Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Библиографическое обеспечение книжной торговли в России: Современное состояние и пути совершенствования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переход книжной торговли к новым условиям хозяйствования не сочетался с усовершенствованием системы библиографического обеспечения. Отрасль не удержала при перестройке то рациональное, что было в ранее действовавшей информационной системе, и в первую очередь, централизованную систему распространения библиографической информации с двусторонней связью: «библиографическое информирование — конкретные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Библиографическая информация и ее роль на книжном рынке
    • 1. 1. Издательская библиографическая информация: понятие и формы существования на книжном рынке
    • 1. 2. Роль издательской библиографической информации в управлении книготорговой деятельностью
    • 1. 3. Система библиографического обеспечения книжной торговли в СССР в период развитого советского строя и начала перестройки
  • Глава II. Система пособий издательской библиографии на книжном рынке России и их классификация. .>?
    • 2. 1. Характеристика современного книжного рынка России
    • 2. 2. Современная система пособий издательской библиографии
    • 2. 3. Классификация издательских библиографических пособий
  • Глава III. Современное состояние библиографического обеспечения книжной торговли в России
    • 3. 1. Методика и организация исследования рынка издательской библиографической информации
    • 3. 2. Производство библиографической информации в сфере издательского дела
    • 3. 3. Потребление библиографической информации в сфере книжной торговли
  • Глава IV. Совершенствование библиографического обеспечения книжной торговли в России
    • 4. 1. Организация библиографического обеспечения книжной торговли за рубежом
    • 4. 2. Совершенствование Российской национальной системы «Книги в наличии и печати» («Russian Books in Print»)
    • 4. 3. Создание Сводного сетевого каталога литературы издательств Российской Федерации

Библиографическое обеспечение книжной торговли в России: Современное состояние и пути совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Коренная экономическая реформа, проводимая в России, новые условия хозяйствования внесли ощутимые перемены в деятельность издательств и книготорговых организаций. На смену жесткой системы планирования, всеобщей иерархии и контроля пришли многообразие форм собственности, рыночная конкуренция, широкое внедрение в практику принципов маркетинга и менеджмента.

Однако радикальные экономические преобразования, начатые без достаточного осознания масштабов и глубины предстоящих перемен и проводимые без четкой программы, привели к всеохватывающему кризису и развалу десятилетиями создававшейся в стране системы книжной торговли.

С распадом прежней системы книгораспространения большая часть издательств, главным образом, мелких и средних, а также специализирующихся на выпуске узкоспециальной и социально значимой литературы, начала испытывать серьезные трудности с продвижением своей продукции на рынок. Это объясняется тем, что в современных условиях им приходится самостоятельно искать своего покупателя и ориентироваться на постоянно меняющиеся его нужды. Оставшиеся от существовавших ранее в СССР книготорговые организации не могут решить проблемы продажи книг в новых условиях, а вновь появившиеся книгопродавцы пока не набрали нужного потенциала, позволяющего перейти от стихийно сложившегося книжного рынка к созданию современной инфраструктуры книжной торговли.

Отказ от жесткого прикрепления издательств к поставщикам не только существенно трансформировал сложившееся взаимодействие производителей и потребителей книжной продукции, но и нарушил традиционные потоки библиографической информации на книжном рынке.

С распадом централизованной системы книгораспространения потоки библиографической информации на рынке перестали носить организованный характер, что на фоне резкого увеличения числа издательств привело к ситуации информационного хаоса. В то же время, осложнение хозяйственных связей между субъектами рынка привело к тому, что многие книготорговые организации и предприятия оказались в состоянии «информационной блокады» относительно имеющейся на рынке литературы. В нынешних условиях стабильные связи «издатель — оптовая торговля — розничная торговля» встречаются крайне редко, книжные рынки регионов России практически разобщены, современные технологии книгораспространения отсутствуют.

Семилетний период реформ не привел к восстановлению роли оптового звена как центра-распределителя книжной продукции, а также связующего информационного центра в отношениях производителей и потребителей. До сих пор не было создано и альтернативного центра, который бы взял на себя функции библиографического обеспечения книготорговых организаций.

Отсутствие на рынке современной системы библиографического обеспечения книжной торговли порождает две серьезные проблемы. С одной стороны, низкая информированность книготорговцев об издательской продукции является одной из причин затоваривания и даже разорения издательств, а с другой — порождает неудовлетворенность спроса на имеющиеся в наличии книги, особенно в отдаленных регионах страны. Главное же заключается в том, что книга, обладающая высокой духовной и культурной ценностью, превосходно полиграфически оформленная, не дойдет до своего адресата, если о ней вовремя не узнает книготорговец, а издатель не уделит должного внимания проблемам библиографического информирования.

Основным недостатком существующей системы книгораспространения является информационная разобщенность субъектов книжного рынка. Отлаженная система распространения тематических планов, библиографических списков, а также другой информации об имеющихся в наличии и планируемых к выпуску изданиях отсутствует. Особенно наглядна информационная разобщенность регионов Российской Федерации. На книжных рынках городов, областей и регионов России образовался «информационный вакуум». Однако не только региональные, но даже многие центральные оптовые и розничные книготорговые организации сегодня далеко не в полной мере располагают информацией об имеющихся на рынке изданиях, не имеют широких возможностей в выборе экономических партнеров и поэтому не способны в достаточной степени удовлетворять потребности покупателей в литературе. В то же время появляющиеся в России мощные информационные технологии, предоставляющие книжному рынку новые информационные продукты, в том числе библиографические базы данных на CD-ROM, в компьютерных сетях в режимах электронной почты и on-line, используются пока крайне недостаточно.

Таким образом, совершенствование современной системы библиографического обеспечения книготорговых организаций и предприятий является одной из наиболее насущных проблем. Вместе с тем, теоретическим, методологическим и практическим вопросам современного состояния библиографического обеспечения книжной торговли в России до сих пор не уделялось должного внимания ни в проводившихся научных исследованиях, ни в специальных публикациях, что и определяет актуальность настоящего исследования.

Целью настоящего исследования является анализ действующей в Российской Федерации системы библиографического обеспечения книжной торговли и обоснование рекомендаций, направленных на ее совершенствование.

Реализация намеченной цели достигается решением следующих задач:

1. Определение понятий «издательская библиографическая информация» и «библиографическое обеспечение», выявление роли издательской библиографической информации на книжном рынке.

2. Анализ современного состояния книжного рынка России.

— 73. Анализ современной системы пособий издательской библиографии и их классификация.

4. Проведение исследования рынка издательской библиографической информации, включающего изучение форм и методов издательского библиографического информирования и выявление библиографических потребностей книготорговых организаций.

5. Анализ зарубежного опыта организации библиографического обеспечения книжной торговли.

6. Определение основных направлений совершенствования системы библиографического обеспечения книжной торговли в России.

Объектом исследования в настоящей работе является действующая в Российской Федерации система библиографического обеспечения книжной торговли.

Предметом исследования является издательская библиографическая информация (ИБИ) и ее обращение в сфере книгопроизводства-книгораспро-странения.

Исследование посвящено изучению рынка издательской библиографической информации, где его субъекты — издательства — выступают как информирующая система и как субъект информирования, а книготорговые организации — как информируемая система и как объект информирования.

Теоретическими источниками и методологической базой исследования явились труды отечественных ученых-книговедов, посвященные проблемам общего библиографоведения, теории и методики информационного поиска, теории и практики книготорговой библиографии: А. А. Беловицкой, Э. К. Беспаловой, М. Г. Вохрышевой, А. А. Гречихина, Л. Б. Грузиновой, Н. В. Здобно-ва, Н. Г. Каменской, А. А. Джиго, С. Д. Коготкова, О. П. Коршунова, В. П. Леонова, И. Г. Моргенштерна, С. П. Омилянчука, В. О. Осипова, А. А. Павловой, Г. А. Попова, Н. А. Рубакина, А. В. Соколова, В. К. Солоненко и др.

Кроме того, в работе были использованы труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам общей теории информации, управления торговлей, информационного обеспечения управления торговыми организациями, методики исследования книжного рынка: В. Г. Бурмистрова, О. Е. Новиковой, Т. С. Сократовой, Н. В. Черновой, Е. Г. Ясина, X. Войе, Н. Винера, Ф. Котлера, У. Якобсена и др.

В источниковедческую базу исследования вошли статистические, нормативные и законодательные документы, а также пособия издательской библиографии.

Непосредственной базой исследования явились издательства, оптовые и розничные книготорговые организации, имеющие различные формы собственности и расположенные в различных регионах Российской Федерации.

Работа осуществлялась на базе системного подхода с использованием общенаучных и специальных методов исследования. В числе использованных методов — функциональный анализ, типологический, сравнительно-исторический, статистический, социологические методы, библиографическая эвристика.

Научная новизна работы.

Настоящая работа является одним из первых исследований современного состояния системы библиографического обеспечения книжной торговли в России, научная новизна которой определяется следующими моментами:

1. Впервые после распада централизованной книжной торговли подробно и всесторонне проанализирована система издательских библиографических пособий, обращающихся в сфере книгопроизводства-книгораспространения;

2. Предложена современная классификация издательских библиографических пособий;

— 93. Впервые в комплексе рассмотрены производство библиографической информации в сфере издательского дела и потребление этой информации в сфере книжной торговли, в т. ч.:

— проанализировано влияние различных факторов на выпуск издательствами библиографических пособий разных видов;

— выявлен спрос оптовых и розничных книготорговых организаций на различные виды издательской библиографической информации;

4. На основе полученных в ходе исследования данных разработаны рекомендации, направленные на совершенствование действующей национальной информационной системы «Книги в наличии и печати»;

5. Предложена модель создания Сводного сетевого каталога литературы издательств Российской Федерации.

На защиту выносятся:

— результаты анализа современного состояния рынка издательской библиографической информации;

— классификация издательских библиографических пособий, разработанная на основе обобщения существующих теоретических концепций и анализа современной системы пособий издательской библиографии;

— рекомендации по совершенствованию действующей системы библиографического обеспечения книжной торговли в России;

— модель Сводного сетевого каталога литературы издательств Российской Федерации.

Практическая ценность работы.

Полученные в ходе исследования данные имеют практическое значение и могут быть использованы в работе издательств при подготовке библиографических пособий.

Разработанный для исследования инструментарий может быть использован как методическое, обеспечение маркетинговых исследований и мониторинга рынка издательской библиографической информации.

Сводный сетевой каталог литературы издательств Российской Федерации, модель создания которого предложена в диссертации, может стать важным инструментом в управлении рынком издательской библиографической информации.

Сформулированные в работе рекомендации по созданию Координационного центра издательского планирования могли бы способствовать не только оптимизации системы библиографического обеспечения книжной торговли, но и становлению цивилизованных отношений между субъектами книжного рынка.

Выводы и положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе: в лекциях и при выполнении курсового и дипломного проектирования.

Апробация и внедрение результатов работы. Полученные в ходе диссертационного исследования данные, а также разработки автора были использованы в совместном проекте Московского государственного университета печати и ООО «Студия КОЛИБРИ» по созданию Сводного сетевого каталога издательств Российской Федерации.

Основные теоретические и практические положения диссертации были обсуждены и одобрены на 9 научных и практических конференциях:

1. «Человек и духовные ценности»: Республиканская научная конференция. (Москва, 21−22 марта 1996 г.);

2. 8-я Всероссийская конференция по проблемам книговедения. (Москва, 23−24 апреля 1996 г.);

— 113. «Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее»: Международная научная конференция. (Краснодар — Новороссийск, 1921 сентября 1996 г.);

4. 36-я научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов МГАП. (Москва, 24−26 октября 1996 г.);

5. «Информационные технологии в печати»: III Международная научная конференция. (Москва, 21 ноября 1996 г.);

6. Десятые Международные Плехановские чтения. (Москва, 15−18 апреля 1997 г.);

7. 37-я научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов МГУП. (Москва, 28−30 октября 1997 г.);

8. «Информационные технологии в печати»: IV Международная научная конференция. (Москва, 24 ноября 1997 г.);

9. 38-я научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов МГУП. (Москва, 21−23 апреля 1998 г.).

Основные положения диссертации отражены в 22 научных работах автора общим объемом 4,0 п. л.

Материал диссертации был использован автором при чтении курса лекций по дисциплине «Букинистическая библиография и информация», а также отдельных лекций по дисциплинам «Экономический анализ книготорговой деятельности» и «Менеджмент и маркетинг в издательской и книготорговой деятельности».

Заключение

.

Совершенствование системы книгораспространения и повышение уровня социально-экономической эффективности книжной торговли требует улучшения ее информационного обеспечения. Важнейшей задачей в условиях формирующегося цивилизованного книжного рынка становится совершенствования механизма библиографического обеспечения книготорговых организаций, поскольку именно библиографическая информация лежит в основе управления книготорговой деятельностью.

Обмен информацией между субъектами книжного рынка является одним из важнейших вспомогательных средств в приспособлении деятельности издательств и книготорговых предприятий к изменениям, происходящим во внешней среде. Эффективная, хорошо продуманная коммуникация — важное средство в работе издательств и книготорговых фирм.

В условиях централизованно планируемой экономики основная часть библиографической информации, необходимой книготорговым предприятиям и организациям в их хозяйственной деятельности, поступала от вышестоящих организаций в централизованном порядке. С разрушением административной системы предприятия столкнулись с острой нехваткой практически любой информации делового характера, необходимой для работы в условиях формирующегося рынка и, прежде всего — библиографической информации. Потребности в библиографической информации значительно обострились в условиях разрушения сложившихся внутриотраслевых экономических связей и возникновения многочисленных негосударственных издательств.

В условиях формирующегося рынка всякая торгово-хозяйственная организация, как правило, функционирует в условиях неполноты информации о той среде, в которой она находится. Поэтому рыночная экономика превращает библиографическую информацию в важнейший фактор управления распространением книжной продукции. Основная ее функция на рынке — управление процессом производства, распространения и использования книги.

Современный этап развития издательского дела и книжной торговли требует наличия специального механизма, обеспечивающего связь между предложением и спросом, ориентирующего издательства на конкретные потребности рынка и подчинение этим потребностям различных сторон производства и сбыта книжной продукции. Важной частью такого механизма является библиографическая деятельность издательств.

Производимая издательствами библиографическая информация может эффективно использоваться только в том случае, если ее содержание соответствует потребностям книжной торговли. В противном случае либо образуется избыточная информация, приводящая к нежелательным информационным перегрузкам, либо часть потребностей в информации остается неудовлетворенной. В первом случае книготорговой организации требуется затратить дополнительный труд, направленный на «вычленение» рациональных сведений из общего информационного потока. Это ведет к тому, что необходимые управленческие решения принимаются с опозданием. Во втором случае из-за отсутствия нужной информации необходимые управленческие решения либо не принимаются вовсе, либо они не являются оптимальными. И то, и другое ведет к снижению социально-экономической эффективности управления книготорговой деятельностью.

Библиографическая информация обладает двойственной сущностью. Для потребителя библиографическая информация выступает в качестве информации, устраняющей неопределенность обращения к требуемому документудля библиографа — в качестве информации, управляющая таким обращением. Способность библиографического сообщения побудить книготорговца к обращению к первичным документам (заказу книг у издателя) не есть его постоянное свойство. Прежде всего, оно зависит от тех потребительских признаков, которыми обладает информация. Потребительские признаки издательской библиографической информации включают в себя такие качества, как содержательность, форму, полноту, своевременность, достоверность. По этим признакам оценивается качество издательской библиографической информации. Наличие или отсутствие каких-либо признаков определяет состояние информационной базы книготорговой организации, степень удовлетворения потребностей в сведениях в процессе ее деятельности.

Существовавшая до 1991 г. система библиографического обеспечения книжной торговли в стране в целом сложилась в конце 50-х — 60-х гг. Основой этой системы были аннотированные тематические планы выпуска литературы издательств, которые не только выполняли на рынке информационную функцию, но также служили основой системы заказооборота на книжную продукцию. Книготорговым организациям не требовалось предпринимать дополнительных усилий, направленных на поиск источников библиографической информации. Вся издательская библиографическая информация «стекалась» в единый центр. Всесоюзный книготорг располагал абсолютной информацией о перспективном книгоиздательском репертуаре страны, а книготорговые предприятия гарантированно получали большинство необходимой информации от одного поставщика.

Проведенное нами исследование современного состояния библиографического обеспечения книжной торговли в России позволило сделать следующие выводы.

1. Переход книжной торговли к новым условиям хозяйствования не сочетался с усовершенствованием системы библиографического обеспечения. Отрасль не удержала при перестройке то рациональное, что было в ранее действовавшей информационной системе, и в первую очередь, централизованную систему распространения библиографической информации с двусторонней связью: «библиографическое информирование — конкретные заказы книготорговцев». Крайне неразвитым является обмен библиографической информацией между регионами России. В условиях увеличения числа региональных издательств и отсутствия крупнооптового звена на рынке такое состояние негативно влияет на деятельность книготорговых организаций и препятствует более полному удовлетворению покупательского спроса в регионах. Новая система библиографического обеспечения книжной торговли находится в стадии становления.

2. В условиях распада централизованной системы книгораспростране-ния и распределения библиографической информации, издательства самостоятельно наладили выпуск библиографических пособий. Анализ существующей системы издательских библиографических пособий позволил выявить 5 видов библиографических пособий, выпускаемых издательствами: аннотированные тематические планы, проспекты (несут информацию о перспективном издательском репертуаре) — прайс-листы, рекламные листовки, каталоги (несут информацию о наличном и в некоторых случаях о реализованном (распроданном) книгоиздательском репертуаре). Наиболее информативными из них являются текущие издательские каталоги и тематические планы, а самыми оперативными — прайс-листы.

Результаты проведенного исследования показали, что на книжном рынке в основном обращается библиографическая информация о наличном книгоиздательском репертуаре, в значительно меньшей степени — о перспективном. Наиболее распространенными видами библиографических пособий на книжном рынке являются прайс-листы и рекламно-библиографические листовки, одними из наименее распространенных — тематические планы и издательские каталоги.

Полученные данные показали, что с увеличением основных показателей деятельности издательства (товарооборот, число выпущенных книг в год) растет заинтересованность издательств в информировании клиентов о своих издательских планах, что обусловливает выпуск ими не только текущих, но и перспективных библиографических пособий. Это говорит о том, что крупные издательства могут заявлять о своих планах не опасаясь конкуренции. В то же время на книжном рынке сегодня в основном присутствуют мелкие и средние издательства, которые в силу экономической незащищенности не могут раскрывать свои долгосрочные планы. Именно для этих издательств отсутствие хорошей системы библиографического информирования оказывается особенно чувствительным.

3. Разрушение централизованной системы распространения библиографической информации побудило издательства усилить внимание к использованию таких каналов доведения библиографической информации до книготорговцев, как издательско-книготорговая периодика, книжные ярмарки, а также освоить принципиально новый канал — телекоммуникационные сети.

В последние годы на книжном рынке России число отраслевых периодических изданий, несущих книготорговцам библиографическую и рекламную информацию, значительно увеличилось. Однако среди них наибольшее предпочтение издательства отдают старейшей газете «Книжное обозрение» и не проявляют особого интереса к большинству новых мелких периодических изданий.

Отсутствие существовавших до 1991 г. каналов книгораспространения привело к значительному усилению ярмарочного движения. Проводимые в стране книжные ярмарки в целом способствуют распространению библиографической информации на книжном рынке, однако нескоординированность ярмарочного движения приводит к снижению эффективности книжных ярмарок и негативно отражается на работе издательств и книготорговых фирм.

Все большее развитие получают библиографические пособия издательств, размещаемые в компьютерной сети «Internet», позволяющие производить оперативный обмен библиографической информацией между субъектами книжного рынка независимо от их местонахождения. Однако пока лишь немногие издательства имеют собственную Web-страницу в сети «Internet», таким образом, телекоммуникационные сети используются издательствами в качестве канала доведения библиографической информации до книготорговцев еще недостаточно.

4. На книжном рынке России началось формирование рынка издательской и книготорговой библиографической информации. Его начало было положено выпуском коммерческого информационного продукта — каталога «Книги в наличии и печати» («Russian Books in Print»). Основная ценность данного продукта заключается в том, что, во-первых, он отражает совокупный национальный книгоиздательский репертуар, а во-вторых, является наиболее полным пособием на книжном рынке по широте библиографического описания и предоставлению другой коммерческой информации. Продажу библиографической информации начинают постепенно практиковать и формирующиеся на книжном рынке России частные информационные фирмы, основной библиографической продукцией которых являются отраслевые каталоги «Books in Print».

5. Возникновение на книжном рынке новых видов издательских библиографических пособий, исчезновение или видоизменение старых, появление новых носителей информации требует совершенствования существующей классификации пособий издательской библиографии. Предлагаемая автором диссертации классификация пособий издательской библиографии учитывает как уже накопленный опыт (Н. В. Здобнов, В. О. Осипов, А. А. Джиго, Н. Г. Каменская), так и реалии современного книжного рынка.

6. Анализ информационных потребностей книготорговых организаций показал, что основными требованиями, которые книготорговцы предъявляют к получаемой от издательств библиографической информации, являются полнота, доступность и оперативность.

Между тем, большинство книготорговых фирм (как оптовых, так и розничных), несмотря на сильное информационное воздействие со стороны издательств посредством собственных библиографических пособий, книготорговой периодики других средств библиографического информирования, не владеют достаточной информацией, необходимой для эффективной работы и испытывают трудности с ее получением. Из-за нехватки на рынке перспективных библиографических пособий издательств (прежде всего тематических планов), основная масса книготорговых фирм испытывает острую потребность в информации о книгах, намеченных к выпуску.

Подавляющее большинство книготорговых организаций не удовлетворены полнотой данных, содержащихся в библиографических пособиях издательств. Основным элементом библиографической записи, несущим максимум сведений о книге, и оптовые и розничные книготорговцы считают аннотацию на книгу, которая в большинстве современных пособий либо отсутствует, либо составлена безграмотно.

Среди отраслевых периодических изданий книготорговцы, как и издатели, наибольшее предпочтение отдают газете «Книжное обозрение». Второе место по степени популярности у книготорговцев занимает журнал «Книжный бизнес». Однако, как показало исследование, для многих книготорговцев информация, содержащаяся в ведущих отраслевых периодических изданиях, уже не является новой.

Таким образом, действующая на рынке система библиографического обеспечения книжной торговли не отвечает практически ни одному из требований, предъявляемых к ней книготорговыми организациями. Исходя из этого, можно сделать общий вывод, который заключается в том, что действующий в настоящее время механизм библиографического обеспечения книжной торговли в России не отвечает современным требованиям, диктуемым рынком. Это в значительной степени отражается на состоянии ассортимента книготорговых предприятий, что, в свою очередь, порождает неудовлетворенный спрос на книги, особенно в отдаленных регионах страны. Улучшение библиографического обеспечения книжной торговли выступает как одна из первоочередных задач, требующая неотложного решения. Решение этой задачи видится как в оптимизации действующих, так и в создании новых форм организации библиографического обеспечения книготорговых фирм.

Одним из средств оптимизации библиографического обеспечения книжной торговли в России является создание общепризнанного источника библиографической информации, отражающего совокупный книгоиздательский репертуар страны. На книжном рынке России таким источником является каталог «Книги в наличии и печати», аналог широко распространенных на западе указателей «Books in Print». Однако превращению каталога в высококачественный и рентабельный информационный продукт, пользующийся спросом, препятствуют некоторые его недостатки. Анализ каталога и исследование проблем, стоящих перед книготорговыми организациями, позволили определить возможные направления совершенствования национальной информационной системы «Книги в наличии и печати»:

1. Значительное увеличение тиража каталога в связи с отсутствием иного источника полной и достоверной библиографической информации о совокупном издательском репертуаре в системе книжной торговли.

2. Сокращение интервала между выпусками каталогов с целью сохранения актуальности информации о наличном и планируемом книгоиздательском репертуаре страны.

3. Превращение каталога «Книги в наличии и печати» в заказное библиографическое пособие с целью создания эффективной системы заказообо-рота.

4. Расширение перспективной части каталога с целью удовлетворения потребностей книжного рынка в информации о готовящихся к выпуску изданиях.

5. Расширение фактографической базы данных каталога в связи с резким увеличением числа субъектов книжного рынка на фоне отсутствия крупнооптового звена.

6. Создание механизма планомерного сбора библиографической информации от мелких и средних издательств путем привлечение к формированию каталога частных информационных фирм, а также создания Координационного центра издательского планирования.

7. Создание сетевой версии каталога в качестве наиболее эффективного способа доведения библиографической информации от издательств до книготорговых организаций.

Кроме того, предпринятый анализ пособия показал необходимость серьезного совершенствования внутренней структуры самого каталога, в частности, улучшения систематизации материала внутри пособия, введения распределения материала по издательствам, выделения аудиовидеои мультимедиа-продукции в самостоятельный раздел.

Автор осознает, что реализация многих из указанных направлений потребует немалых финансовых затрат. В этой связи развитие системы «Books in Print» в России, по его мнению, должно стать одной из важнейших государственных задач.

Совершенствованию системы библиографического обеспечения книжной торговли в России, а также становлению цивилизованных отношений между субъектами отечественного книжного рынка могло бы способствовать образование издательских союзов и на их основе учреждение Координационного центра издательского планирования, который бы. мог аккумулировать и предоставлять перспективную библиографическую информацию заинтересованным пользователям. Создание подобного центра не только облегчило бы работу издателям и книготорговцам, но и позволило бы избежать перенасыщения книжного рынка однообразной литературой, с одной стороны, и ликвидировать тематические пробелы, — с другой.

Дальнейшее развитие системы библиографического обеспечения книжной торговли в России видится в расширении использования новых информационных технологий. Основное внимание необходимо уделять созданию библиографических пособий на электронных носителях — дискетах, компактных оптических дисках CD-ROM и в электронной сети «Internet».

Наиболее перспективными автору представляются последние, в связи с чем в работе предложена модель создания Сводного сетевого каталога издательств Российской Федерации. Основное достоинство и преимущество предлагаемой модели каталога перед другими существующими сегодня на рынке источниками библиографической информации заключается в том, что он удовлетворяет одновременно всем требованиям, предъявляемым к нему книготорговцами — обладает такими качествами, как полнота, доступность и оперативность. Автор выражает уверенность, что создание Сводного сетевого каталога литературы будет способствовать более полному и своевременному библиографическому обеспечению книготорговых организаций, что, наконец, приведет к решению проблемы информационного голода, особенно в отдаленных регионах России.

Совершенствование библиографического обеспечения книжной торговли России в указанных направлениях позволит существенно повысить качество и уровень управления книготорговой деятельностью, окажет положительное влияние на состояние системы книгораспространения в стране, позволит обеспечить более полное удовлетворение покупательского спроса населения и в конечном счете положительно скажется на культуре общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Г. К вопросу о теории организации отраслевой системы информации в области искусства (на примере театра) // Совр. пробл. книговедения, книжной торговли и пропаганды книги: Межвед. сб. науч. тр. Вып. 1. — М.: МПИ, 1979. — С. 136−143.
  2. П., Теодору В. Изучение информационных потребностей // НТИ. Сер. 1, — 1985,-№ 12.-С. 15−19.
  3. В. Г. Социальная информация и управление обществом. -М.: Политиздат, 1975.
  4. А. И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин: Методологический очерк. М.: Книга, 1975. — 208 с.
  5. А. А. Общее книговедение. -М.: Книга, 1987. 256 с.
  6. Бем X., Хаард Г., Шульц Г. и др. Маркетинг и управление в книгоиздании. -М.: Медиум, 1993. 192 с.
  7. П. Н. Некоторые вопросы теории и истории библиографии // Сокурова М. В. Общие библиографии русских книг гражданской печати. 17 081 955. 2-е изд., перераб. и доп. — Л., 1956. — С. 5−38.
  8. В. М. Библиопсихология Н. А. Рубакина и проблемы восприятия текста книги и библиографической информации // Теоретико-методологические пробл. совр. сов. библиографоведения. М., 1981. — С. 131−140.
  9. Ю.Беспалова Э. К. Перспективы создания терминологических стандартов // Науч. и техн. б-ки СССР. 1983. — № 4. — С. 28−31.
  10. М. М. Определение потребности в проблемно-тематических библиографических пособиях на основе анализа документальных потоков // Сб. научн. тр. Ленингр. ин-та культуры. Л., 1983. — № 76. — С. 66−76.
  11. К. В., Бурмистров В. Г. Комплексная рационализация государственной торговли. М.: Экономика, 1985. — 96 с.
  12. БСЭ. 3-е изд. — Т. 10. — С. 353.
  13. В. Г. Организация как средство реализации концепций менеджмента и маркетинга // Букинистическая торговля и история книги: Межвед. сб. науч. тр. Вып. 6. — М.: Мир книги, 1997. — С. 152−154.
  14. В. Г. Организация торговли непродовольственными товарами. 3-е изд., перераб. -М.: Экономика, 1988. — 304 с.
  15. В. Г. Проблемы повышения эффективности книжной торговли в концепции маркетинга // 36-я науч.-техн. конф. проф.-преп. состава, науч. сотр. и аспирантов МГАП: Сб. тез. докл. -М., 1996. С. 94.
  16. В. Г. Состояние и задачи совершенствования книжного рынка в концепции маркетинга // Тез. докл. 38-й науч.-техн. конф. проф.-преп. состава, аспирантов и науч. сотр. МГУП. М., 1998. — С. 164−165.
  17. В. Г., Самсонов Л. А. Основы научного управления торговлей: Учеб. пособие. -М., 1978. 56 с.
  18. Бурый-Шмарьян О. Е. Работа органов научно-технической информации малой численности в новых условиях хозяйствования: Метод, пособие. -М.: ИПКИР, 1989. 106 с.
  19. И. С. Формы хозяйственных связей издательств с книготорговыми предприятиями // Букинистическая торговля и история книги: Меж-вед. сб. науч. тр. Вып. 6. — М.: Мир книги, 1997. — С. 147−152.
  20. М. В. Состояние и пути развития ассортиментно-биб-лиографической информации в оптовом звене // Кн. торговля. Исслед. и материалы. Вып. 7.-М.: Книга, 1980. С. 117−137.
  21. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Сов. радио, 1968.
  22. Л. Предварительный заказ на книгу // Книжное обозрение. 1986. — 14 марта. — С. 4.
  23. X., Якобсен У. Рыночная экономика: В 15 кн. Кн.2. Маркетинг II / Пер. с норвежского. М.: Сов-ВИП, 1992. — 224 с. — С. 135−148.
  24. А. Н. Виды электронных баз данных на книжном рынке // Книговедение: Новые имена: Сб. науч. статей. Вып. 2. — М.: Мир книги. -С. 10−13.
  25. А. Н. Становление информационного маркетинга на книжном рынке России // Кн. торговля. Науч.-техн. информационный сб. М.: Ин-формпечать, 1996. -№ 4. — С. 1−5.
  26. Л. Н., Кокойкина О. Н. Маркетинг в библиотеке. М.: МГИК, 1993.-62 с.
  27. А. А. История книжной торговли в СССР: Учеб. пособие. -М.: Книга, 1976.-400 с.
  28. Г. Ф. Развитие отраслевых комплексов библиографических пособий: основные этапы // Теоретико-методологические пробл. отраслевой библиографии: Межвуз. сб. науч. тр. -М.: МГИК, 1989, — 168 с. С. 82−89.
  29. В. И., Гусева Т. И. Анализ документальных информационных потоков и изучения запросов потребителей информации. М.: МЦНТИ, 1977.-60 с.
  30. С. Книжный рынок: утраченные иллюзии // Неделя. 1997. — № 2. — С. 6−8.
  31. ГОСТ 7.0−84. Библиографическая деятельность. Основные термины и определения. М., 1985.
  32. ГОСТ 7.42−83. Издательские и книготорговые библиографические пособия, издательское и полиграфическое исполнение. М., 1984.
  33. ГОСТ 7.4−95. Издания. Выходные сведения. -М., 1996.
  34. ГОСТ 7.57−89. Издания: издательские и книготорговые библиографические указатели: общие требования. М., 1990.
  35. А. А. Библиографическая эвристика: История, теория и методика информационного поиска: Конспект лекций, — М.: МПИ, 1984, — 48 с.
  36. А. А. Библиографоведение. Возникновение и особенности формирования: Учеб. пособие. -М.: МПИ, 1988. 94с.
  37. А. А. Книговедение и теория книжной торговли (Некоторые вопросы взаимосвязи) // Совр. пробл. книговедения, книжной торговли и пропаганды книги: Межвед. сб. науч. тр. Вып. 1.-М.: МПИ, 1979. — С. 49−84.
  38. А. А. Книжное дело как система (К вопросу о построении интегральной типологической модели) // Совр. пробл. книговедения, книжной торговли и пропаганды книги: Межвед. сб. науч. тр. Вып. 5. — М.: МПИ, 1988.-С. 6−30.
  39. А. А. Система библиографии как деятельности // Совр. пробл. книговедения, книжной торговли и пропаганды книги: Межвед. сб. науч. тр.-Вып. 8. -М.: МПИ, 1991.-С. 78−106.
  40. А. А., Здоров И. Г. Информационные издания. Основные особенности и требования. М.: Книга, 1979. — 160 с.
  41. Л. Б. К вопросу о системе издательской и книготорговой библиографической информации: Рукопись. -М., 1988. 18 с.
  42. Л. Б. Система пособий издательской и книготорговой библиографии за рубежом (опыт Великобритании, США, Германии и Франции) // Совр. пробл. книговедения: Межвед. сб. науч. тр. Вып. 11. — М.: Мир книги, 1996.-С. 42−61.
  43. В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли: Практический курс. СПб: Нева, 1993. — 237 с.
  44. В. Г., Кухарчук А. С., Чеботарь Ю. М., Шумов Ю. А. Маркетинг и новые формы научно-информационной деятельности: Метод, пособие. М.: ИПКИР, 1990.- 121 с.
  45. В. Г., Починов В. А., Чеботарь Ю. М. Методы сбора и анализа информации в системе маркетинга: Метод, пособие М.: ИПКИР, 1991, — 88 с.
  46. А. А. Основные тенденции и направления автоматизации библиографических процессов // Совр. пробл. книговедения, книжной торговли и пропаганды книги: Межвед. сб. науч. тр. Вып. 9. — М.: МПИ, 1993. — С. 111 130.
  47. А. А. Перспективная библиографическая информация. Система пособий и их роль в основных процессах издательского дела и книжной торговли: Дис.. канд. филол. наук. -М., 1984. 170 с.
  48. А. А. Современное состояние и пути совершенствования перспективной библиографической информации // Издательское дело. Экспресс-информация. -М.: Информпечать, 1983. -№ 8. С. 12−20.
  49. М. П. Государство, книга, книгоиздание (Приметы рынка) // Книга. Исслед. и материалы. Сб. 70. М.: Терра, 1995. — С. 5−23.
  50. Н. И. Философский анализ понятия «информация» // Вопр. философии. 1974. -№ 12. С. 90−96.
  51. Н.В. Составление книготорговых каталогов-М., 1933 60 с.бб.Здобнов Н. В. Упорядочим торговую библиографию // На книжном фронте. 1930. — № 5. — С. 14−15.
  52. . 3. Менеджмент в полиграфии. М.: Мир книги, 1997.239 с. 68.3ельманович Г. В. Лицензирование издательской деятельности. Компьютерная обработка данных за 1991−1992 годы // Книжное дело. 1993. — № 2.-С. 30-31.
  53. Издательская и книготорговая библиографическая информация. Общие технические требования: Проект ОСТ. // Кн. торговля. Науч.-техн. информационный сб. -М.: Информпечать, 1998. -№ 3. С. 1−45.
  54. Издательства России: Сведения о 7000 организациях, имеющих издательскую лицензию: Справочник. М.: Альвис, 1995. — 352 с.
  55. Интервью с директором государственного торгового предприятия «Мособлкнига» Альбертом Васильевым // Кн. дело. 1994. — № 3 (9). -С. 27−29.
  56. Информационный рынок в России / Ю. М. Арский, Р. С. Гилярев-ский, В. С. Егоров и др. М.: ВИНИТИ, 1996. — 293 с.
  57. И. В., Удимова Л. Н. Зарубежный опыт работы с заказами на книжную продукцию // Кн. торговля. Обзорная информация. 1990. -№ 1. — С. 18−24.
  58. Н. Г. Книготорговая библиографическая деятельность. -М.: МПИ, 1988.-50 с.
  59. Н. С. Факторный анализ потребностей специалистов в библиотечных ресурсах // Науч. б-теки Сибири и Дальн. Востока. 1972. -Вып. 12.-С. 5−59.
  60. И. К. Информационные потребности (Проблемы и результаты научных исследований) // Информационные потребности, изучение -удовлетворение: Сб. науч. тр. ГПБ JL, 1982. — 230 с. — С. 8−26.
  61. Книговедение: Энциклопедический словарь. -М., 1982.
  62. Книгоиздательский бизнес: Сб. статей / Пер. с англ. Б. Ленского. -М.: Book Chamber International, 1993. 444 с.
  63. Книжная торговля России: Справочник. М.: Альвис, 1996. — 336 с.
  64. Книжный маркетинг. Руководство к действию / Пер. с англ. Б. Ленского. М.: Терра, 1996. — 408 с.
  65. Книжный рынок России: анализ, проблемы, перспективы // Кн. торговля. Науч.-техн. информационный сб.-М.: Информпечать, 1997-№ 4−5.
  66. Книжный рынок: каналы книгораспространения: Отчет по НИР / НИЦ «Экономика», Российская книжная палата, Институт Книги и социальных программ. М., 1997.
  67. С. Д. Сравнительный анализ путей изучения информационных потребностей // Теоретико-методологические пробл. совр. сов. библио-графоведения. М., 1981. — С. 85−98.
  68. Г. В. Книговедческие проблемы моделирования книготоргового ассортимента // Совр. пробл. книговедения, книжной торговли и пропаганды книги: Межвед. сб. науч. тр. Вып. 3 — М.: МПИ, 1985. — С. 57−65.
  69. Г. В. Теория и методика ассортиментой работы: Учеб. пособие. М.: Мир книги, 1993. — 50 с.
  70. Т. Н. Потребители информации и проблемы изучения их информационных потребностей // Место библиотек в общегосударственной информационной системе / Труды ЛГИК. 1978. — Т. 29. — С. 37−69.
  71. В. И. Информация и феномен жизни Пущино: Пущин, науч. центр АН СССР, 1991.-202 с.
  72. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.736 с.
  73. А. В. Сводный план как основа организации комплексной пропаганды и рекламы книг // Кн. торговля. Опыт, пробл., исслед. Вып. 10. -М.: Книга, 1982. — С. 66−90.
  74. А. П. Экономика книжной торговли. М.: Книга, 1985.304 с.
  75. А. Г. Маркетинг информационных продуктов и услуг в США: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1989. — 68 с.
  76. ЮО.Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. СПб: Наука, 1996.
  77. . В. Роль Книжной палаты в обмене библиографической информацией на национальном и международном уровне (Современное состояние и перспективы) // Книга. Исслед. и материалы. Сб. 65 М.: Терра, 1995.-С. 9−15.
  78. . В., Джиго А. А. Новые технологии в национальной библиографии (по материалам ИФЛА-93) // Книга. Исслед. и материалы. Сб. 69-М.: Терра, 1995.-С. 5−17.
  79. Ю7.Лопатина Т. Ю. Советские книготорговые журналы: Обзор // Кн. торговля. Исслед. и материалы. Вып. 2. -М.: Книга, 1975. С. 157−171.
  80. Ю. Реклама и пропаганда книги в периодических изданиях России // Книжное дело. 1996. — № 2−3. — С. 60−62.
