Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История и предмет изучения анатомии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если XVIII в. заложил просветительские основы нового, демократического общества, то XIX в. для Европы стал веком социальных потрясений, веком промышленной революции, практические потребности которой стимулировали быстрое развитие различных отраслей науки. Огромное влияние на общественную мысль, естествознание и философские воззрения оказала Великая французская революция, возникновению которой… Читать ещё >

История и предмет изучения анатомии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гносеология анатомии в процессе социокультурного развития человечества

Развитие анатомии как науки связано с ранними анатомическими наблюдениями человека разумного (Homo sapiens), которые представлены в произведениях наскального изобразительного искусства, созданных в период позднего палеолита (42—14 тыс. лет назад). На стенах и потолке в глубине пещер древние художники рисовали животных, человека, рыб, птиц.

Эти рисунки не только свидетельствуют о творческих способностях и возможностях отдельных талантливых представителей древних людей реализовать свои индивидуальные потребности, но, как и всякое художественное произведение, уже в то далекое время они выполняли общественные функции эстетического воспитания, информационной базы, ознакомления членов коллектива с окружающим миром.

Рисунки, обнаруженные на стенах пещер, служивших местами обитания древних людей, свидетельствуют о том, что им были известны такие органы, как сердце, легкие, печень. Археологические исследования позволили также установить, что уже в эпоху мезолита (от XX до VI в. до н.э.) людям умели производить операции по ампутации конечностей и трепанации черепа.

Вавилонские врачи уже во время правления шестого царя Вавилонской династии Хаммурапи (1793—1750 г. до н.э.) проводили сложные глазные операции (снятие катаракты бронзовым ножом). Это свидетельствует нс только о профессиональной отваге местных целителей, но и о достаточно высоком для своего времени уровне их анатомических знаний.

Профессиональные знания по анатомии человека были так же крайне необходимы бальзамировщикам в Древнем Египте — в XXXIII в. до н.э. Развитие письменности позволило зафиксировать накопленные в то время знания по анатомии на папирусах. Сведения о строении сердца и кровеносных сосудов содержатся в древнеегипетском папирусе Эверса «Тайная книга врача» (ок. 2550 г. до н.э.). Анатомические сведения и иллюстрации приводятся также в китайской книге о медицине «Ней-цзин» в период правления династии «Весеннего и осеннего периодов» (770—476 гг. до н.э.) и «Враждующих империй» (475—221 гг. до н.э.), а также в индийских Ведах («Аштанга Хридая Самхита», ок. 500—600 гг. н.э.).

Впервые наиболее существенные представления о строении тела животных и человека мы встречаем в трудах греческих ученых. Успешное развитие духовной культуры в Древней Греции во многом определялось важным элементом культуры древних греков — агонистикой, ведущим принципом которой был принцип состязательности с целью достижения наилучших результатов в различных сферах общественной деятельности (науке, искусстве, спорте).

Греческие ученые не только заложили основы теории и методологии анатомии, но и дали название этой науке (от греч. avaxcpuco — рассечение, расчленение). Основоположником анатомии в Греции считают античного врача и философа Алкмеоиа Кротонского (V в. до н.э.), прекрасно владевшего и широко применявшего в своих исследованиях на трупах животных метод препарирования. Различные области знаний у древних греков еще не были разделены на отдельные науки и объединялись общим понятием «философия» («любовь к знанию»). Многие древнегреческие философы одновременно были выдающимися естествоиспытателями и врачами. Величайший греческий врач и мыслитель — Гиппократ (ок. 460 — ок. 377 гг. до н.э.), будучи сыном врача, уже в 20 лет сам был известен как искуснейший врач. Он собрал, систематизировал и значительно дополнил имевшиеся в то время сведения о строении тела человека. Большое значение Гиппократ придавал функциональной направленности в изучении анатомии, что позволило ему выдвинуть гуморальную теорию строения организма и обосновать зависимость темперамента человека от структурных компонентов его биологической организации — крови, слизи, желчи, черной желчи. Преобладание одного из них определяет темперамент человека (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).

Крупнейшими греческими учеными-естсствоиспытателями своего времени были Платон (427—347 гг. до н.э.) и его ученик Аристотель (384— 322 гг. до н.э.). На основе изучения анатомии и эмбриологии Платон установил взаимосвязь спинного и головного мозга позвоночных животных. Аристотель, вскрывая трупы животных, активно использовал сравнительно-анатомический подход в интерпретации полученных фактов, что позволило ему получить ряд точных сведений по анатомии. Аристотель заложил основы описательной и сравнительной анатомии, эмбриологии; создал учение о биологической целесообразности; ввел термин «антропология».

