Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологический феномен межличностной толерантности в структуре интрагрупповых отношений студентов-психологов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета (2009;2011 гг.), были темами докладов на всероссийских и международных конференциях (VIII и IX городские научно-практические конференции молодых ученых и студентов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛО-ГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В СТРУКТУРЕ ИНТРА ГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП РАЗНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Психологические исследования по проблематике малой группы и межличностных отношений в ней
      • 1. 1. 1. Понятие «малой группы» и ее основные отличительные черты
    • 1. 1.2. Ученическая группа как своеобразная форма малых групп
      • 1. 1. 3. Характер отношений меэ! сличностной значимости в учебных 28 студенческих группах
      • 1. 2. Психологические исследования по проблеме феномена толерантности
      • 1. 2. 1. Анализ истории формирования понятия «толерантность»
      • 1. 2. 2. Развитие понятия «толерантность» в психологии
    • 1. 2.3. Развитие понятия «межличностная толерантность» в псы- 81 хологии
      • 1. 2. 4. Связь толерантности и внутригруппового статуса
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТОСТИ И ИНТРАГРУППОВОЙ СТРУКТУРЫ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ
    • 2. 1. Исследование статусных позиций в структуре интрагрупповых отношений в ученических группах разного типа
    • 1. Методические процедуры исследования статусных позиций в структуре интрагрупповых отношений в ученических группах разного типа
    • 2. Особенности интрагруппового структурирования у студентов-психологов
      • 2. 1. 3. Аттракционная составляющая в ученических группах разного типа
      • 2. 1. 4. Отношения референтности в ученических группах 109 разного типа
      • 2. 2. Исследование особенностей проявления толерантности в структуре 114 интрагру ггповых отношений в ученических группах разного типа
      • 2. 2. 1. Методические процедуры исследования 114 толерантности в структуре интрагрупповых отношений в ученических группах разного типа
      • 2. 2. 2. Анализ особенностей выраженности толерантности вуче- 121 нических группах разного типа
      • 2. 3. Взаимосвязь толерантности и статуса неформальной власти
      • 2. 4. Особенности проявления разных видов толерантности
      • 2. 5. Взаимосвязь разных видов толерантности и статусных позиций
      • 2. 6. Анализ эмпирических данных взаимосвязи разных видов 147 межличностной толерантности как целостного феномена

Социально-психологический феномен межличностной толерантности в структуре интрагрупповых отношений студентов-психологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Подходы к исследованию толерантности в отечественной и зарубежной психологии чрезвычайно многообразны Исследованы общие подходы к толерантности как психологическому явлению (А Г. Ас-молов, C.JI. Братченко, Г. У. Солдатова, А Б Орлов, А. З. Шапиро и др.), социально-психологическому явлению (Г.У. Солдатова, Т. П. Скрипкина, Г JT Бар-диер, и др). Множество исследований посвящены психолого-педагогическому анализу толерантности (А.Г. Асмолов, М. С. Мириманова, А. А Погодина, М. И. Рожков, O.A. Попова, Г. У. Солдатова, Д. В. Зиновьев, П. Ф. Комогоров, О Б Скрябина, К. Уэйн. и др.). В социальной психологии первостепенное внимание уделяется изучению толерантности как терпимости к каким-либо отличиям (этническим, национальным, религиозным, расовым и др.) (Д. Бродский, А Гербер, JI.M. Дробижева, Е. Г. Луковицкая, Н В Мольденгауэр, Г У Солдатова, Е. И. Шлягина, В. Ф. Петренко и др.) Толерантность анализируется в рамках проблемы общения (Г С. Кожухарь, В. А. Лабунская, Л. И. Рюмшина и др), а изучается как устойчивость к неблагоприятным воздействиям (Е.А Милерян, В. И. Лебедев, Е. Г. Луковицкая, Р. В. Брислин, М. Комадена, Е. Френкель-Брунсвик и др). Принципиально важными для нас являются исследования, в которых рассмотрена проблема формирования толерантности в образовательном и воспитательном процессе (И.В, Крутова, О В. Ладыкова, A.B. Никольский и др.), равно как и вопросы формирования толерантности в процессе обучения в высшем образовательном учреждении (Е В. Рыбак Т, А, В П Комаров Ерахтина, Г. С. Кожухарь, и др.). Само понятие толерантности при этом в зависимости от контекста наполняется специфическим смыслом, однако можно отметить и общие тенденции понимания толерантности как терпимости к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию, обеспечивающей сосуществование в рамках определенных отношений, в том числе в процессах взаимодействия.

