Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Физиологические и психофизиологические критерии распределения студентов на медицинские группы для занятий физической культурой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для отбора студентов в специальное учебное отделение необходимо иметь четкие критерии, по которым студентам для занятий физическими упражнениями определяется специальная медицинская группа. До последнего времени врачи руководствовались в этом вопросе «Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом», утвержденным приказом МЗ СССР № 1672 от 29.12.1985 года… Читать ещё >

Содержание

  • Используемые сокращения
  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Проблема оценки индивидуального здоровья у здорового человека
    • 1. 2. Контингент студентов в специальных медицинских группах
    • 1. 3. Морфо-функциональное состояние студентов специальных медицинских групп
    • 1. 4. Психофизиологические особенности студентов специальных медицинских групп
    • 1. 5. Правовые аспекты распределения студентов на различные медицинские группы для занятий физическим воспитанием
    • 1. 6. Комплектование специальных медицинских групп студентов в учебном заведении
  • Глава 2. Организация и методы исследований
    • 2. 1. Характеристика контингента обследуемых студентов
    • 2. 2. Методы исследования
  • Глава 3. Результаты собственных исследований
    • 3. 1. Уровень отклонений в состоянии здоровья у студенток специальной и основной медицинских групп
    • 3. 2. Характеристика морфо-функциональных показателей у студенток специальной и основной медицинских групп
      • 3. 2. 1. Характеристика показателей физического развития обследуемых
      • 3. 2. 2. Характеристика показателей функции внешнего дыхания обследуемых
      • 3. 2. 3. Характеристика показателей гемодинамики обследуемых
      • 3. 2. 4. Показатели неврологического статуса
      • 3. 2. 5. Сосотояние биоэнергетики сокращения сердца, уровень физического состояния и индекс функциональных изменений обследуемых студенток
    • 3. 3. Общая физическая работоспособность и максимальное потребление кислорода у студенток разных медицинских групп
    • 3. 4. Особенности вариабельности сердечного ритма у студенток специальной и основной медицинских групп
    • 3. 5. Электрокардиография у студенток специальной и основной медицинских групп
    • 3. 6. Психологический статус личности студенток специальной и основной медицинских групп
      • 3. 6. 1. Личностные психологические свойства студенток
      • 3. 6. 2. Нервно-психическое напряжение студенток специальной и основной медицинских групп
      • 3. 6. 3. Характеристика теста САН (самочувствие, активность, настроение) у обследуемых студенток
      • 3. 6. 4. Мотивационные компоненты учебной деятельности у обследуемых студенток
      • 3. 6. 5. Влияние микросоциальной среды на физическое состояние обследуемых студенток
      • 3. 6. 6. Индивидуальные субъективные представления студенток обследуемых групп о своем здоровье
    • 3. 7. Основные критерии распределения студенток в разные медицинские группы для занятий физической культурой

Физиологические и психофизиологические критерии распределения студентов на медицинские группы для занятий физической культурой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема состояния здоровья обучающейся в вузах молодежи связана с отсутствием на сегодняшний день общепринятого, научно доказанного термина «индивидуальное здоровье человека», нормативно-оценочной модели индивидуального здоровья для представителей различных возрастных групп, недостаточно разработанными принципами и методами организации системы мониторинга индивидуального здоровья, в том числе для учащейся молодежи, существованием достаточно низкой эффективности традиционной медицины, ориентированной на диагностику и лечение заболеваний, а не на оценку уровня индивидуального здоровья и коррекцию его изменений.

Важным вопросом врачебного контроля за занимающимися физическим воспитанием является распределение студентов на медицинские группы для занятий физической культурой. В последнее время процент молодых людей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, постепенно повышается. Многие авторы отмечают, что основная хмедицин-ская группа составляет до 60%, подготовительная — 12−30%, специальная -20−45% (Батясов И. Ю. с соавт., 1997; Савченко М. Б. 1999, 2000; Сидоров П. Н., 2000; Ганич А. М., Абдурахманов А. И., 2002; Евсеева Е. А. с соавт., 2002; Прокопенко Н. Я., Уварова JI. Ф., 2002; Совершаева С. JI. с соавт., 2002; Порубайко Л. Н., 2002, 2003).

Для отбора студентов в специальное учебное отделение необходимо иметь четкие критерии, по которым студентам для занятий физическими упражнениями определяется специальная медицинская группа. До последнего времени врачи руководствовались в этом вопросе «Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом», утвержденным приказом МЗ СССР № 1672 от 29.12.1985 года «О задачах органов и учреждений здравоохранения по широкому использованию физкультуры и спорта для укрепления и сохранения здоровья населения, профилактики заболеваний», где указывались перечень заболеваний, давность заболеваний и состояние человека на момент обследования, по которым определяется основная, подготовительная и специальная медицинская группы. Это «Положение.» отменено приказом МЗ РФ № 337 от 20.08.2001 года «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры», и в настоящий момент нет законодательной основы по определению медицинских групп для занятий физическим воспитанием. Каких-либо рекомендаций по данному вопросу нами не обнаружено и в Приказе Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.1994 г. № 777 «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях" — в Приказе Министерства образования Российской Федерации от 01.12.99 № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования" — в Федеральном законе Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329-ФЭ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и во многих других официальных документах, которые будут рассмотрены в специальном разделе обзора литературы.

Отсутствие федеральной законодательной основы для решения такого сложного вопроса приводит к тому, что в регионах пользуются или старыми положениями, или разными, довольно сильно отличающимися друг от друга методическими рекомендациями местного уровня, используя в основном нозологический принцип.

В условиях массовых врачебных обследований студентов с участием узких специалистов решающим в определении медицинской группы является диагноз заболевания. В то же время функциональное состояние ведущих систем организма, его общая физическая работоспособность и физическая подготовленность нередко совсем не учитываются. При этом в специальную медицинскую группу нередко попадают лица, которые без ущерба для здоровья могли бы заниматься в подготовительной медицинской или даже в основной группах, а процент студентов специальной медицинской группы был бы гораздо ниже. При благоприятно сложившихся условиях физически хорошо подготовленным может оказаться человек, перенесший ревматизм, пиелонефрит, язвенную болезнь желудка и другие заболевания и в течение нескольких лет не имевший обострения этих заболеваний.

Отсутствие четких рекомендаций для врачей о необходимости более глубоких функциональных обследований приводит к тому, что очень часто среди студентов специальной медицинской группы встречаются лица с одинаковыми диагнозами и совершенно разной физической подготовленностью и общей физической работоспособностью. Одни студенты с большим трудом переносят физические нагрузки, а у других те же самые нагрузки вызывают лишь легкое утомление.

