Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Жанровая парадигма мордовской художественной прозы: генезис, межлитературный и межкультурный контексты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В силу того, что жанр основывается на принципе-системности, способном организовать историко-литературный материал, динамика жанров в каждый исторический период позволяет судить о тенденциях развития художественной литературы и литературного процесса в целом.' Таким образом, жанровый подход к изучению литературного процесса можно рассматривать в качестве приоритетного, а литературный процесс… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения жанровой парадигмы в отечественном и региональном литературоведении
    • 1. 1. Ведущие тенденции развития теории жанра в эстетике и литературоведении
    • 1. 2. Синтез жанрового и компаративистского подходов в изучении национальных литератур
    • 1. 3. Жанр как объект историко- и теоретико-литературного осмысления в литературоведении Мордовии
  • Глава 2. Формирование художественных традиций мордовской литературы в контексте социальных и историко-культурных проблем России рубежа XIX — XX вв
    • 2. 1. Типологические параллели в становлении и развитии финно-угорских литератур Поволжья и Приуралья
    • 2. 2. Влияние устной народной словесности на формирование профессиональной литературы мордвы
    • 2. 3. Значение инонациональных традиций в генезисе мордовской литературы
  • Глава 3. Мордовский рассказ в межлитературном и межкультурном контекстах
    • 3. 1. Интеграция фольклорных и литературных традиций в пространственно-временной организации рассказа
    • 3. 2. Жанровый синтез и его роль в преобразовании очеркового начала в мордовской новеллистике
    • 3. 3. Типология сюжетно-повествовательных координат финноугорского рассказа начала XX века
  • Глава 4. Художественно-эстетические и жанровые поиски финно-угорских прозаиков первой трети XX века
    • 4. 1. Жанровый синкретизм как характерная доминанта мордовской повести начала XX века
    • 4. 2. Жанр романа в финно-угорских
  • литературах Поволжья и Приуралья: типологическое и национально-обусловленное
    • 4. 3. Неканонические жанрообразования и жанровые вставки как явление деканонизации в финно-угорском романе

Жанровая парадигма мордовской художественной прозы: генезис, межлитературный и межкультурный контексты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Усилившийся на рубеже XX — XXI вв. интерес исследователей к литературной общности Поволжья и Приуралья закономерно актуализировал вопросы методологии сравнительного литературоведения1. Обозначенная тенденция обусловлена существенными изменениями в филологическом научном мышлении, коренным образом меняющем отношение к принципам историко-литературного изучения и к области «поисковых» систем научной деятельности. Результаты сравнительносопоставительных исследований литературных явлений, основанные на1 вы явлении их сходства и различий (в.любой вариации доминирования), позволяют обратиться к такому литературному феномену, — как жанры, во внутренней и внешней структуре которых наиболее зримо представлены особенности определенного этапа исторического развития литературы. Жанры обладают уникальной способностью «откликаться на разнообразные сигналы, идущие как от действительности, так и от литературного окружения и худоI жественного прошлого» [241, с. 11]. Жанровый подход актуален в плане «выстраивания» общей картины национального литературного процесса в целом, научной «реконструкции» механизма^ формирования, развития отдельных жанровых образований в их' ¦ национальном и индивидуально-художественном своеобразии.

Кроме того, актуальность диссертационной работы обусловлена отсутствием в отечественном литературоведении монографического исследования, совмещающего в себе историко-литературный анализ художественной прозы.

1 См.: Алшнева, В Р Предмет и задачи сопоставительного литературоведения / В. Р. Аминева // Бодуэнов-ские чтения: Бодуон де Куртенэ и современная лингвистикаматериалы междунар. науч. конф (Казань, 1113 дек. 2001 г.): в 2 т. / под общ. ред. К. Р. Галиуллина, Г. Н. Николаева. — Казань, 2001. -Т. 2. -С. 155−156- Гатшуллин, Ф Г. Диалог культур и литератур приволжских народов / Ф. Г. Галимуллин // Проблемы филологии народов Поволжьяматериалы Всерос. науч.-практич. конф (Москва, 19−21 марта 2009 г.) — М. Ярославль, 2009. — С 12−17- История, современное состояние и перспективы развития языков и культур финно-угорских народов: материалы III Всеросс. науч. конф финно-угроведов (Сыктывкар, июля 2004 г.) / отв. ред, А А Попов. — Сыктывкар, 2005; Кубанцев, Т И Общность финно-угорских литератур и пути ее изучения / Т. И. Кубанцев // Интеграция образования. — 2005. — № ½. — С. 339−341, Кудрявцева, РА К вопросу о сравнительном изучении литератур финно-угорских народов / РА. Кудрявцева // Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов материалы III Междунар истор. конгресса финно-угроведов. — Йошкар-Ола, 2004. — С. 374−376- Проблемы сравнительного и сопоставительного литературоведения Поволжья: сб. науч. тр. — Чебоксары, 2010 и др. финно-угорских литератур Поволжья и Приуралья (мордовской, марийской, коми, удмуртской) с исследованием зарождения и развития их жанровых систем на уровне типологических обобщений. Выбор перечисленных национальных литератур определен их сходным культурным генезисом, социально-историческим и художественно-эстетическим параллелизмом в, развитии (ускоренное развитие литератур с заметно выраженной диалектикой преемственности традиций устного народного творчества и развитой русской литературыпоявление первых национальных произведений на русском и родном языкахсхожие идейно-тематические, сюжетные и жанровые особенности). В свою очередь, изучение механизма появления и функционирования жанровой парадигмы мордовской художественной прозы в межлитературном и межкультурном контекстах позволит объективно судить о тенденциях внутреннего развития как отдельных национальных литератур, так и о качестве развития литературного процесса региона в целом.

В силу того, что жанр основывается на принципе-системности, способном организовать историко-литературный материал, динамика жанров в каждый исторический период позволяет судить о тенденциях развития художественной литературы и литературного процесса в целом.' Таким образом, жанровый подход к изучению литературного процесса можно рассматривать в качестве приоритетного, а литературный процесс изучать «как смену и борьбу жанров» [454, с. 18]. История жанров возможна, если она сопровождается ощущением жанрового контекста, поскольку жанр несводим к формально заданным условиям существования, он не столько форма, сколько отношение, функция, определяемая внутри синхронного среза. Это дает возможность приблизиться к художественному явлению и исследовать его не обособленно, а в широком взаимодействии с другими, явлениями. Следовательно, жанр как кластер культурной памяти может быть использован для обоснования новой концепции национальных литератур, базирующейся на идее истории развития жанров. Предложенная концепция на основе анализа генезиса жанров позволит выявить их особенности в рамках конкретной национальной литературы (шире — в межлитературном и межкультурном контекстах), представить теоретическую модель каждого из них, специфику модификаций и трансформаций, исследовать эволюцию поэтики и- ."философию" жанра, т. е. представление о мире и человеке, утверждаемое (манифестируемое) данными жанровыми формами в конкретно-исторический период.

Хронологические рамки исследования охватывают конец XIX — первую треть XX вв., — период, ознаменованный рядом значительных достижений в историко-культурном развитии мордвы, среди которых — становление', писательской среды, публикация' множества: авторских художественных про-, изведениш на мордовских (эрзя • и мокша языках), стремление национальных писателей к реализации внутреннихимманентных законов-: развития- :обу-: словливающих'"потребность отражения’и преображениядействительностис точки зрения художественного сознания" [96, с. 7]. Обозначенный этап характеризуется возникновениемосновных прозаических жанров, — развитие которых можно представить в виде «ломаной линии», состоящейиз отрезков- «чистошформы» (очерк, рассказ, повесть, роман) и многослойных синтетических структур (рассказ-очерк,. рассказ-зарисовка, новеллистическая повесть, — ром’антхроника, роман: в?Стихах и т. п:). Сказанное предполагает исследованиезаконовгенезисаше' отдельныхжанров, а жанровой-системы в целом—дина-• мика которой обеспечивается, с одной стороны, объективными законами бытия,^ другой. — творческим. методом писателя, его идейно-тематическими предпочтениями.. ' .

Степень научной' разработанности проблемы. Вопросы системно-сравнительного изучениялитератур, в том числе в аспекте истории бытованиялитературных жанров, находятся в центре внимания литературоведов на. протяжении длительного периода— времениСвидетельствотому — труды известных ученых М. ПАлексеева, А. Н. Веселовского, Д. Дюрищина,.

B. М. Жирмунского, Н. И. Конрада, Д. С. Лихачева, И. Г. Неупокоевой, Г. Н. Поспелова, Ю. Н. Тынянова и др.1.

Обозначенные проблемы в определенной мере исследуются и региональными учеными. Так, в литературоведении Поволжья и Приуралья можно выделить несколько научных подходов:

— сравнительно-типологический, основанный на сопоставлении художественного материала с его аналогом, что дает возможность фиксировать магистральные тенденции становления и развития национальных литератур. Обозначенное направление представлено в ' трудах А. Александрова,.

V ' 1.

А. Алешкина, И. Ванеева, В. Ванюшева, Р. Васильевой, П. Домокоша, Ф. Ермакова, В. Куликова и др. В мордовском литературоведении данный подход впервые реализован в трудах Н. Черапкина «В братском содружестве» (1969) и «Притоки» (1973). Говоря о своеобразии ¡-развития мордовской, марийской и чувашской литератур, исследователь определил границы литературно-эстетического региона в пределах Поволжья на основе исторического подхода к опыту и характеру их развития. Несмотря на то, что ученый одним из первых в литературоведении Поволжья и Приуралья предложил концепцию сравнительно-типологического изучения* литератур региона, наблюдения автора не пошли дальше установления идейно-тематической близости произведений таких национальных писателей, как 3. Дорофеев, С. Чавайн, И. Куратовисторико-генетический, предполагающий сравнение стадиального развития национальных литератур, позволяющий выявить сходство их культурного происхождения, установить закономерности формирования регио-нально-эстетически общего, выраженного в художественном частном. Дан.

1 См.: Алексеев, М П. Сравнительное литературоведение /отв. ред. Г. В. Степанов / П. Алексеев. — Л, 1983; Веселовский, А Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. — Л., 1940 Дюршиин Диониз Теория сравнительного изучения литературы / Диониз Дюришин. — М, 1979, Жирмунский, В М Сравнительное литературоведение. Восток и Запад / В. М. Жирмунский. — Л., 1979; Конрад, Н. И. Запад и Восток: статьи / Н И Конрад. — 2-е изд. — М., 1972; Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев — 3-е издМ., 1979; Неупокоева, И. Г. История всемирной литературы: проблемы системного и сравнительного анализа / И. Г. Неупокоева. — М., 1976; Поспелов, Г. Н. Типология литературных родов и жанров / Г. Н. Поспелов // Г. Н. Поспелов. Вопросы методологии и поэтики. — М., 1983. — С. 204−212- Тынянов, Ю Н. О литературной эволюции / Ю. Н: Тынянов // Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977.

C. 274−276. ' ное направление нашло отражение в трудах ученых: С. Арекеевой, А. Брыжинского, А. Ванеева, А. Васинкина, Т. Владыкиной, Г. Горбунова, Т. Девяткиной, В. Демина, В. Егорова, Ф. Ермакова, Е. Жиндеевой, Т. Зайцевой, И. Иванова, А. Измайловой-Зуевой, П. Ключагина, Т. Кубанце-ва, В. Кудрявцева, Т. Кузнецовой, В. Латышевой, Г. Лисовской, В. Макушки-на, А. Микушева, Е. Наговицыной, В. Пахоруковой, Л. Тингаевой, И. Уляше-ва, Л. Федоровой, Е. Чернова, Л. Шабдаровой и др.;

— системный подход, предполагающий в т. ч. выявление соотношений разных литературных видов, жанров и жанровых разновидностей. В' финно-• угорском литературоведении Поволжья и Приуралья исследования-жанровых парадигм ограничиваются, какправило, рамками конкретной национальной литературы. Подтверждением этому являются труды В. Абрамова, Т. Адушкиной, С. Алешкиной, А. Брыжинского, И. Ванеева, А. Васинкина, Е. Вельдяйкиной, В'. Демина, Г. Девяткина, ФíЕрмаковаА. Измайловой-< Зуевой, Л. Канаевой, Н. Карабановой, Б. Кирюшкина, О. Корнеевой,.

Т. Кузнецовой, Р. Кудрявцевой, Г. Лисовской, Л< Лыткиной, Т. Пантелеевой,.

I*.

Г. Сандакова, М. Сироткина, О. Сусоревой, Н. Федосеевой, И. Ядаровой и.

1 См.: Абрамов В. А. Становление и развитие чувашской повести. — Чебоксары, 2004; Адушкина Т. В. Очерк в системе жанров мордовской литературы: дисс.. канд. филол. наук. — Саранск, 2003; Алешкина С. А. Формирование жанров и художественных традиций мордовской литературы конца Х1Х-начала XX вв.: автореф. дисс.. канд филол. наук. — Саранск, 1990; Брыжинский А. И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50−90-е годы). — Саранск, 1985; Васинкин, А А Героические годы: Жанр военного романа в литературах народов Поволжья. — Йошкар-Ола, 1987; Вельдяйкгта Е И Своеобразие жанра романа в стихах как специфической формы поэтического эпоса мордовского народа: дисс.. канд. филол. наук, 2006; Делит В И Комическое в мордовской литературе (этапы эволюции): дисс.. докт. филол. наук.'- Казань, 1998; Девяткин Г. С. Мордовский рассказ. — Саранск, 1987; Ермаков Ф. К. Путь удмуртской прозы. — Ижевск, 1975; Измайлова-Зуева А. С. Поэтика удмуртского романа. — Ижевск, 1978; КанаеваЛ П. Мордовская басня: движение жанра: дисс.. канд. филол. наук, 2004; Карабанова Н. В. Художественно-эстетическое своеобразие повести в русскоязычной прозе Мордовии 80−90-х гг. XX века: дисс.. канд. филол. наук. — Саранск, 2001; Кирюшкин Б. Е. Мордовский советский роман. — Саранск, 1965; Корнеева О. И. Традиции и новаторство мордовского романа: дисс. канд. филол. наук, 2000; Кудрявцева Р. А Марийский рассказ XX века (история и поэтика жанра) / Мар. гос. ун-т. — Йошкар-Ола, 2008; Кузнецова Т. Л. Коми повесть конца XX — начала XXI вв.: опыт художественных поисков. — Сыктывкар, 2008; Лисовская Г. Генезис коми рассказа // Вестник Удмуртского университета. — 1993. — № 6. — С. 71−73- Лыткипа Л В. Жанры коми-зырянской прозы первой трети XX века: Взаимодействие романа, повести, рассказа и очерка: автореф. дисс.. докт. филол. наук. -М., 1999; Пантелеева Т. Г. Поэтика удмуртского рассказа: дисс.. канд. филол. наук. — Чебоксары, 2007; Сандаков Г. Н. Типология исторического романа в современной литературе Поволжья (марийская, мордовская, удмуртская, чувашская). — М., 1981; Сусорева О. И Творчество А. С. Щеглова в контексте развития эпических жанров прозы в мордовской литературе: 1930;1980;е гг.: дисс.. канд. филол. наук. — Саранск, 2009; Федосеева Н. А. Жанровое многообразие марийской исторической прозы 1970;1990;х гг.: дисс. .

Приведенные исследования свидетельствуют, что жанровая парадигма мордовской художественной прозы в контексте развития других финно-угорских литератур не была до настоящего времени предметом целостного научного осмысления. Современное региональное «литературоведение занято поисками новых подходов и новой методологии изучения художественных явлений национальной словесности, которая на сегодняшний день имеет, по сути, «фрагментарный» или «локальный» характер и требует системного изучения.

Объект диссертационного исследования — жанровые системы художественной прозы финно-угорских литератур Поволжья и Приуралья на этапе их возникновения и развития.

Предметом исследования выступает генезис жанровой парадигмы мордовской художественной прозы в контексте развития жанровых систем финно-угорских литератур Поволжья и Приуралья конца Х1Х! — первой трети XX вв.

Материалом исследования является художественная проза финно-угорских народов Поволжья и Приуралья конца XIX — первой трети XX вв., а также отдельные произведения русских писателей (А. Пушкина,.

1 J.

М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Чехова, Г. Успенского, М. Горького, А. Блока), используемые в качестве контекста межлитературного диалога. Корпус привлекаемых произведений обширен: выбор имен и отбор художественных произведений для анализа обусловлен, во-первых, их репрезентативностью в плане особенностей проявления в них жанровой спецификиво-вторых, значимостью художественного вклада писателей в. развитие нациоI нальной литературы. Репрезентативность при этом обеспечивается" не исчерпывающей полнотой, исследуемого литературного материала, а тем, что анализируемые произведения являются по-своему «классическими» и принадлежат первому ряду финно-угорской словесности. канд. филол. наук, Чебоксары, 2000; Ядарова ИЛ Развитие жанра очерка в марийской литературе (19 001 930;х гг.). — Йошкар-Ола, 2008 и др

Цель исследования: выявить закономерности процесса жанрообразо-вания в мордовской литературе на этапе её становления в контексте развития финно-угорских литератур Поволжьяи Приуралья, обозначив механизмы, определяющие модификацию жанров.

Всоответствии^ с поставленной^ целью в работе решаются следующие задачи:

— .проанализироватькруг дискуссионных вопросов, по проблеме жанра, обобщив опыт жанроведческих исследованийв? области эстетики? литературоведения-:

-.'• установить факторы, обусловившие характерные признаки генезисажанровой системы мордовской художественной Iгрозы;

— изучить феномен преемственности художественных, традиций как объективную закономерность становления мордовской1 литературы;

— определить генетические связимордовского рассказа с фольклорными жанровыми формами;

— раскрыть, механизм—возникновения и функционирования жанровых модификаций в мордовской литературе на примере взаимосвязи очерковых и собственно-художественных, принциповизображениядействительности- '.

— выявить закономерности воссоздания действительности в-, финно-угорском рассказе конца XIX — первой трети XX вв.;

— установить причины,' повлиявшие: на расширение жанровых «границ» мордовского рассказаобозначить особенности воплощенияюбраза мира и. человека в1 мордовской повести-.

— раскрыть типологические черты в генезисе жанра романа в литературах мордвы, марийцев, удмуртов, комирассмотреть неканонические жан-рообразования и жанровые вставки как явление деканонизации? финно-угорского романана этапе его становления.

Теоретико-методологическую базу диссертации составили: концепция «жанровой памяти» М.- Бахтина, понимание жанра как динамического.

10 феномена (Г. Гачев, В. Кожинов, Н. Тамарченко, Ю. Тынянов и др.), представление об активном взаимодействии разных жанров в пределах одного произведения: как факторе жанрообразования (А. Головко-, Н. Глушков,. ВДнепров, А. Журавлева, Н. Утехин, Г. Фридлендер и др.), принципы «жанровой истории» (С. Аверинцев, А. Веселовский, ДЛихачев, А. Пропп,. В. Синепко, О. Фрейденберг и др.) — исследования различных аспектов жанровой эволюции, представленные в работах С. Бройтмана, .Е/. Бурлиной-.у" Т. ВолковойС. Ермоленко, О. Зырянова, Н. Лейдермана, Р. Спивак, Л. Чернец. '• • «- •. •. • ¦ • -.'у. ¦'-•'- -.••.'.

В теоретической части использованы труды по теории и истории литературы* (МАлексееваН: БасселяВ- БелинскогоГ. Белой-. А. Бушмина,' ' Г, ' У. Далгат, А. Дима, П. Домокоша, Д. Дюришина, Ы. Конрада, 3. Кедриной, «Д. Медриш, И. НеупокоевойВ: Оскоцкого, Г. Поспелова, Ю. Стенник, М* Храпченко^и др:)-: по: проблемам национальных литератур (мордовской — уА. Алешкина, С. АлешкинойА- БорисоваА. Брыжинского,. ВГорбуноваГ. Девяткина, ВДеминаТ. Кубанцева, В! Макушкина^ ЛГ Тингаевой-, Н: Черапкина и др.- удмуртской — В: Ванющева, Ф. ЕрмаковаТ. Зайцевой-.

A. Измайловой-Зуевой и др: — марийской — К. Васина, А.. Васинкина, Г. Сандакова, РКудрявцевойИ. Иванова ш др.- коми — АВанеева-' Т. Кузнецовой, В: ЛатышевойВ. Лимеровой, Г. Лисовской, А.: Mикyшeвa,'.

B. Пахоруковойидр.). • ' •.

Достоверность исследования определяется-сочетаниемтрадициошшх У (историко-генетическийисторико-функциональный, структурныйсравнительно-сопоставительныйсравнительно-типологический): иновых (культу-. рологическийгерменевтический, контекстный) подходов к, изучению литературы, базирующихсяна системном анализе: Методология и конкретная ме- .:' -тодика исследования обусловлены его междисциплинарным характеромВ' системном анализе явлений литературы учтен контекст социальных и исто- ' рико-культурных проблем эпохи.

Научная новизна’диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые категории «жанр» и «жанровая система», исследованы на материале мордовской литературы и литератур других финно-угорских народов (удмуртской, марийской, коми) как целостного историко-литературного явления^ Это позволило расширить и уточнить представления о развитии литературного процесса мордвы на начальном этапе, отказавшись от эмпирического, описательногорегистрирования историко-литературных: фактов, перейти от историко-литературного прочтения, идейно-тематической оценки к современной интерпретациипрризведений.- Автором смоделирована и обоснована теоретическая концепция развитиянационального литературного процесса,, основанная на истории жанровпроведены типологические параллели, расширяющие представления о генезисе жанровых, парадигм 'финно-угорских литератур Поволжья и Приуралья. Жанры рассказа, повести, романа рассмотрены в аспекте ключевых параметров ¡-жанровой поэтики, что позволило увидеть неоспоримые достижения жанров в обогащении субъектной организации текста (лиризация, драматизация, психологизация):. В* работе. описан процесс деканонизациифинно-угорского романа на. уровне выявления неканонических жанрообразований и жанровых вставок в аспекте прин-.' ципа структурности.' Обосновано введение в научный оборот понятия «ме-морат" — возводимогодо степени жанра, который представляет собой1 формально-содержательную модель, созданную автором-рассказчиком в результате рефлексии над жизненными наблюдениями: В научный, оборот введены материалы о творчестве ранее неисследованных прозаиковА. Коринфского (1868: 1937) и С. Кондурушкина (1868−1937), произведения которых1 достойны занять значимое место в национш1ьном литературном процессе. ¦

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании концепции развития национальных литератур, основанной на идее, истории жанров, что ведет в свою очередь к интеграции между жанровым и компаративистским изучением литературы, преодолению противоречий между синхронным и диахронным исследованием художественной словесности. Решениє' поставленных теоретических задач способствует расширению представ. ления о генезисе мордовской художественнойпрозы конца XIX — первой трети XX вв., механизмах жанрообразования, закономерностях жанровой эволюции в контексте межлитературных и межкультурных связей.

Практическая значимостьфаботы. состоит в том, чтоееіположенияи выводы, способствуют формированию современной!' методологической: базы мордовского. литературоведения и созданию. новой йсторико-теоретической' концепции. национальных литератур Поволжья и Приуралья, базирующейся^ на'! идее истории развития! жанров. Результаты, достигнутые1 в ходе исследования,. могут быть использованыпринаписании: академической: «Истории: мордовской литературы))^ вузовских й: школьных учебников. Работа может бытьвостребованав практике вузовского преподавания ряда лекционных курсов:1 «Литература народов России», — «Литература финногугорских народов», «Историямордовской? литературьі)),-.а также при дальнейщ кепроблемі області*сравнительного литературоведения'.,•,.

Основные положения, вьшосиміііе на защиту;

• V. Литературный жанрг’мы, рассматриваемкак. ^^oдeль-^ литературного-произведения •созданнуюнаопределенномэтапеисторическогоразвитияли-тературы, характеризую щуюсясодержательньши.-' формальныминефункциональными признаками, непосредственно воплощающими авторское мирови-дение:[ иотражающими закономерности: литературного-' процесса. • Относительно устойчивое: единство жанров, их взаимодействие и модификации, позволяют рассматривать жанровую систему не только в синхроническом, нои в диахроническом ракурсе. Типологическиешараллели’литературных жанрові и жанровых систем, исследованные в широком межлитературном контексте, способствуют интеграции жанрового и=компаративистского подходов в изучении литературы.' • ¦. ' ' .- ¦ 2. Исследование мордовской литературы в аспекте жанровой парадигмы художественной прозы привело нас к выводу о том, что в своем генезисе она. неотделима от общероссийского? историко-литературногопроцесса. Её вычленение в самостоятельное явление национальной культуры с. явно выраженной спецификой было сложным и длительным процессом. Изучение художественной литературы мордвы в контексте, родственных, литератур финно-угорских народов Поволжья и Приуралья перспективно в аспекте выявления константного и вариативного, позволяет воссоздать реальную картину их развитияособенности жанрового, стилевого, идейно-тематическогонационального своеобразия.

