Актуальность темы
диссертационного исследования. Административно-правовые режимы как одна из форм административно-правового регулирования применяются в тех случаях, когда возникает необходимость в гарантированном достижении правовой цели, поставленной правотворческим государственным органом в издаваемых им нормативных правовых актах. Одним из основных факторов, влияющим на особенность правового регулирования оборота оружия и взрывчатых веществ, является их повышенная общественная опасность при неправомерном или неосторожном использовании, в связи с чем, государство обязано образовать такую систему контроля за порядком хранения, использования, применения оружия и взрывчатых веществ, при которых прежде всего обеспечилась бы безопасность самого общества. Установив права частных охранных и детективных структур по обеспечению безопасности физиг ческих и юридических лиц, их собственности, государство обязано контролировать деятельность этих структур, не допускать использование ими полученных полномочий вопреки интересам общества. Административно-правовые режимы оборота оружия и взрывчатых веществ посредством имеющихся в их правовом арсенале дозволений, запретов, подлежащих неукоснительному исполнению всеми субъектами правоотношений, устанавливают необходимый для безопасности общества порядок оборота оружия и взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности, а также формируют гарантии его осуществления. Для того, чтобы весь процесс правового регулирования оборота оружия и взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности неуклонно достигал поставленной правовой цели — обеспечения общественной безопасности, необходимо практическое проведение в жизнь содержащихся в них правовых предписаний, правил, обеспечивающих должное поведение субъектов правоотношений, то есть реализация административно-правовых режимов, что возложено соответствующими нормативными правовыми актами на органы внутренних дел.
Эффективная реализация административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности возможна только при достаточно хорошо организованном и научно обоснованном управлении деятельностью органов внутренних дел в этой сфере. Для решения такой задачи должен быть досконально проработан административно-правовой статус органов внутренних дел в сфере лицензионно-разрешительной деятельности, урегулированы внутриорганизационные управленческие отношения, установлено взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами исполнительной власти, обеспечена реализация их контрольных функций в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности.
Актуальность обеспечения соблюдения правопорядка в сфере оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности обусловлена его непосредственным влиянием на национальную безопасность государства1. В последние годы в Российской Федерации остается высоким количество правонарушений, совершаемых с использованием оружия, взрывчатых веществ, которые нередко попадают в нелегальный оборот вследствие несоблюдения гражданами либо юридическими лицами правил оборота оружия или взрывчатых веществ, устанавливаемых соответствующими административно-правовыми режимами, а также недостаточного контроля за их реализацией со стороны органов внутренних дел. Значительное количество правонарушений совершается частными охранными и детективными структурами, что также наносит значительный ущерб общественной безопасности.
С учетом важности названных проблем возникла необходимость в научном осмыслении и глубоком изучении организационных и правовых основ деятельности органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной.
1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2009. № 88. 19 мая. и охранной деятельности, на что и направлена тема диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы. Отдельные вопросы административно-правового регулирования оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности ранее рассматривались в работах ученых юристов, таких, как А. А. Бакаев, А. Б. Гормах, И. В. Делягин, А.А. Дол-гополов, В. В. Иванов, С. С. Маилян, А. Н. Орлов, Ю. П. Тимашев, Е.Д. Шелков-никова и ряд других. Вместе с тем некоторые организационные и правовые аспекты проблем деятельности органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности, имеющие важное теоретическое и прикладное значение, еще не получили своего разрешения.
Диссертантом предпринята попытка на базе имеющихся научных знаний о таком правовом институте, как административно-правовой режим, о теоретических основах организации деятельности органов исполнительной власти, в том числе органов внутренних дел, предложить авторскую концепцию совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности. В процессе исследования выработаны конкретные предложения, направленные на решение организационно-правовых проблем в указанной сфере деятельности органов внутренних дел, продиктованные и обусловленные соответствующим уровнем развития современной науки. А.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения в сфере реализации органами внутренних дел административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности.
Предметом диссертационного исследования является деятельность органов внутренних дел, направленная на реализацию административно-правовых режимов оборота оружия и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, ее правовые и организационные основы, а также нормативные правовые акты, формирующие исследуемые административно-правовые режимы.
Целью диссертационного исследования, является совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельностиразработка организационных и правовых мер по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия,.взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности. В соответствии с поставленной* целью в процессе диссертационного исследования автором решались следующие основные задачи: изучение теоретических основ образования-административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охрани-ной деятельностиопределение правового статуса органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимовоборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельностивыявление сущности правового регулирования оборота оружия, взрыв-4 чатых веществ, частной детективной’и охранной деятельности, административно-правовыми режимамиисследование организации деятельности органов внутренних дел по обеспечению контрольных функций в процессе реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельностираскрытие механизма взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами административного надзора и контроля в реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществчастной детективной и охранной деятельностивыработка предложений по совершенствованию информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельностиразработка научно обоснованных предложений по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют положения общенаучного диалектического метода познания, системно-структурный, логико-теоретический, сравнительно-правовой, а также формально-логический и формально-юридический методы познания.
Теоретической базой диссертационного исследования являются, научные труды по административному праву, а также научные работы по иным отраслям права.
Нормативно-правовую основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, МВД России, других органов исполнительной власти, регулирующие деятельность органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности.
Научная новизна диссертационного исследования состоит как в выборе темы, так и в подходе к ее исследованию. Это одно из первых научных исследований деятельности органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности.
Особое внимание в диссертационном исследовании уделено проблемам организации деятельности органов внутренних дел, автором разработаны концептуальные предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности.
В соответствии с поставленными целями и задачами итогом научного исследования являются выводы и предложения, направленные на совершенствование правовых и организационных основ деятельности органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности.
Основные положения выносимые на защиту:
1. Деятельность органов внутренних дел в сфере оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности должна регулироваться комплексом соответствующих административно-правовых режимов, которые представляют собой совокупность правового статуса органов внутренних дел, режимных правил, устанавливающих порядок деятельности органов', внутренних дел в этой области, а также режимных гарантий, обеспечивающих неотвратимость реализации режимных правил. Структурные составляющие указанных административно-правовых режимов должны образовываться комплексом правовых норм различными по уровню и предмету правового регулирования нормативными правовыми актами. Такой административно-правовой режим должен быть установлен в организации деятельности органов внутренних дел по проверке сведений о гражданах, претендующих на право приобретения гражданского оружия, на наличие у них судимости.
2. В юридическую конструкцию административно-правового режима деятельности органов внутренних дел по контролю за своевременной постановкой физическими лицами оружия на учет в качестве юридической гарантии должна быть включена правовая норма, регулирующая поведение физических лиц, владеющих гражданским оружием, устанавливающая срок и порядок уведомления органов внутренних дел в случае переезда владельца оружия на другое место жительства, а также их ответственность за невыполнение указанной нормы. Для образования информационной гарантии функционирования указанного административно-правового режима должен быть издан нормативно-правовой акт, регулирующий порядок взаимодействия лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел с Федеральной миграционной службой в части передачи в органы внутренних дел информации об изменении места жительства лиц, имеющих в личном владении гражданское оружие, зарегистрированное в органах внутренних дел.
3. В целях обеспечения реализации органами внутренних дел административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, контроля за частной детективной и охранной деятельностью должно быть организовано нормативно-правовое обеспечение взаимодействия МВД России: с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по поводу обмена информацией о возникновении обстоятельств, препятствующих владению-оружием в связи с изменением состояния здоровья их владельцевс Федеральной налоговой службой по поводу обмена информацией о смене мест-осуществления лицензируемого вида деятельности частными охранными предприятиямис Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по поводу информирования ими органы внутренних дел о выявлении фактов нарушений правил по обеспечению сохранности взрывчатых веществ. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по взаимодействию с другими органами исполнительной власти, а также иными организациями в сфере реализации административно-, правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности, должно устанавливать необходимое и достаточное нормативно-правовое обеспечение процесса взаимодействия, регламентировать права и обязанности субъектов правоотношений по поводу взаимодействия, а также их правовые статусы.
4. Нормативные правовые акты МВД России, регулирующие правоотношения по поводу учета информации в лицензионно-разрешительных подразделениях в органов внутренних дел об обороте оружия, о частной детективной и охранной деятельности, должны предусматривать интегрирование и автоматазированный анализ сведений, отражающих правовое положение подконтрольных объектов, при наличии которых владение оружием, деятельность, связанная с его оборотом, либо частная детективная и охранная деятельность не может осуществляться и должна быть прекращена. К такой информации относятся сведения: о лицах, имеющих судимость за совершение умышленного преступленияо лицах, совершивших повторно в течение года административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управленияо лицах, владеющих оружием, но у которых возникли медицинские противопоказания к владению оружиемо лицах, владельцах огнестрельного оружия с нарезным стволом, совершивших правонарушения, связанные с нарушением правил охоты, производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружияо лицах, владеющих оружием, утративших российское гражданствоо лицах, владеющих оружием, утративших постоянное место жительства. В сфере деятельности органов внутренних дел по контролю за частной детективной и охранной деятельностью к информации, необходимой для реализации правовых норм, устанавливающих запрет такой деятельности относятся сведения: о частных детективах и частных охранниках, поставленных на учет в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркоманиио частных детективах и частных охранниках, получивших судимость за совершение умышленного преступленияо частных детективах и частных охранниках, которым предъявлено обвинение в совершении преступления и сведения о разрешении вопроса об их виновности в установленном законом порядкео частных детективах и частных охранниках, утративших российское гражданствоо частных детективах и частных охранниках, у которых возникли медицинские противопоказания к занятию этими видами деятельностичастных охранниках, признанных решением суда недееспособными или ограничено дееспособными.
5. Правовой статус органов внутренних дел в сфере правоотношений по поводу реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности должен включать в себя совокупность прав и обязанностей, установленных нормативными правовыми актами, позволяющими им обеспечить: организацию внутренней и внешней деятельности органов внутренних делрегулятивное воздействие на деятельность подконтрольных субъектов правоотношенийреализацию ответственности подконтрольных субъектовреализацию органом внутренних дел иных государственно-властных полномочий. Указанные статусные функции органов внутренних дел должны быть возложены на подразделения лицензионно-разрешительной работы, для чего в соответствующем типовом Положении об этих подразделениях необходимо установить их правовой статус, который должен регламентировать: компетенцию, полномочия и функции подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних делтиповую структуру, штатную численность, материально-техническую по-ложенность подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних делправа, обязанности и ответственность подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних делпорядок взаимодействия и информационного обеспечения подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел.
6. Деятельность органов внутренних по обеспечению контрольных функций в процессе реализации административно-правовых режимов оборота оружия взрывчатых веществ, частной, детективной и охранной деятельностью является организационно-юридической гарантией функционирования указанных административно-правовых режимов.
7. Правовое регулирование отношений по поводу оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности может достичь правового результата, установленного правотворческим органом, при условии охвата комплексными административно-правовыми режимами оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности согласованных с ними административно-правовых режимов деятельности органов внутренних дел в указанной сфере социальной деятельности.
Теоретическая практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость результатов исследования предопределяется их общей направленностью на совершенствование действующего законодательства, регламентирующего деятельность органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности.
Основные положения, выводы и рекомендации, полученные по результатам исследования, могут быть использованы в качестве научно-методической базы при подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам совершенствования правового регулирования деятельности! органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности. Материалы, диссертации могут представлять интерес для специалистов, занимающихся проблемами повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, управления, административного права, а также могут быть, использованы в преподавании соответствующих учебных курсов для слушателей вузов, в том числе МВД России, а также непосредственно в работе правоохранительных органов.
Апробация результатов исследования. Ряд наиболее значимых из сформулированных в диссертационном исследовании идей, выводов, предложений и рекомендаций были использованы при разработке нормативных документов, указаний и методических писем ГУВД по Краснодарскому краю, включая приказы ГУВД по Краснодарскому краю от 2 декабря 2005 г. № 932 «Об образовании Комиссии ГУВД по Краснодарскому краю по проведению периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, порядке проведения таких проверок», от 14 мая 2009 г. № 642 «О порядке функционирования автоматизированной информационно-поисковой системы учета оружия „Оружие-МВД“ в ГУВД по Краснодарскому краю», совместный приказ ГУВД по Краснодарскому краю и Азово-Черноморского УВДТ от 25 марта 2009 г. № 382/99 «О взаимодействии в обеспечении контроля за деятельностью частных охранных структур, оказывающих охранные услуги на строящихся Олимпийских объектах, расположенных на территории обслуживания Азово-Черноморского УВДТ». С участием автора также был подготовлен и заключен договор о сотрудничестве между ГУВД по Краснодарскому краю и Краснодарской краевой ассоциацией негосударственных структур безопасности. Материалы диссертации были использованы при разработке технического задания по доработке автоматизированной системы учета оружия, используемого в ГУВД по Краснодарскому краю.
Основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на четвертой Всероссийской конференции «Проблемы административного права и административного процесса», опубликованы в восьми научных трудах в центральных, региональных и ведомственных изданиях общим объемом более 2 печатных листов. Две работы опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России.
Материалы диссертационного исследования используются в учебном и научном процессе Краснодарского университета МВД России, Кубанского государственного университета, внедрены в деятельность ГУВД по Краснодарскому краю.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка используемых источников.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие наиболее зна чимые теоретические выводы, изложить практические предложения и рекомен дации.1. Административно-правовые режимы оборота оружия, взрывчатых ве ществ, частной детективной и охранной деятельности должны быть комплекс ными, то есть состоящими из различного вида административно-правовых ре жимов, в том числе и административно-правовых режимов деятельности орга нов внутренних дел в сфере оборота оружия, взрывчатых веществ, частной де тективной и охраной деятельности, и формироваться соответствующими нор мативными правовыми актами. Правовым регулированием административно правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ, частной детектив ной и охранной деятельности должна охватываться таюке и деятельность орга нов внутренних дел по реализации указанных режимов.2. Эффективность административно-правовых режимов деятельности ор ганов внутренних дел в сфере оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности зависит от наличия необходимого и дос таточного объема правовых норм, устанавливаемых соответствующими норма тивными правовыми актами, которые призваны формировать правовой статус органов внутренних дел, иных субъектов правоотношений, режимные правила деятельности органов внутренних дел, режимные гарантии указанных админи стративно-правовых режимов.3. Права и обязанности органов внутренних дел по контролю за исполне нием подконтрольными субъектами режимных правил, порядок их информиро вания о результатах исполнения режимных правил, а также обязанности органа внутренних дел по реагированию на отклонения от предусмотренных законо творческим органом параметров функционирования подконтрольного субъекта должны быть установлены Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрыв чатых веществ, частной детективной и охранной деятельности.4. Для обеспечения эффективной реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охран ной деятельности правой статус органов внутренних дел должен включать в се бя также правовой статус подразделений лицензионно-разрешительной работы, формирование которого должно быть обеспечено соответствующими норма тивными правовыми актами.5. Организация деятельности органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, ча стной детективной и охранной деятельности должна строиться исходя из тех задач, которые на них возложены действующим законодательством, ее основу составляет лицензионно-разрешительная деятельность.6. Лицензионно-разрешительная деятельность в сфере оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности представ ляет собой совокупность административно-правовых режимов регулирующих деятельность органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в указан ной области социальной жизни.7. Деятельность органов внутренних дел по реализации административно правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности должна быть организована таким образом, чтобы бы ла обеспечена возможность мониторинга функционирования подконтрольных субъектов на предмет установления соответствия их деятельности действую щему законодательству. При этом степень достаточности и необходимости ин формированности органов внутренних дел о положении дел на подконтрольных объектах, порядок получения информации должны быть урегулированы зако нодательно. В этих целях должны быть построены логичные, учитывающие все социальные потребности общества юридические конструкции административ но-правовых режимов деятельности органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности, включающие в себя, прежде всего, административно-правовой ста тус субъектов и объектов правоотношений, юридические, организационные, организационно-юридические, материально-технические гарантии функциони рования административно-правовых режимов.8. Реализация органами внутренних дел административно-правовых ре жимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности может быть эффективной, при условии формирования режимных правил деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой области по средством административных регламентов, устанавливающих административ ные процедуры деятельности органов внутренних дел в сфере оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности.9. Концепция режимного правового регулирования, в соответствии с ко торой должны устанавливаться режимные правила деятельности органов внут ренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности, их правовой статус, соответствующие режимные гарантии, должна быть осно вополагающей доктриной в построении юридических конструкций норматив ных правовых актов, призванных обеспечивать правопорядок в указанной сфе ре деятельности.10. Для обеспечения реализации органами внутренних дел администра тивно-правового режима постановки гражданского и служебного оружия на учет необходимо разработать режимные правила, устанавливающие требования к техническому состоянию оружия и патронов, порядок и место проведения осмотра оружия эксплуатируемого гражданами, а нормативными правовыми актами МВД России установить перечень должностных лиц, имеющих допуск к проведению данных проверок, квалификационные требования к ним.11. Непременным условием эффективной организации взаимодействия органов внутренних дел с иными органами исполнительной власти, организа циями по поводу реализации административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности является его необходимое и достаточное нормативно-правовое обеспечение, устанавливающее необходимые и достаточные права и обязанности субъектов правоотношений по поводу взаимодействия, а также их правовые статусы. Управленческие отношения по поводу взаимодействия могут состояться только между теми субъектами, в тех параметрах, по тем правилам, с той интенсивно стью, по отношению к тем объектам, которые заданы соответствующими нор мативными правовыми актами.12. Внутриорганизационное и внешнеорганизационное взаимодействие органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режи мов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности должно регулироваться соответствующими административно правовыми режимами. Нормативные правовые акты, формирующие указанные административно-правовые режимы, должны устанавливать предмет, объект взаимодействия, а также порядок и формы взаимодействия. Внутриорганизаци онное и внешнеорганизационное взаимодействие можно подразделить на два вида — нормативно-правовое и статусное. Нормативно-правовое взаимодейст вие является обязательным для взаимодействующих субъектов правоотноше ний и устанавливается нормативными правовыми актами, регулирующими пра воотношения по поводу оборота оружия, взрывчатых веществ, контроля за ча стной детективной и охранной деятельностью. Статусное взаимодействие ;
взаимодействие, возникающее в связи с реализацией органом внутренних дел своих полномочий, применяется по инициативе организатора взаимодействия, в соответствии с правовым статусом взаимодействующих субъектов правоотно шений.13. Формирование автоматизированной системы информационного обес печения деятельности органов внутренних дел в сфере реализации администра тивно-правовых режимов оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детек тивной и охранной деятельности должно состоять из следующих этапов: разра ботка методов сбора информации в форме определенных данных, отражающих реальное представление о состоянии подконтрольного объектаразработка методов и технологий передачи, обработки информации, приведение ее в формы, удобные для ее анализа и оценкиреализация полученной информации органом внутренних дел, после ее анализа и оценкииспользование информации для ор ганизации деятельности органа внутренних дел для выработки оптимальных управленческих решений, командконтроль органом внутренних дел за испол нением управленческих решений, командразработка органом внутренних дел критериев оценки поступающей информации.