Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научное обоснование, разработка и практическая реализация системы информационных и технологических ресурсов управления качеством муниципального здравоохранения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе исследования обоснована и обеспечена максимально возможная финансовая под держка таких значимых составляющих обеспечения качества медицинской помощи, как материально-техническая база ЛПУ, кадровый ресурс, внедрение современных организационных технологий для перевода части обследований из стационаров в поликлиники, а также создание системообразующего звена системы управления качеством… Читать ещё >

Содержание

  • Сокращения, понятия и термины, используемые в диссертации
  • Глава 1. Современные проблемы качества медицинской помощи и технологии его обеспечения (обзор литературы)
    • 1. 1. Роль качества медицинской помощи на основных этапах развития отечественного здравоохранения
    • 1. 2. Технологические основы обеспечения эффективности и качества медицинской помощи
  • Глава 2. Объекты, программа и методика исследования
    • 2. 1. Характеристика базы и объектов исследования сети муниципального здравоохранения г. Тольятти
    • 2. 2. Программа, методика и организация исследования
  • Глава 3. Характеристика технологических ресурсов лечебно-диагностического процесса в аспекте качества медицинской помощи
    • 3. 1. Анализ современных медицинских технологий в здравоохранении муниципального уровня
    • 3. 2. Организация контроля и экспертизы качества медицинской помощи на муниципальном уровне
    • 3. 3. Качество медицинской помощи в контексте проблем реформирования стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи
  • Глава 4. Обоснование и разработка протоколов ведения больных как элемента системы управления качеством медицинской помощи (на примере острых нарушений мозгового кровообращения)
    • 4. 1. Проблемно-целевой анализ условий и определение ситуативных приоритетов протоколов ведения больных с ОНМК
    • 4. 2. Протоколы ведения больных как элемент системы управления качеством медицинской помощи при острых нарушениях мозгового кровообращения
  • Глава 5. Автоматизация и моделирование процессов управления качеством медицинской помощи муниципального здравоохранения
    • 5. 1. Обоснование и разработка информационной базы управления качеством медицинской помощи
    • 5. 2. Организация инфраструктуры системы управления качеством медицинской помощи на муниципальном уровне
  • Глава 6. Экономические основы и ресурсы системы управления качеством медицинской помощи

Научное обоснование, разработка и практическая реализация системы информационных и технологических ресурсов управления качеством муниципального здравоохранения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Удовлетворение потребности граждан Российской Федерации в квалифицированной медицинской помощи является важнейшей задачей развития здравоохранения на современном этапе, одной из приоритетных целей государственной политики в области здравоохранения на перспективу (Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г., Решение Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18—21 марта 2003 г.).

На современном этапе развития здравоохранения управление качеством медицинской помощи все чаще рассматривается в аспекте повышения технологичности всех процессов медицинской помощи, внедрения в практику доказательных медицинских технологий, новых форм и методов организации и информатизации здравоохранения (А.И.Вялков, 2000—2002; В. З. Кучеренко, 2001—2002; В. И. Стародубов, 1998;2003, Р. А. Хальфин, 2002; В. Ф. Чавпецов, 1999—2002 и др.

Между тем, до настоящего времени остаются недостаточно изученными проблемы технологических и информационных основ системы управления качеством в здравоохранении на разных уровнях его иерархии. Ввиду значительного разнообразия подходов и методов к оценке качества медицинской помощи, актуальным является анализ отечественного и зарубежного опыта и результатов научных исследований с целью разработки унифицированных основ системы управления качеством медицинской помощи, её инфраструктуры, информационных и технологических ресурсов на разных этапах лечебно-профилактической помощи (А.А.Аскалонов,.

1988; М. М. Веренцов, 1989; А. И. Вялков, 1998—2002; Р. А. Галкин, 1993— 2003; В. В. Гришин, В. Ю. Семёнов, 1997—2003; В. И. Стародубов, 1999— 2003; Ю. П. Лисицын, 1990—2002; А. Л. Линденбратен, 1994—2002; В. З. Кучеренко, 1991—2002; Ю. М. Комаров, 1997; Р. А. Хальфин, 1998— 2002; Г. Н. Царик, 1990—1997; В. Ф. Чавпецов, 1991—2002; О. П. Щепин, 1994—2003; П. Друкер, 1994; A. Donabedian, 1990, 1996; R.H.Brook, 1987; H.V.Vuori, 1982 и др.).

На актуальность проблемы указывают многочисленные публикации, посвященные необходимости введения в практику базовых понятий и технологий, критериев и методического аппарата оценки качества медицинской помощи в соответствии с требованиями ИСО 9001: 2000 («Система менеджмента качества. Требования») и ИСО 9004:2000 («Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»), отечественных отраслевых стандартов и классификаторов", а также положений и принципов «Total Quality Management» (Ю.М.Комаров, 1996; П. А. Воробьев, 2000; Г. И. Назаренко, 2000; А. В. Шабров, 2001; С.Л. Вардо-санидзе, 2003 и мн. др.). Решение этих задач необходимо для успешной реализации Отраслевой программы «Управление качеством в здравоохранении» (срок реализации 2003—2007 годы), утвержденной МЗ РФ 23.04.2003 г.

Изложенные положения определили актуальность и новизну настоящего исследования, целью которого явилось научное обоснование, разработка и внедрение в практику автоматизированной системы управления качеством медицинской помощи на основе комплекса информационных и технологических ресурсов.

Исходя из цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1.0. Разработана программа и организационно — методические положения по исследованию комплекса информационных и техно-логических ресурсов автоматизированной системы управления качеством медицинской помощи на муниципальном уровне.

2.0. Дана характеристика и оценка состояния технологических ресурсов лечебно-диагностического процесса муниципальных ЛПУ в аспекте повышения качества медицинской помощи:

2.1. Проведен анализ структуры и эффективности современных технологий здравоохранения муниципального уровня.

2.2. Изучена структура и установлены типичные группы врачебных ошибок при оказании медицинской помощи.

3.0. По результатам проведенных исследований усовершенствована до уровня производственной эксплуатации и внедрена модель муниципальной системы экспертизы КМП — «Унифицированная модель автоматизированных тематических экспертиз качества медицинской помощи» (УМАТЭ КМП):

3.1. Обоснованы организационно-функциональные и структурные компоненты унифицированной модели автоматизированных тематических экспертиз КМП, проведены экспертные исследования различных видов экспертиз по нозологическим формам и муниципальным ЛПУ.

3.2. Дана оценка результатов тематических экспертиз, разработана и внедрена унифицированная модель автоматизированных тематических экспертиз КМП, как системообразующего компонента управления КМП на муниципальном уровне здравоохранения.

4.0. Представлено концептуальное обоснование и разработка ситуативного алгоритма протоколов ведения больных, как элемента системы управления качеством медицинской помощи:

4.1. Обоснован и осуществлен структурно-процессный проблемно-целевой анализ условий и определен ситуативный алгоритм разработки протоколов ведения больных во взаимосвязи с качеством и технологичностью лечебно-диагностического процесса.

4.2. Разработана клиническая модель протоколов ведения больных как элемента системы управления качеством медицинской помощи (на примере острых нарушений мозгового кровообращения).

5.0. Обоснована и разработана в виде производственного варианта организационно-функциональная модель управления качеством медицинской помощи муниципального здравоохранения на основе единой автоматизированной информационно — аналитической системы управления качеством медицинской помощи (ЕАИЛС УКМП):

5.1. Разработаны и введены в эксплуатацию программный комплекс, инфраструктура, базы данных и электронные формы лечебной, статистической и экономической документации ЕАИАС УКМП муниципального здравоохранения.

5.2. В ходе аналитических и экспертных работ на межсекторальном уровне оптимизирована деятельность экспертной организации — «Центр экспертизы обеспечения прав пациентов и врачей», как системообразующего координирующего компонента управления КМП.

6.0. Обоснованы экономические и ресурсные основы функционирования Единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления качеством медицинской помощи (ЕЛИЛС УКМП) на муниципальном уровне:

6.1. Разработан экономический алгоритм функционирования модели ЕАИАС УКМП муниципального здравоохранения, составляющий основу планирования и осуществления мероприятий по повышению КМП. Определены стратегические приоритеты реализации бюджета здравоохранения города по обеспечению КМП.

