Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение технического уровня дизелей оптимизацией геометрических параметров поршней

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформулированы принципы проектирования направляющей части поршня, базирующейся на идее применения профиля, асимметричного относительно продольной оси поршня. Обоснованы параметры поршня, обеспечивающие совместно с оптимальным асимметричным профилем направляющей части, снижение трибологических потерь в ЦПГ дизеля, что позволило рекомендовать наиболее рациональные относительные (по отношению… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Факторы, влияющие на технический уровень дизелей
    • 1. 2. Анализ исследований сопряжения «поршень — цилиндр»
    • 1. 3. Краткий анализ методов оптимизации
    • 1. 4. Анализ методов экспериментальных исследований
    • 1. 5. Цели и задачи исследований
  • ГЛАВА 2.
  • ДИНАМИКА ПОРШНЯ НА СМАЗОЧНОМ СЛОЕ В ЦИЛИНДРЕ ДВИГАТЕЛЯ
    • 2. 1. Уравнения движения
    • 2. 2. Реакции смазочного слоя в сопряжении
    • 2. 3. Расчет траектории движения поршня в цилиндре
    • 2. 4. Методика оптимизации профиля направляющей части поршня
  • ГЛАВА 3.
  • МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМЫ «ПОРШЕНЬ — СМАЗОЧНЫЙ СЛОЙ — ЦИЛИНДР»
    • 3. 1. Схема исследований
    • 3. 2. Определение траектории движения поршня в цилиндре двигателя
    • 3. 3. Определение гидродинамического давления в сопряжении «поршень — цилиндр»
    • 3. 4. Определение температуры деталей двигателя и характеристика токосъемных устройств
    • 3. 5. Анализ погрешностей измерений
  • ГЛАВА 4.
  • АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 4. 1. Тепловые состояния поршня и цилиндра
    • 4. 2. Динамика поршня
    • 4. 3. Изменение гидродинамического давления в системе «поршень -смазочный слой — цилиндр»
    • 4. 4. Взаимосвязь динамики поршня и гидродинамического давления смазочного слоя
    • 4. 5. Влияние различных факторов на изменение трибологических параметров сопряжения
  • ГЛАВА 5.
  • МЕТОДОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ПОРШНЕЙ
    • 5. 1. Предварительные замечания
    • 5. 2. Влияние профиля юбки и геометрических размеров поршня на гидродинамические параметры сопряжения
    • 5. 3. Результаты исследований поршня с асимметричным профилем юбки для двигателя 8ДВТ
    • 5. 4. Результаты исследований поршня с асимметричным профилем юбки для двигателя Д
    • 5. 5. Результаты исследований поршня с асимметричным профилем юбки для двигателя В2Ч 8,2/7,
  • ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И
  • ВЫВОДЫ

Повышение технического уровня дизелей оптимизацией геометрических параметров поршней (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Повышение технического уровня дизелей является важной социально-экономической задачей. К основным показателям технического уровня ДВС принято относить экономичность по топливу и маслу, долговечность, металлоемкость, шум и вибрацию.

Статистический анализ показывает, что 85% машин выходят из строя в связи с износом трущихся соединений [66, 77, 101]. Стоимость капитального ремонта изношенных двигателей достигает 70% стоимости его первоначального изготовления, а моторесурс в 3.4 раза меньше первоначального [6, 112]. Поэтому, чем выше долговечность работы узла и двигателя в целом, тем меньше затраты на его эксплуатацию и ремонт.

Обеспечение жидкостного режима трения в сопряжениях позволяет существенно повысить технические показатели двигателей [117−119]. Одним из основных узлов, лимитирующих работоспособность двигателей, является ци-линдропоршневая группа.

Как видно из анализа научно-исследовательских работ и патентно-лицензионной литературы, вопросам улучшения работы ЦПГ двигателя в настоящее время уделяется все большее внимание. Интерес к этой проблеме не случаен, так как около 70% от общих механических потерь приходится на ЦПГ двигателя, причем 40% на сопряжение «поршень — цилиндр» [77, 78].

Тенденция развития двигателестроения показывает, что уменьшение три-бологических потерь и шума двигателя можно обеспечить путем тщательного выбора геометрических параметров поршня, в том числе формы юбки. По некоторым литературным данным, профилирование и оптимизация позволяют в несколько раз снизить расход масла на угар при низком уровне трения.

В целом, оптимизация параметров трибосистемы «поршень — смазочный слой — цилиндр» позволяет: снизить расход топлива за счет уменьшения потерь на трениеснизить расход масла на угар за счет уменьшения зазоров и организации режима смазки в сопряженииповысить долговечность работы ЦПГ за счет обеспечения жидкостного режима трения в сопряжении «поршеньцилиндр» и уменьшения протяженности участков хода поршня с сухим и полужидкостным режимами тренияуменьшить металлоемкость за счет снижения количества поршневых колец и высоты поршняснизить токсичность в результате улучшения процесса сгорания за счет уменьшения количества попадания смазочного масла в камеру сгоранияснизить шум и вибрацию за счет уменьшения зазоров, профиля поршня и улучшения демпфирующего действия слоя смазкиснизить окисляемость масла и увеличить периодичность его замены за счет уменьшения прорыва газов из камеры сгорания в картер двигателя в результате уменьшения монтажного зазора.

Анализ конструкции деталей ЦПГ двигателей таких ведущих мировых фирм, как Катерпиллер, Мале, Като, Форд, Тоета, Ниссан, а так же отечественных ЯМЗ, ВгМЗ, КамАЗ, ЧТЗ, ЧЗПТ, свидетельствует о значительном повышении ресурса сопряжения благодаря комплексному решению конструкторских, технологических, химмотологических задач, исследованиям гидродинамики смазочного слоя в трибосопряжениях и материаловедения.

