Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Состояние здоровья и оптимизация медицинской помощи студентам вузов г. Магнитогорска в новых социально-экономических условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс реорганизации АНО МСЧ путем присоединения к ней студенческой поликлиники позволил решить финансовые проблемы студенческой поликлиники, сохранить отработанную систему медико-социальной помощи студентам, создать комплексные оздоровительные программы по студенчеству с учетом опыта промышленной медицины по проведению мониторинга здоровья работников промышленных предприятий и медицинских… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ (актуальность проблемы)
  • Глава 1. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ)
  • Глава 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
    • 3. 1. Медико-социальная характеристика студентов вузов г. Магнитогорска
    • 3. 2. Физическая активность студентов
    • 3. 3. Самооценка собственного здоровья и медицинская активность студентов
  • Глава 4. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Г. МАГНИТОГОРСКА
    • 4. 1. Характеристика общей и первичной заболеваемости по обра-ращаемости студентов за период с 2001 по 2005 гг
    • 4. 2. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности студентов г. Магнитогорска
    • 4. 3. Продолжительная утрата трудоспособности студентов (академические отпуска)
    • 4. 4. Заболеваемость студентов по данным профилактических медицинских осмотров
  • Глава 5. ОРГАНИЗАЦИОННО — ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ ВУЗОВ В
  • НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
    • 5. 1. Проблемы реформирования студенческой поликлиники
    • 5. 2. Организационно-правовые основы функционирования студенческой поликлиники г. Магнитогорска
    • 5. 3. Организационно-функциональная модель функционирования студенческой поликлиники

Состояние здоровья и оптимизация медицинской помощи студентам вузов г. Магнитогорска в новых социально-экономических условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Проблема здоровья студентов является особенно актуальной в характерных для текущего периода сложных социальных и экономических условиях. Студенты высших учебных заведений являются будущим социально-экономическим, интеллектуальным, творческим потенциалом страны.

Вместе с тем, студенчество можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы современных студентов накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства.

Исследования А. М. Дюкаревой (1980, 1993), О. В. Грининой, Д. И. Кичи (1995), А. В. Ляховича (1998), Г. И. Куценко, Л. Г. Розенфельд (2001), ИП. Кругляковой (2004) содержат убедительные доказательства ухудшения состояния здоровья студентов с отрицательной динамикой его за период обучения в вузе, высоких показателей и темпов прироста заболеваемости, распространения негативных тенденций в образе жизни студентов.

Студенчество относится к группе повышенного риска, так как условия современной жизни ведут к тому, что студенты в период обучения в высшей школе испытывают воздействие целого комплекса средовых факторов, негативно влияющих на состояние их физического, психического и репродуктивного здоровья. Среди этих факторов не последнюю роль играют постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, информационный стресс, недостаточная материальная обеспеченность, необходимость совмещать учебу с работой, частые нарушения режима труда, отдыха и питания. Снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, способствует распространению саморазрушительных видов поведения, таких, как курение, потребление алкоголя, наркотических и психоактивных веществ.

В настоящее время существует очевидная диспропорция между большим количеством работ, посвященных исследованиям физиологического статуса студентов в течение повседневной учебной деятельности, влиянию вредных привычек на здоровье и ограниченным числом исследований, посвященных оптимизации медицинской помощи студенчеству в новых социально-экономических условиях. Вопросы научного обоснования и практического решения проблем организации медицинской помощи студентам, их лечения и оздоровления к настоящему времени недостаточно изучены и носят дискуссионный характер.

В связи с изменившейся экономической ситуацией, проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи сложна и многогранна, современные социально-экономические условия не создают благоприятной почвы для соблюдения здорового образа жизни. Здоровье студенческой молодежи является необходимым условием приобретения профессиональных знаний. В документе «Здоровье-21: Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ» сформулированы задачи 21 века, в т. ч. определена задача № 4 — сохранение здоровья молодежи.

Анализ научных работ по проблемам студенческой молодежи, факторов, его определяющих, подтверждает необходимость углубленного исследования состояния здоровья студентов, его мониторинга и прогнозирования, разработки комплексных мер по укреплению здоровья студентов на основе информационных систем, а также разработки новых функциональных моделей организации медицинской помощи студентам вузов. Важность переосмысления существующих организационных форм оказания медицинской помощи студенчеству с позиций ее доступности, оценки, эффективности и других составляющих явилось основанием для выбора темы настоящей диссертационной работы.

Поэтому, учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным проведение исследования, посвященное изучению состояния здоровья студенческой молодежи, как особой социальной группы, объединенной определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни. Местом проведения исследования выбран г. Магнитогорск.

Поиск наиболее оптимальных путей управления здоровьем студентов и определили цель и задачи данного исследования.

Цель исследования — на основе комплексного медико-социального исследования образа жизни и здоровья студенческой молодежи обосновать модель организации медицинской помощи студентам вузов в новых социально-экономических условиях.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Проанализировать проблему по данным отечественных и зарубежных авторов, разработать план и программу собственного исследования.

2. Представить медико-социальную характеристику студентов, их образ жизни, физическую активность, самооценку собственного здоровья и удовлетворенность медицинской помощью.

3. Провести анализ общей и первичной заболеваемости по обращаемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, длительной утратой трудоспособности (академические отпуска) и по данным профилактических медицинских осмотров.

4. Проанализировать организационно-правовые основы деятельности студенческой поликлиники, проблемы ее реформирования и разработать организационно-функциональную модель поликлиники в составе автономной некоммерческой организации.

Научная новизна исследования.

Проведенный анализ источников научно-практической литературы показал, что вопросы научного обоснования и практического решения проблем организации медицинской помощи студентам не имеют четкого организационно-правового решения. Это послужило основанием для выбора темы настоящей диссертационной работы, в которой впервые:

— представлен комплексный анализ заболеваемости и образа жизни студентов на основе объективных критериев и субъективного мнения исследуемого контингента за 5-летний период в новых социально-экономических условиях;

— разработана и внедрена организационно-функциональная модель студенческой поликлиники в г. Магнитогорске в составе автономной некоммерческой организации.

Научно-практическая значимость исследования.

Определена медико-социальная характеристика студентов, выявлены особенности образа жизни и здоровья студенческой популяции.

Предложена и апробирована организационно-функциональная модель медицинской помощи студентам вузов.

Разработанная новая модель функционирования студенческой поликлиники в составе автономной некоммерческой организации позволила расширить возможности диагностики, лечения и реабилитации студентов.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Изучение образа жизни, физической и медицинской активности студентов вузов г. Магнитогорска позволило установить распространение таких негативных тенденций как табакокурение, употребление спиртных напитков, наличие низкой физической и медицинской активности, что определяет необходимость в условиях реформы здравоохранения организации им медицинской помощи в форме студенческих поликлиник.

2. Анализ общей и первичной заболеваемости студентов по обращаемости показал, что общая заболеваемость имеет тенденцию к росту. Первичная заболеваемость имеет тенденцию к снижению вследствие необращаемости студентов при легком течении заболеваний, что подтверждается данными социологического исследования: каждый третий студент не обращается за медицинской помощью, а 2/3 студентов обращаются только при тяжелых заболеваниях.

3. Снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности за 2001;2005 гг. свидетельствует не о позитивных тенденциях, а, напротив, объясняется интенсивностью учебного процесса, что вынуждает студентов приступать к учебе в стадии незавершенного лечения, обусловливая хронизацию процесса уже в студенческом возрасте или даже необходимость оформления академических отпусков.

4. По результатам исследования предложена и внедрена новая организационно-функциональная модель студенческой поликлиники в составе автономной некоммерческой организации, что обеспечило сохранение структуры и основных функций студенческой поликлиники, решение проблем финансирования, использование современных медицинских технологий промышленной медицины по проведению мониторинга здоровья студентов путем регулярных медицинских осмотров, повышения качества оказываемой медицинской помощи.

Публикации и апробация результатов исследования.

По результатам исследования опубликовано 8 научных работ, в том числе 4 в изданиях, включенных в Перечень ВАК. Основные положения исследования представлены, доложены и обсуждены на VI-ой, УП-ой международных научно-практических конференциях «Здоровье и образование в XXI веке» (Москва, РУДН, 2005, 2006), на научных совещаниях и конференциях регионального и областных уровней. Апробация диссертации проведена на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова (протокол № 2 от 21.03.2007 г.).

Объем и структура работы.

Диссертационное исследование изложено на 165 страницах машинописного текста, состоит из введения, 5-ти глав с изложением результатов исследования, заключения, выводов, предложений, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована 32 таблицами и 11 рисунками. Указатель литературы содержит 215 источников, в том числе 18 зарубежных.

ВЫВОДЫ.

1. При анализе данных образа жизни студентов установлено увеличение распространения вредных привычек среди студентов от 1-го курса к последнему: курение на 29,7%, злоупотребление алкоголем на 47,6%, прием наркотических веществ на 32,0%. Отмечен значительный рост злостных курильщиков среди мужчин в 4,8 раза, выкуривающих 20 и более сигарет в сутки. Эти данные свидетельствуют об отсутствии положительных тенденций в среде студенческой молодежи по борьбе с вредными привычками.

2. Из особенностей образа жизни студентов отмечено: устают после занятий 74,5 из каждых 100 респондентов, каждый второй студент испытывает стрессы и нервные перегрузкикаждый третий — не соблюдает режим питания, с трудом засыпают 35,4 студента на 100 опрошенных, при этом каждый пятый спит менее 6 часовкаждый четвертый — ощущает свое одиночество. Это свидетельствует о низкой адаптации студентов к изменившимся условиям жизни, а также объясняет низкую мотивацию по соблюдению принципов здорового образа жизни.

3. По данным проведенного исследования у студенческой молодежи прослеживается тенденция снижения физической активности от младших курсов к старшим: в 3,9 раза увеличивается число студентов, не занимающихся физкультурой и спортом. Основная масса студентов имеет двигательную активность, не соответствующую их возрастной категории: оптимальную физическую активность имеет только каждый пятый студент.

4. При социологическом исследовании выявлено, что каждый третий студент г. Магнитогорска отмечает у себя наличие хронической патологии (35,7 на 100 респондентов). По субъективной оценке собственного здоровья каждый четвертый студент вуза отметил у себя наличие болезней зубов, глаз, органов пищеварения.

5. За медицинской помощью при всех случаях заболевания обращаются 18,8 из 100 студентов, а 67,7 из 100 респондентов обращаются за медицинской помощью только при тяжелых состояниях. Каждый десятый в случае заболевания не обращается к врачу.

6. При обращении за медицинской помощью каждый четвертый студент не выполнял предписания врача по причинам: «организм сам справится» и из-за напряженного режима обучения (26,8 и 26,2 на 100 респондентов соответственно) — каждый пятый — из-за недостатка денег на лечение (20,9 на 100 респондентов) — каждый шестой — по причине неорганизованности (17,2 на 100 респондентов). Невыполнение предписания врача является одним из проявлений недостаточной медицинской активности, недооценки значимости сохранения собственного здоровья.

7. Состояние здоровья студентов вузов г. Магнитогорска за пятилетний период в новых социально-экономических условиях характеризовалось увеличением уровня общей заболеваемости по обращаемости с 789,6 до 824,4 случаев на 1000 студентов и снижением первичной заболеваемости с 445,2 до 412,2 случаев на 1000 студентов. В структуре общей заболеваемости по обращаемости ведущими классами заболеваний являются болезни органов дыхания, глаза и его придаточного аппарата, мочеполовой системы, которые составляют около половины (48,7%) всей регистрируемой патологии при обращении студентов. В структуре первичной заболеваемости ведущими классами заболеваний являются болезни органов дыхания, мочеполовой системы, травмы и отравления, которые составляют более половины (52,6%) всей впервые выявленной патологии у студентов.

8. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности в случаях снизилась с 12,3 случаев в 2001 г. до 9,1 случая на 100 студентов в 2005 г. Показатель числа дней нетрудоспособности за этот промежуток времени снизился с 117,1 до 74,2 дня на 100 студентов соответственно, а длительность одного случая снизилась на 13,7% (с 9,5 до 8,2 дней соответственно).

Студенты приступают к учебе в стадии незавершенного лечения, обуславливая хронизацию процесса уже в студенческом возрасте.

9. Созданная и апробированная в г. Магнитогорске новая организационно-функциональная модель функционирования студенческой поликлиники, является первым опытом по трансформации бюджетного учреждения в автономную некоммерческую организацию, она позволила решить финансовые проблемы поликлиники, использовать современные медицинские технологии промышленной медицины для диагностики, раннего выявления и предупреждения заболеваний у студентов, повысить уровень качества медицинской помощи студенчеству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема образа жизни и здоровья студентов является актуальной в современных социально-экономических условиях. От состояния здоровья этой категории населения во многом зависит здоровье будущего поколения. Здоровье студентов, наряду с их социальной зрелостью, является необходимым условием обучения в вузе, а следовательно, и высокой профессиональной пригодности. Студенты составляют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни, со своими ценностями, установками, эталонами поведения.

Данные обзора литературы позволили установить, что условия современной жизни ведут к тому, что студенты вынуждены адаптироваться к комплексу новых факторов, среди которых не последнюю роль играют постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, информационный стресс, недостаточная материальная обеспеченность, необходимость совмещать работу с учебой, частые нарушения режима труда, отдыха и питания. Снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, способствует распространению саморазрушительных видов поведения, таких, как курение, потребление алкоголя, наркотических и психоактивных веществ.

В современных условиях в связи с изменившейся экономической ситуацией проблема сохранения и укрепления здоровья требует нового подхода гарантированного обеспечения студенческой молодежи качественной медицинской помощью, поиска новых форм ее организации, разработки особой модели управления здоровьем студентов.

Вопросы научного обоснования и практического решения проблем организации медицинской помощи студентам, их лечения и оздоровления к настоящему времени недостаточно изучены и носят дискуссионный характер.

Анализ научных работ по проблемам студенческой молодежи, факторов, его определяющих, подтверждает необходимость углубленного исследования состояния здоровья студентов, его мониторинга и прогнозирования, разработки комплексных мер по укреплению здоровья студентов на основе информационных систем, а также разработки новых функциональных моделей организации медицинской помощи студентам вузов.

Все вышеуказанное определило актуальность, цель и задачи проведенного диссертационного исследования по изучению образа жизни и здоровья, оптимизации медицинской помощи студентам вузов в новых социально-экономических условиях. Базой для исследования явился г. Магнитогорск, а объектом — студенты вузов.

Основными критериями оценки образа жизни и здоровья студентов вузов при проведении социологического исследования служили медико-социальная характеристика, физическая активность, самооценка собственного здоровья и медицинская активность.

Итоги социологического исследования образа жизни и здоровья студентов, проведенного с помощью метода анкетирования, свидетельствуют, что от первого к последнему курсу увеличивается подверженность студентов воздействию факторов риска, сохраняется низкая мотивация среди студентов по соблюдению принципов здорового образа жизни.

К ним относятся:

— нарушение режима питания;

— распространенность вредных привычек;

— нарушение сна, переутомления, нервные перегрузки и стрессынизкая физическая активность, отсутствие потребности в закаливающих процедурах;

— низкая медицинская активность.

Студенты последних курсов в отличие от первокурсников оценивают свое здоровье более негативно, что обусловлено накоплением патологии за годы обучения в вузе. Показатель оценки собственного здоровья ниже среди студентов, ведущих нездоровый образ жизни.

О наличии у себя хронических заболеваний отмечает каждый третий студент. При этом в студенческой среде преобладает удовлетворенность собственным здоровьем: каждый второй студент считает свое здоровье хорошим.

Однако, анализ общей и первичной заболеваемости свидетельствует о широком распространении среди студентов болезней органов дыхания, глаза и его придаточного аппарата, мочеполовой системы, костно-мышечной системы. Это указывает на несоответствие оценки своего здоровья и имеющейся патологии у студентов, а отсюда — причисление себя к здоровым студентам.

Заболеваемость студентов с временной утратой трудоспособности за пятилетний период снизилась в случаях и в днях. Рост общей заболеваемости, снижение показателя средней длительности случая утраты трудоспособности по всем анализируемым классам свидетельствуют, что студенты не в полной мере реализуют свое право на освобождение от занятий по поводу заболеваний. Это может быть обусловлено особенностями учебного процесса, высокими требованиями деканатов к посещению занятий, введением платы за отработку пропущенных занятий, несвоевременной сдачей зачетов и экзаменов. Другой причиной, вероятно, является низкая медицинская активность молодежи, недооценка ими необходимости лечения до полного выздоровления. Поэтому установленный уровень утраты трудоспособности лишь отчасти отражает истинную заболеваемость студенческой молодежи.

При оценке длительной утраты трудоспособности отмечено уменьшение количества предоставленных академических отпусков по состоянию здоровья. Основными заболеваниями, по поводу которых оформлялись академические отпуска оказались болезни органов дыхания, травмы и отравления, психические расстройства, на долю которых приходится более половины всех случаев предоставленных академических отпусков. Среди студентов 1-го курса, получивших академический отпуск, более половины студентов болели хроническими заболеваниями до поступления в вуз.

При проведении профилактических медицинских осмотров студентов выявляемый уровень заболеваемости имел тенденцию к снижению, но и при этом превышал уровень заболеваемости по обращаемости, что указывает на эффективность проводимых медицинских осмотров. Во все годы исследуемого периода по частоте выявления ранговые места занимали терапевтическая, офтальмологическая и хирургическая патология. При оценке по группам здоровья отмечается снижение частоты первой группы здоровья за счет увеличения частоты второй группы. Существенного увеличения студентов третьей группы здоровья не отмечается.

Актуальным является научный поиск и обоснование путей совершенствования организации медицинской помощи студентам, необходимость переосмысления существующих организационных форм оказания медицинской помощи студенчеству с позиций ее доступности, оценки, эффективности и других составляющих.

В г. Магнитогорске впервые создана новая организационно-функциональная модель функционирования студенческой поликлиники, что является первым опытом по трансформации бюджетного учреждения в автономную некоммерческую организацию. Этому предшествовали изменившиеся условия при внедрении рыночных механизмов в российской экономике, что привело к резкому снижению финансовой помощи поликлинике со стороны вузов, городского бюджета, ограничению финансовых средств по ОМС на приобретение медицинского оборудования и обучение медицинского персонала. Поиску новой формы функционирования студенческой поликлиники способствовал опыт работы одного из крупнейших лечебно-профилактических учреждений города — МСЧ администрации города и ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Наличие двух учредителей (городской администрации и ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат») позволило МСЧ использовать возможности муниципальной больницы и сохранить все преимущества тесных связей с предприятием.

Процесс реорганизации АНО МСЧ путем присоединения к ней студенческой поликлиники позволил решить финансовые проблемы студенческой поликлиники, сохранить отработанную систему медико-социальной помощи студентам, создать комплексные оздоровительные программы по студенчеству с учетом опыта промышленной медицины по проведению мониторинга здоровья работников промышленных предприятий и медицинских осмотров. В условиях одного лечебно-профилактического учреждения обеспечено оказание специализированной медицинской помощи студентам вузов. За счет проведенных организационных мер стали доступны для студентов технологии промышленной медицины, что является чрезвычайно важным, учитывая высокую степень распространенности «экологически обусловленной» патологии в структуре заболеваемости населения города. Кроме того, обеспечена максимальная преемственность в оказании медицинской помощи студентам за счет использования возможностей диагностического центра, стационара для студентов, лечебной и реабилитационной базы поликлиник МСЧ.

В настоящее время нет однозначно принятой модели организации медицинской помощи студентам. Незначительное число вузов имеет свои собственные медицинские учреждения, чаще обслуживающие небольшое число студентов, что не позволяет создать в них оптимальную структуру с достаточной мощностью.

Во всех случаях возможность оказания качественной медицинской помощи в большей степени определяется организационно-правовой структурой ЛПУ.

По нашему мнению, студенческая поликлиника должна быть представлена многопрофильным специализированным лечебно-профилактическим учреждением, способным оказывать медицинскую помощь на всех этапах, а также осуществлять комплекс профилактических мероприятий.

В г. Магнитогорске создание новой организационно-функциональной модели функционирования студенческой поликлиники произошло в результате согласования интересов администрации города, руководства Магнитогорского металлургического комбината, руководства всех высших учебных заведений.

За период с 2003 по 2005 гг. (в условиях работы в АНО) темп прироста по инструментальным методам исследования составил — 54,1% и по лабораторным исследованиям — 20,1%. На фоне увеличения инструментальных исследований возросла доля более сложных методик II уровня, выполненных преимущественно в диагностическом центре МСЧ с 3,0% в 2002 г. до 15,0% в 2005 г. Опережающий темп прироста инструментальных и лабораторных исследований с 2003 г. связан с расширением исследований на амбулаторном этапе при выполнении углубленных медицинских осмотров студентов, внедрения контроля качества медицинской помощи, расширения перечня обязательных обследований, обозначенных для лечебно-профилактических учреждений 1 категории.

Реформирование сети лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь студенчеству, признано устранить недостатки и использовать достоинства организационно-правовой формы учреждения в здравоохранении. Такая организационно-функциональная модель функционирования студенческой поликлиники может быть создана при согласовании интересов муниципального образования в лице органа местного самоуправления, руководителей промышленных предприятий и вузов, заинтересованных в создании действенной системы оказании лечебно-профилактической помощи студенчеству.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П., Пиетила И., Максимова Т. М. Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний // Материалы Всерос. науч. конф. М., 1999. — Т.2. — С. 2−3.
  2. Ч.А., Агаджанян Н. А. Экология и здоровье. Нукус, 1993.234 с.
  3. Абубакарова 3.3. Некоторые аспекты здоровья студентов медиков // Здоровье и образование в XXI веке: Научные труды V Междунар. науч.-практ. конф. — М.: Изд-во РУДН, 2004. — С. 19.
  4. Н.А. Человеку жить всюду. М., 1982. — 304 с.
  5. Н.А., Ветчинкин К. Г. Проблемы адаптации и здоровья студентов // Научные основы охраны здоровья студентов: Сб. науч. тр. М., 1987.-С. 3−13.
  6. Н.А., Пономарева В. В., Ермакова Н. В. Проблема здоровья студентов и перспективы развития // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1995.-С. 5−9.
  7. Н.А., Ступаков Г. П., Ушаков И. Б., Полунин И. Н., Зуев В. Г. Экология, здоровье, качество жизни. М — Астрахань, 1996. — С. 40−53.
  8. Н.А., Дегтярев В. П., Русанова Е. И. и др. Здоровье студентов. М., 1997. — 199 с.
  9. Н.А., Миннибаев Т. Ш., Северин А. Е., Ермакова Н. В. с соавт. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса // Гигиена и санитария. -2005.-№ 3.-С. 48−52.
  10. Н.Е., Наумов А. А. Девиация как неадекватная форма социальной адаптации российской молодежи // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Материалы XXI Междунар. симпозиума.- М.: Изд-во РУДН, 2003. С. 21−22.
  11. Н.А. Социально-гигиенические условия формирования здоровья студентов и их медицинское обоснование: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. М., 1985. — 16 с.
  12. Л.М., Махулова П. М. Медико-социальные аспекты характеристики здоровья студентов-медиков // Образ жизни и здоровье студентов-медиков: Материалы Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1995.-С. 24−26.
  13. С.Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения // Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. -2001.-№ 2.-С. 37−40.
  14. С.Г., Ляхович А. В., Федин Э. Е. Медицинское обеспечение подростков в период реорганизации амбулаторно-поликлинической службы // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. 2004. — № 1. — С. 52−56.
  15. С.А. Эпидемиология и профилактика табакокурения // Гигиена и санитария. 2002. — № 3. — С. 33−36.
  16. Н.А., Миляева М. В., Тимощук Г. И., Евтушенко С. Я. Стресс-реакции и факторы риска у лиц молодого возраста // Физиология человека. 1994.-Т.20.-№ 1.-С. 115- 121.
  17. А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях. Проблемы и пути решения // Российский педиатрический журнал. 1997. — № 1. — С. 5−8.
  18. В.Ю. Комплексное социально-гигиеническое исследование состояния здоровья студентов технического вуза. Дисс.. канд. мед. наук. -Казань, 2001.-С. 98- 107.
  19. В.Г., Москвина А. Н., Невская Н. А. Некоторые медико-социальные вопросы здоровья семейных студентов медиков ЯГУ // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Материалы XXI Междунар. симпозиума.- М.: Изд-во РУДН, 2003. — С. 54−55.
  20. Бел оу сова Г. П. Характеристика биоритмологической работоспособности студентов медиков // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Материалы XXI Междунар. симпозиума.- М.: Изд-во РУДН, 2003.-С. 62−63.
  21. Е.Г., Межов В. П. Влияние образа жизни на здоровье студентов ОМГПУ // Через образование молодежи к здоровой нации: Материалы межрегионал. межведомственной науч.-практ. конф. — Уфа, 2000. — С. 22−23.
  22. С. Н. Симонова Г. И., Малютина С. К. Физическая активность жителей Новосибирска: тенденции 1980 1990-х годов // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2000. — № 5. — С. 23−27.
  23. Н.Н., Варварина Г. Н., Сальцева М. Т., Аминьева Н. В. Динамика распространения табакокурения среди студентов-медиков за последние 10 лет // Нижегородский медицинский журнал. 1998. — № 1. — С. 28−29.
  24. С.М., Надеждина А. И., Тычкина Л. П. Адаптация к экзаменационному стрессу у учащихся различного профиля обучения // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы Первой Всерос. науч. конф. -М.: Изд-во РУДН, 1995. С. 39 — 40.
  25. Л.И. Динамика состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи г. Челябинска // Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее: Сб. науч. трудов. Челябинск, 2000. — С. 177 -180.
  26. Васильева O. JL Иванова В. П. Особенности заболеваемости и организации медицинского обслуживания студентов высших учебных заведений Нижнего Новгорода // Здоровье студентов: Сб. тезисов Междунар. науч.-практ. конф.-М.: Изд-во РУДН, 1999.-С. 151−152.
  27. О.В. Заболеваемость, образ жизни и пути совершенствования медицинского обслуживания студентов высших учебных заведений: Автореф. дисс. .канд. мед. наук.- Нижний Новгород, 2001.- 24 с.
  28. Ю.Л., Мельников А. Х., Андреева Е. Н. и др. Уровень адаптации студентов специального медицинского отделения // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Материалы XXI Междунар. симпозиума.- М.: Изд-во РУДН, 2003. С. 105−107.
  29. Е.В. Медико-социальные аспекты охраны здоровья учащейся молодежи: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. М., 1992. — 22 с.
  30. П.Б., Медянкин А. В., Соловьева Л. Н., Дмитрук И. И., Ромашевская Н. Ю. Распространение вредных привычек у студентов-медиков и их отношение к ним // Гигиена и санитария. 1996. — № 3. — С. 49−51.
  31. А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. М., 2003. 224 с.
  32. М.П., Ушакова Г. А., Скоморина О. В. Роль системы образовательных программ в сохранении репродуктивного здоровья студентов // Здоровье и образование в XXI веке: Научные труды V Междунар. науч.-практ. конфер. М., 2004. — С. 84.
  33. Г. Н., Кудряшов А. В. Образ жизни и здоровье студентов г. Красноярска // Здоровье и образование в XXI веке: Материалы Второй Междунар. науч.-практ. конф. М., 2001. — С. 66.
  34. О.Е. Изучение образа жизни российских и иностранных студентов // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы Первой Всерос. науч. конф. М., 1995. — С. 63−64.
  35. Н.А. Зависимость и свобода. Профилактические аспекты наркологических заболеваний. Иваново, 2000. — 86 с.
  36. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1994 г. // Здравоохранение РФ.-1996. № 4.- С. 9 -21.
  37. JI.H., Бессонова Н. А., Ивахненко И. С., Наседкина Т. П., Уфимцева В. Ю. Здоровье и здоровый образ жизни: мнение студентов медицинского вуза // Социальная медицина на рубеже XXI века (под редакцией Б.А.Войцехович). Краснодар, 1999. — С. 51−55.
  38. О.В., Кича Д. И., Паначина М. И. Участие студентов в социально-гигиеническом исследовании семьи // Сов. здравоохранение. -1988.-№ 8.-С. 53−59.
  39. О.В., Кича Д. И. Пути совершенствования вузовской системы лечебно-оздоровительной работы // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1995. -С. 9−12.
  40. О.В., Русанова Е. И. Студенческая семья как социальный приоритет в современном обществе // Пробл. социал. гигиены и история медицины. 1997 .- № 1. — С. 10−16.
  41. О.В., Русанова Е. И. Динамика социально-гигиенического статуса студенческой семьи // Здоровье студентов: Сб. тезисов Междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во РУДН, 1999. — С. 138−141.
  42. Грошева Т. И, Веселова Е. В., Боровкова JLA. и др. Социально-гигиенические и медико-биологические факторы состояния здоровья студентов // Здравоохранение РФ.- 1992.- № 2.- С. 23−25.
  43. Г. Д., Ермаков Н. В., Губин Д. Г. и др. Некоторые аспекты здоровья и образа жизни студентов первого курса медицинского института // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы Первой Всерос. науч. конф. -М.: Изд-во РУДН, 1995. С. 66−68.
  44. И.А. Почему умирают в России. Как нам выжить? М.: Медиа Сфера, 1995.- 100 с.
  45. JI.A. Физическое развитие школьников образовательных учреждений Волгограда // Гигиена и санитария.- 2004. № 2. — С. 45−47.
  46. Двигательная активность и здоровье /Н.А. Агаджанян, В. Г. Двоеносов, Н. В. Ермакова, Г. В. Морозова, Р. А. Юсупов. Казань: Казанский гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина, 2005. — 216 с.
  47. В.П., Царевский В. Т., Ивашкевич В. Т. О работе центра культуры здоровья // Здоровье человека: Материалы III Междунар. конгр. валеологов. СПб., 2002. — С. 71−72.
  48. Е.Д., Вишняков Н. И., Пенюгина Е. Н. Характеристика студентов старших курсов медицинского вуза // Здравоохранение Российской Федерации. 2003. — № 4. — С. 28−30.
  49. С.Л., Климина Н. В. Сравнительная характеристика образа жизни студентов педагогического и медицинского университетов // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Материалы XI Междунар. симпозиума. М., РУДН., 2003.- С. 201−202.
  50. Н.Ю., Шукуров Ф. А. Тревожность, внимание и успеваемость студентов области // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 77 -79.
  51. Н.В., Шевелев В. Ю. Системный анализ полипараметрических синдромов у студентов // Вестн. РАМН. 1998. — № 2. -С. 8−13.
  52. Добру скин М.Е. «Золотой фонд вуза» в зеркале социологии // СОЦИС. 1999. — № 4. — С. 128−132.
  53. Т.М., Стычинская Н. А., Парахина О. Н. Заболеваемость студентов вузов Донецкой области // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 78 -79.
  54. A.M. Состояние здоровья и медицинское обслуживание студентов: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. -М., 1980. 24 с.
  55. A.M. Здоровье, образ жизни и готовность молодежи к трудовой и репродуктивной функциям: Автореф. дисс. доктора мед. наук. Санкт-Петербург, 1993. — 32 с.
  56. A.M. Динамика состояния здоровья и проблемы здорового образа жизни студентов // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы Первой Всерос. науч. конф.- М.: Изд-во РУДН, 1995.- С. 80−82.
  57. A.M. Особенности здоровья и образа жизни молодежи // Проблемы социальной гигиены и истории медицины.- 1995. № 2. — С. 23−26.
  58. С.В. Состояние здоровья и организация лечебно-профилактической помощи студентам медицинского вуза: Автореф. дисс.. .канд. мед. наук. М., 2003. — С. 20−23.
  59. Е.Ю., Леонова С. И. Состояние питания и патология пищеварительной системы у студентов // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы Первой Всерос. науч. конф.- М.: Изд-во РУДН, 1995.- С. 84−86.
  60. Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // СОЦИС. 2000. — № 6. — С. 43−48.
  61. В.П., Крамской С. И. Здоровье студентов технического высшего учебного заведения // Гигиена и санитария. 2003. — № 2. — С. 46−48.
  62. Е.А. Оптимизация медицинского обслуживания девочек-подростков в сфере репродуктивного здоровья в условиях крупного промышленного города // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения.- 2005.- № 6. С. 9 — 13.
  63. Т.Г., Николаев В. Г., Искра И. П., Захаров Г. Н. Сексуальное поведение девушек-подростков и его влияние на репродуктивное здоровье // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья.- 2005.- № 2. С.19−21.
  64. М.К., Залезинская Г. А. Социально-гигиеническая характеристика образа жизни и здоровья студентов // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1995. -С. 91 -93.
  65. В.П. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. — № 2. — С. 112.
  66. Н.Ф. Роль профилактической медицины в сохранении здоровья населения // Медицина труда и промышленная экология. 2000. -№ 1. — С. 3−8.
  67. Д.А. Комплексный подход к изучению состояния здоровья студентов // Комплексные социально-гигиенические исследования: Респ. сб. науч. трудов. -М., 1998. С. 48−52.
  68. А.Г. Эпидемиология заболеваний органов пищеварения у студентов и факторы их определяющие // Актуальные вопросы профилактики неинфекционных заболеваний: Тез. докл. науч.-практ. конф. с международным участием. М., 1993. — Т II. — С. 199.
  69. А.Г., Звездина И. В., Эльянов М. М. и др. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария. -2000.-№ 1.- С. 59−62.
  70. Ш. А., Комаров Ю. Н. Физическая культура как фактор, влияющий на здоровый образ жизни студентов //Здоровье человека: Материалы III Междунар. конгр. валеологов. СПб., 2001. — 67 с.
  71. В.П., Акулов А. И., Кисельников А. А., Мингазов И. Ф. Выживание населения России // Проблемы «Сфинкса XXI века». 2-е изд./Под общей редакцией академика В. П. Казначеева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2002. — 463 с.
  72. А.В., Борцов В. А., Жоголь О. Н. Состояние здоровья студентов медицинского вуза как медико-социальная проблема с учетом показателей заболеваемости // Эколого физиологические проблемы адаптации. — М., Изд-во РУДН. — 2001.- С. 212−213.
  73. А.В., Аверьянова Т. А., Христенко E.JI. Современные тенденции развития управления // Бюлл. национального НИИ общественного здоровья. Вып.4. 2004. — С. 53−55.
  74. И.А., Васильева O.JI. Медико-организационные аспекты врачебной консультации абитуриентов высших учебных заведений // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. — № 4.- С. 35−37.
  75. И.А., Васильева O.JI. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов // Здравоохранение РФ. -2002.-№ 1.-С. 26−30.
  76. Т.В. Современные особенности образа жизни студентов факультета физической культуры // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 96−97.
  77. Т.В., Наряднова Ю.В, Трушин М. А. Современные аспекты здоровья студентов педагогического вуза // Бюлл. НИИ соц. гигиены, экономики и управл. здравоохр. им. Н. А. Семашко. Вып. 7. 2003. — С. 77−79.
  78. М.Г. Влияние питания и некоторые физиологические показатели организма у молодых людей в период экзаменов // Гигиена и санитария. 1990. — № 9. — С. 45−46.
  79. В.А., Лобанов С. П., Стунеева Г. И. Динамика психофизиологических показателей у студентов // Гигиена и санитария. -2003. № 1. — С. 47−49.
  80. Д.И. Комплексное социально-гигиеническое исследование студентов Ун-та дружбы народов им. Патриса Лумумбы: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. М., 1982. — 24 с.
  81. Л.Н. Особенности показателей здоровья, образа и качества жизни в связи с привычкой к курению: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Ставрополь, 1996.- 26 с.
  82. Э.В. Эпидемиологические и социальные аспекты курения среди женщин в СССР и некоторые вопросы организации борьбы с ним: Автореф. дис. .канд. мед. наук. М., 1991.- 28 с.
  83. И.П., Ваганова Л. И. Особенности заболеваемости с временной утратой трудоспособности у студентов вузов // Медико-социальные проблемы охраны здоровья студентов: Сб. науч.-прак. работ. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. С. 23−29.
  84. И.П. Современные подходы к профилактике наркотизации студентов // Современные подходы к первичной профилактике наркотизации в студенческой среде: Сб. науч.-практ. работ. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. — С. 5 -10.
  85. И.П., Ваганова Л. И. Динамика заболеваемости ВИЧ-инфекцией у студентов вузов // Современные подходы к первичной профилактике наркотизации в студенческой среде: Сб. науч.-практ. работ. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. С. 38−39.
  86. И.П. Управление здоровьем студенческой молодежи. Челябинск, 2004. 276 с.
  87. И.П. Заболеваемость по обращаемости студентов вузов г. Челябинска // Здоровье и образование в XXI веке: Научные труды VII междунар. науч.-практ. конф. М. — 2006. — С. 268−269.
  88. С.Г., Олифер Л. Д. Методические подходы к оценке уровня здоровья студентов младших курсов // Здравоохранение РФ. 1993. -№ 5.-16−18.
  89. А.Я., Ахмерова С. Г., Низамутдинова Р. С. Внедрение программ гигиенического и физического воспитания в плане сохранения здоровья студентов г.Уфы // Бюлл. НИИ соц. гигиены, экономики и управл. здравоохр. им. Н. А. Семашко. Вып. 1. 1999. — С. 11−17.
  90. А.И., Мнннибаев Т. Ш. Состояние менструальной функции и гинекологическая заболеваемость у студенток вузов разного профиля // Здоровье студентов: Сб. тезисов междунар. научн.- практ. конф. М., 1999.-С. 149- 150.
  91. Г. И., Розенфельд Л. Г., Круглякова И. П. Сохранение и восстановление здоровья студентов в современных условиях. Тула: Изд-во ТулГУ, 2001.-С. 66−68.
  92. Г. И., Коновалов О. Е., Баев М. В. Факторы риска заражения молодежи инфекциями, передаваемыми половым путем // Проб л. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. — № 3.- С. 15−18.
  93. В.З. Управление здравоохранением: Учебник // Под ред. чл.-корр. РАМН, профессора В. З. Кучеренко. М, — 2001. — С. 35.
  94. В.З., Яковлев Е. П. Стратегия клинического менеджмента как основа повышения качества медицинской помощи и ресурсосбережения // Проблемы управления здравоохранением. 2003. — № 2. — С. 24−28.
  95. В.З., Манерова О. А., Краева Г. К., Петухов В. Г., Алексеева В. М. и др. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения // Под редакцией чл.-корр. РАМН, проф. Кучеренко В. З: М.- 2004. С. 26.
  96. В.З. Теоретические основы качества жизни, связанного со здоровьем // Бюлл. национального НИИ общественного здоровья. Вып. 2.2004. С. 16−20.
  97. В.З., Татарников М. А., Шамшурина Н. Г. Основные направления реформирования российского здравоохранения на современном этапе // Экономика здравоохранения. 2005. — № 8. — С. 11−19.
  98. В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях (проблемные лекции). М.: ММА им. Сеченова, 1996. — 282 с.
  99. Н.И., Клаучек С. В., Москаленко Н. П. Тендерные различия в состоянии здоровья и качестве жизни студентов // Гигиена и санитария. 2004. — № 1.. с. 51−53 .
  100. Н.В., Антипина У. Д., Малогулова И. Ш. Исследование показателей заболеваемости студентов медицинского института Якутского университета // Здоровье и образование в XXI веке: Материалы Второй междунар. науч.-практ. конф. М., 2001. — С. 114.
  101. О. Д. Влияние режима питания на показатели напряженности умственного труда студентов // Гигиена и санитария. 1992. — № 1.-С. 31−33.
  102. Ю.П., Розенфельд Л. Г., Сидоров П. И. Трезвый образ жизни как основа преодоления пьянства и алкоголизма // Сов. здравоохранение. 1987. — № 3. — С. 37−43.
  103. Ю.П. Социальная обусловленность здоровья населения // Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: Тез. докл. науч.-практ. конф. с междунар. участием. М., 1997. — С. 139- 140.
  104. Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни. // Здравоохранение РФ. 1998. — № з. — С 49 — 52.
  105. Ю.П. «Модус» здоровья россиян // Экономика здравоохранения. 2001. — № 2. — С. 32−37.
  106. Ю.П. Проблемы нормалогии в здравоохранении // Экономика здравоохранения. 2003. — № 3. — С. 5 -7.
  107. Е.А. Медицинская статистика. М., РУДН. — 2003. — С. 148−151.
  108. А.В., Медведь Л. М., Егозина В. И. и др. Изучение уровня санитарной культуры студенческой молодежи (на примере ряда вузов страны) // Сов. здравоохранение. 1990. — № 12. — С. 32−36.
  109. А.В., Маркова А. И. Образ жизни учащейся молодежи в аспекте здоровья // Гигиена и санитария. 1994. — № 8. — С. 43−45.
  110. А.В., Ахмерова С. Г. Роль гигиенического воспитания и обучения в стабилизации заболеваемости студентов // Здравоохранение РФ. — 1995.-№ 4.-С. 26−29.
  111. А.В., Маркова А. И. Тенденции образа жизни студенческой молодежи // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 155−156.
  112. А.В. Научные основы формирования здоровья студенческой молодежи: Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 1998. — 47 с.
  113. А.В. Проблемы формирования здоровья подрастающего населения // Через образование молодежи к здоровой нации: Материалы межрегион, межведом, науч.-практ. конф.- Уфа, 2000. — С. 71−73.
  114. А.И. Организационное, правовое и ресурсное обеспечение реформ муниципального здравоохранения: Автореф. дис. .д-ра мед. наук.- Тюмень, 1995.
  115. Л.П. Оценка состояния здоровья студентов по субъективным данным // Педиатрия на рубеже веков. Проблемы, пути развития: Сб. материалов конф. СПб., 2000. — Часть 2. — С. 177−179.
  116. Т.М., Белов В. Б., Гаврилова Н. Н. и др. Здоровье различных групп населения трудоспособного возраста // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. — № 2. -С. 4−9.
  117. Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. М., 2002. — С. 190.
  118. Т.Г. Особенности адаптации и состояния здоровья студентов медицинского вуза: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1992. -30 с.
  119. В.Н. Опыт создания региональной системы профилактики заболеваний // Пробл. социал. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001.- № 4. — С. 41- 42.
  120. А.И., Ляхович А. В., Медведь Л. М. Образ жизни и здоровье студентов // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. -2004.-№ 1.-С. 31−35.
  121. В.П., Куликов A.M. Проблемы здоровья подростков // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. 2001. — № 1.- С. 8−14.
  122. В.А. Социально значимые болезни современности // Проблемы социал. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. -№ 3. — С. 18−20.
  123. В.А., Осипов A.M. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. М.: Логос, 2003. — С.78.
  124. Т.М. Медико-социальное исследование состояния здоровья, условий и образа жизни современных студентов: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. СПб., 2000.- 18 с.
  125. М.В., Барбараш Н. А. Влияние экологических факторов индустриального города на здоровье студентов // Физиология человека. — 1998.-Т. 24, № 1. — С. 104−106.
  126. Т.Ш. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний у студентов // Гигиена и санитария. 1993. — № 3. — С.55−57.
  127. Т.Ш. Актуальные вопросы университетской медицины // Здоровье студентов: Сб. тезисов междунар. научн.- практ. конф. М., 1999. -С. 23 24.
  128. И.В. Оздоровительный потенциал свободного времени студентов // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 10. — С. 1820.
  129. А.В. К изучению невротического расстройства у студентов // Здравоохранение РФ. 1991. — № 1. — С. 29.
  130. В.В., Зайцева И. П., Зайцева О. Н. Оценка фактического питания и состояния иммунологической реактивности у студенток // Гигиена и санитария. 2005. — № 3. — С.36−38.
  131. И.А., Сидоров П. И., Соловьев А. Г. Познавательные психические процессы и личностные характеристики социально-дезадаптированных студентов // Гигиена и санитария. 2002. — № 4. — С. 2427.
  132. Л.И., Маловичко В. И., Бурханов А. И. Динамика здоровья студентов // Сов. здравоохранение. 1990. — № 2. — С. 43−46.
  133. С.В., Науменко О. А., Сизова Е. В. Разработка модели управления здоровьем студентов Оренбургского государственного университета // Здоровье и образование в XXI веке: научные труды V Междунар. науч.-практ. конф. М., 2004. — С. 277−278.
  134. И.В., Кабаков А. Г., Толстов С. Н., Карасева Т. В. Некоторые направления профилактики зависимости от психоактивных веществ среди молодежи // Проблемы управления здравоохранением. 2002. — № 6. — С. 27−29.
  135. JI.Г., Веселое А. В., Коте М. А. Питание и другие факторы, влияющие на здоровье студентов медицинских вузов // Здоровье и образование в XXI веке: научные труды V Междунар. науч.-практ. конф. М., .2004. С. 279−280.
  136. В.Н., Быков B.C. Теоретико-методологические основы актуализации физического самовоспитания учащихся // Теория и практика физической культуры.- 2002. № 1. — С. 11.
  137. Г. Н. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений // Гигиена и санитария. 2005. — № 3.- С. 40−43.
  138. Е.А. Особенности адаптации студентов к учебному процессу в зависимости от психофизиологического статуса: Автореф. дисс.. канд. биол. наук. Орел, 2004. — 16 с.
  139. В.Я., Антипина Н. А., Рощупкин А. А., Антипин П. А. Распространенность употребления алкоголя среди учащихся Мурманска // Пробл. социал. гигиены и истории медицины. 2001.- № 2. — С. 20−21.
  140. В.И., Латышевская Н. И. Образ жизни студента медика как фактор риска здоровью // Здоровье студентов: Сб. тезисов междунар. научн.-практ. конф. М., 1999. С. 10−11.
  141. М.А., Спиридонова Е. Б. К вопросу актуальности совершенствования медико-социальной помощи подросткам // Здоровье и образование в XXI веке: V Международ, науч.-практ. конф. М., 2004. — С 305 — 306.
  142. В.В. Проблема физического воспитания в вузе // Здоровье студентов: Сб. тезисов междунар. научн.- практ. конф. М., 1999. -С. 105 107.
  143. В.В., Султанова О. А., Буланова Э. В., Балашова Е. Г. Состояние здоровья студентов, поступивших на 1 курс ММА им. И. М. Сеченова // Эколого физиологические проблемы адаптации: Материалы X междунар. симпозиума. — М., РУДН, 2001. — С. 419−420.
  144. Р.А. Подходы к оптимизации коррекции физической активности среди населения // Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. 2002. — № 3. — С. 20−23.
  145. А.В., Александров А. А. Некоторые аспекты табакокурения у детей и подростков // Здравоохранение РФ. 1990. — № 2. -С. 21−25.
  146. И.Н. Злоупотребление алкоголем и начальные формы алкоголизма. М.: Медицина, 1998. — 288 с.
  147. И.К. Системный подход к проведению врачебных консультаций подростков и молодежи // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. -С. 55−59.
  148. Л.Г., Харисов И. М. // Сов.здравоохранение. 1990. -№ 1. — С.35−38.
  149. Л.Г., Харисова И. М., Ахмадуллина Х. М. Образ жизни и здоровье студента. Уфа, 1994. — 152 с.
  150. И.В., Ваганова Л. И. Распространение наркотизации в студенческих семьях // Здоровье и образование в XXI веке: V Международ, науч.-практ. конф. М., 2003.- С. 532−533.
  151. JI.Я. Советское студенчество: социологический очерк. -М, 1981.-207 с.
  152. Е.И. Вопросы охраны здоровья студентов в законодательстве Российской Федерации // Здравоохранение РФ. 1998. — № 2. — С. 24−28.
  153. Е.И. Динамика социально-гигиенического статуса студенческой семьи // Здоровье студентов: Сб. тез. междунар. науч.-практ. конф. -М., Изд-во РУДН, 1999. С. 138−141.
  154. Е.И. Распространенность хронических и часто возникающих заболеваний среди студенческой молодежи // Здоровье студентов: Сб. тез. Междунар. науч.-практ. конф. М., Изд-во РУДН, 1999. -С. 146−148.
  155. Д.И., Лялаев В. А. Некоторые особенности факторов риска для здоровья медиков-подростков // Здоровье студентов: Сб. тез. Междунар. науч.-практ. конф.- М., Изд-во РУДН, 1999. С. 101.
  156. В.И., Ивашева В. В. Пути оптимизации лечебно-профилактической помощи студентам // Здоровье студентов: Сб. тез. междунар. научн.-практ. конф., — М., Изд-во РУДН, 1999. С. 163−164.
  157. Э.Э. Физиолого-гигиенические аспекты здоровья студентов вузов // Актуальные проблемы медицинского обеспечения студентов и учащихся: Тез. Всесоюз. науч.-практ. конф. М., 1985. — С 25−26.
  158. М.Ф., Ионова Т. В. Заболеваемость студентов в период адаптации к условиям медицинского вуза // Здравоохранение РФ. 1991. -№ 3. — С. 16−18.
  159. А.Ю., Калмыков А. А., Артюхов И. П. К вопросу о преобразовании учреждения здравоохранения в медицинскую автономную некоммерческую организацию // Здравоохранение РФ. 2006. — № 2. — С. 3031.
  160. П.И., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Психосоциальная дезадаптация студентов, имеющих хроническую соматическую патологию // Гигиена и санитария. 2001. — № 4. — С. 46−49.
  161. П.И. Особенности алкоголизации и наркотизации студентов и врачей // Наркология. 2003. — № 4. — С. 5−18.
  162. Е.С. Потребление наркотически действующих веществ среди городских подростков-школьников России // Рос. мед. журнал. 1998.- № 6. С. 22−25.
  163. М.М. Динамика и распространенность пограничных психических расстройств у студентов юношеского возраста. Автореф. Дисс. .канд. мед. наук. М., 1994. 19 с.
  164. А.П. Психологическая характеристика адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности: Автореф. дис. .докт. мед. наук. Архангельск, 1999.- 38 с.
  165. А.В. Оценка адаптации школьников к условиям обучения в вузе // Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: Тез. докл. науч.-практ. конф. с междунар. участием. М., 1997.- С. 233−234.
  166. О.А., Булакова Э. В., Кокурина Т. В. Анализ состояния здоровья студентов младших и старших курсов ММА им. И. М. Сеченова // Здоровье студентов: Сб. тез. Междунар. научн.-практ. конф.- М. Изд-во РУДН, 1999.- С. 116.
  167. М.А. Методика медико-социологического исследования // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. 2004. — № 3. — С. 54−59.
  168. Л.М., Усольцев А. Н., Зутлер А. С. и др. Состояние здоровья студентов и пути их оздоровления // Гигиена детей и подростков -важнейшее звено профилактической медицины: Сб. науч. тр. М., 1989. -4.1.-С. 163−173.
  169. A.JI., Тищенко Е. Л., Малахов Г. В. и др. Проблемы роста венерических заболеваний среди студентов в городе Москве // Эколого -физиологические проблемы адаптации: Материалы X междунар. симпозиума. М., РУДН, 2001. С. 527−528.
  170. Ю.Г. Организационные предпосылки развития муниципального здравоохранения // Бюлл. национального НИИ общественного здоровья. Вып. 4. 2004. — С. 156−158.
  171. З.К., Скрицкая О. Ю., Довгалюк Ю. В., Скрицкий А. В. // Современные возможности эффективной профилактики, диагностики и лечения артериальной гипертонии: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. -М., 2001.-С.95.
  172. И.А., Лекомцев В. Т., Поздеев А. Р. Психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ. Ижевск, 2000. — 48 с.
  173. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7 ФЗ.
  174. Н.Н., Аксенова О. И., Волкова И. Ф. и др. Роль отдельных факторов среды обитания в изменении здоровья детского и подросткового населения Москвы // Здравоохранение РФ. 1998. — № 5. — С. 27−30.
  175. О.М., Щедрина А. Г. Роль индивидуальной изменчивости организма в формировании здоровья студентов // Гигиена и санитария. 1996. — № 6 — С. 29−32.
  176. Э.Н., Мусалимова Р. С. Некоторые аспекты образа жизни и состояния здоровья студентов // Гигиена и санитария. 2004. — № 4. — С.53−55.
  177. Е.Е. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи // Наркология. 2004. — № 4. — С. 55−64.
  178. П.Д., Штальберг О. Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация.- СПб.: «Лань», 2001. 340 с.
  179. М.В. Особенности автономной некоммерческой организации как организационно-правовой формы лечебно-профилактического учреждения // Бюлл. национального НИИ общественного здоровья. Вып.4. 2004. — С. 164−167.
  180. Ю., Леонтьев В., Шиленко А. Плюрализм значить не только государственная? // Медицинская газета. — 1996. — № 54. — С. 8−9.
  181. В.В., Квасов С. Е., Изуткин Д. А., Заботин В. В. Пути улучшения медицинского обслуживания и здоровья студентов // Здравоохранение РФ. 1991. — № 9. — С. 16−19.
  182. О.П., Овчаров В. К. Источники и оценка методов изучения общественного здоровья // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. — № 6. — С. 3−7.
  183. О.П. Проблемы здоровья населения и влияние здравоохранения на их решение. // Бюлл. национального НИИ общественного здоровья. Вып. 2. М., 2004. — С. 9 — 15.
  184. О.П. Пути решения проблем здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. — № 1. -С. 3−6.
  185. Baum F. Social Capital: is it good for your health Issues for a public health agenda // J. Epidemiology Commune Health. 1999. — № 53 (4).
  186. Black N. Why we needed to treat a clinically useful measure of treatment effect // Brit. Med. J. — 1996. — N 310. — P. 452 — 454.
  187. Carey K.B. Heavy drinking contexts and indices of problem drinking among college students // J. Stud. Alcohol. 1995. — V. 56, № 3. — P. 287−292.
  188. Crofta N., Louie R., Rosenthal D., Jolley D. The first hit: Circumstances surrounding initiation into ingecting. Addiction 1996- 91: 8: 118 796.
  189. Davies, J.B. Children’s and adolescents' attitudes towards alcohol and alcoholdependence // Alcohol and youth Ed. О/ Jeanneret. Basel: Karger, 1983.-P.42−53.
  190. Humphrey J.A., Friedman J. The onset of drinking and intoxication among university students // J. Stud. Alcohol. 1986. — V. 47, № 6. — P. 455 — 458.
  191. Hussong A.M. the setting of adolescent alcohol and drug use. О Youth Adolesc. 2000- 29: 1: 107−19.
  192. Glendinning A., Hendry L.B., Shucksmith J. Lifestyle, health and social class in adolescence // Soc. Sci Med. 1995. — Vol. 41, N 2. — P. 235 — 248.
  193. Kreger D.W. Self-esteem, stress and depression among graduate students // Psyhol. Reports. 1995. — V. 76, № 3. — P. 345.
  194. Kuther T.L., Higgins-D'Alessandro A. Attitudinal and normative predictors of alcohol use by older adolescent and young adults. J Drug Educ. -2003.-№ 33.-P. 71−90.
  195. Muller R.T., Endler N.S., Parker J.D. The interaction model of anxiety assesses in two public speaking situations // Personality and Individual Differencies. 1990. — Vol. 11, N4.- P. 371−377.
  196. Nutbeam D. Promoting health and preventing disease: an international perspective on youth health promotion // J. Adolesc. Health. 1997. — Vol. 20, N 5.- P. 396 402.
  197. Pavis S., Cunningham-Burley S., Amos A. Health related behavioural change in context- young people in transition // Soc. Sci. Med. 1998. — Vol. 47, N 10.-P. 1407- 1418.
  198. Persson E., Habson B.S., Rastam A.S. Alcohol habits among teenagers in Sweden: factors of importance // J. Stud. Alcohol. 1994. — V. 55, № 6. — P. 719 725.
  199. Tzanakis N., Papandopouli., Kozyraky M. et al // Eur.Respir. J. 1996.- Vol.9. Suppl. — p. 261.
  200. Wallace H.M., Patric K., Parcel G.S., Igoe J.B. et al. Principals and Practices of Student Health // School Health. Vol. 2. — Oaklend, Calif., 1992. -167 p.
  201. White V.M., Hopper J.L., Wearing A.J., Hill D.J. The role of genes in tobacco smoking during adolescence and young adulthood: A multivariate Behavior genetic investigation. Addiction 2003. 98: 8: 1087 -100.
  202. Varga M., Buris L. Drinking habits of medical students call for better integration of teaching about alcohol into the medical curriculum // Alcohol-Alcohol. 1994. — V. 29, № 5. — P. 591−596.Агя /
Заполнить форму текущей работой