Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инновационное развитие системы профессиональной подготовки управленческих кадров на основе интеллектуальных систем обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В режиме работы по схеме замкнутой системы контроля уровня компетентности применяются задачи с разветвленной схемой представления заданий. При этом ответы обучаемых используются для управления последовательностью предъявления заданий. Выбор очередного задания зависит от ответов обучаемого на предыдущие задания, и схема предъявления заданий становится адаптивной или «реагирующей». В этом режиме… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень сокращений
  • Глава 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 1. 1. Общая характеристика инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятий
    • 1. 2. Анализ технологий инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятий

    1.3. Основные подходы к обоснованию технологий инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятий на базе интеллектуальных обучающих систем подготовки персонала (ИОС ПП) 52

    Выводы по первой главе

    Глава 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

    2.1. Состав методического обеспечения технологий инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятий на базе ИОС ПП

    2.2. Методика обоснования вариантов состава и структуры информационного обеспечения ИОС ПП для реализации технологии инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятий

    2.3. Методика обоснования вариантов адаптивного применения технологий инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятий на базе ИОС ПП на основе мониторинга уровня компетентности

    Выводы по второй главе

    Глава 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

    3.1. Основные направления реализации технологий инновационного развития профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия в рамках ситуационных центров

    3.2. Определение структуры информационного обеспечения технологий инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятий на базе ИОС ПП

    3.3. Оценивание уровня компетентности управленческих кадров предприятия с применением технологий инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров на базе ИОС ПП

    Выводы по третьей главе

Инновационное развитие системы профессиональной подготовки управленческих кадров на основе интеллектуальных систем обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

научно-квалификационной работы обусловлена повсеместным повышением той роли, которую играет система профессиональной подготовки управленческих кадров в инновационном развитии экономики.

Возрастание динамики внешней среды в совокупности с перманентным распространением научно-технического прогресса обусловливает необходимость превращения хозяйствующих субъектов во все более сложные социально-экономические системы, требующие нового методического инструментария, соответствующего сложности макро-, мезои микросреды предприятий. В этой связи значительно возрастает актуальность исследования инновационных возможностей современных организаций в плане совершенствования системы развития работников и повышения уровня подготовки персонала. Сущность инновационного развития системы профессиональной подготовки кадров предприятия заключается в повышении уровня их компетенции, что позволяет принимать обоснованные и оперативные управленческие решения по повышению уровня эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации. Без грамотной организации данного процесса, регулярного развития инновационного управленческого инструментария невозможно обеспечение необходимого уровня прибыли и конкурентоспособности субъекта хозяйствования в современных рыночных условиях.

Рост количества проблемных ситуаций, требующих принятия сложных решений относительно деятельности предприятия в условиях дефицита времени и информации обусловливает необходимость постоянного повышения требований к профессиональным качествам и компетенциям управленческого персонала и работников организации, что, в свою очередь, детерминирует необходимость решения конкретных вопросов развития системы их подготовки. При этом большое значение придается внутрифирменному (производственному) обучению и повышению квалификации. В настоящее время остается наименее исследованной проблема инновационного развития системы профессиональной подготовки именно управленческих кадров предприятия. В этой связи приобретает особую актуальность научная задача организации и инновационного развития системы профессиональной подготовки должностных лиц, как основы оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.

Кроме того, формирование инновационной системы подготовки управленческих кадров современной организации на основе использования нового научно-методического инструментария и государственной поддержки программ подготовки персонала является важнейшим условием повышения конкурентных преимуществ предприятий российской промышленности. Анализ опыта подготовки управленческих кадров предприятий и учреждений показал, что главным условием повышения эффективности профессиональной подготовки управленческих кадров предприятий является формирование и практическое использование КФПП — компьютерных форм профессиональной подготовки, обеспечивающих интеграцию современных информационных, коммуникационных и образовательных инновационных технологий.

Реализация инновационных подходов к развитию системы профессиональной подготовки управленческих кадров российских предприятий на основе КФПП свидетельствует об их значительных преимуществах перед традиционно используемыми инструментами. Такие системы способствуют значительному снижению издержек, образующихся в процессе подготовки управленческих кадров, по сравнению с традиционными методами обучения.

Данные аспекты определяют актуальность исследований по разработке технологий инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия, направленных на совершенствование форм и методов профессиональной подготовки путем интеграции инновационных образовательных и информационных форм профессиональной подготовки должностных лиц предприятия.

Степень разработанности проблемы. Исследованию вопросов реализации инновационных подходов развития системы профессиональной подготовки кадров посвящены труды известных российских ученых и руководителей: Афанасьева М. Ю., Бармашовой JI.B., Василенко JI.A., Вербицкого A.A., Журавлева П. В., Костюка В. Н., Макаровой Н. В., Мамыкина А. И., Нерсесяна А. Н., Одегова Ю. Г., Олейника И., Руденко В. А., Советова Б. Я., Фукса А., Шарбузова Р. Н. и многих других. Существенное влияние на разработку теоретических основ профессиональной подготовки и управления оказали работы таких зарубежных авторов, как: Ансофф И., Герцберг Ф., Друкер П., Кар-лофф Б., Кунц Т., Маслоу А., Минцберг Г., Питере Т., Уотермен Р., Шумпе-тер Й., Эмерсон Г. и др.

Тем не менее, анализ научных источников свидетельствует о недостаточной изученности проблем применения инноваций в системе обучения и подготовки персонала современной организации. Вопросы использования инновационного потенциала предприятий для подготовки кадров на основе интеграции современных информационных, коммуникационных и образовательных технологий только проходят стадию своего становления. Однако применение инновационного инструментария, направленного на развитие системы подготовки управленческих кадров, позволит повысить конкурентоспособность организации на отечественном рынке за счет повышения уровня профессионализма должностных лиц и качества принятия ими управленческих решений.

Следует констатировать, что данная научная проблематика не получила серьезной разработки в российских исследованиях в области экономики и управления, что свидетельствует о ее безусловной новизне. Это обусловлено недостаточным учетом современной системой обучения и подготовки персонала стремительности распространения инноваций в области информационно-компьютерных технологий, усиления их влияния на все сферы управленческой и хозяйственной деятельности.

Таким образом, безусловная актуальность темы исследования способствовала последующей структуризации основных проблем, позволивших сформулировать цель, задачи, объект и предмет научно-квалификационной работы.

Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе анализа перспективных методов и технологий инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия разработать и обосновать научно-методический инструментарий и практические рекомендации по внедрению инновационных технологий в систему их профессиональной подготовки для обеспечения эффективности управления ресурсами и роста конкурентных преимуществ предприятия в долгосрочной перспективе.

В интересах достижения цели исследования в диссертации решался ряд логически взаимосвязанных задач, раскрывающих тему работы:

— исследованы научно-методические основы инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия (ПП УКП), проведен анализ основных направлений развития профессиональной подготовки управленческих кадров, обоснована роль и место применения инновационных образовательных технологий в системе ПП УКП;

— выявлены особенности применения компьютерных форм профессиональной подготовки (КФ ПП), определенны основные компоненты технологии инновационного развития системы профессиональной подготовки, сформулированы принципы создания и применения интеллектуальных обучающих систем подготовки персонала (ИОС ПП);

— обоснована общая схема организации применения ИОС ПП в ходе профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия, определен состав методического обеспечения технологий инновационного развития системы ПП УКП на базе ИОС ПП;

— разработан методический инструментарий обоснования состава и структуры информационного обеспечения ИОС ПП и вариантов адаптивного применения технологий инновационного развития системы ГШ УКП на базе ИОС ПП на основе мониторинга уровня компетентности;

— сформулированы практические рекомендации по реализации технологии инновационного развития системы ПП УКП на основе модернизации ситуационных центров предприятий, что позволило разработать критериальную систему оценивания уровня компетентности управленческих кадров.

Объектом исследования являются отечественные предприятия, реализующие систему профессиональной подготовки управленческих кадров и использующие возможности ее инновационного развития в современной экономике России.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения между объектами и субъектами системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия, обеспечивающие повышение его инновационного потенциала и конкурентоспособности за счет роста уровня компетентности должностных лиц организации.

Теоретико-методологическая основа исследования. Диссертационная работа предполагает использование системного и комплексного подхода к анализу поставленных задач, что требует применения современных методов исследования, среди которых сравнительный анализ и синтез, наблюдение, экономико-математическое моделирование процессов обучения и подготовки управленческого персонала организации.

Информационная база работы представлена нормативными актами Российской Федерации, затрагивающими вопросы организации системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятийнаучными изданиями зарубежных и отечественных специалистов в области экономики и управленияматериалами, представленными в сборниках научно-практических конференций.

