Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Отечественное телевидение для детской аудитории: теория, история, перспективная модель функционирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтобы установить средсгва и формы подобного информационного влиянии, в перечень ответов на вопрос о свободном времяпрепровождении были внесены варианты ответов, связанные с пилами коммуникации. Первоначальный список был сформулирован в хода исследований 1990;1993 толов и дополнен исследователями и самими подростками при проведении пилотного исследования 1997 юла Дополнения касались получения… Читать ещё >

Содержание

  • Глааа 1 НАУЧНО ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 16 ПРИНЦИПОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
    • 1. 1. Традиции отечественной педагогики как основа форм и рова] i ия 16 концепции телевидения для детей 1,1 11едагогнческие идеалы Древпей Руси: православная традиция. 17 Средине века
      • 1. 1. 2. Начало новой русской недапогнки: проникновение западной 19 традиции
      • 1. 1. 3. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой 22 1J, 4 Педагогические тенденции XIX столетня
      • 1. 1. 5. Русская педагогика на рубеже XIX—XX вв.еков
      • 1. 1. 6. Советская педагогика 28 1. 1,7 Совремси иые теплей пин росс и йской педагог ик н
    • 1. 2. Психологические критерии структурирования детской 32 аудитории
      • 1. 2. 1. Историческая справка. Коицепнии развития ребенка
      • 1. 2. 2. Базовые подходы к проблеме детского развития
      • 1. 2. 3. Концепция детского развития Л.С. Выготского
      • 1. 2. 4. Периодизация развития ребенка
  • Глава 2. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ДЛЯ 4К
  • ДЕТЕЙ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. Начало пути. Телевещание для детей 1930- 1950-х годов
      • 2. 1. 1. Жанрово-тематнчсская характеристика
      • 2. 1. 2. Знаковые проекты периода
    • 2. 2. Становление телевнления для детей. 1960-е годы
      • 2. 2. 1. Политика вешания для детей
      • 2. 2. 2. Краткая характеристика, Тематический обзор
    • 2. 3. Период подъема 1970-е — первая половина 1980-х годов
      • 2. 3. 1. Краткая характеристика
      • 2. 3. 2. Лидеры детского жрана
      • 2. 3. 3. Типичные жанры и формы. Драматургическая телепостановка
      • 2. 3. 4. Обзор тематики детских передач третьего периода
      • 2. 3. 5. Пропагандистская направленность вешания для детей
    • 2. 4. От перестройки телевидения до его кризиса. Середина 1980-х — 86 конец 1990-х голов
      • 2. 4. 1. В водовороте событий В
      • 2. 4. 2. Ветер перемен на телевидении для детей 80-х. Основные 87 тенденции периода
      • 2. 4. 3. Изменения в структуре Гостелерадио в начале 1990-ч годов 88 2,4−4 Смена парадигмы вешания для детей
      • 2. 4. 5. Специфические направления развития телевидения для детей в 94 1980−1990е годы
      • 2. 4. 6. <гВакантные места" вещания для детей
      • 2. 4. 7. Жанры н формы телепередач, характерные для периода
  • Глава 3. КОНЦЕПТУ АЛ ЫЮЕ ОБОСНОВАНИЕ 01ГГИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
    • 3. 1. Современный этап развития телевидения для детей в России
      • 3. 1. 1. Причины кризиса
      • 3. 1. 2. Основные тенденции современною этапа развития телевидения 112 для детей
    • 3. 2. Особенности программирования вешания для детской аудитории 116 3.2.1 Возраст но-психологическая типология передач для детей 117 3.2*2 Объемы н врем* детского телесмотрения
      • 3. 2. 3. Основные принципы организации вешания для детей
      • 3. 2. 4. Портрет юного телезрителя
    • 33. Оптимальная модель всщаиня для детей — развивающее телевидение
      • 3. 3. 1. Базовые понятия. Основные характеристики. Цели
      • 3. 3. 2. Социальные функции телевидения для детей
    • 3. 3,3 Принципы построения модели телевидения лля детей

Отечественное телевидение для детской аудитории: теория, история, перспективная модель функционирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С самых первых лет существования телевидения для детской аудитории ученые и практики были едины во мнении, что домашний экран обладает огромным воспитательным и образовательным потенциалом. Богатая событиями история отечественного вещания для детей полностью подтвердила выдвинутые экспертами гипотезы. К середине 1970;х годов это направление телевидения достигло наивысшей точки своего развития: в эфире наблюдалось тематическое и жанровое разнообразие, на экране были представлены интересы всех возрастных групп маленьких зрителей, количественные показатели росли с каждым сезоном. Телевидение для детей того периода представляло собой образец системной работы. Согласованная деятельность всех подразделений была направлена на достижение единой цели — воспитание подрастающего поколения'.В конце прошлого столетия информирование и развлечение зрителя превратились в приоритетные направления деятельности национального телевидения. Возобладали законы рынка, факторами, определяющими программную политику телекомпаний, стали коммерческий успех и политическая целесообразность. Такой подход прировнял продукт творчества к товару. Ценность передач теперь обусловливалась не художественными достоинствами, а законами товарного производства и обмена. Общая коммерциализация телевидения негативно отразилась на вещании для юных зрителей. В силу финансовой несостоятельности молодая аудитория не могла привлекать внимание продюсеров. Законодательное введение запрета рекламы и спонсорства в детских программах усугубило и ' Для настоящего исследования принципиальный является сам факт особого внимания со стороны государства i. IHHIU. II не ШЮЧЧ luvmi г-ншх> юки «tpincieiii lie ei о ii.'ieojioi H’itCKixr наполнение без того сложное положение. Изменения законодательства в марте 2006 года пока не дали ощутимых результатов» .В 1990;е годы отечественное телевидение для детей переживало период упадка, была разрушена система вешания, выстроенная в предыдущие годы. Новый век не принес кардинальных изменений. Несмотря на то, что дети остаются весомой частью зрительской аудитории. программная политика абсолютного большинства общефедеральных каналов не учитывает их интересы. Создавшееся положение обусловлено изменениями в общественно-политическом устройстве страны, происшедшими в конце XX века. В результате демократических преобразований государственные институты сложили с себя полномочия системного организатора и идеолога воспитательно-образовательной сферы. При этом механизмы саморегуляции и социального самоконтроля не заработали в полную силу. В итоге телевидение для детей лишилось опоры в лице государства и до настоящего времени так и не нашло себе нового «хозяина». Отсутствие ясных целей сделало возможным смещение акцентов от обучения и воспитания к развлечению. Телевидение, несмотря на огромный потенциал, не занимается решением просветительских и образовательных задач в интересах детей и юношества. Недостаточное количество программ, адресованных детской аудитории, заставляет ребят «переключаться» на взрослые передачи, в которых сцены насилия и жестокости стали обыденным явлением. Как известно, детское восприятие отличается от взрослого в сторону более тонкого, наивного, чувствительного отношения к телесообщениям. А это значит, что негативная информация, получаемая с экрана, оказывает на детей гораздо более сильное отрицательное воздействие, нежели на взрослых. — Федершп. нии iahiui .О pvK. iaw:-., ч |_! 0." Oli .iOii CK-IL'I раем pin: ip. uii'iiiiipi'h.iaubi 11 детских и образовательны* программах, п 7 ст. 14 Закона. 1 В среднем .чети проводят у жрана от 2.5 до 3.5 часов в сутки, дети составляют 25% от числа всех телезрителей. Картина создавшегося положения будет неполной, если упустить значимый для развития отечественного детского вещания фактор. С конца 1980;х годов в отечественный эфир хлынул поток импортной продукции. Превалирование на детском телеэкране передач импортного производства, по мнению автора, неминуемо ведет к постепенному изменению национального самосознания, вытеснению традиционных ценностей и норм, в итоге — к потере идентичности. Подобные процессы особенно тяжело переживаются сейчас, когда в обществе до конца не сложились представления о перспективах воспитательно-образовательных реформ. Вопрос внутреннего содержания телевещания для детей тесно увязан с актуальной для современного российского общества проблемой определения новых идеалов, смысловых и духовно-нравственных ориентиров. Всеобщий мировоззренческий кризис симптоматичен и для детского экрана. Несмотря на существующую кризисную ситуацию, автор убежден в том, что здравый смысл и логика исторического развития в скором времени приведут общество к пониманию необходимости возрождения российского телевизионного вещания для детей и юношества. Актуальность работы продиктована объективным состоянием детского телевидения у нас в стране. В диссертационном исследовании автор проанализировал состояние современного телевещания для детей, разработал концепцию развивающего детского телевидения и представил его перспективную модель. В ситуации затянувшейся дезориентации телевидение для детскоюношеской аудитории нуждается в программном документе, который, по мнению автора, должен содержать теоретические основания функционирования этого направления, а также рекомендации практического характера. Подобная концепция может составить основу государственной политики в сфере детско-юношеского телевещания, тесно увязанную с возрождающейся молодежной и образовательной политикой. s Степень изученности темы представляется довольно низкой. Ведь на определенном этапе преемственность научных исследований в данной области была нарушена. За последние четверть века4 это первая попытка проанализировать исторический опыт работы детского телевидения в стране. Серьезный пробел в теории детского телевещания побудил автора обратиться к разработкам тех дисциплин, проблематика которых пересекается с темой настоящего исследования. В качестве научного фундамента были использованы положения детской антропологии, педагогики и детской психологии. Обширный материал для анализа предоставили данные социологических опросов. Вещание для детей является неотъемлемой частью отечественного телевидения в целом, его история — прямое продолжение процессов, характеризующих развитие СМИ в стране. В этом смысле научные труды теоретиков журналистики имели первостепенное значение для исследования. В последнее время в обществе наметились позитивные сдвиги. связанные с осмыслением значимости вещания для детей. Государственные и общественные структуры, некоторые телевизионные компании проявляют интерес к этой теме и выходят с предложениями путей развития телевидения для маленьких зрителей. Результаты обсуждений проблем детского телевещания, мнения и выводы, как ученых, так и действующих практиков телевидения были чрезвычайно полезны для разработки темы диссертационного исследования5. J Последнее комплексное Исследование телевидения .'Lis детей предпринималось в МГУ им. MB Ломоносова в 1973 году Галочки ной I, А Ее диссертаинонное исследование называлось «Тел ев щи о иное вещание для детей и юношества (Особенности тематики и жанров)» Интерес также представляют некоторые работы по сходной тематике, провидимые на Лис региональных редакций и студий Например. Ибраева Г Ж «Типология передач для детей республиканского телевидения (на примере Казахского телевидения)» в 1980 году. Примером полой) н.| лиску ее Hit Ю1> I c. iv+tu I. кул I .ii.ihi ci ил Комитета ни делам женщин, семьи И детей Государственной Думы РФ ?(И)4 юла тема ескне мсслания Комиссии по СМИ Совета Фелерации. ежегодные Рождественские и гения Гос. ларе I lieimoii Д> мм РФ крили и слит ли попросим детского ТВ на Первом канале 2004 гола В работе над исследованием автор также использовал архивные документы, материалы прессы, радио и телевизионных программ6. Научная новизна диссертационного исследования: 1. До последнего времени теоретики телевещания не уделяли должного внимания изучению психологии, предпочтений, особенностей восприятия юных зрителей. Автор настоящего диссертационного исследования впервые обратился к положениям современной педагогики и детской психологии как к теоретическому фундаменту телевизионной практики. В частности они были положены в основу разработки правил программирования для детско-юношеской аудитории. Современные педагогические и психологические взгляды на детство, на которые ориентировался автор в своей работе, проанализированы в первой главе исследования.2. Впервые проведены сбор, структурирование и анализ фактов истории российского телевидения для детей с начала его существования по настоящее время, последовательно изложена история детского вещания. Автор уточнил и дополнил существующую периодизацию детского телевещания. Каждый этап развития подробно охарактеризован: исследована его жанровая система, тематические и художественные особенности передач. Определен период расцвета детского направления телевидения в стране, указаны его черты, названы причины успеха. При этом особое внимание уделялось эволюции взглядов на сущность и задачи детского телевидения с точки зрения его образовательного и воспитательного воздействия на аудиторию. Этому посвящена вторая глава исследования.3. Впервые четко сформулированы задачи современного детского телевещания, указаны пути их решения. На основе анализа статистических '' В большей степени обществен т к и, (аботт практически полное отсутствие и эфире передач для маленьких зрителей Острую полемику вызывает вопрос предназначения детского вешания: «Должно ли телевидение воспитывать''», актуальной остается тема выбора идеального героя и ценностей, которые транслирует современный экран. ' В исследовании анализировалась деятельность Ленинградского телецентра (экспериментальный период).Главной редакции для детей и юношества ЦТ, а после изменения структуры Гостслерално (1991т). работа основных обшефедеральных и некоторых дециметровых каналов данных предложены конкретные рекомендации — правила программирования — для формирования сетки вещания для детей. На основе сравнительного анализа тематики детских передач, их художественного оформления, выбора жанра программ, ведущего, героев предложены концептуальные основы оптимальной, эффективной в воспитательно-образовательном отношении модели детского вещания, получившей название «Развивающее детское телевидение». Сформулированы конкретные рекомендации по ее созданию и использованию в практической работе. Этому посвящена третья глава диссертационного исследования. Цель работы заключается в системном комплексном исследовании феномена детского телевидения. В соответствии с поставленной целью, работа предполагает решение ряда задач. Так, представляется необходимым: — подвергнуть анализу научные работы и исследования, посвященные телевещанию для детей- - по возможности изучить зарубежный теоретический и практический опыт функционирования детского телевидения- - определить характер взаимосвязи объекта исследования со смежными научными дисциплинами- - изучить эволюцию взглядов на сущность и задачи детского телевидения с точки зрения его образовательного и воспитательного воздействия на аудиторию- - уточнить роль государства и общества в организации и функционировании детского вещания- - проследить историю развития телевидения для детей младшего возраста и показать на примере наиболее удачных, известных и популярных передач тематические и жанровые особенности каждого этапа- - проанализировать современное положение и основные тенденции развития детского телевидения в стране, выявить причины сложившейся ситуациисформулировать базовые положения оптимальной модели детского телевидения: основные понятия, характеристики, целисоциальные функции детского телевиденияпринципы построения развивающего детского телевидения- - сформулировать правила детского телевизионного программирования. Объект исследования — отечественное телевидение для дошкольников и младших школьников за весь период его существования, а именно с 1939 года по настоящее время8. При этом мы рассматриваем телевизионное вещание для детей с нескольких позиций. С одной стороны, это процесс создания и трансляции программ для маленьких зрителей. С этим связаны вопросы специфики программирования для юной аудитории и эффективной организации творческого процесса. С другой, телевидение представляет собой явление, вписанное в социально-культурный фон жизнедеятельности современного человека, то есть это один из элементов, формирующих информационную структуру общества. И в этом смысле автора интересуют возможности влияния домашнего экрана на развитие ребенка. Предмет исследования — детское телевизионное вещание как элемент воспитательно-образовательной системы государства и один из способов влияния на формирование личности ребенка. В ходе исследования мы стремились в какой-то мере заполнить пробел в теории телевизионной журналистики. В рамках одной работы не представляется возможным проанализировать программы для детей и ' Нужно принимать во внимание тот факт, что передачи конца 30-к начала 40-х годов носили экспериментальный характер О возникновении телевидения как явления культуры и массовой информации можно говорить, начиная С конца -10-х начала 50-х голов XX столетня. юношества за 60 лет и дать психологическую характеристику всей детской аудитории. Автор сделал акцент на самой младшей возрастной группе дошкольниках и младших школьниках. Такой выбор объясняется как редким обращением исследователей к проблемам телевещания для телезрителей этого возраста, так и стремительным омоложением аудитории. Несмотря на возрастные ограничения, мы полагаем, что выводы и предложения, сделанные в ходе работы, имеют отношение к детско-юношеской аудитории в целом. Понятийный аппарат. Научная литература не дает ясного определения детского телевидения. Аккумулируя знания, полученные из разных источников, автор предлагает под детским телевидением понимать процесс передачи массовой информации в воспитательных и образовательных целях в доступной для детского восприятия форме при активном (прямом и косвенном) участии самих детей. Следует отметить, что в практике, и в теоретических исследованиях понятия «детская литература» и «литература для детей" — «детский журнал» и «журнал для детей" — «детская печать» и «печать для детей" — «детский театр» и «театр для детей" — «детский кинофильм» и «кинофильм для детей» употребляются в синонимичном значении. Однако в теории и практике телевидения термины «телевидение для детей» («телевещание для детей») и «детское телевидение» принято различать. Это связано с тем. что во многих программах, особенно в последние годы, дети принимают активное участие, причем не только в качестве актеров и исполнителей, но и в качестве создателей и ведущих-журнал истов. Такие телевизионные работы и называют обычно «детским телевидением». Вместе с тем для темы настоящего исследования отличие указанных терминов не принципиально, поскольку автор рассматривает все жанры и виды появляющихся в эфире передач, фильмов, циклов, адресованных детско-юношеской аудитории. В связи с этим понятия «детское телевидение», «телевидение для детей», а также «детское направление телевидения» в исследовании используются как синонимы. Четкое выявление возрастных границ «детской» аудитории необходимое условие эффективной работы над темой. Российское законодательство'' признает ребенком лицо до достижения им 18 лет (совершеннолетия). В практике телевешания «детско-юношеской» называют аудиторию в возрасте от рождения до окончания средней школы, то есть до 16−17 лет. Теоретическую базу исследования составили труды теоретиков журналистики Андроникова И. Л., Афанасьева В. Г., Багирова Э. Г., Борецкого Р. А., Вартановой Е. Л., Егорова В. В., Засурского Я. Н., Кузнецова Г. В., Муратова А., Саппак B.C., Юровского А. Я. и других ученых, которые помогли определить общие принципы функционирования СМИ, проследить основные этапы развития отечественного телевидения. Внутренняя связь между сферой телевизионного вещания для детей и кругом вопросов, изучаемых детской психологией, антропологией и педагогикой, объясняет обращение автора к трудам Бетельхейм Б., Божович Л. И., Выготский Л. С., Гальперин П. Я, Давыдов В. В., Запорожец А. В., Ушинский К. Д., Коменский Я. А., Кон И. С., Корчак Я., Макаренко А. С, Пиаже Ж., Эльконин Б. Д., Эриксон Э. и других ученых. Особое внимание было уделено российскому и зарубежному законодательству в области регулирования отношений в сфере детства и СМИ10. Результаты социологических исследований» стали основанием для авторских предложений и рекомендаций практического характера. ''Закон РФ «Об основных гарантиях Иран рибопкч и ['net пискни Филерацик». CT.I.10 Закон РФ «О СМИ» от 27 декабря 1991 г. закон РФ «О рекламе» от 14 нюня 1995 г. Доктрина информационной безопасности РФ утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 т. закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка, а РФ» от 24 июля 1998 г. закон РФ «Об информации информатизации и защите от информации» от 25 января 1995 г и др Законодательство мши их европейских государств содержат акты. регламентирующие взаимоотношения детей н СМИ. 11 В работе и с пользовались данные, предоставленные TNS Gallup Media ЦСО РА. творческим объединением ЮНПРЕСС. детским фондом ООН UNISEF и др. Эмпирической основой работы явились архивные документы12, телепрограммы современного периода, а также личное участие автора в подготовке и производстве передач для детей. В ходе работы над исторической частью исследования были использованы воспоминания и комментарии к событиям очевидцев становления и развития вещания для детей1» .Теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретических положений функционирования детского телевидения, которые, по мнению автора, могут быть полезны в ходе возрождения отечественного вещания для юных зрителей. Помимо этого, восстановленный пробел исторической летописи отечественной телевизионной журналистики дает возможность поэтапно проследить развитие детского вешания в стране и обозначить проблемные зоны этого направления в последние годы. Практическая значимость работы нашла выражение в концептуальной модели детского вещания «Развивающее детское телевидение». Она замышлялась как своеобразная матрица, необходимая для организации и успешной работы телевизионного подразделения любого уровня — от региональной студии до крупного вещательного телеканала. В то же время автор выявил специфические черты телевизионного программирования для детей и сформулировал его основные правила. Апробация работы. Профессиональная деятельность автора в качестве продюсера детско-юношеского вещания национальной телевизионной компании «Звезда» позволяет использовать результаты исследования на практике. Работа автора в качестве эксперта детского телевидения Государственной Думы РФ при Комитете по делам женщин, семьи и детей, а Архивные материалы ГАРФа. «Комментарии Р, А Бореикогс И В limpcmii. Г И Кузнецова и др предоставляет широкое поле деятельности для практического воплощения основных тезисов, содержащихся в исследовании. Теоретические рекомендации стали полезными в подготовке автором ряда документов для Совета Федерации и Государственной Думы РФ. В их числе экспертное заключение проекта Федерального закона «О рекламе» (февраль 2005 г.) и проекта закона «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию» (апрель 2005 г.).На базе всероссийского детского центра «Орленок» автор провела ряд социологических исследований по вопросам актуального положения и путей развития отечественного телевещания для юной аудитории. В опросе принимало участие 600 детей. Полученные результаты и базовые идеи диссертационной работы были использованы в разработке и производстве программ для школьников. Тезисы исследования обсуждались на ежегодных Рождественских чтениях, устроителями которых выступает Государственная Дума РФ и Московский Патриархат РПЦ14. Тезисное изложение оптимальной модели телевидения для детской аудитории и ее последующее обсуждение состоялось на круглом столе «Законодательное обеспечение информационной безопасности детей и молодежи в России» (апрель 2004 г.) в Комитете по делам женщин, семьи и детей Государственной Думы РФ. Участие в научно-практических конференциях и профессиональных фестивалях дает возможность обсудить с коллегами идеи, часть которых нашла отражение в диссертационном исследовании. В частности в 2005 году на семинаре «Вое питательная функции телевидении» вниманию участников был представлен доклад «Социальная ответственность телевидения для детей» в 2006 юлу в рамках круглого стола «Духовность в современном кинои телепроизведении дня лете (!» автор выступил с сообщением о практическом ион шщенки ii.ii.-ii рашншюше! о лет скит телевидения.

Основные результаты опросов ЮНПРЕС Г {и работе приминала участки ян тор лиссертяннокного исследования).

Исследования показали, «гт&в ионием информации 1юлростки i"e ограничиваются олпнм-двумя ведущими каналами коммуникации. а исполыуют целый спектр коммуникационных источников и механизмов, я котором прямое и целенаправленное информирование перестает быть достаточно иффск1няиым.

Как покатывают данные, у современных подростков значительное место в освоении социальною сипла занимает спонтанное, неосознаваемое усвоение новой информации.

Очень важную рать в структуре коммуникации играю г каналы, связанные с обшеиисм н межличностными отношениями, в том числе виртуал-иыми. Отчетливо прослеживается стремление подростков к самостоятельному выбору информационных канал он и форм получения с веден Hit.

Чем киичиотся подростки в свободное время?

В свободное от школьных и других обязательных иннмий время подростки реализуют возможности СП01ГГШ1НОШ усвоения информации посредством привлекательных лдя Hire коммуникационных каналов. Эти каналы лшот возможность алнить на установки и повеление подрастающего поколения.

Чтобы установить средсгва и формы подобного информационного влиянии, в перечень ответов на вопрос о свободном времяпрепровождении были внесены варианты ответов, связанные с пилами коммуникации. Первоначальный список был сформулирован в хода исследований 1990;1993 толов и дополнен исследователями и самими подростками при проведении пилотного исследования 1997 юла Дополнения касались получения н1гформаннн с ИОМОН11. Ю компьютера и телефона В 2005 году в анкету бил внесен вопрос, потво лвкици й вычленить респондентов, имеющих возможность пользоваться компьютером и интернетом.

Рис 2 Рвсоределеиче 11С1ии1"гы% видов гяинтнй подростка среди nj"i в селе, небольшом юроде, большом ropa. te < IWK год) смотре ТСАМиНр

J/0.3%.

ОрО*оку врсня с друзья ни JO.eK.

2 род J 53,0% росл*) 29,0% tW. OVb cnywrno штиттвог проигрмаптеиь. iat. o%'.

J 51 ,.

Читаю «ннГИ 133,04 l JD, Q4>

J 40J*.

12 В.0Щ, слушаю радио 110,34 j 10,04″.

0*у ¦ театры, но «жцертк. в нуэе* -i-1!!» 6* jiTo1*.

Г" Тв, оч в селе, станице, (мселй! Do «eft цльшон городе? В большой городе.

Рис. У, Распределение основные видов мнитпй подростки среди лрожннаышмч в сые и городе (2MS гол) cnytuao Hamuli кому и те^три, н* ноиуср"ч. • чу** В СЕЛЕ, СТАНИЦЕ. ПОСЕЛКЕ ПИ ГОРОДЕ.

Рис. 4. Распределение основимз шпон нжишн подростка h HtipwiHMt I pyillMl (lWHt 111,1) слушаю иагнитоФом, провожу время с друзьвни смотрю телевизор читаю газеты, журналы встречаю" с дев очной (девушкой), мальчиком (юношей).

J 574″ П50, в%.

17Э, г%.

ГбВ, 3%.

1 п.ф.

50,1%.

31,2% 50.3% 24.8%.

30,1% 15,5% 10 -11 Л? Т D П — 11 ПЕТ О 19 1 7 ЛЕТ.

Put- 5 Риспрелелешн sciiorhui шпон. па^рмгпл и naip"?nibi групп".

2W год).

160.5%.

46г5%.

1757% провожу вреип с друзья ни сиатри телемвдр | 68.4%.

J 65,0%.

72,1%.

7Э, 3%.

0,9%.

115,6%.

J ?4,в% встречаюсь с мвочкой (девушке"!), нпльчикон (OlMii] j45.2%.

154,2%.

J 45,2%.

1 35,5*.

2M% ll4% 10 II ЛЕТ, а 12 14 ЛЕТ 015 — 17 ЛЕТ.

Рис. 6 PUCHpt. lbWNMt ОСНОВНЫХ ВИДОВ 1-й Н ИIИ И №ljl|WflKl срслн ЧЯЛЬЧНКОВ II девочек (1998 год) 58.8% бщдось по тепгФоку сч-'нв с родителнии ипн.

I иьЭК гиии ИрФСЛЫНИ |гг J4 ад ос" информацией по онпыотерной «та по конпыащтой сети | 37.04 Дмч Ъл» |6″".

Put 7. Рюфсамсшм основных ¦iijiun ММ1Я-ГНЙ 110.1 рос IK" «рели мальчиков n лфвфчгк (2005 гид) оЛис-нямось нифор"аимей по компьютерной сети.

Отношение подростков к компьютерам трсб^т особого комментария. Данные исследования BUHOM 1995 голи свидетельствовали о наличии домашних комшлотсроп у 5−7% населенна, однако ере л и жителей крупных городов тга доля возрастала до 34%. Й 1997 году панельное исследование Института молодежи отмстило: около четверти (26,6%) 14−15-летних московских школьников имели дома компьютер.

При рассмотрении этого вила досуги нужно также уч1гтывпть. что дети могут пользоваться компьютерами не только дома, но и у друзей, н школе, на работе у родителей, внешкольных учреждениях, интернет ¦ кафе.

Среди опиливших на вопросы п 1998 году 29.3% с удовольствием играли в компьютерные игры Еще 5J% обменивались электронными письмами и 4,6% путешествовали по компьютерным сетям В селе компьютерные игры как предпочтительную форму досуга отмстили 22,3% ребят (в большом городе — 32.8%). ofl-шенне с помощью компьютера t, 5% (против 9% о большом городе).

В 2005 голу про пелена дополнительная аналитическая процедура — разделение выборки на два сет мента тех, кто пользуется и кто не пользуется интернетом, для чего был дополнительно введен соответствующий вопрос. 51,8% опрошенных ответили. что имеют такую возможность, 41.3% нет. Среди ПОлтаклсО интернета горожане составили 81.5% Возрастное распределение пользователей интернета ьыглялнт следующим образом. 10−11 лет — 14.7%. 12−14 лет — 34,946, 15−17 лет — 50,4%. «Ути щфры особенно прижчотеяыш тем, «по. по данным крупнейших сопююгтеекнх центре» России, число взрослых пользователей интернета ШМНОГО нижеТак, по данным Аналитического центра Юрия Дешды ив 2005 год. лишь 17% взрослых россиян пользуются персональным Компьютером ежедневно или несколько рал в неделю лома, на работе н в других местах, никогда не пользуются компьютером 75%. Только 7% взрослых россиян имеют ярзможзюегь пользоваться интернетом ежедневно или несколько раз в неделю лома, на работе, в других местах, Но даштым опроса Фонда «Общественное мнение» (руководитель А. Ослои). проведенного летом 2005 года. I9*i россиян в возрасте от 18 лет и старше пользовались интернетом хотя бы раз в полгода, 10% - хотя бы раз в неделю (см, сайт Фонда «Общественное мнение» hilp /lxiiom.гц'теротут^чЦУШЖю11 Таким образом. российские подростки оказываются более про двинутым и в кс пользовании информационных технологий по сравнению со взрослыми.

Если мы сравним досуговые занятия тех. кто пользуется компьютером и интернетом. с теми, у кого нет такой возможности, то обнаружим различия в следующих формах (табл, 1):

231 Гоблина I виды! нищий ПОДРОСТКИ р свобо. шос прсми и ЗаЯИСИМОСТМ от мп 1можног1 и lln.IMUILIIir.ru Интернетом.

Чем ты занимаешься в свободное время'? И месш ь ли ты возможность пользоваться Интернетом1.

Нет интернета. % Есть интернет, %.

Хожу в кино 12.7 28.1.

Хожу и театры, на концерты, в музеи 10,2 18,9.

Встречаюсь е девочкой (девушкой), мальчиком (юношей) 20,9 35 41.

Общаюсь по телефону 36,2 51.".

Игрою в компьютерные игры 30,2 56.2.

Общаюсь в кружке, секции, клубе, другом объединении 24.4 31,1.

Иитервет-лети окшт нтшкс: они чаше ходят • кинотеатры. тигри, муки, на концерты. бол, но с общаются со взрослыми В их досуге КШЮГО болыис времени занимает компьютер, интернет. Среди них больше тех. по в свободное время общается с противоположным полом <35,1 прогни 20.9%): можно предположите >гго это связано, прежде кс (о. с более высоким уровнем достатка в Сем 1-е и. как спелстиие. расширением их коммуникативных возможностей — общением е помощью электронной почты и других форм интернет-связи, по телефону (51,9 против 36.2%) Больше общение в объединениях, но интересам. В целом эти дети более общительны.

Сравнение результатов исследования 1997;го. 2005 годов е. тайными пикетных опросов 1990;го. [993 годов позволяет построить динамические ряды изменений предпочтений среди нодроетков для некоторых форм проведения досуга.

Роль телесмотрення, слушании магнитофонных записей, просмотра видеозаписей по-прежнему велика и продолжает рксти Общение с друзьями начинает занимать значительно большее место в жизни подростков: 67.-J в 2005 году по сравнению е 38% в 1990 голу Происходит существенное снижение значимости чтения книг с 58% в 1990 году до Е8.1 — и 2005 году, Наибольшее изменение наблюдается по позиции посещения кинотеатров — с 40% в 1990 гаду до 6% в (99 В году и повышение до 21% в 2005;м. Наблюдается серьезный количественный рост «компьютерных» видов нипгтий.

О"куда подростки получают самую нажну" дли себя информацию?

Вопрос был сформулирован именно в такой форме, ток как взгляды взрослых и подростке* на важность той или иной информации часто ис совпадают. Тому, что считает важным подросток, взрослые зачастую не придают значения. Информацию, которую считают для них важной взрослые, подростки мковой часто ж признают Кроме того, в сюбедюе от школьных занятий время многие дети н подростки оказываются ирелосгивлсииымн сами себе, н ттв часть их жизни выпадает из позя зреиня ajpoctbot ПОЧТИ полностью,.

Значительную часть информации и социальною опыта подростки 1 с гаи воют, не осознана* troro. Исследование позволило не только выделить основные информшшониые источники, но и — что очень важно — сопоставить, насколько лосуговые коммуникационные каналы совладают, с одной стороны, е теми, которые подростки сознательно выбирают в ка>кствс источников информации, и, с другой стороны, е теми информационными канонами, которые традиционно должны обеспечивать обраюваиме н воспитание подростков. Это школа н семья.

Рис. 8. Распределение «еноипых источник!» информации пелркт.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ ДЕТСКИЕ, ЮНОШЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ1130.Уге.о%j1.SMK, j 65.1%1. Si, i%
  2. Pllt 10 Распределение «спаяны* иггочников нкфориШМ иол ростка сред» №н"ш (Н и девушек (2005 юл)1. ДРуГИ* ИСТОЧНИКИ £родители |друзья н подруги L
  3. АУДИОЗАПИСИ |-ВИДЕОФИЛЬМЫ? ВЗРОСЛЫЕ ПЕРЕДАМИ? ДЕТСКИЕ, ЮНОШЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ? ПО ТЕЛЕвКДЕИмО? ВЗРОСЛЫЕ ПЕРЕДАЧИ ^ ДЕТСКИЕ, ЮНОШЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ? РАДИОПЕРЕДАЧИ | ВЗРОСЛЫЕ ИЗДАНИЯ £детские, юношеские издания |газеты. журналы? книгио юноша d девушка
  4. Рис. 12 Распределение основных источника" информации надраогся в noipaci имх гр) пнях (2005 год) другие источники аудиозаписи (касеты. диски) кружок. секдия, клуб. другоеобъединение1. Ну1. В?:ою и лет ач и лет, а is — 1? лет
  5. Источники информации но. фоокн в ив йен мости от ¦отмсгжностн нолыоватьев Интернетом
  6. ОТКУДА ТЫ УЗНАЕШЬ ОБО ВСЕМ САМОМ ИНТЕРЕСНОМ И ВАЖНОМ ДЛЯ СЕБЯ? Имеешь ли ты возможность пользоваться Интернетом? нет, % ли, %
  7. На уроках в школе, от учителей 58,6 44,3
  8. Ит книг (помимо учебников) 41,6 33,9
  9. Просматривав видеофильмы 15,2 20.9
  10. Прослушивая аулномлнен (кассеты, лиски) 12,2 15,8
  11. От apyw-ft н ivo. Tpyv 54.9 623
Заполнить форму текущей работой