Мировой опыт двигателестроения показывает, что недооценка и неправильное отношение к проблемам смазки приводит к значительным убыткам в процессе доводки и эксплуатации двигателей, при этом стоимость ремонта достигает 70% от стоимости нового двигателя [11].

Научное объяснение явлений, происходящих в смазочном слое, дает гидродинамическая теория смазки, основы которой были заложены Н. П. Петровым и О. Рейнольдсом. Дальнейшее развитие она получила в работах Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, А. Зоммерфельда. Большой вклад в развитие гидродинамической теории смазки поршневых машин внесли отечественные и зарубежные исследователи: Н. И. Орлов, М. В. Коровчинский, И. Я. Токарь, В"Н. Попов, А. Г. Бургвиц, В. Н. Прокопьев, В. И. Суркин, Г. Н. Григорьев, Г. Н. Миронов, Г. М. Рык, М. С. Белицкий, Ю. К. Деревцев, Эйлон, Саундерс, А. Спинанта, С. Венкентеш, Н. Маэда, С. Фурухама, С. Д. Хаддат, В. Штайдл, С. Н. Ли, К.Р.О, Р. К. Генка и другие.

В последние годы интерес к изучению условий смазки сопряжений ЦПГ двигателей стремительно растет. Применение гидродинамической теории смазки совместно с решением задач динамики поршня, методов оптимизации становится одним из основных инструментов совершенствования ЦПГ двигателей внутреннего сгорания [7, 50, 96, 124, 136].

Анализ современных публикаций показывает, что только на основе оптимизации с учетом законов гидродинамической теории смазки, математического моделирования, реально отображающего происходящие в сопряжении процессы, возможна разработка ДВС с более высокими техническими и экологическими характеристиками.

Начало работы по теме диссертации приходится на 1980 год. В это время на Челябинском тракторном заводе проводились исследования по совершенствованию двигателя 8ДВТ-330 (ЧВН 15/16) воздушного охлаждения. На начальном этапе был разработан измерительный комплекс, позволяющий регистрировать информацию с датчиков, установленных на поршне. Также были выполнены работы по математическому моделированию движения поршня и асимметричному профилированию его поверхности.

В дальнейшем результаты работы были развиты и дополнены исследованиями на двигателе Д-160 жидкостного охлаждения [59], размерностью 14, 5/20, 5, а в 1995 году были использованы при разработке профиля поверхности поршня минидизеля (трактора «Уралец», двигатель воздушного охлаждения, размерностью 8, 2/7, 8). Теоретические и расчетные исследования проведены совместно с Ю. В. Рождественским.

Тема диссертационной работы вытекает из проводимых ВгМЗ, ЧФНАТИ, ЧТЗ плановых научно-исследовательских работ в соответствии с программой Минтракторосельхозмаш СССР по темам: 23.41.0081−12.0840, ДГ-8042-Б.19.1, а также в соответствии с перечнем важнейших научных направлений на 1984.90 г. п в области ДВС, одобренных секцией «Теплоэнергетика» научно-технического Совета Минвуза, Межведомственного Совета по координации НИ-ОКР в области ДВС, задачами стоящими перед ОАО «ЧТЗ» по выпуску конкурентоспособной продукции, непосредственное участие в которых принимал автор.

Цель исследования заключается в повышении технического уровня дизелей за счет совершенствования конструкции поршня на основе оптимизации его геометрических параметров.

Методы исследований. Для реализации задач и достижения поставленной цели в работе использовались:

— теоретический анализ, основанный на решении системы уравнений динамики поршня с использованием методов гидродинамической теории смазки и методов оптимизации;

— экспериментальные исследования, базирующиеся на методах измерения траектории движения поршня в цилиндре двигателя, эпюр гидродинамических давлений и теплового состояния поршня, а так же ГОСТированных испытаний двигателей.

Задачи исследований. На основании выдвинутой гипотезы, были поставлены и решены следующие задачи:

1. Разработать расчетно-экспериментальную методику исследования динамики поршня с учетом смазочного слоя, разделяющего поверхности трения, температурной деформации сопряжения «поршень — цилиндр», различных видов профиля юбки и величин геометрических параметров поршня.

2. Разработать методику оптимизации геометрии асимметричного профиля направляющей части поршня, реализовать ее, исследовать трибологичес-кие потери в сопряжении «поршень — цилиндр» для различных типов двигателей.

3. Разработать рекомендации по выбору рациональных геометрических параметров поршня, обеспечивающих, совместно с оптимальным профилем юбки, повышение технического уровня дизелей.

Объект исследований. Объектом исследований являются процессы, происходящие в сопряжении «поршень — цилиндр» двигателя внутреннего сгорания, проявляющиеся в нелинейных колебаниях поршня под действием переменных нагрузок и гидродинамических сил смазочного слоя.

Предметом исследований является система «поршень — смазочный слойцилиндр», от совершенства которой во многом зависят показатели технического уровня дизелей: экономичность по расходу топлива и масла, долговечность, уровень шума и вибрации.

Научная новизна заключается в следующем:

1. Сформулированы принципы проектирования направляющей части поршня, базирующиеся на идее применения профиля асимметричного, относительно продольной оси, поршня и учете теплового состояния деталей ЦПГ, динамики поршня и гидродинамики смазочного слоя в сопряжении «поршень — цилиндр».

2. Разработанная методика оптимизации геометрии направляющей части поршня полнее и точнее учитывает факторы, влияющие на работу сопряжения «поршень — цилиндр», и позволяет разрабатывать конструкции поршней с низкими трибологическими потерями.