3. Оригинальность содержательного и структурного' компонентов мордовской' литературы, её философских, этических ' и эстетических начал во многомобусловлена сочетанием традиций родного фольклораи русской литературы. Доминирующим-, показателем! фол ькл орно-литературных отношений следует считать жанровую' преемственность, которая являлась, или прямым следствием объективного воздействия фольклора на художественное творчество, или прогнозируемым результатом сознательно применяемого писателем художественного приема.

4. Мордовский рассказ генетически восходит к устному повествованию, в большей степени к жанру, мемората, вкотором какэлементе коммуникативной? ситуации, доминируют информационная' функция и. ситуативныйконтекст, отсутствуют композиционные ш стилистические каноны, эстетическая функция вторична,. события отбираютсяи преобразовываютсяпосредством фильтра эпического > повествования, что позволяет говорить об уровне контекстуальной реальности — рассказа. На этапе становления мордовского рассказа обогащение его жанрового и художественного содержания происходило через преодоление диалектического единства дифференциации и интеграции жанровых форм. В: одном случае личностное начало получало реализацию в усилениив- произведении: роли ивлияния автора-повествователя (субъективированный аналитический’тип изложения) — в-другом — в возрастании авторитета героя и его слова (объективированное сюжетное, повествование) — Пересечение двух типов повествования в рамках одного произведения способствовало появлению промежуточных жанрообразований (например, художественный очерк и рассказ-очерк).

5. В финно-угорских литературах Поволжья и Приуралья становление жанра рассказа проходило однотипно (через художественное освоение поэтики фольклорных жанров, опыта русской литературы, постижение фактов действительности), но не синхронно по времени: в коми литературе к началу XX в. очерк, рассказ, повесть, роман были равноправными жанрамив удмуртской литературе ведущее место принадлежало этнографическому очеркув марийской — историческому и художественно-этнографическому очеркув мордовской — публицистическому очерку, репортажу, зарисовке. В ка честве типологических жанрообразующих признаков финно-угорского рассказа выступают: эпицентричность, однолинейный сюжет, четко выстроенная и завершенная фабула, жанровый синкретизм, ориентация на устную речь, авторскую модальность, связанную с этико-идеологическими устремлениями писателя. Вместе с тем в коми рассказах отмечены такие факторы жанровой новизны, как философичность содержания, усиление драматизма,.

V (углубление психологизма, усложнение > сюжетно-композиционной формы, что было связано с ярко выраженным 'автобиографическим началом, реализованным как на уровне формы, так и содержания.

6. Для малых жанров финно-угорской художественной прозы рассматI риваемого периода характерны общие идейно-тематические постулаты, так называемая «внутриэпохальная конкретика» [431, с. 352]: тема становления новой личности, прославление завоеваний, обусловленных социалистической революцией, героизм, патриотизм, важность подвига и победы в годы гражданской войны, значимость роли женщины. Масштабный подход к изображению человека выразился в стремлении авторов к. универсализации связей личности как в микросреде (любовные, дружеские, семейные отношения), так и в макросреде (классовые, социальные отношения), их слиянию, «растворению» в «новой жизни».

7. Формированию финно-угорской повести способствовали: «расширение» жанровых границ рассказа за счет преодоления абстрактности и схематичности в изображении действительности, усложнение художественного конфликта и сюжетосложения, создание комбинаторных жанровых конструкций. Драматизация как явление жанрового синкретизма в литературном процессе мордвы и марийцев повлияла на появление двух жанровых разновидностей повести — социально-бытовой и социально-психологической. Тяга к экзистенциальному самоопределению, выдвижение на первый план «биографического» как социального феномена и авторитетный дискурс обусловили развитие в удмуртской и коми литературах жанра автобиографической повести, характеризующейся ретроспективностью и субъективизмом в отборе фактов, в их освещении и оценке. В большинстве мордовских повестей нередко преобладали жанровые признаки рассказа, что дает основание выде-. лить жанр новеллистической повести.

8. Финно-угорский роман на этапе становления представлял собой многожанровое образование, включающее в свою конструкцию жанры, которые, сохраняя содержательную и формальную самостоятельность, с одной стороны, определяли романную целостность, а с другой, создавали его жанровые разновидности (роман в стихах, роман-исповедь, роман-диспут, роман с жанровыми вставками и т. п.). В мордовской литературе жанр романа первоначально оформился в стихотворную форму, что было обусловлено лиро-эпическим характером народной песенной поэзии и преимущественным развитием эпических тенденций в мордовских поэмах. В* марийской, удмуртской, коми литературах жанр романа вырос в повествовательную форму благодаря интенсивному развитию эпических тенденций в рассказе и повести.