6.2. В ходе исследования установлен и проводится постоянный мониторинг источников финансирования ЛПУ в рамках разработанной подсистемы «Финансы» — первичного экономического компонента функционирования ЕАИАС УКМП.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что в ходе исследования впервые обоснованы и получены новые теоретически и практически значимые данные по созданию автоматизированной системы, методов и средств управления качеством медицинской помощи на основе комплекса информационных и технологических ресурсов. В ходе проведенных многоэтапных и разнонаправленных комплексных исследований развития, эффективности и качества современных медицинских технологий на муниципальном уровне получены новые данные и разработаны новые положения по следующим направлениям и видам:

• Проведен анализ и дана оценка качества и эффективности современных клинических технологий в практическом здравоохранении муниципального уровняустановлены типичные группы врачебных ошибок при оказании медицинской помощиразработаны рекомендации по предупреждению врачебных ошибок и повышению КМП в условиях использования современных медицинских технологий при широком спектре нозологических форм заболеваний;

• Усовершенствована до уровня производственной эксплуатации и внедрена модель муниципальной системы управления КМП — «Унифицированная модель автоматизированных тематических экспертиз качества медицинской помощи» (УМАТЭ КМП) — как системообразующий элемент процесса управления КМП на муниципальном уровне;

• Разработана программа структурной реформы муниципального здравоохранения на базе системы управления качеством медицинской помощиопределены приоритеты развития инновационных медицинских технологий муниципального здравоохраненияприняты управленческие решения по приоритетным направлениям развития муниципального здравоохранения с учетом балансов и технологий медицинской помощи;

• Разработана и реализована программа обоснования причинно-следственных связей в структурной иерархии протоколов ведения больных, основанных на доказательных методах диагностики и леченияобоснован и определен ситуативный алгоритм протоколов ведения больных, как элемент системы управления качеством медицинской помощи (на примере острых нарушений мозгового кровообращения);

• Создана инфраструктура и база данных модели единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления КМП.

ЕАИАС УКМП) муниципального здравоохранения г. Тольяттисоставлены и переведены на формализованные электронные формы лечебная, статистическая и экономическая документация баз данных этой системы;

• Оптимизирована деятельность экспертной организации «Центр экспертизы обеспечения прав пациентов и врачей», как центрального, управленческого и координирующего межведомственного органа управления КМП, получены результаты экспертной и экономической эффективности его деятельности;

• Разработана в виде производственного варианта организационно-функциональная модель, введен в эксплуатацию Программный комплекс муниципальной системы управления качеством медицинской помощи;

• Обоснованы экономические и ресурсные основы организационно-функциональной модели системы управления качеством медицинской помощи муниципального здравоохраненияразработан экономический алгоритм функционирования модели муниципальной системы управления КМП.

Научно-практическая значимость и внедрение в практику полученных результатов и теоретических положений.

Изучение и оценка эффективности внедрения современных медицинских технологий подтверждает на практике их высокую медицинскую, социальную и экономическую эффективность, измеряемую в показателях работы муниципальных ЛПУ и состояния здоровья населения города.

В ходе реализации комплексной программы исследования и экспериментов получены новые результаты и материалы, имеющие научнопрактическую значимость для теории и практики общественного здоровья и здравоохранения.

Основные научно-практические результаты включают следующее:

1. Анализ качества и эффективности состояния технологических ресурсов лечебно-диагностического процесса муниципальных ЛПУ, позволили оценить возможности оказания медицинской помощи надлежащего качества в практическом здравоохранении муниципального уровня. Установленная структура и типология врачебных ошибок при оказании медицинской помощи составила базу для разработки рекомендаций по предупреждению врачебных ошибок и повышению КМП при широком спектре нозологических форм заболеваний.

2. Результаты проведенных исследований позволили усовершенствовать до уровня производственной эксплуатации и внедрить модель муниципальной системы управления КМП — «Унифицированная модель автоматизированных тематических экспертиз качества медицинской помощи» (УМАТЭ КМП), как системообразующего элемента процесса управления КМП на муниципальном уровне. Проведены работы и осуществлены различные виды тематических экспертиз по нозологическим формам и различным муниципальным ЛПУ, дана оценка результатов тематических экспертиз и приняты соответствующие управленческие решения.

3. Обоснована программа структурной реформы муниципального здравоохранения на базе системы управления качеством медицинской помощи. При этом дана оценка КМП по видам технологий в муниципальных ЛПУ, определены приоритеты развития медицинских технологий муниципального здравоохранения (общеврачебной практики и системы АТПК), приняты управленческие решения по приоритетным направлениям развития муниципального здравоохранения с учетом балансов и технологий медицинской помощи (стационарной, амбулаторной, скорой медицинской помощи).

4. Разработана и внедрена программа обоснования причинно-следственных связей в структурной иерархии протоколов ведения больных. Разработана модель протоколов ведения больных как элемент системы управления качеством медицинской помощи (на примере острых нарушений мозгового кровообращения). Предложен научно обоснованный процесс разработки «Протоколов ведения больных» с использованием ситуационного анализа, метода «деловой игры», проблемных ситуаций на этапах амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной медицинской помощи на примере разработки алгоритмов терапии мозгового инсульта и выработки управленческих решений по совершенствованию оказания помощи этому контингенту больных.

5. Создана инфраструктура модели единой информационно-аналитической системы управления КМП муниципального здравоохранения (ЕАИАС УКМП), разработаны базы данных автоматизированной информационно-аналитической системы муниципального здравоохранения г. Тольяттипроведены работы по составлению и переводу на формализованные электронные формы лечебной, статистической и экономической документацииразработана логическая информационная модель интеграции суббаз данных персонифицированных медицинских услуг.

6. В ходе аналитических экспертных работ на межсекторальном уровне оптимизирована деятельность экспертной организации, как компонента системы управления КМП — «Центр экспертизы обеспечения прав пациентов и врачей».

7. Создан производственный вариант организационно-функциональной модели муниципальной системы управления качеством медицинской помощи.

8. Обоснованы экономические и ресурсные основы организационно-функциональной модели УКМП на муниципальном уровне, разработан экономический алгоритм функционирования модели муниципальной системы управления КМП. Определены стратегические приоритеты реализации бюджета здравоохранения города по обеспечению КМП, включающие финансирование мер по социальной защите населения и медицинского персонала — гарантированной зарплаты в ЛПУ, финансового обеспечения внедрения новых медицинских технологий в ЛПУ города. Установлен и проводится постоянный мониторинг источников финансирования ЛПУ в рамках разработанной подсистемы «Финансы» на принципе ведения единого электронного лицевого счета ЛПУ.

Результаты диссертационного исследования внедрены и использовались:

На федеральном уровне при принятии решений Всероссийского совещания на тему: «Совершенствование качества оказания медицинской помощи на основе развития информатизации здравоохранения» (г.Тольятти 29—31 мая 2002 г.) — подготовке отраслевой программы «Управление качеством в здравоохранении на 2003—2007 годы», утверждённой решением Коллегии Минздрава РФ 18—21 марта 2003 г.- в рекомендациях Федерального фонда ОМС по использованию в субъектах Российской Федерации передового опыта г. Тольятти в создании экспертной организации в форме некоммерческого партнёрства — «Центра экспертизы и обеспечения прав пациентов и врачей».

На территориальном и муниципальном уровне для разработки территориальных программ государственных гарантий оказания специализированной стационарной и амбулаторной помощи населению Самарской областипри подготовке целевой программы «Совершенствование и развитие здравоохранения города Тольятти Самарской области на 2000— 2004 годы" — при реструктуризации и оптимизации специализированной медицинской помощи муниципального здравоохранения.

По результатам исследования произведена оптимизация деятельности городского «Центра экспертизы обеспечения прав пациентов и врачей», в котором реализуются задачи экспертизы качества медицинской, помощи, подготовки кадров врачей-экспертов качества медицинской помощи, контроля и управления качеством в сети здравоохранения города.

Результаты, полученные в работе, могут быть использованы при разработке территориальных и муниципальных программ управления качеством в здравоохранении других регионов.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании был использован системный и технологический подход, включающий комплекс методических приёмов: анализ, изучение, оценка и обобщение опыта, организационного управления и моделирования, сравнительный и финансовый анализ, программно-целевое планирование, исследование операций и экспертных оценок, «деловых игр» и «сценария решения проблемы», логический анализ, графологический метод, контент-анализ, статистические, экономические и др. методы.

Апробация полученных результатов.

