Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие обществознания во второй половине XX века дало возможность преодолеть кризис, проистекавший из фундаментализма, классической социологии которое нивелировало локальное индивидуалистическое и специфическое в культуре народа. Во второй половине XX века в российской социалистической мысли наметилась тенденция постепенного отхода от методологических принципов марксизма-ленинизма как… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА I. ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛО ВЕКА КАК НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА В ЭТНОНАЦИОНАЛЬ НОЙ КУЛЬТУРЕ И МИФОЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ- ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ.

ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТИПИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬ НОГО ХАРАКТЕРА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ХУДОЖЕСТВЕ ННОЙ БЕЛЛЕТРИСТИКЕ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕ ЛЕЙ.

ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕС КОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ И ДИНАМИКЕ РАЗВИТИЯ.

Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. XX век ознаменовался формированием письменных литературных традиций у народов Северного Кавказа, включением литератур в общероссийский процесс. Много общего обнаруживается в изображении героя литературы, в воссоздании образа человека, сформированного новыми историческими обстоятельствами, социалистической действительностью.

Литературы народов Северного Кавказа являются частью художественного общекавказского феномена, сформировавшегося в контексте всероссийской историко-культурной традиции XX столетия. Художественная мысль народов Северного Кавказа во все времена была сосредоточена на изображении человека — носителя этнической культуры и художественной традиции своего народа, его идеалов и устремлений. Генетически и исторически родственные литературы Северного Кавказа — карачаевская, черкесская, абазинская, ногайская, адыгейская, балкарская, кабардинская, осетинская, чеченская, ингушская, как и литературы народов Дагестана, — схожи по типу своего развития, по принципам изображения национального характера.

Актуальность избранной темы проистекает из назревшей необходимости научного осмысления кардинальной литературоведческой проблемы, связанной с принципами типизации и художественного изображения главного объекта национальных литератур — человека, национального характера горца в эволюционном, типологическом и историческом освещении.

Исследование проблем, связанных с художественной концепцией национального характера на материале литератур народов Северного Кавказа, является на сегодняшний день первоочередной задачей в силу важности и актуальности исследования эволюции художественного сознания литератур, путей формирования реалистических традиций в изображении национального характера.

Актуальным является принцип рассмотрения проблемы с учетом того, что литературы Северного Кавказа формировались в общероссийском контексте художественного развития, в ходе усвоения всероссийских художественных традиций, прежде всего традиций реализма русской литературы.

Материалом исследования послужили фольклорные тексты, эпос Нарты, бытующие у народов Кавказа, этнографические материалы, творчество русскоязычных писателей-просветителей, заложивших основы литературных жанров, создавших образы героев с опорой на реалистические традиции русской литературы и на мифоэпические традиции родного фольклора, предопределившие принципы создания художественной концепции в литературах народов Северного Кавказа.

Заявленная проблема исследуется на материале творчества писателей Северного Кавказа, сформировавших концепцию человека как представителя этноса, как носителя этических традиций своего народа. В свете избранной темы анализируются произведения классиков русской литературы — А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, М. Горького, положивших начало созданию художественной концепции образа горца и образа Кавказа.

Цели и задачи исследования. Поставлена цель исследовать и охарактеризовать принципы изображения человека, национального характера, особенности мира художественных образов, созданных в национально-художественной традиции народов Северного Кавказа, в общекавказском эпосе Нарты, исследовать мир национальной действительности и способы изображения национального характера в творческом наследии русскоязычных писателей-просветителей, ориентировавшихся на опыт А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, М. Горького и других, охарактеризовать творческую концепцию национального мира народов Кавказа и образа горца в соотношении с концепцией изображения национального характера в творчестве русскоязычных писателей-просветителей в их типологических связях.

В ходе исследования ставятся следующие задачи:

— проследить процесс формирования концепции национального характера на материале мифоэпической традиции народов Северного Кавказа (эпоса Нарты);

— исследовать концепт «человек» в качестве ключевого концепта в этнокультурной и художественной традиции народов Кавказа;

— выявить генетические истоки, легшие в основу художественной концепции героя в литературах народов Кавказаисследовать особенности художественной характеристики национального характера и национального мира в творчестве русскоязычных писателей-просветителей;

— осмыслить на материале писателей национальных литератур опыт русских реалистических традиций изображения Кавказаисследовать в рамках кавказского литературного феномена эволюционный процесс изображения национального характера, создание его художественной концепции.