Апробация работы. Материалы исследования обсуждались на заседа-, ниях кафедры литературы и методики обучения литературе • ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», кафедры финно-угорских литератур ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева».

Теманаучного исследованияподдержана Российским государственным научным фондом (проект № .09−04−23 401 а/В «Генезис жанровой, системы художественной прозы мордовской, литературы- .в сравнительно-сопоставительном аспекте развития литератур финно-угорских народов1 Поволжья (конец XIX. — первая треть ХХ вв.») — и Федеральной целевой программой «Научно-педагогические кадры инновационной России на 2009; 2013 гг. (гос.' контракт'№ П 660 от: 19.05.2010 «Интеграция художественных традиций литератур1 народов Иоволжьяй и-Шриуральяв контекст, современных социокультурных проблем" — :ГОс. контракт № 02.740:11.0427 «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных: технологий'в образовании»)., ¦ Основные, положениям диссертационного1 исследования» отражены, в 56 публикациях, в-томгчисле в 3: монографиях общим'- объемом 3 8'-п.л.} 15- статьях, опубликованных в изданиях, входящих впереченьВАКРоссии.

Результаты" работыизлагалисьв форме докладов.- нанаучныхг конфет ренциях различногоуровняв-том'чисшмеэ/сдународиых: «Язык и культура» (Петрозаводск, 2007), «Татищевские чтения: актуальные проблемынауки и практики"(Тольятти,. 2008;, 2009^ 20 105. 20 Г"Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы, и перспективы, развития"'. (Саранск, 2008) — „Мир — Язык- - Человек“ (Владимир- 2008) — „Литератураи' журналистика народовРоссии ХХ-ХХИ ми-в“ срциокультурном, иэстетическом контексте» (Москва, 2009), «Русскоязычная литература в контексте славянскойкультуры: проблемышациональнош идентичности» (Томск, 2009), «Актуальные проблемы изучения, возрождения и. развития традиционной культуры тюркоязычных, восточнославянских и финно-угорских народов» (Уфа, 2009) — «Финно-угорские этносы: технологии развития в условиях глобализации» (Ижевск, 2009), «Языки, литература и культура пародов полиэтнического У рало-Поволжья (современное, состояние и перспективы: развития)» (Иош-кар-Ола: 2011), «Роль просветителей: финно-угорских и тюркских народов в становлении и' развитии литературы, образования и культуры Урало-Поволжья» (Ижевск, 2011) и др^всероссийских: «История, образование и культура Поволжья» (Саранск, 1997), «Мордовская филология в контексте национальной культуры» (Саранск, 2006), «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (Москва, 2007), «Проблемы филологии народов Поволжья» (Москва, 2008, 2009, 2010), «Русский язык в контексте национальной культуры» (Саранск, 2008), «Межкультурные связи в системе литературного образования» (Саранск, 2008), «Актуальные проблемы современной фольклористики» (Казань, 2010), «Диалог литературы и культуры: интеграционные связи» (Саранск, 2010), «Язык и литература в поликультурном пространстве: теоретические и прикладные аспекты» (Саранск, 2010), «Современные проблемы финно-угорских языков и финно-угроведения» (Йошкар-Ола, 2010), «Художественное пространство Республики Мордовии в контексте интегративных связей (теория, методика, методология)» (Саранск, 2011) и др.- региональных: «Истоки православного сознания и самосознания народов Поволжья» (Саранск, 2006), «М. И. Безбородов и современность» (Саранск, 2007), «Методология гуманитарного знания» (Саранск, 2007) и др.

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения,.

1. Еще не сложившаяся литературная система была подвержена влиянию фольклорной эстетики, зависимости от неё.

2. Сказовая форма литературного произведения тесно связана с его идейно-философским содержанием, но она не исчерпывает всего понятия художественного произведения, поскольку отличается специфичностью внутренних связей и своеобразием структуры.

3. Особняком стоят фантастические и сатирические рассказы, а также рассказы-зарисовки о природе. Глава 4 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ЖАНРОВЫЕ ПОИСКИ ФИННО-УГОРСКИХ ПРОЗАИКОВ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой