Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Авангард и его влияние на книжное искусство в период 1920-1930 гг

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С конца XIX в. и особенно в XX в. роль и место искусства книги в художественной культуре России заметно меняются. В предшествующий период для книги работали в основном второстепенные графики или просто ремесленники. В конце века к книгам обращаются ведущие мастера русской живописи. Их работа в области иллюстрации остается в сущности эпизодической, включаясь часто в характерные для времени… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. История книги
    • 1. 1. Понятие книги
    • 1. 2. Формы и функции книги
    • 1. 3. Книга в СССР в 1920-е годы
  • Глава 2. Авангард и его влияние на книжное искусство в период 1920—1930 гг.
    • 2. 1. Теоретические аспекты художественного авангарда
    • 2. 2. Книжное искусство начала XX века
    • 2. 3. Авангард в детских книгах
  • Глава 3. Исторический экскурс: Объединение «Мир искусства» и его роль в книжном искусстве
    • 3. 1. «Медный всадник» А. С. Пушкина в оформлении А.Н.Бенуа
    • 3. 2. «Белые ночи» Ф. М. Достоевского в оформлении М.В.Добужинского
  • Глава 4. Футуристическая книга
    • 4. 1. Типографика
    • 4. 2. Графика
    • 4. 3. Книжная обложка
    • 4. 4. Значение футуристических книг
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 1

Авангард и его влияние на книжное искусство в период 1920-1930 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

очевидна, произведения мастеров русского авангарда, чье творчество во многом определило развитие художественной культуры ХХ века, продолжают сохранять актуальность как неисчерпаемый запас формальных и образных идей.

Авангард, начиная рассматривать книгу, как информационный объект, ориентированный на активную коммуникацию, формулирует потребность в иных технологиях воспроизводства информации. Книга становится той моделью, анализ и критика которой позволит разработать новые конструкции для языковых манипуляций, осуществляемых в русле техногенного информационного обмена. Книга как модель, как прототип новых информационных объектов, придает необычайную актуальность художественному явлению — книге художника, где развиваются новые подходы и методы представлять, хранить, соотносить, интерпретировать, генерировать информацию.

Еще столетие назад такого понятия как «книжное искусство» не было, говорили лишь об «искусстве в книге». Предполагалось, что книга — предмет, в сущности, технический, готовая форма, заданная художнику извне, из мира полиграфического производства. Художник мог обогатить и украсить книгу, внести и разместить в ней свои рисунки, узоры, знаки, как размещают росписи или картины в готовом здании. Книга мыслилась не целостным произведением искусства, а лишь вместилищем более или менее значительных произведений: графических, живописных, декоративных.

В своей совокупности книги могут дать определенное представление о духе времени, в которое эта книга создавалась, о художественном стиле, одним из воплощений которого становится, таким образом, книга.

Судить о книге только по ее взятым в отдельности орнаментам, иллюстрациям, даже шрифтам — то же самое, что судить об архитектуре собора, не касаясь ни его плана, ни конструкций, только по резьбе и росписи, покрывающим стены, по завиткам капителей и статуям в нишах. Целостное восприятие художественного строя книги заставляет видеть все ее знаковые, орнаментальные и изобразительные элементы не изолированно, но в определенной связи, в системе композиционно-пространственных, смысловых и функциональных отношений с этим целым — с самой книгой, имеющей собственную, меняющуюся из века в век «архитектуру». Подобно тому, как архитектура преобразует окружающее нас пространство не только для удовлетворения наших практических потребностей, но и вносит в него порядок и меру, дает обживаемому с ее помощью миру определенный строй и характер, наделяет его эмоциональным содержанием, так и книжное искусство организует и одухотворяет мир книги. Оно материализует этот мир как особую духовную среду, сферу общения читателя с текстом, с содержанием книги, придает ему осязаемую предметность.

Рассматривая книгу с этой ее «архитектурной», а точнее сказать — архитектонической стороны, вдумываясь в особенности ее построения, необходимо увидеть книгу как некий предмет, предназначенный для вмещения текста и сопровождающих его изображений и создающий определенные удобства в их использовании.

Книга — конструкция. И вся ее техническая сторона — выбор и обработка материалов, их физические качества — добротность, вес, фактура поверхностей, цвет, контрасты красок — входит неотъемлемой частью в восприятие книги как предмета искусства. Здесь важен и формат — большой или маленький (совсем разные образы — монументальный или интимный), и пропорции, и способы изготовления — ручные или машинные, и устройство книжного блока, возможные усложнения этой конструкции — вкладные листы другой бумаги и прочее.

Однако книга воспринимается не только как вещь, но и как своеобразное пространство. Это свойство определенным образом формируются ее создателями и, в первую очередь, художником. Их можно различать и изучать. В физическом смысле «пространство» книги можно считать двухмерным — это система плоских, в принципе, разворотов, сменяющих друг друга при чтении перед нашими глазами. На них в заданном порядке размещаются знаки и изображения. Порядок этот и представляет собой пространственную организацию книги, ее композицию. При всем многообразии возможных вариантов, представляющих те или иные композиционные системы в книге, порядок этот всегда ясен и строг. Основа его — геометрически четкая система координат, образуемая вертикальными и горизонтальными обрезами одинаковых прямоугольных листов и вертикалью корешкового сгиба — единой осью вращения перелистываемых страниц.

Многие эпохи книжного искусства оставили блестящие памятники, насыщенные духом своего времени, ярко воплотившие его стиль, но не отражающие никак конкретное содержание заключенных в них сочинений. Лишь в последние полтора-два столетия, с ростом и количества изданий и разнообразия жанров, тем, назначений и видов литературы, в облике книги стала отображать сперва принадлежность ее к тому или иному кругу изданий, а затем уже и характерные качества конкретного произведения. Такая книга стала как бы «портретом» своего текста, в каком-то смысле его рекламой, выражением его оценки, отношения к этому тексту ее издателя и художника. Не только иллюстрации (внутри книги или вынесенные на ее обложку, наружу), но и все другие ее элементы (материал, цвет, шрифты, формат, фальцовка, шитье) начинают характеризовать данную книгу. Любая ее деталь окрашивается и осмысляется тем обстоятельством, что она могла бы быть существенно иной в книге другого содержания, другого характера.

С конца XIX в. и особенно в XX в. роль и место искусства книги в художественной культуре России заметно меняются. В предшествующий период для книги работали в основном второстепенные графики или просто ремесленники. В конце века к книгам обращаются ведущие мастера русской живописи. Их работа в области иллюстрации остается в сущности эпизодической, включаясь часто в характерные для времени «сборные» книги, которые, как целое, этих художников не интересовали. Отдельные иллюстрационные серии очень конкретные и психологически насыщенные выполнили в это время И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, В. М. Васнецов. Л. О. Пастернак, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский и др.

В 20-х годах XX века в художественной практики начинают реализовываться иде авангардных деятелей искусства. «Суровый стиль», минималистская графика и борьба с архитектурными излишествами получили дополнительную артикулированность и за счет использования формального языка конструктивизма 20-х годов.

Приведем высказывание Е. Штейнера: «Пожалуй, именно сейчас появилась впервые возможность спокойно подойти к творчеству мастеров 20-х годов, больших и малых, великих и неизвестных, и посмотреть на них не с классовой ненавистью ревнителей соцреализма и госзаказов и не с интеллигентской недальновидною фрондой по отношению к Системе, а просто как на художников, в высшей степени характерных для своего времени и — хорошо ли, плохо ли — как правило, талантливо и остро выражавших его. Нелишне оговориться, что я считаю российский художественный авангард — от интерпретаторов кубизма до супрематистов и конструктивистов — в целом наиболее значительным и интересным в художественном отношении явлением культурной жизни 20-х годов».

В истории искусства XX века работы авангардных советских художников первых лет существования нового режима (станковые вещи, эскизы прозодежды, иллюстрации к литературным произведениям или детские картинки). Художники 20-х годов сознательно разрабатывали язык новых художественных форм, чтобы выразить им новое жизненное содержание, революцию духа и быта.

Дипломная работа имеет целью осветить вопросы, связанные с авангардом в русским книжным искусством в период 1920;1930 гг.

Задачами дипломной работы является рассмотрение предпосылок к возникновению художественного авангарда, его роли при создании книг; а также проследить формирование авангарда как новой культурной нормы и способа самопознания и познания мира, проанализировать способы отражения художниками новой действительности в иллюстрационных работах к книжным изданиям на примере поэмы «Медный всадник», повести «Белые ночи» и к детских произведениях 20-х годов XX века.

Объектом исследования является творческое наследие художников-авангардистов, зафиксированное в книжных изданиях начала XX века.

Предметом исследования станут особенности авангарда в русском книжном искусстве.

Целью исследования будет являться всестороннее изучение книжного искусства с точки зрения авангардного направления.

Методологической основой послужили работы Штейнера Е, Герчука Ю. Я., Говоровой А. А. и Т. Г. Куприяновой, Маковского С. К, Чугунова Г. и др., также были использованы материалы периодических печатных изданий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Е. История книги: Учебник. М., 1984.
  2. Е. Футуризм. — М.: Галарт. 2000.
  3. В. Авангард / Новая Философская Энциклопедия Т. 1. М., Мысль, 2000.
  4. Л.А. История книжного дела в России (988−1917): Курс лекций для вузов. М., 1991.
  5. Л.И. Всеобщая история книги. М., 1988.
  6. Ю.Я. История графики и искусства книги. — М.: Аспект Пресс, 2000.
  7. Ю.Я. Художественная структура книги. М., 1984.
  8. А.А. О древнерусском происхождении слова «книга»//Букинистическая торговля и история книги. Вып. 1. М., 1990.
  9. Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. СПб., 1881.
  10. А.Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
  11. М.В. Воспоминания. М.: «Наука», 1987.
  12. А. Рыцари безумия: футуристы. Киев, 1914.
  13. История книги в СССР. 1917−1921: В 3 т. М., 1983−1986.
  14. История книги: Учебник для вузов/ Под ред. А. А. Говорова и Т. Г. Куприяновой. М.: Издательство МГУП «Мир книги», 1998.
  15. Книга в России. 1861−1881: В 3 т. / Под общей ред. И. И. Фроловой. М., 1988−1991.
  16. Книга в России. 1850−1917 гг.: (Материалы к указ. сов. лит. 1983−1990 гг.) / Гос. Публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина; Сост. С. В. Белов. Л., 1991.
  17. А.В. Русский авангард: 1907−1932 (Исторический обзор). В трех томах. Т.1. Боевое десятилетие. СПб, 1996
  18. А. Наш выход. К истории русского футуризма. М., 1996
  19. С.Ф. История книги в России: В 2 ч. СПб.; М., 1913−1914.
  20. С.К. Графика Добужинского. Пг.-Берлин: «Петрополис», 1924.
  21. В.Ф. История русского футуризма. СПб. Алетейя, 2000.
  22. Д.Б. Словарь окказиональной лексики футуризма. Уфа, 2000.
  23. К. Наука о книге. / Очерк проблематики. Перевод с польского О. Р. Медведевой. — Москва «Книга», 1991.
  24. М. Записки сурового реалиста эпохи авангарда. ((архив русского авангарда)) М.РА.1997
  25. Г. А. К истории русского авангарда: Статья А. Туфанова «Новый эго-футуризм» [(1914)] // Поэзия и живопись. М., 2000.
  26. А., Яначек Дж., Крейд В. Забытый авангард. Сборник справочных и теоретических материалов. в 2-х кн. НЙ.1993.
  27. А. Янечек Дж. Антология авангардной эпохи. Россия. Первая треть ХХ столетия (поэзия). Нью-Йорк, СПб, 1995.
  28. Поэты русского футуризма. СПб. Академический Проект.1999.
  29. Русский футуризм. Сост. Терехина В, и Зименков А. — М.1999.
  30. Русский футуризм. Теория. Практика. Критические статьи. М. Наследие. РАН ИМЛИ. 2000.
  31. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М., 1999.
  32. С. Эгофутурналия в смертном колпаке.// Василиск Гнедов. Собрание стихотворений. Депертамент Истории Европейской Цивилизации. Университет Тренто, 1992.
  33. Советская власть в документах. М., 1961.
  34. В. «Засахаре кры» или Загадки эгофутуризма. // Арион, № 1, 1996.
  35. Н.И. Статьи об авангарде. 2-х т. Архив русского авангарда. М.РА.1997
  36. Хрестоматия по истории книги. Ч.1. М., 1995.
  37. К. Футуристы. Игорь Северянин — Кручёных — Вл. Хлебников — Вас. Каменский — Вл. Маяковский. Петроград, 1922.
Заполнить форму текущей работой