— исходя из проблем взаимодействия русской и национальных литератур, определяя результаты этого взаимодействия, исследовать художественную специфику, проявляющуюся в изображении Кавказа и кавказских горцев, принципы типизации национального характера, созданного русскими, русскоязычными национальными писателями, а также представителями генетически и исторически близких литератур народов Северного Кавказа.

Научная новизна работы. Предлагаемая диссертационная работа практически является первым монографическим исследованием кардинальной литературоведческой проблемы, связанной с опытом создания образа горца, художественной концепции национального характера и национальной действительности в этнокультурной и художественной традиции народов Северного Кавказа, в русской литературе и в русскоязычной прозе северокавказских просветителей. Заявленная тема впервые исследована на смежном уровне, на стыке фольклора, этнографии, литературы.

Исследуемый материал подчинен новаторским задачам и целям, организован структурно в соответствующих проблемных главах диссертации. Научная новизна исследования заявленной темы состоит в выявлении принципов художественного осмысления национального мира, национальной действительности и героя в анализируемых произведениях — как фольклорных, так и литературных, в создании эпической картины национального образного мира.

Степень изученности темы. Выдвинутая тема относится к наименее изученным. Нет единичных подходов к определению понятий национального характера, не сформулированы составляющие критерии понятия «художественная концепция национального характера». В работах этнографов, литературоведов и фольклористов исследованы лишь отдельные аспекты, связанные с принципами изображения национального характера и национального мира в литературах народов Кавказа и национально-художественной традиции. Целостное исследование заявленной темы с опорой на смежные науки осуществляется впервые.

Методологической и теоретической основой диссертации являются общетеоретические положения литературоведения, фольклористики, эстетики, этнографии, касающиеся в той или иной степени заявленной нами темы. Это работы С. Аверинцева, А. Агаева, С. Арутюнова, Э. Баграмова, М. Бахтина, Ю. Бромлея, Г. Гачева, С. Кона, Ф. Кессиди, Д. Лихачева, 3. Османовой, К. Султанова, К. Юнга, А. Холмогорова и других, исследовавших различные аспекты теории национального характера. А также работы северокавказских литературоведов, посвященные различным аспектам становления и развития литератур народов Кавказа, фольклору и этнографии, в которых осмыслены философские и нравственные традиции воссоздания образа человека и этноса. Это работы X. Бакова, Т. Биттирова, JL Бекизовой, Г. Гамзатова, А. Гутова, А. Караевой, М. Кунижева, X. Малкондуева, А. Мусукаевой, У. Панеш, А. Схаляхо, Ю. Тхагазитова, А. Хакуашева, X. Хапсирокова, Р. Хашхожевой, Ш. Хут, Т. Чамокова, К. Шаззо, Р. Юсуфова и других, послужившие важным подспорьем в исследовании заявленной темы.

Теоретическая и практическая ценность работы заключается в том, что с опорой на ее результаты возможно продолжение исследования актуальной литературоведческой проблемы героя, в первую очередь принципов создания художественной концепции национального характера, решение которых до настоящего времени ограничивалось исследованием образов положительных героев, созданного в литературах советского периода.

Наблюдения и выводы предпринятого исследования будут способствовать новаторским подходам в исследовании проблем, связанных с художественным воссозданием концепции национального характера в художественной культуре народов Северного Кавказа, прошедших типологически сходный путь развития. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при чтении спецкурсов по проблемам теории и практики литератур Северного Кавказа на филологических факультетах гуманитарных вузов Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, при составлении учебных пособий по истории литератур народов Российской Федерации, в научной разработке проблем изображения национального характера как основополагающей задачи национального литературоведения.

На защиту выносятся следующие положения:

— фольклорно-эпическая традиция в художественном изображении героя как представителя народа (эпос Нарты);

— этнокультурные традиции народов Кавказа, нравственные идеалы, легшие в основу художественной концепции человека, образа горца в литературной традиции народов Северного Кавказа;

— концепция национального характера, образ Кавказа и кавказских горцев, воссозданный в русской классической и современной литературах;

— значение русской литературы в создании художественного образа Кавказа, роль реалистических традиций в творчестве русскоязычных писателей-просветителей;

— проблема создания художественной концепции национального характера в его эволюции, в обусловленности историческим временем и преемственных связях с этическими и эстетическими представлениями народа, воссозданного в литературе северокавказских народов.

Диссертация состоит из введения, трех проблемных глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблем, связанных с художественной концепцией национального характера на материале генетически родственных литератур Северного Кавказа, является одной из самых актуальных задач северокавказского литературоведения. В подходе к исследованию выдвинутой темы мы исходили из принципа того, что главным объектом изображения национальной художественной традиции народов Северного Кавказа был человек как представитель этноса. Эта традиция была продолжена в литературах народов Северного Кавказа в поисках концепции героя как главного объекта изображения.

Художественная концепция образа кавказца вызревала с опорой на изображение человека как носителя этнических и нравственных традиций своего народа, его идеалов и устремлений. Эволюция и динамика формирования национальной и художественной традиции, выверенной концепции образа горца, рассмотренной в диссертации на материале мифоэпической традиции, этикета, исторической действительности, а также на материале литературного эпоса, сформировавшегося^ на базе повествовательных жанров в литературах Северного Кавказа дали возможность проследить преемственность связей фольклора и литературы, выявить роль усвоения традиций изображения Кавказа и кавказских горцев в русской литературе в художественном осмыслении и реалистическом изображении национального характера, в литературах Северного Кавказа с опорой на карачаево-балкарскую и адыгскую литературы.

Художественная концепция национального характера в русской и северокавказской литературах прослежена с учетом периодизации национальных литератур: в 30−40-е годы, когда закладывались национальные литературы, военные, послевоенные годы развития, а также в 60−80-е годы, связанные с успешным развитием романистки Северного Кавказа, с овладением историзма мышления, реалистическими принципами изображения героя.

XX век ознаменовался формированием письменных литературных традиций у народов Северного Кавказа, включением литератур в общероссийский процесс. Много общего обнаруживается в изображении героя литературы в воссоздании образа человека, сформированного новыми историческими обстоятельствами, социалистической действительностью.

Развитие обществознания во второй половине XX века дало возможность преодолеть кризис, проистекавший из фундаментализма, классической социологии которое нивелировало локальное индивидуалистическое и специфическое в культуре народа. Во второй половине XX века в российской социалистической мысли наметилась тенденция постепенного отхода от методологических принципов марксизма-ленинизма как единственно верной научной теории, позволяющей осмысливать концептуальные подходы в изображении национального характера в литературе и художественной культуре. Опираясь на пересмотр понятийного и категориального аппарата, на принципы формирования современной методологии исследования в гуманитарных дисциплинах, мы рассмотрели в работе проблему национального характера как феномена этничности, исследовали на материале этнокультурной и этнохудожественной традиции народов Северного Кавказа, принципы * создания художественной концепции национального характера.

Проблема исследована с учетом мировоззренческих, нравственно-этических данных философии, социологии, этнологии и других гуманистических наук. При разработке проблем, связанных с национальным характером, его художественной концепции на материале русской и северокавказских литератур, осмыслением традиций его создания в фольклоре и литературе народов Кавказа, мы опирались на труды по обществознанию, в которых разработана теория национального характера человека.

Проблема национального характера представлена в трудах А. Г. Агаева,.

С.М. Арутюняна, Э. А. Баграмова, Ю. А. Бромлея, Э. А. Гачева, И. С. Кона, Ф. Х. Кесснди и других исследовавших различные аспекты теории национального характера.

Отсутствие работ по этнологии, фольклору, литературам с постановкой и решением проблем, связанных с понятием «национальный характер», затрудняло анализ и интерпретацию фактического материала, легшего в основу проблемных глав диссертации.

Исследование литературоведов и фольклористов, культурологов и историков послужили опорой в исследовании путей формирования концепции национального характера с учетом данных смежных дисциплин.

В своей работе мы пришли к выводу о том, что «концепт» человек является ключевым концептом культуры. Отталкиваясь от этого положения, нами исследованы данные традиционной художественной культуры, эпос Нарты, жанры фольклора, творчество русскоязычных писателей XIX века, адыгской и карачаево-балкарской литератур, выявлены культурные ценности народов, его идеалы, национальный космос и место человека в реальном мире.

Заявленная проблема исследована с учетом традиций и того значения, которое вкладывается народами в понятие человек. Этическая проблема, лежащая в основе художественной концепции человека решена с учетом традиционных понятий «стать человеком», «быть человеком», «выйти в люди».

