20. В.И. Введение в экономику иностранного туризма: (Вопросы методологии). М., 1995. с. 8−10
  21. В.И. Экономика и организация туризма. М., 1997. с.17−21
  22. В.И., Поляк C.B. Транспорт и туризм. М.: изд-во „Транспорт“, 1972.-с. 63−65
  23. H.A. Социальное развитие городов. М., 1979, с.76−85
  24. Е. Я., Быховская И. М. Культурное пространство как объект исследования и преобразования // Ориентиры культ, политики. М., 1997. -Вып. 2.-с. 99−113
  25. Ю.П. Общий менеджмент: Учебник по общей теории менеджмента. M.: РМАТ, 1997. — с.98−101
  26. И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. М.: Финансы и статистика, 1996. — с.118−120
  27. И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб. пособие, — М.: Финансы и статистика, 2000. с. 54−59
  28. Н. С. Международное сотрудничество государств в облаституризма. М.: Междунар. отношения, 1986. — с.32−35
  29. М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский торговый Дом „Герда“, 1999 -с.21−23
  30. Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995. — с.51−52
  31. С.Г. Социальная инфраструктура народнохозяйственного комплекса. М., 1994, с.20−34
  32. В. Р. Основы менеджмента: Учебник. М.: Триада Лтд, 1996,-с.38−40
  33. И. Н. Менеджмент. М.: Юнити, 1994. — с.314−318
  34. Горностаев. Аэрофлот приступает к созданию „Аэрофлот-Тур-Групп“ // Туринфо, 1997, № 24. с.14−16
  35. Гостиницы, рестораны, туризм. Бюлл. № 2(16) М • АО „Мосинтур“, 1995. — с.5−7
  36. Грейсон Дж- Младший, О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — с.41 -43
  37. Э. С. Высокоэффективный менеджмент/ Пер.'с англ. -М.: Информ.-издат. дом „Филинъ“, 1996. с.81−83
  38. С.А. Место экономической инфраструктуры в науке о регионах. -Теоретические проблемы региональной экономики (Материалы научной конференции). М., 1973. с.137
  39. H.A. Социальная инфраструктура России: состояние, проблемы, пути развития. М., 1988, с.90−93
  40. Дж. Феноменология туризма // Теория и практика физ. культуры.-2000. № 8 с.23−26
  41. Единый народохозяйственный комплекс / Под ред. В. Г. Лебедева. М., 1985.-с.163−165
  42. И. В, Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. -М.: РМАТ, 1997. с.30−32
  43. В. Е. Культура, ее структура и функции: Учеб. пособие/ Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, Сиб. акад. гос. службы- Новосибирск, 1999. — с.42−43
  44. И. Функции культуры и проблема времени : (Социал. -филос, аспект) / Поволж. межрегион, учеб. центр. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 1997. — с. 141−143
  45. Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления.-М.: Дело, 1993. с.87−89
  46. Е. Н. Менеджмент транспортных услуг,— М.: РМАТ, 1997. с.65−67
  47. Е. Н. Организация железнодорожных путешествий. М.- ЦРИБ „Турист“, 1991. -с.6−7
  48. Е. Н. Туризм путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес.- М.:РМАТ, 1998. — с.14−15
  49. В.А. В 5 т. Т. 1. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. М.: Финансы и статистика, 1998. — с. 192−194
  50. В.А. В 5 т. Т. 3. Новые цели и функции туризма: экономика и управление. -М.: Финансы и статистика, 1998. — с.382−384
  51. В.А. В 5 т. Т. 4. Иностранный туризм. — М.: Финансы и статистика, 1998. — с.119−121
  52. В.А. Туризм. М., Финансы и статистика, 2000. — с.24−75
  53. В.А., Романов A.A., Международный туризм: политика развития. М., 1998. с.4−69.