На необходимость совершенствования врачебного контроля за студентами, занимающимися физической культурой, указывают многие авторы (Апанасенко Г. JL с соавт., 1985; Сокова Э. В., 1986, 1987; Чоговадзе А. В. с соавт., 1984, 1987, 1988, 1989; Сауткин М. Ф., 1981, 1991; Щедрина А. Г., 1982, 1987, 1995; Шиянов Г. П., 1996; Прошляков В. Д., 1995, 1997, 1999, 2004, 2005; Kibittel W. et al., 1970; Fischer P. et al., 1973; MekotaK., 1989; Palushka S. A., 2000; Domhnall MacAuley, 2007; McManon P. J., 2007). По их мнению, в основу распределения учащихся и студентов на медицинские группы для занятий физической культурой должно быть положено не только заболевание, но и уровень физического развития, физической подготовленности и общей физической работоспособности, а также функциональное состояние ведущих систем организма.

Установлено, что показатели общей физической работоспособности несут наибольшую факторную нагрузку в оценке физического состояния, так же как и величина артериального давления, частота сердечных сокращений и дыхания, минутный объем крови. Вот почему при выборе медицинской группы для студентов с различными заболеваниями необходимо проводить углубленное функциональное обследование состояния организма с определением величины общей физической работоспособности и направлять в специальную медицинскую группу лиц с низкими показателями физической работоспособности независимо от вида, стадии и степени заболевания (Травин-ская JL А., 1979; Пирогова Е. А. с соавт., 1986; Недобывайло В. П., Пимено-ва С. Н., 1987; Сокова Э. В., 1986, 1987; Миронова О. И. с соавт., 1988; Чого-вадзе А. В. с соавт., 1988; Бакулева Н. С. с соавт., 1988, 1991, 1992; Шия-нов Г. П., 1996; Прошляков В. Д., 1980, 1997; Трутнева Е. А., 1999).

По нашему мнению, основной причиной большой численности занимающихся в специальной медицинской группе студентов является отсутствие обязательного проведения глубокого функционального обследования тех лиц, которые имеют отклонения в состоянии здоровья. Степень нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата, как общеизвестно, определяется не только клиническим течением той или иной формы патологии, но и структурными изменениями, которые должны выявляться при функциональном исследовании с дозированными физическими нагрузками.

Выработку единого подхода при направлении студента в специальную медицинскую группу затрудняет также большое разнообразие нозологических форм, наблюдающееся у студентов не только в разных вузах страны, но и в одном вузе на разных факультетах и в разные годы.

В соответствии с фундаментальными положениями научной школы П. К. Анохина — К. В. Судакова, мотивационная компонента является одним из ведущих элементов афферентного синтеза системной организации целенаправленного поведения не только человека, но и животных (Анохин П. К., 1968; Судаков К. В., 1997). Мотивационная основа деятельности человека, по авторитетному мнению X. Хекгаузена (1986), определяет не только ее направленность и энергетику, но не редко и ее успешность.

Это положение было доказано М. М. Лапкиным и Н. В. Яковлевой в 1996 г. при исследовании факторов, обеспечивающих неодинаковую результативность обучения студентов в медицинском вузе по критерию успеваемости. В частности, этими авторами было убедительно установлено, что «успешной» является та мотивационная структура, первые ранги которой занимают состязательный и познавательный мотивы при невысоком ранговом положении мотива избегания и смены деятельности. При доминировании аверсивных мотивов (избегания и смены деятельности) результативность поведения снижается (Лапкин М. М., Яковлева Н. В., 1996; Трутнева Е. А., 1999). В этой связи представляется целесообразным исследовать причины формирования неодинаковой мотивационной структуры учебной деятельности студентов вузов, изначально неодинаково относящихся к той или иной изучаемой дисциплине, особенно к физической культуре.

Многочисленными исследованиями показано, что значительная доля студентов специальной медицинской группы изначально негативно относится к занятиям на кафедре физического воспитания, стремится их избегать под различными предлогами, и поэтому эффективность занятий с ними невысока (Прошляков В. Д., 1995; Лапкин М. М., Яковлева Н. В., 1996, Трутнева Е. А., 1999). В этой связи оздоровительное значение данных занятий резко снижается.

Изучение физического развития, показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма студентов с отклонениями в состоянии здоровья, общей физической работоспособности во взаимосвязи с психологическими особенностями личности позволяет в условиях высшего учебного заведения использовать на практике индивидуальные для каждого студента способы воздействия с целью вовлечения его в активные, самостоятельные занятия физическими упражнениями (Лапкин М. М., 1996, 2005). Все вышеизложенное явилось обоснованием необходимости выполнения настоящей работы и позволило определить ее цель и задачи.

Работа входит в основной план НИР ГОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» под номером государственной регистрации — 01.2001.19 324.

Цель работы.

Целью работы явился поиск надежных физиологических и психофизиологических критериев для объективного распределения студенток с различными заболеваниями на соответствующие медицинские группы для занятий физической культурой с учетом их физического развития, общей физической работоспособности, функционального состояния основных систем организма и психофизиологических особенностей.

Задачи исследования.

1. Сравнить и проследить в динамике показатели физического развития, общей физической работоспособности и функционального состояния ведущих физиологических систем организма у студенток, отнесенных к специальной и основной медицинским группам.

2. Провести сравнительный анализ физического развития, функционального состояния основных физиологических систем организма и уровня общей физической работоспособности у студенток, отнесенных к основной медицинской группе, и студенток специальной медицинской группы, имеющих разные отклонения в состоянии здоровья и разный уровень общей физической работоспособности.

3. Оценить комплекс показателей вариабельности сердечного ритма у студенток разных медицинских групп как характеристику адаптационных резервов организма человека.

4. Определить изменения показателей электрокардиографии у студенток разных медицинских групп в покое и после дозированной физической нагрузки.

5. Конкретизировать психофизиологический статус, выявить наиболее информативные показатели психологических характеристик личности для комплексной оценки состояния здоровья студенток.

6. Разработать критериальные показатели по которым врачи смогут направлять студентов с одинаковыми нозологическими формами патологии в разные медицинские группы для занятий физической культурой.

Научная новизна исследования.

Результаты выполненных комплексных исследований впервые позволили сравнить показатели физического развития, общей физической работоспособности, функционального состояния основных систем организма и психологический статус практически здоровых и имеющих различные отклонения в состоянии здоровья студенток. Конкретизированы объективные физиологические и психофизиологические показатели и их уровни для распределения студенток в медицинские группы для занятий физической культурой с учетом их физического развития, общей физической работоспособности, функционального состояния отдельных систем организма и психологического статуса, а не только диагноза заболевания.

Научно-практическая значимость работы.

Проведенные исследования позволили нам сформулировать и предложить в практику вузов рекомендации по распределению студентов в разные медицинские группы для занятий физической культурой в г. Рязани и РФ, а также подготовить для утверждения в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ разработанную методику распределения студентов в медицинские группы и рекомендовать ее для использования во всех регионах России.

Внедрение результатов исследования.