Все эти характеристики связаны с особенностями этического самосознания народов Северного Кавказа как носителей своей этнической культуры. В работе проанализированы данные фольклора, пословицы, поговорки, изречения, характеризующие представление этноса о том, «что есть настоящий человек» и «что означает понятие человечность».

Эти понятия относятся к числу важнейших системообразующих элементов более широкого определения «человек-человечность». Опираясь на эти ключевые понятия в соответствующих главах анализируются этические и эстетические представления, идеалы народов, легшие в основу изображения • * идеала человека как представителя этноса.

В работе прослежены этнические традиции народов Кавказа, народные представления о герое и героике, начиная от мифоэпического принципа изображения до конкретно-исторического изображения героя действительности на материале творчества кабардино-балкарских и адыгских писателей.

Заявленная тема прослежена в эволюции с учетом освоения принципов реалистического создания образов в его обусловленности временем и обстоятельствами, эволюция национального характера, исследованы параметры художественной концепции.

В работе мы пришли к выводу о том, что национальный характер воплощает этническое своеобразие своего народа, он обладает чертами выработанными исторически, присущими его народу как национальной общности. На конкретных примерах подчеркивается качество национального характера, объединяющее его с другими народами. Это общечеловеческие представления: любовь к родине, к родному очагу, к народу и.т.д.

В этой связи прослежена диалектика общего, особенного и единого в их конкретных проявлениях. В работе мы пришли к выводу о том, что понятие национального характера включает в себя три компонента: этническое самосознание, ментальность (мироощущение), стереотип поведения.

В основу художественной концепции образа горца, воссозданного в творчестве русских писателей и в карачаево-балкарской и адыгской литературах, особую смысловую нагрузку несут понятия «совесть», «честь», «достоинство», «чувство долга» как атрибуты ментальности, которых должен придерживаться каждый член общества. Долг, как показывают характеристики героев, обязывает любить родину, родной очаг, быть толерантным, быть защитником, не посрамить чести, не запятнать достоинства народа. Эти традиционные представления легли в основу художественной концепции как в национально-художественной традиции народов, в его культуре, фольклоре, этикете, религии, определили мировоззрение, миропонимание героев как представителей народа.

Мы пришли к выводу о том, что национальное художественное мышление в области культуры отражает способность человека видеть мир в понятиях и I представлениях народа, представителем которого он является.

Человеческое сознание и духовная культура взаимосвязаны. Мы придерживаемся точки зрения современных исследователей, утверждающих мысль о том, что национальная культура не может существовать вне национальной формы самовыражения. Она олицетворяет дух нации, ее творческий потенциал. Мы согласны с доводами исследователей культуры, свидетельствующих о том, что феномен этнической культуры горских народов, легшие в основу художественной концепции человека, представителя этноса, создавался на стыке двух культур в ходе взаимообогащения и взаимопроникновения культур запада и востока.

Мы пришли к выводу, что национальное самосознание, отраженное в обычаях, нравах, стереотипах мышления, нормах поведения и привычек, определило национальные образы мира и человека в художественной традиции карачаевцев, балкарцев, адыгейцев и абазин, выразили в художественной концепции образа горца этические и нравственные представления народа о том, что такое понятие человек, человечность, человеческое достоинство.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.М. Карачаевский роман. — Ставрополь, 1980. — 158 с.
  2. Андреев-Кривич С.А. Кабардино-черкесский фольклор в творчестве Лермонтова. Нальчик, 1949. — 134 с.
  3. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. — 183 с.
  4. Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. — 252 с.
  5. Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1983 .-416с.
  6. Е. Кабардинские легионы. Пятигорск, 1971. — 257 с.
  7. В.Г. Собрание сочинений. М., 1981. Т.6 — 568 с.
  8. В.Г. Избранное. М., 1959. — 559 с.
  9. Берберов Б. А-Ю. Тема народной трагедии и возрождения в карачаево-балкарской поэзии. Автореферат. Нальчик, 2002. — 23 с.
  10. Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974. — 288 с.
  11. Т. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX века. Избранное. Нальчик, 1993. — 262 с.
  12. С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч. 1. М.', ч.1,2,1823. — 465 с.
  13. А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. — 406 с.
  14. Н. Принцип историзма в изображении характера. М., 1978. -264 с. ,
  15. Г. Д. Содержательность художественных форм. М., 1968. — 303 с.
  16. А.И. Собрание сочинений в 9-ти томах. Т.З. М., 1955. — 535 с.
  17. В. Е. Эстетика фольклора. М., 1988.-319 с.
  18. М. Полное собрание сочинений в 25-ти томах. Т. 24. М., 1971. -523 с.
  19. А. И. Обретение художественности. М., 1979. — 176 с.
  20. Кон И. С. Национальный характер миф или реальность? — М., 1968. — 485 с.
  21. Краткий словарь по эстетики. М., 1962. — 569 с.
  22. М. А. Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. -М., 1985.-221 с.
  23. Т.Х. Общественная мысль и просвещение адыгов и балкарокарачаевцев в XIX нач. XX в. — Нальчик, 2002. — 444 с.. • *
  24. Х.Х. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1996. — 284 с.
  25. Р.Г. Вровень с веком: Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы II половины XX века. Майкоп, 2001.-338 с.
  26. Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.-297 с.
  27. Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. — 406 с.
  28. А. X. Северокавказский роман. Нальчик, 1993. — 192 с.
  29. Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. -Казань, 1970.-211 с.
  30. Ю.Н. Очаг балкарского жилища: XIX XX в. — Нальчик, 1972. -вып. 6. — 330 с.
  31. В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976. — 325 с.
  32. Сказание о нартах эпос народов Кавказа. — М., 1969. — 162 с.
  33. Т.М. Поэзия и правда. Структура и поэтика публицистической прозы Бориса Зайцева. М., 2003. — 267 с.
  34. К. К. Динамика жанра. Особенное и общее в опыте современного романа.-М., 1989.-152 с.
  35. .Л. Исторические судьбы реализма. Размышление о творческом методе. М., 1973. — 503 с.
  36. А. А. Очаг национальной памяти. Майкоп, 1999. — 190 с.
  37. Так это было. В 3-х томах. Т. 3. М., 1993.-352 с.
  38. И.В. Этюды о Шоре Ногмове. Нальчик, 1974. — 197 с.
  39. Ю.М. Адыгский роман (Национально-эпическая традиция и современность). Нальчик, 1987. — 111 с.
  40. Ф. Метафизика колеса. Вопросы русского культурогенеза. -Сергиев Посад, 2003. 248 с.
  41. О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. — 448 с.
  42. А.Х. Адыгские просветители (дореформенный период). -Нальчик, 1978.- 257 с.
  43. Р.Х. Адыгская публицистика конца XIX начала XX века. -Нальчик, 2005.-358 с.
  44. Р.Х. Адыль-Гирей Кешев. Нальчик, 1971. — 30 с.
  45. Р.Х. Адыгские писатели просветители XIX начала XX века. -Нальчик, 2003. 171 с.
  46. М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1982. — 334 с.
  47. Т.А. Азамат Суюнчев. Очерк творчества. М., 1998. — 384 с.
  48. JI. Проза X. Байрамуковой: Традиции и новаторство. -Автореферат. Нальчик, 2003. 22 с.
  49. М.Э. Проблема характеров в кабардинском романе. Диссертация. -Нальчик, 2002. 157 с.
  50. . Избранная публицистика. Нальчик, 1991. — 288 с.
  51. В.И. Кавказский феномен русской прозы (вторая половина XX века). Пятигорск-, 2001. — 364 с.
  52. Р.Ф. Проблемы национальных культур у русских романтиков 2030-х годов XIX в. Махачкала, 1968. — 380 с.
  53. Р.Ф. Русский романтизм начала XIX в. и национальные культуры. -М., 1970.-424 с.
  54. Эстетика. Словарь. -М&bdquo- 1989.-445 с. 1.
  55. JI.A. Художественная трактовка нового героя в современной прозе Северного Кавказа // Традиция и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986.
  56. А. Кавказ пленила пушкинская Русь // Вестник института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. Нальчик, 2004.-вып. 11.
  57. С.А. Мотивы исторического эпоса северокавказских горцев // Записки Северо-Кавказского НИИ. Ростов н/Д., 1929. — т.2.
  58. А.И. Позиция автора и стиль повествования // Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986.
  59. В.И. Некоторые проблемы теории национального вопроса истории // Вопросы истории. М., 1967. — № 1.
  60. Многонациональный советский роман: Сборник статей. М., 1966. — 308 с.
  61. М.И. Хан-Гирей как фольклорист // Вопросы кавказской филологии. Нальчик, 1994. — вып.2.
  62. Современник. Спб., 1836. — тЛ.
  63. К. От схемы к характеру // Заметки к прозе Северного Кавказа. // Дружба народов. М., — 1980. — № 1.
  64. Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов // Русский вестник. СПб, 1842, т.5, отд. 2.
  65. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Подготовка текста к изданию и вступительная статья Б. Гарданова и Г. Мамбетова. Нальчик, 1978.
  66. Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. СПБ, 1836, — РГВИА, оп. 7, д. 5 (ч. 1), 536 л- д. 6 (ч 2). л. 537−855
  67. Хан-Гирей, Черкесские предания // Русский вестник. СПб, 1841, т.2, кн.4.
  68. Р.Х. Античные традиции в творчестве Хан-Гирея // Филологические труды. Сб. статей, вып. 1. Нальчик, 1977.
  69. Ф. А. А цветы жили. Черкесск, 1971.
  70. Ф.А. Семья сильных. Черкесск, 1956.
  71. Х.А. Черный сундук. Роман. кн. 1. — Микоян-шахар, 1935.
  72. X. Айран: повесть, рассказы. М., 1984.
  73. Х.Б. Мелек. Черкесск, 1981.
  74. X. Утренняя звезда. Роман. М., 1974.
  75. Х.Б. Чолпан. Роман. -Черкесск, 1970.
  76. М. Быть человеком: повести, рассказы, новеллы. М., 1987.
  77. Г. Когда цветут подснежники. М., 1984.
  78. Н. Реки не текут вспять. М., 1981.
  79. A.M. Баржа. М., 1984.
  80. X. Пробуждение гор. Роман. Черкесск, 1982.
  81. В. Избранное. М., 1968.
  82. Кавказский легион. Повести и рассказы русских писателей XIX века. -Нальчик, 1996.
  83. Кази-Гирей С. Долина Ажитугай // Современник. Спб, 1836. — т.1.
  84. И. Вокзал: Романы, повести, рассказы. М., 1982.
  85. И. Гармонистка : повести, рассказ. -М., 1985.
  86. И.С. Уплывающие тени. Ставрополь, 1999.
  87. С. И-А. Бекболат. М., 1975.
  88. Капаев С.И.-А. Очаг. М., 1969.
  89. Капаев С.И.-А. След времени. -М., 1980.
  90. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик, 1983.
  91. Т. Избранное. Майкоп, 1997.
  92. Т. Избранные произведения в двух томах. Т.2. — Майкоп, 2002.
  93. А. Вершины не спят. М., 1973.
  94. А. Восход луны. М., 1979.
  95. А. Сломанная подкова. М., 1976.
  96. Ц.М. Фатимат. Кн. 1. — М., 1974.
  97. Д. Два времени. Ставрополь, 1984.
  98. Д. Голос в горах. Черкесск, 1978.
  99. К. Скачи мой ослик! // Юность. М., 1986. — № 7.
  100. К.Ш. Так растет дерево. М., 1975.
  101. М.Ю. Избранные сочинения. -М., 1994.
  102. М. Ю. Избранное. М., 1968.• *
  103. И. Восход и закат. Майкоп, 2005.
  104. И. Жернова. Майкоп, 1993.
  105. И. Тропы из ночи. М., 1973.
  106. И. Собрание сочинений в семи томах. Майкоп, 2001. — т. 1.
  107. И. Сто первый перевал. Роман М., 1985.
  108. И. Раскаты далекого грома М., 1988.
  109. Песни народов Северного Кавказа. Составители: Кулиев К. Джусойте Н. -М, 1976.
  110. А.С. Сочинения: в 2-х томах. М., 1982. — т.1.
  111. А.С. Сочинения: в 2-х томах. М., 1982. — т.2.
  112. А.Д. Двойной узел. Карачаевск, 2002.
  113. П.А. Азамат. Черкесск, 1963.
  114. А. Тяжелые жернова. -М., 1982.
  115. А.У. Испытание мужества. М., 1976.
  116. . Горсту" земли. М., 1974.
  117. Хан-Гирей. Князь Пшьской Аходягоко.//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1893. — № 17.
  118. Х.Х. Ночь в горах. М., 1975.
  119. О. Аманат. Черкесск, 1961.170. Хубиев О. Люди. М., 1974.
  120. Ю. Милосердие черных гор или смерть за горной речкой. Роман. -Майкоп, 2003.
  121. . Последний из ушедших. М., 1988.
  122. М. Страшен путь на Ошхомахо. Нальчик, 1980.
Заполнить форму текущей работой