Материалы и полученные результаты исследования были доложены и обсуждены на более чем 28-ми российских и международных научно-практических конференциях, съездах, конгрессах, симпозиумах, совещаниях, важнейшими из которых явились: Всероссийское совещание «Вопросы взаимодействия ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи. Защита прав застрахованных» (г.Иркутск, 1997) — межрегиональное рабочее совещание «Опыт работы лечебно-профилактических учреждений г. Тольятти Самарской области по обеспечению качества медицинской помощи и возможности его применения некоторыми территориями Российской Федерации» (г.Тольятти^ 1998) — II международная конференция «Тотальное управление качеством — инструмент выхода из кризиса» (г, Тольятти, 1998) — Российско-Австрийская конференция «Контроль качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования» (г.Москва, 1998) — III международная конференция «Развитие через качество — теория и практика» (г.Тольятти, 1999) — региональная конференция «Актуальные вопросы внутрибольнич-ных инфекций» (г.Тольятти, 2000) — I Всероссийский съезд врачей общей практики (г.Самара, 2000) — I Губернской съезд врачей (г.Самара, 2001) — IX съезд педиатров России «Детское здравоохранение России: стратегия развития» (г.Москва, 2001) — VIII конгресс «Человек и лекарство» (г.Москва,.

2001) — Всероссийское совещание «Совершенствование качества медицинской помощи на основе развития информатизации здравоохранения» (г.Тольятти, 2002) и др.

Публикации:

По результатам исследования опубликованы три монографии и 44 статьи, несколько методических рекомендаций и тезисов, в т. ч. около десяти в центральных изданиях.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Производственная эксплуатационная модель муниципальной системы экспертизы КМП — «Унифицированная модель автоматизированных тематических экспертиз качества медицинской помощи» (УМАТЭ КМП) — как системообразующий элемент процесса управления КМП на муниципальном уровне.

2. Обоснование порядка и ситуативный алгоритм протоколов ведения больных, как компонент системы управления качеством медицинской помощи.

3. Инфраструктура, база данных и принципы функционирования целевой модели Единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления КМП муниципального здравоохранения.

4. Функции и эффективность деятельности «Центра экспертизы обеспечения прав пациентов и врачей» как компонента информационно аналитической системы и правового контура управления качеством медицинской помощи муниципального здравоохранения.

5. Экономические и ресурсные основы, функционирования Единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления качеством медицинской помощи.

6. Организационно-функциональная модель муниципальной системы управления качеством медицинской помощи.

Объем и структура диссертации.

Диссертация изложена на страницах машинописного текста два тома) и состоит из введения, 6 глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложений (отдельный том).

Работа иллюстрирована таблицами, рисунками и схемами. Указатель литературы содержит 280 источников, из которых: 194 отечественных и 86 иностранных авторов.

Выводы.

1. По результатам проведенных исследований и оценки комплекса информационных и технологических ресурсов муниципального здравоохранения усовершенствована до уровня производственной эксплуатации и внедрена модель муниципальной системы оценки КМП — «Унифицированная модель автоматизированных тематических экспертиз качества медицинской помощи» (УМАТЭ КМП) — как системообразующего элемента процесса управления КМП на муниципальном уровне, что позволило готовить и принимать управленческие решения, направленные на повышение КМП. При этом дана характеристика технологических ресурсов лечебно-диагностического процесса муниципальных ЛПУ, что позволило оценить эффективность современных медицинских технологий и разработать алгоритм межсистемного взаимодействия всех видов ресурсов и технологий.

2. За период исследования проведено более 4500 различных видов автоматизированных тематических экспертиз по 43 нозологическим формам в муниципальных ЛПУ. Изучена структура и установлены виды и типы врачебных ошибок при оказании медицинской помощи в муниципальных ЛПУ. Данные показали, что наиболее распространены врачебные ошибки сбора информации о пациенте (около 50%). На этом основании разработаны рекомендации и приняты корректирующие решения по предупреждению врачебных ошибок и повышению КМП при использовании современных технологий в лечебно-диагностическом процессе.

При классификации врачебных ошибок по уровням качества медицинской помощи установлено, что 31% составили ошибки 1 класса ненадлежащего КМП, 21% ошибок 2 класса, 29% ошибок 3−4 класса и 3% ошибок 5−6 класса ненадлежащего КМП, соответственно в разной степени оказавших влияние на состояние больного и на ресурсы муниципальных ЛПУ.

3. В ходе исследования дана характеристика состояния технологических ресурсов лечебно-диагностического процесса муниципальных ЛПУ, проведен анализ качества и эффективности современных медицинских технологий муниципального здравоохранения, разработана программа оснащения муниципальных ЛПУ современной медицинской техникой и технологиями в связи с экономическими условиями.

Реализация программы внедрения новых медицинских технологий позволила совершенствовать структурные и качественные показатели КМП, увеличить в 2.4 раза за два года количество операций с использованием видеоэндоскопической техники, лапароскопических лечебно-диагностических процедур, до 80% эффективность дистанционной и контактной литотрипсии и в два раза снижена длительность пребывания этой группы больных в стационаре, количество послеоперационных осложнений в учреждениях родовспоможения и гинекологии снизилось с 8% до 2.9% и др.

4. Обоснованы и приняты управленческие решения по приоритетным направлениям развития муниципального здравоохранения с учетом балансов стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи и ресурсосберегающих стационарозамещающих технологий, общей врачебной практики и организации акушерско-терапевтических педиатрических комплексов (АТПК). Это позволило разработать и утвердить программу структурной оптимизации системы муниципального здравоохранения, специальные целевые программы «Общая врачебная практика», «Безопасное материнство», «Кардиология» и др.

5. Результаты анализа и оценки данных экспертизы КМП по видам технологий в муниципальных ЛПУ показали высокую эффективность их применения, что позволило увеличить число пролеченных больных на 2.3% при сокращении количества коек на 6.4%, сокращение периода среднего пребывания больных на койке на 10.2%. Объем коечного фонда дневных стационаров города увеличился за период исследования на треть и составил 18.8% от общего объема стационарной сети в городе (по сравнению с 7% в РФ), количество пролеченных больных в дневных стационарах увеличилось с 9523 чел. в 1998 г. до 16 938чел. в 2002 году, организовано стационаров на дому в 2002 году 1338, по сравнению с 316 -в 1998 году и т. д.

Оценка экономической эффективности по результатам внедрения системы оценки КМП показала, что стоимость одной госпитализации в дневном стационаре, в стационаре дневного пребывания и в круглосуточном стационаре соотносится как 797.6 руб. к 2275.4 руб. к 3237.2 руб. соответственно.

6. Разработана и реализована программа обоснования причинно-следственных связей при разработке протоколов ведения больных, основанная на доказательных методах технологичности лечебно-диагностических процессов и их качества. Обоснован и осуществлен структурно-процессный проблемно-целевой анализ условий и определение ситуативного алгоритма протоколов ведения больных во взаимосвязи с качеством и технологичностью лечебно-диагностического процесса. Разработана клиническая модель протоколов ведения больных как элемента системы управления качеством медицинской помощи (на примере острых нарушений мозгового кровообращения).

При разработке протоколов ведения больных осуществлена экспертиза КМП на госпитальном, амбулаторно-поликлиническом этапе и этапе скорой медицинской помощи, в результате которой подтверждена структура врачебных ошибок, установленная в предыдущей главе, что показало универсальность и достоверность разработанной нами методики экспертизы КМП. После внедрения технологии протоколов ведения больных летальность в стационарах города при ОНМК сократилась на 10.7%, в городе создана специализированная служба скорой медицинской помощи кардиососудистого направления.

7. В ходе исследований разработана и введена в эксплуатацию инфраструктура и база данных «Единой автоматизированной информационно-аналитической системы УКМП муниципального здравоохранения (ЕАИАС УКМП) муниципального здравоохранения, составлены и переведены на формализованные электронные формы лечебная, статистичеекая и экономическая документацияосуществлена систематизация понятий баз данных в иерархии субъектов взаимодействия ЕАИАС УКМП муниципального здравоохранения, что позволило разработать логическую модель интеграции баз данных персонифицированных медицинских услуг системы управления КМП на уровне муниципального здравоохранения.

8. В ходе аналитических экспертных работ на межсекторальном уровне дана комплексная оценка и усовершенствованы организационно-функциональные основы деятельности экспертной организации— «Центр экспертизы обеспечения прав пациентов и врачей» — центрального координирующий межведомственного органа управления КМП. Получены результаты экономической и экспертной деятельности Центра в системе управления качеством медицинской помощи на муниципальном уровне как базового экономического и правового контура системы управления КМП.

Эффективность функционально-организационной модели управления КМП в муниципальных ЛПУ подтверждена логикой интегративных взаимоотношений экспертной организации — Центра экспертизы, УМАТЭ УКМП, сети муниципальных ЛПУ и пациентов при наличии информации обратной связи в комплексе факторов внешней среды, оказывающих влияние на развитие Центра экспертизы КМП.

9. Обоснованы экономические и ресурсные основы организационно-функциональной модели системы управления качеством медицинской помощи на муниципальном уровне, разработан экономический алгоритм функционирования модели муниципальной системы управления КМП.

Путем внедрения балансовых механизмов распределения ресурсов и финансовых средств затраты на амбулаторно-поликлиническую помощь составили в 2002 году 33% против 27.6% в 1998 году при соответствующем снижении финансирования стационарного сектора муниципального здравоохранения.

Обеспечено плановое финансирование закупок нового оборудования, внедрения инновационных медицинских технологий в ЛПУ, повышения квалификации и материального стимулирования качества работы медицинского персонала. 10. Определены стратегические приоритеты реализации бюджета здравоохранения города по обеспечению КМП. Благодаря этим мероприятиям объем бюджетного финансирования из источников всех уровней возрос более чем вдвое за период проведения исследования и в 2003 г достиг 264.3 млн руб., стоимость основных фондов муниципального здравоохранения за период исследования составила 10 006.бмлн. руб. при росте 146.1% за 1998;2002гг., коэффициент фондоотдачи муниципальных ЛПУ улучшился и составил в 2002 г. 1.37 (0.66 в 1998 г.).

Предложения и рекомендации.

1.Для практического внедрения рекомендуется разработанная в виде производственного варианта организационно-функциональная модель системы управления качеством медицинской помощи муниципального здравоохранения.

2. Предлагается для использования на муниципальном уровне здравоохранения Унифицированной модели тематических экспертиз качества медицинской помощи (УМАТЭ КМП).

3. Рекомендуется для использования ситуативный алгоритм структурно-процессного проблемно-целевого анализа и разработки протоколов ведения больных, как элемента системы управления качеством медицинской помощи.

4. Предлагается к внедрению проект и технология работы экспертной организации —как базовый экономико-правовой контур системы управления КМП.

5. Рекомендуется для использования в практике программа мониторинга источников финансирования ЛПУ на основе системы «Финансы» — на принципе ведения единого электронного лицевого счета ЛПУ и единой унифицированной методики расчёта стоимости оказанных услуг по конечному результату, обеспечивающей формирование принятия экономически обоснованных управленческих решений и автоматизированного контроля соответствия бюджетного финансирования объёму государственного заказа.

Заключение

.

В материалах настоящей главы представлено обоснование экономических и ресурсных основ функционирования системы управления качеством медицинской помощи и основных её элементов на муниципальном уровне здравоохранения.

Исследованиями доказано, что решение проблем финансовой поддержки развития новых технологий и на этой основе поддержание и совершенствование системы оценки КМП муниципального здравоохранения является основой совершенствования производства медицинских услуг. Поиск источников финансирования муниципальной системы оценки КМП и технологическое оснащение ЛПУ должно основываться на результатах проведенного исследования.

Полученные данные позволили обосновать экономические и ресурсные основы функционирования Единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления качеством медицинской помощи (ЕАИАС УКМП) на муниципальном уровне. Основу планирования и осуществления мероприятий по повышению КМП на муниципальном уровне составляет разработанный инновационный экономический алгоритм функционирования модели муниципальной системы управления КМП.

Определены стратегические приоритеты реализации бюджета здравоохранения города по обеспечению КМП (финансирование мер по социальной защите населения и медицинского персонала — гарантированной зарплаты в.

ЛПУ — финансовое обеспечение внедрения новых медицинских технологий и обновления МТБ ЛПУ). В ходе исследования установлен и проводится постоянный мониторинг источников финансирования ЛПУ в рамках разработанной подсистемы «Финансы»:

• первичного системного компонента функционирования ЕАИАС здравоохранения,.

• средств бюджета здравоохранения,.

• средств обязательного медицинского страхования,.

• целевых средств,.

• средств предприятий, организаций, населения", основанной на принципе ведения единого электронного лицевого счета ЛПУ.

По результатам выполненных исследований представлены результаты экономической и экспертной деятельности Центра экспертизы как базового экономического и правового контура системы управления КМП муниципального здравоохранения;

Разработана и внедрена унифицированная методика расчёта стоимости медицинских услуг по конечному результату с применением единых классификаторов видов медицинских услуг и тарифов цен на них, на принципах информационного взаимодействия и оперативного доступа к базам данных медико-статистической и экономической информации, обеспечивающей формирование принятия экономически обоснованных управленческих решений и автоматизированного контроля соответствия бюджетного финансирования объёму государственного заказа.

Анализ показал, что в результате целенаправленных мероприятий, обоснованных нами в работе, объём бюджетного финансирования из источников всех уровней вырос, более чем вдвое за период проведения исследования (1998—2002 гг.) и составил в 2002 г. — 204,3 млн руб. Помимо этого в 2002 г. от предпринимательской деятельности в ЛПУ поступило на 169,6 млн руб., что представило в 3 раза чем в 1998 г- 27,1 млн руб. поступило от добровольного медицинского страхования и 37,5 млн руб. — из других источников финансирования. Внебюджетные источники финансирования в общей сумме 234,2 млн руб. позволяло направлять значительную долю средств на мероприятия обеспечивающие повышение КМП.

Внебюджетные средства позволяют реализовать программу закупки новой техники и оборудования, что обеспечивает развитие и внедрение новых медицинских технологий в совершенствование поддержки оказания социально-значимых видов медицинской помощи (фтизиатрия, наркология, психиатрия, дерматовенерология). Обязательным компонентом муниципальной системы управления КМП является развитие скорой медицинской помощи, лекарственное обеспечение социально значимых групп населения (дети, ветераны ВОВ и граждане, пользующиеся льготами согласно действующему законодательству).

Повышение КМП на основе реструктуризации стационарной и амбула-торно-поликлинической службы обеспечивается балансовыми механизмами перераспределения финансовых и ресурсных средств системы здравоохранения города в сторону амбулаторно-поликлинического звена. При этом, затраты на функционирование АПУ составили 33% в 2002 г. против 27,6% в 1998 г., при снижении финансирования стационарного сектора здравоохранения с 61,2% в 1998 г. до 53,1% в 2002 г.