Физиологические и психофизиологические критерии отбора студентов с отклонениями в состоянии здоровья в соответствующие медицинские группы для занятий физической культурой, исследуемые в работе, внедрены в учебные процессы на кафедрах физического воспитания и здоровья, восстановительной медицины и курортологии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павловакафедре медико-биологических и психологических основ физического воспитания Рязанского государственного университета имени С. А. Есенинакафедре физического воспитания Рязанского государственного радиотехнического университета, а также в практику работы Рязанского областного врачебно-физкультурного диспансера.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Студентки 1 курса основной и специальной медицинских групп в начале обучения в вузе не имеют различий в показателях физического развития, характеристик отдельных физиологических систем организма, но отличаются по показателю общей физической работоспособности.

2. Девушки занимающиеся в основной медицинской группе и группы студенток с разными нозологическими заболеваниями в в начале обучения в вузе отличаются только по уровню общей физической работоспособности. Группы студенток с разным уровнем общей физической работоспособности имеют различия по ряду показателей физического развития, отдельных физиологических систем организма.

3. Студентки разных медицинских групп не отличаются по комплексу показателей вариабельности сердечного ритма в состоянии относительного физиологического покоя, но большинство студенток имеют сниженные адаптационные резервы организма в условиях нагрузочного тестирования.

4. Изменения различного характера на электрокардиограмме до и после физической нагрузки в одинаковой степени встречаются у лиц с разными видами хронической патологии, а также и у практически здоровых студенток.

5. Различное отношение к занятиям физической культурой у студенток разных медицинских групп не связано с их личностными психологическими свойствами (шкалы вертированности, нейротизма, структура темперамента) основное отличие связано с мотивационной основой их поведения.

6. При определении медицинской группы для занятий физической культурой необходимо одновременно учитывать не только характер заболевания, но и адаптационные возможности организма, общую физическую работоспособность, мотивационную компоненту учебной деятельности студенток.

Апробация работы.

Основные положения диссертации доложены и обсуждены на: вузовской научно-практической конференции клинических ординаторов, интернов и аспирантов «День аспиранта, ординатора и интерна», 11 мая 2001 г., Рязаньмежрегиональной научно-практической конференции «Человек и окружающая среда. Социально-гигиенический мониторинг», 1−2 июня 2001 г., РязаньМежрегиональной научно-практической конференции «Проблемы развития личности», 30 октября 2001 г., РязаньВсероссийской научно-методической конференции «Современные научно-методические разработки в физическом воспитании студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья», 15−16 января 2002 г., Санкт-Петербургмежрегиональной научно-практической конференции «Межведомственное партнерство в охране здоровья подростков», 16 мая 2002 г., Рязаньмежвузовской научно-практической конференции «Актуальные вопросы физического воспитания населения», 28 мая 2002 г., РязаньРеспубликанской с Международным участием научно-практической конференции «Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения», 31 мая-1 июня 2002 г., Рязань- 4-м Всероссийском съезде специалистов ЛФК и спортивной медицины, 16−18 октября 2002 г., Ростов-на-Дону- 2-й межвузовской научной конференции студентов и молодых ученых «Актуальные вопросы спортивной медицины, лечебной физической культуры, физиотерапии и курортологии», 25 апреля 2003 г., Москва- 4-й Международной научно-практической конференции «Здоровье и Образование в 21-м веке», 23−25 мая 2003 г., МоскваРеспубликанской с Международным участием научно-практической конференции «Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения», 2−3 июня 2003 г., РязаньМежрегиональной научно-практической конференции «Физическая культура — одно из основных немедикаментозных средств оздоровления», 2 июня 2003 г., Москванаучной конференции, посвященной Дню лечебного факультета, «Актуальные вопросы патологии», 1 декабря 2005 г., РязаньМеждународной научно-практической конференции «Здоровый образ жизни — основополагающий фактор укрепления здоровья, профилактики и лечения заболеваний», 10−11 июня 2008 г., СмоленскВсероссийской научно-практической конференции «Ценностные приоритеты здоровья и профессионального развития студентов в образовательном пространстве физической культуры», 1617 сентября 2008 г., Москва.

Публикации по диссертации.

По теме диссертации опубликовано 25 печатных работ, из них 3 — в центральной печати.

Структура диссертации.

Диссертация изложена на 173 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследования, результатов исследования, обсуждения результатов, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 298 источника (264 на русском и 34 на иностранных языках). Работа проиллюстрирована 39 таблицами и 20 рисунками.

выводы.

1. Студентки 1 курса основной и специальной медицинских групп в начале обучения не имеют статистически значимых различий в показателях физического развития, характеристик отдельных физиологических систем организма, но достоверно различаются по показателю общей физической работоспособности (р<0,001), что указывает на необходимость использования этого показателя как важного критериального признака распределения студенток на медицинские группы для занятий физической культурой.

2. Группа практически здоровых девушек и группы студенток с разными нозологическими заболеваниями в исходном состоянии достоверно различаются только по уровням общей физической работоспособности (р<0,5). Группы студенток с разным уровнем общей физической работоспособности имеют достоверные различия (р<0,01)по показателям физического развития, гемодинамики, ожидаемом уровне физического состояния.

3. Студентки специальной и основной медицинских групп достоверно не различаются по показателям вариабельности сердечного ритма в состоянии относительного физиологического покоя, но 92,5% студенток имеют сниженные адаптационные резервы организма, выявленные в условиях нагрузочного тестирования.

4. Изменения различного характера на электрокардиограмме до и после физической нагрузки в одинаковой степени (от 44,4 до 45,5%) встречаются у лиц с разными видами хронической патологии, а также у 30,6% практически здоровых студенток.

5. Различное отношение к занятиям физической культурой у студенток специальной и основной медицинских групп не связано с их психодинамическими характеристиками личности (личностная тревожность, нейродинами-ческие свойства, экстра-интраверсия), основное отличие связано с мотива-ционной основой их поведения, у девушек специальной медицинской группы более выражены «аверсивные» тенденции (р<0,001).

6. На основании проведенного нами исследования физиологическими и психофизиологическими критериальными признаками распределения студенток на медицинские группы для занятий физической культурой следует считать не столько характер заболевания, сколько показатели общей физической работоспособности, максимального потребления кислорода, адаптационных возможностей организма, а также мотивационной компоненты учебной деятельности студенток.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При распределении студентов на медицинские группы в обязательном порядке необходимо определять и учитывать величину общей физической работоспособности, максимальное потребление кислорода, частоту сердечных сокращений как критериальные показатели распределения студенток на медицинские группы для занятий физической культурой, а так же функциональное состояние отдельных систем организма используя комплексный подход.

2. Все студенты, направляемые в специальную медицинскую группу для занятий физической культурой, в обязательном порядке должны проходить электрокардиографическое обследование и оценку адаптационных возможностей организма методом анализа ритма сердца до и после дозированной физической нагрузки независимо от вида их хронического заболевания. Необходимо проводить такое обследование всех студентов, поступивших в вуз в начале I семестра.

3. При распределении студентов в медицинские группы для занятий физической культурой необходимо использовать методы психологического тестирования, в частности, проводить исследования мотивационной структурысамочувствия, активности, настроения (тест «САН») — нервно-психического напряжения с целью контроля за результативностью учебного процесса.