Проблема межличностной толерантности разработана в теоретическом плане в работах В. В. Бойко, С. Л. Братченко, Е Г. Виноградовой, И.Б. Гриншпу-на, В А. Лекторского, В Д. Менделевич, М. С. Миримановой, Ю Р Мухиной, Г. Оллпорта, в которых однако имеются лишь отдельные положения, раскрывающие сущность межличностной толерантности и ее компонентов.

Таким образом, в научной психологической литературе еще недостаточно изучены особенности становления и развития толерантности как целостного социально-психологического феномена во взаимосвязи с особенностями взаимодействия и взаимоотношений членов малой группы. В частности, практически отсутствуют исследования толерантности у студентов-психологов в процессе их профессионального становления в период обучения в вузе, и, прежде всего, особенностей взаимосвязи характеристик толерантности, порождаемых и проявляющихся в отношениях между людьми, с разными видами их статусных отношений в группах, в которых они взаимодействуют. С другой стороны в настоящее время в связи с изменением всей системы высшего образования и внедрением инновационных технологий обновляются и повышаются требования к процессу обучения в вузе Изменяются требования к созданию условий для развития и формирования профессиональных компетенций и компетентностей студентов, в том числе, блоку их коммуникативных компетенций. Так, например, одной из общих компетенций по новому ФГОС ВПО является способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и без-оценочности, важной общепрофессиональной компетенцией выступает способность организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды. Соответственно, актуальность исследования межличностной толерантности и статуса студента в учебной группе непосредственно связана с задачами повышения качества образования в вузе.

Собственно, проблема исследования базируется, с одной стороны, на противоречии между требованиями общества и профессии к развитию у студентов-психологов такой важной компетенции, как межличностная толерантность и тем, что приобретение статуса в группе часто детерминировано интолерантны-ми проявлениями. С другой стороны — на противоречии между преобладанием в науке анализа межличностной толерантности как личностной характеристики, которая исследуется вне контекста сложной системы внутригрупповых отношений, и существующей потребностью в-ее изучении во взаимосвязи с интрагрупповой структурой. Эти противоречия' определяют необходимость анализа связи межличностной толерантности и статуса студента в учебной группе как детерминант, влияющих на приобретение профессиональных компетенций.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении особенностей1 специфики толерантности как целостного социально-психологического феномена во взаимосвязи со статусными позициями группового членства студентов-психологов, обучающихся в вузе.

Объект исследования — личностные особенности И" межличностные отношения.

Предмет исследования — специфика* межличностной толерантности как целостного социально-психологического феномена в системе интрагрупповых отношений студентов-психологов.

Основная гипотеза 1 состоит в предположении" о существовании прямой взаимосвязи между межличностной толерантностью как целостным феноменом и статусными позициями, членов студенческих групп.

Частная гипотеза 1.1: позитивные характеристики межличностной толерантности имеют прямую связь со статусами студентов в группе, интолерант-ные характеристики имеют обратную связь со статусами студентов.

Частная гипотеза 1.2: интегральный показатель межличностной толерантности, являясь феноменом отраженной субъектности, имеет прямую связь с личностными характеристиками межличностной толерантности и оказывает прямое позитивное влияние на метаиндивидную репрезентацию студента как значимого другого в учебной группе.

Частная гипотеза 1.3: базовые убеждения как ценностно-смысловые основы межличностной толерантности имеют слабую связь как с ее характеристиками, так и со статусными позициями студентов-психологов.

Основная гипотеза 2 исследования заключается в предположении, со- • гласно которому существуют специфические особенности проявления связи межличностной толерантности со статусами студентов в учебной группе в зависимости от года обучения.

Частная гипотеза 2.1: взаимосвязь характеристик межличностной толерантности с разными видами статусов студентов-психологов имеет качественную специфику в зависимости от этапов жизнедеятельности группы: становящихся, зрелых и умирающих.

Частная гипотеза 2.2: интегральный показатель толерантности имеет высокозначимые связи в становящихся группах с социометрическим статусом и статусом неформальной властив зрелых группах — высокозначимые связи с референтометрическим и статусом неформальной властив умирающих группах — с социометрическим и статусом неформальной власти.