В процессе исследования обоснована и обеспечена максимально возможная финансовая под держка таких значимых составляющих обеспечения качества медицинской помощи, как материально-техническая база ЛПУ, кадровый ресурс, внедрение современных организационных технологий для перевода части обследований из стационаров в поликлиники, а также создание системообразующего звена системы управления качеством медицинской помощи — городского Центра экспертизы, в качестве экспертной организации для формирования системы принятия управленческих решений основе ЕАИАС УКМП. Внедрение разработанных современных принципов управления и финансирования муниципального здравоохранения адекватно требованиям к деятельности здравоохранения города и администрации региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Бункин В. А. Интенсификация принятия решений // Научно-практическое пособие для руководителей.: Лениздат.— Л.—1987 — 174 с.
  2. А.С., Розенберг Б. А., Шиленко Ю. В. Экономические проблемы здравоохранения. Под ред. чл.-корр.РАМН, проф. Н. Ф. Герасименко, чл.-корр. РАМН, проф. В. З. Кучеренко. Изд. «Инфра—М». — М.— 2000. — 190 с.
  3. Н.Д., Алексеева А. И., Батиевский Б. В. О некоторых проблемах системного подхода к управлению здравоохранением // Сов. здравоохр. — 1981, 5, с. 25—27.
  4. А.В., Чернецкий В. Д. Организация социалистического соревнования в специализированном стационаре // Сов. здравоохр. — 1984, 12, С. 50—53.
  5. В.К. Проблемы повышения эффективности работы учреждений здравоохранения // Актуальные проблемы экономики и планирования здравоохранения/Тез, докл. Весе. науч. конф.: М.—1983, с. 33—34.
  6. И.М. Некоторые вопросы теории и практики управления здравоохранением.—М.: ЦОЛИУВ,—1980.—47 с.
  7. .П. Опыт организации социалистического соревнования в городской поликлинике на основе системной оценки трудовой деятельности И Экономика и управление здравоохранением. Рига, —1983, С. 249—257.
  8. В.Г. Общество: системность, познание и управление. Политиздат.: М.— 1981.— 432 с.
  9. В.Д. Управление качеством, лечебного процесса в отделениях больницы // Собрание материалов шестой научной сессии Московских Международных курсов организаторов здравоохранения.— Берлин, 1983, С. 70—73.
  10. А.М. Актуальные вопросы повышения качества управления многопрофильной больницей // Здравоохр. Рос. Федерации, —1981, 7, С. 7—10.
  11. В.А., Дайон A.M., Казак B.C., Довгань Е. Г., Козакова В. Б. Первые результаты эксплуатации автоматизированной системы управления городской клинической больницы // Сов. здравоохр., 1983, 2, С. 23—29.
  12. С.П., Головтеев В. В., Корчагин В. П. Здравоохранение в период развитого социализма /Планирование и управление.—М.: Медицина, — 1982.—288 с.
  13. Введение в медицинское страхование / Под ред.В. З. Кучеренко.—М., Наука—1993.
  14. .Г., Коляденко А. П. Некоторые пути интенсификации лечебно—диагностического процесса в отделении стационара больницы // Сов. здравоохр., —1983, 11, С. 21—23.
  15. .Г., Коляденко А. П. Некоторые пути улучшения использования коечного фонда.—Врач, дело, —1982, 5, С. 118—121.
  16. Д.Д. О научных основах управления здравоохранением .—М.: ЦОЛИУВ, —1981—39 с.
  17. П.А., Аксюк З. Н. Стандартизация и оценка качества медицинской помощи // Проблемы стандартизации в здравоохранении.—М.— 1999.—С.8—15.
  18. А.И. О формировании системы государственных гарантий обеспечения граждан Российской федерации бесплатной медицинской помощью // Экономика здравоохранения. —1998.— № 6/30.—С.5—10.
  19. А.И. Основы региональной политики в здравоохранении, Изд. «Геотар—Мед».: М.— 2001— 335 с.
  20. А.И., Мирский М. Б., Щепин В. О. и др.Основные направления разви—тия лечебно—профилактической помощи населению // Здравоохранение России, XX век Под ред. Ю. Л. Шевченко, В. И. Покровского, О. П. Щепина. Изд."Геотар-Мед".: М.— 2001, С. 66—150.
  21. А.И. Современные проблемы состояния здоровья населения Российской Федерации // Проблемы управления здравоохранением. М.— 2002.—С. 10—12.
  22. А.И., Райзберг Б. А., Шиленко Ю. В. Управление и экономика здравоохранения. Учебное пособие для ВУЗов. Под ред. чл.—корр. РАМН, д.м.н. проф. А.ИВялкова. Изд. дом «Геотар-Мед». М.—2002.— 327 с.
  23. А.И. и соавт. Проблемы и перспективы развития системы стандартизации в здравоохранении Российской Федерации // Проблемы стандартизации в здравоохранении. М.— 2000.— С. 3—10.
  24. А.И. Управление здравоохранением на уровне региона в условиях рыночных отношений // Здравоохр. Рос. Федер. —1993.—№ 5.— С. 3—4
  25. А.И., Щепин В. О. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения (Материалы социологического исследования). Под ред. акад. РАМН О. П. Щепина. Изд. «Геотар-Мед». —М.— 2001.— 224 с.
  26. В.В., Дреерман Я. И., Максимов В. Д. Опыт работы по специализации кадров лечебного учреждения, здравоохранения.—Здравоохр. Рос. Федерации, —1982, 6, С. 36—39.
  27. Н.И., Потехина М. В., Михеева Л. В. Некоторые проблемы оптимизации амбулаторно—поликлинической н стационарной медицинской помощи населению // Организация здравоохранения в странах—членах СЭВ /Методические материалы.—М., —1984, с. 34—39.
  28. Р. А. Павлов В.В., Кузнецов С. И. Система стандартов оказания медицинской помощи.// Тотальное управление качеством — выход из кризиса. Сб. докладов. П-й межд. конф. Вып. 2.— г. Тольятти.— 1998.— С.57—63.
  29. Р.А., Гехт И. А. К вопросу о реформировании здравоохранения //Проблемы социальной гигиены и истории медицины 1998.— № 1.— С.28—31.
  30. Р.А., Тявкин В. П. Экспертиза качества лечения хирургических больных. // Здравоохр. Рос. Федер.— 1993.—№ 3.— С. 13—15.
  31. Гарантии качества медицинской помощи и их правовое обеспечение системой обязательного медицинского страхования. Методическое пособие. Под ред. В. Ф. Чавпецова, В. В. Гришина, В. Ю. Семенова, А. М. Рабец.— М.—1998.—368 с.
  32. В.К. Эволюция проблем теории и практики управления здравоохранением в регионе.— г. Ижевск.— 2001. — 391 с.
  33. В.К. Совершенствование управления здравоохранением региона на основе развития методологических подходов и информационных технологий. Дисс. на соиск. учен. степ, д.м.н.— г. Ижевск.— 2000. — 297 с.
  34. А.А., Лунска я Л.Л., Петрова Е. А. Итоги эксперимента по бригадной форме организации и оплаты труда медицинского персонала // Актуальные проблемы экономики и планирования здравоохранения /Сб. науч. тр. М., 1983, с. 147—149.
  35. Глазьеве. Россия 2000—2001. Желаемое или действитель-ное.//Экономика и жизнь.: М.— 2000, № 27.— С. 5.
  36. Глоссарий «Качество медицинской помощи». Россия — США. Рос.— амер. Комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству.: М.— 1999.—61 с.
  37. В.В., Корчагин В. П. Изучение темпов и пропорций развития лечебно—профилактической помощи в СССР.— Сов. здравоохр., —1980, 12, С. 9—13.
  38. Л.В. Научное обоснование перспективы развития сети стационарных медицинских учреждений автономной республики: Автореф. дис. канд.: М.,—1979.—15 с.
  39. Г. Л., Ермаков В. В., Шишкина Е. А. Исследование преемственности в медицинской помощи между стационарными и поликлиническими учреждениями.: Сов. здравоохр., —1981, 6, С. 21—25.
  40. Ю.Н., Кокшарова Г. В. О методике планирования работы объединен—ной городской больницы.: Сов. здравоохр., —1983,2, С. 17—23.
  41. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2000 году.: М.—2001.—103 с.
  42. В. В. Семенов В.Ю., Поляков И. В., и др. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование. М., 1995, 167 с.
  43. В.А. Научные основы современных информационных технологий в управлении лечебно—профилактическими учреждениями. Автореф. дисс. д.м.н.— 2000.—48 с.
  44. В.А. Современные технологии управления лечебно— профилактическим учреждением, -г. Тольятти.— 2000.— 247 с.
  45. Е.Д. О состоянии и перспективах развития медицинской науки в Российской Федерации. //В сб. докладов на расшир. заседании коллегии Минздрава РФ 20—21 марта 2001 года — М — 2001.— С. 125—133.
  46. Н.Г. Внутрибольничные консультации как один из путей совершенствования стационарной помощи.—В кн.: Актуальные проблемы экономики и планирования здравоохранения /Тез. докл.Всес. науч. конф. М., —1983, С. ЗЗ—34.
  47. И.Н. Практическая подготовка врача в ВУЗе // В сб. докладов на расш. заседании коллегии Минздрава РФ 20—21 марта 2001 года .— М.—2001.— С. 165—167.
  48. Г. Ф., Лепитько В. Г., Орбань В. А. Применение ЭВМ в управлении стационаром городской больницы. Врач, дело, —1978,8, с. 144—147.
  49. Е.С. Использование информации для управления крупной многопрофильной больницей.—Здравоохр. Рос Федерации, 1981,7, С. 13—16.
  50. Кузнецов В, И., Железняк Е. С., Колпаков В. П. Некоторые вопросы рационального использования коечного фонда крупной многопрофильной больницы.—В кн.: Актуальные проблемы экономики и планирования/Тез, докл. Всес. науч. конф. М., —1983, С. 167—169.
  51. Г. И. Управление качеством медицинской помощи — условие эффективного использования ресурсов медико-социального комплекса // Сб. докладов на расш. заседании коллегии Минздрава РФ 20—21 марта 2001.— .М.—2001.—С. 114—117.
  52. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 2000 году (статистические материалы).: М.— 2001.— 198 с.
  53. Ю.И., Алексеева А. В. Методика определения уровня организации труда в отделениях стационара городской больницы.—В кн.: Вопросы экономики и планирования здравоохранения /Сб. науч. тр. М., 1976, с. 74—78.
  54. И.С.Мыльникова, Е. Н. Индейкин // Серия „Страхование здоровья: преимущества и недостатки“. Выпуск 5. — М., Присцельс. —1993.
  55. В.В. и др.Система комплексной критериальной оценки труда медицинских работников. В кн.: Вопросы экономики и планирования здравоохранения /Сб. науч. тр. М., —1976, с. 16 —20.
  56. В.И. Методология системного подхода и ее применение в практике здравоохранения. М.: Медицина, —1978.—136 с.
  57. А. В. Лопатин П.В., Линденбратен А. Л. Фармацевтическая про—мышленность и лекарственное обеспечение. // Здравоохранение России, XX век. Под ред. Ю. Л. Шевченко, В. И. Покровского, О. П. Щепина. Изд. „Геотар-Мед.“.: М—2001. С. 212—234.
  58. В.В., Линденбратен А. Л. Состояние преемственности в организации медицинской помощи терапевтическим больным между поликлиническими и стационарными учреждениями различных типов.—Тер. арх.,—1981, 1, с. 107—110.
  59. Классификатор „Простые медицинские услуги“. Приказ Минздрава РФ от 22.12.98 № 374.
  60. Ю.М. К вопросу о стратегии и тактике развития здравоохранения в России. // Здравоохр. Российской Федерации. — 1991. № 9. С. 3— 6.
  61. Ю.М. Современный анализ и моделирование в здравоохранении. // Здравоохранение (межд.).: Бухарест.—1982. № 4. С. 315—316.
  62. Ю.М. Медицинское страхование: проблемы и решения. //Страховая медицина: Вопросы теор., истор. Опыт, перспект. развития: М.— 1991. С.7—9.
  63. Ю.М. Улучшение качества — одно из главных направлений реформы здравоохранения. // Управление качеством медицинской помощи в Российской федерации. Материалы IV—й Рос. науч.—практ. конф. НПО „Медсоцэкономинформ“: М.— 1997. С. 28—53.
  64. Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации. Приказ Минздрава России и РАМН от 27.08.2001 г. № 344/76. — 23 с.
  65. В.П. Социально—экономические проблемы здравоохранения и улучшение планирования.—В кн.: Актуальные проблемы экономики и планирования здравоохранения/Сб. науч. тр. М., —1983, С. 85—86.
  66. И., Владимирцев В. Что стоит за понятием „семейный врач“. — Врач.—1994, № 7. С. 32—35.
  67. КремлёвН.И. Управление качеством медицинской помо-щи.//Управление качеством медицинской помощи в Российской Федера-ции.Материалы IV-й Рос. науч.-практ. конф. НПО МСЭИ.: М.—1997 С. 73—80.
  68. А.А., Сергеева А. И. Использование частичной госпитализации на дому при лечении больных язвенной болезнью.—Сов. здравоохр., 1983, 7, с. 39—41.
  69. В .Г. Медицинская информатика. Учебное пособие. РМА-ПО.:М.—1999. 100 с.
  70. В.З. Здравоохранение в условиях рыночной экономики // Бюллетень НИИ СГ и УЗ им. Н. А. Семашко, М., —1994, Вып. 3. С. 9А—96.
  71. В.З., Боярский С. Г. Об управлении качеством медицинской помощи. // В сб. науч. трудов: Проблемы оценки качества медицинской помощи. Под ред.проф.Н. И. Вишнякова и Н. П. Куликовой.: С—Пб.— 1996. С. 11—13.
  72. В.З., Мыльникова И. С. К оценке качества медицинской помощи в новых условиях хозяйствования.: Здравоохранение Рос. Федера-ции. — 1991. № 3. С.5—8.
  73. В.З., Мартыненко В. Ф. Информационные технологии в управлении качеством медицинской помощи.//В кн. Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров.— М.—2002.— С. 194— 196.
  74. В.З., Рагимов Д. М., Морозов В. П. Муниципальное медицинское предприятие — субъект системы медицинского страхования. — Здравоохранение Рос.Федерации. — 1992, — № 10. — С.5—7.
  75. А.Л. Методические основы и организационные технологии оценки качества и эффективности медицинской помощи. Дисс. д.м.н.— 1994.—305 с.
  76. А.Л. Оценка качества и эффективности работы среднего медицинского персонала. // Медицинская помощь.— М.—1995.— № 5.— С. 6—8.
  77. А.Л. Некоторые организационно-методические аспекты оценки качества медицинской помощи // Управление качеством медицинской помощи в Российской Федерации. Материалы IV—й Рос.науч.-прак. конф.—М.— 1997—С. 63—66.
  78. Ю.П. Концепция охраны здоровья России // Врач.— 1994.—№ 5 .
  79. Ю.П. Теория медицины на стыке веков — XX и XXI.— ВУНМЦ.—М —1998— 156 с.
  80. Ю.П., Отдельнова К. А. К вопросу о показателях качества медицинской помощи // Здравоохр. Рос. Федер. — 1990.— № 11.— С. 3—9.
  81. Ю.П. От социальной гигиены к социальной медицине. — Проблемы социальной гигиены и истории медицины. — 1994. — № 1.—С.46—51.
  82. .Г. Управленческие решения. Изд. „ЭКМОС“, М.— 1998.— 248 с.
  83. Е.А., Голубев Л. В. О территориальном размещении специализированных видов стационарной помощи.— Сов. здравоохр., —1979, 12, С. 6—12.
  84. Л.В., Лунская Л.Л, Ройтман МП. К вопросу об эффективности использования коек в стационарах. —Сов. здравоохр., —1971,7, С. 36—41.
  85. В.Н. Социально—психологические аспекты деятельности управленческих кадров в условиях внедрения экономических отношений в здравоохранении /Автореф. дисс. канд.мед.наук. — Оренбург.— 1992. —23 с.
  86. Р.Я., Шустер Л. А. Основные принципы системы управления качеством здравоохранения. —Врач, дело,—1980, 4, с.7—11.
  87. И.Н., Тарасова Г. В. Показатели здоровья работающих на промышленных предприятиях в зависимости от условий труда. В кн.: Современные аспекты промышленного здравоохранения. Материалы научно-практической конференции 5—6 июня 2003 г. С. 42—43.
  88. В.Ф. Становление и развитие методологических основ медицинской информатики. //Актовая речь НПО МСЭИ Минздрава РФ.— М.— 1999. —40 с.
  89. Н.Б. Здравоохранение.территориального уровня в условиях перехода к рыночной экономике. — Кемерово, ИнСЭПЗ. — 1993. —214
  90. Менеджемент в системе обязательного медицинского страхования и здравоохранения. Учебно—методическое пособие. Под ред. А. М. Таранова, Н. А. Кравченко.—М.,—1999.— 351 с.
  91. Я.С., Аннамурадов Э. А. Исследование целей и причин обращений населения за платной медицинской помощью в хозрасчетную поликлинику. —Здравоохранение Рос.Федерации.—1991.—№ 10. —С. 7—11.
  92. В.А., Поляков И. В. Здравоохранение крупного социалистического города. — М.: Медицина, —1979.—320 с.
  93. Ю. М., Налитов В. Н. Протоколы действий для фельдшерских бригад скорой медицинской помощи. С.—Пб.—1998.
  94. Г. А. Формы и методы контроля за качеством лечебно-диагностического процесса в многопрофильной больнице, — Здравоохр. Рос. Федерации, —1981, 7, С. 20—22.
  95. И.С., Кричагин В. И., Индейкин Е. Н. Стандарты медицинской помощи. — М.: Присцельс, —1993 — 96 с. (Серия „Страхование здоровья: преимущества и недостатки“)
  96. Н.Б., Ластовецкий А. Г. Качество медицинской помощи и его экспертиза. // Экономика здравоохранения. — 1998.— № 1.— С. 7—15.
  97. Нейрометаболическая фармакотерапия. Под ред. Бурцева Е.М.— М.— 1999.—56 с.
  98. Т.Н. История экономики в вопросах и ответах. Учебное пособие. Изд. „Феникс“.— г. Ростов-на-Дону.— 1999.— 415 с.
  99. О совершенствовании контроля качества медицинской помощи: Приказ Минздрава РФ и ФФОМС № 363/77 от 24 октября 1996 г.— М.— 24 с.
  100. О введении в действие отраслевого стандарта „Протоколы ведения больных. Общие требования“. Приказ Минздрава РФ от 03.08.99. № 303.
  101. Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения для стационарных больных. Приказ ГУ здравоохранением администрации Самарской области от 11.05.2000 г. № 145.
  102. О.А., Троицкий B.C. Опыт организации специализированного диагностического центра при областной больнице.— Сов. мед., 1978,11, с.
  103. В.К., Марченко А. Г., Семёнов В. Ю., Тишук Е. А. Перспективы использования метода диагностически связанных клинико—статистических групп в советском здравоохранении. // Сов. здравоохр. —1990, № 11.— С. З—7.
  104. С.И. Словарь русского языка. Изд. „Русский язык“.— М.— 1984.—815 с.
  105. Основные показатели деятельности лечебно—профилактических учреждений города Тольятти (1996—1999 годы). Департамент здравоохранения мэрии г. Тольятти.— 1999. — 23 с.
  106. Основы организации стационарной помощи в СССР /Под ред. А. Г. Сафонова.—М.: Медицина, —1976 — 335 с.
  107. М.Н., Сорокин Э. П. Оценка качества и эффективности стационарной терапевтической помощи.—Сов. здравоохр., 1983,9, с. 15—18.
  108. М.В., Поддубная А. Е., Дегтярева Э. М. Эффективность деятельности однодневного нефрологического стационара.— Сов. здравоохр., 1982,7, С. 45—47.
  109. Политика качества в здравоохранении. //Материалы семинара „Основные подходы к обеспечению и управлению качеством медицинской помощи“ А—5 июня 2001 г.— М. —6 с.
  110. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. „Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы“.
  111. Д.И. Непроизводственная сфера: эффективность и стимулирование.—М.: Мысль, —1973.—300 с.
  112. Руководство по управлению качеством. Межправительственная российско-американская комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству.— М.— 2000. 88 с.
  113. К.С. Учёт затрат на мероприятия Hill. Изд. „Финансы и статистика“.— М.— 1991 -96 с.
  114. В.Ю., Резниченко В. Ю. Что является товаром на рынке здоровья? // Экономика здравоохранения.— 1996.— С. 15—18.
  115. Смертность населения Российской Федерации, 2000 год (Статистические материалы).— М.— 2001.—232 с.
  116. Советский энциклопедический словарь. Изд. „Советская энциклопедия“. М — 1984.— 1599 с.
  117. Современный маркетинг/ Под ред. В. Е. Хруцкого.—М.,—1991.
  118. Справочник по международным стандартам на системы качества (ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 версии 2000 г.).— г. Самара.— 2001.— 123 с.
  119. В.И. О состоянии здравоохранения и мерах, направленных на его улучшение. // Здравоохр. Рос. Федер.— 1999.— № 2.— С. 3—6.
  120. В.И. Современная стратегия повышения эффективности здравоохранения //Научн.труды: Экономическая эффективность и развитие регионального здравоохранения. ЦНИИОИЗ. — М.— 2002.— С. 5—11.
  121. В.И., Воробьёв П.А.^Якимов О.С., Семёнов В. Ю. Основные положения концепции стандартизации медицинских услуг // Экономика здравоохранения.— 1997.—№ 10.— С. 5—10.
  122. В.И., Савельева Е. Н. Особенности медицинского страхования в современной России // Рос. медиц. журнал.— 1996.— № 3 .— С. 8—11.
  123. В.И. Реформы Российского здравоохранения: настоящее и будущее. //Здравоохр.Рос. Федер. — 1999.— № 4.— С.7—12.
  124. Т.И. Современное состояние и перспективы развития информатизации в здравоохранении Российской Федерации // Проблемы управления здравоохранением.— 2002.— № 1(2).—С. 20—22.
  125. A.M. О некоторых актуальных вопросах информатизации систе—мы ОМС //Основные направления развития информатизации здравоохранения и системы ОМС на 1999 -2002 годы. Материалы Всерос. конф.— г. Воронеж.— 1999.—С. 29—30.
  126. A.M. Роль обязательного медицинского страхования в реформировании медико—социальной сферы //Сб. докладов на расш. заседании коллегии Минздрава РФ 20 21 марта 2001 г.— М.— 2001.— С. 20—23.
  127. Е.А. Современное состояние и перспективы развития информатизации в здравоохранении. //Основные направления развития информатизации здравоохранения и системы ОМС на 1999—2002 годы. Материалы Всрос. конф.— г. Воронеж.— 1999 — С. 33—38.
  128. Управление качеством медицинской помощи в Российской Федерации. // Материалы ежегодЛУ-й Росс, науч.-практ. конф. НПО МСЭИ.— М.— 1997.—380 с.
  129. Управление качеством продукции ИСО — 9000, ИСО — 9004, ИСО — 8402. ISO. // Издательство стандартов, 1988, с. 94.
  130. Федеральное руководство для врачей по использованию лекарственных средств (формулярная система): Вып.1. Изд."Геотар-Мед». — М.—2000.— 975 с.
  131. М.А., Христ А. А. Развитие общеврачебной практики в г. Тольятти, // Сб. тезисов и статей I—го Всероссийского съезда врачей общей практики. — г. Самара.— 2000.— С. 277 279.
  132. М.А. Актуальные проблемы управления муниципальным здравоохранением Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. А. И. Вялкова, г. Тольятти.— 2001 г. —310 с.
  133. М.А. Создание системы управления качеством медицинской помощи — путь совершенствования муниципального здравоохранения. //Самар—ский медицинский журнал.— № 4.—г. Самара.—2001г. С. 15—17
  134. М.А., Миляков В. П. Информационная инфраструктура современной системы управления муниципальным здравоохранением.— г. Тольятти.— 2002. —256 с.
  135. М.А., Тореева Е. К. К вопросу об управлении качеством медицинской помощи в муниципальном здравоохранении.//Самарский медицинский журнал № 4.—2001г. С. 12—14.
  136. М.А., Мартыненко В. Ф. Технологические основы обеспечения высоких показателей качества медицинской помощи. // Проблемы управления здравоохранением.—2003.—№ 1.—С.
  137. М.А. Анализ возможностей и результатов практического применения автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи. //Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, к.м.н.— С—Пб.— 1998. — 23 с.
  138. Г. Н. Принципиальные аспекты управления качеством медицинской помощи. // Управление качеством медицинской помощи в Российской Федерации. Материалы IV-й Росс, науч.-практ. конф.— М.— 1997.— С. 59—63.
  139. Г. В. Общая врачебная практика.— Кемерово, ИнСЭПЗ.— 1993.—186 с.
  140. Г. Н. Социально-гигиенические аспекты организации многоуровневой (многоэтапной) системы оказания медицинской помощи с использованием медицинских стандартов. //Проблемы стандартизации в здравоохранении.— 1999 — № 4.— С. 7—24.
  141. Г. Ф., Комаров Ю. М., Погожев И. В. и др. Обобщенные показатели для оценки эффективности использования коечного фонда.— Сов. здравоохр., 1975,4, с. 15—23.
  142. Чавпецов В.Ф.и др. Кардиологическая помощь. Проблемы качества.—М.—1989.
  143. Ю.Л. Об итогах хода реформ и задачах по развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации на 2000−004 годы и на период до 2010 года // Доклад на расш. заседании Коллегии Минздрава РФ, 15.03.2000.—М.—2000. — 82 с.
  144. Ю.Л. Основные направления реализации государственной политики в области здравоохранения.// Проблемы управления здравоохранением.— М.— 2002 — № 1 (2), С. 5—9.
  145. И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения Издатцентр.— М.—1998, — 336 с.
  146. Ю.В., Акопян А. С., Бочкаев Р. С., Стратегия обеспечения качества медицинской помощи населению.// Проблемы управления здравоохранением. — М.— 2002— № 1(2). — С. 54—59.
  147. П.П. Пути совершенствования народного здравоохранения. —Сов. здравоохр., —1983,3, С. А—10.
  148. О.П. К концепции развития здравоохранения Российской Федерации // Проблемы соц. гигиены и история медицины.—1994.—№ 1.— С. 3
  149. О.П. О современных проблемах и развитии здравоохранения России // Бюллетень НИИ СГ и УЗ им. Н. А. Семашко, 1994. -Вып. 1.—С. 15—20.
  150. О.П., Линденбратен А. Л. Современный подход к оценке качества и эффективности медицинской помощи // Бюллетень НИИ СГ и УЗ им. НА.Семашко.— 1994.— Вып. 2.— С. 7—11.
  151. О.П., Линденбратен А. Л., Голодненко В. Н., Зволинская P.M. Актуальные проблемы оценки качества медицинской помощи населению // Проблемы соц. гигиены и история медицины.— 1996.— № 3.— С. 2А—29.
  152. О.П., Исакова Л. Е., Овчаров В. К., Нечаев B.C. и др. К концепции развития здравоохранения Российской Федерации. — Проблемы, социальной гигиены и истории медицины. — 1994. — № 1. — С. 3—11.
  153. В.Н. Дифференцированная оценка труда медицинского персонала в больницах.—В кн.: Актуальные проблемы экономики и планирования здравоохранения/Тез. докл. Всес. науч. конф. М., —1983, С. 140—142.
  154. Экспертиза качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (проблемы, задачи и подходы к их решению): Методическое пособие. Под ред. Чавпецова В. Ф., Гришина В. В., Семёнова В. Ю., ГлущенкоП.П.— М— 1995. — 167 с.
  155. Экспертиза качества медицинской помощи. Теория и практика. Под ред. д.м.н. Чавпецова В. Ф., д.м.н. Перепеча Н. Б., к.ф.-м.н. Милякова В. П. Изд. «Прогресс-погода». — г. С.-Пб.— 1997. —320 с.
  156. М. Медицинские информационные технологии. Каталог.— Вып.2.— М — 2001.— 222 с.
  157. П.И. Эффективность и качество работы в непроизводственной сфере. —М.: Экономика, —1984.—132 с.
  158. Д.Р., Бенис М. Стандарты и нормы аудита: Пер. с англ. Аудит.— ЮНИТИ — М.—1995.—527 с.
  159. Р.Б., Фигейрос Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий. Пер. с англ.— М.— 2000.—341 с.
  160. Тилинг—Смит Дж. Экономика здравоохранения и анализ затрат и выгод /Тетради общественного здравоохранения в Европе.—Женева, —1972, 1, с. 36—48.
  161. С.А. Важный источник роста эффективности//Экономика и организация промышленного производства,—1984.— № 12.—С. 135—141.
  162. Abel-Smith В. Mossialas Е. Cost containment and health care reform: as-tudy of the European Union // Health Policy .—1994 — Vol. 28.— No 2.— P. 89 — 132.
  163. Crimshaw J.M., Russeli T. Achieving health gain through clinical guidelines: II ensuring that guidelines chauge medical practice // Qual. Health Care.— 1994.—Vol.3.—P.5—52.
  164. Eddy D. Practice policies, what are they? // J.Am. Med. Assoc. — 1990 —Vol. 263.—P. 877—880.
  165. Friedman W.R. The security analyst’s perspective of home care //FMth Industry today.—1984.—Vol. 47, № 1.—P. 82—83.
  166. Ginzberg E. The destabilization of health care //New Engl. J. Med.— 1986.—Vol. 315, № 12.—P. 757—760.
  167. Hlth Serv. Admin.—1985.—Vol. 30, № 1.—P. 26—32.
  168. Horn S.D. Measuring severity of illness: comparisons across, institutions //Amer. J.Publ. Hlth.—1983.—Vol. 73, № 1.—P. 25—31.
  169. Kornowski R. et al. Intensive home—care surveillance prevents hospitalization and improves morbidity rates among eiderly patients with severe congestive heart failure //Am. Health J. — 1995. —Vol.129— P.762—766.
  170. Kosecoff J. et.al. Effects of the National Institutes of Health Consensus Development Program on phusician practice //J. Med. Assoc. 1987.— Vol. 258.— P.2708—2713.
  171. Lee S. Hospital Care in Europe: the Challenge of a Changing Role. -Lond.: Financial Times Business Information.— 1995.— P.413—438.
  172. Limido G. Controllo di qualita delle cure ospedaliere о medical audit: garanzia di qualita non tribunale.—Minerva med., —1981, 72, 51,3535—3537.
  173. Lorig K., Mazonson P.D., Holman H.R. Evidence suggesting that health education for self—management inpatients with chronic azthritis has sustained health benefits while reducing health care costs, Arthritis Rheum.— 1993 .— Vol.36.— P.439—46.
  174. Lorig K., Seleznick M., Lubeck D., et.al.The beneficial outcomes of the arthritis self—management course are not adequately explained by Cehavior change, Arthritis Rheum.— 1989 — Vol.32.— P. 5— 91.
  175. Mc. Kee M., Clarke A. Guidelines, enthusiasms, uncertainty and the limits to purchasing //Br. Med.J.— 1995.— Vol. 310.—No 6972 — P.101—104.
  176. Munnell A.H. Financing hospital care through social security //Bull. N.Y. Acad. Med.—1984.—Vol. 60, № 1.—P. 20—27.
  177. Newhouse J.P. The economics of medical care: a policy perspective.— The Rand Corporation, —1978. Addison—Wesley Publishing Co — 115 p.
  178. Payne B.C. Continued evolution of a system of medical care appraisal //J. Amer. med. Ass.—1967.—Vol. 201.—P. 536—540.
  179. Petersdorf R.G. Current and future directions for hospital and physician reimbursement//Amer. med. Ass.—1985.—Vol. 253, № 17.—P. 2543—2549.
  180. Punch L. Medicare and sosts containment limits admissions, patient days
  181. Rickards G. Malpractice losses are building—again //Hospitals.—1984.— Vol.58, № 8.—P.108—15.
  182. Sammons J.H. Future directions in AMA programming //J. Amer. med. Ass.—1985.—Vol. 253, № 11.—P. 1383—1385.
  183. Sanazaro P.J. Medical audit, continuing medical education and quality assurance //West. J. Med.—1976.—Vol. 125—P. 241—252.
  184. Schoen C. Medicaid and the poor: Medicaid myths and realty and the inpact of recent legislative changes//Bull. N.Y.Acad. Med.—1984.—Vol. 60. № 1.— P. 54—65.
  185. Selbmann H.K., Schega W. Qualitatssicherung arztlichen Handelus zwischen Wollen und Кбппеп //Fortschr. Med.—1982—Bd 100.—S. 339—342.
  186. Shaw Ch. D. Cost, quality, and district management //Brit. med. J, — 1983.—Vol. 287,№ 6389.—P. 440—441.
  187. Shortell S.M. High—performing health care organization: guide lines for the pursuit of excellence //Hosp. Hlth Serv. Admin.—1985.—Vol. 30, № 4.— P. 7—35.
  188. Tatchell M. Measuring hospital output: a review of the service mix and case mix approaches //Soc. Sci. Med.—1983 — Vol. 17, № 13.—P. 1871—1883.
  189. Thurow L.C. Medicine versus economics //New Engl. J.Med.—1985.— Vol. 313, № 10.—P. 611—614.
  190. Todd J. Wasted resources //Lancet.—1984.—Vol. 2, № 8411.—P. 1089— 1089.
  191. Westgard J.O., Groth T. A predictive value model for quality control: effects of the prevalence of errors on the performance of control procedures// Amer. J.clin. Path.—1983.—Vol. 80, № 1.—P. 49—56.
  192. Winkel P., Statland B.E. Assessing cost savings when unnecessary utilization of laboratory tests can be abolished //Amer. J. clin. Path.—1984.—Vol. 82, № 4,—P. 418—423.
  193. Wirthmann J. Der aktuelle Stand der Entwicklungen bei diagnose— bezogenen Gruppen (DRG). Ein Kongressbcricht zu «The Management and Financing of Hospital Services» //Osterr. Krankenh. —Ztg.—1987.—Bd 28, № 7.—5. 447—453.
  194. ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ММА ИМ. И.М.СЕЧЕНОВА САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ052.0 0 4 0 1 29 4 «На'правах рукописи
  195. ХУТОРСКОЙ Михаил Александрович
  196. Научное обоснование, разработка и практическая реализация системы информационных и технологических ресурсов управления качеством муниципального здравоохранениятом 2)1400.33-общественное здоровье и здравоохранение
  197. Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук1. Научный консультант:
  198. Член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор Анатолий Иванович Вялков1. Москва • 2004
  199. Мэрия г. Тольятч и ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООМ' НЕНИЯ1. ПРИКАЗот е. г/.о проведении ведомственной экспертизы качества медицинской помощи в ЛПУ с применением автоматизированной технологии
  200. В целях выполнения решений Медицинского Совета1. ПРИКАЗЫВАЮ:
  201. Заключить договор с Цен гром обеспечения пр.-г пациента и врана (г-н (А.Е.Мещерин) по установке АТЭ КМП в срок до 11.11.98 г.
  202. Приказом по ЛПУ определить врачей-организаюров ЭКМП из числа прошедших обучение в октябре 1998 г.
  203. Результаты экспертизы в виде количественных показателей качествамедицинской помощи в срок до 11.12.98 г. передать в Центр обеспечения прав пациента и врача.
  204. Контроль за выполнением данного приказа возложить на начальника лечебно-профилактического Управления Департамента Р.А.Михайлова1. Cli/ Директор1. М.А.ХуторскоП
  205. Мэрия г. Тольяттн ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ1. ПРИКАЗот 19 И 98о внесении дополнений к приказу № 349 от 06.11.98 г. «О проведении всдо>1ствсн-И011 экспертизы качества медицинской помощи в ЛПУ с применением автоматн-шровапнон технологии»
  206. Инструкцию по применению автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения (Приложение № 1),
  207. I Проводить экспертизы КМП, обобщать и представлять результаты встрогом соответствии с утвержденной инструкцией
  208. В срок до 10 01 99 г представить тематический план повышенияквалификации врачей по результатам экспертизы КМП с применением АТЭ
  209. В срок до 20 12 98 г подготовить и согласовать ежеквартальный тематический план проведения экспертизы КМГ1 с применением АТЭ на 1999г
  210. Контроль за выполнением данного приказа оставляю за собой.1. М.А. Хуторской4
Заполнить форму текущей работой