4. Возможно объединение в одну учебную группу студентов с различными заболеваниями, но практически одинаковым уровнем физической работоспособности и двигательной подготовленности, что соответствует дидактическим принципам физического воспитания лиц с ослабленным здоровьем. В специальную медицинскую группу напрявляются студенты с показателями PWC170 менее 510 кгм/мин или 8,9 кг/мин/кг, МПК — менее 2,11 л/мин или 36,7 л/мин/кг, ЧСС после дозированной нагрузки на велоэргометре — более 160 уд/мин. В основную медицинскую группу напрявляются студенты с показателями PWC170 более 770 кгм/мин или 13,0 кг/мин/кг, МПК — более 2,58 л/мин или 43,0 л/мин/кг, ЧСС после дозированной нагрузки на велоэргометре — менее 130 уд/мин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. В. Медицинская статистика / Л. В. Анохин. — Рязань: РязГМУ, 2002.- 153 с.
  2. П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.: Наука, 1968. — 548 с.
  3. П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. М.: Наука, 1978. — 253 с.
  4. И. Г. Динамика физического развития и состояние здоровья студентов мединститута / И. Г. Антипова, М. Я. Безматерных, Н. А. Петухов //
  5. Тезисы докладов 3-го Всероссийского съезда по лечебной физкультуре и спортивной медицине. Свердловск, 1986. — С. 6−7.
  6. Г. Л. К проблеме распределения студентов на медицинские группы для занятий физическими упражнениями / Г. Л. Апанасенко, В. В. Волков // Теория и практика физической культуры. — 1985. № 10. — С. 45−47.
  7. Д. М. Функциональные пробы в кардиологии / Д. М. Аронов // Кардиология. 1995. — № 3. — С. 74−82.
  8. П.Артамонова Л. Л. Спортивная медицина: учебно-методическое пособие / Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов. Тула, 2002. — 61 с.
  9. А. Б. Организация физического воспитания в МИИТе / А. Б. Артемов, А. И. Качурин, И. Г. Кремнева // Теория и практика физической культуры. — 2002. № 5. — С. 20−22.
  10. P.M. Валеология / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, A. J1. Максимов. Магадан, 1996. — 56 с.
  11. P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. — М.: Медицина, 1997.-236 с.
  12. Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / Р. М. Баевский, О. И. Кириллов С. 3. Клецкин. М.: Наука, 1984. — 219 с.
  13. Р. М. Теоретические аспекты валеологии / Р. М. Баевский // Валеология. Проблемы и перспективы развития: тезисы Международной научно-практической конференции. — Ижевск, 1998. С. 6−9.
  14. Ю. И. Здоровье студентов финансового института / Ю. И. Батясов, Р. А. Хайруллин, В. Ю. Батясов // Казанский медицинский журнал. 1997. — № 4. — С. 298.
  15. JI. Э. Информативность методов количественной оценки индивидуального здоровья: автореф. дис.. канд. мед. наук / JI. Э. Безматерных. Барнаул, 1997. — 21 с.
  16. А. Ф. Успешность обучения студентов медицинского вуза: дифференциально-психологический аспект / А. Ф. Белов, М. М. Лапкин, Н. В. Яковлева// Психологический журнал. 1994. — Т. 15, № 1. — С. 81−86.
  17. Белугин С. JL Данные о состоянии физического воспитания в медицинском институте / С. JI. Белугин // Тезисы докладов 3-го Всероссийского съезда по лечебной физкультуре и спортивной медицине. Свердловск, 1986. — С. 12.
  18. С. Б. Оздоровительная физическая культура в специальных медицинских группах. Организация и программа занятий: учебно-методическое пособие / С. Б. Бондарь. — Ульяновск: УлГУ, 2007. 156 с.
  19. Н. Н. Велоэргометрия в кардиологической практике: учебно-методическое пособие / Н. Н. Боровков, А. П. Мату сова, В. В. Гладков. -Горький: ГМИ, 1989. 56 с.
  20. Э. В. Состояние кардиореспираторной системы у студентов младших курсов / Э. В. Буланова, В. Г. Осипов // Физической культуре в вузах 75 лет: материалы научно-практической конференции. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005. — С. 126−127.
  21. Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: учебное пособие для техникумов / Э. Г. Булич. М.: Высшая школа, 1986. — 255 с.
  22. БушуевЮ. В. К проблеме распределения студентов на группы для занятий физическим воспитанием / Ю. В. Бушуев, Л. П. Долженко // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2004. — № 3. — С. 34−37.
  23. Ю. Ю. Применение статистики в медико-биологических публикациях / Ю. Ю. Бяловский. Рязань: РязГМУ, 2004. — 84 с.
  24. Д. А. Морфо-функциональные показатели в оценке медицинской группы студентов младших курсов медицинского вуза: автореф. дис.. канд. мед. наук / Д. А. Васильев. М., 2004. — 24 с.
  25. Взаимосвязь между некоторыми показателями физического развития, физической работоспособностью и степенью близорукости / В. Д. Прошля-ков и др. // Гигиена и санитария. 1980. — № 10. — С. 61−63.
  26. М. Я. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования / М. Я. Виленский, Г. К. Карповский // Теория и практика физической культуры. 1984. -№ 10. — С. 39−42.
  27. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем / Е. В. Быков и др. // Теория и практика физической культуры. 2003.-№ 7. — С. 51−54.
  28. В. В. Здоровье здоровых (введение в саналогию) / В. В. Войтенко. -Киев: Здоровья, 1991.-248 с.
  29. В. К. Оценка уровня притязаний / В. К. Гербачевский // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1990. — С. 38−43.
  30. Д. М. Взаимосвязь вуза и внешних факторов формирования физического здоровья студентов / Д. М. Гилязитдинов, Б. Г. Акчурин // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С. 17−18.
  31. В. В. Врачебный контроль в физическом воспитании студентов: учебное пособие / В. В. Гневушев. — Петрозаводск: ПГУ, 1982. — 112 с.
  32. П. И. Клинические и клинико-функциональные методы исследования нервной системы / П. И. Готовцев // Проблемы спортивной медицины. Методы врачебно-физиологических исследований: сборник научных трудов. М., 1972. — С. 224−232.
  33. М. Ф. Проведение занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья / М. Ф. Гриненко, А. П. Рысцов // Теория и практика физической культуры. 1971. — № 8. — С. 46−49.
  34. Р. Д. О распределении студентов на учебные группы для занятий физической культурой / Р. Д. Дибнер, М. Я. Левин, В. А. Павлова // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 6. — С. 17−18.
  35. Н. В. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма (системно-информационный подход) / Н. В. Дмитриева, О. С. Глазачев. М., 2000. — 124 с.
  36. Н. Г. Особенности организации занятий по физическому воспитанию со студентами, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата / Н. Г. Дмитриева, 3. И. Таршина // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 5. — С. 47−48.
