Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Многоуровневый мониторинг как социальная технология управления качеством профессионального образования в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вариативные модели специалиста учитывают: факторы, влияющие на профессионально-личностные качества специалиста (особенности общественно-политического строя, специфика научно-технического прогресса и требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования) — уровни структуры личности (социологический, психологический, психофизиологический, прогностический… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-методические основы развития непрерывного образовательного процесса
    • 1. 1. Мониторинг как социальный инструмент оценки качества 14 знаний
    • 1. 2. Динамика развития социологического мониторинга 46 образовательного процесса
    • 1. 3. Выводы, цели и задачи исследования
  • Глава 2. Социально-управленческие особенности многоуровневого 69 мониторинга в условиях личностно-ориентированного образования
    • 2. 1. Диагностика социальных процессов как инструмент 69 управления качеством образования
    • 2. 2. Влияние социальных технологий на качество образования и 83 развития личности
    • 2. 3. Исследования принципов эффективного функционирования 96 высшего профессионального образования
    • 2. 4. Интеграция образовательных разноуровневых учреждений — 120 основа развития управления качеством образования
    • 2. 5. Выводы

Многоуровневый мониторинг как социальная технология управления качеством профессионального образования в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глубокие изменения, произошедшие в социокультурной, экономической и других областях общественной жизни, обусловили необходимость реформирования системы общего и профессионального образования, которая становится важнейшим социальным институтом развития общества и государства, от деятельности которого зависят их безопасность и конкурентоспособность.

Во всем цивилизованном мире образование рассматривается как ключевой фактор стабильного развития общества. Качество жизни и образования декларируется как главный ориентир глобальной политики ООН и ЮНЕСКО. Начиная с 1990 г., ООН осуществляет мониторинг «Индекса развития человеческого потенциала» по всем странам мира на основе представляемых правительствами этих стран докладов об уровне развитости человека. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века, принятая по инициативе ЮНЕСКО в 1998 г., подтверждает, что качество в сфере высшего * образования является многомерной концепцией, которая должна охватывать все его функции и виды деятельности.

Качество высшего образования играет ключевую роль в создании 'J. единого Европейского образовательного пространства, и в этом контексте оно рассматривается как непременное условие установления доверия, соотносительности, мобильности, сопоставимости и привлекательности в европейском пространстве высшего образования.

В контексте общемировых тенденций концепция государственной политике России в области качества высшего образования является приоритетной, она опирается на доктрину развития образования, основные принципы и положения которой определяют цели, направления, основания и условия обеспечения качественного образования.

Категория качества становится центральной в образовательной политики Российского государства как социального государства, главной целью которого является повышения качества жизни населения этой страны.

В Федеральной программе развития образования РФ особая роль отводится формированию гармонично развитой, социально активной, творческой и компетентной личности. Данные положения интенсифицируют работу по формированию политики в сфере управления качеством образования, в том числе и качеством высшего образования. Качество образования определяется не только объемом знаний, но и параметрами личностного, мировоззренческого, гражданского развития, при этом проблема качества образовательного процесса рассматривается с позиций общечеловеческой и социальной ценности образования. Именно эти посылки актуализируют проблему контроля качества непрерывного профессионального образования, ставят его в центр образовательной политики.

Указанные направления реформирования современного образования определяются тем, что в с современных условиях востребован особый интегрированный тип работника — субъект социально-профессиональной деятельности, самобытная активная личность и индивидуальность, что предполагает и определяет условия изменения в сфере высшего образования, где обеспечивались бы личностно-профессиональное становление, самообразование индивида и его субъектная готовность к осуществлению профессиональной деятельности. В то же время отсутствие системы конкретных и измеримых целей образования не способствует качественному обучению. Это особенно актуально в связи с использованием в последние годы для оценки профессиональной деятельности международных стандартов МС ИСО 9000, требующих теоретического обоснования и разработки таких технологий организации образовательной деятельности в вузах, которые позволят готовить мобильных, конкурентоспособных и компетентных специалистов, адаптированных к продуктивной деятельности в международном профессиональном пространстве.

Концептуально-теоретическое основы решения проблемы качества образования состоят как из общего концептуально-научно-методологического блока, в который входят науки и теории, исследующие феномен образования, так и специализированного концептуально-методологического блока, сориентированного непосредственно на исследование феномена качества высшего образования.

Основными категориями в этом плане являются:

— концепция философии качестватеории и методологии управления качеством обучения в образовательных системахорганизационно-методологические аспекты организации непрерывного образования.

Одной из важнейших особенностей непрерывного профессионального образования является его многоуровневость.

Анализ литературных источник подтверждает, что в качестве одного из наиболее эффективных средств диагностики потенциальных возможностей человека ученые выдвигают мониторинг качества знаний, который является многогранной проблемой и исследуется учеными с разных сторон.

В ряде работ при рассмотрении комплексной социально-психологической методики изучения личности специалиста раскрывается значимость профессионального становления и компетентности инженера как основного звена в осуществлении научно-технического прогресса общества.

Существенной характеристикой личности специалиста является его готовность к профессиональной деятельности, которая выступает одновременно целью и результатом его профессионально-личностного развития.

Несмотря на широкий спектр работ по проблемам управления качеством и мониторинга образовательного процесса, следует отметить, что в отечественной литературе недостаточно представлены вопросы взаимосвязи образовательного процесса и управления качеством в условиях личностно-ориентированного непрерывного обученияне разработаны принципы использования мониторинга для обучения и оценивания личностных параметров будущего специалистав вопросах управления мониторингом образования отсутствует системность, существующие квалификационные схемы не в полной мере отвечают современным требованиям и возможностямне рассмотрены методы многофакторного анализа сопоставимой образовательной информации в масштабах общей системы образования и отдельных ее подсистемнедостаточно выявлены возможности многоуровневого технического образования в условиях единого образовательного пространстване разработаны инновационные мониторинговые модели и реализующие их технологиине рассмотрены вопросы прогнозирования результатов образовательного процесса.

Изложенное подтверждает, что в трудах отечественных и зарубежных ученых накоплен опыт, отражающий отдельные направления совершенствования качества непрерывного образования, но в то же время проблематика мониторинга как средства управления качеством непрерывного технического образования остается малоизученной и требует комплексного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Социально-управленческая концепция качества образования, в которой нашли отражение различные доминанты, представлена в работах Н. А. Бердяева, А. И. Ильина, Л. П. Карсавина, А. Ф. Лосева, Н. К. Рериха, B.C. Соловьева, С. Л. Франка, П. Д. Юркевича и др. Вопросы управления качеством образования как основы подготовки специалистов раскрываются в трудах отечественных ученых В. И. Байденко, С. К. Булдакова, Б. С. Гершунского, Т.К.

Донской, В. А. Садовничего, Г. В. Стельмашука и др.

Теории и методологии управления качеством подготовки специалистов в образовательных системах представлены в исследованиях М. Б. Алексеевой, Ю. А. Волкова, М. Б. Гузаирова, В. Н. Казакова, Н. А. Кулемина, И. Г. Саловой, Н. А. Селезневой, А. И. Субетто, В. Г. Чумака, В. В. Щипанова, Г. М. Шишкова и др. Вопросы квалиметрии человека и образования, затрагивающие как общие проблемы управления и технологий оценки качества в сфере профессионального образования, так и проблемы методологии проектирования конкретного социологического мониторинга, выбора квалиметрических шкал, моделей оценки, обсуждаются в трудах B.C.

Аванесова, Ю. К. Демьяненко, Е. Ю. Игнатьевой, В. Г. Казанович, В. В. Карпова, Р. Я. Касимова, JI.B. Макаровой, Е. А. Михайлычева, В. Г. Наводнова, В. И. Нардюжева, В. М. Соколова, М. Б. Челышковой и др.

Организационно-методические аспекты организации непрерывного образования в зарубежных странах применительно к отечественной профессиональной школе раскрываются в работах А. П. Беляевой, Ю. А. Кустова, М. И. Махмутова, О. Д. Федотовой и др.

Одной из важнейших особенностей непрерывного профессионального образования является его многоуровневость, методические основы внедрения которой в учебный процесс вузов представлены в трудах В. В. Белич, О. В. Долженко, В. А. Кузнецовой, В. Н. Лопаткина, А. Н. Озина, Н. Ф. Радионовой, В. А. Сластенина, Н. В. Чекалевой, В. В. Шатуновского, B.C. Ямпольского и др. Анализ научных источников подтверждает, что пути совершенствования качества непрерывного образования представлены различными направлениями: проектирование нового содержания образования (С.Я. Батышев, И. Я. Лернер, Ю.Г. Татур) — выявление методологических и концептуальных принципов качества образовательного процесса в высшей школе (В.В. Белич, М. А. Галагузова, В.Н. Лопаткин) — выделение приоритетов качества образования (Б.С. Гершунский, В. В. Карпов, П.С. Хейфиц) — определение условий и механизмов оптимального управления мониторингом качества образования (Д.Ш. Матрос, М.М. Поташник).

Проблема профессионального становления специалистов освещена в работах зарубежных ученых Э. Берна, А. Маслоу, Г. Мюнстбергера, Ф. Парсона, К. Роджерса, Д. Сьюпера, В. Франкла и др.

Исследователи М. В. Левит, A.M. Моисеев, А. Ю. Мурашова, Д. М. Полев, О. Г. Хомерика, И. Н. Щербо, Е. А. Ямбург и другие разработали диагностические социальные технологии, которые используются для выявления эффективности управления качеством образования. В зарубежной литературе эти вопросы поднимают исследователи В. Деминг, Т. Даниел, Д. Мартене, А. Митр.

Несмотря на широкий спектр работ по проблемам управления качеством и мониторинга образовательного процесса, следует отметить, что в отечественной квалиметрии недостаточно представлены вопросы взаимосвязи образовательного процесса и управления качеством в условиях личностно-ориентированного непрерывного обученияне разработаны принципы использования мониторинга как социальной технологии для управления и оценивания личностных параметров будущего специалистав вопросах управления мониторингом образования отсутствует системность, существующие классификационные схемы не в полной мере отвечают современным требованиям и возможностямне рассмотрены методы многофакторного анализа сопоставимой образовательной информации в масштабах общей системы образования и отдельных ее подсистемнедостаточно выявлены возможности многоуровневого технического образования в условияхединого образовательного пространстване разработаны инновационные мониторинговые модели и реализующие их технологиине рассмотрены вопросы прогнозирования результатов образовательного процесса.

Изложенное подтверждает, что в социологии управления, в трудах отечественных и зарубежные ученых накоплен опыт, отражающий отдельные направления совершенствования качества непрерывного образования, но в то же время проблематика мониторинга как средства управления качеством непрерывного профессионального образования остается малоизученной и требует комплексного исследования.

Объективные предпосылки настоящего исследования опираются на противоречия между:

• идеологией обновления непрерывного профессионального образования как важнейшего компонента системы мониторинга и недостаточной разработанностью социально-управленческих методик и технологических основ управления качеством непрерывного образования;

• уровнем научно-теоретических разработок в области управления качеством образовательного процесса и недостаточной разработанностью инновационных многоуровневых мониторинговых технологий их внедрения в практику профессионального образования;

• современными требованиями к компетентности и качеству подготовки выпускника и отсутствием эффективных диагностических технологий оценки качества его подготовки;

• социально-экономической необходимостью повышения качества подготовки дипломированных специалистов и неразработанностью механизмов управления качеством, обеспечивающих результативность модернизации профессионального образования;

• необходимостью совершенствования организации управления качеством образования в соответствии с реальными потребностями общества и неготовностью осуществлять эффективные мониторинговые исследования образовательного процесса, с точки зрения исследования социальных технологий управления качеством профессионального образования.

Поиск путей преодоления отмеченных противоречий, потребность в научно-теоретическом обосновании проблемы управления качеством и не использованные возможности практики по совершенствованию мониторинга непрерывного профессионального образования определили выбор темы диссертационного исследования: «Многоуровневый мониторинг как социальная технология управления качеством профессионального образования в современной России».

Объект исследования — целостная система многоуровневого управления качеством непрерывного профессионального образования.

Предмет исследования — теоретическое и технологическое обеспечение мониторинга как средства управления качеством непрерывного профессионального образования.

Цель исследования — разработать инновационную многоуровневую систему мониторинга и использовать ее в качестве социальной технологии управления качеством непрерывного профессионального образования.

Гипотеза исследования состоит в том, что система многоуровневого мониторинга становится эффективной социальной технологией управления качеством непрерывного профессионального образования.

Поставленная цель и проверка выдвинутой гипотезы реализуются в ходе решения следующих конкретных задач исследования:

1. Изучить социально-методологические основы развития непрерывного образовательного процесса.

2. Выявить динамику развития социологического мониторинга образовательного процесса как социального инструмента оценки качества знаний.

3. Определить социально-управленческие особенности многоуровневого мониторинга личностно-ориентированного образования.

4. Проанализировать влияние социальных технологий на качество образования и развития личности.

5. Осуществить диагностику социальных процессов с позиций инструмента управления качеством образования.

6. Установить социальную взаимосвязь достижения качества непрерывного профессионального образования и единым образовательным пространством.

7. Исследовать вопрос интеграции образовательных разноуровневых учреждений в условиях социально-управленческого развития качества образования в современной России.

Методы исследования: теоретический анализ социально-управленческой, психологической, математической и методической литературы по проблемам мониторинга, качества, управления и тестирования в образованииметоды научного исследования — анализ и синтез, сопоставление и сравнение, систематизация и обобщение полученных данныхэкспертная оценкасоциальные мониторинговые модели.

При выборе методов исследования учитывались следующие принципы: личностный подход, объективность, информационная открытость, сравнимость, целостность.

Научная новизна результатов исследования:

В процессе реализации основной цели и связанных с ней научно-исследовательских задач, в диссертации были получены следующие, имеющие научную новизну, результаты:

1. Исследованы теоретико-методологические социально-управленческие основы системы мониторинга как средства управления качеством непрерывного технического образования, базирующиеся на применении и развитии идей интеграции, гуманизации и обучения;

2. Выявлена динамика развития социологического мониторинга образовательного процесса, как инструмента для оценки качества знаний на основе социальных технологий.

3. Определены и проанализированы социально-управленческие особенности многоуровневого мониторинга в условиях личностно-ориентированного образования.

4. Проанализированы мониторинговые технологии с учетом профессиональной ориентации будущих специалистов.

5. Установлена социальная взаимосвязь достижения качества непрерывного профессионального образования с единым образовательным пространством.

6. Исследованы вопросы интеграции образовательных разноуровневых учреждений в условиях социально-управленческого развития качества образования в современной России.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная система мониторинга может служить научно-методическим обоснованием практического развертывания деятельности в ракурсе управления качеством непрерывного профессионального образования с учетом региональных условий и особенностей социокультурной ситуации.

Особого внимания заслуживают разработанные инновационные социально-управленческие технологии, позволяющие обеспечить эффективное управление качеством образовательного процесса и преемственность разных уровней профессионального образования. Социально-управленческие технологии носят вариативный характер и могут быть апробированы как в целом для всей образовательной системы, так и ее отдельных структурных составляющих или этапов проведения: организации квалиметрического мониторинга эффективности функционирования образовательного процессаосуществления контроля и повышения качества знаний на уровне абитуриента, студента и выпускника технического вузапроведения сравнительного анализа успешности освоения содержания образовательных программ или их отдельных разделов в зависимости от различных критериев обобщенияразработки личностно-ориентированной диагностики результатов обучения студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

В соответствии с целями, задачами и результатами исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Условиями достижения теоретико-методологических основ организации системы многоуровневого мониторинга как средства социальной технологии управления качеством образования является: систематический комплексный контроль состояния процесса становления специалиста;

— развитие личностно-ориентированных качеств на основных этапах непрерывного профессионального образования;

2. Выявление главных свойств (возможность оперативного реагирования на возникающие проблемыспособность к саморазвитию, улучшению и прогностичности получаемых результатов), основных характеристик (многоуровневость, интегральность, комплексность и непрерывность).

3. Определение основных принципов (целостность и интегративность качеств системы, структурированность, наличие функциональных характеристик системы и отдельных ее подсистем, иерархичность отношений между подсистемами, наличие системообразующего параметра) системы мониторинга, обеспечивающих управление качеством непрерывного профессионального образования;

4. Выделение подходов к формированию понятия «единое образовательное пространство» как многоуровневой социальнообразовательной системы, являющейся объектом мониторинга;

5. Выявление специфические параметры «единого образовательного пространства», общих и особенных признаков степени влияния на личностно-профессиональное становление специалиста;

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что.

• обобщены в органической связи с современными социальными изменениями ценностных ориентаций теоретические, методологические и технологические положения системы мониторинга, рассматриваемой как средство управления качеством учебных достижений в условиях личностно-ориентированного образования;

• систематизированы представления о социологической категории «мониторинг» в системе управления качеством профессионального образования, раскрыты его сущностные характеристики и обоснована возможность применения мониторинга как эффективного средства управления качеством образования в условиях единого образовательного пространства;

• разработана многоуровневая система, позволяющая контролировать качество знаний посредством внедрения мониторинговой технологии как метода независимой оценки достижений обучающихся с использованием полифункциональной системы тестирования (предварительное, комплексное и основноеавторские диагностические методикиспециальные и комплексные тесты) — обоснованы функции тестирования как обучающей технологии;

• разработан, исследован и апробирован комплекс социально значимых понятий «интегрированный блок учебных дисциплин», «смысловые блоки», «базовые компоненты учебной информации», практическая реализация которых позволит повысить эффективность интегрированного инновационного подхода в образовании;

• уточнено содержание понятия «учебно-научно-производственный комплекс» с позиций формирования единого образовательного пространства многоуровневого интегрированного учебного заведения.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается теоретическим анализом информации в областях социологических исследований отечественных и зарубежных ученых и практиковреализацией личностно-ориентированного, системного и интегративного подходовсоблюдением логики общенаучного исследования с опорой на методологию современной социологический наукииспользованием разнообразных теорий и методов социологического исследования, анализа и прогнозирования, адекватных объекту, предмету, цели, задаче и логике исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем публикаций в журналах и сборниках статей, тезисов докладов.

Материалы исследования доложены на конференции: «Социальные проблемы регионов и пути их решений» (г. Пенза, 2008 г.), кафедральные круглые столы.

Структура и объем диссертации

отражает логику, содержание и результаты исследования. Научное исследование изложено в двух главах, пяти параграфах, содержит введение и заключение.

2.5. Выводы.