  54. В. А., Федорченко В. К. Туризм социальный: история и современность: Учебное пособие. Киев. Высшая школа, 1989. — с.11−14
  55. В., Зорин И. Толковый словарь туристских терминов. Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. М.-Афины: INFOGROUP, 1994.- с.69−70
  56. В.А. Туризм, экскурсии, обмены. Современная практика. М,-Наука, 1994. с. 16−17
  57. М. В., Свищев Г. П. Авиация в России. М.: Машиностроение, 1988.-с.24−27
  58. В. М. Основы современной экономики- Учеб- для вузов. М.: Финансы и статистика, 1998. — с.365−367
  59. Е. В. Рекреационное ресурсоведение. М.: Советский спорт, 1998. -с.31−33
  60. Э. М. Концепция менеджмента: Учеб. пособие. ~ М.:ДеКа, 1996.- с.297−299
  61. И., Лисова И., Лылова О., Пациорковская В., Пациорковский В, Петрова А., Яковлева Е. и др. Состояние социальной инфраструктуры. Вкн.: „Россия 1994. Социально-демографическая ситуация“. М.: ИСЭПН РАН, 1995, С. 139−173
  62. И., Лисова И., Пациорковский В., Петрова А., Яковлева Е. Состояние социальной инфраструктуры. В кн.: „Россия 1993. Социально-демографическая ситуация“. М.: ИСЭПН РАН, 1994, С. 115−127
  63. И., Пациорковский В. и др. Состояние социальной инфраструктуры. В кн.: „Россия 1995. Социально-демографическая ситуация“. М.: ИСЭПН РАН, 1996, С. 140−167
  64. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998. — с.523−527
  65. П. А. и др. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993. — с.22−24
  66. А.И., Мазараки A.A. Народохозяйственный комплекс и социальные проблемы. М., 1981, с. 15−25
  67. Х.Б. Инфраструктура в системе регионального народохозяйственного комплекса, М., 1990. с.23−25
  68. В.П. Экономические проблемы инфраструктуры в СССР // Вопросы экономики, 1987, № 2. с. 24−34.
  69. А. А. История международного и отечественного туризма. М.: ВШТГ. НОУ „ЛУЧ“, 1999. — с. 100−102
  70. Н.В. Социально-бытовая инфраструктура Сибири 1956−1980. Новосибирск. 1993, с. 10−14
  71. Культура и творчество, а бытии человека: Межвуз. науч. сб. / Сарат. гос-техн. ун-т- Редкол.: С. В. Климова (отв, ред.) и др. Саратов, 1998. — с.62−63
  72. Культура и цивилизация. вопросы теории и истории: Межвуз. сб. науч. тр. / Нижегор, коммерч. ин-т- Редкол.: С. А. Ермаков (отв. ред.) и др. Н. Новгород, 1998. — с.27−29
  73. М.Г., Пациорковский В. В., Исаков Н. Д. Взаимосвязь бытового и социально-культурного поведения городского населения, — В сб.: Изучение и моделирование народного благосостояния, — М.: ЦЭМИ АН СССР, 1985.- с.138−155
  74. Т.Ф. Социальная инфраструктура в комплексном плане экономического и социального развития крупного города. Ученые записки, выпуск 44. Проблемы прогнозирования социально-экономического развития городов. Л., 1976. — с. 51.
  75. Манильская декларация по мировому туризму // Материалы Всемирной конференции по туризму. Мадрид, 1981.
  76. Международный туризм: Правовые акты / Сост. Н. И. Волошин. М.: Финансы и статистика, 2000. — с.38−40
  77. Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания / Сост. Ю. Н. Борисова, Н. И. Гаранин. Ю. В. Забаев, А. И.'Сесел-кин. М.: РМАТ, 1997.- с.70−73
  78. Менеджмент туризма. / Авт.-сост. И. В. Зорин. М.: РМАТ, 1998. — с.21−23
  79. Морские круизы. Мосинтур: Гостиницы, рестораны туризм. Бюлл. № 3(11). М.- АО „Мосинтур“, 1994. с.6−7
  80. Н.Н. Региональная экономика. М., 1995. с.33−34
  81. М.Э., Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра-М., 1985. с.85−86
  82. С.А. Апологетика капитализма и некоторые аспекты буржуазных теорий инфраструктуры. „Экономические науки“, 1970, № 11. — с.97−99
  83. С.С. Социальная инфраструктура в воспроизводственном процессе. М., 1984, с.30−35
  84. Общественные науки и современность, — М., 1997.-№ 5.-С. 167−178.
  85. Организация и проведение автопутешествий. М.: ЦРИБ „Турист“, 1987. -с.4−6
  86. Основы менеджмента туризма / Науч. ред. В. А. Квартальное. М.: РМАТ, 1996. -с.57−59
  87. Основы туристской деятельности / Под ред. В. А. Квартальнова, И. В. Зорина, Е. Н. Ильиной. М.: РМИТ, 1992. — с. 12−14
  88. В. В. Вопросы статистической оценки потенциала социальной инфраструктуры. В сб. Статистика инфраструктуры. М.: Наука, 1987. с. 169−183
  89. В.В. Принципы разработки социальных нормативов в сфере потребления культуры, — В кн.: Социально-экономические нормативы. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1983. — с. 132−146.
  90. В.В. Проблема формирования региональных центров культурного обслуживания. В кн.: Культура и средства массовой информации: социально-экономические проблемы. Отв. ред. В. Г. Зинин, И. Е. Дискин. М.: Экономика, 1985. — с. 227−232
  91. В.В. Социальное развитие больших городов. // Проблемы больших городов. М.: МГЦНТИ, 1987, Выпуск 27.
  92. В.В., Вызов Л. Г. Анализ показателей досуга пожилого населения. В сб. Проблемы социальной статистики. М.: Наука, 1986. — с. 211−226.
  93. Популярный экономико-статистический словарь-справочник / Под ред. И. И. Елисеевой.-М.: Финансы и статистика, 1993 с. 17−18
  94. Проблемы культуры: Сб. науч. тр / Новосиб. гос. акад. экономики и упр.: Отв. ред. В. М. Фигуровская. Новосибирск, 1998. — с.92−94
  95. Проблемы культуры и искусства: Тез. докл. Всерос. Аспирант, конф. / С.-Петерб. гос. акад культуры- Редкол.: П. А. Подболотов (отв. ред.) и др. -СПб., 1997.-214−216
  96. Проблемы развития сферы услуг. Отв. ред. Н. М. Римашевская, В. В. Пациорковский. М.: ЦЭМИ, ИСЭПН АН СССР, 1989. с.61−63
  97. Региональное развитие и географическая среда. М., 1971. с.39−40
  98. Розенберг Джерри М. Бизнес. Менеджмент. Терминологический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. — с.411−412
  99. Российский статистический ежегодник, М., 1999. с.16−17
  100. Рынок морских круизов во Франции. Мосинтур: Гостиницы, рестораны, туризм. Бюлл-№ 3(17). М.: АО „Мосинтур“, 1995. с.3−5
  101. Рынок морских круизов. Мосинтур: Гостиницы, рестораны, туризм. Бюлл. № 1(15). ML: АО „Мосинтур“, 1995. с.6−8
  102. В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг, 2000 с.36
  103. Ю.И. Пути повышения эффективности капитальных вложений в создание и развитие промышленных узлов. Инвестиционные проблемы народно-хозяйственных комплексов, М., 1997. — с.407−408
  104. Г. П. Инфраструктура. Экономическая энциклопедия, т. 2, М., 1975. — с.61−63
  105. Социальная инфраструктура (оценка состояния и концепция развития). Отв. ред. Н. М. Римашевская, В. В. Пациорковский. М.: ИСЭПН АН СССР, 1991. -с.10−12
  106. Социальная инфраструктура. Отв. ред. Н. М. Римашевская, В. В. Пациорковский. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1989. с.23−25
  107. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И. И. Елисеевой.-М.: Финансы и статистика, 1999. с.64−80
  108. Справочно-методическое пособие. М.: РМАТ, 1997. — с.8−10
  109. Справочник менеджмента. Т. 12. Инструментарий моделирования и прогнозирования для менеджера / Под ред. В. А. Лисичкина. М.: Научно-производ. объединение „Прогностика“, 1990. — с.98−101
  110. Статистика инфраструктуры. М., 1987. с. 15−17
  111. Сфера услуг: новая концепция развития. М., 1990. с.45−49
  112. Ф. У. Менеджмент / Пер. с англ. Вып. 4. Сер. „Классики менеджмента“. — М.: Контроллинг, 1992. — с. 135−137
  113. Ф. У. Принципы научного менеджмента / Пер. с англ. Вып. 1. -Сер. „Классики менеджмента“. М.: Контроллинг, 1991, — с.93−95
  114. О. В. Индустрия туризма в США. М.: Наука, 1983. — с.54−57
  115. Н. С. Культура в современном социогуманитарном знании // СоцИС: Социол. исслед. М., 1998.-N8. — с.109−112.
  116. В.М. Международные туристские организации. М.: Транспорт. 1991. с.58−60
  117. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес / Авт.-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальнов,-М.-Афины: INFOGROUP. 1994. с.27−28
  118. .Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М., 1980, с.5−70
  119. Труды Академии туризма. Выпуск 1. — СПб., ОЛБИС, 1995. с.158−160
  120. Туризм в России: Стат. сб. / Госкомстат России М., 2000. — с. 12−25
  121. Туризм и гостиничное хозяйство. Под ред. Проф., д.э.н. Чудновского А. Д. — М.: Ассоциация авторов и издателей „ТАНДЕМ“. Издательство ЭКМОС, 2000. — с.3−5
  122. Туристский бизнес в России: Серия статей о мировой и российской индустрии туризма // Дел. Люди. 1995. № 3. — с.91−102
  123. А. К. Социологические законы. М, 1975. с. 52−53.
  124. Дж. Р. Введение в гостеприимство. Пер, с англ. — М.: ЮНИТИ, 1999. -с.63−65
  125. Г. С. Очерки истории российского туризма. М. — СПб.: Издательский торговый дом „Герда“, 2000. с. 15−17
  126. Ю. М. Туристский бизнес. М.: Мир деловой книги, 1997. -с.47−49
  127. Человек в культуре России: Материалы V Всерос. науч.-практ. конф./Рос. ин-т культурологии и др.- Науч. ред. А. А Баранов. Ульяновск, 1997. -с.10−11
  128. Человек в мире духовной культуры: Тез. межэуз. науч.-практ. конф, 2425. марта 1999 г. / Моск. гос. ун-т культуры- Науч. редакторы: /О- 6. Китов, О. В. Чернова. М.: МГУК, 1999. — с.22−24
  129. Человек в системе социокультурных отношений: Сб. науч. ст. / Отв. ред. Н. Д. Казакова. М.: Фонд „Новое тысячелетие“. 1997. — Вып. 3. -с.90−92
  130. Человек в социокультурном мире- Материалы Всерос. науч. конф. (13−15 нояб.1997 г., Саратов): В 3 ч. / Сарат- гос. техн. ун-т- Редкол.: А. С. Бортов (отв. ред.) и др. Саратов, 1997. — с.3−5
  131. Человек на рубеже нового тысячелетия: Межвуз. сб. науч. тр. / Челяб. госун-т, Петр. Акад. наук и искусств. -Челябинск, 1998. с. 11−13
  132. С. Н. Теоретическая схема анализа культуры XX века // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия.-М» 1997. — с.113−115−186 141. Ш. М. Гуревич. Экономика речных пассажирских перевозок. М., «Транспорт», 1987. с. 77−79
  133. Г. Ф. История туризма. Минск: ИП «Экоперспектива», 1999. — с.14−16
  134. Г. В. Информационные технологии в управлении туристским бизнесом // Вестник СпбГУ. Сер.5. 1995. Вып.З. № 19.-с.14−17
  135. JI. Л. Морфология культуры: Опыт социопсихологического анализа / Новосиб. гос. акад. экономики и упр. Новосибирск, 1997. — с.7173
  136. Экономика современного туризма / под ред. Г. А. Карповой. М., 1998. -с.20−50
  137. О.В. Планирование социально-бытовой инфраструктуры: социологический подход. М., 1990. с.14−17
  138. Atkinsons Н., Berry A., Jarvis R. Business Accounting for Hospitality & Tourism. London: Char-man & Hall, 1993, — p.41
  139. Bernecker P. Fundamentals of tourism. Geneva, 1997. .- p.19
  140. Botton Andrey. Quality Management Systems for the Food industry. A guide to ISO 9001/2. New York: Blackie Academic & Professional, 2001. — p.69
  141. Computer Systems in The Hotels & Catering Industry. Cassel: Cassel University, 1988. — p.43
  142. Coping with tourists. Jer. Boissevain. European Reactions to Mass Tourism. Berghain Docks. Providence: Oxford, 1996 — p.274
  143. Doxey G. V. When enough s enough the natives are restless in Old Niagara. Heritage Canada, 1976. 2(2), p.26−27.
  144. Hall Colin Michall, Jenkms John M. Tourism & Public Policy. -New York: Prentice Hall, 1995. p.89
  145. Holloway J. Christopher. The Business of Tourism. London: Longman, 1994. -p.51
  146. Ifs. Buowski G. Tourism and conservation conflict, coexistence or symbiosis //Environmental — Convervation. 1996.№ 3-p.7−12
  147. Kotas Richard. Management Accounting for Hotels & Restaurants. Blackie Academic & Professional. Washington: Massachu-set's University press, 1997. — p.48
  148. Marketing for Tourism. Case Study Assignments. Malta: McMillian. 1992,-p.41−43
  149. McGraw-Hill International Editions. I-st class. An introduction to Travel & Tourism. Hospitality series. Haague: The University of Haague, 1994. — p.73
  150. PompI W., Lavery P. Tourism in Europe. Cab International. -Haague: University of Amsterdam, 1996. p.35
  151. Principles of hotel Front office operations. A study guide. -Cassel: Cassel University, 1994. p.217
  152. Ravenscroft Nell- Recreation Planning & Development. Malta: McMillian. 1992. -p.193
  153. Riley Michael. Caterer & Hotetkeeper. Hospitality Manager’s pocket book. Managing people. New York: Butterworth Heinemann, 1995. — p. 86
  154. Rutherford Denney G. Hotel Management & Operations. -Edinburgh: Van Nostrand Reinhold An intern. Thomson Publ., 1995. p.29
  155. Smith Valene L., Eadington William R. Tourism Alternatives. -London: John Wiley & Sons, 1994. p.239−241
  156. Welford Richard. Environmental Strategy & Sustainable Development. -Routledge, 1995. p.84−97
Заполнить форму текущей работой