Большая заслуга в развитии анатомии и медицины принадлежит александрийской школе врачей, возникшей в III в. до н.э. (г. Александрия был основан в IV в. до н.э. после завоевания Египта Александром Македонским и назван в его честь). Период времени после смерти Александра Македонского (323—30 гг. до н.э.) называют эпохой эллинизма, которая характеризуется распространением греческой культуры на территории огромной державы — от Дуная до Инда и от Египта до современной Средней Азии. Врачам александрийской школы разрешалось не только вскрытие и препарирование трупов людей с научной целью, но и не запрещалось живосечение (вивисекция) осужденных на смерть рабов и преступников. Очень быстро Александрия стала торговым, научным и культурным центром греко-восточного мира. В III в. до н.э. в годы царствования Птолемея II в Александрии был создан Мусейон (от греч. ooaeov — храм муз) — академия наук. В Мусейоне имелись залы для заседаний, столовая для ученых и места для отдыха. Ученые, приезжавшие из разных концов греко-римского мира, содержались за государственный счет. Два ярких представителя этой школы — Герофил и Эразистрат.

Герофил — грек из Халкедона (335—280 гг. до н.э.) — уже выделял анатомию как самостоятельную науку. В своей книге «Анатомия» он попытался впервые обобщить известные ему на тот период данные по анатомии человека. Принято считать, что Герофил был первым греком, который вскрывал трупы. Он описал оболочки мозга, венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, зрительный нерв и глазное яблоко, сосудистую и сетчатую оболочки глаза, 12-перстную кишку, предстательную железу. Он опроверг опиравшееся на авторитет Аристотеля заблуждение о том, что сердце есть орган мышления, окончательно признав эту роль за мозгом.

Эразистрат (304—249 гг. до н.э.) установил, что артерии содержат не воздух, а кровь; выявил связь нервов с головным мозгом; дал наиболее полное описание печени и желчных ходов, сердца и его клапанов. Он знал, что кровь из легкого поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек, а оттуда по артериям к органам.

К I в. Александрия оказывала большое влияние на страны Европы, Азии, Востока как центр науки и культуры. Однако завоевание Египта войсками Римской империи (30 г. до н.э.), а затем последовавшие волнения и беспорядки, особенно в Александрии, сопровождались гонениями, в том числе и на ученых. Многие из них были вынуждены переехать в Рим, столицу набирающей силу и могущество империи, покорившей Грецию, Македонию, Северную Африку, большую часть Европы. Рим к тому времени становился одним из ведущих центров научной мысли.

Ярчайший представитель научной мысли Римской империи — Клавдий Гален (Claudius Galenas; 129—216 гг.) — выдающийся анатом, физиолог. Гален обладал энциклопедическими познаниями своего времени во многих отраслях науки. Он много путешествовал; в Александрии собрал большой материал по анатомии животных и человека, что позволило ему сохранить для потомков нс только анатомические открытия, но и имена их античных авторов. Гален впервые применил операцию на животном, поэтому он считается основоположником экспериментальной медицины. Талантливый исследователь, он внес большой вклад в изучение опорно-двигательного аппарата, пищеварительной, дыхательной, нервной системы; собрал и систематизировал анатомо-физиологические сведения своего времени, представив их в своем классическом труде «О назначении частей человеческого тела». Труды Галена по медицине в последующем, на протяжении почти 13 столетий, служили пособиями для подготовки врачей.

В период Средневековья (V—XIV вв.) изучение анатолмии в Европе практически прекратилось. Объясняется это, прежде всего, государственным менталитетом царствующих особ той эпохи, а также особенностью данного исторического этапа развития народов Европы — формированием европейской общности и государственности народов, в основе которой лежало распространение и укрепление христианства. Христианская религия становилась центром всего социокультурного процесса. При всей его противоречивости в эпоху Средневековья (стремление к установлению жесткого контроля со стороны католической церкви над светской властью, борьба с инакомыслием, религиозная нетерпимость, разгул инквизиции) повсеместное распространение христианства послужило той основой, которая на долгие годы определила и сохранила важнейшие черты западноевропейского христианского типа культуры.

Следует отметить, что светский и религиозный запрет на анатомические исследования в странах Западной Европы во многом определялся в тот период не только морально-этическими религиозными принципами христианства, но и реальной опасностью распространения и уничтожения народов страшными заболеваниями, так называемыми карантинными болезнями (чумой и холерой). Известно, что первая пандемия, вошедшая в историю под названием «Юстиниановой чумы», возникла в VI в. в Восточной Римской империи и охватила многие страны. За 30 лет погибло 100 млн человек. Вторая пандемия, так называемая черная смерть, была зарегистрирована в XIV в. Не менее опустошительные эпидемии были характерны и для холеры, известной еще с древнейших времен.

