Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотезы исследования: функциональные компоненты процесса самоорганизации, включающего целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекцию, а также волевые усилия, относящиеся к личностным компонентам самоорганизации, существенно влияют на успешность учебной деятельности студентовна успешность обучения наиболее существенное влияние оказывает степень интегрированности волевых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
    • 1. 1. Понятие «самоорганизация» и его связь с понятиями «саморегуляция» и «самоуправление»
    • 1. 2. Психическая самоорганизация
    • 1. 3. Проблема связи самоорганизации с учебной деятельностью
    • 1. 4. Структурно-функциональные модели процесса самоорганизации
    • 1. 5. Основные компоненты самоорганизации
    • 1. 6. Известные методики диагностики особенностей процесса самоорганизации
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С
  • УСПЕШНОСТЬЮ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Цель исследования
    • 2. 2. Организация эмпирического исследования
    • 2. 3. Разработка методики диагностики особенностей самоорганизации
      • 2. 3. 1. Опросник диагностики особенностей самоорганизации
      • 2. 3. 2. Информативный анализ утверждений опросника
      • 2. 3. 3. Факторный анализ утверждений опросника
      • 2. 3. 4. Устойчивость распределения суммарных баллов
      • 2. 3. 5. Корреляционный анализ шкал и утверждений опросника
      • 2. 3. 6. Надежность опросника
      • 2. 3. 7. Валидность опросника
    • 2. 4. Результаты эмпирического исследования связи компонентов самоорганизации студентов с успешностью в учебной деятельности и их обсуждение
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С УСПЕШНОСТЬЮ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОМПОНЕНТАМИ САМООРГАНИЗАЦИИ
    • 3. 1. Результаты эмпирического исследования связи личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности и их обсуждение
    • 3. 2. Результаты эмпирического исследования связи личностных качеств студентов с компонентами самоорганизации и их обсуждение

Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблемы самоорганизации учебной деятельности студентов определяется двумя составляющими, одна из которых является постоянно действующей, а вторая — ситуативно. Постоянная актуальность проблемы самоорганизации связана с тем, что самоорганизация является важнейшей частью системы организации учебного процесса, которая, в свою очередь, является одним из существенных компонентов системы обеспечения качества образования. Ситуативная актуальность проблемы самоорганизации определяется нынешним состоянием российской системы образования, переживающей непростой этап изменений: концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года определены основные задачи профессионального образования — «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильностиудовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования». В письме ректорам высших учебных заведений страны № 14−55−996ин/15 от 27.11.2002 г. «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений», подписанном министром образования Российской Федерации В. М. Филипповым, отмечается, что «решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы». Для налаживания самостоятельной работы человеку необходимы навыки по ее организации, то есть освоение приемов и техник самоорганизации собственной деятельности. Поэтому передача значительной части работы над учебным материалом непосредственно самим студентам предъявляет более высокие психологические требования к уровню их самоорганизации и нуждается в методиках, обеспечивающих диагностику и развитие у студентов соответствующих навыков.

Анализ многочисленных исследований, посвященных различным аспектам изучения самоорганизации, показывает, что, с одной стороны, это явление подвергается всестороннему рассмотрению, а, с другой стороны, явно прослеживается разноречивость представлений, особенно касающихся состава и структуры самоорганизации.

В личностном подходе самоорганизация понимается как личностное образование (Губайдулина Т.А., Дьяченко М. И. и Кандыбович Л. А., Егорова Т. А., Копеина Н. С. и др.). В этом случае выделяют и изучают свойство или комплекс личностных свойств, которые образуют или детерминируют такое психологическое качество как организованность (личностная самоорганизация).

При деятельностном подходе самоорганизацию рассматривают как процесс, состоящий из определенных этапов (операций, функций, умений). Целью данного направления исследований (Бабанский Ю.К., Донцов В. Н., Елманова В. К., Ерастов Н. П., Иоганзен Б. Г., Кузьмина Н. В., Сороковой А. Г., Устинова Я. О. и др.) является изучение структуры процесса самоорганизации, связей между функциональными компонентами структуры и их влияния на успешность организации самостоятельной деятельности.

Представители интегрального (личностно-деятельностного) подхода, (Амирова С.С., Арюткин В. Б., Домбровецка Г., Заенутдинова Н. А., Попова Н. П., Птицына О. Н., Трофимова И. А. и др.) рассматривают элементы процесса самоорганизации в одном раду с личностными характеристиками, детерминирующими самоорганизацию как психологическое качество, то есть при рассмотрении самоорганизации деятельности учитывают еще и личностные качества субъекта, способные сыграть свою роль в результатах деятельности.

В рамках деятельностного подхода к исследованию самоорганизации можно выделить субстратно-функциональное и структурно-функциональное направления. Субстратно-функциональное направление, к которому, по нашему мнению, можно отнести работы В. И. Андреева, Т. Н. Болдышевой,.

A.Г. Сорокового, Н. И. Мурачковского и др., ориентировано в основном на изучение отдельных компонентов процесса самоорганизации. В структурно-функциональном направлении, к которому, с нашей точки зрения, относятся исследования О.А. КонопкинаН.М. ПейсаховаВ. Графа, И. И. Ильясова и.

B.Я. ЛяудисС.Б. ЕлкановаР.Х. Шакурова и др., основной акцент делается на рассмотрение взаимосвязей между функциональными компонентами процесса самоорганизации, что требует системного взгляда на проблему и строгого обоснования выбора каждого компонента. При этом даже в структурно-функциональном направлении (где имеется реальная возможность согласовать различные взгляды исследователей) до настоящего времени нет единого представления о составе и структуре функциональных компонентов процесса самоорганизации, и, соответственно, отсутствуют общепризнанные методики диагностики особенностей процесса самоорганизации.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием противоречия между возросшими требованиями к уровню самоорганизации учебной деятельности студентов с одной стороны, и с другой сторонынедостаточной развитостью теоретических представлений о процессе самоорганизации и эмпирических данных о влиянии компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов на успешность обучения.

Настоящая работа направлена на восполнение недостатка данных. Соответственно была сформулирована проблема исследования: каким образом основные компоненты самоорганизации, ее особенности и личностные качества студентов влияют на успешность учебной деятельности?

Объект исследования: самоорганизация учебной деятельности студентов.

Предмет исследования: влияние особенностей самоорганизации и личностных качеств студентов на успешность учебной деятельности.

Цель исследования: изучение влияния особенностей самоорганизации и личностных качеств студентов на успешность обучения.

Гипотезы исследования: функциональные компоненты процесса самоорганизации, включающего целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекцию, а также волевые усилия, относящиеся к личностным компонентам самоорганизации, существенно влияют на успешность учебной деятельности студентовна успешность обучения наиболее существенное влияние оказывает степень интегрированности волевых усилий и таких функциональных компонентов процесса самоорганизации как целеполагание, анализ ситуации, планирование и самоконтрольв процессе обучения у студентов технического вуза возрастает уровень развития контрольно-корректировочных компонентов процесса самоорганизацииуспеваемость успешно обучающихся студентов в большей степени определяется уровнем развития компонентов самоорганизации, чем стилем межличностных отношений и уровнями субъективного контроля, интеллекта, рефлексивности.

Для проверки выдвинутых гипотез необходимо решить следующие задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить основные направления исследования и структурно-функциональные модели процесса самоорганизации.

2. Выявить основные компоненты самоорганизации и разработать методику диагностики этих компонентов и особенностей самоорганизации.

3. Исследовать влияние компонентов самоорганизации на успешность обучения студентов. Выявить общие и специфические особенности самоорганизации успешно и неуспешно обучающихся студентов.

4. Выявить связь личностных качеств студентов с компонентами самоорганизации и успешностью обучения.

5. Сформулировать основные обобщения и выводы по результатам теоретико-эмпирического исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: общепсихологическая теория деятельности и личности (Ананьев Б.Г., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф., Рубинштейн С. Л. и др.). модель самоорганизации жизнедеятельности (Граф В., Ильясов И. И. и Ляудис В.Я.) — концепция осознанной саморегуляции деятельности человека (Конопкин О.А. и др.) — целостная система самоуправления (Пейсахов Н.М. и др.) — модель ориентировочно-исследовательской деятельности (Решетова З.А.) — модель цикла обучения (Колб Д., Фрай Р. и др.).

Методы исследования: теоретический анализ проблемы самоорганизации учебной деятельности студентов в отечественной и зарубежной психологиимоделированиеметоды эмпирического исследования влияния особенностей самоорганизации студентов на успешность обучения с использованием опросниковколичественный анализ и содержательная интерпретация полученных результатов.

Надежность и достоверность результатов обеспечивалась использованием комплекса методов исследования, адекватных его предмету, задачам и гипотезамзначительным объемом выборки испытуемыхвзаимопроверкой результатовкорректным применением современных методов математической статистики при обработке эмпирических данных с использованием адекватных компьютерных программсодержательным анализом выявленных фактов, зависимостей, закономерностей.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключаются в том, что в ней в результате анализа психолого-педагогической литературы, известных структурно-функциональных моделей процесса самоорганизации (Граф В., Ильясов И. И. и Ляудис В.Я.- Конопкин О.А.- Пейсахов Н.М.- Решетова З.А.- Колб Д. и др.) и эмпирического исследования были выявлены основные компоненты самоорганизации, оказывающие существенное влияние на успешность учебной деятельности студентов: функциональныецелеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, и личностный компонент — волевые усилия.

На основе опросников «Стилевые особенности саморегуляции поведения — 98» (Моросанова В.И. и Коноз Е.М.), «Способность самоуправления» (Пейсахов Н.М.), «Стили обучения» (Хони П. и Мэмфорд А.) и опросника рефлексивности В. Н. Карандашева разработана опросная методика диагностики особенностей самоорганизации.

Показано, что на успешность учебной деятельности студентов наиболее существенное влияние оказывает степень интегрированности следующих компонентов самоорганизации: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль и волевые усилия.

Выявлено, что в процессе обучения в вузе у студентов возрастает уровень развития таких компонентов процесса самоорганизации, как самоконтроль и коррекция.

Показано, что успеваемость успешно обучающихся студентов в большей степени определяется уровнем развития компонентов самоорганизации, чем стилем межличностных отношений, уровнями субъективного контроля, интеллекта, рефлексивности и качествами, необходимыми в управленческой деятельности.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная методика диагностики особенностей самоорганизации и результаты эмпирического исследования могут быть использованы в работе вузовской психологической службы, в психологическом консультировании, в учебных курсах для студентов и аспирантов, при проектировании исследований самоорганизации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными компонентами самоорганизации, влияющими на успешность учебной деятельности студентов, являются: функциональные компоненты — целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, и личностный компонент — волевые усилия.

2. Успешно обучающиеся студенты имеют более высокий уровень самоорганизации, чем неуспешные. Наиболее существенное влияние на успешность обучения оказывает степень интегрированности таких компонентов самоорганизации как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевые усилия, и отсутствие положительных корреляций указанных компонентов с коррекцией. Корреляционная плеяда успешных студентов характеризуется наличием высокозначимых связей: 1) ядра, которым является анализ ситуации, с целеполаганием, самоконтролем, волевыми усилиями и 2) целеполагания с контролем. Ядром корреляционной плеяды неуспешных студентов является коррекция, имеющая взаимосвязи с анализом ситуации, планированием, целеполаганием, самоконтролем и волевыми усилиями.

3. Существует связь между уровнем развития компонентов самоорганизации и успеваемостью студентов по дисциплинам с налаженным промежуточным контролем усвоения.

4. Существуют тендерные различия в структуре самоорганизации студентов. Показатели по всем компонентам самоорганизации у студентов-юношей в среднем значительно выше, чем у студентов-девушек. Корреляционная плеяда студентов-юношей содержит все компоненты самоорганизации высокозначимо взаимосвязанные между собой. В корреляционной плеяде студентов-девушек отсутствуют положительные взаимосвязи коррекции с анализом ситуации, планированием и самоконтролем.

5. С первый по пятый курс обучения у студентов наблюдается последовательное снижение уровня самоорганизации и таких компонентов самоорганизации как целеполагание, анализ ситуации, планирование и волевые усилия. Уровень развития компонентов, относящихся к контрольно-коррекционной части процесса самоорганизации при этом возрастает.

6. Успеваемость успешно обучающихся студентов в большей степени определяется уровнем их самоорганизации, чем стилем межличностных отношений, качествами, необходимыми в управленческой деятельности (Вудкок М., Фрэнсис Д.), и уровнями субъективного контроля, интеллекта, рефлексивности. Существуют значимые взаимосвязи уровня самоорганизации успешно обучающихся студентов с их интернальностью в межличностных отношениях и со степенью уверенности в своих силах, а также взаимосвязь коррекции с уровнем интернальности в области неудач.

7. Уровень развития компонентов самоорганизации студентов взаимосвязан с уровнем развития качеств, необходимых в управленческой деятельности. У успешных студентов преобладает связь качеств, необходимых в управленческой деятельности, с такими компонентами самоорганизации как целеполагание, анализ ситуации, планирование и самоконтроль, а у неуспешных студентов — с коррекцией и волевыми усилиями.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры психологии факультета гуманитарного образования Московского государственного строительного университета (2001;2004 гг.), на заседании кафедры методологии и дидактики бизнес-образования Международного института менеджмента ЛИНК (2002 и 2003 гг.), на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (2003 и 2004 гг.).

Материалы диссертационной работы обсуждались на форуме «Психология в образовании» третьего съезда Российского психологического общества (Санкт-Петербург, 2003 г.), на тринадцатой международной конференции «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2003 г.) и на международной научно-практической конференции «Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения» (Москва, декабрь 2003 г.) и на межвузовской научно-практической конференции «Гуманитарное образование в строительном вузе» (Москва, 2004 г.).

Результаты исследования были представлены на конференциях: научная конференция «Фундаментальные проблемы психологии: личность и культура» (Санкт-Петербург, 2002 г.) — международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогические аспекты профессионального образования молодежи (начальное, среднее, высшее)» (Пенза, 2002 г.) — научно-практическая конференция «Качество дистанционного образования: концепции, проблемы» (Москва, февраль 2003 г.) — третья международная научно-практическая конференция «Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете» (Санкт-Петербург, 2003 г.) — третья Российская конференция по экологической психологии (Москва, 2003 г.).

По материалам исследования разработан и с апреля 2002 года проводится курс дистанционного обучения «Самоорганизация — ваш ключ к успеху» для Программы «Обучение и доступ к Интернет», реализуемой некоммерческой корпорацией «Прожект Хармони Инк.» (США). Для разработки и апробации курса был предоставлен индивидуальный грант управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США.

По материалам диссертационного исследования также разработаны: практические занятия (6 часов), вошедшие в рабочую программу обязательной учебной дисциплины «Введение в специальность» для студентов первого курса Московского государственного строительного университета (МГСУ) — лекции (4 часа) и практические занятия (4 часа), вошедшие в рабочую программу обязательной учебной дисциплины «Организационное поведение» для студентов второго курса МГСУспецкурс по выбору «Психологические аспекты самоорганизации» (18 часов) для студентов старших курсов МГСУ.

Акты о внедрении материалов исследования получены от Московского государственного строительного университета и от представительства некоммерческой корпорации «Прожект Хармони Инк.» (США).

Данные по выборке: участники исследования — 178 студентов с I по V курс МГСУ в возрасте 17−25 лет, обследование проводилось в 2001;2003 гг.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. В диссертации приведено 36 таблиц и 12 рисунков.

Выводы визуальной проверки были подтверждены с помощью критерия Колмогорова-Смирнова, используемого для проверки нормальности эмпирического распределения и реализованного в статистическом пакете обработки данных STATISTICA 6.0 (модуль «Основные статистики и таблицы» раздела «Таблицы частот», страница «Нормальность»).

Согласно критерию Колмогорова-Смирнова, если вычисленная D-статистика значима (на экране эта строка имеет красный цвет), то нулевая гипотеза о нормальном распределении данных отвергается, так как различия между эмпирическим распределением данных и нормальным распределением достоверны. В этом случае абсолютная величина максимальной разности между эмпирическими и теоретическими накопленными частостями Dmax должна быть не меньше критического значения DKp (Сидоренко Е.В., 2001, с. 148).

По шкалам опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» строк красного цвета на экране программы STATISTICA 6.0 не было, поскольку для 417 наблюдений DKp= 0,66 601 при уровне значимости р = 0,05 и DKp= 0,79 824 при уровне значимости р — 0,01 (Сидоренко Е.В., 2001, с.

329), что, как видно из таблицы 4, больше Dmax любой из шкал опросника. Следовательно, нулевая гипотеза не отвергается и распределение суммарных баллов по всем шкалам опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» имеет хорошее приближение к нормальному закону распределения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Заложенное в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года повышение роли самостоятельной работы студентов предъявляет более высокие психологические требования к уровню их самоорганизации и требует разработки соответствующих методик, обеспечивающих диагностику и развитие у студентов соответствующих навыков.

Настоящее исследование было направлено на устранение имеющегося противоречия между возросшими требованиями к уровню самоорганизации учебной деятельности студентов с одной стороны, и с другой сторонынедостаточной развитостью теоретических представлений о самоорганизации и эмпирических данных о влиянии компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов на успешность обучения.

Представленные в данной работе материалы подтверждают выдвинутые гипотезы и основные положения, вынесенные на защиту, и позволяют сделать следующие выводы:

1. В результате анализа литературы, моделей процесса самоорганизации и эмпирического исследования выявлены основные компоненты самоорганизации, оказывающие существенное влияние на успешность учебной деятельности студентов: функциональныецелеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, и личностный компонент — волевые усилия.

2. На основе опросников «ССП-98», «Способность самоуправления», «Стили обучения» и опросника рефлексивности В. Н. Карандашева разработана опросная методика диагностики особенностей самоорганизации, которая может быть использована в психологическом консультировании и при исследовании самоорганизации.

3. Показано, что успешно обучающиеся студенты имеют более высокий уровень самоорганизации, чем неуспешные. Выявлено, что на успешность обучения наиболее существенное влияние оказывает степень интегрированности таких компонентов самоорганизации как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевые усилия, и отсутствие положительных корреляций указанных компонентов с коррекцией. Установлено качественное различие структуры самоорганизации успешно и неуспешно обучающихся студентов. Корреляционная плеяда успешных студентов характеризуется наличием высокозначимых связей анализа ситуации с целеполаганием, самоконтролем и волевыми усилиями, а также целеполагания с самоконтролем. Ядром корреляционной плеяды неуспешных студентов является коррекция, имеющая взаимосвязи с анализом ситуации, планированием, целеполаганием, самоконтролем и волевыми усилиями.

4. Обнаружена связь между уровнем развития компонентов самоорганизации и успеваемостью студентов по дисциплинам с налаженным промежуточным контролем усвоения.

5. Выявлены тендерные различия в структуре самоорганизации студентов. Показатели по всем компонентам самоорганизации у студентов-юношей в среднем значительно выше, чем у студентов-девушек. Корреляционная плеяда студентов-юношей содержит все компоненты самоорганизации высокозначимо взаимосвязанные между собой. В корреляционной плеяде студентов-девушек отсутствуют положительные взаимосвязи коррекции с анализом ситуации, планирование и самоконтролем.

6. Показано, что в процессе обучения в вузе у студентов наблюдается последовательное снижение уровня самоорганизации и таких компонентов самоорганизации как целеполагание, анализ ситуации, планирование и волевые усилия. Уровень развития компонентов, относящихся к контрольно-коррекционной части процесса самоорганизации при этом возрастает.

7. Установлено, что успеваемость успешно обучающихся студентов в большей степени определяется степенью развития у них компонентов и уровня самоорганизации, чем стилем межличностных отношений, уровнями субъективного контроля, интеллекта, рефлексивности и качествами, необходимыми в управленческой деятельности.

Разработанная методика диагностики особенностей самоорганизации дала возможность не только собрать полезные научные результаты, но и нашла применение на практике для решения психолого-педагогических задач оптимизации учебной деятельности.

По материалам диссертационного исследования разработан и с апреля 2002 года проводится курс дистанционного обучения «Самоорганизацияваш ключ к успеху» для Программы «Обучение и доступ к Интернет», реализуемой некоммерческой корпорацией «Прожект Хармони Инк.» (США). Также разработаны: практические занятия (6 часов), вошедшие в рабочую программу обязательной учебной дисциплины «Введение в специальность» для студентов первого курса Московского государственного строительного университета (МГСУ) — лекции (4 часа) и практические занятия (4 часа), вошедшие в рабочую программу обязательной учебной дисциплины «Организационное поведение» для студентов второго курса МГСУспецкурс по выбору «Психологические аспекты самоорганизации» (18 часов) для студентов старших курсов МГСУ.

Акты о внедрении материалов исследования получены от Московского государственного строительного университета и от представительства некоммерческой корпорации «Прожект Хармони Инк.» (США).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989. — С. 110−134.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-336 с.• 3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  3. Г. Практика эффективного использования времени / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. — 256 с.
  4. С.С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 1995. — 27 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  6. .Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: В 2 т.- М.: Педагогика, 1980. Т.2. — С. 128 268.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. — 339 с.
  8. А. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. -686 с.
  9. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.
  10. В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. Казань: СКАМ, 1992. — 207 с.
  11. О.Я. Самостоятельный выбор стиля как фактор развития интегральной индивидуальности (на материале лонгитюдногоф исследования студентов): Дис. канд. психол. наук. Пермь, 1994. 261 с.13
Заполнить форму текущей работой