Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдельные исследования (А.В. Брушлинский, И. В. Блауберг, В. И. Загвязинский, А. Н. Ксенофонтова, Т. Е. Климова, А. Р. Лурия, Г. Линдсей, В. В. Селиванов, O.K. Тихомиров и др.) посвящены критическому мышлению как психолого-педагогической образовательной проблеме, направленной на развитие системного мышления, формирование альтернативного мышления, исследовательской культуры личности, ориентацию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития критического мышления будущего специалиста-филолога
    • 1. 1. Критическое мышление как психологическая проблема в процессе подготовки специалиста-филолога
    • 1. 2. Психологический анализ развития критического мышления будущего специалиста — филолога
    • 1. 3. Психологические условия формирования критического мышления будущего специалиста — филолога
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Теоретико-эмпирическое исследование развития критического мышления будущего специалиста-филолога в 87 проектной среде
    • 2. 1. Проектная среда развития критического мышления будущего специалиста-филолога
    • 2. 2. Психологические аспекты формирования проектной среды будущего специалиста-филолога в вузе
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментального формирования критического мышления будущего специалиста-филолога
  • Выводы по второй главе 1
  • Заключение 149 Библиография
  • Приложения

Развитие критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Перемены в культурной и материально-производственной сферах повлекли изменения в мышлении и в отношении к инновационной деятельности. Формирование и развитие критически мыслящей личности стало одной из ведущих задач российского высшего образования (Н.А. Менчинская, М. А. Холодная, A.M. Матюшкин, Р. Поул, Д. Халперн и др.).

В процессе индивидуального развития у человека складываются способы мышления, соответствующие виду его деятельности. Формирование и развитие критического мышления будущего специалиста-филолога является необходимым условием его профессионализации. В условиях учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности будущего специалиста-филолога особое значение приобретает формирование специализированного мышления, позволяющего критически пересмотреть имеющиеся профессиональные способы и приемы и построить новые способы, соответствующие новым задачам и новым требованиям.

Современное состояние проблемы свидетельствует о необходимости исследования развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде, которое позволит повысить уровень умений студентов в получении знаний, участия в совместном принятии решений, развития логики, аргументации и доказательства.

Состояние и степень разработанности проблемы. В современной отечественной литературе проблему развития критического мышления рассматривали такие ученые как В. П. Зинченко, Н. А. Менчинская, Б. М. Теплов, С.И. Заир-Бек, A.M. Матюшкин и др.

Благодаря исследованиям отечественных (И.А. Зимняя, СЛ. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Б. В. Зейгарник, М. А. Тарасова и др.) и зарубежных (Дж. Дьюи, Д. Клустер, М. Н. Браун, Ральф X. Джонсон, Дж.

Чеффри, Дж. Барелл. и др.) ученых накоплен обширный материал по проблеме развития критического мышления. Выявлены и описаны различные аспекты критичности как качества мышления (Д.Б. Богоявленская, М. Б. Ерохина, В. П. Зинченко, З. И. Калмыкова, И. А Кудрявцев, JI.B. Резник, Ф. Ф. Минкина, Е.А. Филонова).

Отдельные исследования (А.В. Брушлинский, И. В. Блауберг, В. И. Загвязинский, А. Н. Ксенофонтова, Т. Е. Климова, А. Р. Лурия, Г. Линдсей, В. В. Селиванов, O.K. Тихомиров и др.) посвящены критическому мышлению как психолого-педагогической образовательной проблеме, направленной на развитие системного мышления, формирование альтернативного мышления, исследовательской культуры личности, ориентацию на творческое мышление. Тем не менее, развитие критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде является малоизученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах В. А. Шамис, В. А. Попкова, Е. И. Федотовской, О. Е. Ломакиной и др.

При всей значимости упомянутых исследований, проблема развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде в психологической науке представлено недостаточно.

Остаются не полностью решенными следующие противоречия:

— между объективной потребностью общества в критически мыслящей личности и недостаточной изученностью этой проблемы в педагогической психологии;

— между развитием критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде и традиционной организацией образовательного процесса в вузе;

— между практической необходимостью развития критического мышления будущего специалиста-филолога и недостаточной изученностью психолого-педагогических условий по его развитию в проектной исследовательской среде.

Необходимость разрешения данных противоречий определила проблему исследования — поиск и обоснование психологического содержания и средств развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде, повышающих уровень профессиональной подготовки специалистов высшей школы. В связи с этим, будущие филологи нередко демонстрируют формально-декларативные знания, предпочитают некритическое прочтение текста и недостаточно раскрывают собственные интеллектуальные возможности. Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования: критический аспект мыслительной деятельности будущего специалиста-филолога.

Предмет исследования: развитие критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде.

Цель исследования: обосновать комплекс психологических условий развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде и апробировать полученные результаты в опытной работе.

Задачи исследования:

— теоретически проанализировать психологическое содержание и структуру критического мышления будущего специалиста-филолога;

— исследовать развитие критического мышления будущего специалиста-филолога;

— определить психолого-педагогические условия и факторы развития критического мышления будущего специалиста-филолога;

— рассмотреть проектную исследовательскую среду как проблему педагогической психологии;

— выявить динамику развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что критическое мышление будущего специалиста-филолога как процесс доказательного решения проблемной задачи эффективно формируется в проектной среде, которая представляет собой психолого-педагогическое пространство, организованное в соответствии с исследовательской субкультурой, которая обладает деятельностным содержанием, стимулирует познавательную деятельность, выполняет функции решения возникших проблем, достижения поставленных целей, активизации межличностных отношений, повышает индивидуально-личностный потенциал участников проектирования и развивает способности к оценке, осмыслению и трансформации знаний на основе знаний, опыта и интеллектуальной деятельности.

Методологическую основу исследования критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде составляют культурологический подход (JI.A. Волович, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. И. Скаткин и др.) — системный подход (П.К. Анохин, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский и др.) — личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — положение о преобразующей направленности практического мышления (Ю.К. Корнилов и др.) — исследования природы творческого мышления (Л.Д. Ивлева, И. С. Якиманская и др.) — концепция проектирования педагогических систем и процессов (В.П. Беспалько, П. Я. Гальперин, Е.С. Заир-Бек, И. Я. Лернер, Е. И. Машбиц и др.).

Теоретической основой исследования являются теория проблемного обучения (В.В. Давыдов, Дж. Дьюи, Л. В. Занков, М. И. Махмутов, и др.) — теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, A.M. Матюшкин, В. А. Крутецкий Д.Б. Эльконин и др.) — теория рефлексивной природы сознания и мышления (В.В. Давыдов, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.) — методологические основы проектирования (О.А. Анисимов, А. Г. Раппопорт, В. И. Загвязинский и др.), концепция творчества (Д.Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, Я. А. Пономарев, М. Г. Ярошевский и др.) — теория и методология проектирования, моделирования и целостности развития образовательных систем (Е.С. Заир-Бек, А. П. Тряпицина и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ философских, педагогических, психологических научных источников по теме исследованиянаблюдение, беседа. Психодиагностические методы: тестовые заданиятест Р. Б. Кеттелла (16 PF) — тест дивергентного мышления Дж. Гилфорда, модифицированный Е. Туникметод диагностики межличностных отношений Т. Лири, модифицированный Л. Н. Собчикдиагностика взаимодействия в малых группах (А.С. Чернышов, С.В. Сарычев) — методика диагностики практической направленности мышления Л. П. Урванцева — Н. В. Володинойметодика определения психологических свойств (климата) среды. Методы математической статистики: описательная статистика, факторный анализ. Обработка и вычисление производилось с помощью программы SPSS 17.0 for Windows.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем на основе анализа уже имеющихся теоретических и практических данных раскрыта структура критического мышления будущего специалиста-филолога, включающая выдвижение гипотез, поиск доказательств, отбор аргументов, логическое выстраивание суждений, проверку гипотез и окончательное умозаключение.

Найдены психологические характеристики проектной группы, такие как система норм, ценностей, стереотипов, правил и знаний, разделяемые идеи в проектной среде, межличностное взаимодействие, сотрудничество и коллективные когнитивные умения.

Выделены особенности проектной среды развития критического мышления будущего специалиста-филолога, а. именно исследовательская субкультура, деятельностное содержание, познавательные процессы, решение проблем, достижение целей, межличностные отношения, индивидуально-личностный потенциал участников проектирования и рефлексивная оценка результата.

Рассмотрена проектная деятельность с ее проблемностью, инновационностью, интерактивностью, направленностью на конечный продукт и преобразующим характером.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «критическое мышление будущего специалиста-филолога», представляющего собой процесс доказательного решения проблемной задачи через выдвижение гипотез, поиск доказательств, отбор аргументов, логическое выстраивание суждений, проверку гипотез и окончательное умозаключение.

Доказана зависимость критического мышления будущего специалиста-филолога от проектной исследовательской деятельности, а именно от направленности деятельности на проблему, на процесс, на продукт, на развитие команды, которая включает критическое изучение имеющихся знаний, анализ, структурирование, классификацию, сравнение, обработку результатов исследования, формулировку выводов, работу с информацией, интеллектуальный труд и научное исследование.

Систематизированы психолого-педагогические условия развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде: внутренние (формы, проблемные задачи и диалог), внешние (мотивационная готовность, креативная деятельность, проблемное обучение, учебная исследовательская деятельность, наличие когнитивных и метакогнитивных умений) и психологические факторы (проблемная ситуация, личностная позиция, диалогическое взаимодействие, профессиональные знания и оценка результата).

Практическая значимость исследования определяется предложенным комплексом методик для диагностики динамики развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде.

Разработана психолого-педагогическая программа развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде.

Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах «Психология мышления», «Психология взаимодействия в группе», «Теория и методика обучения иностранному языку», а также в спецкурсе «Проектирование в исследовательской деятельности».

Положения, выносимые на защиту:

1. Критическое мышление будущего специалиста-филолога — это процесс доказательного решения проблемной задачи через выдвижение гипотез, поиск доказательств, отбор аргументов, логическое выстраивание суждений, проверку гипотез и окончательное умозаключение.

2. Критическое мышление представляет собой динамический психологический конструкт, развиваемый поэтапно (мотивационный, системный, практический и продуктивный), в соответствии с уровнями (репродуктивный, ориентировочный, восполняющий, адаптирующий и преобразующий), при помощи внутренних средств (проблемная ситуация, личностные позиции, диалогическое взаимодействие, профессиональные знания и оценка результата) и внешних средств (формы, проблемные задачи и диалог), и оцениваемый по критериям (осознанность, рациональность, перенос, полимодальность, информативность, динамичность, продуктивность, оценка ситуации).

3. К условиям развития критического мышления будущего специалиста-филолога относятся мотивационная готовность, креативная деятельность, проблемное обучение, исследовательская деятельность, формирование когнитивных и метакогнитивных умений, и психологические факторы: проблемная ситуация, личностная позиция, диалогическое взаимодействие, профессиональные знания и оценка результата.

4. Критическое мышление будущего специалиста-филолога эффективно развивается в проектной исследовательской среде, она представляет собой психолого-педагогическое пространство, которое обладает исследовательской субкультурой, деятельностным содержанием, стимулирует познавательную активность, выполняет функции решения возникших проблем, достижения поставленных целей, активизации межличностных отношений, повышает индивидуально-личностный потенциал участников проектирования и развивает рефлексию в проектной деятельности.

5. Опытное развитие критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде возможно в программе факультативного курса «Проектирование в исследовательской деятельности» и может формироваться в пяти этапах: предустановочном, установочном, пилотирующем, формирующем и рефлексивном.

Апробация и внедрение результатов исследования: Материалы и результаты исследования докладывались на международных, всероссийских научно-практических конференциях, в частности: «Молодежь в науке: проблемы и перспективы» (межрегиональный съезд молодых ученых России. Липецк, 2008) — «О научном потенциале региона и путях его развития.» -(итоговая научная конференция, Липецк, 2008) — «Инновации в непрерывном лингвистическом образовании.» (Тамбов, 2008) — «Инновационные компетенции и креативность в исследовании и преподавании языков и культур.» (1-ая всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция, Москва, 2009) — «Молодежь и наука: реальность и будущее» (2 международная научно-практическая конференция,.

Невинномысск, 2009) — «Социализация молодежи в меняющемся мире» (региональная научная конференция, Елец 2009).

Теоретические и эмпирические материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии ГОУ ВПО ТГУ им. Г. Р. Державина, на заседаниях кафедры иностранных языков НОУ ВПО ЛЭГИ (2006;2009 гг.).

Организация исследования: опытно-экспериментальной базой исследования явился НОУ ВПО «Липецкий эколого-гуманитарный институт». В эксперименте приняли участие 62 человека — представители специальности «Филология». Исследование проводилось в период с 2006 по 2009 гг. в трех этапах.

На первом этапе — поисково-теоретическом — изучался опыт психолого-педагогической деятельности и преподавания в высших учебных заведениях, проводился анализ литературы по проблеме исследования, что позволило определить теоретико-методологическую основу, обосновать объект, предмет, цели и задачи.

На втором этапе — опытно-моделирующем — проверялась и уточнялась гипотеза исследования, корректировалась психолого-педагогическая программа развития критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде.

На третьем этапе — аналитически-обобщающем — анализировались и систематизировались данные опытно-экспериментальной работы, уточнялись теоретические и практические выводы, проводилось оформление результатов исследования.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.

Выводы по второй главе.

Проектная среда представляет собой психолого-педагогическое пространство, организованное в соответствии с исследовательской субкультурой, которая обладает деятельностным содержанием, стимулирует познавательную деятельность, выполняет функции решения возникших проблем, достижения поставленных целей, активизации межличностных отношений, повышает индивидуально-личностный потенциал участников проектирования и развивает способности к оценке, осмыслению и трансформации знаний на основе знаний, опыта и интеллектуальной деятельности.

Проектная среда исследовательского типа повышает индивидуально-личностный потенциал участников проектирования и развивает рефлексию как способ оценки, осмысления и трансформации знаний на основе знаний, опыта и интеллектуальной деятельности. Она имеет направленность на проблему, на процесс, на продукт, на команду, на развитие и обладает деятельностным содержанием, включающим такие аспекты как культурный, социальный и содержательный.

Проектная среда стимулирует познавательную деятельность, выполняет функции решения возникших проблем, достижения поставленных целей, за счет таких свойств как вариативность, структурированность и динамичность.

Она устремлена на активизацию межличностных отношений в условиях групповой динамики, представленной такими психологическими процессами как групповое взаимодействие, обмен информацией в группе, коллективное мышление, групповой диалог, совместный поиск, групповое лидерство. Исследовательская субкультура представлена такими психологическими компонентами как проектная группа как система норм, ценностей, стереотипов, правил и знаний, разделяемые знания в проектной среде, формирование межличностного взаимодействия и сотрудничества и когнитивные умения.

Формирование проектной среды оптимально в пяти этапах: предустановочном, установочном, пилотирующем, формирующем и рефлексивном.

Предустановочный этап позволил дать определение понятию «проектная среда формирования критического мышления будущего специалиста-филолога», определить его значимость.

Установочный этап определил оптимальный способ формирования проектной среды через проектную деятельность, представляющую собой совместный поиск решения проблемных задач в совокупности внешних условий (пространственные, социальные, физические и технологические) и внутренних компонентов (узнавание ситуации критического мышления, владение информацией, выдвижение гипотез, диалогическое общение) деятельности.

Пилотирующий этап направлен на создание оптимальных условий для проектной среды, в которой, в дальнейшем, будет сформировано критическое мышление будущего специалиста-филолога. К таким условиям были отнесены особые характеристики проблемной задачи (индивидуальные и групповые усилия, значимость задачи, продолжительность решения), ролевая структура группы (интеллектуальный лидер, организатор, генератор идей, критик, коммуникатор и эрудит) и диалог.

Формирующий этап создал проектную среду решения проблемных филологических задач. Этот процесс осуществлялся в трех этапах: концептуальном, предполагающим формулирование цели создания проектной среды, определение путей и средств достижения, прогноз результатов, обозначение критериев результативноститехнологическом, позволяющем создать программу действий в соответствии с представленными идеямиоперациональном, подразумевающим проведение диагностики результатов и действий.

Рефлексивный этап доказал сформированность проектной среды формирования критического мышления будущего специалиста-филолога за счет таких психологических свойств среды как наличие единой цели, общей мотивации, разделение деятельности на составляющие и их распределение между участниками проектирования, объединение участников и согласованное выполнением компонентов деятельности, наличие общих конечных результатов, а также единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных заданий.

В результате включения в программу обучения студентов факультативного курса «Проектирование в исследовательской деятельности», предполагавшего разработку и исследование проблемных задач, научные диалоги, дискуссии, научные семинары, конференции, выполнение и разработку интеллектуально-мыслительных заданий в рамках осуществления исследовательского проекта повысился уровень развития критического мышления будущего специалиста-филолога.

Работа студентов-филологов в рамках предложенного факультативного курса «Проектирование в исследовательской деятельности», направленного на разработку и исследование проблемных филологических заданий, выполнение интеллектуально-мыслительных заданий в рамках осуществления исследовательского проекта позволила полагать, что решение проблемных задач способствует развитию критического мышления.

В результате проведения опытно-поисковой работы, в экспериментальной группе наблюдался рост всех показателей критического мышления будущего специалиста-филолога и проектной исследовательской среды. Проектная исследовательская среда способствует развитию критического мышления будущего специалиста-филолога.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

В психологии критическое мышление рассматривается как когнитивное умение, облегчающее поиск правильных решений и состоящее из проверки гипотез, как осознанный контроль за выполнением интеллектуальной деятельности с такими ведущими качествами как контролируемость, обоснованность и целеустремленность. Критичность мышления предполагает поиск логических ошибок, выявление стереотипов, предвзятости и предрассудков, их анализ и обоснованность, а также поиск альтернативных путей решения проблем.

Критическое мышление будущего специалиста-филолога — это процесс доказательного решения проблемной задачи через выдвижение гипотез, поиск доказательств, отбор аргументов, логическое выстраивание суждений, перепроверку гипотез и окончательное умозаключение.

Критическое мышление представляет собой динамический психологический конструкт, развиваемый поэтапно (мотивационный, системный, практический и продуктивный) которые определены сложностью и последовательностью выполняемых действий, в соответствии с уровнями (репродуктивный, ориентировочный, восполняющий, адаптирующий и преобразующий) помогающими определить степень развития критического мышления будущего специалиста-филолога, при помощи внутренних средств (проблемная ситуация, личностные позиции, диалогическое взаимодействие, профессиональные знания и оценка результата) и внешних средств (формы, проблемные задачи и диалог), и оцениваемый по критериям (осознанность, рациональность, перенос, полимодальность, 1 информативность, динамичность, продуктивность, оценка ситуации).

К условиям развития критического мышления будущего специалиста-филолога, позволяющим пересмотреть имеющиеся профессиональные способы и приемы и построить новые способы, соответствующие новым задачам и новым требованиям относятся мотивационная готовность, креативная деятельность, проблемное обучение, исследовательская деятельность, формирование когнитивных и метакогнитивных умений, и психологические факторы влияющие на развитие критического мышления будущего специалиста-филолога: проблемная ситуация, личностная позиция, диалогическое взаимодействие, профессиональные знания и оценка результата.

Критическое мышление будущего специалиста-филолога эффективно развивается в проектной исследовательской среде, она представляет собой психолого-педагогическое пространство, которое обладает исследовательской субкультурой, деятельностным содержанием, стимулирует познавательную активность, выполняет функции решения возникших проблем, достижения поставленных целей, активизации межличностных отношений, повышает индивидуально-личностный потенциал участников проектирования и развивает рефлексию в проектной деятельности.

Опытное развитие критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде возможно в программе факультативного курса «Проектирование в исследовательской деятельности» и может формироваться в пяти этапах: предустановочном, установочном, пилотирующем, формирующем и рефлексивном.

Полученные в ходе опытно-поисковой работы результаты указывают, что решение проблемных филологических задач в проектной исследовательской среде улучшает динамику развития критического мышления будущего специалиста-филолога.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Проблема определения субъекта в психологии. Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. М.: Московский психолого-социальный институт: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.-288с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Сов. педагогика, 1977. 119с.
  4. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988.-236с.
  5. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. — 415с.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб.-метод. пособие. М., Высш. школа, 1980.-368с.
  7. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 119с.
  8. З.А. Академическая группа как фактор профессионально-личностного роста студентов. Дисс. канд. психол. наук, М., 2006. — 201с.
  9. И.А. Психологическая безопасность образовательной среды. Дисс. докт. психол. наук. СПб. — 386с.
  10. А.Б. Основные вопросы теории гипотезы. М.: Высш. школа, 1961.-68с.
  11. П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности. Новосибирск, 1990. — 134с.
  12. Н.В. Влияние образовательной среды на интеллектуальное и личностное развитие младших подростков. Дисс. канд. психол. наук. -Краснодар, 2002, 231с.
  13. Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. — 183с.
  14. И.И. Проектирование как условие развития личностных качеств старших школьников. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1998. — 175с.
  15. B.C. Проективная педагогика. Учеб. пособие для инженеров пед. институтов и индустриально-пед. техникумов. Екатеринбург: изд-во «Деловая книга», 1996. — 344с.
  16. Н.Б., Нуркова В. В. Психология: учебник. М.: Высш. образование, 2005. — 484с.
  17. Берне Р. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. — СПб., Изд-во «Братство», 1995. 362с.
  18. Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности. На примере учебных групп подростков и юношей. Дисс. канд. психол. наук. Курск, 2005. — 159с.
  19. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Ин-т развития профессионального образования, 1995. — 335с.
  20. М.В. Влияние обогащенной среды на развитие интеллекта и креативности. Дисс. канд. психол. наук. — М., 2008. 178с.
  21. И.В. Проблема целостности и системный подход. / Серия: Философы России XX века. Эдиториал УРСС, 1977. — 450с.
  22. П.П. Задачи и методы новой народной школы. Избр. пед. труды. -М., 1961
  23. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. — 173с.
  24. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. -М.: АПН РСФСР, 1959. 347с.
  25. А.А. Личность и общение. М: Педагогика, 1983. 272с.
  26. Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Куликов Л. В. СПб., 2000, с.160−166
  27. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. № 4.- 1997 с.66−72
  28. Дж. Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1971. — 391с.
  29. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 411с.
  30. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1985.- 120с.
  31. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: ИПП- Воронеж- МОДЭК, 1996. — 392с.
  32. А.В. Мышление и прогнозирование: (лог.-психол. Анализ). М.: Мысль, 1979. — 230с.
  33. А.В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика: Уч.-метод. Пособие. М.: МИРОС, 2002. — 176с.
  34. В.А. Технологи работы мастера-учителя. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. — 170с.
  35. В.А., Плинер Я. Г. Педагогическая экспертиза школы. М.: 2000.- 160с.
  36. М.Л., Блохина С. А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Иностранный язык в школе. 1997. № 1 с.19−21- 1997. — № 2 с.33−38
  37. А.А. Игровые формы контекстного обучения. — М.: Знание, 1983.-96с.
  38. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75с.
  39. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. школа, 1991. — 205с.
  40. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 335с.
  41. А.В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся. Дисс. канд. пед. наук. — Оренбург, 2002. 201с.
  42. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие для вузов / М. В. Гамезо, B.C. Герасимова, Г. Г. Горелова, JI.M. Орлова. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 272с.
  43. А.Н. Интеллект и креативность в совместной деятельности. Дисс. докт. психол. наук. М., 1997 — 195с.
  44. Л.Б. Динамика развития личности студентов в условиях развивающей среды. Дисс. канд. психол. наук. — Пятигорск, 2006. — 238с.
  45. Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. — М.-Л.: Соцэгиз, 1934. 324с.
  46. Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996 № 4. — с 15−17
  47. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. -480с.
  48. П.Я. Психология как объективная наука. М.: Акад. пед. и соц. наук, 1998.-480с.
  49. П.Я. Оперативные схемы мышления // Вопросы возрастной и генетической психологии. М.: МГУ, 1968. — с.2−15
  50. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1 М.: АПН РСФСР, 1959. -с. 441−469
  51. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Сб. ст. под ред. Шороховой. М.: Наука, 1966.-с. 236−278
  52. П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1967. — № 6 — с.58−59
  53. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. — М.: Прогресс, 1965. — 532с.
  54. М.Н. Влияние уровня развития молодежной группы на эффективность решения интеллектуальных задач. Дисс. канд. психол. наук. Курск, 2006. — 159с.
  55. JI.B., Путляева JI.B. Преподавание специальных дисциплин в вузах связи методом проблемного обучения. М.: Изд. ВЗЭИС, 1982. — 49с.
  56. JI.JI. Психологический анализ решения задач. Воронеж, изд-во Воронежского университета, 1976. — 327с.
  57. В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М.: Педагогика, 1972. — 423с.
  58. В.В. Проблемы развития развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 239с.
  59. Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ. 2-е изд. доп. — М.: Мир, 1986.-326с.
  60. Диагностика познавательных способностей. // Межвузовский сборник / Под ред. Шадрикова В. Д. Ярославль, ЯГПИ, 1986. — 152с.
  61. Я. Проектирование и конструирование: системный подход. Пер. с польск. М.: Мир, 1981, — 456с.
  62. Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. — 208с.
  63. В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЭР СЭ- СПб.: Иматон, 2001. — 224с.
  64. Т.В. Обучение будущих учителей педагогическому прогнозированию. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 22с.
  65. Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. -189с.
  66. М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск: Изд-во «Университетское», 1985. -206с.
  67. М. И. Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 1981.-383с.
  68. В.И. Измерение уровня проблемности в обучении // Объективные характеристики, критерии, оценки и измерения педагогических процессов. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1973.-420с.
  69. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160с.
  70. В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1971. — 184с.
  71. В.И. Педагогическое предвидение. — М.: 1987. — 165с.
  72. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. 173с.
  73. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. Автореф. дисс. пед. наук. Санкт-Петербург, 1995. -35с.
  74. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учеб. Пособие для студентов. СПб.: Просвещение, 1995. — 234с.
  75. Е.Н. Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку. Дисс. канд. пед. наук. М., 2003. — 204с.
  76. JI.B. Избранные педагогические труды. Дидактика и жизнь. Обучение и жизнь. М.: Педагогика. — 1990. — 424с.
  77. JI.H., Соколова В. В., Соколов В. М. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование. Учебное пособие. Н. Новгород. Нижегородский гуманитарный центр, 1995.-136с.
  78. .В. Личность и патология деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1971.- 192с.
  79. В.К., Холмогорова А. Б. Смысловая регуляция решения творческих задач. // В кн. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. ЯЛ. Пономарева. М. — Наука, 1983. — с. 62−101
  80. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222с.
  81. В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. 4.1. Самара, 1998. 216с.
  82. А.В. Культурная среда общеобразовательной школы как педагогическое явление. Дисс. докт. пед. наук. Тамбов, 2006 — 431с.
  83. Г. Л. Теоретические основы проективного образования. Дисс. докт. пед. наук. -М., 1995. -390с.
  84. И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд. Российского открытого университета, 1992. — 140с.
  85. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986. -200с.
  86. И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. Пособие для преподавателя. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.-208с.
  87. Интеллектуальная культура специалистов. Сб. науч. трудов / отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1998. — 266с.
  88. Исследования развития познавательной деятельности. / Под ред. Дж. Брунера. М.: Педагогика, 1971. — 392с.
  89. Кабанова-Меллер Е. Н. Роль обобщений в переносе // Вопросы психологии. 1972. — № 2 — с 55−66
  90. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.-356с.
  91. З.И. К проблеме диагностики умственного развития школьников // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — с.74−79
  92. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. —200с.
  93. Т.П. Формирование учебно-проектной деятельности студента в образовательном процессе. Дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 2006. -200с.
  94. М.М. Психология творческого мышления профессионала. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 687с.
  95. О.Ф. Особенности критичности мышления студентов при индивидуальном и групповом решении задач. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Баку, 1982. — 22с.
  96. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика. 1994. — № 5 с. 105−109
  97. А.В., Попков В. А. Теория и практика высшего профессионального образования. М.: Акад. Проект, 2004. — 425с.
  98. А.Н. Проблемы речевой деятельности в педагогическом процессе. Учебное пособие к спецкурсу / Науч. ред. А. В. Кирьякова. -Оренбург: Издательство ОГПИ, 1995. 100с.
  99. Т.Е. Методы корреляционного анализа в педагогике: Учеб.-метод. пособие. — Магнитогорск- МаГУ, 2000. 91с.
  100. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 981с.
  101. В.В. О соотношении педагогики и психологии // Психологическая наука и образование. 1999. № 3−4 с.36−45
  102. Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование: Учеб. пособие к спецкурсу / Науч. ред. проф. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 1998.- 106с.
  103. Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991.-79с.
  104. Т.В. Психологические основы профессионально-технического обучения. — М.: Педагогика, 1988. — 144с.
  105. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ, 1985.- 108с.
  106. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-304с.
  107. Т.В. Система проблемного обучения // Проблемное и программированное обучение. М.: Советская Россия, 1973. — с10−30
  108. Ю.М., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся: самоактуализация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. — М.: Педагогика, 1977.- 151с.
  109. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 232с.
  110. Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М. — 1981. — 120с.
  111. Ю.А. Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности: на примере программистов. Дисс. канд. психол. наук. -М., 2008.-129с.
  112. В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968.-481с.
  113. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 231с.
  114. А.А., Пурье Х. Я. Проблемное обучение. Таллин: общество «Знание», 1982. — 199с.
  115. Г. А. Обучение педагогическому проектированию в процессе профессиональной подготовки учителя. Дисс. канд. пед. наук. М., 1997.- 185с.
  116. А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. Дисс. канд. психол. наук. М., 2003. — 210с.
  117. А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии, 1972 № 12
  118. А.Н. Психологические вопросы сознательности учителя. -Известия АПН РСФСР, вып. 7, 1947. с.4
  119. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Монография. М.: Политиздат, 1977−304с.
  120. А.Н. Проблема развития психики. М.: Наука, 1981. — 186с.
  121. И.Я. Дидактические . основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185с.
  122. И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Педагогика, 1972. — 240с.
  123. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64с.
  124. И.Я. Современная дидактика: теория и практика. М.: ИТП и МИО, 1994.-288с.
  125. И.Я. Факторы сложности познавательных задач // Новые исследования в педагогических науках. М.: Просвещение, 1970. — № 1 с. 81−91
  126. Г., Халл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление / Познавательные психические процессы: Хрестоматия / Ред. маклаков А.Г. СПб.: Питер, 2001. — 475с.
  127. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.-280с.
  128. .Ф. Проблемы общения в психологии. М.: Педагогика, 1981. -128с.
  129. О.Е. Проективный подход к формированию коммуникативной компетенции студентов языкового вуза. Английский язык. Дисс. докт. пед. наук. Тамбов, 2004. 452с.
  130. А.Ф. В поисках построения общего языкознания. В кн.: Теория и методология языкознания: методы исследования языка. — М., 1989. — с 5−33
  131. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. Наука, 1974. -172с.
  132. В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989. 240с.
  133. И.А. Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников в процессе креативных игр. Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 1997. 165с.
  134. С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности: Учебн. Пособие. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Модэк, 2004. — 480с.
  135. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. -208с.
  136. A.M. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. — 160с.
  137. A.M. Теоретические основы проблемного обучения // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1977. — 528с.
  138. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии, 1984, № 4 с. 5−18
  139. Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. М.: Педагогика, 2000. — № 4 с. 38−43
  140. Н.В. Психология проектной деятельности школьников. Дисс. докт. психол. наук. Брянск, 2000. 385с.
  141. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. — Киев: Вища школа, 1987. 224с.
  142. М.И. Принцип проблемности в обучении // Вопросы психологии. 1984 № 5
  143. Н.А. Проблема учения и умственного развития школьников. М.: Педагогика, 1989. — 224с.
  144. Н.И. Учебные тесты как средство формирования критического мышления студентов. Дисс. канд пед. наук. М., 2007. -141с.
  145. B.C. Психология индивидуальности. Избр. психол. труды / Под ред. Е. А. Климова. Москва-Воронеж, 1996. — 446с.
  146. Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования (на материале обществоведческого курса). Дисс. канд. пед. наук. Казань, 2000. 166с.
  147. Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. -1995. № 5. — С. 13−18,40
  148. Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению // Иностранные языки в школе. -1999, № 1. — С.26−34
  149. Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке// Иностранные языки в школе. 1996. -№ 6. -С.б-12
  150. Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1992. — 32с.
  151. Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. — № 4. — С.9−15, № 5. — С. 17−22
  152. Е.В. Формирование готовности школьников к развитию логического мышления и рефлексии. Дисс. канд. пед. наук. -Смоленск, 2002. 174с.
  153. И.Б. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза. Дисс. канд. пед. наук. Оренбург. -2004.-181с.
  154. Мышление: Процесс, деятельность, общение / отв. ред. А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1982. — 287с.
  155. В.Н. Психология межличностных отношений. М., Воронеж, ' 1995.-356с.
  156. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. 3-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1997.-688с.
  157. Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность. Психологические основы высшего архитектурного образования. Дисс. докт. психол. наук, Москва, 1987. 400с.
  158. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1988. — 165с.
  159. Г. С. Психология здоровья. СПб. «Речь», 2000. — 256с.
  160. Л.Ф. Детская возрастная психология. — М.: Изд-во педагогического общества России, 1999. — 443с.
  161. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -381с.
  162. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Дисс. д-ра психол. наук. М.: 1984.-420с.
  163. Основные законы и формы мышления. / Под ред. М. Ю. Казаринова. — СПб.: ТЭТУ, 1997.-60с.
  164. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996.- 512с.
  165. П.Н. Научно-технические условия совершенствования подготовки студентов к проективной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. Липецк, 2001. 212с.
  166. . Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. — 192с.
  167. Я.А. Психология творчества и одаренности. — М.: Педагогика, 1976.-280с.
  168. П.Я. Психология творческого мышления. М.: Наука, 1976. -303с.
  169. В.А. Дидактика высшей школы. М.: Academia, 2001. — 136с.
  170. Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. -М.: Педагогика, 1989. — 152с.
  171. Проблема развития познавательных способностей / под ред. А. И. Раева. -Л.: ЛГПИ, 1983.- 146с.
  172. Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1975. — 332с.
  173. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методологические проблемы. -М.: Наука, 1994. 304с.
  174. Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная. / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. — 222с.
  175. Психология профессионального педагогического мышления / ред. М. М. Кашапов. М.: Ин-т Психологии РАН, 2003. — 398с.
  176. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость. / Под. ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак. — 2001. — 652с.
  177. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: Сб. ст. под ред. В. А. Гаврилова. Кишинев: Штиница, 1990.- 113с.
  178. JI.B. Некоторые теоретические и практические проблемы технического творчества // Психологические проблемы технического интеллекта и творчества. М.: Отдел научной информации НИИ ВШ, 1977.-48с
  179. JI.B. Проблемное обучение. М.: ЦИУВ, 1990. — 21с.
  180. А. Различные подходы к общей теории систем // Системные исследования: ежегодник. М.: Наука, 1969. — с.55−64
  181. Н.Г. Представление о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 2005.- 157с.
  182. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учеб. пособие. СПб. гос. техн. ун-т. СПб., 1996. 140с.
  183. Т. Болезни личности: опыт исследования. Минск: Харвест- М.: ACT, 2001.-400с.
  184. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АПН СССР, 1958.-147с
  185. С.JI. Основы общей психологии. Т.1 М.: Педагогика, 1989.-485с.
  186. A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: Монография. -Волгоград: Перемена, 2000. 259с.
  187. В.В. Мышление в личностном развитии субъекта. Дисс. докт. психол. наук. Смоленск, 2001. — 382с.
  188. В.В. Мышление в личностном развитии субъекта. -Смоленск: Универсум, 2003.- 310с.
  189. В.В. Мышление и личность. Смоленск: Изд-во СГУ, 1998. -240с.
  190. И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005. — 80с.
  191. И.М. Избранные произведения. Т.1. М.: АН СССР 1952. -772с.
  192. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152с.
  193. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: НИИ общ. и политех, образования АПН РСФСР, 1965. -48с.
  194. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н.-- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576с.
  195. В.И., Исаев И. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384с.
  196. С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271с.
  197. Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. Монография / М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. 336с.
  198. Р. Стили мышления в школе / Р. Стернберг, Е. Григоренко // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. — 1996. — № 2 с. 34−42
  199. Э.П. Проблемные задачи в учебно-познавательной деятельности как средство развития личности учащихся. Дисс. канд. пед. наук. Смоленск, 2006. — 226с.
  200. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 334с.
  201. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 640с.
  202. O.K. Психология мышления. М.: Изд-во Akademia, 2002. -287с.
  203. O.K. О видах познавательной деятельности и процессов управления // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. Доклады всесоюзной конференции. М.: МГУ с. 174−179
  204. А.В. Развитие гипотетичности в структуре мышления младших школьников. Дисс. канд. психол. наук, СПб., 2000. 156с.
  205. В. Психологическая консультация. СПб.6 Питер, 2003.- 544с.
  206. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М. :Педагогика, 1989. 814с.
  207. Е.А. Методика развития критического мышления как фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции вспециализированных вузах. На примере общественно-политической тематики. Английский язык. Дисс. канд. пед. наук. М., 2005. -260с.
  208. Е.А. Психологические условия формирования лингвистического мышления. Дисс. канд. психол. наук. М., 2002. -172с.
  209. JT.M. Логико-психологический анализ школьных задач. М.: Педагогика, 1977. — 207с.
  210. Л.М. Основы проблемологии. М.: СИНТЕГ, 2001. — 228с.
  211. Л.М. Проблемная организация учебного процесса. — М.: АПН СССР, 1990.-60с.
  212. Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи: пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1984. — 175с.
  213. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1997. 312с.
  214. Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. — 465с.
  215. П. Наука и искусство проектирования. Методы проектирования, научное обоснование решений. М., 1973. — 262с.
  216. Н.И., Ратанова Т. А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопросы психологии. 1995 № 3 с.104−114
  217. В.А. Развитие критического мышления младших школьников (на материале сравнения традиционной и развивающей технологии обучения). Дисс. канд. психол. наук. Казань, 2005. 146с.
  218. Д.А. Развитие критического мышления учащихся при обучении программированию в курсе «Информатика и ИКТ» на профильном уровне старшей школы. Дисс. канд. пед. наук. Омск, 2006. 200с.
  219. Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005. — 800с.
  220. И.Б. Использование учебно-поисковых заданий для развития мышления учащихся в обобщающем повторении планиметрии. Дисс. канд. пед. наук. Омск, 2005. -255с.
  221. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев: НИИ психологии УССР, 1961. — 258с.
  222. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. — с. 21−26
  223. Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1989.-432с.
  224. И.С. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1979. 144с.
  225. И.С. Знание и мышление школьника. — М.: Просвещение, 1985.-78с.
  226. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1996. — 96с.
  227. Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педвузов факультетов иностранных языков. -Улан-Уде, 1994.-236с.
  228. Brookfield S.D. Developing Critical Thinkers: challenging adults to explore alternative ways of thinking and acting. San Francisco, Jossey Bass Pub, 1987 — 178p.
  229. , J. D. 1995. Elements of language curriculum. Boston: Heinle and Heinle.
  230. Chaffee J. The Thinker’s Guide to College Success. -N.Y.: Houghton Mifflin Company, 1999- 213p.
  231. Hoffman B. Condition for creative problem solving. The journal of psychology: V. 52, 1961. № 3 32p.n.
  232. Kurfiss J.G. Critical thinking: theory, research, practice and possibilities. (Report № 2) Washington, D.C.- Association for the study of Higher Education, ASHE ERIC, 1988 — 25p.
  233. R. 2002. Introduction to Linguistics: anti-fossilisation course for teachers. Tambov.
  234. R. 2003. Language Pedagogy. Volume 3. Tambov.
  235. Paul R. Critical Thinking and the Critical Person // Thinking: Report on Research. Hillsdale (N.Y.) 1987
  236. Paul R., Elder L. Helping students assess there thinking. CT events and resources for College and University educators, 1995
  237. Torrance E. Tests of Creative Thinking. N.Y. 1975
Заполнить форму текущей работой