Для достижения цели исследования были сформулированы следующие основные задачи работы. комплексный аиализ существующих точек зрения в психологической литературе по проблеме толерантностиразработка методического инструментария эмпирического исследованияформирование предметной базы исследования — формирование выборки, проведение эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей специфики толерантности как целостного феномена в зависимости от года обучения студентов во взаимосвязи с их статусными позициямианализ результатов исследования межличностной толерантности как социально-психологического феномена в интрагрупповой структуре;

Sформулирование выводов по результатам исследования. Теоретические и методологические основы. Обшую методологию исследования составили положения о системной детерминации психических явлении, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, Б Ф. Ломов, С. Л Рубинштейн,), представления о субъектном подходе к изучению личности (К. А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, В. В. Знаков, З.И. Рябикина), а также положения экзистенциально-гуманистического подхода, (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм), положение о смысловой природе взаимодействия личности и окружающего мира (Б С. Братусь, А Н. Леонтьев, Д А. Леонтьев), общие подходы к толерантности как психологическому (А Г. Асмолов, СЛ. Братченко, С. К. Бондырева, А. Б. Орлов, Шапиро и другие) и социально-психологическому явлению (Г.Л. Бардиер, Г. У. Солдатова, Т. П. Скрипкина и др.). Учитывалось, что в рамках социально-психологического подхода толерантность понимается, прежде всего, как установка, отношение, потребность, ценность, норма, взгляд, убеждение, а также как некая морально-правовая категория, на становление и закрепление которой оказывает влияние общество.

Природа толерантности рассматривалась в рамках аксиологического подхода. Так например, Г. С. Кожухарь полагает, что4при формировании толерантного отношения происходит одномоментное восприятие другого как целостности и как фрагмента целостности, при этом целостное восприятие базируется на устойчивой системе отношений, а толерантное поведение проявляется в результате актуализации такого личностного ресурса, как ценностно-смысловые образования. В данном подходе в качестве одной из отличительных особенностей интолерантности понимается несогласие с другим человеком на когнитивном уровне и негативные эмоции на аффективном.

Принималось во внимание утверждение о возможности объяснения существенных психологических характеристик личности посредством анализа особенностей организации ее когнитивной сферы (Н. Эндлер, У. Митчел, Г Уиткин, Д Гуденоф, А. В Либин, М. А. Холодная, И П. Шкуратова) При реконструкции характеристик социально-перцептивной сферы личности использовался психосемантический подход, в котором субъективное значение/смысл трактуется как «след деятельности», интегрирующий г функции аффекта и интеллекта (Е Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко, А.Г. Шмелев).

Работа основывалась на положениях теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе (концепция, А В. Петровского), природа межличностных связей рассматривалась в рамках трехфакторной модели «значимого другого» (A.B. Петровский, М. Ю Кондратьев), подразумевая, что межличностная толерантность выступает как неотъемлемая характеристика, присущая личности значимого другого в интрагрупповой структуре.

Учитывались также положения о подготовке студентов на основе дея-тельностного и ценностного подходов и положения о развитии у студентов толерантности как личностного и профессионально значимого качества и другие.

Для достижения цели и решения задач работы были использованы методы количественного и качественного анализа В частности, для проверки эмпирических гипотез исследования, помимо проведения неэмпирических методик-теоретического анализа литературы, анализа документального материала, бесед, интервью и консультаций с компетентными лицами, использовались следующие методы психодиагностики:

Блок 1 составили личностные опросники: экспресс-опросник индекс толерантности (Г.У. Солдатова) — методика диагностики коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) — шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман), шкала враждебности (Кук-Медлей), авторский вариант методики мотивационного ядра выбора.

В блок 2 вошли методы исследования межличностных отношений в группе: социометрия, аутосоциометрия, референтометрия, аутореферентомет-рия, методика мотивационного ядра выбора, методический прием определения неформальной власти.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась анализом отечественных и зарубежных научных работ по проблеме толерантности, проблеме межличностных отношений в малой группе и смежным областям, выбором схемы эмпирического исследования, адекватной его задачам. Решению данной задачи также способствовали апробация и доработка применяемых эмпирических методов в пилотажном исследованииприменение принятых в науке методик получения эмпирических данных, общепризнанных методов математико-статистической обработки результатовсоотнесение результатов количественного и качественного анализасопоставимость основных данных эмпирического исследования с результатами других авторовэмпирическое подтверждение теоретических положений диссертационной работы.

Надежность и* достоверность данных гарантировали применение взаимодополняющих и взаимопроверяющих методик. Обработка результатов диагностического исследования проводилась с помощью методов математической статистики: при проверке данных на нормальность распределения использовался одновыборочный критерий Колмогорова-Смирновадля выявления интеркорреляционных связей — ранговый коэффициент корреляции Спирмена, линейный регрессионный анализс целью выявления достоверности" различий между тремя курсами был использован непараметрический статистический тест Крускала-Уоллиса. Для определения целесообразного количества измерительных шкал использованы процедуры факторного анализа. Математическая обработка^ полученных данных осуществлялась с использованием аппарата математической статистики пакета SPSS — 17.0.