Более свободно развитие науки в этот период происходило на мусульманском Востоке, в государствах Арабского халифата. Завоевание арабами под знаменами ислама соседних стран позволило им на протяжении VII—X вв. создать империю, простиравшуюся от Индии до Атлантического океана, от Средней Азии до Центральной Африки. Взаимное обогащение языка, религии, элементов материальной и духовной культуры арабов и завоеванных ими народов, веротерпимость послужили той основой, которая определила значение арабской культуры, оказавшей большое влияние на развитие мировой культуры. В государствах Арабского халифата был создан ряд крупных центров образования и науки: восстановлена александрийская медицинская школа; научные и учебные центры появились на о. Сицилии, на ссвероафриканском побережье, в Багдаде (IX—X вв.), Бухаре (X в.), Хорезме (XI в.). В Кордовском халифате (в Испании) в XII в. имелось 17 высших учебных заведений и около 70 библиотек. В IX—XII вв. анатомическим исследованиям были посвящены работы таких талантливых исламских врачей, как Абу Бакар Мухаммед Ap-Рази Ибн-Рушд; Иби-аль-Нафиз.

Прославил арабскую средневековую медицину Ибн-Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (Авиценна) (980—1037) — величайший мыслитель Востока, ученый, врач. Авиценна в своих пяти книгах «Канон врачебной науки» дополнил анатомические сведения Гиппократа, Аристотеля, Галена; представил оригинальные сведения о структуре глаза, например впервые указал, что сетчатка является световоспринимающим образованием. Он один из первых обратил внимание на тип телосложения, его индивидуальность, аргументируя этим необходимость индивидуального подхода в лечении каждого человека. Его труды на протяжении длительного периода были обязательным руководством для врачей Европы и стран Востока.

Несмотря на успехи практической медицины, анатомия как наука в странах мусульманского Востока не нашла благодатной почвы для своего развития, так как анатомические исследования человека не приветствовались учеными Востока — последователями ислама (правоверными мусульманами). Если учесть тот факт, что Коран запрещает изображение человеческих фигур, то становится ясно, что религиозные ограничения сильно тормозили развитие анатомии.

Запрет на анатомические исследования в период Средневековья в странах Западной Европы привел к снижению грамотности специалистов в области медицины и ухудшению качества медицинской помощи. Сложившаяся ситуация не могла не встревожить европейскую государственную элиту. Так, в 1238 г. Фридрих II Гогенштауфен — германский король, император Священной Римской империи и король Сицилии, человек высокообразованный, основатель Неаполитанского университета — разрешил вскрывать один труп в пять лет, но уже в 1240 г. он издал указ об обязательном вскрытии трупов при изучении анатомии.

Развитию анатомии способствовало открытие в Европе в XII—XIII вв. университетов. В 1088 г. на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет, он был официально признан французским королем Филиппом-Августом в 1200 г. и папой Иннокентием III в 1215 г., причем преподавание велось на латинском языке, что позволяло пройти курс обучения молодым людям из других стран Европы. Одними из первых университетов Европы были английские университеты — в Оксфорде (первые упоминания относятся к 1096 г.) и Кембридже (1209 г.). В XII— XIII вв. в университетах Европы были открыты медицинские факультеты. В XIV—XV вв. университетам была предоставлена возможность, по особому распоряжению, вскрывать один-два человеческих трупа в год. В течение XIV—XV вв. началось преподавание анатомии в Монпелье, Венеции, Вене, Болонье, Париже и других городах. В 1326 г. профессор Болонского университета Мондино де Люции (Мондинус) (1275—1327) издал первый учебник по анатомии, который в течение XIV—XVI вв. был переиздан 25 раз.

Всплеск научной мысли, активный творческий поиск характеризуют эпоху Возрождения (Ренессанса) (XIV—XVII вв.). Идеи гуманизма, прославляющие человека, его личные качества, способность к самосовершенствованию, сто роль в социокультурном процессе развития общества послужили основой развития науки и общества в целом. Огромное значение для науки имели в этот период развитие книгопечатания, у истоков которого стоял И. Гутенберг, а также организация первых академических центров — Академии дель Чементо (1657 г.), Лондонского королевского общества (1662 г.), Парижской академии наук (1666 г.). Период Ренессанса характеризуется не только воскрешением лучших творений античных ученых, но и обогащением анатомии новыми данными, позволившими по-новому взглянуть на незыблемые прежде постулаты античных анатомов.

Гениальный итальянский ученый, художник, математик, инженер Леонардо да Винчи (1452—1519) на основании анатомических исследований 30 трупов сделал около 800 очень информативных, оригинальных рисунков костей, мышц, внутренних органов. Он не только изучал мышцы, но и пытался их классифицировать, а также обосновать функцию мышц с точки зрения законов механики (!). Большой вклад в изучение возрастной анатомии внесли его труды по изучению особенностей детского и старческого организмов.

Мигель Сереет (1511 — 1553) — испанский философ и естествоиспытатель эпохи Возрождения, преследуемый инквизицией, бежал из Испании во Францию, где в Париже с 1536 г. изучал медицину и анатомию. Одним из первых Сервет открыл и описал малый круг кровообращения, предположил наличие в легких капиллярной сети, а также считал, что межжелудочковая перегородка сердца не имеет отверстий, и две камеры сердца не сообщаются между собой. За свои религиозные взгляды в последующем был объявлен еретиком и сожжен на костре.

Андрей Везалий (1514—1564) — профессор Падуанского университета в Италии, не довольствовался редкими вскрытиями трупов, которые проводили тогда для «банщиков и медиков», а добывал для препарирования и изучения трупы на кладбищах и в местах казни. Все это позволило ему в последующем создать обстоятельное руководство по анатомии в семи книгах «О строении человеческого тела». Работы Везалия заложили основы современной анатомии.

Передовые, гуманистические идеи эпохи Ренессанса, яркими представителями которых были итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527), английский гуманист Томас Мор (1478—1535), итальянский философ Томмазо Кампанелла (1568—1639), как развивающиеся новые компоненты общественного сознания были обусловлены особенностями социальной структуры общества данного исторического периода, его духовными запросами. Представляя собой одну из форм общественного сознания, большое развитие получили научно-просветительские учреждения — музеи, театры, так называемые дворцовые собрания (кунсткамеры, мюнц-кабинеты, натуралиен-кабинеты), в которых сосредоточивались естественнонаучные, этнографические, историко-художественные экспонаты. Так, в 1594 г. в Падуе (Италия) был открыт первый в Европе театр медицинской направленности — анатомический театр, пользовавшийся большим вниманием состоятельных граждан, пытавшихся восполнить свой пробел в естественнонаучных познаниях человека. В Париже основателем первого анатомического театра стал известный французский анатом Жан Риолан (1577—1657). Фредерик Рюйги (1638—1731) — знаменитый голландский анатом — создал в Амстердаме лучший для своего времени анатомический музей («восьмое чудо света», по отзывам современников). Рюйш доказал существование клапанов в лимфатических сосудах, описал бронхиальные сосуды, кровеносные сосуды и оболочки мозга.

Большой вклад в развитие анатомии в этот период внесли научные труды Вильяма Гарвея (1578—1657). Английский ученый, профессор кафедры анатомии, физиологии и хирургии в Лондоне, он разработал учение о кровообращении (1628 г.), открыл и описал большой и дополнил описание малого круга кровообращения, предсказал наличие в тканях и органах невидимых глазу тонких сосудов (капилляров), соединяющих артериальные и венозные сосуды.

Развитие сравнительно-анатомического метода связывают в этот период с именами Марка Аврелио Северино (1580—1656) и Томаса Уиллиса (1621 — 1675), которые посвятили свои исследования научному обоснованию общих и отличительных признаков анатомического строения человека и животных. На основании многочисленных исследований в 1685 г. французский анатом Говерт Бидлоо издал анатомический атлас — «Анатомию человеческого тела в 105 таблицах, изображенных с натуры». Марчелло Мальпиги (1628—1694) — итальянский естествоиспытатель, врач, доктор медицины, профессор университетов Болоньи, Пизы, Мессины — впервые описал капилляры в легких, предсказанные еще Гарвеем; различил в крови кровяные тельца. Антони ван Левенгук (1632—1723) — голландский ученый, один из создателей микроскопа, в 1695 г. описал эритроциты и сперматозоиды, которых в то время принимали за паразитов семенной жидкости. Только в 1838—1847 гг. исследованиями западноевропейских ученых Р. Вагнера, К. Лаллемана, А. Келликера было установлено место образования и значение сперматозоидов для жизнедеятельности организма человека.

Активный поиск и научные исследования в области анатомии были характерны и для XVIII в. — «века разума», «эпохи Просвещения» — эпохи воспитания и образования, приобщения к знаниям народов Европы. Идеи равенства перед Богом, Законом, перед Человечеством всех людей независимо от их социального статуса легли в основу новой системы демократических общественных ценностей, заложили социокультурный фундамент будущих демократических государств XX в. Развитию анатомии в этот период способствовало увеличение в Европе числа университетов, анатомических музеев, расширение сети научных центров — академий. В этот период были открыты Парижская академия наук (1666 г.), Берлинская (1700 г.), Шведская королевская (1739 г.), Баварская (1759 г.) академии. Ученые-анатомы от описания отдельных анатомических фактов делали попытки перейти к классификации анатомических данных и разработке общетеоретических концептуальных основ анатомии. Во многом это стало возможным благодаря развитию микроскопической анатомии, а также широкому внедрению в анатомическую практику сравнительноанатомического метода исследования. Большое внимание уделялось также издательской деятельности. Так, немецкий ученый Альбрехт фон Галлер (1708—1777) издал восьмитомный атлас анатомии, признанный лучшим в XVIII в.

Если XVIII в. заложил просветительские основы нового, демократического общества, то XIX в. для Европы стал веком социальных потрясений, веком промышленной революции, практические потребности которой стимулировали быстрое развитие различных отраслей науки. Огромное влияние на общественную мысль, естествознание и философские воззрения оказала Великая французская революция, возникновению которой способствовала передовая философия просвещения. Якобинские идеи революции проникли во все страны Европы. XIX в. — период расцвета классического естествознания, когда анатомия из науки описательной превратилась в науку синтетическую, функциональную. Это связано с тем, что для изучения анатомии потребовались другие, более современные методы исследования и научные подходы: широкое внедрение микроскопического метода, открытие клетки и создание клеточной теории, показавшей единообразную структуру всех живых организмов, внедрение в практику анатомических исследований рентгеновских лучей, широкое внедрение сравнительно-анатомического метода исследования, принципа историзма и диалектического мышления. Большой вклад в развитие анатомии второй половины XVIII—XIX вв. внесли исследования И. В. Гёте, М. Ф. К. Биша, Ж. Л. Кювье, Э. Ж. Сент-Илера, Я. Е. Пуркинье, Т. Шванна, И. Гиртля, В. К. Рентгена.

Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832) — немецкий поэт и естествоиспытатель; занимался изучением сравнительной анатомии. Он ввел термин «морфология»; разработал теорию цветового зрения; исследовал вопросы влияния средовых факторов на организм.

Мари Франсуа Ксавье Бита (1771 — 1802) — французский анатом, физиолог, врач, создатель общей теории анатомии. Своими исследованиями обосновал деление нервной системы на вегетативную и анимальную; дал научную классификацию тканей; разработал учение о тканях, органах и системах органов, положив тем самым начало развитию гистологии.

Жорж Леопольд Кювье (1769—1832) — французский естествоиспытатель; внес большой вклад в сравнительную анатомию, что позволило ему разработать систематику животных, заложить основы палеонтологии.

Этьен Жоффруа Сент-Илер (1772—1844) — французский ученый; свой богатый опыт по исследованиям в области сравнительной анатомии обобщил в научном труде «Философия анатомии» (1822 г.).

Ян Евангелиста Пуркинье (1787—1869) — профессор Карлова университета в Праге, один из основоположников микроскопической анатомии. Автор целого ряда усовершенствований в микроскопической технике, он разработал и впервые применил микротом для получения тонких срезов исследуемых тканей и фиксацию их канадским бальзамом, создал первые инструменты для манипуляции на живой клетке.

Теодор Шванн (1810—1882) — немецкий ученый, разработавший теорию, в основе которой лежит представление о клетке животных и растений как структурной и функциональной единице организма. Клеточная теория Шванна (1839 г.) раскрыла общность строения животных и растений.

Иосиф Гиртль (1811 — 1894) — австрийский анатом, член Венской академии наук. Он внес большой вклад в разработку коррозионного метода в исследовании анатомии («Коррозионная анатомия», 1873 г.); написал «Учебник анатомии человека» (1846 г.), переведенный на русский и другие языки, выдержавший 20 изданий.

Вильгельм Конрад Рентген (1845—1923) — немецкий физик, доктор медицины, лауреат Нобелевской премии (1901 г.). Открытие в 1895 г. Рентгеном так называемых икс-лучей имело огромное значение для будущих анатомических открытий, так как позволяло проводить анатомические исследования прижизненно, на живом анатомическом объекте. В России рентгеновы лучи в анатомии впервые были применены в 1896 г. В. Н. Тонковым и П. Ф. Лесгафтом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой