Развитие критического мышления будущего специалиста-филолога в проектной исследовательской среде
Диссертация
Отдельные исследования (А.В. Брушлинский, И. В. Блауберг, В. И. Загвязинский, А. Н. Ксенофонтова, Т. Е. Климова, А. Р. Лурия, Г. Линдсей, В. В. Селиванов, O.K. Тихомиров и др.) посвящены критическому мышлению как психолого-педагогической образовательной проблеме, направленной на развитие системного мышления, формирование альтернативного мышления, исследовательской культуры личности, ориентацию… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы развития критического мышления будущего специалиста-филолога
- 1. 1. Критическое мышление как психологическая проблема в процессе подготовки специалиста-филолога
- 1. 2. Психологический анализ развития критического мышления будущего специалиста — филолога
- 1. 3. Психологические условия формирования критического мышления будущего специалиста — филолога
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Теоретико-эмпирическое исследование развития критического мышления будущего специалиста-филолога в 87 проектной среде
- 2. 1. Проектная среда развития критического мышления будущего специалиста-филолога
- 2. 2. Психологические аспекты формирования проектной среды будущего специалиста-филолога в вузе
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментального формирования критического мышления будущего специалиста-филолога
- Выводы по второй главе 1
- Заключение 149 Библиография
- Приложения
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299с.
- Абульханова-Славская К. А. Проблема определения субъекта в психологии. Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. М.: Московский психолого-социальный институт: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.-288с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Сов. педагогика, 1977. 119с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988.-236с.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. — 415с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб.-метод. пособие. М., Высш. школа, 1980.-368с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 119с.
- Ахметова З.А. Академическая группа как фактор профессионально-личностного роста студентов. Дисс. канд. психол. наук, М., 2006. — 201с.
- Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды. Дисс. докт. психол. наук. СПб. — 386с.
- Баженов А.Б. Основные вопросы теории гипотезы. М.: Высш. школа, 1961.-68с.
- Балабанов П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности. Новосибирск, 1990. — 134с.
- Балабанова Н.В. Влияние образовательной среды на интеллектуальное и личностное развитие младших подростков. Дисс. канд. психол. наук. -Краснодар, 2002, 231с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. — 183с.
- Баннов И.И. Проектирование как условие развития личностных качеств старших школьников. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1998. — 175с.
- Безрукова B.C. Проективная педагогика. Учеб. пособие для инженеров пед. институтов и индустриально-пед. техникумов. Екатеринбург: изд-во «Деловая книга», 1996. — 344с.
- Березанская Н.Б., Нуркова В. В. Психология: учебник. М.: Высш. образование, 2005. — 484с.
- Берне Р. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. — СПб., Изд-во «Братство», 1995. 362с.
- Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности. На примере учебных групп подростков и юношей. Дисс. канд. психол. наук. Курск, 2005. — 159с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Ин-т развития профессионального образования, 1995. — 335с.
- Богомолова М.В. Влияние обогащенной среды на развитие интеллекта и креативности. Дисс. канд. психол. наук. — М., 2008. 178с.
- Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. / Серия: Философы России XX века. Эдиториал УРСС, 1977. — 450с.
- Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. Избр. пед. труды. -М., 1961
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. — 173с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. -М.: АПН РСФСР, 1959. 347с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М: Педагогика, 1983. 272с.
- Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Куликов Л. В. СПб., 2000, с.160−166
- Болотов В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. № 4.- 1997 с.66−72
- Брунер Дж. Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1971. — 391с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 411с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1985.- 120с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: ИПП- Воронеж- МОДЭК, 1996. — 392с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: (лог.-психол. Анализ). М.: Мысль, 1979. — 230с.
- Бутенко А.В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика: Уч.-метод. Пособие. М.: МИРОС, 2002. — 176с.
- Бухвалов В.А. Технологи работы мастера-учителя. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. — 170с.
- Бухвалов В.А., Плинер Я. Г. Педагогическая экспертиза школы. М.: 2000.- 160с.
- Вайсбург М.Л., Блохина С. А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Иностранный язык в школе. 1997. № 1 с.19−21- 1997. — № 2 с.33−38
- Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения. — М.: Знание, 1983.-96с.
- Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. школа, 1991. — 205с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 335с.
- Вишнякова А.В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся. Дисс. канд. пед. наук. — Оренбург, 2002. 201с.
- Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие для вузов / М. В. Гамезо, B.C. Герасимова, Г. Г. Горелова, JI.M. Орлова. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 272с.
- Воронин А.Н. Интеллект и креативность в совместной деятельности. Дисс. докт. психол. наук. М., 1997 — 195с.
- Воронкина Л.Б. Динамика развития личности студентов в условиях развивающей среды. Дисс. канд. психол. наук. — Пятигорск, 2006. — 238с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. — М.-Л.: Соцэгиз, 1934. 324с.
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996 № 4. — с 15−17
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. -480с.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Акад. пед. и соц. наук, 1998.-480с.
- Гальперин П.Я. Оперативные схемы мышления // Вопросы возрастной и генетической психологии. М.: МГУ, 1968. — с.2−15
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1 М.: АПН РСФСР, 1959. -с. 441−469
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Сб. ст. под ред. Шороховой. М.: Наука, 1966.-с. 236−278
- Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1967. — № 6 — с.58−59
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. — М.: Прогресс, 1965. — 532с.
- Горбачева М.Н. Влияние уровня развития молодежной группы на эффективность решения интеллектуальных задач. Дисс. канд. психол. наук. Курск, 2006. — 159с.
- Горская JI.B., Путляева JI.B. Преподавание специальных дисциплин в вузах связи методом проблемного обучения. М.: Изд. ВЗЭИС, 1982. — 49с.
- Гурова JI.JI. Психологический анализ решения задач. Воронеж, изд-во Воронежского университета, 1976. — 327с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М.: Педагогика, 1972. — 423с.
- Давыдов В.В. Проблемы развития развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 239с.
- Джонс Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ. 2-е изд. доп. — М.: Мир, 1986.-326с.
- Диагностика познавательных способностей. // Межвузовский сборник / Под ред. Шадрикова В. Д. Ярославль, ЯГПИ, 1986. — 152с.
- Дитрих Я. Проектирование и конструирование: системный подход. Пер. с польск. М.: Мир, 1981, — 456с.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. — 208с.
- Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЭР СЭ- СПб.: Иматон, 2001. — 224с.
- Дымова Т.В. Обучение будущих учителей педагогическому прогнозированию. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 22с.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. -189с.
- Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск: Изд-во «Университетское», 1985. -206с.
- Дьяченко М. И. Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 1981.-383с.
- Загвязинский В.И. Измерение уровня проблемности в обучении // Объективные характеристики, критерии, оценки и измерения педагогических процессов. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1973.-420с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160с.
- Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1971. — 184с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. — М.: 1987. — 165с.
- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. 173с.
- Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. Автореф. дисс. пед. наук. Санкт-Петербург, 1995. -35с.
- Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учеб. Пособие для студентов. СПб.: Просвещение, 1995. — 234с.
- Зайцева Е.Н. Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку. Дисс. канд. пед. наук. М., 2003. — 204с.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды. Дидактика и жизнь. Обучение и жизнь. М.: Педагогика. — 1990. — 424с.
- Захарова JI.H., Соколова В. В., Соколов В. М. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование. Учебное пособие. Н. Новгород. Нижегородский гуманитарный центр, 1995.-136с.
- Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1971.- 192с.
- Зарецкий В.К., Холмогорова А. Б. Смысловая регуляция решения творческих задач. // В кн. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. ЯЛ. Пономарева. М. — Наука, 1983. — с. 62−101
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222с.
- Зинченко В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. 4.1. Самара, 1998. 216с.
- Иванов А.В. Культурная среда общеобразовательной школы как педагогическое явление. Дисс. докт. пед. наук. Тамбов, 2006 — 431с.
- Ильин Г. Л. Теоретические основы проективного образования. Дисс. докт. пед. наук. -М., 1995. -390с.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд. Российского открытого университета, 1992. — 140с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986. -200с.
- Ильясов И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. Пособие для преподавателя. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.-208с.
- Интеллектуальная культура специалистов. Сб. науч. трудов / отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1998. — 266с.
- Исследования развития познавательной деятельности. / Под ред. Дж. Брунера. М.: Педагогика, 1971. — 392с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Роль обобщений в переносе // Вопросы психологии. 1972. — № 2 — с 55−66
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.-356с.
- Калмыкова З.И. К проблеме диагностики умственного развития школьников // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — с.74−79
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. —200с.
- Камынина Т.П. Формирование учебно-проектной деятельности студента в образовательном процессе. Дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 2006. -200с.
- Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 687с.
- Керимов О.Ф. Особенности критичности мышления студентов при индивидуальном и групповом решении задач. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Баку, 1982. — 22с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика. 1994. — № 5 с. 105−109
- Коржуев А.В., Попков В. А. Теория и практика высшего профессионального образования. М.: Акад. Проект, 2004. — 425с.
- Ксенофонтова А.Н. Проблемы речевой деятельности в педагогическом процессе. Учебное пособие к спецкурсу / Науч. ред. А. В. Кирьякова. -Оренбург: Издательство ОГПИ, 1995. 100с.
- Климова Т.Е. Методы корреляционного анализа в педагогике: Учеб.-метод. пособие. — Магнитогорск- МаГУ, 2000. 91с.
- Краг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 981с.
- Краевский В.В. О соотношении педагогики и психологии // Психологическая наука и образование. 1999. № 3−4 с.36−45
- Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование: Учеб. пособие к спецкурсу / Науч. ред. проф. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 1998.- 106с.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991.-79с.
- Кудрявцев Т.В. Психологические основы профессионально-технического обучения. — М.: Педагогика, 1988. — 144с.
- Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ, 1985.- 108с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-304с.
- Кудрявцев Т.В. Система проблемного обучения // Проблемное и программированное обучение. М.: Советская Россия, 1973. — с10−30
- Кулюткин Ю.М., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся: самоактуализация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. — М.: Педагогика, 1977.- 151с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 232с.
- Кулюткин Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М. — 1981. — 120с.
- Кукушкина Ю.А. Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности: на примере программистов. Дисс. канд. психол. наук. -М., 2008.-129с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968.-481с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 231с.
- Кыверялг А.А., Пурье Х. Я. Проблемное обучение. Таллин: общество «Знание», 1982. — 199с.
- Лебедева Г. А. Обучение педагогическому проектированию в процессе профессиональной подготовки учителя. Дисс. канд. пед. наук. М., 1997.- 185с.
- Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. Дисс. канд. психол. наук. М., 2003. — 210с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии, 1972 № 12
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учителя. -Известия АПН РСФСР, вып. 7, 1947. с.4
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Монография. М.: Политиздат, 1977−304с.
- Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М.: Наука, 1981. — 186с.
- Лернер И.Я. Дидактические . основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185с.
- Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Педагогика, 1972. — 240с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64с.
- Лернер И.Я. Современная дидактика: теория и практика. М.: ИТП и МИО, 1994.-288с.
- Лернер И.Я. Факторы сложности познавательных задач // Новые исследования в педагогических науках. М.: Просвещение, 1970. — № 1 с. 81−91
- Линдсей Г., Халл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление / Познавательные психические процессы: Хрестоматия / Ред. маклаков А.Г. СПб.: Питер, 2001. — 475с.
- Ломов Б.Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.-280с.
- Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. М.: Педагогика, 1981. -128с.
- Ломакина О.Е. Проективный подход к формированию коммуникативной компетенции студентов языкового вуза. Английский язык. Дисс. докт. пед. наук. Тамбов, 2004. 452с.
- Лосев А.Ф. В поисках построения общего языкознания. В кн.: Теория и методология языкознания: методы исследования языка. — М., 1989. — с 5−33
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. Наука, 1974. -172с.
- Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989. 240с.
- Майданник И.А. Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников в процессе креативных игр. Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 1997. 165с.
- Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности: Учебн. Пособие. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Модэк, 2004. — 480с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. -208с.
- Матюшкин A.M. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. — 160с.
- Матюшкин A.M. Теоретические основы проблемного обучения // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1977. — 528с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии, 1984, № 4 с. 5−18
- Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. М.: Педагогика, 2000. — № 4 с. 38−43
- Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников. Дисс. докт. психол. наук. Брянск, 2000. 385с.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. — Киев: Вища школа, 1987. 224с.
- Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении // Вопросы психологии. 1984 № 5
- Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьников. М.: Педагогика, 1989. — 224с.
- Мерзликина Н.И. Учебные тесты как средство формирования критического мышления студентов. Дисс. канд пед. наук. М., 2007. -141с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. Избр. психол. труды / Под ред. Е. А. Климова. Москва-Воронеж, 1996. — 446с.
- Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования (на материале обществоведческого курса). Дисс. канд. пед. наук. Казань, 2000. 166с.
- Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. -1995. № 5. — С. 13−18,40
- Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению // Иностранные языки в школе. -1999, № 1. — С.26−34
- Мильруд Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке// Иностранные языки в школе. 1996. -№ 6. -С.б-12
- Мильруд Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1992. — 32с.
- Мильруд Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. — № 4. — С.9−15, № 5. — С. 17−22
- Морозова Е.В. Формирование готовности школьников к развитию логического мышления и рефлексии. Дисс. канд. пед. наук. -Смоленск, 2002. 174с.
- Мороченкова И.Б. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза. Дисс. канд. пед. наук. Оренбург. -2004.-181с.
- Мышление: Процесс, деятельность, общение / отв. ред. А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1982. — 287с.
- Мясищев В.Н. Психология межличностных отношений. М., Воронеж, ' 1995.-356с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. 3-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1997.-688с.
- Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность. Психологические основы высшего архитектурного образования. Дисс. докт. психол. наук, Москва, 1987. 400с.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1988. — 165с.
- Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб. «Речь», 2000. — 256с.
- Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. — М.: Изд-во педагогического общества России, 1999. — 443с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -381с.
- Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Дисс. д-ра психол. наук. М.: 1984.-420с.
- Основные законы и формы мышления. / Под ред. М. Ю. Казаринова. — СПб.: ТЭТУ, 1997.-60с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996.- 512с.
- Пестряков П.Н. Научно-технические условия совершенствования подготовки студентов к проективной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. Липецк, 2001. 212с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. — 192с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и одаренности. — М.: Педагогика, 1976.-280с.
- Пономарев П.Я. Психология творческого мышления. М.: Наука, 1976. -303с.
- Попков В.А. Дидактика высшей школы. М.: Academia, 2001. — 136с.
- Поспелов Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. -М.: Педагогика, 1989. — 152с.
- Проблема развития познавательных способностей / под ред. А. И. Раева. -Л.: ЛГПИ, 1983.- 146с.
- Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1975. — 332с.
- Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методологические проблемы. -М.: Наука, 1994. 304с.
- Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная. / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. — 222с.
- Психология профессионального педагогического мышления / ред. М. М. Кашапов. М.: Ин-т Психологии РАН, 2003. — 398с.
- Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость. / Под. ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак. — 2001. — 652с.
- Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: Сб. ст. под ред. В. А. Гаврилова. Кишинев: Штиница, 1990.- 113с.
- Путляева JI.B. Некоторые теоретические и практические проблемы технического творчества // Психологические проблемы технического интеллекта и творчества. М.: Отдел научной информации НИИ ВШ, 1977.-48с
- Путляева JI.B. Проблемное обучение. М.: ЦИУВ, 1990. — 21с.
- Рапопорт А. Различные подходы к общей теории систем // Системные исследования: ежегодник. М.: Наука, 1969. — с.55−64
- Рассоха Н.Г. Представление о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 2005.- 157с.
- Родионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учеб. пособие. СПб. гос. техн. ун-т. СПб., 1996. 140с.
- Рибо Т. Болезни личности: опыт исследования. Минск: Харвест- М.: ACT, 2001.-400с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АПН СССР, 1958.-147с
- Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии. Т.1 М.: Педагогика, 1989.-485с.
- Сарапов A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: Монография. -Волгоград: Перемена, 2000. 259с.
- Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта. Дисс. докт. психол. наук. Смоленск, 2001. — 382с.
- Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта. -Смоленск: Универсум, 2003.- 310с.
- Селиванов В.В. Мышление и личность. Смоленск: Изд-во СГУ, 1998. -240с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005. — 80с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. Т.1. М.: АН СССР 1952. -772с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152с.
- Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: НИИ общ. и политех, образования АПН РСФСР, 1965. -48с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н.-- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576с.
- Слободчиков В.И., Исаев И. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271с.
- Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. Монография / М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. 336с.
- Стернберг Р. Стили мышления в школе / Р. Стернберг, Е. Григоренко // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. — 1996. — № 2 с. 34−42
- Тарасова Э.П. Проблемные задачи в учебно-познавательной деятельности как средство развития личности учащихся. Дисс. канд. пед. наук. Смоленск, 2006. — 226с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 334с.
- Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 640с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во Akademia, 2002. -287с.
- Тихомиров O.K. О видах познавательной деятельности и процессов управления // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. Доклады всесоюзной конференции. М.: МГУ с. 174−179
- Улицин А.В. Развитие гипотетичности в структуре мышления младших школьников. Дисс. канд. психол. наук, СПб., 2000. 156с.
- Уоллес В. Психологическая консультация. СПб.6 Питер, 2003.- 544с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М. :Педагогика, 1989. 814с.
- Федотовская Е.А. Методика развития критического мышления как фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции вспециализированных вузах. На примере общественно-политической тематики. Английский язык. Дисс. канд. пед. наук. М., 2005. -260с.
- Филонова Е.А. Психологические условия формирования лингвистического мышления. Дисс. канд. психол. наук. М., 2002. -172с.
- Фридман JT.M. Логико-психологический анализ школьных задач. М.: Педагогика, 1977. — 207с.
- Фридман Л.М. Основы проблемологии. М.: СИНТЕГ, 2001. — 228с.
- Фридман Л.М. Проблемная организация учебного процесса. — М.: АПН СССР, 1990.-60с.
- Фридман Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи: пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1984. — 175с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1997. 312с.
- Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. — 465с.
- Хилл П. Наука и искусство проектирования. Методы проектирования, научное обоснование решений. М., 1973. — 262с.
- Чуприкова Н.И., Ратанова Т. А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопросы психологии. 1995 № 3 с.104−114
- Шамис В.А. Развитие критического мышления младших школьников (на материале сравнения традиционной и развивающей технологии обучения). Дисс. канд. психол. наук. Казань, 2005. 146с.
- Шаров Д.А. Развитие критического мышления учащихся при обучении программированию в курсе «Информатика и ИКТ» на профильном уровне старшей школы. Дисс. канд. пед. наук. Омск, 2006. 200с.
- Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005. — 800с.
- Шмигирилова И.Б. Использование учебно-поисковых заданий для развития мышления учащихся в обобщающем повторении планиметрии. Дисс. канд. пед. наук. Омск, 2005. -255с.
- Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев: НИИ психологии УССР, 1961. — 258с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. — с. 21−26
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1989.-432с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1979. 144с.
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. — М.: Просвещение, 1985.-78с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1996. — 96с.
- Языкова Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педвузов факультетов иностранных языков. -Улан-Уде, 1994.-236с.
- Brookfield S.D. Developing Critical Thinkers: challenging adults to explore alternative ways of thinking and acting. San Francisco, Jossey Bass Pub, 1987 — 178p.
- Brown, J. D. 1995. Elements of language curriculum. Boston: Heinle and Heinle.
- Chaffee J. The Thinker’s Guide to College Success. -N.Y.: Houghton Mifflin Company, 1999- 213p.
- Hoffman B. Condition for creative problem solving. The journal of psychology: V. 52, 1961. № 3 32p.n.
- Kurfiss J.G. Critical thinking: theory, research, practice and possibilities. (Report № 2) Washington, D.C.- Association for the study of Higher Education, ASHE ERIC, 1988 — 25p.
- Milrood R. 2002. Introduction to Linguistics: anti-fossilisation course for teachers. Tambov.
- Milrood R. 2003. Language Pedagogy. Volume 3. Tambov.
- Paul R. Critical Thinking and the Critical Person // Thinking: Report on Research. Hillsdale (N.Y.) 1987
- Paul R., Elder L. Helping students assess there thinking. CT events and resources for College and University educators, 1995
- Torrance E. Tests of Creative Thinking. N.Y. 1975