3. Обоснованы параметры поршня, обеспечивающие, совместно с оптимальным асимметричным профилем направляющей части, снижение триболо-гических потерь в ЦПГ дизеля.

Выносятся на защиту:

— математическая модель динамики системы «поршень — смазочный слой — цилиндр», учитывающая основные конструктивные и эксплуатационные факторы, в том числе асимметричность профиля поршня;

— методика оптимизации геометрии направляющей части поршня;

— методика экспериментального определения термогидродинамических параметров трибосопряжения с регистрацией параметров динамики поршня, гидродинамического давления и температуры в смазочном слое;

— новое техническое решение — поршень с асимметричным профилем образующей поверхности юбки.

Практическая ценность. Разработанные расчетно-экспериментальные методы анализа гидродинамических параметров системы «поршень — смазочный слой — цилиндр» и методы оптимизации дают возможность, за счет выбора рациональных геометрических параметров поршня при конструировании и модернизации Т 1,1 II ДВС, существенно уменьшить трибологические потери.

Реализация результатов работы. Разработанные математические модели реализованы в пакете прикладных программ «Орбита — Поршень» (зарег. в РОСАПО № 950 326 от 19.09.95 г.), нашедшем применение в практике проектирования и доводки цилиндро-поршневой группы ДВС. Созданы конструкции поршней с асимметричным профилем поверхности (патент № 1 590 596 от 06.06.88г, патент № 2 095 603 от 08.08.95г), позволяющие уменьшить расход топлива в дизелях в среднем на 2.5 г/кВт.ч, уменьшить расход масла на угар в 1,5.2 раза, что подтверждено сравнительными испытаниями опытных и серийных поршней на двигателях Д-160 (ЧН 14,5/20,5), 8ДВТ-330 (ЧВН 15/16), «Уралец» (В2Ч 8,2/7,8). Результаты работы внедрены на Волгоградском моторном заводе (г.Волгоград), в ОАО «Челябинский тракторный завод» (г.Челябинск), АО «Барнаултрансмаш» (г.Барнаул). По результатам исследований, совместно с НИКТИД (г.Владимир), разработан проект отраслевой методики Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения «Методика профилирования образующей юбки поршня ДВС».

Апробация работы. Результаты работы докладывались на Всесоюзной научно-технической конференции «Трение и смазка в машинах». (Челябинск 1983 г.), на Всесоюзной научно-технической конференции «Теория и практика рационального использования горюче-смазочных материалов и рабочих жидкостей». (Челябинск 1985, 1986 г. г.), а также на ежегодных научно-технических конференциях: Челябинского Ордена трудового Красного знамени Агроинже-нерного университета 1981.1984,1990,1994.1996,1998,1999 г. г.- Южно-уральского Государственного университета 1982 — 1984, 1996 — 1998 г. г.- Волгоградского политехнического института 1985,1987 г. г.

Публикации: По теме диссертации опубликовано 16 печатных работ. Подготовлен проект отраслевой методики. В соавторстве получено два авторских свидетельства N 1 361 362 «Поршень» от 22 августа 1987 г и N1441183 «Способ определения зазора между гильзой цилиндра и компрессорным кольцом поршневого двигателя внутреннего сгорания» и два патента на изобретение N1590596 «Поршень для ДВС» от 06.06.88 г. и N2095603 «Трибосопряжение поршеньцилиндр двигателя внутреннего сгорания» от 08.08.95 г.

В соавторстве подготовлен пакет прикладных программ «Орбита — Поршень» (зарег. в РОСАПО N 950 326 от 19.09.95 г.).

Структура и объем работы. Диссертационная работа изложена на 158 страницах машинописного текста, в том числе содержит 65 графиков, 12 таблиц, включает введение, пять глав, выводы, список литературы из 142 наименований (в том числе 32 на иностранных языках), приложения.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ВЫВОДЫ.

1. Сформулированы принципы проектирования направляющей части поршня, базирующейся на идее применения профиля, асимметричного относительно продольной оси поршня. Обоснованы параметры поршня, обеспечивающие совместно с оптимальным асимметричным профилем направляющей части, снижение трибологических потерь в ЦПГ дизеля, что позволило рекомендовать наиболее рациональные относительные (по отношению к диаметру цилиндра) параметры элементов поршней дизелей: относительная длина юбки поршня 0,7. .0,8, относительный диаметральный зазор между поршнем и цилиндром 0,005. .0,001 относительный дезаксаж поршневого пальца 0,000. .0,01 относительное смещение оси поршневого пальца по высоте юбки поршня 0,001. .0,05, отношение диаметрального зазора между поршнем и цилиндром к длине юбки поршня 0,007.0,0013.

2. Разработанная методика многокритериальной оптимизации направляющей части поршня, базирующаяся на критериях максимума несущей способности, минимума расхода смазки и потерь на трение, дала возможность проектировать поршни с низкими трибологическими потерями, что подтверждено сравнительными испытаниями опытных конструкций поршней с асимметричным профилем и уменьшенным монтажным зазором на двигателях 8ЧВН 15/16, 4 ЧН 14,5/20,5, В2Ч 8,2/7,8. По результатам испытаний получено уменьшение расходов топлива на 2,5 г/кВт, масло на угар в 1,5−2 раза, механических потерь на 4−10%. Конструкции защищены авторскими свидетельствами и патентами.

3. Предложенная математическая модель динамики поршня на смазочном слое позволила оценить влияние на гидродинамические параметры, характеризующих несущую способность смазочного слоя, сопротивление движению поршня и расход смазочной жидкости на угар сопряжения «поршеньцилиндр» и основных конструктивных особенностей поршня, в том числе, профиля длины юбки, расположения центра тяжести и оси поршневого пальца, зазоров в сопряжении. Математическая модель реализована в пакете прикладных программ «Орбита — поршень». Проведенные расчеты показали, что тепловая деформация юбки поршня существенно превышает ее деформацию от газовых и инерционных сил, причем, для получения достоверных результатов необходимо использовать объемную конечно-элементную модель поршня, так как влияние бобышек поршня, не учитываемая в плоской модели, существенно изменяет величину и характер деформации юбки.

4. В результате экспериментальных исследований динамики поршня в цилиндре двигателя установлены закономерности изменения следующих параметров: радиального перемещения поршня, диаметрального зазора и угла наклона, гидродинамических давлений и толщины смазочного слоя, температуры поршня и цилиндра в зависимости от скоростного и нагрузочного режима теплового состояния двигателя. Так, нагрузочный режим двигателя наиболее опасен для трибосопряжения «поршень — цилиндр», увеличение среднего эффективного давления (Рте) до 0,9 МПа привело к уменьшению толщины смазочного слоя в полтора раза и увеличению гидродинамических давлений на 30−50%. Показана удовлетворительная качественная сходимость результатов теоретических и экспериментальных исследований на различных режимах работы двигателя. л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.И. Датчики контроля и регулирования. — М.: Энергия, 1987.-312с.
  2. И.М. Исследование возможности обеспечения жидкостного трения в сопряжениях поршневой группы ДВС: Сб. научн. тр.-Ростов-на-Дону: Институт инженеров ж/д транспорта, 1975.-Вып. 116.—С. 17—26.
  3. М.Д. Разработка методов снижения колебаний цилиндро-поршневой группы с целью повышения ее надежности. Автореф. дис.. канд. техн. наук. Волгоград, 1987. -23с.
  4. Амир Халиль. Совершенствование конструкции поршня бензинового двигателя на основе математического моделирования динамики его движения в цилиндре в слое смазки: Автореф. дис. канд. техн. наук. МГААТМ. М., 1993.20 с.
  5. М.Д., Морин М. М., Скворцев Г. А. Основы теории и конструирования автотракторных двигателей// Конструирование и расчет автомобильных и тракторных двигателей. М.: Высшая школа, 1978. — 133с.
  6. М.С. Основы эксплуатационной долговечности двигателей автомобилей: Сб. научн. тр-Новочеркасск: НПИ, 1961.-170с.
  7. Блэр, Хоулт, Вон. Влияние деформации поршня на смазку в поршневом двигателе// Тр. амер. об-ва инж.-мех./ Современное машиностроение, серия «Б». -М.: Мир. 1991. N1.-С. 1−16.
  8. П.С. Основные графические методы обработки опытных данных// Практическое руководство-М.: Машгиз, 1961.-164с.
  9. В.Н. Эксплуатация и ремонт форсированых тракторных двагате-лей. -М.: Колос, 1981. -208с.
  10. Г. В. Общая методика экспериментальных исследований и обработка опытных данных. -М.: Колос, 1973. -127с.
  11. C.B. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания. -М.: Химия, 1979. -240с.
  12. В.В. Повышение работоспособности сопряжения юбка поршня гильза цилиндра путем улучшения условий смазки на основе исследований гидродинамических параметров масляного слоя. Автореф. дис.. канд. техн. наук. — Л., 1983, -20с.
  13. .Я. Профилирование юбок поршней. М.: Машиностроение, 1973.-89 с.
  14. Е.А., Ющенко A.A. Экспериментальное исследование пространственного движения поршня в пределах зазора// Двигателестроение. 1989. -№ 1.-С. 14−16.
  15. Е.А., Аллабергенов М. Д. Теоретическое исследование колебаний системы «поршень-цилиндр»// Двигателестроение. 1985. -№ 10. -С. 13−17.
  16. Е.А., Загребельный Б. Т. Совершенствование форм поршней отечественных автотракторных дизелей// Современные проблемы кинематики и динамики ДВС. Тезисы докладов-Волгоград, 1985. -С. 76−77.
  17. JI.C. Оптимизация радиоэлнктронных устройств. М.: Сов. радио, 1975.-368с.
  18. Ю.И. О гидродинамическом давлении в слое смазки при движении поршня с кольцом.// Материалы XIII научно-технической коференции НИИИВТА. Новосибирск, 1970. -С. 298−300.
  19. Ю.И. Выдавливание смазки поршневым кольцом в «мертвых точках» хода.// Материалы XIII научно-технической коференции НИИИВТА. -Новосибирск, 1970. -С. 300−303.
  20. Двигатели внутреннего сгорания// Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей/ Под ред. Орлина A.C. М.: Машиностроение, 1984. -384с.
  21. А.И. О движении ползуна прямоугольной формы в плане: Сб. на-учн. тр./ Ин-т механики АН СССР. М., 1948, Т.У., вып.1, -С. 179−181.
  22. А.Н. Ошибки измерения физтческих величин. JL: Наука, 1974. -384с.
  23. A.A., Кислюк Р. Д., Егоров А. Б. Автомобили ВАЗ: надежность и обслуживание/ -JL: Машиностроение, 1981. -238 с.
  24. Испытание двигателей внутреннего сгорания// Стефановский Б. С. и др. -М.: Машиностроение, 1972. -368с.
  25. .М., Подщеколдин М. И. Исследование зазора между поршнем и цилиндром// Тракторы и сельхозмашины, 1970. -№ 11. -С. 13−14.
  26. .М., богданов Ю.С., Клигерман Ю. Я. Исследования перекладки поршня быстроходного дизеля// Двигателестроение, 1981. -№ 10. -С. 15−19.
  27. Кноль Пикен. Гидродинамическая смазка юбки поршня/ Тр. амер. об-ва инж.-мех./ Проблемы трения и смазки. 1982. -№ 4. -С. 69−75.
  28. М.С., Лурьев В. А., Мартынов Л.И, Черников Б. Г. Токосъемное устройство для термометрирования и тензометрирования поршня быстроходного дизеля// Сб. тр. Всесоюзн. заочн. политехи, инст., Вып. 91. М.: Машиностроение, 1974. -С. 110−118.
  29. Д.С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин. -М.: Машиностроение, 1976. -306с.
  30. М.В. Теоретические основы работы подшипников скольжения. -М.: Машгиз, 1954. -403с.
  31. М.В. Прикладная теория подшипников жидкостного трения. -М.: Машгиз, 1954. -180с.
  32. A.B., Макаров А. Р., Смирнов C.B. Оптимизированные поршни бензиновых ДВС//Автомобильная промышленность, 1988. -№ 1. -С. 17−18.
  33. A.B., Смирнов C.B., Макаров А. Р. Математическое моделирование движения поршня в цилиндре в слое смазочного материала с учетом деформации юбки// Двигателестроение, 1990. —№ 1. -С. 7−9.
  34. Е.А., Иващенко H.A., Перлов М. Л. Особенности теплового напряженно-деформированного состояния поршней тракторного дизеля// Двигателестроение, 1988. -№ 7. -С. 3−5.
  35. Е.А. Основные принципы. Методы и эффективность средств совершенствования процесса сгорания топлива для повышения технического уровня тракторных дизелей// Учебное пособие. -Челябинск: ЧГТУ, 1995. -360с.
  36. П.А. Конструктивные мероприятия по снижению температуры в зоне первого поршневого кольца двигателя ЯМЗ// Двигателестроение, 1990. -№ 1. -С. 16−17.
  37. А.П., Суркин В. И. Повышение долговечности тракторного дизеля обеспечением жидкостного режима трения сопряжения юбка поршня -цилиндр// Современные проблемы кинематики и динамики ДВС: Тез. докл. Всесоюзн. конф. Волгоград: ВПИ, 1985. -С. 77−78.
  38. А.П. Методы снижения механических потерь в двигателях внутреннего сгорания// Сб. научн. тр./ Техническая эксплуатация, надежность и совершенствование автомобилей. -Челябинск: ЧГТУ, 1996. -С. 58−63.
  39. А.П. Определение угла наклона поршня, диаметрального зазора и положения оси поршня относительно оси цилиндра при дифференциаль- ¦ ном включении датчиков// Информационный листок. -№ 104−83. Челябинск: ЦНТИ, 1983. -Зс.
  40. А.П. Определение температуры поршня при использовании непрерывных токосъемников с медными комплексационными проводами// Информационный листок. -№ 102−83. Челябинск: ЦНТИ, 1 983. -2с.
  41. Г. Н., Аллабергенов M.Д. Математическая модель движения поршня в течение цикла в пределах теплового зазораУ/ Двигателестроение, 1981. -№ 1. -С. 19−22.
  42. Г. Н. Аналитическое исследование перекладки поршня в цилиндре двигателя// Автомобили, тракторы и их двигатели. -Волгоград, 1971. -С. 39−48.
  43. Г. Н., Аллабергенов М. Д. Экспериментальное исследование перекладки поршня двигателя Д-144 с аксиальным расположением поршневого пальца// Рабочие процессы в поршневых ДВС: Меж. вуз. темат. сб. -Волгоград: ВПИ, 1979. -С. 52−57.
  44. Г. Н. Динамика бочкообразного поршня// Двигателестроение, 1985.-№Ю.-С. 10−13.
  45. А.И., Подщеколдин М. И. О радиальном перемещении поршня в цилиндре двигателя// Сб. научн. тр. -Киев, 1967, вып. 4. -С. 90−96.
  46. Ю.Н. Аналитично определине профила на водницо част на буталитме за двигалите с выгрышно форене// Известия ВМЕИ Ленин. 1975.-№ 6. -С. 34.
  47. Мур Д. Основы и применения триботехники// Пер. с англ. М.: Мир, 1979,-С. 437.
  48. А.Д. Определение зазоров между гильзой цилиндра и поршнем// Двигателестроение, 1988. -№ 8. -С. 20−25.
  49. А.Д. Расчет зазоров// Двигателестроение, 1987. -№ 7. -С. 15−20.
  50. А.Д. Определение оптимального зазора между гильзой цилиндра и головкой поршня двигателя// Двигателестроение, 1988. -№ 12. -С. 19−22.
  51. А.Д. Расчет оптимальных монтажных зазоров между гильзой цилиндра и головкой поршня автотракторных двигателей// Способы повышения долговечности тракторов и сельхозмашин/ Моск. ин-т инж. с-х. пр-ва. -М.: 1988. -С. 3−7.
  52. Ю.Н., Коротеев C.B., Макаревич П. С. Профиль поршня и смазывание деталей цилиндро-поршневой группы// Автомобильная промышленность, 1990.-№ 10.-С. 13−14.
  53. В.И. Основы теории соударения и исследование колебаний пары поршень гильза автомобильного двигателя. — Автореф. дис. канд. техн. наук. — М.: 1978,-21 с.
  54. О, Ли, Генка. Упругогидродинамическая смазка юбки поршня// Тр. амер. об-ва инж.-мех./ Проблемы трения и смазки. 1988.-№ 1.-С. 125−131.
  55. П.И. Смазка легких двигателей. -М.: ОНТИ, 1937. 462 с.
  56. Отраслевая комплексная программа повышения технического уровня двигателя Д-160. 1981.-Юс.
  57. Пакет прикладных программ «Орбита поршень». Версия 1.0/ Прокопьев В. Н., Рождественский Ю. В., Задорожная Е. А., Хозенюк H.A., Маслов А.П.// Зарег. в реестре программ для ЭВМ в Рос. АПО № 950 326 от 19.09.95.
  58. Н.П., Перельдин Г. И., Бронштейн Б. З. Расчетные и экспериментальные исследования поперечного перемещения поршня бочкообразного профиля// Автомобильная промышленность, 1978. -№ 5. -С. 11−14.
  59. Патент 1 590 596 Российская Федерация МКИ «Поршень для двигателя внутреннего сгорания"/ Маслов А. П., Суркин В. И. (Р.Ф.). Заявка № 4 460 219. Заявлено 06.06.88. Опубл. 29.04.93 Приоритет 06.06.88 УДК 621.43.242.
  60. Патент 2 095 603. Российская Федерация МКИ „Трибосопряжение поршень цилиндр двигателя внутреннего сгорания"/ Рождественский Ю. В., Маслов А. П. Заявка № 95 114 172. Заявлено 08.08.95. Опубл. 10.11.97. Приоритет 08.08.95. УДК 621.43.242.
  61. С.Д., Минязов Р. И., Могилевский В. Д. Машинные методы оптимизации в технике связи. -М.: Связь, 1976. -272с.
  62. М.И., Мищенко А. И. О радиальном перемещении поршня в цилиндре двигателя// Автомобильный транспорт: Сб. научн.тр. -Киев: „Техника“, 1968. -Вып.4. -С. 90−96.
  63. К.А. Механические потери в поршневой группе двигателя ЯАЗ-204 А// Автомобильная промышленность, 1958. -№ 2. -С. 17−19.
  64. В.Н., Суркин В. И., Маслов А. П. Исследование параметров слоя смазки сопряжения поршень гильза двигателя 8ДВТ-330. -Научн. отчет/ ЧИМЭСХ, №г.ф.1 821 015 470, 1984. -179с.
  65. В.Н., Четошников В. И. О возможности снижения зазора в сопряжении поршень-цилиндр// Труды ЧИМЭСХ, вып.78. -Челябинск: ЧИМЭСХ. 1974. -122с.
  66. В.Н., Суркин В. И., Маслов А. П. Исследование гидродинамических параметров слоя смазки сопряжения юбка поршня цилиндр двигателя 8ДВТ-330. Тех. отчет/ ЧИМЭСХ-ЧФНАТИ. Деп. рук. №Д2 860 042 441 №г.ф.1 821 015 470. — Челябинск, 1985. -180с.
  67. В.Н., Рождественский Ю. В., Караваев В. Г. Моделирование динамики трибосопряжения „поршень смазочный слой — цилиндр“. — Челябинск: ЧГТУ, 1994. -26с. Деп. в НИИЭУАэтопром. 07.09.94. -№ 10. -ап.94.
  68. В.Н., Анисимов В. Н. Решение разностного уравнения Рейноль-дса для давлений в смазочном слое на последовательности сеток. Сб. научн. тр. -Челябинск: ЧПИ, 1980. -№ 248. -С. 78−88.
  69. C.B., Чистяков В. К. Расчет триботехнических характеристик и параметров динамики деталей цилиндро-поршневой группы ДВС: Учебное пособие по курсу „Основы строительной механики ДВС“, -М.: Изд-воМГТУ, 1991. -40с.
  70. C.B. Снижение механических потерь в автотракторных двигателях внутреннего сгорания. Автореф. дис. докг. техн. наук. М.: -1998. -32с.
  71. Ю.В. Оптимизация профиля юбки поршня двигателя внутреннего сгорания/ ЧГТУ Челябинск — 1994, -с. 19. Деп. в НИИЭУАвтоп-ром. 07.09.94. -№ 9 ап. 94.
  72. Ю.В., Маслов А. П. Методика анализа динамики поршня// Автомобильная техника. Силовые установки: Сб. научн. тр. -Челябинск: ЧВВАИУ, 1996. -Вып. 6. -С. 103−113.
  73. Ю.В. Динамика профилированного поршня в цилиндре автомобильного двигателя// Техническая эксплуатация, надежность и совершенствование автомобилей. Сб. научн. тр. -Челябинск: ЧГТУ, 1996. -С. 3—11.
  74. Рык Г. М. Механические потери поршневой группы тракторного дизеля.// Тракторы и сельхозмашины, 1965. -№ 6. -С. 10−12.
  75. Рык Г. М., Рогов Ф. М. Моделирование условий смазки поршня. Двигатели внутреннего сгорания. // Сб. науч.тр. -Харьков: ХПИ, 1976. -Вып.23. -С. 113.122.
  76. Рык Г. М. Особенности бокового движения поршня при различных режимах работы ДВС// Двигателестроение, 1985. № 10. -С. 17−20.
  77. С.М. Особенности конструирования боковой поверхности поршня с целью снижения расхода масла на угар// Двигателестроение, 1979. -№ 2. -С. 10−11.
  78. Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин. -Киев.: Наук, думка. -1979. -188с.
  79. Стрельцов.А.И. О трении и износе смазочного слоя между поршнем и цилиндром в двигателях внутреннего сгорания// Проблемы трения и изнашивания/ Сб. науч.тр. -Харьков, 1975. -Вып.7. -С. 92−97.
  80. В.И., Гаар В. В. Изменение положения поршня в цилиндре при работе дизеля// Исследование и совершенствование конструкции тракторов, автомобилей и их двигателей/ Сб. науч.тр. -Челябинск: ЧИМЭСХ, 1975. -Вып. 107. -С. 66−69.
  81. В.И., Гаар В. В., Ваганов В. В. Аналитическое определение параметров слоя смазки сопряжения юбка поршня гильза ДВС// Совершенствование тракторов и их использование в сельском хозяйстве/ Сб. науч. тр. -Челябинск: ЧИМЭСХ, 1981. -Вып. 170. -С. 90−96.
  82. В.И., Маслов А. П. Экспериментальное исследование параметров смазки поршня и гильзы тракторного дизеля// Тез. докл. Всесоюзн. конф. „Трение и смазка в машинах“. Челябинск. -1983. — С. 93.
  83. В.И. Оптимизация параметров смазки поршня тракторного двигателя// Тез. докл. Всесоюзн. конф. „Трение и смазка в машинах“. Челябинск, 1983. -С. 93−94.
  84. В.И. Этапы оптимизации гидродинамических параметров поршня// Повышение степени использования установленной мощности двигателя сельскохозяйственных тракторов. Сб. науч. тр. -Челябинск: ЧИМЭСХ, 1983.-С. 88−93.
  85. В.И., Маслов А. П. Анализ работы поршня с асимметричным профилем юбки// Вестник ЧГАУ. -Челябинск, 1996. т. 14. -С. 63−68.
  86. В.И., Маслов А. П. Методика профилирования поршня. ЧИМЭСХ. -1987. (проект отраслевой методики).
  87. В.И., Маринов В. И. Комплексные исследования условий смазки шатунных подшипников и масляного охлаждения поршня двигателя 8ДВТ-330//Отчет 23.98.81.-Челябинск, 1983.-С. 139.
  88. В.И., Курчатов Б. В. Смазка пар трения дизелей.: Монография. -Челябинск, 1999. -С. 224.
  89. И.Я. Проектирование и расчет опор трения. -М.: Машиностроение, 1971, — 168с.
  90. A.M. Электрические измерения неэлектрических величин/ М.: Энергоиздат, 1966.-221с.
  91. Техническая справка № 2325Д// О результатах термометрирования двигателя В2Ч 8,2/7,8. -Челябинск: ОАО"ЧТЗ“, 1994. -20с.
  92. В.П., Овчинников В. П. Метод расчета деформации поперечного сечения юбки поршня дизеля от воздействия механических нагрузок. Владимир, 1986. -С. 7. -Деп. в ЦНЦИТЭН тракторосельхозмашин 10.12.86,-№ 769.
  93. Фурухама Такагути. Сила трения поршня о стенку цилиндра высокооборотного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания// Тр. амер. об-ва инж.-мех./ Проблемы трения и смазки. -М.: Мир, 1988. -№ 4. -С. 106−112.
  94. Хертель. Светолучевые осциллографы. -М.: Энергия, 1965. -189с.
  95. В.И. Исследование возможности уменьшения зазора в сопряжении поршень-цилиндр тракторного двигателя с воздушным охлаждением. Автореф. дис.. канд. техн. наук. -Челябинск, 1974. -С. 23.
  96. В.К., Песоцкий Ю. С., Путинцев C.B. Характер трения в цилинд-ропоршневой группе двигателя внутреннего сгорания в условиях вибрации и его влияние на механические потери // Трение и износ. 1985. -T.VI. № 2. -С. 359−467.
  97. .Э. Расчет сил трения в цилиндро-поршневой группе тракторного дизеля// Тракторы и сельхозмашины, 1973. -№ 12. -С. 13−16.
  98. .Э. Исследование потерь на трение в поршневой группе работающего под нагрузкой тракторного дизеля. -Автореф. дис. канд. техн. наук. -М.: МАМИ, 1973. -23с.
  99. A.A., Андронов В. П. Радиальное движение поршня в пределах зазора поршень-гильза цилиндра// Двигателестроение, 1985. -№ 11. -С. 15−18.
  100. А. с. № 1 615 420 СССР МКИ F0.2, F3/00. 23.12.90. Поршень для ДВС/По-гребинский Е.З., Блох Л.И.
  101. A.c. № 661 180 F0.2, F3/100. кл. Р16, J 1/04, 1979. Поршень для двигателя внутреннего сгорания/ Кольченко В.И.
  102. A.c. № 1 229 403 СССР МКИ F 0.2, F3/00, F 16J 1/08. 07.05.1986. Поршень для двигателей внутреннего сгорания/ Прокофьев В.М.
  103. A.c. № 1 249 183 CCCPMKHF0.2,F3/00,F 16J 1/04.1986. Поршень для ДВС/ Путинцев C.B., Чистяков В. К., Песоцкий Ю.С.
  104. А. с. № 280 098 СССР МКИ F 0.2, F3/00, клТЧб J 1/04, 1965. Поршень/ Рык Г. М.
  105. A.c. № 1 361 362 СССР МКИ F02 F3/00 F16j 1/06. 10.07.86. Поршень/ Суркин В. И., Маслов А. П., Попов В.Н.
  106. A.c. № 1 441 183 СССР МКИ G01 D7/14.F02 F5/00. 02.12.86. Способ определения зазора между гильзой циллиндра и компрессионным кольцом поршневого двигателя внутреннего сгорания/ Суркин В. И., Маслов А.П.
  107. Betr Gebhard, Zellbeck, Hans. Untersuchangen zuz Reibleistung oler kolbenruppe „MTZ“ Motortechn -1986, 47 -№ 10, p.433−437.
  108. Blaiz W. L, Hoult D.P., Wond V.W. Fhe role of piston distorlion on lubrication in a reciprocating engine. Trans ASME F.Eng. Gas Turfines and Power 1990,112, -№ 3, p.287−300.
  109. Bonden F.P., Tabor D Mechanical wear, Summer Conference Mass. Fechal, Jnot. Cambridge. Metal, 1959. -109. 30 p.
  110. Chin C. A study of temperature ohistribution in a diesel piston-comparison of emalytical and experimente. „SAE Techn. Pap. Ser“, 1986, -№ 861 278, p.-p. 271−281.
  111. Dong Zhu, Herbert S. Cheng, Takayuki Arai, Kyugo Hamai, A. Numerical Analysis of piston skirts in Mixed Lubrication part. J: Basic Modeling — Trans. ASME. J. Tribol, p.553−562.
  112. Fielding B.J. and Skorecki J.identification of Mechanical sources of noise in a diesel engine: Sound Originating from piston slap». Proc. Inst. Mech. Eng. 184. Pt. 1.46, p.p. 859−871.(1969−1070).
  113. Furuhama S. fiid Takiguchi M. «Measurement of piston friction forse in Actual operating disel engine». SAE paper 790 855, 1979.
  114. Chvanijv Chen. Computational determination of the size of gap between piston stem and cylinder barrel. Schmierungstechnik, Berlin 21 (1990) -№ 11, pp. 333−334.
  115. Green A.B. Initil visual studies of piston cylinder dynamic oil film behavior, «Wear», 13, pp. 345−369 (1969).
  116. Haddad S.D. Origins of noise and vibration in vee form diesel engines with emphasis on piston slap. Southampton Vniveraity, 1974. Ph. Thesis.
  117. Haddad S.D. Liner deformation due to piston slap in diesel engines. JSVE -Southampton Vniversity V.K. Mesh.E. 1975, p. 1065−1070.
  118. Helmut Fschoke and Vif Essers. Einflub des zylinderdruck-verlaufes auf die sekundarbewegung des kolbens. MTZ. Motortechnische Zeitschrift 43.1982. 4 p. 157−160.
  119. Knoll C.D., Peeken H.F. Hidrodynamic Rubrication of piston skirts. Journal of Lubrication Tehnology, Oct, 1982, vol. 104/505.
  120. R. «Olhaushalt des Tauchkolbens» Forschung sbericht der FW. Heft 196.-1975. p. 35−40.
  121. Jellbeek Hans. Untersuchungen zuv Reibleistung oler kolbengruppe. MTZ «Motortechn» 1986. 47-№ 10, p.433-^37.
  122. Laws A.M., Parker D.A., Turner B. Puston Movement in the Diesel Engine. 10th International Congress on Combustion Engine. CIMAC Washigton D.C., 1973. Apr. 5−9.
  123. Li D.E., Rjhde S.V., Ezzat H.A. An Automotive piston Lubrication model. -ASLE Tranction, Vol. 26, 1982, p. 151−160.
  124. Lu Reisong, Li Chngming, Lin Sanming. Профилирование боковой поверхности поршня. -Чуаньбо чунчэн 1990. -№ 4, с.48−52.
  125. Mashined in pands redace pistjn/ Cylinder contact, Black Daviol J. «Des news». 1985, 41,-№ 9,98.
  126. Martin Y. Methodes de mesure des perter for frottements dane les motewes a combustion interne. Puven Energie Rumaive. 1971, т. VII -№ 1, p. 3−13.
  127. Moderne Leichtebaukolben for das Ersatzgeshcaft Autohaus, 1992, -№ 19, p.96.
  128. Parker D.A., Etiles C.H., Richmond J.W. Fhe AE conoguide low friction piston feotire analysis and further expaience. «Combust Engines — Reduct». Frict and Wear conf London, 18−19. March, 1985.
  129. Peter Reipert. Rechnezunterstutzte Geometriebestimmung von Kolben. MTZ, -Motortechnische Zeitschrift. 43 -№ 4, 1982. p. 171−174.
  130. Rboder M.L., Perker D.H. A econonde Ion friction Piston skirt Design. -Industrial lubrication Tribology, sept./oct. 1982, p. 10.
  131. Rohle Manfred. Beeinflussung der Gerauschbildung bei Dieselmotoren durch den Rolben. teil 1. MTZ, 1976, 37, -№ 7−8, p.277−282.
  132. Sarsten A., Stavdal S. Computer programs fo piston besring loads and polas diagrams. Mzd. Inst. Forbrenningsmot. NTH Vnif. Trondheim, 1969, -№ 2, 104 p.
  133. Steidle W. Movimento del pistone с rumarosita. ata — Ingegneria automotoristice, 1982, v. 35, -№ 3, p. 200−208.
  134. W. «Kolbenbewegung und geransch». Karl-Schmidt-Kolloquinm. -Neckarsulm. — 1979, p. 13−26.
  135. Suzuki, Tovohiko. Huxon кикай гаккай ромбунсие. Trans. Jap. Mech. — 1989. 55,-№ 511. c. 768−773.
  136. Такэо M. All of the scuffmgs in low speed 4 stroke-cycle engines. Nation nikan, т. 12, -№ 8, 1973, с. 41−46 .
  137. Williams Speirs- Engine beaming temperature. The engeneer, G/V. 1988. 505 p/
  138. De Biasse Richard L. Piston for internal combutsion engine. ПАТ. США. кл. 92−239, (F16j, 1/04) № 3 505 934. 14.04.70.
  139. Gerner Dieter. Kolben, insbesondere Tauch Kolben fur Breennkraftmaschinen. Пат. ГДР кл.47Р, 1/02 (F 16j), № 77 377. 31.03.1969.
Заполнить форму текущей работой