Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика обучения основам компьютерного моделирования будущих учителей физики в педвузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опытно-экспериментальная апробация разработанного спецкурса и всесторонний анализ его результатов свидетельствуют о верности сформулированной гипотезы исследования и его концептуальных положенийреальности поставленных целей обучениядоступности разработанного содержания спецкурсаэффективности предложенной методики обучения студентов физической специальности педвуза основам компьютерного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
    • 1. 1. Анализ исследований по использованию компьютеров для моделирования физических явлений
      • 1. 1. 1. Влияние компьютеров на развитие мышления учащихся
      • 1. 1. 2. Возможности использования ЭВМ при обучении физике
      • 1. 1. 3. Методические разработки по использованию ЭВМ при обучении физике
    • 1. 2. Компьютерные модели и динамика их развития
    • 1. 3. Психолого-педагогические аспекты повышения эффективности обучения при введении компьютерного моделирования
    • 1. 4. Теоретические обобщения в физике на основе модельных представлений
      • 1. 4. 1. Физические модели природы
      • 1. 4. 2. Принципы физического моделирования и классификация моделей
  • Выводы к первой главе

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ОСНОВАМ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ЕЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОПРОБАЦИЯ 57 2.1. Методические основы использования компьютерного моделирования в обучении физике.

2.1.1. Роль и место компьютерного моделирования физических систем в экспериментальных исследованиях.

2.1.2 .Принципы построения компьютерных моделей.

2.1.3.Методика организации лабораторных исследований в сочетании с компьютерным моделированием.

2.2. Роль эксперимента в научном и учебном познании.

2.2.1. Методика структурирования деятельности по выполнению опытов.

2.2.2. Методика формирования экспериментальных умений.

2.2.3. Основные этапы формирования экспериментальных умений.

2.3. Спецкурс как форма организации учебного процесса будущих учителей физики.

2.4. Спецкурс «Основы моделирования».

2.4.1 .Цели и задачи спецкурса «Основы моделирования».

2.4.2. Содержание.

2.4.3.Выбор средств педагогической коммуникации.

Методы обучения.

Дидактические средства.

Формы организации обучения.

2.4.4 .Контрольно-корректирующие мероприятия.

2.5,Опытно- экспериментальная апробация обучения студентов физической специальности педвуза основам моделирования.

Выводы ко второй главе.

Методика обучения основам компьютерного моделирования будущих учителей физики в педвузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие современного общества характеризуется лавинообразным возрастанием объема поступающей информации. Это приводит к необходимости увеличения скорости ее обработки и объемов хранения. Использование персонального компьютера в этих целях является мощным стимулом для кардинальных изменений в структуре профессиональной деятельности человека, т.к. он освобождается от трудоемких и утомительных операций: обработки, хранения, поиска информации и т. д. Следовательно, появляются дополнительные возможности для расширения и усиления творческой составляющей человеческой деятельности.

Данное обстоятельство выдвигает новые требования к структуре знаний любого человека. Современный высококвалифицированный специалист уже не мыслим без высокого уровня компьютерной грамотности. Это означает понимание не только принципов работы и устройства компьютера, процессов алгоритмизации и программирования, но и функциональных возможностей компьютера, принципов его использования как инструментального средства.

Компьютеризация физического образования становится предметом все более широких исследований, как в практике, так и в теории. Методическим основам проблемы использования компьютеров на занятиях по физике посвящены работы Анциферова Л. И., Бордовского Г. А, Извозчикова В. А, Кондратьева А. С., Лаптева В. А. и др.

В работах названных авторов было показано, что наиболее перспективным направлением применения компьютеров при изучении физики является использование его как инструментального средства. Это позволило считать компьютерное обучение одной из важнейших современных тенденций в методике преподавания физики.

Таким образом, необходимость использования компьютера в школе и педагогическом вузе становится насущной задачей, причем не только на занятиях по информатике, но и на других занятиях, в особенности по физике.

Компьютеризация физического образования становится предметом все более широких исследований, как в практике, так и в теории.

Компьютерное обучение — довольно широкое и емкое понятие. Оно включает в себя обучение построению алгоритмов, программированию, работе на вычислительной технике, умению решать различные задачи с помощью компьютера. Немалое место здесь принадлежит компьютерному моделированию различных физических систем, позволяющему учащимся исследовать их посредством интерактивного взаимодействия.

В настоящее время внимание специалистов сосредоточено на разработке различных учебных компьютерных моделей, моделирующих сред и других видов программ для вычислительного эксперимента. Но студенты физической специальности педвуза на практике не имеют почти никакого представления о компьютерном моделировании физических систем и процессов, так как изучение моделирования не включено в курс физики для пединститутов.

Итак, анализ учебной, научной и методической литературы, а также практики обучения студентов физических специальностей педвузов выявил противоречие между необходимостью изучения основ моделирования и отсутствием этого раздела в курсе физики педагогических вузов.

Указанное противоречие подтверждает актуальность исследования и обосновывает его научную проблему, состоящую в поиске ответа на вопрос: как и при каких условиях возможно введение компьютерного моделирования в курс физики для студентов физической специальности педвуза.

Таким образом, нами была сформулирована следующая цель исследования: разработать методику обучения студентов физической т специальности педвуза компьютерному моделированию.

Объектом исследования является процесс обучения физике в педагогическом вузе при использовании персонального компьютера.

Предметом исследования: содержание и методика обучения студентов физической специальности педвуза основам компьютерного моделирования.

Гипотеза исследования.

Введение

спецкурса по компьютерному моделированию в процесс обучения физике окажет положительное влияние на качество знаний студентов физической специальности педвуза, на их мотивацию к избранной профессии, если он будет:

1) представлять собой совокупность детально разработанных компонентов, содержать теоретическую и практическую части;

2) предполагать использование компьютера на занятиях различным образом, начиная от обучающих программ и кончая непосредственным использованием его в лабораторном эксперименте;

3) содержать лабораторные и практические занятия с элементами компьютерного моделирования.

Цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы использования компьютерного моделирования в физическом эксперименте.

2. Определить возможности применения компьютерного моделирования при проведении занятий спецкурса в педагогическом вузе и занятий по физике в средней школе.

3. Разработать методику использования компьютерного моделирования при обучении физике в педагогическом вузе для студентов физической специальности.

4. Проверить эффективность влияния предлагаемой методики на качество знаний студентов, их мотивацию и на их готовность к использованию полученных знаний на практике.

Методологическуюоснову исследования составляют: фундаментальные труды, посвященные проблемам использования компьютеров на уроках физики (Анциферов Л.И., Бордовский Г. А, Извозчиков В. А, Кондратьев А. С., Лаптев В. В. и др.) — методике использования ЭВТ на занятиях по физике (Извозчиков В.А., Немцов А. А., Фокин М. П. и др.) — теоретическим обобщениям на основе модельных представлений (Корнев Г. П., Мултановский В. В., Непрокина Н. В. и др.) — идеи развития мотивации в процессе обучения (Чернова Ю.К., Ядов В.А.) — психологопедагогическим аспектам эффективности обучения (Коменский Я.А., Эльконин Д. Б. и др.).

В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ научной, публицистической, методической, учебной, психолого-педагогической, а также диссертаций по теме исследованиянаблюдение, беседы, интервьюирование, анкетирование, тестирование студентов физико-математических факультетов педвузовпроведение педагогического эксперимента по проверке основных положений исследованиястатистические методы обработки данных.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Подготовительный этап (1996;1997) — определение актуальности темы исследования, ее теоретическое осмысление, анализ литературы по избранной теме, выдвижение рабочей гипотезы, определение цели, задач, предмета, объекта, методов исследования.

Основной этап (1997;1999) — формулировка концептуальных положений, разработка спецкурса по основам компьютерного моделирования для студентов физической специальности педвуза, детализация каждого из его компонентов, апробация теоретических решений в выступлениях и публикациях, выявление результативности разработанной методики обучения.

Заключительный этап (1999;2000) — корректировка гипотезы исследования, уточнение содержания авторской программы, продолжение экспериментального обучения, обработка и анализ результатов педагогического эксперимента, оформление диссертационной работы.

Научная новизна заключается в том, что:

— предложено и осуществлено формирование представлений о моделировании у студентов физической специальности педвуза посредством введения в курс физики спецкурса «Основы моделирования»;

— разработана методика проведения спецкурса для студентов педагогического вуза физической специальности, основанная на построении физических, математических и компьютерных моделей явлений и процессов, комплексном анализе результатов исследования, позволяющая оптимизировать процесс овладения новыми знаниями, умениями и навыками практической деятельности.

Теоретическая значимость работы следующая: определены основные критерии эффективности использования компьютерного моделирования при обучении физикеисследована возможность создания организационно педагогических условий для максимального использования в практике обучения физике потенциальных преимуществ компьютерного моделирования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что все указанные теоретические положения доведены до уровня конкретных методических разработок, создан комплекс программ по разработке компьютерных моделей для ЭВМ, которые могут быть использованы в практике профессиональной подготовки будущих учителей физики в педагогическом вузе и для работы в школе.

Достоверность инаучная обоснованность результатов исследования обеспечена:

— выбором показателей эффективности предложенной методики проведения спецкурса с использованием компьютера;

— использованием разнообразных методов исследования, адекватных поставленным задачам;

— соблюдением основных педагогических требований к организации педагогического эксперимента;

— репрезентативностью выборки и положительными результатами педагогического эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

— компьютерное моделирование повышает эффективность обучения физике в педвузе, позволяет приблизить процесс обучения к решению реальных физических задач;

— содержание и методическое обеспечение спецкурса «Основы моделирования»;

— разработанные автором показатели эффективности реализации спецкурса.

Апробация исследования и его внедрение в практику работы осуществлялась на базе физического факультета Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета в течение 3-х лет (147 человек) и школ города (215 учащихся и 73 учителя физики).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 180 наименований, приложений, содержит 10 рисунков, 6 таблиц.

ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Исходя из научно-теоретических основ исследования, анализу которых была посвящена первая глава, нами сформулированы концептуальные положения и форма профессионально-направленного обучения студентов физической специальности педвуза основам компьютерного моделирования.

2. Разработанная форма обучения представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов: целей, содержания обучения, средств педагогической коммуникации, контроля и коррекции, направленных на получение планируемого конечного результата обучения.

3. Опытно-экспериментальная апробация предложенной модели состояла в выявлении ее эффективности по трем показателям, соответствующим поставленным целям обучения. Статистическая обработка и анализ полученных результатов позволяют сделать вывод об общей доступности содержания обучения и эффективности предложенной методики, обеспечивающей достижение поставленных целей обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования подтверждают верность положений выдвинутой гипотезы и достижимость поставленных задач и позволяют сделать следующие выводы.

1. Анализ научной, публицистической, методической, учебной литературы позволяют сделать вывод о значимости компьютерного моделирования в обучении физике и об отсутствии соответствующего раздела в курсе физики педвуза, что является серьезным недостатком профессиональной подготовки будущих учителей физики.

2. В диссертационной работе обоснована целесообразность использования компьютерного моделирования в современной системе физического образования и необходимость обучения этому будущих учителей физики.

3. Нами предложен спецкурс по компьютерному моделированию для студентов физической специальности педвуза. В работе детально обозначены все компоненты спецкурса: цели, задачи, содержание, средства педагогической коммуникации, контроль и коррекция, направленные на получение планируемого конечного результата обучения.

4.Опытно-экспериментальная апробация разработанного спецкурса и всесторонний анализ его результатов свидетельствуют о верности сформулированной гипотезы исследования и его концептуальных положенийреальности поставленных целей обучениядоступности разработанного содержания спецкурсаэффективности предложенной методики обучения студентов физической специальности педвуза основам компьютерного моделирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .А. Активизация самостоятельной работы студентов в системе семинарских и практических занятий по общей физике в педвузе: Дисс. канд. пед. наук. — Челябинск, 1984. — 202с.
  2. В. С. Научные проблемы тестового контроля знаний//М.: Исследовательский центр, 1994, 135с.
  3. С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика, 1985.
  4. Алгоритмы и программы восстановления зависимостей// Под ред. В. Н. Ванника -М.: Наука, 1984.
  5. Н.С. Учебно- исследовательская деятельность студентов педвуза: Дис. канд. пед. наук, — Киев., 1981.- 211с.
  6. . Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Книга I -Казань, 1996, — 565с.
  8. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1995.
  9. Н. М. Теоретические и экспериментальные основы технологии обучения студентов изобретательской и инновационной деятельности: Дис. док. пед. наук.- М., 1998.
  10. Ю.Анофрикова С. В. Совершенствование подготовки студентов-физиков педагогических институтов по школьному физическому эксперименту: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 15с.
  11. Л. И. Использование управляющей функции ЭВМ в физическом эксперименте// Использование физического эксперимента и ЭВМ в учебном процессе: сб. науч. тр.- Свердловск, 1987.- с.96−102.
  12. Л.И., Касьянова И. Н. Возможности сочетания знакового моделирования и демонстрационного эксперимента в условиях применения ЭВМ «Искра-226» // Физический эксперимент в школе.-Курск, 1984, — с. 75−87.
  13. Л.И., Касьянова И. Н. Использование возможностей ЭВМ для формирования у школьников обобщений при демонстрации опытов// Школьный эксперимент: Межвуз. сб. науч. тр.- Курск, 1986, — с. 44−57.
  14. Л. И. Кузнецов В. А.. Использование возможностей ЭВМ для прямых измерений физических величин в демонстрационном эксперименте// Физический эксперимент в школе.- Курск, 1984.- с. 62−75.
  15. А. Интенсификация лабораторно-практических занятий по физике с применением вычислительной техники в вузе: Дисс. канд. пед. наук. Ташкент, 1991.
  16. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1985.
  17. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
  18. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  19. Ю.К. Рациональная организация уч. дея.-ти, — М.: Знание, 1981.
  20. Батюкова 3. И., Егорова Л. И. О пакете обучающих программ на тему «Движение под действием силы тяжести"// Физика в школе.-1986, — № 4.- с.72−73.
  21. B.C. Педагогика: Учебник для инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург: Изд-во Свердловского инж-пед. института, 1993.- 320 с.
  22. И.Л. Теоретические основы методической подготовки учителя физики к профессиональной деятельности как к творческой в условиях педвуза: Дис. док. пед. наук.-Челябинск, 1996.
  23. Бем А. Я., Федотов Е. А., Шамало Т. Н. Роль, функции дидактические возможности ЭВМ при проведении физического практикума в ср. школе.// Школьный физический эксперимент: Межвуз. сб. науч. тр.-Курск, 1986-с. 102−114.
  24. В.П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988, — 160 с.
  25. В.А. Формирование приемов умственной деятельности на основе эксперимента учащихся по физике: Дис. канд. пед. наук,-Куйбышев, 1967,-299 с.
  26. М.Е. Дидактические основы контроля профессиональных знаний учащихся: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1989. — 355с.
  27. М.А. Совершенствование самостоятельной работы в методической подготовке будущего учителя физики: Дис. канд. пед. наук.-М., 1979.-212с.31 .Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству, — М.: Знание, 1981.
  28. А.И. Концепции современного естествознания. Тольятти: Издательство фонда «Развитие через образование», 1998, — 304с.
  29. В. В., Дунин С. М. Когда оживает физика//Информатика и образование, 1998, № 4, 17с.
  30. А.И. Методика преподавания физики в средней школе. М.: Просвещение, 1981,-288с.
  31. Э.В. Задачи по физике для компьютера: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1991.
  32. Е.И., Кондратьев А. С., Лаптев В. В. и др. Использование ПК при изучении динамики и законов сохранения, — СПб., 1993.
  33. Е.И., Кондратьев А. С., Лаптев В. В. и др. Использование ПК при изучении кинематики, — СПб., 1994.
  34. Е.И., Кондратьев А. С., Лаптев В. В. и др. Использование ПК при изучении основ физики колебаний, — СПб., 1994.
  35. А.А., Феофанов С. А. Компьютер на олимпиаде по физике// Физика в школе.- 1995.-№ 4.-с.76.
  36. Д., Паперт С. Компьютеры в обучении// Polytika.-1983.-№ 5.-с.З.
  37. А.Н., Кулагин С. А., Угаров В. В. Моделирование фундаментальных физических опытов на персональной ЭВМ// Физика в школе, — 1987 № 3, — с.44−46.
  38. Ю. Ю. Изучение процессов восприятия и переработки информации человеком в школьном курсе информатики: Дис.конд. пед. наук.-М., 1998.
  39. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  40. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т./ Гл. ред. А.В. Запорожец- Детская психология. Т.4/ Ред. Д. Б. Эльконин М.: П., 1984.
  41. Г. Н., Плис В. И. Использование ЭВМ в курсе физики. // Сб. науч. -мет. ст. по физике. М.: Высшая школа, 1983.-№ 13.-c.6−10.
  42. П.Я., Талызина И. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий// Вестник Московского университета: Серия 14. Психология. 1979,-№ 4.
  43. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.- 264с.
  44. В.П. Горизонты науки// Физика в школе,-1970.-№ 1 .-с. 14.
  45. И.Н. Решение учебных творческих задач по физике с использованием ЭВМ// Физика в школе. 1993, № 1.-с.35−37.
  46. Ф.Н. Книга об учителе. М.: 1965.
  47. А.А. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 2000. -208с.
  48. В.Г. Концепции современного естествознания и техники: Учебное пособие. М.:ИНФРА, 2000. — 608 с.
  49. М.И., Краспянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях— М.: Педагогика, 1977.
  50. Г. А. Компьютерная модель опыта Резерфорда//Физика в школе, 1996, № 6, 49с.
  51. X., Тобочник Я. Компьютерное моделирование в физике: в 2-х частях- М.: Мир, 1990.
  52. В.В. Виды общения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972.
  53. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
  54. А. В., Поваляев О. А., Ярошевский М. Л. Плавление и отвердевание тел//Физика, 1998, № 17, 12с.
  55. А. В., Поваляев О. А., Ярошевский М. Л. Испарение жидкости//Физика, 1998, № 20, 12с.
  56. А. В., Поваляев О. А., Ярошевский М. Л. Изменение внутренней энергии при сжатии и расширении газа//Физика, 1997, № 20, 12с.
  57. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики./ Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-304с.
  58. Т.Н. Расчет электрических аппаратов с применением ЭВМ.-М., 1989.
  59. Дурай-Новакова К. И. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-М., 1983.-32с.
  60. А. А. Новые технологии проведения школьного естественнонаучного эксперимента//Информатика и образование, 1998, № 4, 13с.
  61. Л.И. Методические рекомендации по планированию и структуре современного урока физики. Л., 1981.
  62. А.А., Мудров А. Е. Применение машинной графики в лаб. Практикуме по теории колебаний// ЭВМ в учебном процессе вуза: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск, 1987.
  63. М. Г., Хвостов Д. В. Цикл лабораторных работ «Моделирование на ЭВМ неравновесных процессов в газе.» //сб. науч.- мет. ст. по физике-Вып. 15.-М.: Изд-во МПИ, 1985-с. 34−46.
  64. A.M. Практические занятия по общей физике и их роль в подготовке учителя: Дис. канд. пед. наук. М., 1974. — 193с.71 .Занков JI.B. Обучение и развитие. М., 1975.
  65. Д. М. Лабораторные работы исследовательского характера//Физика в школе, 1994, № 3, 52−54с.
  66. В. А. Дидактические основы компьютерного обучения физике: Учебное пособие. М., 1987.
  67. В. А., Маркова И. В. Школьники изучают ЭВМ// Физика в школе, — 1984, — № 4, — с.28−38.81 .Изучение физики в школах и классах с углубленным изучением предмета: Методические материалы.- М.: Прогресс, 1976.
  68. В.Е., Кочеев А. А. Некоторые аспекты концепции использования ЭВМ в учебном процессе// ЭВМ в учебном процессе вуза: Межвуз. сб. науч. тр.- Новосибирск, 1987.
  69. Т. А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента,— М.: Знание, 1975.
  70. В. П. Некоторые тенденции применения ЭВМ в курсе общей физики // Методы и средства эффективного использования выч. систем.-Сб. науч. тр.- Мю, 1989,-с. 68−76.
  71. Исследование проблем психологии творчества.: Сб. науч. ст./ Ред. Я. А. Пономарев.- М.: Наука, 1983.
  72. А. А. Тестирование студентов: достоинства и недостатки//Педагогика, 1999, № 2, 66с.
  73. .Б. Динамика и информация // Успехи физических наук, 1994, — Т.164.- № 5, — с. 449−530.
  74. И.И. Теоретические основы формирования педагогической направленности мышления учителя в системе профессионального образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М&bdquo- 1992.
  75. С.Е., Солодухин Н. Я. Модели и аналогии в курсе физики средней школы.- М.: Просвещение., 1982.
  76. С.Е. Применение аналогий в курсе физики средней школы: Дис.канд. пед. наук.-М., 1959.
  77. С.Т. Влияние профессионально-педагогической направленности обучения на формирование педагогического мышления будущих учителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1988.
  78. С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.
  79. Ю. Г., Баум Б. А. К вопросу применения ЭВМ на лекциях по общей физике// ТСО И методика преподавания физики в техн. Вузах, — Свердловск, 1984, — с. 12−14.
  80. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования/ Под. ред. М. И. Скаткина, В. В. Краевского.- М.: Педагогика, 1978.
  81. К. К. Исследование зависимости сопротивления от температуры//Физика в школе, 1994, № 1, 28с.
  82. Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз- 1955.
  83. Компьютерные модели в школьном курсе физики/ Методические рекомендации. J1., 1991.
  84. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  85. А. С., Лаптев В. В. Физика и компьютер.- Л., 1989.
  86. Л. С. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения/ТПедагогика, 1999, № 2, 46с.
  87. Г. П. Специальный физико-математический курс. -Тольятти: ТолПИ, 2000. 504 с.
  88. Г. П., Непрокина И. В. Физические модели. Тольятти: ТфСГПИ, 1993.- 105 с.
  89. А. М. Познание и деятельность,— М.: Политиздат, 1981.
  90. Г. Л., Ткаченко О. А., Ткаченко В. А. Интерактивное решение задач в курсе квантовой механики.// Автоматизация научных исследований, обучения и управления в вузах: Межвуз. сб. науч. тр.- Новосибирск, 1986-с. 87−98.
  91. З.Н. Совершенствование методической подготовки студентов-физиков в педвузах республики Казахстан: Дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 255с.
  92. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л.: 1985.
  93. А. И., Листопад Н. И., Воротницкий Ю. И. Информационные технологии в системе высшего образованияУ/Информатика и образование, 1999, № 3, 21с.
  94. И. Я. Методика формирования познавательного интереса школьников в процессе обучения физике: Дис.док. пед. наук. -Л., 1986.
  95. В.В. Современная электронная техника в обучении физике в школе. Л., 1988.
  96. В.В. Теоретические основы методики использования современной электронной техники в обучении физике в школе: Дис.докт. пед. наук. Л., 1989.
  97. В. Ф. О тестах российских по физики слово//Физика, 1998, № 12, 16с.
  98. Н.Д. Книга об учителе. М., 1965.
  99. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х частях./ Ред. В. В. Давыдов.- т. 1.- М.: Педагогика, 1983.
  100. И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть// Новое в жизни науки и техники. Серия «Педагогика и психология», 1978, — № 1.
  101. И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М.: Знание, 1980.
  102. В. Н. Теоретико-методические проблемы повышения квалификации преподавателей физики системыпрофессионально-технического образования: Дис.конд. пед. наук,-Тольятти, 1996.
  103. В.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  104. Люк Ю. Специальные математические функции и их аппроксилации, — М.: Мир, 1980.
  105. О. А., Лялин С. О. ИМС «Уроки физики» //Информатика и образование, 1997, № 2, 36с.
  106. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М: Просвещение, 1987.
  107. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения,-М.: Просвещение, 1988.
  108. А.К. Концепция учебной деятельности школьников// Вопросы психологии, — 1981.-№ 6.-с. 13−26.
  109. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя, — М.: Просвещение, 1983.
  110. О.Б. Глобальные компьютерные телекоммуникации в работе учителей физики и естествознания: Дис.канд. пед. наук. -М&bdquo- 1998.
  111. Межпредметные связи курса физики в средней школе./ Под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева, — Просвещение, 1987.
  112. Мы учим находить ответы//Знание -сила, 1999, № 8, 89−96с.
  113. Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?//Педагогика, 1997, № 3, 20с.
  114. А. А. Эксперименты в структуре физической теории//Физика в школе, 1994, № 2, 57−63с.
  115. А. А. Компьютерные модели и вычислительны* эксперимент в шк. курсе физики: Дис.докт. пед. наук. СПб., 1992.
  116. О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе.-М.: Просвещение, 1988.
  117. Пак Н. И., Филиппов В. В. О технологии создания компьютерных тестов//Информатика и образование, 1997, № 5, 19с.
  118. Персональный компьютер и повышение эффективности обучения механике в школе/ Методические рекомендации.- Л., 1988.
  119. В. Г., Газарян Р. М., Сидоренко Д. А. Моделирование лабораторных работ физического практикума//Информатика и образование, 1999, № 2, 59с.
  120. . Избранные психологические труды. Пер. с фр.- М.: Просвещение, 1969.
  121. Практикум по физике в средней школе: Дидактический материал./ Под ред. В. А. Бурова, Ю. И. Дика.- М.: Просвещение, 1987.
  122. Практикум по физике в средней школе: Дидактический материал./ Под ред. А. А. Покровского, — М.: Просвещение, 1977.
  123. Д. Е. Методические основы курса «Новые информационные технологии в образовании» для педагогических вузов (направление «Естествознание»): Дис.конд. пед. наук.- С-Пб., 1998.
  124. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения./ П. Я. Гальперина, Н. Р. Талызиной, З. А. Реметовой.- М.: МГУ, 1979.
  125. В. Р. Как исследуют вещества.//Б-ка «Квант».- Вып. 72.-1989.-c. 5−9.
  126. И.А. Система воспитания познавательных сил школьников.- Казань: КГПУ, 1975.
  127. В.Н., Журавлева Н. И., Смола М. И. Моделирование на ЭВМ движения тела в поле тяготения// Сб. науч.-мет. ст. по физике, — Вып. 15.-1989.-c.50−52.
  128. В. Г. Преподавание физики в условиях гуманизации образования //Педагогика, 1998, № 6, 102−111с.
  129. И.В. Компьютер на уроках физики// Физика в школе, — 1985, — № 3, — с.51−56.
  130. В. Г. Методология совершенствования преподавания физики// Физика в школе.- 1983.- № 3.- с. 10−17.
  131. А. И. Новый подход к взаимосвязи истории информации и культуры: пример России // Вопросы философии, 1994, № 4.
  132. Н. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования // М.: Школа-пресс, 1994,205с.
  133. И.В. Курс общей физики. Т. 2, — М.: Наука, 1988.
  134. А.А. Неизбежность новой метдологии// Математика и методологическое обновление науки/ Коммунист.-1989.-№ 1.- с. 84−92.
  135. А. А. Предисловие// Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент.-М.: Наука, — 1988.- с. 3−15.
  136. Д.В. Общий курс физики: В % т. М.: Наука, 1980.
  137. Т. А. Программно-методическое обеспечение курса ОИВТ на естественнонаучных факультета педвуза:: Дис.канд. пед. наук.- М., 1998.
  138. Ф. А., Кренцис Р. П. Компьютерное и видеосопровождение уроков физики//Физика в школе, 1996, № 4, 23−25с.
  139. А.О., Тарасов В. А. Классификационные методы оценки знаний учащихся,— Л.: J11 ИИ, 1975.
  140. Современный урок физики в средней школе. // Под ред. В. Г. Разумовского, Л. С. Хижняковой.- М.: Просвещение, 1983.
  141. В. К. Подготовка учителя-предметника в системе повышения квалификации к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности: Дис.док. пед. наук, — Тамбов, 1997, — 212 с.
  142. М. И. Психология восприятия на уроке физики//Физика в школе, 1996, № 4,70−74с.
  143. .Е., Коржавина О. А. Численный эксперимент в практикуме по общей физике// Использование физического эксперимента и ЭВМ в учебном процессе: Сб. науч.тр.-Свердловск, 1987-с. 102−112.
  144. .Е., Минина Е. Е. Кувт-86 в школьном курсе физики.- Свердловск, 1991.
  145. С. А. Грамотность в компьютерный век// Педагогика, 1995, № 1.
  146. И.Ф. Управление процессом усвоения знаний,— М.: МГУ, 1984.
  147. О.А. Принципы программированной реализации пакета КВАНТ. // ЭВМ в учебном процессе вуза: Межвуз. сб. науч. тр.- Новосибирск, 1987.
  148. Требования к знаниям и умениям учащихся: Дидактический анализ./ Под ред. А. А. Кузнецова.- М.: Педагогика, 1987.
  149. А.В., Вологоцкая З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе,— М.: Просвещение, 1984.
  150. С.А. Растим инженера в.школе// Петербургский журнал электроники, — 1994, — № 2, — с. 78−81.
  151. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: Дидактический материал./ Под ред. Ю. И. Дика, О. Ф. Кабардина, — М.: Просвещение, 1983.
  152. М.П. Построение и использование компьютерных моделей физических явлений в учебно-воспитательном процессе.: Дис.канд. пед. наук. М., 1989.
  153. С. А. Мультимедиа в образовании/ЛСомпьютер пресс, 1996, № 8,7−1 Ос.
  154. Р.Ю. Применение вычислительной техники как средства активизации познавательной деятельности школьников на уроках физики: Дис.канд. пед. наук. Баку, 1989.
  155. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе,— М.: Просвещение, 1979.
  156. ЭВМ в курсе общей физики/ Булкин П. С., Волков Б. И., Воронцов М. А. и др./ Под ред. А. Н. Матвеева.- М.: МГУ, 1982.
  157. ЭВМ в физическом практикуме. Учебное пособие/ Васина Г. И., Вершинина Н. И., Машуков А. В. и др.- Красноярск.: КГУ, 1988.
  158. А. Физика и реальность.- М.: Наука, 1965.
  159. Д.Б. Избранные психологические труды./ Ред. В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, — М.: Педагогика, 1988.
  160. А.Ф. Активизация учебно- познавательной деятельности студентов.- М.: Высшая школа, 1982.
  161. С. Г. Методика формирования готовности учащихся школ физико-математического профиля к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды: Дис.канд. пед. наук, 1. Тамбов, 1998
  162. .Н., Детлаф А. А. Справочник по физике,— М.: Наука, 1990.
  163. Coulson C.A., Valence, Oxford University Press, 1965.
  164. Glaeser R.M., Coulson C.A., Trans. Faradey Soc., 1965.
  165. Kauzmatm.W., Quantum Chemistry, Academik Press, New York, 1964.
  166. Wagon Stan. Mathematics in Action.- W.H. Freeman, N. York, 1991.
Заполнить форму текущей работой