  37. В. А. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, М. П. Мирошников // Вопросы психологии. 1973. — № 6. — С. 141−145.
  38. В. И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов / В. И. Дубровский. -М.:Владос, 1998.-С. 172−191.
  39. Д. И. Ритмограмма как отражение особенностей регуляции ритма сердца / Д. И. Жемайтите // Ритм и сердце в норме и патологии. — Вильнюс, 1970.-С. 99−111.
  40. Д. И. Анализ сердечного ритма / Д. И. Жемайтите, JI. Телькснис. Вильнюс: Мокслас, 1982. — 130 с.
  41. А. И. Спортивная медицина и лечебная физкультура: руководство для врачей / А. И. Журавлева, Н. Д. Граевская. М.: Медицина, 1993. — 293 с.
  42. Н. В. Современные методы привлечения студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, к занятиям физической культуры /
  43. А. В. Системный подход к совершенствованию функционального состояния студентов медицинского вуза на занятиях по физическому воспитанию: автореф. дис. канд. мед. наук / А. В. Иванов. Рязань, 1999. — 24 с.
  44. Е. П. Изучение свойств нервной системы / Е. П. Ильин. — Ярославль, 1978.-93 с.
  45. Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  46. В. И. Образ жизни студентов и спорт / В. И. Ильинич // Физическая культура в вузах на рубеже тысячелетий: сборник научных трудов. — Ростов н/Д.: РГЭУ, 2000. С. 13−15.
  47. Индивидуальное здоровье человека как междисциплинарная проблема и направления его изучения / М. М. Лапкин и др. // Российский медико-биологический вестник имени акад. И. П. Павлова. 2005. — № 1−2. — С. 6−10.
  48. Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. — М., 1994. — 54 с.
  49. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы: справочник / под ред. Т. С. Виноградовой. — М.: Медицина, 1986. 416 с.
  50. В. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В. П. Казначеев, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. -Л.: Медицина, 1980.-225 с.
  51. Н. Н. Методика и диагностические возможности спирографиче-ского исследования / Н. Н. Канаев, А. Г. Орлова // Функциональное исследование дыхания в пульмонологической практике: сборник научных трудов.-Л., 1976.-С. 17−23.
  52. А. С. Адаптация дыхательной и сердечно-сосудистой систем к статической мышечной тренировке / А. С. Карлова, А. А. Князев // Физическая культура в вузах на рубеже тысячелетий: сборник научных трудов. Ростов н/Д.: РГЭУ, 2000. — С. 133−135.
  53. В. Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов / В. Л. Карпман. М.: ФиС, 1974. — 95 с.
  54. В. Л. Спортивная медицина: учебник для институтов физической культуры / В. Л. Карпман. М.: Медицина, 1987. — 354 с.
  55. У. Р. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / У. Р. Клекка. М.: Финансы и статистика, 1989. — 184 с.
  56. Клинико-физиологическое обоснование распределения на медицинские группы студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы /
  57. Р. А. Котуков и др. // Тезисы докладов 2-го Всесоюзного съезда по лечебной физкультуре и спортивной медицине. — М.: ФиС, 1981. — С. 167−168.
  58. Ю. П. Здоровье студентов и учебный процесс / Ю. П. Кобяков // Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры: тезисы Всероссийской научно-практической конференции.-М., 2003.-С. 111−114.
  59. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006−20 015 годы» от 15.09.2005 г. № 1433-р. -М., 2005.
  60. А. Г. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема / А. Г. Комков, Е. В. Антипова // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 3. — С. 5−8.
  61. А. П. Методы и средства анализа в среде Windows. STADIA / А. П. Кулаичев. — М.: Информатика и компьютеры, 1999. 341 с.
  62. М. М. Системные механизмы целенаправленного поведения человека и животных при изменении значимости подкрепляющих раздражителей: дисс.. докт. мед. наук / М. М. Лапкин. Рязань, 1994. — 273 с.
  63. М. М. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов / М. М. Лапкин, Н. В. Яковлева // Психологический журнал. 1996. — № 4. — С. 134−140.
  64. М. М. Организация психологического мониторинга студентов вуза / М. М. Лапкин, Н. В. Яковлева // Здоровье студентов как комплекс проблем.
  65. Медицинские, экологические и социальные аспекты: тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Тула, 1996. — С. 92−94.
  66. Ларин Ю. А. Общее состояние здоровья студентов ТРТУ / Ю. А. Ларин, В. Г. Ковалева // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: 7-й Международный научный конгресс. М.: СпортАкадемПресс, 2003. — Т. 2. — С. 86.
  67. Н. Н. Мотивы оздоровительной деятельности студентов / Н. Н. Ларионова // Физическая культура в вузах на рубеже тысячелетий: сборник научных трудов. Ростов н/Д.: РГЭУ, 2000. — С. 86−89.
  68. Е. Ю. Кластерный анализ: терминология, методы, задачи / Е. Ю. Леончик, О. В. Савастру. Одесса: ОНУ им. И. И. Мечникова, 2007.
  69. В. В. Методические рекомендации по организации и методике занятий физическим воспитанием в специальном учебном отделении / В. В. Макареня, О. В. Зеленок. Киев, 1991. — 22 с.
  70. Г. А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г. А. Макарова. Ростов н/Д.: Баро-пресс, 2002. — С. 68−93.
  71. Г. А. Справочник детского спортивного врача: клинические аспекты / Г. А. Макарова. М.: Советский спорт, 2008. — 440 с.
  72. Е. Н. Исследование уровня физического состояния студентов / Е. Н. Максимова // Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях: сборник научных трудов. Волгоград: ВГСХА, 2005. — С. 47−49.
  73. В. Б. Дидактический материал к занятиям в специальном учебном отделении: учебно-методическое пособие / В. Б. Мандриков, М. П. Мицулина, JI. В. Салазникова. Волгоград, 2002. — 145 с.
  74. В. Б. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса в специальном учебном отделении: учебное пособие / В. Б. Мандриков, М. П. Мицулина, JL В. Салазникова. Волгоград, 2003. — 178 с.
  75. В.Б. Пути формирования здорового образа жизни студентов. Элективный курс / В. Б. Мандриков, А. И. Краюшкин, И. А. Ушаков, М. П. Мицулина. Волгоград: ВолГМУ, 2006. — С. 298−299
  76. A. JT. Физическое воспитание в вузе и здоровье студентов /
  77. A. JI. Маринченко // Теория и практика физической культуры. — 1978. -№ 6. С. 57−59.
  78. В. В. Адаптационные реакции и уровень здоровья студентов /
  79. B. В. Маркин // Здоровье и образование в 21 веке: материалы 3-й Международной научно-практической конференции. -М.: РУДН, 2002. С. 274.
  80. В. А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье / В. А. Медик, А. М. Осипов. М.: Логос, 2003. — 200 с.
  81. Медико-социальные аспекты здоровья и образа жизни подростков и молодежи / И. В. Семушина и др. // Социальные и медицинские проблемы здоровья подростков: сборник научных трудов / под ред. Л. П. Гре-бовой. Рязань: РязГМУ, 2002. — С. 36−38.
  82. Методика оценки функционального состояния организма человека / Р. М. Баевский и др. // Медицина труда и промышленная экология. — 1995. -№ 3.- С. 30−33.
  83. Методики психодиагностики в спорте: учебное пособие для студентов / Марищук В. Л. и др. М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
  84. Н. П. Ортостатическая проба в клинической практике / Н. П. Москаленко, Г. А. Глезер, М. Г. Глезер // Клиническая медицина. -1995.-№ 2.-С. 52−53.
  85. Т. А. Состояние нервно-психического напряжения / Т. А. Нем-чин.- Л.: ЛГУ, 1983.- 166 с.
  86. Опыт организации медицинского осмотра студентов 1 курса / М. В. Во-робушкова и др. // Проблемы физического воспитания студентов медицинских вузов в современных условиях: тезисы докладов Всероссийского семинара. СПб: СПбГМУ, 2003. — С. 6−7.
  87. С. В. О состоянии здоровья студентов РГМУ в зависимости от соматотипа / С. В. Орлова // Физическая культура, спорт и туризм в профессиональном образовании и здоровом образе жизни студентов: сборник научных трудов. — Ростов н/Д., 1999. С. 123.
  88. С. В. Оценка состояния здоровья студентов юношеского возраста с учетом соматотипов: автореф. дис.. канд. мед. наук / С. В. Орлова. — Ростов н/Д., 2004. 18 с.
  89. В. Г. Физическая работоспособность и особенности личности у студентов с артериальной гипертензией / В. Г. Осипов, В. А. Величко,
  90. A. Ф. Бармин // Физическое воспитание студентов медицинских и фармацевтических институтов в системе подготовки специалистов здравоохранения: тезисы докладов 2-й Всесоюзной учебно-методической конференции. Львов, 1991.-С. 69−70.
  91. Особенности распределения студентов на группы в медицинских вузах / Л. Н. Порубайко и др. // Проблемы физического воспитания студентов медицинских вузов в современных условиях: тезисы докладов Всероссийского семинара. СПб: СПбГМУ, 2003. — С. 10−11.
  92. Оценка здоровья студентов в Сибирском регионе / А. О. Шепилов и др. // Здоровье и образование в 21 веке: материалы 3-й Международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2002. — С. 386.
  93. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы в покое и при физических нагрузках: методические рекомендации / Прошля-ков В. Д. и др. Рязань, 2001. — 27 с.
  94. Пакет психодиагностических программ для исследования мотивацион-но-эмоциональной сферы человека / М. М. Лапкин, В. И. Маркин // Ин-форм. листок ЦНТИ, № 234. 92. — 1992. — С. 4.
  95. Ю. С. Студент и здоровье / Ю. С. Паутов, Я. П. Полковников,
  96. B. И. Пахомович // Физическая культура, спорт и туризм в профессиональном образовании и здоровом образе жизни студентов: сборник научных трудов. Ростов н/Д., 1999. — С. 117.
  97. Е. А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко, Н. П. Страпко. -Киев: Здоров’я, 1986. 152 с.
  98. Письмо Минобразования России органам управления образованием от 31.10.2003 г. № 13−51−263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой». М., 2003.
  99. О. А. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов педагогических специальностей университета: автореф.. канд. пед. наук / О. А. Плаксина. — Рязань, 2008. — 20 с.
  100. В. П. Нервно-психическое состояние и мотивация спортивной деятельности студентов медицинского вуза / В. П. Плотников, Т. С. Миронова, М. М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 5. — С. 26, 39−40.
  101. Н. А. Биометрия / Н. А. Плохинский. — М.: Высшая школа.- 1990.-С. 352.
  102. В. В. Учебное пособие по организации изучения дисциплины «Физическая культура» в высших медицинских и фармацевтических учебных заведений / В. В. Пономарева. М., 2003. — 26 с.
  103. Практикум по валеологии для высших учебных заведений / под ред. Г. А. Кураева. Ростов н/Д.: ООО ЦВВР, 2001. — С. 120−156.
  104. Практикум по психофизиологической диагностике: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Г. Блинова и др. — М.: Вла-дос, 2000. С. 60−99.
  105. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  106. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.1994 г. № 777 «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях». — М., 1994.
  107. Приказ Минздрава РФ от 20.08 2001 г. № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры». М., 2001.
  108. Приказ Минздрава РФ от 21.03.2003 № 118 «Об утверждении перечня не действующих на территории Российской Федерации приказов Минздрава СССР по разделу: Организация и развитие медицинской помощи населению». М., 2003.
  109. Приказ Минздрава СССР от 29.12.1985 г. № 1672 «О задачах органов и учреждений здравоохранения по широкому использованию физкультуры и спорта для укрепления и сохранения здоровья населения, профилактики заболеваний». М., 1985.
  110. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.12.99 № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования». — М., 1999.
  111. Приказ Минобразования России от 02.03.2000 г. № 686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования». -М., 2000.
  112. Примерная учебная программа по физическому воспитанию для высших медицинских и фармацевтических учебных заведений / под ред. В. В. Пономаревой, В. Д. Прошлякова, Е. В. Харламова. Москва: ВУНМЦ, 1997.-25 с.
  113. Проблемы здоровья студентов специальных медицинских групп / С. Б. Бондарь и др. // Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. -М., 2003. С. 69−72.
  114. В. Д. Как повысить интерес студентов к физической культуре / В. Д. Прошляков // Эргономические основы двигательной активности: материалы Международной научно-практической конференции. — Рязань: РГРТА, 1999.-С. 11−12.
  115. В. Д. Медико-биологическое обоснование физического воспитания студентов с нарушениями в состоянии здоровья: дис.. докт. мед. наук / В. Д. Прошляков. Рязань, 1997. — 214 с.
  116. В. Д. Организация учебного процесса по физическому воспитанию в специальном учебном отделении / В. Д. Прошляков. — Рязань, 1995.-71 с.
  117. В. Д. Физические, функциональные и психологические особенности состояния студентов специальной медицинской группы / В. Д. Прошляков // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2004. — № 4. — С. 32−35.
  118. В. Д. Физическое воспитание школьников с ослабленным здоровьем / В. Д. Прошляков, Б. А. Сыч. Рязань: РязГМУ, 1995. — 122 с.
  119. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. М.: ВЛАДОС, 2002. -Т. 1.-312 с.
  120. Психологический тест «САН» применительно к исследованиям в области физиологии труда / В. А. Доскин и др. // Гигиена труда и профессиональных заболеваний. 1975. — № 5. — С. 28−32.
  121. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. -СПб.: Питер, 2003. 607 с.
  122. А. Н. Здоровье здорового человека / А. Н. Разумов, В. А. Пономаренко, В. А. Пискунов. — М.: Медицина, 1996. — 412 с.
  123. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 1507 // Медицинская газета. — 2002, 6 ноября (№ 212).
  124. Е. С. Психодиагностика / Е. С. Романова. — СПб.: Питер, 2008.-400 с.
  125. Н. А. Состояние здоровья студентов и меры по его улучшению / Н. А. Рыбачук // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2000.-Ч. 2.-С. 137.
  126. М. Б. Физическая культура в профессиональной деятельности будущего специалиста / М. Б. Савченко, А. А. Караченцева // Физическая культура в вузах на рубеже тысячелетий: сборник научных трудов. — Ростов н/Д.: РГЭУ, 2000. С. 55.
  127. М. Б. К вопросу контроля физической подготовки студентов / М. Б. Савченко // Физическая культура в вузах на рубеже тысячелетий: сборник научных трудов. — Ростов н/Д.: РГЭУ, 2000. С. 57−58.
  128. М. Ф. К вопросу о принципах комплектования групп в специальном учебном отделении / М. Ф. Сауткин, В. Д. Прошляков, А. П. Поляков // Тезисы докладов 2-го Всесоюзного съезда по лечебной физкультуре и спортивной медицине. М., 1981. — С. 182.
  129. М. Ф. Медицинские основы для дифференцирования физического воспитания подрастающего поколения: дисс. докт. мед. наук / М. Ф. Сауткин.-М., 1991.-306 с.
  130. . А. Исследование функции внешнего дыхания: учебно-методическое пособие / Б. А. Семенов, В. А. Семенов. — Ульяновск: УлГУ, 1999.-48 с.
  131. Н. В. Функциональное состояние кардиореспираторной системы и уровней регуляции кровообращения у детей 8−14 лет под воздействием оздоровительного массажа: автореф. дис.. канд. биол. наук / Н. В. Сергеева. — Челябинск, 2007. 26 с.
  132. П. Н. Почему так болен наш студент? / П. Н. Сидоров // Медицинская газета. 2000, 25 февраля (№ 14). — С. 11.
  133. П. Н. Здоровье молодежи — здоровье нации / П. Н. Сидоров // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 39−42.
  134. Э. М. Основы неврологического контроля в спорте / Э. М. Синельникова. М.: ФиС, 1984. — 96 с.
  135. А. В. Исследование функции внешнего дыхания в клинической практике: методические рекомендации / А. В. Соколов, М. С. Якушина. — Рязань: РязГМУ, 1999. 38 с.
  136. Состояние здоровья мальчиков-подростков города Смоленска / Н. И. Зернова и др. // Социальные и медицинские проблемы здоровья подростков: сборник научных трудов / под. ред. Л. П. Гребовой. Рязань: РязГМУ, 2002. — С. 84−86.
  137. Состояние здоровья студентов младших курсов / И. А. Острей и др. // Физической культуре в вузах 75 лет: материалы научно-практической конференции. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005. — С. 158−159.
  138. М. П. Вводный контроль на занятиях в специальной медицинской группе: методические рекомендации / М. П. Спирина. — Екатеринбург: УГТУ, 1997.-20 с.
  139. Сравнительная антропометрия и оценка функционального состояния студенток различных групп физической подготовленности / М. Ю. Же-лезнов и др. // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2003. — № 2. — С. 240.
  140. А. М. Спирография для профессионалов: пособие для врачей / А. М. Старшов, И. В. Смирнов. М.: Познавательная книга ПРЕСС, 2003.-77 с.
  141. Статистика. Обработка спортивных данных на компьютере: учебное пособие / под ред. М. П. Шестакова и Г. И. Попова. М.: СпортАкадем-Пресс, 2002. — 278 с.
  142. Г. И. Научное обоснование гигиенических направлений формирования здоровья школьников в современных условиях: автореф.. докт. мед. наук / Г. И. Стунеева. Рязань, 2002. — 49 с.
  143. К. В. Диагноз здоровья / К. В. Судаков. М.: ММА им. И. И. Сеченова, 1993.-120 с.
  144. К. В. Общая теория функциональных систем / К. В. Судаков. -М.: Медицина, 1984. 224 с.
  145. К. В. Рефлекс и функциональная система / К. В. Судаков. -Новгород: НовГУ, 1997. 399 с.
  146. Т. И. Изучение двигательного режима студенток специальных медицинских групп / Т. И. Сулимцев // Тезисы докладов 3-го Всероссийского съезда по лечебной физкультуре и спортивной медицине. -Свердловск, 1986. — С. 72.
  147. Травинская JL А. Клинико-функциональные критерии для распределения на медицинские группы студенток с отклонениями в состоянии здоровья: автореф. дис. канд. мед. наук / JL А. Травинская. — Москва, 1979. — 19 с.
  148. Е. А. Медико-биологическая оценка морфо-функционального и психического статуса студентов с отклонениями в состоянии здоровья: дис.. канд. мед. наук / Е. А. Трутнева. Рязань, 1999. — 127 с.
  149. Федеральный Закон Российской федерации от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской федерации». М., 2007.
  150. Физическая культура и здоровье: учебник / под ред. В. В. Пономаревой. -М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. С. 249.
  151. Формирование здоровьесберегающего пространства в вузах / JI. Б. Ан-дрющенко и др. // Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях: сборник научных трудов. Волгоград: ВГСХА, 2005. — С. 80−84.
  152. X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986.-Т. 1.-407 с.
  153. В. Т. Физическое воспитание школьников специальной медицинской группы: методическое пособие / В. Т. Чичикин. Н. Новгород, 1998.-С. 7−18.
  154. А. В. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте / А. В. Чоговадзе, М. М. Круглый. М.: Медицина, 1977. — 176 с.
  155. А. В. Пути совершенствования процесса физического воспитания в специальном учебном отделении / А. В. Чоговадзе, В. Д. Прошля-ков // Теория и практика физической культуры. — 1988. — № 4. — С. 12−14.
  156. А. В. Спортивная медицина: руководство для врачей / А. В. Чоговадзе, JI. А. Бутченко. -М.: Медицина, 1984. 383 с.
  157. А. В. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: учебное пособие / А. В. Чоговадзе, В. Д. Прошля-ков, М. Г. Мацук. М.: Высшая школа, 1986. — 144 с.
  158. А. В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / А. В. Чоговадзе, М. М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 7. — С. 8−10.
  159. Шик Н. В. Руководство по клинической физиологии дыхания / Н. В. Шик, Н. Н. Канаев. Л., 1980. — 376 с.
  160. А. Л. Типологические особенности физического развития и функционального состояния студентов медицинского вуза в динамике лет обучения: автореф. дис.. канд. мед. наук / А. Л. Шкляр. Волгоград, 2006. — 22 с.
  161. А. Л. Состояние индивидуальных резервов организма и возможность их коррекции у практически здоровых людей: автореф. дис.. канд. мед. наук / А. Л. Шумова. — Москва, 2004. 25 с.
  162. А. Г. Методологические аспекты оценки здоровья студентов / А. Г. Щедрина // Научные основы охраны здоровья студентов: материалы Всесоюзной научной конференции. М.: РУДН, 1987. — С. 87−93.
  163. А. Г. Методологические аспекты проблемы здоровья студента / А. Г. Щедрина, О. М. Филатов, А. С. Щедрин // Образ жизни и здоровье студентов: материалы 1-й Всероссийской научной конференции. — М.: РУДН, 1995.-С. 265−267.
  164. А. Г. Морфофункциональные показатели здоровья студентов в связи с различными видами учебной деятельности и влиянием физического воспитания: автореф. дис.. докт. мед. наук / А. Г. Щедрина. — Новосибирск, 1982. 47 с.
  165. Е. М. Программно-методическое обеспечение оздоровительных занятий в специальных медицинских группах школьниц 10−14 лет: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Е. М. Янчик. Тюмень, 2002. — 24 с.
  166. Amsterdam Е. A. Exercise testing and indirect assessment of myocardial oxygen consumption in evaluation of angina pectoris / E. A. Amsterdam, D. T. Mason // Cardiology. 1977. — V. 62. — P. 174−189.
  167. Bandura A. Social foundations of thought and action: a social cognitive theory / A. Bandura. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Haal, 1986. — 102 p.
  168. Calfas K. J. Physical activity and its determinants before and after college graduation / K. J. Calfas, J. F. Sallis, J. Campbell // Med. Exerc. Nutr. Health. 1994. -V. 3. — P. 323−334.
  169. Characteristics of exercise behavior among college students: Application of social cognitive theory to predicting stage of change / L. S. Walles et al. // Prev. Med. 2000. — V. 31. — P. 494−505.
  170. Comparative effects of two physical activity programs on measured and per-cived physical functioning and other health-related quality of life outcomes in older aduts / A. C. King et al. // J. Geront.: Medical Sciences. 2000. -V.55, № 2. — P. 74−83.
  171. Daily energy expenditure in free living children: comparison heart rate monitoring with the doubly labelled water method / M. B. Livingstone et al. // Am. J. Clin. Nutr. 1992. — V. 56. — P. 343−352.
  172. Detrano S. C. The diagnostic accuracy of the exercise electrocardiogram: a meta-analysis of 22 years of research / S. C. Detrano, R. Gianrossi, V. Froelicher // Progr. Cardiovasc. Dis. 1989. — V. 32. — P. 173−206.
  173. Domhnall MacAuley Sport and exercise medicine. New York: Oxford University Press, 2007. — 831 p.
  174. Ekelund U. Total daily energy expenditure and pattern of physical activity measured by minute-by-minute heart rate monitoring in 14−15 year old Swedish adolescens / U. Ekelund, M. Sjostron, A. Nilsson // Europ. J. Clin. Nutr. -2000.-V. 54.-P. 195−202.
  175. Energy expenditure determined by self-reported physical activity in related to body fatness / M. S. Buchowski et al. // Obessity Research. 1999. — V. 7, № 1. — P. 23−33.
  176. Eysenck H. J. The structure of human personality / H. J. Eysenck. — London, 1953.-348 p.
  177. Eysenck H. J. Personality, learning and anxiety / H. J. Eysenck // Handbook of abnormal psychology. London, 1973. — P. 40.
  178. Eysenck H. J. The scientific study of personality / H. J. Eysenck. London, 1952.-320 p.
  179. Goodmen R. The exented version of the strenghts and difficulties questionaire as a guide to child psychiatric caseness and consequent borden / R. Goodmen // J. Child Psychology and Psychiatry. 1999. — V. 40. — P. 791−799.
  180. Heikkinen E. Experimental studiea on the physical fithess of first year university students / E. Heikkinen, J. M. Vuori // Scand. I. clin. Lai. Invest. -1967. -V. 19.-P. 66−95.
  181. Incorporating physical activity advice into primary care. Physician-delivered advice within the activity counseling trial / C. L. Albright et al. // Am. J. Prev. Med. 2000. — V. 18, № 3. — P. 225−234.
  182. Israel S. Die wirkung eines physischen trainings auf den organismus / S. Israel // Physioter. 1975. — Bd. 27, № 2. — S. 117−126.
  183. Israel S. Zum begriff der korperlichen leistungsfahigkeit / S. Israel // Med. und Sport. 1978. — № 1. — S. 1−7.
  184. Kannel W.B. Epidemiology of heart failure / W. B. Kannel, A. J. Belanger // Am. Heart J. 1991.-V. 121.-P. 951−957.
  185. Kennedy H. L. Heart rate variability — a potential, noninvasive prognostic index in the critically ill patient / H. L. Kennedy // Critical Care Medicine. -1998. V. 26, № 2. — P. 213−214.
  186. Kibittel W. Spiroergometrische untersuchungsergebnisse von mannlichen stu-denten / W. Kibittel, H. Volkmar, G. Brauer // Med. und Sport.- 1970.-№ 3. S. 82−86.
  187. Kleiger R. E. Stability over time of variables measuring heart rate variability in normal subjects / R. E. Kleiger et al. // Am. J. Cardiol. 1991. — V. 68. — P. 626−30.
  188. Kruger U. Sportmethodische Aspekte einer lebenslanger sportlichen betati-gung / U. Kruger // Theor. Prax. Korperkultur. 1988. — № 2. — S. 80−85.
  189. Lee I-Min Physical activity and coronary heart disease risk in men. Does the duration of exercise episodes predict rick? / Lee I-Min, H. D. Sesso, R. S. Paffenbarger // Circulation. 2000. — V. 102, № 8. — P. 981−986.
  190. McManon P. J. Current diagnosis and treatment in sport medicine / P. J. McManon. New York: McGrawHill, 2007. — 287 p.
  191. Mekota K. Testbatterie zur erfassung konditioneller fahlgkeiten bei hochschulstudenten / K. Mekota // Theor. Prax. Korperkultur. 1989. — № l.-S. 17−22.
  192. Palushka S. A. Physical activity and mental health. Current concepts / S. A. Palushka, T. L. Schwenk // Sports Med. 2000. — V. 29, № 3. — P. 167−180.
  193. Riddoch C. The health-related physical activity of children / C. Riddoch, C. Boreham//Sports Med.-1995.-V. 19.-P. 86−102.
  194. Robinson B. Relation of heart rate and systolic blood pressure to the on set of pain in angina pectoris / B. Robinson // Circulation. 1967. — V. 35, № 6. -P. 1073−1083.
  195. Steptoe A. Psychological predictors of change in physical activity in overweight sedentary adults following conseling in primary care / A. Steptoe, E. Rink, S. Kerry // Prev. Med. 2000. — V. 31. — P. 183−194.
  196. I. О temperamencie i iego poznawaniu / 1. Strelau. Warsawa, 1965.-S. 149−164.
  197. Wannamethee S. G. Rhysical activity in the prevention of cardiovascular disease. An epidemiological perspective / S. G. Wannamethee, A. G. Shaper // Sports Med.-2001.-V. 31, № 2.-P. 101−114.
  198. Willian R. Physsical and psychosocial stress and the cardiovascular system / R. Willian, M. D. Harlan // AHA TACK Report Circulation. 1981. — V. 63, № 1. — P. 266−270.
Заполнить форму текущей работой