  81. Ю9.Мамиконов А. Г. Управление и информация. М.: Наука, 1975.
  82. О.Марин А. Издатель и книжник: единая цель // Кн. торговля. Исслед. и материалы. Вып. 6. М.: Книга, 1979. — С. 6−7.
  83. Ш. Маркин Р. Управление розничной торговлей: Пер. с англ. М.: Экономика, 1980. -272 с.
  84. И. М. Научно-техническая информация в полиграфии, издательском деле, книжной торговле. М.: Книга, 1976. — 216 с.
  85. З.Монастырский И. М., Морозевич А. П. Состояние и перспективы научно-технической информации в книжной торговле // Кн. торговля. Исслед. и материалы. Сб. 1. — М.: Книга, 1974. — С. 97−111.
  86. И. Г. Основные термины информационной работы библиотеки // Науч. и техн. б-ки СССР. 1977. — № 2.
  87. М. Книжный бизнес: что изменилось за 2 года // Книжный бизнес. 1995. — № 11. — С. 7−9.
  88. О. Е. Организация и развитие маркетинга в издательском деле: Дис.. канд. экон. наук. -М., 1994.
  89. В. О., Демьянова А. М., Осипова А. С. Основы библиографии и изучения книги: Учеб. для техникумов. М.: Книга, 1989. — 224 с. 132.0сипов В. О. О книготорговой информации // Кн. торговля. Исслед. и материалы. Вып. 5. -М.: Книга, 1978. С. 72−92.
  90. Ошеломляющий успех Amazon.com // Книжное дело. 1997. — № 1. -С. 97.
  91. А. А. Система библиографического обслуживания специалиста-инженера (в условиях НИИ): Дис.. канд. филол. наук. М., 1989. -305 с.
  92. Н. Информационные технологии в маркетинге // Рынок. 1996.-№ 34.-С. 134.
  93. В. И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика. — 1995. — 544 с.
  94. М. М. Маркетинговая деятельность в организации книгоиздания и книжной торговли республики Болгария: Дис.. канд. экон. наук. -М., 1993.
  95. Печать Российской Федерации в 1992—1997 году: Статистический сб.-М., 1993−1998.
  96. П. Ю. Книжный рынок: контуры информационного поля // Книжное дело. 1995. — № 1. — С. 78−82.
  97. П. Ю. Реклама книг в отраслевой прессе (газета «Книжное обозрение») // Кн. торговля. Науч.-техн. информационный сб. М.: Информ-печать, 1996. — № 4. — С. 8−9.
  98. Г. А. О создании Российской национальной системы «Books in Print» // Кн. торговля. Науч.-техн. информационный сб. М.: Информпе-чать, 1995,-№ 4.-С. 1−7.
  99. Г. А. Система «Books in Print» на Западе и в России // Издательское дело. Науч.-техн. информационный сб. М.: Информпечать, 1995. -№ 5.-С. 8−15.
  100. Е. Искать специалистов // В мире книг. 1985. — № 8. -С. 69−70.
  101. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1976. — 512 с.
  102. И. За журналом в Интернет. Интернет-книжки // Телекомпресс. — 1997.-№ 4. — С. 17.
  103. И. И. Основные характеристики рынка информационных услуг развитых капиталистических стран. М.: МЦНТИ, 1990. — 228 с.
  104. Н. А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию. М.-Л.: Гос. изд-во, 1929. — 308 с.
  105. Э. М. Автор-книга-читатель. (К вопросу об эффективности использования научной книги) // Информационные потребности, изучение удовлетворение: Сб. науч. тр. ГПБ — Л., 1982. — 230 с. — С. 54−72.
  106. Связь прямая и обратная // В мире книг. 1979. — № 7. — С. 7−8.
  107. А. Желтые страницы «Internet» (русские ресурсы). СПб.: Питер, 1996.-280 с.
  108. В. И. Методологические вопросы науки об информации // Вопр. философии. 1974. -№ 7. С. 105−133.
  109. Словарь по кибернетике: Св. 2000 статей / Под ред. В. С. Михале-вича. 2-е изд. — Киев: Гл. ред. УСЭ им. М. П. Бажана, 1989. — 751 с.
  110. Словарь-справочник работника книжной торговли. М.: Книга, 1981.
  111. Служба деловой информации в библиотеке: отечественный и зарубежный опыт: Пер. с англ. / Под общ. ред. И. Б. Михновой. М.: НВЦ «Биб-лиомаркет», 1996. — 112 с.
  112. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. -4-е изд. -М.: Сов. энцикл., 1988. 1600 с.
  113. Современные тенденции в книгораспространении США. (По материалам американского отраслевого журнала «Publishers' Weekly» за 1995 г.) // Кн. торговля. Науч.-техн. информационный сб. М.: Информпечать, 1995. -№ 5.-С. 4−7.
  114. Современный маркетинг / Под ред. В. Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991.- 256 с.
  115. Т. С. Информация в управлении розничным товарооборотом // Кн. торговля. Обзорная информация по информационному обеспечению отраслевых науч.-техн. программ и осн. направлениям развития отрасли.- М: Информпечать, 1986. № 5. — С. 1−42.
  116. Т. С. Управление розничным товарооборотом книжной продукции на уровне книготорга (Информационное обеспечение): Дис.. канд. экон. наук. М., 1986. — 265 с.
  117. В. К. Книготорговый ассортимент: структура, формирование, оптимизация: Дис.. канд. филол. наук. -М., 1997. -259 с.
  118. Д. Ю. Некоторые вопросы типизации библиографических пособий // Теория и история библиографии: Сб. ст. М., 1969. — С. 151−165.
  119. Терминологический словарь по автоматике, информатике и вычислительной технике. -М.: Высшая школа, 1989. 191 с.
  120. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / Сост. 3. Г. Высоцкая и др. М.: БЕН, 1995. — 268 с.
  121. Н. Система пособий издательской и книготорговой библиографии, выпускаемой фирмой R. R. Bowker (США) // Кн. торговля. Экспресс-информация. Зарубежный опыт. М.: Информпечать, 1987. — № 12. — С. 6−10.
  122. Н. В. Опыт использования вычислительной техники в деятельности издательских и книготорговых фирм США // Совр. пробл. книговедения, книжной торговли и пропаганды книги: Межвед. сб. науч. тр. Вып. 5. -М.: МПИ, 1988.-С. 152−162.
  123. Толковый словарь по основам информационной деятельности / Под ред. Н. Н. Ермошенко. Киев, 1995. — 252 с.
  124. Толковый словарь по управлению / Под ред. В. В. Позднякова М.: Алане, 1994. — 252 с.
  125. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. -М.: Сов. энциклопедия, 1935. — Стб. 702.
  126. А. Д. Проблема информации в современной науке. М.: Наука, 1975.
  127. Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации. Комментарий. М., 1996.
  128. В. А. Отраслевая система библиографических пособий (опыт категориального анализа) // Теоретико-методологические пробл. отраслевой библиографии: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГИК, 1989. — 168 с. — С. 89 102.
  129. В. А. Природа библиографического знания: монография / РГБ. М.: Рос. Гос. б-ка, 1995. — 352 с.
  130. А. Я., Ханомирова Л. С., Фридланд И. А. Информатика. Толковый словарь основных терминов. Тула: Арктоус, 1996. — 240 с.
  131. Н. В. Методика изучения и прогнозирования спроса на книжную продукцию: Учеб. пособие. М.: МПИ, 1988. — 59 с.
  132. А. И. Заметки об информатике и дескрипторах: Вступ. статья. // Азгальдов Э. Г., Высочанская О. А., Хаскина М. И. Дескрипторный словарь по информатике. -М.: ВИНИТИ, 1991. 164 с. — С. 3−13.
  133. Г. Г. Пути совершенствования книготорговой библиографической информации // Состояние и перспективы изучения спроса на книжную продукцию. М., 1974. — С. 53−58.
  134. Е. И. Некоторые вопросы библиографической терминологии (В связи с разграничением отраслей и видов библиографии) // Сб. в чест на академик Никола В. Михов. София, 1959. — С. 339−340.
  135. Д. Е. Информационные потребности специалистов, система их выявления: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1971. -21 с.
  136. М. Переход книжной торговли на новые условия хозяйствования // Кн. торговля. Экспресс-информация. Отечественный производственный опыт. М.: Информпечать, 1987. — № 6. — С. 9−11.
  137. А. К. Индустрия баз данных и интерактивных информационных служб // Итоги науки и техники. Сер. «Информатика». Т. 14. Информационная индустрия: совр. состояние. — М.: ВИНИТИ, 1990. — С. 179−209.
  138. Электронные накладные // http://www.biblio-globus.ru. 193. Электронный каталог «Книги в наличии и печати» № 5 (13) 1997: Описание. / Отв. за вып. Е. Б. Ногина. М.: Институт «Открытое общество" — АО «Диалог" — Либерея, 1998. — 20 с.
  139. Электронный книжный магазин // Книжное дело. 1996. — № 2−3.1. С. 73.
  140. К. Т., Нохрина В. А. Из опыта подготовки электронного каталога // Информационные технологии в печати: II Междунар. науч. конф.: Тез. докл. М., 1995. — С. 35−36.
  141. Е. Г. Экономическая информация. Что это такое? М.: Статистика, 1976.
  142. A directory of computerized inventory control systems / Moreau Joe // American Bookseller. 1990. — 14. — № 3. — P. 25−28, 30−33.
  143. Are Publishers Ready for EPOS? // The Bookseller. 1989. — June, 30. -P.2214.
  144. Baker J. F. Bowker, Whitaker to Create World English Book Database // Publishers' Weekly. 1992. — Vol. 239. — № 45. — P. 7.
  145. Bibliografieren per Computer // Borsenblatt fur Deutschen Buchhandel (Frankfurter Ausgabe). 1989. -№ 27. — S. 1122.
  146. Bolle S. The Book Industry Moves Toward a Bar Code Standard // Publishers' Weekly. 1986. — Vol. 229. -№ 21. -P.77−79.
  147. Booksearch Developes Out-of-Print Service // Publishers' Weekly. -1985. Vol. 227. — № 14. — P. 40.
  148. Bookstore Technology // Publishers' Weekly. 1986. — Vol. 229. — № 22.-P. 45.
  149. Canada’s Telebook to be Operational in June // Publishers' Weekly. -1985.-№ 15.-P. 22.
  150. Centraal Boekhuis zet barcode op herbevoorrandingskaarten // Boekblad. 1989. -№ 1. — P. 5.
  151. Cremer H. System Plato jetzt serienreif // Borsenblatt fur den Deutschen Buchhandel (Frankfurter Ausgabe). 1990. — № 91. — S. 3710−3711.
  152. Electreet le code a barres // Livres Hebdo. 1986. — № 21. — P. 29−30.
  153. ElectreTransmission traverse La Manche // Livres Hebdo. 1991. — № 9. -P. 43.
  154. Epos at WHS Not So Many Black Holes // The Bookseller. — 1989. -Aug., 18. -P.487−490.
  155. Erste Branchen Mailboxen // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 1987. -12 Oktober.-№ 236.-S. 18.
  156. Fakih К. O. Computers in Bookstores: The Menu of Possibilities // Publishers' Weekly. 1989. — Vol. 236. — № 15. — P.15−16, 18.
  157. Graham G. What the New Database Means // Publishers' Weekly. -1992.-Vol. 239.-№ 45.-P. 7.
  158. M. 'ВЕР' Computer System Undergoes Major Overhaul // Publishers' Weekly. 1993. — Vol. 240. — № 5. — P. 8.
  159. Hilts P. Dial-A-Book: Very Direct Marketing // Publishers' Weekly.1995.-Vol. 242,-№ 6,-P. 29
  160. Les codes a barres // Livres Hebdo. 1986. — № 19. — P. 27−30.
  161. Milliot J. New Media Helps Spur Sales at McGrow-Hill Cos. // Publishers' Weekly. 1996. — Vol. 243. — № 16. — P. 20.
  162. Mutter J. The Promise of PUBNET // Publisher’s Weekly. 1988. — Vol. 233.-№ 11.-P. 44−46.
  163. Mutter J. Baker & Taylor Targets the Trade // Publishers' Weekly. -1988. Vol. 234. — № 4. — P. 34−36.
  164. Mutter J. Publishers Told EDI or Die // Publishers' Weekly. 1994. -Vol. 241.-№ 17.-P. 25−26.223 .New Ingram Software Points To Changes in Book Ordering // Publishers' Weekly. 1992. — Vol. 239. — № 34. — P. 7, 12.
  165. New Web Sites: Hyperion, Ingram and More // Publishers' Weekly.1996.-Vol. 243.-№ 18.-P. 17.
  166. Reid C. Preiss Launches Online Comics Line // Publishers' Weekly. -1996. Vol. 243. — № 16. — P. 20.
  167. Rosen J. Wholesalers Slice Themselves A Bigger Piece of the Pie // Publishers' Weekly. 1994. — Vol. 241. -№ 8. -P. 28−30, 32.
  168. Seideman T. DVD: The Big Technology That Might // Publishers' Weekly. 1996. — Vol. 243. -№ 41. — P. 36. .
  169. Symons A. Computers in Bookstores: The Effect on Special Ordering // Publishers Weekly. 1989. — Vol. 236. — № 15. — P. 19−22.
  170. Teleordering An International Service in the Making // The Bookseller. — 1988. — № 4319. — P. 1304−1307.
  171. Where the Book Trade Has to Go to // The Bookseller. 1989. — Sept., 1. -P. 660−675.
  172. Методическое пособие поможет учителю в работе’на начальном этапе по системе Эльконина—Давыдова.
Заполнить форму текущей работой