1-. Выявлены содержательные компоненты модернизации высшего технического образования: цель (создание механизмов устойчивого развития и постоянного обновления с учетом современных личностных, социальных и экономических потребностей), факторы (доступность, фундаментальность, непрерывность гуманистического личностно-ориентированного процесса, инновационный и развивающий подходы, применение новых информационных технологий) и задачи (формирование интеллектуальной, высокоразвитой личностиобеспечение условий для самореализации личностивоспитание гражданской сознательности, ответственности перед собой и обществомутверждение принципов общечеловеческой моралипривитие целостного научного мировоззрения и др.).

2. Установлено, что достижение высокого качества высшего образования требует систематического информационного обеспечения, функцию которого выполняет только тщательно спланированный мониторинг, позволяющий: повысить эффективность взаимодействий в управлении образованиемстать психологической основой систем управления знанияминакапливать и обрабатывать значительные массивы разнообразных данныхвыдавать для принятия решения сконцентрированную информацию и проводить обобщения состояния подчиненных образовательных подсистем.

3. Мониторинг образовательной системы позволил выявить и сгруппировать основные принципы эффективного управления качеством непрерывного профессионального образования по следующим направлениям: учет философских и гуманистических идей в высшем образованииуправление качеством довузовской подготовкиуправление качеством организации вузовской деятельностиобщее управление качеством подготовки студентов в вузеособенности подготовки студентов в вузеподготовка научно-педагогических кадров вуза.

4. Систематизировано понятие «единое образовательное пространство», что позволило выделить его общие признаки — формы организации образования и сотрудничества, взаимопроникновение и взаимодополнение идей, развивающееся пространство, отрасль знаний о сущности человека, интегративная категория и явление, система взглядов, принципы и условия непрерывного развития, средство решения проблем стабилизации общества и другие и частные признаки — национально-региональные особенности развития образованиясистема контроля качества знанийначальные параметры уровней образованностиформы, методы и содержание образования и др. Мониторингом в рамках единого образовательного пространства выявлены его основные задачи на международном уровне (связь ступеней высшего образованияпостроение кредитной системысоздание моделей образовательных стандартов, учебных планов и программреализация индивидуальных образовательных технологийвнутренний и внешний контроль качества) — тенденции (переход к комплексным областям образовательного знания, к гуманизации и гуманитаризации образованиясовершенствование и повышение качества массового образованияразвитие демократизации и индивидуализации образованияобеспечение непрерывности образованияразработка и утверждение государственных образовательных стандартовпоиск инновационных методов и технологий в обучении) и факторы непрерывности (единые методическая и организационная основа, менталитет народов, язык общения) интегративных процессов на межгосударственном уровнеструктурные компоненты управления качеством непрерывного технического образования многоуровневого интегрированного учебного заведения (цель управления, установление исходного и переходных состояний управляемого процесса, обеспечение систематической обратной связи и регуляция процесса обучения).

5. Расширен круг понятий, с помощью которых описывается единое образовательное пространство многоуровневого интегрированного учебного заведения: показатели (оптимальность проекта, процесса и текущих результатовконечные и отдаленные результаты) и специфичные цели (выбор доминирующей стратегии преобразований, разработка нормативно-правовой документации, финансовое и научно-методическое обеспечение, исследовательская и мотивационная деятельность) как условия управления качеством непрерывного профессионального образования.

Заключение

.

1. Проведенный анализ позволил: выделить основные виды мониторинга — социологический, образовательный, комплексный, квалиметрический, многоуровневый, профессиональный, технологический и другие виды, применяемые для оценки качества учебного процесса технического вузасистематизировать содержательные компоненты мониторинга — цель (обеспечение всех уровней управления информацией о качестве образования) — предмет (состояние системы образования в определенные периоды времени и конкретные изменения в рамках этой системы) — функции (интегративная, диагностическая, сравнительная, экспертная, контрольно-оценочная, информационная, прогностическая, прагматическая и социальная) — объекты (образованность выпускника, образовательная среда, образовательная система) — уровни (федеральный, региональный, муниципальный, образовательное учреждение) — виды анализа (корреляционный, дисперсионный, факторный, сравнительный, динамический, дидактический и др.) — принципы (объективность, надежность, системность, сравнимость, валидность, адекватность, активность субъекта познания, наглядность, целевое назначение (сравнительная и экспертная оценка), используемые в его характеристике и применении в качестве информационного обеспечения целостного управленческого инструментария.

2. Социально-образовательный мониторинг становится действенным методом модернизации всего общего образования, обеспечивая сохранение единого образовательного пространстваинструментом эффективного воздействия на все субъекты образованиясовременным средством совершенствования системы образования и управления ее качеством. В образовательном мониторинге качества знаний отражают уровень учебных достижений обучающихся, уровень профессионализма и интенсивность труда преподавателя, внешние и внутренние установки на достижение результата, а также надежность методов и технологий оценивания. В процессе мониторинга содержательные элементы предметной подготовленности обучающегося выявляются как измеряемые параметры (уровень учебных достижений), а степень личностного развития оценивается в процессе качественного анализа результатов обучения.

3. Новые приоритеты в обществе и образовании, вариативность образовательных программ и форм получения образования, методов и технологий обучения обуславливают значительную дифференциацию уровня подготовленности и развития обучающихся. .в таких условиях многоуровневый квалиметрический мониторинг становится важнейшим инструментом и методом выявления достоинств и недостатков различных обучающих программ и компонентов образовательной системы. Объективность контроля качества знаний обучающихся в условиях личностно-ориентированного непрерывного образования будет обеспечена, если в качестве технологии контроля использовать мониторинг, рассматриваемый как системно организованное звено алгоритма управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся.

4. Важными мотивационно-оценочными составляющими образования выступают компетентность (как свойства личности: специальная и профессиональная, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическаякак отношение: к себе как личности, к другим личностям, к деятельности личности) и креативность (учет подходов: когнитивный, личностный и синтетическийучет принципов: подготовка к творчеству, многокритериальное мировоззрение, терпимость к инакомыслию, нравственность, обобщенность знаний, полихроматичность мышления), позволяющие решать проблему качества образования в контексте его гуманизации и определение новой парадигмы результатов образования.

5. Процесс управления качеством непрерывного образования представлен в виде системы, что позволило применить для проектирования ее структуры основные принципы системного подхода как направления методологии научного познания, опирающейся на современные обучающие и математические методы управления, в основе которых лежит исследование объекта как системы (системы мониторинга), состоящей из взаимосвязанных элементов (субъекты мониторинга — носители мониторинговых функций, осуществляющие и развивающие их: выпускники образовательных учреждений и студенты технического вузаэтапы проведения мониторингадовузовская подготовка и вузовское обучениемониторинговые показатели, обеспечивающие целостное представление о состоянии различных объектов системы образования и происходящих в ней качественных и количественных изменениях — индивидуальные учебные достижения обучающихсямониторинговый диагностический инструментарий — совокупность моделей, методов и технологий, используемых для оценки качества образовательного процессамониторинговая деятельность, представляющая собой организацию и проведение мониторинговых процедур — инновационные подходы в определении индивидуальных учебных достижений обучающихся), наиболее существенным образом влияющих на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого элемента определены исходя из общего назначения объекта (целостная система управления качеством непрерывного технического образования). Применение системного подхода подтверждается наличием ведущих признаков системности: целостность и интегративность качеств системы мониторинга, ее структурированность, наличие функциональных характеристик системы мониторинга и отдельных ее элементов, иерархичность отношений между элементами, наличие системообразующего параметра (цели) — рассматривается в различных аспектах (системно-структурном, системно-функциональном, системно-историческом, системно-коммуникативном, системно-информационном, системно-управленческом).

6. Главными целями разработки системы мониторинга являются: выявление тенденций развития исследуемого объектасоздание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы непрерывного технического образования, о качественных и количественных изменениях в нейопределение динамики изменения основных показателей исследуемого объекта и возможность оперативного внесения корректив в процесс профессионального образованияспособность к саморазвитию, улучшению и прогностичности получаемых результатов функционирования объекта исследования. Решение основных задач, стоящих перед системой мониторинга, обусловлено следующим: установление рационального перечня измеряемых параметров и критериев оценки результатовформирование исходной информационно-аналитической базы функционирования изучаемого объектавыбор, разработка и внедрение научно обоснованного диагностического инструментария — современных социально-обучающих моделей, методов и технологий оценки качества образовательного процесса.

7. В настоящее время проблема получения качественной объективной информации о социально-образовательной деятельности образовательного учреждения приобретает чрезвычайно важное значение. В условиях существования конкуренции на рынке труда в стране начинает формироваться социальный запрос потребителей информации на качество образовательных услуг, представляемых населению тем или иным образовательным учреждением, квалифицированные научно-педагогические кадры, дополнительные образовательные услуги, взаимодействие образовательных учреждений с вузом. Образовательные учреждения получают возможность на основе независимой образовательной статистики сформировать и использовать в своей практике различные виды мониторинга для совершенствования технологии обучения и управления качеством подготовки обучающихся.

8. Установлено, что система образовательной диагностики представляет собой целостную совокупность структурных (цель, образовательный диагноз, методы, объекты, субъекты диагностики) и функциональных (задачидействия и операциифункциивиды) компонентов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивающих достижение образовательных целей и результативности образовательного процесса на основе распознавания и учета индивидуальных и групповых особенностей, состояний и свойств участников данного процесса и его компонентов.

9. В условиях непрерывного обучения разработана модель многоуровневого квалиметрического мониторинга, которая обеспечивает эффективность организации личностно-ориентированного образования, адекватную требованиям преемственности общего, среднего и высшего профессионального образования оценку знаний и умений обучающихся и включает: диагностическое измерение количественных и качественных характеристик в мотивационной структуре и когнитивной сфере личностиинтегрированность личностного и срезового подходов в мониторинге знаний обучающихсяопределение эффективности образовательных стандартов в контексте инновационных средств и методов контроляразработку стандартизированных контрольных измерительных диагностических методик и технологий тестированияреализацию механизмов целостного инновационного развития образовательного учреждения с целью управления качеством непрерывного образования.

10. Вариативные модели специалиста учитывают: факторы, влияющие на профессионально-личностные качества специалиста (особенности общественно-политического строя, специфика научно-технического прогресса и требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования) — уровни структуры личности (социологический, психологический, психофизиологический, прогностический подход, позволяющий решить проблему несогласования требований промышленности к уровню вузовской инженерной подготовки (прогноз развития отраслитенденции развития объектов, средств и содержания труда специалистаперспективные требования к знаниям и умениям в процессе профессиональной подготовки) — реализуемые различными обучающими методами и средствами параметры качества характеризующие общий стиль социального поведения и деятельности, определяющие уровень знаний, инженерно-организационные и административно-организаторские способности, учитывающие особенности мышления, выражающие отношение к работе и людям, характеризующие отношение к себе), что позволяет установить систему целей функционирования модели в виде описания свойств и качеств, которые предполагается сформировать в процессе обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Человек. Нация. Общество. — М., 1991.
  2. Н.Я. Отношения по расселению. Свердловск: УрГУД987.
  3. Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994.
  4. Ю.П., Коржевская Н. М. и др. Социальные институты, содержание, функции, контроль. Свердловск, 1989.
  5. Г. М. К вопросу об отношениях между микро и макро-социологией . М., МГУ, 1970 .
  6. Г. М. Социальная психология . М., Аспект-Пресс, 1996.
  7. А.И., Медков В. М. Социология семьи . М.: МГУ, 1996.
  8. Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию •¦'"/ Пер. с англ. М. А. Ковальчука под ред. B.C. Магуна. М.: Аспект-Пресс, 1998. 9. П. Байкова В. Г. Свободное время и свободное развитие личности. -М.: Мысль, 1985 .
  9. Р. Этапы развития социологической мысли . Пер. с франц. -М.: «Прогресс», 1993.
  10. Асп Э. К. Введение в социологию / Пер. с фин. СПб.: Алетейн, 1998.
  11. М.А. Бог и государство // Поли. собр. соч. Т. 1.-СПб., 1907.
  12. М.А. Коррупция . О Макиавелли развитие государственности// Вопросы философии. 1990. № 12 .
  13. Г. С. Обоснование научного метода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986.
  14. Д. Мятеж против современности // Социологические исследования. 1989. № 5. С. 107−114.
  15. Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М.: Academia, 1999.
  16. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Д. Рупеевич М.: Медиум, 1995.
  17. Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды / Ред.-сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М.: Моск. психолого-социал. ин-т. Флинта, 1999.
  18. Н. Духовные основы русской революции: Опыты 1917— 1918 гг. СПб.: Изд-во Христиан, гуманитар, ин-та, 1999.
  19. Н. Судьба России: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Фолио, 1998.
  20. А. Либерализм и демократия .-М., 1905.
  21. В. Д. Социальная лингвистика. М., 1987.
  22. В.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация.: Наука, 1986.
  23. П. Начала. Choses dites: Пер. с фр. / Пер. Шматко Н. А. М.:
  24. П. Социальное пространство и генезис «классов» // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1. С. 17−36.
  25. П. Социальное пространство и символическая власть // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и система. Альманах. 1993. Т. I. Вып. 2. С. 137−150.
  26. М. Объективность социально-научного и социально-политического познания // Избр. произв. М.: Прогресс, 1990 .
  27. М. Основные социологические понятия // Избр. произв. М.: Прогресс, 1990 .
  28. А. Избранное: Кризис европейской культуры / Пер. с нем. СПб.: Университ. Кн., 1999.
  29. М. Избранное. Образ общества /Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.
  30. М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост. общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова- Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.
  31. М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
  32. М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 147−156.
  33. Т. Теория праздного класса. М., 1984.
  34. П. Искусство менеджмента: новые идеи для мира хаотических перемен. М., 1993.
  35. А. А. Культурология: Антропологические теории культур: Учеб. пособие. М.: РГГУ, 1999.
  36. В.Г. Крестьянское сообщество сегодня // Социс. 1996. № 6.
  37. Ю. Г., Мостовая И. В. Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.: Гардарика, 1999.
  38. В. Проблемы психологии народов: Пер. с нем. М.1912.
  39. О.В., Гапоненко Н. В. и др. Россия: Экономика и наука на пути реформ. М., 1993.
  40. Е. Социология политических отношений : Пер. с польск. М.: Прогресс, 1979 .
  41. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность .М.: Политиздат, 1991 .
  42. Ю. А. Семья на пороге XXI века: Социологические проблемы /Под ред. К. Н. Хабибудина. СПб.: Петрополис, 1999.
  43. .С. Перспективы развития системы непрерывного образования. М., 1990.
  44. .С. Философско-медодологические основания стратегии образования в России. М., 1993.
  45. Э. Элементы теории структурации // Современная социальная теория: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во Новосибир. унта, 1995.
  46. Э. Стратификация и классовая структура. // Социологические исследования. 1991. № 5.
  47. Э. Введение в социологию // Современная зарубежная социология (70−80-е годы). М., 1993, С. 3−20.
  48. Э. Девять тезисов о будущем социологии // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и система. Альманах. 1993. Т. I. Вып. 1. С. 57−82.
  49. Э. Пол, патриархат и развитие капитализма // Социологические исследования. 1992. № 7.
  50. Э. Социология // Социологические исследования. 1994. № 2. С. 129−138.
  51. Э. Социология: учебник 90-х годов (реферированное издание). Челябинск, 1995.
  52. Э. Стратификация и классовая структура. // Социологические исследования. 1992. № 9−10.
  53. Ф. Г. Основания социологии, Киев- Харьков, 1898.
  54. Ф.М. Великий русский революционер демократ Н.Г.Чернышевский.-М.: Знание, 1953.
  55. С.И. Стабильность семьи : социологический и демографический аспект.- JI.: Наука, 1984 .
  56. Г. А., Дмитриев А. В. Социология: Учеб. пособие. М. Собрание 1999.
  57. М.К. Общественное мнение . История и современность. -М., 1988.
  58. Город и горожане. М.: РАН, 1991.
  59. М.К., Шереги Ф. Э. Как провести социологическое исследование . М.: Политиздат 3, 1985 .
  60. И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология .-СПб.: СпбУ, 1996 .
  61. .А. Массовое сознание : опыт определения и проблемы исследования .- М.: Полдитиздат, 1987 .
  62. JI.H. Этногенез и биосфера Земли . JI.: 1990 .
  63. Ю.Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры . -М.: Наука, 1980 .
  64. Де-Роберти Е. Социология. СПб., 1880 .
  65. Э. Метод социологии. Киев, 1899.
  66. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесловие А. Б. Гофмана.-М.: Наука, 1990.
  67. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр&bdquo- составл. А. Б. Гофман". -М.: Канон, 1995.
  68. Э. Ценностные и реальные суждения // Социологические исследо1 вания. 1991. № 2. С. 106−114.
  69. А.Г. Методология и процедуры социологических исследований .-М.: Мысль, 1969 .
  70. Г. Избранное: Т. 1−2 / Пер. М.: Юристь, 1996. Т. 1. Философий культуры. Т. 2. Созерцание жизни.
  71. Г. Человек как враг // Социологический журнал. 1994.2.
  72. Г. Экскурс по проблеме: Как возможно общество // Вопросы социологии. 1993. № 3. С. 16−26. |
  73. В. Гражданское общество и правовое государство -показатели цивилизации . // Коммунист. 1990. № 17 .
  74. Издательский центр «Академия», 1997.
  75. JI. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Для вузов. 3-е изд., перераб., доп. М.: Логос, 2000.
  76. Л.Г. Социология культуры . М.: Логос, 1996 .
  77. История теоретической социологии. М.: Канон, 1997 .
  78. История социологии в Западной Европе и США: Учеб. для вузов /Отв. ред Г. В. Осипов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
  79. В.О. Управление качеством инженерной подготовки специалиста — основа технологии саморазвития социальной среды.: Социологические и философские проблемы духовной и технологической среды. М., Станкин, 2000 г., 1 п.л.
  80. В.О. Технология мониторинга качества инженерного образования .: Проблемы управления социальными и технологическими процессами. М., Станкин, 2002 г. 0,8 п.л.
  81. Т.В., Митрофанова И. В. Принципы модернизации высшего технического образования// Научный рецензируемый журнал Вестник МГТУ «Станкин», № 2, 2008 М.: МГТУ «Станкин" — август 2008, с.144−149.
  82. А. Социальная физика. Т. I, II. Киев.: Киевский коммерческий институт, 1911−1913.
  83. М. С. Введение в социологию: Учебник для вузов. М.: Наука, 1994.
  84. А. Н., Кравченко А. И. Популярная социология. М.: Профиздат 1991.
  85. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Изд. полит, лит., 1984 .
  86. О. Курс положительной философии .В 6-и т. Т. 1. — СПб., 1899
  87. Конфликты в современной России: Проблемы анализа и регулирования /Под ред. Е. И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  88. B.C. Методологические аспекты оперативного изучения общественного мнения . М.: Наука, 1983 .
  89. А.И. Трудовые организации : структура, функции, поведение .- М., Наука, 1991 .
  90. А. И. Социология: Словарь. Учебн. пособие для студ. вузов. М.:
  91. А. И. Социология: справочное пособие. М.: Моск. лицей, 1996.
  92. А. И. Социология: Учеб. для вузов. М.: Логос- Екатеринбург: Деловая кн., 2000.
  93. А. И. Социология: Хрестоматия. Для студ. вузов. М.: Издательский центр „Академия“, 1997.
  94. П.А. Записки революционера . М.: Мысль, 1990.
  95. Т. В. Россия в мировом культурно-историческом контексте: парадигма народности. М.: Моск. обществ, науч. фонд. Изд. центр науч. и учеб. программ, 1999.
  96. А.В. Буржуазная массовая культура .- М.: Политиздат, 1985.
  97. П.Л. Исторические письма // Избр. произв. В 2-х т. Т. 2. -М.: Политиздат, 1965 .
  98. Ю.А. Лекции по социологии .-М. — АН СССР, 1969.
  99. В.И. Карл Маркс // Полн. собр. соч. Т. 26 .
  100. Н. Изменение парадигмы в системной теории // Современнная зарубежная социология (70−80-е годы). М., 1993. С. 196−210.
  101. Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб.:ТОО ТК „Петрополис“, 1994. С. 25−32.
  102. Н. Почему необходима „системная“ теория? // Проблемы теоретической социологии. СПб.: ТОО ТК „Петрополис“, 1994. С. 43−54.
  103. Н. Социологические размышления (интервью) // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 234−248.
  104. Г. Одномерный человек : исследования идеологии развитого индустриального общества. М.: Прогресс, 1994 .
  105. М.С., Ермаков О. В. Методические вопросы разработки социологической информации . М., 1977 .
  106. Р. К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. № 3. С. 104−114- № 4. С. 91−96.
  107. Р. К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 118−124.
  108. Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994. С. 379−447.
  109. Р. Властвующая элита. М., 1959.
  110. Р. Интеллектуальное мастерство // Социологические исследования. 1994. № 1. С. 107−113.
  111. Ч. Р. Социологическое воображение /Пер. с англ. М.: Изд. Дом „Стратегия“, 1998.
  112. Л.Б. Человек и свободное время : мнение социолога. — Минск: Наука и техника, 1989 .
  113. И.В. Влияние социальных технологий на качество образования и развития личности// Научный и общественно-политический журнал Международный издательский центр „Этносоциум“, № 7 (15), Москва, 2008, с. 132−137.
  114. И.В. Интеллект как социальный результат развития общества.// IV Всероссийская научно-практическая конференция „Социальные проблемы регионов и пути их решения“, Пенза, 2008. с. 189 191.
  115. Н.К. Что такое прогресс? Соч. Т. 1 .-СПб., 1898 .
  116. Н. К. Герои и толпа: Избр. тр. по социологии: В 2 т. /Отв. ред. В. В. Козловский. СПб.: Алетейя, 1998. Т. 1−2.
  117. Н. Мегаполисы // Свободная мысль. 1997. № 3 .
  118. А. Социодинамика культуры . М.: Прогресс, 1973 .
  119. П. Современная западная социология .-СПб .: Нотабене, 1992 .
  120. В.Я. Социология образования. М., 1992.
  121. Образование в современном мире. Состояние и тенденции развития. Под ред. Кондакова М. И. М., 1986.
  122. Г. В., Андреев Э. П. Измерение в социологии .-М., 1980
  123. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова .- М.: МГУ, 1995 .
  124. А.Т. От дворянской революционности к революционному демократизму. Идейная эволюция А. И. Герцена. -М.: МГУ, 1977.
  125. . Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.
  126. В., Караханова Т., Темницкий А. Псков в 1986 и 1995 году // Социологический журнал. 1996. № Уг .
  127. М.К. Социокультурные основания развития современной науки. М., 1992.
  128. Ю. Н. Модель непрерывного профессионального образования.- Н. Новгород, 1994.
  129. К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992.10.
  130. А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995.
  131. Проблемы семьи и детства в современной России. -М.: МГУ, 1992
  132. Проблемы теоретической социологии. СПб.: СпбГУ, 1994 .
  133. Рабочая книга социолога. — М.: Наука, 1989 .
  134. В.В. Экономическая социология.: Курс лекций. -М.: Аспект — Пресс, 1997 .
  135. В.Г. Государственный стандарт образования супердержавы мира к 2000 году. М., Педагогика, N3, 1993.
  136. Э. Чсто такое нация? // Собр. соч. В 12 т. Т. 6 .
  137. Реформа образования в современном мире. М., 1996.
  138. Российская ментальность: методы и проблемы изучения /Отв. ред. А. А. Горский, Е. Ю. Зубкова. М.: Ин-т рос. истории РАН, 1999
  139. Российская социологическая энциклопедия /Под общ. ред Г В. Осипова. М. НОРМА -ИНФРА-М, 1998
  140. Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития. Под ред. Днепрова Э. Д. и др., М., 1991.
  141. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник /Госкомстат России. М., 1999.
  142. Россия на рубеже веков: Избранные лекции университета. СПб: Изд-во СПбГУ, 1999.
  143. Русская интеллигенция: История и судьба /Отв. ред. Д. С. Лихачев. М: Наука, 1999.
  144. Е.Д. Феноменологическая социология знания . -М., 1993 .
  145. В.Л. Массовая культура в современном мире . -СПб .: СПбГУ, 1994 .
  146. Семья и семейная политика. М.: Наука, 1991
  147. Н.С. Формирование личности ученого. Социальные аспекты- М., 1991
  148. Н. Социология /Пер. с англ.- Науч. ред. В. А. Ядов. М.: Феникс,
  149. Ч. Две культуры . -М.: Прогресс, 1973 .
  150. Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс: Реф. сб. / РАН. ИНИОН. Лаб. социол. М.: ИНИОН, 1995.
  151. П.А. Человек . Цивилизация. Общество. М.: Изд. полит, лит., 1992 .
  152. П. А. Главнейшие теории прогресса в современной социоло- гии // Вестник знания. 1911. № 9.
  153. П. А. Голод как фактор. Пг., 1922.
  154. П. А. Общедоступный учебник социологии. Ярославль, 1920.
  155. П. А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. С. 463−489.
  156. П. А. Система социологии: В 2 т. Т. I. Социальная аналитика- Учение о строении простейшего (родового) социального явления. М.: Наука, 1993.
  157. П. А. Социологические теории современности. М&bdquo- 1992.
  158. П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992.
  159. П. Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ., сост., предисл. Т. С. Васильевой. М.: Наука, 1997.
  160. П. Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали: К 110-й годовщине со дня рождения / Изд. подгот. В. В. Сапов. СПб: Изд-во РХГИ, 1999.
  161. П. Человек и общество в условиях бедствия // Вопросы социологии. 1993. № 3. С. 56−59.
  162. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1997.
  163. Социально трудовые исследования. К изучению общественных проблем труда в России первой половины 90-х годов. Вып. 5.-М.: РАН, 1996 .
  164. Социология Конта в изложении Риголажа. — СПб ., 1898 .
  165. Социология организаций. Словарь — справочник. — М.: Союз, 1996 .
  166. Социология сегодня. Проблемы и перспективы / под ред. Р. Мертона, JI. Котрелла -пер. с англ. М.: Прогресс, 1965.
  167. Социология/ Осипов Г. В. и др. М .: Наука, 1990 .
  168. Социология современности. (Курсы лекций по социологии для высших учеб. завед. РФ) / Под ред. К. О. Магомедова. М., 1996.
  169. Социология. Учебник для вузов / Г. В. Осипов, А. В. Кабыща, М. Р. Тульчинский и др. М.: Наука, 1995.
  170. Социология: Основы общей теории. Учеб. пособие для вузов /Отв. ред. Г. В. Осипов. М.- Аспект-Пресс, 1998.
  171. Социология: Учеб. для вузов /Под ред. В. Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000.
  172. Социология: Хрестоматия /Сост. А. А. Горелов. М.: Хронограф, 1998. Социология на пороге XXI века: основные направления исследований /Ред.-сост. С. И. Григорьев (Россия), Ж. Коэнен-Хуттер (Швейцария). 3-е изд., доп., перераб. М.: РУСАКИ, 1999.
  173. Г. Система синтетической философии . Основные начала. в 2-х т. Т. 1 СПб., 1899 .
  174. В.И. Социальные факторы экономического развития деревни .- М.: Знание, 1987 .
  175. Э. В. Социология: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. доп. М.: Знание, 1999.
  176. Дж. Структура социологической теории .: пер. с англ. М.: Прогресс, 1985 .
  177. В. П. Массовая коммуникация: Социокультурные аспекты политического воздействия. Исследование опыта Запада /Моск. Гос. Ин-т (Университет) междунар. отношений МИД РФ. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999
  178. .Г. Социология . -М.: Прометей, 1994. Учебный социологический словарь / под общ. ред. С. А. Кравченко. — М.: Анкил., 1997.
  179. . Г. Социология: Общ. курс. Для вузов. 2-е изд., доп., перераб. М.: Прометей, Юрайт, 1998.
  180. М., Лейтуэйт Э. Как изобретать. М.: Мир, 1980.
  181. А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998.
  182. П.Н. Современные социологические теории социального времени : Научно аналитический обзор .-М., 1993 .
  183. С. Л. О задачах обобщающей социальной науки // Социологические исследования. 1990.№ 9.С.30−48.
  184. С. Л. Очерк методологии общественных наук // Вопросы методологии 1991. № 2. С. 88−106.
  185. С. Сущность социологии // Русская мысль. 1908. № 2.
  186. В.М. Основы современной теории организаций .-М.: ИОС, 1995 .
  187. В. Основы социологии: Для сред. спец. учеб. заведений. М.: Логос, Высш. шк., 1999.
  188. Н.И. Социальная психология в образовании .-М., 1995.
  189. М. Формы знания и общество: сущность и понятие социологии культуры // Социологический журнал. 1996. № 1−2. С. 122−160.
  190. П. Социология социальных изменений .—М., 1996
  191. ШютдА. Понятие и формирование теории в социальных науках // Современная зарубежная социология (70−80-е годы). М., 1993. С. 84−103.
  192. А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 129−137.
  193. Я. Элементарные понятия социологии.: пер с польск. — М.: Прогресс, 1969 .
  194. Экономика и социология труда.: Учебник для вузов. -М.: Норма-Инфра, 1999 .
  195. М. Священное и мирское. -М., 1994
  196. Энциклопедический социологический словарь. / Под ред. акад. Г. В. Осипова.- М.:1995 .
  197. Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб.: Лань, 1999.
  198. В.А. Социологическое исследование : методология, программа, методы. Самара, Самарский университет, 1995.
  199. A.M. Социальная структура общества. -М.: Экзамен, 2002 .
  200. A handbook of qualitative methodologies for mass communication research / Ed. by Jensen K.B., Jankowslo N.W.-L.- N. Y.: Routledge, 1999.
  201. Companion encyclopedia of anthropology: humanity, culture and social life / Ed. by T. Ingold. London: Routledge, 1994.
  202. Concise Oxford Dictionary of Sociology / Ed. by G. Marshall. Oxfprd: Oxford University Press, 1994.
  203. International Enciclopedia of Social Sciences. London- New-York, 1968.
  204. Jaiy D. Collins dictionary of sociology / D. Jary & J. Jary- associate editors, P. NichoUs and A. Sillitoe. 2nd cd. Glasgow: Harper Coffins, 1995.
  205. Johnson A. G. The Blackwell dictionary of sociology: A user’s guide to sociological language. Maiden (Mass.) — Oxford: Blackwell, 1997.
  206. Johnson A. G. The Blackwell dictionary of sociology: A user’s guide to sociological language. Maiden (Mass.) — Oxford: Blackwell, 1997.
  207. Penguin Dictionary of Sociology. 3-d ed. / Ed. by N. Abcrcrombie. London:210. Penquin, 1994.
  208. Schaefer R. T. Sociology: 5 Rev. ed. London: McOnwHill, 1995.
  209. Social science encyclopedia / Ed. by A. Kuper and J. Kuper. 2 Rev. ed. London: Routledge, 1996.213. Socio-Logos, 1994.
  210. Thompson W., Hickey J. Society in focus: an introduction to sociology. N. Y»
  211. Vogt W. P. Dictionary of statistics & methodology: A non-technical guide for the social sciences. Newbury Park, CA: Sage, 1993.
Заполнить форму текущей работой