Выборку исследования составили учебные группы студентов-психологов первого, третьего и пятого курсов факультета социальной психологии московского вуза в количестве 204 человек. Возраст респондентов от 17,5 до 23,6 лет. Среди них юношей 47 человек (22%) и девушек 157 человек (78%).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые предложено и исследовано понятие «интегральный пои казатель толерантности» члена группы, а также проведено исследование его специфики во взаимосвязи с разнымивидами толерантности, ее проявлениями и статусными позициями студентов. Кроме того, впервые межличностная толерантность как целостный социально-психологический феномен изучена в контексте интрагрупповых отношений студентов-психологов разных лёт обучения,' рассмотрены особенности ее проявления в рамках трехфакторной модели «значимого другого» и. проанализирована специфика компонентов межличностной толерантности в (зависимости от типа ученической группы. В рамках компактного эмпирического исследования продемонстрирована, эффективность мето1 дико-интерпретационного алгоритма изучения содержательной специфики феномена толерантностив студенческих группах разного' типа. Предложена4 модель межличностной толерантности, как важной компетенции студентов-психологов. Разработано понятие «интегральный показатель толерантности» студента-психолога-в группе как показатель его значимости для одногруппни-ков. Результаты обсуждения полученных данных позволяют существенно детализировать характер составляющих толерантности и степень их соотнесенности, которые характерны для студенческих групп разного года обучения. Установлено, соотношение разных видов толерантности в рамках толерантности как целостности, осуществлено, изучение специфики взаимосвязи толерантности как’личностного качества и как межличностного феномена, проявляющегося в групповых отношениях разного типа.

Практическая значимость работы заключается^ том, что целый ряд зафиксированных зависимостей и-выявленных закономерностей специфики толерантности как целостного феномена позволит в процессе обучения в вузе осуществлять целенаправленное воздействие на формирование и развитие данного профессионально важного качества студентов-психологов. Результаты исследования могут использоваться также для создания социально-психологических коррекционно-развивающих и воспитательно-образовательных программ по развитию межличностной толерантности студентовдля чтения курсов лекций учителям и педагогам-психологам на курсах повышения квалификации На основании полученных результатов планируется разработать программу социально-психологического тренинга, направленного на развитие толерантности как важной компетенции студентов-психологов Кроме того, апробированный в рамках проекта методико-интерпретационный алгоритм изучения особенностей толерантности у студентов-психологов может быть использован. практическими психологами вуза для анализа характера межличностных отношений в конкретном студенческом сообществе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Межличностная толерантность как целостный социально-психологический феномен имеет позитивную связь со структурой интрагрупповых отношений студенческих групп.

2. Независимо от года обучения, существует взаимосвязь между уровнем развития толерантности и внутригрупповым статусом студента, которая проявляется в том, что высокостатусные студенты имеют либо высокий, либо средний с тенденцией к высокому уровень межличностной толерантности. Среднестатусные студенты имеют средний, либо средний с тенденцией к низкому уровень толерантностинизкостатусные имеют низкий, либо средний с тенденцией к низкому уровень толерантности.

3. Интегральный показатель межличностной толерантности как представления членов группы о проявлениях межличностной толерантности в интрагрупповых отношениях (феномен отраженной субъектности), является значимым индикатором как уровня развития межличностной толерантности студента, так и его внутригруппового статуса.

4. Базовые убеждения как ценностная основа толерантности у студентов-психологов слабо интегрированы в феномен толерантности в качестве его ядерной основы, и слабо связаны с внутригрупповыми статусами студентов.

5. Взаимосвязь между характеристиками межличностной толерантности и разными видами интрагрупповых статусов студентов зависит от года их обучения, и, соответственно, типа ученической группы, что проявляется в различиях структурно-содержательного характера этих связей. 6. В становящихся группах интегральный показатель толерантности наиболее сильно связан с социометрическим статусомв зрелых группах он имеет значимые связи с референтометрическим и статусом неформальной властив умирающих группах — с социометрическим и статусом неформальной власти.

Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета (2009;2011 гг.), были темами докладов на всероссийских и международных конференциях (VIII и IX городские научно-практические конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения, Москва, 2009 и 2010 гг.- I Международная научно-практическая конференция, Ростов-на-Дону, 2010; 11 Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная психология малых групп», посвященная памяти проф. A.B. Петровского, 2011; 12th European Congress of Psychology, Istanbul, July, 04−08, 2011. По теме исследования имеется 7 публикаций автора, в которых отражено основное содержание диссертации, две из публикаций напечатаны в журнале из списка ВАК.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Список литературы

включает в себя 147 источников, из них — 56 на' английском языке. Текст диссертации содержит 22 таблицы, 11 рисунков, 4 схемы и 4 приложения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой