Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем возрастают общественно-экономические требования к профессионалу, среди которых конгруэнтность профессиональной Я-концепции и выбранной профессии, выступающей одним из условий профессионального роста. Одним из перспективных методологических оснований современной психологии является представление о субъекте профессиональной деятельности как авторе и творце своего пути. Осознавая самого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА И КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СУБЪЕКТА
    • 1. 1. Развитие представлений о профессиональной карьере и карьерных ориентациях субъекта
    • 1. 2. Основные научные подходы к карьере и карьерным ориентаниям субъекта
    • 1. 3. Профессиональная Я-концепция в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 4. Семантика личностных черт как понятийное средство структурирования субъектом профессиональной Я-концепции
  • ГЛАВА 2. РЕАДАПТАЦИЯ ОПРОСНИКА «КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» Э.Г. ШЕЙНА И ЕГО СТАНДАРТИЗАЦИЯ НА СТУДЕНЧЕСКОЙ ВЫБОРКЕ
    • 2. 1. Конструкт «карьерная ориентация» в психодиагностической литературе
    • 2. 2. Планирование выборочной совокупности и процедура предварительного анализа опросника «Якоря карьеры»
    • 2. 3. Проверка внутренней и внешней валидности
    • 2. 4. Проверка надежности
    • 2. 5. Анализ пунктов и расчет тестовых норм
  • ГЛАВА 3. КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ
    • 3. 1. Организация и методика исследования
    • 3. 2. Социальные и психологические факторы, влияющие на карьерные ориентации студентов
    • 3. 3. Профессиональные ценности как автономная смыслообразующая структура профессиональной Я-концепции
    • 3. 4. Образы профессионального-Я как параметры смыслового конструкта профессиональной Я-концепции
    • 3. 5. Мотивировка субъекта к профессиональной деятельности как одна из смыслообразующих структур профессиональной Я-концепции
    • 3. 6. Основания категориальной структуры восприятия карьеры студентами как личностные смыслы профессиональной Я-концепции
    • 3. 7. Установка работать по специальности как структурный элемент профессиональной Я-концепции
    • 3. 8. Эмпирическая проверка моделей профессиональной Я-концепции с вертикальной и горизонтальной карьерными ориентации

Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За последние пятнадцать лет произошли изменения социально-трудовых отношений, связанные с переходной моделью занятости, соединяющей черты планового хозяйства и элементы формирующейся рыночной экономики: переход от обязательности труда к добровольной, свободной занятости, трансформация государственной собственности, развитие коллективной и частной её форм, формирование альтернативных видов хозяйствования, среднего и малого предпринимательства, появление и быстрый рост реальной и скрытой безработицы, неформального сектора занятости. В настоящее время в Республике Беларусь отмечаются тенденции роста числа высших учебных заведений, а также количества студентов, обучающихся в них [158] (Приложения Al. l — А1.3). В этих условиях возникает проблема подготовки специалиста как ресурсного потенциала национальной экономики, способного быстро реагировать на изменяющуюся социально-экономическую среду и адаптировать к новым условиям свою профессиональную деятельность.

В настоящее время наблюдается тенденция гуманизации экономики, которая проявляется ^ смещении ценностей в сторону повышения роли человеческого капитала. Перспективы общественного развития во многом определяются карьерными ориентациями молодёжи, предоставленными условиями для реализации её потенциала. Сознательное планирование профессиональной карьеры выступает при этом психологической основой самореализации субъекта в профессиональной деятельности.

Современное переосмысление содержания образования предполагает ориентацию на раскрытие личностного потенциала субъекта. Это требует от психологической науки разработки диагностических инструментов для определения приоритетного направления профессионального продвижения субъекта, а также определения системы мер для его максимальной реализации. Актуальность этой задачи нашла своё отражение в принятом ООН показателе «Развитие человеческого потенциала», характеризующем качество жизни личности.

Возникает проблема рационального расходования части национального дохода, выделяемого обществом на подготовку кадров. В условиях роста ежегодного приема и общей численности студентов происходит «удорожание» подготовки каждого специалиста, увеличиваются затраты, связанные с приростом «незавершённого обучения». По данным государственной статистики, в 2001 г. 18,5% выпускников высших и средних учебных заведений ушли в неформальный сектор экономики. Прослеживается тенденция трудоустройства молодёжи по специальности, отличной от полученной по окончании учебного заведения [154].

Вместе с тем возрастают общественно-экономические требования к профессионалу, среди которых конгруэнтность профессиональной Я-концепции и выбранной профессии, выступающей одним из условий профессионального роста. Одним из перспективных методологических оснований современной психологии является представление о субъекте профессиональной деятельности как авторе и творце своего пути. Осознавая самого себя, «субъект поднимается над бессознательными установками и мотивациями», [178, с. 105], что способствует развитию его ответственности за реализацию своего потенциала в профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков). Такой подход предполагает изучение карьерных ориентаций как структурного элемента профессиональной Я-концепции субъекта, определяющих его карьерную стратегию (С.Т.Джанерьян,. И. В. Афанасенко, О. С. Васильева, Е.А. Демченко).

Особую значимость изучение карьерных ориентаций приобретает в контексте структуры профессиональной Я-концепции на этапе профессионализации. Осваивая профессиональные знания и умения, студенты уточняют представления о своих возможностях, нормах и эталонах поведения, познают систему ценностей и образ жизни, свойственные для выбранной ими области профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков, Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Н. О. Пряжников, О. Г. Носкова, Е. С. Романова, и др.). В этих условиях субъект ориентируется в мире профессиональных возможностей, интериоризирует объективные критерии профессионального продвижения, апробирует их в идеальном плане для достижения своих целей. В результате этого субъект формирует карьерную ориентацию — смысловую диспозицию, которую можно рассматривать в контексте его профессионального самоопределения и профессионализации как исполняющую функцию выбора приоритетного направления профессионального продвижения (академическая, управленческая, предпринимательская карьера и др.).

Несмотря на всю актуальность, исследования, посвященные изучению карьерных ориентаций студентов, малочисленны и в основном ведутся в таких областях научного знания, как экономика (Н.В. Волкова, И.А. Поленц), социология (А.Б. Александрова, В. Е. Сезенин, Д.Ю. Чеботарева), педагогика (Е.В. Киселева, O. JL Поминова, Б. Идзиковски), в то время как в психологии эта область научного поиска представлена единичными работами (Ю.А. Бурмакова, О.П. Терновская).

В научной психологической литературе карьерные ориентации субъекта имплицитно анализировались в контексте стратегий жизни (К.А. Абульханова-Славская), поведения (Е.Ю. Коржова), жизненных ориентаций (Н.А. Низовских) преимущественно среди представителей таких профессиональных групп, как госслужащие (И.П.Лотова, Е.А.Могилевкин), менеджеры (Т.Г. Гнедина, Е. Г. Молл, Е.И. Остащенко), предприниматели (Е.К. Завьялова, Ж. В. Масликова, С. Т. Посохова, С.В. Рудакова), спортсмены (Н.Б. Стамбулова, В.В. Сибирев), психологи (H.JI. Кирт). Карьерные ориентации косвенно исследовались через другие смысловые образования субъекта профессиональной деятельности: потребности (ИЛ. Соломин), мотивы (А.В. Герасимов, А.С. Лукьянов), ценности (Б. Идзиковски, И. Е. Акопова, Е.А. Махрина) — отмечались как фактор успешности карьеры (Е.Н. Жорникова, Л. А. Зайцева, Е. А. Могилевкин, М. В. Сафонова, Н.А. Тугунцева).

Таким образом, изучение карьерных ориентаций студентов является перспективным направлением современной психологии, актуальность которого опрёделя-ется не только требованиями государственной кадровой политики, но и стремлением субъекта к самопознанию. Недостаточная разработанность на методологическом и методическом уровнях проблемы определения места, роли карьерных ориентаций в структуре профессиональной Я-концепции студентов обусловила цель и задачи представленного исследования.

Объект исследования — карьерные ориентации.

Предмет исследования — карьерные ориентации студентов как структурный элемент профессиональной Я-концепции.

Гипотеза исследования. Структура профессиональной Я-концепции студентов зависит от карьерных ориентаций.

Цель и задачи исследования

.

Цель исследования — изучить карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов. В соответствии с этапами достижения цели научного исследования были определены следующие задачи:

1. изучить структуру профессиональной Я-концепции студентов;

2. реадаптировать психодиагностический инструмент для определения карьерных ориентаций студентов;

3. выявить место и функции карьерных ориентаций в структуре профессиональной Я-концепции студентов;

4. определить степень влияния социальных и психологических факторов на карьерные ориентации студентов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— деятельно-смысловая концепция личности (А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д.А. Леонтьев), в рамках которой профессиональная Я-концепция рассматривается как динамическая система смысловых образований, отражающих отношение личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности, в которой карьерные ориентации выступают ее структурным компонентом;

— таксономическая модель личностных черт для русскоязычной культуры (А.Г. Шмелев), согласно которой семантика личностных черт в русскоязычной культуре воспроизводит пятифакторную структуру (сотрудничество, открытость опыту, экстраверсия, добросовестность, нейротизм), отражающую наиболее общие параметры структурно-динамических, индивидуально-психологических различий, а также аспекты субъективной функционально-деятельностной оценки человека человеком, которые проявляются в различных по своему предметному содержанию видах деятельности;

— якорная модель профессионального развития (Д. Сьюпер, Д. Холланд, Э.Г. Шейн), согласно которой карьерные ориентации являются элементом Я-концепции, отражающим выбранное субъектом направление профессионального продвижения, основанное на его потребностях, мотивах, интересах, способностях.

Методы исследования. Для сбора данных и анализа результатов эмпирического исследования был использован комплекс методов, в состав которого вошли:

1) теоретический анализ научной литературы;

2) метод тестов («Опросник терминальных ценностей» (И.Г. Сенин), «Мо-тивационный профиль личности» (В.Э. Мильман), «Карьерные ориентации» (Э.Г. Шейн в адаптации автора диссертационного исследования), NEO-PI-R (P. Costa, R. McCrae, адаптация В. Е. Орел, И.Г. Сенин);

3) анализ продуктов деятельности (свободное самоописание с последующим контент-анализом);

4) метод многомерного шкалирования с последующей реконструкцией субъективного семантического пространства (частный семантический дифференциал для изучения личностных смыслов профессионального продвижения, разработанный автором диссертационного исследования);

5) анкетирование, направленное на получение исходной информации о социально-демографических характеристиках респондентов;

6) методический аппарат современного статистического анализа данных, включая дисперсионный, корреляционный, регрессионный, факторный анализ, параметрические и непараметрические критерии различий (/-критерий Стьюдента, V-критерий Крамера, U-критерий Манна-Уитни). Данные обрабатывались при помощи пакета статистических программ SPSS 13.0.

Научная новизна исследования Дифференцированы понятия «карьера» и «карьерные ориентации», на теоретическом и эмпирическом уровнях обоснована возможность применения концепта «динамическая смысловая система» личности в качестве объяснительной модели профессиональной Я-концепции. Аргументировано применение таксономической модели личностных черт для русскоязычной культуры в качестве теоретического основания организации образов профессионального Я. Определены предикторы установки студентов работать по специальности с учётом профиля получаемого образования.

Теоретическая значимость работы заключается в развитии научных представлений о карьерных ориентациях субъекта как структурном элементе профессиональной Я-концепции. В зависимости от ценностного вектора выделены два основных вида карьерной ориентации: вертикальная (стремление к продвижению по социально-профессиональной иерархии) и горизонтальная (стремление к профессиональному росту, мастерству). В диссертации доказано наличие закономерной связи между содержанием карьерной ориентации субъекта и спецификой организации других структурных элементов профессиональной Я-концепции (профессиональные мотивы, образы профессионального-Я, смыслы профессионального продвижения, установка работать по специальности). Описана феноменология карьерных ориентаций с учетом опыта профессионализации субъекта.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в практике профессиональной диагностики для определения доминирующей карьерной ориентации субъекта. Её изучение может послужить основой для разработки рекомендаций по определению оптимальной формы организации профессиональной деятельности, препятствующей эмоциональному выгоранию субъекта.

Опросник «Карьерные ориентации» Э. Г. Шейна в адаптации автора диссертационного исследования может использоваться для прогнозирования академической успеваемости, а также намерения работать по специальности студентов профиля образования «Педагогика».

Составленные автором диссертационного исследования частотные словари терминов-описаний себя как субъекта профессиональной деятельности с учётом профиля образования могут быть использованы в качестве методического инструментария для разработки психодиагностических методик, а также в междисциплинарных исследованиях: по лексикологии (для систематизации словарного состава лексической системы с учётом профессионального опыта субъекта) — по психолингвистике (изучение особенностей организации сознания субъектов различных профессиональных и этнических групп).

Достоверность необоснованность результатов исследования обеспечивались исходными методологическими и теоретическими позициямикачественной и количественной репрезентативностью выборочной совокупностиадекватностью методов исследования его цели и задачам-, реадаптацией и апробацией разработанных методикобработкой полученных данных средствами современной статистики и дифференциальной психометрики-, качественным и количественным анализом полученного фактического материала.

Положения, выносимые на защиту 1. Профессиональная Я-концепция представляет собой динамическую систему смысловых образований, отражающих отношение личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Её структуру составляют: профессиональные ценности, модальности образа профессионального-Я (Я-должное, Я-идеальное, Я-реальное), карьерная, ориентациямотивировка субъекта к профессиональной деятельности, личностные смыслы профессионального продвижения и установка работать по специальности. Факторами, влияющими на всю структуру профессиональной Я-концепции студентов, являются половая принадлежность, профиль профессионального образования, курс обучения, а также обобщённые факторы личностных черт «Экстраверсия» и «Сотрудничество».

21 Карьерная ориентация — элемент профессиональной Я-концепции субъекта, смысловая диспозиция, отражающая приоритетное направление профессионального продвижения, имеющая для субъекта устойчивый жизненный смысл. Основными видами карьерной ориентации студентов являются ориентация на вертикальную карьеру (стремление к продвижению в социальнопрофессиональной иерархии) и ориентация на горизонтальную карьеру (стремление к профессионально-личностному росту, мастерству), критерием выделения которых является ценностный вектор профессионального развития субъекта. В структуре профессиональной Я-концепции студентов карьерная ориентация выполняет функцию смыслообразования, участвуя в процессах порождения установки работать по специальности и личностных смыслов продвижения в профессиональной деятельности.

3. Наиболее значимым социальным фактором, определяющим содержание и выраженность карьерной ориентации студентов, является профиль образования. Наиболее значимыми психологическими факторами выраженности вертикальной карьерной ориентации является обобщённый фактор личностных черт «Экстраверсия», горизонтальной — «Сотрудничество» и удовлетворённость выбранной профессией.

4. Реадатированный автором диссертации опросник «Карьерные ориентации» Э. Г. Шейна представляет собой надежный, валидный и стандартизированный диагностический инструмент для изучения смысловых диспозиций профессионального продвижения студентов. Методика может быть использована для прогнозирования установки работать по специальности студентов профиля образования «Педагогика».

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались на кафедрах психологии Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка (Минск, 2008), общей и экспериментальной психологии Государственного Университета — Высшей Школы Экономики (Москва, 2008), а также получили апробацию на международных, республиканских и региональных конференциях: «Проблемы и перспективы развития системы доуниверситетской подготовки сельской молодёжи» (г. Минск, 2006 г.), «Актуальные проблемы психологии управления: теория и практика — 2007» (г. Минск, 2007 г.), «Психология управленческой деятельности в информационном обществе» (г. Минск, 2007 г.), «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 2007), Международная научная конференция «Взаимодействие и взаимопроникновение языков и культур» (г. Минск, 2008 г.).

Структура и объем диссертации

.

Структура диссертации определяется ее целью, задачами и логикой анализа исследуемой проблемы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (210 наименований, из них 22 на иностранном языке) и приложения (85 страниц). Работа проиллюстрирована рисунками (10 страниц (29 иллюстраций)) и таблицами (10 страниц (24 таблицы). В приложении представлены материалы первичной статистической обработки данных, детализирующие результаты диссертационного исследования, а также авторские диагностические методики.

Результаты исследования установки работать по специальности как структурного элемента профессиональной Я-концепции позволили сделать следующие выводы: актуализация модальностей образов профессионального-Я является качественным показателем эмоционального отношения к профессиональной деятельности, степени её принятия и наличия установки работать по специальности. Так, на начальном этапе обучения студентов осознание себя в контексте модальности «Я-идельное» является маркером установки работать по специальности.

— установка работать по специальности образует связи с карьерными ори-ентациями студентов, которые опосредованы объективными возможностями карьеры, существующими в конкретной профессиональной области. Так, на завершающем этапе обучения в вузе для студентов педагогического профиля, имеющего ограничения должностного роста, выраженная горизонтальная карьерная ориентация предсказывает наличие установки работать по специальности, вертикальная — её отсутствие.

— личностные смыслы профессионального продвижения и установка работать по специальности как структуры, непосредственно включенные в регуляцию деятельности, являются взаимообусловливающими образованиями, которые испытывают влияние факторов «пол», «профиль образования», «курс обучения».

3.8 Эмпирическая проверка моделей профессиональной Я-концепции с вертикальной и горизонтальной карьерными ориентации.

В соответствии с заявленной в диссертационном исследовании задачей, проверялась степень адекватности теоретических представлений Д. А. Леонтьева о динамической смысловой системе как объяснительной модели профессиональной Я-концепции. Для решения этой задачи был проведён иерархический линейный регрессионный анализ, предполагающий пошаговое включение переменных в уравнение согласно заданной теоретической модели.

Проверка степени соответствия теоретических причинно-следственных гипотез эмпирическим данным осуществлялась в соответствии со следующей нисходящей логикой (Рис. 3.22):

Ценности.

Смысловой конструкт Смысловая диспозиция Мотивировка.

Личностные смыслы Смысловая установка.

Рис. 3.22 Логика эмпирической проверки теоретической модели профессиональной Я-концепции как динамической смысловой системы.

Так как нами было выделено два основных вида карьерных ориентаций, были построены две регрессионные модели для профессиональной Я-концепции с вертикальной и горизонтальной карьерной ориентацией. В качестве независимой переменной в обоих случаях выступили терминальные ценности в профессиональной сфере. При этом в соответствии с результатами исследования, описанного нами ранее (с. 122), были объединены следующие диагностические шкалы (ОТеЦ): для модели профессиональной Я-концепции с вертикальной карьерной ориентацией — «достижения», «высокое материальное положение», «креативность" — для модели профессиональной Я-концепции с горизонтальной карьерной ориентацией — «достижения» и «духовное удовлетворение».

С целью контролирования переменной «профиль образования» как фактора, оказывающего существенное влияние на выбор субъектом карьерной ориентации (с. 119), эта переменная была включена на первом шаге регрессионного анализа. Последующее пошаговое включение независимых переменных производилось в соответствии с теоретическими представлениями, отраженными нами в первой главе диссертационного исследования, а также на основании эмпирических связей и различий, описанных нами ранее (§ 3.3 — 3.7). Для наглядности на рисунке 3.23 приведены переменные, включенные в статистический анализ в соответствии с типом профессиональной Я-концепции, их шаговая очередность и отнесенность к теоретическим элементам динамической смысловой системы. g Профессиональная / I Я-концспция с вертикальной |Я-I карьерной ориентацией 1.

Профессиональнаяконцепция с горизонтальной карьерной ориентацией.

— Профиль образования.

Гмыспямя лиспочшгия Вертикальная карьерная Горизонтальная карьерная смысловая диспозиция ориентация ориентация.

ШАГ 3 Смысловой конструкт Модальности образа профессионального-Я: Я-должное, Я-идеальное, Я-актуальное j. Потребительная мотивацнонная Производительная мотивацнонная.

ШАГ 4 — мотивировка тенденция тенденция.

Динамичность Эмоциональная оценка.

ШАГ 5 Личностные смыслы Эмоциональная затратность Соцн альнмТнаНч°ижктьКМ оценка.

Творческий рост Эмоциональная затратность.

Творческий рост.

ШАГ 6) Смысловая установка. Установка работать по специальности.

Рис. 3.23 Переменные, включаемые пошагово в статистический анализ для проверки гипотетической модели профессиональной Я-концепции с вертикальной / горизонтальной карьерной ориентацией.

Таким образом, иерархический регрессионный анализ производился в обоих случаях за 6 шагов, при этом были объединены в блоки данные 3-го и 5-го шагов. С учётом требований, предъявляемых к данным, подвергающимся регрессионному анализу, некоторые из вышеперечисленных переменных предварительно были приведены к дихотомическому виду [25]. В качестве меры соответствия теоретической и эмпирической моделей рассматривался показатель R — коэффициент детерминации, отражающий процент объясняемой дисперсии зависимой переменной, обусловленной воздействием независимых переменных [107]. Далее приводится анализ данных отдельно для профессиональной Я-концепции с вертикальной и горизонтальной карьерной ориентацией.

Эмпирическая проверка теоретической модели «Профессиональная Я-концепция с вертикальной карьерной ориентацией».

В результате пошагового включения независимых переменных итоговое регрессионное уравнение описывает 35,8% зависимой переменной (при р< 0,0001), что является высоким показателем описательных возможностей анализируемой модели [210]. Стандартизованные регрессионные коэффициенты и показатели качества вложенных моделей представлены в таблице 3.12.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как показал теоретический анализ научной литературы по проблеме определения структуры профессиональной Я-концепции, одним из наиболее перспективных направлений в её решении является деятельностно-смысловой подход в понимании личности (А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев и др.). Он позволяет интегрировать существующие представления о её структуре, сложившиеся в рамках общепсихологического и социально-психологического подходов, рассматривать профессиональную Я-концепцию в неразрывных отношениях с профессиональной деятельностью. Таким образом, в представленном диссертационном исследовании концепт «Динамическая смысловая система» использовался в качестве объяснительной модели профессиональной Я-концепции.

Результаты эмпирического исследования по изучению роли и функций карьерных ориентаций в структуре профессиональной Я-концепции студентов позволили прийти к следующему заключению: профессиональная Я-концепция представляет собой динамическую систему смысловых образований, отражающих отношение личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности. В структуре профессиональной Я-концепции выделяются смысловые образования трех уровней:

1. уровень устойчивых, автономных смысловых образований, представленный профессиональными ценностями;

2. уровень смыслообразующих образований, вбирающий в себя:

— модальности образа профессионального-Я Я-должное, Я-идеальное, Я-реальное — индивидуально-специфические параметры значимых характеристик себя как субъекта профессиональной деятельности. Содержание каждой из этих модальностей является результатом интерпретации субъектом культурных и профессионально-специфичных эталонных качеств, которые выражаются в используемой субъектом лексике личностных черт;

— карьерную ориентацию как приоритетное направление профессионального продвижения субъекта профессиональной деятельности;

— мотив профессиональной деятельности как её конкретный предмет, требующий осуществления по отношению к нему определённых действий. 3. уровень образований, непосредственно включенных в регуляцию профессиональной деятельности, представленный:

— установкой работать по специальности;

— личностными смыслами профессионального продвижения — индивидуально-специфические измерения субъективного профессионального опыта, определяющие организацию сознания субъекта.

Пол, профиль образования и курс обучения являются факторами, оказывающими влияние на всех уровнях функционирования профессиональной Я-концепции как динамической смысловой системы, определяя её качественные особенности.

Ф Карьерная ориентация, как элемент профессиональной Я-концепции студентов, представляет собой смысловую диспозицию, отражающую приоритетное направление профессионального продвижения, имеющее для субъекта устойчивый жизненный смысл. Участвуя в процессах смыслообразования, карьерная ориентация порождает личностные смыслы профессионального продвижения и установку работать по специальности. Основными видами карьерной ориентации студентов являются вертикальная (стремление к продвижению в социально-профессиональной иерархии) и горизонтальная (стремление к профессионально-личностному росту, мастерству) ориентация. Критерием выделения последних выступает ценностный вектор продвижения в социально-профессиональной сфере.

Ф Представляя собой смысловую диспозицию, карьерная ориентация испытывает влияние ряда социальных и психологических факторов, определяющих социальную ситуацию развития субъекта. Социальными факторами выступают профиль образования, как доминирующий по степени влияния, и образовательный уровень родителей. В качестве психологических факторов были определены для вертикальной карьерной ориентации обобщённый фактор личностных черт «Экстраверсия», пол, для горизонтальной — удовлетворённость выбранной профессией и обобщённый фактор личностных черт «Сотрудничество».

Реадаптированный нами опросник «Карьерные ориентации» Э. Г. Шейна является надежным, валидным и стандартизированным диагностическим инструментом для изучения смысловых диспозиций профессионального продвижения студентов. Методика может применяться для прогнозирования установки работать по специальности студентов профиля образования «Педагогика».

Результатом реадаптации опросника «Карьерные ориентации» Э. Г. Шейна явился надежный, валидный и стандаризированный диагностический инструмент, позволяющий определять смысловые диспозиции профессионального продвижения студентов.

Таким образом, результаты эмпирического исследования по проблеме определения места и функций карьерных ориентаций в структуре профессиональной Я-концепции, свидетельствуют о решении выдвинутых задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. М. Профессиональная идентичность личности: психосеманшческий подход// Психологический журнал. -2004. Т. 25. — № 2. — С. 86−95.
  2. Абульханова-Славская К, А Стратегия жизни / К, А Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-299 с.
  3. Т. Исследование авторитарной личности / Т. Адорно.—М: Серебряные нити, 2001. -416 с.
  4. Александрова, А Б. Конкурентоспособность молодёжи на рынке труда: социологический анализ: авшреф. дис. канд. социол. наук: 22.00.03 / А Б. Александрова- Институт социологии НАН Беларуси. Минск, 1998.-20 с.
  5. . Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1 / сост. В. П. Лисенкова — под ред. А. А Бодалева, Б. Ф. Ломова. -М: Педагогика- 1980.-230 с.
  6. . Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. 3-е изд. — СПб. и др.: Питер, 2001.-282 с.
  7. Анастази, А Психологическое тестирование / А Анастази, С. Урбина. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2006.-688 с.
  8. Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева- под ред. И Б. Ханиной. -М.: Наука: Смысл, 1999.-349 с.
  9. Е.Ю. Психосемантические методы описания профессии / Е. Ю. Артемьева, Ю. Г. Вяткин //Вопросы психологии. -1986.—№ 3. С. 127−133.
  10. Асмолов, А Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик / А Г. Асмолов. М: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-768 с.
  11. АфанасенкоИВ. Я-концепция как детерминанта карьерной стратегии у представителей технономических профессий: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 /ИВ.Афанасенко. -Росгов-на-Дону, 2005.-217 с.
  12. С. А Методы анализа интегрального центрального звена состояния малых групп // Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом/под ред. С. А Багрецова.-СПб., 1999.-С. 427−591.
  13. БезсоновС.П. Профессиональная деформация личности / С.ПБезсонов. СПб.: Речь, 2004.-272 с.
  14. БелоусоваВ. В. Самоопределение студентов и школьников в сфере профессий, связанных с информационными технологиями: авгореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.03 / В. В. Белоусова- Моек гос. ун-т им. М В. Ломоносова. -М, 2007.—26 с.
  15. БернеР.РазвитиеЯ-концепцииивоспитание/Р.Бернс.—М:Прогресс, 1986.-422с.
  16. Богомолова Н.Н.Контент-анализ/RRБогомолова, Т. Г. Сгефаненко.-М: Изд-воМоек ун-та, 1992.-60 с.
  17. А. А Восприятие и понимание человека человеком / А, А Бод алев. М: Изд-во МГУ, 1982.-199 с.
  18. Бод алев А. А. Как становятся великими и выдающимися человеком / А. А. Бод алев. — М, Квант, 1997.-102 с.
  19. Бодалев, А А О психологическом понимании Я человека // Мир психологаи. 2002.—№ 2. -С. 12−17.
  20. Борисова Е. М Профессиональное самоопределение: Личностный аспект: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07/Е.М Борисова-М, 1995.-411 с.
  21. Л. В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых: Монография. / Л В. Бороздина, О. Н. Молчанова.-М: Приект-Ф, 2001.-203 с.
  22. . С. Психология нравственного сознания в контексте культуры / Б. С. Братусь. М: Менеджер: Роспедагенсгво. -1994. — 60с.
  23. Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М Морозов. СПб.: Питер, 2006. -528 с.
  24. БурмаковаЮ. А. Индивидуально-личностные предпосылки профессионального развития специалистов в рекламном деле: авгореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01,19.00.03 / Ю. А Бурмакова- Моек туманит, ун-т. -М, 2007. -21 с.
  25. Бююль A SPSS: искусство обработки информации: анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей / А Бююль, П Цёфель — пер. с нем. СПб.: Диа-СофгЮП, 2005. — 608 с.
  26. Вебер М Избранные произведения / М. Вебер. М -.Просвещение, 1990.-764 с.
  27. А. В. Внутренний диалог и самоотношение / А В. Визгина, В. В. Сталин // Психологический журнал. -1989. -Т. 10.-№ 6 -С. 50−57.
  28. ВилюнасВ.К Психологические механизмы мотивации человека / В.КВилюнас. М.: Изд-воМГУ, 1990.-288 с.
  29. Н. В. Кадровая политика для закрепления на предприятии молодых специалистов: авгореф. дисканд. экон. наук: 08.00.05 / Н. В. Волкова- Алтайский гос. техн. ун-т. Барнаул, 2005.-24 с.
  30. Вышэйшыя навучальныя установи Рэспублш Беларусь: па стану на пачатак 2004/2005 на-вуч. года: стат. давед./М-ва адукацьп Рэсп. Беларусь — гал. шфарм.-аналтг. цэнгр — адк. за вып. Д. У. Мкейчык.-Мшск, 2004. -128 с.
  31. А. А Ценностные аспекты мотивации профессиональной деятельности : авгореф. дисканд. социал. наук: 22.00.08 / А, А Гавреев- Гос. ун-т упр. М., 2006. -24 с.
  32. Р. Г. Динамика тендерных стереотипов и их влияние на профессиональную самореализацию личности : авгореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05- 19.00.13 / Р. Г. Гаджиева- Рос. акад. Гос. службы при Президенте РФ. М., 2000. -24 с.
  33. Н. Р. Статус и карьера женщины в современном российском обществе: дис.. канд. социсга. уаук: 22.00.04/Н. Р. Галиакберова. -Пенза, 2003. -178 с.
  34. ГариповаЛГ. Особенности формирования профессиональной карьеры женщин в трансформирующемся российской обществе: авгореф. дис.. социал. наук: 22.00.04 / JL Г. Гарипова- Казанский государственный технический ун-т. -Казань, 2006. -22 с.
  35. Т. Г. Динамика карьерных ориентаций личности руководителя: на примере Забайкальской железной дороги: дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Т. Г. Гнедина. Хабаровск, 2006.-249 с.
  36. P.M. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. СПб.: Речь, 2003.-655 с.
  37. Е. Г. Применение статистического метода моделирования с помощью линейных структурных уравнений в психологии: за и против // Вопросы психологии.—1994.—№ 4.-С. 108−126.
  38. Григорьева Т. J1 Профессиональная Я-концепция государственных служащих разных уровней управления: дисканд. психол. наук: 19.00.13 / Т. JL Григорьева. -М., 2001. -165 с.
  39. Гусева, А Г. Особенности познания самих себя студентами вузов в зависимости от половойпринадлежности: авгореф. дисканд. психол. наук: 19.00.01 / А Г. Гусева- АПН СССР,
  40. НИИ общ. и пед. психологии.-М., 1981.-26 с.
  41. Гусева, А С. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика: монография / АС. Гусева, А, А Деркач. М.: Ме-ждунар. психол-акмеол. конгресо-центр, 1997. -299 с.
  42. Деркач, А А Акмеологические основы развития профессионала / А, А Деркач. М.: Изд-во Моск. психолош-социального ин-та- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. -752 с.
  43. Г. Управление персоналом / Г. Десслер- пер. с англ. яз. Д. П Коньковой- под общ ред. И. М. Степанова. -М: БИНОМ. Лаб. знаний, 2004.-799 с.
  44. С. Т. Профессиональная Я-концепция: системный подход: дисд-ра психол. наук: 19.00.01 /С. Т. Джанерьян.-Ростов-на-Дону, 2005.-600 с.
  45. Л. Я Полимодальное Я эмпирическая верификация концептуальной модели // Ин-тегральня индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л. Я Дорфмана. — М: Смысл, 2004.-319 с.
  46. Дж. Дауншифгинг: как меньше работать и больше наслаждаться жизнью / Дж. Дрейк- пер. с англ. М Белова. -М: Добрая книга, 2007.-224 с.
  47. В. М Соотношение свойств темперамента с различными переменными настойчивости : авгореф. дисканд. психол. наук: 19.00.01 /В. М Дронов- Рос. ун-т дружбы народов.-М, 2007.-18 с.
  48. . А Об одном методе изучения социальной перцепции // Методы социально-психологических исследований.-М, 1975.-С. 149−155.
  49. Е. Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения: на примере студентов-психологов: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07/Е. Г. Ефремов.-Томск, 2000.-186 с.
  50. ЖдановичА, А Отношение студентов к профессиональной карьере // Психологический журнал. -2005. № 4.- С. 37−43.
  51. Жданович, А А Профессиональная Я-концепция в структуре целостной Я-концепции личности // Психологические проблемы профессионализации молодежи: сб. науч. ст. / УО «Мозырский гос. пед. ун-т" — под ред. М, А Дыгуна. Мозырь, 2006. — С. 45−50.
  52. Жданович, А А Сравнительный анализ категориальных структур восприятия ориентации на карьеру и карьеризма в массовом сознании // Психологический журнал. 2006. — № 4. -С. 4348.
  53. Журавлёв A JI, Купрейченко, А Б. Структура и личностные детерминанты экономического самоопределения субъекта // Психологический журнал. -2008.—№ 2.—С. 5−15.
  54. Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии: автореф. дисд-ра психол. наук: 19.00.04, 14.00.18 / Г. В. Залевский — Ленингр. н-и. психоневрол. ин-т им. В. М Бехтерева.-Л, 1988.-41 с.
  55. ЗимачеваЕ. М. Способы вербальной презентации образа „Я“ и самоотношения субъекта: автореф. дис.. .канд. психол. наук: 19.00.01 /ЕМ. Зимачева- Моек гос. ун-т.-М, 1997.-20 с.
  56. ЗубковаЕ. А Особенности семейной и трудовой самореализации личности: дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / Е. А Зубкова. -Курск, 2006.-216 с.
  57. Е. С. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей и активного словаря эмоций : автореф. дис.. .канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. С. Иванова — Урал. гос. ун-т. -Екатеринбург, 2007. -28 с.
  58. ИващенкоАВ. Проблемы Я-концепции в отечественной психологии / А В. Иващенко, В. С. Агапов, И В. Барышникова // Мир психологии. -2002. № 2. — С. 12−17.
  59. ИдаиковскиБ. Формирование ценностных ориентаций, влияющих на жизненную и профессиональную карьеру молодёжи в Польше: дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01 / Б. Идеиковски. -М., 1997. -353 с.
  60. Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2002. -544 с.
  61. Е. П. Мотивация и мотивы / Е. IX Ильин. СПб.: Питер, 2000. -508 с.
  62. Ф. К Экспериментальное обоснование количества делений шкалы // Социологические исследования. -1984. -№ 4. С. 113−116.
  63. Дж. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. СПб.: Питер, 2003. -640 с.
  64. Карабан, А В. Насколько устойчивы профессиональные намерения? Электронный ресурс. / А В. Карабан. Режим доступа: ht^y/tx^m.edabv/sm.aspx?uid=128 389 (дата обращения: 25.92 007)
  65. Кирт R Л Д инамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н Л Кирт. -М, 2000. -158 с.
  66. Е. В. Особенности влияния карьерных ориентаций женщин на воспитание детей в семье: дисканд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Киселева. Архангельск, 2006. -198 с.
  67. Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие / Е. А Климов. М.: МГУ, 1995.-224 с.
  68. Е. А Психология профессионала/ Е. А Климов. -М.: Ин-т практической психологии — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996.-400 с.
  69. М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн. -М.: Акад. проект, 2001.-510с.
  70. Ковалев, А Г. Психология личности/А Г. Ковалев.-М.: Просвещение, 1970.-391 с.
  71. Ковалева JL Ю. Педагогические условия личностного и профессионального самоопределения старшеклассников в процессе планирования карьеры: автореф. дисканд. пед. наук:1300.01 /Л. Ю. Ковалева- Том. гос. пед. ун-т. -Томск, 2000.-20 с.
  72. Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь Электронный ресурс. // Сайт Президента Республики Беларусь [Сайг]. Минск, 2006. — Режим доступа- httpy/www.presidentgov.by/piT?ss28442.pririthtml (дата обращения: 27.122 006)
  73. Т. В. Психология риска и принятия решений: учеб. пособие / Т. В. Корнилова. -М.: Аспект Пресс, 2003. -286 с.
  74. КохутХ Восстановление самости/X Кохут. -ML: Когиго-Ценгр, 2002.-315 с.
  75. О. Г. Профессия и познание людей / О. Г. Кукосян. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1981.-158 с.
  76. Кушнарева К Ю. Личностные аспекты построения карьеры руководителя: социальнофилософский анализ: дисканд. филос. наук: 09.00.11 / К Ю. Кушнарева. Краснодар, 2006.-190 с.
  77. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелп. М.: Прогресс, 1980.-392 с.
  78. Лебедева К М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие. / Н. М. Лебедева. [Раменское]: Ключ, 1999.-223 с.
  79. Леошьев, А Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 1 / А К Леонтьев- под ред. В. В. Давыдоваидр.-М.: Педагогика, 1983. -391 с.- Т. 2.-М: Педагогика, 1983.-318 с.
  80. Леонтьев, А К Философия психологии: из научного наследия / под ред. А, А Леонтьева, Д. А Леонтьева. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.-287 с.
  81. Д. А Психология смысла: природ а, строение и д инамика смысловой реальности / Д. А Леонтьев. -М.: Смысл, 2003. -487 с.
  82. Д. А. Системнск^мысловая природа и функции мотива // Весш. Моек ун-та. Сер. 14, Психология. -1993. -№ 2. С. 73−82.
  83. . Ф. Сознание как идеальное отражение // Психология сознания. Хрестоматия. -СПб, 2001.-С. 110−136.
  84. И. П. Развитие профессиональной карьеры кадров государственной службы : дис.. д-рапсихол. наук: 19.00.13 /И П. Логова.-М, 2004.-502 с.
  85. ЛукьяшкоВ. Жизненный цикл работников как объект управления / В. Лукьяпжо, А Райченко//Человек и труд.-1996.-№ 10.-С. 77.
  86. О. М Самоотношение в структуре личности профессионала: на примере учителей общеобразовательных школ Алтайского края): дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / О. М. Любимова. Барнаул, 2004. -211 с.
  87. Машмед-ЭминовМ. Ш. Трансформация личности/М ILL Машмед-Эминов. -М: ПАРФ, 1998.-494 с.
  88. Г. К Принципы дифференцирования шкалы самооценки в психофизиологических исследованиях / Г. К Максимов, А Н. Синицын // Вопросы психологии. -1982. № 4. -С.194−198.
  89. Т. Р. Опьгг о законе народонаселения / Т. Р. Мальтус. Петрозаводск: „Пегро-ком“, 1993.-136 с.
  90. Маркова, А К Психология профессионализма / А К Маркова. М: Междунар. гуманитар, фонд <внание», 1996. -308 с.
  91. Д. В. Профессиональный психологический отбор судебных приставов: авгореф. дисканд. психол. наук: 19.00.06 / Д. В. Масленников- Рост. гос. ун-т. Ростов-на1. Дону, 2007.-18 с.
  92. Махмудов Я Ш. Карьерная ориентация граждан. Электронный ресурс. / Л. III Махмудов. -Режим доступа: httpywww. pmuc^orna]/ni^ber27/mahm (дата обращения: 15.92 006)
  93. Международная Организация Труда и права человека / авт.- сост. А, А Войтик- рук проекта, А Е. Вашкевич. -Минск: Тесей, 2002. -256 с.
  94. В. М. Введение в экспериментальную психологию личности: учеб. пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов / В. М Мельников, Я Т.Ямпольский.-М.: Просвещение, 1985.-319 с.
  95. В. Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности // Вопросы психологии. -1982.-№ 3. С. 5−14.
  96. МильманВ.Э. Производительная и потребительная мотивации // Психологический журнал-1988.-Т. 9.-№ 1.-С. 27−39.
  97. В. Э. Рабочая мотивация и удовлетворение трудом // Психологический журнал. -1985. -Т. 6. -№ 5. С. 62 -72.
  98. Миронова Т. JL Структура и развитие профессионального самосознания: дис. .д-ра психол. наук: 19.00.03/Т. Л. Миронова.-М, 1999.-436 с.
  99. Миронова-Тихомирова, А С. Психологическая структура карьерной готовности выпускника вуза: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / А.С.Миронова-Тихомирова. Хабаровск, 2006.-161 с.
  100. Митина JL М Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. -1990. -№ 3 С. 58−64.
  101. Е. А Личностные факторы профессиональной карьеры государственных служащих : дисканд. психол. наук: 19.00.13 /Е. А Могилевкин. -М., 1998. -146 с.
  102. МоллЕ.Г. Психология управленческой карьеры: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.03, 19.00.05 /Е. Г. Молл. -СПб, 1994.-486 с.
  103. Мучински П Психология, профессия, карьера/ П Мучински. СПб.: Питер, 2004.—539 с.
  104. В. Н. Психология отношений: избр. психол. тр. / В. Н. Мясшцев- под ред. А, А Бодалева. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.-400 с.
  105. И. В. Особенности жизненного стиля женщин в зависимости от типа их тендерной идентичности: авгорефдис. канд. психол. наук: 19.00.01 / КВ. Найдовская- Инт психологии им. Г. С. Коспока АПН Украины. Киев, 2003. -20 с.
  106. Наследов, А Д SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А Д. Наследов.-СПб.: Питер, 2005.-416 с.
  107. Наследов, А Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие /АД Наследов. СПб.: Речь, 2004. -392 с.
  108. НизовскихН. А Психосемантический анализ жизненных ориентаций личности: намате-риале студентов педагогического вуза: авгореф. дис.. .канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. А Низовских- Моск. пед. ун-т. -М, 1995. -16 с.
  109. Обшая психодиагностика / под ред. А, А Бодалева, В. В. Сталина СПб.: Речь, 2000. -438 с.
  110. В. Е. Личностный опросник NEO PI-R. Рукоюдство по применению / В. Е. Орел, И Г. Сенин. -Ярославль: НИЦ «Психодиагностика», 2004. -38 с.
  111. Орлов, А Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека // Вопросы психологии. -1995.—№ 4. С. 5 -19.
  112. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 -2000 гады.-Минск: ООО «Мисанга», 1998.-58 с.
  113. Е. И. Личностные факторы регуляции делового взаимодействия руководителей:на примере производственных и торговых организаций: авгорефдис. канд. психол. наук1900.01 / Е. И Осгащенко- Кубанский гос. ун-т. -Краснодар, 2006. -24 с.
  114. С. Р. Самоотношение // Психология самосознания: хрестоматия по социал. психологии личности / ред.-сосг. Д. Я Райгородский. Самара, 2003. — С. 208−242.
  115. Л. А Психология личности: теория и исследования / Л. А Первин, О. П. Джон- пер. с англ. М С. Жамкочьян- Ин-т «Открытое о-во». -М: Аспект пресс, 2000. -606 с.
  116. В. Ф. Основы психосемангики / В. Ф. Петренко. СПб.: Питер, 2005. -480 с.
  117. В. Ф. Психосемантические исследования мотивации // Вопросы психологии. -1983.-№ 3.-С. 29−39.
  118. С. М Могивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте : дис. канд.психол.наук: 19.00.07/С.М Петрова.-СПб, 1995.-220с.
  119. Петровский, А В. Феномен субьектаосга в психологии личности: дис. д-ра психол. наук: 19.00.11 / А В. Петровский.-М., 1993.-76 с.
  120. . Психология интеллекта/Ж. Пиаже.-СПб.: Питер, 2003.-191 с.
  121. Ю. П. Профессиональное становление личности : дис.. .д-ра. психол. наук: 19.00.07,19.00.03 /Ю. П Поваренков. -Ярославль, 1999.-359 с.
  122. И. А Формирование системы управления карьерой в организации: авгореф. .дис. канд. экон. наук: 08.00.05 /ПА Поленц- Уральский гос. экон. ун-т. -Екатеринбург, 2006. -24с.
  123. ПоминоваО. Jl Формирование карьерной ориентации студентов техникума: дисканд.пед. наук: 13.00.01 /О. Л. Поминова.-СПб, 2001.-186 с.
  124. Н. Ю. Психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выд вижениев органах внутренних дел: авгореф. дисканд. психол. наук: 19.00.06 / НЮ. Поршягина
  125. Акад. управл. МВД России. -М., 2007. -25 с.
  126. Л. Г. Организационная социальная психсшошя / Л Г. Почебуг, В. А Чикер.—СПб.: Речь, 2000.-296, 1. с.
  127. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации саморегуляции / Московский государственный университет- редкол.: А И. Зеяиченко и др. — М: Изд-во МГУ, 1990.-160 с.
  128. ПросековаВ. М Динамика профессионального самосознания психологов-практиков: психосеманшческий аспект: дисканд. психол. наук: 19.00.01 / В. М Просекова. Тюмень, 2001.—210 с.
  129. Психология и культура / под ред. Д. Мацумото- науч. ред. пер. на рус. А С. Кармин. СПб.: Питер, 2003. — 717 с.
  130. Райченко, А В. Прикладная организация/А В. Райченко. СПб.: Питер, 2003.-304 с.
  131. Реан, А А Психология личности: социализация, поведение, общение: современное учебно-практическое пособие / А, А Реан. М: ACT- Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. -407 с.
  132. О. М Ценностные ориентации как фактор самореализации личности в спорте : дисканд. психол. наук: 19.00.01 / О. М Румянцева.-М, 2001.-174 с.
  133. РыкманЛ В. Особенности Я-концепции студентов лицея на начальном этапе профессионального самоопределения: дис. .канд. психол. наук: 19.00.13 / ЛВ.Рыкман. СПб., 2004.-177 с.
  134. РябикинаЗ. И. Развитие личности и профессиональный рост: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.13 /3. И. Рябикина.-Краснодар, 1997.-299 с.
  135. Н.Е. Социальная мобильность выпускников вузов и молодых специалистов в регионе: институциональный аспект: авгореф. .дис. канд. социол. наук: 22.00.04 / К Е. Саратова- Пензенский гос. ун-т.—Пенза, 2007. -26 с.
  136. Сафонова М В. Социально-психологические особенности женщин успешных в карьере: дис. .канд. психол. наук: 19.00.05/МВ. Сафонова.-СПб., 1999.-233 с.
  137. Свенцицкий A JL История формирования научного социально-психологического знания // Социальная психология в трудах отечественных психологов / под ред. A JL Свенцицкого. — СПб.: Питер, 2000. С2040.
  138. Свенцицкий A JL Психология управления организациями /АЛ Свенцицкий. СПб.: Изд-во С.-Пегерб. ун-та, 1999.-222 с.
  139. СевковскаяЗ. А Молодёжь Беларуси на пороге третьего тысячелетия / 3. А Севковская. -Минск: Прингоорп, 2002. -128 с.
  140. СезенинВ.Е. Формирование карьерных ориентаций студентов вузов и работников предприятий в современной России: автореф. дис. .канд. социол. наук: 22.00.08 / В. Е. Сезенин — Санкг.-Пегерб. гос. ун-т экон. и фин. СПб, 2004. -21 с.
  141. В. В. Социально-экономические аспекты формирования рынка труда в условиях становления рыночной экономики : дис. .д-ра экон. наук: 08.00.05, 08.00.07 / В. В. Секретарюк. -М, 1997.-304 с.
  142. Семантика и категоризация / под ред. Р. М Фрумкиной. -М: Наука, 1991. -167 с.
  143. СенинИ.Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод со-циально-психшогического исследования: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.05 / И Г. Сенин. -Ярославль, 2000. -186 с.
  144. Славская, А Н. Я-эгоцентризм или зависимость? Индивидуализм или взаимозависимость? Одиночество или самодостаточность // Мир психологии. -2002. -№ 2. С. 44−53.
  145. СлинковаО.К Трудовая мотивация и организационная культура- теорегако-методологические и прикладные основы исследования: автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.05 /О. К Слинкова- Кемеровский гос. ун-т. -Кемерово, 2006. —40 с.
  146. Служебная карьера/ под ред. Е. В. Охотского. -М: Экономика, 1998. -302 с.
  147. Соболева М, А Психосемантика представления о другом человеке: дис. канд. психол. наук: 19.00.01 /М. А Соболева. СПб, 2001. -198 с.
  148. СобчикЛН. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе / ЛНСобчик. -СПб.: Речь, 2003−66 с.
  149. СобчикЛН Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики / Л Н Собчик. -СПб.: Речь, 2003 -624 с.
  150. Современная психология: справ, руководство / под ред. В. Н Дружинина. М: ИНФРА-М, 1999.-687 с.
  151. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова.-М и др.: Одиссей, 1996.-608 с.
  152. Согомонов, А Ю. Сорокин Пишрим Александрович / А Ю. Соломонов, А В. Александрович // Социология: энциклопедия / сост. А, А Грицанов и др. Минск: Книжный дом, 2003.—С. 933 -936.
  153. Г. Н. Рынок труда Республики Беларусь : экономические вызовы и социальные ответы/Г.Н. Соколова. Минск: Белорус, наука, 2006. -302 с.
  154. Социальное управление: словарь / под ред. В. К Добренькова, КМ. Слепенкова. М.: МГУ, 1994.-С. 67.
  155. В. В. Экономическая психология : учеб. пособие / В. В. Спасенников. — М.: PerSe, 2003.-446, 1. с.
  156. Статистический ежегодник Республики Беларусь: статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Минск, 2004. -611 с.
  157. В. В. Самосознание личности/В. В. Сголин.-М. :МГУ, 1983.-284 с.
  158. О. П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: дис. .канд. психол. наук: 19.00.07/О. П. Терновская.-ML, 2006−155 с.
  159. Е. В. Влияние карьерной успешности супругов на отношения в семье: дисканд.психол. наук: 19.00.13 /Е. В. Титова.-Ставрополь, 2001 -156 с.
  160. Д. А Профессиональная карьера современной молодёжи: дисканд. социол. наук:2200.03 / Д, А Ткач. Саратов, 2004. -152 с.
  161. ТкачеваКЮ. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста: автореф. дисканд. психол. наук: 19.00.07 / Н. Ю. Ткачева- Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. -М, 1983. -16 с.
  162. Уголовный кодекс Республики Беларусь: утверждён Законом Респ. Беларусь 29 дек. 1960 г.: введен в действие с 1 апр. 1961 г.: с изм и доп. по состоянию на 1 дек. 1996 г. Минск: Амалфея, 1997.-207 с.
  163. Управление персоналом: учеб. для студентов вузов / Е. А Аксёнова и др. под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Ерёмина. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ, 2001. -554 с.
  164. И. Л. Влияние «образа Я» на особенности профессионального самоопределения : автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.07 / И. Л. Федоришина- НИИ психологии УССР. -Киев, 1990. -15 с.
  165. Фонарев, А Р. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. -2004. № 6.—С. 72 -83.
  166. Фрейд 3. Психоаналитические этюды / 3. Фрейд. Минск: ООО «Попурри», 1998. -608 с.
  167. Ю. Г. Психологические факторы безопасного поведения студенческой молодёжи: дис. .канд. психол. наук: 19.00.01 /Ю. Г. Фролова.-Минск, 2001.-146 с.
  168. ХанинаИБ. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Весгн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. -1990. -№ 3. С. 42−50.
  169. Ф. Мотивация к работе / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох Снидерман- пер. с англ Д. А Куликова- под общ. ред. Е. А Борисовой. -М: Вершина, 2006. -238 с.
  170. Хорни К Наши внутренние конфликты / К Хорни- пер. с англ В. Старовойтовой и др. -М: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. 555, [3] с.
  171. ХьеллЛ. Теории личности: основные понятия, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер- пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1999. -608 с.
  172. ДЮ. Жизненные стратегии студенческой молодёжи юга России : автореф.. .дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / Д. Ю. Чеботарева- Ростовский гос. пед. ун-т. Ростов-на-Дону, 2006.-26 с.
  173. В. А Психологическая диагностика организации и персонала / В. А Чикер. СПб.: Речь, 2003.-176 с.
  174. С. А Социальная сфера и мотивация творческой активности : автореф. д-ра социол. наук: 22.00.04/ С. А Шавель- АН БССР, Ин-т социологии. -Минск, 1990. -34 с.
  175. В. Д Мир внутренней жизни человека / В. Д. Шадриков. М: Университетская книга: Логос, 2006. -392 с.
  176. В. Д Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков- Ин-т психологии. М: Логос, 2007. -189, 2. с.
  177. Шаповалов, А В. Процессуальный анализ карьер представителей различных профессиональных групп: д ис. .канд. социол. наук: 22.00.04/ А В. Шаповалов. Ставрополь, 2006. -160 с.
  178. Шмелев, А Г. Психодиагностика личностных черт/А Г. Шмелев.-СПб.: Речь, 2002.-472 с.
  179. Шмелев, А Г. Психосемантика и психодиагностика личности: автореф. дисд-ра психол. наук: 19.00.01 / А Г. Шмелев- Моск. гос. ун-т им. М В. Ломоносова. -М, 1994. -40 с.
  180. Шнейдер Jl Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дисд-ра. психсш. наук: 19.00.13 / J1 Б. Шнейдер. -М, 2001.-327 с.
  181. ШтрооВ.А. Зашщные механизмы групповой динамики: дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 /В. А. Штроо. -М, 2000. -133 с.
  182. Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. -М: Флинта, 2006. -352 с.
  183. ЯнчукВ. А Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персоноло-гии: интетрашвно-эклекшческий подход/В. А Янчук-Минск: Бестпринт, 2000.-416 с.
  184. Aran A Statistics for Psychology / A Aran, Е. Anon. 2nd ed — Upper Saddle River, N. J.: Prentice Hall, 1999.-643 p.
  185. Baroudi J. J. A short-form measure of career orientations: a psychometric evaluation / J. J. Baroudi, M Igbaria // Journal ofManagement Information Systems. -1993. Vol. 10, № 2.-P. 131−154.
  186. Bozionelos N. The relationship between disposition and career success: A British study // Journal of Occupational and Organizational Psychology. -2004. Vol. 77, № 3. -P. 40320.
  187. BromgardG.D. Valence of self-cognitions: the positivity of individual self-statements / G. D. Bromgard, D. Trafimow, L К Bromgard // The Journal of Social Psychology. 2006. — Vol. 146,№ 1.-P. 85−94.
  188. Cohen J. APower Primer //Psychological Bulletin.-1992.-Vol.112, № 1.-P. 155−159.
  189. CustodioL. P. Career Anchors of Filipino Academic Executives Электронный ресурс. / L. P. Custodio. Режим доступа: http://commerce.flmde^ <0013 Jitm (дата обращения: 16.12 007)
  190. DeLong Т. J. Reexamining the career anchor model // Personnel. -1982. VoL 59, № 3. -P. 60- 61.
  191. DeLong T.J. The Career Orientations Inventory: Assessing the Career Needs and Values of Educators / T. J. DeLong, J. Thomas. -New York, 1982.-25 p.
  192. Feldman D. C. Types of career plateaus: Antecedents, Outcomes, and Interventions / D. C. Feldman, B. A Weitz//Proceeding of the Southern Management Associations. -1986. P. 141−144.
  193. Goncalo J. A Individualism Collectivism and group creativity / J. AGoncalo, B. MStaw // Organizational Behavior and Human Decision Processes. -2006. — Vol. 100, № l.-P. 96−109.
  194. GouldnerA W. Cosmopolitans and Locals: Toward an Analysis of Latent Social Roles // Administrative Science Quarterly. -1957. Vol 2, № 3. -P. 281−306.
  195. Henson R K. Effect-size measures and meta-analytic thinking in counseling psychology research // The counseling psychologist-2006.-Vol 34, № 5.-P. 601−629.
  196. Howell D. C. Statistical methods for psychology / D. C. Howell Belmont, CA: Duxbury Press, 1992.-711 p.
  197. Kim Y. Career orientations of R&D professionals in Korea / Y. Kim, J. Cha // R&D Management -2000.-Vol.30,№ 2.-P. 121−138.
  198. Leonard N. H A self concept-based model of work motivation / N. H. Leonard, L. L. Beauvais, Scholl R W. // Academy ofManagement Journal -1995. VoL 38, № 4. -P. 322−326.
  199. Nurmi J. E. How do adolescents see their future? A review of the development of future orientation and planning // Devel. Rev.-1991.-№ 1 l.-P. 1−59.
  200. Rosenthal R Contrasts and effect sizes in behavioral research / R Rosenthal, RL. Rosnow, D. B. Rubin. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2000. -212 p.
  201. ScheinER Career Anchors: Discovering Your Real Values / E.H. Schein. San Francisco: Jossey-Bass: Pfeiffer, 1990.-67 p.
  202. Schein E.H. Career Dynamics: Matching Individual and Organization Needs, Reading, MA, Addison-Wesley/Е. R Schein. San Francisco: Jossey-Bass, 1978. -191 p.
  203. Super D. The Psychology of Careers: An introduction to vocational development / D. Super. New York: Harper. -1957.-347 p.
  204. TabachnikB. G. Using Multivariate Statistics / B. G. Tabachnik, L. S. FidelL Boston: Allyn & Bacon, 2001.-966 p.
Заполнить форму текущей работой