Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление системы профессионального обучения кадров для сферы малого предпринимательства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Становление и развитие предпринимательства в России, как, впрочем, и в других постсоциалистических странах, совершающих в данный момент переход к свободному рынку, вступило, как полагают многие аналитики, в кризисную стадию своего движения. И ситуация здесь заключается не столько в том, что в России до сих пор отсутствует достаточная системная поддержка развития малого предпринимательства… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. Теоретические и методологические основы системы профессионального обучения кадров для малого предпринимательства
    • 1. 1. Институционализация системы профессионального обучения кадров для малого предпринимательства
    • 1. 2. Структура, функции и субъекты системы подготовки предпринимательских кадров.
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. Анализ системы подготовки кадров для сферы малого предпринимательства в России
    • 2. 1. Механизмы государственной поддержки и развития малого предпринимательства
    • 2. 2. Формирование инфраструктуры системы профессионального обучения кадров для малого предпринимательства
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Организационные и учебно-методические основы оптимизации системы профессионального обучения предпринимательских кадров
    • 3. 1. Концепция и особенности организации профессионального обучения кадров для малого предпринимательства
    • 3. 2. Организация методического обеспечения подготовки кадров для малого предпринимательства и пути ее оптимизации

Становление системы профессионального обучения кадров для сферы малого предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложность перехода от административной к рыночной экономике, кроме общеизвестных причин социально-экономического, политического и ^ культурного порядка, в значительной степени обусловлена недостаточной обеспеченностью кадрами, способными не только понимать природу и особенности рыночных процессов, но и организовывать эффективную деятельность деловых структур в рамках созданных механизмов функционирования рынка. Эти качества необходимы в любой области экономической и управленческой деятельности, особенно в сфере малого бизнеса. Руководителям и специалистам сферы предпринимательства необходимо научиться владеть искусством управления бизнес-ситуациями, сопровождающими предпринимательскую деятельность в интересах обеспечения стабильного успеха собственного дела. л.

Предприниматель, который стремится найти и творчески использовать V возможности для создания, роста и развития собственного дела в максимально широком контексте, оказывается в центре «турбулентной среды, которая определяется стремительно меняющимися, условиями функционирования рынка, производства товаров и услуг, стимулируемых возрастающими потребностями массового потребления и всецело зависящих от социально-экономической ситуации, действий конкурентов,.

1 платежеспособности населения и других, порой трудно прогнозируемых явлений и факторов. Личность предпринимателя, знания и профессиональные навыки, согласованность и слаженность действий команды определяют результативность, уровень благосостояния и социальной защищенности участников процесса и членов их семей.

В связи с непродолжительностью периода развития малого предпринимательства, в обществе не сложился достаточный слой рыночно.

1 «у* ориентированных кадров, способных на высоко профессиональном уровне обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства, а через него экономические преобразования в российском обществе. Потребности общества, государства и конкретных бизнесов требуют своевременной, масштабной и качественной подготовки кадров для сферы малого предпринимательства. Данная задача требует создания системы профессионального обучения кадров, благоприятных условий для их практической деятельности.

Становление и развитие предпринимательства в России, как, впрочем, и в других постсоциалистических странах, совершающих в данный момент переход к свободному рынку, вступило, как полагают многие аналитики, в кризисную стадию своего движения. И ситуация здесь заключается не столько в том, что в России до сих пор отсутствует достаточная системная поддержка развития малого предпринимательства, сколько в том, что экономическое развитие в стране, вступившее в новый качественный этап, настойчиво предъявляет как к самим предпринимателям, так и к их персоналу серьезные требования к уровню их профессионализма. Несмотря на то, что уровень экономико-правовой грамотности российских бизнесменов за последние несколько лет существенно вырос, профессиональные параметры. российского бизнеса, по оценкам зарубежных экспертов, оставляют пока еще желать лучшего [34,с.7].

В этой связи важным направлением в системе мер по поддержке МП выступает кадровое обеспечение сферы предпринимательства, дальнейшее развитие системы экономического образования населения, которое так же, как и предпринимательство в целом выступает в качестве одного из субъектов формирующегося рынка страны.

Однако, несмотря на наличие безусловных признаков сложившейся институционализации системы профессионального обучения кадров для сферы малого предпринимательства, в ее нынешнем состоянии имеется множество проблем, объективно сдерживающих ее становление, адекватное не только сегодняшним потребностям экономических и структурных преобразований общества, но и долгосрочным перспективам развития. К числу очевидных проблем, препятствующих росту эффективности системы подготовки кадров для сферы малого бизнеса можно с полным основанием отнести организационно-правовые, материально-технические, финансовые, информационные, учебно-методические и т. д. Одной из основных причин, тормозящих развитие рассматриваемой системы является медленное развитие инфраструктуры системы профессионального обучения кадров. Здесь мы сознательно абстрагируемся от степени негативного воздействия макроэкономических и социально-политических факторов (при этом нисколько не умаляя их значимости), объективно тормозящих ход общественных преобразований. Система подготовки предпринимательских кадров и ее инфраструктура в условиях непрекращающегося социально-экономического кризиса объективно, в случае ее оптимального функционирования, могли бы реализовать роль фактора, смягчающего его социальные последствия, а в долгосрочной перспективе способствовать более полному становлению масштабного и устойчивого среднего класса.

Становление рыночно ориентированной системы профессионального обучения кадров связано с существенными изменениями прежних образовательных структур, ориентированных на подготовку специалистов в сфере экономики, управления, финансов.

Под системой профессионального обучения кадров для сферы малого предпринимательства мы понимаем целостную совокупность институциональных, инфраструктурных, информационных и учебно-методических компонентов, в процессе взаимодействия которых, осуществляется подготовка предпринимателей, специалистов и руководителей малых предприятий, а также организаций, осуществляющих поддержку, регулирование или взаимодействие со сферой малого предпринимательства.

В контексте этого определения термин «подготовка», как нам представляется, будет означать весь комплекс видов деятельности, направленных, собственно, как на саму «начальную подготовку и переподготовку» гражданина к предпринимательству, так и неизбежную стадию в процессе развития бизнеса стадию «повышения квалификации».

Такая широкая трактовка понятия «обучение» обусловлена, с одной стороны, тем, что оно может рассматриваться как социальное явление, порождаемое потребностями происходящих в обществе преобразований. А, с другой стороны, тем, что одним из системообразующих элементов, вокруг которого выстраивается весь комплекс организационно-технических, информационно-технологических и других элементов является процесс обучения. Иными словами, «периферию» системы образуют элементы, призванные максимально обеспечить профессиональное обучения людей к занятию предпринимательской деятельностью в сфере малой экономики.

При этом под понятием «процесс обучения», мы понимаем процесс активного и целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества. Здесь термин «обучение» рассматривается как органическая часть, сердцевина учебного процесса.

Глубокий финансовый и экономический кризис в значительной степени был вызван непоследовательностью государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства, ориентированного на производство, профессиональной неподготовленностью кадров всех уровней эффективно действовать в новых условиях.

Проблемы становления и развития системы профессионального обучения кадров для сферы малого предпринимательства, связанные с новым содержанием, а также разработкой современного методического сопровождения учебного процесса, требуют адекватного осмысления и научного анализа различных методов и технологий с последующей их корректировкой. Из этого вытекают актуальность данного диссертационного исследования, цель и задачи анализа становления системы профессионального обучения кадров для сферы малого предпринимательства.

Степень разработанности проблемы.

Несмотря на то, что в стране возникла и в общих чертах сложилась система кадрового обеспечения сферы малого предпринимательства, она, тем не менее, не стала предметом научного анализа. В широком диапазоне научных работ, посвященных вопросам социально-экономического реформирования, проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров разработаны слабо и по-прежнему остаются на периферии экономической науки. Среди научных публикаций, посвященных кадровому обеспечению сферы предпринимательства — исследования Грошева В. П., Добрынина Д. Н, Евенко Л. И., Журавлева П. В., Звонникова В. И., Иванова Ю. И., Макрака В. О., Морозова В. Ю., Русинова Ф. М., Омарова А. И., Орлова В. П., Орлова A.B., Пономаренко Б. Т., Сульповара Л.Б.

Анализируя различные аспекты подготовки кадров, в сфере менеджмента, инновационной деятельности, инвестиционного процесса, государственной службы, большинство исследователей оставляют за предметными границами своих научных изысканий изучение компонентов, структуры, факторов и механизмов функционирования системы подготовки кадров для сферы малого предпринимательства. Однако изучение этих элементов позволило бы понять сложность и противоречивость этого явления, осуществить поиск подходов к созданию концепции общественно-государственной поддержки кадрового обеспечения сферы малого предпринимательства, утверждающей приоритетность подготовки, отбора и продвижения кадров по сравнению с другими направлениями поддержки малого бизнеса.

Следует отметить, что подобная ситуация наблюдается в западной экономической науке. Вопросы воспроизводства профессионалов для сферы экономики рассматриваются в методологической плоскости известной концепции человеческого капитала, тесно примыкающей к институциональному направлению макроэкономической теории. Данный подход представлен такими именами, как Г. Беккет, Б. Вейсборд, Дж. Вейз, Дж. Минцер, А. Туроу, Т. Шульц, М. Фишер и др.

Повышенное внимание уделяется проблемам экономического образования предпринимателей в странах с трансформирующейся экономикой, о чем может свидетельствовать монография коллектива авторов под редакцией П. Росса (Education entrepreneurs in the modernizing economies), «Подготовка предпринимателей в модернизирующихся экономиках» опубликованная в 1996, а также работа «Интернационализация подготовки и обучения предпринимательства» (Internationalizing Entrepreneurship Education and Training) под редакцией Г. Клаундта и Д. Мюллер-Боллинга. В целом, проблематика подготовки кадров для сферы малого предпринимательства на Западе включает значительный круг вопросов. Это и проблемы организации дистанционного образования и обучения для малых фирм (Дей И., Дж. Харрисон), профессиональное обучение в Европе (Гибб А. А), обучение предпринимателей в Великобритании (Роса П.), в Шотландии (Ричардсон П., Гартшор С.), в Венгрии (Уделл Дж, Прайсер Р.), в Германии (Хисрич Р.Д., Гросс Б.У.).

Особый интерес представляет изучение проблем оптимизации методического обеспечения системы обучения предпринимателей. В 90-е гг. рассмотрение технологии и методического сопровождения наиболее современных кейз-методов в теории и практике подготовки предпринимательских кадров стало постоянной темой международных конференций. В центре внимания также находятся вопросы эффективного использования компьютеризованных (Тёбнер Р.А.) и игровых методов, воспроизводящих повседневные бизнес-ситуаций, методов обучения менеджменту (Елгуд С.) и т. д.

Целью диссертационного исследования является научный поиск, обоснование оптимальных подходов и разработка практических рекомендаций по оптимизации системы профессионального обучения кадров для сферы малого предпринимательства.

Достижение цели исследования обусловило постановку и решение следующих задач:

• анализ институционализации системы подготовки кадров для сферы малого предпринимательства;

• выявление структуры, функций и субъектов системы подготовки предпринимательских кадров для сферы малого предпринимательства, а также определение ее места и роли в государственной политике по поддержке и развитию малого предпринимательства;

• выявление и описание основных элементов инфраструктуры подготовки кадров для малого предпринимательства;

• определение региональных особенностей системы подготовки предпринимательских кадров на примере сети учебно-деловых центров Морозовского проекта;

• анализ концепции, технологии, организации, методического сопровождения системы профессионального обучения кадров для малого предпринимательства;

• разработка комплекса практических рекомендаций и предложений по оптимизации системы профессионального обучения.

Объектом исследования является российское малое предпринимательство как особая сфера формирующейся рыночной экономики.

Предметом исследования выступают социальные отношения и механизмы взаимодействия, возникающие в процессе становления и функционирования системы профессионального обучения кадров для сферы малого предпринимательства.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные положения концепции человеческого капиталаисследования и работы отечественных и западных экономистов по проблемам подготовки кадров для сферы предпринимательства, а также системный, структурно-функциональный, институциональный, сравнительный методы анализа.

Диссертационное исследование содержит следующие элементы научной новизны:

• выдвинуто и аргументировано методологическое положение, согласно которому институционализация подготовки предпринимательских кадров выступает как один из институтов и направлений социализации общества на этапе рыночных преобразований;

• раскрыты структура, функции, субъекты и механизмы реализации потребности сферы малого предпринимательства в профессионально подготовленных кадрах;

• проанализированы и определены основные факторы становления, функционирования и развития системы подготовки предпринимательских кадров;

• выдвинуто и обосновано положение о приоритетной роли профессионального обучения кадров в государственной политике по поддержке и развитию малого предпринимательства;

• на основе детального анализа методического сопровождения системы подготовки предпринимательских кадров предложен ряд практических рекомендаций по повышению ее эффективности;

• разработана авторская многоуровневая программа интенсивной подготовки кадров для малого предпринимательства;

• обобщен опыт и выделены региональные особенности системы подготовки предпринимательских кадров на примере деятельности учебно-деловых центров Морозовского проекта.

Практическая значимость диссертационной работы определяется тем, что проведенный анализ и сформулированные выводы, широко примененные при организации профессиональной подготовки кадров для сферы малого предпринимательства в 12 экономических зонах и 50 регионах России, могут быть использованы при совершенствовании структурных звеньев системы на федеральном уровне, а также в обосновании концептуальных основ государственной политики поддержки малого предпринимательства.

Апробация диссертационной работы. Результаты работы прошли апробацию в ходе реализации Морозовского проекта — широкомасштабной программы подготовки кадров для рыночной экономики и поддержки малого предпринимательства, при разработке Государственных программ поддержки малого предпринимательства на 1996;1997, 1998;1999 гг., реализации подпрограммы кадрового обеспечения инновационной деятельности в рамках Межведомственной программы содействия развитию инновационной деятельности 1996;1998 гг., Программы развития предпринимательской деятельности в странах СНГ, а также на российских и международных конференциях и семинарах.

Пхбликаиии. Содержание диссертационной работы отражено в публикациях автора общим объемом 13,5 п.л.

Логика и структура диссертации. Логика построения диссертационной работы опирается на три структурно взаимосвязанных блока. В первом блоке представлен системный анализ институционализации системы профессионального обучения для сферы малого предпринимательства, ее внутрисистемные и структурные связи. Во втором дан анализ действующей в настоящее время структуры профессионального обучения сферы предпринимательства и делового образования. В третьем — приведены результаты анализа методического обеспечения процесса обучения кадров для сферы предпринимательской деятельности на основе применения новейших образовательных технологий и подходов, а также обоснование рекомендаций и предложений по оптимизации его осуществления.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы. Объем исследования содержит 187 страниц машинописного текста. В списке использованной литературы — 180 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях перехода от административных методов управления в экономик к развитию рынка особое значение приобретает развитие малого предпринимательства.

Малое предпринимательство в России к настоящему времени стало серьезной экономической силой, доказавшей способность к существованию и развитию.

Вместе с тем, сложности политического, экономического, культурного порядка оказывают негативное влияние на цивилизованное развитие малого предпринимательства.

Мировой опыт показал, что успешное развитие малого предпринимательства возможно исключительно при наличии продуманной и последовательной политики государства, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствующих субъектов, и особенно для малых предприятий и предпринимателей.

В ходе реформирования экономики в России начали формулироваться основы государственной политики в сфере малого предпринимательства. Были приняты соответствующие законодательные и нормативные акты. Создан механизм функционирования Федеральных целевых программ поддержки малого предпринимательства. Понимание важности и необходимости малого предпринимательства постепенно привело к созданию механизмов его поддержки на региональном уровне. Однако на сегодняшний день реализация государственной политики в отношении малого предпринимательства осуществляется непоследовательно, не в полном объеме и не во всех необходимых направлениях.

В ряду наиболее значимых механизмов поддержки малого предпринимательства можно выделить инфраструктурные механизмы. Задача развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства формулируется государством как одна из приоритетных. На практике стали складываться элементы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Особое место в развитии инфраструктурных механизмов отводится системе профессионального обучения кадров для сферы предпринимательской деятельности.

Характер функционирования системы позволяет сделать вывод о ее институциализации в России. На сегодня различные государственные и негосударственные институты, реализуя собственные цели и задачи в направлении подготовки кадров, вступают в устойчивое взаимодействие и обеспечивают функционирование системы в целом. Это позволят говорить о становлении системы профессионального обучения кадров малого предпринимательства в России.

Вместе с тем, создание и развитие элементов этой системы не всегда является следствием продуманной государственной политики. В ряде случаев созданы и успешно действуют образовательные, консалтинговые и другие структур, созданные на общественных или коммерческих началах и успешно решающие задачи подготовки кадров.

Однако возможности государственного и негосударственного сектора в сфере подготовки кадров для предпринимательской деятельности не удовлетворяют требованиям экономики. Невзирая на известные успехи в организации системы кадровой подготовки сферы предпринимательства, её дальнейшее развитие наталкивается на определенные проблемы: отсутствует общепринятая концепция, утверждающая приоритетность вопроса подготовки, отбора и продвижения кадров по сравнению с другими формами поддержки малого бизнеса и предпринимательства в целом на данном этапе развития российской рыночной экономики;

• недостаточность финансирования процесса подготовки кадров;

• неразвитость инфраструктуры образовательных и консалтинговых учреждений для сферы малого бизнеса в депрессивных регионах и на периферии;

• отсутствие гибкого государственно-общественного механизма формирования «Социального заказа», выражающего согласованные интересы образовательного учреждения и потребностей образовательных услуг;

• недостаточная мотивация представителей малого предпринимательства на получение образовательных и консультационных услуг;

• отсутствие разделения полномочий между субъектами, определяющими содержание образования специалистов в сфере малого предпринимательства, на федеральном, региональном уровнях.

Преодоление обозначенных проблем в развитии системы кадровой подготовки сферы предпринимательства требует неотложных мер государственного характера, что, в свою очередь, позволит превратить систему и деловое образование в ее рамках в действенный инструмент проводимых в стране социально-экономических реформ.

Необходимы целенаправленные усилия, направленные на развитие системы подготовки кадров.

Такая система должна отвечать следующим требованиям:

• Предоставлять качественные услуги в сфере профессионального обучения широким категориям граждан, включая незанятое население, работников государственных и крупных предприятий, желающих создать собственное дело, специалистов и руководителей малых предприятий, сотрудников объектов инфраструктуры поддержки малых предприятий, государственных и муниципальных служащих, отвечающих за вопросы поддержи малого предпринимательства.

• Образовательные услуги должны быть доступны гражданам, быть сравнительно недорогими и приближенными к месту функционирования малых предприятий, т. е. на муниципальном уровне.

• Технология обучения предпринимателей и специалистов для сферы малого предпринимательства должна отличаться от традиционной и основываться на вовлечении слушателя в процесс обучения, формулирования рецептов, информационного и консалтингового сопровождении в ходе обучения и после его завершения.

• Действовать, ориентируясь на потребности экономики и опережая образовательные потребности предпринимателей. Данное условие обусловлено тем, что образовательные потребности и платежный спрос на образовательные услуги имеют тенденцию к отставанию. На практике предприниматель сначала сталкивается с проблемой, а затем уже приходит к необходимости научиться, как с ней справляться. Необходимость в соответствующих знаниях становиться очевидной, когда уже возникли диспропорции и ошибки. Однако возможно прогнозирование нарастающей потребности в определенного вида подготовке и предварительной подготовке кадров для данной сферы.

Для создания системы профессионального обучения, требования к которой обозначены выше, существуют необходимые предпосылки. В частности, Академия менеджмента и рынка в рамках реализации Морозовского проекта совместно с партнерами на федеральном и региональном уровнях создала сеть учебно-деловых центров, осуществляющих подготовку и консалтинговое сопровождение предпринимателей и специалистов для малого предпринимательства.

Особенность и преимущества Морозовского проекта заключаются в следующем:

• Создана сеть учебно-деловых центров на региональном и муниципальном уровне.

• Сформированы и подготовлены команды квалифицированных преподавателей и консультантов, исповедующих предпринимательский подход к обучению.

• Разработаны и внедрены методические подходы, основанные на достижении мировой и отечественной науки и практики ведения предпринимательской деятельности в России.

• Созданы механизмы обратной связи между потребностями рынка, субъектам малого предпринимательства и организацией учебного процесса: формой, содержанием, средствами.

Особенно ценно то, что Морозовский проект, опираясь на инициативу местных элит, Академическую науку, предпринимательский сектор, пользуясь поддержкой государственных и региональных властей и международных организаций, является экономически независимым ни от одной и структур, а, следовательно, стабильным, что особенно важно в условиях социальной и экономической нестабильности.

Опыт Морозовского проекта следует рекомендовать к распространению на другие сферы образовательной деятельности.

Необходимость оказания конкурентоспособных услуг и появление новых задач стимулируют стремление к овладению все более передовыми технологиями обучения.

Особого внимания заслуживают системы модульного обучения, электронного и дистанционного обучения.

Эти системы не могут и не должны подменять традиционное обучение, но могут и должны существенно дополнить и расширить его возможности.

Предложенную в работе схему многоуровневой подготовки предпринимателей можно рекомендовать для широкого использования в регионах России.

Масштабные изменения по оптимизации системы профессионального обучения кадров для предпринимательской деятельности требуют разработки и реализации Федеральной целевой программы подготовки кадров для предпринимательской и инновационной деятельности на 2000 — 2003 гг.

В рамках существующих программ необходимо предусмотреть подготовку и повышение квалификации преподавателей и консультантов для государственных и негосударственных структур профессионального обучения кадров для предпринимательской деятельности.

Проведенный диссертационный анализ привел нас к выводу о том, что в стране сложилась и находится в процессе динамического развития система кадрового обеспечения сферы предпринимательства. В процессе формирования также находится и инфраструктура рынка в сфере делового образования. Произошло изменение роли государства в организации, планировании, контроле образовательной деятельности, а также усиление ориентации государственных учебных заведений на рынок, чему в немалой степени способствует острая конкуренция на рынке образовательных услуг для сферы предпринимательства.

Особое место в инфраструктуре системы кадровой подготовки предпринимательства, как показывает анализ, занимает крупномасштабное объединение различных экономических, государственных и образовательных структур — Академия менеджмента и рынка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь / Пер. с англ. Казань, 1997. -420 с.
  2. Т. Маркетинг для бизнес-инкубаторов: задачи и возможности // Предпринимательство в России. М., 1997. — № 1.- с. 37−41.
  3. Американское предпринимательство в информационную эру // Науч.-аналит. обзор. М., ИНИОН РАН, 1993. — 87 с.
  4. Н.В. Предпринимательство в России// Власть М., 1995, -№ 15. Андреев В. К. Основы предпринимательского права России. — М., 1992.
  5. Т. Пуденко Т. Будут ли руководители промышленных предприятий учиться менеджменту // Предпринимательство в России -М., 1997, -№ 1.-е. 19−36.
  6. Л. Малый бизнес убивают монополисты, коррупция и законодательство // Деловой мир. 20 января 1996. — с. 5.
  7. И.П. Кадровое обеспечение предпринимательства управленческими кадрами. Автореферат дисс. канд. эконом, наук. -РАГС.-М. 1995,-22 с.
  8. Д. Стимулирование развития малого бизнеса в Восточной Германии// Бухгалтерский учет. М., 1994. — № 6. — с. 20−27.
  9. В.Х. Предпринимательство и становление смешанной экономики в России // Социально-политический журнал М., 1993. -№ 910.
  10. Л.А. Средний класс: проблемы формирования и развития в России // Мир России.- М., 1996.
  11. И. Формирование среднего класса как критерий завершения социально-экономической трансформации // Бизнес и политика М., 1997.-К 3.-е. 56−61.
  12. В.А. Перспективы развития системы информационного обеспечения малого предпринимательства // Информационные ресурсы России М., 1996, — № 2, — с. 6−7.
  13. Бизнес-план инвестиционного проекта / Рабочая тетрадь предпринимателя для разработки бизнес-плана (науч. Рук. Проф. Грошев В. П. М. 1996, — 100 с.
  14. А.О. Малое предпринимательство как проблема регионального развития // Этнополитический вестник М., 1995, — № 4.
  15. Д. Большая поддержка малого бизнеса : Опыт Дании // Бизнес. -М., 1995. № 1. — с.26−27.
  16. А.В. Предпринимательство. Основной курс. Учебник в 2 кн. -М., 1994.
  17. К.И., Карпичев B.C. Личная текстология: самоменеджмент. Курс лекций. — М., 1993, — 129 с.
  18. А., Каганов В. Ш. Поддержка малого бизнеса: стратегия развития // Предпринимательство в России. М., 1996, — № 3. — с. 4−9.
  19. В.Н. и др. Предпринимательство: маркетинг и цены. М., 1992.-256 с.
  20. Е.Я. Формирование регионального звена системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности: (на материалах Краснодарского края). Автореферат дисс. канд. полит. Наук. — М.1995, — 16 с.
  21. Г. К. Предпринимательство. -М., 1992.
  22. Э. Социология // Социологические исследования М. 1992 № 9.
  23. З.Т. и др. Британские социологи о современном среднем классе // Социологические исследования. М., 1996.- N. 10.
  24. М.И. Предпринимательство в современной экономике // Общество и экономика. М. 1993, — № 4.
  25. В.П., Дж. У. Макгерн. Морозовский проект: от идеи до реализации // Организация поддержки малого бизнеса / Под ред. В. Ш Каганова. М., 1995, — 128 с.
  26. В.П. Академия менеджмента и рынка: стратегия образовательной деятельности // Деловое образование: программы и технологии Морозовского проекта / Сборник (Под ред. Пономаренко Б.Т.-М., 1997.-с. 4−8.
  27. В.П. Почему уникально дело, за которое мы взялись: Морозовский проект // Инвестиции в России. М., 1995. — № 2. — с. 4.
  28. Государственная поддержка предпринимательства: концепции, формы и методы // Общество и экономика. М., 1995, — № 12, с.78−121, 1996, № 12.-с. 118−186.
  29. В.П. Экономика предприятия и предпринимательство: учебное пособие. М., 1994. — 185 с.
  30. З.Л. К вопросу о полисемантизме предпринимательства в экономической теории. Владикавказ, 1996, — 47 с. Рукопись депонир. ИНИОНРАН.
  31. Д.И., Дятлов С. А. Человеческий капитал России: проблемы эффективного использования // Новые приоритеты в реформировании экономики России (сб. науч. трудов) / Ответ. Ред. Критский М. М. -СПб, 1996.- 116 с.
  32. A.A., Стерлин А. Р., Тулин Н. Предпринимательство в конце XX века. М., 1992.
  33. В. Евростандарт для бизнесменов России // Российская Федерация. М., 1998 — № 4. — с.7.
  34. Т.И. Бизнес слой российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования М., 1995, № 3.
  35. C.JT. США: бизнес и образование/ аналитический обзор. М., 1993. — 36 с.
  36. В.А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. М., 1994. — 144 с.
  37. В.И. Организация и анализ кадрового обеспечения на автомобильном транспорте: учебное пособие. М., 1987. — 40 с.
  38. A.M. Практические ситуации в обучении менеджменту (Кейс-стади).-М., 1995.- 185 с.
  39. C.B. Государство и предпринимательство в России СПб., 1996.- 186 с.
  40. Н.М., Скляревский В. Г. Государство и предпринимательство в России / МВД России, С.- Петерб. юрид. ин-т- Под ред. Лурье В. Ф. -М., 1996. 528 с.
  41. Ю.И. Последипломное образование управленческих кадров в современных условиях. М., 1993. — 257 с.
  42. Ю.И. Подготовка кадров управления: модель обучения (Сб. науч. трудов. Выпуск № 3. Проблемы эффективности подготовки повышения квалификации управленческих кадров /Под ред. Иванова Ю.И.-М., 1994.- 135 с.
  43. В. «Белые воротнички» в современной России: новые средние слои или конторский пролетариат // Рубеж. М., 1996.- N 8/9.- с. 98 121.
  44. А. Малого бизнеса не может быть мало// Российская Федерация. № 4. — 1998. — с.3−8.
  45. В.Ш. Выращиваем бизнесменов в инкубаторах // Российская Федерация М., 1998. № 4, — с. 7.
  46. В.Ш. Кадровое обеспечение инвестиционного процесса // Промышленность России. М., 1998. — № 3. — с.60−65.
  47. В.Ш. Организация поддержки малого бизнеса / Под ред. Каганова В. Ш. М.: Академия менеджмента и рынка, 1995.- 128 с. ил л.
  48. В.Ш. Необходимость формирования малой экономики // Организация поддержки малого бизнеса / Под. Ред. Каганова В. Ш. М., 1995. -с. 16. Разделы 1.3, 2.3, 2.5, 3.2, 3.3, 3.4, 3.6, 4.1, 4.2, 4.9. в соавторстве.
  49. В.Ш., Рыбин М. Сеть бизнес-инкубаторов: приоритетная программа // Предпринимательство в России. М., 1995. -№ 34. — с.30−35.
  50. Каганов В. Ш, Ефимов В. В., Коротаев В. П., Мухин А. П., Постников A.B., Толоконников A.B. Бизнес-план инвестиционного проекта / Рабочая тетрадь предпринимателя для разработки бизнес-плана (Под науч. рук. проф. Трошева В.П.) М.: Агроконсалт, 1996,-100 с.
  51. В.Ш., Рыбин М. Сеть бизнес-инкубаторов: приоритетная программа // Предпринимательство в России. М., 1995. -№ 34. — с.30−35.
  52. Каганов В. Ш, Рыбин М. В. Как создать и сделать успешным бизнес-инкубатор (учебно-практическое пособие).- М.: Агроконсалт, 1996.112 с.
  53. Кадровое обеспечение государственной службы. Ростов-на-Дону, 1994.- 185 с.
  54. С. Концепции предпринимательства // Российский экономический журнал. М., 1992. — № 3, — с. 143−156.
  55. Т.В. Предпринимательство (правовые основы). -М., 1994. -176 с.
  56. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы / Пер. с англ. М., 1991ю — 245 с.
  57. Ф. Интернационализация среднего предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. М., 1996. — № 3. — с. 115 119.
  58. М. Перспективы развития среднего класса в России//Социологический журнал М., 1994.- N 2.-е. 134−142.
  59. Э. Подходы Японии к развитию малого бизнеса в России // Проблемы Дальнего Востока. М., 1996. — № 5. — с. 53−57.
  60. А. Колесникова JI. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблемы определения // Вопросы экономики. М., 1996. -№ 7. — с. 46−59.
  61. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть I (Ответственный ред. О. Н. Садиков. -М., 1995.
  62. В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. М., 1992. — № 4.
  63. С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа / РАН ин-т соц.-экон. пробл. Народонаселения. М.1996. — 191 с.
  64. Культура российского предпринимательства / Кармин H.A., Степин B.C., Панарин A.C. М., 1997. — 216 с.
  65. Г. И. Малое и среднее инновационное предпринимательство (МСИП): условия развития и международное сотрудничество / Мин. Науки России, РАН. М., 1996. — 116 с.
  66. В.М., Русинов Ф. М., Петросян Д. С. Кадровые проблемы современного менеджмента / Под ред. Германа И. М., 1996. — 165 с.
  67. И.Т. Предпринимательство и рынок важнейший экономический и социально-культурный феномен современности. -М., 1994.- 167 с.
  68. Ш. Как правительство Японии поддерживает малый и средний бизнес // Бизнес. М., 1995. — № 8. — с.26−27.
  69. K.P., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х книгах / Пер. с англ. -М., 1992.
  70. A.A. Механизмы формирования целостности системы // Системные исследования. Ежегодник 1973. М., 1973. — с.53.
  71. Малое предпринимательство в России. 1994−1997 гг. (Библиографический справочник. Ноябрь 1997. М., 1997. — 113 с.
  72. Материалы к заседанию Совета по малому предпринимательству при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. М., 1998. — 44 с.
  73. Морозовский проект: развитие и поддержка малого предпринимательства // Информационно-справочные материалы. М., 1996. — 1996. — 72 с.
  74. Н. Грегора. Макроэкономика / Пер. с англ. М., 1994.
  75. Менеджмент в малом бизнесе: Учебное пособие: в 5 т. / Ред. Питателев В. А., Лилеева З. А. М., 1996. — 364 с.
  76. Настольная книга предпринимателя и руководителя. М., 1993. — 258 с.
  77. А. Малое предпринимательство в рыночном интерьере России // Диалог. М., 1995. — № 2. — с. 31−41.
  78. А.И. Предприимчивость руководителя. М., 1990. — 256 с.
  79. Организация поддержки малого предпринимательства. Создание опорного центра Морозовского проекта (Информационно-методические материалы к семинару руководителей администраций и учебных заведений Московской области. М., 1996. — 118 с.
  80. В.П. Где и как учат управленцев? / Ответ. Ред. Орлов В. П. -М., 1990.-64 с.
  81. A.B. Тенденции развития малого бизнеса в мире // Мировой опыт и экономика России. М., 1997. — № 1−2. — с. 12.
  82. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес / Под ред. Ю. М. Осипова. М., 1992.- 185 с.
  83. Основы управления в малом бизнесе: Учеб. Пособие: (Бизнес-конспекты лекций в схемах и комментариях) / Госком. РФ по высшему образованию, Новосибирская Академия экономики и управления. Под ред. Семеновой Т.A.- Geneva, 1993. 101 р.
  84. В. Средний класс в России в зеркале социологии // Власть М., 1996, N 4.- с.61−66.
  85. Ю.А. Предприниматели и российское общество в начале XX в.// Свободная мысль. М., -1992 — № 17.
  86. Р., Рубинфульд Д. Микроэкономика / Сокр. Пер. С. Англ. -М., 1992.
  87. А.Е. Развитие предпринимательства в России. М., 1994. -157 с.
  88. А.Е. Предпринимательство: опыт, проблемы. М., 1995. — 235 с.
  89. .Т. Деловое образование как специальная сфера подготовки кадров // Деловое образование: программы и технологии
  90. Морозовского проекта (Сборник Под ред. Пономаренко Б. Т. -М., 1997. с.208−214.
  91. Предприниматель /Под ред. Черкинского Ю. С. М., 1996. — 128 с.
  92. Предпринимательская деятельность в России/Сборник законодательных и нормативных актов. М., 1991. — 245 с.
  93. Предпринимательство: история, стратегия развития. / Ред. Шакирова B.C.-М., 1993.-88 с.
  94. Предпринимательство в России: сущность и организационные формы / Госкомвуз России. Н-Новгород, 1995. — 192 с.
  95. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект. М., 1997.-240 с.
  96. Предпринимательство в России: становление и проблемы развития / РАН. Институт экономики. М., 1996. — 240 с.
  97. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX в. (Руков. проекта Сорокин A.K. — М., 1997. — 343 с.
  98. Ю. Мировая практика определения критериев предприятий малого бизнеса // Бизнес. М., 1996. — № 8−9. — с. 18−19.
  99. Развитие малых и средних предпринимательских структур и проблемы занятости / Материалы коллоквиума, Тула, 7−8 дек. 1994. Немецкий культурный центр им. Гете (Москва), Администрация Тульской области. М., 1993. — 72 с.
  100. А. Математические системы абстрактного анализа системы // Исследования по общей теории системы. М., 1969. — с. 88−97.
  101. И.И. Мелкий бизнес и эффективность американской экономики. Научно-аналитический обзор. — М., 1990. — 57 с.
  102. С.И., Росенко М. Н. Эволюция социальной структуры современного американского общества (1970−1990 гг.) СП (б)., 1997.
  103. Ф.М. Рынок, предпринимательство, менеджмент. Учебное пособие / Русинов Ф. М. и др. Нальчик, 1996. — 223 с.
  104. М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социологические исследования.- М., 1997- № 7.- с.3−19.
  105. Р. Культура предпринимательства. М., 1992. — 240 с.
  106. В.Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой системы// Социология в СССР. М., 1965. -Т.1.
  107. Н. Социология / Перевод с англ. М., 1994. 560 с.
  108. В.Т. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социологические исследования. М., 1994. — № 2.
  109. Современные проблемы предпринимательства / Тезисы науч. практической конференции. Саратов, 1997. — 144 с.
  110. Е. «Угрожает» ли нам появление «среднего класса»?// Знамя -М., 1990.-№ 10-с. 192−196.
  111. Э.Р., Мальгин В. А., Спирчагов Г. С. Малый и средний бизнес в системе предпринимательства: Сб. науч. материалов международной научно-практической конференции Под ред. Батрасова В. И. -Казань, 1994. — 128 с.
  112. Н. Портрет представителя малого бизнеса (по материалам социологических исследований) // Власть. М., 1996. № 9. с.39−44.
  113. С. Малый бизнес и региональные власти США: совместная стратегия конверсии // Проблемы прогнозирования. М., 1996. — с.76−82.
  114. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»: Принят Государственной Думой 12 мая 1995 г. М., 1995. — 224 с.
  115. Финансовые и институциональные проблемы российского малого предпринимательства (региональные аспекты): Материалы международного семинара в рамках проекта TACIS АСЕ Т 94−152 -R, 23−24 ноября 1995 года. Перевод с англ и немец. М., 1995. — 225 с.
  116. С., Дорнбуш Р., Шьюфлензи Р. Экономика. М., 1993. — 340 с.
  117. И.М. Не забывать, ради чего начинали реформу // Российская Федерация. М., 1998. — № 4. — с.1−4.
  118. В.Ф., Лисиненко И. В. Социология предпринимательства. -М., 1996.- 112 с.
  119. А. Курс предпринимательства. Практическое пособие. М., 1993. — 235 с.
  120. Э. Руководство малыми и средними предприятиями / Пер. С нем. Под общей ред. P.M. Гринева. Обнинск, 1994. — 207 с.
  121. Ф.И., Котилко В. В. Новая парадигма развития малого предпринимательства в России / Науч. ред. Филиппов H.H. М., 1997. -352 с.
  122. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий / Пер. С нем. М., 1995. — 195 с.
  123. X., Швальбе Б. Личность, карьера, успех./ Пер. С нем. М., 1993.- 157 с.
  124. Ю.А. Особенности описания сложных систем // Системные исследования: методологические проблемы. Ежегодник. 1983. М. 1983.- с. 11−113.
  125. Экономические дисциплины в вузах: тенденции и рекомендации / Гребнев Л. Л., Шараев Ю. В. и др.- Под ред. Кузьминова Я. И. М., 1997. — 68 с.
  126. Экономика и общество: новые японские исследования. М.: ИНИОН РАН, 1990.-57 с.
  127. К., Веселовский В. Формирование предпринимательского слоя в Польше // Бизнес и политика М., 1996 — №№ 1−2. С. 40−48. 4347.
  128. Andersson R., Lenart E. Entrepreneurship and Conditions for small business start-ups in the Republic of Latvia. A study of entrepreneurial values among Latvian students // Paper presented at RENT VII in Budapest, 1993. p. 32−45.
  129. Banfe C. Entrepreneur From Zero to Hero. — N.Y. 1991.
  130. Barth F. The role of the Entrepreneur in Northen Norway. Bergen, 1963.
  131. Becker C.S. Human Capital: A Theoretical and Analysis. N.Y., 1964.
  132. Belbin R.M. The Discovery Method in Training. London, 1969, — 43 p.
  133. Borish M., Noel M. Ahead and still gaining? Where the private sector stands in the Visegrad countries // Most, 1996.- vol. 6. № 7, p. 25−57.
  134. Brockhaus R.H., Horowitz H.S. The psychology of the entrepreneur // The Art and Science of the Entrepreneurship (Ed. By D.L.Sexton and R.W. Simlor. Cambridge, 1986.
  135. Bruner H.P. Entrepreneurship in Western Europe: Neither Magic nor Mirage. A preliminary investigation // Jornal of Economic Issues. vol.27. ¦№ 2. -p.503−515.
  136. Casson M.C. The Entrpreneur An Economic Theory. — Oxford, 1982.
  137. Carnevale A. P., Shulz E.R. Return on invesment: Accounting for training // Training and development. Alexandria, 1995. — vol.44, № 7. — p. 1−32.
  138. Curran J., Stanworth J. Education and Training for Enterprise: Some problems of classification, Evaluation, Policy and Research // Intranational Small business jornal, -1982. -vol.7, -p.2.
  139. Damary R.G.C. Entrepreneurship in Russia: an from trading to technology// Internationalizing Entrepreneurship Education and Training. -Koln Dortmund, 1992 / Ed. By Klandt H., Muller-Bolling D. — p. 283 386.
  140. Dey I., Harrison J. Distance Education and Learning for Small firms. -UK., Berlin, 1988.
  141. Education entrepreneurs in modernising economies / Ed. By Rosa P. -Avebury, 1996, 196 p.
  142. Elgood C. Using management games. Vermont, 1990.
  143. Fluitman F. Training for work in the informal sector. Geneva, 1989.
  144. Hilton M. Shared training: Hearing from Germany // Monthly labor rev. -Washington, 1991. vol. 114. — № 3, — p. 33−37.
  145. Hisrich R.D., Crochev M.V. The Russian Entrepreneur // Jornal of Business venturing. 1993. — p. 487−498.
  146. Gibb A.A. The Enterprise Culture and Education: Understanding Enterprise Education and its Links with Small Business Entrepreneurship an wider Educational Goals // International Small Business Jornal. vol.11, — 1993.-p.3.
  147. Gideon Maas. Training SMEs to be creative // Education entrepreneurs in the modernising economies / Ed. By Rosa P.- Averbury, 1996. p. 25−29.
  148. Gitter R.J. Job training in Europe: Lessons from abroad // Monthly Labor rev. Wash., 1992. — vol. 115. — № 4. — p, 25−29.
  149. International Encyclopedia of Social Sciences.-N.Y., 1968.-vol/15/ p.288−337.
  150. Internationalizing Entrepreneurship Education and Training. Koln -Dortmund, 1992 / Ed. By Klandt H., Muller-Bolling D. — 280 p.
  151. Kivinen M. The middle classes and the labor process.- Acta Sociologicka.-Oslo, 1989.- N 34.- p.53−73.
  152. Klaundt H. Teaching experiences using a business simulation game as a tool forentrepreneurship education // Internationalizing Entrepreneurship Education and Training. Koln — Dortmund, 1992 / Ed. By Klandt H., Muller-Bolling D. — p. 192−200.
  153. Koolithuwakku S. Demonstration case-study: Indigenous Entrepreneurship in Sri-Lankan rice farmes // Education entrepreneurs in the modernising economies / Ed. By Rosa P.- Averbury, 1996. p. 45−58.
  154. Kralj J. The live case metjod in business and management education and training programs // Proceedings of the Third International Conference on case method Research and application / Ed. By N.R.Winterbum, London, 1986, p.89−94.
  155. Kralj J. Decision making simulation as continuation of the case method // Proceedings of the Fourth Inernational Conference on case method Research and application / Ed. By N.R.Winterburn, London, 1987, p. 4454.
  156. Loucks K. Training Entrepreneurs for Small business creation: Lessons from experience // Management development series, International Labor Organization. -№ 20. — Geneva, 1988.
  157. Otanic K. A Human capital approach to entrepreneurial capicity // Economica, London, 1996. — vol. 63. № 250. — p. 273−289.
  158. Ray A.M. Assessing Entrepreneurship Training As a Strategy of Economic Development // Asian Entrepreneur, Spring, 1992. — p. 42−45.
  159. Richardson P.A., Hartshor C. Training for Business Star-up in Scotland: The gender Dimension // Local Economy, 1989. p.43.
  160. Rosa P. Entrepreneurial Training in the UK.: Past Confusin Future Promise// Internationalizing Entrepreneurship Education and Training. -Koln Dortmund, 1992 / Ed. By Klandt H., Muller-Bolling D. — p. 117 139.
  161. Rosa P., Scott M., Klandt H. Education entrepreneurs in modernizing economies // Education entrepreneurs in the modernizing economies / Ed. By Rosa P.- Averbury, 1996. p. 1−23.
  162. Rossi D. Entrepreneurship education: Principles and consequences // Internationalizing Entrepreneurship Education and Training. Koln -Dortmund, 1992 / Ed. By Klandt H., Muller-Bolling D. — p. 139−161.
  163. Rothwell W.J., Kazanas H.G. Planned OJT is productive OJT // Training and development. Alexandria, 1990. — vol. 44. — № 10. — p. 53−56.
  164. Sexton D.L., Kasarda D. The State of the Art of Entrepreneurship. -Boston, 1992.
  165. Shulus A. Entrepreneurship in the former Soviet Union // Education entrepreneurs in the modernising economies / Ed. By Rosa P.-Averbury, 1996. p. 105−112.
  166. Shulz T. Invest in Human Capital // The American Economic rev., March, 1961.-№ 4.
  167. Social Change and The Middle Classes / Ed/ by T. Buttler, M. Savage/-L., 1995.
  168. Teubner R.A. Computer based method in Entrepreneurship education: An overview // Internationalizing Entrepreneurship Education and Training. -Koln Dortmund, 1993 / Ed. By Klandt H., Muller-Bolling D. — p. 139 161.
  169. Todorov K. In the labyrinth of minataur or: How European entrepreneurs learn and unlearn in International context. Paper for RENT VII, Budapest, 1993.
  170. Udell J., Pricer R. The role of entrepreneurship education to a market economy // Education entrepreneurs in the modernizing economies / Ed. By Rosa P.- Averbury, 1996. p. 129−138.
  171. Wright E/O/ Race and income Inequality // Classes, Power and Conflict/ Classical and Contemporary Debates'.-' California, 1982.
Заполнить форму текущей работой