Диссертация выполнена в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями), п. 2.29. «Совершенствование методологии управления человеческим капиталом в интересах инновационного развития».

Научная новизна диссертационной работы заключается в решении научной задачи теоретического обоснования и разработки научно-методического инструментария и практических рекомендаций по управлению инновационным развитием профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия, на основе применения интеллектуальных обучающих систем подготовки персонала, обеспечивающих наиболее оптимальное применение инновационных возможностей организации и рост ее конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Новизна научно-квалификационной работы конкретизируется в том, что автором в ходе исследования:

1. Показано, что инновации являются основой построения перспективной системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия, что позволило обосновать необходимость формирования концептуальных элементов этой системы с учетом использования современных инновационных образовательных, информационных и коммуникационных технологий, а также определить принципиально новую схему организации проведения мероприятий профессиональной подготовки, ядром которой является интеллектуальная обучающая система. Применение такой системы подготовки специалистов будет способствовать повышению уровня их компетенции, что позволит оперативно и обосновано принимать необходимые решения, способствующие эффективному функционированию предприятия.

2. Обоснованы приоритеты реализации технологии инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия, учитывающие направленность не только на более качественное освоение своих функциональных обязанностей, но и на повышение умений и навыков в оценивании сложившейся обстановки и принятии обоснованных управленческих решений. Это позволило обосновать состав и структуру информационного обеспечения ИОС ПП и выдвинуть в качестве основного требования к интеллектуальной обучающей системе необходимость формирования проблемных ситуаций анализа и/или синтеза, обеспечивающих развитие способностей управленческого персонала по принятию управленческих решений в условиях неопределенности.

3. На основе исследования особенностей управленческой деятельности в различных экономических условиях разработан механизм формирования и представления знаний о предметной области, включающий общую информацию об объектах предметной области и когнитивную информацию о межобъектных отношениях. Такой подход позволяет не только манипулировать информацией о свойствах объектов предметной области, но и хранить и использовать информацию о моделях и задачах, применяемых в процессе осуществления управленческой деятельности руководством предприятия.

4. Предложена методика адаптивного выбора наиболее рационального варианта организации мероприятий профессиональной подготовки управленческого персонала, основанная на дифференцированном подходе к оцениванию уровня компетенций различных категорий работников, выявлению наиболее значимых элементов профессиональной подготовки и построению системы инновационного развития управленческих кадров на данном предприятии, что позволяет определить условия повышения эффективности функционирования предприятия в целом.

5. Сформированы рекомендации по практической реализации технологии инновационного развития предприятия на основе внедрения образовательных компонентов в структуру информационного обеспечения ситуационных центров предприятия. Это, в свою очередь, обусловило необходимость разработки критериальной системы оценивания компетентности должностных лиц предприятия, позволяющей определить перспективы развития инновационного потенциала для конкретного предприятия с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке методического инструментария, направленного на решение важной для обеспечения устойчивого роста экономики России задачи по инновационному развитию системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятий. Сформулированные в научно-квалификационной работе выводы и рекомендации будут востребованы современными субъектами хозяйствования для развития методического инструментария и механизмов обучения и подготовки управленческих кадров предприятий отечественной промышленности.

Апробация результатов исследования. Выводы, сделанные по результатам исследования, получили определенную степень апробации и научно-практической реализации. Основные результаты и рекомендации по итогам диссертации докладывались и обсуждались на межвузовских научно-практических конференциях, проводимых ФАОУ ДПО «Государственная академия строительства и ЖКК», НП «Институт Образования и Науки» в 2010;2013 гг. Положения исследования получили апробацию в ходе учебных занятий в ФАОУ ДПО «Государственная академия строительства и ЖКК». Ряд теоретических и практических выводов работы применяются в учебном процессе названных учебных заведений.

Публикации. По теме научно-квалификационной работы представлено 7 печатных работ, 4 из которых опубликованы в издании, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ (две из них в соавторстве). Совокупный объем авторских публикаций по теме научно-квалификационной работы составил около 4,5 п.л.

Объем и структура диссертации. Работа включает введение, три главы, заключения, список литературы и приложение. Общий объем диссертации составляет 212 страниц машинописного текста. Работа включает 18 рисунков. Библиографический список состоит из 198 наименований использованной литературы.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

В третьей главе рассмотрены практические аспекты реализации технологии инновационного развития системы ПП УКП, разработанные на основе применения методики обоснования, изложенной во второй главе. Практические аспекты реализации технологий инновационного развития профессиональной подготовки персонала лежат в плоскости создания технической базы реализации интеллектуальных обучающих систем, формирования информационного обеспечения для решения задач подготовки управленческих кадров и методических подходов к оцениванию уровня компетентности управленческих кадров предприятия.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Основой реализации технологий инновационного развития профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия должны стать интенсивно в настоящее время формируемые на предприятиях ситуационные центры поддержки принятия управленческих решений. Состав и структура ситуационных центров практически полностью соответствует составу интеллектуальной обучающей системы, с той лишь разницей, что, во-первых, последовательность ситуаций, предъявляемых для разрешения управленческому персоналу, определяется исходя из потребностей разрешения тех проблемных вопросов, которые детерминированы сенсорной (измерительной) средой, и во-вторых, ситуационные центры, как правило, не включают в свой состав дидактического обеспечения, позволяющего обеспечить оценку уровня компетентности должностных лиц при решении тех или иных управленческих задач.

2. Предложенная технология инновационного развития профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия предполагает формирования ситуаций перечня задач, подлежащих разрешению в зависимости от оценок уровня компетентности обучаемого. Такой подход, в отличие от традиционных ситуационных центров требует наличия определенных программных средств и организации их применения, позволяющих формировать соответствующие учебным задачам ситуации, управлять ходом их решения и оценивать уровень компетентности обучаемых. Реализация данного подхода в рамках ситуационных центров предприятия предполагает уточнение информационного представления предметной области ситуационного центра путем включения в состав информационного обеспечения дополнительных структурных компонентов, реализующих идею адаптивного выбора вариантов организации профессиональной подготовки и разработки системы оценивания компетентности должностных лиц при решении управленческих задач различной сложности, что позволит обеспечить внедрение технологий инновационного развития профессиональной подготовки управленческих кадров при минимальных экономических затратах.

3. Информационное представление объектов предметной области образует объектно-ориентированную ситуационную модель, отражающую основные свойства и отношения результатов изменения как «внешней среды», так и результатов принимаемых решений управленческих кадров соответствующих звеньев управления предприятием. Анализ управленческих задач, решаемых должностными лицами предприятий, и особенностей профессиональной подготовки позволяет выделить ряд классов объектов, которые будут служить каркасом информационной структуры. К таким классам отнесем: 1) системные устройства- 2) ресурсы- 3) линии сопряжения- 4) АРМ.

Каждый базовый класс объектов позволяет информационно представить все основные сущности описываемой предметной области и процесса профессиональной подготовки на базе инновационной технологии с применение интеллектуальной обучающей системы.

4. Дальнейшее формирование структуры информационного обеспечения будет осуществляться путем раскрытия и конкретизации базовой структуры. При этом конкретизация базовой структуры может осуществляться в нескольких направлениях: расширение состава объектов, определение интерфейсов объектов, определение поведения объектов во времени, определение реализации объектов. Реализация рассматриваемой базовой структуры предусматривает формирование на основе базовых классов объектов различных подклассов функциональных объектов, информационно представляющих состав, структуру и способы функционирования предприятия в различных условия обстановки, а также особенности процесса профессиональной подготовки управленческих кадров рассматриваемого предприятия. В качестве подклассов базового класса «АРМ» для организации применения технологии инновационного развития профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия целесообразно выделить «АРМ подготовки задач», «АРМ — руководителя» и «АРМ — обучаемого».

5. Система оценивания компетентности управленческих кадров предприятия является одним из центральных элементов реализации технологии инновационного развития профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия с применением ИОС ПП. При этом под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при определении уровня компетентности должностных лиц и моменты проведения контроля подготовленности, но в целом механизм (критериальная компонента) осуществления контрольно-диагностической связи между участниками процесса обучения по поводу успешности мероприятий профессиональной подготовки. В рамках реализации технологии инновационного развития профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия целесообразно критериальную компоненту системы оценивания представить в виде двух уровней: текущее оценивание и итоговое оценивание уровня компетентности должностных лиц. Текущее оценивание осуществляется с использованием специальной системы критериев, которая должна быть общей при реализации мероприятий профессиональной подготовки должностных лиц предприятия. Итоговое оценивание осуществляется периодически по качественной шкале, определяющей уровни компетентности должностных лиц в соответствие со своими функциональными обязанностями.

6. Показатели, характеризующие уровни компетентности по различным аспектам деятельности должностных лиц, различаются между собой, но сформированы они по одному принципу: выделены основные умения и навыки, сгруппированные затем по подобию в несколько (от 4 до 6) показателей, каждый из которых, таким образом, «отвечает» за группу родственных навыков. При этом набор критериев определяет и состав целей и задач, которые должны быть реализованы в процессе профессиональной подготовки должностных лиц. Оценка уровня компетентности по каждому показателю определяется в соответствии с оценочными критериями. Система показателей и критериев уровня компетентности позволяет:

— выявить основные направления повышения в уровня компетентности должностных лиц и реализовать способ адаптивного выбора рационального варианта реализации технологии инновационного развития профессиональной подготовки каждого должностного лица предприятия;

— устранить (или максимально снизить) влияние фактора субъективности при оценивании уровня компетентности управленческих кадров предприятия;

— получить механизм, одинаково хорошо работающий как при оценивании, так и при самооценивании.

7. Основой критериальной системы оценивания являются дескрипторы, позволяющие сформировать суждение об уровне компетентности должностного лица к тому или иному виду деятельности.

Система дескрипторов для оценивания уровня компетентности должностных лиц представляет собой систему взаимосвязанных требований к результатам того или иного вида деятельности. Данная система предназначена для сравнения результатов выполнения различных управленческих задач с заданными уровнями, определяющими степень подготовленности должностного лица к тому или иному виду деятельности. В случае, если результат выполнения той или иной задачи может быть выражен в количественной шкале (время выполнения задания, число правильно решенных задач и т. д.), то в качестве дескрипторов выступают нормативы по выполнению задачи. Наибольшую трудность в формировании системы дескрипторов вызывает та область деятельности должностных лиц, которая не может быть однозначно оценена в количественной шкале. В этом случае система дескрипторов представляет собой систему логических отношений, выраженную в виде требований и предложений к уровню выполнения задач подготовки. Каждому отношению, определяющему уровень полученного (достигнутого) результата подготовки, ставиться в соответствие либо числовая (0, 1, ., 6), либо качественная (очень плохо, плохо,. отлично) характеристика уровня компетентности.

8. Критериальная система оценивания компетентности должностных лиц предприятия реализуется в ИОС ПП в виде соответствующей программной подсистемы, с помощью которой осуществляется контроль уровня компетентности. Основными задачами подсистемы оценивания уровня компетентности ИОС ПП являются формирование контрольных заданий, сбора ответов, их сохранения, анализа полученных результатов и их оценивания. Подсистема оценивания должна позволять решать задачи определения уровня компетентности должностных лиц в двух режимах: по разомкнутой схеме контроля (без обратной связи), и по замкнутой схеме контроля (с обратной связью). Режим работы по разомкнутой схеме осуществляется для выявления уровня знаний обучаемых за определенный период процесса профессиональной подготовки и применяется, как правило, при итоговом контроле. При данной схеме обучаемому предъявляются открытый или закрытый варианты задачи.

Открытый вариант задачи — это вариант, при котором обучаемому предъявляется только формулировка задачи (без предложения вариантов ответов). Ответ должен ввести обучаемый. В качестве ответа выступает числовое значение, которое может быть однозначным или лежать в некотором заданном допустимом диапазоне.

Закрытый вариант задачи — это вариант, при котором обучаемому кроме формулировки задачи предлагаются и нескольких вариантов ответа. При этом обучаемый должен выбрать один или несколько правильных вариантов ответа. Предусмотрено наличие от 3 до 6 вариантов ответов, причем правильными могут быть некоторые, все или только один из ответов. В этом случае выбор обучаемым ответа определяет и уровень его компетентности. В подсистеме должен быть предусмотрен режим выбора той или иной последовательности вопросов для дальнейшего предъявления в соответствие с результатом ответа на конкретном шаге. Такой режим обеспечивает детализацию уровня компетентности должностного лица по тому или иному виду его деятельности.

В режиме работы по схеме замкнутой системы контроля уровня компетентности применяются задачи с разветвленной схемой представления заданий. При этом ответы обучаемых используются для управления последовательностью предъявления заданий. Выбор очередного задания зависит от ответов обучаемого на предыдущие задания, и схема предъявления заданий становится адаптивной или «реагирующей». В этом режиме с обратной связью в процессе функционирования подсистемы оценивания инициируется экспертная система. Применение при оценивании уровня компетентности экспертной системы позволяет выбирать задаваемые задачи в зависимости от ответов обучаемого на предыдущие задачи, а также автоматизировать процесс анализа его ответов не по одному, а по нескольким критериям, что позволяет получить более полную картину об уровне компетентности должностного лица. Результаты оцениваются в баллах. При этом оценки параметров определяются как результат логического вывода, выполняемого экспертной системой. При этом общая оценка может быть многоплановой, т. е. содержать несколько оценок по различным аспектам проверки обучаемого должностного лица.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В работе исследовались вопросы, связанные внедрением технологий инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятий и организаций субъектов экономической системы РФ. Основой инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия является интеграция современных информационных, коммуникационных и образовательных технологий, позволяющих воссоздавать проблемные ситуации, с которыми сталкивается в своей управленческой деятельности обучаемый, и оценивать уровень его компетенции на основе моделирования результатов принятых решений. Проводимые в диссертационной работе исследования включают в себя:

— обоснование инновационной технологии развития системы профессиональной подготовки на основе применения интеллектуальной обучающей системы подготовки персонала и определение роли и места применения ИОС ПП в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров;

— обоснование приоритетов реализации технологии инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия, определение состава и структуры информационного обеспечения ИОС ПП;

— формирование информационной модели представления знаний о предметной области, включающей совокупность когнитивной информации о взаимодействии объектов предметной области и информации о самих объектах;

— разработку методики адаптивного выбора наиболее рационального варианта организации мероприятий профессиональной подготовки управленческого персонала, основанную на дифференцированном подходе к оцениванию уровня компетенции различных категорий работников, выявления наиболее значимых элементов профессиональной подготовки и построении системы инновационного развития управленческих кадров на данном предприятии, что позволяет определить условия повышения эффективности функционирования предприятия в целом.

— формирование предложений по практической реализации технологии инновационного развития предприятия на основе внедрения образовательных компонентов в структуру информационного обеспечения ситуационных центров предприятия и разработки критериальной системы оценивания компетентности должностных лиц предприятия, что обусловливает возможность оценки потенциала инновационного развития предприятия.

Новые научные результаты, сформулированные по результатам исследования, могут быть применены в процессе профессионального обучения на основе ИОС для повышения уровня профессионального мастерства управленческих кадров предприятий, что позволит увеличить инновационный потенциал предприятия и его конкурентоспособность.

Прагматической целью исследований технологий инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятий и учреждений субъектов экономической системы РФ является повышение эффективности функционирования предприятий за счет роста уровня компетентности должностных лиц, способных оперативно и обосновано принимать рациональные управленческие решения в различных условиях обстановки.

При усложнении задач и необходимости оперативного и обоснованного принятия решения по управлению предприятиями в условиях высокого уровня неопределенности и существенного дефицита времени повышаются запросы к профессиональным знаниям и навыкам управленческого персонала. Эти обстоятельства обусловливают необходимость совершенствования системы формирования деловых, профессиональных качеств управленческих кадров, их переподготовки. При этом наиболее пристальное внимание должно уделяться их внутрифирменной подготовке и профессиональному обучению. В этой связи следует констатировать, что проблема развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия сегодня остается не до конца исследованной. Поэтому особую актуальность приобретает решение проблемы организации инновационного совершенствования системы профессиональной подготовки должностных лиц предприятия как условия обеспечения эффективности управления предприятием и его устойчивого развития.

В основу обоснования реализации технологии инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров положены результаты анализа современных инновационных образовательных технологий и возможностей по созданию интеллектуальных обучающих систем их роли и места в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия, рассмотренные в первом разделе диссертации.

Особенность профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия является то, что основной усилия в повышении уровня их компетентности должны быть направлены не только на усвоение знаний своих функциональных обязанностей, а и на формирование устойчивых навыков и умений оценивать сложившуюся обстановку и принимать обоснованные управленческие решения в соответствии с занимаемой должностью. Эта особенность обусловила приоритетность обоснования состава и структуры информационного обеспечения реализации технологии инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия и включение в информационную модель представления знаний о предметной области, как информации об объектах предметной области, так и когнитивной информации об отношениях между объектами предметной области. Кроме того, ориентация профессиональной подготовки управленческих кадров на подготовку обучаемых разрешать различного рода проблемные ситуации, определила необходимость информационного представления проблемных ситуаций двух типов: ситуации анализа и ситуации синтеза.

Поскольку в процессе реализации инновационной технологии подготовки управленческих кадров заранее невозможно однозначно определить причинно-следственные связи между выбранным информационным обеспечение ИОС ПП и достигнутым в ходе ее применения уровнем компетентности должностных лиц, потребовалось определить механизм, который позволял бы определять направление улучшения тех или иных характеристик текущего варианта организации системы подготовки. В диссертации в качестве такого механизма была предложена методика адаптивного выбора рационального варианта организации проведения мероприятий профессиональной подготовки, основанная на дифференцированном подходе к оцениванию уровня компетенции различных категорий работников, выявления наиболее значимых элементов профессиональной подготовки и построении системы инновационного развития управленческих кадров на данном предприятии.

Практические аспекты реализации технологий инновационного развития профессиональной подготовки персонала лежат в плоскости создания технической базы реализации интеллектуальных обучающих систем, формирования информационного обеспечения для решения задач подготовки управленческих кадров и методических подходов к оцениванию уровня компетентности управленческих кадров предприятия. Технической основой реализации технологий инновационного развития профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия должны стать интенсивно в настоящее время формируемые на предприятиях ситуационные центры поддержки принятия управленческих решений. Состав и структура ситуационных центров практически полностью соответствует составу интеллектуальной обучающей системы, с той лишь разницей, что, во-первых, последовательность ситуаций, предъявляемых для разрешения управленческому персоналу определяется исходя из потребностей разрешения тех проблемных вопросов которые определяются сенсорной (измерительной) средойво-вторых, ситуационные центры, как правило, не включают в свой состав дидактического обеспечения, позволяющего обеспечить оценку уровня компетентности должностных лиц при решении тех или иных управленческих задач.

Таким образом, новыми научными результатами, по мнению автора, являются:

1. Концептуальные элементы технологии инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия с учетом использования современных инновационных образовательных, информационных и коммуникационных технологий и схема организации проведения мероприятий профессиональной подготовки, ядром которой является интеллектуальная обучающая система профессиональной подготовки.

2. Приоритетные направления реализации технологии инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия, учитывающие направленность не только на освоение знаниями своих функциональных обязанностей, а и повешение умений и навыков в оценивании сложившейся обстановки и принятии обоснованных управленческих решений.

3. Механизм формирования и представления знаний о предметной области, включающий общую информацию об объектах предметной области и когнитивную информацию о межобъектных отношениях.

4. Методика адаптивного выбора наиболее рационального варианта организации мероприятий профессиональной подготовки управленческого персонала, основанная на дифференцированном подходе к оцениванию уровня компетенции различных категорий работников, выявления наиболее значимых элементов профессиональной подготовки и построении системы инновационного развития управленческих кадров на данном предприятии, что позволяет определить условия повышения эффективности функционирования предприятия в целом.

5. Рекомендации по практической реализации технологии инновационного развития предприятия на основе внедрения образовательных компонентов в структуру информационного обеспечения ситуационных центров предприятия. Это, в свою очередь, обусловило необходимость разработки критериальной системы оценивания компетентности должностных лиц предприятия, позволяющей определить перспективы развития инновационного потенциала для конкретного предприятия с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в разработке методического инструментария, направленного на решение важной для обеспечения устойчивого роста экономики России задачи по инновационному развитию системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятий. Сформулированные в научно-квалификационной работе выводы и рекомендации будут востребованы современными субъектами хозяйствования для развития методического инструментария и механизмов обучения и подготовки управленческих кадров предприятий отечественной промышленности.

Однако ряд вопросов, которые представлены в работе в контексте разработанных методических рекомендаций, безусловно, требуют последующей разработки. Это связано, прежде всего:

— с разработкой методики обоснования состава проблемных ситуации, которые в наибольшей степени отражают цели и задачи предприятия.

— с развитием инструментария оценки различных вариантов использования ИОС ПП в целях определения уровня компетентности должностных лиц;

— с разработкой методики оценивания полезных признаков варианта организации использования ИОС ПП на основе применения критериальной системы оценивания уровня компетентности должностных лиц;

— организационными, техническими и программно-методическими аспектами реализации технологии инновационного развития системы профессиональной подготовки в рамках ситуационных центров предприятий;

— проведением работ по формированию моделей и методов выработки рациональных управленческих решений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.М. Формирование системы управления персоналом на основе функционально-адаптационной модели специалиста: Автореф. дисс. канд. экон. наук. Ижевск, 1998. — 18 с.
  2. А., Нисевич Е. В поисках совершенства управления // Вопросы экономики, 1997. № 2.
  3. ., Ритерман Р. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода. // Вопросы экономики, 1994. № 8. — С. 31−39.
  4. А.Н., Барышников Ю. Н. Управление развитием региона: содержание, технологии, критерии эффективности. М.: РАГС, 2006.
  5. А.Н. Управление развитием социально ориентированной экономики региона. М.: Проспект, 2004.
  6. В. Инновационный менеджмент. М.: Дело, 2003. — 528 с.
  7. Е.А. Проектирование содержания обучения на основе диагностирования уровней усвоения знаний в условиях компьютеризации учебного процесса: Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 160 с.
  8. Н.Е. Дидактическая система информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений и научно-методические подходы к ее реализации / Под общ. ред. А. П. Беляевой. СПб. — Тамбов: ИПКРО, 1997. — 175 с.
  9. М.Ю. Методология компьютерного обучения экономистов: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1993. — 39 с.
  10. И.В. Инновационный менеджмент. М.: Изд-во «Гардарика», 2005. — 224 с.
  11. Т. Управление персоналом. М.: ЮНИТИ, 2005. — 560 с.
  12. Г. Г. Информационное моделирование научно-технических программ. М.: Наука, 1990. — 248 с.
  13. И.П. Кадровое обеспечение предпринимательства управленческим персоналом: Дисс. канд. экон. наук. М., 1995. — 125 с.
  14. А.Б., Марусин В. В., Скибицкий Э. Г., Слуднов A.B., Холи-на Л.И. Организационно-педагогические аспекты дистанционного обучения (концепция) // Препринт / Под ред. Э. Г. Скибицкого. Новосибирск, 1998.-40 с.
  15. А. Алхимия инноваций. М.: ООО «Вершина», 2004. — 224 с.
  16. Ю.Н. Дидактико-методическое обеспечение процесса обучения кадров. М.: РАГС, 2006.
  17. В. Ситуационные центры и социально-экономическое моделирование // Управление персоналом, 2000. № 12.
  18. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. — С. 2−5.
  19. М.Н. Современные модели обучения в свете концепции гуманизации образования // Гуманизация образования, 1994. № 2. — С. 3−8.20,21.22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  21. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии в обучении. -М.: Педагогика, 1995.
  22. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статистика, 1980. — 263 с.
  23. А.О. Персонал как важнейший стратегический ресурс организации // Жилищно-коммунальное хозяйство, 2004. № 11. — С. 43−48. Блохнин А. «Профессионал» готовит профессионалов // Жилищное и коммунальное хозяйство, 2004. — № 12. — С. 15−18.
  24. А.Б. Англо-русский словарь по программированию и информатике (с толкованиями): ок. 6000 терминов. М.: Московская международная школа переводчиков, 1992. — 335 с.
  25. А., Саулин А. Интегральная оценка результативности предприятий // Вопросы экономики, 1998. № 6.
  26. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994. — 269 с.
  27. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++. М.: Бином, 1999. — 560 с.
  28. A.A. Проблемы развития информационных технологий и их социальные последствия: Дисс. канд. философ, наук. -М., 1993. -174 с.
  29. C.B. Интеграция содержания обучения как средство совершенствования профессиональной подготовки специалистов: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1994. 186 с.
  30. С.Л., Ивахненко Э. Л., Стрижак А. Е. Подход к созданию компьютерных учебно-игровых сред по гуманитарным дисциплинам // Разработка компьютерных технологий обучения и их внедрение: Сб. науч. Трудов. К., 1991. — 152 с.
  31. В.И., Воробьев С. Н. Принятие управленческих решений: Учебное пособие для вузов. М.: КУДИЦ — ОБРАЗ, 2001. — 288 с.
  32. В.И., Воронцова И. П. О поведении стохастических автоматов с переменной структурой // Автоматика и телемеханика, 1963. Т. 24. -№ 3. — С. 353−360.
  33. Е.С., Овчаров Л. А. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения. М. Наука, 1991. — 384 с.
  34. A.A. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий // Среднее профессиональное образование, 1998. № 1. С. 24−34.
  35. В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. -М.: Юристь, 1998.384 142,4344,45,46,47,48
Заполнить форму текущей работой